Как оставить жалобу в налоговую инспекцию. Куда пожаловаться на налоговую инспекцию

Елена, здравствуйте!

заказать налоговую проверку

Именно заказать проверку не получится, потому что, как Вам уже указали коллеги, налоговые органы не работают по принципу многих других госструктур, то есть не проводят внеплановые проверки по поступившим заявлениям и жалобам.

Обратиться с жалобой в налоговый орган Ваше право.

Поскольку Вы обжалуете не действия налоговиков, а иного лица (ИП), то порядок подачи жалоб, предусмотренный НК РФ, в данном случае неприменим.

Подать жалобу необходимо с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом РФ от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 24.11.2014)«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ().

Статья 7. Требования к письменному обращению
1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.(часть 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

Жалобу необходимо подать в налоговый орган по месту регистрации ИП.

По общему правилу, обращения рассматриваются и по ним дается ответ в течение 30 дней с момента регистрации обращения (жалобы) (ст. 12 Закона № 59-ФЗ).

Доводы, которые будут изложены Вами в жалобе, приложенные подтверждающие документы, будут рассмотрены налоговиками в пределах их компетенции (как правило, при рассмотрении жалобы налоговые органы достаточно ограничены в своих действиях по проверке, однако, указанные Вами доводы могут быть проверены при проведении камеральной проверки представленных налогоплательщиком деклараций), Вам будет дан письменный ответ.

На практике, если есть возможность проверить доводы по сведениям, имеющимся у налоговиков, такая проверка проводится сразу, если нет - Вам, при наличии оснований, будет направлен ответ о том, что налогоплательщик будет включен в план проверок.

Если нарушены Ваши права как потребителя, то действительно более действенным методом будет направление жалобы в Роспотребнадзор, который вправе проводить проверки по поступившим жалобам.

Бланк документа «Заявление в налоговую инспекцию образец» относится к рубрике «Заявление». Сохраните ссылку на документ в социальных сетях или скачайте его себе на компьютер.

В Инспекцию Федеральной налоговой службы № ___ по г. ____________
__________________________________________
от: ___________________________________________
________________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

В ____________г. в мой адрес поступило требование № _______ из ИФНС № __ по г._________, согласно которому по состоянию на _________г. за мной - ______________________________, числится задолженность по налоговым платежам в размере _______________ рублей __ копеек.
Из расчета, предоставленного ИФНС России № __ по г. ________ в требовании № _______ усматривается, что налог на имущество физических лиц составляет ________ рубля __ копеек, пени в размере ______ рублей __ коп. Однако, оставшаяся сумма: ____________ ИФНС № __ г. ________ мне не пояснена.
В ___________ г. в мой адрес поступило налоговое уведомление № _________ из ИФНС № __ по г._________, согласно которому по состоянию на __________ г. за мной - _______________________, числится задолженность по транспортному налогу в размере ___________ рублей.
Согласно указанному уведомлению мне на праве собственности принадлежат: автомобиль марки ________, автомобиль марки __________, однако как в настоящий момент, так и по состоянию на ____ г. прав собственности на какие-либо автомобили за мной зарегистрировано не было.
В соответствии с указанным уведомлением по состоянию на _______ г. мной внесена предоплата в размере _______ рубля, однако задолженность по пени составляет ____ рубля. Иные задолженности по налоговым платежам отсутствуют.
В _________ г. в мой адрес поступило требование № ____ из ИФНС № __ по г._________, согласно которому по состоянию на _________ г. за мной - _______________________, числится задолженность в размере ________ рубля __ копеек.
Из расчета, предоставленного ИФНС России № __ по г. ________ в требовании № ____ усматривается, что транспортный налог с физических лиц составляет _______ рублей, пени составляют _______ рубля __ копеек. Однако, оставшаяся сумма: ____________ ИФНС № __ г. _______ мне не пояснена.
ИФНС № __ по г. ________ в Мировой суд г. _______ Судебного участка № ___ предъявлено заявление о вынесение судебного приказа о взыскании с меня - ___________________ суммы недоимки по налогу на имущество физических лиц за ____ г. в размере ________ рублей __ копеек.
Указанная сумма мной не оспаривается, однако мне неизвестно за какую налоговую базу мне выставлены иные требования.
На основании п. 2 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Однако какое-либо транспортное средство на праве собственности мне никогда не принадлежало.
На основании ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Постановлении о государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ от 21.02.2002 N 126, регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Несмотря на то обстоятельство, что я не являюсь собственником автомобиля, Инспекция ФНС России № __ по г. ________ неоднократно с _____ г. на мое имя отправляет квитанции об оплате налога на автомобили.
Кроме этого, в настоящее время в мой адрес приходит не только транспортный налог, а иные налоги, налоговая база по которым мне не разъясняется.

