Как ответить ифнс на информационное письмо. Как правильно составить пояснения на требования налоговой

Узнайте, обязана ли организация отвечать на информационные письма налоговой. Если да, то в какой форме и в какие сроки, если нет, то как это аргументировать.

Вопрос: ФНС прислало информационное письмо с предложением предоставить документы (пояснения) для обоснования правомерности отражения в декларации по НДС операций, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения). Основание - ст.21 НК РФ, Обязана ли организация давать пояснения по информационному письму ФНС? Если да, то в какие сроки?

Ответ: Нет, не обязана.

Информационное письмо - это не требование по камеральной или выездной проверке.

Требования инспекторы должны составлять по утвержденной форме (приказ ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@).

Вы вправе сами решить, отвечать на такое информационное письмо или нет и в какой срок. Налоговая не вправе оштрафовать Вас на 5000 руб., если Вы не ответите на информационное письмо или отправите пояснения позже пяти рабочих дней (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

С другой стороны, запрос подобной информации может быть связан с планированием налоговых проверок. Если просьба представить документы для Вашей организации не обременительна, то лучше ответить и представить инспекции ту информацию, которую она просит.

Обоснование

НК РФ. Часть первая

«Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу Комментарий

1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 настоящего Кодекса пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса ,
влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года,
влекут взыскание штрафа в размере 20000 рублей.

2.1. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса,
влечет взыскание штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), которая не представила (несвоевременно представила) сведения, предусмотренные пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса. При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участия в организации, сведения о которой не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия лица в организации (иностранной структуре без образования юридического лица) пропорционально количеству участников.1

3. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - физическим лицом налоговому органу сообщения, предусмотренного ,
влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса ».

  • Скачайте формы

В разделе представлены обзоры новых документов федерального законодательства, аналитические обзоры наиболее важных и интересных документов федерального законодательства, судебной практики, информация о документах, находящихся на регистрации в Минюсте России. Все эти материалы подготовлены юристами компании "КонсультантПлюс".

ПЕРЕПЛАТА ПО ГОДУ ПРОЯВЛЯЕТСЯ НЕ СРАЗУ

Обнаружив излишнюю уплату налога, часто организации расслабляются и решают, что это дает основание не платить текущие налоговые платежи, если их сумма меньше образовавшейся переплаты. Но они не учитывают: чтобы переплата могла быть использована в счет зачета других налоговых платежей, она должна быть подтверждена. Итог бывает плачевным - инспекция начисляет пени.

ЛИКВИДАЦИЯ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ

Принадлежащий организации объект недвижимости (здание, сооружение), принятый к учету как объект основных средств, в первую очередь должен приносить ей доход. Со временем возможна ситуация, при которой затраты на поддержание объекта в надлежащем состоянии станут обходиться дороже, чем получаемый (или планируемый к получению) доход. Собственник обветшавшего объекта, посчитав предварительно все "плюсы" и "минусы", может принять решение о его ликвидации (сносе). Как расходы на ликвидацию объекта недвижимости отражаются в бухгалтерском и налоговом учете?

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов налоговый орган может заключить договор залога имущества как с самим налогоплательщиком, так и с третьим лицом. При заключении обеспечительных сделок важно учитывать конкретные требования налогового законодательства.

МАТЕРИАЛЬНАЯ ВЫГОДА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НДФЛ: ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Выгода (в широком смысле слова) - это некая прибыль, моральная или материальная (финансовая польза). В налоговом законодательстве применяется термин "материальная выгода", под которой понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, которую можно оценить и определить в качестве дохода в соответствии с НК РФ. О практических вопросах налогообложения материальной выгоды НДФЛ - в нашем материале.

ПРОКУРОРСКИЕ ДЕЛА. ОСПАРИВАНИЕ АКТОВ. КОНФЛИКТНОЕ УВОЛЬНЕНИЕ

Тема заработной платы, индексации, увольнения, да и труда в целом на сегодняшний день идет в тесной взаимосвязи с процедурами проверки соблюдения трудового законодательства как на досудебной стадии органами прокуратуры и федеральной инспекции труда, так и в суде. Особый интерес представляют вопросы взаимодействия с надзорными органами в части соответствия закону вынесенных ими актов, а также в связи с последней практикой Верховного Суда РФ вопросы конфликтного увольнения за прогул.

