Ремонт придворовых территорий. Что входит в благоустройство придомовой территории

В российском законодательстве оговаривается, что придомовая территория многоквартирного дома - это такое же общее имущество, как и чердаки, подвалы, подъезды, лестницы. Поэтому есть определенные права пользования ею, равно как и обязанности по содержанию. Что об этом сказано в Жилищном кодексе и профильных Федеральных законах?

Основные понятия

Изначально важно разобраться, что собой представляет придомовая территория многоквартирного дома (МКД), поскольку трактовать этот термин можно по-разному. Он оговаривается в различных нормативных правовых актах: и в Жилищном, и в Земельном кодексах есть указания на этот счет. Чтобы окончательно определиться, что он значит, стоит ознакомиться с профильными ФЗ, муниципальными документами (например, с постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491).

Это не праздный вопрос. Жильцам важно знать, откуда и как считается придомовая территория многоквартирного жилого дома, чтобы ухаживать за ней. Также этот момент необходимо уяснить, чтобы реализовывать собственные права, так как такое имущество является общим, и им имеют возможность пользоваться все жители МКБ.

Если говорить простыми словами, то придомовой территорией является определенный земельный участок, где расположено само здание и дополнительные постройки. Плюс сюда же относятся зеленые насаждения, проезды. Придомовая территория многоквартирного дома - это то пространство, которое необходимо для организации комфортной эксплуатации жилых помещений.

Важно избегать разночтений. Некоторые граждане ошибочно считают, что границы придомовой территории располагаются строго по периметру двора. Однако они простираются шире.

О своих правах стоит знать хотя бы для того, чтобы их отстаивать. Яркий пример - городские власти часто злоупотребляют собственными полномочиями и пользуются неосведомленностью граждан. Они располагают магазины и прочие объекты, которые не имеют права ставить на придомовой территории многоквартирного дома по нормативам 2019.

Определение границ

Получив представление, что такое придомовая территория, пора переходить к определению ее пределов по месту. Как можно понять, где заканчивается этот участок? В первую очередь по объектам, которые на нем расположены. Придомовыми считаются земли, на которых стоят:

  • детские площадки, проезды (пожарные и аварийные);
  • гаражи;
  • сушки для белья.

Возможно также прилегание автостоянки. Тротуары, участки с насаждениями, трансформаторные будки и тепловые пункты тоже полагается включать в данную территорию. Все эти правила устанавливает непосредственно российский Жилищный кодекс.

Однако такие положения не дают четкого ответа на вопрос, сколько метров придомовая территория может занимать. Особенно сложно с ним обстоят дела в старых районах, где застройка велась плотно, без создания развитой инфраструктуры. Намного проще решать вопрос, определяя, сколько метров от дома занимает такая зона, если речь идет о новостройках. Сегодня застройщик обязан составлять план, учитывая вспомогательные объекты и закладывая это в проект.

Как определить, какой участок прилегает к многоквартирному дому по закону? Стоит изучить местные нормативные правовые акты на эту тему. Поскольку общего правила расчета не существует, основополагающим является такой момент, как плотность застройки в конкретном районе: если дома стоят близко друг к другу, при всем желании каждому невозможно выделить огромный участок.

Кстати, чтобы взять на себя содержание придомовой территории, четко определив ее границы, можно заглянуть в документы на жилье. Поскольку об этом упоминается в кадастровом паспорте. Проще всего выяснить все нюансы, зайдя на официальный сайт Росреестра. Там в публичном доступе есть карта, где отображены и многоэтажки, и прилегающие к ним территории.

Правовой аспект

Разобравшись, что такое придомовая территория многоквартирного жилого дома по закону, стоит изучить права и обязанности жильцов. Поскольку они не всегда отдают себе отчет, как могут распоряжаться совместным имуществом, а в данном случае - земельным участком. Изначально важно понять, у кого права на него.

Еще в бытность Советского Союза было заведено, что земля вокруг дома передавалась в пользование жильцам, которые в нем живут. Предусматривался упрощенный механизм бесплатной приватизации. Жители вольны были осуществлять благоустройство придомовой территории многоквартирного дома, на равных правах пользуясь всеми благами.


Однако в настоящее время не так просто с разобраться с правовым вопросом, когда речь идет о старых зданиях. Если дом и участок, принадлежащий ему, занесены в кадастр, отображены на карте, то приватизация осуществляется быстро и легко. Однако не все постройки минувших лет поставлены на кадастровый учет.

Что касается новостроя, тут все просто и понятно. Поскольку гражданин покупает квартиру в новом комплексе, уже частично оплачивая стоимость земельного участка, он автоматически переходит в собственность. Человек наравне со всеми остальными жителями МКД получает права пользоваться им. Ему не придется самостоятельно проходить процедуру приватизации придомовой территории в многоквартирном доме.

Что делать, если гражданин решил купить квадратные метры на вторичном рынке и хочет узнать, кто числится собственником земельного участка? Проще всего узнать, кому принадлежит придомовая территория, обратившись в Росреестр. Там зафиксированы все правовые аспекты, на них и можно ориентироваться.

Благоустройство двора

Хотя в законе все расписано очень красиво, на практике далеко не всегда владельцы квартир в МКД могут попользоваться общим имуществом, к которому относится двор и прилегающие объекты. Если в здании располагаются салоны красоты и магазины, они нуждаются в создании парковки для клиентов. В итоге двор оказывается загроможденным, так что даже пешеходам порой негде пройти, а собственники не могут припарковать собственный транспорт.

Однако правила благоустройства придомовой территории многоквартирного дома гласят, что именно жители обладают ключевым правом голоса, решая, каким будет их двор. Поэтому если хозяин торговой точки нуждается в создании парковочных мест для своего бизнеса, то он должен действовать только по согласию жильцов. Если участок перешел к ним в собственность, они могут даже сдавать его частично в аренду, не забывая при этом о комфорте проживания.

Благоустройство дворовой территории многоквартирного дома и прилегающих участков только приветствуется властями. Хотя содержание и ремонт общего имущества ложится на плечи собственников, это не означает, что они должны собственными руками выполнять озеленение, прокладывать тротуары к детским площадкам, ставить забор. Непосредственно осуществляют выполнение всех этих задач специальные организации, с которыми подписывает договор и оговаривает условия управляющая компания.


Чтобы учесть все законодательные требования, стоит оформить паспорт благоустройства территории. Этим занимаются специализированные организации, которые разрабатывают документ с учетом СНИП и прочих нормативов, где отображают участок и все объекты, включая деревья. Безусловно, конкретные требования к процедуре нужно изучать по месту. Поскольку муниципальные власти компетентны решать, какие именно бумаги и в каком виде необходимы на участок.

