Ямайская бреттон вудская. Бреттон-Вудская система

Три десятилетия, которые совпали с действием Бреттон-вудской системы, часто воспринимаются как время относительной стабильности, порядка и дисциплины. Все же, учитывая, что потребовалось почти 15 лет после конференции в Бреттон-Вудс в 1944 году, прежде чем система полностью заработала, и были признаки неустойчивости в период ее действия, возможно, недостаточно усилий было приложено в попытке поддержать систему. Вместо того, чтобы характеризовать Бреттон-Вудс как период стабильности, более точно было бы рассматривать его как переходную стадию, которая предшествовала новому международному денежно-кредитному порядку, в котором мы все еще живем до сих пор.

История создания Бреттон-Вудской валютной системы

В июле 1944 года делегаты от 44 стран собрались в горном курорте Бреттон-Вудс, чтобы обсудить новый международный денежно-кредитный порядок. Идея состояла в том, чтобы создать систему для облегчения международной торговли при защите целей отдельных стран. Это означало более эффективную альтернативу финансовой системе, которая, возможно, привела и к Великой депрессии, и к Второй мировой войне.

Дискуссии в основном были вокруг интересов двух крупнейших экономических держав того времени — Соединенных Штатов и Великобритании. У этих двух стран были совсем не общие интересы, поскольку Великобритания завершила войну как страна-должник, а Соединенные Штаты были готовы взять на себя роль крупнейшего мирового кредитора. Желая открыть мировой рынок для своего экспорта, американская сторона, представляемая Гарри Уайтом, имела в качестве приоритета более свободную торговлю через стабильность фиксированных обменных курсов. Великобритания, представленная Джоном Кейнсом, преследовала цели политической автономии, и стремилась к большей гибкости обменных курсов, чтобы повысить качество платёжного баланса.

Новые правила

Наконец, был принят компромисс в виде фиксированных, но корректируемых валютных курсов. Страны-участники должны были привязать свои валюты к доллару США и гарантировать, что их валюта будет надежной, а Соединенные Штаты, в свою очередь, привязать доллар к золоту по цене 35$ за унцию. Страны покупали бы или продавали доллары, чтобы удерживать курс в пределах 1%-го коридора от установленного курса, и могли бы регулировать этот курс только в случае «серьезного нарушения равновесия» платёжного баланса.

Чтобы гарантировать соблюдение новых правил, были созданы два международных института: Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), позже известный как Мировой банк. Новые правила были официально прописаны в статьях договора МВФ. Условия предусматривали, что ограничения текущего счета будут повышены, в то время как контроль за капиталом позволял избежать дестабилизацию денежных потоков.

Однако, статьи договора были не в состоянии обеспечить эффективные санкции для стран с хроническим профицитом платёжного баланса, который определялся как «фундаментальное нарушение равновесия», и новую международную валюту (предложенную Кейнсом), чтобы увеличить поставку золота как дополнительный источник ликвидности. Далее, не было никакого четкого графика для введения новых правил, так что потребовалось приблизительно 15 лет, прежде чем Бреттонвудская система фактически заработала в полной мере. К этому времени система уже показывала признаки неустойчивости.

Первые годы системы

В то время как Соединенные Штаты стремились к немедленному выполнению условий договора, плохое состояние экономики большой части послевоенного мира сделало труднодостижимым исправление платёжного баланса при режиме фиксированного обменного курса, без некоторого контроля за текущим счетом и внешних источников финансирования. Без международной валюты, созданной для обеспечения дополнительной ликвидности, учитывая ограниченные кредитные возможности МВФ и МБРР, вскоре стало очевидно, что США должны будут обеспечить этот внешний источник финансирования для остальной части мира, при условии постепенного достижения конвертируемости текущего счета.

С 1945 до 1950 года Соединенные Штаты имели средний годовой торговый профицит в $3.5 млрд. С другой стороны к 1947 году европейские страны страдали от хронического дефицита платёжного баланса, что привело к быстрому истощению их золотовалютных резервов. Вместо того, чтобы считать эту ситуацию выгодной, американское правительство поняло, что это серьезно угрожало способности Европы оставаться жизненно-важным рынком для американского экспорта.

Исходя из этого, США предоставили Европе финансирование в $13 млрд. через План Маршалла в 1948 году, и приблизительно двум дюжинам стран, во главе с Великобританией, было разрешено обесценить свои валюты против доллара в 1949г. Эти шаги помогли облегчить недостаток долларов и восстановление конкурентоспособного баланса, за счет сокращения торгового профицита США.

План Маршалла и более конкурентные обменные курсы уменьшили давление на европейские страны, пытающиеся восстановить свои разрушенные войной экономики, что позволило им обеспечить быстрый рост и восстановить свою конкурентоспособность против США. Валютный контроль был постепенно усилен и полная конвертируемость текущего счета, наконец, была достигнута в конце 1958г. Однако, в это время американская экспансионистская валютная политика, которая увеличила поставку долларов, наряду с возросшей конкурентоспособностью других стран-участниц системы, вскоре полностью изменила ситуацию с платёжными балансами. Соединенные Штаты уже имели дефицит платёжного баланса в 1950-х и дефицит текущего счета в 1959г.

Неустойчивость Бреттон-Вудской валютной системы

Истощение американских золотых запасов, сопровождающее эти дефициты, при стремлении других стран держать часть своих резервов в долларовых активах, а не в золоте, все больше угрожали стабильности системы. При том, что американский профицит текущего счета исчез в 1959 году, а иностранные обязательства Федеральной резервной системы впервые превысили запасы монетарного золота в 1960 году, возникли опасения относительно потенциальной поставки золота.

