Вывоз капитала и его формы. Вывоз капитала Вывоз капитала и его основные формы

Вывоз капитала - это отток его за пределы страны, с дальнейшим функционированием за рубежом. Этот процесс имеет объективный характер, основная цель вывоза - получить максимально высокую прибыль за пределами собственной страны.

Миграция капитала положительно сказывается на развитии мировой экономики. В итоге, это приводит к выравниванию благосостояния всех стран - участниц процесса. Если из одной страны вывозится капитал в другую, где более дешевая рабочая сила, благоприятный инвестиционный климат и недорогое сырье, то выигрывают обе страны, как та, из которой вывозятся деньги, так и та, в которую они ввозятся.

Почему это происходит?

Основная причина вывоза капитала из страны- его избыток в конкретном государстве. Фактически там нет баланса между спросом и предложением на капитал. Это не означает, что все время происходит в одну сторону. Мировые тенденции таковы, что в процесс включается все больше стран. Ввозятся и вывозятся ссудные, портфельные и прямые капиталовложения. Часто наблюдается одновременный процесс, в страну один бизнесмен ввозит капитал, а другой вывозит.

Но это не единственная причина вывоза капитала, к такому процессу приводят следующие факторы:

  • возможность занять монополизирующие позиции в стране, где капитал принимается;
  • в стране-получателе капитала дешевая рабочая сила и сырье;
  • стабильная обстановка внутри государства;
  • минимальные требования к экологическим стандартам производственной деятельности;
  • льготное налогообложение и благоприятный инвестиционный климат.

Под термином благоприятный инвестиционный климат понимают оптимальные условия экономики внутри страны, и не важно, это подъем или спад, стагнация. В понятие включено положение и в кредитно-финансовой, и в валютной отрасли, условия таможенного режима, размер налогов и отношение государства к иностранным инвестициям.

Суть миграции

Насколько бы ни была страна развита, обеспечить полный цикл производства и его совершенствование в рамках одного государства не под силу никому. Именно мировой обмен товарами и другими факторами производственной деятельности позволяет достигнуть максимальных результатов.

Первоначально вывоз капитала - это составляющая международной торговли. Затем началась промышленная экспансия в менее развитые государства, включая колониальные страны. На сегодняшний день экспортером и импортером капитала может выступать даже колониальная страна. Наблюдается даже опережение темпа роста экспорта капитала над ростом товарного экспорта. Этот фактор является основополагающим в глобализации мировой экономики.

Условное деление рынка

Всемирный финансовый рынок разделяют на:

  • Рынок денег. Процесс купли-продажи финансовых активов призван удовлетворить краткосрочную потребность участников рынка. Мировые сделки могут быть в виде купли-продажи ценных бумаг или валюты, выдачи кредитов и займов, спекулятивных сделок.
  • Рынок капитала - это долгосрочные проекты, которые реализуются в срок от 12 месяцев. Участниками этого рынка могут быть любые лица, частные, государственные органы, банки и другие финансовые учреждения.

Формы вывода

Экономическая теория выделяет две формы миграции капитала:

Характеристики

Формы вывоза капитала

Предпринимательский

Банковские депозиты, займы на международном уровне и помощь иностранного государства

Прямые и портфельные инвестиции

Куда вкладывается

Вывозится капитал путем размещения облигаций или предоставления прямых займов в любую сферу деятельности

Капиталовложения производятся в сельскохозяйственные, промышленные, торговые и финансовые учреждения. Вкладывать капитал может сам инвестор в свой же филиал в другой стране

Право собственности

Право собственности на капитал остается за кредитором, но право на распоряжение им закрепляется за получателем

Возможность сохранения прав собственности на вывезенный капитал

Контроль за процессом

Уровень дохода вполне прогнозируемый, из-за фиксируемых ставок на этапе подписания сделки

Возможность контролировать процесс использования капиталовложений

Получение дохода в виде процентов

Основная цель - получение прибыли

Источники происхождения

Вывоз капитала за границу классифицируется по источникам его происхождения на:

  • официальный или государственный;
  • частный, то есть негосударственный.

Государственный капитал - это средства, выделяемые из бюджета страны. Может вывозиться исключительно по решению правительства или межправительственных учреждений. Капиталовложения представлены в форме ссуд и займов, возможно в виде иностранной помощи.