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА (РАБОТЫ) - ВСЕ, ЧТО "НЕНОРМАЛЬНО"

Условия труда - важнейшая составляющая трудовых отношений, от них зависит и желание работника добросовестно и эффективно трудиться (и не уволиться при этом), и период его активной работоспособности (в т.ч. состояние здоровья), и обязанности работодателя по поддержке работника, если по какой-то причине условия труда (работы) отличаются от нормальных. Приемлемый баланс интересов работника и работодателя в такой ситуации подчас трудно нащупать и потому нередко возникают трудовые споры между сторонами. Конечно, охватить их все из-за многообразия условий труда в рамках одной статьи не получится, но поговорим о некоторых по мотивам судебной практики, и прежде всего о спорах по "доказыванию" таких условий.

НОВОСТИ КОНСУЛЬТАНТПЛЮС

Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности - 2019. Электронные трудовые книжки: инструкция по применению.

ВЗЫСКАНИЕ УБЫТКОВ С НАЛОГОВОГО ОРГАНА

Для взыскания убытков в форме реального ущерба (утрата или повреждение имущества) истец, в соответствии со ст. 15 ГК РФ и ст. 65 АПК РФ, должен доказать факт и размер убытков, наличие вины ответчика в их причинении и прямой (непосредственной) причинно-следственной связи между убытками и противоправным поведением ответчика. Указанные элементы должны присутствовать в совокупности, отсутствие хотя бы одного из них исключает возможность удовлетворения иска кредитора о возмещении убытков.

29 сентября 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ <1> , который внес масштабные и весьма существенные изменения как в часть первую , так и в часть вторую НК РФ. Рассматриваемые новшества приняты в целях реализации отдельных положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 и Основных

Адвокат Гордон А.Э.

В 2017 нашим клиентам стали систематически поступать письма из их налоговых инспекций с предложением проверить налоговую отчетность и изменить ее, конечно, в сторону уменьшения вычетов по НДС и расходов. По нашим сведениям у других предприятий аналогичная ситуация.

Как реагировать на подобные письма из налоговой?

Если в ваш адрес поступило какое-то письмо из налоговой, первый шаг – определить в рамках каких мероприятий это письмо направлено, поскольку именно «статус» документа определит ваши обязанности. Так же при выборе линии поведения, необходимо учесть имеющиеся в распоряжении налоговой рычаги воздействия на налогоплательщиков, по этому, рекомендуется игнорировать даже незаконные требования налоговой осознано.

При переписке с налоговыми инспекциями для налогоплательщиков действуют два простых правила статьи 23 НК РФ: Налогоплательщик обязан:

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом , документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;

По этому, любая переписка с налоговыми органами ведется «формально» в соответствии с кодексом.

Инспекциям ФНС России предоставлены права, в частности, согласно статье 31 Налогового кодекса РФ инспекции вправе:

— требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (п. 1 ч. 1 ст. 31 НК РФ);

— требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований (п. 8 ч. 1 ст. 31 НК РФ);

— проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым Кодексом РФ (п. 1 ч. 1 ст. 31 НК РФ).

При этом реализация прав налоговых органов неразрывно связана с выполнением ими обязанностей. Так, согласно статье 32 НК РФ налоговые органы обязаны :

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом , налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

А тот же контроль за соблюдением налогового законодательства, налоговые органы осуществляют в порядке, установленном в кодексе.

Изложенные положения Налогового кодекса РФ, в их взаимосвязи, приводят к выводу:

Согласно кодексу, налогоплательщики обязаны исполнять требования налоговых органов если они законные – то есть, если требования направлены в установленных в кодексе случаях, в установленном порядке, и по форме, предусмотренной налоговым законодательством.

Так, налоговый орган вправе направить налогоплательщику требования о представлении пояснений или внесении соответствующих исправлений в налоговые декларации, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (ч.3 ст.88 НК РФ).

Соответственно, получив требования в рамках мероприятий налогового контроля, налогоплательщик обязан их исполнять.

Случаи, по которым нам задают вопросы наши клиенты – иного рода.

Если из налоговой поступило информационное письмо с требованиями изменить отчетность

В 2016 и 2017 годах из налоговых по электронным каналам связи с налогоплательщиками поступают информационные письма , в которых говорится о выявленных конкретных признаках получения этим конкретным налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в результате взаимодействия с конкретными налогоплательщиками.

Как правило, нарушения якобы относятся к предыдущим налоговым периодам (в 2017 – за 2016 и т.д.).

