Встречная проверка: проверяем и отвечаем на полученное требование о представлении документов (информации). Проверки: выездные, камеральные, встречные

Самого понятия «встречная проверка» в российском законодательстве не существует. С 1 января 2007 года это понятие было исключено из Налогового кодекса РФ. Однако предусматривает процедуру истребования документов налоговыми органами у контрагентов о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте.

Часто ее по-прежнему называют встречной проверкой. В случае несоблюдения процедуры о предоставлении информации контрагент признается налоговым правонарушителем и будет нести уголовную ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Налогового кодекса.

Прохождение встречной проверки документов не такое проблематичное, как выездной, однако, имеет ряд важных пунктов, знание которых поможет преодолеть этот процесс быстро и без существенных потерь.

Предмет и цели

Встречная проверка является частью камеральной, выездной или повторной проверки и не является самостоятельным видом. Ее суть заключается в сверке полученных документов с данными о деятельности проверяемого налогоплательщика с его личными данными.

Основаниями для проведения встречной налоговой проверки являются следующие моменты :

  1. Подозрение сделок организации на фиктивность и на применении мошеннических схем ухода от уплаты налогов и неправомерной налоговой оптимизации.
  2. Необходимость проверки подлинности документов и сведений, которые отражены в учете конкретных операций, а также подтверждение существования самих контрагентов.
  3. При сомнении правильности присланной информации в случае совершения нестандартных операций ( , бартер, уступка или переуступка требований, возмещение и учет , оказание безвозмездных услуг).

Документы

Налоговая инспекция имеет право сделать запрос по абсолютно любым документам , которые причастны к проверяемой организации. Такими документами могут стать акты и договоры поставки или услуг, товарные накладные и счета-фактуры.

Требуемые копии документов заверяются предприятия, сделать это может руководитель или другое уполномоченное лицо.

Потребовать нотариальное заверение копий налоговый орган не может, однако, он вправе запросить оригиналы выбранных документов для ознакомления. Предоставление деклараций и прочих отчетов, которые не имеют отношения к проверяемому лицу, также не могут быть потребованы.

В случае большого объема требуемой информации компания должна направить ходатайство об увеличении срока подготовки документов и назначить конечную дату сбора всех сведений.

При запросе пакета документов налоговой инспекцией, организация, помимо безотлагательного предоставления сведений, должна проверить запрос на его правомерность.

В этом случае следует убедиться, что:

  1. Запрашиваемые документы требуются на основе письменного оповещения. В случае проверки из другой налоговой должна предоставляться копия поручения об истребовании документов.
  2. Данные в копии поручения совпадают с данными требования.
  3. Причина истребования документов четко сформулирована и изложена.
  4. Помимо всех необходимых документов, указаны их реквизиты или сделка, согласно которой должна быть предоставлена информация.
  5. Налоговая требует не запрещенные данные, которые относятся к возможностям ее проверки.

Чье требование выполнять

Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено обращение чужой инспекции к организации с истребованием документов о другой организации.

Затребовать документы на проверку имеет право та налоговая инспекция, у которой состоит на учете выбранное предприятие. Сделать это можно исключительно по поручению налогового органа, который осуществляет проверку или другие мероприятия налогового контроля. Это обосновано в п.3 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Проверяемый период

Проверяемый период встречной проверки должен совпадать с периодом, в рамках которого проводится камеральная . Истребование документов, которые не совпадают с периодом проверки считается неправомерным, несмотря на то, что в Кодексе Российской Федерации нет границ времени истребования.

Налогоплательщик не обязан предоставлять информацию о его деятельности, которая не совпадает с периодом выездной проверки. В этом случае организация не будет привлекаться к ответственности и на нее не будут накладывать штрафы.

Сроки и формы

Налогоплательщик обязан предоставить необходимые документы в течение пяти календарных дней после получения требований . Конечное время сдачи сведений и количество проводимой встречной проверки не определяется какими-либо датами в отличие от выездной проверки.

В случае несоблюдения требований инспекции предоставить документы (их отсутствие или опоздание) компанию могут оштрафовать от 5 до 20 тыс. руб . Сумма штрафа зависит от количества предоставленной информации и от повторного подобного нарушения.

Именно поэтому очень важно учитывать срок, который предоставляется на сбор документов и заблаговременно исполнять требования налоговой инспекции.

Встречная налоговая проверка представляет собой большой объем внеплановой работы. В случае с проверкой торговых компаний, руководство сталкивается с заверением большого количества товарных накладных, что представляет собой дополнительную работу для бухгалтерии.

На первый взгляд покажется, что выполнение всех требований налоговой является единственным верным решением, которое не повлечет за собой последствия. Однако этого не стоит делать, так как чрезмерное повиновение всем запросов инспекторов только вызовет у них подозрение и спровоцирует проверку всей компании.

Основные правила для соблюдения безопасности проверки:

  1. Отправлять документы только с описью.
  2. Если запрашивается аналитика, которая не ведется в компании, об этом нужно заранее сообщить.
  3. В случае запросов с предоставлением дополнительной информации компании, нужно конкретизировать у инспекторов, о чем именно идет речь.

Причины для отказа

Список документов данной проверки не регламентирован, поэтому очень часто возникают разногласия с налоговой службой. Иногда налоговики запрашивают документы, которые не содержат хозяйственных операций с контрагентом, например, штатное расписание. Основная причина такого запроса заключается в проверке наличия взаимосвязи лиц.

Оформление результатов

Результаты встречной проверки оформляются промежуточным актом. В нем фиксируются выявленные расхождения, неофициальные записи бухгалтерского учета и аргументы лиц, которые вели эти записи.

Далее, акты направляются в органы внутренних дел и проводится дальнейшее расследование. Плательщик привлекается к ответственности и появляются правомерные основания для начисления налогов и пошлин. Если правонарушения не обнаружены, проверка заканчивается, и налоговики фиксируют ее успешное прохождение.

Ошибки инспекторов

Если на предприятии началась встречная проверка, прежде чем предоставить все запрашиваемые инспекторами документы, вначале стоит проверить их запрос на допущенные ошибки.