Частный капитал - это средства, находящиеся во владении банковских учреждений и частных компаний. Передвижение капитала производится на основании решения собственников этих организаций. Тем не менее, перемещение таких капиталовложений подконтрольно и процесс может регулироваться правительством страны, из которой производится вывоз.

Классификация по цели вывоза

Международный вывоз капитала разделяют на прямые и портфельные инвестиции.

Прямые инвестиции - это реальные вложения в экономику страны-реципиента. Чаще всего вывоз происходит в форме открытия филиала за границей, или приобретения контрольного пакета акций в иностранной компании.

Портфельные инвестиции - это сугубо финансовые операции, вложения капитала происходят за счет приобретения ценных бумаг. Инвестор после приобретения бумаг утрачивает права контроля над ними.

Способы вывода капитала

Вывоз капитала - это миграция по легальным и нелегальным схемам. Последняя схема подразумевает обход всех международных и национальных норм права. Выделяют еще внутрифирменный способ, при котором капитал мигрирует в рамках одной компании по филиалам, расположенным в разных уголках мира.

Причины утечки капитала из России

Естественно, что основная причина вывода капитала из нашей страны - попытка спасти свои денежные средства от высоких налогов в стране. Этот процесс отрицательно сказывается на общей экономической ситуации в государстве и не подпадает под регулирование правительства.

Стабильный отток начал наблюдаться в 1994 году. Только в 2006-2007 гг. наблюдался спад вывоза капиталов, но с 2008 года начался новый виток.

Однако не только обременительное налогообложение и инфляция является причиной вывоза капитала:

  • это нестабильность на макроэкономическом уровне, то есть у бизнесменов нет никакой уверенности в будущем;
  • собственники компаний совершенно не заинтересованы в развитии собственных компаний, их интересует только размер прибыли;
  • нет доверия к отечественной банковской системе, как у бизнесменов, так и у обычных граждан страны;
  • на уровне государства не существует защитных механизмов прав собственности, то есть нет никакой гарантии, что завтра бизнес не будет отнят.

В свою очередь, перед нашими предпринимателями полностью открыты оффшорные зоны, банковские операции в этих государствах практически не регулируются, обеспечено надежное хранение банковской тайны.

Как вывозится капитал из РФ?

Со времен распада СССР придумано множество схем, некоторые из них действуют до сих пор.

Самый популярный способ - мнимая сделка. Из страны вывозят товар, произведенный в Китае, но под известной торговой маркой. Разница по стоимости остается за пределами страны. Доказать мнимость сделки практически невозможно. Чаще всего подобные сделки проводятся через Ошибочно думать, что именно оффшорные компании являются конечными получателями капитала, они всего лишь предоставляют посреднические услуги.

Банковские структуры выводят капиталы практически таким же путем, предоставляя их заграничной компании, которая впоследствии отказывается от возврата. Банк также может повысить процентные ставки. Мнимость таких сделок доказать практически невозможно.

Некоторые лица даже не напрягаются, просто вывозят наличные средства. Декларировать суммы до 10 тысяч в иностранной валюте даже не требуется.

Толлинговые операции также позволяют успешно проводить ввоз и вывоз капитала. Схема кажется полностью «чистой», одна сторона получает возможность загрузить свои производственные мощности, другая сторона получает товар с низкой себестоимостью. На самом деле, происходит перераспределение прибыли.

Последствия для страны

Тенденции вывоза капитала из России, несмотря на утверждения оптимистически настроенных экономистов и политологов, все же только увеличиваются. А это ведет к тому, что экономическая ситуация внутри государства только ухудшается:

  • в стране четко ощущается недостаток иностранной валюты;
  • как только рубли попадают на валютный рынок, иностранные денежные единицы моментально исчезают из страны;
  • предприятия скрывают валютную выручку;
  • постоянно уменьшающийся объем валюты, толкает государство на получение заграничных займов;
  • предприниматели совершенно утратили доверие к правительству и, защищая свои активы, «в темную» вывозят свои капиталы.

По итогу, рост ВВП постоянно стремится к нулю, а инфляция все время превышает 100%. Качество жизни среднестатистического гражданина снижается, что порождает недовольство.