Учитывая, что долларовый спрос на золото превышал фактическое предложение золота, были беспокойства, что официальный обменный курс золота в 35$ был переоценен в пользу доллара. Соединенные Штаты опасались, что такая ситуация могла создать арбитражные возможности для стран-участниц, так как они могли обменять свои долларовые активы на золото по официальному курсу и затем продать золото на Лондонской бирже по более высокой цене, что привело бы к исчерпанию американских золотых запасов, ставя под угрозу один из ключевых элементов Бреттонвудской системы.

Но, в то время как страны-участники имели индивидуальные стимулы использовать в своих интересах такую арбитражную возможность, у них также был коллективный интерес в сохранении системы. Однако, они опасались, что США обесценят доллар, таким образом, снижая ценность их долларовых активов. Чтобы снять эти беспокойства, кандидат в Президенты США Джон Кеннеди был вынужден сделать заявление в конце 1960-х, что если он будет избран, то не станет обесценивать доллар.

В отсутствии девальвации, Соединенные Штаты нуждались в совместных усилиях со стороны других стран, чтобы те допустили укрепление своих собственных валют. Несмотря на призывы к скоординированной ревальвации, чтобы восстановить баланс в системе, страны-участники отказывались пойти на это, не желая терять конкурентоспособность своих экономик. Вместо этого, были предприняты другие меры, включая расширение кредитоспособности МВФ в 1961 году и формирование Золотого пула множеством европейских стран.

Золотой пул объединил запасы золота нескольких европейских стран, чтобы удержать рыночную цену золота от существенного повышения выше официального курса. В то время как в период 1962—1965гг. новых поставок из Южной Африки и Советского Союза было достаточно, чтобы компенсировать растущий спрос на золото, оптимизм по этому поводу вскоре прошел, как только спрос начал опережать предложение с 1966 по 1968гг. Последовавшее решение Франции выйти из Золотого пула в 1967 году привело к его краху уже в следующем году, когда рыночная цена золота в Лондоне выстрелила вверх, сильно оторвавшись от официальной цены.

Крах Бреттон-Вудской системы

Другая попытка спасти систему была предпринята с введением международных валют, подобно тому, что предлагал Кейнс в 1940-х. Их эмиссию проводил бы Международный валютный фонд, и они заменили бы доллар в качестве международной резервной валюты. Но, поскольку серьезные обсуждения новой валюты под названием «Специальные права заимствования» (SDR) начались только в 1964 году, и первая эмиссия произошла только в 1970 году, эта мера была слишком незначительна и слишком запоздала.

К моменту первого выпуска SDR общие американские запасы золота, и, несмотря на краткосрочный профицит торгового баланса в 1968—1969гг., возвращение к дефициту после этого создало достаточно давления, чтобы спровоцировать стремление изъять золото из США. Франция заявила о намерении обменять свои долларовые активы на золото, а вслед за ней и Великобритания попросила обменять $750 млн. на золото, в результате чего Президент Ричард Никсон летом 1971 года закрыл золотое окно.

В заключительной попытке поддержать систему прошли переговоры во второй половине 1971 года, что привело к Смитсоновскому соглашению, в котором группа из десяти стран согласилась пойти на укрепление своих валют, чтобы обеспечить девальвацию доллара на 7.9%. Но, несмотря на эту ревальвацию валют, новый набег на доллар произошел в 1973 году, создавая инфляционный поток капитала из США в страны из этой десятки. Валютная привязка была приостановлена, позволив валютам колебаться, что привело к окончательному краху Бреттонвудской системы фиксированных курсов.

Заключение

Далеко не являясь периодом международного сотрудничества и глобального порядка, годы Бреттон-Вудского соглашения продемонстрировали существенные трудности при попытке создать и поддерживать международный финансовый порядок, который бы обеспечивал свободную и беспрепятственную торговлю, при этом также разрешая странам преследовать собственные политические цели. Дисциплина золотого стандарта и фиксированных обменных курсов, как оказалось, была чрезмерной для быстрорастущих экономик, при изменении уровня конкурентоспособности. С учетом демонетизации золота и движения к плавающим валютным курсам, эра Бреттон-Вудс должна расцениваться как переходный период от более дисциплинированного международного денежно-кредитного порядка к более гибким условиям.

Бреттон-Вудская система, Бреттон-Вудское соглашение — это мировая валютная система, оформившаяся на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе, проходившей с 1 по 22 июля 1944 года. Она сменила финансовую систему, основанную на «золотом стандарте». Названа от имени курорта Бреттон-Вудс (англ. Bretton Woods) в штате Нью-Гэмпшир, США.

Австралия, Бельгия, Боливия, Бразилия, Великобритания (возглавлял делегацию британский экономист, лорд Джон Мейнард Кейнс (1-й барон Кейнс CB), Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Доминиканская республика, Египет, Индия, Иран, Ирак, Исландия, Канада, Китай(делегацию возглавлял государственный деятель Китая — Чан Кайши, президент Китайской Республики, маршал и генералиссимус), Колумбия, Коста-Рика, Куба, Либерия, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Никарагуа, Норвегия, Новая Зеландия, Панама, Парагвай, Перу, Польша, Сальвадор, Соединенные Штаты Америки(делегацию возглавлял начальник отдела валютных исследований Министерства финансов США Гарри Декстер Уайт), Союз Советских Социалистических Республик(возглавил делегацию заместитель министра внешней торговли Михаил Степанов), Уругвай, Филиппины, Франция(делегацию возглавил лево-центристский политический деятель, заместитель министра финансов Пьер Мендес-Франс), Чехословакия, Чили, Югославия, Южно-Африканский Союз, Эквадор, Эфиопия.