Наиболее распространенными ошибками налоговиков считаются:

  1. Документы для проверки запрашиваются без письменного требования.
  2. Перечень документов в поручении не совпадает с требованиями.
  3. Документы для проверки требуются безосновательно.
  4. Повторно запрашиваются документы, которые уже были представлены на рассмотрение.
  5. Документы или сделка должны быть идентифицированы.

Последствия встречной проверки

В случае успешного прохождения встречной проверки инспекторы не вручают никаких документов или сертификатов о прохождении, однако, в случае непредоставления сведений или их опоздания, компания привлекается к ответственности. В этом случаи не только портятся отношения с контрагентом, но и появляются такие негативные последствия, как отказ в вычетах НДС и снятие прибыльных расходов.

Если предписания встречной проверки не были предоставлены, налоговики вправе начать полноценную серию выездных проверок. В этом случае весь беспорядок в документообороте компании станет явным.

Практикум по выездной налоговой проверке представлен ниже.

К амеральная налоговая проверка - это проверка налоговой декларации (расчета) (п. 1 ст. 88 НК РФ). Она проводится в автоматическом режиме без извещения налогоплательщика (п. 1 и 2 ст. 88 НК РФ):

  • в налоговой инспекции (инспекторы не выезжают к налогоплательщику);
  • проводится инспекторами без какого-либо специального разрешения руководителя инспекции;
  • максимальный срок проверки – 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
  • если до окончания проверки налогоплательщиком представлена уточненная декларация, то проверка предыдущей декларации прекращается и начинается камеральная проверка на основе новой декларации.

В определенных случаях налоговики вправе запросить у вас пояснения и истребовать документы, касающиеся камеральной проверки.

Получение налогового требования

Учитывая, что сроки представления документов строго регламентированы, разъясним, что понимается под датой получения налогового требования.

При направлении требования по почте датой его получения считается 6-й рабочий день со дня отправки заказного письма (п. 4 ст. 31 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ). См. Пример 2.

При направлении требования через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в этом личном кабинете (п. 4 ст. 31 НК РФ).

При направлении требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) датой его получения считается дата, указанная в квитанции о приеме, отправленной в инспекцию (п. 13 Порядка, утв. приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@). Если вы относитесь к лицам, обязанным представлять декларации в электронной форме, то при получении требования в электронной форме вы обязаны отправить квитанцию о приеме. Указанная квитанция передается в электронной форме по ТКС в течение 6 рабочих дней со дня отправки документов налоговиками (п. 5.1 ст. 23 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ). В случае уклонения от данной обязанности налоговые органы вправе заблокировать ваш банковский счет (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Налоговое требование может быть также вручено лично под расписку .

Представляем пояснения

Если в декларации не обнаружено никаких ошибок, а также нет оснований для углубленной проверки, то камеральная проверка закончится и никаких требований к вам не поступит.

Если же в ходе проверки декларации будут обнаружены ошибки, нестыковки, признаки налогового правонарушения, то налоговики вас попросят внести исправления в декларацию либо представить пояснения . Сделать это надо в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения требования (п. 2 и 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вместе с пояснениями вы вправе представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ). Зачастую и сами налоговики в требовании о представлении пояснений указывают документы, которые надо приложить к письму.

Пример 1

Свернуть Показать

В 2016 г. многие предприятия получили требования о представлении пояснений по представленному расчету по форме 6-НДФЛ (в связи с несвоевременной уплатой НДФЛ). Для того чтобы убедиться в правонарушении, налоговики в требованиях указывали о необходимости приложить к пояснениям карточки счетов по НДФЛ (68.1) и по заработной плате (70), документы, подтверждающие выплату дохода, своды по заработной плате.

С этого года несвоевременное представление в инспекцию пояснений в случае непредставления уточненной налоговой декларации грозит штрафом в 5 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа уже в размере 20 000 рублей (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Представляем документы

При проведении камеральной проверки налоговики не вправе требовать у организации дополнительные сведения и документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Однако из этого правила есть исключения. К примеру, запрос по истребованию документов правомерен в следующих случаях (п. 6, 8 и 9 ст. 88 НК РФ):

  • если в декларации по НДС заявлена сумма к возмещению, то понадобятся документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов;
  • при использовании налоговых льгот предоставляются необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, а также документы, подтверждающие право на эти льготы;
  • по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, – документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

Истребованные документы следует представить в течение 10 рабочих дней (20 дней – при проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней – при проверке иностранной организации) со дня получения требования (п. 3 ст. 93 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Если вы не имеете возможности представить документы в течение установленного срока, то следует попросить отсрочку . Сделать это надо на следующий день после получения требования. В уведомлении (Пример 4) указывают причины, по которым документы не могут быть своевременно представлены и новый желательный для вас срок (п. 3 ст. 93 НК РФ).

В течение 2 дней со дня получения такого уведомления налоговики вправе продлить сроки представления документов или отказать в этом (п. 3 ст. 93 НК РФ). Если причина невозможности своевременного представления документов уважительная, то чиновники обычно удовлетворяют ходатайства.

Пример 2

Расчет срока представления документов по требованию налоговиков для камеральной проверки

Свернуть Показать

Чтобы вам легче было ориентироваться, посмотрите на календарь февраля 2017 года, где жирным шрифтом выделены выходные и нерабочие праздничные дни этого месяца, которые в расчете участвовать не будут, т.к. НК РФ в рассматриваемой ситуации оперирует только рабочими днями.

Допустим, заказное письмо с требованием представить документы для камеральной налоговой проверки налоговая отправила заказным письмом через «Почту России» в среду 01.02.2017. На следующий день начинает течь срок из 6 рабочих дней, отведенный на его получение налогоплательщиком, он заканчивается 09.02.2017 (эти дни выделены серой заливкой).

10 рабочих дней , в течение которых налогоплательщик должен представить затребованные документы (например, выслать по почте заказным отправлением с сопроводительным письмом и описью вложений, либо привезти в налоговую лично, либо доставить их иначе). Эти дни выделены в календаре оранжевой заливкой.