В свете этого у правительства множество задач, и первостепенная - это изменение налогово-бюджетной системы и кредитной политики страны.

Уровень экономического развития страны отражается и в показателях международного движения капитала, таких как:

Объем зарубежных инвестиций (активов) данной страны и его соотношение с ВВП страны (страна с высоким уровнем экономического развития имеет большие возможности вложения капитала в экономику других стран);

Соотношение объема зарубежных прямых инвестиций данной страны и объема иностранных прямых инвестиций на ее территории;

Объем внешнего долга страны и его соотношение с ВВП и экспортом данной страны.

Российская Федерация как импортер капитала является заметным объектом приложения кредитного капитала, преимущественно государственного, и международных организаций. В 90 - х гг в Российской Федерации было привлечено кредитов на сумму несколько десятков миллиардов долларов. Ежегодный приток кредитного капитала увеличивает задолженность Российской Федерации перед мировым сообществом со всеми вытекающими отсюда последствиями: растущие ежегодные платежи в счет долга, «связанность» многих кредитов с закупками товаров в странах-кредиторах и т.д. К началу 1996 г внешняя задолженность РФ превысила 130 млрд. долл., а ежегодные платежи по ней составили 5 - 8 млрд. долл.

Известна крайне радикальная точка зрения по этому поводу депутата Государственной Думы, заместителя председателя Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике, доктора физико-математических наук С.С.Сулакшина, утверждающего, что рост внешней задолженности РФ означает не что иное, как потерю государственного суверенитета Россией, управление ею из-за рубежа. Так как условиями получения займов от международных финансовых организаций являются диктуемые РФ экономические и политические и иные требования. Неисполнение условий приводит к неполучению займов, таким образом, страна, по словам С.С. Сулакшина, превратилась в «международную побирушку», «села на иглу внешних долгов».

Экономический и финансовый смысл внешних займов уже в 1996 г стал нулевым, так как берут новых займов столько же, сколько ежегодно выплачивают на обслуживание внешнего долга.

Что же касается предпринимательского капитала, то его присутствие в стране, несмотря на определенные усилия государственных органов, невелико: за 90 - е гг было вложено приблизительно 11 млрд. долл. иностранных предпринимательских инвестиций, преимущественно прямых.

Россия – это страна с огромным внутренним рынком, сравнительно квалифицированной и одновременно дешевой рабочей силой, со значительным научно-техническим потенциалом, со значительными природными ресурсами. Все это обуславливает достаточно высокий потенциал РФ с точки зрения приложения предпринимательского капитала. Однако, социально-политическая ситуация в стране нестабильна, хозяйственные законы противоречивы, часто подвергаются изменениям, нет ясности с правами собственности. В целом, в силу недостаточного развития рыночных отношений хозяйственная среда в РФ непривычна для иностранных инвесторов из развитых стран.

В международном движении капитала РФ представлена как экспортер капитала. Однако, капитал вывозится в основном в форме бегства последнего из страны: как легального, так и нелегального.

Легальное бегство капитала осуществляется преимущественно в виде роста зарубежных активов российских коммерческих банков и покупки иностранных ценных бумаг. Нелегальное бегство капитала складывается из непереведенной из-за рубежа экспортной выручки, предоплаты не поступившего импорта, контрабандного экспорта, а также из формально упущенной выгоды по бартерным операциям.

Вывоз предпринимательского капитала из РФ невелик. Преимущественно эти инвестиции размещены в Западной Европе. Государственные кредиты также невелики.

Классификация форм международного движения капитала отражает различные стороны этого процесса. Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в следующих формах.

Формы вывоза капитала различаются по следующим критериям:

1) источники происхождения капитала;

2) характер использования капитала;

3) цели вложения капитала;

4) сроки вложения капитала.

Первая группа включает в себя следующие формы:

1. государственный капитал: субъектом вложений является государство, которое предоставляет ссуды, государственные займы, гранты, экономическую помощь. Движение государственного капитала осуществляется на основе межправительственных соглашений;

2. кредиты и иные средства, предоставляемые международными организациями (МВФ и др.);

3. частный капитал - средства, поступающие от негосударственных источников (юридических и физических лиц). Существенную роль здесь играют ведущие ТНК.