Бреттон-Вудская валютная система состояла из договоров о создании Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. Главный принцип Бреттон-Вудской валютной системы — функция мировых денег оставалась за золотом, однако масштабы его использования в международных валютных отношениях значительно снижались, а в качестве международного платежного средства в международном обороте вводился доллар США. Для смягчения кризисов отдельных валют государства выдавали друг другу кредиты через МВФ. Бреттон-Вудская валютная система представляла собой систему межгосударственного золото-долларового стандарта и ставила доллар США в привилегированное положение, благодаря чему США могли погашать свои долги не золотом, а долларами. Быстрое развитие экономики стран Западной Европы в 60-х гг. и другие причины привели к международному валютному кризису.

В 1971-1978 годах Бреттон-Вудскую систему сменила Ямайская валютная система, основанная на свободной торговле валютой (свободной конвертации валют). СССР, принимавший участие в конференции, подписал соглашение, но позднее не ратифицировал.

Вторая мировая война привела к углублению кризиса Генуэзской валютной системы. Разработка проекта новой мировой валютной системы началась еще в годы войны (в апреле 1943 г.), так как страны опасались потрясений, подобных валютному кризису после первой мировой войны и в 30-х годах. Англо-американские эксперты, работавшие с 1941 г., с самого начала отвергли идею возвращения к золотому стандарту. Они стремились разработать принципы новой мировой валютной системы, способной обеспечить экономический рост и ограничить негативные социально-экономические последствия экономических кризисов. Стремление США закрепить господствующее положение доллара в мировой валютной системе нашло отражение в плане Г.Д. Уайта (начальника отдела валютных исследований министерства финансов США).

В результате долгих дискуссий по планам Г.Д. Уайта и Дж.М. Кейнса (Великобритания) формально победил американский проект, хотя кейнсианские идеи межгосударственного валютного регулирования были также положены в основу Бреттон-вудской системы.

  • свободная торговля и движение капиталов;
  • уравновешенные платежные балансы, стабильные валютные курсы и мировая валютная система в целом;
  • золотодевизный стандарт;
  • создание международной организации для наблюдения за функционированием мировой валютной системы, для взаимного сотрудничества и покрытия дефицита платежного баланса.

На валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. были установлены правила организации мировой торговли, валютных, кредитных и финансовых отношений и оформлена третья мировая валютная система. Впервые в истории были созданы международные валютно-кредитные организации МВФ и МБРР.

Принятые на конференции Статьи Соглашения (Устав МВФ), освещали основные принципы функционирования Бреттон-Вудской валютной системы и сводились к таким основополагающим;

  • в новой системе сохранилась роль золота как общего эквивалента, платежного средства и расчетной единицы в международном обороте. В тексте Бреттон-Вудского соглашения (статья IV, раздел І устава МВФ) было записано: «Паритеты валют всех государств-участников должны выражаться в золото, которое выступает общим эквивалентом, а также в долларах США за его золотым содержимым на 1 июля 1944 года». Однако, фактически это положение валютного соглашения не придерживалось. Среди валют стран, которые входили в МВФ, лишь доллар США сохранял внешнюю конвертируемость (для центральных банков других государств) в золото. В этом было его коренное отличие от всех других валют, которые такой конвертируемости не имели. Благодаря тому, что паритеты почти всех валют было зафиксировано в МВФ в долларах США, их связь с монетарным товаром осуществлялся за системой «золото — доллар — национальные валюты». В этом объединении доллар выступал как знак золота и разновидность мировых денег;
  • одним из требований Бреттон-Вудской валютной системы, как и системы золотого стандарта, было соблюдение принципа фиксированных валютных курсов, которое имело существенное значение для развития внешней торговли. Официальные курсы валют устанавливались через определение их золотого содержимого (масштаба цен) и соответственно этому твердо фиксировались относительно доллара. Они не могли отвергаться более чем на 1 % в оба стороны без соответствующего согласия МВФ;
  • доллар, функционируя в режиме золотого стандарта, приравнивался к золоту за определенным паритетом на основе фиксации рыночной цены на золото: содержимое доллара = 0,888 г золота; цена одной унции (31,1 г) золота — 35 долларов;
  • важной нормой Бреттон-Вудской системы был запрет свободной (частной) купли-продажи золота. Эти операции могли осуществляться лишь на уровне центральных банков на основе фиксированной цены — 35 долл. за одну унцию. Эта норма была направлена на обеспечение соответствующей стабилизации валютной системы.

Таким образом, эта система являлась системой жестких валютных нормативов, функциональное регулирование и контроль за соблюдением которых осуществлял МВФ. Если та или другая страна теряла возможность содержать курс своей валюты к доллару в установленных границах колебаний (±1%), она могла обратиться к таким действиям:

  • использовать долю своего золотовалютного резерва для проводки стабилизирующих операций на валютном рынке;
  • обратиться к целевым займам, которые предоставлялись со специального фонда МВФ;
  • провести девальвацию собственной денежной единицы.

