Налоговая проверка ооо на енвд. Риски налоговой проверки для ип

В статье будут рассмотрены вопросы, которые касаются налоговой проверки индивидуальных предпринимателей. Кто проводит данную проверку, каким образом она осуществляется, какие документы нужны – далее.

Большинство индивидуальных предпринимателей боится налоговых проверок. Бухгалтер при расчетах может ошибиться, а предприниматель даже не будет об этом знать. В итоге отвечать все равно будет он.

Чтобы не упустить важные моменты, необходимо знать всю информацию о проверке налоговыми службами. В каких случаях она назначается, какие документы нужно готовить – об этом будет говориться в статье.

Базовые сведения

Прежде чем начать предпринимательскую деятельность, лучше сразу же разработать бизнес план. Здесь необходимо учесть план ведения деятельности, изучить особенности экономики, типы налогов.

Это поможет избежать проблем во время налоговых проверок. Также стоит заранее узнать о налогах, которые нужно будет уплачивать.

Органы налоговых служб проводят проверки постоянно, от них никто не застрахован. Индивидуальному предпринимателю нужно быть подготовленным ко всему.

Он должен знать, какими правами он обладает, какие существуют типы проверок ИП. Это позволит им идеально подготовиться к проверке и не растеряться.

Что это такое

Налоговая проверка – ведение контроля за деятельностью организаций. Проверка налогового характера ИП проводится с целью осуществить контроль за отчетностью налогоплательщиков.

Проверки ИП делятся на несколько типов:

Налоговые проверки, проводимые по плану

Если лимит доходов увеличился, то:

  • ИП обязан сообщить об этом в налоговую службу;
  • подать об этом необходимо до 15 числа следующего месяца;
  • также необходимо подать декларацию о налогах и уплатить единый налог;
  • начиная со следующего квартала, ИП переходит на единый для всех режим налогообложения.

На ЕНВД

Это добровольный налог, индивидуальный предприниматель выбирает его самостоятельно. Размер этого налога рассчитывается на основании размера основного налога и коэффициентов деятельности.

Коэффициент, влияющий на налог, в 2019 году увеличится на 2,083. То есть выплачивать нужно будет 16%. Во время налоговой проверки ИП на розничной торговли необходимо предоставлять все документы, включая накладные по закупкам.

Предпринимателю лучше самому выбрать, с каким типом налога работать. Не стоит гнаться за минимальными налогами, рассчитывать нужно на прибыль от деятельности и своих возможностей.

Бывает ли проверка при ликвидации индивидуального предпринимателя

Если ИП имеет намерение ликвидировать свое предприятие, то внеплановые проверки при этом могут назначаться. При этом не имеет значение, когда последний раз она проводилась. Единственное – должно быть официальное разрешение на эту проверку.

Проверка налоговыми службами при ликвидации ИП являются отличным методом проверить всю деятельность и выявить нарушения.

Сотрудники налоговых служб имеют право провести инвентаризацию, запросить любые документы и осмотреть склады. После этого составляется акт.

Во время закрытия

При закрытии ИП налоговая проводит проверку в обязательном порядке. Чаще всего назначается выездная проверка, после того, как индивидуальный предприниматель сообщит о своем решении.

Если будут обнаружены нарушения, то ему придется их исправлять в любом случае. Стоит отметить, что во время закрытия поверки не всегда назначаются, даже если индивидуальный предприниматель подаст .

После завершения процесса

После полного прекращения предпринимательской деятельности также может проводиться проверка. Налоговая инспекция может посетить ИП в течение трех лет с начала прекращения деятельности.

После аннулирования регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лицо снимается с учета в службах налоговой проверки. Но как плательщик налогов (физическое лицо) он остается. Поэтому и проверка имеет право быть.

При обнаружении нарушений налогового характера также остается привлечение к ответственности. После всего этого налогоплательщик может в течение нескольких недель.

Таким образом, проверки налогового характера для индивидуальных предпринимателей обязательны и проводятся регулярно. Если ИП правильно ведет отчетность, уплачивает все налоги, то назначается камеральная проверка.

Во время налоговых проверок инспектор имеет право потребовать любые документы, и предприниматель обязан их предоставить. Нарушение ведения деятельности грозит ему ответственностью.

Регулярные проверки налоговыми службами позволяют правильно вести предпринимательскую деятельность. Индивидуальный предприниматель обязан хранить документацию по отчетам за свою деятельность.

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Термины и принятые сокращения

1. Персональные данные (ПД) – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

2. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

4. Информационная система персональных данных (ИСПД) – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

5. Персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных, – ПД, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе.

6. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

7. Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

8. Cookie – это часть данных, автоматически располагающаяся на жестком диске компьютера при каждом посещении веб-сайта. Таким образом, cookie – это уникальный идентификатор браузера для веб-сайта. Cookie дают возможность хранить информацию на сервере и помогают легче ориентироваться в веб-пространстве, а также позволяют осуществлять анализ сайта и оценку результатов. Большинство веб-браузеров разрешают использование cookie, однако можно изменить настройки для отказа от работы с cookie или отслеживания пути их рассылки. При этом некоторые ресурсы могут работать некорректно, если работа cookie в браузере будет запрещена.

9. Веб-отметки. На определенных веб-страницах или электронных письмах Оператор может использовать распространенную в Интернете технологию «веб-отметки» (также известную как «тэги» или «точная GIF-технология»). Веб-отметки помогают анализировать эффективность веб-сайтов, например, с помощью измерения числа посетителей сайта или количества «кликов», сделанных на ключевых позициях страницы сайта.

10. Оператор – организация, самостоятельно или совместно с другими лицами организующая и (или) осуществляющая обработку персональных данных, а также определяющая цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

11. Пользователь – пользователь сети Интернет.

12. Сайт – это веб ресурс https://lc-dv.ru, принадлежащий Обществу с ограниченной ответственностью «Правовой центр»

2. Общие положения

1. Настоящая Политика в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) составлена в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006 г., а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты и обработки персональных данных и действует в отношении всех персональных данных, которые Оператор может получить от Пользователя во время использования им в сети Интернет Сайта.

2. Оператор обеспечивает защиту обрабатываемых персональных данных от несанкционированного доступа и разглашения, неправомерного использования или утраты в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

3. Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику. При внесении изменений в заголовке Политики указывается дата последнего обновления редакции. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.

3. Принципы обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:

2. законности и справедливой основы;

3. ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;

4. недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;

5. недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;

6. обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;

7. соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;

8. недопущения обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;

9. обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;

10. уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Обработка персональных данных

1. Получение ПД.

1. Все ПД следует получать от самого субъекта ПД. Если ПД субъекта можно получить только у третьей стороны, то субъект должен быть уведомлен об этом или от него должно быть получено согласие.

2. Оператор должен сообщить субъекту ПД о целях, предполагаемых источниках и способах получения ПД, характере подлежащих получению ПД, перечне действий с ПД, сроке, в течение которого действует согласие, и порядке его отзыва, а также о последствиях отказа субъекта ПД дать письменное согласие на их получение.

3. Документы, содержащие ПД, создаются путем получения ПД по сети Интернет от субъекта ПД во время использования им Сайта.

2. Оператор производит обработку ПД при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);

7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

3. Оператор может обрабатывать ПД в следующих целях:

1. повышения осведомленности субъекта ПД о продуктах и услугах Оператора;

2. заключения с субъектом ПД договоров и их исполнения;

3. информирования субъекта ПД о новостях и предложениях Оператора;

4. идентификации субъекта ПД на Сайте;

5. обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов в области персональных данных.

1. Физические лица, состоящие с Оператором в гражданско-правовых отношениях;

2. Физические лица, являющиеся Пользователями Сайта;

5. ПД, обрабатываемые Оператором, - данные, полученные от Пользователей Сайта.

6. Обработка персональных данных ведется:

1. – с использованием средств автоматизации;

2. – без использования средств автоматизации.

7. Хранение ПД.

1. ПД субъектов могут быть получены, проходить дальнейшую обработку и передаваться на хранение как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

2. ПД, зафиксированные на бумажных носителях, хранятся в запираемых шкафах либо в запираемых помещениях с ограниченным правом доступа.

