Свастика на деньгах ссср. Самые интересные банкноты России

Особый интерес среди моих коллекций представляют вышедшие из употребления русские бумажные деньги. Не зря бонистика является одним из самых популярных видов коллекционирования - я всегда с большим интересом обращаюсь к каждому вновь добытому экземпляру, рассматривая его, прежде всего, как исторический документ, отражающий культурное, экономическое и политическое положение нашей страны в конкретном периоде.

Среди прочих банкнот в моей коллекции отдельного внимания заслуживают так называемые «керенки» или «думские» деньги России - кредитные билеты достоинством 1000 и 250 рублей, выпущенные Временным правительством в 1917 году. А также кредитные билеты образца 1918 года номиналом 5000 и 10 000 рублей, выпущенные по декрету Совета Народных Комисаров от 29 октября 1919 года. На этих четырех купюрах, имевших хождение до 1922 года, отчетливо видна левосторонняя свастика. Как объяснить её появление на советских знаках?


Дело в том, что матрицы для всех рублевых банкнот Временного Правительства и бумажных денег, выпущенных в первые годы Советской власти, были изготовлены еще по распоряжению Николая II в. январе 1917 года. Проект тех билетов разрабатывался при личном участии императрицы Александры Федоровны, которая проявляла большой интерес к символу свастики и часто в письмах даже ставила его рядом со своими инициалами. Прибегнуть к клише для печати царских бумажных денег Временному правительству, во главе с князем Львовым и пришедшим ему на смену Керенским, пришлось из-за повышенной срочности решения вопроса по новой эмиссии.


Из личной коллекции Сачёва М.В .

Нужно отметить, что новая власть восприняла изображение свастики, ставшее на 250-рублевой купюре, например, «подкладкой» для герба Временного правительства, лишь как «орнамент в виде креста с загнутыми концами». Об этом факте свидетельствуют записи в официальных документах, связанных с выпуском новых кредитных билетов.

Новая идеология на билетах была представлена размещенным на 1000-ной купюре Таврическим дворцом, где заседала Государственная дума, и напечатанным на 250 рублях государственным гербом Временного правительства. В качестве герба был признан прежний двуглавый орел, но с опущенными крыльями и без царских регалий.

Выпущенные в 1919 году кредитные билеты номиналом 5000 и 10000 рублей - также в результате спешки Советской власти по вводу в обращение новых денег - были напечатаны по заимствованному у прежней власти клише. Свастика без каких-либо изменений перешла на новые купюры из трафарета, заготовленного Керенским для выпуска в 1918 году кредитных билетов тех же достоинств - 5000 и 10000 рублей. Единственным серьезным изменением макета стала замена изображения Таврического дворца на герб Временного правительства.


Из личной коллекции Сачёва М.В .

Сама по себе свастика - очень древний символ, являющийся общим для народов разных государств. Славяне свастику называли «коловрат», то есть «солнцеворот», и он символизировал победу света над тьмой, жизни - над смертью, яви - над навью. Не существовало никакого различия между правосторонней и левосторонней свастиками - обе они применялись в России повсеместно и практически одинаково. Свастика присутствовала на предметах быта, в оформлении храмов и икон, облачении священнослужителей, на надгробиях православных могил, в документах, печатях и в архитектуре. Использовалась свастика и в официальной правительственной символике вплоть до конца 1930-х - начала 40-х годов - например, на нарукавных нашивках солдат и офицеров Красной Армии в лавровый венок была забрана свастика с буквами РСФСР.

Из личной коллекции Сачёва М.В .

Справка

Кредитный билет номиналом 250 рублей образца 1917 года был отпечатан по всем правилам кредитного билета с надежной защитой от подделки. Лицевую и оборотную стороны украшала гильоширная сетка, напечатанная орловским многокрасочным способом печати. По сетке с двух сторон была отпечатана типографская пропись. На оборотной стороне помещался герб Временного правительства, выполненный художником Билибиным И.Я. «Подкладкой» для герба служило изображение свастики. Две свастики размером поменьше служили также «подкладками» под цифровые обозначения номинала, помещённые на лицевой стороне данной купюры. Настоящие кредитные билеты были напечатаны на бумаге с общим водяным знаком. На билетах использовались два трехзначных номера с двухбуквенной литерой.

Временное правительство успело отпечатать всего 18 миллионов экземпляров, то есть литера АА с № 001 по № 018. Советское правительство продолжило печатать литеры: АА 019 -100, АБ 101 - 200, АВ 201 - 300, АГ 301 - 376.