По умолчанию паспорт благоустройства территории не может являться документом, который составляется раз и навсегда. Жильцы вольны периодически изменять участок, благоустраивая его. Поэтому возникает вопрос актуализации данного документа. По закону ее нужно выполнять в том случае, если на объекте произошли изменения в объеме 50% и более.

Ограждение и парковка

Детальнее стоит обговорить те вопросы в эксплуатации общего имущества, которые зачастую сопряжены с нарушением прав и интересов граждан. Если жители МКД могут смело ремонтировать объекты на участке, то законным ли будет ограждение придомовой территории?

Вполне естественно, что граждане стремятся оградить двор. Особенно если затевается масштабный строительный проект, по итогам которого степень благоустройства возрастет. Никто не хочет, чтобы благами пользовались посторонние: из-за этого к ним будет ограничен доступ самих жильцов, плюс велика вероятность причинения ущерба.

Даже если территория перешла в собственность жителей МКД, это не означает, что в любой момент ее можно огородить. Прежде всего, стоит проконсультироваться с юристами, чтобы не нарушить законодательные требования. Особенно если к дому прилегает дорога общего пользования.

Ограждения используются разные: временные и декоративные, целевые и шлагбаумы. Поэтому стоит сначала определиться с видом, а потом обращаться в компетентные органы и вносить по итогам коррективы в паспорт благоустройства территории.

Если с парковкой посторонних на участке все ясно, то будет ли считаться законной стоянка машин жильцов МКД? С одной стороны, закон не запрещает оставлять авто возле дома. С другой стороны, к автовладельцам выдвигаются строгие требования. Они не должны причинять неудобств соседям. Поэтому нельзя надолго оставлять машину с включенным двигателем, перегораживать подъездные пути, обязательно свободным должен быть доступ к мусорным бакам.

Однозначно запрещено ездить по пешеходным дорожкам, вторгаться на тротуары. Также нельзя ставить авто на газонах. Если же в доме живет автомобилист, который игнорирует требования закона и мешает другим жильцам, можно смело вызывать эвакуатор, чтобы наказать автохама.

Вопросы по уборке двора

Не все жильцы осознают собственные права и обязанности в использовании общего имущества. Многие возмущаются тем, что городские власти не следят за дворами: на них скапливается мусор, не поддерживается чистота. Однако уборка придомовой территории возложена на жильцов, раз уж она переходит в их собственность.

Поэтому обязательно следует проследить, чтобы в договоре с управляющей компанией был прописан и этот момент, включая полные обязанности дворника. В таком случае намного проще будет решать возможные конфликты. Ведь после подписания соглашения организация берет на себя обязательства. Если она их не исполняет, это повод призвать ее к ответственности.

Если двор перешел в собственность жильцов, оформление договора с управляющей компанией нужно брать под строгий контроль. Что входит в это соглашение? В нем должны содержаться четкие правила и алгоритмы, в соответствии с которыми эта организация обязана будет ухаживать за участком, делать ремонт общего имущества. Здесь же прописывается, какие расходы будут нести жители МКД в связи оплатой ее услуг.

Насколько благоустроенным будет двор, решать только жильцам. Поэтому им стоит активно проявлять инициативу и требовать от управляющей компании исполнения обязательств, взятых ею. Если же она игнорирует требования, можно подавать претензию, а потом и жаловаться в жилищную инспекцию. Не стоит забывать о возмещении денег: граждане платят за услуги организации, так что если она их не оказывает, то можно требовать компенсации.

Федеральное правительство дало 20 млрд рублей на благоустройство дворов, парков, набережных и площадей. Это необычно, потому что федеральное правительство не должно заниматься такими вещами. Но вот, занимается.

Идея в том, что Россия дает городам и регионам деньги, а те на эти деньги благоустраивают дворы и парки. После благоустройства придомовые территории войдут в общедомовое имущество и собственники квартир будут платить за их содержание и ремонт.

Чтобы получить бюджетные деньги, регионы, муниципалитеты и жители должны принять собственные программы благоустройства, утвердить проекты и внести посильный вклад. Участвовать можно деньгами или трудом. Тем, кто ничего не вложит, не дадут федеральных денег.

Взять 🌾🌿🍀 в свои руки

Как было раньше?

По жилищному кодексу земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, должен относиться к общедомовому имуществу, но на деле большинство дворов до сих пор не прошли процедуру официальной передачи и считаются муниципальной собственностью. Каждый год власти выделяют деньги из бюджета и решают, где поставить новый фонарный столб, а где - лавочку.

Кроме них ничейным дворам помогали спонсоры и меценаты. За лавочками и урнами у подъездов следили УК и ТСЖ , но из-за постоянной нехватки денег могли делать это нерегулярно и плохо. Озеленением дворов занимались бабушки.

После окончания программы в 2022 году благоустроенные дворы станут частью общедомового имущества и жильцы будут платить за их содержание так же, как платят за содержание подъездов, подвалов и крыш.

Мы теперь должны сами платить за благоустройство?

Да, но прежде чем переложить на жителей ответственность, государство поможет навести порядок в вашем дворе. Для этого власти и выделили деньги на программу благоустройства.

Благоустроят все дворы?

Нет, это зависит от жителей. В 2017 году деньги на благоустройство дадут только тем, кто проявит инициативу и сам поучаствует трудом или деньгами. Жильцы дома должны будут решить, какое им нужно благоустройство, сколько денег они готовы на это потратить и готовы ли поработать в собственном дворе.

А какое участие жителей предполагает правительство?

Чтобы участвовать в программе, надо решить, что именно вы хотите благоустроить, какой вклад готовы внести, кто потом будет следить за сохранностью и кто будет представлять интересы вашего двора. Всё это решается на собрании собственников.

А как происходит принятие решений? Как попасть на собрание жильцов своего дома?

Собрание могут организовать правление ЖКХ , УК или инициативные жильцы. Для этого они должны оповестить всех жильцов дома: расклеить объявления, положить приглашения в почтовые ящики или пригласить собственников лично.

Я хочу парковку во дворе. Что делать?

После 1 апреля уточните, участвует ли ваш регион и муниципалитет в программе благоустройства. Новости об участии появятся в местных СМИ и на официальных сайтах.

Запишитесь на семинар, который организует муниципалитет, и посетите публичные слушания: там вы узнаете местные подробности, сможете получить образцы заявок и других документов.

До 1 июня сами или с помощью правления ТСЖ и УК организуйте собрание жильцов, расскажите о программе, объясните условия. Убедите жильцов в необходимости парковки. Может быть, соседи предложат еще расширить палисадник или обустроить детскую площадку. Не забудьте обсудить формат и размер участия жильцов в благоустройстве.

