Отличие сбора от налога обусловлено. Отличие налога от сбора — что говорит законодательство

Налоговое право является очень важным регулятором общественных отношений в жизни всякого государства. Это обусловлено значимостью налогов для жизни всякого государства.

Налоги обеспечивают жизнедеятельность государства. Налоги появились очень давно - их история насчитывает тысячелетия. Теоретически налоги появляются с возникновением государства. Самые первые налоги - подушные налоги. В настоящее время система налогов стала очень разветвлённой. Поэтому весьма актуален вопрос - как регулировать налоговые отношения?

В РФ в современных условиях понятие налога является нормативным, оно совершенно ясно определено в статье 8 НК РФ. Лектор его считает весьма удачным. К этому определению российский законодатель шёл долго. Дискуссии начинались с XIX века о том, что же такое налог.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц и предоставляющий собой отчуждение принадлежащего на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления имущества в форме денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Признаки налога:

1) Обязательный платёж. В данном случае имеется в виду, что налог - это платёж, который уплачивается на основе Конституции РФ (статья 57 - «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»). В этом смысле налог - это платёж, взимаемый в силу конституционного установления и он обязателен именно по этой причине. Мы сами не решаем, уплачивать его или нет. В том случае, когда государство устанавливает необходимость его уплаты, то мы обязаны платить.

2) Индивидуально безвозмездный платёж. За уплаченный налог налогоплательщик никакого возмещения не получает. Налогоплательщик уплатил налог - и никто ему обратно не предоставляет никаких материальных благ. Ему даже спасибо не скажут! Однако, несмотря на этот признак налога, ни в коем случае нельзя думать, что налог - это такой платёж, который после уплаты уходит куда-то неизвестно куда. В широком смысле слова налог - это платёж социального чего-то там. Индивидуальный субъект не получает ничего, а вот коллективный… За счёт налогов обеспечивается коммунальная работа, асфальтирование работ.

3) Уплачивается организациями и физическими лицами (иностранными гражданами, лиц без гражданства и граждан). Организации - это комплексное понятие, прежде всего включающее в себя юридических лиц и не только. Понятие организации шире, чем юридические лица. Организация включает в себя и юридические лиц, и иностранные организации, имеющие филиалы и представительства в РФ.


4) Налог представляет собой отчуждение имущества в виде денежных средств. То есть отчуждение от одних субъектов к другому субъекту. И имущество это может принадлежать на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения.

5) Налог уплачивается для обеспечения задач и функций государства или муниципальных образований. Налог уплачивается для того, чтобы РФ в целом, каждый её субъект и муниципальное образование могло выполнить те задачи, которые на него возложены, иначе говоря - могли реализовать свою компетенцию.

Вывод: налог - это платёж, который уплачивается всего в денежной форме. Статья 8 НК РФ говорит о том, что налог всегда уплачивается в денежной форме. Сегодня нельзя уплачивать в натуральной форме (типа сахаром и т.д.).

К понятию налога очень близко понятие сбора. НК РФ касается в равной мере и налогов, и сборов.

В статье 8 НК РФ определяется понятие сбора:

Сбор - это взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора юридически значимых действий.

Признаки сбора и чем он отличается от налога:

1. Сбор - это обязательный взнос. Не платёж (как налог), а взнос. В данном случае имеется в виду, что сбор - это взнос обязательный, так как он уплачивается в силу конституционного установления, зафиксированного в статье 57 Конституции РФ. Сбор уплачивается обязательно. Сбор - это взнос, а не платёж. Практически сбор всегда является неким разовым взносом, в отличие от налога, который представляет собой периоидческие платежи. Поэтому сбор и называют взносом, дабы подчеркнуть разовый характер.

2. Сбор - это взнос, уплачиваемый организациями и физическими лицами. Здесь как и налог.

