Натуральная форма возмещения по осаго. Интересные факты натурального возмещения ущерба по осаго

Владимир Путин предложил перейти на натуральную форму ОСАГО, когда автовладельцу предлагают в случае ДТП не деньги, а ремонт машины. "ДП" определил плюсы и минусы новой системы, а также выяснил причины, которые мешают перейти на этот формат работы.

Президент Владимир Путин поручил правительству и к 1 октября 2016 года подготовить предложения по совершенствованию ОСАГО. Правительство и ЦБ подумают над мерами, которые сделали бы более распространенной формой возмещения по этому виду страхования ремонт автомобиля, а не денежную компенсацию.

Поручение содержится в списке, утвержденном по итогам "прямой линии", которая прошла 14 апреля. Президент Ассоциации по защите прав страхователей Максим Ханжин в ходе этой программы предложил поручить ЦБ проработать вариант перехода исключительно на натуральную форму возмещения убытков по ОСАГО. Еще до прямой линии (РСА) сообщил, что направил в Банк России, Минфин и Госдуму проект поправок в закон об ОСАГО, которые расширяют практику возмещений в натуральной форме и содержат комплекс мер по борьбе с мошенничеством в обязательном автостраховании.

В чем выгода страховщиков

Прежде всего переход на натуральную форму возмещения выгоден страховым компаниям: они получат козырь в борьбе с мошенниками.

"Еще до президентской линии РСА готовил поправки по расширению использования натуральной формы. На то были основания. Одна из серьезных проблем - борьба с так называемыми автоюристами. На них приходится около 30-40% страховых выплат. Еще одна цель поправок - борьба с мошенничеством в сфере ОСАГО, поддельных полисов на рынке сейчас очень много. Эти две проблемы в значительной сфере решаются переходом на натуральную форму возмещения", - пояснила президент .

"Я уверен, что натуральная форма возмещения в ближайшие годы станет значительно более популярна, чем ранее. Раньше у клиента не было шанса при наступлении риска по ОСАГО попасть на ремонт на дилерскую станцию. Страховые компании пытались направить таких клиентов на станции гаражного типа и сами, таким образом, спровоцировали интерес клиента к денежной выплате. На этой ниве по всей стране развились сотни юридических компаний, оказывающих услуги автомобилистам по максимизации выплат. Это буквально разоряло страховые компании. Сегодня страховые компании активно меняют свой подход к ОСАГО - все ведущие компании сегодня предложат клиенту направление на СТО к дилеру", - говорит генеральный директор " " Роман Слуцкий.

Как сэкономят автомобилисты

Для перехода на преимущественно натуральную форму ОСАГО страховые компании готовы не учитывать износ автомобиля по ОСАГО. Это станет большим преимуществом для автомобилистов.

"Средний возраст машин в нашей стране более 10 лет. В условиях снижения платежеспособного спроса населения новых машин покупают меньше и доля старых машин имеет тенденцию к росту, соответственно встает вопрос об износе. ОСАГО предусматривает выплату за минусом износа. Натуральная же форма будет предполагать, что деталь ставится без учета износа. На сегодняшний день РСА заявили, что они готовы идти на то, чтобы в ОСАГО не учитывался износ автомобильных средств. Это большая потеря со стороны страховых компаний, но они сэкономят, когда ликвидируются автоюристы. По последним данным по стране, в прошлом году на выплаты автоюристам ушло более 10 млрд рублей из системы ОСАГО", - объясняет Ирина Лукашевич.

Что будет с правом выбора

На сегодняшний день клиенты страховых компаний имеют право выбрать между денежной компенсацией и натуральной формой. В поправках, которые предлагает РСА, речь не идет о полном переходе на натуральную форму возмещения, но планируется существенно увеличить ее долю в общем объеме. Глава ЦБ ранее подтвердила, что подобные меры обсуждаются, но отметила, что ЦБ примет эту меру, только если она не будет ущемлять права граждан.

"Натуральное возмещение очень комфортно как для страховщиков, так и для адекватных автолюбителей, целью которых является ремонт попавшего в ДТП автомобиля, а не попытка нажиться на этом. Все-таки основная цель страхования - снова ввести автомобиль в эксплуатацию. Тем не менее, на сегодняшний день автомобилист вправе требовать денежную выплату вместо натуральной формы возмещения, и едва ли закон когда-либо сможет ограничить права граждан на этот выбор", - добавляет генеральный директор " " Роман Слуцкий.

"Проблема - определение степени амортизации той части автомобиля, которая оказалась повреждена. Какую поставят вместо нее деталь и будет ли она соответствовать уровню изношенности (или неизношенности) той, которая была? В идеале, если для автовладельца будет выбор - денежная компенсация или замена компонента", - добавляет Михаил Чаплыгин, генеральный директор " ".

Почему без денежных компенсаций не обойтись

Полностью перейти на натуральную форму не позволяет отсутствие сети ремонтных станций. В целом должны быть решены ряд серьезнейших вопросов, которые встают автоматически при переходе на натуральную форму.