3. ПД субъектов, обрабатываемые с использованием средств автоматизации в разных целях, хранятся в разных папках.

4. Не допускается хранение и размещение документов, содержащих ПД, в открытых электронных каталогах (файлообменниках) в ИСПД.

5. Хранение ПД в форме, позволяющей определить субъекта ПД, осуществляется не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

8. Уничтожение ПД.

1. Уничтожение документов (носителей), содержащих ПД, производится путем сожжения, дробления (измельчения), химического разложения, превращения в бесформенную массу или порошок. Для уничтожения бумажных документов допускается применение шредера.

2. ПД на электронных носителях уничтожаются путем стирания или форматирования носителя.

3. Факт уничтожения ПД подтверждается документально актом об уничтожении носителей.

9. Передача ПД.

1. Оператор передает ПД третьим лицам в следующих случаях:
– субъект выразил свое согласие на такие действия;
– передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры.

2. Перечень лиц, которым передаются ПД.

Третьи лица, которым передаются ПД:
Оператор передает ПД ООО «Правовой центр» (который находится по адресу: г. Хабаровск, 680020, ул. Гамарника, 72, офис 301) для целей, указанных в п. 4.3 настоящей политики. Оператор поручает обработку ПД ООО «Правовой центр» с согласия субъекта ПД, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этими лицами договора. ООО «Правовой центр» осуществляют обработку персональных данных по поручению Оператора, обязаны соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152.

5. Защита персональных данных

1. В соответствии с требованиями нормативных документов Оператором создана система защиты персональных данных (СЗПД), состоящая из подсистем правовой, организационной и технической защиты.

2. Подсистема правовой защиты представляет собой комплекс правовых, организационно-распорядительных и нормативных документов, обеспечивающих создание, функционирование и совершенствование СЗПД.

3. Подсистема организационной защиты включает в себя организацию структуры управления СЗПД, разрешительной системы, защиты информации при работе с сотрудниками, партнерами и сторонними лицами.

4. Подсистема технической защиты включает в себя комплекс технических, программных, программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту ПД.

5. Основными мерами защиты ПД, используемыми Оператором, являются:

1. Назначение лица, ответственного за обработку ПД, которое осуществляет организацию обработки ПД, обучение и инструктаж, внутренний контроль за соблюдением учреждением и его работниками требований к защите ПД.

2. Определение актуальных угроз безопасности ПД при их обработке в ИСПД и разработка мер и мероприятий по защите ПД.

3. Разработка политики в отношении обработки персональных данных.

4. Установление правил доступа к ПД, обрабатываемым в ИСПД, а также обеспечение регистрации и учета всех действий, совершаемых с ПД в ИСПД.

5. Установление индивидуальных паролей доступа сотрудников в информационную систему в соответствии с их производственными обязанностями.

6. Применение средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия.

7. Сертифицированное антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемыми базами.

8. Соблюдение условий, обеспечивающих сохранность ПД и исключающих несанкционированный к ним доступ.

9. Обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятие мер.

10. Восстановление ПД, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.

11. Обучение работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, документам, определяющим политику Оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.

12. Осуществление внутреннего контроля и аудита.

6. Основные права субъекта ПД и обязанности Оператора

1. Основные права субъекта ПД.

Субъект имеет право на доступ к его персональным данным и следующим сведениям:

1. подтверждение факта обработки ПД Оператором;

2. правовые основания и цели обработки ПД;

3. цели и применяемые Оператором способы обработки ПД;

4. наименование и местонахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением работников Оператора), которые имеют доступ к ПД или которым могут быть раскрыты ПД на основании договора с Оператором или на основании федерального закона;

5. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

6. порядок осуществления субъектом ПД прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

7. наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку ПД по поручению Оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

8. обращение к Оператору и направление ему запросов;

9. обжалование действий или бездействия Оператора.

10. Пользователь Сайта может в любое время отозвать свое согласие на обработку ПД, направив электронное сообщение по адресу электронной почты: [email protected] , либо направив письменное уведомление по адресу: 680020, г. Хабаровск, ул. Гамарника, дом 72, офис 301

11. . После получения такого сообщения обработка ПД Пользователя будет прекращена, а его ПД будут удалены, за исключением случаев, когда обработка может быть продолжена в соответствии с законодательством.

12. Обязанности Оператора.

Оператор обязан:

1. при сборе ПД предоставить информацию об обработке ПД;

2. в случаях если ПД были получены не от субъекта ПД, уведомить субъекта;

3. при отказе субъекта в предоставлении ПД субъекту разъясняются последствия такого отказа;

5. принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты ПД от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения ПД, а также от иных неправомерных действий в отношении ПД;

6. давать ответы на запросы и обращения субъектов ПД, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов ПД.

7. Особенности обработки и защиты данных, собираемых с использованием сети Интернет

1. Существуют два основных способа, с помощью которых Оператор получает данные с помощью сети Интернет:

1. Предоставление ПД субъектами ПД путем заполнения форм Сайта;

2. Автоматически собираемая информация.

Оператор может собирать и обрабатывать сведения, не являющимися ПД:

3. информацию об интересах Пользователей на Сайте на основе введенных поисковых запросов пользователей Сайта о реализуемых и предлагаемых к продаже услуг, товаров с целью предоставления актуальной информации Пользователям при использовании Сайта, а также обобщения и анализа информации, о том какие разделы Сайта, услуги, товары пользуются наибольшим спросом у Пользователей Сайта;

4. обработка и хранение поисковых запросов Пользователей Сайта с целью обобщения и создания статистики об использовании разделов Сайта.

2. Оператор автоматически получает некоторые виды информации, получаемой в процессе взаимодействия Пользователей с Сайтом, переписки по электронной почте и т. п. Речь идет о технологиях и сервисах, таких как сookie, Веб-отметки, а также приложения и инструменты Пользователя.

3. При этом Веб-отметки, сookie и другие мониторинговые технологии не дают возможность автоматически получать ПД. Если Пользователь Сайта по своему усмотрению предоставляет свои ПД, например, при заполнении формы обратной связи, то только тогда запускаются процессы автоматического сбора подробной информации для удобства пользования Сайтом и/или для совершенствования взаимодействия с Пользователями.

8. Заключительные положения

1. Настоящая Политика является локальным нормативным актом Оператора.

2. Настоящая Политика является общедоступной. Общедоступность настоящей Политики обеспечивается публикацией на Сайте Оператора.

3. Настоящая Политика может быть пересмотрена в любом из следующих случаев:

1. при изменении законодательства Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных;

2. в случаях получения предписаний от компетентных государственных органов на устранение несоответствий, затрагивающих область действия Политики

3. по решению Оператора;

4. при изменении целей и сроков обработки ПД;

5. при изменении организационной структуры, структуры информационных и/или телекоммуникационных систем (или введении новых);

6. при применении новых технологий обработки и защиты ПД (в т. ч. передачи, хранения);

7. при появлении необходимости в изменении процесса обработки ПД, связанной с деятельностью Оператора.

4. В случае неисполнения положений настоящей Политики Компания и ее работники несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицами, ответственными за организацию обработки Данных Компании, а также за безопасность персональных данных.

Налоговая проверка - это действия налоговой службы (ИФНС) с целью контроля правильного начисления, своевременной и в полном объеме уплаты налогов организацией. В ходе ревизии проверяющие сверяют полученные данные с цифрами отчетов, предоставленных в налоговую. Нужно подготовиться к визиту инспекторов либо знать, как вести себя при камеральной проверке, как общаться и какие бумаги показывать. В данной статье мы рассмотрим как проходит налоговая проверка ООО на спецрежимах: УСН, ЕНВД и в первые 3 года.

Виды налоговых проверок ООО

Согласно законодательству РФ ревизоры проводят два вида проверки организации.

Камеральная проверка . Проверяются документы, которые представитель фирмы предоставляет в инспекцию. ИФНС вправе опрашивать свидетелей во время проведения ревизии.