Зафиксируйте все решения в протоколе собрания и до 1 июня отправьте заявку в муниципалитет. После 1 июня зайдите на муниципальный сайт и убедитесь, что ваш двор включили в программу и запланировали все необходимые работы. Сверьте план с протоколом и заявкой.

А нам бы всего одну лавочку у подъезда.

Одну лавочку вам может установить УК или ТСЖ : это находится в их компетенции и для этого не обязательно участвовать в программе. Обратитесь в свою УК или правление ТСЖ .

А зачем это всё государству?

С помощью программы государство хочет выстроить систему для улучшения комфорта жителей городов. В результате государство хочет не только благоустроить дворы и общественные зоны, но и выработать правила содержания, назначить ответственных и научить власть и жителей сотрудничать.

Я не хочу ничего решать и ходить ни на какие субботники! Я плачу налоги и хочу, чтобы у нас было всё как в Германии! Чтобы кустики стриженые, газоны зеленые, чтобы не было какашек на улицах - как в Америке. Где это всё? Я вас спрашиваю: где?

В Германии за ремонт и содержание многоквартирного дома платят собственники. Ни муниципальные, ни региональные, ни другие власти не выделяют денег на ремонт и благоустройство даже раз в 10 лет.

Платить за коммуналку 400-450 € в месяц для немцев нормально . В эту сумму входит садовник, вывоз мусора, освещение территории, поддержание порядка на парковках, уборка подъездов. Поэтому во многих немецких дворах есть только газон: меньше объектов благоустройства - ниже плата за содержание.

В Италии собственник квартиры платит муниципальный налог на содержание улиц и парков, второй налог - на вывоз мусора, и отдельно - ежемесячные платежи на содержание дома и прилегающей территории. В месяц квартира обходится в 150-300 €. Если во дворе есть парковка, места на ней сдают в аренду. Неважно, живет автовладелец в доме или нет, он будет платить 15-50 € в месяц за машино-место.

Нередки ситуации, когда, к примеру, в центре дороги во дворе появилась яма, – пройти либо проехать на автомобиле к подъезду стало для жильцов проблемой. Кто и как должен осуществлять ремонт? Каким образом организации, которые несут ответственность за данный вид работ, экономят на ремонте дороги во дворе?

Кто отвечает за дорогу во дворе

Каждый год в России проводится капитальный ремонт дорог, во время которого первым делом снимают верхний слой асфальта, затем укладывают новый и наносят разметку. Такие же работы должны регулярно проводиться с дорогами во дворах и тротуарами.

Попробуем разобраться в том, кто должен осуществлять ремонт дороги во дворах, как жильцы многоквартирных домов могут ускорить проведение этих работ, а также во многих других важных аспектах.

Чтобы понять, кто по закону ремонтирует дороги во дворах, прежде всего стоит определить, кто является их хозяином.

Согласно Постановлению Правительства РФ №491, ответственность за содержание и ремонт дороги внутри двора, которая является частью придомовой территории и оформлена в общедолевую собственность, несет управляющая организация. Что касается границы придомовой территории, они обозначены в документах кадастрового учета или техническом паспорте МКД.

Если участок дороги, который нуждается в ремонте, относится к общедолевой собственности жильцов многоквартирного дома, то все вопросы, касающиеся проведения работ, решает общее собрание собственников МКД.

Если же дорога во дворе многоквартирного дома является частью городских улиц, а не общего имущества жильцов, то ответственность за ее содержание и ремонт, согласно ФЗ РФ №196 «О безопасности дорожного движения» (статья 12 п. 2.), несет муниципалитет.

  • Содержание муниципальных автомобильных дорог: как грамотно на этом сэкономить

Дороги во дворе по ГОСТу

Вопросы, связанные с дорогами во дворе, регламентируются следующими нормативными документами:

  • СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
  • Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений (Москва, 1994 год).

В соответствии с их нормами, улицы в жилой застройке имеют свою классификацию, которая определяет ширину пешеходной части тротуара и полосы движения.

Основное
назначение

Ширина полосы движения

Минимальная
ширина пешеходной
части тротуара

Основная

Связь с главной улицей и внутри жилых территорий

Второстепенная (переулок)

Связь между основными жилыми улицами

Связь улицы и жилых домов, расположенных в глубине квартала

Что касается требований к ширине противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию либо сооружению (допустимо также включение тротуара, который примыкает к подъезду), то они изложены в статье 67 раздела II Федерального Закона РФ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Итак, ширина проезда должна составлять не менее 6 метров, а также:

  • не более 16 метров – для зданий высотой более 28 метров;
  • не более 8 метров – для зданий высотой не более 28 метров.

Размеры площадок для разворота пожарной техники, которыми должны заканчиваться тупиковые проезды, должны составлять не менее 15×15 метров.

Требования к размерам ям на дорогах заключаются в следующем:

  • ширина – менее 60 см;
  • длина – меньше 15 см;
  • глубина – менее 5 см.

В соответствии с требованиями ГОСТа яма, не соответствующая данным параметрам (даже одному), должна быть ограждена, после чего отремонтирована.

Жалоба на дорогу во дворе, или откуда ждать проблем

Действующие законодательные нормы гласят, что обязанностью коммунальных служб является круглогодичное проведение во дворах жилых домов ряда мероприятий, в том числе по содержанию и ремонту покрытий дворовых проездов, тротуаров, гостевых парковок и пешеходных дорожек. При этом на дорогах во дворе не должны быть ям, а на отремонтированных участках - трещин, неровностей, рубцов или пустот.

Укладка асфальта во время ремонта должна быть выполнена в течение суток, сколотые части дорожного покрытия должны быть вывезены не позднее суток после окончания работ. На одном уровне с проезжей частью следует располагать люки колодцев (решеток).

Порядок на придомовой территории относится к сфере компетенции управляющей компании или ТСЖ (в зависимости от способа управления МКД). Поэтому, если состояние дорог является неудовлетворительным, собственники квартир первым делом обращаются именно в эти организации.

Кроме того, жильцы могут подать обращение в комитет городского хозяйства администрации города или департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Специалисты ведомств занимаются обследованием дороги во дворе, составлением акта и определением объема работ.

Следующей инстанцией, в которую жильцы МКД могут обратиться с жалобой, является государственная жилищная инспекция, осуществляющая контроль за:

  • обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению ЖКУ, которые соответствуют требованиям федеральных стандартов качества;
  • сохранностью и использованием жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в МКД независимо от их принадлежности.

Часто найти лиц, которые несут ответственность за ремонт дороги во дворе многоквартирного дома, бывает крайне сложно.

Чтобы в кратчайшие сроки решить проблему ремонта дороги во дворе, следует обратиться в местную ГИБДД с заявлением, которое содержит требования:

  • о ремонте поврежденных участков дороги во дворе;
  • об установлении виновных лиц и привлечении их к ответственности в соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ «Нарушение правил ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или иных дорожных сооружений».

