Сравнительная характеристика командно-административной и рыночной экономических систем. Обобществление труда и производства

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Таблица 2

Основные отличительные черты рыночной, командно-административной и смешанной экономических систем

Основные черты

Рыночная экономика

Командно-административная система

Смешанная экономика

Масштабы обобществления производства

Обобществление производства в рамках предприятия

Экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы

Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах

Преобладающая
форма собственности

Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов

Господствует государственная собственность

Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности

Форма бюджетного ограничения

Стимул к производительному труду

Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.)

Социалистическое соревнование

Факторные доходы

Основной принцип производства

Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения

Принцип соответствия спроса и предложения

Регулирование экономики

Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства

Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть

Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.

Конкуренция

Теневая экономика

Отсутствует

Присутствует

Только на запрещенный государством товар (наркотики)

Координация

Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен

Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство

Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием.

Ценообразование

ориентируется на предотвращение спада в производстве

Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены

Гибкие цены

Заработная плата

Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда

Административное установление заработной платы

Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату

Социальные гарантии

Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости

Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение

Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения

Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. Однако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран. Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно-государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д.

Глава II Характеристика экономической системы современной России

2.1 Проблемы формирования экономической системы России

С позиции цивилизационного подхода развитие экономической системы России имело определенную специфику. Отличие российской цивилизации от западной отразилось и на экономических моделях, которые были ими выработаны. Если в Западной Европе сложилась классическая модель чистого капитализма, то Россия, по существу, не знала эпохи чистого капитализма .

Общероссийский рынок фактически был результатом возникновения смешанной экономики особого типа. Особый хозяйственный строй России второй половины XIX в. способствовал выработке концепции модели смешанной экономики. В отличие от западной модели она основана не на однородности экономической структуры, что достигается за счет поглощения ведущим укладом всех остальных, и не на экономическом человеке, вытесняющим человека естественного, а на многообразии форм хозяйствования, параллельно сосуществующих как части единого организма, на многомерности хозяйственной деятельности, на признании многополюсности экономического бытия и на том, что каждый полюс имеет сущностное значение. В ее философскую основу положен вывод из закона, открытого К.Н. Леонтьевым: неоднородность экономической структуры и многообразие форм хозяйствования - это не недостаток, а свидетельство наличия внутреннего источника развития в виде еще не практиковавшихся идей. В разработку концепции смешанной экономики внесли свой вклад Н.Я. Данилевский, В.П. Воронцов, Н.Ф. Даниэльсон и другие выдающиеся русские мыслители. Западная экономическая мысль подошла к пониманию такой системы хозяйствования лишь во второй половине XX столетия.

Отношение к теории смешанной экономики у западных теоретиков двойственно: она противоречит утвердившемуся у них одноплоскостному видению мира, однако в то же время они не могут не признавать, что основная тенденция развития - это движение от свободной конкуренции к несовершенной конкуренции, от экономики чистого капитализма к командной экономике. Неслучайно в ходе исторического развития уже в 30-е гг. ХХ века обе цивилизации получили примеры экономики командного типа, порожденные тоталитарными режимами власти (СССР, Германия). Различие лишь в том, через какие формы осуществляется переход от одного полюса к другому - монополию капитала или монополию государства.

Смешанная экономика - реальное свидетельство того, что западная рыночная экономика не может более существовать без мелкого бизнеса, поглощающего рабочую силу, выталкиваемую из сферы производства крупным капиталом, и государственного вмешательства, поддерживающего равновесие в экономике и стабильность в обществе. Если в России смешанная экономика - изначальна, то здесь она появилась как своеобразная форма снятия противоречия развития хозяйственной жизни, порождаемого ставкой на однородную экономическую структуру.

Сегодня, в рамках проведения рыночных реформ перед Россией стоят непростые задачи. Специфика реформирования - в избирательном характере заимствования: обычно перенимается лишь то, что легко вписывается в традиционный образ жизни, не разрушает его и не требует коренной перестройки. Другие новшества идут лишь тогда, когда без них уже не обойтись, когда какие-то потрясения не оставляют другого выхода .

Иногда для успеха реформ оказывается достаточно переориентировать общественные связи, повысить нравственную значимость экономической деятельности, сменить характер и методы осуществления экономической власти. Но нередко и смена преобладающей формы собственности не избавляет от провала реформ. Это объясняется тем, что реформирование затрагивает духовно-нравственные, социально-психологические стороны бытия, связано с психическим состоянием человека и уровнем его вовлечения в сам процесс реформ, непосредственно выходит на шкалу нравственных ценностей народа.

Реформирование достигает цели в том случае, если не отрывается от реалий жизни народа. Оно подчинено объективному закону минимальной трансформации: из всех возможных вариантов преобразований достигает цели тот, который позволяет адаптировать общество к новым условиям хозяйственной деятельности, не грозящим фундаментальным сущностям данной цивилизации. Иначе реформирование превращается из созидательной в разрушительную силу.

Удачный переход Японии из традиционной экономики в рыночную объясняется тем, что здесь не стали разрушать устои, поддерживающие стабильность традиционного общества, а использовали тесную связь субъекта с первородной социальной общностью в новой форме организации труда. Это позволило воспроизводить прежний статус личности в новых экономических условиях и создать форму организации труда, которая по уровню мотивации и производительности превосходит западные формы .

Соответственно, неудачи реформ в России в 1990-е гг. во многом объясняются недооценкой особенностей ее цивилизации. В нашей стране присутствовали признаки традиционного общества, но это общество особого, более сложного типа. Ее хозяйственная жизнь столь разнообразна, что никогда не представляла единую экономическую систему. Причина неоднородности экономики корнями уходит в историческую, природную, этническую и культурную почву.

Избирательность заимствования приобретает особое значение, когда при переходе к новому хозяйственному устройству за образец берется чужой опыт или идеализированная модель. Реформаторы, как правило, спешат, хотят увидеть плоды своих деяний при жизни, опережают социальные и экономические реалии, ломают существующие формы хозяйствования, разрушают старое при отсутствии нового.

К сожалению, современное реформирование не учитывает особенности хозяйственной жизни России. За образец взята западная модель, ориентированная на однородную структуру экономики, что противоречит самой природе экономического строя нашей страны. Полностью игнорируются духовные и этнические основы жизни общества. В ходе реформ 1990-х гг. оказались подорваны единое экономическое пространство и государственность, утрачены экономические формы включения работников в производство, участие человека в производственном взаимодействии пока лишено рационального смысла. Реформирование из созидательной силы превратилось в разрушительную стихию.

Можно заметить, что в ходе реформ ставка сделана не на повышение мотивации предпринимательства, а прежде всего на смену формы собственности через приватизацию, что само по себе не решает проблемы повышения эффективности производства. Не удалась и попытка увеличить численность индивидуальных собственников. Приватизированная собственность оказалась в руках узкого круга лиц, которые не спешат обращать ее в производительный капитал. К тому же не учтена мировая тенденция: в странах с развитой рыночной экономикой индивидуальная частная собственность сохраняет свои позиции лишь в распределительных отношениях. В сфере производства господствует коллективная собственность, акционерные предприятия.

Российские реформы, в том виде как они осуществлялись в 1990-е гг., не могли создать адекватных условий для предпринимательства, поэтому и механизм мотивации к труду и предпринимательству сегодня полностью еще не включен.

2.2 Переходный период в экономике России

На рубеже 80-90-х гг. XX века возникла потребность в реконструкции экономической системы. Тогда решением советского правительства была создана Государственная комиссия по экономической реформе. И весной 1990 года вышла программа экономического развития, названная автором по количеству суток, отпущенных на ее выполнение - «500 дней» .

