Работа государственных контролирующих органов, аудиторов или подобных им структур, создаваемых внутри компаний, может выражаться в проведении проверок и ревизий. Что они собой представляют?
Факты о проверках
Проверка - это метод контроля деятельности организации, который заключается в изучении ее документов и оценке качества отчетности за конкретный период. Главная цель контролирующих органов в данном случае - выявить формальные несоответствия источников, отражающих финансовые и хозяйственные операции фирмы, требованиям законодательства и локальных нормативных актов.
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми, выездными и камеральными. В чем особенности каждого их типа?
Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком, который заранее известен проверяемой фирме. Если данные мероприятия выполняются государственными органами, то их расписание обычно заблаговременно опубликовывается - например, на сайте ведомства.
Внеплановые проверки, в свою очередь, проводятся не по графику, а по причине объективной необходимости. К примеру, если в контролирующее ведомство поступила информация о том, что предприятие что-то нарушает.
Выездные проверки предполагают визит контролирующих лиц на территорию проверяемого объекта, требуют обеспечения доступа инспекторов к документам, которые находятся в архиве организации и в общем случае не передаются за пределы фирмы.
Камеральные проверки - те, которые проводятся без выезда контролирующих лиц на территорию проверяемой организации. В этом случае изучаются документы, находящиеся в распоряжении ведомства, осуществляющего контроль.
Факты о ревизиях
Ревизия , как и проверка, также является методом контроля деятельности организации. Но ее особенность в том, что контролирующие органы могут не только смотреть документы и отчетность фирмы, но и изучать фактическое содержание ее хозяйственных операций. При ревизии нередко используется большое количество инструментов - начиная от формальной сверки документов и заканчивая контрольной закупкой товаров.
Главные цели ревизии - выявление ошибок в системе финансового и хозяйственного управления организацией, а также допущенных нарушений норм законов, под юрисдикцию которых попадает коммерческая деятельность фирмы. При этом для их достижения в числе прочих мер, как правило, применяется анализ документов - то есть производится проверка, которая становится частью ревизии.
Как и проверки, ревизии также могут быть плановыми и внеплановыми. Но практически всегда они выездные, поскольку контролирующим органам, как правило, требуется доступ в производственные помещения проверяемых организаций.
Сравнение
Основное отличие проверки от ревизии в том, что первый метод контроля - в достаточной мере узкий по содержанию, а второй - широкий. При проверках исследуются главным образом документы. При ревизии - могут изучаться также и хозяйственные процессы, фактическое содержание хозяйственной деятельности фирмы.
Но стоит отметить, что на практике содержание проверок (особенно если речь идет о работе государственных контролирующих органов) может быть очень емким. Например, визит инспекторов Роспотребнадзора нередко бывает весьма обстоятельным. Ведомство способно проверить не только документы, но также, как вариант, и качество товаров или оказываемых компанией услуг. Проверка Роспотребнадзора будет, таким образом, фактически ревизией.
Еще один важный нюанс, на который полезно обратить внимание, - разграничение контрольных мероприятий на проверки и ревизии свойственно главным образом бюджетной сфере. То есть если речь идет о контроле над деятельностью частных предприятий (со стороны государственных, аудиторских или внутрикорпоративных структур), для обозначения соответствующих ему мероприятий почти всегда используется термин «проверка».
Изучив то, в чем разница между проверкой и ревизией, отразим выявленные нами критерии в небольшой таблице.
Документальная ревизия назначается руководителем предприятия организации) или руководителем вышестоящей организации по отношению к проверяемой.
В приказе о производстве ревизии указывается:
Где будет проводится ревизия;
За какой период времени деятельности предприятия и в какой срок.
Перед проведением ревизии ревизору дается письменное задание с указанием в нем вопросов, подлежащих обязательной проверке, объема ревизий и порядка проведения ревизионных действий. По общему правилу продолжительность ревизии не может превышать одного месяца. Продление срока ревизии допускается с разрешения руководителя организации назначившего ревизию.
К ним относятся:
1. Проверка законности и экономической целесообразности хозяйственных операций, произведенных, данным учреждением или хозяйственной организацией, и соблюдения финансовой, сметной, штатной дисциплины.
2. Выявление фактов ущерба организации от незаконного расходования средств и материалов. При этом ревизор обязан не только выявлять данные факты, но и выяснять причины их возникновения, устанавливать конкретных лиц виновных в нарушениях.
3. Проверка правильности постановки бухгалтерского учета доброкачественности документов, которыми оформляются отдельные хозяйственные операции и правильности ведения бухгалтерских записей.
4. Проверка правильности учета материалов на складах, условий хранения материальных ценностей, правильности документального оформления хозяйственных операций по поступлению и отпуску материальных ценностей.
На проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам выда-ется специальное удостоверение, которое подписывается руководителем контрольно-ревизионного органа, назначившего ревизию, или лицом, им упол-номоченным, и заверяется печатью указанного органа.