"Если станция находится в 500 км пути, то вряд ли что-то хорошее выйдет из того, что вам предложили натуральную форму возмещения. В этой связи РСА предлагает установить предельный размер расстояния до станции техобслуживания, для населенных пунктов с населением более 500 тыс. человек это 10 км, менее 500 тыс - 200 км. Есть и другие предложения, например, организация централизованной службы пунктов ремонта. Этот вопрос будет обсуждаться. В любом случае страна должна быть покрыта сетью станций, на данный момент переход на преимущественно натуральную форму невозможен по этой причине", - говорит Ирина Лукашевич.

"Есть и другие вопросы, которые нужно будет решать. Например, новые машины обслуживаются у официальных дилеров. Стоимость работ у официальных дилеров обычно выше. В проекте РСА предусмотрено, что машины возрастом до двух лет будут обслуживаться у официальных дилеров", - добавляет Ирина Лукашевич.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

В случае, если в аварии пострадало не более двух автотранспортных средств, не был причинен вред жизни и здоровью людей и у обоих участников ДТП есть действующие договора автогражданской ответственности, то подавать заявление о выплате следует в СК потерпевшего.

Извещения о ДТП как виновник, так и потерпевший должны представить в свою СК в установленные законом сроки. Если ДТП было оформлено без вызова сотрудников автоинспекции, то обратиться с заявлением в СК участники должны в течение 5 суток с момента ДТП. Если же на место аварии вызывались сотрудники ГИБДД, то на обращение в СК дается 15 дней с момента аварии (подробнее о том, когда и как нужно подавать заявление о возмещении убытков, читайте в этом материале, а здесь вы можете найти пошаговую инструкцию, как написать это заявление).

Срок в течение которого СК рассматривает заявление о возмещение ущерба составляет 20 рабочих дней. В течение этого срока СК обязана рассмотреть данное дело и либо выплатить потерпевшему сумму ущерба, либо предоставить письменный отказ. Так как на сегодняшний день СК практикуют натуральную форму возмещения ущерба, то в случае если по делу принято положительное решение потерпевшему выдается направление на восстановительный ремонт авто.

В случаях, когда нет возможности получить денежные выплаты, владелец авто будет вправе выбрать ту СТО для возмещения ущерба, которая удовлетворяет его требованиям, но из списка СТО, которые сотрудничают с данной СК. Выбрать СТО страхователь имеет право как при заключении договора обязательного страхования, так и после.

В отличие от денежной компенсации ущерба, при восстановительном ремонте авто износ деталей и агрегатов не учитывается. Также при восстановительном ремонте сотрудники СТО не имеют права использовать бывших в употреблении или же восстановленные комплектующие (в том случае, если иное не было согласовано с СК и потерпевшим по делу).

Внимание! Если в результате ДТП был причинен вред жизни или здоровью людей, то следует подавать заявление о возмещение ущерба в СК виновного лица.

Как уже говорилось на рассмотрение дела СК отведено 20 рабочих дней. Осуществить восстановительный ремонт СТО обязано не позднее 30 рабочих дней со того дня как потерпевший предоставил им свое транспортное средство.Минимальный срок гарантии на работы связанные с восстановительным ремонтом поврежденного авто составляет пол года, а на работы связанные с лакокрасочными материалами и кузовными работами не менее 1 года.

Президент Владимир Путин подписал закон о натуральном возмещении ущерба по ОСАГО. Закон вступит в силу 28 апреля 2017 года.

Обновление: /17.03.2017 года./ Государственная Дума приняла закон о натуральных выплатах ОСАГО

Обновление: /15.03.2017 года./ Законопроект принят во втором чтении Государственной Думой.

В Государственной Думе РФ подготовили измененный законопроект о внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», который должен рассматриваться во втором чтении. Напомним, что поправки изменят в целом весь рынок страхования обязательной гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Главное нововведение, это отмена денежных выплат в качестве возмещения ущерба.

В случае подписания закона и вступления его в силу, в большинстве случаев потерпевшие водители теперь смогут рассчитывать только на натуральное возмещение ущерба, причиненного транспортному средству. То есть, страховщики будут давать направление в технический центр для проведения восстановительного ущерба.

Мы уже проводили подробный анализ нового закона «Об ОСАГО», который должен был вступить в силу еще в начале 2017 года. Но из-за разногласий между Депутатами, ЦБ РФ и Правительством РФ, законопроект так и не был принят, а к его второму чтению документ претерпел многочисленные изменения.

Также ЦБ РФ торопит Депутатов принять законопроект как можно скорее. Вероятнее всего изменения в закон «Об ОСАГО» вступят в силу уже в конце весны текущего года.

Поэтому наше интернет-издание предлагает вам обзор всех новых изменений, которые появились в законопроекте ко второму чтению, в случае принятия которого потерпевшие смогут получить возмещение ущерба только в виде ремонта на станции техобслуживания.

Да, в законопроект ко второму чтению не претерпел изменений. За потерпевшим водителем осталось право выбора автосервиса, где будет осуществляться восстановительный ремонт автомобиля. Правда выбирать придется только из списка тех технических центров, с которыми страховая компания заключила соответствующие договора.

