Перечень видов строительной деятельности и работ, осуществляемых на основании лицензий. Нужна ли лицензия на строительные работы

Для определённых видов деятельности необходимо получать соответствующие документы, разрешающие её ведение, например – лицензии. Строительная деятельность, как обладающая особым влиянием на общественное развитие, долгое время также подлежала обязательному лицензированию, однако на сегодняшний день лицензии на строительство в России не выдаются. Порядок лицензирования был заменён более перспективным, эффективным и обеспечивающим свободу экономики механизмом саморегулируемых организаций (СРО) в сфере строительства.

Оглавление:

Правовое регулирование лицензирования строительства и строительных СРО


Окончательная отмена лицензирования строительной деятельности состоялась в 2010 году в соответствии с положениями ФЗ №148 от 22.07.2008. Фактически, данный закон полностью отменил действие ранее принятого ФЗ №128 от 08.08.2001 в вопросах строительства.
Впоследствии же, был принят новый закон о лицензиях, полностью отменяющий действие старого порядка выдачи лицензий и списка деятельностей, для которых было обязательно государственное лицензирование.

Тем не менее, учитывая важность фактора строительства, в первую очередь, жилищного, и обеспечения соблюдения соответствующих нормативов, равно как и реализации гражданских прав, оставление строительной деятельности вне всякого контроля является невозможным. С 2008 года стало возможно образование саморегулируемых организаций в сфере строительства, на основании положений ФЗ №315 от 01.12.2007. СРО помимо строительства являются основными регуляторами также в большинстве видов финансовой деятельности, в частности – в сфере ведения .

Вопрос регулирования прав и обязанностей строительных СРО наиболее полно рассматривается в положениях главы 6.1 Градостроительного кодекса РФ. При этом законодательно разделяется возможность создания таковых организаций в различных сферах деятельности, связанных со строительством. Например, соответственно положениям ст. 55.4 ГрК РФ, предусмотрены следующие виды профильных СРО, основанные на членстве различных субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих:

  • Проектирование;
  • Строительство;
  • Инженерные изыскания.

Важный факт

СРО в сфере строительства, равно как и любые другие СРО, являются некоммерческими организациями. Фактически, они представляются объединением профильных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, сообща разрабатывающих свои собственные нормативы и связанных общими обязательствами, например, в формировании компенсационных фондов.

Членство в СРО – обязательно ли, как его получить

До 01.07.2017 осуществление строительной деятельности, инженерных изысканий и проектирования было доступно лишь при условии членства в СРО. Но с июля 2017 года, соответственно положениям ФЗ №372 от 03.07.2016, таковые требования были смягчены. В частности, положениями данного Федерального закона разрешается ведение вышеуказанной деятельности без получения членства в СРО, при соблюдении некоторых условий. А именно:

  • Вести таковую деятельность можно лишь на условиях субподряда. Первичным подрядчиком должна выступать организация, должным образом входящая в существующие зарегистрированные СРО по соответствующему направлению деятельности.
  • Объем вознаграждения, выплачиваемого за услуги в формате субподряда, не должен превышать 3 млн. рублей.

Кроме этого, ранее также обязательным требованием для строительной деятельности выступало получение свидетельства от СРО, разрешающего строительство. На сегодняшний день для ведения строительной деятельности достаточно самого факта членства в СРО без получения, каких бы то ни было дополнительных разрешений или бумаг.

Ведение строительства по лицензиям, выданным до 2010 года же, является незаконным, а действовавшие ранее лицензии с 01.01.2010, вне зависимости от срока их действия, указанного в таковой документации, считаются недействительными.

Членство в СРО может требовать от участников таковой организации уплаты взносов. К таковым относятся как вступительные взносы, так и взносы в компенсационные фонды. На текущий день, каждая СРО обязана иметь два компенсационных фонда. Один из них является общий, взносы во второй же взимаются исключительно с субъектов предпринимательской деятельности, претендующих на участие в государственных контрактах и тендерах.

В среднем, стоимость вступления в строительные СРО в России варьируется от 50 до 500 тыс. рублей. Ежегодные же членские взносы могут составлять до 100 тыс. рублей.