В этой программе, разработанной группой экономистов под руководством академика С.С. Шаталина, определялись пути перехода к рыночной системе, способной устранить это положение и предоставить всем гражданам реальную возможность сделать свою жизнь значительно лучше. Она предоставляла гражданам права на собственность, на экономическую деятельность на свободу потребительского выбора и справедливые цены, на рост доходов и социальные гарантии. Предусматривались также право предприятий на свободы экономической деятельности и права республик на экономический суверенитет.

По сути, это была программа быстрого перехода к рыночной экономике, однако она так и не была реализована. На её основе был создан новый «президентский» план экономических преобразований. Он предусматривал качественный прорыв в рыночную экономику. Примером такого «прорыва» можно впервые разработанную и примененную в Польше модель шоковой терапии.

Стратегия шоковой терапии включает два основных направления:

1. антиинфляционную стабилизационную программу;

2. реформы форм собственности (приватизацию).

Сторонники шоковой терапии в России выделяют два этапа реализации своей экономической программы. На первой этапе (1-2 года) проводятся радикальные антиинфляционные меры, с тем, чтобы достичь на этой основе рыночного и финансового равновесия. На втором этапе, длительность которого определяется примерно в 10-15 лет, предполагается осуществить намеченные фундаментальные преобразования в экономике и обеспечить ее подъем. Экономика России на протяжении нескольких лет приобретает переходный характер. Под переходом понимается процесс перевода экономики от командно-административной к рыночной. Особенностью её является то, что ни один из механизмов координации намерений хозяйственных субъектов не является доминирующим: централизованное планирование уже не действует, а рыночные механизмы еще не заработали в полной мере .

Итак, на первом этапе основными задачами стали:

Либерализация цен;

Принятие антимонопольного законодательства;

Перевод предприятий на полный коммерческий расчет, разделение финансов предприятий и государства;

Ликвидация традиционного централизованного планирования;

Развертывание малой приватизации;

Разработка правовых и организационных основ для проведения большой приватизации;

Создание основ системы социальной защиты.

Главной чертой всех этих преобразований является сведение к минимуму вмешательства государства в экономику с целью дать простор для ее самостоятельного развития. Государство действует на рынке как обыкновенный его участник. Что же было сделано в рамках этого плана?

24 декабря Верховный Совет России принимает закон «О собственности в РФ». По принятому документу владельцы имущества могут его использовать в каких угодно целях. В частности, собственник получает возможность создавать предприятия и передавать им оборудование, средства на правах полного Хозяйственного владения с получением оговоренного в договоре размера прибыли. Таким образом, уже существующий в России бизнес получил возможность выйти из подполья, из под различных юридических уверток. Предприниматель обретал статус частной фирмы .

Вторым пунктом было то, что количество и стоимость имущества приобретаемого в частную собственность ничем не ограничивалось. Это означало на практике любой необходимый масштаб для предпринимателя (разумеется в пределах его финансовых возможностей). Закон создавал не только частную собственность, но и частного собственника. С чисто деловой точки зрения закон создавал предпосылки, необходимые для появления в республике большого числа частных фирм, российских, иностранных и со смешанным участием, которые бы специализировались на торгово-посреднической, финансовой, сервисной и производственной деятельности.

В конце июня российский парламент принял закон «Об инвестиционной деятельности в РФ», по которому инвестициями на территории РФ могут заниматься советские и иностранные граждане, а также юридические лица и иностранные государства. Все инвесторы пользуются равными правами, защита этих прав гарантируется государством вне зависимости от формы собственности. Государственные органы или должностные лица не имеют права вмешиваться в договорные отношения между участниками инвестиционной деятельности. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы.

Начало российских реформ оказалось достаточно успешным: было либерализовано большинство цен; упразднена система централизованного распределения ресурсов; в 1 квартале 1992 г. бюджетный дефицит был сведен почти к нулю; существенно девальвирован официальный курс рубля, а с июня 1992 года был введен единый курс по текущим операциям; рост денежного предложения ограничивался 12-13% в феврале - марте 1992 г. Все это позволило снизить инфляцию к июню 1992 г.до менее чем 10% в месяц. Однако предпринятые усилия не были комплексными и не привели в действие важные экономические механизмы.

Весной 1993 года новым правительством была сделана следующая попытка достичь стабилизации. Её задачей было снижении инфляции до уровня не менее 10% в месяц. Последовательная реализация плана принесла свои результаты: инфляция снизилась со среднемесячного уровня 25% в 1 квартале до 20% во 2-3 и до 14% в 4 квартале, а в декабре 1993 г. составила 12%. Была попытка достижения макроэкономической стабилизации с уровнем инфляции менее 7% к концу 1994 г. Реализация плана 1994 года началась весьма успешно: инфляция устойчиво снижалась до уровня 5% в июле-августе, возросла склонность населения к сбережениям и замедлилась скорость обращения денег, стабилизировались объемы производства. Но уже летом практика показала несостоятельность умеренного подхода к достижению макроэкономической стабилизации: было принято решение о "сверхплановом" кредите ЦБР на финансирование дефицита бюджета и интенсивном его использовании в июле-августе. Это решение предопределило рост денежного предложения на 50% в течении 3 квартала 1994 года, что с учетом сезонного спроса на валюту переросло в «чёрный вторник» и повлияло на новое повышение уровня инфляции до 16-17% в месяц .

В 1995 году российское правительство решилось на прекращение финансирования дефицита бюджета. Социальная сфера страны оставалась недофинансированой. Начали задерживаться выплаты зарплаты, пенсий и пособий. Нехватка денежных средств объективно привела к кризису неплатежей. Большая масса предприятий была приведена к состоянию банкротства. При этом решительные шаги правительства не были поддержаны адекватными действиями ЦБР в области денежной и курсовой политики. ЦБР за счет наращивания своих валютных резервов, избрал путь высоких темпов денежного предложения, что способствовало росту денежного предложения около 15% в месяц, инфляция не смогла опуститься ниже 3,5%.

На пути перехода к рыночной экономике появилась проблема появления псевдорыночных организаций. Когда приватизированые предприятия переходили к административно-бюрократическим структурам, и это превращало их в государственные монополии, контролирующие огромную собственность. При этом тормозилось формирование слоя реальных собственников.

Предпринятая попытка стабилизации экономики и отказ от финансирования дефицита бюджета за счет кредитов ЦБР, привели к тому что правительство оказалось неспособным решать задачи повышения собираемости налогов, которые составляли около 11% ВВП в течении всего 1995 года. Снижение дефицита бюджета было достигнуто снижением расходов, посредством обесценения бюджетного финансирования и роста задолженности федерального бюджета. Из-за низкого поступления налогов федеральный бюджет не досчитался за год более 43 трлн.рублей (15% величины ожидаемых расходов за год).А вследствие общего недополучения доходов, расходы федерального бюджета ограничены 19% ВВП в отличие от 26% запланированных бюджетом Если к этому добавить сокращение бюджетного дефицита в 1995 году по сравнению с 1994 г. на 5% ВВП, то видно что финансирование бюджетной сферы России испытало в прошедшем году беспрецендентное сжатие. В ходе исполнения бюджета урезаются те программы, которые государство обязано финансировать, так как они связаны с поддержанием социальной сферы .

Правительство стало в безвыходное положение, недостаток денежных средств стал основной проблемой на пути реформирования. Самый простой путь взять деньги у Центрального Банка. Но сделать это в форме кредита уже было невозможно, тогда появились государственные ценные бумаги (в середине 1993 года), и начал свой неуклонный рост рынок ГКО в 1995 г.с 2.1% до 4.7% ВВП. Однако высокий уровень доходности по ГКО несет за собой вытягивание финансовых ресурсов из других областей экономики. Коммерческие банки не вкладывают деньги в развитие экономики, отдавая предпочтение рынку ГКО.