Также закон в некоторых случаях разрешает потерпевшим выбирать автотехцентр для проведения восстановительного ремонта, которого нет в списке страховой компании. Но для этого потерпевший автолюбитель должен обосновать свой выбор.

Как мы уже писали в предыдущих обзорах нового закона «Об ОСАГО», в некоторых случаях потерпевшие все-таки смогут получить вместо натурального возмещения ущерба денежную компенсацию.

— Полной гибели транспортного средства

— Смерти потерпевшего

— Причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения

— Если потерпевший является инвалидом и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения

— Если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик с согласия потерпевшего в письменной форме может выдать потерпевшему направление на ремонт на одну из таких станций. В случае отсутствия указанного согласия возмещение вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется в форме страховой выплаты.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Купить электронный полис ОСАГО Астро Волга онлайн - 2019

Да, закон разрешает потерпевшему по согласованию со страховой компании самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в техническом центре, с которым у страховой организации нет на момент обращения потерпевшего с письменным заявлением соответствующего договора на ремонтно-восстановительные работы.

То есть, если страховщик не будет против, то вы сможете провести восстановительные работы в выбранном вам автосервисе. В этом случае страховая компания даст вам направление и оплатит восстановительные работы техническому центру, который вы выбрали.

— Полное наименование выбранной станции техобслуживания

— Адрес места нахождения автосервиса

— ИНН, ОГРН и платежные реквизиты компании, которая будет проводить восстановительные работы

Согласно законопроекту, подготовленному ко второму чтению, новый закон начнет действовать в случае его принятия Государственной Думой, Советом Федерации, подписанием Президентом РФ, по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Также натуральная форма возмещения ущерба будет осуществляться только по приобретенным полисам ОСАГО после вступления нового закона в силу.

– причинен тяжелый вред здоровью;

– потерпевший погиб;

– восстановить автомобиль невозможно, так как он полностью уничтожен;

– стоимость ремонта превышает лимит выплат по ОСАГО.

Сама процедура получения возмещения практически не изменена: после ДТП Вам необходимо обратиться в страховую компанию с заявлением на получение возмещения. В рамках прямого возмещения заявление подаётся в ту страховую, с которой у Вас заключен договор, в противном же случае обращаются в страховую компанию виновника ДТП. Далее представители компании производят осмотр авто, оформляют необходимые документы и Вы получаете направление на СТО.

Продолжительность ремонта при наличии необходимых запасных частей не превышает 7 дней, если автомобиль пострадал незначительно. Если же случай сложный, то срок может увеличиться до 2 недель.

Законом установлено, что для осуществления ремонта специалисты СТО могут использовать лишь новые детали. Это условие исключает из схемы авто с правым расположением руля и автовладельцев, проживающих в отдаленных регионах.

Результаты ремонта Вас не устраивают? Вы можете обратиться в страховую компанию с соответствующим заявлением. Сто, проводящая ремонт, в таком случае будет исключена из перечня страховой компании.

Принятый Закон – хороший инструмент для противодействия мошенникам, которые действуют на всей территории России, делая систему страхования убыточной для страховых компаний.

Создавался документ с целью исключения мошенников, заинтересованных в получении денег, из цепочки страховая компания – автовладелец. Однако внесенные поправки привели к тому, что восстановительный ремонт применим далеко не во всех случаях.

Процедура возмещения

Закон о натуральном возмещении по ОСАГО регламентирует поэтапную процедуру восстановления авто после страхового случая:

  1. Сперва автовладельцу необходимо выбрать СТО, которая будет ремонтировать транспорт;
  2. Восстановительные работы должны быть проведены не позднее 30 дней с момента передачи ТС специалистам. Станция технического обслуживания должна располагаться в 50 км от места проживания страхового лица;
  3. Новые авто, которые попали в аварию, обязательно должны проходить ремонт в сервисных центрах официального дилера. Если вменяется ущерб третьему лицу, гарантийные обязательства будут нарушены. Это касается всех машин, которые не достигли двухлетнего срока эксплуатации.

Натуральное возмещение подразумевает, что после ремонта будет предоставлена гарантия. Минимальный гарантийный срок равен 6 месяцам, а при ремонте кузова или покраске он будет равен 12 месяцам.

Процедура возмещения заключена в таком алгоритме:

  • выбор СТО, которое будет заниматься восстановлением;
  • анализ повреждений и ремонт машины;
  • предоставление гарантий;
  • возврат автовладельцу.

Автовладелец может самостоятельно выбрать станцию техобслуживания из перечня, который предоставляет страховая компания. Желаемая СТО указывается при оформлении полиса ОСАГО или в момент ремонта. В большинстве случаев, список потенциальных автосервисов выставлен на официальном сайте страховых компаний. Здесь же указываются сроки, в течение которых специалисты могут отремонтировать машину, принцип работы, наличие запчастей и т.д.