Важный факт

Учитывая высокую стоимость взносов в СРО, может возникнуть необходимость проверки легальности регистрации таковых организаций. Таковая проверка легко может быть проведена в онлайн режиме на официальном сайте регулирующей организации, каковой выступает Ростехнадзор. Проверить строительное СРО онлайн можно по адресу https://sro.gosnadzor.ru/ .

Потеря членства в СРО возможна на основании нарушения принятых в данной организации принципов и правил, в том числе и по причине неуплаты членских взносов. Кроме того, в случае исключения из СРО, субъект предпринимательской деятельности лишается права вступления в это же СРО или иные СРО на год. Соответственно, на момент отсутствия членства, строительная, инженерно-изыскательная или проектная деятельность могут осуществляться им лишь в означенных законом рамках. Издержки третьих лиц, связанные с потерей таких прав субъектом предпринимательской деятельности, возмещаются из компенсационного фонда СРО.

Лицензирование строительной деятельности отменено - вместо строительных лицензий оформляются допуски СРО к определенным работам, новые механизмы лицензирования .

Во всём мире лицензирование строительства является обычной практикой, которая позволяет ограничить круг подрядчиков профессионалами с репутацией, что в свою очередь снижает любые риски и повышает качество возводимых объектов. Выдача разрешений на проектирование и строительство является необходимой мерой, защищающей интересы многих сторон, прежде всего, заказчика и государства, заинтересованного в технически грамотной реализации программ.

В условиях российского рынка изначальный отбор подрядчика играет особую роль, прежде всего, в программах долевого строительства. Не секрет, что недобросовестные застройщики – это реальная болезнь отечественной отрасли, побороть которую может только дифференцированный подход к выдаче разрешений на возведение жилых объектов. С приходом новых правил строительного лицензирования путём членства подрядчиков в саморегулируемых организациях ситуация радикально изменилась, но об этом речь пойдёт ниже.

Строительное лицензирование в новом формате – цели и задачи

Кроме вышеупомянутых основных целей лицензирования строительной деятельности – защиты интересов различных сторон, в этом виде экономическо-бюрократических отношений существует ещё несколько знаковых аспектов, определяющих необходимость данного механизма.

Лицензирование строительства позволяет достигать следующих целей:

  • увеличивать поступления в государственную казну;
  • осуществлять отбор подрядчиков на начальной стадии, допуская к определённым работам компетентных операторов, обладающих достаточным экономическим и производственным потенциалом за счет лицензирования;
  • проводить учёт всех строительных проектов для создания общей статистики;
  • повышать конкурентоспособность рынка строительства в целом;
  • соблюдать уровень соответствия проектов и рабочих процессов существующим нормам и стандартам;
  • создавать определенную репутацию конкретной строительной компании, которая, имея в своём портфолио лицензии на ведение той или иной деятельности, обладает дополнительными весомыми аргументами для ведения переговоров с партнёрами и заказчиками.

Лицензирование строительства – актуальные механизмы

В разных странах существует различные механизмы лицензирования строительной деятельности. В России на сегодняшний день полномочия выдачи допуска к созданию проектной документации и проведению строительно-ремонтных работ переданы , представляющим собой некоммерческие партнёрские объединения профильных операторов. Эти компании сами создают компенсационный фонд, из которого в случае каких-либо убытков, причинённых подрядчиком третьим сторонам, выплачиваются компенсации.

Соответственно лицензирование строительной деятельности в СРО предполагает достаточно жёсткий контроль над выдачей допусков и проведением монтажных и пуско-наладочных работ. Такое положение дел связано с тем, что каждый член такого объединения заинтересован, чтобы его партнёры по саморегулируемой организации реализовывали программы с должным уровнем ответственности и качества.

Поэтому на сегодняшний день лицензирование строительства в СРО характеризуется достаточно высокими стандартами мониторинга соискателей допусков.

