Особенности экономической и социальной сфер общества. Экономическая сфера жизни общества: понятие, структура, функции, факторы развития

Экономическая сфера – одна из важнейших сфер жизни общества.

Экономическая сфера есть экономическое пространство, на котором организуется хозяйственная жизнь общества (страны), осуществляется взаимодействие сфер экономики, а также международное экономическое сотрудничество.

Здесь непосредственно воплощается в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой.

В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики.

Значение данной сферы, по мнению многих (марксизм) является основополагающим для развития общества.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.

А именно, это есть:

а) сфера функционирования материального производства,

б) распределения материальных благ,

в) обмена деятельностью,

г) а также реализация всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства.

Экономическая сфера диалектически взаимосвязана с другими сторонами жизни общества (политической, духовной, социальной), активно влияет на них.

Важное значение в экономической жизни общества играет способ производства материальных благ.

77. Сущность глобальных проблем.

Кроме проблем каждой цивилизации, человечество стоитперед острой необходимостью решения общепланетарных про­блем. Еще в 1868 г. французский ученый Э. Реклю ввел поня­тие «биосфера» для обозначения «живой» оболочки Земли, слояживотных и растений. В 20-е гг. XX в. наш соотечественник В.И. Вернадский разработал фундаментальную концепцию био­сферы и ввел понятие «ноосферы», сферы разума, преобразую­щего планету.

Планета и ее живая оболочка (включая человечество) -единая система, подчиняющаяся ритмике солнечной активнос­ти и других космических воздействий. Осознание этого един­ства пришло не сразу, как и осознание общих судеб всего чело­вечества. Поэтому необходимо осмыслить все системные свя­зи в цепочке «человек - общество - производство - природа» с учетом принципа историзма.

Особенность нашего времени состоит еще и в том, что боль­шинство данных проблем приняли глобальный, т. е. общепла­нетарный, характер, давно вышли за рамки государственныхграниц и материков и представляют общечеловеческую задачу.Проблематика глобальности стала актуальной еще в середине XXв., а в начале XXI в. превратилась в императив развитиячеловечества.

Бесспорно, первой и главной глобальной проблемой человечества, угрожающей самому существовании природы и об­щества, является угроза термоядерной катастрофы. Взрывы первых атомных бомб летом 1945 г. поистине стали рубежом вистории человечества. Не сразу пришло осознание того факта,что если до сих пор человеческий дух не смирялся с существо­ванием индивидуальной смертности, а возможно, и бессмер­тия (и загробной жизни), то сейчас может погибнуть сразу или за короткий отрезок времени все человечество. Крупнейшие умы (А. Эйнштейн, Б. Рассел, Ф. Жолио-Кюри и др.) осозна­ли это и призвали все человечество забыть о том, что разделя­ет людей, объединиться во имя выживания всех.

Не менее грозная проблема - экологическая катастрофа,надвигающаяся на планету. Термин «экология» был введен воборот в XIX в. немецким биологом Э. Геккелем для обозначе­ния всего внешнего по отношению к человеческому телу. В на­стоящее время человечество производит отбросы органическо­го мира в объеме, в 2 тыс. раз большем, чем объемы отходовостальной биосферы. Очевидно, что нарушение этого равнове­сия породило целый комплекс сложнейших проблем. Человек в отличие от всего живого не связан жестко экологическими условиями своего бытия, он в определенном смысле шел все­гда против природы, не приспосабливаясь к ней, а изменяя ее всоответствии со своими потребностями. В этом и состоит фи­лософский смысл экологической проблемы. Именно экологи­ческая потребность человека, его невероятная (по сравнению сживотными) способность к адаптации определила такое рас­ширение масштаба его деятельности и привела в XX в. к эко­логическому кризису. Так господствующая система ценностей,направленная на удовлетворение потребности «иметь» (и как можно больше), вошла в глубочайший конфликт с гораздо бо­лее фундаментальной потребностью человека - «быть», жить и развиваться вне жесткой зависимости от того, что он имеет.Следовательно, суть экологического кризиса лежит в фунда­ментальном слое культуры человека и его потребностей, чтоопределяет в некоторой степени психологическую неготовностьмногих людей осознать эту опасность.