На кредитном билете номиналом 1000 рублей образца 1917 года вместо герба был изображен Петроградский Таврический дворец, а лицевую сторону украшали три свастики в качестве «подкладок» под цифровые обозначения номинала. Государственный кредитный билет номиналом 1000 рублей печатался с шестизначным порядковым номером.

При Временном правительстве были отпечатаны литеры АА-АЗ. Советское правительство продолжило печатать литеры: АИ-АQ , Б, В, Г-ГЯ.

Кредитные билеты образца 1918 года номиналом 5000 и 10000 рублей , выпущенные согласно декрету СНК от 21 октября 1919 года, были отпечатаны на бумаге с общим водяным знаком. С оборотной стороны использовалась орловская печать в пять красок, с лицевой - типографская печать в две краски. На билете 10000 рублей использовалась защитная сетка с «ирисом», порядковый номер был шестизначным.


Интересную для себя находку я сегодня обнаружил. Скажу сразу, не хочется особо никого грузить, множеством разнообразных версий представляемого материала, кому интересно ознакомиться и копнуть глубже, как говорится - Google в помощь...
Суть вот в чём - на российских купюрах 1917-1918 годов ("керенках") изображена свастика. Название государства, кстати, не указано. Первая купюра номиналом 250 рублей 1917 года:

Вот она же крупнее. За двуглавым орлом, изображенным уже без короны:

Или с обратной стороны. Здесь свастика прячется за надписью "250 рублей":

Любопытно, что на лицевой стороне купюры присутствует не только свастика, но и буддистский (ламаистский) "бесконечный узел":

Всё таки одну из версий, для контекста укажу - якобы именно Николай II повелел поместить свастику на денежные купюры России, правда, реализован этот проект был уже после его отречения Временным правительством на «керенках» номиналом 250 и 1000 руб., а затем и большевики выпустили банкноты пятитысячного и десятитысячного достоинства с этим же знаком, просто воспользовавшись готовыми матрицами. Эти деньги имели хождение вплоть до образования Советского Союза, которое, как известно, было провозглашено на исходе 1922 года.
Далее ещё купюры номиналом 1000, 5000, 10000 рублей:

А теперь ещё интереснее - нарукавные нашивки Красной Армии имели изображение свастики с абревиатурой РСФСР, офицеры и бойцы Красной Армии Юго-Восточного фронта носили его с 1918 года:

Кавалерия Юго-Восточного фронта в ноябре 1919 г. получила свастику в качестве нарукавного шеврона. Описание его, в котором крюковой крест обозначен аббревиатурой «ЛЮНГТН» прилагалось к приказу командующего В.И.Шорина, бывшего царского полковника, опытного военачальника и георгиевского кавалера, который, как предполагается, и был автором этой идеи:


«Ромб 15х11 сантиметров из красного сукна. В верхнем углу пятиконечная звезда, в центре - венок, в середине которого «ЛЮНГТН» с надписью «Р.С.Ф.С.Р.». Диаметр звезды 15 мм, венка 6 см, размер «ЛЮНГТН» - 27 мм, букв - 6 мм. Знак для командного и административного состава вышит золотом и серебром и для красноармейцев трафаретный. Звезда, «ЛЮНГТН» и лента венка вышиты золотом (для красноармейцев жёлтой краской), самый венок и надпись - серебром (для красноармейцев - белой краской)».

ВЕРОЯТНО ШЕВРОН ТОГО ВРЕМЕНИ:

А ВОТ НАРУКАВНЫЙ ЗНАК КРАСНОАРМЕЙЦА БАШКИРСКИХ ЧАСТЕЙ РККА, ОБРАЗЕЦ 1919 ГОДА,КАЧЕСТВЕННАЯ КОПИЯ, СССР

А вот и классика жанра - наградной знак командиров Юго-Восточного фронта Красной Армии в 1918-1920 гг.

Вот ещё интересный момент - документ с печатью Отдела Управления Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов:

и печать поближе:

Кстати, Отдел Управления Совдепа - весьма важная, интересная и практически не исследованная бюрократическая структура большевистского режима.
Он ведал выборами в Советы, осуществлял надзор за политическими организациями и церковью, руководил милицией, принудительными работами и концлагерями, эвакуацией пленных и беженцев, контактировал с ЧК, следил за соблюдением норм советского законодательства в документах Советов и т.д. и т.п.
Флаг его будущего исследователя пока еще под ногами. Может кто-нибудь возьмет этот флаг в руки?

