Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура. Сущность налоговой системы

Вопросы:

    Понятие налоговой системы

    Принципы налоговой системы Российской Федерации

    Понятие налога и сбора в налоговой системе РФ

    Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

    Виды налогов и сборов в России

  1. Понятие Налоговой системы

В настоящее время не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России. На наш взгляд, понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и сборов» и «система налогообложения» и включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с налогообложением.

Налоговая система - совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля за своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату.

Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Функции налоговой системы

Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

Фискальная , суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

Распределительная , суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

Регулирующая , суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

Контрольная , суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Основу налоговой системы России также составляет Налоговый кодекс . Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):

виды налогов и сборов;

основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;

права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);

формы и методы налогового контроля;

ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц.

Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

1. Фискальная , суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

2. Распределительная , суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики , государством в целом и его территориально-административными образованиями.

3. Регулирующая , суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

4. Контрольная , суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Принципы построения налоговой системы Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»): налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных; размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода; время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика; каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.

3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.


4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации

8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.

12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков. Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

Налоговый механизм включает в себя формы и методы организации налоговых правоотношений и способы их количественного и качественного проявления через рычаги, звенья и элементы.

Создание налогового механизма является последовательным процессом, включающим следующие стадии :

Разработку налогового механизма, то есть определение налоговых отношений, обеспечивающих выполнение задач и целей налоговой политики на современном этапе;

Практическое применение налогового механизма;

Проверку соблюдения установленных форм и методов налоговых отношений, сбор информации, проведение контрольных мероприятий с целью определения положительных и отрицательных сторон действия налогового механизма;

Анализ действующей налоговой системы, ее оценку и разработку предложений по дальнейшему совершенствованию налогового механизма.

Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). К элементам налогового механизма, имеющим количественные параметры, можно отнести размеры ставок, объем налоговых льгот, долю изъятия части ВВП посредством налогов в бюджет, уровень собираемых налогов и т.д. С научной точки зрения, налоговый механизм — это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве экономической категории, то есть как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода.

На макроэкономическом уровне налоговое бремя (налоговый гнет) - это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту. Иными словами, налоговое бремя отражает ту часть произведенного обществом продукта, которая перераспределяется посредством бюджетных механизмов. Категория налогового бремени применительно к уровню конкретного налогоплательщика отражает долю его совокупного дохода, изымаемого в бюджет. Как правило, расчет этого показателя производится путем отнесения суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации. Иногда для более точного расчета в состав фискальных платежей включаются платежи во внебюджетные фонды.

Одним из способов государственного регулирования налогового бремени плательщиков-предприятий предлагается использовать так называемое правило красной черты. Так, П. Мостовой считает, что, согласно этому правилу, общая сумма налоговых и аналогичных им изъятий у промышленных предприятий должна быть ограничена определенным процентом от их оборота. Применяться это правило должно в течение 3-5 лет, а за его рамки могут выходить только рентные платежи и некоторые фискальные акцизы. Данное мероприятие, введенное на нормативном уровне, по мнению П. Мостового, будет способствовать приведению российских цен в соответствие с реальным уровнем спроса и предложения.

В некоторых зарубежных странах для расчета налогового бремени используется показатель эффективной налоговой ставки, которая представляет собой долю налога в суммарном облагаемом доходе налогоплательщика. Налоговые ставки, используемые при расчете методом сложной прогрессии (см. § 8.7 настоящего пособия), показывают размер обложения лишь для отдельных частей дохода налогоплательщика. Для того чтобы определить эффективную налоговую ставку, необходимо вначале вычислить долю, изымаемую налогом из каждой отдельной части дохода, а затем их сумму отнести к общей сумме доходов. Оптимальный размер налогового бремени - центральная макроэкономическая проблема любого государства. В то же время иногда как в специальной, так и в публицистической литературе приходится сталкиваться с мнением о том, что чем ниже уровень налогового бремени, тем стремительней и динамичней развивается экономика государства: чем меньше налоги - тем выше экономика.

Их взимания.

Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения понятия налоговой системы. Однако действовавший в прошлом Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал указанное выше понятие. Это понятие используется в теории и по сей день, с тем лишь отличием, что ранее самостоятельным компонентом налоговой системы считались пошлины - но в соответствии с вступившими в силу главами Налогового кодекса России государственная пошлина отнесена к сборам; что же касается таможенных пошлин , в прежние времена считавшихся институтом, общим для налоговой системы и для таможенного регулирования, - то по мере совершенствования налогового и таможенного законодательства законодатель и исследователи постепенно пришли к мнению о принадлежности их сугубо к отрасли таможенного права .

