Характеристика эпг страны. Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • содержание понятия "экономико-географическое положение";
  • основные виды географического положения и место в нем экономико-географического положения;
  • историю формирования учения об экономико-географическом положении;
  • основные подходы к оценке экономико- и политико-географического положения;

уметь

  • давать характеристику экономико-географического положения отдельных стран, регионов и населенных пунктов;
  • строить графы железных дорог крупных экономических районов для оценки выгодности экономико-географического положения;
  • характеризовать макро-, мезо- и микроположение административных центров

региона – субъекта Российской Федерации;

Применять исторический подход к анализу экономико-географического положения различных объектов;

владеть

  • навыками определения "топологического расстояния";
  • приемами изучения изменения экономико-географического положения во времени;
  • способами количественной оценки экономико-географического положения;
  • методикой оценки различных видов экономико-географического положения.

Географическое положение и экономико-географическое положение

Понятие "географическое положение" является ключевым для всей системы географических наук. Собственно, география и зародилась как наука о методах определения и фиксации местоположения объектов на земной поверхности относительно друг друга или в некой системе координат. В дальнейшем выяснилось, что определение местоположения объекта не только помогает отыскать его (например, мореплавателю), но и объяснить некоторые свойства этого объекта и даже прогнозировать его развитие. Важнейшим элементом географического исследования является установление и анализ связей между расположенными в пространстве объектами, определяемых именно их местоположением.

Положение на земной поверхности, определяемое в системе географических координат (градусах широты и долготы), дающее наиболее точный адрес объекта, – это математико-географическое положение.

Положение одних природных объектов относительно других, оказывающих на них существенное влияние, называют физико-географическим положением. Таково, например, положение по отношению к господствующим направлениям ветра островов – наветренных и подветренных.

Экономико-географическое положение (ЭГП) – это положение объектов в экономическом и социальном пространстве относительно друг друга, а также относительно границ (государственных, административных или иных). В то же время к категории ЭГП относят и положение относительно природных объектов (незамерзающее морс, судоходная река, месторождение полезного ископаемого, лесной массив, ареал природно-очаговых заболеваний), которые оказывали, оказывают или могут в перспективе оказать влияние на функционирование и развитие изучаемых общественно-географических объектов. Особая важность положения относительно политических (государственных) границ в системе складывающихся в определенный исторический период межгосударственных и межблоковых отношений вызывает необходимость применения категории "политико-географическое (геополитическое) положение" (ПГП).

Понятия "географическое положение", "политико-географическое положение" использовались в XIX в. Их значения анализировались в общем виде и на конкретных примерах в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, среди географов – d). Ратцелем. Категория ЭГП была предложена в СССР на рубеже 20–30-х гг. XX в. И. Алкиным и позднее детально разработана Η. Н. Баранским, И. М. Маергойзом и рядом других авторов. Но без оформления специальным термином она применялась и раньше. Так, в книге Η. П. Огановского "Популярные очерки экономической географии СССР" (1926) читаем: "Географическим положением называется близость данной страны к морям и океанам, но которым проходят мировые торговые пути, а также к странам, торговые сношения с которыми представляют большую выгоду". Это определение характеризует только частный случай ЭГП – и с точки зрения объекта (страны в целом), и исключительно с точки зрения удобства межгосударственных экономических связей.

Н. Н. Баранский обращал внимание на то, что ЭГП – это "отношение какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение, – все равно, будут ли эти данности природного порядка или созданные в процессе истории..." Он писал: "Для экономической географии чрезвычайно важно положение данной страны (или района, города, вообще исследуемого ареала) к путям, рынкам, крупным центрам (промышленным, торговым, административным, культурным)".

Η. Η. Баранский считал, что ЭГП имеет крупнейшее методологическое значение: "Место, занимаемое любым ареалом, – будет ли то страна, район, город и т.д. – в системе географического разделения труда в значительной мере определяется экономико-географическим положением". И еще одно важное положение Η. Н. Баранского заключается в том, что ЭГП, как и прочие моменты экономико-географического порядка, должно рассматриваться в плане историческом. Иначе говоря, экономико-географическое положение, в отличие от положения математического и положения физико-географического, есть категория историческая, и она должна быть каждый раз определена в координатах времени. Это значит, что здесь надо рассуждать с точки зрения определенной эпохи, определенных исторических условий.

