Акты по внутреннему финансовому контролю. Акт проверки финансового контроля — предназначение и составление

Акт – это документ, который широко применяется госорганами для оформления результатов последующего контроля. Форму акта можно позаимствовать у вышестоящего ведомства, а можно разработать свою или составлять отчеты в произвольном виде.

Из статьи вы узнаете

  1. Из каких разделов состоит акт результатов внутреннего контроля
  2. Как составить акт результатов внутреннего контроля

Реквизиты акта по результатам внутреннего муниципального финансового контроля

Вводная часть акта может содержать, в частности:

  • номер и дату акта;
  • должность, фамилию, имя, отчество ревизора или внутреннего аудитора;
  • предмет проверки;
  • проверяемый период;
  • срок проведения проверки;
  • перечень документов, которыми руководствовались проверяющие при проверке.

Описательная часть акта по результатам внутреннего финансового контроля

Описательная часть акта, как правило, содержит изложение нарушений, выявленных в ходе проверки, или сообщает об их отсутствии. Каждый факт нарушения должен быть подтвержден документально. Поэтому в описании нарушений нужно указывать ссылки на подтверждающие документы.

Результаты проверки разных типов операций либо результаты разных контрольных процедур рекомендуется группировать по отдельным разделам (подразделам). Для улучшения восприятия материал акта можно представлять в табличной форме.

Заключительная часть акта по результатам внутреннего финансового контроля

В заключительной части акта изложите предложения об исправлении выявленных нарушений и меры, которые были приняты в ходе контрольного мероприятия.

К акту проверки приобщаются вся рабочая документация и материалы, которые имеют значение для подтверждения нарушений. Например, письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и других сотрудников.

Образец акта проверки внутреннего финансового контроля

Акт № 1

о проведении внутреннего контроля

г. Москва 15.10.2014

Наименование (тема) контрольного мероприятия:

проверка ведения кассовых операций за III квартал 2014 года.

Состав комиссии, проводившей проверку:

главный бухгалтер А.С. Глебова

экономист А.С. Кондратьев

юрист В.К. Волков

Привлечение независимого консультанта (аудитора):

Проверяемый период:

III квартал 2014 года.

Фактические сроки проведения проверки:

Подробное изложение результатов проверки:

комиссией по внутреннему контролю была проведена проверка кассовых операций за июль, август и сентябрь 2014 года. В ходе проверки кассовых нарушений не установлено. Проверка кассовых операций проведена сплошным методом. В процессе проверки были сопоставлены следующие документы:

  • кассовая книга;
  • отчеты кассира;
  • первичные документы (перечень дел в приложении 1 к настоящему акту);
  • журнал операций «Касса»;
  • журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;
  • журнал кассира-операциониста.

Учет кассовых операций велся в кассовой книге с раздельным учетом средств по видам финансового обеспечения учреждения. Поступление и расходование наличной иностранной валюты отслеживались на отдельных листах кассовой книги.

Денежные средства за каждый месяц проверяемого периода полностью и своевременно были оприходованы в кассу учреждения.

Лимит остатка денежных средств в кассе на 2014 год установлен распоряжением руководителя учреждения от 9 января 2014 г. № 10 в сумме 150 000 руб. Превышения лимита в проверяемом периоде не установлено.

Приходные и расходные кассовые ордера регистрировались в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Все документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам, погашены штампами «Получено» и «Оплачено» с указанием даты.

Кассовый отчет составлялся кассиром по итогам произведенных кассовых операций за день. В ходе проверки учета бланков строгой отчетности за III квартал 2014 года нарушений не выявлено. Договоры о полной материальной ответственности, заключенные с лицами, выполнявшими кассовые операции во время проверяемого периода, соответствуют установленным формам. Расчеты наличными производились в соответствии с указаниями Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У.

Главный бухгалтер А.С. Глебова

Экономист А.С. Кондратьев

Порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. В статье на примере рассмотрены структура и основные разделы положения о внутреннем контроле в организации.

В силу ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 6 Инструкции № 157н учреждения силовых ведомств обязаны организовать у себя внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Внутренний финансовый контроль направлен на создание системы соблюдения законодательства РФ в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения бюджета, повышение качества составления и достоверности бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также на повышение результативности использования средств федерального бюджета. Порядок осуществления такого контроля должен быть утвержден при формировании учреждением своей учетной политики. О том, что должно содержать такое положение, поговорим в статье.

Еще раз отметим, что порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. При этом учреждение может сформировать свою учетную политику путем издания отдельных нормативных актов.

Порядок организации и проведения финансового контроля может быть оформлен отдельным приказом.

Внутренний финансовый контроль может осуществляться следующими путями:

  • в учреждении создается структурное подразделение (отдел внутреннего финансового контроля с подчинением руководителю учреждения) либо вводится должность ревизора (также с непосредственной подчиненностью руководителю учреждения);
  • в учреждении создается постоянно действующая комиссия, на которую будет возложено осуществление данного контроля;
  • осуществление внутреннего финансового контроля возлагается на работников структурных подразделений учреждения (например, на работников финансовых и кадровых служб). В такой ситуации внутренний контроль будет вестись в рамках предварительных и текущих контрольных мероприятий.