Демографическая проблема стала глобальной уже давно. По подсчетам специалистов, с начала неолита и до настоящеговремени на сцене истории побывало около 18 млн. человек, при­чем темпы прироста населения все время росли. В 1987 г. ро­дился пятимиллиардный житель планеты, а темпы роста сейчас таковы, что каждую секунду число людей на Земле увели­чивается на три человека. В результате этого ежегодно появля­ется около 100 млн. человек, что равно современному населе­нию Западной Европы. Основной прирост населения обеспечи­вают Африка, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия, в ко­торых на рубеже XX и XXI вв. живет свыше 80% населения мира. Это еще в 60-е гг. прошлого столетия расценивалось как «демографическая бомба». С другой стороны, в ряде стран ирегионов мира, в том числе и Западной Европе, Восточной Ев­ропы и в России наблюдается угрожающее уменьшение чис­ленности населения и его значительное старение.

Ситуация с народонаселением в мире характеризуется глу­боким противоречием: в целом происходит достаточно интен­сивный рост населения в ряде стран (Китай, Япония), предпри­нимаются энергичные меры для его ограничения, а в ряде ре­гионов и стран происходит депопуляция, что порождает огром­ные трудности для экономического и социального развития.

По образному выражению, Земля сейчас «болеет челове­ком», и вполне закономерно ожидать в скором будущем демо­графического коллапса, т. е. достаточно резкого снижения чис­ленности населения. Оно может быть вызвано глобальным го­лодом, истощением ресурсов полезных ископаемых и почвы,непригодностью воды для питья, тепловым перегревом поверх­ности, распространением СПИДа и т.д. Иногда человечествосравнивают с раковой опухолью на теле Земли, полагая, что она и Космос - живые существа, наделенные сверхразумом. В полной мере это относится и к таким глобальным пробле­мам, как ресурсная, энергетическая и продовольственная, а так­же к освоению Космоса и Мирового океана. Они представляют собой компоненты экологической и демографической проблем, разные стороны великого противоречия Природы и Человека

Подробное решение параграф § 3 по обществознанию рабочая тетрадь для учащихся 6 класса, авторов И.С. Хромова, А.И. Кравченко 2015

  • Гдз по Обществознанию за 6 класс можно найти

1. Соотнесите понятия и определения.

Рынок – общественный механизм, который сводит вместе продавцов и покупателей.

Предложение – способность и желание продавцов продать какое-либо благо.

Деньги – всеобщее средство обмена.

Спрос – способность и желание покупателей приобрести какое-либо благо.

Производство – процесс создания различных товаров и услуг, предназначенных для продажи.

Экономика – сфера общественной жизни, в которой происходит производство, обмен, распределение и потребление.

Распределение – использование материальных благ, созданных в процессе производства для удовлетворения потребностей населения.

Обмен – купля-продажа товаров и услуг.

2. Определите черты характера и личности, которые воспитывает экономическая деятельность, и подчеркните эти слова.

Экономическая деятельность воспитывает такие черты характера и личности как честность, смелость, ответственность, организованность, трудолюбие, уверенность в себе, серьезность.

Честность – избегание обмана, и в частности мошенничества, в отношениях с другими людьми.

Смелость – это способность принимать адекватные решения вне зависимости от наличия страхов.

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

Организованность – это личное качество, которое выражается в умении придерживаться составленного плана и сконцентрироваться на поставленной задаче. Другими словами, это подчинение своего «хочу» объективному «надо».

Трудолюбие – ярко выраженное позитивное отношение личности к трудовой деятельности, отчетливо проявляющееся на поведенческом уровне, и на определенном этапе личностного развития формирующееся как одна из стержневых черт личности.

Уверенность в себе – свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей, как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Уверенность в себе как основу адекватного поведения следует отличать от самоуверенности.

Серьезность – свойство или состояние по значению прил. положение или поведение серьёзного человека; серьёзное положение; важность.

3. Заполните рабочий лист «Экономика». Составьте 6-7 вопросов по теме «Экономика». Подчеркните 3 наиболее важных для раскрытия темы.

2. Какие сферы экономической деятельности Вы знаете?

3. Назовите виды экономической деятельности с примерами.

4. Что такое рынок?

5. Какие вы знаете экономические системы?

6. Что такое спрос и предложение?

7. Что такое предпринимательство?

Дайте краткие ответы на подчёркнутые вопросы.

1. В чем заключается цель и задачи экономики?

Экономика - это общественная наука, исследующая проблему такого использования ограниченных экономических ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества. Другими словами, экономика - это наука об оптимальном, т. е. наилучшем в конкретных условиях, использовании редких ресурсов.