Непреходящее значение имеют глубокие разработки положений теории ЭГП в трудах И. М. Маергойза (в основном первая половина 1970-х гг.). Он писал: "Экономико-географическое положение – сложная, генетически взаимосвязанная совокупность территориальных отношений, важных ныне или могущих стать важными для экономического развития объекта и для формирования таких объектов, как страны и районы, для их территориальных структур... ЭГП с самого начала понимается как система территориально-временных отношений, причем весьма динамичных (что затрудняет ее изучение)... Отсюда возрастающая динамичность ЭГП – самостоятельного понятия, хотя тесно связанного с культурно- географическим, политико-географическим, а также и с военно-географическим положением".

"В современном ЭГП заложены многие черты будущего, подобно тому, как во “вчерашнем” положении мы находим причины того, почему таким стал наш объект сегодня, – считал И. М. Маергойз. – Поэтому изучить сегодняшнее положение объекта – значит в известной мере определить, каким может стать объект завтра, т.е. найти одну из составляющих прогноза его развития под влиянием внешних сил".

В наиболее формализованном виде географическое положение есть положение объектов, фиксируемое на карте в двухмерном пространстве земной поверхности. В физической географии, реже в экономической, оценивается и третье измерение – абсолютная или относительная высота. На карте все объекты изображаются как точечные, линейные (внемасштабными условными знаками) или площадные (контурные, занимающие определенный ареал). Фактически, конечно, и точечные, и линейные объекты на мелкомасштабной карте (населенный пункт, многополосная автострада) занимают площади, но при соответствующем масштабе исследования этим обстоятельством можно пренебречь. Тогда возможны следующие варианты взаиморасположения указанных категорий объектов:

  • точка относительно другой точки: Москва относительно Санкт- Петербурга;
  • точка относительно линии (и обратное): Саратов на Волге;
  • точка относительно ареала – столица в государстве;
  • линия относительно линии: трасса БАМ относительно Великой Сибирской магистрали;
  • линия в пределах ареала: река Яна на северо-востоке Якутии;
  • ареал относительно другого ареала: республики Мордовия и Чувашия.

Возможны и такие варианты положения:

  • точка на линии или вне ее: Тверь на железной дороге Москва – Санкт-Петербург, Новгород – вне ее;
  • точка в пределах ареала, на его границе, вне его: Нарьян-Мар находится в зоне тундры, Кудымкар – вне ее; Брест находится на границе Белоруссии и Польши, другой Брест – на французском побережье Атлантического океана;
  • линии расположены изолированно друг от друга, как Печора и Северная Двина, или пересекаются, как БАМ с рекой Леной;
  • линия находится в пределах ареала полностью (как река Яна) или частично (река Лена) в Якутии или целиком вне ареала (например, железная дорога Дудинка – Норильск не имеет связи с железнодорожной сетью страны);
  • ареалы являются смежными (Мордовия и Чувашия) или удалены друг от друга (Мордовия и Татарстан).

Для определения взаимоположения объектов указывают расстояние между ними и направление (к северу, юго-востоку).

Для определения положения точки, линии, меньшего ареала в составе более крупного используют следующие термины: "центральное ", "глубинное", "периферийное", "окраинное ", "пограничное положение". Положение столицы Бразилии избиралось как близкое к центральному в стране; положение в пей г. Риу Гранди (на юге) близко к пограничному; г. Форталеза (на северо-востоке) имеет периферийное, а г. Манаус (в Амазонии) – глубинное положение. Некоторые территории, даже государства, в названиях своих несут указание на окраинное положение – Украина, Крайна в бывшей Югославии.

Для количественного измерения ЭГП объектов существует несколько способов: измеряются расстояния от объекта до других, влияющих или потенциально могущих оказать влияние на него.

