Промышленный подъем 1890 х. Большая энциклопедия нефти и газа

Большую роль в пореформенной экономике начинал играть железнодорожный транспорт, который становился важным элементом всей инфраструктуры. Железные дороги связывали центральную Россию и ее окраины в единый хозяйственный механизм, способствовали формированию рыночной экономики, усиливали подвижность населения. В течение второй половины XIX века Россия строила железные дороги гораздо быстрее, чем многие западноевропейские страны. За 1861 1891 годы их протяженность возросла с 1,5 тыс. до 28 тыс. верст. В1865 1875 годы ежегодно в стране строилось по 1,5 тыс. верст. К 1899 году железные дороги насчитывали уже 58 тыс. верст. Железные дороги должны были прочно связать центр страны с крупными зерновыми районами. Этому служили такие линии, как Москва Курск, Москва Воронеж, Москва Нижний-Новгород. Новые линии прокладывались в морские порты на Балтийском и Черном море в Одессу, Ригу, Либаву (Лиепаю), откуда зерно и другая сельскохозяйственная продукция вывозились за границу. С конца 1870-х годов началась постройка дорог промышленного значения. Магистрали прокладывались в промышленные районы: в Донбасс, Криворожье, на Урал. Закавказская дорога Баку Тифлис Батуми обеспечивала перевозку нефти в черноморский порт. Закаспийская дорога, доведенная до Самарканда, стимулировала активное развитие среднеазиатской хлопководческой сырьевой базы15. Промышленный подъем 1890-х годов ознаменовался бурным ростом железных дорог. Зад десять лет было построено более 21 тыс. верст железнодорожных путей, или треть всех дорог России. В 1890-х годах была проложена Транссибирская магистраль длиною в 6 тыс. верст, строительство которой началось в 1886 году. По протяженности железных дорог Россия вышла на второе-место в мире после США. Постепенно железные дороги соединялись между собой в крупных узлах, создавая единую железнодорожную систему в Европейской части страны. Однако железнодорожная сеть в пересчете на 1 тыс. кв. км территории была очень незначительной по сравнению с передовыми странами. Так, в России в 1895 году этот показатель был ниже, чем в Германии почти в 53 раза, а в Англии в 66 раз16. Первоначально железные дороги строились в основном на частные средства с широким привлечением иностранного капитала. Постепенно сюда вкладывалось все больше государственных средств, тем самым частные капиталы соединялись с государственным*. Казенные заказы на сооружение железных дорог нередко превращались в безвозмездные субсидии. Бурное развитие железных дорог находилось под защитой государства, что влекло за собой сильное государственное вмешательство в экономику в целом. В середине 1880-х годов государство стало вообще выкупать дороги у частных компаний, а новые строить за счет казны. Железные дороги, предъявляя огромный спрос на металл, уголь, лес, нефть и др., послужили мощным стимулом для развития различных отраслей промышленности. Так, в 1890-е годы железные дороги потребляли до 36% добываемого в стране угля, 40% нефти, 40% металла. Для железных дорог требовались квалифицированные рабочие кадры: машинисты, работники депо и путевого хозяйства. К концу XIX века более 70% общего объема грузов перевозилось железными дорогами17. Наряду с железнодорожным большое развитие получил и водный транспорт. Если в 1860 году в России было около 400 речных пароходов, то в 1890-х годах свыше 1,5 тыс. Россия, практически не имевшая в середине XIX века своего морского флота и использовавшая для перевозок зарубежные корабли, за последние десятилетия века увеличила их количество с 50 до 520

Правительственная политика в области промышленности. Александр III не мог не учитывать, что дедовское царствование завершилось Крымской войной, а отцовское — удачной кампанией 1877—1878 годов. Значит, рассуждал Александр III, возврат к дедовским заветам должен сопровождаться государственной поддержкой стратегически важных отраслей промышленности, связанных с производством вооружений. Одно направление политики должно восполняться другим. И чем дальше заходило правительство в своей крепостнической политике в крестьянском вопросе, тем щедрее оно финансировало развитие крупной промышленности — частнокапиталистической и казенной

Мировой сельскохозяйственный кризис, растущее обнищание деревни сильно сузили рынок сбыта для русской промышленности. Темпы ее развития в 80-х и начале 90-х годов были вялыми. Желая поддержать промышленность , правительство стало расширять железнодорожное строительство. Началось перевооружение армии и флота. Именно на эти цели уходили выкупные платежи, которые правительство выкачивало из деревни. Правительственные заказы потребовали расширения существующих и строительства новых металлургических и машиностроительных заводов. Оборудование для них почти целиком ввозилось из-за границы. Чтобы иметь иностранную валюту, правительство всячески стимулировало вывоз хлеба. Падение хлебных цен на мировом рынке восполнялось расширением экспорта, несмотря на то, что в стране дело доходило до голодовок. «Недоедим, но вывезем » , — говорил министр финансов И. А. Вышнеградский.

В 1892 г. на должность министра финансов был назначен Сергей Юльевич Витте (1849—1915) . В свое время он прошел школу частного предпринимательства, имел надежные связи в финансово-промышленном мире и с презрением относился к «благородным нищим », как называл он помещиков, выпрашивающих казенные подачки. Витте был сторонником активного стимулирования (подталкивания) государством промышленного развития.

Но вопрос о том, из каких источников это делать. Выкупные платежи поступали все хуже, за крестьянами росли недоимки. И Витте восстановил давно забытую винную монополию. Государство забрало в казну доходы кабатчиков. Цены на водку росли, и доходы от винной монополии играли в государственном бюджете все более важную роль. Критики правительства не без оснований говорили о «пьяном бюджете ».

В 1897 г. была проведена денежная реформа. Витте ввел золотое обеспечение рубля, который С.Ю.Витте стал конвертируемой валютой. Это усилило приток капиталов из-за границы (из Франции, Англии, Германии, Бельгии).

Промышленный подъем 90-х годов . В 1893 г. в России начался небывалый промышленный подъем. Он охватил прежде всего черную металлургию и машиностроение — те отрасли, которые получали правительственную поддержку. Именно тогда окончательно сложился комплекс предприятий тяжелой промышленности на юге России (на границе великорусских и украинских губерний). Новые машиностроительные заводы строились в Петербурге, Москве и Подмосковье. Началась разработка нефтяных месторождений в районе Грозного.

