Какие установлены ставки ндпи. Налог на добычу полезных ископаемых

Налоговый кодекс содержит разнообразные налоговые режимы, одним из видов является налог на добычу полезных ископаемых. Законодательство в отношении такой деятельности содержит множество различных норм. Чтобы разобраться в данном вопросе рассмотрим особенности НДПИ и порядок его расчета.

НДПИ – это вид налога, который платят субъекты хозяйственной деятельности за добычу полезных ископаемых. Осуществлять указанную деятельность имеют право лишь субъекты, которым выдана специальная лицензия на добычу полезных залежей.

После получения лицензии индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо обязано стать на учет в органы налоговой инспекции в месте, где будет производиться добыча.

Объектом налогообложения считаются полезные ископаемые, к ним относятся:

  • специально добытые ресурсы из недр земли (руды, газообразующие вещества, торф, уголь, различные виды нефти и другие виды залежей);
  • результат вторичного сырья, в виде извлеченных отходов.

Облагаемая налогом добыча может происходить как на территории России, так и за её пределами.

Определяем налоговую базу

Налоговая база представляет собой стоимость добываемых ресурсов. НДПИ предполагает следующие подходы к определению цены на ископаемые:


Определение расчета базы налогообложения, исходя из цен проданного товара, применяется в случае продажи ПИ, за который насчитывается НДПИ . И в том случае, когда предприятие не имеет государственного субсидирования для нивелирования разницы между оптовой ценой сырья и его расчетной стоимостью.

Определение ставки налогообложения

Ставка НДПИ – это цена за условную единицу, на каждый вид ископаемых индивидуально принимается фиксированная оценка. Руководствуясь ставкой и базой налогообложения плательщики, а также инспекция высчитывают обязательный платеж за проведение предпринимательской деятельности.

Статья 342 НК РФ имеет перечень ставок применимых к разным видам ресурсов:

  • добывание горючих сланцев оплачивается по ставке 4%;
  • руды черных металлов на уровне 4,8%;
  • добыча золотосодержащих и битуминозных пород 6%;
  • за калийные соли предприниматель должен отчислять 3,8%;
  • ископаемые для строительства, хлористый натрий, соль, нефелины и бокситы, горнорудные ископаемые, радиоактивные металлы идут по ставке 5,5%
  • все драгоценные металлы, кроме золота подлежат уплате 6,5%;
  • добыча редких, цветных рудных металлов оплачивается по ставке 8%;
  • полезные минералы подлежат уплате 7,5%.

Добыча таких пород как нефть, газ, различные виды угля оцениваются по весу и объему, предпринимателям ежегодно необходимо следить за актуальными ценами и уточнять их , прежде чем производить расчет.

Для ряда ископаемых и вовсе предусмотрена нулевая ставка, среди них добыча нефти на морском пространстве, нефть с особо высокой вязкостью, углеводороды из абалакских, баженовских, доманиковых залежей.

Налоговый кодекс имеет нормы позволяющие субъектам добывающей деятельности пользоваться вычетами и льготами. Данные положения указаны в главе 26 НК РФ . Вычеты предусмотрены для угольной и нефтяной промышленности. Однако воспользоваться данными положениями на практике достаточно сложно в силу множества ограничений и требований.

Применяется учёт сложных условий добывания, так организации, могут снизить сумму платежа, основываясь на понижающихся коэффициентах базовой ставки.

Как рассчитать сумму

Налогоплательщики ежемесячно рассчитывают налог по каждому ископаемому отдельно. Чтобы произвести подсчет платежа предприниматель должен вычислить актуальную базу налогообложения, применимые ставки и полезный коэффициент. Определив все нужные данные, субъект хозяйствования может приступать к расчету.

В основном вычисление суммы налогового платежа происходит путем умножения базы на ставку по ископаемому.

Модели расчета НДПИ

  1. Расчет налога для нефти и газа. Налогоплательщик устанавливает базу исходя из цены на момент добычи, уточняет на сайте ФНС актуальный коэффициент добычи. Далее база налогообложения умножается на необходимые коэффициенты.
  2. Подсчет налога для драгоценных металлов. Данный вид ископаемых характеризуется применением процента от стоимости чистого сырья или конечной цены после выхода на рынок. Определив точную налоговую базу её следует умножить на ставку в соответствии с налоговым кодексом.

Наиболее широко применяемая формула состоит в следующем: итоговая стоимость добытого материала умножается на ставку налогообложения. При расчетах стоит помнить о вычете применяемого НДС.

Пример подсчета:

Предприятие за отчетный период добыло серебряную руду в объеме 10000 тонн. На рынке стоимость данной руды равняется 650 руб. НДС в данном случае составит 118 руб. Имея основные цифры, предприниматель руководствуется такими методом подсчета: 650 – 118 = 523. Затем 532 * 10000 = 5320000. Далее получившуюся цифру умножаем на ставку 5320000 * 6,5% = 345800 руб.


Заполнение декларации

Декларация представляет собой бланк из трех разделов. Плюс к ним идет дополнительный лист для заполнения сотрудником ФНС. Декларация по НДПИ – это документ отчетности налогоплательщика перед органами налоговой инспекции. Вести отчет необходимо каждый месяц, за несвоевременную подачу документа, к субъекту хозяйствования могут применяться санкции в виде штрафа.

Подается такой отчет по месту выполнения работ по добыче ПИ. В нем указывается основная информация о предприятии, присвоенный код для добычи конкретных ископаемых, подсчитанная сумма платежа за последний отчетный период, также прикладывается сам расчет платежа.