Выездная проверка . Проводится на территории компании (см. → ). Проверяются бухгалтерские документы, договора, документация отдела кадров и т. д. Непредставление требуемых бумаг может привести к уголовной ответственности руководителя и главбуха фирмы. Такие ревизии делятся на несколько видов:

  1. Плановая. Осуществляется не чаще раза в год. ИФНС обязана известить организацию о предстоящей проверке за 10 дней до ее начала.
  2. Неплановая. Контролеры появляются без предупреждения. Такие случаи не часты.
  3. Комплексная. Проверяют начисление и уплату всех налогов организации.
  4. Выборочная. Ревизия какого-либо одного налога.
  5. Контрольная. Назначается при спорах по результатам выездной ревизии. Она имеет уточняющий характер и проводится вышестоящей ИФНС.

Если ООО ранее подвергалось проверке, то при очередной ревизоры ознакомятся с ее материалами. Это необходимо для контроля соблюдения требований законодательства, которые ранее нарушались.

Правила и основания для проведения налоговой проверки

Документы к проверке запрашиваются исключительно в письменной форме. Устное требование фирма исполнять не обязана (ст. 93 НК ).Требование должно содержать точные сведения о документе: наименование, реквизиты, вид и др.

В течение года ИФНС вправе провести только одну выездную ревизию идентичного налога за одинаковый период (ст. 89 НК ). В ином случае компания вправе подать на налоговиков в суд.

Длительность выездной ревизии составляет 2 месяца. В исключительных случаях она продлевается до 4-6 месяцев. К ним относятся следующие обстоятельства:

  • В ИФНС поступили данные о нарушении правил НК РФ, требующие дополнительного контроля;
  • Организация своевременно не представила документы для выездной ревизии;
  • Форс-мажорные обстоятельства, возникшие на территории проверяемого ООО.

Ревизия охватывает 3-летний интервал, предшествующий году ревизии. Правило не применяется, если ООО представило уточненную декларацию. При этом возможен выездной контроль налога и периода, по которым она сдана.

Сроки проведения проверочных действий приведены в таблице.

Действие ИФНС Срок мероприятия Статья НК РФ
Камеральная проверка 3 мес. со сдачи декларации 88
Составление справки о завершении выездной проверки последний день контроля 89
Составление акта проверки В течение 2 мес. от даты справки 100
Вручение акта 5 дней с даты его выписки 100
Представление возражений 1 мес. с дня его вручения 100
Обжалование решения 3 мес. С момента получения данных о нарушениях 139
Выставление требования о погашении недоимки 20 дней от числа решения 70
Исполнение требования 8 дней (прописан в документе) 69
Принятие решения о принудительном погашении задолженности 2 мес. с даты срока исполнения требования 46
Обращение в суд 6 мес. с конца срока исполнения требования 115

Пример #1. Разбор типовой ситуации

Налоговая составила акт выездной проверки ООО «Зной» и выслала его получателю заказным письмом 26 мая 2016 г. Согласно п. 5 ст. 100 НК датой получения документа будет 31 мая 2016 г. В компании не согласны с данными ревизии. Возражения принимаются в течение месяца после получения акта. Их ИФНС примет в письменном виде до 30 июня 2016 г.

Мероприятия выездной проверки ООО при УСН

Выезжающие на проверку налоговики должны выяснить, имеет ли право фирма применять УСН, соблюдаются ли установленные для данного режима требования НК. Как рассчитывают налог по упрощенке, как заполняются документы и осуществляются хозяйственные операции. Чаще всего проверяются убыточные фирмы и те, которые часто меняют ИФНС.

Ревизии подлежат все документы юридического лица на упрощенной системе налогообложения. Могут применяться контрольные мероприятия: инвентаризация, выемка бумаг, осмотр и другие . Для проверки декларации по УНС ревизоры требуют представить следующие документы:

Вид бумаг Когда могут запросить Оформление
Документы на подтверждение льгот Льготой при УСН считают уменьшение налога на взносы в фонды. Налоговики просят платежки на их перечисление (п.6 ст. 88 НК ). Опись (сопроводительное письмо) с перечислением предоставляемых документов
Приложения к декларации Согласно НК обязательным является приложение определенных документов. Например, при подписи в отчете представителя фирмы, необходима копия доверенности (п. 5 ст. 80 НК ).
Письменные пояснения 1). При ошибках в декларации или несоответствии данных со сведениями ИФНС.

3). В «уточненке» сумма налога стоит к уменьшению (п. 3 ст. 88 НК ).

Пишутся в свободной форме

Применяя УСН, компании нужно опираться на главу 26.2 НК – ею руководствуются ревизоры в ходе проверки.

Камеральная проверка при УСН

Проведение данного вида ревизии регламентирует ст. 88 НК. Ревизоры осуществляют контроль, ссылаясь на данные декларации, проверяют полноту и своевременность уплаты налога за прошлый год.

Организации на УСН должны представить документы, подтверждающие как доходы, так и затраты.

Выездная и камеральная ревизии могут проводиться одновременно (письмо № ЕД-4-2/4529 от 13.03.16 ).

Проверка ООО на ЕНВД

Согласно статистике налоговики стали особое внимание уделять организациям, применяющим ЕНВД путем проведения ревизий.

У «вмененщиков» обычно запрашивают следующие документы:

  • Договор аренды (свидетельство);
  • Отчеты бухгалтерии;
  • Зарплатные ведомости, штатное расписание, отчеты в пенсионный фонд (ПФ);
  • Первичные бухгалтерские документы.

При сдаче декларации налоговики не имеют права запрашивать у организации какие-либо дополнительные бумаги. Это им позволительно лишь в ходе контроля (ст. 93 НК ). Их объем и перечень зависит от вида ревизии.

При камералке ревизоры вправе затребовать первичку только в том случае, если в декларации по ЕНВД есть ошибка. Причем попросить они могут только те бумаги, которые непосредственно относятся к неточности. Например, учредительные документы налоговики требуют для выяснения, какой вид деятельности имеет ООО, и какую базовую доходность должно применять. В требовании на предоставление первичных документов инспектор должен указать, какая ошибка допущена в отчете. Если данная информация отсутствует, бухгалтер вправе не представлять документы для проверки. За это организация не будет оштрафована (ст. 126 НК ).

При выездной проверке ревизоры могут затребовать первичку по теме ревизии (ст. 93 НК ). Также и бумаги-основания для исчисления взносов в ПФ РФ и больничных для проверки правильности их расчета. Эти суммы уменьшают величину ЕНВД (ст. 346.32 НК ).

Пример #2. Итоги налоговой проверки ООО

ООО «Омега» находится на ЕНВД. Размещает рекламу в 7 автобусах. Физический показатель - число транспортных средств. Базовая доходность за один автобус 10 тыс. р. В 2016 году коэффициент-дефлятор равен 1,798.

За 1-й квартал сумма налога в декларации составила:

10 тыс. р. * 1,798 * 7 * 3 = 56 637 р.

ИФНС провела камеральную проверку после сдачи отчетности и доначислила налог за 2-й квартал в размере 56 637 р.

Налоговая проверка ООО в первые 3 года работы

Часто налогоплательщики уверены, что выездная проверка грозит им не чаще одного раза за 3 года. Такое мнение обусловлено непониманием Закона о защите прав юрлиц № 294 ФЗ от 26.12.2008. Ст. 9 которого гласит, что ревизия проводится не чаще 1 раза за 3 года по прошествии трех лет с даты регистрации ООО или с момента последней ревизии. Но в подп. 4 п. 3.1 ст. 1 документа четко прописано, что вышеуказанные правила неприменимы при налоговом контроле!

Аналогично и НК не содержит ограничений на выездные ревизии компаний, начавших деятельность менее 3 лет назад.

В отношении недавно зарегистрированных фирм проверка проводится редко. Цель налоговиков - доначислить налоги. Чем короче период деятельности ООО, тем меньше шансов выявить нарушения.

На практике известны случаи, когда ревизии проводились и через год после открытия компании.

Есть несколько признаков, побуждающих инспекцию к назначению выездной проверки:

  • Запрос органов МВД на проведение совместной ревизии. Например, при жалобе на ООО. В ходе оперативных мероприятий полиция выявляет факт «ухода» от налогов и сокрытия доходов.
  • Реорганизация или ликвидация компании.
  • Сомнительные данные в декларации, подача уточненки с меньшими суммами.
  • Выполнение плана.
  • По результатам камералки.