3. Сбор является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора юридически значимых действий. Суть заключается в том, что сбор уплачивается как условие совершения в отношении плательщика сбора со стороны государственных органов юридически значимых каких-то действий. Поэтому создаётся впечатление, что сбор - платёж возмездный, так как мы уплачиваемый сбор, а в ответ нам какие-то юридически значимые действия. Но на самом деле теория налогового права сошлась на то, что сбор, также как и налог, не имеет возмездной природы.

Сбор уплачивается, но действия, совершаемые в отношении плательщика сбора по своей стоимости и, соответственно, по своей цене неадекватны, как правило, сумме (стоимости) сбора. Поэтому налогово-правовая теория не придерживается мнения о том, что сбор является возмездным, компенсационным платежом, потому что цена сбора не равно цене услуг государства, которые государство оказывает, получив этот сбор от плательщика. Чаще всего цена сбора ниже цены юридически значимых действий, оказываемых государством. Но есть и тогда, когда выше. Сегодня в РФ существуют всего два вида сбора: это государственная пошлина (и при получении паспорта, и при обращении в суд, и при получении водительских удостоверений и так далее). И второй сбор - это «сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами».

Это всё, что касается понимания налога и сбора согласно современному российскому законодательству. Это понимание базируется на Налоговом Кодексе РФ.

Существенные различия этих понятий. Отражают они отношения между плательщиками и страной. Так, налоги являются обязательными платежами, в то время как сборы могут быть осуществлены или нет в зависимости от того, насколько сильно в этом нуждается субъект. Кроме того, при уплате налогов государство установило право за собой изымать часть средств без разрешения субъекта, однако при уплате сбора – согласие плательщика обязательно. Разница между налогом и сбором заключается и в расчете суммы платежа, то есть налог – это определенный процент от чего-либо, а сбор – это фиксированная сумма.

Разница между налогом и сбором заключается в следующем:

1. Налог, как правило, исчисляется в процентном отношении к какой-либо базовой единице, а сбор является фиксированным размером платы за услугу;

2. Налог удерживается со всех субъектов налогообложения без учета их желаний, тогда как сбор является свободным волеизъявлением плательщика;

3. Налог уплачивается на безвозмездной основе, а сбор подразумевает получение от государственных органов каких-либо юридически значимых действий (например, получение лицензии на право осуществлять какие либо действия)

4. Налог имеет определенную периодичность оплаты, в то время как сбор является разовым платежом.

В отличии от налога и сбора пошлина - денежный платеж, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства. К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины. С провозимых через границу государства товаров взимаются таможенные пошлины.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (гл. 25.3. «Государственная пошлина»), государственная пошлина - это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации, а именно:

  • нотариальных действий;
  • действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;
  • действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;
  • действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
  • действий уполномоченных государственных учреждений при осуществлении федерального пробирного надзора;
  • государственной регистрации юридических лиц, политических партий, средств массовой информации, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств и проч.

В числе прочего, Налоговым кодексом РФ предусмотрены государственные пошлины за:


  • право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц
  • право вывоза культурных ценностей, предметов коллекционирования по палеонтологии и минералогии;
  • выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;
  • выдачу разрешений на вывоз с территории Российской Федерации, а также на ввоз на территорию Российской Федерации видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований(МО).

Сбор(С) - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основные отличия

1. Налог индивид. безвозмездны; С уплач. в связи с оказанием их плательщику гос-ом нек публично-правовых услуг, в кот. плательщик индивидуально заинтересован.2. При уплате С большое значение имеют свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с гос-ом.

3. Н уплачивается для фин обеспечения деят-ти гос-ва и МО. Целевое назначение С – компенсировать доп издержки гос-ва на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового хар-ра. 4. Н счит устан тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все перечисленные в НК элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и т.д.). При установлении С их плательщики и элементы обложения опред применительно к конкретным сборам.

5. Уплата Н предполагает опред регулярность, систематичность, периодичность. С носят разовый характер, уплачиваются в строго опред ситуациях.