Если владелец авто выбирает СТО, с которой страховщик не сотрудничает, необходимо получить письменное разрешение. Для этого подается соответствующее заявление в главный офис СК, где указывается подробное наименование автосервиса, место его нахождения и контактные данные. Если известны платежные реквизиты, их также необходимо внести в документ.

В исключительных случаях авто восстанавливается в сервисе страховой компании. В такой ситуации СК не перечисляет деньги СТО. Ремонтные работы производятся за счет бюджетных средств компании. Чаще всего такая процедура необходима, когда в аварию попадает новое авто. Ремонтные работы не нарушат гарантийных обязательств, и в будущем автомобиль будет обслуживаться у официальных дилеров.

Автовладельцы охотнее соглашаются на такой ремонт, потому как страховая компания полностью контролирует действия мастеров и отвечает за конечный результат ремонта.

Какая ответственность ждет страховую компанию за нарушения обязательств по восстановительному ремонту, в том числе обязанностей по его организации и (или) оплате?

Отказаться от натуральной формы возмещения и получить денежные средства в счет погашения причиненного виновником ущерба можно в следующих ситуациях:

  1. Выбрать денежную компенсацию могут те водители чей полис страхования был приобретен до 29 апреля 2017 года.
  2. Выплатят денежную компенсацию, если в результате аварии наступила смерть потерпевшего.
  3. В том случае, если в результате аварии потерпевшему был нанесен тяжкий или средний вред здоровью.
  4. Потерпевший по делу является инвалидом 1,2,3 группы и автомобиль ему необходим по медицинским показаниям.
  5. Если ДТП привело к невозможности восстановления ТС.
  6. В случае, если сумма за ремонтные работы составляет более 400 тыс.руб. и потерпевший не готов доплатить за ремонтные работы (по Европротаколу не более 50 тыс.руб.).
  7. При обоюдной вине водителей в случае, если потерпевший не хочет доплачивать за ремонт на СТО.
  8. В случае, если в следствии ДТП был причинен ущерб не автомобилю, а другому имуществу потерпевшего.
  9. Собственник авто вправе отказаться от ремонта на СТО, в том случае если она не удовлетворяет требованиям, которые предъявляются к организации осуществляющей восстановительные работы.
  10. СК не может предоставить собственнику авто возможности проведения ремонтных работ на той СТО, которая была указана страхователем на момент заключения договора страхования.
  11. Также собственник авто может произвести ремонтные работы на СТО, который не является партнером данной СК, но только по соглашению со своей страховой организацией.
  12. Если в радиусе 50 км. от места регистрации собственника нет СТО с которым сотрудничает СК.
  13. Если нет официального дилера той марки авто, которое было повреждено (это касается только новых авто).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Калькулятор ОСАГО ВСК 2018 онлайн, рассчитать стоимость ОСАГО страховой компании ВСК

На сегодняшний день страховые организации только начинают работать с таким способом возмещения и для того чтобы отрегулировать данный процесс требуется время. Скорее всего денежная форма компенсации еще какое-то время будет работать, так как не у всех СК на сегодняшний день заключен договор с СТО (об особенностях возмещения по ОСАГО, читайте в этой статье).

И так что же изменилось в законопроекте ко второму чтению? Во-первых, ко второму чтению в законе появился предельный срок, в течение которого страховая компания и технический центр, с которым у страховщика заключен договор на ремонт автотранспортных средств, должны осуществить восстановительный ремонт.

Так, согласно новым поправкам, срок восстановительного ремонта должен быть проведен в течение 30 дней со дня предоставления транспортного средства в технический центр.

В случае нарушения установленных законом сроков ремонта транспортного средства, страховую компанию ждет крупный штраф.

Согласно новым поправкам в закон «Об ОСАГО», подготовленных для рассмотрения в Госдуме ко второму чтению, во время проведения восстановительного ремонта технический центр должен использовать новые запасные части. Есть правда и исключения для тех автомобилей, которые уже давно сняты с производства, в результате чего новых деталей и компонентов невозможно найти.

Да, согласно новому законодательству, после проведения восстановительного ремонта автомобиля, побывавшего в ДТП, распространяется 6-месячная гарантия на все виды ремонтных работ. На кузовной и лакокрасочный ремонт гарантия согласно новому закону об ОСАГО составляет 12 месяцев.

На каком максимальном расстоянии от места проживания потерпевшего должна быть расположена станция технического обслуживания при направлении страховой компании автомобиля на восстановительный ремонт?

Согласно внесенным поправкам в законопроект, подготовленный ко второму чтению, закон претерпел изменения. В частности законодатель сократил максимальное расстояние, где может находиться станция техобслуживания, у которой заключен договор со страховой компании на восстановительные работы транспортных средств, попавших в аварию.

Если ранее максимальное расстояние составляло 200 километров, то ко второму чтению законопроект предусматривает максимальное расстояние в 50 километров от места проживания потерпевшего.

Правда закон разрешает и другую удаленность технического центра от места проживания потерпевшего, но только в том случае, если он по согласованию со страховой компании предоставил ей автомобиль для последующий транспортировки машины в техцентр для проведения восстановительного ремонта силами страховой организации.