Какие статьи налогов нарушают организации на УСН и ООО?

В ходе проверки ООО на спецрежимах налоговики выявляют следующие характерные моменты:

Статья НК РФ Описание нарушения

Упрощенка

346.12, 346.13 Незаконное применение УСН ООО:
  • с обособленными подразделениями;
  • применяющими единый сельхозналог (ЕСХН);
  • с участием иных фирм свыше 25%;
  • с персоналом свыше 100 человек.
346.15 Сокрытие доходов от продажи товаров (работ, услуг)
346.16 Уменьшение дохода на затраты, не прописанные в НК
346.16, 346.17 Включение в базу по УСН не подтвержденных бумагами затрат или составление бумаг с ошибками.
346.18 Не исчисление минимального налога фирмами с системой учета «доходы минус расходы».
346.21 Уменьшение налога на величину неуплаченных взносов в фонды
Разделение бизнеса на структуры с целью применения УСН

Вмененка

346.26 Незаконное применение ЕНВД по деятельности, попадающей под общий режим.
346.26 Занижение базы по налогу на прибыль из-за отсутствия раздельного учета в отношении предпринимательской деятельности (ПД), облагаемой ЕНВД, и ПД с иным режимом.
346.32 Занижение величины налога за счет не перечисленных по факту взносов в фонды.
346.27, 346.29 Неуплата ЕНВД путем занижения физических показателей коэффициентов доходности.
Гл. 26.3 Незаконное применение ЕНВД с помощью минимизации налогов и разделения бизнеса.

Во многих регионах действуют льготы по налогам для ООО на спецрежимах. При этом в задачу налоговиков входит и проверка правомерности применения льгот.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос №1. Что будут проверять у торгующего в розницу ООО на ЕНВД?

Ревизия проходит согласно ст. 82, 87, 88, 89 НК.

Особое внимание контролеры уделят тому, равна ли торговая площадь заявленной в документах, наличию перегородок в стационарном объекте, разделяющих торговое помещение от остальных.

Вопрос №2. Что будет, если требование об уплате недоимки не удовлетворено в срок?

ИФНС заблокирует банковский счет организации. При наличии на нем средств, снимет их в бесспорном порядке.

Вопрос №3. Как обжаловать решение ИФНС?

Если ООО не согласно с результатами проверки, их сначала следует обжаловать в региональном отделении ИФНС и только потом - в суде.

Вопрос №4. Налоговики проверяют период с 01.0.1.13 по 31.12.15. Требуют данные по дебиторке на текущую дату. Правомерно ли это?

Нет ограничений во времени, за которое могут требовать документы - позиция Минфина и ст. 93.1 НК. Суды принимают сторону проверяемой организации.

Вопрос №5. По результатам проверки доначислены налоги. Можно ли их реструктуризировать?

Да. Необходимо обратиться в ИФНС с соответствующим заявлением.

Налоговая ревизия организаций на УСН и ЕНВД отличается от проверки фирм с общей системой налогообложения (ОСНО). Контролерам интересует законность применения спецрежимов. Каждый бухгалтер ООО должен знать, на что обратят внимание налоговики при рассмотрении бумаг налогоплательщика.

Звонок в один клик

Как не повторить ошибок компаний «ТрансТехСервис» и «Народные двери»

Сегодня дела, связанные с неправомерным, по мнению налогового органа, применением ЕНВД, выходят по количеству на второе место после дел по фирмам-однодневкам. Налоговики набили руку и теперь активно наращивают объемы. Суды в большинстве случаев их поддерживают - кризис, проблемы с наполнением бюджета. О том, как не попасть под колпак налоговиков, читайте в материале для «БИЗНЕС Online» от партнеров юридической компании «АНП Зенит» Гузель Валеевой и Юлии Заздравной.

НАЛОГОВИКИ НАБИЛИ РУКУ И АКТИВНО НАРАЩИВАЮТ ОБЪЕМЫ

Те, кто не знает налогов, расплачиваются за тех, кто знает их слишком хорошо.

Эмиль Фромантель, директор департамента подоходного налога,
персонаж пьесы Л. Вернейля и Ж. Берр «Школа налогоплательщиков»

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) многими понимается как «льготный» налоговый режим для микробизнеса, то есть тот режим, который не может быть источником значительных налоговых доначислений.

Данное заблуждение многим обошлось в многомиллионные доначисления. Например, в прошлом году мы представляли интересы организации, которой доначислили более 30 млн. рублей. В результате перевода на ЕНВД и справедливого рассмотрения дела в пользу налогоплательщика мы добились только в Конституционном суде РФ. Кстати, это было единственное постановление, принятое Конституционным судом РФ по налоговому делу в 2014 году.

Такие случаи далеко не единичны. Сегодня дела, связанные с неправомерным, по мнению налогового органа, применением ЕНВД, выходят по количеству на второе место после дел по фирмам-однодневкам. Налоговики набили руку, сформировали определенную практику и теперь активно наращивают объемы.

Суды, надо сказать, в большинстве случаев их поддерживают, сами понимаете, кризис, проблемы с наполнением бюджета и т. д. Вообще, это железный признак кризиса - количество дел, рассмотренных в пользу налоговой, значительно увеличивается, а политика государства приобретает фискальный уклон. Справедливости ради надо отметить: из высоких кабинетов сейчас звучат совершенно правильные слова о необходимости защиты бизнеса, но дистанцию от слов до дела проходят редко. Не в пример чаще словесное давление на бизнес быстро реализуется в практические действия на всех уровнях власти, с чем мы сегодня и сталкиваемся. Самое страшное, что происходящее сегодня полностью соответствует эпиграфу: те, кто не знает налогов, расплачиваются за тех, кто знает их слишком хорошо.

Так что если ваша деятельность связана с розничной торговлей и применением ЕНВД либо вы просто заинтересованы в формировании качественной системы налоговой безопасности (понимание логики доначислений и доказывания всегда пригодится), то наш опыт будет вам полезен. Предупрежден - значит, вооружен.

ВМЕСТО 2 МЛН. ДОНАЧИСЛЕНИЙ 10 МИЛЛИОНОВ

Итак, ЕНВД - это специальный налоговый режим для определенных видов деятельности. Его суть в следующем: несмотря на название «налог на доход», размер уплачиваемого предпринимателем единого налога на вмененный доход прямо от дохода предприятия или предпринимателя не зависит. Напротив, в качестве налоговой базы по данному налогу законодатель установил различные показатели-критерии, например, квадратные метры, наемные работники, но только не рубли.

Помимо общих ограничений (максимальная численность сотрудников - 100 человек, максимальная доля участия других юридических лиц - не более 25% и т. д.) для розничной торговли предусмотрены следующие ограничения:

  • по виду продукции; не переводится на уплату ЕНВД реализация большинства типов транспортных средств (автомобили, автобусы, прицепы, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л. с.), топлива (автомобильного бензина, дизельного топлива, моторных масел и прямогонного бензина), газа, продукции собственного производства (изготовления) и пр.;
  • по площади; максимально разрешенная площадь торгового зала магазина либо павильонов - 150 кв. м; для объектов торговли, не имеющих торговых залов (например, киосков, лотков, прилавков), и объектов нестационарной торговой сети (развозная и разносная торговля) ограничений по площади не предусмотрено.

На первый взгляд ничего сложного, но вот вам простенький пример.

Абсолютно одинаковые организации арендуют абсолютно одинаковые магазины, расположенные на одной улице друг напротив друга, в которых они абсолютно одинаково торгуют одними и теми же стройматериалами по образцам. Обе организации применяют ЕНВД. Есть только единственное формальное отличие - в одном случае в договоре аренды и техническом паспорте арендованное помещение указано как торговое помещение, а в другом - как административное (офисное). Здравый смысл подсказывает, что налоговые последствия их деятельности должны быть одинаковыми, ведь фактические взаимоотношения одни и те же.

