Налоговое законодательство российской федерации. Налоговый кодекс - основной налоговый закон российской федерации

Статья 1. Плательщики налогов

1. Плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

2. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

3. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Статья 2. Объекты налогообложения

(в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 168-ФЗ)

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

1) жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;

2) исключен. - Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ.

Статья 3. Ставки налога

(в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 168-ФЗ)

1. Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:


2. Исключен. - Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ.

3. Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Статья 4. Льготы по налогам

1. От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
(в ред. Федерального закона от 11.08.1994 N 25-ФЗ)

инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
(в ред. Федерального закона от 11.08.1994 N 25-ФЗ)

участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
(в ред. Федерального закона от 11.08.1994 N 25-ФЗ)

лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
(в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 45-ФЗ)

военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
(абзац введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ)

лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.
(абзац введен Федеральным законом от 11.08.1994 N 25-ФЗ)

2. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;

родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;

со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;

с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 11.08.1994 N 25-ФЗ)

4. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 5. Порядок исчисления и уплаты налогов

1. Исчисление налогов производится налоговыми органами.
(в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 168-ФЗ)

Лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
(в ред. Федерального закона от 11.08.1994 N 25-ФЗ)

2. Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
(в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 168-ФЗ)

За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.
(абзац введен Федеральным законом от 17.07.1999 N 168-ФЗ)

Абзац исключен. - Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ.

3. Исключен. - Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ.

4. Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
(в ред. Федеральных законов от 17.07.1999 N 168-ФЗ, от 24.07.2002 N 110-ФЗ)

Данные, необходимые для исчисления налоговых платежей, представляются налоговым органам бесплатно.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 11.08.1994 N 25-ФЗ)

5. По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

Абзац исключен. - Федеральный закон от 17.07.1999 N 168-ФЗ.

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ)

6. При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ)

7. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
(абзац введен Федеральным законом от 17.07.1999 N 168-ФЗ)

8. Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

9. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.

10. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года.

11. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Законодательство о налогах и сборах состоит из федеральных законодательных актов, законодательства субъектов РФ, а также нормативных правовых актов, в том числе муниципальных образований (п. 6 ст. 1 НК РФ). То есть существует 3 уровня нормативно-правового регулирования сферы налогов и сборов.

Законодательство РФ о налогах и сборах
Уровень
регулирования
Правовые акты законодательства о налогах и сборах
Федеральный уровень Налоговый кодекс РФ и федеральные законы о налогах и сборах, принимаемые в соответствии с ним, нормативные правовые акты. Сюда же входят законы, которые вносят изменения в налоговое законодательство РФ, приостанавливают, отменяют, признают утратившими силу отдельные его положения (п. 7 ст. 1 НК РФ). Действуют на всей территории РФ
Региональный уровень Законы субъектов РФ о налогах и сборах (п. 4 ст. 1 НК РФ). Принимаются в соответствии с НК РФ. Действуют на территории конкретного региона
Местный уровень Нормативные правовые акты о налогах и сборах муниципальных образований, регулирующие (п. 5 ст. 1 НК РФ). Принимаются в соответствии с НК РФ. Действуют на территории конкретного муниципального образования

Налоговый кодекс определяет общие принципы налогообложения, сборов, страховых взносов и регулирует следующие аспекты (п. 2 ст. 1 НК РФ):

  • виды налогов и сборов;
  • возникновение обязанности по уплате налогов и сборов, порядок ее исполнения;
  • правила установления, введения в действие и прекращения региональных и местных налогов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, контролирующих органов, иных участников налоговых отношений;
  • осуществление налогового контроля;
  • ответственность и санкции за совершение налоговых правонарушений;
  • порядок обжалования актов налоговых органов и действий/бездействия их должностных лиц.

Что регулирует законодательство о налогах и сборах

Законодательство о налогах и сборах регулирует:

  • отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов;
  • отношения, возникающие при ведении налогового контроля, обжаловании актов налоговиков, действий должностных лиц, привлечении к ответственности за налоговое правонарушение (п. 1 ст. 2 НК РФ).

Что не входит в законодательство о налогах и сборах

Таможенное законодательство, а также законодательство о страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не являются частью законодательства о налогах и сборах (п. 2,3 ст. 2 НК РФ).

Кроме того, к законодательству о налогах и сборах не относятся разъяснения контролирующих органов - письма Минфина и ФНС, поскольку нормативно-правовыми актами они не признаются (а также письма Минтруда, Минэкономразвития, Росстата и др.).

Налогоплательщики и контролирующие налоговые сборы органы обязаны руководствоваться:

  • - законами о налогах (федеральными, региональными, местными);
  • - подзаконными актами;
    - решениями судебных инстанций;
  • - международными договорами, заключёнными РФ по поводу налогов.