Изменение стоимости (масштаба цен) денежной единицы свыше 10% могла осуществляться лишь за соответствующей санкцией МВФ. На протяжении продолжительного периода эффективность функционирования Бреттон-Вудской системы «золото — доллар — национальная валюта» обеспечивалась высоким уровнем стойкости и доверия к доллару, который выполнял функцию международного средства платежа и резервной валюты. Это доверие базировалось на том, что, в отличие от всех других валют, доллар сохранял за собой на валютном (внешнем) рынке антиинфляционный иммунитет, который гарантировался его конвертируемостью для центральных банков в золото. Такая конвертируемость обеспечивалась накоплением США значительной доли (свыше 70% в первые послевоенные года) централизованных запасов золота. В 1949 г. централизованные запасы золота США оценивались в 24,6 млрд долларов, что в 3,15 раза превышало общую сумму долларов, которая была размещена в иностранных банках. Следует учитывать и чрезвычайно высокий удельный вес США в мировой торговле и экспорте капитала, а также бездефицитность на протяжении продолжительного времени платежного баланса этой страны. При этих условиях доллар выполнял функцию резервной валюты Бреттон-Вудской системы.

США в значительной мере потеряли на мировом рынке свои конкурентные преимущества, возник дефицит платежного баланса, начали развиваться инфляционные процессы, резко сократились запасы золота. В 1971 г. их стоимость составляла 11,1 млрд долларов. Эта сумма в 6 раз была меньше долларовой массы, которая находилась в межгосударственном обращении. Началась массовая погоня за золотом как более стойким денежным активом и соответствующий отказ от доллара. Образовалась двойная цена на золото: официальная — 35 долларов за одну унцию и рыночная, что в несколько раз превышала официальную.

В этой ситуации США, в сущности, полностью потеряли свою способность осуществлять обмен долларов на золото по фиксированной цене и, таким образом, содержать его функцию международной резервной валюты. Определяя это, 15 августа 1971 г. Президент Р. Никсон принял решение о прекращении конвертируемости доллара в золото. Отход от одного из определяющих принципов Бреттон-Вудской системы означал ее фактический крах и соответствующее изменение сил в мировой экономике.

В отличие от монополизма США, что был господствующим в первые послевоенные десятилетия, в конце 60-х — начале 70-х лет сформировалось три центра мирового экономического соперничества — США, Западная Европа и Япония. Как следствие, полицентризм в фактической расстановке экономических сил в мировом хозяйстве вступил в разногласие с основанным на монопольном положении доллара моноцентризмом в сфере международных валютных отношений. Кризис Бреттон-Вудской системы породил много проектов ее реформирования: от создания коллективной резервной валюты, выпуска мировой валюты, которая была бы обеспеченная золотом и товарами, к возвращению к золотому стандарту.

Кризис Бреттон-Вудской системы

  • Девальвация фунта стерлингов в ноябре 1967 года
  • Распад «золотого блока» и изменение рынка золота
  • Девальвация французского франка в августе 1969 года
  • Ревальвация марки ФРГ в октябре 1969 года
  • Девальвация доллара в декабре 1971 года
  • Девальвация доллара в феврале 1973 года
  • Взаимосвязь кризисов 1967-1973 гг., 1973 г. и 1974-1975 гг.

Причины возникновения кризиса Бреттон-Вудской системы можно подразделить на две отдельные группы — фундаментальные и дополнительные причины.

Рассмотрим их.

Эта система могла существовать лишь до тех пор, пока золотые запасы США могли обеспечивать конверсию зарубежных долларов в золото. Крах доллара был предопределен. Золотые запасы США таяли буквально на глазах: временами по 3 тонны в день. И это опять же несмотря на все мыслимые и немыслимые меры, которые предпринимали США, чтобы остановить утечку золота, сделать так, чтобы доллар был «обратим, пока не потребуют его обратимости» (Ш. Де Голль). Возможности для обмена долларов на золото были всячески ограничены: он мог осуществляться только на официальном уровне и только в одном месте - в Казначействе США. Но цифры говорят сами за себя: с 1949 по 1970 год золотые запасы США сократились с 21 800 до 9838,2 тонны - более чем в два раза.

Последнюю точку в этом «бегстве от доллара» и поставил генерал де Голль, не ограничившись только декларацией о необходимости ликвидации приоритета доллара. От слов он перешел к делу, предъявив США к обмену 1,5 миллиарда долларов США. Разразился скандал. США стали давить на Францию как партнера по НАТО. И тогда генерал де Голль пошел еще дальше, объявив о выходе Франции из НАТО, ликвидации всех 189 натовских баз на территории Франции и выводе 35 тысяч натовских солдат. В довершение ко всему во время своего официального визита в США он предъявил к обмену на золото 750 миллионов долларов. И США были вынуждены произвести этот обмен по твердому курсу, поскольку все необходимые формальности были соблюдены. Генерал де Голль создал опаснейший для США прецедент.

Достаточно сказать, что только с 1965 по 1967 год США были вынуждены обменять свои доллары на 3000 тонн чистого золота. Вслед за Францией к обмену на золото предъявила доллары ФРГ. Но и США вскоре приняли не менее беспрецедентные защитные меры, в одностороннем порядке отказавшись от всех своих принятых ранее международных обязательств по золотому обеспечению доллара.

В начале 70-х годов окончательно произошло перераспределение золотых запасов в пользу Европы, а в международном обороте участвовало все больше наличных и безналичных долларов США. Появились значительные проблемы с международной ликвидностью, так как добыча золота была невелика по сравнению с ростом объемов международной торговли. Доверие к доллару, как резервной валюте, дополнительно падало из-за гигантского дефицита платежного баланса США. Образовались новые финансовые центры (Западная Европа, Япония), и их национальные валюты начали постепенно также использовать в качестве резервных. Это привело к утрате США своего абсолютного доминирующего положения в финансовом мире.

