Как пройдет цкад? строительство цкад - схема.

По сообщению РИА Новости. Президент РФ Дмитрий Медведев поручил обеспечить начало строительства с 2014 года платного участка Центральной кольцевой автомобильной дороги (в на территории "Большой Москвы".
Президент поручил государственной компании "Российские автомобильные дороги" с участием правительства Москвы и правительства Московской области к 1 декабря 2012 года завершить проектирование участка Центральной кольцевой автомобильной дороги, который предусматривается эксплуатировать на платной основе, на территории, присоединяемой к Москве, а к 1 января 2014 года - начало строительства этого участка.
Трасса пройдет по территории Подмосковья в 50 километрах от МКАД. Протяженность дороги составит 521 километр; запланировано 34 развязки, 278 мостов, путепроводов, эстакад. Количество полос - 4-8, расчетная скорость движения - 80-140 километров в час.
Магистраль разбита на пять пусковых комплексов:
1. В районе Малого Московского кольца от трассы М-4 "Дон" до трассы М-1 "Беларусь" в районе Большого Московского кольца;
2. В районе Большого Московского кольца от трассы М-1 "Беларусь" до скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург;
3. В районе Малого Московского кольца от скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург до трассы М-7 "Волга";
4. В районе Малого Московского кольца от трассы М-7 "Волга" до трассы М-4 "Дон";
5. В районе Малого Московского кольца от трассы М-3 "Украина" до скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург. Протяженность первого участка - 113,45 километра, второго участка - 117,86 километра, третьего - 104,65 километра, четвертого - 95,7 километра, пятого - 89,97 километра.
Значение ЦКАД как ключевого элемента логистической системы московского региона обусловливает строительство крупнейших многофункциональных транспортно-логистических центров. Многофункциональные транспортно-логистические центры вблизи ЦКАД располагаются в узлах транспортной сети на пересечении магистральных путей сообщения. Размещение объектов логистики увязано с размещением объектов дорожного сервиса.
Инфраструктура объектов дорожного сервиса ЦКАД включает: 32 автозаправочные станции с минимаркетами и фастфуд-кафе, 18 станций технического обслуживания для легкового и грузового автомобильного транспорта, 18 мотелей, 22 кафе-ресторана в составе 30 многофункциональных автозаправочных комплексов.

План реконструкция Центральной Кольцевой Автомобильной Дороги


Коттеджный поселок Жуковка - настоящая жемчужина среди коттеджных поселков Подмосковья.

Основные характеристики трассы после окончания реконструкции.

Общая протяженность

521 км

Количество полос движения

4 - 8

Расчетная скорость движения

80 - 140 км/ч

Количество развязок

Мосты, путепроводы, эстакады

Будет функционировать в полной мере вокруг города Москвы. Строительство ЦКАД было запланировано постановлением Правительства РФ еще в 2001 году, однако началось лишь в 2014 году.

Характеристика ЦКАД

Протяженность ее составит пятьсот двадцать девять километров, а ширина — от четырех до восьми полос движения. Пройдет она от Москвы на расстоянии от двадцати пяти до шестидесяти пяти километров. Дорога будет оборудована новой автоматической системой управления движением, станциями наблюдения по метеорологии, площадками для вертолетов, средствами быстрой связи, зонами отдыха и дорожного сервиса. Ежедневно ЦКАД сможет пропускать до семидесяти — восьмидесяти тысяч автомобилей. составит сто тридцать километров в час.

Бывший губернатор Московской области Б. Громов называл ЦКАД чуть ли не условием экономической революции для региона.

Где и как пройдет ЦКАД? Сколько будет стоить проезд, и что станет с бетонкой? Эти и другие вопросы раскрывает данная статья.

Зачем нужна ЦКАД?

Эта дорога полезна во многих отношениях.

Для Москвы, ранее распределявшей грузоперевозки, она послужит тем, что перетянет какую-то часть большегрузного и транзитного потока. Таким образом, будет освобождена Москва. ЦКАД в Московской области перетянет на себя грузы, предназначенные для других регионов. Благодаря этому пробки в столице значительно ослабятся.

Еще в более выгодном положении окажется Московская область. ЦКАД разгрузит малую бетонку полностью. А в западной части - и большую бетонку тоже, участки автодорог между МКАД и ЦКАД. Благодаря ЦКАД в Московской области появится до двухсот тысяч новых рабочих мест, что значительно облегчит положение жителей Подмосковья, которые ежедневно ездят в Москву на работу.