Законы о налогах: федеральные, региональные, местные. Налоги вводятся законами, издаваемыми законодательными органами соответствующих уровней - федеральным, региональным, местным.

Федеральные налоговые законы – главные налоговые документы на территории Федерации. Ими руководствуются прежде всего. Принимаются такие законы о налогах депутатами Государственной Думы, после чего они одобряются Советом Федерации и подписываются главой государства.

Главный закон о налогах федерального уровня – Налоговый кодекс (НК РФ). Остальные законодательные акты, принимаемые федеральными органами, не могут противоречить НК РФ.

Налоговый кодекс представлен в двух частях, в первой из которых устанавливаются права и обязанности налогоплательщиков, а также налоговых инспекций, приводится перечень налоговых правонарушений и определяется мера ответственности за каждое. Во второй части НК определяются конкретные налоги и сборы. В зависимости от объекта налогообложения и статуса налогоплательщика выделяют налоги на:

  • - добавленную стоимость;
  • - доходы физических лиц;
  • - прибыль организаций;
  • - добычу полезных ископаемых;
  • - игорный бизнес;
  • - имущество организаций.

Здесь же отражены основные положения по взиманию акцизов, транспортного, земельного и водного налогов, госпошлины, налога, взимающегося при выполнении соглашений о разделе продукции и различных сборов за пользование объектами биологических ресурсов и животного мира. Отдельно определяются налоги, относящиеся к категории Единого:

  • - сельскохозяйственный налог;
  • - налог при упрощенной системе налогообложения;
  • - ЕНВД (на вменённый доход).

Под сферу действия ЕНВД объекты дистанционной торговли (посредством интернета, телевидения, телефонной и радиосвязи) не подпадают.

Взимание отдельных налогов (в частности, на имущество физических лиц) устанавливается на основе ФЗ, принятых до 01.01.1999 г., даты вступления НК РФ в силу. Эти законодательные акты будут действительными до принятия новых глав кодекса.

Региональные законодательные акты о налогах принимаются соответствующими законодательными органами регионального уровня: краевой, областной или республиканской думой, либо советом или собранием - конкретное наименование в каждом из регионов может варьироваться.

Местные законодательные акты о налогах, часто именуемые положениями или решениями, принимаются муниципальными либо районными законодательными органами.

Принимая законы, региональные и местные законодательные собрания обязаны руководствоваться положениями ФЗ, определяющего правила и нормы взимания данного типа налога, а также устанавливающего рамки законодательных полномочий местных и региональных властей. Местные решения не могут противоречить федеральным законам о налогах.

Подзаконные акты

Документы данного типа принимаются органами исполнительной власти трёх уровней: федерального, регионального, местного. К органам, принимающим подзаконные акты по поводу налогов, относятся:
- Правительство РФ;
- министерства и ведомства РФ (Минфин, ФНС, и пр.);
- государственные внебюджетные фонды;
- органы исполнительной власти и должностные лица регионального и местного уровней управления (президенты республик, губернаторы, главы муниципальных образований и т. д.). Подзаконные акты не могут противоречить законам. Данный тип документов подразделяется на нормативные, обязательные к исполнению, и ненормативные, следовать которым необязательно.

Обязательный к исполнению подзаконный акт должен удовлетворять определённым условиям:

  • 1. Согласно статье 4 НК РФ обязательность к исполнению возникает только при издании акта по прямому предусмотрению законом (федеральным, региональным, местным);
  • 2. Подзаконные акты, обязательные к исполнению, изданные министерствами и ведомствами РФ, а также государственными внебюджетными фондами, проходят проверку в Минюсте РФ. В противном случае акт не обладает статусом обязательного;
  • 3. К видам обязательных к исполнению подзаконных актов относятся: постановления, распоряжения, приказы, положения и инструкции. Различные письма и рекомендации, издаваемые в массовом порядке подразделениями ФНС, ФТС и иных органов не относятся к обязательным;
  • 4. Адресатом подзаконных актов, обязательных к исполнению налогоплательщиками, должны выступать сами налогоплательщики. Документ, адресованный чиновникам, обязателен для исполнения самими чиновниками, но не налогоплательщиками. При этом нарушение законов при следовании внутренним распоряжениям не правомочно и наказуемо.

Международные договоры по поводу налогообложения

Деятельность с участием иностранных граждан и компаний регулируется в первую очередь статьями международных договоров, заключённых Россией с другими странами во избежание случаев двойного налогообложения. Положения о налогах данных договоров главнее федеральных законов России. Согласно статье 7 НК РФ, при расхождениях в правилах налогообложения российского законодательства и международных договоров, заключённых Россией, руководствоваться нужно последними.