Согласно новому законодательству, в случае если автомобиль (возрастом не более 2 лет) потерпевшего находится на заводской гарантии, то восстановительный ремонт может проводиться только в техническом центре официального дилера.

Да, согласно поправкам в Федеральный закон №40 «Об ОСАГО», страховщик должен разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о перечне станций технического обслуживания, с которыми у него заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, с указанием адресов их места нахождения, марок и года выпуска обслуживаемых ими транспортных средств, примерных сроков проведения восстановительного ремонта в зависимости от объема выполняемых работ и загруженности, сведений об их соответствии установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и поддерживает ее в актуальном состоянии.

Страховщик обязан предоставлять эту информацию потерпевшему (выгодоприобретателю) в целях выбора им станции технического обслуживания при обращении к страховщику с заявлением о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.

Скорее всего, после вступления нового закона «Об ОСАГО» этот вопрос будет волновать большинство владельцев автомобилей, поскольку существующие максимальные суммы покрытия ущерба по полисам ОСАГО не соответствуют нынешним ценам на запасные части транспортных средств. Особенно импортных, которые за последние годы существенно выросли в цене из-за обесценивания национальной валюты по отношению к доллару и евро.

Также этот вопрос будет возникать и у тех, кто, согласно действующему законодательству, будет оформлять аварию без участия сотрудников ГИБДД. Как вы знаете, в этом случае максимальное возмещение ущерба снижено. Что же делать потерпевшим, если сумма ущерба будет превышать максимальную сумму покрытия по полису ОСАГО? Как в этом случае будут проводиться восстановительные работы?

В случае, если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, подлежащего оплате, страховщиком превышает установленную страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред и потерпевший в письменной форме выражает согласие на внесение доплаты за проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, страховщик определяет размер доплаты, которую потерпевший должен будет произвести станции технического обслуживания, и указывает его в выдаваемом потерпевшему направлении на ремонт.

В статье рассматриваются основные вопросы натурального возмещения ущерба по ОСАГО: процедура ремонта по ОСАГО, порядок действий потерпевшего и его права при натуральном возмещении, а также ответственность страховщика за некачественный ремонт по договору ОСАГО.

Изменения в действующее законодательство, внесенные с принятием Федерального закона от 28.03.2017 № 49-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств," носят по мнению специалистов кардинальный характер. Согласно изменений, которые вступают в законную силу уже с мая 2017 года, приоритетной формой возмещения материального ущерба по ОСАГО устанавливается ремонт транспортного средства.

Что такое натуральное возмещение по ОСАГО

Ранее действующий порядок, предусмотренный договорами обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, предусматривал в качестве приоритетной формы страхового возмещения денежные выплаты. То есть, потерпевший получал деньги и ремонтировал своего «железного коня» самостоятельно, без какого-либо участия страховщика.

Такой способ возмещения, по мнению представителей страхового сообщества, активизировал деятельность «черных автоюристов», которые наживались на деньгах страховщиков. Выдумав ряд откровенно мошеннических схем, о которых мы не станем повествовать в данной статье, предприимчивые дельцы перекупали у потерпевших права требования по договорам ОСАГО и в судебном порядке добивались взыскания со страховых компаний завышенного размера выплат.

Кроме того, в пользу автоюристов взыскивались судебные расходы, штрафы и неустойка, предусмотренные законом РФ «О защите прав потребителей». В итоге сложилась ситуация, при которой потерпевшие получали от автоюристов «копеечную» компенсацию, которая не покрывала расходов на восстановление поврежденных автомобилей. Бюджеты юридических образований, специализирующихся на решении страховых споров, росли как на дрожжах, а страховые компании массово банкротились.

Назревшая реформа автогражданки обсуждалась около года, и в итоге венцом правотворческой деятельности явилась замена денежной формы возмещения ущерба по ОСАГО на натуральную. Возмещение причиненного вреда в натуре включает в себя организацию и (или) оплату восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего.

Натуральное возмещение по ОСАГО предусматривает страховой ремонт поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания по направлению страховщика.

Причем, согласно пункта 15 статьи 12 Закона, возмещение вреда, причиненного автомобилю потерпевшего осуществляется по выбору самого потерпевшего. Исключаются из числа лиц, имеющих право на такой выбор физические лица – граждане, зарегистрированные в РФ и, имеющие в собственности легковой транспорт.

Разумеется, вопросов с которыми столкнуться и страховщики, и потерпевшие при новом порядке натурального возмещения по ОСАГО будет немало. Однако исходить придётся из того, что уже есть на сегодняшний день.

Ремонт по ОСАГО – организация и порядок проведения

Новации законодательства определяют для потерпевшего следующий порядок действий.

После принятия страховой компанией заявления от потерпевшего, страховщик производит осмотр поврежденного транспортного средства. При необходимости страховая компания проводит независимую техническую экспертизу, которая назначается для определения размера причиненного ущерба и соответствия повреждений транспортного средства обстоятельствам ДТП.