Работники контрольно-ревизионного органа должны так же иметь посто-янные служебные удостоверения установленного образца. Если они посто-янно проживают и осуществляют свои служебные обязанности вне места нахождения этого органа, в исключительных случаях (значительная удален-ность, неблагоприятные погодные условия и др.) по согласованию с органом, обратившимся с просьбой провести ревизию, допускается ее проведение по их служебным удостоверениям с последующим оформлением в установлен-ном порядке.
Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководи-тель (контролер-ревизор) определяются руководителем контрольно-ревизи-онного органа с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней.
Продление первоначально установленного срока ревизии осуществля-ется руководителем контрольно-ревизионного органа по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора).
Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии.
Программа ревизии включает в себя ее тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ре-визии, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа.
Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшество-вать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характе-ризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии орга-низации.
Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее уча-стников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и учас-тки работы между ее исполнителями.
Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходи-мых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, ха-рактеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена.
Руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) должен предъя-вить руководителю ревизуемой организации удостоверение на право проведения ревизии, ознакомить его с основными задачами, представить уча-ствующих в ревизии работников, решить организационно-технические вопро-сы проведения ревизии и составить рабочий план.
По требованию руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора) при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель ревизуемой организации в соответствии с действующим законодательством обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и мате-риальных ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителем ревизионной группы (контролером-ревизо-ром) по согласованию с руководителем ревизуемой организации.
Получив задание на проведение ревизии, ревизор, прежде чем приступить к проверке, обязательно подготовится к ее проведению. Для этого он должен изучить акты предшествующих ревизий, материалы отчетности. На основе изученных материалов ревизор составляет программу (план) предстоящей ревизии. При подготовке к проведению ревизии ревизор может снимать копии отчетных документов, которые может брать с собой, так как возможна их подмена (нередки случаи, когда в вышестоящую инстанцию организации представляют один вариант отчетности, а ревизору дают другой).
Подготовка к проведению ревизии для ревизора обычно совпадает с изданием приказа о назначении ревизии, в котором определяется ревизионная группа и сроки проведения ревизией. При проведении ревизии ревизор руководствуется законодательством постановлениями правительства, а также приказами, инструкциями и иными нормативными актами, действующими в системе соответствующего ведомства.
Ревизор обязан:
Разработать конкретную программу на каждую ревизию с указани-ем основных вопросов и сроков их выполнения. При подготовке программы следует использовать сметы расходов, штатные рас-писания, бухгалтерские отчеты и заключения по ним, приказы, оперативные и статистические данные, имеющиеся в других управлениях и отделах, акты предыдущих ревизий и заключения по ним. Программа составляется председателем комиссии (ревизором), утверждается руководителем или заместителем руководителя министерства;
Проводить документальные ревизии в строгом соответствии с действующим законодательством, инструкциями, положениями, относящимися к финансовой деятельности и бухгалтерскому учету; по прибытии в ревизуемую организацию предъявить полномочия (приказ или распоряжение) на проведение ревизии; добиваться, чтобы все нарушения по мере их обнаружения были устранены. Если это невозможно, то ревизор на основании акта, с учетом объяснений составляет проект предложений по устране-нию выявленных недостатков в ходе ревизии и представляет его вместе со всеми материалами по ревизии на рассмотрение руко-водителю, назначившему ревизию;
Кроме этого ревизор во время проведения ревизии обязан не только выявлять, факты нарушений, но и оказывать всемерную помощь проверяемой организации в устранении вскрытых недостатков и нарушений;
При ревизии централизованной бухгалтерии проводить проверки в службах судебных приставов и нотариальных конторах по вопро-сам достоверности предоставления соответствующих документов и др.
В процессе проведения ревизии ревизор не должен, давать оценку действиям соответствующих должностных лиц, а тем более угрожать им наказанием. Кроме того, ревизор не должен допускать неделовых отношений с сотрудниками проверяемой организации. При осуществлении своих функций ревизор может привлекать актив и общественность данного предприятия.
Наряду с обязанностями, ревизор наделен широкими правами.
Права ревизора обычно оговаривают в уставе организации. Как правило, ревизор, проводящий ревизию, имеет право:
1. Осматривать все помещения, склады, хранилища, в которых находятся денежные, имущественные, товарно-материальные и другие ценности ревизуемой организации, а также проводить инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств, и применять все другие методы фактического контроля.
2. В случаях обнаружения хищений и злоупотреблений по согласованию с руководителем ревизуемой организации опечатывать помещения.
3. Требовать от ревизуемых организаций представления первичной бухгалтерской документации, составления необходимых справок и расчетов, а также брать письменные и устные объяснения от работников проверяемого предприятия по вопросам, вытекающим из проводимой проверки.
4. Ревизор имеет право опечатывать места хранения документов ревизуемой организации, а также изымать документы, содержащие подтверждение выявленных фактов нарушений и злоупотреблений, оформляя изъятие двухсторонним актом и оставляя в делах предприятия копии изъятых документов, подписанным главным бухгалтером и ревизором.
5. Знакомиться с подлинниками документов, находящихся в других организациях, связанных с ревизуемой, а также запрашивать из смежных организаций заверенные копии необходимых документов.
