Отправить отчет по экологии. Электронная отчетность в росприроднадзор

Рассмотрим, с какой периодичностью природопользователям нужно отчитываться в Росприроднадзор и в какой срок необходимо представлять отчеты: НВОС, 2-ТП (отходы), 2-ТП (рекультивация) и МСП. А также, что такое всеобщая категоризация.

Рассмотрим, с какой периодичностью природопользователям нужно отчитываться в Росприроднадзор и в какой срок необходимо представлять отчеты: НВОС, 2-ТП (Отходы), МСП и экологический сбор.

НВОС

С 2016 года декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду является годовой формой отчетности, которую необходимо сдавать до 10 марта года, следующего за отчетным. Таким образом, за 2018 год нужно будет отчитаться до 10 марта 2019 года.

Данную декларацию необходимо представлять всем природопользователям, кроме тех, кто осуществляет деятельность исключительно на объектах IV категории. Декларацию сдают в территориальное управление РПН.

Внесение платежа за НВОС в бюджет в 2019 году

С 2016 года хозяйствующие субъекты должны вносить платеж в бюджет до 1 марта года, следующего за отчетным. То есть за 2018 год платеж нужно внести до 1 марта 2019 года.

При этом для субъектов малого и среднего бизнеса не предусмотрены авансовые платежи в течение года. Те, кто не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы, уплаченной за НВОС за предыдущий год. И до 1 марта года, следующего за отчетным, вносят оставшуюся сумму платежа как разницу между начисленной суммой и суммой внесенных авансовых платежей. Если по итогам расчета выявлена переплата, то предусмотрен механизм возврата излишне уплаченной суммы либо зачет в счет будущих платежей.

Таким образом, в 2019 году нужно произвести платежи:

  • за первый квартал 2019 года — до 20.04.2019;
  • за второй квартал 2019 года — до 20.07.2019;
  • за третий квартал 2019 года — до 20.10.2019.

Нормативно-правовые акты:

  1. «Об охране окружающей среды»: определяет, что необходимо вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, и устанавливает виды негативного воздействия.
  2. Приказ Минприроды РФ от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы»: определяет порядок, сроки и форму представления декларации о плате за НВОС.
  3. Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах»: определяет ставки платы по каждому загрязняющему веществу на 2016-2018 годы. В 2019 году применяются ставки, установленные на 2018 год, с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,04 (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 № 758).
  4. Постановление Правительства РФ от 08.11.2012 № 1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа».

2-ТП (воздух)

С 2019 годовой отчет 2-ТП (воздух) сдают в Росприроднадзор (ранее отчет сдавали в Росстат). Срок сдачи — до 22 января года, следующего за отчетным. Место сдачи — территориальный орган РПН.

2-ТП (воздух) сдают юридические лица и ИП, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет.

Отличие от порядка сдачи предыдущей формы:

  • В отчете разделы заполняются отдельно по каждому объекту негативного воздействия (по каждой производственной площадке);
  • Если у ЮЛ или ИП имеется несколько объектов негативного воздействия и они находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, то отчет по форме предоставляется отдельно по каждому субъекту Российской Федерации в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора по месту учета объекта негативного воздействия.

2-ТП (Отходы)

Годовой отчет 2-ТП (Отходы) сдают до 1 февраля года, следующего за отчетным, в территориальный орган РПН все хозяйствующие субъекты, которые ведут деятельность в области обращения с отходами.

Форма 2-ТП (Отходы) утверждена Приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 и официально называется «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства».

2-ТП (рекультивация)

Годовой отчет 2-ТП (рекультивация) сдают до 1 февраля года, следующего за отчетным, в территориальный орган РПН юридические лица и ИП, ведущие следующие виды деятельности:

  • разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые);
  • осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы;
  • осуществляющие размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов.

Форма 2-ТП (рекультивация) утверждена Приказом Росстата от 29.12.2012 № 676 и официально называется «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы».

МСП

Годовую форму МСП сдают субъекты малого и среднего предпринимательства. Ее официальное название: «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».

МСП представляют в разные контролирующие органы в зависимости от уровня поднадзорности объекта. За объекты федерального уровня контроля отчитываются в территориальный орган РПН, за объекты регионального уровня контроля — в органы исполнительной власти субъекта (например, Минприроды Свердловской области).

Для объектов федерального уровня порядок отчетности установлен Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 (ред. от 09.12.2010), форма отчетности утверждена . Установлен срок сдачи — до 15 января года, следующего за отчетным.

Для объектов регионального уровня контроля форма и порядок отчетности могут быть аналогичными тем, что установлены для объектов федерального уровня, а могут утверждаться в отдельных НПА регионального уровня. При этом срок сдачи может быть отличным от 15 января года, следующего за отчетным.