Далее страховщик выдает гражданину – собственнику легкового автомобиля, зарегистрированному в РФ, направление на ремонт на станцию технического обслуживания (далее по тексту - СТО). Срок выдачи направления на ремонт и его оплата ограничивается 20 рабочими днями. При этом автосервис должен соответствовать критериям, установленным Правилами обязательного страхования.

Закон предусматривает возможность ремонта легкового автомобиля на иной СТО, указанной в заявлении потерпевшим, только при согласии на это страховщика. В этом случае, при отсутствии возражений со стороны страховой компании, потерпевший отражает в заявлении все сведения выбранного им автосервиса, включая банковские реквизиты для перечисления денежных средств за ремонт. После чего в срок не превышающий 30 рабочих дней потерпевшему выдается направление на ремонт и производится перечисление денежных средств.

Зримым противоречием, лежащим на поверхности нововведений, является попытка законодателя совместить несовместимое. По правилам, все детали, подлежащие замене должны быть новыми, то есть не иметь износа и не быть восстановленными. Вместе с тем, оценка страховщиком ущерба производится в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, с учетом степени износа заменяемых запасных частей и деталей.

Можно предположить, что решать проблемы страховщиков как всегда, будут за счет потерпевших. Например, путем использования при ремонте неоригинальных и самых дешевых запасных частей. Срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней с момента предоставления автомобиля в СТО самим потерпевшим.

Согласно новым требованиям, СТО должен иметь договор со страховщиком на выполнение ремонта по ОСАГО. Также важно, чтобы сервис был доступен для потерпевшего и находился на расстоянии, не превышающем 50 километров от его места жительства.

Если ни одна один из автосервисов не отвечает требованиям Правил в отношении конкретного лица, то страховщик вправе выдать направление на ремонт только при согласии потерпевшего, в противном случае страховое возмещение исполняется денежной выплатой.

В отношении транспортных средств, возраст которых не превышает двух лет, Закон содержит оговорку. Их ремонт должен производиться только на станциях технического обслуживания дилеров, с учетом изложенного выше порядка.

Также страховка выплачивается без ремонта в следующих случаях:

  • при экономической нецелесообразности восстановительного ремонта;
  • при ДТП с тяжкими последствиями со смертельным исходом, причинении вреда здоровью потерпевшего не ниже средней степени тяжести;
  • при стоимости восстановительного ремонта свыше 400000 рублей;
  • при стоимости ремонта свыше лимита, установленного правилами Европротокола;
  • при обращении потерпевшего, являющегося инвалидом с заявлением о выплате;
  • при отказе потерпевшего от доплаты за восстановительный ремонт автомобиля;
  • при соглашении потерпевшего и страховщика на страховую выплату в денежной форме.

Гарантии прав потерпевшего при натуральном возмещении ущерба по ОСАГО

Договорный порядок решения вопросов, связанных с организацией ремонта по ОСАГО, в случаях, прямо указанных в Законе, является важной особенностью натурального возмещения. Возможность договориться – это всегда хорошо, но не всегда эффективно. Поэтому Закон устанавливает гарантии соблюдения прав потерпевшего, к которым относятся:

  • возможность выбора СТО для выполнения ремонта;
  • законодательное ограничение удаленности автосервиса от места жительства потерпевшего, не более 50 километров;
  • сроки рассмотрения заявления о страховом возмещении и получении направления на ремонт;
  • гарантии качества ремонта сроком 6 месяцев и 12 месяцев для кузовных работ и работ с использованием лакокрасочного покрытия;
  • возможности получения возмещения в денежной форме в случаях, прямо указанных в Законе;
  • требования об обязательном согласовании сроков и объемов работ по восстановительному ремонту;
  • прямое возмещение, при котором потерпевший обращается за направлением на ремонт в свою страховую, вне зависимости от количества участников ДТП (вводится в действие с ноября 2017 года);
  • предусмотренная законом санкция за нарушение сроков ремонта, в размере 1\2 процента от стоимости ремонта за каждый день просрочки;
  • возможность потерпевшего подать претензию страховщику при некачественном ремонте, а при её игнорировании – право обратиться в суд за защитой от недобросовестных действий страховщика с взысканием неустойки, штрафа и возмещения судебных издержек.

Важным условием, которое будет стимулировать страховщика к надлежащему исполнению обязанностей по натуральному возмещению страхового вреда, является предусмотренная Законом возможность временного лишения страховой компании права выдачи направлений на ремонт. Такое решение принимается Банком России при неоднократном, более одного раза в течение одного года, выявлении фактов нарушения страховой организацией обязательств по восстановительному ремонту, в том числе обязанностей по его организации и (или) его оплате. Срок действия ограничения может быть установлен до 12 месяцев.

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет публикован на сайте.

В конце апреля 2017 года на территории Российской Федерации вышел закон, согласно которому страховые компании должны будут производить натуральное возмещение по ОСАГО в виде ремонта автомобиля, а не делать финансовые выплаты для этой цели, как это было в большинстве случаев прежде. Закон, принятый в третьем чтении, распространяется лишь на физические лица, которые получили новый полис ОСАГО, причём после 28 апреля.