Сотрудники ГИБДД уполномочены применять меры административной ответственности в отношении лиц, которые ненадлежащим образом исполняли свои обязанности по благоустройству и ремонту дороги во дворе. На практике случалось, что инициативные жильцы МКД подавали иски в суд. Главное при этом – чтобы владельцы квартир не имели долгов по оплате ЖКУ.

  • Cуд обязал подрядчика за свой счет заново провести ремонт дорог

Мнение эксперта

Как взыскать долги за ремонт дороги во дворе с жителей МКД

Иван Спирин,

генеральный директор компании Proplex, Подольск

Вы можете добиваться оплаты задолженности за ремонт дороги во дворе своими силами либо воспользоваться услугами коллекторских агентств.

Если вы приняли решение справиться самостоятельно, то можете избрать лояльную, агрессивную или нейтральную стратегию.

  1. Следуя лояльной стратегии поведения, периодически совершайте должнику телефонные звонки и напоминайте о долге. Имейте в виду, что результат вы получите лишь в том случае, если клиент не оплачивает задолженность по забывчивости. Часто сотрудников компаний – поставщиков услуг, которые используют данную тактику, подстерегает одна и та же ошибка: входя в положение дебитора, они начинают оправдывать его перед руководством. Генеральный директор фирмы должен объяснить своим сотрудникам, что входить в положение неплательщика бесконечно недопустимо. Часто в общении с должниками эффективна фраза «Я бы не стал так настаивать, я знаю о ваших обстоятельствах, но поймите и вы: с меня начальство спрашивает».
  2. Агрессивный подход подразумевает жесткие переговоры, скрытые или явные угрозы с описанием последствий перехода дебитора в статус злостного неплательщика. В качестве самого весомого аргумента вы можете использовать угрозу обратиться в суд и взыскать долги по полной программе, включая пени за просрочку.
  3. Универсальной можно назвать нейтральную стратегию, которая предполагает сухое описание должнику положения дел со ссылкой на законодательные акты и пункты договора, а также конкретизацию требований. Уместной будет фраза сотрудника о личном восприятии ситуации с задолженностью, например: «Для нас каждый клиент является большой ценностью, и мне досадно в очередной раз видеть, что вы не оплачиваете услуги. Мне известны ваши трудности, но все же долг следует погасить». Затем описываются последствия – негативные в случае неоплаты (это может быть обращение компании в суд) либо позитивные, если долг будет оплачен (к примеру, предоставление услуг, которое было приостановлено или ограничено, в кратчайшие сроки возобновится).

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (статья 117) гласит, что ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги возможно, если услуга оплачена не полностью, через 30 дней после письменного предупреждения. Вместе с тем статья 119 (пункт «в») запрещает отключать должнику отопление, а в многоквартирных домах – и холодное водоснабжение.

4.Нестандартный метод не противоречит закону и не требует привлечения к разбирательствам третьей стороны. В чем суть данного подхода? Закон запрещает отключать отопление и холодную воду, однако умалчивает насчет коллективной телевизионной антенны. Конечно, некоторые жильцы обеспечены кабельным ТВ, поэтому результат нестандартного метода не гарантирован. Однако, даже если те неплательщики, которые остались без телевидения, оплатят хотя бы частично долги за жилищно-коммунальные услуги, в масштабах государства речь идет о миллионах.

В качестве примера приведем историю одной из управляющих компаний Москвы (ДЕЗ2), задолженность жильцов перед которой составила около 2 млн руб. Воспользовавшись услугами коллекторов, за один месяц УК смогла добиться оплаты задолженности и даже суммы пеней. Что предприняли коллекторы? Сначала они направили каждому должнику письмо с претензией, затем провели с ним переговоры и проконтролировали оплату. Некоторые жильцы и после получения писем отказывались платить. Тогда коллекторы подали заявления в арбитражный суд, после чего неплательщики, дабы избежать судебного процесса, оплатили долги.

Итак, схема работы коллекторских фирм выглядит следующим образом. Сначала они отправляют должникам уведомления и устанавливают для них срок добровольной оплаты задолженности. Если данные меры не приносят результата, юристы отправляют неплательщикам извещения с приглашением на заседание комиссии, в ходе которой им разъясняют дальнейшие последствия неуплаты. Эта мера является последней возможностью должника избежать судебных разбирательств или получить рассрочку. Если он не пользуется этим правом, коллекторы направляют обращение в суд с требованием о взыскании не только суммы долга, но и пени.

Жители больших городов изобретают самые разные способы, чтобы не платить за ремонт дороги во дворе. Коллекторские компании в их отношении используют особые методы, к примеру, обращение об ограничении выезда должника за пределы РФ. На данный момент проходит обсуждение закона, который позволит лишать должника водительского удостоверения.

Как выбрать подрядчиков для ремонта дороги во дворе

Общепринятых критериев выбора подрядчиков на рынке, сожалению, не существует. Многие управляющие организации, выстраивая сотрудничество с партнерами на долгосрочной основе, определяют основные критерии качества ремонта дороги во дворе еще до начала работ, что помогает совместными усилиями достигать общих целей.

В большинстве случаев подрядчиков, которые должны соответствовать заданию, выбирают по принципу компетенции. Хотя различные нюансы могут возникать от проекта к проекту, отбор чаще всего осуществляется комплексно по направлениям деятельности. Подрядчику, который не может квалифицированно исполнить задачи, лучше своевременно найти замену.

Наиболее популярным и простым является отбор по цене, однако немалую роль играют и репутационные параметры. Чтобы убедиться в высоком уровне квалификации потенциального подрядчика, компания может запросить его портфолио. Наилучшим подтверждением надежности партнера служит мнение тех, кто ему доверяет. Если это такие гиганты, как «Мега» или «Ашан», либо известный иностранный бренд, то с большой степенью вероятности данному подрядчику можно доверить выполнение ответственных работ по ремонту дороги во дворе.

Об ответственном отношении к делу и профессионализме свидетельствует членство компании в какой-либо знаковой ассоциации, ведь недобросовестных подрядчиков попросту исключают из ее рядов.

Однако на российском рынке критериев оценки качества работ по ремонту дороги во дворе нет как таковых, система рейтинга компаний и их независимая оценка, которая могла бы быть сформирована на уровне ассоциаций, также отсутствуют.

В современных условиях отсутствия гарантии качества работы исполнителя все управляющие организации, которые сегодня озадачены выбором подрядчиков, сталкиваются с немалым риском. Многие стремятся сотрудничать с компаниями, имя которых на слуху, а не с новичками, считающимися темными лошадками. Хотя и среди известных операторов встречаются и те, к которым обращаются лишь при необходимости сэкономить.