Выбор варианта построения контроля зависит от предполагаемого объема работ, финансовых и организационных возможностей учреждения (не всегда есть возможность вводить дополнительные ставки), структурных особенностей учреждения, компетентности специалистов и т. д.

При этом внутренний финансовый контроль должен включать в себя следующие его виды.

Вид контроля

Описание

Предварительный контроль

Такой контроль должен осуществляться перед совершением хозяйственных операций. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Так, контрольными мероприятиями, относящимися к предварительному контролю, являются анализ соответствия заключаемых договоров утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности, проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до ее утверждения или подписания и т. д.

Текущий контроль

Данный вид контроля заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, оценке эффективности и результативности расходования денежных средств для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями учреждения (филиалами и представительствами)

Последующий контроль

Этот контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, осуществления инвентаризаций и иных необходимых процедур

Таким образом, предварительный и текущий контроль будут вестись непосредственно работниками учреждения в рамках осуществления ими своих должностных обязанностей, а последующий контроль может проводиться как отделом контроля (ревизором), так и комиссией по внутреннему контролю.

В идеале необходимо сделать так, чтобы в учреждении осуществлялись все типы контроля:

  • установить процедуры согласования определенной документации как с юридическими службами и другими заинтересованными подразделениями, так и с соответствующими заместителями руководителя учреждения;
  • возложить на работников финансовых и других служб обязанность осуществления текущего контроля за составляемой ими финансовой документацией;
  • создать в учреждении отдел финансового контроля (ввести должность ревизора) или комиссию по осуществлению финансового контроля.

Структурные подразделения учреждения организуют внутренний финансовый контроль на следующих уровнях:

  • уровень сотрудника – контрольные функции исполняются в рамках должностных обязанностей в соответствии с принципами системности, непрерывности, оперативности и массовости;
  • уровень структурного подразделения – регулярные операции и процедуры внутреннего финансового контроля проводятся сотрудниками отдела, сотрудниками, старшими по должности, и начальниками отделов.

Выбранный способ осуществления контроля необходимо закрепить в положении о порядке осуществления внутреннего финансового контроля, при этом деятельность отдела внутреннего контроля (ревизора) будет регламентироваться также положением об отделе внутреннего контроля.

К сведению

Данный документ утверждается приказом руководителя учреждения и является важным правовым актом, определяющим порядок образования, правовое положение, обязанности, организацию работы отдела внутреннего контроля (ревизора).

Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

При разработке названных документов необходимо установить права и обязанности проверяющих и сотрудников отделов, которых будут затрагивать проверки.

Утверждаю

Руководитель учреждения

________________ / И. И. Иванов /

Положение о внутреннем финансовом контроле

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством РФ (Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению») и уставом учреждения. Положение о внутреннем финансовом контроле устанавливает единые цели, правила и принципы организации и проведения мероприятий внутреннего финансового контроля в учреждении.

1.2. Целями внутреннего финансового контроля являются подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности учреждения, соблюдение действующего законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Система внутреннего контроля призвана обеспечить:

  • точность и полноту документации бухгалтерского учета;
  • своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращение ошибок и искажений;
  • исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
  • выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности (бюджетной сметы) учреждения;
  • сохранность имущества учреждения.

1.3. Задачами внутреннего контроля являются:

  • установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бюджетном учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов;
  • установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;
  • соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности;
  • анализ системы внутреннего контроля учреждения, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.

1.4. Внутренний контроль в учреждении должен основываться на следующих принципах:

  • принцип законности – неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных нормативным законодательством РФ;
  • принцип независимости – субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;
  • принцип объективности – внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
  • принцип ответственности – каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством РФ;
  • принцип системности – проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления.

1.5. При осуществлении мероприятий внутреннего контроля лица, его проводящие, могут использовать:

  • общенаучные методические приемы контроля (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, редукцию, аналогию, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др.);
  • эмпирические методические приемы контроля (инвентаризацию, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальную и арифметическую проверки, встречную проверку, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическую проверку, письменный и устный опросы и др.);
  • специфические приемы смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).

1.6. Внутренний контроль в учреждении могут осуществлять:

2. Организация внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляется в формах предварительного, текущего и последующего контроля.

2.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, и сотрудники юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся следующие действия:

  • контроль за составлением финансово-плановых документов (расчетов потребности в финансовых средствах, плана финансово-хозяйственной деятельности и др.). Данные действия осуществляются руководителем, главным бухгалтером;
  • их визирование, согласование и урегулирование разногласий;
  • проверка и визирование проектов договоров (контрактов) специалистами юридической службы и главным бухгалтером;
  • предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием финансовых и материальных средств, осуществляемая консультантом по финансам и экономике, главным бухгалтером, руководителями подразделений, комиссией по внутреннему контролю.

2.1.2. Текущий контроль заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, осуществлении мониторингов целевого расходования средств областного (федерального или муниципального) бюджета подведомственными учреждениями, оценке эффективности и результативности расходования средств бюджета для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями управления, подведомственными учреждениями.

В ходе текущего контроля осуществляются следующие мероприятия:

  • проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно-платежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т. п.). Фактом контроля является разрешение документов к оплате;
  • проверка наличия денежных средств в кассе;
  • проверка полноты оприходования полученных в банке наличных денежных средств;
  • проверка наличия у подотчетных лиц полученных под отчет денежных средств и (или) оправдательных документов;
  • контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
  • сверка аналитического учета с синтетическим учетом (оборотная ведомость);
  • проверка фактического наличия материальных средств.

Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами отделов бухгалтерского учета и отчетности учреждения, экономического отдела, заместителем руководителя учреждения, ответственным за финансово-экономический блок, комиссией по внутреннему контролю.

2.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур. Для проведения последующего контроля в учреждении создается комиссия по внутреннему контролю, состав которой определяется в приложении к данному Положению. Состав комиссии может меняться.

Методами последующего контроля являются:

  • внезапная ревизия кассы;
  • проверка поступления, наличия и использования денежных средств в учреждении;
  • документальные проверки (ревизии) завершенных операций финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Система контроля состояния бюджетного (бухгалтерского) учета включает в себя проверку:

  • соблюдения требований законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • точности и полноты составления документов и регистров бухгалтерского учета;
  • предотвращения возможных ошибок и искажений в учете и отчетности;
  • исполнения приказов и распоряжений руководства;
  • сохранности финансовых и нефинансовых активов учреждения.

2.2. Последующий контроль осуществляется путем проведения как плановых, так и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной планом проверок, утвержденным руководителем учреждения.

Основными объектами плановой проверки являются:

  • соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета, и норм учетной политики;
  • правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бюджетном учете;
  • полнота и правильность документального оформления операций;
  • своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
  • достоверность отчетности.

В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

2.3. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, которые могут содержать перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

2.4. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта, который подписывается всеми членами комиссии и направляется с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения. Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:

  • программу проверки (утверждается руководителем учреждения);
  • характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;
  • виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий;
  • анализ соблюдения законодательства РФ, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • выводы о результатах проведения контроля;
  • описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

2.5. По результатам проведения проверки главный бухгалтер учреждения (или лицо, уполномоченное руководителем учреждения) разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.

По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин неисполнения.

3. Субъекты внутреннего контроля

3.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:

  • руководитель учреждения и его заместители;
  • комиссия по внутреннему контролю;
  • руководители и работники учреждения на всех уровнях;
  • сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

3.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

4. Права и обязанности субъектов контроля

4.1. В ходе осуществления внутреннего финансового контроля субъекты контроля имеют право:

  • на доступ к документам, базам данных и регистрам, непосредственно связанным с вопросами проведения контрольного мероприятия;
  • на получение информации по вопросам, включенным в программу контрольного мероприятия;
  • на получение от должностных лиц учреждения письменных объяснений по вопросам, входящим в программу контрольного мероприятия;
  • на беспрепятственный допуск (с соблюдением установленного порядка) во все служебные помещения субъекта внутреннего контроля;
  • на расширение круга направлений (вопросов) проверки в случае необходимости такого расширения при выполнении основного задания.

4.2. Субъекты контроля обязаны:

  • обладать необходимыми профессиональными знаниями и навыками;
  • исполнять обязанности, предусмотренные должностными инструкциями и положением о структурном подразделении;
  • соблюдать при осуществлении своей деятельности требования законодательства РФ;
  • обеспечивать сохранность и возврат полученных в объекте внутреннего контроля оригиналов документов;
  • соблюдать конфиденциальность полученной информации в связи с исполнением должностных обязанностей;
  • оформлять материалы проверки в соответствии с установленными требованиями.

5. Ответственность

5.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках своей компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.

5.2. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля возлагается на заместителя руководителя учреждения, ответственного за финансово-экономический блок.

5.3. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

6. Оценка состояния системы финансового контроля

6.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.

6.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляются комиссией по внутреннему контролю.

В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и (в случае необходимости) разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию.

7. Заключительные положения

7.1. Все изменения и дополнения к настоящему Положению утверждаются руководителем учреждения.

7.2. Если в результате изменения действующего законодательства РФ отдельные статьи настоящего Положения вступят с ним в противоречие, эти статьи утрачивают силу и преимущественную силу имеют положения действующего законодательства РФ.

Приложение 1

Комиссия по внутреннему контролю

Приложение 2

к Положению о внутреннем финансовом контроле

План проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности

Наименование проверяемого вопроса (объекта проверки)

Проверяемый период

Срок проведения

Ответственное лицо

Проверка сохранности денежных средств и бланков строгой отчетности

Проверка правильности расчетов с бюджетом, налоговыми органами, внебюджетными фондами и контрагентами

Ежемесячно в последний рабочий день месяца

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Соблюдение установленного порядка выдачи авансов под отчет

Ежеквартально в последний рабочий день месяца

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками

Полугодие

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Инвентаризация активов

Ежегодно перед составлением годовых отчетных форм

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

В РФ. О нем мы и расскажем в деталях сегодня.

Суть и предназначение

Финансовый контроль — это проведение мониторинга эффективности использования средств, назначенных для конкретных целей. Суть акта финансового контроля состоит в следующих моментах:

  • отображается проверка расходования средств (куда они потрачены);
  • показывается анализ эффективности использования (какие были достигнуты результаты и можно ли было потратить меньше);
  • отображается анализ целевой направленности трат (финансировалось ли то направление, на которое были предназначены средства.