Для России с помощью этого проекта сформируются хордовые дороги, будущие части МТК — международных транспортных коридоров. Строительство ЦКАД будет сопровождаться реконструкцией нескольких И уже через несколько лет страна сможет в полной мере зарабатывать на транзите. Ведь в настоящее время она получает с транзита всего пять процентов от того, что могла бы иметь на самом деле. Речь идет о ежегодных доходах до двух с половиной триллионов рублей. Это создаст сотни тысяч новых рабочих мест, а также станет благоприятной площадкой для инвестиций в нефтепереработку и логистику.

Соседние с Московской областью регионы, где будет проходить ЦКАД, также выиграют, потому что увеличится скорость поездок и безопасность движения. Передвижение грузов в России станет производиться быстрее и дешевле, и конкурентоспособность отечественных товаров возрастет.

Почему не реконструируют малую бетонку?

Существует несколько факторов разного порядка относительно того, как пройдет ЦКАД и почему решено было не реконструировать дороги А-107 и А-108, называющиеся в народе "бетонками". О причинах таких решений расскажем далее.

Социальные причины возведения ЦКАД

Во-первых, обе дороги на многих участках проходят через поселки и города. Малая бетонка проходит через Бронницы, Ногинск, Звенигород, Электросталь и другие города. Застройки на ней находятся на расстоянии от пяти до тридцати метров. При реконструкции дороги нужно было бы строить обходы городов или выкупать собственность застройщиков в непосредственной близости от дороги. Но даже если это сделать, то появилось бы множество недовольных людей, которые живут в близлежащих домах и вынуждены были бы терпеть рядом с собой магистраль.

Однако и при строительстве новой дороги ЦКАД, несмотря на усилия проектировщиков при строительстве объездов, не удалось избежать проблемы изъятия земель, где живут люди. Здесь решили пойти по «сочинскому» пути и использовать ускоренный и упрощенный порядок изъятия на государственные нужды. Компенсации будут проводиться по рыночным ценам.

Технические причины

Для удобства транзита скорость на дороге должна достигать от ста тридцати до ста пятидесяти километров в час и иметь первую техническую категорию. Последнее предполагает серьезные требования, касающиеся продольных уклонов, кривизны, ширины обочин и так далее. Однако ни малая, ни большая бетонка не могут похвастаться соответствиями таким требованиям. Чтобы они отвечали вышеприведенному стандарту, нужно было бы дороги перестраивать полностью.

Дороги ММК и МБК (малая и большая бетонки) имеют лишь третью и четвертую категории, продольные уклоны в отдельных местах превышают сорок процентов. На них имеются множество пересечений, примыканий и смещений. Поэтому реконструкция этих дорог не представляется целесообразной.

Планировочно-градостроительные причины возведения ЦКАД

Так как в Московской области плотность дорог меньше более чем в четыре раза по сравнению с европейскими странами, намного лучше иметь две дороги, одна из которых будет привычной местной, а другая станет транзитной, где можно будет проехать с большой скоростью. В противном случае, на одной дороге оказались бы и местный и транзитный автомобильный транспорт, и местные тракторы делили бы одну дорогу с международными большегрузами. Кроме того, большое количество перекрестков и съездов с бетонок пришлось бы либо реконструировать, либо удалять. Вот почему, например, реконструируемый участок дороги, где будет ЦКАД, получивший название «Звенигородский ход», будет шириной в четыре полосы и иметь лишь вторую техническую категорию.

Что ждет бетонку и железнодорожные переезды на них?

И малая и большая бетонки так и останутся бесплатными дорогами, которые в основном будут загружены местным трафиком. Вместо железнодорожных переездов будут построены путепроводы. Такие путепроводы уже почти построены в Белых Столбах и Алабино на дороге А-107.

Началось строительство других путепроводов в Липитино, Шараповой Охоте и Львовском на той же дороге. Далее на очереди стоят железнодорожные переезды в Голицыно и Юрово на малой бетонке и Дорохово — на большой. Их строительство запланировано до 2020 года.

Финансирование ЦКАД

Первоначально стоимость проекта составляла от трехсот до трехсот пятидесяти миллиардов рублей. Однако эти цифры придется пересмотреть в связи с курсом рубля.