Но все не так просто - после первой налоговой проверки вы с ужасом узнаете, что применяли ЕНВД неправомерно, а значит, весь полученный доход в течение трех предыдущих лет необходимо обложить по иной системе налогообложения. Да, подход сугубо формальный, но вам от этого легче не становится.

А проблемы между тем могут только начинаться. Например, случай из нашей практики - налогоплательщик совмещал ЕНВД и УСН (упрощенная система налогообложения). По УСН за 2012 год был доход 50 млн. рублей, то есть в ограничение дохода в 60 млн. рублей для применения УСН он укладывался. Проверка, перевод с ЕНВД, необходимость дополнительного включения в доходы суммы 11 млн. рублей. В результате общий годовой доход - 61 млн. рублей, то есть организация автоматически «слетает» на общую систему налогообложения, а это и налог на прибыль, и НДС, и т. д. Причем сразу за два года, ведь вернуться на УСН можно не ранее чем через год после утраты права. В итоге вместо стандартных 2 млн. рублей - доначисления на сумму более 10 млн. рублей. Зима, как всегда, пришла неожиданно...

А все лишь потому, что в техническом паспорте и договоре аренды помещение обозначено как административное, офисное.

Другой вариант - организация торгует автомобилями и запасными частями. Торговлю автомобилями на ЕНВД перевести не могут (законодательное ограничение), а вот торговлю запасными частями перевели. Но вся торговля в одном зале, конструктивно площадь, используемая для торговли аксессуарами, никак не выделена, еще ряд нюансов - и в результате доначисления составили свыше 40 млн. рублей.

Самое плохое, что до сих пор нет четких правил, выполняя которые налогоплательщик мог бы спать спокойно. Однако есть ряд действий, значительно сокращающих налоговые риски. И наоборот - их игнорирование может повлечь плачевные результаты, ведь потери могут быть не только финансовыми.

Хочу заострить внимание на удивительной способности нашего человека пренебрегать элементарными правилами налогового планирования, полагаться на наше родное авось.

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ ЗАКОНОВ ФИЗИКИ ОТ ЗАКОНОВ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ?

Нарушить физические законы вам не удастся: если кинули камень вверх, он сразу обратно на голову и упадет. Второй раз никто и не пробует, все понимают, что так делать нельзя. А если вы совершите ошибку в налоговом планировании, ничего сразу не произойдет. Реакция возникнет позже, потому что в цепи обратной связи возникает задержка. Потому что бизнес сегодня, деньги поступят завтра, а проверка может быть когда-нибудь. Тем временем импульс принятого вами решения идет по системе от звена к звену какое-то время. И пока возникшая на него реакция возвращается к вам обратно, ее видимое отсутствие порождает ощущение безнаказанности за нарушение. И потому мы наблюдаем их стойкое игнорирование: раз ничего не происходит, значит, можно нарушать! Как если бы вы кинули вверх камень, а он бы обратно не упал! Вы кидаете следующий, а он тоже не падает! Вот здорово! Всем можно кидать камни вверх! Безнаказанность полная! Законы нам не указка! Ура! А где-нибудь через год или два эти изрядно потяжелевшие камни начинают падать нам на голову...

Как было написано в одной мудрой книге: «Мы кидали камни легких и простых решений, а обрушились на нас глыбы тяжелейших запутанных проблем».

Итак, мы разобрались с тем, кто виноват, теперь пора понять, что делать.

В результате личного опыта, а также анализа судебной практики нами были выявлены повторяющиеся ошибки налогового планирования при применении ЕНВД. Давайте их разберем и сформируем конкретные решения, которые помогут вам эффективно подготовиться к проверке и минимизировать налоговые риски.

1. ФОРМАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ОПАСНО

По смыслу ст. 346.27 НК РФ объект стационарной торговой сети, имеющий торговые залы, должен иметь обособленные помещения, которые предназначаются для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. Иными словами, факт разделения площади должен свободно определяться как визуально (любого вида конструкции), так и по инвентаризационным и правоустанавливающим документам (например, соответствовать плану размещения по договору аренды).

На практике в ситуации, когда общая торговая площадь превышает допустимые 150 кв. м, предприниматели-плательщики ЕНВД поступают по-разному:

  • ничего не предпринимают, самостоятельно посчитанную торговую площадь указывают лишь в декларации по ЕНВД;
  • издают внутренний приказ, где фиксируют торговую площадь по ЕНВД;
  • выделяют площадь в договоре аренды (в плане-экспликации);
  • формально передают часть торговой площади другому лицу (ООО, ИП);
  • отделяют площадь перегородками (как правило, передвижными).

При этом в большинстве случаев физического обособления площади нет, все происходит лишь на бумаге. Такой подход чреват значительными доначислениями.

Так, под прицел налоговых органов попала группа компаний «ТрансТехСервис» (в настоящее время в арбитражных судах рассматривается свыше 20 дел с участием компаний группы).

В автосалонах группы в 2009 - 2011 годах помимо собственно продажи автомобилей осуществлялась торговля запасными частями. По этому виду деятельности автосалоны уплачивали ЕНВД. При этом спорная торговая площадь выделялась лишь в договорах аренды (которые заключались с другой компанией группы, т. е. взаимозависимым лицом).

В ходе выездной налоговой проверки инспекция отказала компании в применении ЕНВД, приняв за торговую площадь общую площадь автосалона (значительно превышающую 150 кв. м). Это все, конечно, из разряда «удивительное рядом». Ни у кого не вызывает сомнений, что бó льшая часть площади, безусловно, предназначена для торговли автомобилями, ее учет в целях определения площади торговли запасными частями противоречит здравому смыслу. Но в то же время это говорит и о том, что налогоплательщик недостаточно прорабатывал возможные налоговые риски и к такому повороту был не готов.

Суды (в январе 2015 года экономическая коллегия ВС РФ отказала в передаче дел в ВС РФ) поддержали инспекцию, приняв во внимание следующие обстоятельства:

  • в техническом паспорте торговое помещение отсутствует;
  • в договорах аренды помещений не указано на конструктивные особенности выделенной торговой площади;
  • фактически отсутствуют какие-либо конструктивные ограничения торговой площади, где производится реализация запчастей;
  • есть возможность свободного перемещения покупателей по всему автосалону;
  • контрольно-кассовая техника не связана с зоной торговли запасными частями, а является единым местом для проведения расчетов как при приобретении автомашин, так и запасных частей.

В качестве доказательств суды приняли технический паспорт, протокол осмотра, свидетельские показания.

Таким образом, если у вас похожая ситуация, то выделите в техническом паспорте используемое помещение, внесите исправления в договор аренды, установите конструктивные ограничения, закрепите кассовый аппарат только за этим помещением и всеми возможными способами подкрепите обособленность - отдельные договоры, отдельный сбор выручки и т. д.

2. ВИЗУАЛЬНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ НЕДОСТАТОЧНО

Следует отметить, что одного физического разделения (установки перегородки) также недостаточно. Изменения, отражающие произведенную перепланировку помещения, необходимо внести в инвентаризационные и правоустанавливающие документы.

На такой подход ориентировал ВАС РФ, указав, что вывод о наличии самостоятельного объекта организации торговли может быть сделан судом только на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

К числу таких документов относятся: договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы.

3. НЕСКОЛЬКО ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕ СПАСЕТ

Не станет аргументом в пользу налогоплательщика и осуществление на одной площади нескольких видов деятельности. Ведь физический показатель «площадь торгового зала» является неизменной величиной и не зависит от количества видов деятельности, осуществляемых на этой площади. Данные выводы содержатся в постановлениях президиума ВАС РФ от 20.10.2009 №9757/09, от 2 ноября 2010 года №8617/10.

Иными словами, если предприниматель на одной территории осуществляет два вида деятельности (например, розничная торговля и услуги общепита) при отсутствии должного обособления, ЕНВД придется исчислять с полной площади по обоим видам деятельности.

4. ФОРМАЛЬНАЯ ПЕРЕДАЧА ЧАСТИ ПЛОЩАДИ ДРУГОМУ ЛИЦУ - НЕ РЕШЕНИЕ

Претензии коснулись и казанского магазина «Народные двери». Как следует из решения суда первой инстанции, на территории магазина осуществлялась торговля дверьми и фурнитурой. При этом оптовой торговлей занимались две компании (ООО), а розничной - индивидуальный предприниматель.