Специальные строки необходимо заполнять следующим образом:

  • первый раздел с информацией о сумме налога. Результаты подсчетов вписываются в самом начале, но удобней его заполнить после заполнения всех остальных пунктов. Поскольку первый раздел включает всю основную информацию с последующих пунктов;
  • второй включает в себя расчеты для нефтедобытчиков. Данные субъекты заполняют всю основную информацию о лицензии, о ценах нефтяного сырья, особенности её добычи;
  • третий раздел предназначен для газовой промышленности. Указывается стоимость газа, цена транспортировки, условия добычи и другая информация;
  • четвертый пункт предусмотрен для работ на морском шельфе и подобных месторождениях. В нем отображается начало работ по добыче, информация о добываемом сырье, стоимость налоговой базы и соответствующие расчеты ;
  • пятый раздел универсальный, применяется для всех оставшихся ПИ. Также как и предыдущие разделы заполняется основной информацией о добытчике, лицензии, сырье, условиях работы и актуальных показателях;
  • шестой предназначен для внесения данных о стоимости за единицу ПИ;
  • седьмой служит для информации об угольной промышленности.

Отсутствие деятельности на протяжении отчетного периода не освобождает лицо от выполнения обязанности отчитываться. В таком случае предприниматель должен сформировать нулевую отчетность и направить её в налоговую службу.

Субъектам, получившим лицензию и приступившим к добыванию ископаемых, следует готовиться к отчетности только на следующий месяц. Нынешнее высокотехнологичное время позволяет подавать отчеты в электронной форме. Для этого предварительно стоит пройти регистрацию на сайте ФНС.

Анализируя вышеописанное, отметим, что существуют разные подходы в расчете налоговой базы. Налоговый кодекс также содержит множество ставок, предназначенных для различных типов сырья. Прежде чем отчитаться перед налоговой инспекцией предприниматель должен фундаментально изучить особенности отчетности для своего бизнеса.

Подробнее о порядке исчисления налога смотрите ниже на видео.

Налог па добычу полезных ископаемых (НДПИ) был введен в действие в 2002 г. гл. 26 НК РФ. Размеры поступлений от НДПИ в федеральный бюджет весьма значительны и занимают второе место после НДС. Это обусловлено тем, что добывающие отрасли составляют в экономике России существенную долю.

Следует отметить, что НДПИ выполняет не только фискальную функцию, но и регулирующую. Так, для поддержки нефтедобывающей отрасли и стимулирования освоения новых провинций, использования новых технологий для повышения нефтеотдачи пластов в традиционных регионах добычи нефти были введены нулевые налоговые ставки.

Существующий порядок исчисления НДПИ в нефтегазодобыче учитывает условия разработки месторождений полезных ископаемых - добыча полезных ископаемых может осуществляться и из низкодебитных и высокообводненных нефтяных скважин с применением прогрессивных методов добычи. Недропользование - объективно постадийный (при воспроизводстве минерально-сырьевой базы) и поэтапный (при разработке месторождений) процесс, включающий региональные геологические исследования, поиски, оценку, разведку, опытно-промышленную эксплуатацию, доразведку, промышленную добычу полезных ископаемых. Финансово-экономические показатели освоения месторождения изменяются в процессе эксплуатации. Максимальные затраты недропользователь несет на начальном этапе освоения месторождения и завершающем этапе поддержания падающей добычи. Поэтому необходимы экономические стимулы на этих этапах жизненного цикла нефтедобывающего предприятия. В противном случае освоение и разработка новых месторождений либо становятся неэффективными, либо сопряжены с большими финансовыми рисками. В связи с этим платежи при пользовании недрами должны быть разными на каждой стадии воспроизводства минерально-сырьевой базы и на каждом этапе разработки месторождения, что, естественно, невозможно при установлении твердой ставки налога. Поэтому введены корректирующие коэффициенты к ставке НДПИ в зависимости от условий добычи нефти.

ИЗ ИСТОРИИ

Правовую природу НДПИ относят к таким доходным источникам бюджета, как регалии. Изначально регалии определялись как казенные (государственные) предприятия, к которым относились и так называемые горные регалии, включающие добычу полезных ископаемых. Постепенно горные регалии, не устраняя частного пользования недрами, приобрели исключительно фискальное значение.

Само право государства взимать налоги относится к суверенным правам государства, так называемым регалиям в широком смысле, т.е. к правам, вытекающим из существа государства и составляющим неотъемлемую принадлежность верховной власти, таким как право творить суд, устанавливать ответственность за правонарушения и т.д. В узком смысле слова регалии - это такие права частноправового характера, которые изымаются из сферы приобретения частными лицами и берутся исключительно в руки государства. Юридическое различие между регалиями в широком и узком смысле слова коренится в природе нрав, которые лежат в основании регалии. Регалии в широком смысле основаны на правах публичной власти, регалии в узком смысле основаны на присвоении государством прав, которые без ущерба для суверенитета государства могут принадлежать не только государству, но и частным лицам .

Во Франции и в Пруссии уже в XIX в. существовал НДПИ. Во Франции он назывался "постоянный налог" и "пропорциональный". При этом постоянный налог взимался с площади, занимаемой недропользователем, а пропорциональный - с дохода от добычи полезных ископаемых. Причем оценка дохода производилась особыми комитетами на основании правил, изданных в 1874 г. В Пруссии согласно горному уставу 1865 г. горные промыслы были обложены 2%-м налогом с валового дохода, который оценивался ежегодно.

В Англии "регальное право было постепенно сведено к полицейскому наблюдению за работами в рудниках и к обложению горного промысла подоходным налогом на общем основании, принимая, однако, во внимание, что горный промысел по характеру своему неизбежно хищнический: добываемые продукты не нарастают вновь, и эксплуатируемая площадь из года в год истощается до полного обесценивания, так что в состав дохода непременно входит и часть капитала" .