Пример 3

Расчет срока представления документов по требованию налоговиков для встречной проверки

Свернуть Показать

Допустим, заказное письмо с требованием представить документы для встречной налоговой проверки налоговая отправила заказным письмом через «Почту России» в среду 01.02.2017. Как и в предыдущем примере данное требование считается полученным 09.02.2017 (эти дни выделены серой заливкой).

Со следующего дня (10.02.2017) начинаем отсчитывать 5 рабочих дней , в течение которых налогоплательщик должен представить затребованные документы (они выделены в календаре оранжевой заливкой).


Пример 4

Свернуть Показать

Штрафы за непредставление документов:

  • на должностных лиц – до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ);
  • на организацию – 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 4 ст. 93 и п. 1 ст. 126 НК РФ).

Еще более существенно то, что налоговики могут оштрафовать за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения. Тогда без доказательств в виде первички вы лишитесь учтенных расходов и налоговых вычетов. В этих случаях сумма штрафов очень серьезная.

Заверяем копии документов

Хотя в НК РФ в статье 88 и иных, а также в требовании налоговиков говорится о представлении «документов», на деле речь обычно идет о представлении заверенных копий интересующих налоговиков бумажных первичных учетных и др. документов. Оригиналы при этом остаются у налогоплательщика, который опирается в данном случае на п. 2 ст. 93 НК РФ.

Причем нотариуса посещать не надо, копии можно заверить самостоятельно. Налоговики считают, что при этом следует опираться на терминологический ГОСТ Р 7.0.8-2013 и ГОСТ Р 6.30-2003 по оформлению организационно-распорядительной документации (см. письма Минфина России от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142 и от 11.05.2012 № 03-02-07/1-122).

Получается, что налоговикам хватит и укороченного варианта заверительной надписи на копии документа (как в Примере 5). Но если у вас процедура заверения копий регламентирована и следует указаниям нормативных документов, требующих внесения в нее еще и информации о местоположении оригинала, с которого изготовлена данная копия, то такое оформление заверительной надписи ошибкой не будет. Просто налоговиками это воспримется как избыточная информация.

Какие варианты заверения копии существуют, мы подробно разобрались в статье «Как организации отразить изъятие ее документов и дел? »

Удостоверять верность копии своей подписью должно уполномоченное должностное лицо (обычно это директор, главбух или их заместители; из них только руководитель фирмы имеет право действовать без доверенности (п. 3 ст. 29 НК РФ)).

Из-за большого объема такой работы целесообразно изготовить соответствующий штамп.

И не забывайте ставить оттиск печати ().

В аналогичном порядке заверяют карточки бухгалтерских счетов и различную аналитику, распечатанную из бухгалтерских программ.

Пример 5

Свернуть Показать

Если же говорить о правомерности подшивок документов , то в Налоговом кодексе сказано, что листы документов должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми налоговой службой (п. 2 ст. 93 НК РФ). Указанные требования до сих пор не утверждены, так что продолжаем руководствоваться разъяснениями чиновников ненормативного характера.

Ранее ФНС и Минфин говорили о недопустимости представления в налоговый орган подшивки документов, заверенной только на ее обороте (см. письма Минфина России от 29.10.2014 № 03-02-07/1/54849 и от 24.10.2011 № 03-02-07/1-374, ФНС России от 02.10.2012 № АС-4-2/16459).

Но позже вышло письмо Минфина России от 29.10.2015 № 03-02-РЗ/62336, которое разрешило так поступать «впредь до нормативного правового регулирования этого вопроса». Причем чиновники выдвигают :

  • при формировании сшивов необходимо обеспечить сохранение целостности документов / копий в них, а также возможность их свободного чтения и копирования;
  • сшив формируется объемом не более 150 листов с указанием арабскими цифрами сплошной нумерации листов, начиная с единицы;
  • все листы в сшиве прошиваются на 2–4 прокола прочной нитью, концы которой выводятся на оборотную сторону последнего листа и связываются. На оборотной стороне последнего листа в месте скрепления наклеивается бумажная наклейка (в виде прямоугольника размером примерно 40–60 мм на 40–50 мм). Наклейка должна закрывать место скрепления прошивки полностью, за пределы наклейки могут ­выходить только концы прошивных нитей, но не более чем на 2–2,5 см;
  • на бумажной наклейке проставляется заверительная надпись, в которой указывается количество (арабскими цифрами и прописью) пронумерованных листов. Заверительная надпись подписывается руководителем или иным представителем ­организации с указанием его фамилии и инициалов, должности, даты подписания;
  • заверительная надпись опечатывается печатью организации (при наличии). Печать ставится таким образом, чтобы частично захватывала бумажную наклейку, заклеивающую концы нити, личную подпись, фамилию, инициалы лица, заверившего документы (копии документов);
  • такие сшивы представляются в налоговые органы с сопроводительными письмами, в которых указываются реквизиты требования о представлении документов, количество сшивов и количество листов, содержащихся в каждом из них.

Но будучи главным бухгалтером, при необходимости заверить небольшое количество копий предпочитаю обходиться без сшивов, заверяя каждый документ во избежание лишних вопросов и претензий от налоговиков. При большом объеме запрашиваемых документов сшивы их копий конечно выручают.

Если сам документ многостраничный , то возможны следующие варианты заверения его копии (письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@):

  • заверение каждого отдельного листа (как показано в Примере 5);
  • прошивка многостраничной копии документа и заверение ее в целом.

При прошивке многостраничного документа необходимо, согласно письму Минфина России от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142, распространенному по налоговым органам письмом ФНС России от 29.08.2014 № АС-4-2/17341 (см. Пример 6):

Представляем бумажные документы

Способ представления документов в налоговый орган определяется организацией самостоятельно (письмо ФНС России от 25.11.2014 № ЕД-4-2/24315). Обычно заверенные бумажные копии документов подаются лично (или через представителя) либо по почте заказным письмом (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Пример 6

Свернуть Показать

Пример 7

Свернуть Показать

При отправке документов почтой . Чтобы сэкономить время, можно заполнить бланк на сайте «Почты России» по адресу https://pochta.ru/form?type=F107, распечатывается он сразу в 2 экз. на листе (см. Рисунок 1), далее берете его с собой в почтовое отделение. При заполнении данной формы на сайте следует учесть, что количество знаков в строке весьма ограничено, поэтому формулировки придется сокращать.