Отчетливо проблемы данной системы были сформулированы в дилемме (парадоксе) Триффина: эмиссия ключевой валюты должна соответствовать золотому запасу страны-эмитента. Чрезмерная эмиссия, не обеспеченная золотым запасом, может подорвать обратимость ключевой валюты в золото, что вызовет кризис доверия к ней. Но ключевая валюта должна выпускаться в количествах, достаточных для того, чтобы обеспечить увеличение международной денежной массы для обслуживания растущего количества международных сделок. Поэтому ее эмиссия должна происходить невзирая на размер ограниченного золотого запаса страны-эмитента. В процессе развития системы для частичного снятия этого противоречия было предложено использование искусственного резервного средства — Специальные права заимствования. Этот механизм действует и сегодня.

Дополнительные причины кризиса Бреттон-Вудской валютной системы

  • неустойчивость в экономике. Начало валютного кризиса в 1967 году совпало с замедлением экономического роста;
  • усиление инфляции отрицательно влияло на конкурентоспособность фирм. Поскольку разные темпы инфляции в разных странах по разному влияли на динамику курса валют, это создавало условия для «курсовых перекосов», что поощряло спекулятивные перемещения «горячих» денег;
  • в 1970-х годах спекуляции обострили валютный кризис. Избыток долларов в виде стихийной лавины «горячих» денег периодически обрушивался то на одну, то на другую страну, вызывая валютные потрясения и бегство от одной валюты к другой;
  • нестабильность национальных платежных балансов. Хронический дефицит у одних стран (особенно США, Великобритании) и положительное сальдо других (ФРГ, Япония) усиливали колебания курсов валют;
  • несоответствие принципов Бреттон-Вудской системы изменению соотношения сил на мировой арене.

Валютная система, основанная на национальных валютах, пришла в противоречие с интернационализацией мирового хозяйства. Это противоречие усиливалось по мере ослабления экономических позиций США и Великобритании, которые погашали дефицит своих платежных балансов эмиссией национальных валют, используя их статус резервных валют.

Таким образом, постепенно возникла необходимость пересмотра основ существующей валютной системы. Ее структурные принципы, установленные в 1944 г., перестали соответствовать реальному положению дел. Суть кризиса Бреттон-Вудской системы заключается в противоречии между интернациональным характером международных экономических отношений и использованием для этого национальных валют (преимущественно доллара США), подверженных обесцениванию.

Вторая валютная система была официально оформлена на Международной конференции, посвященной валютным проблемам, проходившей с 1 по 22 июля 1944 г. в США в г. Бреттон-Вудсе. Пытаясь создать условия валютной стабильности, западные страны заключили соглашения, которые стали называться Бреттон-Вудскими.

В основе Бреттон-Вудской системы было, прежде всего, совместное регулирование валютных курсов, фиксированных и взаимосвязанных. Для управления системой был образован Международный валютный фонд, первоначально включавший представителей 44 стран.

Целями создания данной валютной системы были восстановление обширной свободной торговли, установление стабильного равновесия международного обмена на основе системы фиксированных валютных курсов и передача в распоряжение государств ресурсов для противодействия временным трудностям во внешнем балансе. Принципы Бреттон-Вудской системы:

Установление твердых обменных курсов валют стран-участниц к курсу ведущей валюты;
курс ведущей валюты фиксируется в золоте;
центральные банки поддерживают стабильный курс своей валюты по отношению к ведущей валюте с помощью валютных интервенций (колебания допускаются ±1%);
изменения курсов валют осуществляются посредством девальвации и ревальвации.

Организованным звеном системы становятся МВФ (Международный валютный фонд) и МБРР (Международный банк реконструкции и развития). МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте для покрытия дефицита платёжных балансов в целях поддержания нестабильных валют, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами принципов МВС, обеспечивает валютное сотрудничество стран.

Знаете ли Вы, что: самые успешные в Рунете управляющие ПАММ-счетами осуществляют свою деятельность через компанию Альпари: рейтинг ПАММ-счетов ; рейтинг готовых портфелей ПАММ-счетов .

Обменные курсы фиксировались на основе валютных паритетов. Бреттон-Вудская система была нацелена на стабильность обменных курсов валют, увеличив при этом гибкость их регулирования за счёт уменьшения роли и значения золота в этом процессе. Для достижения этой цели данная валютная система предложила своеобразный метод фиксации обменных валютных курсов. Паритетные обменные курсы валют устанавливались и исчислялись в долларах США, сам американский доллар обменивался на золото по фиксированной цене 35 долларов за 1 тройскую унцию (~ 30 граммов). Кроме того, сводились до минимума отклонения свободных рыночных обменных курсов валют от официально заявленных паритетов - они могли изменяться в ответ на колебания спроса и предложения на внешних валютных рынках только на 1% в каждую сторону от официально заявленных паритетов. Если стоимость валюты какой-либо страны повышалась до верхнего предела либо падала до нижнего, центральный банк этой страны был обязан вмешиваться в создавшуюся ситуацию. При возникновении угрозы дальнейшего повышения стоимости валюты сверх установленного уровня центральный банк должен был реализовать на рынке достаточное количество своей валюты, удовлетворяя избыточный спрос па неё. При наличии угрозы понижения стоимости валюты ниже критической отметки центральный банк должен был реализовать на рынке часть своих резервов, деноминированных в иностранной валюте, главным образом, в долларах США, для поглощения избыточного предложения своей валюты на внешних валютных рынках.