Экологический сбор

Отчетность по экосбору обязаны сдавать производители и импортеры товаров и упаковки, входящих в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-Р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств». Данный перечень включает в себя 45 групп товаров и девять видов упаковки.

Также нужно учесть: если производитель использует для своей продукции упаковку, которая подпадает под отчетность по экосбору, то он и платит экосбор (Постановление Правительства от 08.10.2015 № 1073 в ред. от 23.08.2018). Например, компания выпустила бумажные пакеты и продала их мини-кондитерской, которая складывает в эти пакеты пирожные собственного производства для продажи. В этом случае платить экосбор должна кондитерская.

Еще один момент: если товар ввезли в упаковке, которая подпадает под экосбор, а сам товар — нет, то упаковку придется утилизировать или платить экосбор. Например, компания импортировала тюльпаны в картонных коробках — за коробки нужно отчитаться.

Формы по экосбору являются годовыми. Производители отчитываются в территориальный орган РПН, импортеры — в Центральный аппарат РПН. Организации, являющиеся одновременно производителями и импортерами, — в Центральный аппарат РПН.

В рамках отчетности по экосбору учитывается только количество выпущенных в обращение товаров и упаковки: не общее количество произведенного/импортированного товара, а именно реализованного конечному потребителю.

Порядок взимания экологического сбора утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» (ред. от 23.08.2018). В данном порядке также прописана ответственность за неуплату экологического сбора. Обратите внимание, что с отчетности за 2018 год срок на добровольную уплату экологического сбора после получения требования от РПН сократился с 30 до 15 календарных дней.

Существует четыре вида отчета по экосбору, и для первых трех обязательна строгая последовательность сдачи. Если нарушить ее, РПН может не принять отчеты.

1. Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации.

Представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным, форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (ред. от 25.07.2018) «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

2. Отчет о выполнении нормативов утилизации.

Представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным. Форма отчета утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров». К отчетности за 2018 год форма будет изменена, на данный момент законопроект находится на стадии обсуждения.

Нормативы утилизации утверждены Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-Р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

3. Расчет суммы экологического сбора. Форма расчета утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора». Представляется до 15 апреля года, следующего за отчетным. Ставки платы за 2018 год пока не утверждены, соответствующий законопроект находится на стадии обсуждения.

4. Отчет об объектах (мощностях) основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов от использования товаров.

Важно: данный отчет необходимо представлять только тем организациям, которые имеют на своем балансе указанные мощности!

Срок сдачи: до 1 апреля года, следующего за отчетным. Форма отчета утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1520 «О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров» (Приложения 10, 11). Отчет делится на две формы:

  • информация об объектах (мощностях) основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов от использования товаров;
  • информация о местах сбора отходов от использования товаров, организованных производителями, импортерами товаров.

Многие компании знают о том, что существует экологическая отчетность. Но вот кому именно представлять ее в обязательном порядке в уполномоченный орган?

На что обратить внимание при подготовке отчетов, и на какие нормы ссылаться при заполнении и сдаче в 2019 году?

Фирма, которая планирует осуществлять деятельность, от которой будет получена прибыль, должна также знать о том, куда и когда подавать отчетность.

Одним из видов предоставляемых документов является экологическая отчетность.

А значит, стоит изучить нормативную базу, в которой рассмотрены все нюансы использования форм отчетов, заполнения и подачи в государственные структуры.

Необходимые сведения

Вкратце очертим, что собой представляет отчетность такого типа, и какие законодательные нормы России применимы.

Что это такое?

В законодательстве России говорится, что все природопользователи должны представлять необходимые экологические отчеты относительно работы предприятия уполномоченной инстанции, что осуществляет государственный контроль.

Есть разные понятия, которые используются в данном случае:

  • экологические отчеты;
  • экологические отчеты предприятий;
  • экологическая отчетность предприятий и т. д.

Отчеты разрабатывает и согласовывает каждая организация, в результате деятельности которой оказывается негативное воздействие на окружающую среду.

С какой целью предоставляется?

Отчетность такого плана позволяет владельцу бизнеса дать оценку деятельности руководителей. Так можно осуществлять контроль и формировать положительный имидж фирмы.

Экологические отчеты представляются:

По инвестициям В деятельность по охране природы
По общим затратам компании На охрану окружающей среды и уровня их влияния на финансовый результат работы
По затратам на исследования науки Разработку в отрасли охраны среды и рационального использования природных ресурсов
По затратам по управлению Деятельность в сфере охраны труда
По затратам, что связаны с ликвидацией Последствия ущерба
По возмещенным затратам Что были уплачены на добровольных началах или при наличии судебного решения
По финансовому последствию действий В отрасли охраны природы для будущего периода

Экологическую отчетность объединяют или связывают с годовой отчетностью и данными о финансовом состоянии компании.

