Внебюджетные фонды. Виды, особенности и правовое регулирование внебюджетных фондов

В системе управления государственным капиталом РФ предусмотрено функционирование весьма широкого спектра различных учреждений. Среди них - бюджетные фонды. Сейчас их роль в развитии финансовой системы России считается не самой значимой, но опыт решения данными структурами различных социальных задач интересен и вполне может быть использован в целях совершенствования текущей модели управления государственными капиталами. В чем заключаются особенности бюджетных фондов? Какие задачи они решают?

Какими бывают государственные фонды?

В российской государственной финансовой системе выделяется 3 основных типа учреждений, осуществляющих различные операции с капиталом в интересах страны - бюджетные (именуемые также целевыми), внебюджетные фонды, а также специализированные ведомства. Есть также локальные фонды бюджетных учреждений - под ними чаще всего понимаются специальные счета, на которых учитываются финансовые средства, направляемые организацией на определенные нужды.

Бюджетные и внебюджетные структуры: сходства и различия

Но в чем заключается специфика именно тех организаций, о которых идет речь?

В законодательстве РФ понятие «бюджетные фонды» было закреплено в 1995 году. Соответствующий статус получили некоторые организации, ранее являвшиеся внебюджетными. Их преобразование в новый тип учреждений было связано с необходимостью оптимизации механизмов целевого финансирования некоторых расходов государства.

Бюджетные и внебюджетные фонды объединяет тот факт, что оба типа организаций используют государственные средства. Кроме того, статьи расходов обоих типов учреждений носят преимущественно целевой характер. С точки зрения структуры и основных принципов управления бюджетные фонды и внебюджетные организации также достаточно близки.

Однако учреждения рассматриваемого типа характеризуются некоторыми отличительными особенностями:

Подчиненностью и подотчетностью государственным органам власти;

Ограниченным спектром полномочий в части использования капитала в целях, не связанных с деятельностью учреждения.

Таким образом, фонды, о которых идет речь, призваны обеспечивать эффективную реализацию государственных программ бюджетной поддержки тех или иных сфер, основными критериями которой является:

Максимальное соответствие направлений расходов целевым приоритетам органов власти;

Прозрачность финансовых операций.

В свою очередь, внебюджетные фонды характеризуются существенно большей автономией, чем рассматриваемые учреждения, в части управления капиталами. Ключевые управленческие решения соответствующие организации также принимают самостоятельно.

Преимущества и недостатки бюджетных фондов

Если сопоставлять бюджетные и внебюджетные фонды - какие из них можно считать более эффективными с точки зрения управления государственными капиталами? Мнения экспертов касательно данного вопроса весьма неоднозначны.

Есть точка зрения, по которой целевые бюджетные фонды позволяют организовать распределение государственных средств так, что некорректное их расходование может быть сведено к минимуму - по причине того, что они напрямую подотчетны властям. В свою очередь, как считают некоторые эксперты, внебюджетные структуры в силу большей автономности, могут управлять государственными капиталами менее эффективно и не настолько прозрачно.

Но есть и противоположная точка зрения, в соответствии с которой внебюджетные учреждения, как автономные структуры, можно регулировать и контролировать на законодательном уровне существенно жестче, чем бюджетные фонды. В свою очередь, чрезмерно строгое регулирование деятельности рассматриваемых организаций может привести к замедлению инвестирования капиталов на государственные нужды, опозданиям в реализации тех или иных программ.

Таким образом, в деятельности бюджетных фондов можно найти и достоинства и недостатки - с точки зрения эффективного использования государственных средств. К неоспоримым достоинствам соответствующих структур правомерно отнести полную управляемость денежными капиталами, благодаря чему нецелевое использование средств сводится к минимуму. Кроме того, использование бюджетного фонда государством предполагает прямое влияние властей на принятие данным учреждением решений в части хозяйствования, кадровой политики.

Вместе с тем чрезмерное вмешательство властей в деятельность рассматриваемых структур, используемое как инструмент контроля над освоением денежных средств, может существенно снизить эффективность реализации финансируемых государственных программ. В этом случае бюджетные фонды могут уступать в эффективности внебюджетным, несмотря на то, что вторые более автономны и контролируются властями не так активно.

Какие целевые фонды функционируют в России?

Рассмотрим примеры реально функционирующих целевых бюджетных фондов в РФ. Прежде всего стоит отметить, что структуры, о которых идет речь, свою ключевую роль в социально-экономическом развитии России сыграли в прошлом - в основном они учреждались и задействовались в целях реализации бюджетных программ в 90-е годы.

Из числа наиболее известных современных структур можно выделить, к примеру, Федеральный дорожный фонд. Он был учрежден в 2011 году. Кроме него, были также учреждены дорожные фонды в регионах. Какие задачи поставлены перед соответствующей организацией?

Система бюджетных фондов, учрежденных на уровне дорожных ведомств, призвана решать задачи, связанные с реализацией перехода к расходам на поддержание транспортных магистралей в РФ в соответствии с нормативами, которые введены правительством России. Фонд должен обеспечивать эффективное освоение бюджетных средств, предоставляемых государством для строительства и ремонта дорог. В данном случае речь идет о сотнях миллиардов рублей, требующих эффективного распределения.

При непосредственном участии федерального дорожного фонда и региональных структур планируется реализация нескольких масштабных целевых программ, связанных с модернизацией транспортной системы РФ, развитием инфраструктуры в субъектах РФ, расположенных на Дальнем Востоке, Юге России и иных регионах, где требуется инвестирование в дорожное хозяйство.