В ходе реализации экономической политики преследуются различные цели. Для развитой рыночной экономики это прежде всего экономический рост, полная занятость, низкая инфляция, положительный платежный баланс, повышение экономической эффективности, рост благосостояния населения, поддержание высокой степени свободы для всех хозяйствующих субъектов, сохранение и улучшение окружающей природной среды и другие цели. В переходной экономике к ним добавляются создание частного сектора и рыночной инфраструктуры, либерализация хозяйственной жизни и др.

Экономика постоянно имеет дело с выбором. В процессе выбора, неизбежно в силу ограниченности экономических ресурсов, любое общество должно, так или иначе, разрешить три фундаментальные взаимосвязанные экономические задачи:

1. Что должно производиться, т. е. какие из взаимоисключающих товаров и услуг надо производить и в каких количествах.

2. Как будут производиться товары и услуги, т. е. кем, с помощью каких ресурсов и каким способом они должны быть произведены.

3. Для кого предназначаются произведенные товары и услуги. Иными словами, каким образом следует распределять производимый продукт производства между членами общества.

Эти три задачи являются основными и общими для всех экономических систем на различных уровнях

2. Какие сферы экономической деятельности Вы знаете?

Сферы экономической деятельности (сферы хозяйствования) – основные сферы хозяйственной деятельности людей, одновременно отражающие основные этапы ступени развития экономики. Первичной с. э. д. является сельское хозяйство, вторичной - промышленность, третичной - сфера услуг. Преобладание той или иной сферы является показателем уровня социально-экономического развития страны.

3. Назовите виды экономической деятельности с примерами.

Производство – процесс создания какого-либо продукта. Понятие производства характеризует специфически человеческий тип обмена веществами с природой, или, более точно, - процесс активного преобразования людьми природных ресурсов в какой-либо продукт. Как отмечает Философская энциклопедия, процесс производства всегда носит общественный характер: производство обособленного одиночки вне общества представляет собой, по выражению Маркса, такую же бессмыслицу, как развитие языка без совместно живущих индивидов.

Современное общественное производство включает в себя не только материальное производство, но и также нематериальную сферу - производство нематериальных благ и услуг (новые научные открытия, технические изобретения, народное образование, культура, искусство, здравоохранение, бытовое обслуживание, управление, финансирование и кредитование, спорт и др.). Развитие нематериального производства и сферы услуг в решающей степени зависит от производства материальных благ - его технической оснащённости и величины выработки.

Распределение – разделение материальных благ между субъектами экономических отношений. Первичное распределение обычно происходит на основе реализации права собственности в процессе создания материального блага, в том числе с учётом разделения труда. Перераспределение происходит при передаче денег или иных благ от одних лиц к другим с помощью социальных механизмов, таких как налогообложение, благотворительность, социальное обеспечение, коммунальные услуги, земельные отношения, денежно-кредитная политика, конфискация, семейное право. Термин обычно относится к распределению в экономике в целом, а не между отдельными лицами.

Обмен – движение товара от одного владельца к другому. Взаимный обмен деятельностью между людьми, проявляющийся непосредственно или в форме обмена продуктами труда. Может быть насильственным и ненасильственным (добровольным).

Потребление – использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. В экономике потребление приравнивается к приобретению благ или услуг. Потребление становится возможным вследствие получения дохода или траты сбережений. Рассмотрение потребления как процесса удовлетворения потребностей основано на постулатах экономической теории. Но кроме экономической теории, проблематикой потребления занята также экономическая социология.

4. Что такое рынок?

Рынок – категория товарного хозяйства, совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

5. Какие вы знаете экономические системы?

Экономическая система - установленная и дей­ствующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономи­ческих отношений, которые возникают в процессе про­изводства, распределения, обмена и потребления эконо­мического продукта.

Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью.

Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения. В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования). Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

6. Что такое спрос и предложение?

Спрос - это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар. В условиях рынка действует так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.

Предложение - понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при определённых условиях.

7. Что такое предпринимательство?

Предпринимательство, предпринимательская деятельность - рисковая экономическая деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от производства и продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ. Для этой цели используется имущество, нематериальные активы, труд как самого предпринимателя, так и привлечённые со стороны. Нет гарантий, что затраченные средства окупятся, что произведённое будет продано с прибылью. С этим связан риск потерь всего или части имущества.

