Нидерланды. Экономика голландии

Отправить другу

Товарно-денежный обмен

О голландской болезни

Беспредельная свобода


Стоит пояснить, что Голландия - Северная и Южная лишь две из 12 провинций Королевства Нидерланды. Однако в XVI-XVII веках, во время существования Республики Соединенных Провинций, именно Голландия была главной и самой богатой провинцией. Здесь находилось средоточие товаров и услуг. В столице Голландии Гааге заседал парламент - Генеральные штаты, так что в просторечии Нидерланды до сих пор называют Голландией. Нидерланды же в переводе с германских наречий «низкие земли» или, проще говоря, низменность. Жители этой страны, расположенной у Северного моря, пядь за пядью отвоевывали клочки суши, чтобы сделать их пригодными для жизни.

Лариса Шишулина, председатель Восточноевропейской ассоциации нидерландистов - объединяет преподавателей нидерландского языка России, Украины, Белоруссии, доцент МГИМО (У) МИД России: «Голландцы ввели в международный лексикон термин «польдер» - осушенный кусок морского дна, который можно использовать для строительства нового города или под сельское хозяйство. У голландцев даже есть поговорка: «Бог создал землю, а голландцы - Голландию ».

Из голландских же достижений, которые пошли на пользу России, следует отметить технологии. За ними, собственно, отправлялся еще Петр I, посещавший известную своим кораблестроением Голландию в 1697 году. Лариса Шишулина: «Петр намечал не просто создание флота, но в целом укрепление Российского государства, выход в Европу, а в Англии или во Франции его вряд ли научили бы строительству кораблей. Нидерланды же имели статус нейтральной страны, мы с ними никогда не воевали, по крайней мере напрямую. Стоит упомянуть, что все морские термины, к примеру, док, фарватер, практически каждый элемент такелажа парусного судна пришли к нам из голландского языка. Вместе с технологиями в России оказались и сами голландцы. Даже на Волге были голландские поселения».

Но если вернуться к современности, то «при всей грандиозности проектов, которые осуществляют голландцы, - говорит Лариса Шишулина, они не любят привлекать особое внимание к уровню своего технологического развития. Так, еще в прошлом веке голландцы реализовали проект «Дельтаплан», построив дамбы в регулярно затапливаемом устье Шельды. Они применили уникальные технологии, устелив все устье с изменяющимся грунтом специальными матами, технология применения которых позволила бы развернуть аэродром и принимать тяжелые самолеты в песках Сахары.

Уникальная операция, не имевшая аналогов в мировой практике, по подъему подводной лодки «Курск» была подготовлена и проведена нидерландской фирмой Mammoet. Первые американские «шатлы» на 70% оснащались электроникой Philips. Кстати, Зимний дворец в начале XX века был освещен электролампочками производства Philips.

Нидерландская техника для сельского хозяйства очень компактная, но действует по жесткой технологии: если необходимо посадить редиску через одно семечко, то так и будет сделано. Если расстояние между редисками должно быть 5 см, оно будет 5 см. Если редиска должна вырасти на определенное количество сантиметров, она вырастет именно на столько.

В советское время подмосковный совхоз «Московский » закупил в Нидерландах теплицы для выращивания шампиньонов, которые успешно использовались в течение 20 лет, хотя максимальный срок их эксплуатации вдвое меньше. Красные тюльпаны, высаживаемые в Кремле, тоже были специально выведены голландскими специалистами. Надо сказать, что голландцы люди не кичливые. Несмотря на высокий уровень жизни самое популярное средство передвижения в стране велосипед».

Лариса Шишулина: «Голландцы занимают очень хорошую нишу на мировом рынке образования. Преподавание в университетах идет на английском, языке современных технологий и бизнеса. Они сильны в области экономического образования. Во всем мире известны экономическая школа Эразма в Роттердаме, экономическая школа в Ниенроде. Действующие в России фирмы регулярно направляют российский персонал на обучение в Нидерланды. Так что голландцы готовы и учить, и делиться технологиями.

В то же время они дорожат традициями, своей идентичностью и языком. Нидерланды - единственная страна мира, в которой действует организация, отвечающая за поддержку и развитие государственного языка, Нидерландский языковой союз, имеющий фактический статус министерства. Это межправительственная организация, созданная Нидерландами и Фламандским Сообществом - часть Бельгии, в сфере ответственности которой находится как преподавание нидерландского языка в самой стране, так и поддержка его преподавания за рубежом.

Нидерланды один из мировых лидеров в области правового регулирования торгово-экономических отношений. Гражданский кодекс Нидерландов разрабатывали в течение 40 лет. Ни в европейско-континентальном, ни в англосаксонском праве не было прецедента, когда на практике применялись нормы по итогам обсуждения статей в парламенте, то есть еще до принятия какого-то пакета кодекса. Стоит добавить, что голландская профессура принимала участие в составлении нашего Гражданского кодекса. Некоторые его статьи калька с голландского кодекса».

Товарно-денежный обмен
Так уж исторически сложилось, что Нидерланды страна торговцев и мореплавателей, в прошлом колониальная держава, один из мировых лидеров по прямому экспорту капиталов. Фактически Нидерланды, опираясь на зарубежные активы, создали второй производственный комплекс за пределами своей территории. Общая стоимость капитализированного имущества 15 ведущих корпораций этого государства $606,5 млрд, по данным на 2009 год, лишь немного уступала немецким и французским. Но если до начала XXI века голландцы активно интересовались американской экономикой - Нидерланды были третьим по величине инвестором США, уступая лишь Японии и Великобритании, то в последние годы они интенсивно работают на рынках «стран переходной экономики», обратив свои взоры и на Россию.

По данным Минэкономразвития РФ, за 10 лет Нидерланды более чем в 10 раз увеличили объем инвестиций в нашу страну. На конец декабря 2012 года объем накопленных инвестиций из Нидерландов в Россию составил $61,5 млрд. Из них прямые $21,2 млрд. Большая часть миллиардов пошла в топливный сектор. До продажи Газпрому, как говорят на рынке, под давлением властей, англо-голландским гигантом Royal Dutch Shell акций Sakhalin Energy - оператора нефтегазового проекта «Сахалин- 2» - голландцы владели контрольным пакетом этой компании. Сейчас у RDS третьей по величине нефтяной компании мира 27,5% акций Sakhalin Energy.

Несмотря на неприятный инцидент с Сахалином газораспределительная госкомпания Нидерландов Gasunie стала участником газопровода «Северный поток». Ей принадлежит 9% акций компании Nord Stream AG - оператора газопровода. Помимо этого четыре года назад Газпром и голландский консорциум Project Delta Group договорились о совместном освоении нефтегазовых месторождений Ямала и шельфа Карского моря.

На втором месте по инвестиционной привлекательности для голландцев - оптовая и розничная торговля, а также обрабатывающая промышленность, главным образом химическая и пищевая. Так, в группу компаний Heineken в России входят 10 пивоваренных заводов.

А вот на сельское хозяйство из $21 млрд всех пришедших из Голландии инвестиций пошло лишь $3,8 млн, что обидно. Сельское хозяйство в Нидерландах высокопроизводительное и высокомеханизированное, в этом секторе занято лишь 2% работоспособных голландцев, однако сельхозпродукция важная статья во внешней торговле этой страны. По экспорту семенного картофеля Нидерланды занимают 2 место в мире после США. Большинство сортов картошки, продаваемой сегодня в России, голландские.

О голландской болезни
Интерес голландцев к газу и нефти связан не только с внушительными запасами этих богатств в российских недрах. Энергетика в народном хозяйстве самих Нидерландов также занимает особое место. Нидерланды - единственный в составе ЕС нетто-экспортер газа, на их территории, в провинции Гронинген, находится крупнейшее в Европе континентальное месторождение газа, дающее до 60% голубого топлива, экспортируемого Нидерландами в Европу.

Месторождение в провинции Гронинген было открыто в 50-е годы прошлого века и сыграло в истории страны неоднозначную роль. Экономисты не зря назвали «голландской болезнью» состояние экономики, при котором экспорт сырья гасит развитие других отраслей. Но голландцы эту зависимость преодолели, экономику страны, пятую по величине в зоне евро, отличают инновационность и огромная роль сферы услуг - транспорта, торговли, страхового и финансового сектора, услуг в области компьютерной и мобильной связи; на ее долю приходится более 75% ВВП.