Предполагалось, что паритетные обменные курсы валют будут устанавливать исходя из реалистических равновесных уровней, отражающих равенство покупательной силы различных валют на долгосрочную перспективу. В этих условиях валютные интервенции будут необходимы лишь для корректировки и сглаживания незначительных временных колебаний обменных валютных курсов. Если же правительство какой-либо страны-участницы Бреттон-Вудских соглашений считало, что наблюдаемые отклонения курса валюты в этой стране от паритета отражают серьёзные изменения в условиях обеспечения состояния долгосрочного равновесия, то предполагалась корректировка самой основы обменного курса валюты своей страны, т.е. установление нового паритетного обменного курса своей валюты.

Основатели Бреттон-Вудской системы полагали, что валютные интервенции с целью поддержания паритетного обменного валютного курса являются мерой самоадаптации к изменениям экономических условий аналогично "золотому стандарту". Предполагалось, что продажа валюты в целях предотвращения роста её стоимости увеличит количество денег на внутреннем рынке, а возросшая денежная масса будет стимулировать предложение валюты по текущим счетам внешнеторговых операций и ограничит спрос на капитальные средства до тех пор, пока возникший в экономической системе дисбаланс не будет устранен. Аналогично закупке своей валюты за рубежом с целью предотвращения падения её стоимости истощаются банковские резервы страны и сокращается объём денежной массы на внутреннем рынке. По мере адаптации экономической системы к сокращению денежной массы первоначальное избыточное предложение своей валюты на внешних рынках исчезнет.

Согласно достигнутым в Бреттон-Вудсе соглашениям страна-участница, обменный курс валюты которой снижался относительно допустимого предела изменений, принимала на себя чёткие обязательства. Правительство этой страны должно было предпринять меры денежно-кредитного регулирования или установить новый паритетный обменный курс своей валюты и осуществить внутреннюю экономическую политику, исключающую возможность появления отмеченного дисбаланса в будущем. Однако большинство правительств не делали ни того, ни другого при понижении обменного курса валют своих стран. Опасаясь роста безработицы и повышения процентных ставок, сопутствующих грядущему в этом случае сокращению денежной массы на внутреннем рынке, они чаще всего прибегали к мероприятиям на внешних валютных рынках. Понимая негативные последствия для различных отраслей экономики при снижении обменного курса валюты или её девальвации, правительства стран-участниц стремились придерживаться неизменных паритетов обменных курсов валют. К тому же добавлялись протекционистские меры по текущим счетам внешнеторговых операций и валютные ограничения для движения капитальных средств.

Страны, положение которых на внешних валютных рынках было устойчиво, могли бы прийти на помощь другим государствам путём ревальвации своих валют, но делали они это нечасто и неохотно. Валютная интервенция требовала от этих стран лишь продажи своей валюты, которую они могли без ограничений эмитировать, поэтому особых выгод от ревальвации они не получали. Например, ФРГ, располагавшая мощной промышленностью, ориентированной на экспорт, многие годы процветала, не собираясь поднимать обменный валютный курс немецкой марки.

Бреттон-Вудская валютная система могла существовать лишь до тех пор, пока золотые запасы США могли обеспечивать конверсию зарубежных долларов в золото. К началу 70-х гг. произошло перераспределение золотых запасов в пользу Европы. Появились значительные проблемы с международной ликвидностью, так как по сравнению с увеличением объемов международной торговли добыча золота была невелика. Доверие к доллару как резервной валюте упало и из-за гигантского дефицита платёжного баланса США. Сложились новые финансовые центры (Западная Европа и Япония), и это привело к утрате США своего абсолютного доминирующего положения в мире. Отчетливо проявилась парадоксальность данной системы, основанной на внутреннем противоречии, известном как парадокс, или дилемма Триффена.

По дилемме Триффена, золотодолларовый стандарт должен удовлетворять двум противоположным требованиям. С одной стороны, эмиссия ключевой валюты должна коррелировать с изменением золотого запаса страны. Чрезмерная эмиссия ключевой валюты, не обеспеченная золотым запасом, может подорвать её обратимость в золото и со временем вызвать кризис доверия к ней.

С другой стороны, ключевая валюта должна выпускаться в количествах, достаточных для обеспечения увеличения международной денежной массы по обслуживанию возрастающего количества международных сделок. Поэтому её эмиссия должна намного превосходить золотой запас страны. Таким образом, возникает необходимость пересмотра основ существующей валютной системы. Её принципы, установленные в 1944 г., перестали соответствовать условиям производства, мировой торговли и изменившемуся соотношению сил в мире.

Причины кризиса Бреттон-Вудской валютной системы можно представить в виде взаимообусловленных факторов.

1. Неустойчивость и противоречия в развитии экономики. Начало валютного кризиса в 1967 г. совпало с замедлением экономического роста.

2. Усиление инфляции отрицательно влияло на мировые цены и конкурентоспособность фирм, поощряло спекулятивные перемещения "горячих" денег. Различные темпы инфляции в разных странах оказывали влияние на динамику курса валют, а снижение покупательной способности денег создавало условия для "курсовых перекосов".

3. Нестабильность платёжных балансов. Хронический дефицит балансов одних стран (особенно США, Великобритании) и активное сальдо других (ФРГ, Японии) усиливали резкие колебания курсов валют соответственно вниз и вверх.