В большинстве стран для начала предпринимательства требуется официальная регистрация, но критерии и условия могут существенно различаться. Согласно законодательству Российской Федерации, предпринимательство может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом (индивидуальным предпринимателем) после их регистрации в установленном законом порядке.

4. Найдите лишние пункты в перечне производства товаров. Подчеркните их.

1) Ремонт в квартире. 5) Продажа телевизоров в магазине.

Найдите лишние пункты в перечне производства услуг. Подчеркните их.

2) Выращивание роз в оранжерее. 6) Производство конфет на кондитерской фабрике.

5. Определите, верны или нет утверждения, объясните, почему вы так считаете.

Каждый человек в обществе связан с экономической сферой. – да - все люди являются как производителем, так и потребителем товаров и услуг.

Экономическая деятельность всегда направлена на удовлетворение потребностей людей. – да - производство товаров и услуг основывается на удовлетворении потребностей.

Подростки не могут участвовать в экономической деятельности современного общества. – нет - подростки также могут участвовать в экономической деятельности, пусть и не в полной мере.

Обмен не изменился со времен существования первобытного общества. - нет - самое главное изменение - появление денег. Сейчас этот механизм продолжает постоянно модернизируется.

6. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

«В современном обществе сфера услуг очень сильно развита. В ней задействовано 60-70% всех работающих. Появляются всё новые и новые услуги. Например, в Челябинске въезжающим в новые квартиры предоставляют в аренду породистого кота, который по традиции первым должен войти в дом».

А. Почему в современном обществе роль сферы услуг выросла?

С появлением современных технологий люди все меньше нуждаются в некоторых товарах, но так как уменьшается количество свободного времени, возрастает роль некоторых услуг.

Сфера услуг - часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг; сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами. Остальными частями экономики принято считать производство - промышленность и сельское хозяйство.

Сферу услуг часто относят к постиндустриальному экономическому укладу из-за их развитой современной инфраструктуры. Именно сфера услуг составляет, в экономически развитых странах, основную часть экономики по числу занятых (больше 60 %).

Б. Перечислите 7-8 услуг, которыми пользуетесь вы или ваша семья.

Услуги продавцов, парикмахерские услуги, медицинское обслуживание, образование, обслуживание в кафе, услуги тренера, услуги компьютерных мастеров.

В. Подумайте, какое влияние оказывает на жизнь людей развитие сферы услуг.

У людей появляется возможность не заниматься самостоятельным решением некоторых вопросов, а передать их в руки профессионалам, освободив себе время и получив качественный результат.

Совокупность устоявшихся отношений в социуме называют сферой жизни общества. Существует четыре основных сферы: экономическая, социальная, духовная и политическая. В данной статье мы познакомимся с экономической сферой общества, разберёмся со значением понятия собственности и особенностями межличностных отношений.

Экономическая сфера жизни общества

Совокупность связей между людьми, при которых создаются или перемещаются материальные блага, называют экономической сферой жизни общества. К ней относится изготовление, обмен, распределение различных товаров и услуг. Для этого необходимы производительные силы – инструменты, станки, а также рабочая сила (люди). Во время изготовления товара между людьми складываются производственные отношения.

Производственные силы и отношения в совокупности представляют экономическую сферу.

Понятие «экономика» возникло в Древней Греции. Слово состоит из двух основ: «эйкос» – хозяйство и «номос» – закон, и обозначает - «хозяйствование по закону» или «мастерство ведения хозяйства».

Человек является основной производительной силой и источником экономической инициативы. Существуют два типа человеческих усилий:

  • труд - исполнители;
  • предпринимательство - организаторы.

В современном обществе важную роль в производительности труда имеет наука. С её помощью можно создать новые или облегчить привычные орудия труда.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Понятие собственности

Межличностные связи, касающиеся владения, распоряжения, перемещения, пользования материальными благами, называют отношениями собственности. Изначально такие взаимоотношения регулировались традицией и обычаями, но в современном обществе они устанавливаются на основе правовых норм.

Особенность отношений собственности состоит в том, что они предполагают наличие других социальных связей. Так владелец, распорядитель и пользователь - это не один и тот же человек, а абсолютно разные личности.

Чаще всего собственность является основой ряда обязанностей, которые фиксируются в правовых отношениях. Существуют такие формы собственности: личная, частная, коллективная и государственная.