Стоит формулировать цель, чтобы обеспечить стабильное развитие организации. Отчетность должна быть аудирована. А для этого разрабатывается структура, форма отчетов и методика по их составлению.

Экологическая отчетность отражает:

  • экономические проблемы, что относятся к деятельности компании;
  • программу и политику, что была принята компанией относительно мер, принимаемых при охране природы;
  • данные о выбросах и сбросах в природу;
  • степень того, насколько были выполнены требования законодательных норм;
  • разбирательство согласно законодательству об охране природы (фирма подает данные о потенциально серьезных проблемах экологии);
  • финансовые последствия предпринимаемых природоохранных мер.

Правовое регулирование

Экологические платежи и представление отчетности регулируются такими нормативными актами Российской Федерации:

  1. Постановление властей России № 632 от 28 августа 1992.
  2. Приказ МПР № 30 от 16 февраля 2010.
  3. (редакция ).

Особенности ведения экологической отчетности на предприятии

Для подачи отчетности устанавливаются определенные сроки. При этом актуальны такие документы:

  1. Постановление № 632.
  2. Приказ от 19.10.2007 № 703.
  3. Приказ № 30.

Кроме того, стоит учитывать и правила составления отчетности. Рассмотрим, какие формы используются и как правильно их заполнить.

Виды и формы документации

Перечислим основные виды государственных экологических отчетов статистики:

Отчетность о работе канализационной системы. Отражает сведения о наличии канализационного сооружения и его работе за отчетный период
Рассматриваются сведения о наличии водопроводного сооружения и его работе за год
Отчетность об охране атмосферы. Подается каждый год. Отражает сведения о выбросах загрязняющего вещества в атмосферу, их очистке и утилизационных мероприятиях, а также сведения о выбросе специфических веществ, источниках выбросов. Указывается и то, какие мероприятия выполнялись с целью уменьшения выбросов
По токсичным отходам – форма 2-ТП Это данные образования и удаления токсичных отходов. Подают каждый год. Отчетность отражает сведения об отходах 1-4 класса опасности
Представляет собой отчетность о текущих расходах на охрану окружающей среды и платежи экологического характера

При проведении инвентаризации источника воздействия на природу также подготавливается документ – .

Может составляться и паспорт безопасности, что представляется собой документацию на вещество, промышленные отходы.

Содержит данные, которые нужны для принятия мер для обеспечения защиты здоровья граждан и их безопасности на рабочих местах, охраны природы.

Экологическая отчетность представлена:

  • годовым и квартальным расчетом платежа за негативное влияние на природу;
  • отчетом 2-ТП;
  • технической отчетностью о неизменности процесса производства;
  • отчетами образования отходов для малых и средних субъектов предпринимательства;
  • сводным кадастром отходов (талоном пользователя природы).

Порядок составления

Повторим, что в законодательстве установлено требование каждый квартал рассчитывать сумму платежа и вносить плату за негативное влияние на природу, а также каждый год сдавать статистические отчеты в государственные структуры и т. д.

И такая обязанность устанавливается для всех природопользователей. Виды негативного воздействия:

  • атмосферные выбросы;
  • расположение производственных и потребительских отходов;
  • сброс загрязняющих веществ в воды.

Уплата производится до 20 числа в следующем месяце послу окончания отчетного периода. Если платеж не производится, придется уплатить штраф в соответствии со .

Правила произведения расчетов рассмотрены в . Отчет 2-ТП подает компания, при ведении деятельности которой образуются отходы, их используют и размещают.

Правила составления документа оговорены в , № 319. Форма составляется организациями и их обособленными подразделениями, что имеют стационарные источники выбросов.

При этом не имеет значения, есть ли очистные установки. Данные о том, как используются воды, подают фирмы, что:

Сводные кадастры отходов представляются организациями, в независимости от того, какая форма собственности и вид деятельности.

Результат подачи и ввода данных в соответствующий раздел Кадастра – отметка о том, что природопользователь зарегистрирован в Кадастре отходов за конкретный период.

При подготовке формы МСП стоит руководствоваться ФЗ № 89, а также .

Отчеты подаются в бумажном или электронном виде в Росприроднадзор до 15 января в следующем после отчетного году.

Экологическая отчетность может быть составлена на основании таких документов:

К примеру, при заполнении формы 2ТП
  • справки о расходе топливных, лакокрасочных, сварочных материалов, металлических изделий и др. в отчетном периоде;
  • протокол результата инструментального замера на источнике выбросов (такие замеры осуществляются аккредитованными лабораториями);
  • копии разрешений на осуществление выброса загрязняющего вещества в воздух;
  • проекты норм допустимого объема выбросов веществ в воздух;
  • расчеты платежей за негативное влияние на природу за отчетный период
При составлении 2ТП (водхоз)
  • справки об объеме забора вод, сбросах, источнике водоснабжения, анализах, что проводит лаборатория, имеющая аккредитацию;
  • нормативно-балансовые расчеты снабжения и отведения вод в отчетном периоде;
  • разрешения на сброс отходов в воды;
  • проекты норм допустимого объема сбросов в воды;
  • расчеты платежей за негативное воздействие на природу и т. д.