Иллюстрация. Нижнесалдинский завод во второй половине XIX века

Новые предприятия, создававшиеся с участием иностранного капитала, заимствовали западную технологию, западные формы производства. На русской почве возникали невиданные здесь промышленные чудовища, «молохи» (Молох — древнефиникийское божество, которому приносили человеческие жертвы ) , как называл их писатель А. И. Куприн. Отсутствие у русского рабочего достаточной сноровки и дешевизна рабочей силы заставляли хозяев нанимать больше рабочих, чем трудилось на таких же заводах в западных странах. В России сложился завышенный уровень концентрации производства и рабочей силы на крупнейших фабриках и заводах. На этих предприятиях, в пределах нескольких промышленных районов (Петербург, Москва и Подмосковье, Юг, Урал) сосредоточились огромные массы рабочих. Правительство слишком поздно поняло, какую западню оно себе устроило, допустив превращение Петербурга в мощный индустриальный центр.

В 90-е годы в России была создана современная крупная промышленность. Повысилось значение России в мировом промышленном производстве. Расширилась железнодорожная сеть. Это были крупные достижения.
Но они имели и теневые стороны. Включившись в мировую гонку вооружений, правительство израсходовало огромные средства на военные цели. Эти расходы пошли прахом, ибо броненосцы и крейсера, спущенные на воду во время промышленного подъема, через несколько лет оказались на морском дне.

Оптимальное соотношение между тяжелой и легкой промышленностью составляет примерно 1:4. Накануне промышленного подъема оно равнялось в России приблизительно 1:5. Русская промышленность имела немного «облегченный» характер. За годы подъема доля тяжелой промышленности (прежде всего металлургии и металлообработки) поднялась до 1/3. Теперь, таким образом, сложилась обратная диспропорция. В стране с отсталым сельским хозяйством, нищей деревней и узким рынком сбыта был создан мощный сектор тяжелой индустрии. Он не мог существовать без правительственных подачек. Он был способен раздавить экономику.

Последствия сказались очень быстро. 2 сентября 1899 г. на Петербургской бирже резко упал курс акций ведущих промышленных компаний. Вмешательство правительства не восстановило равновесия. В 1900 г. разразился промышленный кризис. В России он наступил раньше, чем в других странах, и принял затяжной характер.


В России промышленный подъем 90-х годов был связан в первую очередь с усиленным железнодорожным строительством.
В начале 90-х годов объем железнодорожного строительства в России был невелик. В 1891 г. длина сети увеличилась лишь на 127 км. Ho уже в 1893 г. было построено больше 1500 км, а в конце десятилетия, когда строительство достигло высшего размаха, за три года в эксплуатацию вступило почти тыс. км новых путей. Всего за 1890-1900 гг. было построено 22,6 тыс. км железных дорог.
Массовое железнодорожное строительство стало основой подъема горнометаллургической промышленности. Протекционистский тариф 1891 г. крайне затруднил импорт металла. На чугун, например, была установлена пошлина, превышавшая его цену в Англии и себестоимость на южных за1водах. Уже одно это обстоятельство вздувало цены на металл. Правительство к тому же размещало заказы на железнодорожные материалы по ценам, которые больше чем вдвое превышали рыночные. Отсюда высокие прибыли промышленных компаний, стимулировавшие!Приток новых капиталов, в том числе иностранных, и организацию новых предприятий.
Дивиденд, который охватывает далеко не всю прибыль, составил за трехлетие- 1894-1896 гг. - у компаний, являвшихся крупными поставщиками казны: Гута-Банкова - 51% основного капитала, Коломенский - 47, Русско-Балтийский - 75, Брянский - 84, Южно-Днепровский - 90% основного капитала *. Впрочем, огромные доходы, базировавшиеся на жесточайшей эксплуатации рабочих, дешевизне рабочей силы и дороговизне промышленных изделий, были типичны не только для тяжелой индустрии. В письме к Даниельсону Энгельс осенью 1891 г. писал: ««Разведение миллионеров»,- как выражается Бисмарк,- по-видимому, действительно идет в Вашей стране гигантскими шагами. Такие барыши, какие обнаруживает ваша официальная статистика, просто неслыханны в наши времена в английских, французских и немецких текстильных мануфактурах» .
Наиболее интенсивное промышленное строительство шло на Юге. Соединение Криворожья с Донбассом железной дорогой ускорило развитие южной металлургии. За 1897-1900 гг. на Юге вступили в строй 17 новых металлургических заводов, построенных главным образом за счет иностранных капиталов. В 1900 г. южные заводы дали в 30 раз больше чугуна, чем в 1886 г., их доля в продукции страны выросла за этот период с 9% до 52% . Еще сильнее увеличилась добыча железной руды.
Это был не простой количественный рост производительных сил, а подлинная техническая революция , создание новых индустриальных центров, решительное изменение всего географического размещения черной металлургии. Мощность механических двигателей на металлургических заводах России выросла за 90-е годы с 56 тыс. до 318 тыс. л. с. В 1885 г. больше 90% чугуна производилось на древесном угле, в 1901 г. - около одной трети. В 1890 г. основная масса чугуна производилась в карликовых
уральских домнах средней производительностью в 259 тыс. пудов металла в год, в 1900 г.- в вполне современных южных домнах со среднегодовой продукцией в 2035 тыс. пудов. Средняя производительность труда на южных заводах была в 1900 г. в 6 раз выше, чем на Урале, хотя и там она за десятилетие увеличилась в 1,5 раза. Разница в производительности труда базировалась на различиях в механизации производства. На Урале мощность механических двигателей на каждом заводе в среднем составляла в 1900 г. 244 л. сна Юге - 6159 л. с. Мощность двигателей на 100 рабочих на Урале составляла 16 л. сна Юге - 334 л. с. Южные домны были мощнее западноевропейских, хотя сильно уступали американским.
Средняя выплавка чугуна на одну действующую домну в 1900 г.
(в тыс. т)
Юг, Урал, Польша, давшие 90% продукции.