7. Принимать в процессе ревизий и проверок совместно с руководи-телями ревизуемых организаций меры по устранению выявленных нарушений финансовой деятельности и неэффективного исполь-зования средств, а также давать обязательные указания об устра-нении этих нарушений, о возмещении причиненного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц.
8. Привлекать в установленном порядке для участия в проведении ревизий и проверок специалистов других организаций.
9. Направлять предложения об ограничении, приостановлении или прекращении финансировании ревизуемых организаций при выявлении нецелевого использования бюджетных средств, а так-же в случае непредставления или бухгалтерских и финансовых до-кументов, связанных с использованием этих средств.
10. Вносить по результатам ревизии и проверки предложения о взыс-кании с организаций бюджетных средств, израсходованных не по целевому назначению, и доходов от их использования.
11. В случаях выявления нарушения законодательства, фактов хище-ния денежных средств и материальных ценностей, а также злоупотреблений ставить вопрос об отстранении от работ должностных лиц, виновных в этих нарушениях, передавать материалы ревизий и проверок в правоохранительные органы.
12. Информировать вышестоящие органы ревизуемых организаций о выявленных в ходе ревизий и проверок нарушениях и ставить воп-рос о принятии мер по устранению этих нарушений и их послед-ствий, а также наказанию виновных лиц.
13. Ревизор, на его усмотрение, в ходе проведения ревизии может применять все доступные ему методы исследования учетных документов.
В процессе проведения ревизии и после ее окончания, ревизор может нести как дисциплинарную, так и уголовную ответственность.
Дисциплинарную ответственность ревизор несет за полноту и качество ревизии и инвентаризации, проведения их в установленные сроки, правильность и объективность изложенных в актах ревизии фактов и обоснованность выводов ревизии.
Ревизор может нести уголовную ответственность при сокрытии в процессе ревизии фактов хищения имущества и денеж-ных средств путем внесения в акт ревизии ложных сведений или исправле-ний, искажающих содержание документов (например, ст.292 УК РФ - служебный подлог и др.).
По прибытии на место проверки ревизор немедленно организует проведение инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей. В первую очередь он проверяет фактическое наличие денег и ценных бумаг в кассе, а затем остатки других ценностей. После проведения инвентаризации денежных средств и материальных ценностей ревизор приступает к проверке хозяйственной деятельности предприятия.
Путем анализа счетов синтетического и аналитического учета он изучает данные последнего бухгалтерского баланса, а также первичные документы; проверяет их доброкачественность как по форме, так и по существу отраженных в них операций. Результаты своей деятельности ревизор оформляет актом документальной ревизии.
Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы (контролером-ре-визором) ревизии: предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услу-ги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными работами и т.п.
В случае отказа работниками ревизуемой организации предоставить не-обходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позволяю-щих провести ревизию, руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор), а в необходимых случаях руководитель контрольно-ревизионного органа сооб-щает об этих фактах в орган, по поручению которого проводится ревизия.
При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) составляется об этом соответствующий акт и докладывается руководителю контрольно-ревизионного органа. Последний направляет руководителю ре-визуемой организации и (или) в вышестоящую организацию либо органу, осу-ществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в проверя-емой организации. Дальнейшее проведение ревизии возможно только после восстановления в ревизуемой организации бухгалтерского учета.
Руководитель контрольно-ревизионного органа по предоставлению ма-териалов ревизии в срок не более 10 календарных дней определяет порядок их реализации. По результатам проведенной ревизии проверенной органи-зации направляется представление для принятия мер по пресечению выяв-ленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечения к ответственности виновных лиц.
Организация контроля за выполнением представления по результатам ревизии, проводимой в рамках финансового контроля, не только заключи-тельный этап проверочных мероприятий, но и важный участок контрольно-ревизионной работы, который способствует своевременному устранению выявленных недостатков и способствует эффективности хозяйственной дея-тельности.
По закону все коммерческие компании и предприниматели, принимающие в качестве оплаты за услуги и товары наличные денежные средства, должны применять в своей деятельности кассовые машины. Но это еще не все – работа с контрольно-кассовой техникой подразумевает под собой соблюдение кассовой дисциплины и проведение периодических ревизий.
Что такое ревизия кассы
Под ревизией кассы принято понимать ряд мер, которые проводят контролирующие органы или ИП и руководство организаций для проверки того, насколько соответствуют операции с наличными средствами, осуществляемые кассирами и работниками бухгалтерских отделов, требованиям закона.
Кассовая дисциплина
Для того, чтобы в процессе будущей ревизии кассы, которая неизбежно рано или поздно последует, не нашлось каких-либо серьезных ошибок и недочетов, следует с самого первого дня работы с кассовой техникой тщательно придерживаться кассовой дисциплины. Под ней подразумевается обязательная фиксация всех операций с наличными средствами в , работа с приходно-расходными ордерами, ведение расчетно-платежной ведомости и т.д.
Кроме того, все ИП и предприятия должны отвести для кассы специально огороженное место или даже выделить отдельный кабинет для того, чтобы не допустить проникновения посторонних людей к контрольно-кассовой технике и тем самым исключить вероятность различных правонарушений. Следует помнить о том, что допустить к работе с кассой можно не каждого из сотрудников бухгалтерского отдела, а только того, кто прошел специальное обучение.