При составлении форм отчетности нужно учесть, что:

  • данные отражают по всем вида отходов в отдельности;
  • количественные показатели должны отражаться не в кг, а тоннах;
  • осуществляется учет переданных отходов, иначе форма не будет принята представителем уполномоченного органа.

При расчете стоит включать только разделы, в которых приводятся какие-то данные. Если информация отсутствует, то и раздел не заполняется.

В обязательном порядке заполняют и сдают титульную страницу и расчетный лист. Третья страница компанией определяется самостоятельно с учетом того, какое негативное влияние на окружающую среду оказывается.

Фирмы, что использую транспорт, заполняют 2-й раздел. Пустые страницы не подлежат сдачи. Расчеты представляются в бумажном или электронном виде.

Электронный формат обязателен для предприятий, которые должны заплатить больше 50 тыс. рублей ().

Образец заполнения

Заполнять формы можно вручную или при помощи программного обеспечения. Рассмотрим на примере составление документа 2-ТП (отходы).

  • нужно открыть журнал документов «2ТП отходы» и добавить новый документ. Для этого найдите пункт «Действия». Далее заполните ИНН – вручную или выбрав необходимый показатель из «Лицевого счета». Название и адрес будет заполнен в автоматическом режиме на основании данных «Лицевого счета». Автоматически заполняется и отчетный год. Введите данные руководства и составителя. Вписывают должность сами или выбирают из предложенного списка. Указывают контакты.
  • данные ОКПО, ОКТМО, ОКОПФ будут отражены автоматически после того, как будет введено ИНН. Данные берут также из Лицевого счета. В пункте по количеству объектов захоронения отходов отражают количество объектов, что являются подотчетными компании. Отражается и количество объектов, что не отвечают требованиям. Вводят площадь захоронения отходов.

  • нужно на вкладке «Сведения по отходам» заполнить таблицу, в которой содержатся данные об отходах. Название стоит ввести из справочника «Федеральный каталог отходов». Код будет отражен в автоматическом режиме с учетом того отхода, что выбран. Если не определен класс опасности, его указывают вручную. Документы не будут сохранены, если отход будет иметь нулевой класс опасности.

Данные колонки «ГОС» заполняют при помощи справочника «Опасные свойства отходов». Осуществляется выбор уточенного названия, если в этом возникает необходимость.

  • заполняется таблица – данные с правой стороны. Те поля, что имеют серый фон, будут заполняться в автоматическом режиме.

  • для просмотра итоговых значений ставят галочку «Показывать итоги».

  • таблицу редактируют, основываясь на те же правила, что и при корректировке таблицы иной.

С помощью программы можно формировать отчет таким способом:

  • для выгрузки документа 2-ТП отходы в XML-файл можно опираться на такой образец:

Куда нужно сдавать?

Контролируется предоставление отчетности по экологическим платежам Росприроднадзором , а значит, и документы стоит подавать в данную инстанцию.

Расчет представляется в единственном экземпляре в орган по месторасположению объектов негативного воздействия на природу.

К примеру, если у фирмы есть авто, то сдается экологическая отчетность в Росприроднадзор того субъекта России, где транспортное средство находится на учете.

Существует ли добровольная форма?

Госстандарт установил требование обязательной сертификации товара и услуг. Но в 2002 году вышел , после чего действующие нормы претерпели изменения.

Сейчас речь идет о подтверждении соответствия, а не сертификации. Обязательно подтверждать соответствие стоит проводить только относительно требований, что содержатся в техническом регламенте.

Иные требования – добровольные, и выполняются по единой форме добровольной сертификации. Применяют форму декларирования и обязательной сертификации.

Сертификацию осуществляет аккредитованная компания. Относительно отчетности по отходам – бланки обязаны представлять все природопользователи. Но во многих ситуациях ответственность не наступает за непредставление.

Возникающие нюансы

Есть ряд особенностей, которые стоит учитывать субъектам хозяйственной деятельности. Выясним, на что обратить внимание.

Для организаций малого и среднего бизнеса

Экологическая статистическая отчетность для малых и средних предприятий должна подаваться всеми компаниями и предпринимателями в РФ, в результате деятельности которых образуются отходы.

Представление отчетов носит уведомительный характер. Кстати лица, которых касается подобного рода отчетность, перечислены в .

Отчетность СМБ от некоммерческого предприятия не будет принята, так как изменено некоторые положения Гражданского кодекса РФ.

Речь идет о потребительском кооперативе и общественной организации ().

В компании ведется первичный учет отходов, в который входят операции образования, обезвреживания, размещения отходов в месте захоронения.