Также копии бумажных документов могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме (путем сканирования) по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 2 ст. 93 НК РФ). Налоговики в письмах от 09.02.2016 № ЕД-4-2/1984@ и от 09.12.2015 № ЕД-4-2/21577 уточнили, что налогоплательщик вправе направить в налоговый орган скан-образы не любых документов, а только перечисленных в приказе ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@. Этим же приказом утвержден и электронный формат описи документов.

Возможность представления документов в виде скан-образов установлена для:

  • договоров (соглашений, контрактов), дополнений и изменений к ним;
  • спецификаций (калькуляций, расчетов) цен (стоимости);
  • актов приемки-сдачи работ (услуг);
  • счетов-фактур, в т.ч. корректировочных;
  • товарно-транспортных и товарных накладных (ТОРГ-12);
  • грузовых таможенных деклараций / транзитных деклараций, в т.ч. добавочных листов к ним.

Документы, которые направлены в виде скан-образов по ТКС, не требуют предварительного заверения печатью и подписью на бумаге, так как заверяются электронной подписью (письмо ФНС России от 23.11.2015 № ЕД-4-2/20421).

Электронные документы по утвержденным форматам

Представление документов в электронной форме допускается только в том случае, если они составлены по утвержденным ФНС форматам. Речь идет о следующих документах:

  • счет-фактура, в т.ч. корректировочный; журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур; книга покупок и книга продаж, в т.ч. дополнительные листы к ним (форматы утверждены приказом ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@);
  • товарная накладная (ТОРГ-12) и акт приемки-сдачи работ (услуг) (форматы утверждены приказами ФНС России от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@, от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@ и от 21.03.2012 № ММВ-7-6/172@);
  • о передаче товаров при торговых операциях (формат утвержден приказом ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/551@);
  • о передаче результатов работ (документ об оказании услуг) (формат утвержден приказом ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/552@).

Представление указанных документов осуществляется по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 2 ст. 93 НК РФ). Формат описи электронных документов утвержден приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@.

Обратите внимание: если пояснения по декларации по НДС запрошены у лица, обязанного сдавать электронную декларацию по НДС, то пояснения следует направить в электронной форме по ТКС. При этом пояснения на бумажном носителе не засчитываются (п. 3 ст. 88 НК РФ). С 2017 г. штраф за это составит 5 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Электронные документы по неутвержденным форматам

Обязательно сделайте отметку о подписании документа электронной цифровой подписью (письма ФНС России от 09.09.2015 № СА-4-7/15871, Минфина РФ от 11.01.2012 № 03-02-07/1-1 и от 11.01.2012 № 03-02-07/1-2). Законодательство не содержит требований к форме таких отметок. Учитывая, что информация об электронной подписи уже содержится в электронном документе, достаточно отметки: «Документ подписан электронной цифровой подписью».

Пример 8

Свернуть Показать

Когда необходимо представить подлинники?

В случае необходимости инспектор вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 НК РФ). Поскольку камеральная налоговая проверка проводится в инспекции, то и ознакомление с подлинниками документов происходит там же (п. 3 письма Минфина РФ от 11.01.2009 № 03-02-07/1-1).

Необходимость в подлинниках может возникнуть, в частности, в случае обнаружения несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, имеющимся в инспекции (п. 2 письма Минфина РФ от 11.01.2009 № 03-02-07/1-1). В этом случае проверяемому лицу вручается соответствующее уведомление (подп. 7 п. 2.8 письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Учтите, что не допускается замена подлинника документа его электронным скан-образом, подписанным электронной подписью (письмо ФНС России от 17.05.2016 № АС-4-15/8657@).

Повторное истребование документов

Налоговики не вправе требовать у организации документы, ранее уже представленные в инспекцию при проведении камеральных или выездных проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ). К примеру, при камеральной проверке уточненной декларации инспектор не может требовать документы, которые были представлены при проверке первичной декларации.

Между тем если документы представлялись в связи с запросом по конкретной сделке вне рамок проведения налоговых проверок, то при камеральной проверке их придется повторно предъявить (п. 2 письма ФНС России от 04.12.2015 № ЕД-16-2/304). Правомерен запрос и в случае, когда ранее представленные документы были утрачены налоговиками вследствие чрезвычайных обстоятельств (непреодолимой силы) (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Представление документов для встречной налоговой проверки

Встречные проверки – это самый распространенный способ налогового контроля. При этом само понятие встречных проверок давно отсутствует в законодательстве. В то же время ст. 93.1 НК РФ позволяет налоговикам истребовать у организаций практически любые документы и информацию о других фирмах, с которыми те сотрудничали.

Обычно такие проверки проводятся для выяснения реального существования контрагентов и сопоставления документов, осевших у сотрудничавших фирм. Документы необходимы для подтверждения совершенных сделок, по которым были учтены расходы либо вычеты по НДС.

О том, что в отношении вашего контрагента идет проверка, вы узнаете из требования о представлении документов (информации), которое пришлет ваша налоговая инспекция. К нему должна быть приложена копия поручения от инспекции контрагента (п. 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ), но и при ее отсутствии требование придется исполнить (об этом свидетельствует судебная практика).

Такое требование о представлении документов следует исполнить в течение 5 рабочих дней со дня получения либо в тот же срок сообщить, что не располагаете указанными документами (информацией) (п. 5 ст. 93.1 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ). См. Пример 3.

Истребуемые документы представляют в виде заверенных копий по тем же правилам, как и для камеральных проверок (п. 5 ст. 93.1 и п. 2 ст. 93 НК РФ). Учтите, что законодательство не содержит конкретного переченя истребуемых налоговыми органами документов. Так что это могут быть любые документы , содержащие информацию, касающуюся деятельности проверяемого лица (письма ФНС России от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869, Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.2012 № 03-02-07/2-136). Не установлено ограничений и по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (письмо Минфина РФ от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519).

Налоговики вправе запросить не только копии документов, но и различные пояснения относительно контрагента. К примеру, информацию об условиях совершения сделки (письмо ФНС России от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869). Так что следует письменно ответить на все вопросы.