ЦКАД финансируется из трех источников:

  • Субсидий из федерального бюджета.
  • Средств ФНБ (фонда национального благосостояния).
  • Средств концессионеров и инвесторов.

В 2014 и 2015 годах "Автодор" должен получить из ФНБ свыше тридцати восьми миллиардов рублей, которые пойдут на первую и пятую части дороги. Такое решение было принято после заключения контрактов с частными инвесторами. Эти участки соседствуют друг с другом. Они проходят по западной и южной сторонам от Москвы и тянутся на сто тридцать семь километров. Стоимость этих участков составит около сорока девяти и более сорока двух миллиардов рублей соответственно.

Большая часть финансирования этой дороги будет оплачена государством, двадцать пять процентов - "Стройтрансгазом", и от десяти до четырнадцати процентов вложат частные инвестиционные компании.

Средства ФНБ планировалось вложить в строительство дороги еще с конца 2013 года. Однако через год решено было привлекать капитал банков для финансирования этого и других проектов. Этим воспользовался Газпромбанк и приобрел бонды "Автодора" на средства ФНБ. Такая схема уже реализуется с РЖД, где в роли приобретателя выступает банк ВТБ.

Пока не до конца решен вопрос о том, как будут финансироваться третья и четвертая части, протяженность которых составляет почти двести километров, а стоимость - более ста пятидесяти миллиардов рублей. Пока по этим частям проходят конкурсы.

Участки

Чтобы узнать, как пройдет ЦКАД, можно посмотреть на карту проекта. Удобно будет также наложить эту карту на Яндекс-карту.

Весь участок, в Подмосковье, разделен на пять пусковых комплексов или десять участков. Между третьим и пятым ПК проходит участок протяженностью более пяти километров, который за свои средства строит ГК «Автодор». Этот участок не входит в пусковые комплексы.

Планируется возвести в два этапа ЦКАД. Схема ее выглядит следующим образом.

1 этап

Первый этап строительства должен быть закончен к 2018 году. К этому времени должны быть возведены шесть участков из десяти, образующие кольцо общей протяженностью в триста тридцать восемь километров и тридцать пять метров. Кольцо, где пройдет ЦКАД, здесь полностью дублирует малую бетонку или А-107.

2 этап

Второй этап будет проходить с 2020 до 2025 года, в течение которых будут сооружены оставшиеся четыре участка протяженностью в сто девяносто километров шестьдесят семь метров, в шесть полос движения.

Инфраструктура на ЦКАД

Ширина трассы составит максимум восемь полос. Там, где она будет пересекаться с другими федеральными и региональными трассами, будут сооружены многоуровневые развязки, мосты, эстакады и путепроводы. Всего планируется построить тридцать четыре развязки и двести семьдесят восемь мостов.

Дорога такого высокого уровня станет очень притягательной для разных инвесторов, и логистических, и производственных. Тому подтверждением служат уже поступившие губернатору Московской области заявки от инвесторов.

На территории, где пройдет ЦКАД, будут построены тридцать две автозаправочных станции, на которых будут функционировать кафе и минимаркеты, тридцать автозаправочных станций с кафе-ресторанами, восемнадцать станций технического обслуживания и восемнадцать мотелей.

Стоимость проезда

Дорога будет платная везде, кроме пятого пускового комплекса, где она пройдет по участку малой бетонки или трассы А-107. Стоимость проезда по платным участкам, построенным за счет федерального бюджета, планируется зафиксировать для легковых автомобилей в два рубля тридцать две копейки за один километр. В местах, где будут привлечены частные инвестиции, стоимость может быть выше.

Для жителей Московской области Центральная Кольцевая Автомобильная Дорога будет бесплатной.

Экология

Поскольку скорость на ЦКАД возрастет, то и уровень отрицательного воздействия на среду уменьшится. Скорость от пяти до десяти километров в час увеличивает выбросы до десяти раз больше, чем при скорости от шестидесяти до восьмидесяти километров в час.

По тому пути, как пройдет ЦКАД, он не будет касаться заповедников и других особо охраняемых территорий, поэтому специальная экологическая экспертиза не назначалась.

Однако проект прошел общественную экологическую экспертизу, в которой приняли участие главные ученые-экологи.

Известно, что по территории, где пройдет ЦКАД, будет вырублена одна сотая процента деревьев от всей площади Московской области. Взамен планируется компенсационная посадка деревьев и кустарников.