Вторая группа (по характеру использования) включает в себя:

4. вывоз предпринимательского капитала;

5. вывоз ссудного капитала.


Вложения предпринимательского капитала в страну могут происходить как путем создания филиала, так и за счет приобретения ужесуществующих в ней предприятий. К конкретным формам вывоза ссудного капитала относятся займы, кредиты, вложения средств в иностранные банки, покупка облигаций и акций иностранных компаний и др.

Капитал в ссудной форме (ссудный капитал) приносит его владельцу доход главным образом в виде процента по вкладам, займам и кредитам, а капитал в предпринимательской форме (предпринимательский капитал) - преимущественно в виде прибыли.

В денежной и товарной формах. Так, вывозом капитала могут быть машины и оборудование, патенты и ноу-хау, если они вывозятся за рубеж в качестве вклада в уставный капитал создаваемой или покупаемой там фирмы. Другим примером могут быть товарные кредиты.

Третия группа по целям вложения иностранные инвестиции подразделяются на прямые и портфельные.

Прямые иностранные инвестиции основаны на долгосрочных экономических интересах инвесторов. Характерная черта прямых инвестиций, по определению МВФ, состоит в том, что инвестор участвует в управленческом контроле над объектом (предприятием), в который инвестирован его капитал. Обычно для этого достаточно владеть 10% акционерного капитала. Они дают право собственности или фактического контроля над предприятием - объектом инвестиций. Достаточно длительное время к прямым инвестициям относили инвестиции, позволяющие получить пакет акций предприятия, составляющий не менее 25 % их общей стоимости.

Портфельные инвестиции не дают права контроля над объектом вложений капитала, а только право на доход. Вкладывая капитал в ценные бумаги предприятия, инвестор не стремится к непосредственному участию в делах фирмы, а предпочитает получать дивиденды или процент. Они, как правило, представлены пакетами акций (или отдельными акциями), накоторые приходится менее 10% собственного капитала фирмы, а также облигациями и другими ценными бумагами. В разных странах формальную границу между прямыми и портфельными инвестициями устанавливают по- разному, но обычно это 10%.

Четвертая группа в зависимости от длительности срока вложений ссудного капитала различаются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные вложения.

Следует иметь в виду, что помимо собственно вывоза капитала все большее значение приобретает реинвестирование прибылей, получаемых с заграничных инвестиций. Поэтому понятия «вывоз капитала» и «заграничные инвестиции» не совпадают.

К вывозу капитала тесно примыкает так называемая «официальная помощь развитию» - финансовая и техническая помощь, предоставляемая развивающимся странам в целях преодоления их социально-экономического отставания от промышленно развитых государств.

Существуют два основных канала для притока финансовых средств в указанные страны: «официальное финансирование развития» и «официальная помощь развитию». Первое понятие шире второго и включаетсумму «официальной помощи развитию» и всех других ресурсов, выделяемых по официальным каналам, за исключением государственных экспортных субсидий.

Финансовая помощь включает дары, займы, кредиты и субсидии. Нередко к понятию «помощь развитию» относят все перемещение капитала в развивающиеся страны (в предпринимательской и ссудной форме). Техническая помощь может предоставляться в виде передачи производственного опыта и научно-технических знаний на льготных условиях или безвозмездно. С этой целью в развивающихся странах для обучения национальных кадров создаются центры профессионально­технического обучения с оборудованными лабораториями и библиотеками и т. д. Как правило, этот вид помощи предусматривает направление экспертов и специалистов из стран-доноров, а также предоставление стипендий для студентов развивающихся стран.

Точно так же, как экспорт и импорт товаров в совокупности образуют международную торговлю, вывоз и ввоз капитала в со­вокупности представляют собой международное движение (миг­рацию) капитала. Речь в данном случае идет о движении одного из важнейших факторов производства, который уходит из обра­щения внутри собственной («своей») национальной экономики и перемещается в другие страны. Вывоз капитала, его активная международная миграция (перелив) является одной из характерных черт современного мирового хозяйства.

Уже в начале XX в. вывоз капитала в мировой экономике по своей динамике опережал вывоз товаров, хотя они между собой взаимосвязаны: вывоз капитала часто способствует вывозу това­ров и, наоборот, вывоз товаров нередко влечет за собой вывоз капитала.