Основная суть нового закона

В принятом законе говорится о том, что основным изменением станет отмена финансовой выплаты в пользу ремонта автомобиля в автосервисе, с которым у страховой компании есть соответствующий договор. Однако в законе есть лазейки, которые позволяют не проводить ремонт машины, заменяя его денежной компенсацией.

Как получить деньги

В законе есть ряд условий, согласно которым, владелец повреждённого в результате ДТП автомобиля, получает денежные средства, а не натуральное возмещение, то есть ремонт машины.

Во-первых, действие закона относится только к тем владельцам автомобилей, которые имеют полис ОСАГО нового образца, полученный после 28 апреля.

Во-вторых, есть ряд конкретных ситуаций, при которых осуществляется денежная выплата:

  • владелец автомобиля, попавшего в ДТП, погиб;
  • транспортное средство не подлежит восстановления;
  • владелец не желает производить доплату, а лимит на ремонт автомобиля превышен, то есть составляет более 400 тысяч рублей;
  • здоровью нанесён серьёзный ущерб.

В-третьих, существует несколько пунктов, согласно которым владельцы новых полисов ОСАГО могут получить финансовые выплаты:

  • если есть договорённость хозяина автомобиля и страховщика;
  • если страховая компания не в состоянии предоставить ремонт транспортного средства, который удовлетворил бы требования владельца;
  • если потерпевший получил инвалидность.

Требования к натуральному возмещению

Процесс восстановления повреждённого автомобиля можно осуществить по направлению от страховщика. При этом необходимо соблюдать некоторые требования:

  • Место ремонта автомобиля должно быть удобным, не дальше, чем в 50 километрах от места ДТП или от места проживания владельца транспортного средства. В иных случаях транспортировку машины осуществляет страховая компания за свой счёт.
  • Минимальный срок на ремонт автомобиля составляет 6 месяцев. На кузовные работы гарантийный срок в два раза дольше.
  • После того, как автомобиль оказался в центре технического обслуживания, даётся 1 месяц на ремонт и восстановительные работы.
  • Реставрация повреждённых элементов не зависит от степени износа детали. Использоваться должны только новые элементы. Бывают случаи, когда затруднительно найти новую деталь на машину, в этом случае идёт согласование со страховщиком.
  • Обслуживание автомобилей, которые эксплуатируются менее двух лет, проходит в дилерских центрах.

Что говорят эксперты

Почему изменяются тарифы на ОСАГО

Страховщики утверждают, что на данный момент уровень тарифов на ОСАГО не позволяет приобретать элементы автомобиля по официальной цене. Необходимо провести повышение цен, однако для большинства жителей регионов это станет непреодолимой проблемой. Поэтому, анализируя ситуацию в регионах, было решено производить повышений коэффициента в зависимости от трёх различных ситуаций:

  • если «автогражданка» находится на прежнем убыточном уровне;
  • если из-за недобросовестной деятельности посредников убыточность будет только увеличиваться;
  • если будет промежуточное положение, сочетающее и первый, и второй расклад.

Таким образом, ремонт вместо выплат по ОСАГО призван создать более комфортные условия для страховщиков, так как с их стороны возникали многочисленные жалобы на убыточность ОСАГО. Основной причиной жалоб стала деятельность автоюристов, которые имели возможность через суд требовать со страховой компании деньги. Нововведение обеспечит борьбу с мошенниками, создаст дополнительные рабочие места, снизить тарифы, а также увеличит собираемость налогов.

С 28 апреля 2017 года начали действовать поправки к Закону «Об обязательном страховании автогражданской ответственности» (№40-ФЗ). Теперь в подавляющем большинстве случаев вместо денег на ремонт машины её владелец будет получать натуральное возмещение ущерба по ОСАГО.

Натуральное возмещение по ОСАГО – это ремонт автомобиля, оплачиваемый страховой компанией, и происходящий в сервисе, который выбирает потерпевший. Однако место обязательно должно быть согласовано со страховщиком, поскольку у него должен быть заключён договор с конкретной станцией техобслуживания (СТОА).

Если машина пострадавшего была на гарантии, обязательства производителя в этой сфере сохраняются. Автомобиль, отслуживший менее двух лет, будет проходить починку в сервисе официального дилера, если его владелец не решит по-другому.

На все виды ремонтных работ даётся гарантия полгода, а на кузовные и лакокрасочные работы – год.

Новый закон о натуральном возмещении вреда по ОСАГО гласит, что все владельцы страховых полисов, полученных после 28 апреля, будут получать не денежные выплаты, как это происходило раньше, а починку авто за счёт страховщика. Эта норма распространяется только на физических лиц. У компаний же по-прежнему остаётся выбор, как именно им получать компенсацию. Однако и для обычных автолюбителей законом предусмотрены случаи, когда вместо ремонта можно рассчитывать на получение денежных выплат.

Как происходит возмещение

Если происходит авария, владелец повреждённого авто, как и раньше, обращается в свою страховую компанию с заявлением о возмещении ущерба, и предоставляет для осмотра свою машину. После осмотра и, при необходимости, экспертизы, он получает направление в СТОА. Максимальный срок, за который такое направление должно быть выдано – 20 рабочих дней.