В отчете есть несколько разделов:

  • общая информация о фирме;
  • баланс по образованию отходов за отчетный период;
  • контрагенты и данные о конечных пунктах передачи отходов, данные о , ;
  • приложение (копия лицензии, договора, ).

Отчетность малого и среднего предпринимательства представляется в бумажном виде. Хотя желательно представить и электронный вариант. Готовится 2 образца. Один останется в организации.

Проект норматива образования отходов и лимита на них – не обязательно разрабатывается малыми и средними субъектами предпринимательства.

Но многие организации решают составлять такой документ, так как благодаря данным, которые он будет отражать, облегчается процесс заполнения отчетов по экологии.

Если нет ПНООЛР, отчетность составляют, основываясь на первичную документацию (паспорт опасных отходов, ).

Могут возникнуть определенные проблемы со сдачей экологической отчетности, если деятельность осуществляется не в одном территориальном округе.

В таком случае отчеты подготавливаются по каждому субъекту и отправляются в одно из отделений Росприроднадзора.

Можно также подавать общий отчет в каждое отделение Росприроднадзора по месту, где ведется деятельность.

На предприятии с филиалами

Существует немало предприятий, которые имеют ряд региональных представительств. И по месту расположения каждого стоит представлять отчеты.

Этим занимается либо основная организация, либо сам филиал, если оформлено соответствующую доверенность.

Для крупных компаний

Субъект хоздеятельности должен заниматься организацией производственного контроля и представлением сведений об организации контроля экологического плана в федеральный орган исполнительных властей и орган местного самоуправления.

Если речь идет о крупном предприятии, деятельность которого оказывает большое воздействие на экологию, тогда такой контроль осуществляется специализированной лабораторией.

Работники таких лабораторий выполняют ряд действий по производственному контролю.

Если на фирме нет свое лаборатории, она заключает контракт на осуществление таких работ с лабораторией, имеющей соответствующую аккредитацию.

Данные об организации контроля за производством отражают в такой документации:

Обязательно разрабатывается проект норм по образованию отходов и лимита на их размещение.

Цель – установить объем размещения отходов на определенном объекте, сроки, в течение которых накапливались такие отходы, утвердить лимит на их размещение.

Данный вид документов является обязательным для крупной организации. Это касается и государственных и бюджетных учреждений.

Чтобы разработать проект, специалисты выезжают в компанию заказчика, чтобы собрать данные об источнике образования отходов.

Они же составляют предварительный список отходов, опираясь на Федеральный классификационный каталог отходов, и определяя площадки для организации временного их ранения.

Затем проект должен согласовываться с представителями управления Росприроднадзора. Далее утверждают лимиты размещения и получают разрешения.

Лимиты выдают раз в 5 лет, если они будут каждый год подтверждаться Техническими отчетами о неизменности производства и используемой сырьевой базы.

Если подтверждение отсутствует, лимит аннулируется, а размер платежа будет увеличен в 5 раз до того времени, пока компания не представить техническую отчетность.

Как быть ИП?

Плату за загрязнение природы вносят компании и ИП, которые ведут деятельность на территории Российской Федерации.

В законодательстве не указывается, что для индивидуального предпринимателя устанавливаются какие-то исключения. Все ИП должны обеспечить ведение учета на своих предприятиях.

Обязательства таких лиц:

Экологическая отчетность подается в соответствии с требованиями законодательства.

А значит, если у вас остались какие-то вопросы относительно представления документов в Росприроднадзор, стоит за ответами обращаться к нормативным документам.

Так вы убедитесь в том, что не опоздали с подачей и используете те формы, которые непосредственно касаются вашей деятельности.

А для того, чтобы легче было заполнить отчет, опирайтесь на готовые примеры, которые есть в интернете.

Организации и ИП, которых закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ относит к субъектам малого и среднего предпринимательства, обязаны раз в год отчитываться об отходах, образовавшихся в процессе их бизнес-деятельности. Этот отчет сдается в территориальные надзорные ведомства не позднее установленных сроков. О том, какие сроки сдачи отчета МСП в 2017 году ожидают представителей малого бизнеса, расскажем в этом материале.

Куда сдавать отчет МСП

Посредством отчета МСП в Росприроднадзор поступают сведения об объемах образованных отходов, о направлении их использования, обезвреживании и размещении. Отчет подается в комплекте с подтверждающими документами: лицензиями, договорами на вывоз отходов, заключенными со спецорганизациями, актами передачи отходов, черных и цветных металлов и т.д.

Отчет МСП носит уведомительный характер и ежегодно сдается в территориальные органы Росприроднадзора по месту деятельности предпринимателей и организаций, в результате которой образуются отходы (п. 3 Порядка представления отчета, утв. Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30).