Государственная власть РФ ранее учреждала бюджетные финансовые фонды, в компетенции которых находилось финансирование развития самых разных задач - защиты окружающей среды, развития таможенной системы, управления минерально-сырьевыми ресурсами. Большинство из структур соответствующего типа сейчас упразднено. Основная часть полномочий бюджетных фондов распределена по действующим органам власти. В свою очередь, в РФ сейчас действует несколько крупнейших внебюджетных фондов. Полезно будет рассмотреть их специфику подробнее.

Внебюджетные фонды РФ

Итак, выше мы отметили, что целевые бюджетные фонды - в большей степени исторические организации. Сейчас крупных учреждений соответствующего типа в России функционирует крайне немного. Но масштабные внебюджетные организации в системе государственных финансов в РФ работают весьма активно. Прежде всего речь идет о таких структурах, как ПФР, ФСС и ФФОМС. В чем их специфика?

ПФР

Пенсионный фонд России, или ПФР, - крупнейшая внебюджетная структура, в компетенции которой - управление пенсионной системой государства. ПФР выполняет следующие ключевые функции:

  • назначение гражданам пенсий и обеспечение их своевременных выплат;
  • организация учета денежных средств в рамках пенсионного страхования;
  • перечисление социальных выплат различным категориям граждан;
  • персонифицированный учет граждан;
  • взаимодействие с участниками страховых программ, работодателями;
  • взыскание задолженностей по взносам;
  • выдача гражданам сертификатов на выплату материнского капитала;
  • обеспечение перечисления соответствующих денежных средств;
  • реализация государственного софинансирования пенсии;
  • управление денежными средствами, поступающими от участников системы социального и медицинского страхования;
  • реализация мер социальной поддержки, установленных законодательством РФ.

ФСС

Другой крупнейший внебюджетный фонд РФ - ФСС - занимается:

  • реализацией страховых программ граждан;
  • выплатой больничных работающему населению;
  • перечисление пособий по беременности и уходу за ребенком;
  • перечисление средств по родовым сертификатам ;
  • реализация социальных программ, установленных законодательно.

ФФОМС

Основные функции другого крупнейшего фонда - ФФОМС - следующие:

  • управление деятельностью территориальных фондов страхования в рамках различных государственных программ;
  • направление средств на реализацию целевых программ, имеющих отношение к системе медицинского страхования;
  • контроль над эффективным расходованием средств в рамках соответствующих программ.

Перспективы бюджетных фондов в России

Насколько перспективно формировать бюджетные финансовые фонды РФ в будущем? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, имеет смысл подробнее изучить факты из истории развития соответствующих организаций в России.

Впервые статус рассматриваемых организаций был закреплен в бюджетном законодательстве РФ, как мы отметили выше, в середине 90-х годов. При этом учреждались как федеральные бюджетные фонды, так и региональные. Постепенно функции тех и других начали передаваться на уровень различных ведомств. Это было связано с тем, что расстановка приоритетов в решении различных социально-экономических задач переходила в исключительную компетенцию соответствующих структур. Как следствие, потребовалось перераспределить полномочия и в части финансирования различных проектов.

Бюджетные фонды РФ, таким образом, в массе передали функции, связанные к инвестированием государственных финансов, ведомствам. Как считают многие эксперты, эффективность использования средств от того, что полномочия по их использованию перешли к госструктурам, не слишком повысилась - можно было оставить их на уровне рассматриваемых фондов. Более того, начали наблюдаться заметные сложности в оперативности освоения бюджетных средств в ходе решения различных социально-экономических задач.

Так, государственные финансы, формируемые за счет определенных налогов и сборов, не всегда эффективно распределялись по региональным бюджетам. Кроме того, ведомства, которые начали выполнять функции бюджетных фондов, часто не вполне эффективно инвестировали в те сферы, которые напрямую определяли перспективы развития крупнейших отраслей. Так, к наиболее заметным проблемам в начале 2000 годов эксперты относят недофинансирование геологоразведочной деятельности, вследствие чего темпы приростов запасов нефти существенно снизились, так же как и поступления в бюджет. Шли дискуссии на предмет того, что необходимо вновь учредить, в частности, фонд, отвечающий за воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов. Но характерные для него функции продолжили выполнять государственные ведомства.

Для того чтобы лучше понять специфику работы таких учреждений, как государственные бюджетные фонды, полезно будет рассмотреть особенности работы некоторых из них. В числе самых известных и значимых организаций соответствующего типа, которые ранее функционировали в бюджетной системе РФ на федеральном уровне - тот самый Фонд, в компетенции которого находилось развитие минерально-сырьевых ресурсов.

Исторический опыт: фонд развития минерально-сырьевой базы

Рассматриваемая организация была учреждена в августе 1997 года в соответствии с Законом о федеральном бюджете РФ. Средства соответствующего фонда должны были расходоваться в целях решения задач, связанных с поддержанием необходимого уровня минерально-сырьевой базы государства, включая геологическую разведку недр. Финансирование рассматриваемой организации осуществлялось за счет специальных отчислений в федеральный бюджет РФ, производимых субъектами пользования недр - чаще всего компаниями, добывавшими полезные ископаемые, которые были разведаны с привлечением государственного финансирования.

Формирование, а также распределение денежных средств фонда регулировалось отдельными федеральными законами. Соответствующий государственный капитал имел целевое назначение. Он не мог изыматься, использоваться в коммерческих целях. Его распределение должно было осуществляться в соответствии с приоритетами, установленными на уровне бюджетного законодательства РФ. Учет денежных средств, которые находились в распоряжении фонда, осуществляло Федеральное казначейство. Данное направление деятельности соответствующей структуры регулировалось отдельными нормативными актами Министерства финансов РФ. Операции с капиталом фонда должны были осуществляться только при посредничестве Казначейства и ЦБ РФ.