Вместе с металлургией развивалась и донецкая угольная промышленность. И здесь преобладали предприятия крупнейших размеров. В 1900 г. больше двух третей угля дали заведения, добывавшие свыше 10 млн. пудов в год каждое.
Расширение основного капитала, строительство новых предприятий происходили в годы подъема и в других отраслях промышленности. Число эксплуатируемых нефтяных скважин увеличилось за 1890-1901 гг. с 356 до 1924, добыча нефти - с 243 млн. до 703 млн. пудов. Расширение существующих заводов и пуск новых позволили увеличить производство паровозов с 86 в 1891 г. до 1225 в 1901 г.; вагонов и платформ - с 3,6 тыс. в среднем за год в 1886-1890 гг. до 36,2 тыс. в среднем за 1898- 1900 гг.; всей "Продукции машиностроения в 1890-1900 гг.- с 53 млн. руб. до 209 млн. руб.
Новые капиталы шли прежде всего в тяжелую индустрию. Ее оборудование и продукция росли наиболее высокими темпами, правда, при крайне низком исходном уровне. Ho и в легкой промышленности происходило значительное расширение производственного аппарата. Рост внутреннего рынка шел прежде всего за счет средств производства, но также, хотя и в меньшей степени, и за счет средств потребления. Конечно, расширение емкости рынка было весьма относительным: среднедушевые
нормы производства промышленных изделий оставались ничтожными, размеры их потребления были нищенскими. Ho все же темпы роста были для царской России значительными. Продукция спичек, сахара за десятилетие почти удвоилась. В хлопчатобумажной промышленности за 1890-1900 лг. число прядильных фабрик увеличилось с 66 до 117, веретен - с 3,5 млн. до 6,7 млн. (+ 91%) J механических ткацких станков - с 87 тыс. до 151 тыс. (+ 74%). Мощность фабрик примерно удвоилась, так как вновь устанавливаемые машины были совершеннее и производительнее старых.
Статистика не дает точных показателей динамики производственного аппарата всей русской промышленности. Большой интерес представляют исчисления стоимости производственных фондов (земля, строения, оборудование за вычетом амортизации) фабрично-заводской промышленности России, произведенные Струмилиным . С 1890 до 1902 г. (вплоть до этого года продолжали вступать в строй заводы, строительство которых было начато в период подъема) эти фонды выросли с 678 млн. до 2351 млн. руб., в том числе в акционерных предприятиях - с 395 млнч до 1725 млн. руб. За 12 лет они увеличились почти в 3,5 разаgt; в акционерных компаниях - почти в 4,4 раза. Производственный аппарат вырос, конечно, в меньшей мере, чем эти ценностные показатели. По приблизительной оценке, подтверждаемой динамикой продукции главных отраслей, мощность производственного аппарата всей фабрично-заводской промышленности увеличилась за эти годы примерно в 2 раза, в том числе отраслей тяжелой индустрии - в 3 раза.
Приведенные факты с достаточной яркостью раскрывают материальную основу циклического подъема в России.
Общий объем новых инвестиций в промышленность и транспорт составил около 4 млрд. руб. Сюда нужно добавить вложения в жилищно-городское строительство. Для отсталой России это было крупное строительство, потребовавшее тем большего напряжения отраслей, производящих средства производства, что главная масса строительных работ пала на вторую половину 90-х годов. Это был первый циклический подъем в России, материальной основой которого было.маосов-ое расширение основного капитала промышленности и транспорта, подъем, в котором добавочный спрос создавался прежде всего инвестициями капитала, самим процессом реального накопления.
Строительство железных дорог и связанное -с ним расширение тяжелой индустрии не раз служили основой циклических подъемов в Западной Европе и в США. Вспомним хотя бы подъем начала 70-х годов. Ho Россия не просто повторяла с запозданием путь, ранее пройденный другими странами. Подъем в России имел специфические особенности, вытекавшие из экономических и политических условий страны и из тех новых явлений, которые несла с собою эпоха империализма, на грани которой подъем развертывался.
Общие предпосылки промышленного подъема 90-х годов были созданы предыдущими успехами капиталистического развития России, в особенности дальнейшей классовой дифференциацией деревни, сопровождавшейся ростом товарности производства, расширением внутреннего рынка, увеличением доли продукции, выбрасываемой на внешний рынок. Подъем явился блестящим подтверждением ленинских идей и яркой демонстрацией банкротства народнических «теорий» о развитии капитализма и рынка в России. Ускорение роста капитализма создало условия для подъема железнодорожного строительства. Расширение железнодорожной сети было острейшей экономической необходимостью для молодого русского капитализма. В 1890 г. Россия имела на своей необъятной территории меньше дО|рог, чем Англия или Франция, и немногим больше, чем Британская Индия. Ho ускорение темпов железнодорожного строительства было вызвано в немалой мере также обострением борьбы за раздел и передел колоний, сфер влияния. Узость внутреннего рынка, ог* раничиваемого пережитками крепостничества, усиливала импе-* риалиетические устремления русской буржуазии. При осуществлении главных железнодорожных строек - Сибирского пути^ среднеазиатских и кавказских линий - правительство руководствовалось в немалой мере военно-стратегическими соображениями. Наступление эпохи борьбы за передел мира наложило глубокий отпечаток на характер и темпы железнодорожного строительства в России. Отсюда и важные экономические особенности этого строительства, отразившиеся на всем промышленном подъеме.
Железные дороги строились в России почти исключительно за счет государства. По подсчетам профессора Мигулина, непосредственные!расходы казны на строительство государственных железных дорог, их реконструкцию и подвижной состав достигли за 1893-1902 гг. почти 1,7 млрд. руб. (включая затраты на Восточно-Китайскую дорогу, которая формально не была государственной). Капитальные вложения в частные железные дороги составили за этот период около I млрд. ipy6. Ho и этот миллиард был почти целиком получен путем займов, которые и юридически и экономически носили государственный характер.
«Ни одной копейки частные общества не собирали путем гвоего собственного кредита (кроме общества Варшавско-Вен-
ской ж. д.), но все средства для своей строительной деятельности получали от государственных займов, выпущенных под именем облигационных гарантированных правительством займов той или иной отдельной дороги» *.
Изыскивая капиталы для строительства железных дорог, правительство опустошало сберегательные кассы, изымая централизованные ими средства, взамен которых кассы получали облигации железнодорожных займов. Важнейшим источником средств были добавочные налога. Из 1,7 -млрд. руб., затраченных непосредственно государством в 1893-1902 гг. на железные дороги, только 495 млн. дали займы. Остальные 1,2 млрд. затрат были сделаны, по подсчетам Мигулина, «из обыкновенных государственных ресурсов-",практика беспримерная в истории финансов... были извлечены путем... усиленного обложения населения (за эти десять лет: введен квартирный налог, увеличен промысловый и подомовый, чрезвычайно усилено обложение спиртных напитков, усилено обложение сахару, табаку, многих привозных товаров, керосину, спичек, усилен гербовый сбор)» .
Несмотря на то что автор отнюдь не был склонен к сгущению красок, он не мог умолчать о том, что мобилизация капиталов была сопряжена с «...огромными жертвами населения (насущнейшие нужды которого остались без удовлетворения)».
Исключительная роль разорительных для населения налогов и государственных займов была одной из главных особенностей финансирования железнодорожного строительства в России. Ho это было и финансированием промышленного подъема, ибо миллиардные затраты на железные дороги в значительной своей части пошли на пользу промышленности. Многомиллионные переплаты казны поставщикам железнодорожных материалов были прямыми субсидиями тяжелой ийдустрии. Промышленный подъем, таким образом, подстегивался податным кнутом, которым выколачивались миллиарды, питавшие подъем. Государство ускоряло развитие железнодорожной сети и промышленности ценой увеличения -нищеты рабочего класса и разорения мелкого крестьянства. В кризисе эта противоречивость основы подъема проявилась с огромной силой.
Промышленный подъем в России усиливался и большим приливом иностранных капиталов. В 80-х годах их приток тормозился обесценением рубля. Денежная реформа Витте устранила это препятствие. Реформа, которая была оплачена страной многолетним экспортом хлеба, ростом внешнего долга, проводилась прежде всего с целью облегчить привлечение ино