В акте ФК должны отображаться все эти моменты. Назначение акта ФК и ФК в общем состоит в следующем:

  • правильность бюджетирования в сфере государственного управления и частного бизнеса;
  • соблюдение участниками финансового рынка норм действующего законодательства РФ (налоговое, уголовное, административное, бюджетное);
  • противодействие нарушениям законодательства;
  • выявление резервов для финансирования направлений, которые этого требуют.

О том, что такое ФК, расскажет видео ниже:

Виды ФК

Выделяют несколько видов ФК:

  • государственный (проводится органами государственной власти, которые наделены соответствующими полномочиями);
  • внутрифирменный (проводится самой организацией);
  • (характеризуется привлечением внешних экспертов, которые проверяют финансовые результаты деятельности фирмы либо компании);
  • контроль со стороны коммерческих банков (возможен лишь по отношению к ЮЛ, которые являются клиентами конкретного финансового учреждения).

Нормы и акты

Основные нормативные акты законодательства РФ, которые регулируют процесс финансового контроля в РФ, таковы:

  • Бюджетный кодекс РФ;
  • постановление Правительства РФ от 07.1995 № 714;
  • приказ Минфина России от 06.11.2007 № 98н;
  • приказ Минфина России от 04.09.2007 № 75н;
  • Налоговый кодекс РФ;
  • внутренние распорядительные акты ЮЛ.

Виды актов проверки финансового контроля

Существует несколько видов актов проверки финансового контроля. Выделим основные:

  • акт проверки внутреннего финансового контроля (в том числе казенного учреждения). В этом документе отображаются результаты , закупок и т.д. (эффективность использования средств). Для проведения проверки предварительно издается приказ руководителя фирмы, в котором регламентируется порядок проведения проверки;
  • акт проверки муниципального финансового контроля . Данный документ составляется представителями управлений местных органов самоуправления или администраций;
  • акт проверки ФК в сфере закупок . Как известно, сфера государственных закупок- это лакомый кусочек в плане возможных взяток и откатов государственным чиновникам, а также в плане возможного завышения стоимости товаров с целью личного обогащения чиновников. Проведение такого вида ФК и составление соответствующего акта является важным элементом борьбы с коррупцией;
  • акт финансового аудита . — это внешняя проверка деятельности юридического лица независимо от формы собственности. Государственный орган либо частная компания могут заказать внешнюю проверку с целью получения независимого результата финансовой деятельности вообщем или по конкретному направлению в частности.

Особенности заполнения

Нормами действующего законодательства установлены четкие правила заполнения актов. Рассмотрим их более детально.

Контроль в сфере закупок по контрактной системе рассмотрен в видео ниже:

Правила и нюансы

Основные правила заполнения актов таковы:

  • по центру листа формата А4 указывается название документа;
  • чуть ниже в левой части бланка ставится дата заполнения;
  • название города, в котором проводился контроль, указывается по центру в одной строчке с датой;
  • после этого указывается основание проведения проверки, тематика, период проведения и проверяемый период;
  • ниже в тексте прописывается ход проведения аудита (проверки финансового контроля) с законодательным обоснованием высказанных замечаний.

Образец

Акт проверки внутреннего финансового контроля в администрации города Ставрополь

г. Ставрополь

01.04- 30.06.2017 года

В Администрации города Ставрополя произведена проверка внутреннего финансового контроля в части проведения инвентаризации имущества во втором квартале 2017 года.

Проверку проводили:

Использовался сплошной метод проведения проверки инвентаризации имущества.

Инвентаризация проводилась согласно приказа ……………. от ……….. по причине смены материально ответственного лица.

Инвентаризации подлежали материальные запасы имущества Администрации по состоянию на 1 апреля 2017 года.

Проверка проводилась согласно действующих методических рекомендаций по проведению инвентаризации имущества.

В результате проверки никаких нарушений не выявлено.

————————- _________ (подпись)

———————— _________ (подпись)

———————— _________ (подпись)

———————— __________ (подпись)

Образец АП внутреннего финансового контроля

Возражения на акт

Сотрудники, в отношении которых составлялся акт проверки финансового контроля, имеют право подписать данный акт с изложением возражений. Понятно, что несогласие может быть только с актом, в котором излагаются выявленные нарушения.

Чаще всего возражения составляются на акт по аудиту или другому виду внешнего контроля, но бывают и при получении неудовлетворительной оценки деятельности в акте внутреннего финансового контроля. Данные возражения излагаются в письменной форме и направляются в орган, составивший акт, в срок — 5 рабочих дней.

Проверка прокуратурой

Прокуратура постоянно взаимодействует с органами финансового контроля. Юридически данное взаимодействие основано на нормах Приказа ГП РФ и Федеральной службы финансово — бюджетного надзора от 15.04.2014 года № №162/117. Данные органы могут проводить совместные проверки либо хлопотать друг перед другом о необходимости назначения проверки конкретного объекта.

Кроме этого, в случае появления у прокуратуры на основе жалоб особ, деятельность которых раскритикована в акте проверки финансового контроля, прокуратура имеет право проверить изложенную в акте информацию путем проведения повторной проверки предприятия либо отдельной части его деятельности.