Вывоз капитала - это изъятие части капитала из национального оборота данной страны и перемещение его в соответствующих формах в экономику зарубежных стран. При этом существенно, что за ру­беж переносится не акт реализации прибыли, уже заключенной в цене экспортируемого товара или услуги, а процесс ее создания.

Размещение части национального капитала за границей и до­пуск иностранного капитала в национальную экономику означа­ют формирование устойчивых экономических связей между хо­зяйствами двух стран, поскольку экспортируемый (или импорти­руемый) капитал становится частью воспроизводственного про­цесса страны конечного использования либо непосредственно (в форме предпринимательского капитала), либо опосредованно (в форме ссудного капитала).

Основной целью вывоза капиталаявляется получение предпри­нимательской прибыли или ссудного процента (если вывозится ссудный капитал). Кроме этого преследуются цели завоевания новых сегментов мирового рынка и закрепления на них, т. е. цели соб­ственно экспансии капитала.

Причины «выхода» капиталов за национальные государствен­ные границы разнообразны. Традиционное марксистское эконо­мическое учение исходило из того, что главной причиной вывоза капитала в эпоху империализма является относительный избыток капитала (монополии не всегда находят сферы достаточно прибыльного применения капитала в собственной стране). Отмечалось также, что техническая возможность вывоза капитала практически во все регионы мира появилась с распространением передовых средств транспорта в конце XIX - начале XX в.

Однако на рубеже XX- XXI вв. такое объяснение не является полностью адекватным.

Всемирный научно-технологический переворот привел к существенным изменениям в масштабах производства. В экономике промышленно развитых стран сохраняется и развивается сложная иерархия мельчайших, мелких, средних, крупных и крупнейших предприятий. В то время как первые три категории оперируют преимущественно в национальных границах, крупные и крупнейшие предприятия в поисках прибыльного приложения капитала стремятся освоить все больше мирового экономического пространства, что способствует:


Достижению экономии в масштабах производства;

Использованию более дешевой квалифицированной рабочей
силы;

Использованию фактора неодинаковой обеспеченности различных регионов и стран природными ресурсами;

Проникновению на рынки стран, проводящих политику ограничения иностранного капитала;

Укреплению позиции фирм на существующих и потенциальных рынках сбыта продукции.

В современных условиях быть крупной компанией и замыкать­ся в национальных границах означает, как правило, утрату «тем­па движения», а следовательно, ухудшает позиции в конкурент­ной борьбе. Сильным побудительным стимулом является стремле­ние преодолеть тарифные и нетарифные ограничения, которые препятствуют проникновению импортных товаров на нацио­нальные рынки. Важным стимулом также является возможность диверсифицировать экономический и политический риски, по­лучить доступ к более точной информации о конъюнктуре и пер­спективах сбыта и тем самым создать более твердые гарантии ста­бильности деятельности компании. Определенное значение имеет и стремление утвердиться в странах, рынки которых в будущем могут стать полем приложения капитала.

Наиболее полно разнообразие причин, побуждающих компа­нии вывозить капитал за национальные границы, проявляется в условиях глобализации мирового хозяйства. Логика хозяйствен­ного развития такова, что для упрочения своего положения круп­ная компания должна осваивать все мировое экономическое про­странство. При этом в некоторых случаях предприятия компании могут оставаться в одной стране, однако сфера приложения бу­дет намного шире. Примером такой глобальной компании мож­но считать «Майкрософт».

Экспорт государственного капиталатакже осуществляется в це­лях обеспечения национальных экономических интересов. Кроме того, не утратили своего значения и идеологические соображения. В ряде случаев экспорт государственного капитала ставит своей целью либо поддержать соответствующие политические режимы, либо способствовать их трансформации в желательном для креди­тора направлении. Напротив, если правящий режим в той или иной стране проводит политику, находящуюся в резком противо­речии с позицией кредитора, то в этом случае предоставление государственных кредитов такому режиму либо ограничивается, либо полностью прекращается.