Кто проводит ревизию кассы
Проводить ревизию кассы могут:
- специалисты территориальных налоговых инспекций;
- сотрудники Росфиннадзора;
- руководство предприятия в лице уполномоченных сотрудников или аудиторской компании.
Раньше, до 2012 года, проверять контрольно-кассовую дисциплину в организациях и ИП могли представители банковских структур, но сейчас у них это право отсутствует.
В какие сроки проводится ревизия
Если решение о ревизии кассы принимается на уровне руководства предприятия или индивидуальным предпринимателем для внезапной проверки работы бухгалтерии и кассира, то сроки ревизии выбираются на их усмотрение и проводятся на основании изданного приказа. Однако, закон учитывает и те случаи, когда ревизия кассы является обязательной процедурой. Это:
- время перед годовой отчетностью;
- увольнение или временная замена кассира;
- в случае выявления злоупотреблений наличными средствами или краж.
Кроме того, ревизия обязательно должна проводиться как минимум по итогам полугодия, а еще лучше – ежеквартально или ежемесячно, в самом начале или конце месяца.
Необходимые условия для ревизии кассы
Инициация ревизии обязательно должна сопровождаться соблюдением определенного ряда условий. В частности, если ревизию решило провести руководство предприятия, то должен быть издан соответствующий внутренний приказ. Если же решение о проведении ревизии приняли контролирующие органы, то есть либо налоговая служба, либо Росфиннадзор, то они должны заранее уведомить проверяемую организацию или ИП о надвигающейся проверке. При этом в уведомлении, как и в приказе, обязательно должны быть прописаны сроки ревизии, а также состав и полномочия ревизионной группы. Участники ревизии со стороны контролирующих структур непосредственно перед тем, как приступить к ревизии, обязаны предоставить руководству компании свои удостоверения личности. Только после этого им могут быть предъявления все необходимые (в том числе конфиденциальные) документы, а также финансовая наличность в кассе.
Как правило, ревизоры стремятся к тому, чтобы проверка соответствовала следующим параметрам:
- неожиданность, внезапность для проверяемой стороны;
- профессионализм и обоснованность – это самые важные качества, которые должны обязательно быть у проверяющих. И хотя эти качества встречаются не всегда, только компетентность и объективность могут обеспечить правильность ревизии, а значит защитить проверяемых от негативных последствий ревизии и возможных несправедливых претензий со стороны правоохранительных органов;
- непрерывность — то есть все действия для грамотного проведения ревизии должны совершаться единовременно, в один день, без каких бы то ни было перерывов и проволочек;
- открытость. Результаты проверки на всех этапах должны обсуждаться с руководством компании, поскольку это экономит время, а также способствует устранению ошибок и неточностей, которые могут допустить проверяющие.
Этапы ревизии кассы
Ревизия кассы всегда проходит в связке с ревизией кассовой дисциплины, в несколько шагов.
- Подготовка к ревизии. На этой стадии кассир передает ревизорам расписку о том, что все деньги оприходованы, документы учтены, а также последний кассовый отчет. В свою очередь председатель ревизионной группы визирует все кассовые документы пометкой «до ревизии»;
- Подсчет остатков наличности в кассе. На этом этапе, помимо механического пересчета денежных средств, оставшихся в кассе, ревизоры проверяют наличие и движение бланков строгого учета и сопоставляют их с журналами регистрации. По итогам этого этапа составляется акт ревизии денежной наличности;
- Анализ и требование обоснований фактов превышения остатков денежных средств в кассе, если таковые будут обнаружены;
- Контроль за соблюдением требований по обеспечению сохранности наличности в кассе. В частности, здесь ревизоры проверяют наличие и исправность сейфов, проверяют, как организовывается перевозка наличности, а также смотрят результаты предыдущих проверок и их периодичность;
- Проверка соблюдения кассовой дисциплины. Этот этап включает в себя сразу целый перечень действий, таких как проверка правильности заполнения различных ведомостей и кассовой книги, оформления первичных кассовых документов, проверка оприходования получаемых денежных средств и обоснованности различных выплат из кассы и т.д.;
- Контроль за целевым использованием полученных финансов;
- Составление полного отчета по проверке кассовой дисциплины и приложение к нему соответствующего акта по ревизии кассы.
Четкое следование этому алгоритму позволяет получить точные сведения о положительных и отрицательных сторонах в финансовой деятельности фирмы, поэтому переоценить роль данной процедуры сложно.
Окончание ревизии кассы: акт
Главный документ, который в обязательном порядке должен быть составлен по результатам ревизии кассы – акт по строго установленной законом . Сведения, которые должны быть в нем указаны:
- о конкретной сумме наличности в кассе;
- о размере денежных средств по документам;
- сравнение двух вышеназванных позиций и вывод. Если данные совпадают, значит все в норме и предприятие или ИП ведут кассу образцово и в строгом соответствии с законом, если же они разнятся, то, значит, в кассе присутствует либо , либо излишки, что в равной степени является отступлением от нормы. В конце акта ревизорская группа обязательно предлагает меры по устранению обнаруженных нарушений.