6. Если объект Н как юр факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обяз-ти, то объект С как право на юрид значимые действия со стороны гос-ва – уже после уплаты С.

7. Размер Н зависит от платежеспособности налогоплательщика. Размер С одинаков для всех плательщиков.



8. Неуплата Н влечет за собой принудит изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных S к налоговой ответ-ти. При неуплате С гос-во отказывает плательщику в совершении юрид значимых действий без применения санкций.

Классификация налогов (сборов). Принципы налогообложения.

Подоходно-имущественные (прямые)- взим в процессе приобретения и накопления матер благ.

Личные(уплач с действительно полученного дохода-Н на прибыль предприятий)

Реальные(облагается предполагаемые средний доход-Н на игорный бизнес)

Раскладочные (взим при возн-и потребн-ти совершить конкр расход-благоустр тер-

Количественные (исходят от возможности налогопл-ка, его сост-я)

Закрепленные (на долгий срок закр за конкр источником)

Регулирующие(распред-е сумм бюджета исходит на год)

Регулярные (периодичность)

Разовые (нет системы)

Гос/местные (орган в завис-ти от уровня)

Налоги с реализации(косвенные)- в процессе расходования(НДС оплач потребителем, когда стоимость налога включена)

Принципы, обеспеч защиту конст прав:

П публичной цели взимания Н и С (Н устан с целью обесп-я платежесп-ти публичной власти)

П приоритета фин цели взимания Н и С (Н устан с целью получ-я дохода, а не принуждения)

П усатн/изм/отмены Н и С законами (платим законно устан Н и С)

Принципы, обесп реализ-ю П и С налогопл-ка

П равенства плательщиков Н и С

П всеобщности налогообложения (индивид наравне с др)

Запрет произвольности налого-я (Н и С д иметь эконом обосн-е)

Принципы, обеспеч реализ-ю и собл-е начал рос федерализма:

Единство налоговой политики(единство экон пространства)

Единство системы налогов

Разграничение полномочие между РФ И S

Принципы по НК РФ (стабильность, гибкость, равновесие, подвижность, удобство, стимулирование, экономичность)

Налоговое право. Понятие и виды источников налогового права (Конституция РФ, законодательство о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти, международные договоры (соглашения)).

Налоговое право -подотрасль фин. права, предст собой сов-ть прав норм, регулир общ отн-я, возник в процессе устан-я, введения в действие и взимание налог платежей, налог контроля и привлечения к отв-ти за совершение налог правонарушения.

Источники - формы выражения норм действующего права. Система источников в структурном отношении делится: нац и медж.

Определяющая роль - внутригос Ист. (З, подзаконные правовые акты, суд практика (решения органов конституционной юстиции и акты иных судебных органов), правовой обычай). Осн Ист. НП явл законы, доминирующая - Конституция.

Подзак акты издаются на основе и во исполнение З, имеют «подчин» хар-р.

Судебные акты имеют большое значение в регулировании налоговых отношений.

Правовой обычай в налоговом праве применяется редко, в сферах, не имеющих прямого отношения к исчислению и уплате Н.

Основ развития иных источников НП-научн доктрины.

Международно-правовые источники налогового права представлены двух- и многосторонними договорами, соглашениями, затрагивающими различные аспекты налогообложения. Системе источников налогового права свойственно единство, основой которого служат отношения субординации ее элементов.

Налоговое правоотношение. Субъекты налогового права. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени. Сроки в налоговом праве (понятие, порядок исчисления и виды сроков)

Налоговые правоотношения - это урегулированные нормами НП общ отношения, возник по поводу установления и взимания налогов с организаций и ФЛ. Содержанием налогового правоотношения явл обяз-ть налогоплательщика внести опред денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии с устан ставками и в предусмотренные сроки и обязанность налоговых компет органов обеспечить уплату налога.