Кроме этого, впервые в отечественном дорожном строительстве предусмотрена стопроцентная очистка дождевых вод, переходы для животных и в местах, где поблизости расположены жилые застройки.

Из ада в ЦКАД?

Так уж сложилось в России, что все дороги ведут в Москву — через столицу идет беспрерывный поток транзитных грузов. Для экономики региона — это бесспорный плюс, а вот для жителей — огромная головная боль. Большегрузы создают многокилометровые пробки. В результате страдают и люди, и экология. А с тех пор, как фурам запретили проезд в дневные часы по МКАДу, они закупорили подмосковные дороги. Поэтому во вторник состоялось действительно историческое событие — строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги началось. Ликвидирует ли новое кольцо транспортный коллапс, не превратится ли ЦКАД в еще один МКАД — об этом сегодня спорят специалисты.

Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев закладывает памятную капсулу в основание первого пускового комплекса ЦКАД.

Переоценить важность события действительно сложно. Пятое кольцо - так еще называют новую трассу - пройдет в 50 километрах от МКАДа и возьмет на себя до 60% всего грузового потока. Строительство планируется завершить к 2025 году. Общий объем инвестиций составит 300–350 миллиардов рублей. В 2013 году на Международном экономическом форуме в Петербурге проект получил поддержку президента страны, после чего его реализация получила заметное ускорение.

Прошли тендеры, были определены подрядные строительные организации, и вот наконец во вторник был дан старт началу строительства первого участка дороги. На пересечении трассы М-4 «Дон» и А-107 (Малое бетонное кольцо) состоялась короткая церемония, во время которой в основание дороги заложили памятную капсулу, а рядом забили первую сваю. Помимо губернатора Подмосковья присутствовали министр транспорта РФ Максим Соколов, мэр Москвы Сергей Собянин и другие официальные лица.

«Где дорога - там жизнь, поэтому, конечно, 540 км дороги, которые пройдут по территории Москвы и области, для нас всех очень важны. Пока мы ехали сюда, обратили внимание, как томятся в безумных пробках огромное количество фур, и я уверен, что через очень ограниченное количество месяцев мы сможем кардинально изменить ситуацию», - сказал Андрей Воробьев. По его словам, строительство новой автодороги позволит провести масштабные мероприятия международного уровня на территории страны в ближайшее время. Руководитель Подмосковья также добавил, что правительство области уже получило значительное количество заявок от инвесторов на строительство различных объектов в зоне ЦКАДа.


Забили первую сваю...

В том же ключе выступил и мэр Москвы Сергей Собянин. Он отметил, что ЦКАД даст стимул для развития не только экономики Москвы и области, которые вместе составляют крупнейший мегаполис в Европе и один из самых крупных в мире, но эта дорога также положительно скажется на экономике всей страны. Правда, оговорился он, это будет лишь при условии, что дорожники не нарушат сроки строительства.

Первый участок дороги составляет 49,5 км, он протянется от 96-го до 146-го километра «бетонки» и пройдет по территории городского округа Домодедово, через Подольский район Подмосковья, Троицкий административный округ Москвы и Наро-Фоминский район области.

По условиям договора стоимость строительства первого участка дороги составит 48,9 миллиарда рублей - это на 3,5 млрд рублей дешевле стартовой цены проекта. Часть средств вложит подрядчик, но основные затраты пойдут из федерального бюджета. Сейчас уже ведутся работы по подготовке территории под строительство и разработке рабочей документации. В апреле 2016 года вся проектная документация должна быть готова, а строительно-монтажные работы планируется завершить в сентябре 2018 года.

Стоимость проекта очень велика, поэтому этот вопрос постоянно находится в поле зрения не только экспертов, но и общественности. Во вторник стало известно, что был создан общественный комитет по контролю над инвестпроектами «Автодора», который будет совместно с администрацией Москвы и Московской области, а также экспертным сообществом сопровождать реализацию ЦКАДа на всех этапах строительства. Проект проверят как с точки зрения обоснованности затрат, так и в отношении его надежности и экологической безопасности. Благодаря работе комитета при проведении конкурсных процедур уже удалось сэкономить от 10 до 16% стоимости строительства.