Внимание! При выявлении излишков кассир обязательно должен в письменной форме объяснить причину их появления, если же обнаруживается недостача, то она взимается с ответственного за ведение кассы сотрудника.
Важно! По результатам проверки ревизоры вполне могут обратиться в следственные органы, если найдены какие-либо крупные правонарушения, злоупотребления и т.п. деяния.
Подводя итог к написанному, можно сказать, что строгое соблюдение кассовой дисциплины гарантирует не только отсутствие проблем внутри компании, но и предотвращает возможные негативные последствия, которые может вызвать ревизия кассы и кассовой дисциплины со стороны внешних контролирующих структур.
Проверка и ревизия как основные методы финансового контроля. Виды проверок (ревизий) и порядок их проведения
Финансовый контроль осуществляется определенными методами, т. е. при помощи определенных способов и приемов.
В зависимости от источников проверяемых данных различают контроль документальный и фактический.
Документальный финансовый контроль предусматривает проверки по данным первичного учета и отчетности.
Фактический финансовый контроль ведется в целях установления достоверности расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств.
Основным методом финансового контроля является ревизия, в ходе которой проверяется правильность расходования и наличия средств в кассе и материальных ценностей в натуре. Ревизия - основной метод последующего финансового контроля.
В зависимости от полноты охвата деятельности ревизуемого Объекта различают ревизии полные и частичные, тематические и комплексные.
Полная документальная ревизия - такая ревизия, при которой проверяется вся финансово-хозяйственная деятельность организации.
Частичная документальная ревизия - такая ревизия, при которой проверяются отдельные стороны или участки финансово-хозяйственной деятельности.
Тематическая документальная ревизия - такая ревизия, при которой проверяются отдельные*стороны финансово-хозяйственной деятельности по однотипным организациям, участкам.
Комплексная документальная ревизия - такая ревизия, при которой проверяются все участки деятельности по различным вопросам. Эти ревизии проводятся, как правило, группой ревизоров с привлечением широкого круга специалистов по различным направлениям деятельности. В ходе такой ревизии обязательно проводится инвентаризация материальных ценностей.
Все ревизии могут осуществляться сплошным, выборочным и комбинированным способами.
При сплошном - осуществляется проверка всех документов на определенном участке деятельности.
При выборочном - проверке подвергаются документы за тот или иной период.
При комбинированном - на одних участках проверяются все документы, на других выборочно, по усмотрению ревизора.
При последующем контроле важное значение имеют встречные проверки, при которых сличаются документы бухгалтерского учета и отчетности в проверяемой организации с документами, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым переданы материальные ценности или денежные средства.
Виды проверок: формальная, фактическая, встречная, корреспондирующая, аналитико-нормативная.
Контрольно-ревизионная документация, порядок ее оформления и правовое значение. Акт проверки (ревизии), аудиторское заключение
По результатам проверки (ревизии), в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства в сфере экономики, составляется акт. Результаты проверки (ревизии), в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой. Акт ревизии - документ, имеющий важное юридическое значение. При наличии возражений по акту проверки (ревизии) подписывающие
его должностные лица субъекта предпринимательской деятельности делают об этом оговорку перед своей подписью и не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта представляют в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган, назначивший проверку (ревизию). Должностные лица, по вине которых допущены нарушения, о чем говорится в акте ревизии, могут быть привлечены к юридической ответственности.
В акте ревизии финансово-хозяйственной деятельности указываются:
Наименование ревизуемой организации;
Дата и место составления акта;
Должности, Ф.И.О.. контролера-ревизора или всей бригады, номер и дата издания приказа (распоряжения), на основании которого проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации, и за какой период проведена ревизия;
Когда и кем была проведена предыдущая ревизия и кто в тот период являлся руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации;
Должность, Ф.И.О. специалистов, принявших участие в проведении ревизии;
Какими контролирующими органами и когда (дата) за ревизуемый период проводились проверки;
Сплошным или выборочным способом проверены документы по видам операций;
Произведена полная или частичная инвентаризация денежных средств, товаров и тары, сверка расчетов с дебиторами и кредиторами;
В скольких экземплярах составлен акт.
К акту ревизии прилагаются: приказ (распоряжение); задание на проведение ревизии, рабочий план, программа ревизии; таблицы анализов, расшифровки долгов и др.; документы, оформляющиеся при проведении инвентаризаций в ходе ревизий; справки; сводные ведомости; копии документов; объяснительные записки; промежуточные (разовые) акты; итоговая справка о проделанной работе в ходе ревизии.
Акт подписывается всеми контролерами-ревизорами, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации. Один экземпляр под роспись оставляется руководителю организации.
В акте ревизии дается оценка финансового положения ревизуемой организации.
Систематизированный материал отражается в разделах:
Раздел I. Ревизия кассовых и банковских операций.
Раздел II. Ревизия расчетных операций.
Раздел III. Ревизия товарно-материальных ценностей.
Раздел IV. Ревизия выполнения мероприятий но обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей.
Раздел V. Ревизия труда и заработной платы.
Раздел VI. Ревизия основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, фондов, капитальных и финансовых вложений.