Из книги «Государства альпийского региона и страны Бенилюкс в меняющейся Европе»: «Рационализация производства, изменение энергетической политики, интенсивный процесс компьютеризации экономики и повышения конкурентоспособности товаров сделали Нидерланды одной из самых успешных стран рубежа XX-XXI веков. Уже в 1970-х в районе роттердамского порта возник крупный промышленно-транзитный комплекс с девятью предприятиями по переработке и выпуску нефтехимической продукции. В 1980-е страна превратилась в крупнейшего мирового экспортера нефтепродуктов - от пластика, искусственных удобрений и лакокрасочных изделий до высокоочистных химикатов для микроэлектроники и фармпрепаратов. Структурная перестройка коснулась и сферы биотехнологической фармацевтики. При этом акцент был сделан на производстве патентованной продукции, также ориентированной на экспорт. По экспорту фармпродукции Нидерланды входят в пятерку европейских и семерку мировых производителей.

В машиностроительной промышленности за последние 15-20 лет нидерландцы перешли к выпуску специализированного оборудования для таких отраслей, как нефтехимия, электроника и пищевая промышленность.

В сельском хозяйстве Нидерланды специализируются на сравнительно дешевой, но качественной продукции для европейского потребителя, наращивая выпуск экологически чистых продуктов, делая упор на развитии семеноводства, разведении элитных пород домашнего скота.

Нидерланды - важнейший транспортный узел Европы. По данным 2011 года, Роттердам являлся десятым портом мира по количеству обрабатываемых контейнеров. В то же время крупнейший аэропорт Нидерландов Схипхол, целый город со сложной инфраструктурой и высочайшим уровнем обслуживания, входит в четверку самых больших аэровокзалов Европы.

Во многом по причине своего удобного расположения на географической карте Голландия позже других европейских стран вступила на путь индустриализации - она началась лишь в конце XIX века. По всей видимости, наблюдая за этим процессом, Генрих Гейне и произнес: «Когда начнется конец света, я уеду в Голландию. Там все происходит на 50 лет позже».

Лариса Шишулина: «До определенного момента индустриализация была невыгодна голландцам. Они получали быструю прибыль за счет транзита заморских товаров. Был даже принят закон о трех обязательных днях, в течение которых товар складировался в Амстердамском порту, прежде чем отправляться дальше по всей Европе, за что, естественно, требовалось платить. Но когда индустриализация все-таки началась, то, в отличие, к примеру, от соседней Дании, она происходила во всех отраслях».

В 50-е годы прошлого века Нидерланды вместе с Бельгией и Люксембургом стояли у истоков Евросоюза, создав Таможенный союз стран Бенилюкс. В 1980-х они выдавали единую для трех стран визу. По данным Секретариата ВТО, сейчас на Евросоюз приходится более 74% нидерландского экспорта. «Нидерланды небольшое государство, - говорит Лариса Шишулина, и кооперация им выгодна. Они ратуют за евроинтеграцию, но прежде всего как за экономический союз. Расширения последних лет, когда в состав Евросоюза входили экономически слабые страны, нидерландцы считают скорее политическими, а не экономическими решениями».

Мировой финансовый кризис серьезно ударил по экономике Голландии, так что необходимость спасения Греции не добавляет голландцам оптимизма. В 2009 году после 26 лет непрерывного экономического роста ВВП страны, сильно зависимой от международной финансовой сферы и международной торговли, сократился на 3,5%. В 2008 году правительство национализировало два банка и впрыснуло $1 млрд капитала в другие финансовые учреждения. Кроме того, власти постарались ускорить инфраструктурные программы, предлагая корпоративные налоговые льготы для работодателей. Однако налоговые поступления в 2012 году упали почти на 9%, ВВП сократился еще на полпроцента, а безработица выросла до 6,8%.

Иными словами, экспортно ориентированные Нидерланды крайне заинтересованы в расширении рынков сбыта. Российский же рынок в этом плане предоставляет море возможностей, сейчас доля России в голландском экспорте - лишь 1,5%. В структуре российского экспорта в Нидерланды, по итогам 2012 года, основная доля поставок приходится на «минеральные продукты», в основном, сырая нефть, нефтепродукты и природный газ - 88,2% от экспорта, а также «металлы и изделия из них» 10,7%. Сырье для химической промышленности и удобрений голландцы активно закупают у нас еще со времен Советского Союза.

К нам из Голландии идет продовольствие - овощи, корма для животных, сыры и творог, пальмовое масло, детское питание, груши, фруктовые соки, какао-продукты и др; цветы, луковицы, цветочные клубни; пластмассы, оборудование для птицеводства и лесного хозяйства, племенной крупный рогатый скот; земснаряды, лекарства, тракторы, арматура для трубопроводов и котлов, оборудование для пищевой промышленности, нефтепродукты, воздушные насосы, центрифуги и фильтровальные аппараты; медицинская техника, бумага и картон с покрытием, запчасти для транспортных средств.

Беспредельная свобода
В Нидерландах в Гааге находится Международный суд, созданный еще в XIX веке после разгрома Наполеона по решению европейских держав. «У входа во Дворец мира, где располагается Международный суд, - рассказывает Лариса Шишулина, стоят потрясающие китайские вазы, подарок российского императора Александра I».

О своей роли в международной жизни голландцы говорят, что Нидерланды маленькая страна, но их голос все-таки слышен. Лариса Шишулина: «Нидерланды входят в НАТО, участвуют во многих миротворческих операциях альянса; поддерживают все инициативы, направленные на укрепление безопасности: безъядерные зоны, ограничение любых видов вооружений, нераспространение ядерного оружия. Это обусловлено тем, что страна небольшая, треть земель находится ниже уровня моря, и в случае каких-либо катаклизмов она наверняка может пострадать. Во времена холодной войны им удалось предотвратить размещение американских ракет на своей территории. Голландцы проводили массовые демонстрации под лозунгом «лучше русские у дома, чем атомная бомба». Если их позиция по каким-либо международным вопросам не совпадает с общей, то они обязательно зафиксируют свое мнение в международных документах».

Но если вернуться к нашим, казалось бы, безоблачным отношениям с Голландией, то камень преткновения все же есть права человека. Напомним, что в Гааге находится Международный европейский суд по правам человека. На недавней встрече в Амстердаме с Владимиром Путиным премьер-министр Нидерландов Марк Рютте не упустил случая заметить, что закон о запрете пропаганды гомосексуализма ущемляет права сексуальных меньшинств.

«Я бы сказала, что идеология прав человека - это фактически новая вера, поясняет Лариса Шишулина. Причем они понимают права человека в абсолюте. Поэтому Голландия была первой страной Европы, которая ввела закон об эвтаназии и узаконила гомосексуальные браки. Если до этого в конституции было закреплено, что брак заключается между мужчиной и женщиной, то сейчас этой статьи нет». Голландцы оказались также впереди Европы всей, легализовав проституцию и продажу легких наркотиков.

Накануне 2013 года главный редактор одной из ведущих газет Нидерландов ни много ни мало призвал отменить Год России и Нидерландов из-за принятия все того же закона о запрете пропаганды гомосексуализма. В свете взаимных экономических интересов наших стран вряд ли к нему кто-либо прислушался, но, как отмечает наша собеседница, такова специфика голландского общества: там постоянно идут дискуссии по разным вопросам. Неслучайно первый парламент в мире появился в XVI веке в Нидерландах - Генеральные штаты Республики Соединенных Провинций. Сами голландцы про себя говорят, что если двух голландцев отправить на Луну, то они создадут три политических партии.

Инвестиционное сотрудничество России и Голландии
По данным Минэкономразвития РФ, в мае 2011 года голландская компания Windlife Energy BV заключила меморандум о взаимопонимании с ОАО «Атомэнергомаш » о строительстве в Мурманской области ветроэнергетического парка мощностью 200 МВт. В сфере здравоохранения компания Philips и ЗАО НИИ ПК «Электрон» договорились о создании совместного производства компьютерных томографов в целях модернизации и оснащения медицинских учреждений в удаленных и сельских районах России.