В советский период право природопользования являлось социалистическим, т.е. производным от права государственной собственности на недра, и осуществлялось через систему государственных народно-хозяйственных планов. Пользование объектами природы, в том числе недрами, являлось бесплатным.

Реформы конца 1980-х - начала 1990-х гг. радикально меняли государственную и налоговую политики в сфере недропользования. В российской налоговой истории платность недропользования была введена в 1991 г., после того как был принят Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах". При этом платежи, связанные с использованием природных ресурсов, так же как и в советское время, были неощутимы для налогоплательщиков и не имели серьезного фискального значения для государства.

До 2001 г. налоговая система включала в себя отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также многочисленные платежи за природные ресурсы, установленные Законом РФ "О недрах" и включенные в налоговую систему. При этом важнейшие положения налогообложения недропользования имели рамочный характер и не давали четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении платежей, взимаемых при пользовании природными ресурсами. Объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, налоговые льготы устанавливались межведомственными инструкциями. По плате за пользование недрами ставки налога регулировались в лицензионных соглашениях, кроме того, законодательство о недропользовании допускало внесение платежей в бюджет не только в денежной форме, но и в натуральной форме, т.е. добытыми полезными ископаемыми .

НДПИ закрепил основные элементы налогообложения. Причем понятие "полезное ископаемое", применяемое в НК РФ, отличается от аналогичного понятия, используемого законодательством о недропользовании. Понятие "полезное ископаемое", используемое в законодательстве о налогах и сборах, шире, чем применяемое в законодательстве о недропользовании. Дело в том, что из одного минерала может быть произведено много видов продукции горнодобывающей промышленности, количественно и качественно отличающихся друг от друга, что при ведении государственного баланса запасов не учитывается.

Нельзя не отметить, что НДПИ довольно часто применяется в мировой практике в территориально небольших странах, в которых природные различия месторождений незначительны, в то время как Россия имеет огромную территорию и месторождения очень сильно различаются между собой.

НДПИ по экономической сущности представляет собой механизм изъятия абсолютной ренты, порождаемой недропользованием в тех странах и в том случае, если рентабельность подавляющего числа предприятий добывающей отрасли выше рентабельности предприятий других отраслей производства в данной конкретной стране.

Использование же ренты на природные ресурсы, в частности на добычу полезных ископаемых, как налогооблагаемой базы имеет следующие преимущества: 1) облегчается начисление налогов (оценить ренту легче, чем доходы);

2) налогообложение становится более справедливым, так как рента - это непроизводственный доход; 3) налог на ренту меньше искажает экономику, так как налогом облагается сверхприбыль, а не труд.

Таким образом, установление и введение в действие с 1 января 2002 г. НДПИ упорядочило систему налогообложения природных ресурсов в России, были законодательно разделены налоги и многочисленные неналоговые платежи за пользование природными ресурсами, регулируемые не законодательством о налогах и сборах, а законодательством о природопользовании. НДПИ реализовал рентный принцип налогообложения в этой сфере .

Налогоплательщиками НДПИ в ст. 334 НК РФ являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Пользователи недр определяются в соответствии с Законом РФ "О недрах".

НК РФ в ст. 336 определяет в качестве объекта НДПИ следующие полезные ископаемые:

  • 1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;
  • 2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;
  • 3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией России (а также арендуемых у иностранных государств или используемых па основании международного договора), на участке недр, предоставленных налогоплательщику в пользование.

При этом не признаются объектом налогообложения НДПИ:

  • 1) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся па государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • 2) добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  • 3) полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством РФ;
  • 4) полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
  • 5) дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
  • 6) метан угольных пластов.

Налоговая база НДПИ количественно выражает предмет налогообложения. Налоговую базу называют также основой налога, поскольку к ней непосредственно применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма. Налоговая база по НДПИ в соответствии со ст. 338 НК РФ определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого) как стоимость добытых полезных ископаемых , за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Полезным ископаемым в соответствии с п. 1 ст. 337 Н К РФ признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. З ст. 337 НК РФ), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.

При определении добытого полезного ископаемого ключевым моментом является то, что вне зависимости от продукции, фактически реализуемой налогоплательщиком (в том числе в виде минерального сырья, продукта более высокой степени технологического передела или побочного продукта, образующегося при получении основной продукции), полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в минеральном сырье, соответствующая стандарту качества. Кроме того, полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности, добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок) .

Используемое в законодательстве о налогах и сборах понятие "полезное ископаемое" шире, чем применяемое в законодательстве о недропользовании. Это объясняется тем, что из одного добытого минерала может быть произведено несколько видов продукции горнодобывающей промышленности, количественно и качественно отличающихся друг от друга, что при ведении государственного баланса запасов не учитывается.

Перечень полезных ископаемых, которые учитываются на государственном балансе, определяется Порядком постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 06.09.2012 № 265. При этом в целях налогообложения в НК РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым.

Добытое полезное ископаемое - полезное ископаемое, добытое из недр на территории РФ, извлеченное из отходов (потерь) добывающего производства, а также добытое из недр за пределами территории РФ, признаваемое объектом налогообложения по НДПИ.

Группировка добытых полезных ископаемых по видам приведена в п. 2 ст. 337 НК РФ. Перечень полезных ископаемых остается открытым, и для решения вопроса о признании продукции полезным ископаемым необходимо руководствоваться определением, данным в п. 1 ст. 337 НК РФ.

Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

При определении единицы измерения количества добытого полезного ископаемого следует иметь в виду, что если, например, оценка стоимости единицы полезного ископаемого осуществляется в рублях за 1 т, то количество добытого полезного ископаемого определяется в тоннах. Если оценка стоимости единицы полезного ископаемого осуществляется в рублях за 1 куб. м, то количество полезного ископаемого определяется в кубических метрах.