Раздел VII. Ревизия издержек производства (обращения) и финансовых результатов.
Раздел VIII. Ревизия состояния бухгалтерского учета, достоверности отчетности и внутрихозяйственного контроля.
Раздел IX. Проверка исполнения решений по итогам предыдущей ревизии.
В аудиторском заключении о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности указываются:
Наименование субъекта хозяйствования, в котором проводилась аудиторская проверка, и за какой период проведена проверка;
Наименование аудиторской организации, номер и дата выдачи лицензии на аудиторскую деятельность;
Ф.И.О. аудиторов, номер и дата выдачи им лицензии на аудиторскую деятельность;
Вопросы проверки.
В аудиторском заключении отмечается, какие установлены нарушения действующего порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Проверяется соответствие ряда совершенных финансово-хозяйственных операций законодательству.
Делается вывод 0 том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность достоверно обеспечивает или не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов субъекта хозяйствования по состоянию на дату проведения.
Заключение подписывается руководителем аудиторской" организации или аудитором-предпринимателем, проводившим проверку.
Методы финансового контроля
Органы внутреннего финансового контроля
Органами внутреннего финансового контроля являются ревизионные комиссии, создаваемые в акционерных обществах, иных коммер-
ческих и некоммерческих организациях, учреждениях. Подразделения внутреннего финансового контроля могут именоваться и по-другому, например контрольно-ревизионными отделами или департаментами. Иногда применяется название «внутренний аудит». Но это не вполне точное использование термина «аудит», поскольку здесь не может идти речь о предпринимательской деятельности.
В действующем законодательстве компетенция органов внутреннего контроля очерчена довольно скупо. Так, в Законе «Об акционерных обществах» сказано только, что ревизионная комиссия (ревизор) избирается для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества. Более предметно их компетенция определяется уставом общества, а порядок деятельности - внутренним документом общества (обычно - положением), утверждаемым общим собранием акционеров.
Таким образом, собственник вправе существенно ограничить возможности контролеров. С точки зрения интересов граждан, общества и государства здесь нужны более полные и определенные правовые установки, как это и сделано во многих развитых странах.
К основным методам финансового контроля относятся ревизия и проверка.
Правом назначения ревизий и проверок пользуются Президент Российской Федерации, обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Главное контрольное управление Президента Российской Федерации, феде-итьные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации. Ревизии могут назначать правоохранительные органы: суды, прокуратура, милиция, Федеральная служба безопасности, должностные лица этих органов в пределах своей комле-^нции, руководители органов государственного финансового контроля.
Таким же правом пользуются собственники и органы управления акционерными обществами, другими коммерческими и некоммерческими организациями в соответствии с утвержденными уставами и положениями.
В случае необходимости проведения финансовой ревизии или проверки названные руководители, учреждения, органы власти и уп-
Равления, собственники дают поручения соответствующим органам финансового контроля.
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности всех совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц при их осуществлении.
Проверка - единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности объекта контроля.
В учебной и иной литературе можно встретить расширительное толкование понятия метода финансового контроля. Сюда относят, кроме ревизии и проверки, обследование, анализ, другие действия, которые совершает ревизор или инспектор органа финансового контроля, чтобы получить необходимую информацию и оценить ее. Иногда сам контроль делят на документальный (формальный) и фактический. Под первым понимают изучение учетных, бухгалтерских, распорядительных и других документов, под вторым - ознакомление с состоянием проверяемых объектов, наличием товаров, денег в кассе и т.п.
Правомерность и логичность таких подходов сомнительны. В самом деле, разве можно, например, провести проверку или ревизию, не анализируя необходимые документы и данные, не сравнивая отчетные показатели с фактическим положением (наличием продукции, денег в кассе, товаров на складе)?
Вместе с тем вполне обоснованно, когда в практике, в частности, в деятельности Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации пользуются термином контрольные мероприятия, объединяя в нем ревизии, проверки, экспертизу и другие виды деятельности, которыми заняты эти органы.
Понятие «ревизия» имеет историческое происхождение. Оно перешло в практику финансового контроля советских времен по наследству из дореволюционной России. Государственный деятель, известный российский реформатор начала прошлого века СЮ. Витте писал, например, что для правильного хода государственного хозяйства необходимо осуществление самостоятельного, независимого контроля над поступлением и расходованием казенных сумм путем проведения периодических и внезапных ревизий сохранности этих сумм.
В условиях современной России ревизия продолжает оставаться наиболее эффективным и достоверным методом финансового контроля особенно для целей последующего контроля. При наличии на проверяемом объекте всех необходимых документов и качественной рабо-
проверяющих ревизия может дать исчерпывающий ответ об использовании средств в проверяемом периоде. Именно поэтому, когда асследуются экономические преступления, назначается ревизия финансово-хозяйственной деятельности интересующих следствие объектов в целом или по основным вопросам этой деятельности.