На основании изложенного, -

1. Разъяснить решения Инспекции ФНС России № __ по вопросу взыскания налога на транспортное средство с ___________________________
2. Разъяснить решения Инспекции ФНС № __ по вопросу взыскания с _________________________ иных налогов и сборов, установленных законодательством РФ.

В случае отказа либо неполного удовлетворения моих требований, равно как и отсутствия ответа на заявление я буду вынуждена обратиться в суд с иском о возмещении мне причиненного материального ущерба и морального вреда. В этом случае к сумме судебного иска будут добавлены судебные расходы, в том числе и расходы на услуги представителя, к помощи которого я буду вынуждена прибегнуть.

Ответ на заявление прошу направить по адресу: _________________________________________

_______________________-

« » _______________ г.



  • Не секрет, что офисный труд негативно сказывается и на физическом, и на психическом состоянии работника. Фактов, подтверждающих и то и то, существует довольно много.

  • На работе каждый человек проводит значительную часть своей жизни, поэтому очень важно не только то, чем он занимается, но и то, с кем ему приходиться общаться.

Жалоба – это законный способ борьбы с нарушением прав физических и юридических лиц. Отстоять свои интересы, в случае неправомерных действий со стороны Федеральной налоговой службы, можно начав с написания жалобы. Рассмотрим вопрос подробнее.

Если налоговые органы нарушили ваши права и у вас есть доказательства этого, то обжаловать неправомерные действия возможно. На законодательном уровне порядок подачи, сроки рассмотрения жалоб на действия или бездействие налоговых органов описаны в статье 139 НК РФ. Начать необходимо с написания текста жалобы. В ней следует:

  1. указать данные налогового органа, в который вы обращаетесь(наименование, адрес)
  2. указать данные вашей организации или ИП(реквизиты компании, ФИО, ваша должность, ОГРН, ИНН, контактные данные)
  3. изложить текст самой жалобы, с указанием свидетельств неправомерного действия или бездействия налоговой, сканы или скрины документов(акта проверки)
  4. четко выразить вашу позицию, привести основания и ссылки на нормы Налогового Кодекса РФ
  5. обозначить позицию налоговой по вашему вопросу
  6. указать какого решения вы хотите добиться: отмены акта налогового органа или же изменение решения.

Подать жалобу можно через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС в режиме онлайн(там же можно проверить текущее состояние вашей жалобы и решение по ней), лично или через представителя - в канцелярию или окно приёма документов налогового органа, отправить документы заказным письмом Почты России, желательно с описью вложения.

Куда направить жалобу на налоговую

Подать жалобу на незаконные действия или бездействие со стороны налоговой/ее сотрудника можно в течение одного года. Важно, что этот срок отсчитывается с момента выявления нарушения(согласно ст. 139 НК РФ). После подачи жалобы налоговый орган в течение трех дней обязан направить ее в главную управляющую инстанцию. Направить жалобу можно:

  • В вышестоящий орган ФНС, поскольку он может отменить действия нижестоящих. Управление Федеральной налоговой службы отменяет решения региональных налоговых.
  • В суд. Судебные органы рассматривают жалобы любого типа, но будьте готовы к затягиванию процесса. Рассмотрение жалобы в суде – дело небыстрое. Хотя в ряде случаев писать в вышестоящий налоговый орган и добиваться положительного будет значительно дольше.
  • В прокуратуру. Но вопрос дойдет до рассмотрения, только если он имеет уголовный уклон. Например, злоупотребление служебными полномочиями.