1. Техническое задание.

До начала работ управляющей компании следует сформировать комплексную производственную программу с четким описанием операций и их периодичности. Вести переговоры с подрядчиком на уровне «подумай сам, как лучше сделать» недопустимо. УК должна заблаговременно определить, что делать и как. Пользуясь подобным подходом, выбирать подрядчиков намного проще. В таком случае задача сводится к поиску добросовестного исполнителя, который четко соблюдает условия и сроки, прописанные в договоре. Уменьшаются риски подрядчика, снижаются издержки, контроль выполненных работ сводится к мониторингу их количества и технологичности.

Задача управляющей компании заключается в четком и пошаговом планировании работ по ремонту дороги во дворе, которое бы не оставляло сомнений у подрядчиков. Если речь идет об оперативных действиях по инцидентам, то производить проверку управленцам следует по инструкции произведенного действия.

При взаимодействии с подрядчиками управляющая компания должна выступать от имени жильцов многоквартирного дома как квалифицированный заказчик. Чего же хотят собственники квартир? Безусловно, чтобы в их жилье все было надежно и работало без сбоев. Именно управленцы должны перевести эти слова на язык технологических регламентов, оформить всю необходимую документацию, провести запланированные мероприятия, выполнить все инструкции и т. д.

При правильном подходе функции подрядчика заключаются в подборе квалифицированного персонала, обучении и аттестации, контроле за ходом выполнения работ, работе над дисциплиной, следовании срокам, формировании маршрутных листов и т. д. Иными словами, исполнитель должен выполнять задачи по количеству и качеству, не думая о том, как спланировать работы по ремонту дороги во дворе.

2. Нормативы контроля.

Нормативы контроля непрерывно разрабатываются и обновляются. Программы по контролю исполнения заказа, которые формируются в зависимости от здания и ситуации, могут касаться поведения подрядчика, его внешнего вида, количества мероприятий и многих других аспектов. В большинстве случаев для проверки несколькими способами выбирают 5–10 % мероприятий.

Способы контроля классифицируются:

  • на документарные (если проведение мероприятия не зафиксировано документально, то его считают невыполненным);
  • визуальные (осмотры участков дороги во дворе);
  • инструментальные (выборочная разборка установленных элементов, измерения и т. п.).

Контроль может быть проведен как по окончании работ, так и непосредственно в ходе их проведения, когда проверяющий приезжает без предупреждения. Если в результате проверки появились замечания, то следующим важнейшим этапом является их тщательная отработка.

Вместе с тем чрезмерно терроризировать подрядчиков все же не стоит. Важно, чтобы управляющая компания ставила перед ними выполнимые задачи и понимала, что идеально на 100 % их не выполнит никто.

Если по итогам работ по ремонту дороги во дворе были выполнены 97 % договоренностей, это можно считать успехом. Однако не стоит судить о каждом мероприятии отдельно, нужно оценивать общий объем информации, который в дальнейшем будет тщательным образом обработан. Важным критерием является то, критичны или нет те 3 % мероприятий, которые не были выполнены. От этого зависит алгоритм дальнейших действий управляющей компании и подрядчиков.

Среди специалистов на сегодняшний день нет единого мнения относительно того, как улучшить положение на рынке. Оценка должна быть выражена в системе показателей: к примеру, 97 % исполнено – нареканий нет. Должен быть принят определенный комплекс показателей, которые обязан выполнить подрядчик.

В качестве наказания за отклонения от договора или сметы сегодня используются фиксированные штрафы. Однако все более активно управляющие компании используют систему комплексных показателей для подрядчика. Работа в данном направлении проходит тяжело, ведь штрафы и необъективные суждения более привычны в нашей среде. К примеру, распространены ситуации, когда подрядчики не выполнили 100 % работ, и управляющая компания на свое усмотрение снизила оплату их услуг. Споры о том, справедливо это или нет, начинаются уже по факту случившегося, что говорит о незрелости рынка.

3. Контроль со стороны жителей.

В некоторых регионах было решено обязать заказчиков применять средства видеофиксации как инструмент непрерывного контроля за процессом ремонта дороги во дворе. Нововведение коснулось государственных и муниципальных контрактов по выполнению соответствующих мероприятий. Видеозапись можно вести на жесткий диск либо онлайн, что позволяет жильцам МКД со своей стороны контролировать ход работ. На сайте местной администрации, к примеру, планируется создать раздел «Онлайн-камеры», в котором каждый гражданин, не покидая своего дома, сможет наблюдать за ремонтом дороги во дворе.

Как можно сэкономить на ремонте дорог во дворе

Чтобы не переплачивать за ремонт или не оказаться ответственным за плохое состояние дороги во дворе после его проведения, нужно следовать следующим правилам:

  1. Проводите ремонт исключительно в сезон.
  2. Уделите несколько часов своего времени для того, чтобы собрать информацию по теме ремонта дороги во дворе.
  3. Определитесь с подрядчиком заблаговременно.
  4. Изучите материально-техническую базу исполнителя работ.

Не забывайте о мудрой поговорке: «Cкупой платит дважды».

  • Содержание дорог в зимний период: межгосударственные стандарты

Содержание дороги во дворе в зимний период

Если уровень содержания дороги низкий, то она дорого обходится государству. Такой вывод сделали эксперты VTI, крупнейшего европейского автодорожного института. Эксперименты, проводимые ими на протяжении нескольких лет, доказали, что понижение класса содержания дорог во дворе неизбежно приводит к росту общих экономических издержек. Едва ли не самым дорогостоящим способом считается удержание проезжей части под уплотненным снежным покровом.

Обеспечить бесперебойное и безопасное движение зимой – эта задача является первоочередной для дорожных служб. При этом следует оптимизировать расходы, используя противогололедные материалы с оптимальным соотношением стоимости и качества.

Какой метод борьбы с гололедом наиболее выгодный? Казалось бы, ответ очевиден: применение дешевых реагентов снижает затраты на уборку.

  • Закон о тишине в Москве и области с 1 января 2018 года и как УК правильно его использовать

Однако, тщательно разобравшись в теме, можно понять, что использование недорогих противогололедных материалов обойдется дороже не только подрядной организации, но и государству.

Чтобы улучшить состояние дороги во дворе зимой и сделать движение по ней безопасным и быстрым, следует повысить коэффициент сцепления шин транспорта с покрытием. Есть два основных способа это сделать:

  1. Растопить снежный налет до поверхности с помощью солевых реагентов. Под действием влаги эти вещества тают вместе с отложениями снега и льда, после чего на дороге образуется не замерзающий рассол.
  2. Повысить шероховатость снега и льда, покрывающих дорогу, с помощью фрикционных материалов (щебня и песка), в некоторых случаях с добавлением соли.