4. Несоответствие принципов Бреттон-Вудской системы изменившемуся соотношению сил на мировой арене. Валютная система, основанная на международном использовании подверженных обесцениванию национальных валют (доллара и отчасти фунта стерлингов) пришла в противоречие с интернационализацией мирового хозяйства. Это противоречие Бреттон-Вудской системы усиливалось по мере ослабления экономических позиций США и Великобритании, которые погашали дефицит своих платёжных балансов национальными валютами, злоупотребляя их статусом резервных валют. В итоге была подорвана устойчивость резервных валют.

5. Принцип американоцентризма, на котором была построена Бреттон-Вудская система, перестал соответствовать новой расстановке сил с возникновением трёх мировых центров: США - Западная Европа - Япония. Использование США статуса доллара как резервной валюты для расширения своей внешнеэкономической и военно-политической экспансии, экспорта инфляции усиливало межгосударственные разногласия и противоречило интересам развивающихся стран.

6. Активизация рынка "евродолларов". Поскольку США покрывают дефицит своего платёжного баланса национальной валютой, часть долларов перемещается в иностранные банки, способствуя развитию рынка евродолларов. Этот колоссальный рынок евродолларов сыграл двоякую роль в развитии кризиса Бреттон-Вудской системы. Вначале он поддерживал позиции американской валюты, поглощая избыток долларов, но в 70-е гг. евродолларовые операции, ускоряя стихийное движение "горячих" денег между странами, обострили валютный кризис. Избыток долларов в виде лавины "горячих" денег периодически обрушивался то на одну, то на другую страну, вызывая валютные потрясения и бегство от доллара.

7. Дезорганизующая роль транснациональных корпораций (ТНК) в валютной сфере: ТНК располагают гигантскими краткосрочными активами в разных валютах, которые более чем вдвое превышают валютные резервы центральных банков, ускользают от национального контроля и в погоне за прибылями участвуют в валютной спекуляции, придавая ей грандиозный размах.

После продолжительного переходного периода, в течение которого страны могли испробовать различные модели валютной системы, начала образовываться новая МВС, для которой характерны значительные колебания обменных курсов, получившая название "Ямайской".

22 июля исполнилось 65 лет со дня завершения Бреттон-Вудской конференции, на которой была принята новая валютная система. В результате ее принятия США на долгие годы стали "мировым банкиром", а доллар сделался резервной валютой.

Бреттон-Вудская конференция (официальное название - Валютно-финансовая конференция Организации Объединенных Наций, The United Nations Monetary and Financial Conference) проходила 1-22 июля 1944 года в США (штат Нью-Хемпшир, Бреттон-Вудс).

На конференции присутствовали 730 делегатов из 44 государств. Целями конференции были урегулирование международных валютных и финансовых отношений по окончании Второй мировой войны, а так же согласование принципов новой валютной системы.

Вторая мировая война привела к углублению кризиса Генуэзской валютной системы, которая была оформлена межгосударственным соглашением на Генуэзской международной экономической конференции в 1922 году (золотодевизный стандарт, основанный на золоте и ведущих валютах, которые конвертируются в золото).

Разработка проекта новой мировой валютной системы началась еще в годы войны, в апреле 1943 года. США стремились закрепить господствующее положение доллара в мировой валютной системе, что отразилось в плане Гарри Декстера Уайта, начальника отдела валютных исследований Минфина США.

В результате долгих дискуссий по планам Гарри Декстера Уайта и британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса формально победил американский проект, хотя кейнсианские идеи были также положены в основу новой финансовой системы.

Итоги конференции:

1. Принята Бреттон-Вудская валютная система (золотодевизный стандарт, основанный на золоте и двух резервных валютах - долларе США и фунте стерлингов).
Бреттонвудское соглашение предусматривало: а) сохранение золотых паритетов валют и фиксация их в МВФ; б) золото - как международное платежное и резервное средство; в) приравнивание доллара к золоту (35 долл. за 1 тройскую унцию, равную 31,1035 г) и закрепление за ним статуса главной резервной валюты; г) введение взаимной обратимости валют; установление режима фиксированных валютных курсов и др.
2. Создан Международный валютный фонд (МВФ) для предоставления кредитов в иностранной валюте для покрытия дефицита платежных балансов в целях поддержки нестабильных валют, контроля над соблюдением принципов мировой валютной системы, а так же для обеспечения валютного сотрудничества стран.
3. Создан Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - межгосударственный инвестиционный институт.
4. Подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).
5. Установлены правила организации мировой торговли, валютных, кредитных и финансовых отношений.

Бреттон-Вудская валютная система должна была обеспечить стабильность валютных отношений в мире , устойчивость валютных курсов и международное валютное сотрудничество. Фактически же она создала односторонние преимущества и выгоды для США, так как обеспечила доллару США статус всеобщего платежного средства и резервной валюты. Доллар стал базой валютных приоритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютных интервенций и резервных активов.

Как только индустриальные страны восстановили разрушенный войной потенциал и Западная Европа и Япония превратились в конкурентов США, разразился кризис этой системы, приведший к ее постепенному развалу в 1971-1976 годах. В результате прекратился размен долларов на золото, была отменена официальная цена золота, на смену фиксированным валютным курсам пришли плавающие курсы, произошел распад валютных зон.

Формами проявления кризиса Бреттон-Вудской валютной системы были: валютная и золотая лихорадка; массовые девальвации и ревальвации валют; паника на фондовой бирже; активная интервенция центральных банков, в том числе и коллективная; активизация национального и межгосударственного валютного регулирования.