Ну и на закуску - «Делонэ-Бельвиль 45 CV» Николая II - на пробке радиатора Свастика:

И качество получше - свастика на капоте автомобиля Николая II. Царское село, 1913 год:

В завершении прочитанного, хотелось бы предложить ответить на несколько вопросов (желательно при этом не отталкиваться от общепринятых исторических знаний, пускай уж лучше базой будет - альтернативная история).
Итак, кто же печатал эти странные деньги в 1917 году? Кто пришёл к власти под видом "временного правительства"? На шевронах "чьей" армии красовалась свастика?

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РУССКОЙ РЕСПУБЛИКИ





Историческое изображение символа и герба Русской республики на деньгах Временного правительства Российской республики в 1917-1918 года. КАК НА СОВЕТСКИЕ ДЕНЬГИ ПОПАЛА СВАСТИКА? Первые советские банкноты были напечатаны с клише, выполненных еще при Временном Правительстве Мало кто знает, что некоторые бумажные деньги, выпускавшиеся в первые годы советской власти, имели в составе художественного орнамента изображение свастики. Однако в этом можно убедиться, присмотревшись к рисунку лицевой стороны денежных знаков достоинством 5000 и 10000 рублей, выпущенных советским правительством в 1919 году.
В соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 21 октября эти денежные знаки, названные кредитными билетами, выпускались для облегчения крупных расчетов. Сведения об их выпуске были напечатаны в газете "Известия ВЦИК" от 23 октября 1919 года. Получив в наследство денежные системы царского и Временного правительств, советская власть, несмотря на огромные финансовые и экономические трудности, сразу же поставила вопрос о выпуске новых денег, орнаментальное оформление которых отражало бы советскую идеологию.
Весной 1918 года в стране началась подготовка денежной реформы, на первом этапе которой предусматривалась замена всех старых бумажных денег на новые. К этому мероприятию предполагалось приступить к осени того же года. В соответствии с правительственной директивой отделом изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения был объявлен конкурс на лучший рисунок на денежных знаках.
Желающих принять участие в конкурсе оказалось много, однако состоявшееся в апреле 1919 года заседание художественного жюри под началом Народного комиссариата финансов забраковало все без исключения представленные эскизы бумажных денег. В основном - из-за невыполнения поставленных требований по введению в орнамент новой символики. Вместе с тем в условиях сильно затянувшейся и безрезультатной работы по выбору проекта денежных знаков финансовое положение страны настойчиво требовало решения вопроса по выходу из создавшегося тупикового положения.
Нужно было любым способом и в срочном порядке осуществить выпуск новых денег. И тут вспомнили, что в архиве Экспедиции заготовления государственных бумаг имеются изготовленные еще в 1917 году при Керенском клише бумажных денег- так называемых государственных кредитных билетов от 1 до 10000 рублей - для запланированной в 1918 году эмиссии. В орнамент этих денег был введен герб Временного правительства - двуглавый орел, но без монархической символики. Для купюр от 1 до 1000 рублей предлагался простой геометрический орнамент, позволяющий сократить время на их изготовление.
С целью повышения защиты купюр самых больших номиналов в 5000 и 10000 рублей правительством Керенского решено было применить более сложный рисунок, использовав с небольшой доработкой клише, изготовленное еще по заказу правительства князя Г. Е. Львова для выпуска государственного кредитного билета 1917 года достоинством в 1000 рублей. Одним из орнаментальных элементов лицевой стороны этого денежного знака являлось изображение свастики как древнего символа благополучия и благодати. По мнению разработчиков денежного знака, этот символ как бы олицетворял жизненные блага, обещанные россиянам правительством князя Львова.
Итак, в 1918 году в руках советского правительства оказались клише целой серии государственных кредитных билетов от 1 до 10000 рублей, хотя и с гербом Временного правительства, но без монархических регалий, что позволяло срочно провести выпуск бумажных денег, пусть даже не удовлетворяющих требованиям новой идеологии. Однако развернувшаяся Гражданская война и связанные с ней чрезвычайно большие экономические трудности надолго задержали эмиссию денег. Они были изготовлены только в 1919 году, хотя на них был проставлен 1918 год выпуска. Государственные кредитные билеты достоинством в 5000 и 10000 рублей с изображением свастики появились в советском денежном обороте почти через три года после того, как этот символ был применен правительством князя Львова в 1917 году.
Ростислав Николаев

После революционных событий февраля 1917 г. в денежном обращении России появились государственные кредитные билеты номиналами в 250 и 1000 рублей с новой государственной символикой и изображением свастики , которые в народе получили наименование «думские деньги», «думки». Также свастика присутствует на схожих по оформлению билетах 5000 и 10 000 рублей образца 1918 г., которые были подписаны управляющим Госбанка РСФСР Г.Л. Пятаковым, за что были прозваны «пятаковками». Все эти банкноты оставались в денежном обращении страны до 1922 г.