В транспортной отрасли реализуются проекты по развитию инфраструктуры аэропортов с участием голландской компании NAKO, проекты по модернизации мостовых сооружений ОАО «Тверьстеклопластик » и нидерландской компанией Polyworks B.V.

В сельском хозяйстве реализуется нидерландско-российский проект по передаче знаний и программ практической подготовки кадров в области молочного животноводства и свиноводства на базе Экспертного центра животноводства LEC; проекты с участием компаний CAMPINA MELKUNIE и Unilever; проекты консорциума голландских компаний PLUS в области точного земледелия. Но российские капиталы также не обходят Голландию стороной, причем прямых инвестиций из России в Голландию пошло больше, чем по обратному адресу. По состоянию на конец декабря 2012 года объем накопленных инвестиций из Нидерландов в Россию составил $61,5 млрд. Из них прямые $21,2 млрд - по данным Минэкономразвития РФ, первое место среди стран-инвесторов. Объем же накопленных российских инвестиций в Нидерланды достиг к тому же сроку $30,4 млрд. Из них прямые $27,1 млрд.

Согласно данным Росстата, пять лет назад львиная доля из почти $7 млрд российских инвестиций в Голландии была выделена Газпромом для финансирования зарубежных проектов. Назначение почти 80% из $8,5 млрд, направленных из России в Голландию в прошлом году, - оптовая и розничная торговля. Еще $973 млн пошли в сектор недвижимости и $751,2 млн в транспорт и связь.

«В корпоративном законодательстве таких государств, как Голландия, Великобритания и еще примерно 50 юрисдикций, 0 поясняет Борис Хейфец, главный научный сотрудник Института экономики РАН, прописана возможность создания компаний, которые не платят налогов с прибыли, получаемой из-за рубежа. В итоге на Нидерланды проходится 25% прямых инвестиций из России». По сути такие фирмы являются частью офшорных финансовых сетей - низконалоговыми финансовыми центрами концентрации прибыли. Долгое время одной из офшорных зон мира были Антильские острова, входящие как самостоятельная провинция в состав Нидерландов. Только после специального решения ЕС о налогообложении «теневых капиталов» в целом ряде стран Нидерланды были вынуждены сделать банковские вклады на Антилах более прозрачными.

«В Нидерландах очень простая, благоприятная для участия иностранного капитала процедура регистрации компаний в форме открытых и закрытых акционерных обществ, - поясняет Лариса Шишулина. И когда Россия стала частью открытой мировой экономики, российские граждане с большим энтузиазмом ехали в Нидерланды, находили партнеров и создавали предприятия закрытого типа».

Голландия - одна из самых удивительных стран Европы. Ее исторический путь отмечен многими противоречиями. Она была колонией Испании, а после освобождения сама создала огромную колониальную империю. В Голландии произошла первая в мире буржуазная революция, в результате которой была провозглашена Республика Соединенных провинций, и власть перешла к парламенту, а сейчас в Голландии конституционная монархия, то есть власть осуществляется монархом и парламентом. Наконец, это маленькое по площади государство сейчас во многом определяет экономическую ситуацию в Европе.

Перемещение центра европейской торговли со Средиземного моря на Северное и Балтийское, развитие морской торговли и торговли по Рейну привели к тому, что в XVI веке Голландия стала одной из наиболее передовых в экономическом отношении стран Европы. Ремесла, промышленность и обширная торговля создавали богатства страны. Голландский флот того времени становится больше флота всех стран, вместе взятых. С этого момента начинается бурный экономический рост.

Долгое время Голландия считалась исключительно аграрным государством. До второй мировой войны ее даже часто называли "огородом Европы", так как главной отраслью экономики страны было высокоразвитое сельское хозяйство, продукция которого обеспечивала внутренние потребности населения Голландии и экспортировалась во многие европейские страны. И сейчас здесь получают высокие урожаи сельскохозяйственных культур и занимаются селекцией высокопродуктивного молочного скота (во всем мире известна знаменитая голландская порода).

Однако со временем роль сельского хозяйства в экономике страны снизилась. Голландия превратилась в высокоразвитое индустриальное государство, входящее в десятку наиболее благополучных стран.

В стране действуют крупные корпорации мирового и европейского значения. В их числе такие гиганты, как нефтяной концерн "Ройал Датч-Шелл", электротехнический и радиоэлектронный концерн "Филипс", химические концерны "Юнилевер" и "АКЗО", "Эстел-Хооговенс" (металлургия), "Фоккер" (самолетостроение), "НедКар" и "ДАФ Тракс" (автомобилестроение), "Рейн-Схелде-Веролме" (судостроение), "Ференихде машиненфабрикен" (машиностроние). Первые три входят в список 30 крупнейших концернов мира, причем "Ройал Датч-Шелл" стоит в этом списке на четвертом месте. Вместе с тем, основу экономики составляют малые и средние предприятия. В общей сложности в Нидерландах насчитывается около 530 тысяч промышленных предприятий. 60% промышленной продукции идет на экспорт.

Голландскую промышленность можно разделить на крупные отрасли, специализирующиеся на экспорте, и небольшие отрасли, ориентированные на производство продукции для внутреннего рынка. Экспортными отраслями являются: металлургическая, машиностроительная, электротехническая, химическая и пищевая промышленность.

Химическая промышленность, большинство продукции которой идет за границу, весьма чувствительна к изменениям международных экономических циклов. Несмотря на это, главные химические компании Нидерландов, такие как "АКЗО Нобель" и DSM, достигли, в целом, хороших результатов благодаря своей деятельности по всему миру. Машиностроительная и электронная отрасли Нидерландов также сконцентрированы на международных операциях, в особенности в соседних странах, но эти отрасли менее чувствительны к циклическим изменениям, чем химическая промышленность. Нидерланды имеют относительно небольшой, но высокоразвитый промышленный сектор. По объему производства из всех отраслей выделяются: нефтехимия - 27% оборота, пищевая промышленность - 27%,машиностроение - 12,4%.

В конце девяностых годов машиностроению и электротехнике удалось достичь значительного роста экспорта, несмотря на умеренный экономический климат на самом важном для Голландии рынке сбыта - в Германии, причем здесь рост продаж достиг 8%. Эта ситуация связана с высокой конкурентоспособностью голландских изготовителей.

В течение последних десяти лет совокупные издержки на зарплату на единицу произведенной промышленными компаниями Нидерландов продукции были на 25% ниже, чем в Германии. Показатели по продукции, экспортируемой этими компаниями, делают ее привлекательной не только на германском рынке, но и на остальных рынках Европы. Рост экспорта машин, оборудования и электроники в такие страны, как Бельгия, Франция, Италия, Швеция и Великобритания, достиг двузначных цифр, что свидетельствует об увеличении влияния Голландии в этом регионе. Также в течение последних лет нидерландским компаниям, производящим пищевые продукты, табачные изделия и напитки, удалось достичь более высокого уровня сбыта на зарубежных рынках.

Говоря о развитии промышленности Нидерландов в 1998-1999 гг., следует отметить, что прирост промышленного производства (горная промышленность, обрабатывающая отрасль промышленности и предприятия коммунального хозяйства) несколько сократился по сравнению с предыдущими годами. Так, обрабатывающая промышленность, являющаяся самым важным компонентом промышленного сектора, увеличила объем производства на 2,4% по сравнению с приростом в 4,3% в 1997 году. Замедление роста было обусловлено падением международных цен на полуфабрикаты и экономическим кризисом, разразившимся в странах Азии и России. Особенно сильно пострадали продовольственный и химический сектора, так что в итоге объем производства в пищевой промышленности возрос на 0,9%, а в химической промышленности - на 1,2%.

Металлоиндустрия оказалась в лучшем положении по сравнению с промышленностью в среднем и увеличила объем своего производства на 3,1%. Этот прирост приходится на металлургическую промышленность (+3%) и сектор транспортного оборудования (+9,3%). Сектора, которые ориентируются больше на внутренний рынок, такие как текстильная промышленность, полиграфия и смежные торговые отрасли промышленности, развивались стабильно.