Простейший способ – измерение "воздушного" (геодезического) расстояния на местности или на карте соответствующего масштаба (чтобы избежать искажений) по прямой. Но в большинстве случаев расстояние между объектами преодолевается по трассам путей сообщения, отклоняющимся от прямой, т.е. измерению подлежат реальные расстояния (протяженность отрезка железнодорожной линии или участка судоходной реки). В том и другом случае расстояние измеряется в километрах. Иногда (в том числе и в быту) расстояние измеряется во времени (в часах, минутах), необходимом для преодоления расстояния до объекта по имеющимся путям сообщения. Особенно часто такой способ используется для определения положения в зоне доступности (получасовой, часовой, двухчасовой), допустим, центра городской агломерации по железной дороге. Здесь имеют значение скорость движения (электропоездов) и интервалы движения между ними. Считается, что реальное время поездки (исключая необходимое для подхода к станции) складывается из времени поездки и половины продолжительности интервала между поездками (это время ожидания). Если разные пункты обслуживаются линиями, по которым поезда движутся с разной скоростью, то расположенный ближе к центру пункт (по расстоянию в километрах) может оказаться на большем временно́м отдалении. И даже находящиеся на одной линии пункты, если в них останавливаются не все поезда (т.е. удлиняются интервалы), как бы удаляются от центра.

Как известно, "время – деньги", поэтому временно́е измерение часто трактуется как экономическое расстояние. Точнее оно измеряется тарифной стоимостью провоза груза или поездки пассажира.

Своеобразен способ определения "топологического расстояния" без точного выражения в метрах или минутах. Пример такого отсчета – оценка расстояния до объекта числом кварталов, остановок общественного транспорта. Положение объектов, например станций метрополитена, отдельных городов в системах городского расселения, изображают в этом случае с помощью чертежа или графа. Объекты – города, станции – обозначаются точками – это вершины графа. Их соединяют "ребра", упрощенно показывающие наличие связей между вершинами. Взаиморасположение вершин на чертеже приближено к реальному. Расстояние между вершинами измеряется числом ребер – по кратчайшему варианту. Например, расстояние от Москвы – центра графа железнодорожной сети Европейской России – до вершин областных центров равно одному ребру до Владимира, Ярославля, Твери, а до Вологды, Нижнего Новгорода – двум: легко убедиться по карте, что при равном топологическом расстоянии до Владимира и Ярославля разное число километров.

С помощью графа можно определить количественно центральность, выгодность положения, например в системе городов – административных центров Западной Сибири (расположенных на железной дороге). Расстояние измеряется суммой чисел Кенига (т.е. числом ребер) от одного центра до всех остальных. Результаты заносятся в матрицу (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Матрица топологических расстояний

Чем меньше сумма чисел Кенига, тем нейтральнее, выгоднее положение пункта в системе. В нашем случае лучшее положение у Новосибирска, худшее – у Тюмени (рис. 6.1). Особые преимущества дает транзитное положение на линиях, по которым осуществляются связи крупных экономических объектов (центров и ареалов). В местах пересечения транзитных линий создаются хорошие условия для развития производства даже там, где нет местных ресурсов. Очень выгодно положение на пересечении крупных судоходных рек и железнодорожных магистралей (Омск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, города Поволжья), при впадении больших судоходных рек в моря, по которым проходят международные трассы (Архангельск), при сочетаниях разных транзитных путей сообщения (Санкт-Петербург, Ярославль и др.).

Рис. 6.1.

Большого внимания заслуживает "соседское " положение. Здесь различают соседей первого (непосредственных), второго (соседей соседей) и последующего порядка. Так, у Ленинградской области в пределах Российской Федерации, не считая Санкт-Петербурга, четыре соседа первого порядка (Карелия, Вологодская, Новгородская и Псковская области) и семь – второго (Мурманская, Архангельская, Кировская, Костромская, Ярославская, Тверская, Смоленская области). Чем больше соседей и чем больше число транспортных выходов на их территории, тем выгоднее положение. Конечно, имеют значение уровень экономического развития и специализация соседних районов. Можно опираться на развитых соседей, кооперируя усилия с ними, но в условиях конкуренции они могут и подавлять развитие тех или иных отраслей у более слабого соседа, который превращается в аграрно-сырьевой придаток, в поставщика трудовых ресурсов, в рынок сбыта.

К вне его лежащим объектам, имеющим то или иное экономическое значение, - все равно, будут ли эти объекты природного порядка или созданные в процессе истории (по Н.Н.Баранскому). Другими словами, ЭГП - положение в экономическом пространстве, которое определяется по отношению и к природным элементам окружающей среды, и к созданным человеком элементам искусственной среды, и к размещению самого населения.