За прошедшие годы историками, коллекционерами-бонистами, журналистами и блоггерами Рунета были предложены самые разные версии причин помещения свастики на российских деньгах. Их можно разделить на три основных группы:

  • Еще в Белой эмиграции в 1920-х гг. была высказана идея о масонском значении этого символа (Скрынников Н., 1921, С.42-43; Лукин Ю.Н., 1936. С.24) и это мнение до сих пор находит поддержку у ряда авторов.
  • Второй основной идеей стало объяснение изображения свастики на «думках» и «пятаковках» в качестве древнего солярного знака, символизирующего вечность и благополучие, который как бы гарантировал «те жизненные блага, которые обещало Временное правительство». (Мельникова А.С., 1973. С.). При этом ряд авторов полагает, что помещение солярного знака — Солнцеворота, Коловрата — прямо связано с древней славянской традицией.
  • Третья группа исследователей трактует помещенного на банкнотах двуглавого орла, наложенного на свастику, как вариант нового герба Российской республики 1917 г. (Всеволодов И.В., 1990. С. 241-242; Соболева Н.А., Артамонов В.А.. 1993. С. ; Соболева Н.А., 2013. С.).

Однако такое геральдическое использование свастики должно было бы получить официальное правительственное объяснение. Но в официальном описании банкнот 1917 г. отсутствует даже само название «свастика». В документе указано: «В центре каждой из обеих крупных розеток находится ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ (выделено авторами), образованный крестообразно-пересекающимися широкими полосами, загнутыми под прямыми углами, на одном конце вправо, на другом, влево. Полосы покрыты системой горизонтальных линий и окаймлены, на небольшом расстоянии, тонкой контурной линией. Промежуточный фон между обеими крупными розетками и гильоширно-орнаментальными украшениями заполнен гильоширным узором, а центр этого фона занят геометрическим орнаментом такого же рисунка, как и в обоих розетках, но большей величины» (ГАРФ. Ф.7421. Оп.1. Д.7. Л. 146 об., 147).

Очевидно, что в документе нарочито затушевано значение древнего солярного символа и предлагается его нейтральная трактовка в качестве «орнамента», а причина его изображения на банковских билетах остается не раскрытой.

Архивные сведения

Ответ на этот вопрос удалось найти при работе с фондами Гознака, где хранятся богатейшие материалы по истории разработки и производства отечественных и некоторых иностранных монет и банкнот.

Дело в том, что сделанный весной 1917 г. политический заказ Временного Правительства на скорейшее изготовление бумажных денег с новой революционной символикой вступил в противоречие с техническими возможностями Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг (ЭЗГБ). По существовавшей в то время технологии денежного производства полный цикл от эскиза до готового тиража (в зависимости от сложности и защищенности купюры) занимал не менее года. По предоставленному эскизу граверы-художники готовили модель банкноты, после ее утверждения в пробах цвета и способах защиты изготовлялась матрица, затем с нее методом стальной гальванопластики делались печатные формы, с помощью которых, в свою очередь, производилось тиражирование банковских билетов.

Поэтому ускорить выпуск новых образцов денежных знаков можно было лишь используя уже готовые модели, матрицы и печатные формы от других выпускавшихся, готовящихся к выпуску или по каким-то причинам невыпущенных купюр. В рассматриваемом случае для денег Временного Правительства были использованы наработки ЭЗГБ по планировавшемуся выпуску банкнот Монгольского национального банка. Сохранились образцы полностью отпечатанных банкнот для Монголии достоинством в 1, 3, 5, 10, 25 и 100 рублей образца 1916 г. (Спецфонд Гознака).

Монгольский национальный банк был создан в 1914 г. при финансировании российским Сибирским торговым банком, правление которого размещалось в Петрограде. Согласно уставу банка, он имел право выпуска монгольских банковских билетов на сумму в 1 миллион рублей. В 1916 г. ЭЗГБ подготовила выпуск Монгольских банкнот с русскими надписями на лицевой стороне и аналогичными монгольскими надписями на обороте.

Русский текст:
«Кредитный билет монгольского национального банка.
Три рубля.
Монгольский национальный банк обменивает свои кредитные билеты на монгольскую монету или русские деньги без ограничения суммы.

Выписка из указа монгольского правительства

Кредитные билеты монгольского национального банка имеют хождение по Монголии, одинаковое по ценности с русскими деньгами. За подделку кредитных билетов имущество виновных полностью конфискуется в Казну, сами же они заключаются в тюрьму и подвергаются каторжным работам на три года».

На банкнотах помещено факсимиле Директора распорядителя М.А. Соловейчика (1870-1916) и факсимиле Управляющего делами Ермолаева. Рисунок этих банкнот был утвержден министром финансов России П.Л. Барком. Предполагалось также, что Петроградский монетный двор приступит к изготовлению серебряных и медных монет для Монголии.

Но в 1917 г. политическая и экономическая ситуация в России изменились и выпуск подготовленных банкнот для Монголии не был осуществлен. Однако все наработки были использованы при срочной разработке и печатании банкнот Временного Правительства 1917 г. Банковский билет достоинством 1000 рублей поступил в обращение уже 10 июня, а билет достоинством 250 рублей вошел в обращение с 8 сентября 1917 г. (Денисов А.Е., 2004. С. 81). А в 1919 г. некоторые «монгольские» формы и матрицы нашли применение для более-менее качественного печатания «пятаковок» образца 1918 г. номиналами в 5000 и 10.000 руб., которые были выпущены в обращение в декабре 1919 г. (Денисов А.Е., 2004. С. 83).

Прообразом для купюры номиналом в 1000 рублей 1917 г. послужила банкнота Монгольского национального банка достоинством в 25 рублей 1916 г. (Рис. 1) с изменением цвета лицевой стороны с коричневой на зеленую, на обороте из многоцветного картуша монгольского прообраза была убрана свастика и заменена изображением здания Таврического дворца, где размещалась Государственная дума. Остальные детали оформления, включая буддийские Узлы Бесконечности на лицевой стороне и три свастики на оборотной, стали своеобразным «монгольским наследством», которое пришлось маскировать цифрами номинала и официально обозначать в описании банкноты как орнаментальные детали.

Купюра в 250 рублей образца 1917 г. была получена путем изменения банкноты Монгольского национального банка номиналом в 3 рубля 1916 г. Цвет с зеленого был изменен на коричневый, а на оборотной стороне в центре вместо цветной розетки помещено изображение двуглавого орла Временного правительства. Буддийские символы также постарались сделать менее заметными, закрыв изображением двуглавого орла, цифрами и надписями. Однако крупная свастика за двуглавым орлом оставалась очень заметной и стала восприниматься как значимый символ, специально помещенный на новую революционную банкноту.

В период Гражданской войны тяжелое военное и экономическое положение Советской России заставило использовать для производства денег все имеющиеся ресурсы ЭЗГБ. «Монгольские» матрицы и печатные формы 1916 г. вновь нашли применение. Образцом для «пятаковок» номиналами в 5000 и 10 000 рублей образца 1918 г., которые в печатали в Пензе, послужила банкнота Монгольского национального банка достоинством в 100 рублей 1916 г. Цвет с желтого был заменен соответственно на синий и светло-коричневый, а вместо цветной розетки был помещен билибинский орел без корон, но остались буддийские свастики и Узлы Бесконечности. Сохранился оттиск лицевой сетки, использованной для банковского билета 10 000 рублей образца 1918 г., который очень хорошо показывает вынужденно сохраненное «монгольское наследство» российских денег.

Рассмотрев изображения исследованных нами купюр мы приходим к закономерному выводу о том, что специалистам ЭЗГБ для максимального ускорения выпуска денежных знаков новых образцов удалось избежать трудоемкого и длительного этапа по согласованию и изготовлению лицевых и оборотных сеток. Для нового дизайна достаточно было изготовить печатные формы с номиналами и текстами, а также пронумеровать купюры и поставить грифы подписей управляющего Государственным банком и кассира. А привнесенные с невыпущенных монгольских банкнот свастики на долгие годы стали одной из загадок российской бонистики.