Программа для магазинов Бизнес.Ру позволит вам:

  • автоматизировать бухгалтерскую и налоговую отчетность,
  • всегда быть в курсе всех взаиморасчетов с сотрудниками,
  • контролировать денежные потоки в компании,
  • а личный календарь напомнит вам о важных событиях.

Образец жалобы

Название налогового органа и адрес

Наименование юр.лица, ФИО ИП

ОГРН, ИНН/КПП

Юридический и почтовый адреса.

Контактные данные

Жалоба
на действия/бездействие должностных лиц конкретного налогового органа
либо название и реквизиты обжалуемого акта и наименование налогового органа, его принявшего

Суть жалобы: опишите обстоятельства, способствовавшие, нарушению его прав и законных интересов со стороны должностных лиц налогового органа. В случае обжалования конкретного акта налогового органа, излагаются доводы заявителя в свою защиту со ссылкой на нормы законодательства, документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

В связи с изложенным, прошу: просьба заявителя разобраться в сложившейся ситуации в случае обжалования действий (бездействия)должностных лиц налогового органа и признать действия или бездействие должностных лиц незаконным либо отменить обжалуемый акт налогового органа.

Приложения:
1. Документы (заверенные копии), подтверждающие обоснованность доводов, изложенных в жалобе.
2. Документы, подтверждающие полномочия представителя в случае подписания жалобы представителем по доверенности.

Должность, ФИО, подпись, дата


В течение трех дней с момента подачи жалобы в налоговую, она должна будет направлена в вышестоящий орган. Решение по делу выноситься в течение 15 дней со дня принятия заявления. Но указанием главы управления этот срок может увеличиться еще на 15 дней.

ФНС может оставить жалобу без рассмотрения в нескольких случаях:

  • если она подана с нарушением порядка, прописанного в ст. 139.2 НК РФ
  • в заявлении отсутствуют ненормативные акты налоговой, не указаны конкретные действия, в результате которых были нарушены права налогоплательщика
  • нарушены сроки подачи
  • жалоба отозвана самим заявителем
  • жалоба с тем же составом уже направлялась от этого же заявителя
  • до вынесения решения налоговый орган устранил заявленные нарушения

О том, что жалоба будет оставлена без рассмотрения ФНС обязан уведомить в течение пяти дней со дня ее получения или заявления об отзыве. Однако это не лишает вас права на повторное обращение с жалобой (ст. 139.3 НК РФ).

В результате рассмотрения жалобы Управление ФНС вынесет одно из следующих решений:

  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля
  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
  • о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение
  • об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение

Если решение вышестоящего налогового органа вас не устраивает, то его можно обжаловать апелляционной жалобой.

Программа для упрощения работы и финансовой отчетности магазина Бизнес.Ру обладает большим набором возможностей и решений для автоматизации вашего бизнеса.

Она позволит вам:

  • автоматизировать налоговую и бухгалтерскую отчетность,
  • ускорит выписку документов и исключит возможные ошибки при заполнении,
  • а также позволит вести полноценный складской, торговый и финансовый учет в магазине.


Если орган ФНС по субъекту вынес решение, с которым вы не согласны, следует обратиться в Федеральную налоговую службу или в суд. Срок, в течение которого можно написать исковое заявление в суд, составляет 10 дней с момента получения постановления по делу со стороны вышестоящей инстанции ФНС. Требования к оформлению апелляционной жалобы аналогичны требованиям к оформлению жалобы.

Апелляционная жалоба подается в вышестоящую инстанцию, но через налоговый орган, чьё решение обжалуется. Для Инспекций ФНС России вышестоящим налоговым органом является Управление ФНС России по соответствующему субъекту. Для Управлений ФНС России по субъектам и для Межрегиональных инспекций ФНС вышестоящим налоговым органом является Федеральная налоговая служба.

Решение по апелляционной жалобе выносят в течение одного месяца со дня ее получения. Этот срок может быть увеличен до двух месяцев. Следует отметить, что получив апелляционную жалобу, ФНС понимает, что ее решение не вступило в силу, и не выставляет требований по уплате налога, пени, штрафа по обжалованному решению.