Если вы не имеете возможности своевременно передать документы (информацию), то следует попросить отсрочку (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Уведомление о продлении сроков представляют в порядке, аналогичном для камеральных проверок, см. Пример 4 (п. 5 ст. 93.1 и п. 3 ст. 93 НК РФ).

Если требуемые документы утилизированы в связи с истечением сроков хранения, то это также придется документально подтвердить (например, актом об уничтожении).

Неисполнение требования инспекции грозит существенными штрафами. Административный штраф на должностное лицо составляет до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Штрафы на организацию:

  • за непредставление в установленные сроки истребуемых документов о других налогоплательщиках – 10 000 руб. (п. 6 ст. 93.1, п. 1 и 2 ст. 126 НК РФ);
  • несвоевременное сообщение истребуемой информации – 5 000 руб., а за повторное деяние, совершенное в течение года, – 20 000 руб. (п. 6 ст. 93.1, п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Выемка документов

По нашему мнению, правомерность выемки документов, проведенной в процессе камеральной или встречной проверки, сомнительна.

С одной стороны, она должна проводиться на основании постановления при выездной налоговой проверке (п. 1 ст. 94 НК РФ).

С другой стороны, в случае отказа организации от представления запрашиваемых документов налоговики вправе произвести их принудительную выемку (п. 4 ст. 93 НК РФ). Кроме того, согласно подп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ, в случае отказа представить документы налоговики вправе производить выемку, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (письмо Минфина РФ от 07.06.2006 № 03-02-07/1-141).

Но спорить на тему правомерности выемки бессмысленно, т.к. ничто не мешает налоговикам провести выездную проверку после камеральной либо встречной, и в этом случае выемка документов будет абсолютно законной. О ней мы подробно поговорим в следующем номере журнала в статье «

"Современный бухучет", N 7, 2004

Основными методами налогового контроля являются налоговые проверки. Налоговым кодексом РФ предусмотрены три вида проверок: выездные, камеральные и встречные. При этом, если выездным и камеральным налоговым проверкам НК РФ уделяет существенное внимание, о встречных проверках содержится лишь одно упоминание. Поскольку оно является фактически единственным законодательным материалом, определяющим порядок проведения встречных налоговых проверок, приведем это упоминание полностью. Так, в ст.87 НК РФ установлено, что "если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка)".

В рамках данной статьи постараемся ответить на основные вопросы, связанные с проведением встречных проверок:

  • Кто может стать объектом встречной проверки?
  • Какой налоговый орган проводит проверку?
  • Каков порядок проведения встречной проверки?
  • К кому, за что и какие меры налоговой ответственности могут быть применены?

Кого могут проверять?

Как видно из определения встречной проверки, она не является самостоятельной процедурой налогового контроля. Налоговый орган вправе истребовать у юридического или физического лица документы, только если его деятельность была связана с налогоплательщиком, в отношении которого проводится выездная или камеральная налоговая проверка, и это лицо располагало сведениями о деятельности проверяемого налогоплательщика.

Отметим, что встречная проверка может проводиться не только у организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками. В НК РФ установлено, что документы истребуются не у налогоплательщика, а у лица. А понятие "лицо" шире, чем понятие "налогоплательщик". В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщики - лица, на которые возложена обязанность по уплате налогов. Так, например, физическое лицо - нерезидент Российской Федерации, не имеющее доходов от источников в Российской Федерации, может не являться налогоплательщиком ни по одному налогу. Но у этого лица могут быть истребованы документы в рамках встречной проверки, например, при проведении проверки гостиницы, в которой проживало это лицо, в целях определения полноты отражения гостиницей выручки от оказанных услуг.

В последнее время налоговые органы уделяют встречным проверкам существенное внимание. Это связано не только с возможностью использования таких проверок в целях выявления налоговых правонарушений. Так, в соответствии с Приказом МНС России от 24.10.2002 N БГ-3-06/598 "Об утверждении Методики оценки эффективности контрольной работы управлений МНС России по субъектам Российской Федерации" показатель удельного веса выездных налоговых проверок, в ходе которых были проведены встречные проверки, определяет один из коэффициентов, характеризующих работу Управлений МНС России. То есть увеличение количества встречных проверок, проведенных в рамках выездной или камеральной проверки конкретного налогоплательщика, улучшает показатель работы налоговых инспекций.

Кроме того, в отдельных случаях МНС России обязывает свои территориальные подразделения проводить встречные проверки при осуществлении выездных или камеральных проверок отдельных категорий налогоплательщиков. Например , в соответствии с Письмом МНС России от 15.06.2000 N АС-6-16/451 "Об усилении контроля за рассмотрением заявлений и документов, представленных организациями-экспортерами, для возмещения из федерального бюджета сумм входного НДС" проведение встречной проверки поставщика является для налогового органа обязательной процедурой при решении вопроса о возмещении НДС.

Кто может проверять?

Предположим, что налоговый орган имеет все законные основания провести в отношении организации встречную налоговую проверку. Но какой именно это будет налоговый орган: инспекция, осуществляющая основную проверку, или инспекция, в которой зарегистрирована организация, у которой истребуются документы?

НК РФ этот вопрос не регламентирует. Впрочем, формально НК РФ не урегулирован и вопрос, какой налоговый орган проводит любые другие процедуры налогового контроля. Единственным законным, хотя и косвенным, основанием, определяющим, что налоговый контроль в отношении налогоплательщика осуществляется соответствующей территориальной налоговой инспекцией (в отношении отдельных налогоплательщиков - специализированными налоговыми инспекциями), является п.1 ст.83 НК РФ, в котором установлено, что целью постановки налогоплательщика на учет является проведение налогового контроля.

Учитывая изложенное и принимая во внимание тот факт, что встречная проверка проводится в целях получения необходимой информации о деятельности "основного" налогоплательщика, можно сделать вывод, что встречную налоговую проверку должна проводить инспекция, осуществляющая выездную или камеральную проверку. На практике же встречная проверка осуществляется инспекцией, в которой на учете стоит лицо, располагающее сведениями. Однако, по нашему мнению, такая практика вряд ли может быть оспорена в судебном порядке. Истребование документов инспекцией по месту регистрации лица, располагающего сведениями, уменьшает издержки на налоговый контроль как налогового органа, так и проверяемого лица, и суд, видимо, не найдет в таком подходе к проверке ущемление прав этого лица.