С этой целью предприниматель арендовал часть магазина, с площади которой и рассчитывал ЕНВД. В ходе выездной налоговой проверки налоговый орган доначислил предпринимателю ЕНВД исходя из площади всего магазина. Аргументами не в пользу налогоплательщика стали следующие обстоятельства:

  • спорная торговая площадь конструктивно не выделена (не огорожена), какие-либо ограничения территории этих мест, в том числе для доступа покупателей, отсутствуют;
  • выделение торговой площади в договорах аренды произведено предпринимателем самостоятельно (посредством заштриховывания);
  • изменения в инвентаризационные и технические документы, отражающие перепланировку помещения, не вносились;
  • фактически перепланировка не произведена;
  • директор оптовых компаний и предприниматель - одно лицо;
  • идентичная номенклатура, общие образцы продукции;
  • общие работники;
  • общий склад;
  • расчеты за покупки в одном месте;
  • единый режим работы, общий вход в магазин;
  • расчетные счета в одном банке, передача денег на инкассацию осуществлялась одним старшим кассиром - и за индивидуального предпринимателя, и за организацию;
  • закупка дверей производилась предпринимателем через оптовые организации;
  • образцы продукции выставлены на всей площади магазина.

К сожалению, данные факты показывают, насколько формальным было отношение налогоплательщика к оптимизации. Ну и, конечно, работа, проделанная налоговым органом, в данном случае вызывает уважение. Точка в этом деле не поставлена, поскольку налогоплательщик подал апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции (рассмотрение дела назначено на 19.08.2015).

5. ТОРГОВЛЯ ПО ОБРАЗЦАМ И КАТАЛОГАМ

При осуществлении торговли по образцам и каталогам есть дополнительное ограничение для применения ЕНВД - такая деятельность может осуществляться лишь в стационарной торговой сети.

Иными словами, если по документам назначение помещения - склад или офис, то доходы от предпринимательской деятельности, связанной с реализацией товаров по образцам через это помещение, не облагаются ЕНВД.

Кроме того, необходимым условием для признания помещения стационарной торговой сетью является присоединение здания, сооружения к инженерным коммуникациям (ст. 346.27 НК РФ).

Нелишним будет убедиться, что договоры купли-продажи заключаются в спорном помещении (а не на дому у покупателя, к примеру), оплата производится на месте. В противном случае налоговый орган и, вероятно, суды укажут на несоответствие условий деятельности тем, которые позволяют уплачивать ЕНВД.

ПЕРЕВОД С ОСНО НА ЕНВД - И ТАКОЕ БЫВАЕТ!

Возможна и обратная ситуация: инспекция может настоять на необходимости применения ЕНВД. Правда, речь идет лишь о 2012 годе. Дело в том, что с 01.01.2013 переход на ЕНВД стал добровольным. А проверять более ранний период инспекция не вправе, поскольку существует ограничение по глубине проверки (три года, предшествующих году вынесения решения о проверке).

С такой ситуацией мы и столкнулись на практике - в ходе проверки налоговый орган посчитал, что каждый из пяти отделов магазина является самостоятельным объектом торговли, соответственно, поскольку торговая площадь каждого из них не превышает 150 кв. м, доначислил ЕНВД (попутно - пени, штрафы за неуплату налога и за непредставление декларации).

Помимо этого, налоговый орган доначислил также НДС. Точнее, снял вычеты по НДС. Однако корректировать налоговую базу с реализации (что, казалось бы, логично - плательщик ЕНВД не уплачивает НДС, соответственно, устанавливая действительные налоговые обязательства, корректировку нужно делать до конца) не стал. В итоге получилось фактически тройное налогообложение.

Доказать свою правоту нам удалось, лишь обратившись в Конституционный суд РФ. Результатом стало Постановление №17-П от 03.06.2014, в котором КС РФ указал на неверное толкование кодекса нижестоящими судами.

Розничным продавцам-плательщикам ЕНВД следует провести анализ своих налоговых рисков (налоговый аудит) и при необходимости скорректировать свою позицию с учетом последней судебной практики:

  • отгородить торговую площадь физически (по возможности - капитальными конструкциями);
  • внести изменения в инвентаризационные и правоустанавливающие документы, зафиксировав перепланировку;
  • в договоре аренды выделить спорное помещение, указать его характеристики и предназначение (для торговли);
  • при торговле по образцам и каталогам убедиться, что спорный объект предназначен для торговли.
  • подтвердить всеми возможными способами обособленность - отдельные договоры на охрану, инкассацию, разные старшие кассиры и т. д.

В противном случае существует риск пересчета налоговых обязательств за три последних года, а также доначисления пеней, штрафов за неуплату налога (20% от недоимки) и за непредставление деклараций (до 30% от суммы налога по декларации).

ГИГИЕНА, ПРОФИЛАКТИКА, ЛЕЧЕНИЕ

В заключение хочу сказать, что налоговое здоровье организации достигается, по аналогии со здоровьем человека, тремя способами:

1) гигиена;
2) профилактика;
3) лечение.

Естественно, чем больше внимания первым двум пунктам, тем реже доходит до третьего.

Гигиена - на стадии планирования бизнеса, на стадии заключения сделок вы оцениваете возможные налоговые последствия, проверяете контрагентов на добросовестность и т. д., и в зависимости от результатов корректируете свою деятельность, минимизируя налоговые риски.

Профилактика - вы регулярно проводите налоговый аудит (привлекая специалистов либо самостоятельно); отслеживаете изменения законодательства и судебной практики; выявляете налоговые риски и переплаты; создаете подушку налоговой безопасности; корректируете свою деятельность.

Лечение - вы получили уведомление о проведении налоговой проверки; принимаете решение заняться самолечением либо обратиться к врачам-специалистам; фактически в авральном, круглосуточном режиме проводите налоговый аудит; выстраиваете корректное, грамотное, основанное на законе взаимодействие с проверяющими; соблюдаете определенные правила работы во время проверки. Если вы следили за здоровьем, то на этом этапе все ваши затраты - по большей части время ваших сотрудников на копирование и представление документов.

Как вы понимаете, на первом этапе минимальные усилия ведут к максимальным результатам, на втором этапе умеренные усилия - к максимальным результатам, на третьем этапе только максимальные усилия ведут вообще к результатам.

Ну и последний, мной не обозначенный этап, - хирургический. Вы получили вступившее в силу решение налогового органа, впереди у вас только судебное обжалование. И самое главное, чтобы пациент не был скорее мертв, чем жив. Вот здесь требуются сверхмаксимальные усилия для возврата его к жизни.

Практика показывает, что мы начинаем бегать по врачам, когда уже «поздно пить боржоми». Так и к нам чаще обращаются в лучшем случае на третьем этапе, хотя правильнее и выгоднее - значительно раньше. Подумайте, что лучше - заниматься физкультурой, по возможности беречь себя или валяться в постели, глотая горсть лекарств?

Поэтому призываю вас: прикладывайте усилия на этапе заключения сделок, проводите регулярный check-up (налоговый аудит) здоровья вашей организации и встречайте спокойно налоговую проверку с улыбкой, с уважением, с достоинством.

Берегите себя, ведите во всех отношениях здоровый образ жизни!

Гузель Валеева, Юлия Заздравная

P. S. Если статья показалась вам полезной, мы будем рады продолжить цикл статей с практическими рекомендациями на налоговую тематику.

Справка

Гузель Валеева - с тарший партнер юридической компании «АНП Зенит».

Образование: Казанский государственный финансово-экономический институт по специальности «налоги и налогообложение»; Московская государственная юридическая академия им. Кутафина (МГЮА) по специальности «гражданское право».

Спикер международной конференции «Налоговое право в решениях Конституционного суда Российской Федерации», поволжского налогового форума и других отраслевых конференций.

Юлия Заздравная - у правляющий партнер юридической компании «АНП Зенит».

Образование: Казанский государственный финансово-экономический институт по специальности «налоги и налогообложение».