Читайте статьи о налогах и отчетности магазина:

Все мы, и граждане, и организации, периодически вынуждены общаться с различными государственными структурами. Одной из наиболее популярных уже давно стала налоговая инспекция. Общаться с органами власти настоятельно рекомендуют исключительно в письменном виде, поскольку устная консультация может диаметрально отличаться от официального разъяснения, то насущным вопросом очень часто становится вопрос: как написать заявление в налоговую инспекцию?

Обращения граждан в налоговые органы лично

В ряде организаций существуют форменные бланки заявлений. Для органов ФНС в случае обращения туда с общим вопросом обычного физического лица утвержденной формы бланка заявления в налоговую инспекцию не существует: он пишется исключительно в произвольной форме.

В случае, если гражданин обращается за налоговым вычетом, то дополнительно заполняется декларация. Реквизиты, куда перечислить возвращаемые деньги, указываются в заявлении в налоговую инспекцию, образец которого должны дать сами налоговики.

Обращения юридических лиц

Взаимоотношения юридических лиц, стоящих на учете в конкретной инспекции, осуществляются следующими способами:

  • в письменном виде на бумажных носителях;
  • в письменном виде через защищенные каналы связи.

Обращения юридических лиц на бумажных носителях

Такие документы оформляются на форменных бланках организации по внутренним правилам, установленным инструкцией по делопроизводству. В части оформления образец заявления в налоговую инспекцию по общему вопросу ничем не отличается от образца заявления в какую-то иную структуру. На бланке организации обычно присутствует угловой штамп с фирменным наименованием, почтовым адресом, телефонами. Текст заявления подписывается руководителем. На заявлении может ставиться печать организации-заявителя. В тексте заявления рекомендуется указать ИНН заявителя. К общим вопросам обычно относят вопросы консультативного характера или ответы на запросы ФНС, которые не требуют специализированного оформления.

Обращения юридических лиц через защищенные каналы связи

«Общение» юридических лиц с налоговой в настоящее время в большинстве случаев осуществляется с использованием электронного документооборота через защищенные каналы связи. Исключения составляют только юридические лица с очень малой численностью наемных работников, которые предпочитают передавать документы в инспекцию что называется «на ногах». Бухгалтерские работники обычно все-таки в целях экономии рабочего времени, которого всегда не хватает, стараются взаимодействовать с налоговой в электронном виде.

На ниве электронного документооборота давно уже подвизаются официальные провайдеры. У большинства организаций на слуху такие названия, как "Тензор", "СБИС", "Контур". Организовать электронное общение достаточно просто: достаточно обратиться к провайдеру, оплатить счет - и для вас будет открыт личный кабинет и создана цифровая подпись, которой будут подписываться все отчеты и обращения.

В личном кабинете присутствуют все образцы заявления в налоговую инспекцию, касающиеся осуществления зачетов ранее уплаченных налогов, получения информационных выписок и т. п. Кроме того, в личном кабинете присутствует электронная форма для написания заявления в произвольном виде. В ней автоматически заполняется ИНН, полное наименование заявителя и данные о руководителе.

Заключение

Различные образцы заявления в налоговую инспекцию при желании можно без труда отыскать в Интернете. Если прийти в саму инспекцию, то там на выбор вам предложат еще несколько вариантов. И все они будут разные - в зависимости от того отдела, где работает специалист. Поэтому не стоит ломать голову: гражданам лучше обращаться в произвольной форме, а юридическим лицам - не мудрить, а пользоваться электронным документооборотом и готовыми вариантами в личном кабинете.

Закон надо чтить, причем делать это должны не только налогоплательщики, но и налоговики. Вот как раз они об этом часто забывают. Правда, ФНС России сообщила о сокращении количества жалоб налогоплательщиков (фирм и предпринимателей) на 12% (за 9 месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года). Да, имеет место сокращение досудебных налоговых споров, да, налоговики учитывают судебную практику. И все же закон при налоговых мероприятиях соблюдается далеко не всегда. И что делать, если нарушение налицо?