Как могут проверять?

Проведение встречной налоговой проверки осуществляется путем направления требования о предоставлении документов. Здесь следует отметить, что в соответствии со ст.93 НК РФ налоговые органы не имеют право истребовать у налогоплательщика документы без соответствующего основания. Единственным возможным основанием является проведение в отношении налогоплательщика выездной, встречной или камеральной проверки.

При этом порядок проведения встречных налоговых проверок не предусматривает оформления каких-либо иных документов (таких как решения о проведении выездной налоговой проверки или справки о ее окончании). Поэтому особое внимание следует уделять анализу оформления требования о предоставлении документов.

Итак, если в вашей организации не проводится выездная или камеральная налоговая проверка, а вы получили требование о предоставлении документов - началась встречная проверка.

По нашему мнению, требование, являясь единственным документом, должно содержать четкое указание на то, у кого из партнеров проверяемого лица проводится выездная или камеральная проверка, и какие именно документы истребуются у лица. Информацию, изложенную в требовании, лучше проверить у партнера, у которого проводится основная проверка. Это позволит не только выявить незаконные требования налогового органа, которые могут быть обжалованы в суде, но и сверить с вашим партнером позиции, чтобы не представить в налоговые органы несогласованные данные.

Если все же требование законно (а так чаще всего и бывает), лицо, которому оно адресовано, обязано представить документы налоговому органу в пятидневный срок. Напомним, что в соответствии со ст.6.1 НК РФ течение срока начинается со дня, следующего за днем вручения требования. В случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Например , требование о предоставлении документов было вручено организации в понедельник. Следовательно, срок начинает течь со вторника. Последний день срока приходится на субботу, а это означает, что документы по требованию должны быть представлены в следующий понедельник Кроме того, абсолютно необязательно бежать в налоговую инспекцию, стоять в очереди и лично предоставлять документы. Можно направить требуемые документы в понедельник по почте.

Кого могут наказать?

Что же произойдет, если лицо, получившее требование, его проигнорирует или представит документы позже назначенного срока?

Помимо того, что непредставление документов повлечет нежелательные последствия для партнера, у которого проводится выездная или камеральная проверка (сведения, которые он представил, не подтвердятся вашими документами), к вам может быть применена налоговая ответственность по п.2 ст.126 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.

Следует отметить, что в данной статье НК РФ речь идет именно об организации, а не о любых лицах (т.е. если документы не представляет физическое лицо, к нему штрафные санкции применены не будут). При этом для применения налоговой ответственности организация должна располагать истребуемыми документами.

Взыскание налоговых санкций осуществляется только в судебном порядке. НК РФ устанавливает предельный срок для обращения налогового органа в суд - шесть месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения.

Какие еще последствия может повлечь встречная проверка? Может ли по результатам встречной проверки быть взыскана недоимка, пеня или штраф? И кто станет объектом такого взыскания: налогоплательщик, у которого проводится основная налоговая проверка, или лицо, у которого истребованы документы?

В отношении налогоплательщика, у которого проводится основная проверка, все достаточно ясно. Документы, полученные при встречной проверке, могут стать доказательством недоплаты налогов и совершения налогового правонарушения. (Например , если в ходе встречной проверки будут выявлены отгрузочные документы, не включенные налогоплательщиком в выручку, этот факт найдет отражение в акте по итогам выездной проверки и соответствующем решении.)

В отношении же налогоплательщика, у которого истребовались документы, все несколько сложнее. Предположим, что в ходе встречной проверки у этого налогоплательщика выявлено завышение расходов в связи с несвоевременным оприходованием полученных материалов. Может ли налоговый орган взыскать недоплаченный налог и пени?

В соответствии со ст.69 НК РФ недоплаченный налог взыскивается на основании требования налогового органа об уплате налога. Статьей 70 НК РФ предусматриваются ограничительные сроки для выставления такого требования: оно должно быть выставлено не позднее трех месяцев с момента наступления срока для уплаты налога либо в течение десяти дней после принятия решения по итогам проведения налоговой проверки. При этом, по нашему мнению, встречная проверка в данном контексте не может быть отнесена к налоговым проверкам по следующим основаниям <*>:

  • в соответствии со ст.87 НК РФ рассматриваемая нами процедура по истребованию документов называется встречной проверкой, а не встречной налоговой проверкой;
  • проведение встречной проверки не предусматривает вынесения решения по отношению к лицу, у которого истребуются документы.
<*> Арбитражная практика по данному вопросу в открытых источниках отсутствует.

Таким образом, по нашему мнению, взыскание налогов и пени с лица, у которого были истребованы документы, возможно только в случае, если с момента окончания срока для уплаты соответствующего налога прошло менее трех месяцев. Конечно, если налоговому органу станет известно о недоплате налога, скорее всего, будет принято решение о проведении выездной налоговой проверки (если соответствующий налоговый период не проверялся ранее).

Иная ситуация складывается в отношении взимания штрафов. В соответствии со ст.115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев с момента обнаружения налогового правонарушения. Другое дело, что доказывать факт налогового правонарушения придется налоговому органу, а сделать это на основании документов, полученных в ходе встречной проверки, будет крайне затруднительно.

Я.И.Кротов

Генеральный директор

Встречная налоговая проверка — такого термина нет в нынешней редакции Налогового кодекса РФ. Однако встречные налоговые проверки проводятся инспекциями и правоохранительными органами довольно активно. В статье пойдет речь об особенностях проведения такого рода контрольных мероприятий.

Что понимается под термином «встречная проверка»

Понятие «встречная налоговая проверка» в действительности существовало, но до 01.01.2007, когда из абз. 2 ст. 87 НК РФ было исключено такое дополнительное мероприятие налогового контроля, проводимое при осуществлении камеральных или выездных налоговых проверок.

Суть его была проста: налоговая инспекция запрашивала документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика, а затем сравнивала полученные сведения с теми, которые были отражены в документах организации.