Чтобы стать членом СРО, компании необходимо подать сравнительно небольшой пакет документов и выплатить взнос в компенсационный фонд. Конечно, прежде всего, нужно будет грамотно выбрать соответствующее саморегулируемое объединение, которое предоставляет своим членам не только допуски к работам, но и всестороннюю правовую и имиджевую поддержку. После принятия компании в некоммерческое партнерство, лицензирование строительной деятельности будет выражаться в выдаче Свидетельств допуска установленного образца, которые предоставляются соискателю на основании решения специального комитета.

Список работ, требующих наличия свидетельства допуска, выданного СРО, регламентирован Приказом Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2008 г. N 274.

Таким образом, сегодня строительное лицензирование в России обрело новые более цивилизованные формы, практически полностью исключив участие государственных бюрократических структур в процессе выдачи допусков к определённым работам. Конечно, и в саморегулируемых организациях имеют случаи коррумпированных решений, однако подобные явления не являются повсеместными и носят, скорее, спорадический характер. В целом ситуация с позволяет строить самые оптимистичные прогнозы на дальнейшую популяризацию этого достаточно эффективного инструмента регулирования отношений на строительном рынке за счет лицензирования.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПО НОРМИРОВАНИЮ
И СТАНДАРТИЗАЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ПЕРЕЧЕНЬ
ВИДОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТ,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ НА ОСНОВАНИИ ЛИЦЕНЗИЙ

Министр архитектуры, строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации Б.А. Фурманов
28 января 1992 г. утвердил

ОЧЕРЕДНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В период до 1 января 1993 г. лицензированию подлежат организации и предприятия, осуществление строительной деятельности которыми начато после 1 января 1989 г. В период до 1 января 1994 г. лицензированию подлежат организации и предприятия, осуществление строительной деятельности которых начато до 1 января 1989 г. По истечении установленных сроков осуществление строительной деятельности без лицензирования запрещается. Перерегистрация предприятий не влечет за собой изменения срока начала его деятельности, если это не связано со структурными и технологическими изменениями.

ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ НА ОСНОВАНИИ ЛИЦЕНЗИЙ

I . ВЫПОЛНЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ 1. Инженерно-геодезические изыскания 2. Инженерно-геологические изыскания 3. Инженерно-гидрометеорологические изыскания 4. Мелиоративные, лесотехнические и торфотехнические изыскания 5. Инженерно-экологические изыскания 6. Контроль качества работ II . ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ 7. Разработка градостроительной документации 8. Архитектурное проектирование 9. Строительное проектирование и конструирование 10. Проектирование инженерных сетей и систем 11. Разработка специальных разделов проектов 12. Технологическое проектирование 13. Экспертиза проектной документации III . ПРОИЗВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, КОНСТРУКЦИЙ И ИЗДЕЛИЙ 14. Производство строительных материалов 15. Производство стальных и алюминиевых строительных конструкций и изделий 16. Производство конструкций и изделий из бетона и сборного железобетона 17. Производство спецжелезобетона 18. Производство напорных и безнапорных железобетонных труб 19. Производство товарного бетона и раствора 20. Производство асфальта 21. Производство деревянных строительных конструкций и изделий 22. Производство инвентаря, оснастки, металлоформ и опалубки 23. Производство вентиляционных, санитарно-технических и электромонтажных изделий и заготовок 24. Контроль качества продукции IV . ВЫПОЛНЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ 25. Земляные работы 26. Специальные работы в грунтах 27. Возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений 28. Работы по устройству наружных инженерных сетей и оборудованию 29. Работы по устройству внутренних инженерных систем 30. Работы по защите конструкций и оборудования 31. Работы по отделке конструкций и оборудования 32. Работы по строительству дорог 33. Работы по благоустройству территории 34. Монтаж технологического оборудования 35. Пусконаладочные работы 36. Контроль качества работПРИМЕЧАНИЯ:1. Лицензирование видов строительной деятельности и работ осуществляется в соответствии с Положением о государственном лицензировании строительной деятельности на территории РСФСР, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 ноября 1991 г. № 593. Лицензирование работ пп. 7, 8 осуществляется в порядке, определяемом Союзом архитекторов Российской Федерации совместно с Министерством архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, согласно Постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 сентября 1991 г. № 1655-1.2. При рассмотрении и выдаче лицензий необходимо указывать виды работ в соответствии с Общесоюзным классификатором работ и услуг в строительстве (Стройиздат, 1987 г.), а также типы зданий и сооружений в соответствии со СНиП и другими нормативными документами, утвержденного перечня по состоянию на 1 января 1991 г.3. Номенклатура объектов, связанных с повышенной опасностью, определяется в установленном порядке перечнями объектов, подконтрольных Госгортехнадзору Российской Федерации и Госатомнадзору Российской Федерации.