Выбор способа защиты

Путей несколько. Можно выбрать только один, можно сочетать несколько, но какие именно? Может показаться казусом, но спросить об этом можно прямо у налоговиков. Ведь, как известно, налоговые органы должны бесплатно информировать налогоплательщиков в том числе и о правах налогоплательщиков (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Это можно сделать:

  • по телефону (8-800-222-22-22);
  • по Интернету (http://www.nalog.ru);
  • лично или письменно (127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23 или по адресу своей налоговой инспекции).

Надо помнить, что при письменном обращении на ответ отводится 30 дней (которые с успехом могут быть использованы для затягивания времени, с тем чтобы, например, истек срок исковой давности).

Вверх, к начальству

Обращение к вышестоящему должностному лицу налогового органа весьма действенная мера, которая позволяет при этом сохранить неплохие отношения.

Самый удобный способ обращения - через личный кабинет на сайте nalog.ru. Несмотря на "инновационность" способа, на него полностью распространяется порядок рассмотрения обращений, установленный законом (имеется в виду Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ, который, несмотря на название, применяется и для обращений юридических лиц). В общем-то не имеет значения, в какой форме вы обращаетесь - с заявлением или с жалобой. Главное - это соблюсти единые требования и указать:

  • Ф.И.О. адресата - должностного лица, к которому вы обращаетесь (или его должность);
  • свои Ф.И.О.;
  • адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть обращения -

и все это подписать (собственноручно или соответствующей электронной подписью). Подтверждающие документы прилагаются по необходимости и при наличии.

Отказать в принятии обращения адресат не вправе, оно в любом случае должно быть принято, зарегистрировано (в течение 3 дней со дня поступления) и рассмотрено (в течение 30 календарных дней со дня его регистрации). Должностное лицо вправе переслать ваше письмо другому лицу, если решение затронутого вами вопроса вне его компетенции.

Ответ направляется или в письменной форме, или по электронной почте, или через личный кабинет (зависит от того, какой способ вы указали в обращении). Вообще без ответа обращение остается в строго определенных случаях:

  • заявитель забыл указать свою фамилию или адрес для ответа;
  • в обращении употреблены непарламентские (нецензурные или оскорбительные) выражения, а также угрозы;
  • текст нечитаемый и (или) содержит вопрос, на который уже неоднократно давались ответы, и новых аргументов нет.

В случае (хотя это и маловероятно) если должностное лицо нарушит порядок рассмотрения обращения, то есть основания ставить вопрос об административной ответственности (штраф от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 5.59 КоАП РФ)).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган

Налогоплательщики вправе обжаловать:

  • акты налоговых органов ненормативного характера;
  • действия или бездействие их должностных лиц, -

если, по их мнению, акты, действия (бездействие) нарушают их права. Обращение может быть оформлено как (подается на решение, не вступившее в законную силу) или как жалоба традиционная. Традиционная жалоба подается для оспаривания:

  • акта ненормативного (т.е. индивидуально определенного, разового, относящегося к конкретному налогоплательщику) характера, уже вступившего в законную силу;
  • действий (бездействий) должностных лиц, в том числе решения о или зачета, "заморозке" счетов, привлечении к ответственности, доначислении налога и пени и т.д.

Оба вида жалоб направляются строго через налоговую инспекцию, принявшую оспариваемое решение или допустившую незаконные действия (бездействие), которая в течение трех дней со дня поступления направляет и , и ее материалы в вышестоящий налоговый орган.

Обратите внимание: получив обычную (не апелляционную) жалобу, налоговики обязаны принять меры по устранению нарушений прав заявителя и сообщить об этом в вышестоящий налоговый орган в трехдневный срок со дня устранения нарушений (п. 1.1 ст. 139 НК РФ).

Обычная жалоба подается в течение года со дня:

  • когда налогоплательщик узнал (должен был узнать) о нарушении своих прав;
  • , если обжалуется вступившее в силу решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке;
  • вынесения решения, если обжалуется вступившее в силу решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, которое не было обжаловано в апелляционном порядке.