Однако взамен термина «встречная проверка», исключенного из НК РФ, в кодекс введена новая статья 93.1. Она предусматривает запрашивание информации и документов о налогоплательщике и по конкретным сделкам. При этом в рамках таких запросов у налоговых органов полномочий стало существенно больше.

Тем не менее в деловой практике такие мероприятия по-прежнему называют встречной налоговой проверкой, поскольку суть их не изменилась: истребование документов и информации у третьих лиц для проверки достоверности сведений, отраженных у проверяемого налогоплательщика.

Почему документы в рамках «встречки» следует обязательно представлять, читайте в материале .

Встречная проверка налоговой инспекции: ее суть и цель проведения

Несмотря на название, встречная проверка, согласно ст. 87 НК РФ, не включена в список налоговых проверок. Дело в том, что по ее результатам не выносится решений, обязательных для выполнения налогоплательщиком. Это всего лишь одно из мероприятий, проводимых в рамках налогового контроля. В результате ее проведения налоговая инспекция получает информацию о налогоплательщике от его контрагентов и партнеров. О такой сущности встречной проверки можно судить по п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 93.1, абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ и письму ФНС России от 16.04.2007 № ШТ-13-06/103@.

Цели встречной проверки налоговой инспекции таковы:

  • проверка реальности существования контрагента, сотрудничающего с налогоплательщиком по сделкам, интересующим ФНС;
  • реальность операций, совершенных налогоплательщиком;
  • сверка информации о финансово-хозяйственных операциях, которая есть у проверяемого налогоплательщика и его контрагента.

При обнаружении расхождений между данными контрагента и налогоплательщика эти данные налоговые инспекторы исследуют на предмет того, повлияли ли эти разночтения на налоговую базу или нет. Если налоговая база уменьшилась, полученные данные отражаются в акте проверки, документы присоединяются к акту и в дальнейшем используются в качестве доказательства вины налогоплательщика в совершении правонарушения.

Может случиться так, что проверяемый налогоплательщик остается вне подозрений, но по контрагенту возникают вопросы. В подобных обстоятельствах контрагенту следует ждать сначала камеральную проверку, а затем и выездную (если предварительный анализ подтвердил его неблагонадежность).

В каких случаях проводится встречная налоговая проверка

Подп. 1 и 2 ст. 93.1 НК РФ определено, что встречная налоговая проверка проводится в следующих случаях:

1. Если проводится выездная или камеральная проверка (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

При этом выездная проверка может быть даже приостановлена на время отправки встречных запросов. Эту норму регулирует подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ; кроме того, она отражена в письме Минфина России от 28.10.2008 № 03-02-07/1-433.

2. После того как встречная или камеральная проверка уже завершена (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

Встречная проверка в таком случае проводится в период рассмотрения материалов и выступает здесь, согласно абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ, как дополнительное мероприятие налогового контроля.

Кроме того, у налогового органа есть еще немного времени для проведения встречной проверки. В НК РФ нет четкого определения, когда мероприятия налогового контроля при проверке заканчиваются. Поэтому суды могут принять документы, полученные по запросам, проведенным уже после окончания выездной проверки, но до составления окончательного акта. На этот счет есть указание ВАС РФ, содержащееся в определении от 11.02.2010 № ВАС-24/10.

Судя по всему, ВАС принимает во внимание норму п. 2 ст. 93.1 НК РФ, которая определяет, что у третьих лиц налоговый орган может требовать информацию и вне рамок официальных проверок. Однако инспекторы вправе делать такие запросы лишь по конкретным сделкам.

В каких еще случаях может быть назначена встречная проверка, читайте в статье .

Какие документы вправе истребовать налоговые органы

Налоговым органам при проведении проверок предоставлено право требовать любые документы, касающиеся деятельности конкретного налогоплательщика. Это определено в письмах Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.2012 № 03-02-07/2-136.

Согласно внутренним регламентам ФНС такими документами являются договоры, счета-фактуры, акты приемки и сдачи, накладные — все то, что может содержать информацию о взаимодействии проверяемого налогоплательщика с контрагентами.

Нужно ли представлять документы, если в требовании не указаны их точные реквизиты, узнайте .

Налоговые органы могут затребовать у контрагента сведения о налогоплательщике, у которого идет проверка.

Следует иметь в виду, что если документы или информация не касаются предмета проверки, то налоговый орган не вправе требовать их представления.

Пример

Налоговая инспекция при проведении камеральной проверки компании ООО «Омега» запросила штатное расписание у ее контрагента — ООО «Геркон». Такое требование неправомерно, поскольку по штатному расписанию ООО «Геркон» нельзя судить о деятельности проверяемой компании даже косвенно.

Подобного мнения придерживаются и арбитражные суды, что отражено, в частности, в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2013 № А10-2227/2012, ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2010 № А56-59024/2009 и ФАС Дальневосточного округа от 16.11.2012 № Ф03-5399/2012.

Может произойти так, что документ не имеет прямого отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика, но там есть упоминание о его хозяйственных операциях. Такие документы могут быть затребованы с большой вероятностью. Например, когда книга продаж контрагента содержит запись об одной операции с налогоплательщиком. Ее налоговый орган имеет полное право запросить согласно ст. 93.1 НК РФ (определение ВАС РФ от 19.01.2012 № ВАС-17466/11).

Однако выяснить обоснованность запроса можно лишь в суде, где квалифицированные юристы проверят, действительно ли связан запрашиваемый документ с деятельностью налогоплательщика.

А вот период, к которому относятся такие документы, не ограничен. По этой причине инспекторы довольно часто запрашивают материалы не только по тому периоду, по которому проводится проверка, но и по более широким временным рамкам. Минфин в письме от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519 подтвердил, что такие полномочия у налоговых органов есть.

Как быть, если вы уже подавали документы в инспекцию, а она снова просит их подать уже в рамках «встречки», читайте в материале .

Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ при налоговых проверках право истребовать документы есть у того налогового органа, который ее проводит. Именно он может направлять поручение в налоговую инспекцию, где состоит на учете то лицо, у которого есть информация о деятельности проверяемого налогоплательщика.