Налогоплательщику предлагается проверить свои документы, и, при необходимости, внести исправления в учет.

Как реагировать на такие информационные письма из налоговой?

По нашему мнению – внимательно, а с лета 2017 и осторожно.

Не стоит оставлять без внимания сообщение налоговой о признаках получения вами необоснованной налоговой выгоды. Такое утверждение означает, что ваш контрагент- поставщик (прямой или в цепочке) не исполнил свои налоговые обязательства. Причины могут быть разные: случайно или умышленно, ошибка в отчетности, использование поставщиком налоговых схем и т.д. Для вас это не важно, важно то, что вы попали в зону повышенного внимания налогового органа.

Кроме того, летом 2017 появились инструкции ФНС и Следственного комитета по оценке умышленности действий налогоплательщиков по занижению налогов для целей более широкого применения части 3 статьи 122 НК РФ – штраф за неуплату налога 40%, а не 20.

Кроме того, налоговым инспекциям вменили в обязанность выявлять, документировать и оценивать действия конкретных должностных лиц организаций, которые привели к необоснованному уменьшению уплаты налогов.

Не стоит забывать и о новой статье Налогового кодекса — 54.1, согласно которой налогоплательщики, фактически, должны доказывать право на применение налоговых вычетов, расходов, льгот.

В целях применения ст.54.1 НК РФ уведомление даже о предположении получения вами необоснованной налоговой выгоды сигнализирует, что вы находитесь под контролем и очередная налоговая декларация будет проверяться с удвоенным вниманием. Ваши налоговые риски возросли.

Что делать, если поступило информационное письмо из налоговой

Реакция на информационные письма описанного характера у предприятий бывает разной. Одни лихорадочно бегут в налоговую, другие молчат.

Полагаем правильные действия – посредине.

  • Необходимо не откладывая выявить сомнительные операции.
  • Проверить наличие у вас и правильность оформления соответствующих первичных учетных документов и их достоверность.
  • Проверить правильность учета у вас соответствующих хозяйственных операций.
  • Проверить правильность формирования и оформления отчетности по сомнительным операциям.
  • Проверить направление в налоговую именно правильно оформленной отчетности и приложенных документов.

Если ваша сторона сомнений не вызывает, вопросы нужно задать «сомнительному» поставщику.

Первый вопрос: В рамках каких мероприятий налогового контроля ему поступали запросы, касающиеся вашей организации или «сомнительных» операций.

Некоторые организации, получив такие письма, начинают заменять документацию по «сомнительным» налогоплательщикам на другую, и т.д. Это возможно, если вычеты могут быть обоснованы иными операциями.

Вместе с тем, упомянутые выше совместные разъяснения ФНС и Следственного комитета РФ такую замену считают признаком вашего участия в налоговых схемах, а значит недобросовестное поведение и умысел на незаконное снижение налогов. По этому, необходимо не просто менять документы по вычетам и расходам, но и одновременно обосновать перед налоговой неумышленный с вашей стороны характер самой ситуации.

Полагаем, это возможно, если в вашем распоряжении заблаговременно подготовленные соответствующие документы.

Кроме того, на ваши вопросы, «сомнительный» поставщик должен предоставить вразумительные разъяснения для пояснений в налоговую. Во всяком случае вам нужно направить вопросы тем же способом, как вы переписывались при подготовке и исполнении договора с этим поставщиком. Получение таких ответов не обязывает вас немедленно направлять ответы в налоговую, возможно, их можно будет использовать и при выездной.

Но вопросов у налоговой может возникнуть еще больше, если, например, вы ведете переписку с поставщиком, а он по месту регистрации отсутствует и его ищут и налоговая и полиция. При таких обстоятельствах ваши документы, направленные и полученные «официальным» путем сослужат вам хорошую службу.

На усиление налогового контроля и ужесточение законодательства вы можете противопоставить точное его исполнение, прежде всего, документальное обеспечение своей деятельности.

Письмо со штампом ФНС воспринимается предпринимателями как весть от злого хана, собирающего внеочередную дань. Ничего приятного в письме из налоговой содержаться не может, это факт. Однако впадать в панику не стоит – налоговики ведь ещё не стучатся в двери фирмы.

О чём пишут?

В письме обычно содержится одно из четырёх требований:

  • об уплате налогов;
  • о представлении пояснений;
  • о внесении уточнений в налоговую декларацию;
  • о явке в отделение ФНС для дачи свидетельских показаний.