О порядке привлечения специализированных экспертных базовых организаций
при лицензировании строительной деятельности

В связи с обращениями территориальных лицензионных центров и других организаций об ограничении перечня видов деятельности и работ, по которым требуются заключения специализированных экспертных базовых центров, Минстрой России считает необходимым поддержать такие предложения. Основными критериями для привлечения этих организаций при оценке потенциальных возможностей субъектов лицензирования следует считать обеспечение: безопасности жизни и здоровья людей, экологической безопасности и охраны природы; учета особо сложных природно-геолого-климатических условий; наличия соответствующего оборудования, машин, механизмов, а также специальных материалов; высокой эксплуатационной надежности на стадии изысканий, проектирования, производства отдельных видов конструкций, материалов, а также строительства объектов. С учетом этих требований Минстроем России подготовлен публикуемый ниже перечень видов деятельности и работ, по которым необходимо заключение аккредитованных специализированных экспертных базовых центров. Этим перечнем и следует руководствоваться в практической деятельности.

Перечень видов строительной деятельности и работ, по которым необходимо заключение аккредитованных специализированных экспертных базовых центров для получения лицензий

1. Выполнение инженерных изысканий. 2. Выполнение проектных работ: магистральные инженерные сети;* строительное проектирование и конструирование зданий и сооружений, возводимых на территориях с особо сложными природными геолого-климатическими условиями; разработка систем энергоснабжения, пожаротушения, противогазовой защиты, пожарно-охранной сигнализации и спецсвязи;* технологическое проектирование; *** подведомственные Госготтехнадзору Российской Федерации** для крупных комплексов промышленного и гражданского назначения 3. Производство строительных материалов, конструкций и изделий: вяжущих, полимерных, кровельных, асбестоцементных изделий, санитарно-технического оборудования; стальных и алюминиевых строительных конструкций;** несущих конструкций из железобетона;** спецжелезобетона; контроль качества. 4. Выполнение строительно-монтажных работ: специальные работы в грунтах (гидромеханизированные, горнопроходческие, подводнотехнические и свайные работы, шахтопроходка и шахтоосушение).** возведение несущих и ограждающих конструкций;** монтаж металлоконструкций специальных сооружений высотой более 100 м; работы по устройству инженерных сетей, монтажу оборудования и установок;** по защите конструкций и оборудования;** по устройству кровель и полов;** по монтажу технологического оборудования;** по пусконаладочным работам; водохозяйственное и мелиоративное строительство групповых систем; транспортное строительство (автодорожное, железнодорожное строительство, строительство крупных мостов, метрополитенов, тоннелей, аэродромов, речных и морских сооружений, производство специальных машин, механизмов, оборудования, а также конструкций, изделий и материалов для транспортного строительства). Перечень работ уточняется с учетом предложений корпорации «Трансстрой» и других организаций; контроль качества работ, включая обследование объектов.Примечание: 1. Перечень работ может быть уточнен отделом лицензирования Минстроя России.2. Выдача лицензий без заключения аккредитованных специализированных экспертных базовых центров по указанным работам не допускается.