Нужно учитывать, что в регионах может устанавливаться свой порядок представления экологической отчетности , в том числе и сроки сдачи отчета МСП в 2017 году (п. 8 ст. 18 закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 28.12.2016)). Поэтому, сначала следует уточнить, в какой орган региональной исполнительной власти нужно направлять отчетность, и в каком составе.

МСП: отчет «экология» (срок сдачи)

На прием отчета МСП в каждом регионе могут отводиться свои сроки. Также помните, что надзор за отходами в одном регионе может осуществляться несколькими органами, в зависимости от местонахождения и важности объекта, и есть вероятность, что отчет по нескольким объектам предприятию придется сдавать в разные ведомства и в разные сроки.

Изначально срок сдачи отчета МСП в Росприроднадзор установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 16.02.2010 № 30:

  • до 15 января года, следующего за годом, когда происходило образование и движение отходов (п. 5 Порядка представления отчета).

Такой срок действует, например, для всех объектов, расположенных в Москве, а также для объектов федерального значения, находящихся в Московской области, надзор за которыми ведет областное Минэкологии (приказ Правительства Москвы от 23.12.2014 № 487). В то же время, по всем остальным объектам, расположенным в Московской области, срок подачи отчета МСП в 2017 г. установлен до 20 февраля (Распоряжение Минэкологии Московской области от 05.02.2016 № 80-РМ).

В ряде других субъектов РФ, время для представления отчета может быть еще более продолжительным. Так, в Республике Татарстан, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, отчетность МСП по объектам, находящимся на этих территориях, сдается до 1 марта – именно такой срок установлен региональными нормативными актами.

Когда сдавать отчет МСП в 2017 году, если на уровне региона не издавалось подобных документов? В этом случае представителям малого и среднего бизнеса следует ориентироваться на положения, утвержденные приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 и подавать отчет МСП в Росприроднадзор до 15 января, считая последним днем срока 14 января.

Обратите внимание, что Порядком представления отчета МСП не предусмотрен перенос крайнего срока сдачи в случае его совпадения с нерабочим днем. Из чего следует, что для организаций и предпринимателей, сдающих до 15 января МСП-отчет по экологии, срок сдачи за 2017 год продлится не дольше, чем до 12.01.2018 г. включительно, поскольку 13 и 14 число выпадают на выходные дни.

Как сдается отчет МСП

Сначала отчетность МСП следует отправить в электронном виде на веб-портал Росприроднадзора. После регистрации отчета в системе, отправитель получает номер-идентификатор, который он должен указать на бумажной версии МСП. При отсутствии такого идентификатора отчетность не считается сданной. Если номер получен, а бумажная версия МСП не представлена, то отчет не будет принят. Когда отправляемый электронный отчет подписан электронной цифровой подписью (ЭЦП), бумажный вариант можно не представлять.

Чтобы не нарушить срок сдачи отчета МСП за 2017 год, нужно учесть следующие моменты:

  • Датой отправки отчета в электронном виде, подписанного ЭЦП, считается дата, указанная в подтверждении, полученном от спецоператора связи.
  • Бумажный вариант можно принести в орган надзора лично, тогда датой представления будет та, которая указана на отметке о получении отчета.
  • При отправке почтой бумажного отчета по отходам субъектов МСП, срок сдачи соблюден, если дата отправки, указанная на почтовом штемпеле, будет не позднее этого установленного срока. Отчет отправляется заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Отчет МСП – нарушение сроков сдачи

Непредставление в срок отчета МСП субъектами малого и среднего бизнеса считается нарушением требований п. 3 ст. 18 закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

В своем письме от 13.07.2015 № ВС-02-01-36/11991 Минприроды РФ разъясняет, что сдача отчетности с недостоверными или неподтвержденными сведениями, без приложения подтверждающих документов, а также с нарушением срока подачи отчета МСП, является административным правонарушением. Ответственность за него предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, согласно которой к организации, или ИП могут быть применены следующие санкции:

  • штраф от 10 000 до 30 000 рублей, налагаемый на должностных лиц;
  • штраф для ИП от 30 000 до 50 000 рублей, или до 90 суток административного приостановления их деятельности;
  • штраф для юрлиц от 100 000 до 250 000 рублей, или до 90 суток приостановления деятельности организации.

15 января наступает срок сдачи отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов по форме МСП.

Бланк отчета МСП по новой форме

Кто обязательно сдает отчет МСП за 2018 год в 2019 году

Порядок сдачи отчетности утвержден приказом Минприроды от 16.02.2010 № 30. Отчет подают организации и предприниматели - малый и средний бизнес , в результате деятельности которых образуются отходы.

Отходы - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

  1. I класс - чрезвычайно опасные отходы;
  2. II класс - высокоопасные отходы;
  3. III класс - умеренно опасные отходы;
  4. IV класс - малоопасные отходы;
  5. V класс - практически неопасные отходы.