На рубеже 1992 - 1995 года российская экономика характеризовалась тенденцией сужения воспроизводства в реальном секторе, развитием торгового, финансово-банковских секторов, снижением эффективности использования ресурсов, сокращением занятости, расширением зоны бедности, уменьшением платежеспособного спроса и как итог снижение уровня и качества жизни большинства населения. Динамика промышленного производства определяется подавленным внутренним спросом и высокой конкурентоспособностью сырьевых секторов экономики. Растущий экспорт помогает развиваться черной и цветной металлургии, химической, нефтехимической и топливной отрасли экономики. Ухудшается конъюнктура отраслей промышленности ориентированных на внутренний рынок. Все это превращает Россию в сырьевой гигант с громоздкой и малоэффективной экономикой. Идет разрушение сельского хозяйства: снижается плодородие почв, падает техническая оснащенность сельского хозяйства. В Россию идет спрос излишков сельхозпродукции по демпинговым ценам, это ослабляет отечественных производителей.

Август 1995 г. ознаменовался первым в истории российских реформ банковским кризисом. Остается плохим пенсионное обеспечение, невылпаты пенсий стали основной проблемой, старая система пенсионного обеспечения потерпела полный развал. А реформирование в пенсионной сфере намечается провести только через 2-3 года, которое займет примерно 5-7 лет. Негосударственные пенсионные фонды начнут свою работу через 5 лет после начала отчислений, хотя они продолжают работать всего 2 года. Поэтому привлечение денежных взносов происходит крайне медленно .

Последующие годы были нестабильными в экономическом отношении. Государство сталкивалось ежегодно с одними и теми же проблемами: дефицит средств бюджета, слабость отечественного производства и др.

Подводя итоги, можно сказать: экономические реформы в России имели успех по отдельным позициям, но провалились в целом. Подтверждение этому - финансовый кризис августа 1998 года. За несколько недель положительные результаты экономических реформ были аннулированы. Стабильность, которая считалась одним из важнейших достижений, означающих успех реформ, исчезла. Практически исчез и социальный символ реформ - средний класс. Инфляция, на борьбу с которой были направлены усилия, составила в сентябре около 40%, резко повысилась безработица.

Таким образом, основная задача реформ - создать в России рыночную самостоятельно функционирующую экономику считаться выполненной не может. Существующая модель экономики, опирающаяся на пережитки плановой, элементы рыночной экономики и на криминальные структуры не может соответствовать требованиям большинства населения России. Сентябрь 1998 г. можно вполне определенно охарактеризовать по крайне мере как конец определенного этапа реформ.

Перед российской экономикой по-прежнему стояли проблемы, которые предстояло решать последующим правительствам.

В конце 1990-х гг. в экономическом развитии России наметились перемены к лучшему. Причины этих перемен трактуются зарубежными аналитиками по- разному. В общем и целом по этой проблеме можно выделить две основных позиции. Первая из них представлена А. Ослундом, советником российского руководства в период реформ. Она состоит в том, что успехи российской экономики в конце 1990-х - начале 2000 гг. связаны с тем, что правительство России стало более последовательно выполнять рекомендации Международного валютного фонда и Казначейства США. Другая позиция представлена Дж. Стиглицем, профессором экономики и финансов Колумбийского университета (США). Он обращает внимание на то, что в конце 2002 г. ВВП России был на 30% меньше, чем в начале 1990-х гг., в стране увеличилась пропасть между богатыми и бедными, и это вряд ли можно назвать победой. Те весьма скромные успехи, которые имеют место в экономическом развитии России в последние годы, связаны именно с тем, что Россия отказалась следовать рекомендациям МВФ. По мнению Дж. Стиглица, одной из фундаментальных ошибок, которая содержалась в рецептах МВФ для России, был тезис о том, что реструктуризация экономики невозможна без приватизации, причем форма приватизации не имеет значения . Анализ, проведенный Мировым банком, и опыт приватизации в Польше и других странах, доказывает, во-первых, что реструктуризация возможна до приватизации, и, во-вторых, формы и методы приватизации оказывают долговременное влияние на экономический рост.

Проблема типологии российской экономической модели, сформировавшейся в 1990-е гг., несмотря на разногласия между отдельными исследователями, трактуется в современной зарубежной литературе с реалистических позиций. Ценность выводов западных аналитиков для научной общественности и политической элиты России будет тем больше, чем в большей степени они будут учитывать национальные, институциональные и культурные особенности нашей страны. Именно такой подход характерен для опубликованной в 1994 г. монографии авторитетного американского экономиста, - специалиста по СССР и России Маршалла Голдмана «Потерянная возможность: почему не работают экономические реформы в России». Это одна из наиболее значительных работ, положившая начало научной историографии реформ Б. Ельцина - Е. Гайдара. Есть много оснований считать, что данная тема еще долго будет оставаться актуальной как для отечественных, так и для зарубежных исследователей.

2.3 Особенности экономической системы, сформировавшейся в России после кризиса 1998 г.

За последние 10 лет в России сформировалась новая социально-экономическая модель - авторитарный капитализм.

Новая модель характеризуется сосредоточением сырьевых и энергетических ресурсов в руках государственных компаний (так происходит не только в России, но и в странах - бывших ресурсными колониями США и Великобритании). Эта модель оказалась более жизнеспособной, в отличие от либерально-демократической модели экономики, которая возникла в первое десятилетие после распада СССР. Основная проблема противостояния Запада и России сегодня связана не столько с борьбой за обладание природными ресурсами или с геополитическим соперничеством, а с конфликтом двух капиталистических систем: либерально-демократического и авторитарного капитализма (Приложения 1, 5).

Многие исследователи (в частности, М. Эллман, М. Нути) приходят к выводу, что в итоге реформ в России сформировалась «мутантная экономическая система». По мнению западных экономистов, особое значение имеют следующие черты этой системы :

2. Важность контроля над экономическими ресурсами. Имеется в виду, что реальная собственность на ресурсы в ходе реформ имела меньшее значение, чем возможность направить соответствующие денежные потоки на свой счет или на счет контролируемого предприятия.

3. Непомерно большое значение личного подсобного хозяйства в экономике России. В 1998 г. в личных подсобных хозяйствах России производились 91,2 % всего картофеля, 79,6% овощей, 88,1% меда, 56,9% мяса, 48,3% молока, 30,1% яиц и 55% шерсти. Это является основанием для утверждения о наличии в России примитивного в технико-экономическом отношении сектора, роль которого становится все больше. Следовательно, налицо примитивизация российской экономики.

4. Большой удельный вес бартерных операций как следствие криминализации российской экономики и отсутствия научно обоснованной концепции приватизации. Следовательно, в «эру Ельцина» российская экономика не осуществила переход к современной рыночной экономической модели.

5.Задержки в выплате заработной платы, причем самым злостным неплательщиком является государство (в настоящее время, практически, данная проблема ликвидирована, но её влияние сказывается до настящего времени). Неоплата факторов производства - серьезнейшее нарушение основополагающих принципов рыночной экономики.

6. Тесные связи между миром бизнеса, политики и криминальными структурами.

7. Отсутствие надежных гарантий неприкосновенности вкладов на банковских счетах.

8. Важность принципа «ты мне - я тебе», который адекватен докапиталистическим формам экономических отношений и имел большое значение в СССР. Этим принципом продолжают руководствоваться в современной России как частные лица, так и фирмы.