Те средства фонда, которые не были освоены по плану в отчетном году, впоследствии зачислялись в доходы организации при формировании государственных капиталов, находящихся под управлением фонда, в следующем году. Распределением данных объемов денежных средств занималось Минприроды РФ по согласованию с Министерством экономики России. Кроме того, Минприроды имело право управлять средствами фонда - в пределах объемов, утвержденных Министерством финансов РФ. Которое, в свою очередь, являлось основным субъектом контроля над расходованием государственных капиталов, находящихся в распоряжении рассматриваемого фонда.

Исторический опыт: региональные фонды

Опыт учреждения бюджетных фондов имелся и в регионах РФ. В частности - в Москве.

Так, в начале 2000-х власти российской столицы учредили фонды развития территорий. Их специфика заключалась в том, что денежные средства, находящиеся в распоряжении соответствующих структур, должны были расходоваться в соответствии со сметами, расчетами и контрактами. При этом в ходе исполнения бюджета в главную смету доходов и расходов могли фиксироваться необходимые корректировки - при участии главного распорядителя учреждения. Это могло быть обусловлено изменением приоритетов в бюджетном финансировании, определяемых столичными властями.

Контроль над тем, чтобы смета была исполнена корректно, осуществляли главный распорядитель, а также иные уполномоченные структуры. Как и в случае с федеральным фондом, рассмотренным выше, денежные средства в рассматриваемых столичных организациях, оставшиеся по итогам прошедшего финансового года, могли переноситься на следующий.

Таким образом, опыт передачи полномочий управления государственными финансами в РФ имелся как на федеральном уровне власти, так и на региональном. Но, так или иначе, сейчас система государственных бюджетных фондов играет значительно менее важную роль, чем в прошлые исторические периоды. Хотя, как считают многие аналитики, эффективность управления капиталами в соответствующих фондах может ничем не уступать той, что характеризует деятельность ведомств, в компетенции которых находится решение подобных задач сейчас. Вполне возможно делегирование некоторых функций по управлению и распределению государственных финансов в соответствующие фонды, представленные в более широком спектре, чем на текущем этапе развития бюджетной системы России, в будущем.

Резюме

Итак, мы рассмотрели то, чем занимаются государственные бюджетные, внебюджетные фонды. Учреждения первого типа решают задачи, связанные с развитием сфер, которые можно отнести к крупнейшим по объемам финансирования и наиболее значимым для социально-экономического развития государства - таких как, например, дорожное строительство.

Учреждение бюджетных фондов в целях распределения государственных капиталов может быть более перспективным в тех случаях, когда не требуется ужесточения контроля над деятельностью соответствующих организаций - благодаря прозрачности и доступности регулирования финансовых транзакций, которые осуществляются данными фондами.

В свою очередь, во внебюджетных учреждениях операции с денежными средствами могут быть менее прозрачны и контролируемы - но даже при ужесточении регулирования государства эффективность освоения капиталов и оперативность решения социально-экономических задач в соответствующих фондах обычно не снижается.

Формирование бюджетных фондов в РФ осуществлялось преимущественно в 90-е годы - то есть, на раннем этапе развития системы управления государственными финансами в России. Постепенно функции данных учреждений были переданы преимущественно на уровень действующих органов власти. В свою очередь, в РФ сейчас работают крупные внебюджетные фонды, которые решают важнейшие социально-экономические задачи.

В финансовой системе России создаются на основании Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 17.10.1991г, Бюджетного Кодекса РФ, а так же других нормативно-правовых актов, в том числе законов о бюджете Росийской Федерации на текущий год. При этом хотя внебюджетные фонды и находятся с собственности государства, но являются автономными от федерального и местных бюджетов.

Как мы уже отметили, внебюджетные фонды образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенны для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономического и социального назначения.

Социально-экономическое значение внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Для лиц, моложе 1967 года рождения и моложе страховая часть составляет 10%, а накопительная - 4%, 6% из ЕСН (26%) направляется в федеральный бюджет.

Соответственно с 1 января 2002 г. средства, направляемые работодателями на пенсионное обеспечение, распределены на три потока.

Фонд социального страхования РФ является вторым по значению социальным внебюджетным фондом. Создан 1 января 1991 года в соответствии с Постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР» в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств, ныне действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей.

Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства от 12 февраля 1994 г. К основным задачам Фонда, кроме обеспечения гарантированных государством пособий, относятся участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд социального страхования образуется за счет:

Страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

Доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

Добровольных взносов граждан и юридических лиц;

Ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями.

Для юридических лиц установлен норматив отчислений в Фонд социального страхования в размере 3,2% по отношению к начисленной оплате труда. Работающие в этот фонд отчисления не производят.

Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппарат, а в региональных и центральных отраслевых отделениях действуют аппараты органов Фонда.

Руководство деятельностью фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991 г. № 499-1. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

Фонд создается на республиканском и территориальном уровне. Через него средства направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги.

Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели.

ФОМС формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.)

Тариф страховых взносов определяется верховной законодательной властью по представлению Правительства РФ. С 2005 года он составляет 2,8% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, причем в федеральный фонд - 0,8 %, в территориальные фонды - 2%. Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов возложен на Федеральную налоговую службу РФ. От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления уставных целей.

Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем войдет как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

Пенсии по старости назначаются мужчинам по достижению 60 лет и общем трудовом стаже 25 лет, женщинам соответственно – 55 лет и 20 лет. Существуют льготные сроки назначения пенсии в связи с особыми условиями труда (подземные работы, горячие цеха, химическое производство, работа на Севере).