О лицензировании строительной деятельности

Госстрой России направил правительствам республик, администрациям краев, областей, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга, руководителям территориальных лицензионных центров, ФЛЦ письмо от 04.10.93 № АБ-5-387 следующего содержания. В обращениях администраций регионов России, а также крупных проектных и строительных организаций высказывались предложения о необходимости повышения ответственности организаций за выполнение функций генпроектировщика и генподрядчика. Госстрой России поддерживает эти предложения и считает необходимым в «Перечне видов строительной деятельности и работ, осуществляемых на основании лицензий», утвержденном Минстроем России 28 января 1992 г. выделить «осуществления функций генерального подрядчика» как самостоятельные виды работ, выполняемые на основании лицензий. В развитие этого письма в адрес тех же организаций и дополнительно в адрес Росналогслужбы Госстрой России направил письмо от 02.11.93 № БЕ-19-22/5 следующего содержания. В связи с внесением изменений в «Перечень видов строительной деятельности и работ, осуществляемых на основании лицензий» (письмо Госстроя России от 04.10.93 № АБ-5-387) Госстрой России вносит в утвержденную 28.01.92 «Очередность осуществления лицензирования строительной деятельности на территории Российской Федерации» следующее дополнение: «С 1 июля 1994 г. осуществление организациями и предприятиями функций генерального проектировщика и генерального подрядчика без лицензий на эту деятельность запрещается».

Начиная с 2000 года, рынок инженерного проектирования и масштабного строительства в России вышел на принципиально новый уровень, а отечественные механизмы лицензирования оставались прежними. До 2009 года строительная лицензия официально выдавалась организацией РОССТРОЙ и Федеральным лицензионным центром. Это была своего рода монополия, которая постоянно тормозила всю систему получения разрешительной документации, что зачастую становилось причиной срыва запланированных сроков.
Благодаря усовершенствованию законодательной системы, с 1 января 2010 г действие строительных лицензий, регламентирующих базовые виды профильной деятельности, было прекращено. С этого момент доступ к проектированию и строительству, имеют члены так называемых саморегулируемых организаций (СРО), которым выдаются Свидетельства о допуске к определённым работам.

В настоящий момент в лице саморегулируемых организаций строительные и проектные компании имеют достаточно эффективный механизм получения строительных лицензий, способный облегчить и ускорить процесс начала строительства объектов, что благотворно сказывается на темпах развития отрасли в целом.

СРО вместо строительной лицензии – новые схемы контроля после отмены лицензирования

Лицензирование в области строительства и использования технических средств – это мировая практика, которая, регулируя рыночные отношения, увеличивает поступления в казну и уменьшает риски в этом секторе экономики. Современные строительные технологии требуют обязательного контроля, поэтому официально выданное СРО Свидетельство о допуске к строительству на высоком уровне гарантирует безопасность и качество проводимых работ. С передачей полномочий на выдачу лицензий на строительство членам саморегулирующих организаций на рынке был сформирован принципиально новый механизм контроля и ответственности, позволивший на порядок увеличить безопасность и качество строительно-монтажных и пуско-наладочных работ.

Теперь строительная лицензия выдаётся по результатам коллективного обсуждения специального комитета , который объективно анализирует экономический и производственный потенциал соискателей, репутацию и опыт подрядчика, сроки и стоимость проектов. При этом каждая компания, претендующая на получение строительной лицензии, обязана заплатить взнос в специальный компенсационный фонд, из которого будут покрываться любые убытки, нанесенные недобросовестным отношением проектировщиков и строителей к своей работе. Кроме того, активно применяются различные варианты страхования, поэтому современная лицензия на строительство максимально отражает интересы заказчика и подрядчика.

Одновременно СРО занимается защитой прав своих членов, поиском выгодных заказов, переговорами с инвесторами, техническим и финансовым контролем над реализуемыми проектами. Такой формат на сегодняшний день устраивает всех, включая официальные органы, выполняющих в настоящее время при оформлении строительных лицензий чисто бюрократические функции статистики и учёта.

Лицензия на строительство – порядок получения и вступления в саморегулируемые организации

Сегодня для того, чтобы получить разрешение на строительные работы, необходимо стать членом саморегулируемой организации, что предполагает подачу сравнительно небольшого пакета документов в соответствующую компанию. Списки документов, необходимых для вступления в СРО находятся на сайтах соответствующих организаций. Как правило, подаваемые документы в отличие от практики прошлых лет не требуют нотариального удостоверения – достаточно копии, заверенной печатью компании.