Анализ ЭГП проводится по следующим его компонентам

  • транспортно-географическое
  • промышленно-географическое
  • агрогеографическое
  • рыночное
  • демографическое
  • рекреационно-географическое

Выделяют следующие типы ЭГП:

  • центральное;
  • периферийное;
  • пограничное;
  • транзитное;
  • приморское;
  • глубинное.

План характеристики ЭГП страны (региона)

В школьном курсе географии описание ЭГП обычно идёт по плану следующего типа:

  1. Положение по отношению к соседним странам.
  2. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.
  3. Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.
  4. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.
  5. Изменение ЭГП во времени.
  6. Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Экономико-географическое положение" в других словарях:

    Положение региона или страны относительно других объектов, имеющих для него экономическое значение. Э. г. п. категория историческая, может измениться в связи со строительством ж. д. или электростанции, началом разра­ботки месторождения полезного… … Географическая энциклопедия

    Положение месторождения, предприятия, города, района, страны или иного экономико географического объекта по отношению к прочим экономико географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение. Оценка ЭГП объекта зависит от его положения … Финансовый словарь

    Большой Энциклопедический словарь

    Положение какого либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. Различают географическое положение по… … Энциклопедический словарь

    Положение какого либо пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала. Под Г. п. в математической географии понимается широта и долгота данных пунктов или местности, в… …

    Положение города, района (региона) или страны по отношению к транспортной сети, сети транспортных узлов и потоков. Особенности положения экономико географических объектов определяются характером территориального охвата (выделяют макроположение,… … Географическая энциклопедия

    Чили. Экономико-географический очерк - Добыча железной руды на месторождении Альгарробо (провинция Уаско). Чили. Экономико географический очерк Общая характеристика экономики. Ч. относится к числу относительно развитых латиноамериканских стран. Она стоит на 5 м месте в Латинской… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    Экономико географическое положение ЭГП 6 энергетический гетерогенный петлевой реактор 6 петель циркуляции теплоносителя … Википедия

    Экономическая и социальная география, общественная наука, изучающая закономерности территориального размещения общественного производства, условия и особенности его развития и размещения в различных странах и районах. Предмет исследования … Большая советская энциклопедия

    Луганська область Герб (описание) … Википедия

Книги

  • Географическое положение и территориальные структуры. Памяти И. М. Маергойза , . Сборник посвящен памяти выдающегося советского экономико-географа Исаака Моисеевича Маергойза. Свое имя - ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ -сборник получил от двух…

ЭГП – есть отношение какого-либо места, района или города ко вне его лежащим данностям, имеющим для него то или иное экономическое значение.

Положение по отношению к Центральному ЭР;

Положение по отношению к государственной границе;

Положение по отношению к морям Мирового Океана, в том числе внутренним и замерзающим;

Число сухопутных районов-соседей, их совокупный природный, людской и экономический потенциал;

Положение по отношению к межрайонным речным системам;

Положение по отношению к основным топливно-энергетическим, металлургическим, продовольственным базам;

Положение по отношению к основной полосе расселения.

Тема 3 Проблемы взаимодействия общества и окружающей природной среды. Понятие географической среды. Теория географического детерминизма. Географическая среда – одно из необходимых условий общественного развития. Сущность теории географического детерминизма; её основатели и продолжатели. Человек и природа. Влияние природно-географической среды на жизнь и деятельность человека и общества, а также общества на природу. Классификация природных ресурсов. География природных ресурсов. Природные ресурсы и природные условия. Классификации природных ресурсов: экологическая (с точки зрения исчерпаемости и возобновимости), природная (по генетическому признаку).Взаимодействие общества и окружающей природной среды.

Природно-географическая среда непосредственно или через производство материальных благ влияет на следующие стороны жизни общества:

На некоторые особенности физической организации и психики людей;

На различие в объеме необходимых средств для удовлетворения биологических потребностей

На производство;

На обмен;

На необходимость и возможность создания запасов продукции на «мертвый сезон», связанный с изменением температурно-влажностных условий;

На военно-политические условия.

Природные ресурсы и природные условия

Природные условия (ПУ) – природные процессы и тела, которые воздействуют на людей как биологических существ или на производство своими физическими и химическими свойствами, геометрической формой, но при этом не расходуются и не присваиваются человеком.

Природные ресурсы (ПР) – это те тела и силы природы, которые при данном уровне развития общественного производства могут быть применены для создания материальных благ.