В то же время особенности экономики Нидерландов делают нецелесообразным и неэкономичным стремление к само обеспечению всеми видами продукции машиностроения. В основе экономической политики Голландии лежит ориентация на самую широкую международную кооперацию. Согласно этой концепции в стране полностью отсутствует внутреннее производство профессионального электрического и ручного режущего инструмента, включая рабочий инструмент для деревообрабатывающих и металлорежущих станков. Также не развивается производство электромоторов, общее станкостроение и тракторостроение.

Само же промышленное производство в Голландии имеет "сборочный" характер. Это заставляет страну ориентироваться исключительно на европейские и мировые стандарты и импортировать готовую продукцию и комплектующие, полностью соответствующие этим стандартам.

Учитывая тот факт, что главными секторами голландской экономики являются промышленность и торговля, одной из основных задач экономической стратегии правительства Нидерландов является оказание содействия проникновению голландских компаний на новые рынки и гарантирование им стабильной работы за рубежом. И в рамках этой задачи главным приоритетом внешнеэкономической деятельности Голландии является сотрудничество со странами Европейского союза. В связи с этим основная политика правительства направлена на улучшение торгового климата и создание условий для дальнейшего развития сотрудничества в этом регионе.

В Нидерландах значительное внимание уделяется внедрению научных достижений в промышленную практику. Сравнительно недавно правительство приняло специальную программу по развитию биотехнологии. Она предусматривает стимулирование исследовательских работ в области биотехнологии в университетах, государственную поддержку инновационной активности предприятий, работающих в этой области и строительство сетей биотехнологических коммуникаций. Государственные ассигнования выделяются также на финансирование развития таких приоритетных областей, как медицинские и информационные технологии, разработки новых конструкционных материалов.

Базовой отраслью нидерландской экономики является энергетика. В стране весьма развиты энергоемкие производства в промышленности, а также в сельском хозяйстве (тепличные комплексы). Энергетика Нидерландов наряду с производством электроэнергии специализируется на добыче нефти и природного газа, переработке сырой нефти и производстве сжиженного газа.

Нидерланды ежегодно добывают свыше 80 млрд. куб. м природного газа, причем более половины его экспортируется. В течение многих лет осуществляемые под правительственным контролем экспортные поставки газа остаются одним из главных источников поступления средств в государственную казну - они дают 20% всех бюджетных поступлений. Значительные энергетические резервы в виде запасов природного газа, которыми располагает Голландия, остаются важным фактором обеспечения стабильности национальной экономики.

Экономика Нидерландов

В послевоенное время Нидерланды превратились из индустриально-аграрной страны в индустриальную с высоким развитием сферы услуг. С 1946 по 1976 г. доля промышленности и строительства в национальном доходе поднялась с 34 до 40 %, а доля сельского хозяйства сократилась с 13 до 5%. Для Нидерландов характерен высокий технический уровень и значительная занятость в производстве квалифицированной рабочей силы.

В стране преимущественно развивались такие отрасли промышленности, как черная металлургия, машиностроение, нефтепереработка, химическая. Эти отрасли, наиболее тесно связанные с новейшими научно-техническими достижениями, основную часть своей продукции поставляли на экспорт. Из старых отраслей прочные позиции удержала только пищевая промышленность, использующая ресурсы сельскохозяйственного производства самих Нидерландов. В то же время отрасли, обслуживавшие колониальные рынки (например, текстильная промышленность), постепенно утрачивали свое значение.

Открытие богатых месторождений газа в 60-х годах ускорило экономическое развитие страны и ослабило ее зависимость от импортного сырья.

Послевоенное экономическое развитие в Нидерландах отличалось быстрым ростом производительности труда; одновременно на народное потребление расходовалась гораздо меньшая доля прироста валового национального продукта, чем во многих других западноевропейских странах. Характерно было также наименьшее сокращение продолжительности рабочего дня. Поскольку правящие круги неизменно проводили курс на «замораживание» роста заработной платы, была возможность снижать издержки производства и продавать экспортируемые товары по более низким ценам.

В экономике страны господствуют крупные компании: «Ройял датч-Шелл», контролирующая вместе со «Стандарт ойл оф Нью-Джерси» более половины нефтепереработки, нефтедобычи и половину добычи природного газа; «Юнилевер», играющая огромную роль в производстве пищевых продуктов и комбикормов. Концерн АКЗО контролирует производство химических волокон, «Эстел» - производство черных металлов, «Филипс» - радиоэлектронику и электротехнику. Многие из них связаны с английским, американским и западногерманским капиталом. В послевоенные годы иностранные компании нередко создавали свои предприятия в Нидерландах, особенно в газовой, нефтяной, химической отраслях и в автомобилестроении.

В Нидерландах велика также концентрация финансового капитала. Основная часть его сосредоточена в крупнейших банках: «Алгемеен банк Недерланд», «Амстердам-Роттердам банк» и «Рабобанк».

В послевоенные годы значительно возросла регулирующая роль государства в экономике. На долю государственных предприятий приходится 17% общей промышленной продукции. Государству принадлежат железные и шоссейные дороги, каналы, авиация, многие электростанции и линии электропередач, большие пакеты акций в металлургическом концерне «Хо-оговенс», газодобывающей компании НАМ и т. д. Во многих случаях государство берет на себя первичные расходы, связанные с развитием отдельных отраслей, облегчая дальнейшую деятельность частных предпринимателей.

Государство выступает в роли организатора крупных гидротехнических и мелиоративных работ, включая осушение дна оз. Эйсселмер и преобразование дельты Рейна, при этом учитываются прежде всего интересы крупных промышленников: на осушаемых землях будут размещены частные промышленные предприятия.

Участие Нидерландов в Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) было первоначально продиктовано стремлением расширить рынки сбыта. Однако в рамках мирового рынка нидерландскому капиталу приходится вести напряженную борьбу с мощными конкурентами. Вступление в ЕЭС обострило диспропорции в развитии отдельных отраслей, усилило неравномерное размещение производительных сил и социальное неравенство, несмотря на общие высокие темпы развития экономики, в отдельные годы наблюдались спады, застои. Некоторые отрасли хозяйства переживали длительный кризис, например текстильная, кожевенная. Самый глубокий за послевоенное время кризис страна пережила в середине 70-х годов. Замедлились темпы роста производства, стала увеличиваться безработица, средний уровень которой достиг 5% от общего числа занятых, повысились цены на товары первой необходимости.

Искусственные барьеры ЕЭС стали тормозить дальнейшее развитие страны по установившемуся пути производственной специализации. Устранение высоких пошлин, ограничивающих торговые связи вне рамок ЕЭС, несомненно оказало бы благоприятное влияние на всю хозяйственную жизнь Нидерландов и способствовало бы расширению экономического, научно-технического и культурного сотрудничества со всеми государствами Европы.

В течение многих столетий считалось, что на территории Нидерландов отсутствуют значительные запасы минерального сырья. Только в южном Лимбурге добывался известняк для строительных целей, а в самом конце XIX в. там же началась разработка месторождений каменного угля. Из строительных материалов с давних пор добывают гравий и мергель в долине р. Маас в Лимбурге.

В текущем столетии благодаря применению геофизических методов на северо-востоке страны (особенно в области Твенте в провинции Оверэйссел) были обнаружены соляные купола. Добыча каменной соли составляет около 3 млн. т в год, половина ее идет на экспорт. Соль используется главным образом как сырье для химической промышленности.

После второй мировой войны на территории Нидерландов были открыты огромные месторождения газа, значительно превосходящие по калорийности использовавшийся раньше уголь. Общие запасы газа в Нидерландах оцениваются в 2 400 млрд. куб. м, причем в самом крупном месторождении Слохтерен (провинция Гронинген) сосредоточено 1 600 млрд. куб. м. Это месторождение по своим размерам стоит на первом месте в Зарубежной Европе и на четвертом - в мире.

На северо-востоке и на западе, близ Гааги и Роттердама, обнаружены нефтяные месторождения, однако они очень незначительны, поэтому добыча нефти поддерживается на уровне всего 1,4 млн. т в год.

Добыча угля в Лимбурге после длительного периода подъема стала быстро сокращаться, главным образом из-за конкуренции со стороны импортного жидкого топлива, а также обнаруженного на севере страны природного газа. Повлияла, кроме того, меньшая рентабельность добычи угля на лимбургских шахтах по сравнению с другими угольными бассейнами стран мирового рынка. К середине 70-х годов все шахты были закрыты.

В стране имеется большое число электростанций, которые работают на импортируемом каменном угле, мазуте и газе. Крупнейшие тепловые станции - Гертрёйденбург, Велсен (обе примерно по 900 тыс. кВт) и Дордрехт (свыше 500 тыс. кВт) находятся в наиболее густозаселенной части страны.

Атомная энергетика только начинает развиваться. Действуют небольшая атомная станция в 55 тыс. кВт и вторая, более мощная АЭС (450 тыс. кВт). Общее производство электроэнергии в стране превысило 60 млрд. кВт.

Основной потребитель электроэнергии- промышленность. Мировой известностью пользуются знаменитые заводы компании «Филипс» с центром в Эйндховене, авиационные заводы «Фоккер», судоверфи района Роттердама. Высоко развиты черная металлургия, нефтехимия, производство синтетических изделий, станкостроение и специальное машиностроение. Большую роль играет также пищевая индустрия, обладающая высокой конкурентоспособностью.

Многим отраслям обрабатывающей промышленности свойственна ориентация на заказную продукцию, специализированную и нередко уникальную, которая выпускается небольшими сериями. Наряду с гигантскими корпорациями, определяющими промышленный профиль страны, сохраняется еще много мелких предприятий, недостаточно приспособленных к современным условиям производства и сбыта. Соответственно осложняется внедрение автоматизации и механизации, повышение производительности труда и т. д.

Металлургия, машиностроение и электротехническая промышленность тяготеют к морским портам, принимающим импортное сырье и обслуживающим европейский хинтсрланд. Основной центр черной металлургии Эймёйден фактически является аванпортом Амстердама. За послевоенные годы этот металлургический комбинат неоднократно расширялся и стал предприятием полного цикла. В стране выплавляется более 5 млн. т стали в год.

Цветная металлургия, работающая на импортных концентратах, сосредоточена в нескольких центрах. Олово и свинец производят в Арнеме, цинк и кадмий - в Бюделе, алюминий- в Делфзейле и Флиссингене. Наиболее молода алюминиевая промышленность, выпускающая не только первичный алюминий, но и различные полуфабрикаты.

Машиностроение Нидерландов

Одна из самых быстро развивающихся отраслей нидерландской промышленности- машиностроение. Оно поставляет продукцию для многих других отраслей. Быстро растет выпуск подъемно-транспортного оборудования, контрольно-измерительных и счетно-решающих устройств, комплектов машин для химической и пищевой промышленности, а также для сельского хозяйства. Например, для химической промышленности изготовляются дистилляционные установки, калориферы, компрессоры, машины и оборудование для производства пластмасс и т. д. Многие фирмы специализируются на создании оборудования для комбикормовой промышленности, включая полные заводские комплекты. Треть всей продукции машиностроения дает электротехническая промышленность, предприятия которой находятся во многих городах Нидерландов. В составе продукции - электромоторы, оборудование для электростанций, инфракрасные и ультрафиолетовые источники света, различные светильники, электронное и рентгеновское оборудование, радиоприемники, магнитофоны, телевизоры и т. д. Эти изделия поставляются более чем в 40 стран. Наиболее крупные центры электротехнической промышленности - Роттердам, Эйндховен, Зволле.

Среди отраслей транспортного машиностроения по стоимости выпускаемой продукции лидирует судостроение с сопутствующим ему производством портовых устройств, мостовых конструкций, насосов, земснарядов и т. д.

На верфях страны сооружают океанские лайнеры, грузовые и рыбопромысловые суда, яхты, буксиры и др. Из-за неблагоприятных грунтовых условий многие верфи имеют плавучие доки. Крупнейшие центры судостроения сконцентрированы в районе между Роттердамом и Дордрехтом, а также в Амстердаме, Алкмаре, Флиссингене.

Автомобилестроение сложилось в послевоенные годы на базе крупных сборочных предприятий в Амстердаме, Роттердаме и Эйндховене. В двух первых центрах размещены филиалы иностранных автомобильных концернов («Форд», «Дженерал моторс» и др.). Крупнейший национальный центр выпуска легковых автомобилей находится в Борне, а грузовых - в Эйндховене. В 1977 г. голландские фирмы произвели около 70 тыс. легковых и грузовых машин.

Авиастроение, молодая отрасль машиностроения, специализируется на производстве легких и скоростных самолетов, которые могут использоваться и для военных целей, а также вертолетов и разнообразного оборудования для самолетов и аэродромов.

Промышленность Нидерландов

Уже с конца XIX в. в Нидерландах стала развиваться химическая промышленность, использовавшая местное сырье - каменную соль, отходы угольной и металлургической промышленности. Но стремительный рост этой отрасли начался после второй мировой войны в связи с использованием нефти и природного газа. По темпам роста этой отрасли Нидерланды опередили многие другие западноевропейские страны. Около половины всей выпускаемой продукции экспортируется.

На первом плане стоит производство нефтехимических компонентов и полимеров и на их базе - синтетического волокна, синтетического каучука, лаков, эмалей и анилиновых красителей, минеральных удобрений, хлора и соды. Производство этой продукции сконцентрировано в районах Роттердама, Амстердама, Тернёзена, Делфзейла, Гелена и др.

Во многих странах известна продукция нидерландской фармацевтической промышленности: антибиотики, гормональные препараты, инсулин, витамин «Д». Свыше половины всей продукции идет на экспорт.

Текстильная промышленность переживает длительный период спада в связи с трудностями сбыта продукции из-за иностранной конкуренции и распространения синтетических тканей. Производство хлопчатобумажных и льняных тканей сосредоточено в районе Твенте (Эмсхеде, Хенгело) и на востоке Северного Брабанта (Эйндховен, Хелмонд), шерстяных тканей - в районе Тилбурга, искусственного шелка - в Девентере и Хилверсюме. По производству готового платья на первом месте стоит Амстердам - один из крупнейших в мире центров швейной промышленности.

Большое значение имеет пищевая промышленность, особенно производство масла, сыра, молочного порошка, сгущенного молока, маргарина, яиц, мясных, овощных и фруктовых консервов, шоколада и пива. Базой для нее служит главным образом местная сельскохозяйственная продукция, но в немалой степени она зависит и от привозного сырья - кофе, чая, какао, риса и др. Четверть продукции пищевой промышленности экспортируется. Нидерланды занимают первое место в мире по вывозу молочных продуктов. Пищевые предприятия довольно равномерно размещены по всей стране.

Наконец, необходимо отметить, что в Нидерландах хорошо налажено производство комбинированных кормов для животноводства.

Молочное животноводство, огородничество, садоводство и разведение цветов- вот основные широко известные даже за пределами Нидерландов отрасли сельского хозяйства страны. Нидерланды добились рекордной в капиталистической Европе урожайности многих сельскохозяйственных культур и выхода животноводческой продукции. Однако присоединение к мировому рынку приводит к тому, что в сельском хозяйстве не раз уже происходили кризисы перепроизводства из-за установления квоты на отдельные виды продукции.

В настоящее время полностью обеспечивается спрос населения на мясомолочные продукты, яйца, овощи и даже сахар, однако в стране не хватает продовольственного и кормового зерна, которое она вынуждена ввозить.

Сельское хозяйство Нидерландов

Около 3/4 всей сельскохозяйственной площади принадлежит крупным и средним хозяйствам с наделом паши более 10 га, которые составляют 45 всех земельных владений. Наряду с ростом крупных хозяйств происходит масовое разорение мелких землевладельцев, которые оказываются не в состоянии выдержать конкуренцию, особенно обострившуюся в рамках мирового рынка. Например, многие крестьяне, занимающиеся плодоводством, разоряются в связи с ввозом более дешевых фруктов Италии. В этой жестокой борьбе выживают только крупные землевладельцы, получающие субсидии от государства, располагающие новейшей техникой.

Около 60% сельскохозяйственных земель обрабатывается на правах аренды. Почти все крестьянские хозяйства входят в кооперативы, возглавляемые крупными землевладельцами. Это преимущественно закупочно-сбытовые и кредитные организации, располагающие предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции. Эти предприятия выпускают основную часть всей продукции молока, сыра, масла, молочного порошка и сгущенного молока.

В Нидерландах практически нет бросовых земель, и каждый участок, пригодный для сельского хозяйства, тщательно обрабатывается. Ограниченность земельного фонда, наличие емких рынков сбыта и квалифицированных кадров способствовали развитию трудоемкого парниково-тепличного хозяйства, дающего высокий доход.

Ведущая отрасль сельского хозяйства - животноводство. Поэтому доля лугов и пастбищ в составе сельскохозяйственных земель постоянно возрастает (62 %), тогда как пашня занимает довольно скромную площадь (32%). Около 6% сельскохозяйственной площади находится под садами и огородами. Вследствие быстрого роста городов и промышленности фонд сельскохозяйственных земель сокращается, и эти потери значительно превышают прирост за счет осушения мелководий.

Для сельского хозяйства Нидерландов характерна высокая техническая оснащенность и широкое применение минеральных удобрений. Все хозяйства электрифицированы. Рациональное применение удобрений способствовало повышению урожайности и продуктивности земледелия.

Животноводство дает более 2/3 всех доходов сельского хозяйства, славится высокоудойными и мясными породами скота. Наиболее распространены коровы черно-пестрой породы, дающие в среднем около 5000 кг молока в год при жирности 4,35%. Средние удои по стране составляют 4600 кг. Таких высоких показателей удалось достигнуть путем длительного племенного отбора.

Всего в Нидерландах насчитывается более 4,7 млн. голов крупного рогатого скота, из них более 2 млн. приходится на долю молочных коров. Производство молока достигло 10 млн. т. Свыше 2/3 молока идет на переработку и большей частью экспортируется. Благодаря устойчивому спросу на мясо некоторые породы, в частности черно-пестрая, были улучшены в мясном направлении. Многие хозяйства в последние годы специализируются на откорме телят.

Быстрыми темпами развивается и свиноводство. Поголовье свиней превышает 7 млн. голов и состоит исключительно из свиней беконной категории (жирная свинина на рынок не поставляется). Свежая охлажденная свинина реализуется внутри страны и направляется на экспорт.

Высокой продуктивностью отличается и птицеводство. Более половины поголовья кур - бройлерного направления. Основная часть живой и битой птицы, а также яиц идет на экспорт. В птицеводстве резко выражена тенденция к концентрации хозяйств: преобладают крупные предприятия, имеющие более чем по 2 тыс. кур. Именно эти хозяйства дают основную массу товарной продукции.

Издавна Нидерланды славятся выносливыми быстроходными породами лошадей, однако с расширением масштабов механизации коневодство пошло на убыль. В спортивном мире завоевали популярность голландские рысистые лошади, отличающиеся гармоничностью и крепостью конституции. В улучшении этой породы большую роль сыграли орловские рысаки, завезенные из России.

Основная кормовая база нидерландского животноводства - сочные луга и пастбища. Собственно говоря, в стране нет строгого разграничения между лугами и пастбищами, так как и те и другие используются для получения сена и выгона скота. Наиболее распространены искусственные луга многолетнего использования, дающие 90-100 ц/га зеленой массы. Путем направленного подбора луговых трав удается повысить вкусовые качества молока, а, следовательно, масла и сыра.

Чтобы уменьшить расходы на заготовку и хранение сена, сроки выпаса скота растягиваются, чему благоприятствуют климатические условия страны. Крупный рогатый скот держат на пастбищах страны с конца марта до начала декабря, свиней - с мая по декабрь, лошадей - круглый год. Во время выпаса скот находится на пастбище круглые сутки, там же проводится дойка коров при помощи передвижных доительных установок.

Обычна пастбища разбивают на 8-10 загонов, разгороженных электро-пастухом.

Нидерланды издавна славятся своим цветоводством, которое превратилось значительную отрасль хозяйства. Е в XVI в. здесь выращивались цветочные луковицы, саженцы декоративных деревьев и кустарников. Цветоводство поставлено крупно, размашисто, оснащено новейшей техникой. В этой отрасли занято много рабочих, инженеров, ученых. Разбиты громадные плантации, оранжереи, питомники. С сооружением крупных оранжерей в конце XIX в. стало возможным круглогодичное выращивание цветов.

Цветоводство сконцентрировано территории Рандстада и прилегают районов Зеландии и Северного Брабанта. Из луковичных чаще всего выращивают тюльпаны, гиацинты, нарциссы, анены, гладиолусы, а на срезку- розы гвоздики, фрезии, хризантемы и др. Среди цветущих горшечных растений самым большим спросом пользуются цикланы, пеларгонии, бегонии, азалии, гортензии.

К старым, традиционным отраслям хозяйства относится и рыболовство. В средние века оно приносило главный доход государству и еще перед второй миров войной было важной отраслью хозяйства в прибрежных районах. Однако в связь истощением рыбных ресурсов Северного моря значение рыболовства уменьшилось. Тем не менее за Нидерландами удерживается репутация самого крупно экспортера рыбы среди стран ЕЭС. Основные районы промысла сосредоточены в Северном море, а также в оз. Эселмер. Добывается больше всего кабалы и сельди. Большая часть улова экспортируется.

Транспорт Нидерландов

Нидерланды располагаются на перекрестке международных водных, железнодорожных и автомобильных путей. Благодаря густой сети внутренних водных путей, железных дорог и автострад сферы влияния морских портов Нидерландов проникла далеко в глубину материковой Европы. Это способствовало формированию выдающегося по своему значению транспортного узла в дельте Рейна, Мааса и Шельды с самым крупным морским портом мира - Роттердамом. По общему грузообороту (от 260 до 300 млн. т. в последние годы) он почти в 2,5 раза превосходит Нью-Йоркский порт и почти в 5 раз Лондонский.

Для внешнеторговых перевозок страны наибольшее значение имеет водный транспорт, для внутренних - автомобильный. Нидерландские морские суда в большом объеме транспортируют грузы и пассажиров иностранных государств, причем доходы от фрахта судов, получаемые в иностранной валюте, способствуют покрытию внешнеторгового дефицита. По объему морских перевозок Нидерланды занимают третье место в Западной Европе после Великобритании и Франции.

В общем объеме внутренних перевозок грузов на долю автотранспорта приходится 52%, водного транспорта- 41%, а железнодорожного - 7 %.

Территорию Нидерландов прорезает густая сеть судоходных рек и каналов общей протяженностью около 5 тыс. км. Основу транспортной системы страны составляют Рейн, Маас и Шельда, а из каналов наиболее значительны Нордзе-канал, Амстердам - Рейн, Зёйд-Беве-ланд, Маас- Ваал, Юлиана-канал и др. Сеть каналов сооружалась на протяжении многих веков, но особенно расширилась в XIX-XX вв., когда были проложены удобные подходы к морским портам страны. В последние годы многие старые каналы были значительно расширены и углублены.

По водным путям перевозятся преимущественно такие грузы, как железная руда, металлы и металлоизделия, стройматериалы. Половину всех грузов перевозят по Рейну суда под нидерландским флагом. Нидерландские суда играют большую роль в транспортном обслуживании Рурского бассейна.

Для перевозок между сельскими местностями и городами используется главным образом автомобильный транспорт, который успешно конкурирует с железнодорожным. При сооружении автодорог возникали немалые трудности из-за высокой степени освоенности территории и неблагоприятных гидрогеологических условий. В стране насчитывается 82,5 тыс. км дорог с твердым покрытием. Протяженность скоростных автомагистралей - 1140 км, эти дороги связывают между собой города Рандстада, а также Рандстад с Руром (через Арнем).

В последние годы налажена паромная связь Амстердама и Роттердама через аванпорт Хук-ван-Холланд со многими портами Великобритании и Скандинавских стран (Гулль, Ньюкасл, Гётеборг, Берген и др.).

Значение железных дорог для перевозки пассажиров уменьшилось из-за конкуренции со стороны других видов транспорта. Многие железнодорожные линии были разобраны, и сейчас в стране насчитывается втрое меньше пассажирских станций, чем в конце 20-х годов. Общая длина железных дорог около 3-х тыс. км, тогда как в 1960 г. она составляла 3,3 тыс. км.

Внешние связи Нидерландов

Нидерланды занимают первое место мире по стоимости экспорта и импорта на душу населения. На их долю приходите около 4,5% общего внешнеторгового оборота развитых и развивающихся стран. 70% стоимости экспорт обеспечивает промышленность. Вывозя в основном продукцию машиностроения (суда, электрооборудование, радио приемники и др.) и химической промышленности (нефтехимические продукты пластмассы, синтетическое волокно, медикаменты и др.). Сильно возрос экспорт племенного молочного скота, живых свиней; в большом количестве вывозят молочные продукты, овощи и фрукты. Ввозят же Нидерланды преимущественно сырье и полуфабрикаты.

Главными торговыми партнерами Нидерландов являются страны Европейского экономического сообщества, а также США.

Нидерланды - страна с высоким уровнем развития туризма: поступления от этой отрасли составляют 3% стоимости экспорта. Особенно велик поток туристов из Великобритании и Германии.

Известная поговорка гласит, что бог создал землю, а голландцы - Голландию. Ее истинность была вновь подтверждена после Второй мировой войны, когда Нидерландам пришлось восстанавливаться после немецкой оккупации. Страна оказалась одной из наиболее пострадавших от войны - в 1945 году ее экономика достигала лишь 28 процентов от уровня конца 1930-х годов, за шесть лет военных действий было разрушено до 60 процентов транспортной системы.

Существенную роль в развитии экономики Нидерландов сыграл «план Маршалла». За период с 1948 по 1952 год предоставили стране свыше миллиарда долларов , что стало крупнейшим объемом помощи на душу населения среди всех континентальных европейских государств. Средства, полученные из Америки, были направлены на стабилизацию финансовой системы, обуздание инфляции и массовое жилищное строительство. К 1953 году правительство финансировало строительство до 65 тысяч домов в год, а к 1985 году в стране было построено свыше пяти миллионов жилых зданий.

Послевоенный экономический рост частично объясняется и деколонизацией. Нидерланды потеряли контроль над Индонезией в 1949 году, что, по оценкам некоторых экспертов, должно было серьезно ударить по конкурентоспособности голландской экономики. Новые послевоенные реалии, однако, показали, что стоимость содержания колониальной администрации и сопутствующие расходы лишь тормозят развитие хозяйства в метрополии. Деколонизация заставила Нидерланды развивать новые секторы промышленности, в то время как до войны экономика страны в большей степени ориентировалась на торговлю.

Период с 1950 по начало 1970-х годов даже иногда называют «золотым веком» голландской экономики. ВВП рос в среднем на 4-5 процентов ежегодно, а ВВП на душу населения увеличился (.pdf) с 5,285 тысячи долларов на человека в 1950 году до 13,4 тысячи долларов в 1973 году. Столь значительный экономический рост позволил правительству и голландским предпринимателям постепенно повышать зарплату наемным работникам, избегая серьезных конфликтов с рабочими и их профсоюзами.

Экономическое процветание, с одной стороны, благотворно сказалось на социальной стабильности, а с другой - само стало следствием этой стабильности. Исторически Нидерланды были пестрой страной в этническом, религиозном и идейном отношениях - на ее территории проживали католики и протестанты, а в конце XIX века в стране начали набирать популярность социалистические идеи. Неоднородность голландского общества заставляла его искать компромиссы и поддерживать диалог между различными группами. Эти навыки пригодились после войны и способствовали поступательному развитию экономики.

Например, с 1950 года правительство и профсоюзы согласились ограничить повышение зарплат. Это позволило голландскому бизнесу получить конкурентное преимущество на внешнем рынке и привлечь в страну огромные инвестиции из-за рубежа. Ограничение продержалось 13 лет, и лишь совпадение неблагоприятной экономической конъюнктуры с разногласиями в правительстве и профсоюзах положило конец подобной практике.

Повышение зарплат, впрочем, не смогло помешать росту ВВП, структура которого всего за пару десятилетий серьезно поменялась. С 1960-х годов вместо металлургии и сельского хозяйства (которое сохранило свою высокую эффективность) тон в промышленности стали задавать судостроение и химическая отрасль, а также международная торговля.

К началу 1970-х годов голландцы могли уверенно утверждать, что они построили государство всеобщего благоденствия. К прочим богатствам местной экономики добавилась и «манна небесная», а вернее - подземная: в Северном море были обнаружены большие запасы нефти, что должно было сделать королевство одним из самых богатых в мире. Однако именно с ростом разработки месторождений в Нидерландах начались трудности, которые позже станут знаковыми для многих государств по всему миру.

1970-е: Голландская болезнь

В начале 1960-х годов Голландия начала масштабное промышленное освоение нефтегазовых запасов Северного моря. Относительная дешевизна производства и рост цен на топливо в начале 1970-х годов привели к тому, что нефтегазовая отрасль стала доминировать в экономике страны, в нее стало вкладываться больше денег, чем в другие области. В результате промышленному потенциалу Нидерландов был нанесен существенный урон, который лишь усугубился с появлением на мировом рынке новых индустриальных стран. Последние начали активно конкурировать с Нидерландами в тех секторах, где позиции голландцев были особенно сильны - в судостроении и химической промышленности.

В 1970-х годах существенно замедлился рост производительности голландского рабочего. Если в предыдущие десятилетия, по некоторым данным, он достигал, в среднем, 5,12 пункта (увеличение произведенной продукции за час работы) в год, то в 1973-1979 годах - лишь 3,40 пункта, а в 1980-е годы он и вовсе упал до 1,73 пункта.

Все это позволило журналу The Economist назвать появившиеся в экономике Нидерландов неблагоприятные тенденции «голландской болезнью». Впоследствии этот термин неоднократно применялся к государствам, экономика которых попадала под влияние ресурсодобывающих секторов в ущерб промышленности и сфере услуг.

Негативные экономические явления в 1970-х годах не помешали Нидерландам вкладываться в образование и инфраструктуру, которые, наравне с обороной, стали лидирующими расходными статьями бюджета. Инвестиции окупились уже в следующем десятилетии. Выздоровление

1980: Приватизация госактивов

В 1980-е годы преодолеть неблагоприятные последствия «голландской болезни» Нидерландам помог типичный для Европы и «правый поворот». Он заключался в приватизации части государственных предприятий и сокращении государственных расходов. В результате с 1985 года экономика страны вышла из рецессии и в следующие десять лет ежегодно росла на 2,53 процента.

Наиболее серьезные перемены произошли в структуре экономики - подобно тому, как это было в ФРГ, в хозяйстве страны наибольшую роль стали играть мелкие и средние компании, в то время как доля крупных корпораций и государства сократилась.

Евроинтеграция и транснационализация мировой экономики в конце 1990-х - начале 2000-х годов оказали благотворное влияние на Нидерланды. В конце 1990-х годов страна сумела извлечь значительную выгоду от снижения курса национальной валюты, гульдена, к доллару. Другим положительным фактором для экономики стал рост цен на недвижимость и фондового рынка в целом, которые увеличились в семь и три раза соответственно. Рост экономики привел к созданию новых рабочих мест и снижению безработицы, тем самым создав базу для значительного спроса, что, в свою очередь, также поддерживало стабильные темпы роста. С 1996 по 2000 годы ВВП страны ежегодно увеличивался в среднем на 3,7 процента.

Солидная база позволила правительству в 1990-е годы увеличить расходы на здравоохранение , социальные меры и образование, тем самым вновь оживив представления о Нидерландах как об обществе «всеобщего благосостояния».

Однако экономическое чудо конца 1990-х годов оказалось краткосрочным. Повышение зарплат негативным образом сказалось на конкурентоспособности голландской экономики и вызвало всплеск инфляции. Увеличение цен, в свою очередь, привело к оттоку капитала и снижению иностранных инвестиций.

Нидерланды в 2000-х годах в целом оставались стабильной страной еврозоны, которую относили к благополучному Северу Европы в противовес проблемным государствам PIIGS: Греции, Ирландии, Испании , Португалии и Италии. При этом долговой кризис еврозоны все же затронул и Голландию.

