Из истории известно, что первые города в Европе появились еще в эпоху античности. Затем их число значительно увеличилось в период средних веков. Да и в новое, и в новейшее время их количество продолжало, хотя и гораздо медленнее, возрастать. Соответственно росло и число больших городов: уже к началу XX в. зарубежная Европа концентрировала 1 / 3 всех больших городов мира.
Не приходится удивляться тому, что именно этот регион стал родиной городских агломераций, которых уже в начале 1980-х гг. здесь насчитывалось около 400. Среди них, вполне естественно, особо выделяются агломерации-миллионеры, во многом определяющие всю систему городского расселения. В работах отечественных и зарубежных географов-урбанистов число таких агломераций нередко оценивается по-разному. Можно, например, сослаться на А. Е. Слуку, данные которого приведены в таблице 9.
По данным Ю. Л. Пивоварова, в 2000 г. в 18 странах зарубежной Европы (не считая СНГ) насчитывалось 42 агломерации с населением более 1 млн человек в каждой, в том числе в Германии – 13, в Великобритании и Италии – по 4, во Франции и в Польше – по 3, в Нидерландах и Испании – по 2, а в остальных странах – по одной. Надо сказать, что на мировом фоне эти показатели уже не выглядят особенно впечатляющими (табл. 65 в книге I). Тем не менее на весь ход современной урбанизации и ее географические аспекты эти агломерации по-прежнему оказывают решающее воздействие.
Таблица 9
КРУПНЫЕ ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ В 1995 г.
* Включая страны СНГ.
В ГЕРМАНИИ большинство агломераций протягивается цепочкой вдоль Рейна и его притоков. Ниже всего по течению расположена самая большая Рейнско-Рурская полицентрическая агломерация, в свою очередь состоящая из двух основных частей – Рурской, протягивающейся на правобережье Рейна от Дуйсбурга до Дортмунда через Эссен и Бохум, и Прирейнской, включающей в первую очередь Дюссельдорф, Кёльн и Бонн (рис. 16). По большинству оценок население этой агломерации, без расчленения ее на части, составляет 10–11 млн человек. Выше по течению Рейна, у места впадения в него р. Майн, расположена Рейнско-Майнская агломерация, ядро которой образует Франкфурт-на-Майне. Еще выше по течению, в месте впадения в Рейн р. Неккар, находится Рейнско-Неккарская агломерация с городами Мангейм и Людвигсхафен. Наконец, к течению Неккара привязана еще одна агломерация, включающая в себя Штутгарт и целое созвездие примыкающих к нему более мелких городов. Уже за пределами этой рейнской цепочки расположены остальные крупные агломерации Германии: в южной части страны – Мюнхенская и Нюрнбергская, в северной – Гамбургская и Ганноверская, а в восточной – Берлинская.
Рис. 16. Городская агломерация Рейн-Рур в ФРГ
Рис. 17. Верхнесилезская городская агломерация в Польше
В ВЕЛИКОБРИТАНИИ среди агломераций (здесь они обычно именуются конурбациями – от лат. con – «с» и urbs – «город») ведущее место занимает Л о н д о н с к а я, население которой в зависимости от того, как проводят ее границы, варьирует в пределах от 7,6 млн до 12 млн человек. Далее идут Б о л ьш о й Бирмингем (Западный Мидленд) и Б о л ьш о й М а н-ч е с т е р с населением соответственно 3,2 и 2,6 млн человек, а также Л и д с (Западный Йоркшир) с населением 1,5 млн человек. Добавим, что некоторые авторы в число агломераций-миллионеров включают также Шеффилд (Южный Йоркшир) и Ливерпуль (Мерсейсайд).
Во ФРАНЦИИ выделяют Парижскую (11,3 млн человек), Лионскую (1,7 млн) и Марсельскую (1,5 млн) крупные агломерации.
В ПОЛЬШЕ три агломерации – Верхнесилезская, или Катовицкая, с населением 4 млн человек, Варшавская (2,2 млн) и Лодзинская (1,1 млн).
Верхнесилезская агломерация, сложившаяся в пределах угольного бассейна на площади 1,2 тыс. км 2 , является ярким примером полицентрической агломерации. Ее ядро образуют около двух десятков городов и несколько рабочих поселков, фактически сросшихся друг с другом (рис. 17). Они имеют единую систему электро-, газо– и водоснабжения, транспортную и социальную инфраструктуру. Например, университет расположен в Катовицах, политехнический институт – в Гливицах, оперный театр – в Бытоме, парк культуры и отдыха – в Хожуве. Средняя плотность населения в агломерации – более 1000 человек на 1 км 7 , но в центральной ее части она достигает 4000 человек на 1 км 7 .
Рис. 18. Городская агломерация Рандстад в Нидерландах
В НИДЕРЛАНДАХ иногда выделяют две агломерации – Амстердам и Роттердам. Но чаще говорят о единой для этой страны агломерации Рандстад Холланд с населением 6 млн человек. Название «Рандстад» в переводе означает «кольцевой город».
Действительно, 9 формирующих эту агломерацию более крупных городов, не говоря уже о 60 более мелких, образуют почти замкнутое урбанизированное кольцо (рис. 18). При этом каждый из главных городов выполняет свою важную функцию: Амстердам исторической столицы, финансового и культурного центра, Гаага – резиденции правительства, парламента, дипломатического корпуса, Роттердам – морских ворот агломерации и т. д. Средняя плотность населения в Рандстаде – 7000 человек на 1 км 7 . В урбанизированном кольцевом поясе она даже выше, а в центральной «зеленой зоне» – ниже.
Рис. 19. Английский мегалополис (по Г. Д. Костинскому)
В ИСПАНИИ также две агломерации с населением более 1 млн человек в каждой – Мадридская (5,1 млн) и Барселонская (3,9 млн).
Остальные агломерации-миллионеры находятся в Австрии (Вена – 2,1 млн человек), Бельгии (Брюссель – 1,7 млн), Болгарии (София – 1,2 млн), Венгрии (Будапешт – 2.6 млн), Греции (Афины – 3,1 млн), Дании (Копенгаген – 1,7 млн), Португалии (Лиссабон – 2,6 млн), Румынии (Бухарест – 2,2 млн), Чехии (Прага – 1,4 млн), Швеции (Стокгольм – 1,6 млн), Сербии (Белград -1.7 млн).
Современные городские агломерации зарубежной Европы, прежде всего моноцентрические, имеют довольно сложную внутреннюю структуру. Наиболее зрелые из них, подобно кольцам дерева, состоят из шести следующих структурных зон: 1) исторического городского ядра; 2) центральной зоны, включающей в себя помимо городского ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию; 3) внешней зоны со сплошной, но менее интенсивной застройкой; 4) первой пригородной зоны, которая обычно включает лесопарковый пояс и ближние города-спутники; 5) второй, более отдаленной, пригородной зоны с городами-спутниками; 6) территории обширного столичного региона. Первые три из них обычно образуют собственно город, первые четыре – «большой город», первые пять – агломерацию, все шесть– урбанизированный (метрополитенский) район. Такое структурное членение особенно важно учитывать при сравнении городов и агломераций, что хорошо демонстрирует сопоставительная таблица 10.
Фактическое слияние или территориальное сближение некоторых агломераций зарубежной Европы уже привело в нескольких случаях к формированию еще более крупных урбанистических образований – мегалополисов. К их числу относят прежде всего Английский и Рейнско-Рурский мегалополисы.
Английский мегалополис (рис. 19) включает в себя не менее двух десятков крупных агломераций с общим населением 30–35 млн человек, которые в совокупности занимают примерно 50 тыс. км 2 территории. Главные его ядра образуют агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера и Ливерпуля.
Рейнско-Рурский мегалополис образовался на основе упоминавшихся выше агломераций ФРГ, расположенных по Рейну (Рейн – Рур, Рейн – Майн, Рейн – Неккар) и голландского Рандстада. Количественные параметры его примерно такие же, как у Английского мегалополиса. Однако, в отличие от него, этот мегалополис можно назвать межгосударственным.
Таблица 10
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КРУПНЕЙШИХ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ
В последнее время эксперты Европейского союза стали выделять еще более крупный межгосударственный мегалополис, который по отечественной терминологии, наверное, правильнее было бы отнести к разряду урбанизированной зоны, или полосы. Он охватывает сопредельные урбанизированные районы пяти стран – Восточную Англию, Рандстад, Рейн – Рур, Бельгийско-Французский (Антверпен – Брюссель – Лилль) и Парижский районы. В таких границах эта урбанизированная зона занимает 230 тыс. км 2 , а население ее достигает 85 млн человек (при средней плотности 370 человек на 1 км 2).
По мнению ученых, для процесса урбанизации в зарубежной Европе – как, впрочем, и в большинстве других экономически развитых регионов – характерны три последовательные стадии. Первая из них – стадия концентрации населения в городах, особенно крупных, которая в этом регионе продолжалась до середины XX в. Затем наступила вторая стадия – развитие субурбанизации и городских агломераций, пришедшаяся в основном на 50-60-е гг. XX в. В это время значительная часть населения покидала центральные зоны городов, которые стали специализироваться на непроизводственной сфере и превращаться в деловые центры либо приходить в запустение. Отток в пригороды охватил прежде всего имущие слои, а также пожилых людей, которые особенно чутко реагировали на ухудшение качества городской среды, рост преступности и другие социальные явления, проявлявшиеся в ядрах агломераций.
Переход к третьей стадии произошел в 1970-е гг., когда рост городских агломераций в целом замедлился и возникла «зеленая волна» – отток населения и производства в небольшие города и сельскую местность, где цены на землю значительно меньше, рабочая сила дешевле, да и условия окружающей среды более благоприятны. В таких внеагломерационных зонах особенно охотно размещают филиалы предприятий новейших отраслей машиностроения, вспомогательные научные и инженерно-технические службы, вычислительные центры.
Но все это отнюдь не свидетельствует о наступлении в зарубежной Европе эры дезурбанизации. Напротив, это означает, что урбанизация принимает новые формы и охватывает новые территории. О том же говорит и начавшееся возвращение лиц с высокими и средними доходами в центральные городские районы, где до этого концентрировались бедные слои населения. Эта центростремительная тенденция, получившая наименование джентрификации, объясняется тем, что многие проблемы центров городов переместились в их пригороды, которые поэтому стали терять прежнюю привлекательность. Согласно официальным прогнозам доля городского населения в регионе в перспективе может стабилизироваться на уровне 82 %.
В Зарубежной Европе преобладает городское население. Здесь уровень урбанизации один из самых высоких в мире: в среднем 75% населения - горожане (в Бельгии в городах проживает 97% жителей, в Великобритании - 89%). Однако по ряду характеризующих урбанизацию показателей, прежде всего по ее темпам, Зарубежная Европа давно по-теряла мировое лидерство (менее 0,5% год).
Сложившаяся европейская городская сеть имеет тысячелетнюю историю. Ядрами роста стали:
3-1295
древние поселения;
феодальные центры;
морские порты;
города-государства;
города на внутренних торговых путях;
промышленные центры;
столицы.
Наиболее разветвленная и зрелая городская сеть сложилась в Центральной Европе. Закономерности размещения и территориального взаимодействия городов отражены в классических трудах немецких географов В. Кристаллера и А. Леша.
Городское расселение в странах Южной и особенно Северной Европы имеет выраженный приморский характер. Наиболее крупные города тяготеют к центральному экономическому пространству.
В Восточной Европе показатели урбанизации самые низкие. Столицы резко отличаются от других городов как по численности населения, так и по хозяйственной значимости. Например, в столице Венгрии Будапеште жителей почти в 10 раз больше (более 2 млн), чем в Дебрецене - втором по величине городе страны.
Главная форма урбанизации в Зарубежной Европе - агломерации. Обычно выделяют несколько десятков аглломераций (табл. 10); по данным Г.Д. Костинского, в Западной Европе их даже более 400 и проживает в них 2/3 горожан - столько же, сколько в Северной Америке и Японии, вместе взятых. Однако доля агломерированного населения здесь ниже, так как в Европе много некрупных агломераций и много малых внеагломерационных городов.
Крупнейшие столичные агломерации - Лондонская и Парижская. В период индустриализации сформировались промышленные конурбации Западного Мидленда, Южно-Йоркширская в Англии, Рейнско- Рурская и Галле-Лейпцигская в Германии, Лилль-Рубэ-Туркуэн во Франции, Гданьск-Гдыня в Польше и др. Крупнейшие промышленные агломерации Западной Европы настолько плотно «прижаты» друг к другу, что их часто объединяют в единую «Европейскую урбанизаци- онную ось», протянувшуюся от Манчестера до Штутгарта.
Доля сельского населения (проживающего в сельской местности) в странах Западной Европы колеблется от 3% в Бельгии до 44 в Австрии, а в странах Восточной Европы от 34% в Чехии до 62 в Албании. Одно из больших достижений последних десятилетий в Западной Европе - сглаживание некогда существенных контрастов в уровне жизни между городом и деревней. К концу XX в. различия в доходах горожанина и селянина в высокоразвитых европейских странах
Таблица 10
Число жителей (млн чел.) Города
Более 10 Лондон
5-10 Париж
3-5 Берлин, Рейнско-Рурская, Милан, Рим, Мадрид, Барселона, Афины
2-3 Зап. Мидленд (Бирмингем), Большой Манчестер, Гамбург, Брюссель, Неаполь, Лиссабон, Варшава, Катовице-Битом-Гливице, Будапешт, Бухарест
1,5-2 Глазго, Лидс-Бредфорд, Франкфурт-на-Майне, Кельн, Мюнхен, Штутгарт, Амстердам, Вена, Турин, Белград
1-1,5 Мерсейсайд (Ливерпуль), Ньюкасл-Сандерленд, Дублин, Антверпен, Роттердам, Дюссельдорф, Ганновер, Маннгейм, Нюрнберг, Лилль- Рубэ-Туркуэн, Лион, Марсель, Копенгаген, Стокгольм, Валенсия, Порто, Прага, Лодзь, Гданьск-Гдыня, София
Весь регион 50 агломераций
Источник: Desk reference World Atlas, 1987.
Городские агломерации Зарубежной Европы
сократились до минимума. Сельские жители, так же как и городские, обеспечены всеми «благами цивилизации» - водопроводом и канализацией, электричеством и газом, автомобилями и дорогами, электробытовой техникой и средствами связи. Для того чтобы позвонить из самой глухой испанской деревушки в такую же в Новой Зеландии, нужно всего лишь узнать в справочнике код последней. Чтобы принимать телевизионные программы на всех языках мира - достаточно поставить спутниковую антенну.
Среди тенденций современного расселения в Зарубежной Европе наиболее важные следующие:
развитие субурбанизации, т.е. перемещение городского населения в пригороды. Это стало одним из следствий массовой автомобилизации населения и непрерывного совершенствования транспортной инфраструктуры;
рост средних и малых городов. Например, треть германцев проживает в городах с населением около 100 тыс. жителей. Это связано с дисперсией производства новых и новейших отраслей, увеличением в последние десятилетия числа средних и малых предприятий, а также с ориентацией населения, в особенности квалифицированных высокооплачиваемых специалистов, на более благоприятные экологические условия жизни вдали от крупных промышленных центров;
з*
дезурбанизация, наблюдаемая в ряде старопромышленных районов. Характерна для шахтерских городов, например в Великобритании (Уэльс) и Франции (Лотарингия);
рурализация. Наряду со стабилизацией европейской урбанизации в некоторых странах появляется тенденция небольшого сокращения доли городского населения. Во Франции удельный вес горожан с 1985 по 1995 г. снизился с 73,1 до 72,8%, в Италии с 66,8 до 66,6%. Во многим это связано с новым имиджем и ростом притягательности для жизни современных благоустроенных деревень.
89%). Однако по ряду характеризующих урбанизацию показателей, прежде всего по ее темпам, Зарубежная Европа давно потеряла мировое лидерство (менее 0,5% год).
Сложившаяся европейская городская сеть имеет тысячелетнюю историю. Ядрами роста стали:
- древние поселения;
- феодальные центры;
- морские порты;
- города-государства;
- города на внутренних торговых путях;
- столицы.
Наиболее разветвленная и зрелая городская сеть сложилась в Центральной Европе. Закономерности размещения и территориального взаимодействия городов отражены в классических трудах немецких географов В. Кристаллера и А. Леша.
Городское расселение в странах и особенно имеет выраженный приморский характер. Наиболее крупные города тяготеют к центральному экономическому пространству.
В Восточной Европе показатели урбанизации самые низкие. Столицы резко отличаются от других городов, как по численности населения, так и по хозяйственной значимости. Например, в столице жителей почти в 10 раз больше (более 2 млн.), чем в Дебрецене - втором по величине городе страны.
Главная форма урбанизации в Зарубежной Европе - агломерации. Обычно выделяют несколько десятков агломераций; по данным Г.Д. Костинского, в Западной Европе их даже более 400 и проживает в них 2/3 горожан - столько же, сколько в и , вместе взятых. Однако доля агломерированного населения здесь ниже, так как в Европе много некрупных агломераций и много малых внеагломерационных городов.
Крупнейшие столичные агломерации - Лондонская и Парижская. В период индустриализации сформировались промышленные конурбации Западного Мидленда, Южно-Йоркширская в Англии, Рейнско-Рурская и Галле- в , Лилль-Рубэ-Туркуэн во , Гданьск-Гдыня в и др. Крупнейшие промышленные агломерации Западной Европы настолько плотно «прижаты» друг к другу, что их часто объединяют в единую «Европейскую урбанизационную ось», протянувшуюся от Манчестера до .
Доля сельского населения (проживающего в сельской местности) в странах Западной Европы колеблется от 3% в Бельгии до 44 в , а в странах Восточной Европы от 34% в до 62 в . Одно из больших достижений последних десятилетий в Западной Европе - сглаживание некогда существенных контрастов в уровне жизни между городом и деревней. К концу XX в. различия в доходах горожанина и селянина в высокоразвитых европейских странах сократились до минимума. Сельские жители, так же как и городские, обеспечены всеми «благами цивилизации» - водопроводом и канализацией, электричеством и газом, автомобилями и дорогами, электробытовой техникой и средствами связи. Для того чтобы позвонить из самой глухой испанской деревушки в такую же в , нужно всего лишь узнать в справочнике код последней. Чтобы принимать телевизионные программы на всех языках мира - достаточно поставить спутниковую антенну.
Среди тенденций современного расселения в Зарубежной Европе наиболее важные следующие:
- развитие субурбанизации, т.е. перемещение городского населения в пригороды. Это стало одним из следствий массовой автомобилизации населения и непрерывного совершенствования транспортной инфраструктуры;
- рост средних и малых городов. Например, треть германцев проживает в городах с населением около 100 тыс. жителей. Это связано с Дисперсией производства новых и новейших отраслей, увеличением в последние десятилетия числа средних и малых предприятий, а также с ориентацией населения, в особенности квалифицированных высокооплачиваемых специалистов, на более благоприятные экологические условия жизни вдали от крупных промышленных центров;
- дезурбанизация, наблюдаемая в ряде старопромышленных районов. Характерна для шахтерских городов, например в Великобритании (Уэльс) и Франции (Лотарингия);
- рурализация. Наряду со стабилизацией европейской урбанизации в некоторых странах появляется тенденция небольшого сокращения доли городского населения. Во Франции удельный вес горожан с 1985 по 1995 г. снизился с 73,1 до 72,8%, в с 66,8 до 66,6%. Во многим это связано с новым имиджем и ростом притягательности для жизни современных благоустроенных деревень.
Городские агломерации Зарубежной Европы
Число жителей (млн. чел.) | Города |
---|---|
Более 10 | Лондон |
5-10 | Париж |
3-5 | Берлин, Рейнско-Рурская, Милан, Рим, Мадрид, Барселона, Афины |
2-3 | Зал. Мидленд (Бирмингем), Большой Манчестер, Гамбург, Брюссель, Неаполь, Лиссабон, Варшава, Катовице-Битом- Гливице, Будапешт, Бухарест |
1,5-2 | Глазго, Лидс-Брсдфорд, Франкфурт-на-Майнс, Кельн, Мюнхен, Штутгарт, Амстердам, Вена, Турин, Белград |
1-1,5 | Мерсейсайд (Ливерпуль), Ньюкасл-Сандерленд, Дублин, Антверпен, Роттердам, Дюссельдорф, Ганновер, Маннгейм, Нюрнберг, Лилль- Рубэ-Туркуэн, Лион, Марсель, Копенгаген, Стокгольм, Валенсия, Порто, Прага, Лодзь, Гданьск-Гдыня, София |
Весь регион | 50 агломераций |
Многие из учащихся 11 класса сдают единый государственный экзамен по географии, а это значит, что на протяжении всего учебного года школьники усердно работают над систематизацией и закреплением материала школьной программы. Отличный способ проверить свои знания и научиться решать задания повышенной сложности — участие в олимпиадах. Именно такой способ актуализации знания мы рекомендуем всем ученикам.
Чтобы подготовиться к олимпиаде по географии для 11 класса вы можете использовать задания, собранные на этой странице. Представленные тестовые и открытые вопросы дополняются ответами и примерами решений.
Олимпиада по географии 11 класс
Скачайте задания, заполнив форму!
После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной
Тестовые задания
1. Государство Боливия расположено:
А) в центральной Африке
Б) в Северной Америке
В) в Южной Америке
Г) в юго-восточной Азии
2. К конституционным монархиям относятся страны:
А) Франция, Китай, Ирак
Б) Япония, Норвегия, Великобритания
В) Италия, Индия, Канада
Г) Армения, Латвия, Египет
3. Наибольшей численностью пожилых людей (старше 60 лет) отличаются страны:
А) СНГ
Б) Западной Европы
В) Латинской Америки
Г) Северной Америки
4. Регион – главная «горячая точка» мира:
А) Европа
Б) Южная Америка
В) Ближний Восток
Г) Австралия
5. Укажите главную отрасль промышленности Зарубежной Европы:
А) топливная промышленность
Б) черная металлургия
В) машиностроение
Г) пищевая промышленность
6. Наиболее богаты минеральными ресурсами:
А) Россия, США, Канада, Китай
Б) Япония, Швейцария, Великобритания
В) ЮАР, Германия, Норвегия, ОАЭ
Г) Китай, Монголия, Турция, Украина.
7. Укажите самые крупные городские агломерации Зарубежной Европы:
А) Рурская и Мадридская
Б) Парижская и Рурская
В) Лондонская и Парижская
Г) Мадридская и Лондонская.
8. Крупнейшие страны по тоннажу торгового флота мира:
А) Польша и Япония
Б) Панама и Либерия
В) Греция и Алжир
Г) Норвегия и Финляндия
9. Данные о численности населения Земли получают в результате:
А) опроса населения
Б) переписи населения
В) анкетирования
Г) сбора подписей
10. Какая из перечисленных стран входит в состав ОПЕК?
А) Норвегия
Б) Саудовская Аравия
В) Канада
Г) Казахстан
Открытые вопросы
Вопрос 1
На сколько различается местное (астрономическое или местное солнечное) время между крайними западной и восточной точками Африки?
Рассуждения и вычисления запишите.
Вопрос 2
В некоторых высокоразвитых странах (Япония, Швейцария) наблюдается старение нации, т.е. увеличивается доля людей старших возрастов. Для каких регионов России (субъектов РФ) характерен этот процесс, с чем он связан?
Вопрос 3
Назовите город Южной Америки, единственный объект современной цивилизации, включенный в список «Всемирного наследия человечества», по замыслу архитекторов Л. Косты и О. Нимейра, в плане имеет очертания самолета.
Что находится в его:
а) «фюзеляже»,
б) «крыльях»,
в) «пилотской кабине».
Вопрос 4
Определите страну Европы с самой низкой плотностью населения (2,7 человека на 1 км2) и с очень высокой долей городского населения (92%), в половозрастной структуре которой преобладает мужское население.
Вопрос 5
Назовите государство, граничащее с Россией на западе, в котором ведется добыча и переработка сланцев и фосфоритов, развиты радио- и электротехническое машиностроение, в сельском хозяйстве - мясомолочное животноводство, а также рыбная промышленность.
Как называется второй по численности населения город этого государства, в прошлом называвшийся Дерптом и Юрьевым?
Ответы на тесты
Тестовое задание | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ | В | Б | Б | В | В |
Тестовое задание | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
Ответ | А | В | Б | Б | Б |
Ответы на открытие вопросы
Ответ на вопрос 1:
Разница в географической долготе между крайними точками Африки составляет 68°. Учитывая, что каждые 15° разницы долготы - это 1 час, то, разделив 68 на 15, получаем 4 часа 32 минуты. Возможно и вычисление, где 1° долготы - это 4 минуты разницы во времени, т.е. (68° х 4)/60 мин.в 1 часе = 4 часа 32 минуты.
Ответ на вопрос 2:
Старение нации наблюдается в областях Центральной России в широком географическом понимании этого слова (Брянская, Владимирская, Ивановская, Смоленская, Ленинградская, Ярославская, Кировская, Нижегородская). Связан он, прежде всего, с отрицательным естественным приростом (–13…–11‰) и оттоком трудоспособного населения в столичные регионы.
Ответ на вопрос 3:
Город - Бразилиа,
в «фюзеляже» - находятся административные и общественные здания,
в «крыльях» - жилые кварталы,
в «пилотской кабине» - дворцы президента, национального конгресса и правосудия
Ответ на вопрос 4:
Исландия.
Ответ на вопрос 5:
Страна - Эстония, город - Тарту.
Из истории известно, что первые города в Европе появились еще в эпоху античности. Затем их число значительно увеличилось в период средних веков. Да и в новое, и в новейшее время их количество продолжало, хотя и гораздо медленнее, возрастать. Соответственно росло и число больших городов: уже к началу XX в. зарубежная Европа концентрировала 1 / 3 всех больших городов мира.
Не приходится удивляться тому, что именно этот регион стал родиной городских агломераций, которых уже в начале 1980-х гг. здесь насчитывалось около 400. Среди них, вполне естественно, особо выделяются агломерации-миллионеры, во многом определяющие всю систему городского расселения. В работах отечественных и зарубежных географов-урбанистов число таких агломераций нередко оценивается по-разному. Можно, например, сослаться на А. Е. Слуку, данные которого приведены в таблице 9.
По данным Ю. Л. Пивоварова, в 2000 г. в 18 странах зарубежной Европы (не считая СНГ) насчитывалось 42 агломерации с населением более 1 млн человек в каждой, в том числе в Германии – 13, в Великобритании и Италии – по 4, во Франции и в Польше – по 3, в Нидерландах и Испании – по 2, а в остальных странах – по одной. Надо сказать, что на мировом фоне эти показатели уже не выглядят особенно впечатляющими (табл. 65 в книге I). Тем не менее на весь ход современной урбанизации и ее географические аспекты эти агломерации по-прежнему оказывают решающее воздействие.
Таблица 9
КРУПНЫЕ ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ В 1995 г.
* Включая страны СНГ.
В ГЕРМАНИИ большинство агломераций протягивается цепочкой вдоль Рейна и его притоков. Ниже всего по течению расположена самая большая Рейнско-Рурская полицентрическая агломерация, в свою очередь состоящая из двух основных частей – Рурской, протягивающейся на правобережье Рейна от Дуйсбурга до Дортмунда через Эссен и Бохум, и Прирейнской, включающей в первую очередь Дюссельдорф, Кёльн и Бонн (рис. 16). По большинству оценок население этой агломерации, без расчленения ее на части, составляет 10–11 млн человек. Выше по течению Рейна, у места впадения в него р. Майн, расположена Рейнско-Майнская агломерация, ядро которой образует Франкфурт-на-Майне. Еще выше по течению, в месте впадения в Рейн р. Неккар, находится Рейнско-Неккарская агломерация с городами Мангейм и Людвигсхафен. Наконец, к течению Неккара привязана еще одна агломерация, включающая в себя Штутгарт и целое созвездие примыкающих к нему более мелких городов. Уже за пределами этой рейнской цепочки расположены остальные крупные агломерации Германии: в южной части страны – Мюнхенская и Нюрнбергская, в северной – Гамбургская и Ганноверская, а в восточной – Берлинская.
Рис. 16. Городская агломерация Рейн-Рур в ФРГ
Рис. 17. Верхнесилезская городская агломерация в Польше
В ВЕЛИКОБРИТАНИИ среди агломераций (здесь они обычно именуются конурбациями – от лат. con – «с» и urbs – «город») ведущее место занимает Л о н д о н с к а я, население которой в зависимости от того, как проводят ее границы, варьирует в пределах от 7,6 млн до 12 млн человек. Далее идут Б о л ьш о й Бирмингем (Западный Мидленд) и Б о л ьш о й М а н-ч е с т е р с населением соответственно 3,2 и 2,6 млн человек, а также Л и д с (Западный Йоркшир) с населением 1,5 млн человек. Добавим, что некоторые авторы в число агломераций-миллионеров включают также Шеффилд (Южный Йоркшир) и Ливерпуль (Мерсейсайд).
Во ФРАНЦИИ выделяют Парижскую (11,3 млн человек), Лионскую (1,7 млн) и Марсельскую (1,5 млн) крупные агломерации.
В ПОЛЬШЕ три агломерации – Верхнесилезская, или Катовицкая, с населением 4 млн человек, Варшавская (2,2 млн) и Лодзинская (1,1 млн).
Верхнесилезская агломерация, сложившаяся в пределах угольного бассейна на площади 1,2 тыс. км 2 , является ярким примером полицентрической агломерации. Ее ядро образуют около двух десятков городов и несколько рабочих поселков, фактически сросшихся друг с другом (рис. 17). Они имеют единую систему электро-, газо– и водоснабжения, транспортную и социальную инфраструктуру. Например, университет расположен в Катовицах, политехнический институт – в Гливицах, оперный театр – в Бытоме, парк культуры и отдыха – в Хожуве. Средняя плотность населения в агломерации – более 1000 человек на 1 км 7 , но в центральной ее части она достигает 4000 человек на 1 км 7 .
Рис. 18. Городская агломерация Рандстад в Нидерландах
В НИДЕРЛАНДАХ иногда выделяют две агломерации – Амстердам и Роттердам. Но чаще говорят о единой для этой страны агломерации Рандстад Холланд с населением 6 млн человек. Название «Рандстад» в переводе означает «кольцевой город».
Действительно, 9 формирующих эту агломерацию более крупных городов, не говоря уже о 60 более мелких, образуют почти замкнутое урбанизированное кольцо (рис. 18). При этом каждый из главных городов выполняет свою важную функцию: Амстердам исторической столицы, финансового и культурного центра, Гаага – резиденции правительства, парламента, дипломатического корпуса, Роттердам – морских ворот агломерации и т. д. Средняя плотность населения в Рандстаде – 7000 человек на 1 км 7 . В урбанизированном кольцевом поясе она даже выше, а в центральной «зеленой зоне» – ниже.
Рис. 19. Английский мегалополис (по Г. Д. Костинскому)
В ИСПАНИИ также две агломерации с населением более 1 млн человек в каждой – Мадридская (5,1 млн) и Барселонская (3,9 млн).
Остальные агломерации-миллионеры находятся в Австрии (Вена – 2,1 млн человек), Бельгии (Брюссель – 1,7 млн), Болгарии (София – 1,2 млн), Венгрии (Будапешт – 2.6 млн), Греции (Афины – 3,1 млн), Дании (Копенгаген – 1,7 млн), Португалии (Лиссабон – 2,6 млн), Румынии (Бухарест – 2,2 млн), Чехии (Прага – 1,4 млн), Швеции (Стокгольм – 1,6 млн), Сербии (Белград -1.7 млн).
Современные городские агломерации зарубежной Европы, прежде всего моноцентрические, имеют довольно сложную внутреннюю структуру. Наиболее зрелые из них, подобно кольцам дерева, состоят из шести следующих структурных зон: 1) исторического городского ядра; 2) центральной зоны, включающей в себя помимо городского ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию; 3) внешней зоны со сплошной, но менее интенсивной застройкой; 4) первой пригородной зоны, которая обычно включает лесопарковый пояс и ближние города-спутники; 5) второй, более отдаленной, пригородной зоны с городами-спутниками; 6) территории обширного столичного региона. Первые три из них обычно образуют собственно город, первые четыре – «большой город», первые пять – агломерацию, все шесть– урбанизированный (метрополитенский) район. Такое структурное членение особенно важно учитывать при сравнении городов и агломераций, что хорошо демонстрирует сопоставительная таблица 10.
Фактическое слияние или территориальное сближение некоторых агломераций зарубежной Европы уже привело в нескольких случаях к формированию еще более крупных урбанистических образований – мегалополисов. К их числу относят прежде всего Английский и Рейнско-Рурский мегалополисы.
Английский мегалополис (рис. 19) включает в себя не менее двух десятков крупных агломераций с общим населением 30–35 млн человек, которые в совокупности занимают примерно 50 тыс. км 2 территории. Главные его ядра образуют агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера и Ливерпуля.
Рейнско-Рурский мегалополис образовался на основе упоминавшихся выше агломераций ФРГ, расположенных по Рейну (Рейн – Рур, Рейн – Майн, Рейн – Неккар) и голландского Рандстада. Количественные параметры его примерно такие же, как у Английского мегалополиса. Однако, в отличие от него, этот мегалополис можно назвать межгосударственным.
Таблица 10
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КРУПНЕЙШИХ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ
В последнее время эксперты Европейского союза стали выделять еще более крупный межгосударственный мегалополис, который по отечественной терминологии, наверное, правильнее было бы отнести к разряду урбанизированной зоны, или полосы. Он охватывает сопредельные урбанизированные районы пяти стран – Восточную Англию, Рандстад, Рейн – Рур, Бельгийско-Французский (Антверпен – Брюссель – Лилль) и Парижский районы. В таких границах эта урбанизированная зона занимает 230 тыс. км 2 , а население ее достигает 85 млн человек (при средней плотности 370 человек на 1 км 2).
По мнению ученых, для процесса урбанизации в зарубежной Европе – как, впрочем, и в большинстве других экономически развитых регионов – характерны три последовательные стадии. Первая из них – стадия концентрации населения в городах, особенно крупных, которая в этом регионе продолжалась до середины XX в. Затем наступила вторая стадия – развитие субурбанизации и городских агломераций, пришедшаяся в основном на 50-60-е гг. XX в. В это время значительная часть населения покидала центральные зоны городов, которые стали специализироваться на непроизводственной сфере и превращаться в деловые центры либо приходить в запустение. Отток в пригороды охватил прежде всего имущие слои, а также пожилых людей, которые особенно чутко реагировали на ухудшение качества городской среды, рост преступности и другие социальные явления, проявлявшиеся в ядрах агломераций.
Переход к третьей стадии произошел в 1970-е гг., когда рост городских агломераций в целом замедлился и возникла «зеленая волна» – отток населения и производства в небольшие города и сельскую местность, где цены на землю значительно меньше, рабочая сила дешевле, да и условия окружающей среды более благоприятны. В таких внеагломерационных зонах особенно охотно размещают филиалы предприятий новейших отраслей машиностроения, вспомогательные научные и инженерно-технические службы, вычислительные центры.
Но все это отнюдь не свидетельствует о наступлении в зарубежной Европе эры дезурбанизации. Напротив, это означает, что урбанизация принимает новые формы и охватывает новые территории. О том же говорит и начавшееся возвращение лиц с высокими и средними доходами в центральные городские районы, где до этого концентрировались бедные слои населения. Эта центростремительная тенденция, получившая наименование джентрификации, объясняется тем, что многие проблемы центров городов переместились в их пригороды, которые поэтому стали терять прежнюю привлекательность. Согласно официальным прогнозам доля городского населения в регионе в перспективе может стабилизироваться на уровне 82 %.