Называя и анализируя эти непривлекательные особенности российской экономики, которые дают основание считать ее мутантной, большинство зарубежных аналитиков (в частности, М. Эллман) в то же время признают, что это мутантная рыночная экономика. Этот вывод подтверждается тем, что в России больше нет дефицита потребительских товаров и товаров производственного назначения; рынок быстро реагирует на обесценение рубля; цены на внутреннем рынке связаны с мировыми ценами (приложение 4)..

Основываясь на объективных показателях мы считаем, что руководство России использует Эксплуатационно-распределительную Модель руководства страной, ставящую своей целью концентрацию природно-сырьевых, промышленных, материальных, политико-правовых и административно-управленческих ресурсов в руках ограниченной Касты чиновников и назначенных властью крупных бизнесменов.

Отечественная экономика стала воплощением этой эксплуатационно-распределительной модели .

Суть этой модели - благополучие меньшинства, за счет эксплуатации большинства. Для правящего меньшинства обеспечиваются неограниченные материальные, политические и статусные возможности, для подчиненного большинства - дефицит и недоступность; финансовых средств, карьерного роста, образования, медицинского обслуживания, бытовых и жизненных условий, жилья и т.д. и т.д.

В России сложились три самостоятельно существующие экономики: государственная монопольная экономика, частная экономика среднего и малого бизнеса и теневая экономика. В экономике государство сосредоточило свои усилия в сырьевых и высокодоходных отраслях экономики, фактически, монополизировав их.

Все это мы уже проходили в 20-е годы прошлого века. Сначала - НЭП, новая экономическая политика, разрешение частной собственности, концессии с иностранным капиталом, «разжиревшие нэпманы» и «возрождение ресторана «У Яра»»; страна отъедается после Гражданской, а интеллигенция приходит в ужас - «за то ли мы боролись, кровь лили?!» Большевики, стоящие у власти, тем временем провозглашают курс на «государственный капитализм». НЭП держат строго в установленных границах, а едва ему становится в них тесно - просто сворачивают ему шею. Напрочь. И в стране воцаряется «социализм», иными словами - господство номенклатуры.

Теперь, похоже, история вновь готова повториться. Опять нам настойчиво демонстрируют «угар НЭПа» в виде неаппетитных подробностей куршевельских кутежей, карикатурных «новых русских» и злых олигархов, только и мечтающих взять власть и установить в стране кровавую «диктатуру капитала». А под шумок в РФ опять воссоздается государственный капитализм - то есть государство скупает и экспроприирует «за неуплату налогов» все большие и большие куски собственности. Воссоздаются огромные, уродливые монстры - госкомпании-монополисты, которые все ближе и ближе к тому, чтобы в один прекрасный день разом преобразоваться в министерства и главки «новой старой России» .

Под шумок из страны выставляются иностранные компании - Шелл, Би-Пи, Шеврон - а то, что им якобы дали в концессию, снова - по привычной с 20-х схеме - возвращается туда же: государству. Государство пухнет, рыночная экономика чахнет: заморозки! Огромнейшие госмонополии создаются во все новых и новых отраслях экономики, и в них усилиями чиновников подгребается все сколь-нибудь живое и прибыльное.

Газодобыча давно и полностью монополизирована, "нефтянка" на грани национализации: государство с чавканьем пожирает «Роснефть», обложило со всех сторон ТНК-БП, а «ЛУКОЙЛ», по всей видимости, оставило на закуску. Госхолдинги - в оборонке, авиастроении, угольной промышленности.

К этому можно добавить, что периодически высшее руководство государства начинает охватывать беспокойство и тогда начинают «разбор полетов» на предмет деятельности госкорпораций, эффективности использования средств господдержки «системообразующих» банков. Но проходит время в все возвращается на круги своя: Чубайс идет в «Роснано», скрещивается КАМАЗ и ВАЗ, создается «Олимпстрой» и т. д. Система продолжает работать .

2.4 Малый и средний бизнес и теневая экономика

Если крупный монопольный бизнес является объектом приложения сил и интересов высшего руководства страны, то средний и малый бизнес являют собой своеобразное экспериментальное пространство, в котором пересекаются самые разные, зачастую противоречивые, интересы.

Объективно, российская частная бизнес среда представляет собой, с одной стороны, борьбу за независимое существование частных бизнесменов и предпринимателей, с другой - стремление чиновничества, силовиков и бандитов подчинить себе средний и малый бизнес.

Судьба российских независимых, частных бизнесменов и предпринимателей не завидна. Они вынуждены сопротивляться недружественным поглощениям, рейдерству, государственному и бандитскому рэкету, административно-бюрократическому прессу.

В принципе, сегодня, у бизнесменов и предпринимателей выбор не столь широк, становиться - либо «системными», подчиненными чиновничеству, либо уходить в «тень» под «крышу» преступных группировок, либо оставаться «внесистемными», сопротивляясь или откупаясь от власти, «системных» конкурентов и преступности.

Вхождение в Систему обеспечивает бизнесу временное благополучие, но лишает его свободы и самостоятельности. Покровительство преступных группировок толкает бизнес в теневую экономику .

Попытка сохранить независимый, «внесистемный» статус грозит постоянным давлением со стороны государства и преступности, и в конечном итоге судьбой Гусинского, Смирнова, Тинькова, Гуцериева и многих других независимых бизнесменов и предпринимателей. Можно долго спорить о судьбе Ходорковского, но очевидно, что осудили не только самого олигарха и его окружение, но и сам ЮКОС. Весь процесс напоминал «маленький Нюренберг», когда осуждению подверглись не только личности, но и общественные институты. Термин «Басманное правосудие» уже твердо вошел в обиход. Но если с ЮКОСОМ и Ходорковским еще много вопросов, то истории с Чичваркиным и «Евросетью» или с Тельманом и Черкизовским рынком ничего кроме тошноты вызвать не могут. (Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что сами по себе эти предприниматели едва ли не антогонисты. Тошноту вызывает поведение государственных и окологосударственных структур при решении судьбы экономических объектов).

Если же посмотреть на проблему философски - то «жуликоватый» малый и средний бизнес, над которым в первую очередь может зависнуть Дамоклов меч государства, исполняет важнейшую функцию, прежде всего - социальную. Еще авторы знаменитого политико-экономического, философского и футурологического труда «Третий проект» Максим Калашников и Юрий Крупнов отметили, что в современной России попросту нет единой экономики. Что она по сути своей состоит из трех мало связанных друг с другом секторов, главный из которых - та самая, условно говоря, «Нефтяная Россия». Это, разумеется, «нефтянка», газ, металлургия, большая химия и тому подобное, обеспечивающее сладкую жизнь олигархам и наполняющее бюджет государства. Второй «куст» - отрасли, обеспечивающие каждодневные потребности россиян - автомобильная промышленность, производство стройматериалов, продуктов питания, одежды, обуви. Наконец, третий - как раз те самые сотни и тысячи фирм и организаций, которые занимаются всякой всячиной: от веб-дизайна до парикмахерской и сапожной лавки .

Рассматривая деятельность малых предприятий по регионам РФ можно отметить ту особенность, что показатели их деятельности, практически, однородны и определяются, прежде всего, численностью населения региона; социально-экономический портрет малого бизнеса, не выявит существенных региональных различий. Разница в показателях объясняется, прежде всего, развитием промышленности и вовлечением трудовых ресурсов в деятельность крупных предприятий .

Таблица 3.

Деятельность малых предприятий (без микропредприятий) в январе-сентябре 2009 года

Население РФ в среднем за 2009 г.

Численность работников малых предприятий

Инвестиции в основной капитал

в % к итогу

в % к итогу

на 1 тыс. чел.