В случае разногласий с налогоплательщиком по определению продукции добывающих отраслей промышленности, признаваемой полезным ископаемым для конкретного месторождения, налоговый орган вправе запросить органы государственного горного надзора о продукции и стандарте качества, которые для данного месторождения соответствуют техническому проекту разработки данного месторождения.

Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема. Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено НК РФ. В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого и изменяется только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи.

НК РФ в ст. 340 устанавливает, что оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

  • 1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;
  • 2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
  • 3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Если налогоплательщик применяет первый способ оценки, то оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде (а при их отсутствии в предыдущем налоговом периоде) у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого, без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.

При этом выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации (уменьшенных на суммы субсидий из бюджета), определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, без НДС (при реализации на территории РФ и в государства - участники Содружества Независимых Государств) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.

Третий способ оценки используется в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого. При этом способе расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Налоговый период НДПИ, т.е. срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства, установлен как календарный месяц.

Налоговые ставки по НДПИ определены в ст. 342 НК РФ.

Порядок исчисления и уплаты НДПИ . Сумма НДПИ по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. При этом, если сумма налога не исчисляется в соответствии со ст. 343 НК РФ по каждому участку недр, на котором осуществляется добыча полезного ископаемого, сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида. Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя

Сроки уплаты НДПИ. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Необходимо отметить, что обязанность предоставления налоговой декларации у налогоплательщиков НДПИ возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика. Налоговая декларация представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

  • Озеров И. X. Основы финансовой науки М., 1999. Вып. 1. С. 100.
  • Налоговое право: учебник / под ред. С. Г. Пепеляева. М. : Юристъ, 2005. С. 295.
  • Финансы и налоги: очерки теории и политики. М. : Статут, 2004. С. 244.
  • Моисеенко М. Л. Финансово-правовое регулирование федеральных налогов и сборов, специальных налоговых режимов: учеб, пособие / под ред. И. И. Кучерова. М.: ВПІА Минфина России, 2012.
  • Моисеенко М. Л. Правовые проблемы налогообложения природной ренты // Финансовое право. 2012. № 1.
  • Моисеенко М. А. Правовые проблемы налогообложения нефтедобычи в России // Финансовое право. 2010. № 1.

Налог на добычу полезных ископаемых - льготы по нему определены в положениях НК РФ — можно в установленных законом случаях не уплачивать либо существенно снижать. Рассмотрим особенности соответствующих механизмов снижения платежной нагрузки на хозсубъект, добывающий полезные ископаемые, подробнее.

Какие льготы установлены для плательщиков НДПИ

Под льготами для плательщиков НДПИ правомерно понимать:

  • возможность не уплачивать соответствующий налог в принципе;
  • возможность пользоваться нулевой ставкой по НДПИ;
  • возможность использовать вычеты по соответствующему налогу.

Рассмотрим подробно сущность каждой из отмеченных преференций, позволяющих снизить сумму налога к уплате.

О сроках, установленных для оплаты НДПИ читайте в материале .

Льготы по НДПИ: когда можно не платить налог

НДПИ может не уплачиваться в установленных законом случаях:

1. Если добываемое сырье или минерал не могут быть отнесены к объектам налогообложения (перечень ископаемых, которые не считаются объектами налогообложения по НДПИ, зафиксирован в п. 2 ст. 336 НК РФ).

2. Индивидуальными предпринимателями. Это возможно в случае, если одновременно соблюдаются следующие 2 критерия:

  • ископаемое добывается для личных нужд ИП — то есть без дальнейшей переработки в производстве или перепродажи;
  • ископаемое относится к категории общераспространенных.

Перечень общераспространенных ископаемых зафиксирован в рекомендациях, которые утверждены распоряжением МПР России от 07.02.2003 № 47-р. К таким ископаемым относятся, в частности, обычный песок, ПГС (п. 2.2 рекомендаций).

3. Любыми хозяйствующими субъектами, если осуществляется извлечение полезных ископаемых, которые залегают над недрами — то есть в почвенном слое (преамбула к Закону «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I). Это возможно, например, если хозяйствующий субъект — строительная фирма и в ходе работ она извлекает песок из почвы в котловане.

Критерии определения глубины почвенного слоя не зафиксированы в федеральном законодательстве РФ. Но во многих региональных правовых актах есть норма, по которой хозяйствующий субъект, извлекающий полезные ископаемые из земли в пределах глубины 5 метров, не должен оформлять лицензию на их добычу и становиться, таким образом, субъектом уплаты НДПИ. В свою очередь, если ископаемые извлекаются с большей глубины — лицензия нужна (например, ст. 15 закона Нижегородской области «О недропользовании» от 03.11.2010 № 169-3).

Собственно, факт наличия лицензии у ИП или юрлица на добычу полезных ископаемых — единственный критерий установления у того или иного лица статуса плательщика НДПИ (письмо Минфина РФ от 08.10.2013 № 03-06-05-01/41901).

В свою очередь, добыча ископаемых без лицензии штрафуется на основании положений п. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Кроме того, вред, нанесенный природе, должен быть компенсирован (ст. 51 закона «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I).

Льготы по НДПИ: нулевая ставка

Существует достаточно широкий спектр полезных ископаемых, при добыче которых нет необходимости уплачивать НДПИ по причине того, что для них установлена нулевая ставка.

Основной перечень данных ископаемых зафиксирован в п. 1 ст. 342 НК РФ. К таковым относятся, в частности:

  • любые ископаемые в части нормативных потерь;
  • попутный газ;
  • любые ископаемые, добытые на месторождениях с некондиционными запасами,
  • сверхвязкая нефть;
  • природный газ, газовый конденсат, добываемые на полуостровах Ямал, Гыданский и используемые в целях производства сжиженного газа (при соответствии объемов и сроков добычи критериям, которые зафиксированы в подп. 18 и 19 п. 1 ст. 342 НК РФ);
  • нефть и газ, добытые на залежах, которые расположены на принадлежащих России участках Каспийского моря (представленных внутренними видами РФ, территориальным морем, континентальным шельфом РФ, российской частью дна) при условии, что данные залежи соответствуют характеристикам, определенным в подп. 20 п. 1 ст. 342 НК РФ;
  • нефть, которая добывается из скважин, которые соответствуют критериям, зафиксированным в подп. 21 п. 1 ст. 342 НК РФ;
  • прочие случаи, зафиксированные в п. 1 ст. 342 НК РФ.

Если рассматривать примеры иных оснований для применения нулевой ставки — можно обратить внимание на формулировку, приведенную в подп. 11 п. 2 ст. 342 НК РФ: налоговая ставка 35 руб. за 1 000 куб. м при добыче природного газа принимается равной нулю, если сумма определенного показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа и вычисляемого по отдельно приведенной методике, с произведением трех сомножителей — ставки для газа, базового значения единицы условного топлива, а также коэффициента сложности добычи газа, будет меньше 0.

Льготы по НДПИ: вычеты

Исчисленная сумма НДПИ может быть уменьшена налогоплательщиком по основаниям, которые отражены в ст. 343.1, 343.2 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 343.1 НК РФ налогоплательщики, добывающие уголь, могут уменьшить НДПИ на расходы, которые имеют отношение к обеспечению безопасности труда. При этом вместо данной льготы (при ее неприменении) налогоплательщик может включить соответствующие расходы в те издержки, которые учитываются при расчете базы по налогу на прибыль.

В соответствии с п. 3 ст. 343.2 НК РФ налогоплательщики, добывающие нефть в Татарстане и Башкортостане, вправе рассчитывать на особые льготы, установленные для черного золота. Так, если нефтяная компания осуществляет добычу углеводородов в Татарстане по лицензии, выданной до 01.07.2011, а также при условии, что начальные запасы нефти по месторождению составляют 200 млн тонн и более на 01.01.2011, применяется вычет, исчисляемый в миллионах рублей по формуле, определенной в п. 3 ст. 343.2 НК РФ.

Вычет может быть применен в рамках налогового периода с 01.01.2012 по 31.12.2018.

Кроме того, плательщик НДПИ может применить еще один вычет — в виде уменьшения налогооблагаемой базы (определяемой исходя из стоимости ископаемого) по ископаемому, которое реализуется на рынке, на расходы, связанные с доставкой соответствующего продукта потребителю. Порядок применения данного вычета регламентирован ст. 340 НК РФ.

Итоги

К числу льгот по НДПИ относится возможность:

  • не платить данный налог в принципе;
  • пользоваться нулевой ставкой по нему;
  • применять вычеты.

При этом основания для неуплаты НДПИ, определенные для ИП и юрлиц, в ряде случаев различаются.

Наше налоговое законодательство, как и законодательство многих стран, использует в своей системе большое количество разнонаправленных налогов. Один наиболее интересный и наиболее актуальный для нашей страны налог – это налог на добычу полезных ископаемых. Это обусловлено тем, что Россия занимает ведущее место в мире по добыче и экспорту нефти и газа. НДПИ относится к группе прямых налогов (когда налогоплательщик и налоговый агент – это одно и то же лицо), утвержденных на федеральном уровне. Все природные сырьевые ресурсы, найденные на территории Российской Федерации, принадлежат государству. Поэтому НДПИ является своеобразной платой организаций, которые занимаются добычей и дальнейшей перепродажей. А также данный налог несет функцию регулятора добычи минерально-сырьевых ресурсов, так как данная деятельность помимо того что облагается специальными налогами, относится к лицензируемым видам деятельности и подлежит обязательно регистрации. В данной статье рассмотрим налог на добычу полезных ископаемых и ответим на самые распространенные вопросы.

Налог на добычу полезных ископаемых : кто обязан платить?

Налогоплательщиками НДПИ признается организации и индивидуальные предприниматели, задействованные в добыче природных ресурсов. Организация, сфера деятельности которой направлена на добычу из недр земли природных ресурсов, должна быть зарегистрирована как плательщик НДПИ и иметь лицензию . Извлечение не всех природных ресурсов относится к лицензированной детальности, существует ряд общераспространенных ресурсов (вода, песок и т.д.) добывать, которые можно и без специального разрешения в рамках правового поля.

Рассмотрим основные объекты налогообложения, предусмотренные законодательством:

  • Минерально-сырьевые ресурсы, извлечение которых подлежит специальному лицензированию, находящиеся на российской территории;
  • Природные ресурсы, добытые при вторичной переработке отходов основной добычи, если для данного вида деятельности такое предусмотрено законодательством;
  • Природные ресурсы, добытые за пределами российской территории.

При этом существует один нюанс, который надо учитывать при добыче полезных ископаемых – не все, что извлекается из недр земли, подлежит налогообложению:

  • Общераспространенные природные ресурсы и подземные воды, которые не относятся к ресурсам промышленного назначения, а также не числятся на государственном балансе, как природные запасы особой экономической важности. Извлекаются физическим лицом для личных потребностей;
  • Ископаемые, представляющие историческую, геологическую и другую научную значимость;
  • Ресурсы, полученные из отходов переработанных после извлечения и добычи, с которых уже были уплачены все необходимые налоги.

Уведомление налоговых органов о деятельности в сфере разработки месторождений

Организации и индивидуальные предприниматели, планирующие заниматься деятельностью связанной с добычей, разработкой и переработкой минерально-сырьевых ресурсов, обязаны уведомить налоговую службу и зарегистрироваться в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых в регионе, где непосредственно будет вестись разработка. Вместе с заявлением организация должна предоставить также документы подтверждающие право на разработку месторождений, выданным уполномоченным органом власти в течение одного месяца с момента получения разрешения.

Определение базы для начисления налога

  • Количество природных ресурсов (тонны, кубометры и т.д.), которое было разработано на месторождении, зарегистрированном в уполномоченном органе власти. Это касается нефти, газа, угля и т.д.
  • Стоимость природных ресурсов, которые не вошли в список минерально-сырьевых ресурсов, утвержденный налоговым законодательством.

Рассчитать налоговую базу необходимо бухгалтеру организации. Как и с другими налогами, умышленное занижение может привести к проблемам при налоговой проверке и последующего доначисления неуплаченного налога и штрафных санкций. Стоимость разработанных в течение отчетного периода природных ресурсов определяется следующими способами:

Ставки налога на добычу полезных ископаемых

При применении НДПИ плательщикам необходимо знать, что существует два типа ставок, которые зависят от объекта налогообложения:

  • Адвалорные ставки;
  • Твердые ставки.

Адвалорные ставки достаточно распространенный тип фискальных ставок, которые определяются как процентная ставка к стоимости добытого сырья. Величина ставки, устанавливается законодательством индивидуально для каждого вида добытого минерально-сырьевого ресурса, реже от способа добычи или местонахождения недр.

Ставка (%) Объект обложения
0% Нормативные потери, связанные с добычей и извлечением минерально-сырьевых ресурсов
Промышленные воды, как побочный ресурс при основной добыче
Попутные газы
Продукты вторичной переработки или продукт низшего качества
Минеральные воды для санаторно-курортных нужд
Сверхвязкая нефть
3,8% Калийные слои
4% Торф
4% Горючие сланцы
4,8% Черные металлы
5,5% Радиоактивные металлы
5,5% Неметаллическое сырье
6% Горнорудное сырье
6% Сырье, содержащее остатки золота
7,5% Минеральные воды и лечебные грязи
8,0% Цветные металлы

Также существуют показатели на единицу добытого сырья (твердые ставки), выраженные в сумме в рублях. Суммы устанавливаются в зависимости от выбранного сырья или породы, а также условий добычи и в некоторых случаях места расположения недр.

Формула расчета НДПИ и сроки уплаты

В соответствии с законодательством в части НДПИ необходимо ежемесячно производить расчет налога по каждому добытому природному ресурсу. При расчете самое главное корректно рассчитать налоговую базу для исчисления налога. Для каждого полезного ископаемого существует свои технические нюансы:

  • норма добычи, которая соответствует конкретному месторождению;
  • условия хранения;
  • нормы потерь и отходов;
  • технические характеристики производства;
  • тип месторождения;
  • регион и т.д.

Стандартная схема расчета налога, выглядит так:

НДПИ = Налоговая база х Ставка

Существуют также ряд коэффициентов, которые изменяют ставку по полезным ископаемым в соответствии с утвержденным законодательством. Так для расчета налога, который необходимо уплатить в бюджет за добычу нефти, ставки необходимо скорректировать на:

  • Коэффициент изменение мировых цен не нефть, который рассчитывается как среднемесячная цена на нефть (марки Urals в долларах) уменьшенная на 15 и скорректированная на среднемесячный курс доллара к рублю, установленный Центральным банком. Налогоплательщик должен производить расчет данного коэффициента самостоятельно каждый отчетный период, исходя из формулы:

= (Цена Urals – 15) х

  • Коэффициент, определяющий уровень выработанности месторождения или коэффициент естественного восстановления.

Пример расчета НДПИ для песчаного карьера

Исходные данные: Компания «Золотой лучик» занимается добычей песка, в песчаных карьерах города Иркутска. За отчетный период компания продала 60 тысяч тонн песка, при этом за тот же период было добыто 100 тысяч тонн. Стоимость одной тонны песка составляет 620 рублей, включая НДС по ставке 18%. При этом организация также понесла расходы в размере 600 тысяч рублей.

Расчет: Стоимость одной единицы песка = (60 000 х 620 / 1,18 – 600 000) / 60 000 = 515,42 рублей

Налоговая база = 515,42 х 100 000 = 51 542 000,00 рублей

НДПИ = 51 542 000,00 х 0,055 = 2 834 810,00 рублей

Примечание: Песок относит к типу неметаллического сырья.

Пример расчета НДПИ для нефтедобывающей компании

Исходные данные: Компания «Нефтидоб» за февраль 2017 года добыла 10 тысяч тонн нефти.

Коэффициенты:

  1. Кц = 8,5698
  2. = 559
  3. Ставка НДПИ = 919,00 рублей за тонну
  4. = 0,2

Остальные коэффициенты для условности примем равными 1.

Расчет: 10 000,00 х (919,00 х 8,5698 – 559 х 8,5698 (1 – 0,2)) = 40 432 316,4

Типовые ошибки применения НДПИ

Коэффициенты, изменяющие ставку по налогу. Каждая организация должна очень внимательно и корректно рассчитывать и применять коэффициенты, предусмотренные законодательством по разным видам ресурсов. В противном случае налоговая инспекция в случае нарушения имеет право досчитать неуплаченный налог в бюджет, а также начислить пени и штрафы.

Определение нормативных потерь. Каждая организация имеет право установить в рамках производимой добычи определенный уровень нормативных потерь, который также влияет на расчет НДПИ. При этом если на отчетный период не установлены такие нормативы, организация в праве использовать величину, установленную в прошлые периоды.

Распространенные вопросы и ответы на них

Вопрос №1. Как определить налоговую базу для расчета НДПИ, если добытые минерально-сырьевые ресурсы компания не продает, а применяет для дальнейшей переработки?

Ответ: Как уже говорилось выше, согласно существующему законодательству налоговая база для расчета НДПИ определяется двумя способами в зависимости от типа минерально-сырьевого ресурса:

  • Количество природных ресурсов;
  • Стоимость природных ресурсов;

При этом расчет стоимости может быть произведен несколькими способами (организация выбирает для себя наиболее оптимальный с учетом сложившейся ситуации):

  • От среднего уровня цен продажи минерально-сырьевых ресурсов на отчетную дату;
  • От среднего уровня цен продажи минерально-сырьевых ресурсов на отчетную дату не включая бюджетное субсидирование;
  • Расчета стоимость с учетом всех расходов на добычу, переработку и т.д. применяется в ситуации, когда за отчетный период организация не осуществила продажи добытого сырья. Расчет ведется на основании бухгалтерского и налогового учета, как при расчете налога на прибыль.

В данной ситуации, когда организация ничего не продает, а пускает добытые ресурсы на дальнейшую переработку, налоговая база для расчета НДПИ должна определяться исходя из расчета стоимости добытых минерально-сырьевых ресурсов в рамках бухгалтерского и налогового учета.

Вопрос №2. Должна ли организация вести расчет и выплачивать НДПИ, если минерально-сырьевые ресурсы получают при повторной переработке отходов собственного добывающего производства?

Ответ: В ситуации, когда организации помимо основного добывающего производства занимается переработкой собственных отходов от производства для извлечения недополученных ресурсов или побочных ресурсов, она должна подтвердить свое право на неуплату налога с данных ресурсов, в случае если налог уже был уплачен при основной добыче. Но также законодательство в некоторых ситуациях предусматривает обязательное лицензирование данной деятельности, а это означает, что налог придется рассчитывать и платить отдельно.

Вопрос №3. Организация ведет добычу минерально-сырьевых ресурсов на территории двух соседних регионов. Отразится ли это на уплату налога?

Ответ: Налог на добычу полезных ископаемых согласно существующему законодательству должен исчислять по факту закрытия отчетного периода по каждому виду ресурса отдельно. Постановка на учет как налогоплательщика происходит в регионе, где непосредственно находится месторождение. Соответственно и платить налог необходимо в бюджет каждого региона, где находится соответствующее месторождение. Размер налога рассчитывается от объема добыча на конкретном месторождении или стоимости добытых ресурсов.

Налог на добычу полезных ископаемых по ставке в 2017 году обязателен для тех или юридических лиц, которые занимаются добычей недр в согласии с определением законодательства.

Осуществление выплат производится согласно главе 26 Налогового Кодекса РФ . Элементы налогообложения включают в себя порядок уплаты, плательщиков, налоговую базу, процентную ставку.

Каков налоговый период для НДПИ

Недра предоставляются в пользование, когда предпринимателем получена лицензия на осуществление разработок.

Она включает в себя основной документ на официальном бланке с гербом РФ и приложения, которые регулируют условия добычи. Последние могут иметь графическую или текстовую форму.

Как рассчитывается размер выплат

Налоговая ставка для добычи полезных ископаемых определяется статьей 342 НК РФ . Она варьируется от 0 до 16,5 процента. Определяющими факторами можно назвать:

  • вид полезных ископаемых;
  • отдельные полученные ископаемые;
  • характеристики извлеченных ископаемых.

Установленные налоговые ставки можно разделить на два типа. Адвалорные измеряют в процентах, здесь налоговой базой считается стоимость полученных полезных ископаемых.

Этот тип ставок применяется для большинства видов. Специфические ставки исчисляются в стоимости за тонну.

В этом случае налоговая база – количество полученных ископаемых. Применяются специфические ставки для некоторых видов, например, нефти и газа.

Льготная ставка 0% предназначена при добыче следующих видов полезных ископаемых:

  • минеральные воды, получаемые в лечебных целях;
  • подземные воды, применяемые для сельскохозяйственных целей или полученные на новых участках недр;
  • сверхвязкая нефть;
  • попутный газ;
  • ископаемые, полученные в результате разработок списанных или некачественных запасов;
  • потери во время проведения разработок, находящиеся в рамках регламента, определенного Постановлением Правительства РФ № 921 от 29.12.2001 .

При начислении налоговых выплат для газа также предусмотрен ряд корректирующих величин. Они показывают единицу топлива (Еут), сложность работ по извлечению ресурса (Кс). Дополнительно применяется корректирующее число, обозначаемое Ккм.

Что еще влияет на размер налоговой ставки

Ставка налога на добычу полезных ископаемых зависит не только от вида, но и от региона, где проводятся разработки.

Льготная ставка доступна для ряда регионов: Иркутская область, Краснодарский край, Ненецкий округ, Республика Якутия, а также зоны, расположенные за Северным полярным кругом. В этот перечень входят моря: Азовское, Каспийское, Охотское, Черное.

Важно: льготная ставка распространяется на добычу, осуществляемую в рамках, определенных статьей 342 НК РФ .

В 2016 году в расчет взносов за нефть, добываемую в Каспийском море, были внесены некоторые коррективы. В результате, льготная ставка остается в силе дольше.

По прежним условиям, когда накопленный объем добычи нефти достигал 10 миллионов тонн, с первого числа следующего месяца нельзя было применять нулевое значение коэффициента. Теперь этот объем составляет 15 миллионов тонн.