Метод с использованием соли и песка считается наиболее экономичным и на данный момент является основным в арсенале российских дорожных служб. В то время как цена тонны современных реагентов колеблется в пределах 13–15 тыс. руб., тонна пескосоли в среднем стоит около 1200 руб.

Однако, к сожалению, других преимуществ смесь песка и соли не имеет.

Проведем приблизительный расчет стоимости обработки 1 кв. м дороги пескосолью и многокомпонентными реагентами.

Итак, примерная стоимость тонны смеси соли и песка составляет 1200 рублей, реагента - 14 500 рублей.

Для обработки 1 кв. м дороги во дворе требуется:

  • пескосоли - 450 г (стоимость около 50 коп.);
  • реагента - 60 г (около 80 коп.).

Иными словами, обработка реагентом обойдется дороже не в 10, а в 1,5 раза.

Продолжим расчет. Любое вещество (и песок, и реагент) необходимо распределить по дороге во дворе, что составляет следующую статью затрат. Дополнительные расходы составляет цена топлива, которое расходуется во время обработки дорог.

Машина грузоподъемностью 5 тонн со смесью соли и песка обработает около 11 000 квадратных метров дороги во дворе, а с реагентом - около 83 000 квадратных метров, что в 7,5 раз больше.

Иными словами, пока машина с реагентом будет обрабатывать дорогу, машина с пескосолью 7 раз вернется на базу, осуществит загрузку, вернется на то место, где закончила посыпку, и только после этого продолжит работу. Очевидно, топлива для работы с «дешевой» смесью соли и песка потребуется по меньшей мере в 7,5 раз больше, чем при обработке дороги во дворе многокомпонентными противогололедными реагентами.

Не стоит забывать и о том, что песок не плавит снег и не растворяется, поэтому впоследствии потребуется собрать его с улиц и транспортировать на снегосвалки, заплатив за каждую тонну. Весь этот комплекс работ повлечет за собой очередные расходы (в том числе и на топливо), которые исчисляются десятками и десятками миллионов рублей.

Что касается современных реагентов, то они бесследно тают и растворяют часть снега, снижая затраты на его вывоз и утилизацию.

К примеру, в Нью-Йорке снег повсеместно плавят реагентами, после чего вода уходит в городскую канализацию. Данный подход позволяет снизить расходы на уборку и утилизацию, а также избежать дополнительных пробок на дорогах во дворе.

Применение песка приводит к необходимости проводить ежегодные чистки ливневых стоков, что также составляет немалую статью расходов. При использовании многокомпонентных реагентов проводить эти работы не требуется.

Не стоит забывать и о расходах на подготовку и хранение соли и песка перед проведением противогололедной обработки дорог во дворе.

Пескосоль перемешивается с применением дополнительной техники (погрузчиков и бульдозеров) и хранится на крупных полигонах. Современные реагенты хранятся на поддонах под полиэтиленовой пленкой, транспортируются в мешках, а перед началом работ не требуют дополнительной подготовки.

Итак, стоимость многокомпонентных реагентов выше по сравнению со смесью соли и песка. Однако, сравнив косвенные затраты (подготовка, хранение, распределение, утилизация, последующая уборка), делаем вывод, что использование современных противогололедных средств более выгодно, чем применение пескосоли.

  • Готовимся к зиме: требования к противогололедным материалам

Мнение эксперта

Многокомпонентные реагенты становятся наиболее оптимальным выбором

Задорожная А. Ю. ,

руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог

Если рассматривать вопрос о целесообразности того или иного метода содержания дорог во дворе в зимний период с точки зрения ущерба и расходов, которые ложатся на государство и граждан, то оптимальным выбором становятся многокомпонентные реагенты.

Таков вывод шведских ученых из дорожно-исследовательского института VTI, которые в течение 5 лет проводили различные замеры и эксперименты. Полученные результаты позволили специалистам разработать модель расчета расходов, которые сопутствуют тому или иному методу ликвидации наледи и снега, по следующим статьям затрат:

  • экономический ущерб в виде увеличения расходов на топливо, к которому приводят снижение скорости движения и увеличение времени в пути;
  • экологический вред из-за увеличения объема выхлопных газов;
  • рост числа аварий и расходов на восстановление автомобилей и т. д.

Рассмотрим алгоритм расчета стоимости для двух методов обработки дороги во дворе в зимний период, которые являются диаметрально противоположными:

  • очищение дороги до асфальта с использованием многокомпонентных солевых реагентов - метод, который называют наиболее дорогостоящим в России;
  • содержание поверхности под уплотненным снежным покровом- дешевый способ.

Результаты анализа показали, что метод обработки дороги во дворе с использованием современных реагентов («черный асфальт») более экономичен по сравнению со способом «несоленого содержания».

Скорость движения транспорта по дороге под снежным покрытием ниже, чем по асфальтному покрытию. Двигаясь по снегу на низкой скорости, водитель несколько экономит на топливе. Однако разница средней скорости движения по асфальту и по снежному покрытию составляет 20 км/ч.

Объем выхлопных газов от транспорта при движении по рыхлому снегу также резко возрастает. К сожалению, данный показатель редко используют при проведении расчетов, однако его влияние на экологический статус региона сложно переоценить.

Не стоит забывать и об ущербе в результате дорожно-транспортных происшествий, который вполне ощутимым грузом ложится на плечи участников движения. Снижение стандартов зимнего содержания дороги во дворе, а также переход от использования солевых реагентов к несолевым (фрикционным), приводит к тому, что площадь очищенной поверхности снижается, а доля снежно-ледовых отложений, напротив, возрастает. Все эти факторы неминуемо ведут к росту числа аварий.

Диаграмма показывает, каким образом при сравнении стоимости того или иного метода содержания дороги во дворе в зимний период распределяется общий объем расходов:

Диаграмма показывает, что при изменении стандарта содержания дороги во дворе наиболее существенно изменяется такой показатель, как время в пути. Вместе с тем при пересчете в стоимость эта статья расходов оказывает меньшее влияние на общую сумму по сравнению с ростом количества аварий, который во всем расчете составляет наиболее весомую часть. Расходы населения при снижении качества уборки возрастают более чем на 20 %. В ходе эксперимента были рассмотрены две дороги, рост издержек при переходе от метода содержания «черный асфальт» до грейдирования снега составил с 19,8 млн евро до 24,6 млн евро.

Затраты на восстановление растительности при использовании солевых реагентов также были учтены. Однако сегодня нормы расхода противогололедных веществ снижаются, и данная статья издержек имеет незначительный вес. Добиться этого позволяет применение современных реагентов с пониженным содержанием хлоридов, а также техники, оснащенной цифровыми дозаторами, систем погодного наблюдения и т. д.