Проблемы экономической сферы общества

Экономическая жизнь общества и его развитие тесно связаны между собой. А именно:

  • Общество постоянно производит материальные блага;

Показателем благосостояния является уровень жизни каждого члена общества. Он включает в себя состояние здоровья человека, условия окружающей среды, доступность культуры, прожиточный минимум и другие показатели. Низкая производительность труда может быть связана с использованием устаревших технологий, неквалифицированных кадров. А чем больше хотим потреблять благ, тем больше нужно их производить.

  • Производство и разделение труда влияют на развитие социальной структуры;

Качественным показателем развития экономики является плотность и численность населения, его состояние здоровья и продолжительность жизни. Проблема экономической сферы общества лежит в неравенстве доходов. В развитых странах доходы обеспеченных слоёв населения перераспределяются в пользу бедных путём социального обеспечения (пенсия, пособия).

В каждой стране свой уровень бедности. Так для развивающихся стран он составляет 1 доллар на человека в день; для СНГ и Восточной Европы - 4 доллара; для развитых государств - 14,4 доллара.

  • Влияние экономических отношений на политику государства;

Большинство развитых стран выбрали рыночные преобразования в экономике. Важной задачей государства при этом остаётся поддержание конкуренции и борьба с монополизмом, а также разработка стратегии экономического развития страны.3.9 . Всего получено оценок: 61.

Экономическая сфера общества - система, обеспечивающая производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Товар - элемент материального богатства, в котором воплощены трудовые усилия человека. Услуги - виды труда, способности и умения одних людей создавать комфорт, оказывать помощь другим. В современном обществе сфера услуг развивается быстрее, чем производство товаров. До 70% трудоспособного населения в развитых странах занято именно в сфере услуг.

В экономической подсистеме общества выделяют следующие основные элементы:

производительные силы, или экономические факторы производства; производственные отношения, основа которых - отношения собственности.

Главной производительной силой является человек. Человек - источник и носитель экономической инициативы, его физические и умственные способности вовлекаются в процесс производства и создают товары и услуги. Выделяют два типа экономических усилий человека: труд (исполнители) и предпринимательство (организаторы). Важнейшей производительной силой современного общества является наука, ее технологический и человеческий аспекты оказываются включенными в экономический процесс. Другими факторами производства выступают предметы труда - то, на что направлен труд, часть природы, вовлеченная в хозяйственный оборот, и средства труда - орудия, вещи, технические приспособления, с помощью которых оказывается воздействие на предметы труда.

Отношения собственности -- отношения между людьми по поводу владения, пользования и распоряжения материальными благами, общественная форма присвоения. Первоначально отношения собственности регулировались традицией и обычаями, в современном обществе регуляция осуществляется с помощью норм права. Таким образом, отношения собственности - это правовые отношения. Подобное представление о собственности сложилось не сразу. Так, например, П. Прудон считал, что собственность есть кража, Г. Бабеф называл собственность грабежом, а К. Маркс утверждал, что собственность есть эксплуатация.

Сама идея собственности как особых отношений людей по поводу вещей предполагает наличие Социальных связей. Если нет других людей, то, несмотря на то, что человек владеет какой-то вещью, пользуется ею и распоряжается, он не вступает в отношения собственности. Право владения, пользования и распоряжения могут не совпадать в одном лице. Владельцем вещи может быть один человек, пользователем - другой, распорядителем - третий. Собственность как право порождает целый ряд обязанностей. Обязанности зафиксированы в праве, контроль за их выполнением берет на себя государство.

Известны разнообразные формы собственности: личная, частная, коллективная, корпоративная, государственная и т.п. Исторически первой является коллективная форма собственности. Коллективная собственность предполагает совместный труд членов первобытной общины, совместное пользование и распоряжение (потребление) произведенными материальными благами. Возникновение частнойсобственности характерно для этапа разложения первобытного общества, когда в результате интенсификации производства появляется излишек материальных благ, присваиваемый какой-то одной группой, семьей или конкретным лицом. Для частной собственности характерно извлечение прибыли. Если какая-то вещь или другое материальное благо принадлежит конкретному лицу, которое не извлекает из нее прибыли, то эту собственность следует считать личной. Личная собственность может превращаться в частную, и наоборот. Частная собственность, по сравнению с коллективной, более эффективна. Она является мощным стимулом к труду, способствует развитию инициативы человека и увеличению его экономической свободы.