Экологическая классификация ПР

    Неисчерпаемые (Энергия солнца, ветра, приливов и отливов, геотермальная; ресурсы атмосферы и гидросферы)

    Исчерпаемые

Возобновляемые (животный и растительный мир, плодородие почв),

Невозобновляемые (полезные ископаемые, земельные ресурсы).

Генетическая классификация ПР: минеральные, водные, биологические (животный и растительный мир), земельные, климатические, энергии природных процессов.

Тема 4 Понятие экономико-географической оценки природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал (ПРП). ПРП России, краткая характеристика. Природно-ресурсный регион (ПРР). Степень и структура использования ПРП. Формы размещения природных ресурсов.

Экономико-географическая оценка ПР заключается в следующем:

    Оценка величины ресурсов

/термины для усвоения: ПРП – природно-ресурсный потенциал – совокупность природных ресурсов территории; ПРР – природно-ресурсный регион – территория, отличающаяся от смежных территорий величиной и структурой своего ПРП, территория, все части которой при современной степени изученности обладают примерно одинаковыми естественными условиями производства./

    Оценка потребности в ресурсах

    Оценка возможностей использования ресурсов

Различают локальные и ареальные формы размещения ресурсов.

Оценка ресурсов полезных ископаемых. Группы полезных ископаемых по назначению и особенностям добычи. Количественная оценка запасов полезных ископаемых. Балансовые и забалансовые запасы. Ресурсообеспеченность. Оценка качества запасов, сравнительной ценности, возможности обогащения, примесей. Оценка горно-геологических условий.

Ресурсы литосферы

По назначению и особенностям добычи полезные ископаемые объединяются в следующие группы:

Топливно-энергетические ископаемые (нефть, газ, уголь, горючие сланцы, торф, урановые руды, термальные воды);

Руды черных металлов (железо, марганец, хром);

Руды цветных металлов: тяжелые (медь, цинк, свинец, олово, ртуть, никель и др.), легкие (алюминий, магний, титан), благородные (золото, серебро, платина), редкие (вольфрам, молибден, селен, висмут, теллур и др.);

Химическое сырье (самородная сера, поваренная калийная и др. соли, апатиты, фосфориты и др.);

Минеральные строительные материалы (строительный камень, песок, глины, мрамор, туф, известняк, мергель и др.),

Наиболее ценные и нерудные ископаемые (драгоценные камни, слюды, тальк, каолин, асбест и др.);

Подземные пресные воды.

При оценке полезных ископаемых берутся следующие основные показатели:

    Запасы полезного ископаемого

По степени изученности запасы подразделяются на разведанные (категории разведанности А. В, С 1) и предварительно разведанные (С 2).

Ресурсообеспеченность - соотношение между величиной природного ресурса и размером его потребления. Для полезного ископаемого выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса.

    Качество полезного ископаемого (возможность обогащения, калорийность, содержание полезного вещества, содержание вредных и нейтральных примесей и т.п.)

    Горно-геологические условия (мощность пластов и глубина их залегания, характеристика вмещающих пород)

Хозяйственная классификация запасов полезных ископаемых: балансовые (кондиционные); забалансовые (некондиционные)

Поверхностные воды суши и хозяйство. Количественные показатели оценки водных ресурсов суши. Понятия о потенциальных и экономических гидроресурсах. Показатель экономической эффективности использования гидроресурсов. Показатель освоенных гидроресурсов. Водные ресурсы России.

Поверхностные воды суши

Количественный показатель оценки водных ресурсов – расход воды в реках и суммарный годовой сток.

Количество энергии , которые могут дать ГЭС зависит от массы воды и высоты ее падения. ГЭС бывают равнинные (негативные экологические последствия) и горные.

Основные понятия:

- потенциальные гидроэнергоресурсы – сумма всех возможных к установке мощностей ГЭС;

- экономические гидроэнергоресурсы – сумма всех установленных мощностей ГЭС.

Атмосфера и хозяйство. Использование климатических показателей в народном хозяйстве.

Основные климатические показатели, используемые в народном хозяйстве:

Жесткость погоды Ж= /Т воздуха / + 2 V ветра

Продолжительность отопительного периода τ отоп при t≤ 8 0 C

Направления преобладающих ветров

Продолжительность вегетационного периода τ вегет. при t≥5 0 C

Продолжительность периода активных температур τ акт. при t≥ 10 0 C

Гидротермический коэффициент ГТК = 10 ∑ Осадков/ ∑ Т акт.