S НП - внешне обособленное, способное самостоят вырабатывать, выражать и осущ единую волю лицо, которое налоговое законодательство наделяет налогово-правовым статусом, то есть потенциальной способностью участвовать лично либо через представителя в налоговых правоотношениях.

Согласно НК «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и ФЛ, на кот в соотв с законодательными актами возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы». Указанные плательщики именуются налогоплательщиками.

Наряду с организациями и ФЛ плательщиками Н явл и ИП - ФЛ, зарег в устан порядке и осуществляющие предпринимат деят-ть без образования ЮЛ, а также ФЛ, самостоят осуществляющие на свой страх и риск деят0ть, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащие регистрации в этом качестве. Субъектами НП РФ явл гос органы и ОМС

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога

ФЛ м.б. привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста

Обязанность по уплате налогов и сборов ФЛ, признанного судом недееспособным, исполняется опекуном за счет ден средств этого недеесп лица

Сроки, определяемые календарной датой, обычно устанавливаются для предоставления отчетности. В этом случае в акте законодательства четко указан день для совершения какого-либо действия.

Наиболее часто встречается порядок определения срока истечением периода времени (недели, месяца, квартала, полугодия, года и т.д.).

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

В отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС в рамках ЕврАзЭС (акцизов и НДС), применяются положения, установленные ТЗ ТС и законодательством РФ о таможенном деле.

Налоги, сборы и обязательные страховые взносы являются обязательными денежными платежами государству со стороны граждан и организаций.

С точки зрения государства разница между налогами, сборами и взносами весьма существенна. Налоги, сборы и взносы собираются разными государственными структурами. Расходуются они также разными государственными структурами (не обязательно теми же, которые их собирают) и на разные нужды.

Взаимоотношения, возникающие по поводу взимания налогов, сборов и обязательных страховых взносов между плательщиками и государственными структурами, регулируются разными законодательными актами. Для налогов и сборов главным законодательным актом является Налоговый кодекс . А для обязательных страховых взносов – Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» .

Несмотря на то что Налоговый кодекс регулирует исчисление не только налогов, но и сборов, в названии кодекса сборы не упоминаются. Это связано с тем, что для государства сборы имеют второстепенное значение, а для плательщика разница между налогами, сборами и взносами невелика.

Цель взимания платежа, то есть государственные нужды, на которые будет потрачен тот или иной налог, сбор или взнос, воспринимается плательщиком как абстракция. Основное значение для плательщика имеет размер изымаемой у него денежной суммы. Обычно плательщик относится ко всем этим платежам как к неизбежности и заинтересован в том, чтобы поменьше заплатить.

Государство понимает такой интерес плательщика и старается ему противодействовать. Законодательством предусмотрена целая система контроля над плательщиками налогов, сборов и обязательных взносов. За неуплату и недоплату предусмотрены меры принуждения и наказания.

Однако, с точки зрения плательщика, между налогами, сборами и взносами наблюдаются небольшие различия (скорее формального характера). Основное различие заключается в том, что по поводу уплаты налогов, сборов и обязательных страховых взносов плательщик вступает во взаимодействие с разными государственными структурами.

По поводу налогов и сборов плательщик чаще всего взаимодействует с налоговой инспекцией Федеральной налоговой службы . Сама Федеральная налоговая служба подчиняется Министерству финансов Российской Федерации , которое, в свою очередь, подчиняется Правительству Российской Федерации .

Федеральная налоговая служба – это структуры федерального уровня государственного управления. Тем не менее она отвечает за сборы платежей в бюджеты всех уровней: федерального, регионального и местного.
На региональном и местном уровнях управления нет аналогичных структур. Это объясняется желанием государства устроить систему государственного управления рационально, без дублирования функций. Подобное устройство структур государственного управления также удобно плательщикам налогов и взносов.