Разберём порядок действий в каждом из этих случаев.

Требование об уплате налогов

Письма с таким требованием рассылаются тем налогоплательщикам, которые, по мнению ИФНС, не в полном объёме уплатили тот или иной налог. Вам следует сразу же поднять декларацию по соответствующему налогу и платёжное поручение на его оплату. Проверьте по этим бумагам основные данные:

  • размер налога, начисленного по декларации;
  • сумму, перечисленную по платёжному поручению;
  • все реквизиты назначения платежа.

Если ошибка действительно есть, придётся либо доплатить налог, либо составить и отправить в ИФНС уточнённую декларацию. После этого стоит лично связаться с инспектором, подписавшим письмо. Приходить самому не нужно, просто позвоните ему по телефону и кратко опишите сложившуюся ситуацию и принятые вами меры. Это не обязательный, но желательный шаг – пусть лучше инспектор будет в курсе дела.

Если вы не обнаружили ошибки, всё равно позвоните в налоговую. Чаще всего выясняется, что ошибки и впрямь нет и не было, а недоразумение с письмом произошло по вине налоговой. Оно может быть вызвано, например, путаницей со сроками подачи декларации и уплаты налога.

Как возникает эта путаница? Предположим, предприниматель представляет декларацию и оплачивает налог в один и тот же день, 30-го числа. Декларация сразу же отражается в карточке налогоплательщика, а вот платёжное поручение становится «видимым» только после того, как служащие ФНС проведут банковскую выписку. Эта выписка приходит только на следующий день. В результате возникает «окно», на которое налоговики реагируют своим излюбленным способом – отправкой письменного уведомления.

Если на расчётном счёте фирмы достаточно средств для уплаты налога, тянуть с платежом до последнего не стоит. Сделайте выплату заранее, и вероятность получения неприятных посланий уменьшится.

Требование о представлении пояснений

Письмо из налоговой с требованием о представлении пояснений приходит в двух случаях:

  • налоговики отыскали противоречия и ошибки в вашей налоговой декларации;
  • в ФНС выявили соответствие вашей фирмы одному или нескольким «негативным» критериям.

Полный список этих критериев можно найти в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (см. статью «В каких случаях стоит ждать налоговую проверку»).

Если письмо представляет собой уведомление без конкретно обозначенных требований, его можно просто принять к сведению. Отвечать необязательно. Однако если требование сформулировано ясно и однозначно, вы обязаны предоставить все требуемые пояснения как можно быстрее. Закон отводит на это только 5 дней. Если вы не уложитесь в этот срок, дело может дойти даже до выездной проверки.

Порядок действий

Итак, если в письме вас уведомляют об ошибках и неточностях в налоговых данных и расчётах, нужно действовать по следующему алгоритму:

  • сделать копии документов, относящихся к финансовой хозяйственной деятельности (вашей или контрагента, если потребуется) за период, указанный в налоговом требовании;
  • составить сопроводительное письмо (с указанием количества листов);
  • пронумеровать (если листов несколько) и прошить все копии документов;
  • заверить прошитые бумаги подписью руководителя и печатью фирмы;
  • отправить в ваше отделение ИФНС подготовленный таким образом ответ на уведомление.

Сопроводительное письмо всегда составляется в двух экземплярах. Один останется в налоговой, а другой вам вернут, поставив отметку о получении. В сопроводительном письме необходимо:

  • кратко обрисовать ситуацию;
  • если потребуется, дать подробные пояснения по каждому из спорных или непонятных пунктов;
  • указать имя и фамилию исполнителя, а также контактный телефон.

Подготовленные и аккуратно помещённые в папку документы (вместе с сопроводительным письмом) нужно отнести в отделение ИФНС. Желательно передать их лично в руки тому инспектору, чьи данные указаны в полученном вами письме. Отправлять бумаги по почте не стоит – не факт, что дойдут в срок. Не поленитесь и принесите их лично либо отправьте представителя. И не забывайте, у вас всего 5 дней.

Несоответствие критериям

Критериев «добропорядочности» фирмы 12 – от хронически убыточной отчётности до высокого уровня налоговых рисков. Логично будет заключить, что хотя бы одному из них ваша организация не соответствует, поскольку идеальные компании встречаются только на бумаге. Что же делать, если в письме из налоговой вас уведомляют о нарушениях более абстрактных, чем несоответствие финансовых показателей?