Пенсии устанавливаются в размере 55 % заработка и сверх того 1% за каждый полный год сверх установленного трудового стажа, но не может быть > 75% заработка.

Минимальный размер пенсии устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда. Максимальный размер – на уровне 3-х минимальных пенсий, а для льготного списка – 3,5 и также +1% за каждый год сверх нормы, но не больше, чем на 20%.

Пенсия по инвалидности – вследствие трудового увечья и профессионального заболевания. I–II группа инвалидности – 75% заработка. Минимальная пенсия – в размере минимального размера пенсии по старости. III группа – 30% и минимальная на уровне 2/3 минимальной пенсии по старости.

Добавляется 1% за каждый год сверх установленного, но не более чем на 20%.

Максимальный размер:

I–II группы – равен максимальной по старости;

III группы – равен минимальной по инвалидности. Во всех случаях +1% за каждый год сверх нормы стажа.

Пенсии по случаю потери кормильца начисляются нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявшим на его иждивении. К ним относятся:

· дети, братья, сестры, внуки, не достигшие 18 лет или старше до окончания очных высших учебных заведений;

· отец, мать, супруг, если они пенсионеры;

· один из родителей или супруг, если он не работает и занят уходом за детьми.

Пенсия установлена в размере 30% заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, а на каждого ребенка, потерявшего обоих родителей, в размере 1,5 минимальных пенсий по старости.

Максимальный размер установлен на уровне минимального размера пенсии по старости.

Пенсия за выслугу лет (морякам, учителям, врачам, артистам, летчикам гражданской авиации). Пенсия устанавливается в размере от 55% до 75% заработка и повышается по 1% за каждый год сверх требуемого стажа работы.

Социальная пенсия – начисляется лицам, не имеющим права на пенсию по труду.

Устанавливается:

· инвалидам I и II групп, в т.ч. с детства;

· детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей;

· гражданам в возрасте 60 и 55 лет, соответственно мужчинам и женщинам.

· минимальная пенсия по старости;

· инвалидам II группы (кроме детей), детям, потерявшим 1 родителя – 2/3 пенсии по старости;

· инвалидам III группы – половина минимальной пенсии.

Руководство пенсионным фондом осуществляет правление и его постоянно действующий орган – Исполнительная дирекция . Ей подчиняются отделения в республиках в составе РФ, в национально-государствен ­ных и территориальных образованиях и на местах (городах и регионах).

Кромепенсионного фонда вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ, Министерство связи, сбербанк и.

Бюджет пенсионного фонда утверждается законодательным органом. В законе о бюджете утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам и общая сумма расходов, в том числе по направлениям. Кроме государственных ПФ существуют и негосударственные ПФ. Они действуют на основании Закона “О негосударственных пенсионных фондах”.

Есть мнение, что государственные и муниципальные учебные заведения прочно сидят на дотациях бюджета. Однако это не так. Очень многие школы и вузы зарабатывают сами. Законами РФ предусмотрено такое явление, как внебюджетная деятельность образовательного учреждения. Что это такое? Какого рода специфику оно в себе несет?

Что такое внебюджетная деятельность?

Что представляет собой внебюджетная деятельность Дело в том, что финансирование работы школ, предусмотренное государственными и муниципальными планами, во многих случаях рассчитывается исходя из минимального покрытия тех расходов, с которыми предстоит иметь дело организации. Поэтому образовательными учреждениями ведется различного рода внебюджетная деятельность по привлечению дополнительных финансовых средств.

Формы внебюджетной деятельности

Рассмотрим, в каких формах школы извлекают Сразу отметим, что закон не накладывает ограничений в отношении выбора образовательным учреждением организацонно-правовой формы контрагента. Партнерами школы могут быть НКО, индивидуальные предприниматели, физлица. С ними учреждение заключает различного рода соглашения с целью приобретения дополнительных финансовых или же материальных ресурсов, делясь взамен своими.

Какого рода образовательные структуры могут вести "бизнес"? С точки зрения закона, допустима внебюджетная деятельность образовательного учреждения СПО (среднего профессионального образования), средней школы, лицея, вуза - в целом, уровень программ обучения принципиальной роли не играет. Самое главное, чтобы исполнялись соответствующие предписания, упомянутые в релевантных законах.

Госучреждение может вести бизнес?

Да, может. В соответствии с ФЗ "Об образовании" внебюджетная деятельность вуза, школы и иного образовательного учреждения может иметь характер коммерческой. Но только если такого рода активности соответствуют уставу организации, то есть обеспечивают достижение основных целей деятельности. В то же время ведомство, учредившее учебное заведение, имеет право установить запрет на предпринимательские активности, если основному профилю работы школы или вуза наносится ущерб. О чем идет речь? Какого рода активности в государственных и муниципальных учебных организациях могут быть? Эксперты чаще всего приводят в пример следующие направления внебюджетной деятельности:

Оказание платных услуг по обучению;

Торговля (перепродажа) товарами и оборудованием;

Предоставление посреднических сервисов;

Совместная деятельность с другими образовательными организациями в коммерческой сфере;

Покупка акций и других ценных бумаг, извлечение дохода по факту их удорожания.

В силу специфики основного профиля школы извлекают дополнительный доход именно посредством оказания платных услуг образовательного характера. Хотя одновременно могут практиковаться также и другие виды внебюджетной деятельности образовательного учреждения.

Предпринимательство ли это?

Выше мы употребили термин "предпринимательские активности". Мы это сделали, подразумевая, скорее, абстрактный смысл. По факту называть деятельность образовательных структур "предпринимательством" не вполне корректно с точки зрения буквы закона, нормы которого актуальны сегодня. Почему?