В сравнении с предыдущим годом, в 2016 увеличилось базовое значение. Если раньше оно составляло 766 рублей за тонну, теперь это 857 рублей. Эта разница указана в пп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ .

Как осуществляется налоговый вычет при добыче угля

Как определяется налоговая база для НДПИ

Налоговой базой для плательщиков, занимающихся горными разработками и другими видами добычи, считается стоимость полезных ископаемых, полученных в течение календарного месяца.

Именно этот срок, согласно порядку выплат НДПИ, определен как отчетный период. Связанные с отчетностью и непосредственно уплатой операции регламентируются по статьям с по НК РФ.

Если предприятием извлекается углеводородное сырье или уголь, в качестве налоговой базы рассматривается количество полученных полезных ископаемых.

Если разработки только начаты на морском месторождении, стоимость полученного сырья рассчитывается в другом порядке, согласно статье 340.1 НК РФ .

О новых участках недр сотрудники налоговой службы сообщают в органы, уполномоченные следить за показателями запасов полезных ископаемых.

  1. Прямым. Здесь для проведения измерений используют стандартное оборудование, например, весы.
  2. Косвенным. Этот способ применяется, когда первым провести замеры невозможно. В таком случае количество продукта рассчитывают с помощью формул.

Как высчитать стоимость добытых ископаемых

Для расчета стоимости извлеченных продуктов есть три способа.

  1. Расчет на основании цены, по которой ископаемые реализуются.
  2. Второй способ применяют в случаях, когда государством не выделяются субсидии на компенсацию разницы между оптовой стоимостью и ценой реализации. Здесь расчет производится без учета .
  3. Если товар не был реализован в течение налогового периода, расценка на полученные полезные ископаемые определяется на основании расчетов. При отсутствии продаж, назвать реальную цену сложно. Чтобы полученная цифра была предельно приближена к фактической, следует учесть расходы на добычу ресурсов. Среди прочих затрат сюда включается оплата труда и дальнейших исследований, обслуживание рабочего оборудования.

Если доставка материалов осуществляется самим поставщиком, прибыль от реализации уменьшается. Потребуется учесть такие затраты, как оплата топлива, таможенных пошлин, страховые перечисления.

Порядок начисления НДПИ в 2016 году

Сумма для уплаты НДПИ начисляется в виде процентов от стоимости полученных полезных ископаемых. Эти проценты равняются налоговой ставке.

При налогообложении добычи газового конденсата и нефти, для вычислений потребуется перемножить два значения:

  • объем налоговой базы, выраженный в количестве полученного вещества;
  • налоговой ставки, которая скорректирована с учетом коэффициента, отражающего динамику расценок на нефть в мире.

Налог на добычу полезных ископаемых начисляется за налоговый период для каждого вида веществ в отдельности.

Выплаты осуществляются за получение материалов из недр, а также потерь или отходов горнодобывающего, или другого производства.

В общей сложности, налоговая выплата формируется из суммы начислений по добыче каждого отдельного вида полезных ископаемых.

В некоторых случаях налог насчитывают по каждому участку разработок. Эту сумму можно рассчитать и из общей выплаты. Для этого нужно знать долю извлеченных полезных ископаемых на определенном участке от общего объема добычи.

Какое еще использование недр предусмотрено законодательством

Согласно Законодательству РФ, недра могут использоваться для ряда целей.

  1. Геологические исследования. Проводятся как в местном, так и в широком масштабе. Во время таких исследований оценивается наличие полезных ископаемых и прочие процедуры. Добыча минеральных ресурсов при этом не производится.
  2. Сбор коллекционных предметов. Сюда входят имеющие ценность палеонтологические и другие находки.
  3. Постройка не относящихся к разработке недр объектов и их последующий ввод в эксплуатацию.
  4. Обновление важных геополитических объектов.
  5. Поиск и извлечение полезных ископаемых.

Плательщики налоговых сборов – это физические и юридические лица, занятые данным видом деятельности. Все остальные виды деятельности под налогообложение не попадают.

Плательщики не всегда могут сразу отнести добываемый продукт к одному из видов полезных ископаемых. При определении конкретной группы нужно учитывать международные, государственные и региональные стандарты.

Определенную роль играют и требования, установленные самим предпринимателем. Однако на практике ориентируются всегда на самые высокие стандарты.

Критерии, установленные предпринимателем, актуальны только в отсутствие региональных. Точно также между региональными и государственными стандартами приоритет – последние.

Как распределяются налоговые выплаты

Когда плательщик вносит сумму НДПИ, 40% средств идет в федеральный бюджет. Большая часть – 60% – поступает в бюджет субъекта РФ. Стоит отметить, что это не относится к добыче углеводородного сырья, а также общераспространенных ископаемых, таких как глина или песок.

Если добыча ведется на территории автономного округа, который считается частью региона, средства распределяются на основании договора, заключенного между областью и автономной зоной.

При извлечении углеводородного сырья, вся сумма налога перечисляется в федеральный бюджет. Если выплата осуществляется по добыче общераспространенных ископаемых, все деньги перечисляются в доход субъекта.

При ведении разработок за пределами территории РФ, а также под эти условия попадают континентальный шельф и исключительная экономическая зона, средства идут в федеральный бюджет.

Налог на добычу полезных ископаемых относится к обязательным выплатам.

Налоговой базой в зависимости от вида ресурсов считается стоимость или количество полученных продуктов. Налог начисляется для каждого вида полезных ископаемых в отдельности.

Плательщики НДПИ – это индивидуальные предприниматели и организации, занимающиеся разработкой недр и извлечением определенных ресурсов.

43 Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых: Ставка и изменения в 2017 году