В региональных управлениях Росприроднадзора журналу «Упрощенка» сообщили, что отчетность МСП за 2018 год нужно сдавать по старым правилам. Поэтому нужно сдать отчет, даже если у компании есть обычный офисный мусор.

С отчета за 2019 год отчет должны сдавать только компании и ИП, которые ведут деятельность на объектах III категории (п. 5 ст. 18 Закона № 89-ФЗ в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ). Критерии, по которым объект входит в ту или иную категорию, определены в постановлении Правительства от 28.09.2015 № 1029. Однако, как пояснили журналу «Упрощенка» в Росприроднадзоре, данные правила к отчету за 2018 год непримеными.

За несдачу мусорного отчета фирму могут оштрафовать на сумму от 100 тыс. до 250 тыс. руб. или приостановить работу до 90 суток, штраф на руководителя - от 10 тыс. до 30 тыс. руб. (ст. 8.2 КоАП). Компаниям не удается оспорить штрафы (постановление Верховного суда Республики Татарстан от 13.01.2016 № 4а-1930/2015, решения Приморского краевого суда от 18.05.2017 по делу № 7-21-482/2017, Санкт-Петербургского городского суда от 12.09.2017 № 7-1322/2017 по делу № 12-222/2017).

Журнал «Упрощенка» советует подстраховаться и сдать отчет. В Росприроднадзоре нам показали, как заполнить бланк без ошибок, смотрите образец заполнения.

Куда сдавать

Если фирма получает отходы на объектах, которые подлежат федеральному надзору, то сдает отчет в Росприроднадзор. Перечни объектов Росприроднадзор публикует на сайте rpn.gov.ru в разделе «Перечни объектов».

Срок сдачи

Если вы есть в списках и отчет сдаете Росприроднадзор, то сделать это нужно 15 января 2019 года включительно.

Если вас в списках нет, от отчет сдайте в региональный орган Росприроднабзора. Срок узнайте на сайте регионального управления. Во многих регионах срок сдачи - до 1 марта 2019 года.

Штрафы

Фирму могут оштрафовать на сумму от 100 тыс. до 250 тыс. руб. или приостановить работу до 90 суток, штраф на руководителя - от 10 тыс.до 30 тыс. руб. (ст. 8.2 КоАП). Индивидуальный предприниматель заплатит от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Есть решения судов по штрафам, например, постановление Верховного суда Республики Татарстан от 13.01.2016 № 4а-1930/2015, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.02.2015 по делу № А56-35146/2014 и др.

Бланк

Заполните отчет в бес- платной программе Росприроднадзора «Модуль природопользователя». Скачать программу можно на сайте rpn.gov.ru в разделе «Отчетность природопользователя» / «Малым и средним предприятиям и ИП». Отправьте отчет через личный кабинет на сайте lk.fsrpn.ru . Если сдаете отчет на бумаге, сообщите электронный номер, который присвоен в личном кабинете. Бумажная форма есть в письме Ростехнадзора от 08.06.2010 № 00-07-12/2968.

Обратите внимание, что по сообщениям бухгалтеров, многие управления не принимают отчет в электронном виде, а просят сдать на бумаге. Уточняйте этот вопрос в своем управлении.

Бланк отчета об экологии для малого бизнеса

Кто должен сдавать отчет в Росприроднадзор, кто относится к 4 классу?

В предыдущем выводе эксперта все подробно расписано. Необходимо уточнить, если ответ был не совсем понятен.

Из ответа следует, что плательщиками экологических платежей по НВОС являются организации и ИП:
– осуществляющие виды негативного воздействия на окружающую среду на объектах I – III категории опасности;
– осуществляющие размещение отходов (хранение и захоронение) – это специализированные организации;
– операторы по ТКО (твердо-коммунальные отходы).

Категория опасности присваивается при регистрации объекта в Росприроднадзоре. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.

Поэтому экспертом в ответе был сделан вывод о том, что если организация или ИП не размещает отходы, не является региональным оператором и не использует объекты негативного воздействия на окружающую среду (I – III категории), плательщиками по НВОС общество и ИП не являются.

Эти оставшиеся лица только в уведомительном порядке (без расчета платы и подачи декларации) предоставляют в Росприроднадзор отчет об образовавшихся отходах.

Олег Долматов, заместитель руководителя Росприроднадзора

Светлана Губанова, главный специалист-эксперт отдела финансирования управления экономики и финансов Росприроднадзора

По общему правилу плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации, которые используют в своей деятельности объекты, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Предприниматели и иностранные организации, занимающиеся бизнесом в России, исключением не являются: они тоже должны перечислять плату за загрязнение окружающей среды.

Организации и предприниматели не перечисляют плату за загрязнение окружающей среды, если ведут деятельность только на объектах IV категории опасности. Это объекты, на которых:
– есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, но количество выбросов не превышает 10 тонн в год;
– отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
– нет сбросов загрязняющих веществ, которые образуются при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду (в поверхностные и подземные водные объекты, на земную поверхность).