Характеристики снежного покрова

Органический мир суши. Роль леса как регулятора экологического равновесия. Леса России. Многообразие форм использования ресурсов флоры в хозяйстве. Роль ресурсов животного мира в истории человечества. Животный мир как позитивное и как негативное условие жизни и здоровья человека.

Традиционные и современные типы освоения природно-географической среды.

Типы освоения природно-географической среды

Традиционные:

Промысловое хозяйство побережий Арктических морей (эскимосы, береговые чукчи);

Рыболовство на побережьях морей, озер, на крупных реках;

Охотничье- промысловое хозяйство (ханты, манси);

Собирательство в сочетании с охотой (индейцы Амазонии);

Кочевое потребительское животноводство в тундре и лесотундре («оленные» чукчи, ненцы), в степях и пустынях умеренного пояся (буряты, казахи, монголы), в пустынях жаркого пояса (кочевники Сахары);

Земледельческое освоение в лесной зоне и субтропиках, с искусственным орошением разного типа.

Современные :

Выборочное мелко- и крупноочаговое освоение полезных ископаемых в сочетании с традиционными отраслями хозяйства;

Крупноочаговое и ареальное освоение территории на базе добывающей промышленности с первичной переработкой сырья в сочетании со вспомогательным с/х;

Сплошное с/х освоение территории с более или менее равномерным размещением центров обрабатывающей промышленности;

Преимущественно аграрное освоение в развивающихся странах с высокой долей плантационного хозяйства при сохранении потребительского местного традиционного хозяйства;

Очаговое, преимущественно рекреационное освоение.

Тема 5 Географические проблемы современного человека. Демографическая ситуация в мире и критерии ее анализа. Миграционная подвижность населения. Основные черты и факторы размещения населения мира. Понятие о демографическом переходе и ее стадиях. Демографический взрыв. Демографические проблемы и демографическая политика.

Основные демографические индикаторы.

Демографические этапы:

I - высокая рождаемость при высокой младенческой смертности

II – высокая рождаемость при снизившейся младенческой смертности

III- низкие рождаемость при низкой младенческой смертности

Основные демографические индикаторы :

    Общедемографические (общая численность населения, соотношение сельского и городского населения, прирост населения за определенный период и др.)

    Экономические (ВНП на душу населения, долл.США, внешняя помощь населению, долл. США и др.)

    Показатели смертности (младенческая смертность до 5 лет, средняя продолжительность жизни)

    Показатели рождаемости (Суммарный коэффициент рождаемости /оптимальный – 2,1-2,5/, число рождений на 1000 женщин определенной возрастной группы и др.)

    Показатели образования (% учащихся в начальной школе, % получивших среднее образование, % неграмотных старше 15 лет и др.)

    Показатели здравоохранения (% получающих мед. Помощь, % рождений под наблюдением врача и др.)

Основные направления демографической политики :

    увеличение рождаемости,

    уменьшение рождаемости.

Рынок труда и занятость населения. Понятие о территориальном разделении труда. Условия и факторы международного разделения труда.

Население России и Республики Коми: демография, расселение, миграция.

Виды миграции населения:

    по направлению – внешние и внутренние,

    по времени – временные и постоянные,

    по причинам – экономическим и внеэкономическим (политическим, этническим)

Рынок труда и занятость населения

Трудоспособное население - в возрасте 16-54(59) лет за исключением инвалидов 1 и 2 группы. К этой группе населения применяют понятие «занятость».

Трудовые ресурсы – трудоспособное население + работающие пенсионеры и подростки до 16 лет.

Географическое положение включает разные по своей внутренней сущности категории: физико-географическое и экономико-географическое положение

Физико-географическое положение - это пространственное расположение какой-либо местности (страны, района, населенного пункта или какого-либо другого объекта) по отношению к физико-географическим данностям (экватору, начальному меридиану, горным системам, морям и океанам и т. д.).

Соответственно физико-географическое положение определяется географическими координатами (широта, долгота), абсолютной высотой по отношению к уровню моря, близостью (или отдаленностью) к морю, рекам, озерам, горам и т. п., положением в составе (расположением) природных (климатических, почвенно-растительных, зоогеографических) зон.