Строительные лицензии в виде специальных допусков выдаются на основании решения комиссии СРО после внесения взносов в компенсационный фонд и выполнения необходимых формальностей. Как показывает практика, такие лицензии на строительство можно получить достаточно быстро, однако при этом стоит учитывать, что со стороны СРО будет вестись определённый контроль над ходом строительно-монтажных работ и сроками сдачи объекта в эксплуатацию.

Сегодня строительная лицензия, благодаря модернизации законодательной базы и расширению полномочий некоммерческих партнёрских объединений (СРО), перестала быть тормозом на пути реализации профильных программ. Одновременно увеличился контроль над разработкой проектов и ходом строительства, появились источники компенсаций за различные недоработки, что соответственно повысило ответственность подрядчиков за свою работу.

). В настоящее время в Российской Федерации заменена членством в [Саморегулирующаяся организация|Саморегулирующейся организации]. Под термином «строительная лицензия» в широком смысле понимали также лицензии на осуществление изыскательской и проектной деятельности, а также деятельности по выполнению строительно-монтажных работ. С правовой точки зрения строительная лицензия имеет двойной статус: с одной стороны, как любая лицензия, это право (разрешение) аналогичное праву аренды, пользования и т. д. C другой стороны, лицензию необходимо рассматривать как индивидуальный нормативный акт (акт органа государственной власти адресованный конкретному лицу) - определяющий субъекта специальных правоотношений, то есть строительную компанию - лицензиата, а также указывающий на наличие особой (расширенной) правоспособности этого лица, указывающий границы этой правоспособности и устанавливающий связанные с этой правоспособностью особые права, обязанности и ответственность. С экономической стороны строительная лицензия представляет собой инструмент государственного управления экономикой и в частности строительной отраслью.

Цели лицензирования строительства

Лицензирование строительства преследует множество целей:

  • Фискальная - связанная с изъятием части прибыли у экономических субъектов в доход государства.
  • Цензовая - призванная не допустить на рынок лиц, не имеющих достаточных ресурсов.
  • Статистическая - связана с учётом количества и распределения строительных компаний в пределах государства.
  • Защитная - призванная защитить потребителей от низкого качества услуг и возможных техногенных катастроф, а также рынок в целом от недобросовестной конкуренции.
  • Регулятивная, связанная собственно с государственным управлением строительной отраслью в целом, в том числе методом отзыва, приостановления лицензии, включения в её текст специальных условий и т. д.
  • Нормативная - механизм дополнения общих нормативных требований изложенных в ГОСТ , СНИП, СанПИН, Технологических регламентах индивидуальными нормативами для данной компании.
  • Информативная - подтверждение государственным органом специального статуса компании лицензиата.

Строительные лицензии в Российской Федерации в период до их отмены (до 1 января 2010 года)

Под строительной лицензией понималась лицензия выданная соответствующим органом лицензирования (в 2009 году это был орган государственной власти - РОССТРОЙ, а не государственное предприятие - Федеральный Лицензионный Центр как ошибочно принято считать) на право осуществления деятельности по: 1. По инженерным изысканиям 2. По проектированию зданий и сооружений. 3. По строительству зданий и сооружений. Перечисленные выше виды деятельности делились в целях удобства на группы и виды работ в соответствии с классификатором разработанном ещё Госстроем, в этом же классификаторе содержатся и особые условия: типы грунтов, высотность возводимых объектов и т. д. Виды работ условно делились на подвиды: так, проектирование делится на общее проектирование, технологическое проектирование , обследование зданий и сооружений, сметные работы и выполнение функций генерального проектировщика. Выполнение строительных работ было разделено на общестроительные работы, специальные работы, выполнение функций генерального подрядчика и выполнение функций заказчика застройщика.