Государственная собственность предполагает, что владельцем, пользователем и распорядителем материальных благ выступает государство. Оно может провозглашать, что действует от имени всего народа, однако реальное пользование, распоряжение и владение осуществляются группой лиц - государственной бюрократической верхушкой. Известны и другие формы собственности, которые занимают промежуточное положение между коллективной и частной: акционерная, корпоративная и др.

Важным элементом экономической сферы является рынок. Рынок - объективная социальная и экономическая реальность, совокупность отношений обмена товарами и услугами, механизм взаимодействия производителя и потребителя. Рынок возникает вместе с разделением труда и развивается вместе с обществом. Главная функция рынка - регулирующая. Механизмом регуляции выступает закон спроса и предложения. Спрос - совокупная потребность в товарах и услугах, обеспеченная деньгами. При нормально функционирующем рынке объем спроса примерно равен объему предложения. Повышение спроса увеличивает предложение, и наоборот, уменьшение спроса сокращает предложение. Рынок способствует развитию конкуренции между производителями товаров и услуг. Конкуренция в свою очередь ведет к установлению более рациональных форм хозяйствования и производства, освобождая экономическую систему от слабых и несостоятельных участников.

Несмотря на то, что экономическая сфера общества - это, прежде всего, сфера производства и распределения материальных благ, сознание человека органично включено во все звенья экономической системы. Субъектом экономических отношений выступает человек, он осуществляет обмен, куплю, продажу, его действия определенным образом мотивированы, продуманы и т.п. Кроме того, человек является главной производительной силой и, таким образом, принципиально неустраним из сферы экономических материальных отношений.

Экономическая сфера общества напрямую связана с политической и правовой. Отношения собственности являются правовыми отношениями, а государство - центральный элемент политической системы оказывает более или менее глубокое влияние на экономические процессы.

Можно говорить, что не только экономика порождает политику и право, но и они в свою очередь оказывают влияние на экономическую сферу В этой связи одним из важнейших является вопрос о степени влияния государства на экономику. Доктрина классического экономического либерализма, сформулированная А. Смитом в XVIII в., предполагает полное невмешательство государства в экономическую сферу. Современные экономические концепции не столь категоричны в этом вопросе.

Несомненно, государство вмешивается в рынок через контроль над правовыми институтами. Государство должно контролировать количество денежной массы, поддерживать ту часть населения, которая не может полноценно участвовать в конкуренции (дети, старики, больные), обеспечивать минимальный уровень заработной платы, финансировать фундаментальные научные исследования, в случае необходимости предпринимать антикризисные меры и т.п. Однако вмешательство государства в экономику имеет пределы, нарушение которых блокирует регулирующую функцию рынка. В нормально функционирующей экономической системе государство влияет на экономику, но не подменяет собой рыночные механизмы.

Более опосредованной оказывается связь экономической и духовной сфер общества. Однако свидетельством того, что подобная связь существует, может быть следующий факт. В странах, где доминирующей религией является протестантизм, утвердилась наиболее эффективная экономическая система. Напротив, страны, где принято православие, оказываются наименее экономически развитыми. В протестантском мировоззрении профессиональный успех является косвенным свидетельством богоизбранности человека, его предопределенности к спасению. Грехом является отсутствие работы, если она возможна. В православном мировоззрении, напротив, работа есть наказание за грехи, и труд иначе, как тяжким, не называется. Само желание заработать рассматривается как грех. Конечно, о прямом влиянии религии на экономику говорить, пожалуй, не следует, однако религиозные воззрения могут опосредованным образом стимулировать или, напротив, тормозить развитие экономической сферы.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Экономическая сфера жизни общества.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Экономическая сфера жизни общества.
Рубрика (тематическая категория) История

Экономика играет огромную роль в жизни общества.

Во-первых , она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами пи тания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.

Во-вторых , экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всœех происходящих в обществе процессов. Ее изучают многие науки, среди которых важнейшими являются экономическая теория и социальная философия.

Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т. е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития.

Экономика - это такая сфера деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей. Потребностью принято называть объективная нужда человека в чем-либо. Человеческие потребности весьма многообразны. По субъектам (носителям потребностей) различают потребности индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) - на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства).

По сферам деятельности выделяют потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления).

Организуя свою экономическую деятельность, люди преследуют определœенные цели, связанные с получением необходимых им благ и услуᴦ. Для достижения этих целœей прежде всœего необходима рабочая сила , т. е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Эти люди в процессе своей трудовой деятельности используют средства производства.

Средства производства представляют из себясовокупность предметов труда, т. е. того, из чего производятся материальные блага, и средств труда, т. е. того, чем или с помощью чего они производятся.

Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами общества.

Производительные силы - это люди (человеческий фактор), обладающие производственными навыками и осуществляющие производство материальных благ, созданные обществом средства производства (вещественный фактор), а также технология и организация процесса производства+орудия труда, методы, навыки. – производство всœего крайне важно го на благо общества.

Производственные отношения – социальная характеристика способа производства. Как эти произведенные продукты будут распределœены, обменяны и т.д.+ Произв. отношения – отношения людей в процессе производства: отношении собственности, отношения потребления, отношения распределœения, отношения разделœения труда.

Весь набор благ и услуг, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики.

В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образовательные, медицинские и т. д.).

В материальном производстве изготавливаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство и т. д.) и оказываются материальные услуги (торговые, коммунальные, транспортные и т. д.).

Истории известны две основные формы материального общественного производства: натуральное и товарное . Натуральным называют такое производство, при котором производимая продукция предназначается не для продажи, а для удовлетворения собственных потребностей производителя. Основными чертами такого хозяйства являются замкнутость, консерватизм, ручной труд, медленные темпы развития, прямые связи между производством и потреблением. В отличие от натурального товарное производство изначально ориентировано на рынок, продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи. Товарное производство более динамично, поскольку производитель всœе время отслеживает происходящие на рынке процессы, колебания спроса на тот или иной вид продукции и вносит соответствующие изменения в процесс производства.

Важнейшая роль в материальном производстве принадлежит используемым производителœем технике и технологии.

За всю экономическую историю произошли три технические революции в производстве.

Во время первой - неолитической - революции стало возможным появление производящего хозяйства и переход к осœедлому образу жизни. Это способствовало резкому увеличению численности населœения: произошел так называемый первый демографический взрыв - темпы роста населœения Земли возросли почти в два раза. Производство на данной, доиндустриальной, стадии характеризовалось преобладанием сельского хозяйства, господством ручного труда и примитивными формами организации последнего. Такое производство до сих пор остается типичным для некоторых стран Африки (Гвиана, Гвинœея, Сенегал и др.).

Вторая - промышленная - революция приходится на вторую половину XVIII - 50-60-е гᴦ. XIX в. Ее называют промышленной, поскольку основное содержание этой революции составил промышленный переворот - переход от ручного труда к труду машинному. Отныне главной сферой производства становится машиностроение, а основная масса населœения теперь трудится в промышленности и проживает в городах. +демографический взрыв, во время которого численность населœения планеты возрастает почти в семь раз. С определœенного момента всœе более отчетливо ощущается противоречие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совершенно новым уровнем потребностей людей. Это противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40- 50-е гᴦ. XX в. научно-технической революции.

Научно-техническая революция - качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на базе принципиальных перемен в системе научных знаний.

Основные направления научно-технической революции:

1) автоматизация и компьютеризация производства;

2) внедрение новейших информационных технологий;

3) выработка биотехнологий;

4) создание новых конструктивных материалов;

5) освоение новейших источников энергии;

6) революционные изменения в средствах коммуникации и связи.

Результатом этой революции стал переход к постиндустриальной стадии производства и информационному обществу. Наибольшее развитие теперь получает сфера услуг, в которой работает от 50 до 70% трудоспособного населœения. Изменяется социальная структура общества, существенно растет количество людей с высшим образованием.

Каждая из перечисленных выше технических революций повлекла за собой смену господствовавшего технологического способа производства новым, более отвечавшим возросшим потребностям общества. Истории известны четыре сменявших друг друга технологических способа производства:

1) присваивающий;

2) аграрно-ремесленный;

3) индустриальный;

4) информационно-компьютерный.

Каждый технологический способ производства характеризовался специфическими, только одному ему присущими орудиями и системой организации труда.

Сегодня экономическая сфера занимает ведущее место в системе общественных отношений, определяет содержание политической, правовой, духовной и иных сфер жизни общества. Современная экономика - продукт длительного исторического развития и совершенствования различных форм организации экономической жизни. В большинстве стран она является рыночной, но одновременно регулируется государством, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ стремится придать ей необходимую социальную ориентированность. Для экономики современных стран свойствен процесс интернационализации хозяйственной жизни, результатом которого является международное разделœение труда и складывание единой мировой экономики.

Экономическая сфера жизни общества. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экономическая сфера жизни общества." 2017, 2018.