С точки зрения экономической географии физико-географическое положение местности (как и отдельные его составные элементы) необходимо рассматривать как условие (предпосылку) для возможного осуществления какого-либо вида хозяйственной деятельности, т. е. как предпосылку для размещения производительных сил.

Экономико-географическое положение (ЭГП) - это пространственное расположение местности (страны, района, населенного пункта или какого-либо другого хозяйственного объекта) по отношению к путям сообщения (транспортно-географическое положение), другим местностям (странам, районам, населенным пунктам, месторождениям полезных ископаемых и т. п.), с которыми данная местность или объект связаны либо как с источниками снабжения (сырьем, топливом, энергией и т. п.), пополнения рабочей силой, либо как с районами сбыта и т. п.

И физико-географическое, и экономико-географическое положение любой местности сугубо индивидуально (неповторимо). Место, которое занимает каждое территориальное образование (местоположение страны, района, населенного пункта, предприятия и т. п.), не только индивидуально само по себе (в системе географических координат), но и в своем пространственном окружении, т. е. в своем расположении по отношению к морю, торговым центрам, путям сообщения и т. п. Следовательно, мест с одинаковым географическим положением нет.

Экономико-географическое положение - категория пространства, так как образующие его элементы - это пространственно взаиморасположенные, т. е. находящиеся на определенном расстоянии друг от друга, объекты (страны, районы, предприятия, города, источники сырья, топлива и т. п.). Именно по принципу пространственной близости (отдаленности) различают так называемое «соседское положение» или ближайшее окружение какого-либо объекта, центральное положение, микро- (малое), мезо- (среднее), макро- (большое) положение.

Расстояние (пространство) покрывается с помощью транспорта и воздействует на размещение производительных сил через определенный уровень транспортных издержек. Следовательно, оценку экономико-географического положения любой местности, как одного из важнейших факторов размещения производительных сил (благоприятное, неблагоприятное, выгодное, невыгодное, удобное, неудобное и т. п.), следует также проводить с точки зрения возможной экономии транспортных издержек.

Экономико-географическое положение не только категория пространства, но еще в большей мере общественно-историческое и экономическое понятие, так как по содержанию и характеру проявления (удобное или нет и т. п.) полностью зависит от условий общественного и хозяйственного развития той или иной территории.

В самом деле, любой из элементов физико-географического положения (положение по отношению к начальному меридиану, экватору, морю, высота над уровнем моря, положение в составе климатических, почвенно-растительных и других зон и т. д.) практически навсегда остается неизменным, а потому их роль в возможном изменении физико-географического положения какой-либо местности абсолютно пассивна.

Напротив, все элементы экономико-географического положения (положение по отношению к путям сообщения, местам сбыта, источникам снабжения и т. п.) относятся к числу тех, которые существенно изменяются во времени (как и в пространстве), так как зависят от способа производства, уровня развития и характера экономики, науки, техники, технологии разных мест, а потому и сказываются на экономико-географическом положении этих мест.

Наиболее быстро изменяющимся фактором экономико-географического положения является транспортно-географическое положение, то есть расположение местности по отношению к путям сообщения.

Изменения в экономико-географическом положении могут быть обусловлены и другими причинами. Например, ослаблением роли или утратой экономического значения того или иного фактора размещения (сырьевого, топливного, энергетического, рабочей силы, потребительского, в том числе и транспортного) и соответственно автоматическим выходом их из состава определяющих связи данной местности с другими местностями (как с источниками сырья, топлива, энергии, рабочей силы или как с районами сбыта продукции) или, наоборот, усилением роли какого-либо из факторов и соответственно усилением его влияния на этот процесс.

Например, экономико-географическое положение Урала как условие возможного развития здесь черной металлургии неоднократно менялось и в разные периоды времени его можно было оценить как весьма удобное на том этапе развития, когда в качестве топлива мог быть использован местный древесный уголь, а в качестве сырья - своя железная и марганцевая руда; как удобное, когда вынуждены, были использовать привозное топливо (кокс Кузнецкого бассейна России, Донецкого Украины или Карагандинского Казахстана), так как собственного коксующегося угля на Урале нет; наконец, не очень удобное, когда выработали железные и марганцевые руды на большинстве своих месторождений и вынуждены были завозить не только коксующийся уголь, но и железные и марганцевые руды из других мест (Центрально-Черноземный район России, Украина, Казахстан и др.). Дело усугублялось еще и тем, что это необходимо было делать в основном с помощью железнодорожных перевозок, так как возможности для завоза сырья и топлива дешевым морским путем (как в Балтиморе, Филадельфии или Торонто) на Урале нет.