Еще больше полезной информации по ФК и актах его проверки вы найдете в видео ниже:

"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 7

В каждом автономном учреждении в рамках учетной политики разрабатывается положение о внутреннем финансовом контроле. Однако у бухгалтеров по-прежнему часто возникает вопрос, как правильно оформить и провести проверку. В этой статье даны рекомендации по организации и оформлению контрольных мероприятий, проверке отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни и исправлению выявленных ошибок.

Необходимость осуществлять внутренний финансовый контроль в автономном учреждении предусмотрена Законом о бухгалтерском учете <1> и Инструкцией N 157н <2>.

<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

В соответствии с п. 6 Инструкции N 157н порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего финансового контроля утверждается в составе учетной политики. Как правило, внутренний контроль производится посредством предварительного, текущего и последующего контроля. Предварительный и текущий финансовый контроль осуществляется соответственно перед или в момент совершения хозяйственной операции лицами, на которых возложены такие обязанности. Последующий контроль производится специально созданной для этих целей комиссией по итогам совершения операций путем проверки и анализа бухгалтерских документов и отчетности. Далее рассмотрим некоторые вопросы, касающиеся организации и проведения последующего контроля.

Примечание. Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ст. 19 Закона о бухгалтерском учете).

Организация проверки

Последующий контроль осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с определенной периодичностью в соответствии с предварительно утвержденным планом, а также перед составлением бухгалтерской отчетности согласно п. 9 Инструкции N 33н <3>. Внеплановые проверки организуются по мере необходимости, например если есть информация о каких-либо нарушениях финансово-хозяйственной деятельности.

<3> Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.

При принятии решения о проведении проверки оформляется распорядительный документ (приказ, распоряжение) руководителя, в котором указываются:

  • тема проверки;
  • вид и форма проверки;
  • проверяемый период;
  • срок проведения проверки;
  • состав комиссии по проведению внутреннего контроля;
  • прочие необходимые сведения.

Одновременно с таким документом может быть подготовлена программа проведения проверки. Далее приведем ее образец.

Утверждаю

директор ГАУ "ФОК "Заря"

А.П. Петров

Программа проверки финансово-хозяйственной деятельности ГАУ "Физкультурно-оздоровительный комплекс "Заря"

Основания для проведения проверки:

План контрольной деятельности ГАУ "ФОК "Заря" на 2013 г., приказ ГАУ "ФОК "Заря" от 21.06.2013 N 16.

Проверяемый период: с 01.01.2013 по 30.06.2013.

Сроки проведения проверки: с 01.07.2013 по 05.07.2013.

  • установление соответствия деятельности требованиям законодательства РФ, нормативным правовым актам Нижегородской области, внутренним нормативным актам ГАУ "ФОК "Заря";
  • контроль за обоснованным и эффективным использованием субсидий, выделенных на выполнение государственного задания;
  • контроль за целевым использованием субсидий, выделенных на иные цели;
  • контроль за правомерностью получения и использования средств, полученных от приносящей доход деятельности;
  • проверка правильности совершения фактов хозяйственной жизни перед составлением бухгалтерской отчетности за I полугодие 2013 г.

Предметы контроля:

  • правоустанавливающие документы учреждения;
  • внутренние нормативные акты учреждения;
  • гражданско-правовые договоры, заключенные учреждением с поставщиками, подрядчиками и исполнителями, кадровые документы, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета;
  • план финансово-хозяйственной деятельности и иные документы, необходимые для достижения цели проверки.

Вопросы проверки:

  1. Наличие документов, регламентирующих организацию бухгалтерского учета (учетная политика учреждения, положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции).
  2. Движение финансовых потоков в проверяемом периоде по источникам финансового обеспечения. Правомерность образования и расходования средств в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности ГАУ "ФОК "Заря" на 2013 г. (план ФХД).
  3. Соблюдение порядка утверждения и внесения изменений в план ФХД.
  4. Наличие лицензии и полнота использования бухгалтерского программного обеспечения.
  5. Правильность ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами, полнота отражения фактов хозяйственной жизни в регистрах бухгалтерского учета по всем участкам учета.

5.1. Соблюдение порядка ведения учетных операций с безналичными денежными средствами:

  • документальная обоснованность операций в журнале операций с безналичными денежными средствами;
  • наличие подтверждающих документов к выписке из лицевого счета.

5.2. Соблюдение порядка ведения кассовых операций:

  • полнота и своевременность оприходования наличных денежных средств и денежных документов в кассу, правильность их выдачи (списания);
  • соблюдение требований по оформлению кассовых ордеров и прилагаемых к ним документов;
  • правильность учета операций по движению наличных денежных средств и денежных документов в кассовой книге, журналах операций по счету "Касса" и по счету "Денежные документы";
  • соблюдение установленного лимита остатка денежных средств в кассе;
  • выполнение мероприятий, направленных на сохранность наличных средств и денежных документов в кассе;
  • проведение ревизии наличных средств и кассовых документов, а также бланков строгой отчетности в период проверки.

5.3. Соблюдение порядка учета расчетов с подотчетными лицами по выданным им авансам:

  • соблюдение порядка и установленных норм выдачи денежных средств и денежных документов под отчет;
  • своевременность и полнота представления подотчетными лицами авансовых отчетов об израсходованных авансовых суммах, полнота документов, подтверждающих произведенные расходы;
  • документальная обоснованность ведения учетных операций в журнале операций расчетов с подотчетными лицами.