Апелляционная жалоба подается только до дня вступления в силу обжалуемого решения.

Требования к форме и содержанию обеих жалоб идентичны, а вот само обращение возможно подать только в письменной форме, через личный кабинет или по телекоммуникационным каналам связи (по электронной почте нельзя). Указываются помимо общих данных (Ф.И.О., наименования, адреса, способов получения ответа и т.д.):

  • реквизиты обжалуемого акта ненормативного характера, действия (бездействие);
  • наименование налогового органа, акт, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования заявителя.

К жалобе могут быть приложены:

  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;
  • расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик, и иные расчеты;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае если жалоба подписана не самим налогоплательщиком-заявителем).

С документами есть такого рода нюанс: документы, представленные вместе с жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснение причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется (п. 4 ст. 140 НК РФ). Налоговики часто понимают это так: документы можно принимать во внимание только в том случае, если заявитель сможет обосновать причины, по которым невозможно было ранее представить их инспекции, решение которой обжалуется. Это не значит, что документы можно не принимать. Закон не требует от налогоплательщика документально подтверждать факт того, что было невозможно своевременно представить такие документы налоговому органу, решение которого обжалуется. Суды указывают, что:

  • НК РФ (п. 4 ст. 140 НК РФ) обязывает заявителя представить пояснения относительно причин невозможности представления указанных документов в ходе проверки (постановление АС Поволжского округа от 12.08.2015 N Ф06-26273/2015 по делу N А55-22321/2014);
  • налоговики не вправе отказать в рассмотрении представленных документов по причине документального неподтверждения налогоплательщиком факта, изложенного в предоставленных пояснениях: по сути это предъявление дополнительных требований, не предусмотренных НК РФ, положения которого обязывают представить только пояснения (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 N 11АП-2554/2015).

"Пояснения" - это не то же самое, что "документальное подтверждение" (см., например, ст. 88 НК РФ). Так что если вышестоящий налоговый орган отказался рассматривать дополнительные документы со ссылкой на то, что документального подтверждения отсутствия спорных документов на момент проведения проверки и принятия решения по ее результатам не представлено, то суд, скорее всего, сочтет эту позицию неправомерной. Тем более что в случае представления дополнительных доказательств налоговики вправе просить суд объявить перерыв или отложить заседание, дав им возможность ознакомления и представления опровергающих их доказательств (п. 78 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Оспаривание не приостанавливает исполнение обжалуемого акта, но есть исключение. В случае обжалования вступившего в силу решения о привлечении к ответственности (или решения об отказе в привлечении к ответственности) исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено. Для этого помимо жалобы надо представить:

  • заявление о приостановлении;
  • банковскую гарантию, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога (сбора, пеней, штрафа), не уплаченного по обжалуемому решению.

Варианты решений по итогам рассмотрения жалобы:

  • оставить без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа ненормативного характера;
  • отменить решение налоговой инспекции (полностью или в части);
  • отменить решение и принять новое;
  • признать действия (бездействие) должностных лиц инспекции незаконными и вынести решение по существу.

Следует заметить, что и решение вышестоящего налогового органа может быть обжаловано (в ФНС России в течение 3 месяцев со дня принятия).

К прокурору

Поражает невероятное разнообразие способов обращения. Помимо традиционных способов (письменно, устно, в электронном виде, через интернет-приемную) могут быть использованы даже телеграф и факс.

Для формальных подробностей имеет смысл изучить Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а также Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ (утв. Приказом Генерального прокурора от 30.01.2013 N 45), они размещены в открытом доступе на официальном сайте Генеральной прокуратуры (genproc.gov.ru). Там же, кстати, имеется и интернет-приемная. Чтобы избежать разочарований, надо понимать, что предметом прокурорского надзора помимо прочего является соблюдение Конституции РФ и законов, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, основание для принятия мер прокурорского реагирования - сообщение о нарушениях законодательства, прав, свобод и интересов (как человека и гражданина, так и юридических лиц и предпринимателей). На практике это означает, что от прокурора нет смысла требовать, например, пересчитать расчет, произведенный налоговиками, зато можно обратиться при нарушении процедуры налоговой проверки, взыскания налога и т.д.