странных капиталов. Приманкой для последних были высокие прибыли, которые обеспечивались промышленности протекционистским тарифом и казенными заказами по двойным и тройным ценам. Оформившийся в начале 90-х годов франко-русский поенный союз открыл России широкий доступ на парижский денежный рынок. И здесь ощущались веяния новых времен, влияние начавшейся подготовки к мировой схватке империалистических гигантов. Обострение конкуренции на мировых рынках, обилие в Западной Европе капиталов, ищущих новых сфер приложения, возникновение промышленных и банковских монополий, использующих экспорт капитала как мощный рычаг экономического раздела мира,-все это -благоприятствовало приливу иностранных капиталов в Россию.
Точной статистики иностранных капиталовложений в России не существует. Приводимые,ниже приблизительные цифры все же дают правильное представление об основных масштабах и пропорциях.
Железнодорожных займов было размещено за границей за десятилетие- 1894-1903 гг. - примерно на I млрд. руб. Для 1890-"1900 гг. цифра будет ".приблизительно та же. Это значит, что около одной трети капитальных затрат на железные дороги (включая реконструкцию старых дорог и покупку подвижного состава), сделанных в 90-х годах, было оплачено внешними займами.
Приток иностранных капиталов в акционерные компании России составил за 1890-1900 гг. около 700 млн. руб., в том числе в промышленные - 623 млн. Об их удельном весе в общей сумме промышленных инвестиций можно судить по следующим цифрам (см. табл. на стр. 402).
Иностранные капиталы составили около 30% всех промышленных инвестиций 90-х годов и 40% инвестиций в основной капитал. Ho если взять лишь акционерные предприятия, куда
Россия. Капитал *
(в млн. руб.)




Все капиталы

В том числе

иностранные



С
о
05
OO

1900 г.

прирост

1890 г.

1900 г.

прирост

доля в общем приросте (в %)

I.

Весь капитал, занятый в производстве в акционерной промышленности

701

2319

I 618





2.

Основной капитал в неакционерной фабрично-заводской промышленности

318

631

313





3.

Всего в промышленности (1+2)

I 019

2 950

I 931




/>4.
Основной и облигационный капитал акционерных обществ




215

911

696


5.

В том числе промышленные общества




135

758

623


6.

Основной капитал фабрично- заводской промышленности

761

2 032

I 271

114

628

514

40

7.

В том числе в акционерных обществах

443

I 401

958

114

628

514

54 .

8.

Основной и облигационный капитал предприятий горной, металлургической и машиностроительной промышленности




84

583

499


9.

В том числе основной капитал

114

650

536

70

469

399

74
I

* Данные сб иностранных капиталах по Олю, Иностранные капиталы R народном хозяйстве России, JI. 1925, стр. 12-14: остальные цифры по работе Струмилииа, Прсб- лема промышленного капитала в СССР, М.-JL 1925, стр. 4-5,8.

лые заводы. Международный капитал не затруднился переселиться внутрь таможенной стены и устроиться на «чужой» почве: ubi bene, ibi patria х... Развитие капитализма в молодых странах значительно ускоряется примером и помощью старых стран».
Иностранный капитал участвовал в подъеме 90-х годов в России и огромным импортом средств производства. Промышленные стройки снабжались преимущественно иностранным оборудованием. Прежде чем новые металлургические заводы вступали в строй, они предъявляли огромный спрос на металл. Несмотря на быстрое расширение производства, оно отставало от спроса, который взвинчивался строительной горячкой. Высокие пошлины не могли служить в этих условиях преградой для импорта. За 1891 -1900 гг. в Россию было ввезено на 1,1 млрд. руб. металлов, машин, инструментов, строительных материалов (в 2 раза больше, чем в предыдущем десятилетии) и почти на 200 млн. руб. угля, значительная часть которого также была использована прямо или косвенно для нужд капитального строительства. Больше 25% всех капиталовложений в промышленность и железные дороги составили затраты на импорт средств производства.
Эти цифры иллюстрируют и роль России в промышленном подъеме Западной Европы. Строительная горячка в России была источником большого добавочного спроса для ряда отраслей германской, английской и даже французской промышленности. Особенно большое значение приобрел русский рынок для германской машиностроительной и электротехнической индустрии.
Огромная роль иностранных капиталов в промышленном подъеме 90-х годов в России имела одно важнейшее следствие: вновь созданные производительные силы страны в решающих отраслях индустрии оказались в распоряжении иностранного капитала. Резко выросла полуколониальная зависимость России от западноевропейского капитализма. Почти вся южная горно- металлургическая промышленность, нефтяная индустрия, крупнейшие" машиностроительные заводы, богатейшие месторождения угля, руды, нефти, цветных металлов были подчинены контролю иностранного капитала. Зависимость не ограничилась сферой экономики. Парижские займы оплачивались Россией и внешне-политическими и военными обязательствами. «Помощь» западноевропейского капитализма была куплена дорогой ценой. Баланс экономических взаимоотношений западноевропейских экспортеров капитала и России за 90-е годы таков: Россия получила из-за границы около 1,7 млрд. руб., а иностранцы получили на 1,3 млрд. руб. русских заказав для своей тяжелой индустрии и завоевали важнейшие позиции в экономике России. Ho это не все! Держатели русских облигаций и акций за границей получили за десятилетие около 1,5 млрд. руб. процентов по займам и минимум 600 млн. руб. дивидендов на капиталы, вложенные в акционерные общества . Вновь инвестированные в России иностранные миллиарды были, следовательно, извлечены из нее же, были капитализацией процентов и дивидендов, выжатых из русских рабочих и крестьян. Впрочем, это явление вполне закономерное, вытекающее из самой сущности капитализма и природы экспорта капитала.
Налоговый пресс и импорт капиталов, эти два важнейших источника финансирования промышленного подъема, дополняли друг друга и находились в тесной взаимной связи. В форме налогов выколачивались из населения и проценты по внешним займам и те сверхприбыли, которые выручались иностранными акционерами южных и других заводов при выполнении казенных заказов по вздутым ценам. Правительство шло на огромные многомиллионные переплаты в немалой мере во имя привлечения иностранных капиталов в русскую промышленность. Рост внешнего государственного долга вел к увеличению налоговых тягот.
Два фактора ускоряли в 90-х годах развитие железнодорожной сети, промышленности и капитализма в целом в России: миллиардные ассигнования государства и миллиарды иностранных капиталов. И оба они приводились в движение податным кнутом, разорявшим мелкое крестьянство, увеличивавшим нищету рабочего класса. Это специфическое противоречие подъема определило во многом и особенности последующего кризиса и депрессии.
Это противоречие вытекало из густой сети пережитков крепостничества в экономическом и политическом строе страны. Развитие капитализма в промышленности ускорилось в 90-х годах, но произошло это ускорение на крайне противоречивой основе, и было оно весьма относительным. И к рассматриваемому периоду сохраняет полную силу следующее указание Ленина о быстроте развития капитализма в России: «Если сравнивать докапиталистическую эпоху в России с капиталистической (а именио такое сравнение и необходимо для правильного решения вопроса), то развитие общественного хозяйства при капитализме придется признать чрезвычайно быстрым. Если же сравнивать данную быстроту развития с той, которая была бы возможна «при современном уровне техники и культуры вообще, то данное развитие капитализма в России действительно "придется.признать медленным. И оно не может не быть медленным, ибо ни в одной капиталистической стране не уцелели в таком обилии учреждения старины, несовместимые с капитализмом, задерживающие его развитие, безмерно ухудшающие положение производителей, которые «страдают и от капитализма и от недостаточного развития капитализма»» !.

История России [Учебное пособие] Коллектив авторов

8.1. Экономическое развитие

8.1. Экономическое развитие

Развитие капитализма в России при сохранении остатков крепостнических отношений порождало многочисленные экономические трудности и противоречия. Промышленный подъем 1890-х гг. сменился экономическим кризисом. Начало ему положил разразившийся в 1899 г. кризис финансовой системы. Обесценивались акции фабрик и заводов, сотни предприятий были закрыты. Началось падение цен, обанкротился ряд банков. Наибольший урон понесли металлургия и топливная промышленность. Экономический кризис усугубил неурожай в сельском хозяйстве.

Только в начале 1904 г. экономика России начала выходить из кризисного состояния. Активно формировались структуры, характерные для развитых государств: финансовый капитал, современная банковская система, акционерные общества.

Промышленность

Россия, с опозданием вступившая на путь капиталистической модернизации экономики, была вынуждена форсировать развитие промышленности. Российская промышленность в начале XX в. развивалась по пути применения выработанных на Западе организационных форм крупного машинного фабричного производства.

Проводимый министром финансов С. Ю. Витте курс на развитие национальной промышленности повлек за собой серию реформ, предусматривавших как государственное покровительство и регулирование экономики, так и привлечение в Россию иностранного капитала. Политика правительства была направлена на то, чтобы иностранные инвесторы ввозили капиталы, а не готовую продукцию. Индустриализация России являлась составной частью общеевропейского процесса.

Важной чертой, характеризующей место России в мировой капиталистической системе в начале XX в., выступало ее относительно автономное положение в международной системе разделения труда. Разумеется, капиталистическое развитие сопровождалось внедрением России в мировое хозяйство. Однако этот процесс носил противоречивый характер и не привел к таким необратимым изменениям, которые делали бы невозможным самостоятельный рост российской экономики.

В 1909–1913 гг. в России происходил новый экономический подъем, охвативший большинство отраслей промышленности. По темпам промышленного роста она опережала такие развитые страны, как Франция, Германия, Англия и Соединенные Штаты Америки. Общий среднегодовой прирост продукции промышленности за этот период составил 9 процентов. Бюджетные поступления от промышленного производства сравнялись с поступлениями от сельского хозяйства, а промышленная продукция покрывала до 89 процентов внутреннего потребления.

Наиболее интенсивно развивались Криворожье, Донбасс, Центральный и Северо-Западный промышленные районы. Начался процесс концентрации производства на крупных предприятиях. В 1902 г. был образован крупный синдикат «Продамет», объединивший около 30 металлургических заводов. В легкой промышленности группа Кноппа объединила ряд крупнейших хлопчатобумажных фабрик. В пищевой промышленности были создан синдикат «Дрожжи» и «Общество сахарозаводчиков», на морском транспортеРусское общество пароходства и торговли («Ропит»). Ряд крупнейших монополий был образован в нефтяной промышленности России. Начался процесс превращения России из страны, принимающей готовую зарубежную технику, в страну, способную прокладывать новые пути технического и экономического прогресса.

Сельское хозяйство

В начале XX в. главным в социально-политической жизни России оставался крестьянский вопрос. Аграрный сектор являлся ведущим по удельному весу в российской экономике. В нем было занято большинство населения страны. Крестьянство было основным податным и одновременно самым бесправным сословием. Оно не могло свободно распоряжаться своими наделами, поскольку в деревне господствовали общинные порядки, крестьяне платили выкупные платежи, подвергались телесным наказаниям.

Благодаря развитию промышленности и транспорта Россия из отсталой аграрной страны превращалась в аграрно-индустриальную державу. Вхождение России в мировую систему хозяйства, рост городского населения способствовали увеличению спроса на сельскохозяйственную продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Однако развитие капитализма в аграрном секторе происходило значительно медленнее, чем в промышленности. В деревне преобладали экстенсивные методы хозяйствования. Крестьянству, на долю которого приходилось в начале XX в. около 90 процентов валового сбора зерновых и свыше 50 процентов товарного хлеба, остро не хватало земель. Так, если на одно помещичье хозяйство в среднем приходилось до 2 тысяч десятин земли, то на один крестьянский двор – всего около 7 десятин. Россия нуждалась в агарной реформе, которая должна была включить в себя переселенческую политику, сельскохозяйственный кредит, увеличить крестьянские наделы за счет помещичьих, казенных, удельных и церковных земель.

Торговля

Российская империя принимала активное участие во всемирном товарообороте. Для строительства современных фабрик и заводов, железных дорог страна нуждалась в импорте металлов, машин, промышленного оборудования, некоторых видов сырья. Необходимо было обеспечить выплаты по внешним займам и другим иностранным задолженностям. Эти расходы тяжелым бременем ложились на государственный бюджет империи. Напряженный платежный баланс России, развивавшей собственную индустрию в значительной мере за счет иностранных капиталовложений, должен был компенсироваться активным сальдо по внешнеторговым операциям (положительной разностью между вывозом и ввозом), так как других крупных доходов (от инвестиций за границу, фрахта и т. п.) Российская империя не имела. Достигнуть этого можно было лишь двумя путями: всемерным расширением экспорта и защитой внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров.

Россия в начале XX в. оставалась аграрной страной, вывозившей в основном сельскохозяйственную продукцию и ввозившей промышленные товары. Внешнеторговую политику русского правительства определяли два главных фактора: стремление создать собственную промышленность и фискальные соображения. Последние играли большую роль, поскольку таможенные пошлины составляли значительную долю доходной части бюджета. Вместе с активным сальдо торгового баланса таможенные пошлины служили важным источником выплат по заграничным займам.

Наряду с внешней торговлей в процессе экономического развития важную роль играл общероссийский внутренний рынок, товарооборот которого в 1900 г. достигал 11–12 млрд. руб. Активно действовали ежегодные Нижегородская, Архангельская, Ирбитская и другие российские ярмарки, где выставлялись на продажу изделия отечественной промышленности и сельскохозяйственные продукты, а также сезонные ярмарки в промышленных центрах. При поддержке Государственного банка и земств происходил бурный рост кредитных, производственных, а затем сбытовых и потребительских кооперативов. Последние становились активными участниками общероссийской внутренней торговли.

В начале XX в. дальнейшее развитие в России получили биржи. На них совершались торговые операции, продавались облигации внутренних и внешних займов, акции отечественных, иностранных и смешанных компаний, действовавших как в России, так и за рубежом. Биржи работали в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Одессе, в других крупных экономических центрах империи. В начале 1917 г. в России было зарегистрировано 115 торговых и универсальных бирж.

Финансовая политика России в начале XX в. была связана с деятельностью министров финансов С. Ю. Витте (1892–1903, премьер-министр в 1905–1906) и В. Н. Коковцова (1904–1914, одновременно премьер-министр в 1911–1914). Министерству финансов подчинялся Государственный банк, являвшийся одним из правительственных ведомств. Его учреждение в 1860 г. было первой из «Великих реформ» Александра II. Банк был крупнейшим в мире, так как его капитал составляли не средства частных лиц и коммерческих компаний, а государственный золотой фонд и финансы государственных учреждений. Государственный банк был эмиссионным, т. е. наделенным правом выпуска бумажных ассигнаций. Он контролировал денежное обращение и кредит, действовал в качестве банкира по отношению к правительству и другим банковских учреждениям страны, т. е. выполнял более широкие признанные функции центрального банка, хотя и занимался при этом получением вкладов от частных лиц и фирм и предоставлением кредитов. Государственный банк контролировал акционерные банки и участие в них иностранного капитала.

Второе место после Государственного банка занимали акционерные банки, осуществлявшие общие банковские операции и составлявшие ядро кредитной системы. На 1 января 1914 г. в России действовали 46 акционерных банков, имевших 822 отделения и агентства, из них 33 за рубежом. На их долю приходилось более половины всех основных капиталов и вкладов. Капиталы акционерных банков увеличились за 1900–1917 гг. почти в четыре раза. Основная масса денежных средств сосредоточивалась в крупнейших банках, таких как Азовско-Донской, Соединенный, Русско-Азиатский и др. Началось слияние банковского и промышленного капитала и образование промышленно-финансовых групп. К числу крупнейших представителей российского капитала принадлежали предприниматели и финансисты Путилов, Нобель, Манташев, Лианозов. Терещенко, Рябушинские, Морозовы и др. Таким образом, в начале XX в. складывается российская финансовая олигархия.

Третье место в финансовой системе страны занимали банковские и кредитные учреждения, обслуживавшие конкретные отрасли производства, внутреннюю и внешнюю торговлю, а также население. Последние выдавали долгосрочные и краткосрочные займы под залог зданий и земельных участков.

В России, как и в других странах, обращение к иностранному капиталу начиналось с государственных займов, предоставлявшихся иностранными банкирами. Россия обращалась к заграничному финансовому рынку в поисках средств на покрытие бюджетного дефицита, который создавался вследствие ведения войн, увеличения бюрократического аппарата, расходов на содержание императорского двора. Внешние займы государственных и частных акционерных компаний под правительственные гарантии выступали важнейшим источником экономического роста России начала XX в.

Одна из особенностей экономического развития России в начале XX в. состояла в том, что этот процесс во многом находился в зависимости от намерений зарубежных промышленно-финансовых кругов и правительств, которые часто определялись не столько экономическими, сколько военно-политическими целями, обусловленными угрозой надвигавшейся общеевропейской войны.

Россия должна была учитывать позиции европейских государств и США, поскольку в первое десятилетие XX вв. мире сложилось противостояние двух военно-политических группировок – Тройственного Союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанты (Англия, Франция, Россия). За пятилетие, предшествовавшее Первой мировой войне, в результате стабилизации политического положения в стране и проведения реформ П. А. Столыпина увеличился приток прямых иностранных инвестиций в Россию. В начале века в их общем объеме доля Франции составляла 31 процент, Англии – 24 процента, Германии – 20 процентов.

Основные итоги развития России – прирост населения, рост промышленного и сельскохозяйственного производства, социальный и военный бюджеты выглядели следующим образом. С 1902 по 1912 г. прирост населения составил 31 млн. 170 тыс. человек. Производство зерновых увеличилось на 22,5 процента, картофеля – на 31,6, сахарной свеклы – на 42,0 процента. Экспорт продуктов питания вырос на 93, 7 процента, импорт – на 66, 3 процента. Производство каменного угля возросло на 79,3 процента, выплавка чугуна – на 24,8, железных и стальных полуфабрикатов на 45,9, железа и готовой стали – на 53, 1 процента. Потребление меди увеличилось на 31,8 процента, а свинца – на 76, 9 процента.

Ассигнования на народное образование возросли с 25 млн. 200 тыс. рублей в 1894 г. до 161 млн.600 тыс. руб. в 1914 г. Количество учащихся в средних учебных заведениях за тот же период увеличилось на 227 процентов, в высших – на 180 процентов, начальных (кроме Средней Азии) – на 96 процентов. Затраты на оборону с 1902 г. по 1912 г. выросли на 68,2 процентов. С 1894 г. по 1914 г. золотой запас Российской империи увеличился на 146 процентов. Протяженность железных дорог с 1895 по 1915 гг. увеличилась на 103 процента.