Таким образом, в ходе исторического развития экономико-географическое положение любой местности страны или района, населенного пункта, хозяйственного объекта может в корне измениться. Причина этому - прогресс в развитии науки, техники, технологии, экономики, организации производства, как в рамках данной местности, так и в ее окружении, то есть в пределах территории связанных с нею других мест.

Экономико-географическое положение (ЭГП) -- это отношение объекта города, района, страны к вне его лежащим объектам, имеющим то или иное экономическое значение, - все равно, будут ли эти объекты природного порядка или созданные в процессе истории (по Н.Н.Баранскому). Другими словами, ЭГП - положение в экономическом пространстве, которое определяется по отношению и к природным элементам окружающей среды, и к созданным человеком элементам искусственной среды, и к размещению самого населения.

Анализ ЭГП проводится по следующим его компонентам

транспортно-географическое

промышленно-географическое

агрогеографическое

рыночное

демографическое

рекреационно-географическое

Выделяют следующие типы ЭГП:

центральное;

периферийное;

пограничное;

транзитное;

приморское;

глубинное.

Уровни ЭГП

Выделяют четыре иерархических уровня ЭГП:

микроположение - положение в ближайшем окружении города;

мезоположение - положение в рамках большой части страны или небольшого государства;

макроположение - положение в границах крупных государств;

мегаположение - положение в масштабах всего мира или его регионов.

При возникновении городов в средневековой Европе главным было выгодное микроположение. Но для дальнейшего развития необходимым оказалось выгодное мезо- и макро- ЭГП. Современные крупнейшие города мира развиваются благодаря выгодному мегаположению, хотя образовались в свое время они благодаря микроположению, а выделились среди других городов в своей стране благодаря выгодным мезо- и макроположениям. Но сегодня для их функционирования наиболее важны связи с другими подобными городами ("мировыми городами"), а не связи с внутренними районами своих стран или тем более связи с ближайшим окружением. Поэтому они даже внешне (а тем более по функциональной сути и образу жизни жителей) больше похожи друг на друга, чем на другие города в той стране, где они находятся.

В рамках конкретных территорий (стран или районов) можно выделить несколько внутриареальных видов экономико-географического положения:

центральное,

периферийное,

глубинное,

приграничное.

Для осуществления тех или иных функций более выгодным будут разные виды ЭГП. Так, для административного управления и концентрации внутренних экономических связей наиболее выгодно центральное ЭГП, которое обеспечивает равную доступность до всех частей территории. А для экономических связей с зарубежными государствами (другими районами) более выгодным будет приграничное или периферийное положение. В период когда одним из мировых центров экономического развития становится АТР, где располагаются страны лидирующие сегодня по темпам экономического роста выгодное экономическое положение получает дальневосточный город - порт Владивосток. Именно он может стать сегодня морскими воротами в АТР и соединить Европу с Тихим океаном.

Выгодное положение одновременно по многим компонентам способствует развитию в городе разных отраслей хозяйства, росту многофункциональности и в конечном итоге росту размеров города. При этом особенно важным для современных городов является транспортно-географическое положение. Но любой из компонентов ЭГП может рассматриваться в разных территориальных масштабах.

Наименее выгодно, как правило, глубинное положение - вдали и от центра, и от границ территории.

Выгодное ЭГП - это необходимое, но недостаточное условие развития города. Даже выгодное ЭГП в конкретных исторических, политических, социально-экономических условиях может не реализовываться в реальное городское развитие. Это одна из особенностей ЭГП. Также в качестве других особенностей можно выделить:

Уникальность (неповторимость ЭГП объекта). В принципе не может быть двух городов с одинаковым ЭГП.

Историчность. С течением времени положение может улучшаться или ухудшаться как за счет изменения внешних условий (прокладка новых транспортных магистралей, открытие месторождений полезных ископаемых и т. д.), так и за счет развития самого города (появление новых предприятий, рост численности населения и др.).

Интегральность. ЭГП включает большое количество отдельных компонентов и элементов, взаимное значение которых постоянно меняется под влиянием внешних условий.