Спикер международной конференции «Налоговое право. Опыт России и других стран», поволжского налогового форума и других отраслевых конференций.

Порядок проведения камеральной проверки регламентирован ст. 88 НК РФ. Так, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Проверке подлежат представленные налогоплательщиками декларации, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.

Получается, что налоговики обязаны проводить проверку каждой полученной декларации. Такой вывод сделали и судьи ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 24.02.2010 N А42-3884/2009.

ФНС России в своем Письме от 18.12.2005 N 06-1-04/648 указала, что камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления.

То есть можно сделать вывод, что периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности.

Проводится камеральная проверка уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Никакого специального решения руководителя налогового органа в данном случае не требуется.

Срок проведения камеральной проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Теперь перейдем к процедуре проведения камеральной проверки.

Порядок проведения камеральной проверки

Итак, первое, что проверяется в ходе камеральной налоговой проверки, — это сам факт представления декларации в налоговый орган. Соответственно, если декларация подана позже установленного срока, то налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ.

Обратите внимание: помимо налоговой ответственности за нарушение сроков представления деклараций, предусмотрена еще и административная ответственность. Согласно ст. 15.5 КоАП РФ штраф за данное нарушение составляет от 300 до 500 руб.

Примечание. Если сумма налога к уплате по декларации составляет 0 руб., налогоплательщику грозит минимальная сумма штрафа в размере 1000 руб.

Возьмите на заметку. Если декларация не представлена, налогоплательщику могут закрыть счет в банке

В случае если налогоплательщик не представил налоговую декларацию в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока, руководитель налоговой инспекции может принять решение о приостановлении его операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

После того как налогоплательщик представит декларацию, приостановление операций по счетам отменяется. И делается это не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда налогоплательщик сдал декларацию.

Об этом — п. 3 ст. 76 НК РФ.

Дальнейшую процедуру камеральной налоговой проверки можно разделить на несколько этапов:

— визуальное ознакомление и проверка заполнения всех необходимых реквизитов. Так, в представленной налогоплательщиком декларации может быть нечетко прописан или отсутствовать вовсе какой-либо обязательный реквизит (ИНН или налоговый период), который позволяет идентифицировать декларацию. В таком случае налоговики уведомляют организацию или индивидуального предпринимателя о необходимости представить полностью заполненную декларацию;

— проверка правильности исчисления налоговой базы;

— проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;

— проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;

— проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствия действующему законодательству.

При проверке правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:

— проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;

— проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;

— взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;

— оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.

Проверяем декларацию по ЕНВД

Прежде всего напомним, что действующая форма декларации по единому налогу утверждена Приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@. Согласно п. 3 ст. 346.32 НК РФ срок представления налоговой декларации по ЕНВД — не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Соответственно, после указанного срока налоговые органы начинают проводить камеральные проверки всех представленных деклараций по единому налогу.

Примечание. Этим же Приказом утвержден Порядок заполнения декларации по ЕНВД.

Для проверки правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф налоговики используют Контрольные соотношения.

ФНС России своим Письмом от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ направила Контрольные соотношения показателей декларации по ЕНВД для использования в работе нижестоящими налоговыми органами. В свою очередь налогоплательщики тоже могут использовать указанные соотношения для проверки правильности расчета налога и заполнения декларации.

Что же такое Контрольные соотношения? Под ними понимаются так называемые формулы, в которые должны укладываться показатели представленной декларации относительно других показателей этой же отчетности, иных документов или показателей, установленных НК РФ.

В ходе проведения камеральной проверки декларации по ЕНВД налоговики используют две группы контрольных соотношений:

— внутридокументные;

— междокументные.

Примечание. Контрольные соотношения (КС) указаны в Приложении к Письму ФНС России от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@.

Внутридокументные контрольные соотношения определяют соответствие показателей, отраженных в различных разделах налоговой декларации (КС N N 1.1 — 1.10). Обычно эти соотношения проверяются в автоматизированном режиме при помощи специальной компьютерной программы.

Вторая группа контрольных соотношений проверяется вручную. В данном случае инспектор сопоставляет показатели налоговой декларации с информацией, содержащейся в иных документах (КС N N 4.1.1 — 4.3.55).

Такие иные документы (например, правоустанавливающие документы на нежилые помещения, гражданско-правовые договоры, договоры аренды и т.п.) могут быть либо представлены самим налогоплательщиком, либо запрошены налоговиками у соответствующих органов. В частности, для проверки количества транспортных средств, имеющихся в собственности «вмененщика», налоговый инспектор может направить соответствующий запрос в ГИБДД, а для уточнения данных по площадям помещений или земельных участков — в органы БТИ.

Права налогоплательщиков в ходе камеральной проверки

Специалисты ФНС России в Письме от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ указали, что при невыполнении Контрольных соотношений налогоплательщику направляется письменное уведомление о представлении пояснений. На представление таких пояснений «вмененщику» предоставляется пять дней.

В свою очередь организации или предприниматели, получившие такое уведомление, либо представляют соответствующие пояснения с приложением подтверждающих документов, либо подают уточненную налоговую декларацию.

Заметим: представление пояснений, равно как и подтверждающих документов, является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Поэтому привлечь налогоплательщика к ответственности в данном случае не получится. Однако лучше не игнорировать уведомление налогового органа. Ведь это, вполне возможно, избавит организацию или индивидуального предпринимателя от доначисления налога, начисления пеней и штрафа по итогам камеральной налоговой проверки.

Форма, в которой налогоплательщик должен представить пояснения, законодательно не утверждена. Поэтому ее можно разработать самостоятельно. Кроме того, не запрещены законодательством и устные пояснения. Так, налоговики вправе вызвать налогоплательщика или его представителя в инспекцию для дачи пояснений в связи с уплатой налогов или проведением проверки (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Оформляем результаты камеральной проверки

После того как налоговый инспектор получил и изучил все необходимые документы, камеральная проверка заканчивается. Однако налогоплательщик получает документ, свидетельствующий об окончании проверки, только в том случае, если выявлены какие-либо нарушения налогового законодательства. В противном случае вручения акта не будет. Ведь действующее законодательство не обязывает налоговиков уведомлять налогоплательщика об окончании камеральной проверки. На это указали специалисты УФНС России по г. Москве в Письме от 21.05.2009 N 20-14/4/051403@.

В соответствии со ст. 100 НК РФ при установлении факта налогового правонарушения составляется акт камеральной налоговой проверки. Срок для этого — 10 дней с момента окончания проверки. Составляется акт в двух экземплярах по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Один экземпляр акта налоговой проверки в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка. Заметим, что акт также можно вручить представителю налогоплательщика под роспись или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

После получения акта камеральной проверки налогоплательщик вправе подать на него возражения. Это следует из положений п. 6 ст. 100 НК РФ, согласно которым в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих «вмененщик» может представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Срок представления таких возражений — 15 дней со дня получения акта налоговой проверки.

К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие их обоснованность.

К сведению: непредставление возражений по акту камеральной проверки не означает, что налогоплательщик согласен с претензиями налоговиков. Ведь пояснения в налоговый орган можно представлять и в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, и при обжаловании решений в вышестоящем налоговом органе или суде. Об этом — п. 4 ст. 101, ст. 137, п. п. 1 и 2 ст. 138 НК РФ, ст. 41 АПК РФ, Постановление ФАС Центрального округа от 22.12.2008 N А64-1496/08-22.

По истечении 15 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику акта камеральной проверки налоговые органы обязаны известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. После чего в назначенное время налоговики (в присутствии налогоплательщика или без него) рассматривают все материалы проверки и возражения налогоплательщика и выносят окончательное решение по результатам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Обратите внимание: в процессе рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ и Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О). В данном случае срок окончания камеральной налоговой проверки может быть перенесен еще на месяц.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, указываются срок и конкретная форма их проведения.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (или его заместитель) налогового органа выносит решение (п. 7 ст. 101 НК РФ):

— о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

— об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Принятое решение также необходимо вручить налогоплательщику. В случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Решение, принятое по результатам камеральной проверки, вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения налогоплательщику. Оспорить такое решение «вмененщик» вправе путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или суд.