Конкретную инструкцию, увы, составить невозможно – в разных фирмах и проблемные ситуации сильно различаются. Можно дать лишь общие рекомендации, которые с большой долей вероятности окажутся полезными для любого предпринимателя.

  1. Проведите финансовый анализ. Определите, какие суммы вы в среднем платите налоговой сейчас. Решите, стоит ли в вашем случае выплачивать больше, чтобы снизить налоговые риски (высокий уровень налоговых рисков – это то, что не нравится служащим ФНС больше всего).
  2. Заверьте налоговиков, что вы приняли их уведомление к сведению и готовы предпринять необходимые меры. Объясните, по каким причинам сложилась неблагоприятная ситуация (здесь можно сослаться как на объективные внешние факторы, так и на конкретные особенности вашей фирмы). Ответ должен быть максимально развёрнутым и подробным. Обязательно приложите к своему письму документы, которые подтвердят изложенные в нём доводы.
  3. Проверьте своих контрагентов (хотя бы основных) и соберите по ним основные данные. Это можно сделать, получив выписку из ЕГРЮЛ на официальном сайте федеральной налоговой службы. Может быть, с некоторыми контрагентами придётся прервать деловые связи, чтобы не дискредитировать фирму.
  4. Проанализируйте схемы работы с партнёрами (особенно с теми, у которых, на ваш взгляд, больше шансов попасть в поле зрения ФНС).
  5. Проверьте состояние активов фирмы. Возможно, понадобится обезопасить их тем или иным способом.

Все эти процедуры желательно провести в течение месяца. Если за этот срок ничего не изменится, инспекторы могут вынести решение о проведении в отношении вас выездной налоговой проверки.

Требование о внесении уточнений в декларацию

В письмах такого рода налоговики требуют «расшифровать» один или несколько отдельных показателей в декларации. Это рутинная бухгалтерская работа: проверить, правильно ли исчислен показатель, составить пояснительное письмо, отправить его в ИФНС… Если ошибка действительно допущена с вашей стороны, исправьте её в соответствии с требованиями и подайте уточнённую декларацию.

Требование о явке для дачи свидетельских показаний

Это требование предъявляется в случаях, когда налоговики отыскивают особенно серьёзное нарушение в деятельности фирмы (согласно всё тем же пресловутым критериям, о которых упоминалось выше). В письме назначаются дата и время, когда руководителю необходимо явиться пред очи инспектора или специальной налоговой комиссии. Если прийти в назначенный день вы не сможете, договоритесь с инспектором об изменении даты по телефону. Скорее всего, вам пойдут навстречу (если вы просите перенести встречу по уважительной причине).

Сложно предугадать, как пройдут встреча и переговоры. Возможно, вызов в ИФНС – простая формальность, и в течение получаса вы поговорите с инспектором «ни о чём», после чего спокойно уйдёте. Может быть, соберётся целая комиссия, которая станет допрашивать вас с пристрастием. Довольно часто руководители налоговой приглашают директоров «новорожденных» фирм, чтобы познакомиться и составить о руководителях общее представление. На таких встречах инспектор будет расспрашивать вас о планах компании, налоговом режиме, вероятности заявления налоговых вычетов и т.п.

В любом случае перед походом в налоговую тщательно подготовьтесь:

  • уточните у бухгалтера (если он у вас есть) все нюансы финансовой деятельности фирмы;
  • соберите документы, имеющие отношение к вопросу, по которому вас вызывают;
  • подготовьте убедительные доводы и аргументы.

И помните: послание от ФНС ещё не предвещает апокалипсис. Главное для директора – не делать глупостей после получения письма из налоговой. Подробно изучите требования налоговиков, при необходимости созвонитесь с ними и уточните детали. Действуйте в соответствии с изложенными в этой статье рекомендациями, и вскоре у вас получится ликвидировать возникшие налоговые недоразумения.