5.4. Проверка расчетов по обязательствам:

  • правильность и документальная обоснованность ведения учета расчетов с поставщиками за поставленные материальные ценности и оказанные услуги, с подрядчиками за выполненные работы, а также расчетов по перечисленным авансам в журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
  • правильность ведения учета по перечисленным платежам в бюджеты в журнале по прочим операциям и карточке учета средств и расчетов;
  • сверка данных главной книги о начисленных и уплаченных страховых взносах во внебюджетные фонды с представленными в соответствующие фонды отчетами;
  • реальность дебиторской и кредиторской задолженности на конец отчетного периода, наличие просроченной задолженности, меры, применяемые к взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженности, обоснованность списания задолженности;
  • своевременность перечисления арендаторами арендных платежей и потребленных коммунальных и эксплуатационных услуг;
  • организация учета средств, поступающих от арендаторов и субарендаторов на возмещение эксплуатационных, коммунальных и административно-хозяйственных услуг;
  • соблюдение пропорциональности отнесения коммунальных расходов по источникам финансирования.

5.5. Проверка расчетов с работниками по оплате труда:

  • соответствие фактической численности работников утвержденному штатному расписанию и нормативной численности;
  • правильность начисления заработной платы сотрудникам в соответствии с законодательством РФ, распоряжениями и локальными документами учреждения;
  • правильность начисления оплаты труда лицам по договорам гражданско-правового характера;
  • правильность ведения учета расчетов по оплате труда и расчетов с бюджетом по удержанным налогам из оплаты труда в журнале операций расчетов по оплате труда и в карточках учета средств и расчетов.

5.6. Проверка операций с нефинансовыми активами:

  • полнота и своевременность оформления документов по оприходованию объектов основных средств, нематериальных активов и материальных запасов на соответствующих счетах бухгалтерского учета;
  • правильность ведения аналитического учета нефинансовых активов в регистрах бухгалтерского учета;
  • правильность ведения учетных операций по расходу (выбытию) объектов нефинансовых активов, перемещению внутри учреждения, а также начисленной суммы амортизационных отчислений на объекты основных средств, нематериальных активов в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
  • сверка показателей счетов главной книги с показателями счетов оборотных ведомостей в разрезе аналитических счетов;
  • наличие фактов необоснованного списания имущества, а также недостач материальных ценностей путем проведения выборочной инвентаризации нефинансовых активов, правильность их отражения в бухгалтерском учете и принятие мер по взысканию убытка с виновных лиц;
  • правильность оформления инвентарных карточек учета основных средств;
  • анализ изменения стоимости основных средств, наличие неиспользуемого оборудования.

5.7. Ведение учета на забалансовых счетах, отражение операций в регистрах бухгалтерского учета.

  1. Другие вопросы, возникающие при проведении проверки.

Ответственный за подготовку проверки ревизор Шишкин П.В. (подпись).

Как правило, проверка проводится путем изучения документов, информации, содержащейся в бухгалтерской программе, осмотра имущества, его пересчета, контрольных замеров, собеседований с работниками, имеющими отношение к тому или иному вопросу проверки. Также комиссия вправе потребовать от руководителя и работников документы, необходимые для достижения цели проверки (справки, письменные объяснения и т.п.).

Контрольные мероприятия могут проводиться сплошным или выборочным способом. Решение об использовании того или иного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу принимает ревизионная комиссия.

Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют объяснения по вопросам, относящимся к результатам проверки.

Оформление результатов проверки

Результаты проведения проверки оформляются в виде акта, включающего в себя все разделы, которые содержат ответы на вопросы, утвержденной программы проведения проверки. В акте следует привести характеристику состояния деятельности по проверенным направлениям, изложить выявленные нарушения и недостатки в работе учреждения, отразить общие результаты проверки. В акте не допускаются выводы, предложения, не подтвержденные доказательствами, помарки, подчистки и иные исправления. На основании данного акта главный бухгалтер учреждения (или иное лицо, уполномоченное руководителем) разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.

Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности ГАУ "ФОК "Заря"

"05" июля 2013 г. г. Нижний Новгород

Во исполнение плана контрольной деятельности ГАУ "ФОК "Заря" на 2013 г., приказа ГАУ "ФОК "Заря" от 21.06.2013 N 16, в соответствии с Программой проверки членами комиссии по внутреннему контролю (указываются фамилии, инициалы, должности всех участников контрольной группы) проведена плановая проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Цель контрольного мероприятия: (в соответствии с Программой проверки).

Проверяемый период: с...

Срок проведения проверки: с...

Метод проверки: сплошной.

Предметы контроля: (документы, подвергшиеся проверке).

Полное и сокращенное наименование учреждения.

Юридический и фактический адрес.

Сведения о лицензиях на осуществление соответствующих видов деятельности.

Перечень и реквизиты всех счетов (включая счета, закрытые на момент проверки, но действовавшие в проверяемом периоде) в кредитных организациях, включая депозитные, а также лицевых счетов в органах Федерального казначейства.

Руководитель учреждения: ___________ (Ф.И.О. полностью) назначен ________ (дата и номер документа).

Главный бухгалтер: _____________ (Ф.И.О. полностью, дата и номер приказа о назначении).

Фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право первой и второй подписи финансовых и расчетных документов.

Кем и когда проводились проверки в проверяемом периоде, кем проводилась предыдущая проверка финансово-хозяйственной деятельности, а также сведения об устранении нарушений, выявленных проверками.

Иные данные, необходимые, по мнению руководителя контрольной группы, для полной характеристики объекта финансового контроля.

В результате проведения проверки установлено:

Описательная часть акта проверки (справки) должна содержать описание проделанной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу программы.

Указывается объем проверенной документации: документы проверены за I полугодие 2013 г. и т.п. В актах проверки (справках) при описании каждого нарушения, выявленного в ходе проверки, должны быть указаны положения законодательных, нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения.

Приложением к акту оформляется перечень законодательных, нормативных правовых актов, в соответствии с которыми осуществлялась деятельность учреждения в проверяемом периоде. В перечне указывается полное и краткое название законодательных и нормативных актов, в тексте акта - краткое название законодательного, нормативного акта.

Заключительная часть акта проверки должна содержать обобщающую информацию о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, сгруппированных по видам, с указанием по каждому виду финансовых нарушений общей суммы, на которую они выявлены. Рекомендации по устранению и предупреждению нарушений.

Руководитель контрольной группы Руководитель учреждения
______________ (Ф.И.О.) _______________ (Ф.И.О.)
Члены контрольной группы:
______________ (Ф.И.О.)
______________ (Ф.И.О.)

(дата окончания проверки)

Исправление ошибок по результатам проверки

Ошибки, обнаруженные в регистрах бухгалтерского учета, исправляются в соответствии с п. 18 Инструкции N 157н в следующем порядке:

Период обнаружения ошибки Порядок действий
Ошибка, обнаруженная
за отчетный период
до момента представления
бухгалтерской отчетности
и не требующая изменения
данных в регистрах
бухгалтерского учета
(журналах операций)
Исправляется путем зачеркивания тонкой
чертой неправильных сумм и текста так, чтобы
можно было прочитать зачеркнутое,
и написания над зачеркнутым исправленного
текста и суммы. Одновременно в регистре
бухгалтерского учета, в котором производится
исправление ошибки, на полях против
соответствующей строки за подписью главного
бухгалтера делается надпись "Исправлено"
Ошибка, обнаруженная
до момента представления
бухгалтерской отчетности и
требующая внесения изменений
в регистр бухгалтерского
учета (журнал операций)
Отражается последним днем отчетного периода


от характера ошибки)
Ошибка, обнаруженная
в регистрах бухгалтерского
учета за отчетный период,
за который бухгалтерская
отчетность в установленном
порядке уже представлена
Отражается датой обнаружения ошибки
дополнительной бухгалтерской записью либо
бухгалтерской записью, оформленной способом
"красное сторно", и дополнительной
бухгалтерской записью (в зависимости
от характера ошибки)

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом "красное сторно" должны оформляться справкой по ф. 0504833, содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен.

При обнаружении ошибок в первичных документах допускается внесение исправлений в отдельные из них, если они вносятся по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что подтверждается подписями тех же лиц, с указанием надписи "Исправленному верить" ("Исправлено") и даты внесения исправлений. При этом не допускается внесение исправлений в документы, которыми оформляются операции с наличными или безналичными денежными средствами (п. 10 Инструкции N 157н).

О.Сизонова

Главный редактор журнала

"Автономные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Необходимость в организации внутреннего финансового контроля оговорена в статье 19 ФЗ от 6 декабря 2011 года №402. Контроль касается операций, связанных с деятельностью предприятия. Порядок его осуществления оговаривается в учетной политике.

Цели проведения контроля

Рассмотрим цели осуществления локального финансового контроля:

  • Контроль над соблюдением закона в области локальных мероприятий по формированию бюджета и финансовым операциям.
  • Увеличение качества и точности бюджетных отчетов.
  • Повышение отдачи от вложения средств бюджета федерального значения.
  • Повышение качества подготовки документов, связанных с бухучетом.
  • Своевременное и точное заполнение бухгалтерской отчетности.
  • Обеспечение выполнения приказов руководства компании.
  • Исполнение созданных планов по хозяйственной работе.
  • Обеспечение сохранности собственности компании.

Внутренний контроль позволяет своевременно обнаружить ошибки и исправить их самостоятельно. В перспективе это поможет компании избежать штрафов и санкций.

Задачи и принципы

Рассмотрим основные задачи финансового контроля:

  • Анализ соответствия операций документам и отчетности.
  • Анализ соответствия деятельности регламентам и должностной инструкции.
  • Анализ соответствия деятельности технологическим процессам.
  • Изучение системы локального контроля для обнаружения элементов, обеспечивающих ее результативность.

Контроль базируется на этих принципах:

  • Легитимность. Соответствие контрольных мероприятий законам страны.
  • Независимость. Исполнители контрольных мероприятий должны быть независимы от объектов, которые проверяются. Только в этом случае возможна объективность результатов.
  • Объективность. В процессе контроля должны быть получены достоверные данные. Поэтому мероприятия должны базироваться на фактических сведениях.
  • Ответственность. Все специалисты, занятые на контрольных мероприятиях, должны нести ответственность за свою деятельность. Только так может быть обеспечено ее качество.
  • Системность. Контроль должен быть комплексным. В его процессе анализируются все аспекты финансовой деятельности компании, имеющиеся взаимосвязи.