Как и во внешней торговле, экспорт капитала из одной страны является импортом капитала для другой. Причины импорта капи­тала также разнообразны. Частные компании могут брать займы или создавать совместные предприятия с иностранными фирмами в целях разработки и освоения новых технологий, передового управленческого опыта, использования известных товарных зна­ков, укрепления своих позиций внутри страны и проникновения на мировые рынки. Государства стремятся создать благоприятные условия для достижения более высоких темпов экономического роста, структурной перестройки национальной экономики.

Однако последствия международного «перелива» капитала для стран - экспортеров и стран - импортеров капитала противоре­чивы. Например, в случае активного экспорта капитала данная страна расширяет свое присутствие в различных регионах мира, но при этом с уходом капитала могут обостриться собственные проблемы занятости (как было в 90-е гг. XX в. в Японии). С актив­ным импортом (приходом) иностранного капитала у отечествен­ного бизнеса данной страны может снизиться норма прибыли, однако при этом возрастет занятость и т. д.

Поэтому при привлечении иностранного капитала в данную страну должен учитываться целый ряд конкретных обстоятельств:

Структура национальной экономики и сложившаяся в ней
специализация производства;

Состояние финансовой системы страны и финансовых рынков;

Уровень конкуренции в стране;

Положение в социальной сфере (занятость, жизненный уро­вень основной массы населения и др.).

В зависимости от указанных конкретных обстоятельств иност­ранный капитал может стать как фактором развития, так и, на­против, фактором обострения социально-экономических и поли­тических противоречий (внутри государства и между государства­ми). Это зависит от решения ряда проблем:

Каковы масштабы иностранных инвестиций;

В какие отрасли и регионы национальной экономики идет иностранный капитал и в каких формах;

Как регулируются в данной стране иностранные инвести­ции и т.д.

Мировая практика свидетельствует, что иностранный капитал более охотно идет в страны со стабильным национальным зако­нодательством, регулирующим иностранные инвестиции, с пред­сказуемой экономической политикой и устойчивым политиче­ским режимом, с благоприятным инвестиционным климатом, под которым понимается вся совокупность факторов (политических, экономических, юридических, социальных и др.), определяющая пер­спективы прибыльности (эффективности) вложения капитала и сте­пень риска для инвестора.В понятии инвестиционного климата внут­ренние и внешние (иностранные) инвестиции взаимосвязаны: если в страну по причинам неблагоприятного инвестиционного кли­мата не поступает иностранный капитал, то скорее всего из нее будет «уходить» и отечественный капитал.

Поэтому на практике одновременно с понятием вывоза ка­питала существует и понятие «бегство капитала». Речь в данном случае идет, как правило, о ситуации массового оттока част­ных капиталов в связи с теми или иными проявлениями странового риска (нарастание экономической и (или) политичес­кой нестабильности и (или) опасности обесценения националь­ной валюты).

Таким образом, экспорт и импорт капитала не могут быть удов­летворительно объяснены, если исходить из какой-либо одной причины. Уже сейчас можно предположить, что в число важней­ших факторов, которые будут оказывать сильное воздействие на географическое распределение мировых инвестиций, войдет де­мографическая ситуация в промышленно развитых государствах в первой половине XXI в. Старение населения промышленно разви­тых стран приведет к необходимости поиска новых сфер и регио­нов использования капитала. Считается, что развивающиеся стра­ны, в которых будет сосредоточена основная масса трудоспособ­ного населения, могут стать ареной приложения капитала, на­капливаемого в промышленно развитых государствах.

Формы вывоза капитала различаются по следующим критериям:

1) источники происхождения капитала;

2) характер использования капитала;

3) цели вложения капитала;

4) сроки вложения капитала.

Первая группа (по источникам происхождения капитала, т. е. кто является субъектом вложения капитала) включает в себя сле­дующие формы:

Государственный капитал: субъектом вложений является го­сударство, которое предоставляет ссуды, государственные зай­мы, гранты, экономическую помощь. Движение государственного капитала осуществляется на основе межправительственных соглашений;

Кредиты и иные средства, предоставляемые международны­ми организациями (МВФ и др.);

Частный капитал средства, поступающие от негосударствен­ных источников (юридических и физических лиц). Существенную роль здесь играют ведущие ТНК.

Вторая группа (по характеру использования) включает в себя:

Вывоз предпринимательского капитала;

Вывоз ссудного капитала.