Забирая транспортное средство со станции техобслуживания, его хозяин должен будет проверить качество выполненной работы. Если у него не возникает никаких претензий, он подписывает специальный акт, и забирает свою машину. При наличии каких-либо сомнений в качестве работ ничего подписывать не следует. Вместо этого нужно описать все замеченные проблемы и потребовать от страховой компании их устранения.

Можно потребовать от страховщика и исправления дефектов, когда они проявились не сразу. При отказе страховой от исполнения своих обязанностей, справедливости придётся добиваться в суде.

Выбор СТОА

Согласно новому законопроекту, выбор сервиса для починки своего автомобиля владелец может осуществить заранее. Для этого необходимо зайти на сайт страховой и ознакомиться со списком СТОА, с которыми у неё заключён договор. В этом перечне обязательно должны присутствовать официальные дилеры.

Если не указать желаемую станцию техобслуживания при покупке полиса, то при попадании в аварию машина будет отправлена в сервис по выбору страховщика.

Также можно попробовать договориться о проведении ремонта в каком-либо другом автосервисе, но для этого необходимо грамотно и убедительно обосновать свой выбор. Чтобы воспользоваться этим правом, нужно будет отдельно написать заявление страховщику, в котором следует указать:

  • полное название СТОА;
  • адрес, по которому расположен сервис;
  • ОГРН и ИНН компании, производящей починку;
  • платёжные реквизиты фирмы.

Восстановление авто в сервисе страховой компании

Если станция техобслуживания выбрана из списка страховщика, она должна располагаться в пределах 50 км от места ДТП либо от места проживания владельца машины. В противном случае доставка авто в СТОА – обязанность страховой компании. Также существует ряд условий, которые автосервисы обязательно должны соблюдать при натуральном возмещении по ОСАГО:

  1. Срок проведения работ – не более 30 рабочих дней, считая с того момента, когда автомобиль был доставлен в сервис.
  2. В машину должны быть установлены новые, но не обязательно оригинальные запчасти. Исключение составляют транспортные средства, к которым не представляется возможным отыскать такие детали.
  3. У сервиса должна быть возможность использовать в ремонте и диагностике машины современные методы.
  4. Все взаимодействия СТОА, страховой и потерпевшего должны производиться в максимально короткие сроки.
  5. Обязательно должна быть сохранена заводская гарантия, если гарантийный срок автомобиля ещё не истёк.

Плюсы и минусы натурального возмещения

Натуральное ОСАГО имеет как достоинства, так и недостатки. К первым можно отнести:

  • отсутствие необходимости самостоятельно искать СТОА;
  • возможность получить действительно качественную починку авто, если грамотно выбрать страховую компанию;
  • возможность заодно устранить недостатки, не относящиеся к страховому случаю, но за дополнительную плату.

Минусы же могут быть такими:

  • ремонт может быть выполнен некачественно из-за желания страховщика сэкономить;
  • СТОА может быть расположен крайне неудобно, пусть даже формально его местоположение соответствует законным требованиям;
  • ремонт машины по ОСАГО может занять больше времени, чем аналогичные работы, проведённые самостоятельно.

В целом отзывы о нововведениях неутешительные. Автолюбители, успевшие оценить их, отмечают низкое качество деталей, которые не являются оригинальными. Конечно, негативно отзываются и о желании СТОА и страховщиков сэкономить на ремонте машины, зачастую во вред качеству выполняемых работ.

В каких случаях можно отказаться от натурального возмещения

Новый закон предусматривает ряд случаев, в которых вместо починки в сервисе страховщика можно получить деньги на ремонт автомобиля. Страховая обязана заменять ремонт в своём сервисе денежными выплатами, если:

  1. Автомобиль невозможно отремонтировать.
  2. Имеется предварительная договорённость страховщика и владельца машины, закреплённая в договоре.
  3. Хозяин транспортного средства погиб в результате ДТП.
  4. Потерпевший имеет международную страховку.
  5. Страховая компания или сотрудничающая с ней станция техобслуживания по каким-либо причинам не может выполнить все требования закона.

Также можно выбрать возмещение ущерба деньгами, дополнительно указав это в заявлении к страховой, в следующих случаях:

  • владелец автомобиля сильно пострадал в аварии (имеется в виду получение вреда здоровью, классифицируемого как тяжкий либо средней тяжести);
  • потерпевший имеет инвалидность;
  • превышен лимит на ремонт по ОСАГО (400 тысяч рублей) или Европротоколу (100 тысяч), а владелец машины не хочет за него доплачивать.

Кроме того, можно добиться получения денежных компенсаций, если ни одна из СТОА, имеющая договор со страховщиком, не соответствует законным требованиям. Например, все они расположены слишком далеко от мест аварии и проживания владельца автомобиля. В таком случае направление в неподходящий сервис может быть выдано только с письменного согласия хозяина автомобиля. Если он не дал такого согласия, страховая обязана возместить ущерб деньгами.