Дело в том, что в 2010 году на законодательном уровне были приняты существенные поправки в Закон №3266-11 "Об образовании", регулирующий работу государственных и муниципальных учреждений. Да, действительно, до того, как они были утверждены, госучреждения вполне могли заниматься именно "предпринимательской" деятельностью - так было сказано в предыдущей редакции закона. Однако по факту принятия поправок соответствующие активности стали назваться по-другому. А именно появилась формулировка "приносящая доход деятельность". Так что де-юре внебюджетная деятельность образовательного учреждения - это не бизнес, и нам будет полезно усвоить этот факт.

Ограничения

В соответствии с нормами отмеченного нами выше Закона "Об образовании", школа, используя такой канал извлечения доходов, как оказание платных услуг, не вправе заменять ими те, что финансируются бюджетом. То есть недопустимо проводить платные уроки в рамках того расписания, которое установлено для обычных занятий. Если такие действия выявятся контролирующими органами, то весь доход, который принесла подобного рода внебюджетная деятельность, будет изъят соответствующим ведомством, учредившим школу. Также есть нормы, в которых указан перечень видов образовательных услуг, которые учреждения не вправе оказывать на платной основе. К таковым относятся, например, программы обучения повышенного уровня или углубленного изучения различных предметов. Нельзя проводить платные занятия с учениками, которые относятся к категории неуспевающих, а также принимать экзамены в формате экстерната.

Оформление коммерческих отношений

Каким образом оформляется внебюджетная деятельность образовательного учреждения? Если речь идет об оказании платных услуг, то необходимо заключать корректным образом оформленные договора с заказчиками. При этом, прежде чем составлять такие документы, школа обязана заблаговременно предоставить будущим потребителям сведения об оказываемых услугах и одновременно - информацию об учреждении. Какого рода факты необходимо указывать в подобного рода сообщениях (форма подачи которых определяется школой самостоятельно)? В числе основных значатся следующие:

Название учреждения, информация о лицензиях, аккредитациях;

Основные факты об учебных программах, их сложность, направленность, сроки преподавания;

Список услуг, которые включены в оплату в рамках соглашения;

Дополнительные сервисы, предоставляемые по согласию заказчика;

Стоимость услуг, входящих в основной договор, а также тех, что оказываются дополнительно;

Порядок поступления обучающихся;

Сведения о документах, которые выдаются по факту прохождения учебной программы.

Составлять договор как таковой школа, извлекающая доходы от внебюджетной деятельности в виде оказания платных образовательных услуг, должна, соотнося его содержание с нормами релевантных законов. В некоторых случаях полезно знакомиться с теми формулировками в правовых актах, которые прямо указывают на условия договора, признаваемые противоречащими законодательству РФ. К таковым относятся:

Указание права о расторжении соглашения в случае неоплаты услуг или просрочки;

Включение пункта о возможности отчислить ученика по причине невыполнения исходного учебного плана;

Формулировки, указывающие на ограничение права заказчиков отказаться от договора в любой момент и без объяснения причин при условии полного возврата уплаченных за обучение сумм;

Включение пунктов о штрафных санкциях за отказ от обучения.

Подписываются договора на оказание образовательных услуг на коммерческой основе уполномоченными должностными лицами. Их перечень утверждает руководитель заведения. Внебюджетная деятельность образовательного учреждения ведется при условии полной ответственности директора за то, насколько качественными будут оказываемые услуги. Также в компетенции руководства - соблюдение учетной и трудовой дисциплины, контроль над корректным составлением смет и иных документов, имеющих отношение к платным услугам.

Дополнительные сведения для заказчика

Какие еще сведения руководству образовательного учреждения следует предоставлять заказчику в процессе составления договоров на оказание платных услуг? В соответствии с актуальными формулировками закона, школа или вуз обязуются обеспечить доступность ряда документов, имеющих отношение к основной деятельности. Их перечень таков:

Учредительные документы (включая источники, указывающие внесение изменений);

Свидетельство о госрегистрации учреждения;

Решение о создании организации, подписанное учредителем;

Распоряжение учредителя о назначении директора (или иной руководящей должности) организации;

Ряд положений (например, тех, что касаются филиалов и представительств);

Документы, отражающие плановую активность в направлении финансово-хозяйственной деятельности учреждения, который составлен в порядке, определяемом учредителем и в соответствии с требованиями Минфина;

Бумаги, предоставляющие бухгалтерскую отчетность за год;

Информация о проверках и иного рода контрольных мероприятиях, проведенных компетентными ведомствами (а также их результаты);

Сведения о на предоставление определенного рода услуг (или выполнение работ).

Также учреждение обязуется предоставить корректным образом оформленный отчет о своей деятельности, предусматривающий пункты об использовании государственного имущества в порядке, который определяется учредителем и в соответствии с теми требованиями, которые установлены органом власти, имеющим отношение к сфере деятельности организации.

Дополнительные документы

Организация внебюджетной деятельности образовательных учреждений предполагает оформление не только договоров, но также и составления некоторых иных источников. Перечислим основные их виды.

Во-первых, это должным образом оформленное положение о внебюджетной деятельности, где будут отражаться основные принципы оказания платных услуг того или иного рода.

Во-вторых, это соответствующей направленности приказ, в котором будут отражаться сведения следующего характера:

Перечень сотрудников, которые будут заниматься оказанием платных услуг, их часовые ставки, график работы;

На организацию коммерческих сервисов;

В-третьих, со специалистами, которые, как предполагается, будут оказывать услуги по обучению на коммерческой основе, школе необходимо будет заключить трудовые договора (или гражданско-правовые соглашения).