в % к итогу

в % к итогу

в % к итогу

Российская Федерация

Центральный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Южный федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Налоги с третьего и второго секторов составляют в общем котле не самую жирную долю, но зато именно эти «кусты» экономики аккумулируют занятость большинства граждан - ведь для функционирования «Нефтяной России», как отметила еще двадцать лет назад британский премьер Маргарэт Тэтчер, «экономически обосновано» проживание всего пятнадцать миллионов человек! И потому не в «Газпроме» и «Роснефти» миллионы наших сограждан заработали все то, чем так горды сторонники нынешней власти - новые квартиры, дачные домики, автомобили, потоки которых уже не вмещают улицы наших городов .

Разрушь, развали массовыми посадками «уклонистов от уплаты ЕСН» этот чудом выживший сектор - и в стране могут появиться миллионные толпы голодных людей. Каким будет этот «пролетариат»: готовым горбатиться за три копейки на олигархов либо озлобленным на все и вся «игроками с огнем» - лишь один Господь ведает. Впрочем, аналитики высказывают более «оптимистичное» мнение: скорее всего, массовых прослушек и репрессий генеральных директоров и главных бухгалтеров не будет. Останется малый и средней бизнес - никуда он не денется, в советские времена «цеховики» переживали и не такое, найдут бизнесмены и сегодня способ «выкрутиться». Вот только коррупция еще больше увеличится, что подхлестнет рост цен на товары и услуги и спровоцирует новый виток инфляции. И потому богатые станут еще богаче, а бедные - еще беднее.

Относительно призыва президента «не кошмарить бизнес» можно заметить, что Чичваркина «закошмарили» уже после обнародования призыва. Во-вторых, бизнес пока не ощутил реального облегчения от мер по ограничению проверок. А отмена обязательной сертификации нивелируется популистсиким и чиновно-трусливым новым законом о торговле.

Объем теневой экономики в России превышает 40% ВВП. Теневые капиталы вызывают многочисленные правонарушения и преступления, связанные с легализацией «грязных денег». Эти деньги, по его словам подрывают экономический правопорядок в экономике и мешают ей развиваться дальше. Если же говорить о теневой экономике, в принципе, то, на мой взгляд, основная опасность её не уход от налогов (налоги все равно оседают в казну через операции банков, ритейлеров, ипотеку и т. п.) . Реальная «мина замедленного действия» - это вывод колоссальных денежных средств из под пенсионных платежей, т. е. уже лет через 10 в России появятся первые «новые нищие» - это те, кто начал получать зарплату в конверте в возрасте 35 - 40 лет, начав в постперестроечный период работать в коммерческих структурах. Потом их место начнут занимать более молодые .

2.5 Влияние морально этических факторов на формирование экономической системы

Деловая этика в России во все времена строилась на иных, чем на Западе, духовно-этических основаниях. Исключительно важными факторами, влияющим на трудовую этику российского общества, являются как Православное, так и Исламское сознание.

И в Православии и в Исламе полезность труда, его ценность, определяется его «душеполезностью» через культивирование идеала социального опрощения. Владение богатством предполагает лишь распоряжение им, а не эгоистическое обладание. Материальное благосостояние делается благом только тогда, когда становится общим достоянием.

В связи с этим, несмотря на определенную отстраненность от исключительно западно-буржуазных норм, Православно-Исламская этика труда стала основной, фундаментальной почвой для специфического капиталистического духа Российского общества.

Поэтому, исследование основ российских экономических отношений нужно строить на изучении, в первую очередь, ценностей Православной и Исламской трудовой этики, и, вытекающей из этого, специфичности российского предпринимательства .

В этом контексте для нас важно отношение к Человеку, к труду, к богатству и его распределению, к собственности, к организации и культуре труда и т. д.

В силу этого и при совпадении этого, теоретическая разработка и практическая реализация основ Православно-Исламской трудовой этики дает нам, в идеале, формулу праведного трудового сообщества, институционально соответствующего каноническим представлениям о социальной справедливости. Православно-исламская макроэкономическая модель в качестве межцивилизационной, смешанной, экономико-культурной (естественной) модели общества с присущими ей социально-ориентированной рыночной структурой, наиболее соответствует традиционной и социально ориентированной модели российского общества (отчего социализм и смог, как социо-экономическая система, закрепиться в российской общественно-государственной системе), и, поэтому, в свою очередь более соответствует традиционной и исторически сложившейся ментальности российского общества и российской государственности, вытекающей из его естественноисторического развития и пространственно-географического расположения.

При этом надо учитывать как тот факт, что Православие исторически выработало основы и принципы Православной трудовой этики, в основе которой, так же как и в Исламе, человеческий труд, отрицание процентов (ростовщичества), социальная поддержка нуждающихся и т.д., так и то, что специфические особенности, заложенные в основе Исламской макроэкономической модели, дают возможности сосуществования и взаимного соревнования двух и более экономических систем.

Но, одновременно, системно-институциональная разработка, заинтересованными государствами во главе с Россией, основ Православно-Исламской естественной макроэкономической модели даёт, для России и для её естественноисторических союзников, стратегическое преимущество в вопросах защиты и противодействия глобальным последствиям всемирных социальных и экономических кризисов западного экономического сообщества. Что, в свою очередь, даст необходимые основы для успешного и поступательного развития экономики, укрепления благосостояния общества и культуры, в основе которой традиционные ценности и многовековое духовное наследие российского общества. Здесь мы можем найти ключ к раскрытию и актуализации необходимых нравственных и духовно-этических ценностей российского общественного сознания.

Особенно важно учитывать, что Православие никогда и ни в коем случае не игнорировало вопросы экономики и предпринимательской (трудовой) этики . Над вопросами Православной этики труда и их изучением трудились блестящие российские ученные и мыслители, такие как Г.П. Федотов, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков и др. Итоговым документом этого пути, на сегодня, в котором вопросы Православной этики труда нашли своё наибольшее раскрытие, является Социальная доктрина РПЦ. Священное Писание свидетельствует о двух нравственных побуждениях к труду: трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся. Таким образом, в строгом смысле слова богоугодным (или благим и честным) Православие, так же как и Ислам, объявляет только труд, реальный труд, обеспечивающий необходимый минимум личного потребления, тогда как все произведённые излишки идут как бы в социальный фонд поддержки нуждающихся (в т. ч. нетрудоспособных) .

Нельзя не заметить и не отметить так же и тот факт, что Православное сознание стало почвой для специфического русского капиталистического духа, нашедшего свое достойное проявление, в том числе и в старообрядчестве. В нем замечательно переработались Православные и архаические ценности, и в этом контексте, анализ процесса трансформации и актуализации духовных ценностей может стать плодотворным для общества в вопросах выработки основ рассматриваемой в этой работе программы. Православная идея соборности, если взять для примера старообрядчество, здесь трансформировалась в деловую честность сначала по отношению к «братьям по вере», а затем и ко всем остальным. Не случайно именно старообрядцы стали пионерами модернизации России. К ним принадлежали известные представители таких купеческих фамилий, как Морозовы, Рябушинские, Гучковы, Грачевы, Прохоровы, Солдатенковы и др. В случае отсутствия или девальвирования системы традиционных ценностей, нравственных норм, культуры, общественной морали, системы убеждений на фоне политической напряженности, кризиса экономики, массовой безработицы и социальной незащищенности люди и общества испытывают ощущение страха, неуверенности и беспомощности, приводящее их к поведению непротивления, нерешительности и отступления. Следствием этого неопределённо - прострационного состояния людей и их обществ, безусловно, являются стресс, инфантильность, депрессии, фатализм, внушаемость. Пышным цветом на этом фоне расцветают злоупотребления алкоголем, наркотиками, разврат, проституция, преступность, коррупция, взяточничество, обман - иными словами развивается общественный хаос сознания и, вследствие этого, потеря ориентации и деградация общества. Это равносильно заражению СПИДом человеческого организма. А это уже реальная почва для замены традиционных ценностей народов и их культур суррогатными ценностями и псевдокультурами, что уже происходит и продолжает происходить. Это почва для создания и развития всяческих сект и псевдорелигиозных обществ, радикальных и экстремистских организаций, разврата личности и общественных ценностей.