Обращение в органы прокуратуры может быть оформлено как заявление или жалоба, но в любом случае должно содержать:

  • наименование органа прокуратуры (Ф.И.О., должность адресата);
  • Ф.И.О. заявителя, адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть вопроса;
  • подпись и дату.

Обращение может быть направлено как в прокуратуру по месту нахождения заявителя, так и в прокуратуру по месту нахождения налоговой инспекции, на которую жалуются.

Установив факт нарушения, прокурор должен внести представление об устранении нарушений закона в налоговую инспекцию (должностному лицу), в чьей компетенции устранить нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Весьма действенны и иные меры прокурорского реагирования:

  • постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
  • направление прокурором должностному лицу предостережения о недопустимости нарушения закона.

Бывает, хотя и нечасто, что и прокуроры оступаются. Тогда остается обращаться только в суд. Так, налогоплательщик направил в УФНС заявление, содержащее сведения об уклонении от уплаты налогов группой предпринимателей, и подтверждающие документы на 48 листах. Материалы были переданы в соответствующую налоговую инспекцию, но уже на 9 листах. Потеря 39 листов наводила на мрачные мысли, и налогоплательщик просил прокуратуру провести тщательную проверку вышеуказанных фактов и рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица к соответствующему виду ответственности (административной или уголовной). Судом признано незаконным бездействие прокуратуры, выразившееся в непринятии решения об административной ответственности должностного лица УФНС, непредоставлении ответа на заявление о возбуждении уголовного дела, на руководителя указанного заинтересованного лица возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя (апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.01.2014 по делу N 33-532/2014).

В суд, но не сразу

НК РФ устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования спора (п. 2 ст. 138 НК РФ). В суд можно обращаться не только тогда, когда вышестоящий налоговый орган не прислушался к вашим жалобам, но и тогда, когда он просто их проигнорировал, не приняв решение вообще. Кстати, обжаловать решение вышестоящего органа можно сразу в суд, без обращения еще в более вышестоящий.

Сейчас не будем затрагивать благородное дело обжалования нормативных правовых актов налоговых органов (для желающих будет обязательным изучение главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ)).

Сосредоточимся на более распространенном и приземленном - обжаловании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Формы обращения в суд такие (ст. 4 АПК РФ):

  • исковое заявление - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;
  • заявление - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства и в иных случаях, предусмотренных АПК РФ;
  • жалоба - при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.

Налогоплательщик (неважно, гражданин или организация) вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, если он полагает, что ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие):

  • не соответствуют закону (иному нормативно-правовому акту);
  • нарушают его предпринимательские и экономические права и интересы;
  • обязывают что-то делать без законных оснований;
  • иным способом препятствуют осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок подачи заявления - три месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (если иное не установлено федеральным законом), но срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Требования к заявлению указаны в статье 125 АПК РФ (ч. 1, п. 1 - 2 и 10 ч. 2, ч. 3). В частности, там должны быть указаны:

  • права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением или действиями (бездействием);
  • законы и иные нормативно-правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт, решение или действия (бездействие), -

а также заявлено требование о признании ненормативно-правового акта недействительным (решений, действий (бездействия) - незаконными).

Такого рода дела должны быть рассмотрены судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления (этот срок включает в себя и подготовку дела к судебному разбирательству, и принятие решения по делу, если иной срок не предусмотрен законом). Продление возможно до шести месяцев председателем суда по мотивированному заявлению судьи. Основания для продления - особая сложность дел, значительное число участников арбитражного процесса (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения (ст. 259 АПК РФ). Далее возможно рассмотрение дела в порядке кассации (если это не запрещено законом (п. 1 ст. 273 АПК РФ)) в срок не более двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, постановления арбитражного суда (если иное не предусмотрено АПК РФ (ст. 276 АПК РФ)). А далее возможен пересмотр в порядке надзора Президиумом ВС РФ (гл. 36.1 АПК РФ) в срок:

  • не более 2 месяцев, если дело не было истребовано;
  • не более 3 месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ.