Порядок выплаты средств пенсионных накоплений. Ставки страховых взносов (тарифы) в ифнс Сроки сдачи отчетности для лиц, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

Система пенсионных взносов, разработанная несколько лет тому назад, не оправдала возложенных надежд, в результате чего обнаружился дефицит денежных средств в бюджете Пенсионного фонда России. Демографический кризис, "серые" схемы выплаты заработной платы и низкий процент пенсионных отчислений также не способствуют увеличению денежных накоплений для последующих выплат пенсий. По результатам многочисленных обсуждений в конце прошлого года был принят Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ , направленный на оптимизацию расходов и обеспечение сбалансированности бюджета ПФР.

Одним из нововведений является сокращение страхового тарифа накопительной части с 6% до 2% для лиц моложе 1967 года рождения (ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ ). Нововведение начнет действовать с 1 января 2014 года. Оно является вынужденным в целях реализации инвестиционных программ, которые могут использовать часть пенсионных отчислений для направления их в наиболее выгодные инвестиционные проекты государства. Таким образом, каждый работник в течение 2013 года должен сделать выбор – перевести формирование страховых пенсионных отчислений негосударственному пенсионному фонду (далее – НПФ) и управляющей государственной компании (далее – УК) для инвестиционных проектов в размере 6% или оставить отчисления в государственном пенсионном фонде в размере 2%. Если работник не сделает выбор самостоятельно (это касается так называемых "молчунов"), то за него это сделает государство – на отчисления будут начисляться 2% и они останутся в ПФР. Хотя, возможно, период выбора может быть увеличен. Так, в начале мая 2013 года министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин сообщил, что Президенту РФ Владимиру Путину был направлен доклад о необходимости продления этого срока, по крайней мере, до .

В результате опроса наших пользователей на тему "Знаете ли вы о том, что в течение 2013 года должны перевести формирование страховых пенсионных отчислений в НПФ в размере 6% или оставить отчисления в ПФР в размере 2%" , выяснилось, что почти половина респондентов (47%) впервые об этом слышит (красный сегмент на диаграмме). 46% опрошенных знают о нововведении, при этом 21% пользователей еще не сделали свой выбор (зеленый сегмент), а 16% и 9% выбрали НПФ и ПФР, соответственно (малиновый и синий сегменты). 7% опрошенных выразили безразличие, аргументируя это тем, что до их пенсии еще далеко (желтый сегмент).

Время проведения опроса: 29 апреля – 12 мая 2013 года
Место проведения опроса: Россия, все округа
Размер выборки: 334 респондента

По данным ПФР по состоянию на 15 июня 2012 года в России насчитывалось 116 НПФ, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, в которых обслуживаются свыше 20 млн россиян. Накопительную часть трудовой пенсии в НПФ формируют свыше 15,5 млн человек. Почти 6,6 млн человек накапливают в НПФ пенсию по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению (далее – НПО). Из них свыше 2,1 млн россиян являются одновременно участниками по негосударственному пенсионному обеспечению и застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию (далее – ОПС). 1,47 млн человек уже получают в НПФ дополнительную (негосударственную) пенсию.

В течение 2012 года около 6,3 млн россиян перевели своих пенсионные накопления в НПФ или УК. Отрицательное решение было принято по 2,5 млн заявлений. Основной причиной отказа стало неверное указание страховщика, от которого гражданин переводил свои пенсионные накопления. Среди других причин: заявления, поданные без договора о заключении ОПС, аннулирование лицензии НПФ на момент подачи заявления, отзывы договоров ОПС по инициативе НПФ (в связи с признанием их заключенными с признаками мошеннических действий), ошибки при заполнении заявления, несоответствие СНИЛС в заявлении и договоре ОПС и др.

"Пенсионная реформа, как и любые другие изменения, призвана предоставить работающим гражданам право выбора своей будущей пенсии. Главное – правильно проанализировать условия и возможности, предоставленные государством. Важно помнить, что будущая пенсия зависит от выбора каждого", – советует Светлана Смирнова, эксперт-методолог Intercomp.

Атомгарант

Стабильный

27.07.2012

БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Стабильный

13.02.2012

Большой пенсионный фонд

Стабильный

27.08.2012

ВТБ Пенсионный фонд

Стабильный

20.11.2012

ГАЗФОНД

Стабильный

14.01.2013

Европейский пенсионный фонд

Стабильный

02.07.2012

КИТ Финанс НПФ

Стабильный

24.07.2012

ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ

Стабильный

18.05.2012

Национальный НПФ

Стабильный

12.10.2012

Нефтегарант

Стабильный

21.09.2012

НПФ "Альянс"

Стабильный

24.05.2012

НПФ Райффайзен

Позитивный

19.06.2012

НПФ Сбербанка

Стабильный

04.10.2012

НПФ Сургутнефтегаз

Стабильный

26.07.2012

НПФ Транснефть

Стабильный

28.12.2011

НПФ электроэнергетики

Стабильный

13.11.2012

НПФ "ОБРАЗОВАНИЕ"

Стабильный

07.11.2012

НПФ "ОПФ"

Позитивный

02.04.2012

НПФ "Первый национальный пенсионный фонд"

Стабильный

25.02.2013

НПФ "СберФонд РЕСО"

Стабильный

31.01.2013

НПФ "СтальФонд"

Стабильный

26.12.2012

НПФ "Телеком-Союз"

Стабильный

07.09.2012

НПФ "УРАЛСИБ"

Позитивный

31.08.2012

Оренбургский НПФ "Доверие"

Стабильный

06.03.2013

Промагрофонд

Стабильный

25.10.2012

Ренессанс Жизнь и Пенсии

Стабильный

27.10.2011

ТНК-Владимир

Стабильный

28.09.2012

* "А" – Высокий уровень надежности . В краткосрочной перспективе фонд с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств, как текущих, так и возникающих в ходе его деятельности. В среднесрочной перспективе вероятность исполнения обязательств, требующих значительных выплат, в значительной мере зависит от стабильности макроэкономических и рыночных показателей.
"А+" – Очень высокий уровень надежности . В краткосрочной перспективе фонд с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств как текущих, так и возникающих в ходе его деятельности. В среднесрочной перспективе существует высокая вероятность исполнения обязательств в условиях стабильности макроэкономических и рыночных показателей.
"А++" – Исключительно высокий (наивысший) уровень надежности . В краткосрочной перспективе фонд с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств как текущих, так и возникающих в ходе его деятельности. В среднесрочной перспективе существует высокая вероятность исполнения обязательств даже в условиях существенных неблагоприятных изменений макроэкономических и рыночных показателей.

НПФ


Дата присвоения/актуализации/изменения прогноза

Пресс-релиз по прогнозу

БЛАГОСОСТОЯНИЕ

ААА

13.12.2012

http://www.ra-national.ru/press-center/press-releases/2433

НПФ Сбербанка Москва

ААА

22.08.2012

http://www.ra-national.ru/press-center/press-releases/2323

НПФ Телеком-Союз

ААА

30.07.2012

http://www.ra-national.ru/press-center/press-releases/2302

НПФ электроэнергетики

ААА

16.04.2012

http://www.ra-national.ru/press-center/press-releases/2201

КИТФинанс Негосударственный пенсионный фонд

АА

03.07.2012

http://www.ra-national.ru/press-center/press-releases/2275

НЕФТЕГАРАНТ

АА

14.08.2012

http://www.ra-national.ru/press-center/press-releases/2316

НПФ Стальфонд

АА

16.03.2011

http://www.ra-national.ru/press-center/press-releases/1720

НПФ УРАЛСИБ

АА–

24.09.2012

http://www.ra-national.ru/press-center/press-releases/2358

Доверие

28.12.2011

http://www.ra-national.ru/press-center/press-releases/2096

НПФ "ВНЕШПРОМГАРАНТ"

27.02.2013

http://www.ra-national.ru/press-center/press-releases/2505

** "AAA" – Максимальная надежность . Значительный темп роста основных показателей в части деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию, абсолютное лидерство по количеству участников системы негосударственного пенсионного обеспечения, длительная и успешная история работа фонда, высокие операционные стандарты деятельности и консервативная инвестиционная система, а также высокий уровень корпоративного управления позволяют укрепить положение лидера на пенсионном рынке.

"AA" – Очень высокая надежность, второй уровень . Высокий темп роста основных показателей в части деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию, высокая поддержка со стороны собственников, длительная и успешная история работы фонда, консервативная инвестиционная стратегия, высокие операционные стандарты деятельности, высокий уровень корпоративного управления, эффективный и профессиональный менеджмент, а также развитая филиальная сеть обеспечивают предпосылки для сохранения положительных тенденций и в будущем.

"AA-" – Очень высокая надежность, третий уровень . Хорошие темпы роста показателей в части деятельности по обязательному пенсионному страхованию, принадлежность к сильной финансовой группе и высокий уровень поддержки, длительная и успешная история работы фонда, консервативная инвестиционная стратегия и высокие операционные стандарты в части деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению.

"A" – Высокая надежность, второй уровень . Хорошая динамика основных показателей деятельности фонда в части обязательного пенсионного страхования, длительная история работы фонда, высокая степень поддержки и принадлежность к финансовой группе, а также высокий уровень корпоративного управления, эффективный и профессиональный менеджмент и развитая инфраструктура продаж.

"A-" – Высокая надежность, третий уровень . Стабильный рост показателей в части деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, длительная история работы фонда и стабильность клиентской базы, хороший уровень корпоративного управления, а также эффективный и профессиональный менеджмент.

6. Доходный . Доходность НПФ является, по сути, основным критерием выбора. Это связано, прежде всего, с тем, что граждане доверяют фонду свои денежные средства как минимум на 15-20 лет. Данный срок является значительным и за указанный период пенсионный фонд сможет принести застрахованным лицам ощутимый доход.

Как это работает? Давайте рассмотрим на примере.

Специалисты НПФ ВТБ Пенсионный фонд разработали расчет пенсии на основе фактический доходности НПФ ВТБ и ПФР за последние годы (Таблица 4).

Таблица 4. Расчет накопительной части пенсии для работающего гражданина 30 лет, с официальной заработной платой в размере 30 000 рублей в месяц, заключившего договор с НПФ ВТБ Пенсионный фонд и участвующего в Программе государственного софинансирования пенсии (расчет в таблице 4 представлен в рублях).

Накопительная часть пенсии находится в ПФР (тариф 2%)

Накопительная часть пенсии передана в управление НПФ ВТБ Пенсионный фонд (тариф 6%)

2 000 в год

Участие в программе софинансирования в размере

12 000 в год

Без участия в программе софинансирования

Участие в программе софинансирования в размере

2 000 в год

Участие в программе софинансирования в размере

12 000 в год

Общий размер накопительной части пенсии (наследуется)

1 824 540

2 039 380

3 113 579

5 055 443

5 381 001

7 008 794

Размер ежемесячной пожизненной пенсии

42 042

42 984

47 696

50 894

52 322

59 461

По данным, опубликованным в открытых источниках, доходность фондов в 2012 году составила: у НПФ "Благосостояние" - 7,00% годовых, у НПФ ВТБ Пенсионный фонд – 8,68% годовых, у Сбербанка НПФ – 7,03% годовых, у НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" – 7,57% годовых, у НПФ Электроэнергетики - 7,75% годовых и т.п.

7. Стабильный. Стабильность любого НПФ зависит от объема пенсионных резервов и пенсионных накоплений.

Пенсионные резервы - это средства, сформированные за счет добровольных пенсионных взносов юридических и физических лиц в рамках системы НПО. Пенсионные резервы предназначаются для исполнения НПФ обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами. По данным Федеральной службы по финансовым рынкам лидерами рынка по объему пенсионных резервов по итогам 2012 года являются: "Газфонд" (304 млрд рублей), фонд "БЛАГОСОСТОЯНИЕ" (184,7 млрд рублей), НПФ Электроэнергетики (32 239,42 млн рублей), "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" (17,4 млрд рублей).

Пенсионные накопления – это сумма пенсионных взносов, собранных в пользу участника НПФ, учтенных на его пенсионном счете и определяющих размер денежных обязательств фонда перед участником. По итогам 2012 года объем пенсионных накоплений НПФ у НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" составил 91,8 млрд рублей, у НПФ "БЛАГОСОСТОЯНИЕ" – 84,1 млрд рублей, у НПФ Сбербанка – 40,7 млрд рублей, у ВТБ Пенсионный фонд составил – 36,1 млрд рублей и т.п.

8. Известный. В крупнейших российских корпорациях собственные пенсионные программы действуют уже более 10 лет. За это время лидеры пенсионного рынка смогли не только зарекомендовать себя со стороны максимальной надежности, но и получить широкую известность в сфере пенсионного обеспечения. Узнаваемость бренда обеспечивает информационную прозрачность пенсионных резервов, сумм пенсионных выплат и др. Бренд НПФ, которому вы хотите доверить формирование своей пенсии, должен иметь положительную репутацию. Поищите информацию о фонде в Интернете с помощью поисковиков или на сайтах ведущих деловых изданий – "Ведомости", "Коммерсантъ" и др. – на предмет того, пишут ли об этом фонде и что именно.

9. Удобный. Немаловажным критерием является качественный сервис, который поможет сэкономить личное время и деньги. К такому роду услуг можно отнести: онлайн-сервис, "Личный кабинет" для контроля состояния пенсионного счета, круглосуточная служба поддержки клиентов, SMS и E-mail-уведомления, информирующие, например, об изменении состояния счета, а также возможность уплаты добровольных взносов через определенную операционную систему без комиссии и т.д.

10. Доступный. Распространенная филиальная сеть в регионах и находящиеся в шаговой доступности офисы обслуживания, обеспечивают эффективность и оперативность работы фонда. Чем шире филиальная сеть, тем проще клиентам поддерживать с ним контакт. Так, например филиальная сеть "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" охватывает 58 регионов России (75 городов). НПФ ВТБ Пенсионный фонд проводит обслуживание граждан через региональную сеть (более 1300 точек обслуживания), состоящую из собственных отделений Фонда, операционных офисов банка "ВТБ24", "Банка Москвы", "ТрансКредитБанка" и других банков-партнеров на всей территории России.

Узнать более подробную, интересующую информацию о том или ином фонде можно на их корпоративных сайтах в соответствующих разделах.

Для перевода средств накопительной части трудовой пенсии в НПФ необходимо до 31 января 2013 года направить заявление о переходе из ПФР в НПФ одним из следующих способов:

  • лично в территориальный орган ПФР;
  • лично в организацию, с которой у ПФР заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей;
  • иным способом (по почте или с курьером), при этом подпись застрахованного лица необходимо заверить у нотариуса или в порядке, установленном п. 3 ст. 185 .

Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Тарифы страховых взносов в 2012 году

Комментарий к изменениям, вступившим в силу с 1 января

Федеральный закон от 03.12.2011 № 379-ФЗ Текст рассматриваемого Закона можно найти: раздел «Законодательство» системы КонсультантПлюс

Все, конечно, уже знают, что тарифы страховых взносов с этого года изменились. Кто-то от таких изменений выиграет, кто-то - потеряет. Как и в предыдущие годы, будут действовать пониженные тарифы (их несколько видов для определенных категорий страхователей) и базовые тарифы (для тех, кто не имеет права применять пониженные тарифы). Кроме того, предел облагаемых выплат на каждого работника повысился с 463 000 до 512 000 руб.ч. 4, 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах...» (далее - Закон № 212-ФЗ); Однако теперь это уже никакой не предел для базы по взносам. Работодателям, не имеющим льгот, придется начислять взносы и с выплат, превышающих 512 000 руб. на человека.

Тарифы для участников проекта «Сколково» в этой статье мы не рассматриваем.

Для базовых тарифов ввели дополнительную ставку

Ставки взносов в ФСС и Фонд медицинского страхования в 2012 г. не изменились. Однако вся сумма взносов на обязательное медицинское страхование должна теперь зачисляться в Федеральный фонд медстрах астатьи 12 , 58.2 Закона № 212-ФЗ . Как вы знаете, в 2011 г. надо было делить взносы на медицинское страхование между Федеральным и территориальным ФОМС.

А вот общий тариф страховых взносов в ПФР уменьшился с 26 до 22%ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ ; ст. 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании...» (далее - Закон № 167-ФЗ) .

На суммы облагаемых выплат работнику, превышающие с начала года 512 000 руб., нужно будет начислять взносы в ПФР по тарифу 10 %ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ ; ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ . А значит, как мы уже сказали, для суммы 512 000 руб. уже не подходит название «предельная величина базы для начисления взносов »ч. 4, 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ .

В результате получается, что по сравнению с 2011 г. новая шкала базовых тарифов выгодна только при годовом доходе работника не более 550 200 руб. (45 850 руб. в месяц).

Рассчитывается эта сумма путем решения несложного уравнения:

463 000 руб. х 34% = 512 000 руб. х 30% + (Х руб. – 512 000 руб.) х 10%.

В этом уравнении Х руб. - это и есть сумма начислений одному работнику за год, при которых величина взносов за 2011 г. и за 2012 г. будет совпадать.

Получается, что размер страховых взносов с выплат работнику в сумме 550 200 руб. составляет:

  • в 2011 г. - 157 420 руб. (463 000 руб. х 34% - ведь в 2011 г. надо было облагать только выплаты в пределах 463 000 руб. за год);
  • в 2012 г. - тоже 157 420 руб. (512 000 руб. х 30% + (550 200 руб. – 512 000 руб.) х 10%).

Об этом мы уже подробно говорили в одном из номеров нашего журнала (, ).

Теперь давайте посмотрим, что же поменялось внутри тарифа пенсионных взносов.

Внимание

Тариф пенсионных взносов делится теперь на солидарную и индивидуальную части.

С 2012 г. появляется солидарная часть тарифа. За счет нее будут финансироваться расходы Фонда, не связанные с выплатами за счет пенсионных накоплени йст. 3 Закона № 167-ФЗ .

За счет солидарной части, к примеру, будут выплачиваться трудовые пенсии в фиксированном базовом размере, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров (если на день смерти они не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).

То есть деньги, уплаченные за работника по солидарному тарифу, никак не повлияют на размер его будущей пенсии.

Другая часть тарифа страховых взносов называется индивидуальной. За счет нее и формируются суммы, учитываемые на индивидуальном лицевом счете работника. И исходя из них будет определяться расчетный пенсионный капитал, а также размер накопительной части трудовой пенсии работник аст. 3 Закона № 167-ФЗ .

Деление тарифа на солидарную и индивидуальную части не отменяет деления тарифов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. По-прежнему на накопительную часть пенсии надо начислять взносы только с выплат тем, кто родился в 1967 г. или позже.

Выплаты, включаемые в базу для начисления страховых взносов, на одного работника в течение года Базовый тариф взносов в ПФР на 2012 г.ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ
На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
Не превышающие 512 000 руб.:
- для лиц 1966 года рождения и старше 22%, из них:
- 6% - солидарная часть;
- 16% - индивидуальная часть
-
- для лиц 1967 года рождения и моложе 16%, из них:
- 6% - солидарная часть;
- 10% - индивидуальная часть
6% - индивидуальная часть
Свыше 512 000 руб. 10% - солидарная часть -

Появление солидарной части тарифа вызвало как минимум два вопроса.

Первый вопрос - надо ли перечислять взносы по солидарной части тарифа отдельной платежкой? Пока для них не появился отдельный КБК, логичнее делать платежки по-старому: с делением лишь на страховую и накопительную части.

Второй вопрос - как теперь заполнять отчетность в ПФР? Особенно интересно заполнение персонифицированных форм. Пока «пенсионная» отчетность не предусматривает указания «солидарных» взносов. Весьма вероятно, что скоро будут утверждены новые формы отчетности: как персонифицированной, так и РСВ-1 ПФР.

Как вы помните, срок сдачи отчетности в ПФР за I квартал - 15 мая 2012 г. Так что времени для разработки и утверждения новых форм достаточно. Когда эти формы появятся, мы сразу вам сообщим о них.

Некоторые пониженные тарифы тоже изменились

У всех, кто имеет в 2012 г. право на пониженные тарифы, никаких дополнительных ставок страховых взносов не будет. По каждому человеку надо начислять взносы только на облагаемые выплаты, не превышающие 512 000 руб. за го дч. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ ; Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 № 974 ; ст. 58 Закона № 212-ФЗ ; ст. 33 Закона № 167-ФЗ . Причем для многих льготников общая величина тарифов снижена по сравнению с 2011 г. Также появились и новые льготники.

К упрощенцам с льготируемым видом деятельности присоединились аптеки и некоммерческие организации

В 2011 г. упрощенцы, для которых один из видов деятельности, прямо названных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, был основным, могли применять пониженные тарифы. В частности, это те, кто занимается производством, строительством, образованием, здравоохранением, ремонтом бытовых изделий, управлением недвижимостью.

С 2012 г. к ним добавились организации и предприниматели, применяющие упрощенку, основной вид деятельности которы хп. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ (ред., действ. с 01.01.2012) :

  • <или> транспорт и связь (ОКВЭД 60.xx. xx - 64.xx. xx) - ранее льготируемой была только вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность (ОКВЭД 63.xx. xx);
  • <или> розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями (ОКВЭД 52.31 и 52.32);
  • <или> производство гнутых стальных профилей (ОКВЭД 27.33);
  • <или> производство стальной проволоки (ОКВЭД 27.34).

Вид деятельности является основным, если доходы по нему составляют не менее 70% в общем объеме доходо в.

В 2011 г. если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности упрощенца переставал соответствовать «льготному», то надо было пересчитывать страховые взносы по общему тарифу с начала периода и доплачивать пен ич. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ (ред., действ. до 01.01.2012) . В 2012 г. норма о пенях удален ач. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ ; . Что это означает? Что пени платить не нужно? Однако в Законе № 212-ФЗ прямо об этом не сказано. И в то же время есть общее правило: пени платятся всегда, когда взносы уплачены с опозданием. Так что эта поправка может быть чисто технической и вообще ничего не значить. За разъяснениями мы обратились к специалистам Минздравсоцразвития России.

Из авторитетных источников

Заместитель директора Департамента социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России

“ Если у организации или предпринимателя, применяющих упрощенную систему, по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности перестал соответствовать «льготному» в 2011 г., то надо пересчитывать страховые взносы по общему тарифу с начала года (с 01.01.2011) и доплачивать пени.

С 1 января 2012 г. норма о пенях удалена из ч. 1.4 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗподп. «е» п. 19 ст. 6 Закона № 379-ФЗ . Это означает, что при пересчете страховых взносов за тот или иной период 2012 г. пени платить уже нет необходимост и” .

Как видим, поправку можно отнести к числу благоприятных. Однако говорить об этом уверенно можно будет после того, как Минздравсоцразвития выпустит официальное письмо (которым инспекторы ПФР и ФСС обязаны будут руководствоваться).

Наравне с вышеперечисленными льготниками-упрощенцами в 2012 г. право на пониженные тарифы имеют:

  • аптеки, переведенные на ЕНВД;
  • индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и переведенные на ЕНВД, - в отношении выплат и вознаграждений работникам, занятым в фармацевтик еп. 10 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ ;
  • упрощенцы - некоммерческие организации (за исключением государственных/муниципальных учреждений), которые занимаются социальным обслуживанием населения, научными исследованиями и разработками, образованием, здравоохранением, культурой и искусством (театры, библиотеки, музеи и архивы) и массовым спортом. Такие некоммерческие организации имеют право на пониженный тариф в 2012 г. при условии, что по итогам 2011 г. у них не менее 70% доходов составляют целевые поступления, гранты, выручка от льготируемых видов деятельност ип. 11 ч. 1 , ч. 5.1 , 5.2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ ;
  • благотворительные организации, применяющие упрощенк уп. 12 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ .

Все упомянутые льготники вообще не должны платить в 2012 г. взносы в ФСС и ФФОМС. Платить надо только взносы в Пенсионный фонд.

Тарифы взносов на 2012 г. для упрощенцев-льготников, аптек на ЕНВД и других льготников, перечисленных в пп. 8, 10- 12 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ
Пенсионный фонд РФ ; п. 12 ст. 33 Закона № 167-ФЗ ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ
на страховую часть пенсии
20%, из них:

- 1
- 0 0
14%, из них:
- 4% - солидарная часть тарифа;
- 10% - индивидуальная часть тарифа
6% - индивидуальная часть тарифа

Поскольку льготники не платят взносы в ФСС, им придется возмещать из Фонда суммы пособий, выплаченных работникам по больничным листам. То есть ситуация складывается такая же, как и у упрощенцев в 2010 г. Следовательно, опять надо ждать изменений формы-4 ФСС РФ.

Появились новые льготники с тарифом 14%

Пополнился список тех счастливчиков, которые могут платить взносы по совокупному тарифу 14 %ч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ . В 2011 г. такой тариф применялс япп. 4- 6 ч. 1 , ч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ (ред., действ. до 01.01.2012) :

  • российскими IT-компаниями (кроме резидентов технико-внедренческих особых экономических зон). Кстати, с 2012 г. для них смягчены требования к применению льготы по средней численности работнико вп. 3 ч. 2.1 ст. 57 Закона № 212-ФЗ : вместо 50 человек достаточно 30;
  • хозяйственными обществами (ООО и АО), созданными после 13.08.2009 бюджетными научными учреждениями и вузам ип. 4 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ ;
  • резидентами технико-внедренческих особых экономических зон (ОЭЗ).

Кластер - совокупность особых экономических зон, определенная Правительством РФ, которыми управляет одна управляющая компани яп. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.11.2011 № 365-ФЗ ; ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» .

  • резиденты промышленно-производственных ОЭЗ;
  • резиденты туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства в кластер.
Категория застрахованных лиц (взносы начисляются только на выплаты в пределах 512 000 руб. в год) Тарифы взносов на 2012 г. для IT-компаний; хозяйственных обществ, созданных бюджетными научными учреждениями и вузами после 13.08.2009; резидентов технико-внедренческих и промышленно-производственных ОЭЗ, а также туристско-рекреационных ОЭЗ
Пенсионный фонд РФ (суммарный тариф - 8%)подп. 4- 6 п. 4 , п. 7 ст. 33 Закона № 167-ФЗ Фонд социального страхования РФч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ Федеральный фонд обязательного медицинского страховани яч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ
на страховую часть пенсии на накопительную часть пенсии
Лица 1966 года рождения и старше 8% - индивидуальная часть тарифа - 2% 4%
Лица 1967 года рождения и моложе 2% - индивидуальная часть тарифа 6% - индивидуальная часть тарифа

Сельхозпроизводители и «инвалидные» организации: тот же тариф 20,2%

Как и в 2011 г., совокупный тариф 20,2% установлен для следующих категори йч. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ :

  • любых работодателей в части выплат инвалида мп. 3 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ - если они не имеют права на более низкую ставку;
  • плательщиков ЕСХН и сельхозпроизводителе йпп. 1 , 2 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ , которые могут применять ЕСХНКатегория застрахованных лиц (взносы начисляются только на выплаты в пределах 512 000 руб. в год) на накопительную часть пенсии Лица 1966 года рождения и старше 16,0% - индивидуальная часть тарифа - 1,9% 2,3% Лица 1967 года рождения и моложе 10,0% - индивидуальная часть тарифа 6,0% - индивидуальная часть тарифа

    Как видим, если в обычной организации есть работник-инвалид, то на выплаты ему страховые взносы надо начислять по пониженным ставкам.

    Особые тарифы для инжиниринговых организаций

    Организации, оказывающие инжиниринговые услуги, попали в число льгот-ни- ков-2012. Правда, их пониженные тарифы отличаются от базовых лишь тем, что не нужно платить взносы с выплат, превышающих 512 000 руб. на человек ап. 13 ч. 1 ст. 58 , ч. 3.5 ст. 58 Закона № 212-ФЗ ; подп. 13 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ . То есть для них нет дополнительной ставки взносов в Пенсионный фонд.

    Инжиниринговые услуги - инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции, работ, услуг; подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги)п. 13 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ .

    Чтобы иметь право на пониженные тарифы в 2012 г., инжиниринговые организации должны соответствовать ряду требовани йч. 5.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ :

    • доля доходов от инжиниринговых услуг за 9 месяцев 2011 г. должна составить не менее 90% всех доходов;
    • средняя численность их работников за 9 месяцев 2011 г. должна быть не менее 100 человек;
    • самое интересное - требуется получить у экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам положительное заключение. Информация о том, что у организации есть такое заключение, должна быть во внебюджетных фондах не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодо мп. 3 ч. 5.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ .

    Пониженные тарифы для СМИ немного повысились

    Для средств массовой информации (за исключением СМИ рекламного или эротического характера) совокупный тариф страховых взносов в 2012 г. повышаетс яп. 7 ч. 1 , ч. 3.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ на 1%. Впрочем, такое повышение было запланировано еще год назад. Кроме того, внутри пенсионного тарифа выделяется солидарная часть.

    И еще одно изменение, касающееся средств массовой информации. Из Закона № 212-ФЗ убрали упоминание о том, что они при утрате права на пониженные тарифы в течение года надо платить пен иподп. «е» п. 19 ст. 6 Закона № 379-ФЗ . Осталась только норма о том, что надо пересчитать взносы по общим (нельготным) тарифам с начала отчетного (расчетного) периода, то есть с начала год ач. 1.3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ .

    Перед нами - очередная перетасовка тарифов страховых взносов. Практически для всех льгот-ни- ков-2011 поправки благоприятные.

    Изменение тарифов взносов означает, что потребуются новые формы отчетности по страховым взносам - по крайней мере, по взносам в ПФР. Так что бухгалтеров ждут новые сюрпризы. А еще неприятные новости ожидают тех, у кого работают временно пребывающие иностранцы. Об этом - в нашей следующей статье.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Порядок выплаты средств пенсионных накоплений


Что такое пенсионные накопления?

Пенсионные накопления - это средства, зафиксированные на индивидуальном лицевом счете участника системы обязательного пенсионного страхования в ПФР (и, возможно, в НПФ). Включают в себя:

- суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, перечисленные работодателем в рамках обязательного пенсионного страхования;

- для участников Программы государственного софинансирования пенсий - суммы уплаченных гражданами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии; суммы взносов работодателей, если они являются третьей стороной Программы, а также суммы взносов, перечисленных государством на софинансирование формирования пенсионных накоплений;

- сумма средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии;

- доход от инвестирования указанных средств.

У кого формируются пенсионные накопления?

Пенсионные накопления имеются у граждан 1967 года рождения и моложе, являющихся участниками системы обязательного пенсионного страхования (если они работают или работали в любой из периодов после 2001 года). А также мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 годы работодателем уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

Накопительная часть трудовой пенсии также у участников Программы государственного софинансирования пенсий, а также у мам, направивших средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии.

Кто такие "двухпроцентники"?

"Двухпроцентники" - это граждане старше 1967 года рождения, за которых работодателем перечислялись в период с 2002 по 2004 годы 2% из тарифа страхового взноса на ОПС на накопительную часть трудовой пенсии, и "исключенные" из накопительной системы в 2005 году (в связи с изменением пенсионного законодательства).

При этом, эта категория граждан может формировать накопительную часть трудовой пенсии в рамках Программы государственного софинансирования пенсии.

Каков средний размер пенсионных накоплений "двухпроцентников"?

Размер суммы средств пенсионных накоплений в среднем составляет чуть более 5000 рублей.

Какие основные нововведения, касающиеся выплаты средств пенсионных накоплений, установлены Законом? (кратко)

Впервые в истории российской пенсионной системы закон дает гражданам возможность получать пенсионные накопления как в виде части трудовой пенсии не только пожизненно, в рамках ежемесячных платежей (пенсионный капитал, разделенный на ожидаемый период выплаты трудовой пенсии), но и (при наличии прав) в качестве единовременной выплаты. Также гражданам предоставляется право получать в качестве срочной пенсионной выплаты средства пенсионных накоплений, сформированные за счет собственных дополнительных взносов.

Закон также расширяет возможности правопреемства пенсионных накоплений. Ранее правопреемники могли получить средства пенсионных накоплений застрахованного лица только в том случае, если он умер ДО назначения ему трудовой пенсии. В соответствии с Законом, в случае смерти застрахованного лица, которому назначена срочная пенсионная выплата, оставшаяся невыплаченная часть подлежит выплате правопреемникам. Также Закон определяет вопросы правопреемства средств пенсионных накоплений, в случае направления мамой на НЧП средств материнского (семейного) капитала (см. ниже).

Какие выплаты средств за счет пенсионных накоплений регламентируются данным Законом?

- единовременная выплата средств пенсионных накоплений;

- срочная пенсионная выплата;

- накопительная часть трудовой пенсии по старости;

- выплата средств пенсионных накоплений застрахованного лица его правопреемникам, в случае его смерти.

Что такое единовременная выплата средств пенсионных накоплений (СПН), установленная Законом?

Некоторые категории граждан получили право обратиться в Пенсионный фонд Российской Федерации с заявлением о выплате им средств пенсионных накоплений не в расчете на ежемесячную выплату части общей суммы СПН, а в виде разовой выплаты - т.е. все пенсионные накопления гражданина выплачиваются одномоментно.

Кто имеет право на получение единовременной выплаты средств пенсионных накоплений?

- граждане, получающие трудовую пенсию по инвалидности или трудовую пенсию по случаю потери кормильца, либо получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению (социальной пенсии), которые не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости (из-за отсутствия необходимого страхового стажа), но достигшие установленного возраста назначения трудовой пенсии по старости: женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет;

Это, прежде всего, относится к "двухпроцентникам", у которых пенсионные накопления по ОПС формировались только в течение 3 лет.

Либо:

- граждане, которым назначена трудовая пенсия по старости, если размер НЧП составляет 5% и менее по отношению ко всему размеру трудовой пенсии по старости (включая страховую и накопительную части).

Кем и как осуществляется единовременная выплата средств пенсионных накоплений?

Пенсионным фондом Российской Федерации и негосударственными пенсионными фондами - в зависимости от того, где застрахованное лицо формировало средства пенсионных накоплений. Порядок выплаты устанавливается Правительством Российской Федерации.

Что такое срочная пенсионная выплата? Из каких средств она формируется?

Срочная пенсионная выплата формируется только за счет дополнительных страховых взносов на накопительную часть будущей пенсии гражданина, т.е.:

- добровольных взносов, которые гражданин сам перечислил в рамках Программы государственного софинансирования пенсий;

- средств софинансирования его взносов со стороны государства (по правилам Программы государство удваивает взнос гражданина в пределах от 2 до 12 тысяч рублей в год);

- дополнительных взносов работодателей (взносы, которые работодатель уплачивает на накопительную часть трудовой пенсии участников Программы государственного софинансирования сверх взносов в рамках обязательного пенсионного страхования);

- дохода от инвестирования вышеперечисленных средств (через управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд);

- средств материнского (семейного) капитала, направленных владельцем сертификата на формирование НЧТП, и дохода от их инвестирования.

Гражданин, формирующий таким образом накопительную часть пенсии, при возникновении у него права на назначение трудовой пенсии может по своему выбору:

- получить вышеперечисленные СПН в виде срочной пенсионной выплаты;

Либо:

- в составе накопительной части трудовой пенсии (ежемесячная выплата, определенная с учетом ожидаемого периода выплаты пенсии. В 2012 году этот период - 18 лет или 216 месяцев.).

Продолжительность срочной пенсионной выплаты - не менее 10 лет. Т.е. гражданин, решивший получать СПН в виде срочной выплаты, сам определяет продолжительность ее получения.

В чем особенности срочной пенсионной выплаты (СПВ)?

- Срочная пенсионная выплата формируется только за счет дополнительных взносов на накопительную часть трудовой пенсии гражданина (а не за счет взносов работодателя по обязательному пенсионному страхованию!). Т.е. за счет средств, поступающих в рамках Программы государственного софинансирования пенсий (взносы гражданина-участника, софинансирование государства, дополнительные взносы работодателей и доход от инвестирования этих средств), а также средств материнского (семейного) капитала, если владелец сертификата направляет их на НЧП.

- В случае смерти застрахованного лица, оформившего СПВ, уже после назначения ему указанной выплаты невыплаченный остаток средств вправе получить правопреемники. Правопреемниками являются либо те, кого гражданин заранее указал в специальном заявлении в ПФР (или НПФ), либо правопреемники по закону. В первом случае правопреемником могут быть любые физические лица по выбору застрахованного лица. Во втором случае правопреемниками 1-ой очереди являются родители, супруги и дети умершего, 2-ой очереди - братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки.

- Особенность правопреемства средств материнского капитала, оформленного в СПВ, - остаток средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, а также дохода от их инвестирования, подлежит выплате иному кругу правопреемников, которыми являются только отец ребенка (усыновитель) или ребенок (дети), если нет отца.

- Продолжительность срочной пенсионной выплаты определяется застрахованным лицом, но не может быть менее 10 лет.

Если пенсионер выбрал СПВ на 10 лет, а умер раньше, то выплатят ли правопреемникам остаток его пенсионных накоплений?

В случае смерти застрахованного лица после назначения ему срочной пенсионной выплаты невыплаченный остаток средств вправе получить правопреемники (см. ответ на вопрос N 11).

При этом остаток средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, а также дохода от их инвестирования, подлежит выплате иному кругу правопреемников, которыми являются отец ребенка (усыновитель) или ребенок (дети), если нет отца.

Какой вид выплаты лучше - срочная или бессрочная?

Особенности каждого вида выплат, которые установлены Законом, перечислены в ответе на вопрос 11. "Что лучше" каждый человек решает для себя самостоятельно.

По каким правилам будет рассчитываться, и выплачиваться накопительная часть трудовой пенсии в 2012 году?

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости в 2012 году будет определяться путем деления общей суммы пенсионных накоплений застрахованного лица (включая доход от инвестирования), учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости на 18 лет (216 месяцев) - ожидаемый период выплаты.

С 1 января 2013 года продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости будет ежегодно определяться федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателя этой части трудовой пенсии.

Если гражданин перевел свои пенсионные накопления в НПФ, кто будет выплачивать их?

При формировании пенсионных накоплений в негосударственном пенсионном фонде, выплату средств пенсионных накоплений будет осуществлять негосударственный пенсионный фонд, куда и следует обращаться гражданину (в т.ч. для оформления и получения срочной пенсионной выплаты, получения единовременной выплаты средств пенсионных накоплений).

Как будет проводиться индексация (корректировка, повышение) накопительной части трудовой пенсии?

Корректировка размера накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) размера срочной пенсионной выплаты будет производиться Пенсионным фондом Российской Федерации либо негосударственным пенсионным фондом (если пенсионные накопления гражданина формируются в НПФ) по двум основаниям:

- с 1 августа каждого года, исходя из сумм средств пенсионных накоплений, которые не были учтены при назначении выплаты или предыдущей корректировке;

- по результатам инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных в выплатной резерв.

Когда начнутся выплаты пенсионерам - участникам Программы государственного софинансирования пенсий?

Выплата средств пенсионных накоплений лицам, в том числе участникам Программы государственного софинансирования пенсии, будет осуществляться начиная с 1 июля 2012 года.

Облагаются ли выплаты пенсионерам средств пенсионных накоплений налогом?

Выплаты, осуществляемые пенсионерам Пенсионным фондом Российской Федерации или негосударственным пенсионным фондом за счет средств пенсионных накоплений, налогообложению не подлежат.

Можно ли наследовать денежные средства, перечисленные в рамках Программы государственного софинансирования пенсий?

По юридической терминологии средства пенсионных накоплений, сформированные в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, не наследуются, а передаются правопреемникам (с практической точки зрения - это примерно то же самое).

- Если гражданин, сам формировавший СПН за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования, умер ДО назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части, то средства пенсионных накоплений передаются правопреемникам в полном объеме.

Правопреемниками являются либо те, кого гражданин заранее указал в специальном заявлении в ПФР, либо правопреемники по закону. В первом случае правопреемником могут быть любые физические лица по выбору застрахованного лица. Во втором случае правопреемниками 1-ой очереди являются родители, супруги и дети умершего, 2-ой очереди - братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки.

- Если гражданин, формировавший СПН, умер ПОСЛЕ назначения ему трудовой пенсии, и при этом он получал накопительную часть пенсии бессрочно (т.е. не выделял средства, поступающие в рамках Программы государственного софинансирования пенсий в срочную пенсионную выплату), средства пенсионных накоплений не передаются правопреемникам.

- Если гражданин умер ПОСЛЕ назначения ему срочной пенсионной выплаты, невыплаченный остаток средств СПВ вправе получить правопреемники (см. ответ на вопрос N 11).

Во всех случаях средства пенсионных накоплений, полученные правопреемниками не подлежат налогообложению.

Кто может стать правопреемником средств пенсионных накоплений умершего участника Программы государственного софинансирования пенсии?

Правопреемниками являются либо те лица, кого гражданин - участник Программы заранее указал в специальном заявлении в ПФР (или НПФ), либо правопреемники по закону. В первом случае правопреемником могут быть любые физические лица по выбору застрахованного лица. Во втором случае правопреемниками 1-ой очереди являются родители, супруги и дети умершего, 2-ой очереди - братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки.

Будут ли правопреемники получать средства пенсионных накоплений, поступившие в результате софинансирования государства и средства, поступившие от работодателя?

Правопреемству подлежат все дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии гражданина, в т.ч.

- добровольные взносы, которые гражданин сам перечислил в рамках Программы государственного софинансирования пенсий;

- средства софинансирования его взносов со стороны государства (по правилам Программы государство удваивает взнос гражданина в пределах от 2 до 12 тысяч рублей в год);

- дополнительные взносы работодателей (взносы, которые работодатель уплачивает на накопительную часть трудовой пенсии участников Программы государственного софинансирования сверх взносов по обязательному пенсионному страхованию);

- доход от инвестирования вышеперечисленных средств через управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд.

НО! Эти средства полностью выплачиваются правопреемникам только в случае, если гражданин - участник Программы умер ДО назначения ему накопительной части трудовой пенсии.

В случае, если гражданин умер ПОСЛЕ назначения ему накопительной части трудовой пенсии, но при этом при назначении пенсии он выделил средства пенсионных накоплений, поступавшие в рамках Программы государственного софинансирования, в срочную пенсионную выплату, правопреемники вправе получить невыплаченный остаток средств СПВ (см. также ответ на вопрос N 11).

Если гражданин - участник Программы умер ПОСЛЕ назначения ему накопительной части трудовой пенсии, и при этом он получал накопительную часть пенсии бессрочно (т.е. не выделял средства, поступающие в рамках Программы государственного софинансирования пенсий в срочную пенсионную выплату), средства пенсионных накоплений правопреемникам не передаются.

Каким способом правопреемник может получить средства пенсионных накоплений умершего застрахованного лица?

Правопреемники должны подать в любой территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявление о выплате им средств пенсионных накоплений умершего гражданина до истечения 6 месяцев со дня смерти гражданина.

Решение о выплате принимается ПФР в течение 7-го месяца со дня смерти гражданина, а выплата средств пенсионных накоплений правопреемника осуществляется не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о выплате.

Средства пенсионных накоплений правопреемники могут получить либо через отделение почтовой связи, либо на банковский счет (по своему выбору).

Какая прибавка к пенсии у меня будет, если я вступлю в Программу государственного софинансирования и буду платить взносы?

По условиям Программы если гражданин делает добровольные взносы на накопительную часть своей будущей пенсии, государство удваивает его взнос в пределах от 2 до 12 тысяч рублей в год. Программа действует в течение 10 лет с момента первого взноса гражданина. Таким образом, если Вы вносите 12 тысяч рублей ежегодно, в течение 10 лет на вашем индивидуальном "пенсионном" счете в ПФР (или НПФ, если накопительная часть вашей пенсии формируется в НПФ) фиксируется 120000 рублей. Аналогичная сумма поступает из бюджета как софинансирование со стороны государства.

120000 + 120000 = 240000 руб.

- без учета дохода от инвестирования этих денег.

Если при выходе на пенсию вы оформляете эти деньги в качестве срочной пенсионной выплаты на 10 лет, ваша ежемесячная прибавка составит не менее 240000 рублей/120 месяцев = 2000 рублей.

- это минимальный расчет, не учитывающий взносы ваших работодателей, если они выступают третьей стороной софинансирования, а также доход от инвестирования средств накопительной части пенсии. Т.е. по факту прибавка будет больше.

При этом, если гражданин, оформивший средства пенсионных накоплений, в рамках Программы в срочную пенсионную выплату, умирает раньше истечения этих 10 лет, невыплаченный остаток пенсионных накоплений передается его правопреемникам (супруг, дети).

Если же вы не оформляете срочную пенсионную выплату, а намерены получать средства накопительной части пенсии, сформированные в рамках программы софинансирования бессрочно, т.е. пожизненно, расчет прибавки будет производиться так:

240000 рублей/19 лет, т.е. 228 месяцев = 1052 рубля (без учета дохода от инвестирования).

И в этом случае участие в Программе выгодно, т.к. если вы ежемесячно делаете взносы в размере 1000 руб. в течение 10 лет, то получаете минимум 1052 рубля пожизненно (возможно, 20 и более лет).

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Пенсионного фонда России
www.pfrf.ru
по состоянию на 09.02.2012


Скачать >>
Уникальная программа для кадрового учета и расчета зарплаты от БухСофт!
Малый бизнес любит ее за простоту, банки и крупные оранизации ценят ее за возможности и актуальные обновления!
Условно бесплатная программа обеспечивает: расчет зарплаты, кадровый, табельный и персонифицированный учет, всю отчетность по зарплате.
Программу можно скачать или использовать прямо в онлайн режиме!

В 2012 году действуют в соответствии с изменениями, вносимыми в 212-ФЗ законами, принятыми в 2011 году (основные изменения внес 379-ФЗ от 03.12.2011) следующие тарифы страховых взносов:

align="center"> align="center">
Шифр ФСС Пенсионный фонд ФФОМС ФСС
Для лиц 1966 год рождения и старше Для лиц 1967 года рождения и моложе
Страховая часть Страховая часть Накопительная часть
Общий режим (01 / НР / ВЖНР / ВПНР) 071 22 16 6 5,1 2,9 30
Плательщики, применяющие УСН (52 / НР / ВЖНР / ВПНР)
(53 / НР / ВЖНР / ВПНР)
Общий режим (свыше 512 тысяч рублей) 10 10 - - - 10
Плательщики, применяющие УСН (свыше 512 тысяч рублей)
Плательщики переведенные на ЕНВД (свыше 512 тысяч рублей)
Организации, оказывающие инжиниринговые услуги (14 / ИНЖУ / ВЖИЖ / ВПИЖ) 22 16 6 5,1 2,9 30
Организаций, осуществляющих деятельность в области СМИ (за искл. реклама и эротика) (09 / СМИ / ВЖСИ / ВПСИ) 20,8 14,8 6 3,3 2,9 27
Начисления инвалидов и общественных организаций инвалидов (03 / ООИ / ВЖОИ / ВПОИ) 061 16 10 6 2,3 1,9 20,2
Плательщики, применяющие ЕСХН (04 / ЕСХН / ВЖЕН / ВПЕН) 032
Сельскохозяйственные товаропроизводители (18 / СХ / ВЖСХ / ВПСХ) 041/042/043
Организации, заключившие с органами управления ОЭЗ соглашения о ТВД или о туристско-рекреационной деятельности (36 / ТВЭЗ / ВЖТЗ / ВПТЗ) 051 8 2 6 4 2 14
Хозяйственные общества, созданные после 13.08.09 г. бюджетными научными учреждениями в соответствии с 127-ФЗ (08 / ХО / ВЖХО / ВПХО) 101
Организации осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, БД (06 / ОДИТ / ВЖИТ / ВПИТ) 091
Плательщики, применяющие УСН с основным видом деятельности указанным в п. 8 ч.1 ст. 58 212-ФЗ (07 / ПНЭД / ВЖЭД / ВПЭД) 121 20 14 6 - - 20
Аптечные организации и ИП-фармацевты, уплачивающие ЕНВД (11 / АСБ / ВЖСБ / ВПСБ) 141
НКО, применяющие УСН, осуществляющие деятельность в области соц. обслуживания населения, научных разработок, здравоохранения, культуры и искусства (12) ; благотворительные организации на УСН (13)
(АСБ / ВЖСБ / ВПСБ)
151/161
Организации, получившие статус участника проекта «Сколково» (10 / ИЦС / ВЖЦС / ВПЦС) 081 14 8 6 - - 14
Оплата членам экипажей судов, от орг-ций зарегистрированных в Рос. международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна (15/ ЧЭС/ ВЖЭС/ ВПЭС) 131 - - - - - -

Цифровой код - код тарифа - используется при заполнении РСВ-1
Буквенные коды - коды категории застрахованных лиц - используется для перс. учета
ВЖНР (ВЖСХ, ВЖЕН, ВЖМП, ВЖОИ и другие)- работники- застрахованные лица из числа иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно проживающих
ВПНР (ВПСХ, ВПЕН, ВПМП, ВПОИ и другие)- работники - застрахованные лица из числа иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации и заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев.
Таблицу подробнее можно скачать

Сроки сдачи отчетности

Для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Все осталось без изменений, сроки предоставления отчетов остались прежними.
Отчет по форме ФСС – не позднее 15-го числа месяца следующего за отчетным, т.е. до 15 января включительно (339-ФЗ от 08.12.10).
Отчет по форме РСВ-1 и сведения по персонифицированному учету – не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, т.е. не позднее 15-го февраля (339-ФЗ от 08.12.10).
Отчет по форме 2-НДФЛ – не позднее 1-го апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. С 2011 года изменена справка по форме 2-НДФЛ.

Изменения в налогообложении иностранных граждан

Иностранные граждане или лица без гражданства, временно проживающие или временно пребывающие на территории РФ и заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее 6 месяцев облагаются взносами в ПФР (п.6, ст. 3, 379-ФЗ).
Тариф Пенсионных взносов для временно проживающих и временно пребывающих с трудовым договором на срок более 6 месяцев и бессрочным одинаковый - как на страховую часть вне зависимости от возраста работника, для обычной категории налогоплательщиков он составляет 22%.

Платежи индивидуальных предпринимателей и нотариусов, рассчитанные исходя из стоимости страхового года в 2012 году

Предприниматели и нотариусы уплачивают за себя соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Стоимость страхового года определяется как произведение МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз. В 2012 году МРОТ составляет 4611 рублей.
Размер тарифа страховых сзносов в ПФР не изменился.

Сумма взносов в 2012 году для индивидуальных предпринимателей и нотариусов

Если считать исходя из текущего размера МРОТ, то
Взнос в ПФР 4611*12*26% = 14386,32
Взнос в ФФОМС 4611*12*5,1% = 2821,93

В зависимости от года рождения предпринимателя страховой взнос в ПФР начисляется полностью на страховую часть (для лиц 1966 года рождения и старше) либо разделяется на:
20% на страховую
6% на накопительный часть (для лиц 1967 год рождения и моложе).

Плательщики страховых взносов, не производящие выплат физлицам вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы в размере 2,9 % от стоимости страхового года. Уплата страховых взносов лицами, производится не позднее 31 декабря текущего года, начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию.

В случае вступления в добровольные правоотношения с ФСС пособия выплачиваются исходя из среднего заработка, равного МРОТу. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Сроки сдачи отчетности для лиц, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Отчет по форме РСВ-2 предоставляется до 1-го марта (п.5 статья 16 212-ФЗ от 24 июля 2009 года). Отчет по форме СЗВ-6-2 предоставляется до 1-го марта (пп. "б" пункта 4 статьи 12 213-ФЗ от 24 июля 2009 года). С 2012 года эта отчетность предоставляется только главами крестьянско-фермерских хозяйств. Вопрос об отчетности за 2011 год пока окончательно не урегулирован.

Чигрина Анастасия Аркадьевна
Консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению
Компания "Бухсофт.ру"
16.12.2011

С 2015 года установливаются две предельные величины базы для исчисления страховых взносов:
1) для ПФР - 711 000 руб.
2) дпя ФСС - 670 000 руб.
Работнику ООО «Светлый Путь» с начала 2015 года начислена зарплата в сумме 680 000 руб.
При этом он также выполнял работу по договору подряда, сумма вознаграждения по которому составила 70 000 руб.
Определим базу для расчета взносов в каждый фонд и саму сумму взносов. ПФР.
Взносами в ПФР по тарифу 30 процентов облагаются доходы работника, не превышающие 711 000 руб.
С превышения, то есть с суммы, равной 39 000 руб. (680 000 + 70 000 – 711 000), надо заплатить взносы по тарифу 10 процентов.
Итого будет начислено пенсионных взносов в сумме 217 200 руб. (711 000 руб. х 30% + 39 000 руб. х 10%). ФФОМС.
Взносами облагаются все выплаты в пользу работников.
То есть база для данного работника составит 750 000 руб. (680 000 + 70 000).
Сумма взносов будет равна 38 250 руб. (750 000 руб. х 5,1%). ФСС.
Выплаты по договору гражданско-правового характера не включаются в базу взносов в ФСС.
То есть 70 000 руб. не облагаются взносами.
Не облагается взносами также превышение лимита по зарплате в сумме 10 000 руб. (680 000 – 670 000).
Начисленная сумма взносов составит 19 430 руб. (670 000 руб. х 2,9%). Травматизм.
Лимит для ФСС=670 тыс. руб. НЕ применяется к взносам на травматизм
(эти взносы уплачиваются со всех выплат, как и раньше, для них ограничения нет).