Эти и другие правила установлены ст. 93.1 НК РФ и Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации), утвержденным приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Процедура встречной проверки согласно этим нормам такова:

  • Сначала проверяющая инспекция направляет поручение в налоговый орган по месту постановки на учет лица, у которого есть сведения о проверяемом налогоплательщике. Поручение оформляется в письменном виде и содержит просьбу об истребовании документов либо информации (возможно, и того и другого) у этого лица.
  • Местной инспекции отводится 5 рабочих дней для того, чтобы оформить и направить требование уже контрагенту. К этому требованию, содержащему перечень документов и информацию, должна быть приложена копия исходного поручения.
  • Контрагенту, в свою очередь, тоже дается 5 рабочих дней на то, чтобы дать ответ местному налоговому органу. В этот срок он должен либо представить все запрошенные документы, либо сообщить об отсутствии таковых. Если возникнут затруднения с подготовкой нужных инспекторам материалов, можно обратиться в налоговый орган с просьбой о продлении срока. По решению инспекции временные рамки для представления ответа могут быть продлены.

При подготовке нужных инспекторам материалов можно обратиться в налоговый орган с просьбой о продлении срока. По решению инспекции временные рамки для представления ответа могут быть продлены.

В какой форме подать уведомление о невозможности предоставления в срок документов (информации), расскажем здесь .

Итоги

Налоговики вправе запросить у вас документы или информацию о вашем контрагенте в рамках так называемой встречной проверки - специального мероприятия налогового контроля. Число запрашиваемых документов и период, за который они запрашиваются, в налоговом законодательстве не регламентируются.

Представить документы (информацию) о контрагенте или сообщить об их отсутствии необходимо в течение 5 рабочих дней с момента получения требования от своей налоговой инспекции.

Встречные проверки — это лишь еще один способ контроля налоговиков

При получении из налоговой требования о предоставлении документов (информации) по другой фирме паниковать не стоит. Проверяют не вас, а вашего контрагента. Такие проверки не являются еще одним видом налоговых проверок. По сути, встречная проверка — это право налоговой запросить информацию, которая касается деятельности проверяемого налогоплательщика, у его контрагентов. А само выражение «встречная проверка» осталось в обиходе еще из старых редакций Налогового Кодекса, в действующей такого понятия сейчас нет.

Если инспектор при проведении выездной или камеральной проверки заподозрит что-то не то, он имеет право обратиться за документами к контрагентам проверяемой фирмы с целью подтверждения информации.

Основанием для проведения такого налогового контроля может быть не только проведение камеральной или выездной налоговой проверки, но и другая обоснованная необходимость. Причем, законодательство не ограничивает это понятие, поэтому такой необходимостью может быть что угодно. Инспекторы это определят сами по результатам своего анализа. Вне рамок проверки могут проконтролировать какую-то конкретную сделку, чтобы подтвердить её реальность.

Какие документы могут запросить

Для получения нужной информации, налоговая направляет требование «о предоставлении документов (информации)». В течение 5 дней вы должны предоставить документы, которые перечислены в требовании. Предоставляются копии, заверенные руководителем, и заверять нужно каждую копию. Также законодательство предусматривает возможность направить документы в электронном виде по ТКС.

Список документов, которые могут запросить, законодательно не определен. Налоговиков интересует всё, чем можно подтвердить хозяйственные операции с контрагентом, это прежде всего: договоры, накладные, акты, счета-фактуры.

Список документов может быть большим, и если вы чувствуете, что в такие сжатые сроки предоставить их не успеете, то на следующий день отправьте в налоговую письмо с указанием причины задержки и срока предоставления. В течение 2 рабочих дней вам должно прийти решение о продлении сроков или об отказе в продлении.

Может оказаться, что запрашиваемых документов у вас нет вообще, тогда в ответ на требование в течение 5 дней тоже нужно отправить письмо в налоговую.

Вы и ваш контрагент можете состоять в разных налоговых инспекциях. В таком случае «чужая» налоговая не может требовать от вас информацию. ИФНС контрагента посылает поручение вашей инспекции, а ваша уже на основании этого документа направляет вам требование и копию данного поручения.

Результаты встречной проверки оформляются актом.

Правомерность встречной проверки

Прежде чем выложить все, что просят налоговики, проверьте не допустили ли они ошибок. Вот на что стоит обратить внимание:

  1. Документы могут запросить только на основании письменного требования. Кроме него должна быть копия поручения об истребовании документов (информации) из налоговой, где зарегистрирован контрагент, если вы из разных налоговых.
  2. Проверьте, что данные поручения и данные требования совпадают. Кроме того, должна быть точно сформулирована причина, по которой запрашиваются документы.
  3. В требовании должны быть указаны реквизиты конкретных документов, которые необходимы налоговой или сделка, по которой информацию нужно предоставить.
  4. Налоговая не может в рамках проверки контрагента требовать данные, которые относятся исключительно к вашей фирме, декларации, например. Вы имеете полное право не исполнять подобное требование ИФНС, только до этого еще раз убедитесь в своей правоте, т.к. позицию может потребоваться отстаивать в суде.

Можно ли отказать?

Из-за того что перечень документов, которые могут запросить налоговики, не регламентирован, возможны разногласия. Вы можете подумать, что запрашиваемые документы не содержат хозяйственных операций с контрагентом, а инспектор будет утверждать обратное. Например, могут запросить штатное расписание — так налоговики проверяют наличие взаимозависимости лиц.

За отказ предоставить документы и за нарушение срока (5 дней) могут оштрафовать на 5 тысяч рублей. Кроме того, предусмотрена административная ответственность — наложение штрафа на должностных лиц от 300 до 500 рублей.

Чем грозит встречная проверка

Пожалуй, еще один вопрос, который волнует предпринимателей — как бы самому не попасть впросак, выполняя требования налоговой, если найдутся расхождения с документами контрагента.

В рамках встречной проверки оштрафовать могут только за нарушение срока предоставления документов, но так просто чиновники не отстанут. Если выявят нарушение, то налоговую проверку все равно уcтроят, и хоть штрафы вменить не смогут, но положенную недоимку по налогу и пени вам придется заплатить.

Встречная проверка может принести немало забот, но, зная права и обязанности обеих сторон, риск возникновения неприятностей становится ниже.