Срок действия лицензии по закону составлял не менее 5 лет (Обычно он был равен ровно 5 годам). Однако встречаются лицензии выданные территориальными органами лицензирования - лицензионными палатами, выданные на 7, 10 и даже 25 лет. Эти лицензии действуют в полном объёме только если они выданы соответствующим органом лицензирования до момента отзыва у него соответствующих полномочий (в период с 1995 по 2001-2002 г. во многих субъектах федерации лицензирование осуществляли на основании договора территориальные органы лицензирования субъектов - лицензионные палаты). В 2000-2002 годах ГОССТРОЙ провёл кампанию по отзыву соответствующих полномочий у палат и передаче их ФЛЦ. В последние дни перед отзывом полномочий палаты выдавали очень много лицензий с формулировками «на все виды строительной и проектной деятельности» и со сроком действия «Бессрочно». Следует настороженно относится к такого рода лицензиям, так как многие палаты продолжили выдачу документов уже после часа Ч. Кстати, однозначно недействительными являются лицензии выданные союзом архитекторов на право создания творческой архитектурной мастерской и осуществление всех видов проектных работ со сроком действия - бессрочно, просто по тому что у союза архитекторов никогда не было прав на выдачу таких лицензий.

Следует различать Лицензию как право (аналогичное например праву аренды) и лицензию как документ (то есть цветную бумажку) подтверждающий наличие у упомянутого в ней субъекта прав на осуществление определённой деятельности с определёнными условиями и оговорками (т. н. лицензионными требованиями и условиями)этого права.

Существуют определённые требования к бланку лицензии он должен в частности содержать наименования лица получившего лицензию его ИНН адрес гос. регистрации и номер в государственном реестре лицензий (он же номер лицензии содержащий код территориального подразделения росстроя, ИНН получателя лицензии и другую служебную информацию, в бланк так же должны входить сведения о лицензионных условиях и видах работ которые вправе выполнять лицензиат. Следует однако иметь в виду что в соответствии с законом о лицензировании лицензия выдаётся на строительство зданий и сооружений, а не выполнение функций заказчика при строительстве зданий и сооружений, то есть какая либо дальнейшая классификация законом не предусмотрена, таким образом законность такого деления вызывает большие сомнения. Формально любое лицо получившее лицензию на строительство зданий и сооружений даже с одним подвидом (например отделочные работы), вправе выполнять все виды работ относимые к строительству. Ещё 2 тонких момента в классификации строительной деятельности вызывают трудности у лицензиатов 1. После отмены лицензирования работ по ремонту и технической эксплуатации встаёт вопрос какие виды работ относить к строительству а какие к эксплуатации и ремонту. Ответ все виды работ относятся к новому строительству и требуют получения лицензии за исключением случаев когда предмет труда возможно разобрать и собрать без его конструктивного разрушения. 2. Какие работы требуют получения ещё и лицензий других лицензирующих органов. Все проектные строительные, реставрационные работы на зданиях памятниках (за исключением функций генерального подрядчика) требуют лицензии министерства культуры, все работы связанные со сведениями содержащими государственную тайну требуют лицензии ФСБ, работы по монтажу и пусконаладке систем пожарной сигнализации и противопожарной обработке конструкций, а также установке специальных дверей требуют лицензии МЧС(проектирование может осуществляться по проектной лицензии РОССТРОЯ). Работы которые могут быть отнесены к работам по эксплуатации опасных объектов требуют лицензии ГГТН.