Если налоги и сборы исчисляются по торговым операциям с зарубежным партнером (экспорт или импорт), то плательщик взаимодействует с таможней – территориальным подразделением Федеральной таможенной службы . Указанная служба подчиняется непосредственно Правительству Российской Федерации.

Сборы могут взиматься и другими государственными структурами в случаях, когда они оказывают конкретные услуги гражданам и организациям. Такой сбор может выглядеть как оплата услуги.

При уплате обязательных страховых взносов плательщик взаимодействует со следующими внебюджетными государственными фондами:

Пенсионный фонд Российской Федерации ;

Фонд социального страхования Российской Федерации .

Обязательные страховые взносы также уплачиваются Федеральному фонду обязательного медицинского страхования . Однако плательщик взносов не взаимодействует с указанным фондом непосредственно. Сторону государства при уплате взносов в эти фонды представляет Пенсионный фонд.

Столь мудрое (без иронии) государственное решение можно объяснить следующими соображениями:

Схема расчета взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования аналогична схеме расчета взносов в Пенсионный фонд, причем суммы взносов в фонд медицинского страхования существенно меньше;

Государство старается упростить взаимодействие граждан и организаций с государственными органами.

Рис. 2

Несмотря на то что по поводу уплаты налогов и сборов, с одной стороны, и обязательных страховых взносов, с другой, плательщик взаимодействует с разными государственными структурами и на основании разных законодательных актов, техника этого взаимодействия аналогична. Меры принуждения и наказания, применяемые в отношении плательщика, уклоняющегося от своих обязанностей, также аналогичны.

Все это позволяет нам сэкономить усилия на самообразование, объединяя налоги, сборы и страховые взносы в одно понятие – обязательные платежи государству – и изучая эти виды платежей параллельно, в одной книге.

Экономически активному члену общества, который желает производить и продавать товары или предоставлять услуги другим членам общества, приходится взаимодействовать с весьма большим количеством государственных структур. Но в нашей книге рассматриваются только те структуры, с которыми приходится взаимодействовать по поводу исчисления налогов, сборов и обязательных страховых взносов.

В соответствии с НК РФ, налог представляет собой индивидуально безвозмездный платеж обязательного характера, который взимается с юр. и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях фин. обеспечения государства и муниципальных образований.

Сбор же, в соответствии с НК РФ, представляет собой взнос обязательного характера, взимаемый с юр. и физ. лиц, уплата которого:

  • Либо связана с ведением определенных видов предпринимательства на территории, на которой действует уплата взноса;
  • Либо является одним из обязательных условий совершения по отношению к плательщику сбора уполномоченными органами юридически значимых действий, в том числе предоставление прав и выдача спец. разрешений.

Налоги и сборы – общие и отличительные черты

Налог и сбор схожи только по двум признакам:

  • Их обязательно нужно уплачивать;
  • Они взимаются с юр. и физ. лиц.

А вот отличий гораздо больше.

Рассмотрим их в форме таблицы:

Налог Сбор
Уплата осуществляется на регулярной основе. По различным видам налогов периоды уплаты могут быть различны, но во всяком случае, уплата налогов – ситематична. При регистрации, юрлицо должно выбрать режим обложения налогами. После этого оно должно производить платежи в бюджет до своей ликвидации. Уплата осуществляется один раз.
Плательщик налогов должен уплачивать налоги в бюджет в силу действия законодательства. Физ. или юр. лицо может самостоятельно определиться – уплачивать ему сбор, или нет.
Характер налоговых платежей – безвозмездный. Сбор обладает возмездным характером. Если лицо оплатило сбор, он получит необходимое ему право, или государство выполнит в его пользу какое-либо действие.
Размер налога к уплате определяется в зависимости от базы и ставки по налогу. В расчет могут браться различные льготы. Размер платежа фиксированный.
Законодательство, определяя размеры налогов к уплате, учитывается финансовые возможности каждого конкретного плательщика. Размер сбора одинаковый для всех его плательщиков.