Полная комплексная ревизия включает следующие проверки:
■ операций с денежными средствами;
- расчетных и кредитных операций;
Расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
Правильности планирования и расходования средств на содер
жание бюджетных учреждений, формирования и использования ими
внебюджетных средств;
■ ■ сохранности основных средств и нематериальных активов и опе
раций с ними;
Сохранности производственных запасов, товарно-материальных
ценностей и операций с ними;
Инвестиционных операций;
Расчетов по оплате труда и начисления налогов;
Формирования себестоимости продукции (работ, услуг);
Формирования финансовых результатов;
Организации и состояния бухгалтерского учета и внутреннего
(ведомственного) контроля.
Естественно, что в практической деятельности различных органов государственного финансового контроля проведение контрольных мероприятий имеет отличия, определяемые задачами и функциями органов, их фактическими возможностями. Это находит отражение и закрепляется в таких регулирующих деятельность контрольных органов документах, как Регламент Счетной палаты Российской Федерации, Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Минфина России, положения
С России, издаваемые в целях реализации требований Налогового кодекса, и др.
Тем не менее можно выделить и изложить некоторые основные моменты, в большей или меньшей степени являющиеся типичными Для всех органов. О них и пойдет речь ниже.
Ревизии и проверки проводятся в соответствии с планами работы органов финансового контроля или внезапно в случае возникновения такой необходимости, в частности по поручению прокуратуры. В пла-
или поручении указываются объект, на котором следует провести проверку, и тема проверки. Объекты для плановых проверок на дан-
я конкретный период выбирают в соответствии с установленными а коном, иными нормативными документами порядком и периодич-
Ностью или на основе предварительной информации о допускаемых нарушениях финансовой дисциплины, которой располагает контрольный орган.
Для проведения ревизии или проверки устанавливается определенный срок. Они могут проводиться силами одного ревизора или группы (бригады) ревизоров, если нужно, с привлечением экспертов, специалистов по отдельным вопросам. Из-за большого объема подлежащего проверке материала и необходимости затраты значительного времени на практике чаще назначают проверки конкретных вопросов.
Ревизия и проверка обязательно проводятся по программе (перечню основных вопросов), который утверждает руководитель, назначивший ревизию, или другое должностное лицо по его поручению.
Составление программы, подготовительный период, планирование ревизии и проверки являются важным этапом, который во многом определяет успех или неудачу предстоящего мероприятия. На этом этапе необходимо прежде всего изучить имеющиеся по данной теме, касающиеся назначенного объекта законодательные и нормативные документы. Обычно работники контрольных органов хорошо ориентированы в таких вопросах, но конкретизация и пополнение правовых знаний перед проверкой - обязательное условие. Подлежат изучению или основательному ознакомлению также общеэкономические, региональные и отраслевые особенности деятельности проверяемого объекта, организация и технология производства, структура капитала, размещение акций, деятельность на рынке, взаимоотношения с собственными подразделениями и филиалами.
На этапе подготовки важно понять и предварительно оценить применяемый организацией, где предстоит проверка, метод ведения бухгалтерского учета, ее юридические и финансовые обязательства, организацию системы внутреннего контроля.
Для всего этого используют самые разнообразные доступные источники информации, включая статистические данные, публикуемые финансовые отчеты, материалы различных совещаний, семинаров, конференций, консультации с органами, ранее проводившими проверки, и многое другое. Практическая трудность состоит в том, что детальная подготовка требует значительного времени, которого в условиях обычно большой загруженности контрольных органов не хватает.
Составленная в ходе подготовки программа, как правило, должна включать наименование объекта и тему ревизии (проверки), ее цель, период, подлежащий изучению, срок проведения, состав ревизионной группы, экспертов, перечень непосредственно охватываемых провер-
кой подразделений, конкретные вопросы, подлежащие ревизии, основные источники информации, порядок проведения мероприятия и оформления результатов.
Программа должна быть выполнена полностью. Однако в ходе работы ревизоры самостоятельно определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, обеспечивающих надежность сбора требуемых доказательств. Но в любом случае, чтобы получить доказательные ответы на поставленные в программе вопросы, ревизор должен провести ряд действий, которые для каждой ревизии и проверки одинаковы и обязательны.
Начинают ревизию обычно с проверки учредительных и регистрационных документов организации. Затем переходят к изучению и анализу плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов. Здесь ревизор должен установить законность и правильность операций, отраженных в документах, подлинность самих документов, их соответствие установленным формам, безошибочность содержащихся в них расчетов. Эта работа продолжается практически в ходе всей ревизии. Одновременно ревизор обязан удостовериться в действительности совершения тех или иных операций, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, фактического выполнения работ или оказания услуг.
Он делает это путем сопоставления бухгалтерских записей по учету с оправдательными (первичными) документами и соответствующими исходными данными. Записи, документы.и фактические данные по одним операциям сличается с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям, например, натуральных показателей отчетности - с данными о затратах денежных средств и материальных ценностей.
В этих же целях прибегают к проведению встречных проверок. Они -тоят в сличении имеющихся в ревизуемой организации записей, Документов и данных с соответствующими записями, документами и Данными, находящимися в тех организациях, от которых получены которым выданы денежные средства, материальные ценности и Документы, выписок банка по счетам организации с подлинными записями по этим счетам в банке и т.п.