Бреттон-вудская валютная система прекратила свое существование в 1971 году после подписания Смитсоновского соглашения - международного договора, составленного по инициативе президента США Ричарда Никсона с целью преодолеть негативные последствия Бреттон-Вудской системы.

А в 1976 году соглашением стран - членов МВФ была оформлена Ямайская мировая валютная система , пришедшая на смену Бреттон-Вудской.

Учреждения МВФ и МБРР, созданные решениями Валютно-финансовой конференции ООН, до сих пор играют ключевую роль в развитии и регулировании мировой экономики.

Наравне с упомянутыми организациями, соглашение ГАТТ также продолжало играть не менее важную роль до 1994 года , когда его заменила Всемирная торговая организация (ВТО).

Материал подготовлен на основе книги «Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношении» (под ред. д-ра. эконом. наук, профессора В.В. Круглова. - М.: ИНФРА М, 1998) и информации открытых источников

– по местам проведения всего двух важнейших международных конференций 1940-х годов – фактическое международное устройство мира складывалось не в два, а в четыре этапа, на четырех международных встречах : 1) в Бреттон-Вудсе (США) в июле 1944 г., где были заложены основы регулирования послевоенной мировой экономики; 2) в Ялте (СССР) в феврале 1945 г., где СССР, США и Великобритании согласовывали общие подходы к будущему политическому переустройству Европы; 3) в Сан-Франциско (США) в апреле-июне 1945 г., когда был принят Устав ООН; и, наконец, 4) в Потсдаме (Германия) в июле 1945 г., когда три страны-лидера антигитлеровской коалиции конкретизировали общую политику в отношении поверженной Германии агрессора и шаги по переустройству Европы.

Валентин Катасонов. «Тайные архитекторы Бреттон-Вудской системы»

Главной целью советского правительства было превращение восточноевропейских стран в охраняемую зону безопасности СССР. США уделяли внимание мирохозяйственным вопросам, считая, что именно они позволят устранить из международных отношений причины появления агрессивности. В Вашингтоне полагали, что война в Европе была обусловлена разорением Германии после Первой мировой войны и невозможностью хозяйственного восстановления Европы в межвоенный период из-за торговых войн и нежелания стран договариваться между собой в интересах стабилизации мировой экономики. Опыт преодоления кризиса 1929 – 1933 в США при помощи государственного вмешательства внушал мысль, что стабилизация мирового хозяйства в целом тоже может быть достигнута с помощью общемировых координирующих механизмов.

Ключевыми из них предполагалось сделать три института – Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) . МВФ должен был обеспечить стабильность международной валютной системы и оказывать финансовую помощь нуждающимся государствам. Крупнейшим шагом МВФ было восстановление устойчивого золотодолларового стандарта и фиксирование твердых обменных паритетов основных мировых валют. МБРР должен был содействовать развитию отстающих стран кредитами и инвестициями. ГАТТ имел задачей содействие либерализации международной торговли через поэтапное снижение таможенных тарифов и отмену внешнеторговых ограничений.

Конференция для создания МВФ и МБРР состоялась в США, в городе Бреттон-Вудсе (штат Нью-Гемпшир), с 1 по 23 июля 1944 г. Подписание ГАТТ затянулось, оно состоялось в Женеве в октябре 1947 г. В дальнейшем МБРР наряду с Международной ассоциацией развития и некоторыми другими институтами стал одной из главных частей Всемирного банка, хотя в литературе выражения «Всемирный банк» и «Международный банк реконструкции и развития» часто употребляются как синонимы. МБРР и МВФ стали частями системы учреждений ООН.

ГАТТ вместе с МВФ и МБРР с 1940-х годов образовали комплекс мироэкономических регулирующих механизмов, который принято называть Бреттон-Вудской системой

Вашингтон искал компромисса с Москвой, стараясь привлечь её к работе этих органов. СССР в 1944 – 1945 гг. принял участие в создании МВФ, МБРР, Европейской экономической комиссии и ряда других организаций международно-экономического профиля. США были готовы согласиться на значительное присутствие представителей СССР в создаваемых органах. Согласно достигнутым в Бреттон-Вудсе договоренностям, по размерам квоты голосов при принятии решений в МВФ Советский Союз стоял на третьем месте после США и Великобритании.

Но сталинское руководство понимало, что, даже несмотря на такую квоту, советские представители не смогут ни навязывать свои проекты бреттон-вудским институтам, ни даже на равных отстаивать свои позиции. США и другие западные страны обладали там механическим большинством, а право вето предусмотрено не было. Возможность проникновения иностранного капитала в советскую зону влияния в Восточной Европе, что могло привести, из-за экономической слабости СССР, сначала к финансово-экономической, а затем и политической потере этих территорий.

Переоценивая революционный потенциал послевоенной Европы, ожидая в скором будущем «краха капитализма» и завышая экономическую заинтересованность американского капитала в хозяйственном сотрудничестве с СССР, советские лидеры полагали, что Запад будет проявлять уступчивость в диалоге с Москвой. Эти расчеты не оправдались.

В конце 1945 г. советское правительство уведомило администрацию США, что не собирается ратифицировать бреттон-вудские соглашения. В 1946-1947 гг. Москва уклонилась от присоединения к ГАТТ. СССР сохранил свободу рук в сфере международных экономических связей, но оказался вне рамок мировой системы экономического регулирования.