Документооборот между организацией и налоговым органом организован в письменном виде (по почте). Из ИФНС могут приходить уведомления о вызове в налоговый орган для дачи пояснений, требования о представлении документов (информации) о контрагентах организации при проведении встречных проверок и другие письма.
Должен ли получать директор официальные сообщения (письма, уведомления, требования) из ИФНС, так как ответить на них не может (по бухгалтерскому и налоговому учету), а отозвать из отпуска бухгалтера нет возможности? Может ли помочь неполучение писем из ИФНС избежать ответственности за несвоевременное предоставление налоговому органу запрошенных сведений и документов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация в лице своего исполнительного органа (директора) или уполномоченных им сотрудников обязана получать официальные сообщения (письма, уведомления, требования) налогового органа.
Даже если Организация не получит направленные ей налоговым органом по почте требования и уведомления, они будут считаться полученным через шесть рабочих дней с даты направления заказного письма. С этого дня начнется отсчет установленных законодательством сроков для ответа (предоставления запрошенных документов).
При непредставлении в установленный срок в налоговые органы запрошенных ими документов и (или) иных сведений наступает установленная законодательством ответственность.

Обоснование вывода:
НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В соответствии с НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, пени. Также налоговые органы могут вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах ( НК РФ).
Отметим, что налогоплательщиком в рассматриваемой ситуации является юридическое лицо (Организация). Исполнение обязанностей налогоплательщика не поставлено законодательством в зависимость от наличия соответствующего штата работников или отпусков отдельных сотрудников Организации.
Известно, что директор является единоличным исполнительным органом Организации, который осуществляет руководство деятельностью Организации, а также без доверенности действует от имени Организации, в том числе представляет ее интересы ( Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Следовательно, при отсутствии отдельных работников директор имеет право исполнять, в том числе, их функции.
Мы не видим затруднений для выполнения требований о явке представителя Организации в налоговый орган с какими-либо целями. Предполагаем, что сложности могут возникнуть при получении Организацией требования об уплате налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов) или требования о представлении документов (информации).
Однако упомянутые сложности не рассматриваются налоговым законодательством как основание для неисполнения налогоплательщиком установленных НК РФ обязанностей.
Согласно положениям НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
НК РФ предусматривает следующие варианты передачи требования:
- лично под расписку руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю);
- по почте заказным письмом;
- в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) или через личный кабинет налогоплательщика.
При этом НК РФ не установлена какая-либо очередность использования налоговым органом способов передачи требования об уплате налога ( Минфина России от 03.03.2011 N 03-02-08/21). То есть требование может быть направлено любым из предусмотренных способов.
Отметим, что указанное требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. С учетом положений и НК РФ указанный срок отсчитывается со следующего дня после дня отправки письма и исчисляется в рабочих днях. Соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом (п. 53 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, определение КС РФ от 08.04.2010 N 468-О-О). Фактическое неполучение требования адресатом не может быть поставлено в вину налоговому органу, если оно направлено по достоверному (действительному) адресу (постановления Пятнадцатого ААС от 19.02.2014 N 15АП-11628/13, Шестнадцатого ААС от 17.02.2014 N 16АП-4372/13, Двенадцатого ААС от 17.01.2014 N 12АП-10829/13).
Гражданское законодательство также устанавливает, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений ( ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу ( ГК РФ). Аналогичные разъяснения были приведены ранее в постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61.
Предусмотренное , НК РФ требование о представлении документов (информации) может направляться налогоплательщику в порядке, установленном НК РФ ( НК РФ). При направлении требования налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Таким образом, даже если Организация не получит направленные ей налоговым органом по почте требования и уведомления, они будут считаться полученным через шесть рабочих дней с даты направления заказного письма. С этого дня начнется отсчет установленных законодательством сроков для ответа (предоставления запрошенных документов).
Непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, установленных , и НК РФ, а также и НК РФ, влечет ответственность, предусмотренную НК РФ.
Таким образом, для данного состава правонарушения необходимо и достаточно факта бездействия - непредставления документов в установленный срок. Дальнейшие действия либо их отсутствие на наличие правонарушения не влияют.
Санкция за совершенное правонарушение установлена в размере 200 руб. за каждый не представленный в срок документ.
За нарушение срока представления документов (сведений) в налоговый орган граждане и должностные лица организаций могут быть привлечены к административной ответственности на основании КоАП РФ. Объективной стороной данного административного нарушения является непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ. Сумма административного штрафа, подлежащая взысканию в этом случае, составит:
- от ста до трехсот рублей в отношении граждан;
- от трехсот до пятисот рублей в отношении должностных лиц организаций.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- . Требование налогового органа о предоставлении документов (информации);
- . Порядок направления требования об уплате недоимки, пеней, штрафа, процентов (адрес, способы передачи);
- . Ответственность за непредставление налоговому органу документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.