Глава III Перспективы развития экономической системы России

3.1 Перспективы развития сырьевой экономики

Учитывая, что в настоящее время основную часть доходов государство получает от продажи сырья и энергоресурсов, тема рассмотрения перспектив развития существующей экспортной модели является, на мой взгляд, обоснованной.

Оправдано ли, в принципе, существование подобной экономической системы. Попробуем разобраться. Обрабатывающая промышленность трудоемкая, она требует большого количества рабочих, а добывающая - капиталоемкая. Реально, у нас в дефиците не капиталы, а рабочие. Известно, что страна у нас большая, ресурсов много, а народу мало. В итоге, если относится к вопросу модернизации не идеологически, а практически, мы рискуем оказаться в ситуации, когда создадим обрабатывающие производства, а работать на них будет некому. Конечно, у нас есть Северный Кавказ, где с населением проблемы нет, но там оно уж очень специфическое. Фактически, большая часть населения региона живет в рамках аграрно-семейных общин, и вхождение этих людей в индустриальную экономику более чем проблематично. (Подробнее вопрос рассмотрен Э. Гидденсом).

Нужно понимать, что инноваций без инвестиций не бывает. А частных инвестиций на траектории экономического спада тоже не бывает. Следовательно, ни о каких инновациях пока речи быть не может. Альтернатива здесь одна: власти должны инициировать инвестиции в развитие технологий и тем самым снять риски с частного бизнеса. Нужно также понять, что у нас сейчас имеется серьезный системный кризис отраслевой науки (Приложение 4).

Нефтяники и газовщики свои отраслевые институты еще сохранили, а остальные - практически потеряли. (Оборонщики - сохранили частично, часть подверглась серьезному реформированию: создание корпораций в авиастроении, судостроении, частично - потеряли, например, производство ЭВМ, ранее сконцентрированное в ВПК). Дело в том, что оборудование за рубежом покупать можно - мы и при советской власти этим занимались, но покупка проектных работ - это безумные деньги. Это нереально, нужно делать проекты самим. Наши проектные организации были созданы в тридцатые годы американскими и немецкими инженерами очень дешево - у них тогда был кризис, и они были готовы работать почти задаром. К сожалению, нынешний кризис оказался очень слабым и не довел их до такого же состояния. То есть, в развитие проектных институтов на сей раз нам придется вкладываться самим. И надеяться, что это сделает частный бизнес - нереально. С другой стороны, когда власть создаст эти институты, их можно приватизировать и продавать бизнесу.

Нельзя сказать, что совсем ничего не делается. Посмотрим планы действия власти: она хочет возродить авиационную промышленность, судостроение, энергомашиностроение, атомную энергетику, автопром. Если все это на самом деле будет сделано, то это и есть диверсификация экономики. Правда, есть дурацкая идея, что мы прекращаем заниматься сырьевой экономикой, добывать нефть и газ, и все садимся писать компьютерные программы, а потом будем ими торговать. Нужно понимать, что инновации необходимо продавать, а для этого нужны покупатели с деньгами. А кто у нас платежеспособные покупатели? Это газовщики, нефтяники и металлурги. Но они хотят иметь отработанные технологии. Значит, инновации должны быть доведены до такого состояния, чтобы они могли быть сразу использованы бизнесом. Иначе бизнес будет покупать их за рубежом .

А как можно, например, модернизировать, скажем, добычу нефти на буровой. Вопрос риторический. Сейчас у нас уровень извлечения нефти порядка 30-35 процентов, а мировой уровень достигает 60 процентов. Вот вам и точка приложения сил. Но сделать это можно только на основе инновационного прорыва в области разведки и эксплуатации скважин. В результате мы получим еще 200 миллионов тонн нефти и, соответственно, дополнительные нефтедоллары. Или добыча тяжелой нефти с больших глубин в Арктике - это совершенно инновационный процесс. Конечно, некоторые говорят, что лучше торговать не нефтью, а нефтепродуктами. Но это звучит как лозунг, а в действительности, трубопроводная система, по которой идет нефть или газ, не подходит для нефтепродуктов. С другой стороны, наши покупатели должны закрыть свои нефтеперерабатывающие заводы, а вы с ним не договорились об этом.

Подобные документы

    Понятие и структура экономической системы общества, закономерности ее развития. Характеристика постиндустриального общества. Типы экономических систем: командно-административная, рыночная, смешанная. Проблемы формирования экономической системы в России.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2010

    Исследование сущности, элементов и структуры экономической системы общества. Изучение особенностей традиционной, командно-административной, рыночной и смешанной системы в современных условиях. Характеристика иностранных моделей экономических систем.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2016

    Понятие экономической системы. Элементы экономической системы. Предмет изучения экономической теории-элементы экономической системы. Типы экономических систем. Альтернативные модели в рамках экономических систем. Модели смешанной экономической системы.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2008

    Особенности основных типов экономических систем – традиционной, командно-административной, рыночной и смешанной. Характерные черты национальных моделей организации хозяйства США, Японии, Швеции и ФРГ. Анализ российской модели переходной экономики.

    контрольная работа , добавлен 01.10.2011

    Сущность, структура и классификация экономической системы общества. Типы экономических систем. Общие понятия и типология кризисов в развитии социально-экономических систем общества. Циклы общественного воспроизводства и их роль в возникновении кризисов.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2010

    Признаки выделения типов экономических систем. Сущностные признаки разных форм и видов собственности и особенности реформирования экономики. Характеристика современной рыночной экономики, командно-административной, традиционной и смешанной систем.

    реферат , добавлен 12.10.2010

    Структура экономической системы общества. Производительные силы и производственные отношения. Собственность в экономической системе. Классификация экономических систем. Функционирование и развитие экономических систем. Критерии экономического прогресса.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2010

    Принципы командно-административной системы. Достоинства командно-административной системы. Недостатки командно-административной системы. Анализ модели командно-административной системы. Централизованная система управления хозяйством.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2004

    Понятие, структура экономической системы. Технологические способы производства. Человек в структуре экономической системы. Способы координации экономической деятельности. Типы, модели экономических систем. Хозяйственный механизм в экономической системе.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2010

    Сущность экономических систем. Типы и модели экономических систем. Элементы экономической системы. Рыночная экономика свободной конкуренции. Современная рыночная экономика. Традиционная экономическая система. Модели в рамках систем.

Разделение труда ведет к углублению процесса обобществления производства. Обобществление производства состоит в том, что в обществе все люди, занятые трудом, участвуют в создании конечного продукта. Никто не может сказать, что это «мой продукт»,

что «я сделал его». Поэтому производство выступает как общественное производство, состоящее из многих предприятий и отраслей, взаимосвязанных между собой.

На ход развития производства оказывают воздействие две противоположные тенденции: концентрация и деконцентрация производства.

Концентрация производства - это сосредоточение средств производства и рабочей силы на крупных предприятиях и объединениях. Она удешевляет производство и позволяет наладить массовый выпуск продукции. На рост концентрации производства оказывает большое воздействие конкуренция.