Был принят во внимание также тот факт, что воздействие снега на металл приводит к ржавлению от влаги. Однако и фрикционные материалы (песок и щебень), повреждая поверхность автомобилей, способствуют коррозии. Иными словами, при солевом и бессолевом методе содержания дороги во дворе в зимний период затраты на коррозию можно считать равноценными.

Проанализировав статьи сопутствующих расходов, ученые из Швеции сделали вывод, что содержание дороги во дворе под снежным покрытием и обработка его фрикционными материалами обходится дороже, чем очистка современными реагентами до «черного асфальта», на 3,9 млн евро в год.

Таким образом, использование методов борьбы с гололедом, которые мы привыкли считать дешевыми, на самом деле наносит существенный ущерб бюджету страны и ее гражданам.

Фото: Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин

Работы финансируются в основном за счёт средств от продажи патентов индивидуальным предпринимателям, доходов от платных городских парковок и налогов на доходы физических лиц от сдачи квартир в аренду.

За последние годы в столице было реконструировано более 22 тысяч дворов, сообщил на заседании Президиума Правительства Москвы.

«Мы реконструировали, отремонтировали, восстановили более 22 тысяч московских дворов. Речь идёт о создании спортивных, детских площадок, озеленении, формировании парковочного пространства и ряде других мероприятий. Важно, чтобы эта работа не останавливалась, продолжалась на системном уровне», — отметил Мэр Москвы.

По его словам, необходимо обеспечить контроль над тем, что уже сделано: своевременно заменять сломанные малые архитектурные формы, поддерживать в хорошем состоянии спортивные и детские площадки. Также благоустройство надо обеспечить постоянными источниками финансирования. Основными из них являются три.

«Первое — это плата за парковку, второе — это плата за патенты, которые собираются в том или ином районе, и третье — это налоги, которые поступают от сдачи в аренду жилья (квартир). И часть централизованных источников, которые поступают непосредственно из бюджета города Москвы. Это достаточно значимые источники. Финансирование по ним год от года увеличивается. В следующем году объём таких средств будет немалым — он составит около 10 миллиардов рублей. Причём они распределяются по понятной чёткой формуле между префектурами и районами», — уточнил Сергей Собянин.

Мэр Москвы подчеркнул, что теперь следует наметить чёткие планы реализации этих программ и освоения этих средств таким образом, чтобы все проекты создавались с учётом мнения горожан и предполагали постоянную реновацию столичных дворов, чтобы они постоянно находились в хорошем состоянии.

Заместитель Мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства доложил о реализации программы благоустройства дворовых территорий.

«C 2011 года в городе действует программа комплексного благоустройства дворовых территорий. Выделенный объём финансирования за прошедшие годы позволил отремонтировать и провести комплексное благоустройство московских дворов. Притом что с 2016 года основным источником финансирования являются средства стимулирования управ районов», — сказал заммэра.

Он отметил, что часть дворов была отремонтирована в рамках программы «Моя улица». Это дворы, расположенные рядом с зонами благоустройства.

«В столице более 24 тысяч дворов, в том числе 22,5 тысячи дворов в старых границах города. На сегодняшний день 22,5 тысячи дворов приведено в порядок, капитально отремонтировано в рамках стандарта комплексного благоустройства, безопасной эксплуатации», — уточнил Пётр Бирюков.

Программа ремонта и обустройства дворовых территорий на этот год завершена. «Приоритетной задачей на 2017-й и последующие годы является поддержание в технически исправном состоянии в соответствии с нормативными требованиями всех дворовых территорий, а также обеспечение сохранности различных элементов и малых архитектурных форм на благоустроенных территориях. Состояние московских дворов сегодня позволяет перейти на ритмичный межремонтный интервал в зависимости от технического состояния того или другого двора», — отметил заммэра.

В 2017 году планируется благоустроить около трёх тысяч дворов,отремонтировать или сделать заново 820 детских площадок, 41 детский игровой городок, 468 спортивных площадок, 188 площадок тихого отдыха, 403 площадки для выгула домашних животных, 16 хозяйственных площадок. Также запланированы работы по ремонту асфальта и ограждений, созданию дополнительных мест парковки автомобилей, озеленению, приведению в порядок контейнерных площадок и других объектов.

Городскую программу комплексного благоустройства дворовых территорий реализуют в Москве с 2011 года. В 2011-2014 годах в рамках этой программы провели централизованный ремонт и комплексное благоустройство дворовых территорий. В результате московские дворы привели в соответствие с новым стандартом комфорта.

Он включает:

— разумную и безопасную организацию дворового пространства;

— отделение пространства для машин (парковки, проезжая часть) от пространства для людей (тротуары, детские, спортивные и другие площадки);

— озеленение (деревья, кустарники, клумбы, газоны);

— качественную инфраструктуру для отдыха и занятий спортом всех категорий жителей (современные детские площадки, межквартальные игровые городки, спортивные площадки, комплексы уличных тренажёров, площадки для тихого отдыха);

— по желанию жителей ограничение въезда во дворы постороннего транспорта (шлагбаумы).

В 2015 году были проведены работы по благоустройству в 4047 дворах, в том числе комплексный капитальный ремонт — в 1578 дворах. В 2016 году — в 3050 дворах, в том числе комплексный капитальный ремонт коснулся 2078 дворов.

Всего с 2011 по 2016 год в московских дворах капитально отремонтировали или сделали заново 22 288 площадок различного назначения. Среди них 16 832 детские площадки, 1664 детских межквартальных игровых городка, 1194 спортивные площадки, 2598 площадок иного назначения. Во дворах установили более 3,5 тысячи комплексов уличных тренажёров, заменили 29,6 миллиона квадратных метров асфальтового покрытия.

Применяемые в Москве механизмы финансирования обеспечивают:

— поддержание дворовой инфраструктуры (детские горки, тренажёры и другое оборудование) в исправном состоянии;

— регулярный (в среднем один раз в семь лет) ремонт дворовых территорий;

— реализацию проектов дополнительного благоустройства дворовых территорий на основе пожеланий жителей.

Одновременно с благоустройством дворов в Москве ремонтируют и приводят в порядок подъезды многоквартирных домов. В среднем их ежегодно ремонтируют около 20 тысяч, что позволяет поддерживать в нормальном состоянии все 105,9 тысячи московских подъездов.

Так, в 2016 году отремонтировали 22 335 подъездов, план на 2017 год — 20 661 подъезд. Работы финансируются за счёт средств управляющих компаний.

У каждого многоквартирного дома есть своя территория земли около дома, являющаяся собственностью всех жильцов многоэтажного дома. Данную территорию владельцы квартир имеют право использовать с максимальной пользой, предварительно благоустроив её.