Вложения предпринимательского капитала в страну могут про­исходить как путем создания филиала, так и за счет приобрете­ния уже существующих в ней предприятий. К конкретным фор­мам вывоза ссудного капитала относятся займы, кредиты, вложе­ния средств в иностранные банки, покупка облигаций и акций иностранных компаний и др.

По целям вложения иностранные инвестиции подразделяются на прямые и портфельные.

Прямые иностранные инвестиции основаны на долгосрочных экономических интересах инвесторов. Они дают право собствен­ности или фактического контроля над предприятием - объек­том инвестиций. Достаточно длительное время к прямым инвес­тициям относили инвестиции, позволяющие получить пакет ак­ций предприятия, составляющий не менее 25 % их общей сто­имости. Однако в последние годы к прямым инвестициям относят инвестиции, которые обеспечивают не менее 10 % общей стоимо­сти акций предприятия.

Портфельные инвестиции (не более 10 или 25 % общей сто­имости акций предприятия) не дают права контроля над объек­том вложений капитала, а только право на доход. Вкладывая ка­питал в ценные бумаги предприятия, инвестор не стремится к непосредственному участию в делах фирмы, а предпочитает по­лучать дивиденды или процент.

В российской статистике к прямым инвестициям относят вло­жения капитала юридическими или физическими лицами, полно­стью владеющими предприятием или контролирующими не ме­нее 10 % акций и акционерного капитала. К портфельным относят инвестиции на покупку акций, векселей или: других ценных бумаг, которые составляют менее 10 % общего акционерного капитала предприятия.

В зависимости от длительности срока вложений ссудного капи­тала различаются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные вложения.

Следует иметь в виду, что помимо собственно вывоза капитала все большее значение приобретает реинвестирование прибылей, получаемых с заграничных инвестиций. Поэтому понятия «вывоз капитала» и «заграничные инвестиции» не совпадают.

К вывозу капитала тесно примыкает так называемая «офици­альная помощь развитию» - финансовая и техническая помощь, предоставляемая развивающимся странам в целях преодоления их социально-экономического отставания от промышленно разви­тых государств.

Существуют два основных канала для:перетока финансовых средств в указанные страны: «официальное: финансирование раз­вития» и «официальная помощь развитию». Первое понятие шире второго и включает сумму «официальной помощи развитию» и всех других ресурсов, выделяемых по официальным каналам, за исключением государственных экспортных: субсидий.

Финансовая помощь включает дары, займы, кредиты и субси­дии. Нередко к понятию «помощь развитию» относят все переме­щение капитала в развивающиеся страны (в предприниматель­ской и ссудной форме). Техническая помощь может предоставляться в виде передачи производственного опыта и научно-тех­нических знаний на льготных условиях или безвозмездно. С этой целью в развивающихся странах для обучения национальных кад­ров создаются центры профессионально-технического обучения с оборудованными лабораториями и библиотеками и т. д. Как пра­вило, этот вид помощи предусматривает направление экспертов и специалистов из стран-доноров, а также предоставление сти­пендий для студентов развивающихся стран.

Развивающиеся страны (помимо экономической, финансовой и технической) получают также продовольственную помощь, ко­торая, как правило, предоставляется при чрезвычайных обстоя­тельствах, например, засухах, наводнениях и т. д. За последние 20 лет такая помощь нередко оказывалась целому ряду стран, прежде всего африканским.

Средства, направляемые по линии «официальной помощи раз­витию», должны удовлетворять следующим требованиям: 1) на­правляться на цели экономического развития и 2) содержать грант-элемент в размере не менее 25 % (при фиксированной став­ке дисконта 10 %). Грант-элемент определяется как выраженное в процентах частное от деления разницы между нарицательной стоимостью займа и суммой будущих платежей по обслужива­нию долга, дисконтированных по фиксированной ставке, на размер займа.

Несмотря на рост общего объема финансовых ресурсов, на­правляемых в 90-х гг. в развивающиеся страны, доля «официаль­ной помощи развитию», выраженная в неизменных ценах, к кон­цу десятилетия сократилась, что вызвало озабоченность обществен­ности развивающихся стран и ряда международных организаций.