Таким образом, экономический рост был впечатляющим. Однако по основным показателям существовало значительное отставание от развитых капиталистических стран мира. Низким был уровень жизни большинства населения. Тем не менее, по расчетам правительства, а также по прогнозам ведущих зарубежных экономистов, к 1930 гг. Российская империя должна была стать самой богатой и преуспевающей мировой державой.

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Экономическое развитие Негативные для германского хозяйства последствия Крестьянской войны, политических и религиозных конфликтов 30-50-х гг. XVI в. не изменили в целом вектор развития экономики Германии. Росла численность населения, увеличивались объемы производства, до

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

2. Экономическое развитие Германский камерализм Характеристика экономического развития Германии в XVII и XVIII вв. затруднена в связи с недостаточностью надежных источников. Известно, что век статистики наступил после 1800 г., хотя некоторыми данными о состоянии своих земель

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История. История России. 11 класс. Базовый уровень автора Киселев Александр Федотович

§ 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Характер и особенности развития экономики. На рубеже XIX – XX вв. экономика России развивалась циклически: промышленный подъём 1893 – 1900 гг. сменился кризисом 1901 – 1903 гг. и последовавшей за этим депрессией, а в 1909 г. начался очередной рост,

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

8.1. Экономическое развитие Развитие капитализма в России при сохранении остатков крепостнических отношений порождало многочисленные экономические трудности и противоречия. Промышленный подъем 1890-х гг. сменился экономическим кризисом. Начало ему положил разразившийся

Из книги История Румынии автора Болован Иоан

Экономическое развитие Аграрный вопрос. В отношении аграрного вопроса с самого начала необходим общий подход, включающий все аспекты этой проблемы: социальный, политический, экономический и национальный. В период с 1864 г. до Первой мировой войны для определения аграрной

Из книги История Британских островов автора Блэк Джереми

Экономическое развитие Британии предстояло защищать свое положение ведущей морской державы и колониальные приобретения, сделанные ею в середине XVIII в., от серьезных угроз, возникших в 1775-1815 гг., среди которых можно выделить восстания в Америке и Ирландии и войны с

Из книги Япония: история страны автора Теймс Ричард

Экономическое развитие Официальный лозунг «Богатая страна - сильная армия» подразумевал как можно более тесные отношения между двумя направлениями политики национального укрепления. Японии было необходимо модернизировать экономику, чтобы сделать могущественной

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

Экономическое развитие Среди исторических обстоятельств, обусловивших эти события, прежде всего отметим существенный рост численности населения Италии, которое в период с X по XIV век, по некоторым оценкам, удвоилось. Он повлек за собой повышение спроса и цен на землю и

автора Яров Сергей Викторович

2. Экономическое развитие 2.1. Промышленность Промышленный подъем 1921–1925 гг. во многом был обеспечен вводом в действие ранее остановленных предприятий. Выпуск промышленной продукции в 1925 г. составил 75,5 % от довоенного уровня, в 1926–98 %.Разумеется, это «средние» цифры: в

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

2. Экономическое развитие 2.1. Промышленность «Средние» промышленные показатели 1941 г. дают не совсем точную картину тогдашней производственной разрухи. Они отражают как относительно динамичное развитие промышленности в первой половине года, так и удар, нанесенный ей

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

2. Экономическое развитие 2.1. Промышленность Экономические эксперименты Хрущева не слишком сильно сказались на динамике промышленного развития в 1953–1964 гг. Но темпы экономического роста замедлились, что вскоре дало о себе знать все чаще возникавшей нехваткой тех или

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

2. Экономическое развитие 2.1. Промышленность Обычно период второй половины 1960-х гг. рассматривается как наиболее успешный этап промышленного развития страны в 1960–1980-х гг. В дальнейшем соблюдалось постепенное замедление темпов экономического роста. Уже в девятой

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

2. Экономическое развитие 2.1. Промышленность В 1985–1986 гг. экономические показатели по многим позициям улучшились, и это оценивалось как немаловажный аргумент в пользу продолжения «перестройки». Однако уже в последующие два года стало ясно, что решающего экономического

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

2. Экономическое развитие 2.1. Промышленность В 1992–1995 гг. число промышленных предприятий возросло (за счет малых и частных предприятий) с 61,1 до 137 тысяч, однако численность промышленного производственного персонала сократилась за это время с 20 020 до 16 006 тыс. человек. В

Из книги История времен римских императоров от Августа до Константина. Том 2. автора Крист Карл

Экономическое развитие И для экономического развития империи при принципате стрелки были поставлены еще при Августе. При этом в последующее время те рамочные условия, которые создал первый принцепс, и те косвенные импульсы, которые он дал, оказались важнее, чем

После отмены крепостного права в трудном положении оказалась суконная промышленность, металлургическая промышленность (т.е. те отрасли, в которых использовался крепостной труд). После реформы 1861 – промышленный переворот (ПП) (до реформы – только в х/б отрасли). ПП происходил в более сжатые сроки, чем в Англии – с середины 1850-х до середины 1880-х.

В целом структура промышленности определялась общей структурой экономики. Преобладали отрасли легкой промышленности. На 1 месте – отрасли, перерабатывающие с/х продукцию – винокуренная, сахарная, мукомольная. государство оказывало поддержку х/б промышленности, в которой ПП начался до 1861, после испытала заминку (из-за Гражданской войны в США снизились поставки хлопка). После реформы механического ткачества эта отрасль вышла на 2 место по объему производства.

Металлургическая промышленность развивалась медленно. После отмены крепостного права рабочие стали уходить с заводов => владельцы заводов стали применять отработочную систему. Они предоставляли рабочим землю.

Технический прогресс шел медленно. Металл все еще выплавляли в помощью древесного угля. На Урале почти не было печей с горячим дутьем. Заводы принадлежали аристократии, жившей за границей.

переворот в металлургической промышленности связан с появлением Южного металлургического района. А 1884 ж/д связала Донбасс и Кривой Рог. Постепенно количество заводов стало увеличиваться. Это уже район современной металлургической промышленности. Использовался вольнонаемный труд. До 1890-х основным районом металлургического производства оставался Урал.

После реформы возникло машиностроение (в основном – в СПб). Транспортное машиностроение – в связи с ж/д строительством. Большая потребность удовлетворялась за счет импорта.