В комплекс мероприятий по благоустройству придомового участка входит:

  • Содержание в чистоте дворовой территории;
  • Установка контейнеров для пищевых и бытовых отходов;
  • Своевременная утилизация бытовых и пищевых отходов;
  • Возведение мест отдыха и содержание их в чистоте;
  • Установка, ремонт и покраска скамеек, ограждений и пр.;
  • Обеспечение жильцам возможности свободного и безопасного передвижения (посыпание дорожек песком, сбивание сосулек в зимний период);
  • Озеленение дворовой территории (посадка клумб, газонов, деревьев) последующий уход за ними;
  • Изготовление металлических ограждений;
  • Оборудование и ремонт детских площадок (установка песочниц, горок);
  • Асфальтирование тротуарных дорожек;
  • Уборка снега с последующим вывозом;

Придомовой земельный участок включает в себя детские площадки, парковку, спортивный комплекс или футбольную коробку, газоны или клумбы, пожарные проезды, сушилки для белья, а так же землю, на которой построен многоквартирный дом.

Если многоэтажка советских времён, необходима приватизация не только квартир, но и земельного участка придомовой территории, который в последующем облагается налогом. Все мероприятия по благоустройству двора, включая ремонт, содержание территории в чистоте, оплачивают жильцами дома, по статье «общедомовые нужды». Границы придомового участка, необходимого по правилам СНиП прописаны в паспорте БТИ на дом.

В понятие «благоустройство двора» входит множество услуг, оказываемых управляющей компанией, за которые взимается дополнительная плата на содержание и ремонт жилого дома. При желании, жильцы многоквартирного дома заключают договор, прибегая к услугам частного предприятия, даже на посадку газона вокруг многоэтажки. Придомовая территория должна быть хорошо освещена, за счёт естественного и искусственного освещения, предусмотренного правилами СНиП. Участок вокруг многоквартирного дома несёт не только функциональную, но и эстетическую нагрузку. Мероприятие по озеленению территории можно осуществить, посадив вокруг многоэтажки клумбы или деревья, используя услуги частного ландшафтного дизайнера. В случае с большим земельным участком, с помощью кустарников, его можно разграничить на зоны отдыха, сделав импровизированный забор, учитывая интересы всех жильцов.

Асфальтирование пешеходных тропинок и их содержание одно из немаловажных факторов, обеспечивающих комфортные условия вокруг многоквартирного дома. Установка детских площадок и последующий ремонт, а так же обслуживание входит в обязанности благоустройства дворового участка. Для безопасности детей, вокруг детской игровой зоны устанавливается забор.

Не стоит забывать об установке пандусов для инвалидов и пожилых людей. Они должны быть предусмотрены, опираясь на правила СНиП. Пандус с поручнем необходим для удобного спуска молодой мамы с коляской. Пандус должен соответствовать всем требованиями, чтобы эксплуатация была полноценной. В многоквартирном доме есть множество семей, которым пандус значительно облегчит прогулку. Качество работы принимается (или не принимается) жильцами дома. К дворовой территории относятся пешеходные тропинки, парковка, сушилка для белья, детская площадка, клумбы и гаражи. Чёткие границы данного участка прописаны в паспорте дома БТИ и утверждены Кадастровой палатой, но установить забор по ним нельзя.

Планировка ландшафтного дизайна вокруг дома должна проводиться, используя правила пожарной безопасности. Для обеспечения чистоты и порядка на дворовом земельном участке жилого дома, в соответствии с санитарными нормами необходима установка и своевременная утилизация контейнеров для пищевых и бытовых отходов.

Как продуктивно распорядиться участком?

В связи с тем, что земля, прилегающая к дому, является общей собственностью, распоряжение должно быть коллективным. Для принятия решения необходимо собрать собственников жилья и изложить тему собрания. На нем обговариваются все нюансы, от планировки до оплаты, а так же выбирается исполнитель (управляющая компания или услуги частного лица). Чтобы получить «добро» от жильцов, необходима высокая явка собственников, а так же 2/3 голосов в пользу принятия решения. Оплата всех мероприятий по облагораживанию, а так же ремонт происходит за счёт жильцов. Если озеленением и уборкой дворовой территории занимается управляющая компания, то в квитанции появиться дополнительная статья расходов.

Дом, вокруг которого большая прилегающая территория, может сдавать в аренду (после согласия жильцов) часть участка, под парковку или ларёк частного предпринимателя. Средства, полученные от сдачи в аренду, собственники могут направить на содержание, ремонт или оплату обустройства двора. Текущий или капитальный ремонт оплачивается жильцами дома. Собственники жилого многоквартирного дома вправе выбирать управляющую компанию или услуги частного предприятия, оказывающего работы по засеванию газона вокруг дома, установке скамеек, асфальтированию, вывозу бытовых отходов, или чтобы частично установить забор. Текущий ремонт дома жильцы могут осуществить, прибегнув к услугам частного мастера.

Обустройство парковки и ограничения территории

Чистота прилегающей к дому парковки, должна обеспечиваться договором с управляющей компанией. Въезд на парковку для любого частного автомобиля можно ограничить, используя автоматический забор.

Установка ограждения возможна, если оно не нарушает право свободного передвижения собственников соседнего дома. В противном случае, городская администрация может наложить на забор сервитут (принудительное обеспечения права свободного передвижения по соседней территории) и демонтировать его.

Забор можно установить частично, ограничив вокруг детскую площадку, но при условии, если двор имеет сквозной проход. Жильцы многоквартирного дома могут ограничить въезд на дворовый участок для частных машин. На кареты скорой помощи, полиции, газовой и пожарной службы данные правила не распространяются. В случае если забор установлен не по правилам, и его придётся демонтировать. Беспрепятственно можно использовать забор в качестве обрамления клумб, если они располагаются около подъезда.

Санитарное содержание дворовой территории

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, утилизация бытовых и отходов должна быть систематичной и своевременной. В свою очередь, жильцы дома должны обеспечить возможность беспрепятственно вывозить мусор служебной машине. Даже неправильно припаркованная машина может стать преградой для выполнения данной услуги. Проследить за качеством выполнения услуги может любой из жильцов, а при не надлежащем исполнении обратиться в управляющую компанию с требованием повторного оказание услуги. В случае если нормы вывоза мусора нарушаются систематически, собственники вправе требовать снижение цены, ссылаясь на низкое качество.

Материальная ответственность за обустройство придомовой территории и последующее содержание в чистоте полностью возлагается на кошельки жильцов многоквартирного дома. Для принятия любого решения, касающегося благоустройства двора необходимо согласие собственников. Все люди, проживающие в многоквартирном доме, имеют право на качественные услуги со стороны ЖКХ или управляющей компании, поэтому могут проверять качестве и требовать надлежащего выполнения должностных инструкций.