Основой налоговой системы являются налоги и сборы . С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Функции налоговой системы

Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

  1. Фискальная , суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
  2. Распределительная , суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями .
  3. Регулирующая , суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
  4. Контрольная , суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Принципы построения налоговой системы

Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов » в г. сформулировал четыре правила («максимы»):

  • налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
  • размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;
  • время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика ;
  • каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

  1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.
  2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.
  3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.
  4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика . Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.
  5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.
  6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
  7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации
  8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.
  9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.
  10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.
  11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.
  12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации.

Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

Примечания

Литература

  • Финансы: Учебник Под ред В. В. Ковалёва М: ТК Велби, Изд-во Проспект,2004

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Налоговая система" в других словарях:

    налоговая система - — налоговая система Система государственных институтов (законов, правил, учреждений), а также общественных традиций и установок, целью функционирования которой является сбор… … Справочник технического переводчика

    Налоговая система - (tax system) – система государственных институтов (законов, правил, учреждений), а также общественных традиций и установок, целью функционирования которой является сбор денежных средств для наполнения государственных (федерального и… … Экономико-математический словарь

    По законодательству РФ совокупность налогов, сбо ров, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом подразумевается обязательныйвзнос в бюджет соответствующего уровня или во… … Финансовый словарь

    Налоговая система РФ - совокупность налогов и сборов, установленных государством. В Российской Федерации налоговая система устанавливается Налоговым кодексом и федеральными законами, соответствующими кодексу. В налоговую систему РФ включаются налоги (в т. ч. акцизы) и… … Банковская энциклопедия

    Система налогообложения Taxation system совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. См. также Налог, Таможенные пошлины … Юридический словарь

    Совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд.,… … Экономический словарь

    Налоговая система - (англ. tax system) совокупность налогов, сборов и др. платежей, взимаемых с налогоплательщиков в порядке, установленном национальным законодательством, в доход бюджета соответствующего уровня. Н.с. РФ включает … Энциклопедия права

    НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА - совокупность взаимосвязанных налогов, сборов, пошлин, взимаемых в государстве, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а тж. налоговых органов. тж. НАЛОГИ; ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ … Юридическая энциклопедия

    Установленная Налоговым кодексом Российской Федерации налоговая система России (данные на 1 января 2006 года): Федеральные налоги и сборы Налог на добавленную стоимость Акцизы Налог на доходы физических лиц Единый социальный налог Налог на… … Википедия

Основными рычагами перераспределения первичных доходов, образующихся в микроэкономике, является система налогов и их использование для государственных расходов.

9.3. Структура налоговой системы

Изучение налоговой системы мы начнем с выяснения ее довольно сложной структуры. Об основных элементах данной структуры дает представление схема на рис. 9.3.

А. По уровням взимания налоги, например в России, делятся на федеральные, региональные и местные.

По федеральным налогам объекты налогообложения, ставки и плательщики устанавливаются законодательными актами Российской Федерации. По всей территории страны взимается более 20 налогов (например, налог на прибыль с предприятий; подоходный налог с физических лиц; таможенная пошлина и др.).

По налогам субъектов Российской Федерации объекты налогообложения, границы ставок и плательщики устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а конкретные ставки - законодательными актами субъектов Федерации.

Местные налоги могут вводиться местными органами власти в пределах перечня налогов и границ ставок, установленных законодательными актами.

Налоговая система - это совокупность налогов, форм и методов налогообложения, а также налоговых органов.

Современная налоговая система страны включает более 180 налогов и сборов, введенных региональными и местными органами власти.

Б. Виды налогов - в зависимости от форм и методов налогообложения налоги в разных странах подразделяются на прямые и косвенные.

Прямыми являются налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (подоходный налог, налог с наследства и дарений, налог на имущество и т. д.).

Косвенными называют налоги на товары и услуги, которые устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и не зависят от доходов налогоплательщика. Производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учетом налоговой надбавки, которую затем передают государству. Косвенные налоги наиболее распространены в виде:

а) акцизов (ими облагаются алкогольные напитки, табачные изделия, ювелирные изделия, легковые автомобили, бензин автомобильный, отдельные виды минерального сырья; б) налога с продаж; в) пошлин (взимаются при заключении договоров об аренде, регистрации предприятий, оформлении наследства, провозе товаров через границу и др.; г) таможенных сборов (дополнительных сборов, взимаемых сверх таможенных пошлин для возмещения таможенных расходов).

В. Налоговые ставки - это размеры налогов на единицу обложения. Различаются следующие ставки налога:

Прогрессивные, которые возрастают с увеличением доходов;

Пропорциональные - единый процент налогов независимо от размеров доходов;

Регрессивные, которые снижаются с ростом величины облагаемых доходов (рис. 9.4);

Твердые, которые уплачиваются в абсолютной сумме независимо от величины дохода.

Г. Наконец, в налоговую систему входят налоговые органы.

Государственная налоговая служба поддерживает единый контроль над соблюдением налогового законодательства. Она проверяет точность исчисления и полноту внесения налогов и других платежей.

Налоговая полиция - правоохранительные органы, которые обеспечивают экономическую безопасность страны. Они выполняют следующие основные задачи:

а) выявляют, предупреждают и пресекают налоговые преступления и правонарушения;

б) обеспечивают безопасность деятельности налоговых инспекций; предупреждают, выявляют и пресекают коррупцию (подкуп) в налоговых органах.

Налоговая система выполняет важные задачи в области социально-экономических отношений.

Во-первых, ставки налогов могут способствовать перераспределению доходов для социального выравнивания уровня жизни населения. Именно такую роль в наибольшей степени выполняет прогрессивный налог, величина ставки которого возрастает по мере увеличения суммы облагаемого дохода. Так, в ряде западных стран размер минимальной налоговой ставки колеблется от 10 до 25 %, максимальной - от 30 до 70 %. В прямо противоположном направлении действует регрессивная ставка налога, которая снижается с ростом величины облагаемого дохода.




РегрессиЕ1Г1Е,:й


Рис. 9.4. Ставки налогов

Во-вторых, налоговые ставки могут поощрять внедрение достижений научно­технического прогресса, рост и совершенствование производства, продажу товаров за границу. Если, допустим, установлена одинаковая величина налога на единицу товара, то в экономическом выигрыше окажутся предприятия и работники, которые произвели одинаковую продукцию с меньшими затратами труда и материальных средств.

К тому же в соответствии с действующим законодательством полностью или частично освобождаются от налогообложения расходы на научные исследования и технологические разработки.

В-третьих, налоговые ставки играют важную роль в образовании доходов государственного бюджета (бюджет - смета доходов и расходов государства - будет рассмотрен в гл. 14). Во многих экономически развитых странах налоговые поступления составляют 90 % всех доходов государства.

Какова социально-экономическая роль налогов

При установлении налогов важно учитывать налоговое бремя физических и юридических лиц. Речь идет о том, что работники вынуждены делить свой личный доход (состоящий из заработной платы и дополнительных платежей - дивидендов, премий, процентов, ренты, трансфертов) на две части: а) налоги и б) личный располагаемый доход.


Трудящиеся тратят личный располагаемый доход прежде всего на приобретение жизненно необходимых благ и услуг. Оставшиеся деньги могут пойти на сбережения, которые рассчитаны на будущие покупки. Сбережения могут быть помещены в банк на депозитный вклад, дающий соответствующий процент.

Вполне очевидно, что размер лично располагаемого дохода прямо зависит от общей суммы личного дохода работника и от величины уплачиваемых налогов.

Аналогично налоговое бремя предпринимателя в определенной мере ограничивает его возможность использовать валовую прибыль для образования чистой прибыли фирмы и личного предпринимательского дохода (см. гл. 8). В свою очередь, такое бремя влияет на величину денежных средств, которые выделяются для сбережения, накопления капитала, расширения производства и других социально-экономических задач предприятия.

В итоге мы обнаруживаем обратно пропорциональную зависимость между уровнем ставки налога и суммой облагаемого дохода, с одной стороны, и с другой - величиной лично располагаемого дохода работников и возможностями сбережения денег и накопления капитала. Чем выше ставка налога, тем тяжелее налоговое бремя работников и предпринимателей.

Практика показывает, что при чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются материальные стимулы к труду и новаторству. Непомерное возрастание в 60-70-х



Доход

гг. XX в. в западных странах налогового бремени вызвало «налоговые бунты», массовое уклонение от налогов, привело к утечке капиталов и бегству получателей высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообложения. Напротив, снижение ставок налогов может способствовать стремлению работников и предпринимателей увеличивать производство и получать большие доходы. Одновременно расширяется налогооблагаемая база - заработная плата и прибыль. Группа американских специалистов во главе с профессором А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена в кривой Лаффера (рис. 9.5).

Было теоретически доказано: ставка налога в 50 % Но является оптимальной (наилучшей). В таком случае достигается максимальная сумма налогов Нм. При ставке налога выше Но резко снижается деловая активность предприятий и работников. При ставке налога, близкой или равной 100 %, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.



Рис. 9.5. Кривая Лаффера

Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50-70 %.

Американцы говорят, что при столь высокой ставке налога, как в Швеции (72 %), в США никто не стал бы работать в легальной экономике.

В течение 80-х - начале 90-х гг. XX в. в ведущих странах Запада проводились налоговые реформы. Их цель - ввести более равномерное налогообложение равных по величине доходов, уменьшить налог на прибыли фирм, снизить прогрессивность налогообложения, ликвидировать ряд налоговых льгот.