Достаточно сложной является система лицензирования действующая на сегодняшний день: В соответствии с законом лицензирующим органом является РОССТРОЙ (федеральное агентство - орган государственной власти), орган уполномоченный на осуществление функций по надзору и контролю за соблюдением лицензионных требований и условий на сегодня не определён (в соответствии с законом это должна быть федеральная служба - орган государственной власти) Хотелось бы подчеркнуть что полномочия по лицензированию и надзору в области лицензирования наделены исключительно органы государственной власти однако фактически(по сложившейся административной практике) лицензированием занимается государственное предприятие -Федеральный лицензионный центр. Такое разделение связано с тем что РОССТРОЙ не вправе взимать за выдачу лицензии более чем 1000 и 300 рублей государственной пошлины направляемых в бюджет, однако нуждается в средствах на содержание аппарата связанного выдачей лицензий и ведением реестра строительных лицензий. Федеральный лицензионный центр по заданию РССТРОЯ принимает на себя работы по приему документов от соискателей лицензий, консультированию соискателей, проверке правильности и полноты заявлений на получение лицензий, формированию и хранению лицензионных дел, включению сведений в реестр и ведение реестра. При этом принятие решения о выдаче лицензии приостановлении действия лицензии или отзыве лицензии формально остаётся у РОССТРОЯ. Взаимодействие этих структур выглядит следующим образом: Соискатель лицензии обращается в территориальные органы Федерального Лицензионного Центра (далее ФЛЦ) . ФЛЦ заключает (принуждает соискателя к заключению) договора на оказание услуг по проверке достоверности и правильности оформления документов, из расчёта 2500- 5000 рублей за вид (цены изменяются в зависимости от региона: в депрессивных регионах цены выше т.к соискателей меньше а штат необходимо содержать за счёт поступлений от данной территории) после чего ФЛЦ так же принуждает к заключению ещё нескольких договоров в том числе с экспертной организацией которой поручают проведение фактической проверки организации соискателя мотивирую это нехваткой кадров в ФЛЦ. Кроме договора с экспертной организацией обязательно так же заключение договора с ФЛЦ на оказание дополнительных услуг - обучение специалистов предприятия соискателя. В некоторых регионах так же дополнительно принуждают оплатить услуги аффилированных к ФЛЦ организаций разрабатывающих для предприятия методические указания по внедрению системы контроля качества После уплаты всех выше перечисленных платежей ФЛЦ производит забивку данных в электронные формы и направляет в сжатом виде в ФЛЦ г. Москва. В центральном ФЛЦ эти данные распечатываются и формируются в протокол который списком обычно по 100 штук подписывается в руководителем лицензионной комиссии Росстроя. С этого момента у соискателя возникает право на осуществление деятельности по запрашиваемым видам деятельности. Территориальный орган ФЛЦ после получения подтверждения из Москвы о подписании протокола распечатывает и выдаёт соискателю Уведомление о выдаче лицензии на основании которого соискатель/лицензиат вправе начать осуществление деятельности. При этом следует отметить что любые справки, описи и подтверждения выдаваемые ФЛЦ до момента подписания указанного протокола - права работать не дают. Принципиально столь сложная схема организации получения лицензии связана с двумя моментами. Первый: с государственного органа - РОССТРОЯ РФ снимается какая либо ответственность так как соискатель лицензии «добровольно» обращается ФЛЦ и взаимодействует с ним на "договорных"началах На основании этого договора ФЛЦ навязывает соискателям любые условия (в основном финансовые). Второй: с утверждённой «цены» лицензии в 1000 и 300 рублей определённой в законе стоимость лицензии поднимается в сотни раз: величина затрат предприятия соискателя на лицензию в среднем суммарно составляет 120-200 тысяч рублей.

Для получения лицензии соискатель строительной лицензии должен формально выполнить 3 группы лицензионных условий 1. Оплатить государственную пошлину в размере 1000 и 300 рублей. 2. Иметь соответствующим образом оформленные документы о государственной регистрации своего предприятия (и представить их в виде нотариальных копий) 3.Предоставить информацию о Технической базе, Кадровом составе, Системе контроля и управления качеством.

Замена лицензирования строительства в Российской Федерации на членство в саморегулирующихся организациях

27 ноября 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 ноября 2009 года N 273-ФЗ о прекращении с 1 января 2010 года действия лицензий на осуществление следующих видов деятельности (за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения): - инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений; - проектирование зданий и сооружений; - строительство зданий и сооружений. В соответствии с Законом с 1 января 2010 года прекращается действие всех лицензий на осуществление указанных видов деятельности, в том числе лицензий, срок действия которых продлен. С 1 января 2010 года единственным документом, удостоверяющим право осуществлять определенный вид работ по (а) инженерным изысканиям, (б) подготовке проектной документации и (в) строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, который оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства (Перечень видов таких работ установлен Приказом Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2008 г. N 274), будет Свидетельство о допуске к соответствующему виду работ, выданное саморегулируемой организацией (СРО), соответственно в области (а) инженерных изысканий, (б) архитектурно-строительного проектирования и (в) строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Согласно закону, все члены СРО обязаны вносить взнос в компенсационный фонд СРО (минимальный размер взноса для строительных организаций - 300 000 рублей). Фонд затем расходуется на выплаты в случае причинения какого-либа вреда в результате ошибок в строительстве.