Соблюдение всех этих принципов обязательно.

Предмет проверки

В процессе контрольных мероприятий проверяются эти аспекты:

  1. Соблюдение законов.
  2. Правильность заполнения документов.
  3. Верность заполнения регистров бухучета.
  4. Сохранение активов организации.

Проверяется наличие ошибок в документах. После обнаружения они оперативно исправляются.

Особенности организации внутреннего контроля

Порядок проведения внутреннего контроля в обязательном порядке прописывается в учетной политике предприятия. Зафиксировать порядок в документах можно на этапе создания компании. Альтернативный вариант – издание отдельных актов. Порядок реализации контроля может быть зафиксирован в отдельном приказе.

Контрольные мероприятия исполняются различными путями:

  • Формированием структурного отдела или принятием сотрудника на должность ревизора. Сотрудники, осуществляющие контрольные мероприятия, подчиняются руководителю организации.
  • Организацией комиссии, которая будет работать на регулярной основе.
  • Возложением обязанностей по проведению контроля на представителей уже сформированных структурных подразделений.

Выбор конкретного пути определяется ожидаемым масштабом работ, возможностями организациями, наличием структурных подразделений, наличием специалистов.

Уровни проведения внутреннего контроля

Внутренний контроль осуществляется на этих уровнях:

  • Уровень работника. Работник осуществляет контроль в рамках своих должностных полномочий.
  • Уровень структурного отдела. Ответственность за контроль возложена на сотрудников подразделения, руководителей отдела.

Порядок осуществления контроля регулируется положением о работе отдела по контрольным мероприятиям. Работа ревизора будет также регламентирована этим положением. Документ должен быть утвержден приказом руководителя. На его основании базируется работа структурного подразделения.

ВАЖНО! Если Внутренний контроль осуществляется разными сотрудниками и подразделениями, ответственность разграничивается на основании локальных актов, должностных инструкций.

Особенности проведения внутреннего контроля

В процессе проведения контрольных мероприятий используются следующие инструменты:

  • Общенаучные методы: анализ, дедукция и прочее.
  • Эмпирические методы: инвентаризация, опросы, замеры.
  • Специфические инструменты: теория вероятности и прочее.

Финансовый контроль можно доверить специальной комиссии, сторонним компаниям.

Разновидности внутреннего контроля

Комплексный контроль включает в себя эти формы проверочных мероприятий:

  1. Предварительный контроль. Выполняется до момента проведения хозяйственной операции. Этот инструмент обеспечивает формирование прогноза относительно итогов операции. Он позволяет решить, стоит ли идти на тот или иной шаг.
  2. Текущий контроль. Включает в себя анализ мероприятий по реализации бюджета, формирование бухгалтерской отчетности, анализ эффективности использования средств. Проверяется соответствие расходов компании ее целям.
  3. Последующий контроль. Осуществляется по результатам реализованных хозяйственных операций. При этом проверяется бухгалтерская документация. Контролируются результаты проведения инвентаризации.

ВАЖНО! Текущий и предварительный контроль можно включить в текущую деятельность сотрудников. Последующий контроль имеет смысл доверить сотруднику, который специализируется именно на контрольных мероприятиях.

ВНИМАНИЕ! Желательно исполнить все виды контрольных мероприятий. Для этого к работе приобщаются подразделения, отдельные сотрудники, специальная комиссия. Однако это возможно только в том случае, если компания располагает соответствующими ресурсами.

Предварительный контроль

Предварительный контроль нужен для принятия решения о проведения операции. Занимаются им руководители компании, заместители, главбухи, представители юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся эти мероприятия:

  • Проверка заполнения финансово-плановых бумаг.
  • Визирование и согласование документации.
  • Проверка договоров.
  • Экспертиза бумаг о расходовании ресурсов компании.

Предварительный контроль включает в себя анализ соответствия соглашений плану деятельности, проверку всех форм отчетности (бюджетная, статистическая и прочая) до момента подписания документов.

Текущий контроль

Текущий контроль включает в себя повседневное исследование расходования средств, заполнения бухгалтерской документации. Состоит из таких мероприятий, как:

  • Анализ расходной документации.
  • Проверка суммы средств, которая находится в кассе.
  • Контроль над полнотой оприходования средств, которые были выданы банковским учреждением.
  • Контроль над долгами дебиторов и задолженностями самой компании.
  • Проверка соответствия аналитического учета с синтетическим учетом.
  • Установление фактического наличия собственности компании.

Текущий контроль проводится регулярно. Осуществляется он представителями отделов бухучета.

Последующий контроль

Осуществляется он после завершения той или иной операции. Предполагает проверку всех сопутствующих документов. Рассмотрим методы последующего контроля:

  • Инвентаризация.
  • Ревизия кассы без предварительной подготовки.
  • Проверка путей использования средств.
  • Анализ имеющихся документов.

Последующий контроль – заключительный этап внутренней проверки. Желательно поручить его специальной комиссии. Состав ее указывается в соответствующем положении. Если требуется, состав можно изменить. В дальнейшем контроль проводится путем плановых и внеплановых проверок.