Нефтяная промышленность на юге стала развиваться в 1870-е (Бакинские промыслы). Промышленность в государственной собственности. Откупная система была отменена => увеличилась добыча нефти. В этой отрасли действовали крупные нефтяные фирмы (товарищество братьев Нобель). Промышленность вышла на мировой рынок.

В результате ПП процесс производства приобретает циклический характер, появляются фазы: 1 кризис – 1873, затем депрессия, подъем, 2 кризис – 1881-1882, до конца 1880-х – депрессия, конец 1880-х – начало 1890-х – промышленный подъем (главный фактор – подъем ж/д строительства, который развернулся за счет государства => толчок к развитию тяжелой промышленности). Этот подъем привел к подъему в отраслях легкой промышленности. Еще один фактор подъема – рост в области строительства (жилищного, промышленных предприятий) => рост спроса на продукцию металлургической промышленности и др. Третий фактор – экономическая политика протекционизма. 1891 – новый таможенный тариф. 1892 – министр финансов Витте. Объявил свою программу, основанную на индустриализации, политике протекционизма, покровительстве тяжелой промышленности (особенно на юге).

Объем промышленного производства в 1890-е вырос в 2 раза. Как и на Западе, более высокими темпами развивалась тяжелая промышленность.

2-ая технологическая революция затронула отрасли инвестиционного комплекса (тяжелой промышленности).

Металлургическая промышленность вышла на 1 место именно в 1890-е, 70% производства металла. Оттеснен Уральский район.

Машиностроение за 1890-е выросло в 2 раза, рост темпов производства за счет роста занятости и производительности труда.


15. Особенности образования промышленных монополий в России в 1900-е.

Промышленность России в 20 в. вступила в условиях кризиса 1900-1903 (мировой экономический кризис), но на Западе в 1903 – подъем, а в России выход нарушился русско-японской войной и первой революцией, до 1908 – депрессия, с 1909 – подъем предвоенных лет.

Факторы подъема:

1. Подготовка к 1МВ. Разработка большой и малой судостроительных программ, программы перевооружения армии => крупные заказы для промышленности.

2. Рост покупательной способности населения. Годовая з/пл рабочих выросла на 1/3, отменены выкупные платежи. Период высоких урожаев, рост экспорта хлеба, цены на хлеб росли.

3. Активизация иностранных инвестиций.

В результате подъема в 1910-1912 среднегодовой прирост промышленной продукции – 6% в год – самый высокий в мире.

Более высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, в т.ч. машиностроение.

Накануне 1МВ в ВНП 42% приходилось на продукцию промышленности, 58% - на продукцию с/х. В России сложилась аграрно-индустриальная система экономики.

развивался процесс монополизации. На предприятиях с численностью рабочих более 500 человек – 54% рабочих. Развивалась угольная, металлургическая, нефтяная промышленность, машиностроение.

Концентрация производства в добывающих отраслях связана с географическим расположением месторождений, в машиностроении – характерно для СПб – 14 заводов-гигантов с числом рабочих больше 5000 (в германии – 12).

Высокая доля ручного труда, низкая степень механизации.

Тяжелая промышленность в основном работала на госзаказы. Их распределение требовало регулирования.

Правительство отрицательно относилось к созданию монополий, но проводилась политика протекционизма, которая стимулировала монополизацию внутреннего рынка.

Кризис 1900-1903 показал необходимость регулирования рынка.

первые монополи возникли в конце 19 в., но были непрочными, часто распадались, более прочные – в годы кризиса.

В первую очередь монополизация охватила тяжелую промышленность – угольную, металлургическую, нефтяную.

Наиболее характерная форма – синдикат – производство ведется участниками индивидуально, объединяются функции сбыта. Каждый получал определенную норму по реализации своей продукции.

Наиболее известный и ранний – в металлургической промышленности – Продамет. Образовался в 1902. Представлял собой комиссионное соглашение, АО по продаже изделий русской металлургической промышленности. Первоначально объединял 14 заводов на юге, к 1912 – 30 заводов на юге и в других районах. Первоначальный капитал – 900 тыс. руб. Акции не поставлялись в открытую продажу, распределялись между участниками синдиката, каждый получал определенную квоту. Территория России была поделена на 13 районов, в каждом – контора синдиката. Синдицированию подвергались только наиболее важные виды продукции. Квота обычно была ниже реальных производственных мощностей предприятия, если участники синдиката перевыполняли квоту – штраф, недовыполняли – поощрение. смысл – ограничение предложения, добивались повышения цен. За время существования не было открыто новых предприятий, часть старых была закрыта. Перераспределение квот, 5 крупнейших предприятий имели наиболее значительные квоты.

1907 – организован синдикат Кровля, который объединял Уральские металлургические заводы.

Острая борьба между синдикатами с помощью боевых цен. Продамет установил на Урале низкие цены на свою продукцию, потери компенсировались за счет повышения цен на своей территории.

Синдикат Прдуголь монополизировал 60% добычи угля в Донбассе.

Продаруд, Трубопродажа (почти 100%), Проволока, Медь, Продвагон, Продпаровоз, картель Союз…

Высоко монополизированы металлургия, транспортное машиностроение. угольная промышленность. Легкая промышленность меньше монополизирована.

Возникновение трестов. Прямым путем: полное слияние капиталов, реорганизация – сложная, трудноосуществимая, т.к. отрицательно относилось правительство. Косвенным путем: при поддержке банков создавались компании, которые выпускали свои акции, а на средства от их продажи покупались акции промышленных предприятий. Пример – нефтяная промышленность. В 1912 при поддержке Русско-Азиатского Банка в Лондоне была учреждена русская Генеральная Нефтяная Корпорация (Oil). Выпустила акции, которые продавались на фондовых биржах в Лондоне и Париже. НА средства от продажи покупались акции Бакинских нефтяных корпораций.

Англо-голландская нефтяная фирма Royal Dutch Shell.

Комбинированная фирма братьев Нобелей – нефтедобыча, переработка, транспортировка.

Табачный, ниточный тресты.

Появились концерны. Концерн Стахеева – объединение предприятий различных облстей промышленности. Развивал деятельность во время 1МВ.

свыше 100 предприятий, преимущественно синдикатов, фактически сохранились до национализации в годы Октябрьской революции.

Последствия деятельности синдикатов: Рост цен на продукцию (металл, уголь, нефть, обрабатывающие отрасли).

Правительство пыталось ликвидировать монополии, но безуспешно, т.к. действовала коммерческая тайна.

1911-1912 – нехватка и рост цен на уголь, металл, нефть.