Главбух советует: чтобы не платить за загрязнение окружающей среды, убедитесь, соответствуют ли объекты, которые эксплуатирует ваша организация, IV категории опасности.

Специалисты Росприроднадзора присваивают категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. Новый объект нужно поставить на учет в течение шести месяцев после ввода в эксплуатацию. Чтобы узнать категорию опасности по старым объектам, обратитесь в Росприроднадзор .

Не путайте плату за загрязнение окружающей среды с экологическим сбором – это совершенно разные платежи.

Важно: плата за загрязнение окружающей среды не является налогом. Поэтому на нее не распространяются требования, установленные налоговым законодательством. Это следует из определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О . В связи с этим обязанность по перечислению платы распространяется на организации (предпринимателей), применяющих любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения. Это следует из пункта 3 статьи 346.1, пунктов и статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262 .

Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.

Правильность расчета платы и своевременность ее перечисления в бюджет контролирует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 995 .

Организация, которая эксплуатирует объекты негативного воздействия на окружающую среду, обязана зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Для этого она должна подать туда заявку по форме , утвержденной приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 . Заявку составляйте отдельно по каждому «негативному» объекту (п. 17–19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 июня 2016 № 572). Сформировать заявки можно на бумаге или в электронном виде на сайте Росприроднадзора. Методические рекомендации по заполнению заявок есть в приложении к приказу Росприроднадзора от 24 ноября 2016 № 756 .

Срок подачи заявок – в течение шести месяцев с начала эксплуатации объекта (п. 2 ст. 69.2 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ). За нарушение этого срока Росприроднадзор выпишет штраф по Кодекса РФ об административных правонарушениях. Размер штрафа составит от 30 000 до 100 000 руб. – для организаций, от 5000 до 20 000 руб. – для руководителя.

О старых объектах негативного воздействия, которые вы эксплуатируете давно, сообщите в Росприроднадзор. Заявку подайте до 1 января 2017 года. Сделать это можно через личный кабинет .

В течение 10 рабочих дней на основании заявки отделение Росприроднадзора зарегистрирует объект негативного воздействия (п. 2 ст. 16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ). Свидетельство о постановке на учет вам вышлют на бумаге или в электронном виде. Форма свидетельства установлена письмом Росприроднадзора от 1 сентября 2016 № АС-03-00-36/17836 . Такой порядок следует из пункта 1.7 уведомления Росприроднадзора от 25 ноября 2016 и писем Минприроды России от 28 октября 2016 № 12-50/8692-ОГ , Росприроднадзора от 31 октября 2016 г. № АС-09-00-36/22354 .

Ситуация: нужно ли вносить плату за загрязнение окружающей среды, если единственный вид отходов, который образуется в организации, – бытовой и офисный мусор

Ответ на этот вопрос зависит от того, есть ли у организации объекты негативного воздействия на окружающую среду, и от категории опасности.

Сама по себе деятельность, в результате которой образуется бытовой и офисный мусор, не основание для постановки на учет в Росприроднадзоре. Если у организации нет объектов негативного воздействия на окружающую среду, регистрироваться в Росприроднадзоре она не обязана. Дело в том, что Росприроднадзор регистрирует не все организации подряд, а только те, у которых есть «негативные» объекты. Ведомство ставит на учет на основании заявок , которые организации должны подавать по каждому объекту. И если, например, офис, магазин, школа, детский сад и т. п. образуют и накапливают отходы, но не эксплуатируют «негативные» объекты, заявку им подавать не нужно. Следовательно, от платы за негативное воздействие они освобождены.

Другое дело, если организация эксплуатирует объекты негативного воздействия. Такие объекты нужно поставить на учет в Росприроднадзоре . А дальше все будет зависеть от того, какую категорию опасности присвоят этим объектам. Если объект отнесут к I–III категории, плату за негативное воздействие придется вносить. Если объекту присвоят IV категорию, платить за него не нужно. Такие разъяснения есть на официальном сайте Росприроднадзора и в письме Росприроднадзора от 22 ноября 2016 № АА-05-04-32/23821 .

Экологический сбор

Экологический сбор – это самостоятельный неналоговый платеж, который установлен Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (письмо Минфина России от 13 апреля 2015 г. № 03-02-07/1/20823). Какого-либо отношения к плате за загрязнение окружающей среды экологический сбор не имеет.

Этот сбор обязаны платить производители, а также импортеры товаров, которые после утраты ими своих потребительских свойств нужно утилизировать. От уплаты сбора освобождены производители и импортеры, которые самостоятельно обеспечивают утилизацию отходов. Это следует из положений пункта 7 статьи 24.2 и пункта 2 статьи 24.5 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.