Наряду с концентрацией производства имеет место обратный процесс - деконцентрация. Важным условием эффективности крупного предприятия является стабильность номенклатуры, производимой продукции. Вместе с тем, научно-технический прогресс требует интенсивного обновления номенклатуры. В этих условиях сравнительно небольшие предприятия оказываются зачастую более рентабельными. Они менее болезненно реагируют на ломку ассортимента продукции, технологически более гибки, лучше и быстрее приспосабливаются к новому спросу, чем крупные предприятия и объединения.

Укрупнение предприятий или фирм в пределах определенной отрасли хозяйства является выражением горизонтальной концентрации производства. Горизонтальная интеграция - это процесс сосредоточения в руках одной компании ряда производственных фирм, выпускающих однородную продукцию и применяющих сходные технологии. Благодаря этому происходит расширение размера процесса производства и выпускаемой продукции.

Наряду с этим в современном производстве наблюдается процесс вертикальной интеграции. Это процесс сосредоточения в рамках одной фирмы взаимно дополняющих друг друга последовательных стадий производства: от добычи сырья до распределения готовой продукции, объединение предприятий, связанных общим участием в производстве и реализации единого конечного продукта.

Вместе с тем, сегодня в западных странах преобладает противоположная тенденция - вертикальная дезинтеграция, при которой подразделения крупных корпораций становятся самостоятельными единицами, получившими право вступать в рыночные отношения с другими организациями корпорациями.

В последнее время широкое развитие получил процесс диверсификации (разнообразие) производства. Диверсификация производства - это процесс расширения ассортимента продукции, производимой фирмой, одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов производства. Она позволяет фирме повышать эффективность производства, придает ей коммерческую устойчивость.

Мы видим, что современное производство представляет собой сложный и постоянно развивающийся организм. В условиях рыночного хозяйства общие масштабы производства имеют тенденцию к увеличению. Рост потребностей покупателей, стремление предпринимателей получить больше прибыли толкает производство к расширению своих границ, В связи с этим происходит экономический рост. Экономический рост - это количественное и качественное совершенствование производства. Экономический рост выражается в увеличении масштабов производства, росте количества и улучшении качества производимой продукции.

Существуют два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный тип предполагает простое количественное увеличение производства за счет дополнительного вовлечения в экономику факторов производства (рабочей силы, земли, капитала того же качества.

Интенсивный тип экономического роста означает повышение эффективности использования факторов производства за счет применения более совершенных техники и технологии, более квалифицированных кадров работников, совершенствования организации производства и управления.

На практике оба эти пути сочетаются в той или иной пропорции.

Результаты общественного производства многообразны. Это и увеличение объемов производства продукции, и расширение ассортимента товаров и услуг, степень, и качество удовлетворения потребностей отдельных людей и общества в целом.

Совокупным результатом общественного производства является создание валового продукта общества. Рост общественного продукта, в свою очередь, увеличивает общественное богатство страны.

Еще по теме Обобществление производства.:

  1. 88.Особое производство: понятие, сущность, отличие от искового производства и производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Виды дел особого производства.
  2. Сущность организации основного производства.Техническая подготовка производства, ее цели и задачи.НИР и производство - технико-экономическое обоснование, организация проведения, использование результатов. Типовые документы по организации НИР.Конструкторская подготовка производства - задачи в орга-низации. Нормативы по конструкторской подготовке производства.Технологическая подготовка производства - содержание работ.Организация контроля производства - цели, способы, оценка результатов.Организацио
  3. Апелляционное производство; кассационное производство; производство в связи с исключительными обстоятельствами; производство по вновь открывшимся обстоятельствам
  4. Понятие и сущность исполнительного производства; участники исполнительного производства; общие правила исполнительного производства; порядок осуществления исполнительного производства; защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий
  5. Предмет, метод и задачи дисциплины «Организация производства».Закономерности и принципы организации производства.Классификация организационных форм производства и предприятия.
  6. Дисциплинарное производство в органах внутренних дел в отношении отдельных субъектов производства
  7. 1. Открытие производства по делу о восстановлении утраченного судебного производства
  8. 6. Понятие производства. Формы организации производства: специализация и кооперация
  9. 64. Особое производство. Общая характеристика. Его отличие от искового. Виды особого производства в гражданском процессе.
  10. 5 Понятие производства, факторы производства. Экономическая эффективность.
  11. 4. Приостановление производства по делу: понятие, виды, основания, порядок возобновления производства.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика -

Cтраница 1


Обобществление производства, происходящее в форме государственно-монополистического капитализма, само по себе не создает социалистического уклада.  

Обобществление производства проявляется, с одной стороны, в его планомерной организации на капиталистических предприятиях, а с другой, в общественном разделении труда между обособленными предприятиями, что требует поддержания железных пропорций между ними. С переходом к господству финансового капитала эта тенденция реализуется в разнообразных формах части ом он онолисти чес кого и государственно-монополистического регулирования. Между тем все формы капиталистического регулирования в конечном счете опираются на рыночные отношения. Отсюда проистекает другая форма проявления основного противоречия капитализма - противоречие между планомерной организацией производства в рамках предприятий, принадлежащих отдельной монополии, и отсутствием планомерности в общественном масштабе.  

Обобществление производства на базе социалистической собственности выводит управление экономикой на народнохозяйственный уровень. В условиях планового ведения хозяйства объектом управления становится общественное производство как целостность, создаются экономический центр и соответствующие звенья, осуществляющие руководство единым народнохозяйственным комплексом и его составными частями.  

Обобществление производства не может не привести к переходу средств производства в собственность общества, к экспроприации экспроприаторов.  

Обобществление производства - развитие общественного характера производства, обусловленное совершенствованием орудий труда, ростом производительных сил и масштабов производства.  

Рост обобществления производства усиливает неразрывную связь инициативы предприятий и централизма в руководстве экономикой. Широкие права коллективов предприятий в управлении закреплены в Конституции СССР. Трудовой коллектив, являясь первичной ячейкой экономической системы, планирует производство и социальное развитие, подготовку и расстановку кадров, участвует в обсуждении вопросов управления предприятием, улучшении условий труда и быта, использовании средств, предназначенных для развития производства, а также отпущенных на социально-культурные мероприятия и материальное поощрение. Принятые в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР о совершенствовании хозяйственного механизма меры направлены на лучшее сочетание народнохозяйственных интересов с интересами трудовых коллективов. Повышается роль натуральных показателей в планировании производства и оценке деятельности каждого предприятия. Вводится нормативный метод планирования чистой продукции (см. Нормативное планирование), позволяющий выявить вклад производственного коллектива в достижение конечных результатов производственной деятельности. Главными фондообразующими показателями становится степень выполнения планов поставок продукции, повышение производительности труда, доля продукции высшей категории качества, рост прибыли.  

Процессы обобществления производства получают особенно большой размах в условиях государственно-монополистического капитализма, когда сложилась сложная система общественного разделения труда, специализации и кооперирования производства, интернационализации хозяйственной жизни, достигнут невиданный ранее уровень концентрации и централизации капитала. Одна ко усиление общественного характера производства происходит в рамках капиталистической собственности, присвоение средств производства и результатов труда продолжает носить капиталистический характер.  

Процесс обобществления производства значительно повышает роль научно-технической и коммерческой информации, стандартизации и унификации изделий и технологий в развитии экономики. Наиболее важные и развитые формы организационно-экономических отношений, связанных с этими компонентами, выходят за рамки отдельных монополий и в определенной мере охватывают всю организацию экономики капиталистических стран.  