В некоторых случаях учреждение может предоставлять своим сотрудникам дополнительные документы, облегчающие их адаптацию к специфике перехода к работе на коммерческой основе. Это может быть, к примеру, инструкция по внебюджетной деятельности, отражающая принципы работы с учениками определенной возрастной или социальной категории. Руководство школы или вуза может издавать методические пособия для сотрудников, которые позволят лучше ориентироваться в специфике оказания платных услуг.

Нюансы платного образования

В 2013 году Правительство РФ издало постановление, в соответствии с которым были введены новые нормы, касающиеся предоставления учебными заведениями платных образовательных услуг. Полезно будет ознакомиться с ними. Основное новшество здесь в появлении такого понятия, как "недостаток платных услуг". В соответствии с законом, такое свойство может обнаружиться, если услуга не будет соответствовать образовательным стандартам, или же будет явно противоречить условиям договора. Или, что тоже возможно, целям, для которых услуги подобного рода чаще всего используются.

Если "недостаток" будет обнаружен, то заказчик имеет полное право потребовать от руководства образовательного учреждения проведения занятий на бесплатной основе, соразмерно уменьшить стоимость услуг по договору, или же возместить убытки, возникшие как итог прохождения программы в рамках не вполне качественно организованного учебного процесса.

Расчеты

Организация внебюджетной деятельности образовательными учреждениями предполагает соответствующий порядок расчетов с потребителями услуг. Какие нюансы здесь следует учитывать?

Технически расчеты с потребителями могут производиться с применением кассового аппарата (тогда оплата происходит в бухгалтерии школы) или же при использовании расчетного счета в банке. Если нужного оборудования нет, а оплатить через кредитно-финансовую организацию потребитель не может, то школа может выдать ему Прием наличных денежных средств осуществляют ответственные лица, которых назначает директор.

Имеет ли значение форма учреждения?

Как известно, государственные и муниципальные учреждения, включая образовательные, могут относиться к одной из трех групп - казенным, бюджетным или же автономным. Есть ли разница в законодательных подходах к регулированию предпринимательских активностей в зависимости от конкретного типа госучреждений? Каким образом государство регулирует развитие внебюджетной деятельности учреждаемых организаций?

Прежде всего, как отмечают юристы, школы и вузы, относящиеся к любому из трех типов, могут осуществлять предпринимательскую активность. Однако, существуют различия в аспекте последующего распределения полученных учебным заведением доходов.

Для казенных учреждений есть норма, по которой весь доход поступает в соответствующего уровня бюджет. Что касается автономных организаций - ситуация обратная. Всю выручку учреждение может оставить себе (однако при условии, что получена она, как мы уже сказали в начале статьи, при полном соответствии коммерческой активности профильным целям и задачам). Что касается классической "бюджетной" организации, то "бизнес" можно вести по основным видам деятельности, что отражены в учредительных документах.

Кроме того, внебюджетная деятельность образовательного учреждения, относящегося к группе казенных, должна вестись на основании документов, завизированных главным распорядителем государственных (муниципальных) денежных средств. В них указывается, какого рода источники будут использоваться для извлечения дохода, а также статьи расходов.

Для бюджетных и казенных учреждений есть обязательство - предоставлять документы, имеющие отношение к "бизнесу", в территориальные представительства Федерального казначейства. Основной - это смета доходов и расходов. Она же, как отмечают юристы, может быть основным документом для открытия расчетного счета организации.

Если нужна смета

Рассмотрим, согласно каким нормативам составляется та самая внебюджетная смета. Она, подобно аналогичным источникам, характерным для коммерческих предприятий, подразделяется на две части - доходную и расходную.

В первой должен отражаться остаток денежных средств, присутствующий на момент начала финансового года, а также ожидаемые поступления соотносительно с кодами классификации доходов. Кроме того, в смете должны быть указаны доходы не только от оказания услуг на коммерческой основе, но также и факты поступления финансовых средств на безвозмездной основе.

Если речь идет о расходной части сметы, главное здесь - корректное оформление обоснования издержек исходя из их финансово-экономического свойства. Указывается перечень подписанных учреждением договоров и иных документов.

Смета подписывается директором учреждения и главным бухгалтером (либо лицами, которые их замещают). Затем документ заверяется печатью и направляется распорядителю с тем, чтобы тот все утвердил. Вместе с тем, даже если смета подписана, в нее можно в течение года вносить коррективы - также по согласованию с распорядителем.

Деятельность по плану

Выше мы сказали о том, что в числе документов, составляемых государственными и муниципальными организациями, значится положение о внебюджетной деятельности. В соответствии с относительно новыми поправками к законодательству, вступившими в силу с 1 января 2012 года, некоторые группы госучреждений будут составлять еще один важнейший документ - "План финансово-хозяйственной деятельности". Какого рода нюансы включает его оформление? Их достаточно много. Но прежде всего в него должны быть включены плановые показатели соотносительно ожидаемым поступлениям от предоставления услуг, суть которых не противоречит уставу организации. Виды внебюджетной деятельности образовательного учреждения, вместе с тем, могут содержать не только организацию платных сервисов, но также и извлечение выручки за счет благотворительности и иного рода активностей безвозмездного характера.

Что еще необходимо учитывать госучреждениям с точки зрения формальностей? Не менее важный аспект, который включает внебюджетная деятельность школы, вуза или иной образовательной структуры, - учет денежных средств. Он должен осуществляться корректно. Рассмотрим механизмы, имеющие к этому отношение.