2009: Последствия кризиса

Наиболее ярким эпизодом стало выделение государственной помощи крупнейшему голландскому банку ING Group в 2009 году, который получил 10 миллиардов евро для того, чтобы избежать банкротства. Другой проблемный финансовый институт - банк ABN Amro - с 2008 по 2013 год получил уже в общей сложности до 30 миллиардов евро помощи. Механизм, который был выбран голландским правительством для финансирования банка, в дальнейшем вызвал нарекания в ЕС и даже привел к нескольким судебным разбирательствам в Брюсселе.

В том же 2009 году экономика Нидерландов сократилась на 3,5 процента. После незначительного роста в 2010 и 2011 годах экономика в 2012-м вновь сократилась на 1,2 процента. Дефицит бюджета в 2010 году составил 5,3 процента ВВП , что превышает нормы еврозоны, предписывающие ограничивать дефицит бюджета тремя процентами. К 2013 году правительство по-прежнему не смогло сократить дефицит до требуемых ЕС уровней.

При этом несмотря на свои незначительные размеры и относительно небольшую численность населения (около 16 миллионов человек), Нидерланды занимают 17 место в мире по абсолютному размеру ВВП - в 2011 году, по данным ООН, он превышал 836 миллиардов долларов .

2013: Конец государства всеобщего благосостояния

Относительно неблагоприятная макроэкономическая статистика в Голландии в 2013 году совпала с новым раундом помощи финансовому сектору. В феврале 2013 года спасение банковской и страховой группы SNS Reaal от банкротства потребовало 14 миллиардов долларов , что вызвало опасения в стране и ЕС относительно устойчивости голландской банковской отрасли в целом.

Кризис, с которым сталкиваются Нидерланды, не следует преувеличивать. Пока он скорее связан с совпадением ряда неблагоприятных факторов, чем со структурной уязвимостью местной экономики. Страна по-прежнему занимает одно из ведущих мест в мире по основным экономическим индикаторам. В рейтинге Всемирного банка Doing Business в этом году страна оказалась на 31 месте. Надежность государственного долга Нидерландов не ставят под сомнение и в рейтинговых агентствах - он сохраняет высшую оценку AAA (сентябрь 2013).

Высокий уровень экономического развития пока вполне позволяет Нидерландам сохранять льготы для своих граждан. В том числе и такие спорные, как отсутствие налогов на проценты, получаемые по ипотечным ценным бумагам. Очевидно, что отсутствие налогов сказывается благоприятным образом не только на состоянии отдельных голландцев, но и всего рынка недвижимости, который сохраняет привлекательность для инвесторов .

В сентябре 2013 года король Нидерландов Виллем Александр объявил о конце государства всеобщего благосостояния. На его обломках монарх предложил построить «общество активного участия» (participation society), предполагающее, главным образом, сокращение социальных расходов государства и повышение ответственности за собственное благосостояние самих голландцев. Так завершилась (по крайней мере, на символическом уровне) очередная «европейская экономическая сказка», предполагавшая высокий уровень жизни всего населения страны.

Речь короля Виллема Александра стоит воспринимать главным образом в символическом ключе: неслучайно ее произнес именно он, а не автор текста - премьер-министр Марк Рютте. Символ получился противоречивым и одновременно запоздалым. Противоречивым - потому что, как едко отметило Agence France-Presse, чтобы заявить о закате государства всеобщего благосостояния, король прибыл в парламент в золотой карете.

Король Виллем Александр. Фото: Robin Utrecht / AFP

Запоздалым - потому что по факту с концепцией всеобщего благоденствия

В послевоенное время Нидерланды превратились из индустриально-аграрной страны в индустриальную с высоким развитием сферы услуг. С 1946 по 1976 г. доля промышленности и строительства в национальном доходе поднялась с 34 40%, а сельского хозяйства сократилась с 13 до 5%. Для Нидерландов характерен технический уровень и значительная в производстве квалифицированной рабочей силы.

В стране преимущественно развивались такие отрасли промышленности, как черная металлургия, машиностроение, нефтепереработка, химическая. Эти отрасли, наиболее тесно связанные с новейшими научно-техническими достижениями, основную часть своей продукции поставляли на экспорт. Из старых отраслей прочные позиции удержала только пищевая промышленность, использующая ресурсы сельскохозяйственного производства самих Нидерландов. В то время отрасли, обслуживавшие колониальные рынки (например, текстильная промышленность), постепенно утрачивали свое .

На северо-востоке и на западе, близ Гааги и Роттердама, обнаружены нефтяные месторождения, однако очень незначительны, поэтому добыча нефти поддерживается на уровне всего 1,4 млн. т в год.

Добыча угля в Лимбурге после длительного периода подъема стала быстро сокращаться, главным образом из-за конкуренции со импортного жидкого топлива, а также обнаруженного на севере страны природного газа. Повлияла, кроме , меньшая рентабельность добычи угля на лимбургских шахтах по сравнению с другими угольными бассейнами стран «Общего рынка». К середине 70-х годов все были закрыты.

Среди отраслей транспортного машиностроения по стоимости выпускаемой продукции лидирует с сопутствующим ему производством портовых устройств, мостовых конструкций, насосов, земснарядов и т. д.

На верфях страны сооружают океанские лайнеры, грузовые и рыбопромысловые суда, яхты, буксиры и др. Из-за неблагоприятных грунтовых условий многие верфи имеют плавучие доки. Крупнейшие центры судостроения сконцентрированы в районе между Роттердамом и Дордрехтом, а также в Амстердаме, Алкмаре, Флиссингене.

Автомобилестроение сложилось в послевоенные годы на базе крупных сборочных предприятий в Амстердаме, Роттердаме и Эйндховене. В двух первых центрах размещены филиалы иностранных автомобильных концернов («Форд», «Дженерал моторе» и др.). Крупнейший национальный выпуска легковых автомобилей находится в Борне, а грузовых - в Эйндховене. В 1977 г. голландские фирмыпроизвели около 71) тыс. легковых и грузовых машин.

Авиастроение, молодая отрасль машиностроения, специализируется на производстве легких и скоростных самолетов, которые могут использоваться и для военных целей, а также вертолетов и разнообразного оборудования для самолетов и аэродромов.

Уже с конца XIX в. в Нидерландах стала развиваться , использовавшая местное сырье- каменную , отходы угольной и металлургической промышленности. Но стремительный рост этой отрасли начался после второй мировой войны в связи с использованием нефти и природного газа. По темпам роста этой отрасли Нидерланды опередили многие другие западноевропейские страны. Около половины всей выпускаемой продукции экспортируется.

На первом плане стоит производство нефтехимических компонентов и полимеров и на их базе -синтетического волокна, синтетического каучука, лаков, эмалей и анилиновых красителей, минеральных удобрений, хлора и соды. Производство этой продукции сконцентрировано в районах Роттердама, Амстердама, Тер-нёзена, Делфзейла, Гелена и др.

Во многих странах известна продукция нидерландской фармацевтической промышленности: антибиотики, витамин «Д». Свыше половины всей продукции идет на экспорт.

Значение железных дорог для перевозки пассажиров уменьшилось из-за конкуренции со стороны других видов транспорта. Многие железнодорожные линии были разобраны, и сейчас в стране между собой центры провинций и крупнейшие города. Большая часть линий переведена на электрическую тягу, прочие обслуживаются дизельной тягой. Использование паровозов прекратилось в 1958 г.

Нидерланды занимают первое место в мире по стоимости экспорта и импорта на душу населения. На их долю приходится около 4,5% общего внешнеторгового оборота капиталистических и развивающихся стран. 70% стоимости экспорта обеспечивает промышленность. Вывозят основном продукцию машиностроения ( , электрооборудование, радиоприемники и др.) и химической промышленности (нефтехимические продукты, синтетическое , медикаменты и др.). Сильно возрос экспорт племенного молочного скота, живых свиней; в большом количестве вывозятся , и фрукты. Ввозят же Нидерланды преимущественно сырье и полуфабрикаты.

Главными торговыми партнерами Нидерландов являются страны Европейского экономического сообщества, а также США.

Нидерланды - страна с высоким уровнем развития туризма: поступления от этой отрасли составляют 3% стоимости экспорта. Обслуживанием туристов занято 110 тыс. (больше, например, чем в нефтехимической промышленности). Особенно велик туристов из Великобритании и Германии.