Порядок проведения камеральной проверки регламентирован ст. 88 НК РФ. Так, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа. Проверке подлежат представленные налогоплательщиками декларации, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.Получается, что налоговики обязаны проводить проверку каждой полученной декларации. Такой вывод сделали и судьи ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 24.02.2010 N А42-3884/2009.ФНС России в своем Письме от 18.12.2005 N 06-1-04/648 указала, что камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления.То есть можно сделать вывод, что периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности.Проводится камеральная проверка уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Никакого специального решения руководителя налогового органа в данном случае не требуется.Срок проведения камеральной проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.Теперь перейдем к процедуре проведения камеральной проверки.
Порядок проведения камеральной проверки
Итак, первое, что проверяется в ходе камеральной налоговой проверки, — это сам факт представления декларации в налоговый орган. Соответственно, если декларация подана позже установленного срока, то налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ.Обратите внимание: помимо налоговой ответственности за нарушение сроков представления деклараций, предусмотрена еще и административная ответственность. Согласно ст. 15.5 КоАП РФ штраф за данное нарушение составляет от 300 до 500 руб.
Примечание. Если сумма налога к уплате по декларации составляет 0 руб., налогоплательщику грозит минимальная сумма штрафа в размере 1000 руб.
Возьмите на заметку. Если декларация не представлена, налогоплательщику могут закрыть счет в банкеВ случае если налогоплательщик не представил налоговую декларацию в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока, руководитель налоговой инспекции может принять решение о приостановлении его операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.После того как налогоплательщик представит декларацию, приостановление операций по счетам отменяется. И делается это не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда налогоплательщик сдал декларацию.Об этом — п. 3 ст. 76 НК РФ.
Дальнейшую процедуру камеральной налоговой проверки можно разделить на несколько этапов:- визуальное ознакомление и проверка заполнения всех необходимых реквизитов. Так, в представленной налогоплательщиком декларации может быть нечетко прописан или отсутствовать вовсе какой-либо обязательный реквизит (ИНН или налоговый период), который позволяет идентифицировать декларацию. В таком случае налоговики уведомляют организацию или индивидуального предпринимателя о необходимости представить полностью заполненную декларацию;- проверка правильности исчисления налоговой базы;- проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;- проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;- проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствия действующему законодательству.При проверке правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:- проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;- проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;- взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;- оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.
Проверяем декларацию по ЕНВД
Прежде всего напомним, что действующая форма декларации по единому налогу утверждена Приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@. Согласно п. 3 ст. 346.32 НК РФ срок представления налоговой декларации по ЕНВД — не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Соответственно, после указанного срока налоговые органы начинают проводить камеральные проверки всех представленных деклараций по единому налогу.
Примечание. Этим же Приказом утвержден Порядок заполнения декларации по ЕНВД.
Для проверки правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф налоговики используют Контрольные соотношения.ФНС России своим Письмом от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ направила Контрольные соотношения показателей декларации по ЕНВД для использования в работе нижестоящими налоговыми органами. В свою очередь налогоплательщики тоже могут использовать указанные соотношения для проверки правильности расчета налога и заполнения декларации.Что же такое Контрольные соотношения? Под ними понимаются так называемые формулы, в которые должны укладываться показатели представленной декларации относительно других показателей этой же отчетности, иных документов или показателей, установленных НК РФ.В ходе проведения камеральной проверки декларации по ЕНВД налоговики используют две группы контрольных соотношений:- внутридокументные;- междокументные.
Примечание. Контрольные соотношения (КС) указаны в Приложении к Письму ФНС России от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@.
Внутридокументные контрольные соотношения определяют соответствие показателей, отраженных в различных разделах налоговой декларации (КС N N 1.1 — 1.10). Обычно эти соотношения проверяются в автоматизированном режиме при помощи специальной компьютерной программы.Вторая группа контрольных соотношений проверяется вручную. В данном случае инспектор сопоставляет показатели налоговой декларации с информацией, содержащейся в иных документах (КС N N 4.1.1 — 4.3.55).Такие иные документы (например, правоустанавливающие документы на нежилые помещения, гражданско-правовые договоры, договоры аренды и т.п.) могут быть либо представлены самим налогоплательщиком, либо запрошены налоговиками у соответствующих органов. В частности, для проверки количества транспортных средств, имеющихся в собственности «вмененщика», налоговый инспектор может направить соответствующий запрос в ГИБДД, а для уточнения данных по площадям помещений или земельных участков — в органы БТИ.
Права налогоплательщиков в ходе камеральной проверки
Специалисты ФНС России в Письме от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ указали, что при невыполнении Контрольных соотношений налогоплательщику направляется письменное уведомление о представлении пояснений. На представление таких пояснений «вмененщику» предоставляется пять дней.В свою очередь организации или предприниматели, получившие такое уведомление, либо представляют соответствующие пояснения с приложением подтверждающих документов, либо подают уточненную налоговую декларацию.Заметим: представление пояснений, равно как и подтверждающих документов, является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Поэтому привлечь налогоплательщика к ответственности в данном случае не получится. Однако лучше не игнорировать уведомление налогового органа. Ведь это, вполне возможно, избавит организацию или индивидуального предпринимателя от доначисления налога, начисления пеней и штрафа по итогам камеральной налоговой проверки.Форма, в которой налогоплательщик должен представить пояснения, законодательно не утверждена. Поэтому ее можно разработать самостоятельно. Кроме того, не запрещены законодательством и устные пояснения. Так, налоговики вправе вызвать налогоплательщика или его представителя в инспекцию для дачи пояснений в связи с уплатой налогов или проведением проверки (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Оформляем результаты камеральной проверки
После того как налоговый инспектор получил и изучил все необходимые документы, камеральная проверка заканчивается. Однако налогоплательщик получает документ, свидетельствующий об окончании проверки, только в том случае, если выявлены какие-либо нарушения налогового законодательства. В противном случае вручения акта не будет. Ведь действующее законодательство не обязывает налоговиков уведомлять налогоплательщика об окончании камеральной проверки. На это указали специалисты УФНС России по г. Москве в Письме от 21.05.2009 N 20-14/4/051403@.В соответствии со ст. 100 НК РФ при установлении факта налогового правонарушения составляется акт камеральной налоговой проверки. Срок для этого — 10 дней с момента окончания проверки. Составляется акт в двух экземплярах по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Один экземпляр акта налоговой проверки в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка. Заметим, что акт также можно вручить представителю налогоплательщика под роспись или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения.После получения акта камеральной проверки налогоплательщик вправе подать на него возражения. Это следует из положений п. 6 ст. 100 НК РФ, согласно которым в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих «вмененщик» может представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Срок представления таких возражений — 15 дней со дня получения акта налоговой проверки.К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие их обоснованность.К сведению: непредставление возражений по акту камеральной проверки не означает, что налогоплательщик согласен с претензиями налоговиков. Ведь пояснения в налоговый орган можно представлять и в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, и при обжаловании решений в вышестоящем налоговом органе или суде. Об этом — п. 4 ст. 101, ст. 137, п. п. 1 и 2 ст. 138 НК РФ, ст. 41 АПК РФ, Постановление ФАС Центрального округа от 22.12.2008 N А64-1496/08-22.По истечении 15 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику акта камеральной проверки налоговые органы обязаны известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. После чего в назначенное время налоговики (в присутствии налогоплательщика или без него) рассматривают все материалы проверки и возражения налогоплательщика и выносят окончательное решение по результатам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).Обратите внимание: в процессе рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ и Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О). В данном случае срок окончания камеральной налоговой проверки может быть перенесен еще на месяц.В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, указываются срок и конкретная форма их проведения.По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (или его заместитель) налогового органа выносит решение (п. 7 ст. 101 НК РФ):- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.Принятое решение также необходимо вручить налогоплательщику. В случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.Решение, принятое по результатам камеральной проверки, вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения налогоплательщику. Оспорить такое решение «вмененщик» вправе путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или суд.

Ромашкина Е.Г. Налоговая проверка: что нужно знать «вмененщику» (часть 1) // Вмененка. 2013. N 8. С. 24 — 28.