Специфика ведения учета

Учет внебюджетной деятельности образовательных организаций, как предписывает закон, должен осуществляться с использованием расчетных банковских аккаунтов. Основанием для ведения финансовых операций выступают соответствующие разрешения, а также смета.

Чтобы оплатить услуги за счет внебюджетных источников, организация обязуется предоставить в Федеральное казначейство заявку по форме 05311801 ("кассовый расход") либо, если требуется обналичивание средств, документ за номером 0531802.

Если речь идет об отражении финансовых операций в рабочем плане, то используется код 2 (собственные доходы). Для фиксации расчетов по доходам используется счет за номером 2 205 00.

Как только денежные средства поступают, то соответствующие финансовые операции фиксируются - по нескольким счетам - за номером 2 201 00, по группам 10, 20 и 30 (первая - средства в казначействе, вторая - на банковском аккаунте организации, третья - в кассе учреждения).

Еще один нюанс, касающийся учетной политики, - налоги. Интересен тот факт, что бюджетные организации, ведущие предпринимательскую деятельность, обязуются самостоятельно разрабатывать алгоритмы, отражающие исчисление сборов на основе извлекаемой прибыли. Руководствоваться при этом можно общими принципами, что изложены в 25-й главе НК РФ. Что касается уплаты соответствующих типов налогов, то в отношении бюджетных организаций закон допускает послабление - вносить авансовые платежи можно только поквартально. Делать это ежемесячно не требуется.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ ВУЗА  


Внимание Учтите в расчетах отчисления на социальные нужды и внебюджетные доходы, производимые от начисленного фонда заработной платы.  

Структура внебюджетных доходов и расходов подразделений Центра образовательных услуг, %  

В табл. 5.8 приведена структура внебюджетных доходов и расходов факультетов и других подразделений университета. Ее структура аналогична предыдущей таблице, и в ней также отмечены не все подразделения. В частности, внебюджетные доходы общеуниверситетских кафедр в минувшем году были крайне незначительными.  

Структура внебюджетных доходов и расходов факультетов и других подразделений университета, %  

В настоящее время стоимость коммунальных услуг резко возросла как в абсолютных, так и в относительных ценах , и реальная доля этих услуг в бюджете вуза никак не может составлять 10-12%. Не случайно, кстати, что практически все высшие учебные заведения, несмотря на достаточно внушительные в отдельных случаях внебюджетные доходы, имеют существенную задолженность перед местным бюджетом в оплате коммунальных услуг . С другой стороны, относительные цены на компьютерную и другую оргтехнику явно стремятся вниз.  

Сейчас социально-культурным бюджетным организациям , а также части органов государственного управления (налоговым инспекциям , налоговой полиции , таможенным службам и т.д.) предоставлено право создавать фонды экономического стимулирования за счет внебюджетных доходов, экономии по бюджетным ассигнованиям и .Поэтому многие бюджетные работники получают дополнительно различные премии, доплаты и другие вознаграждения из этих фондов.  

В расходах многих государственных социально-культурных бюджетных учреждений стало занимать довольно существенное место использование полученных ими в результате своей деятельности дополнительных, помимо ассигнований из бюджета, - внебюджетных доходов. Это в значительной мере связано с недостаточным бюджетным финансированием , вызванным финансовыми трудностями в стране, а также развитием рыночных отношений.  

Однако более широкое финансирование за счет займов, как бюджетное, так и внебюджетное, проблемы не решает. Фактически со временем оно лишь обостряет эти проблемы. Приходится производить выплаты процентов по займам в условиях инфляции, когда процентные ставки быстро повышаются и почти каждая отрасль промышленности вступает в конкурентную борьбу за капитал, и в конечном счете займы приходится погашать. Амортизация, а также различные методы возмещения капитальных затрат , которые по традиции применялись нефтяной промышленностью в целях обеспечения примерно одной трети необходимых ей средств, всегда могут оказаться под ударом в случае принятия правительством той или иной страны политических мер в области налогообложения, поскольку правительства могут ввести в будущем более ограничительные законы в этой сфере. Что касается прибылей, то сенсационный рост доходов нефтяной промышленности на вложенный капитал в 1973 г. все еще маскирует собой пятилетнюю тенденцию к росту инфляции, за которым прибыли едва могли угнаться, не говоря уже о растущих потребностях нефтяной промышленности в капитале и о том, что соотношение пассивов и активов увеличилось до 30%, а у некоторых компаний и намного больше.  

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ - дееспособный гражданин (физ. лицо), занимающийся без образования юридического лица - индивидуальный П. Чтобы стать индивидуальным П., необходимо в соответствующий регистрационный орган подать (по установленной форме) заявление, оплатить регистрационный сбор и предъявить лично паспорт. В заявлении указываются все паспортные данные, виды деятельности , которыми будет заниматься после гос. регистрации индивидуальный П. Получив на руки свидетельство о гос. регистрации, индивидуальный П. должен стать по месту жительства на учет в гос. налоговой инспекции , где ему присваивается соответствующий идентификационный налоговый помер и регистрируется книга учета доходов и расходов, которую П. постоянно должен вести. П. должен также стать на учет в уполномоченном органе Пенсионного фонда , а если он привлекает наемных работников , стать на учет в уполномоченных органах соответствующих гос. внебюджетных соц. фондов. Для занятия определенными видами деятельности гражданин как П. должен получить специальное разрешение (лицензию), а в некоторых случаях - и профессиональный аттестат. В соответствии с федеральным законодательством определенные категории граждан не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью . Согласно ст. 9 Федерального закона  

Как уже упоминалось ранее, в соответствии с Законом РФ "Об образовании" и федеральным Законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" вузам дано право осуществлять , предусмотренную его уставом, как в области образования, так и в других областях. В то же время, необходимо выделить положение в Законе "Об образовании", которое определяет (ст. 47, п. 3), что деятельность образовательного учреждения, предусмотренная его уставом по реализации производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе и на заработную плату) в данном образовательном учреждении. Таким образом, доходы от внебюджетной деятельности, которые связаны с поддержанием и развитием основных направлений вузовской работы, по существу подпадают под действие льгот как доходы некоммерческих организаций , юридически уже не являющихся результатом предпринимательской деятельности.  