При организации встречных проверок возникает необходимость рибегать к помощи коллег-ревизоров, работающих на территории
их субъектов Российской Федерации, просить проверить доку-
Нты, имеющиеся в местных организациях. Минфином России уста-
°влен порядок, в соответствии с которым КРУ Минфина в субъектах
Дерации обязаны оказывать друг другу такую помощь. Ассоциация
Контрольно-счетных органов Российской Федерации организует подобное взаимодействие среди своих членов.
Чтобы получить необходимые доказательства, ревизору приходится пользоваться и методами фактической проверки - требовать проведения инвентаризаций, заниматься с участием специалистов пересчетом, взвешиванием и обмером сырья, материалов и готовых изделий, оценкой качества продукции и соблюдения технологии. Это нужно, чтобы установить действительный расход, правильность списания сырья и оприходования готовой продукции, установления норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей, получить другие требующиеся подтверждения.
Один из важнейших разделов ревизии - проверка соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей, организации их охраны и обеспечения сохранности. Здесь используют, в частности, счетные проверки бухгалтерских отчетов и балансов для установления достоверности отчетных данных, выявления и устранения искажений и ошибок, оценивают обоснованность и правильность расчетов и данных для определения отчетных показателей работы организации, определения фондов заработной платы, уровня себестоимости продукции и услуг.
Проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов - не прямая обязанность ревизора, но если он в ходе ревизии встретится с какими-либо нарушениями в этом отношении, то должен поставить вопрос о передаче материалов в налоговые органы.
При проведении ревизии обязательна проверка состояния внутреннего контроля в организации. Хорошая постановка внутреннего контроля способствует успешной деятельности организации и может помочь решению задач ревизии.
В современных условиях все чаще организации ведут учет с использованием полной или частичной компьютерной обработки данных. Естественно, что для проведения ревизии в таких условиях ревизоры должны обладать определенной подготовкой или использовать работу экспертов.
Результаты ревизии (проверки), как правило, оформляются актом, который подписывают ревизоры, руководитель и главный бухгалтер ревизуемой организации, а в необходимых случаях - ранее работавшие в ревизуемой организации руководитель и главный бухгалтер, ко времени работы которых относится период, охваченный ревизией.
В некоторых случаях, определенных нормативными документами, процедура подписания акта руководителем и главным бухгалтером может быть заменена процедурой их ознакомления с содержание акта,
что конечно, менее правильно. Но ни один из действующих правовых документов не допускает того, чтобы результаты ревизии остались неизвестными тем, кого проверяли, как это было принято в деятельности некоторых контрольных органов советского периода. Таков один из путей обеспечения объективности и точности контроля.
Акт ревизии - документ, имеющий четко очерченные параметры. Он должен содержать ответы на все вопросы, поставленные в программе ревизии.
В содержании акта ревизии ревизующие обязаны соблюдать объективность, точность используемых данных и описания выявленных фактов, ясность и грамотность изложения. Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных,имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и проверок действительности совершения операций, других ревизионных действий, заключений специальных экспертиз и привлеченных специалистов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.
Не допускается включение в акт ревизии выводов ревизующих и других лиц, предположений и фактов, не подтвержденных документами, сведений из следственных материалов и ссылок на показания, данные следственным органам, не перепроверенных ревизующими материалов внутреннего (ведомственного) контроля. В акте ревизии ревизующие не должны давать правовую и морально-этическую оценку действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемой и других организаций, квалифицировать их поступки, намерения и цели, применять понятия и фразы, имеющие заведомо оценочный или обвинительный смысл.
Акт ревизии состоит*из текста акта и приложений к нему, на которые имеются ссылки в тексте (документы, копии документов, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).
Обязательно в акте ревизии приводятся полное наименование проверяемой организации с указанием ведомственной принадлежности, ее финансовые и другие реквизиты (коды бюджетной классификации, идентификационный номер налогоплательщика, номера счетов в банках и т.д.), общие данные о ее деятельности. Указывают период и сроки проведения ревизии, кем и на каком основании она проведена. Справочно сообщается, когда и кем проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных ранее недостатков и нарушений.
Ные примеры и суммы нецелевого использования средств федерального или иного бюджета по статьям бюджетной классификации, хищений, недостач, других злоупотреблений должностных, материально ответственных и иных лиц. В акте следует показать общий размер документально подтвержденного ущерба, выявленного ревизией, другие последствия вскрытых нарушений, фамилии, должности лиц, которыми они допущены, сведения для начисления штрафных санкций за нецелевое использование бюджетных средств.
Если в ходе ревизии установлены возможности улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности организации, более эффективного использования выделяемых ей бюджетных средств, это тоже должно быть отражено.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации акт ревизии (проверки) может быть оспорен руководством ревизуемой организации или отдельным гражданином в суде.
Особенностью документального оформления действий по осуществлению налогового контроля и его результатов является составление в одних случаях протоколов, а в других - актов. Протоколом оформляются показания свидетеля, осмотр, выемка документов и предметов, актом - результаты выездной проверки. Акт оформляется не позднее двух месяцев после составления справки, которой завершается проведение выездной проверки.