Между прочим, маршрут прокладки пятого кольца меняли уже несколько раз: то жители деревень, попавшие в зону застройки, были против, то экологи вставали на защиту лесов. Например, в районе подмосковных Бронниц ЦКАД первоначально проходила через реликтовый лес, но в результате настойчивых жалоб жителей, которые обратились в прокуратуру, лес удалось спасти.


Конфликты с населением в зоне строительства ЦКАДа не единственная проблема областного правительства. ЦКАД еще только начинают строить, а территория вокруг нее уже стала золотой, и многие застройщики пытаются реализовать свои корыстные интересы в зоне ее притяжения. Это был вынужден констатировать даже глава Подмосковья.

По планам проектировщиков новая трасса должна отвечать всем характеристикам современной трассы нового европейского уровня качества - быть скоростной, безопасной, экологически безупречной дорогой. Расчетная скорость движения - 150 километров в час, и отсутствие светофоров должны стать визитной карточкой этой дороги. При этом разделение потоков и многоуровневые развязки должны быть на всем ее протяжении.

Однако такая высокая скорость движения будет возможна только при условии, что пятое кольцо останется скоростной дорогой, а не превратится, как это случилось в свое время со МКАДом, в торговую улицу. А опасения такие уже есть. По оценкам экспертов, в зоне ЦКАДа собираются построить огромный массив коммерческого жилья - к 2030 году там будет жить 4 миллиона человек, плюс там планируют возвести несколько крупных торговых центров, промзону, причем не только логистические центры, но и новые промышленные объекты. Оптимисты утверждают, что все это можно совместить, не повредив основному назначению дороги, - ведь по проекту на ЦКАДе предусмотрены 32 многоуровневые развязки. Но реалисты говорят, что развязки не спасут. Нужно развивать дорожно-уличную сеть на территориях, прилегающих к ЦКАДу, без этого транспортный поток обязательно «забуксует». Во всяком случае, по международным нормам в зоне хайвея, на роль которого претендует ЦКАД, в радиусе 5 километров от дороги не должно быть никакого жилищного и коммерческого строительства. Удастся ли в Подмосковье соблюсти эти нормы – вот в чем вопрос.

Решение построить ЦКАД было принято правительством Московской области еще в декабре 2003 года для того, чтобы снизить загруженность МКАД, «Бетонки» (A-107) и «Большой бетонки» (А-108).

Власти города планируют, что после завершения строительства примерно 34 000 автомобилей ежедневно будут проходить именно через платную автотрассу. Выбор водителей будет не случайным, ведь за небольшую плату они получат такие преимущества, как:

  • отсутствие пробок;
  • качественное современное покрытие;
  • возможность развивать скорость до 150 км/ч.;

С этой целью будут возведены 5 пусковых комплексов общей протяженностью 525 км. Первые два участка уже почти построены:

  1. Комплекс №1 протяженностью 113,45 км;
  2. Комплекс №5 протяженностью более 89,97 км.

Грядущий запуск

26 июля 2018 года Сергей Собянин пообещал, что первые два участка платной трассы будут открыты уже в конце текущего года, а вот открытия третьего и четвертого участков придется подождать, т.к. Владимир Путин перенес сроки их сдачи на 2019 год.

Пусковой комплекс №1

Дорога охватит территорию Подольского и Наро-Фоминского районов, а также городского округа Домодедово и Троицкого административного округа столицы. Общая протяженность введенного в эксплуатацию участка составит 49,5 километров (с 96 по 146 км).

1-й участок ЦКАД будет отличаться от других дорог наличием:

  • 24 путеводов;
  • 12 мостов;
  • 6 разноуровневых развязок;
  • 3 эстакад;
  • полотнами на 4 — 6 полос в обе стороны движения;
  • наличием специального барьера между потоками.

Важно! Каждый километр езды по участку обойдется хозяевам автотранспортных средств в 2,32 рубля. Льгот для москвичей и других категорий автомобилистов не будет.

При этом максимальная скорость автомобилей составит 140 км/ч.

Пусковой комплекс №5

5-й пусковой комплекс будет проложен вдоль Истринского, Наро-Фоминского, Одинцовского, Солнечногорского районов и городского округа Звенигорода. В будущем МКАД, ЦКАД и восстановленное Калужское шоссе образуют транспортную систему «новой Москвы».

В 2017 году первым открытым для движения участком ЦКАД стал сегмент пятого комплекса (протяженностью 3,6 км), проложивший дорогу в обход Звенигорода. Полное завершение строительства ожидается в декабре 2018 года. Хотя в интервью СМИ Андрей Воробьёв заявил, что уже в конце этого года запустят 50-90 км. новой кольцевой, он так и не уточнил, о каких именно участках идет речь.

Причины создания

Помимо ключевых технических факторов строительства автотрассы, среди которых эксперты особенно выделяют её малую загруженность и отсутствие большого количества съездов и перекрестков, у этого проекта есть еще целый комплекс социальных и планировочно-градостроительных причин.

Так, если бы власти решили пойти по пути реконструкции «Бетонок», им обязательно пришлось бы столкнуться с недовольством людей, чьи дома находятся рядом с магистралями. Например, A-107 проходит рядом с такими крупными городами, как:

  • Ногинск;
  • Бронницы;
  • Электросталь;
  • Звенигород;
  • Домодедово.

При этом застройки располагаются на расстоянии всего лишь 5-30 м от «Пятидесятикилометровки». Здания оказались бы неминуемо снесены в случае, если бы проектировщики начали расширение уже существующих трасс.

Заметим, что центральное кольцо будет представлять собой дорогу 1-ой технической категории (І-А). Это означает, что кривизна, ширина обочин, градус продольных уклонов и другие показатели магистрали будут отвечать строго установленным нормам. Поэтому здесь даже большегрузный транспорт сможет безопасно передвигаться на высоких скоростях.

Бесплатные A-107 и A-108 не могут похвастать соответствиями принятым стандартам. Для того чтобы подогнать их под регламент, обе автотрассы пришлось бы полностью переделывать, в т.ч. уничтожать многие примыкания, пересечения, смещения и развязки. Подобное перекраивание транспортного полотна оказалось бы куда менее целесообразным, чем строительство новой замыкающейся подмосковной дороги.

Концепция будущего развития

Власти разрабатывают планы по строительству 3-х дополнительных транспортных артерий в Новомосковском и Троицком округах. Развязки появятся на пересечении ЦКАД с Калужским и Варшавским шоссе и рядом с 26 пикетом, а их протяженность составит более 22 км. Этим департамент транспорта решил ограничиться для того, чтобы не переполнять транзитный путь.

Напомним, что воплощение схемы ЦКАД в жизнь впервые началось в декабре 2015 года. Проект, на реализацию которого ушло свыше 300 миллиардов рублей, имел своей целью создание современной 530-километровой магистрали.

Его финансирование провели с помощью 3 источников:

  • вложений инвесторов и концессионеров;
  • средств Фонда национального благосостояния России;
  • субсидий из федеральной казны.

На платных дорожных полотнах (восточном, северном и южном дублерах ММК, или A-107) автомобилисты смогут развивать скорость в 140 км/час, а на единственном бесплатном участке (западном) – 80 км/ч. К завершающему этапу, который выпадет на 2020-2025 года, ЦКАД будет являться крупнейшим многофункциональным транспортно-логистическим центром Москвы и Московской области.

Видео о строительстве ЦКАДа в 2018 году:

«Российская газета», №6461. В Подмосковье приступают к строительству Центральной кольцевой автодороги. «К концу августа будет официально объявлено о начале строительства первого пускового комплекса», — заявил зампред областного правительства по вопросам транспорта Петр Иванов. Первый пусковой комплекс представляет собой 4-полосную трассу протяженностью 49,5 км, которая пройдет по территории городского округа Домодедово, Подольского и Наро-Фоминского районов Подмосковья и Троицкого административного округа Москвы. По прогнозам властей, этот участок «поедет» уже в 2018 году. В пользу опыта

Строительство ЦКАД называют основной стройкой Московской области, одним из самых амбициозных проектов последних лет. Трасса длиной 529 км (для сравнения: протяженность МКАД — 109 км) частично пройдет по расширяемым участкам Московского малого кольца, частично параллельно ему. На всем протяжении новое кольцо будет бессветофорным с расчетной скоростью движения 130 км/ч. На первом этапе построят по две полосы в каждую сторону, но, по словам Иванова, при закладке коридоров строительства проектировщики предусмотрели последующее расширение дороги до 8 полос.

В конкурсе на строительство первого пускового комплекса принимали участие три компании. Победила та, которая предложила проект на 3 млрд дешевле. За плечами у строителей, которым доверена ЦКАД, федеральная автодорога «Колыма», комплексное развитие Мурманского транспортного узла, новый выход на МКАД с трассы М-1 «Беларусь» и несколько путепроводов в Московском регионе. Первый участок ЦКАД компания обязалась построить за 49,8 млрд руб.

С учетом разных мнений

Проект строительства нового дорожного кольца переделывали несколько раз, чтобы соблюсти интересы всех, кто попал в зону проектирования дороги. К примеру, в районе подмосковных Бронниц ЦКАД первоначально заходила в реликтовый лес и жители в попытках его отстоять обратились в прокуратуру. «Лес нам удалось спасти, — рассказывает губернатор Подмосковья Андрей Воробьев. — Порядка 7 км пути в итоге пойдут в обход питомника». Были случаи и сложнее. Пока в областном правительстве обсуждали и переделывали проект, в одном из поселений местные власти успели построить жилой дом — как раз в зоне отчуждения будущей трассы.

«Строительство еще не началось, а территория вокруг ЦКАД уже становится золотой: многими движет корыстный интерес», — констатировал глава Подмосковья. Эксперты до сих пор спорят, как должна развиваться ЦКАД. С одной стороны, она даст толчок экономическому росту тех муниципалитетов, по которым пройдет, а это подразумевает увеличение жилого сектора.

«К 2030 году близ Центральной кольцевой автодороги будут проживать 4 млн человек, прирост составит не менее 1 млн», — уверен зам-руководителя Главархитектуры Московской области Юрий Новоселов. С другой стороны, новых жителей нужно обеспечить сопутствующей инфраструктурой — теми же торговыми центрами, которые предполагают съезды на скоростную дорогу. Но они будут собирать пробки и тормозить движение. «И есть риск потерять ЦКАД так же, как мы потеряли МКАД», — считает руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. По его мнению, власти могут выбрать два варианта развития трассы: транзитный, с минимальным количеством съездов, или сделать ее дорогой для регионального развития. «Если будет выбран второй вариант, то в окрестностях ЦКАД появится много грузовых терминалов и транспортная ситуация в регионе намного не улучшится. Если же дорогу делать транзитной, она способна забрать 60% трафика с МКАД и мы здорово выиграем», — считает Блинкин. Правда, при этом к затратам на строительство нового кольца, которые, по разным подсчетам, составят от 350 до 500 млрд руб., придется добавить значительную сумму на развитие местных дорог, которые позволят жителям пользоваться сопутствующей инфраструктурой, не выезжая на ЦКАД.

Пока же на новом кольце запланировано строительство 32 съездов, и это ничто по сравнению с развязками, существующими на МКАД. Но и общественный транспорт запланирован тоже. «Никакого запрета на движение по ЦКАД уже существующих маршрутов общественного транспорта, для которых новая трасса станет кратчайшим путем между подмосковными городами, не предполагается», — утверждает Петр Иванов. Более того, власти готовы рассмотреть возможность кругового движения общественного транспорта по ЦКАД, если у жителей появится в том необходимость.

Миллионы рабочих рук

А вот в чем у экспертов споров не возникает, так это в количестве рабочих рук, востребованных после того, как будет построена ЦКАД. На прилегающих территориях может быть создано не менее 1,7 млн рабочих мест. Только в новой Москве появится 4 центра урбанизации.

«Поселения Новофедоровское, Вороновское, Кленовское и Краснопахорское в перспективе станут теми точками роста, в которых будет построено большое количество жилой и коммерческой недвижимости и создано 400 тыс. рабочих мест, — говорит руководитель департамента развития новых территорий столицы Владимир Жидкин. — Они смогут обеспечить занятость населения не только наших поселений, но и прилегающих районов Московской области». Определены первые точки роста и в Подмосковье.

«Сегодня отобрано уже 10 площадок для строительства индустриальных объектов, которые будут находиться у ЦКАД», — рассказывает гендиректор корпорации развития Московской области Николай Милькис. Комплексные объекты будут включать в себя технопарки, бизнес-инкубаторы, жилые микрорайоны и другие объекты. На всех участках уже решен вопрос с инженерной инфраструктурой.

Кстати

На всем протяжении, кроме небольшого участка на северо-западе Подмосковья, ЦКАД будет платной трассой. По предварительным расчетам, средневзвешенный тариф при проезде по ЦКАД составит 2,3 руб. за км. Плата будет варьироваться от времени суток и вида транспорта. Легковым автомобилям проезд обойдется дешевле.