В то же время необходимо выделить то положение в законе РФ "Об образовании", которое определяет (статья 47, п. 3), что деятельность образовательного учреждения, предусмотренная его уставом, по реализации производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное время образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе и на заработную плату), в данном образовательном учреждении. Таким образом, доходы от внебюджетной деятельности, которые связаны с поддержанием и развитием основных направлений вузовской работы, по существу подпадают под действие льгот, как доходы некоммерческих организаций , юридически уже не являющихся результатом предпринимательской деятельности .  

Первый уровень - это собственность, сформированная за счет государственных бюджетных источников, находящаяся в оперативном управлении вуза. Внебюджетная деятельность не участвует в формировании элементов этой собственности и, соответственно, прямых доходов от ее функционирования вуз не имеет. В то же время,  

Второй уровень - связан с созданием и развитием тех элементов собственности вуза, которые формируются с участием доходов от внебюджетной деятельности. К этому срезу внебюджетной деятельности можно отнести сдачу помещений и оборудования в краткосрочную аренду или оказание дополнительных образовательных услуг. Это по действующему законодательству собственность вуза, которой он распоряжается самостоятельно, доходы от этой деятельности используются по усмотрению вуза. В то же время, обособление этой собственности и внебюджетной деятельности находится в зачаточном состоянии. Вознаграждение из этих фондов за участие во внебюджетной деятельности (например, оплата труда преподавателей в рамках дополнительного образования) определяется централизованно руководством вуза. На этом уровне процесс обособления функций владения, пользования, распоряжения, присвоения только зарождается. Но в то же время функции распоряжения и присвоения частично реализуются теми участниками внебюджетной деятельности, которые активно участвуют в получении дополнительных доходов (например, предоставление факультетам права распоряжаться частью заработанных средств). Степень этого участия определяется централизованно.  

Внебюджетная деятельность разделяется на две группы. Первая группа объединяет предпринимательскую деятельность , соответствующую целевой функции вуза (образование, наука, культура), является приоритетной и осуществляется в основных структурных подразделениях вуза (факультеты, кафедры, лаборатории), которым предоставляется необходимая автономия. Деятельность первой группы связана преимущественно со вторым, третьим и четвертым уровнями отношений собственности в рамках вуза, рассмотренных нами выше. Вторая группа объединяет все виды предпринимательской деятельности от имени вуза эти виды связаны, в основном, с пятым уровнем отношений собственности в вузе. Целесообразно поручать управление предпринимательскими видами деятельности специалистам по направлениям управление материальным имуществом (например, аренда и прокат) долевое участие в сторонних организациях управление финансовыми активами вуза и т.п. Развитие предпринимательской деятельности может дать вузу значительные доходы, находящиеся в непосредственном распоряжении ректора, и создать дополнительные финансовые рычаги управления и развития вуза.  

Перераспределительный процесс ВВП и НД осуществляется прежде всего через финансы. При этом используются такие инструменты, как расходы, налоги, кредит, цены. В результате перераспределения формируются общегосударственные фонды - бюджеты всех уровней и внебюджетные социальные фонды . Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить лиц, не занятых в сфере материального производства или вообще не участвующих (не имеющих возможности участвовать) в трудовом процессе.  

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов , бюджетов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов , бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов , аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.  

В связи с этим возникает необходимость сведения воедино различных видов финансовых планов финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета , внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода , созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы.  

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства . фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, служит национальный доход , созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды.  

Платные образовательные услуги также приносят государственным вузам дополнительные внебюджетные доходы. Однако проблемой является возрастающее неравенство в личных доходах преподавателей, привлекаемых к оказанию платных образовательных услуг с высокой почасовой оплатой, и преподавателей, вынужденных довольствоваться лишь основной бюджетной оплатой в силу отсутствия спроса на преподаваемые ими дисциплины. Необходимо расширять внутрйвузовскую социальную базу платных образовательных услуг, т. е. увеличивать число преподавателей и сотрудников, оказывающих эти услуги .  

Как уже было отмечено ранее, Россия унаследовала от СССР хорошо развитую систему образования, которая функционировала главным образом на основе государственного обеспечения и финансирования. Сегодня финансирование образования производится в крайне ограниченных масштабах. За последние 15-20 лет расходы государственных ассигнований неуклонно снижались, а ограничения, связанные с переходным периодом , серьезно усугубили положение. В 1995 г. государство тратило на образование лишь 4,3% ВВП27, а сейчас этот показатель составляет менее 3%. Большинству вузов трудно работать в жестких условиях рынка. Высшая школа все-таки не нацелена на расширение платных образовательных услуг. Об этом свидетельствует и то, что за последние годы абсолютные размеры и доля внебюджетных доходов в едином фонде финансовых средств снизились. Кризис бюджетного финансирования образования стимулирует развитие платного обучения и получение с родителей денежных взносов за различные услуги. Если подобная практика будет расширяться (а в условиях безденежья вузов это вполне очевидно) и не будет сопровождаться мерами, обеспечивающими адекватную компенсацию расходов на обучение, усилится неравенство в доступе к образованию.