Процессы обобществления производства на деле охватывают всю экономику страны, в том числе и сельское хозяйство, включая возникающие здесь кооперативы. Речь идет об их организационно -; кон ом и чееком ук реп лен пи.  

Соответственно обобществлению производства планомерность проходит две ступени зрелости.  

С ростом обобществления производства и особенно с развитием государственно-монополистического капитализма механизм действия экономических законов претерпевает серьезные изменения. Расширяются рамки и возможности сознательного регулирования хозяйственных процессов. Однако до тех пор, пока частная собственность сохраняет свое господствующее положение, развитой и всесторонней планомерности быть не может.  

Основными носителями обобществления производства остаются национальные хозяйства, которые вплетены в ткань всемирного хозяйства множеством нитей, хотя и остаются в целом достаточно автономными народнохозяйственными комплексами. Именно в рамках национальных хозяйств все еще протекают основные процессы общественного воспроизводства.  

Высокая степень обобществления производства показывает, что налицо имеются все материальные предпосылки для социалистического преобразования общества. Но гигантский прогресс обобществления производства служит узкокорыстным интересам горстки монополистов. Народные массы не получают для себя ощутимой выгоды от огромного развития производительных сил. Более того, их эксплуатация вырастает до крайних пределов.  

Однако при столь высоком обобществлении производства каждая фирма ведет свое производство обособленно, ориентируясь только на ценовые и другие рыночные сигналы. При этом неизбежно возникают диспропорции, нарушающие равновесие и стабильность.  

Большие масштабы приобретает обобществление производства в сельском хозяйстве. На современном этапе оно выражается главным образом в межхозяйственном кооперировании и агропромышленной интеграции.  

Основные черты Капитализм XVIII-XIX вв. Капитализм второй половины XX в.
Масштабы обобществления про­изводства Обобществление про­изводства в рамках пред­приятия Обобществление и огосудар­ствление части хозяйства в национальном и интерна­циональном масштабах
Преобладающая форма собствен­ности Экономическая дея­тельность единолич­ных предпринимате­лей-капиталистов Экономическая деятельность на базе коллективной, част­ной и государственной соб­ственности
Регулирование экономики Саморегулирование ин­дивидуальных капита­лов на основе свобод­ного рынка при слабом вмешательстве государ­ства Активное государственное ре­гулирование национальной экономики для стимулиро­вания потребительского спроса и предложения, пре­дотвращения кризисов, без­работицы и т.д.
Социальные гарантии Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни, старости Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения

Государственные отраслевые и общенациональные програм­мы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их боль­шее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспреде­ление ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональ­ных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в при­оритетных направлениях НТР. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы «Эврика» и «Эсприт».

Наконец, задача распределения созданного валового нацио­нального продукта (ВНП) решается не только на основе тради­ционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие человеческого фактора (финанси­рование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды).

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ борьбы с бедностью в развитых странах в настоящее вре­мя направляется не менее 30-40% всех государственных бюджет­ных ассигнований. Одновременно крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить собственную конкурентоспособность.



Традиционная хозяйственная система. В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система, которая базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. Многоукладность экономики означает существование в данной экономической системе различных форм хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал. В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживающие социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Традиционной системе свойственна активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказаний социальной поддержки беднейшим слоям населения.

Административно-командная система (централизованно-плановая коммунистическая). Эта система господствовала ранее в CCCР, странах Восточной Европы и в ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику.



Характерными чертами административно-командной системы являются: общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы; монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах; централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, не­посредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распреде­ление продукции, в результате чего исключаются свободные ры­ночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядитель­ных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономи­ческих связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок тех­ники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов в случае возникновения диспропорций в на­родном хозяйстве.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям - промышлен­ным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако, поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредст­венных производителей и потребителей в соответствии с заранее выбранными в качестве «общественных» целями и критериями на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов согласно господствовавшим идеологическим установкам направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств, направ­ляемых в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода в оплате труда.

Нежизнеспособность этой системы, ее негибкость и инертность в отношении внедрения достижений НТР, неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития послужили причиной социально-экономических преобразований во всех бывших социалистических странах. Сегодня стратегия экономических реформ в этих странах хотя и определяется ориентирами развития мировой цивилизации, однако полностью зависит от внутренних возможностей каждого государства. При определении стратегии развития регионов России также учитываются внутренние возможности территорий страны.

Классификация в науке выступает важнейшим инструментом систематизации явлений и процессов. Ее успешность зависит от правильного выделения критерия (главного признака).

При рассмотрении экономических систем используются разные критерии.

Среди них называют следующие: ® преобладающая форма хозяйствования. Выделяются экономическая система с натуральной формой хозяйствования и экономическая система с товарной формой хозяйствования; 1 ® основные формы собственности. Различаются экономические системы общинного типа, частнособственнического типа, кооперативно-общественного типа, смешанные; ® способ распределения доходов. Выделяются такие типы, как общинно-уравнительный - с распределением доходов по земле, с распределением доходов по факторам производства, с распределением по количеству, качеству и эффективности трудового вклада; ® степень государственного вмешательства в экономику как критерий различает следующие типы экономических систем: свободный (либеральный), административно-командный, экономически регулируемый, смешанный; ® механизм или способ координации действий хозяйствующих субъектов. Выделяются такие типы экономических систем, как традиционный, рыночный, плановый; ® степень открытости включения, в мирохозяйственные связи и отношения.. Различают закрытую и открытую экономические системы; ® степень зрелости экономических систем. Различаются как формирующиеся, зрелые (развитые), деградирующие системы.

В современной экономической литературе (табл. ЗЛ) чаще всего выделяют четыре основных типа экономических систем:

® традиционная экономика; Таблица 3.1 Основные черты Рыночная экономика Командно-административная экономика Смешанная экономика обобществления

производства Обобществление производства в рамках предприятия Экспроприация трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах Преобладающая форма

собственности Экономическая деятельность единоличных предпринимателей- капиталистов Господствует государственная собственность Экономическая деятельность на базе коллективной, частной и государственной собственности Форма бюджетного ограничения Жесткая Мягкая Разнообразные социально регулируемые Стимул к производительно-му труду Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т. д.) . Социалистическое соревнование Факторные доходы Основной принцип производства Принцип соответствия спроса и предложения Воля центрального органа власти, . материализующая принятые политические и идеологические решения Принцип соответствия спроса и предложения Регулирование экономики. Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.

Д. Сравнительная характеристика различных экономических систем

? " Окончание табл. 3.1 1 2 3 4 Конкуренция Есть Нет Есть Теневая экономика Отсутствует Присутствует 1 Только на запрещенный государством товар (наркотики) Координация Роль, координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и прежде всего система цен Правила и параметры экономического поведения и соответствующее размещение благ определяются воздействием. командующей (управляющей) подсистемы, которой является государство Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется рыночным механизмом и государственным регулированием Ценообразование Ориентируется на предотвращение спада в производстве Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены Гибкие цены Заработная плата Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда Административное установление заработной платы Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении, спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату Социальные гарантии Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения ® административно-командная экономика; , ® рыночная экономика; ® смешанная экономика.

Под традиционной экономической системой обычно понимается экономика, основанная на традициях и обычаях, зафиксировавшихся в сознании людей. Это, как правило, экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счет собственных ресурсов и сил, имеющего замкнутый характер. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладное™ экономики в слаборазвитых странах.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта^ Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и на личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике. В развитии национального предпринимательства огромную роль в экономике слаборазвитых стран часто играет иностранный капитал.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна активная роль государства. *Пе- рераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание мер по социальной защите беднейших слоев населения от безработицы, инфляции и других последствий.