Государственное регулирование экономики в россии. Система государственного регулирования национальной экономики

Особенностью России является то, что роль государства в экономике здесь всегда была более значительной, чем в европейских странах, по причинам экономического, социального, национального, географического, природно-климатического порядка.

Россия гигантская страна с исключительным разнообразием природно-климатических особенностей. В то же время население и природные ресурсы расположены на этой огромной территории структурно диспропорционально: 80 процентов населения России живет в европейской части страны и только 20 - в ее азиатской части. Природные ресурсы же располагаются наоборот: 85% их находится к востоку от Урала и только 15 - в Европейской России. Гигантские размеры страны сами по себе определяют большую роль государства в создании социальной и экономической инфраструктуры, без чего практически не может быть развития не только рыночной экономики, но и любой другой. Диспропорциональное расположение на территории страны населения и природных ресурсов делает эту роль государства исключительной, так как только государство способно осознать всю важность этой проблемы и решать ее (15).

Нижеследующие особенности России вытекают из того прозаического положения, что она находится в состоянии перехода от командно-административной системы к рыночной, от безоглядного господства общественной собственности к многообразию форм собственности. В России формируется многоукладная экономика. Еще не сложилась структура общественно-экономических укладов. Главный уклад - общественный, государственный - размывается, разлагается. За счет него образуются другие. Но именно в данный момент, сегодня, в России отсутствует определяющий уклад. России реально угрожает регресс в социально-экономическом развитии. Единственная сила, способная остановить эту угрозу, ликвидировать ее, - это государство, его собственность и основанный на ней госсектор экономики. Однако трудность ситуации в России заключается в том, что и государственная собственность потеряла свою способность задавать правила игры.

Кроме того, специфичность обстановки в России выражается в том, что, казалось бы, идут мощные процессы приватизации. С монополией государства в экономике покончено, так как в его руках в настоящее время осталось менее 40% промышленных предприятий, которые к тому же в большей своей части акционированы, а следовательно, государством не управляются. Тем не менее монополизм в экономике России углубился. Продолжает иметь место господство производителя над потребителем, покупатели вынуждены все еще покупать то, что производится. А мы знаем, какой принцип господствует в рыночной системе: производится то, что покупается (17).

Экономическое развитие современной России нацелено на три основные задачи:

повышение уровня жизни населения

обеспечение национальной безопасности

обеспечение достойного места страны в мировом сообществе.

Для выполнения первой стратегической задачи необходимо добиться высокого уровня доходов большинства населения, высокого уровня образования и экономической востребованности высокообразованных кадров, а также обеспечить условия для здорового образа жизни, рождаемости полноценных детей и увеличения продолжительности жизни.

Вторая стратегическая задача предполагает сохранение государственной целостности сохранение государственной целостности и независимости посредством обеспечения достаточного для безопасности страны уровня обороноспособности.

Третья задача, являясь особо важной в условиях глобализации, предполагает увеличение технологичности производства, оптимизацию экспорта-импорта в сторону расширения экспорта продуктов с высокой долей добавленной стоимости, нахождение своих экономически выгодных ниш в международном разделении труда.

Обеспечение относительной самодостаточности российской экономики предполагает создание самостоятельной экономической системы рыночного типа, способной развиваться с опорой на внутренние ресурсы и развитый внутренний рынок этих ресурсов. Особо важным является постепенное снижение зависимости развития страны от внешней конъюнктуры, а также обеспечение развитости отраслей и бизнес - структур в необходимых для удовлетворения внутренних потребностей страны размерах.

Для реализации долгосрочного экономического роста России необходимо основное внимание уделить развитию факторов производства: человеческому, природному, финансовому. Важно стимулировать увеличение спроса на отечественную продукцию со стороны внутреннего рынка и расширять возможность ее реализации на внешнем рынке. Основным способом расширения спроса на внутреннем рынке является, помимо повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке необходима активизация протекционистской политики государства.

Решить эту проблему далеко не просто, но необходимо. По крайней мере, заключение долговременных контрактов с зарубежными государствами на поставку сырья должно быть связано с определением доли поставок высокотехнологичной продукции.

Обеспечить экономический рост можно только при условии повышения уровня производства товаров и услуг, роста производительности и труда, внедрения в производство и управление новых технологий. Нельзя решить проблему долгосрочного экономического роста без активизации и стимулирования всех форм предпринимательской деятельности и повышения трудовой мотивации наемных работников (11, С. 248).

Государство, как общественный институт в рыночной системе хозяйствования, должно взять на себя определяющую роль в обеспечении экономического роста. Оно должно вырабатывать только эффективную долгосрочную стратегию такого роста, но и обеспечить реализацию конкретных, тактических задач. Главнейшими направлениями деятельности государства являются:

Достижение сплоченности общества вокруг национальной идеи экономического роста;

Стимулирование прироста населения

Развитие предпринимательства и на этой основе увеличение роста занятости и снижение уровня безработицы

Стимулирование обновления производства, развития производственной инфраструктуры.

Государственные институты просто обязаны повысить качественную составляющую законодательной базы для ведения бизнеса, убрать нецивилизованные методы сотрудничества с предпринимательством, снизить уровень административного капитала.

Проблема экономического роста, равно как и проблема экономического развития страны, весьма противоречива. Но при этом важно, чтобы рост и положительная динамика развития были устойчивыми. Это предпочтительнее, чем процесс спада и деградации. Также важно, чтобы каждый гражданин России ощутил на себе положительное воздействие экономического роста страны.

Национальная экономика – это национальная хозяйственная система, исторически сложившаяся и развивающаяся в цивилизационно-культурном пространстве, государственных и географических границах, определяемая политико-правовыми рамками, хозяйственными традициями, трудовой и предпринимательской культурой, определенной этикой и моралью, образцами экономического поведения.

Национальная экономика – это хозяйство страны, его состав, структура, взаимосвязи ее отдельных элементов.

Особенности экономики России связаны с тем, что ее народнохозяйственный комплекс обладает огромной территорией, суровым климатом, низкой плотностью населения. В связи с тем, что добыча основной массы ресурсов требует больших затрат труда и капитала (они расположены на Севере и в Сибири). Из-за этого возникают высокие энергозатраты. Большие расстояния между центрами добычи и переработки приводят к высоким транспортным расходам. Все это накладывает отпечаток на издержки производства.

Но в то же время Россия имеет удачное геополитическое пространство (граничит с 16 государствами, являясь транзитным путем между Востоком и Западом). На ее территории расположены богатейшие природные ресурсы. Она занимает второе место в мире по добыче редкоземельных металлов (платина и палладий), является крупнейшим производителем алмазов, ей принадлежит 45% лесных массивов, самые лучшие черноземы в мире, богатые запасы газа и нефти.

Помимо этого необходимо учитывать сформировавшиеся механизмы труда и быта, типы поселений, технологии земледелия.

Но решающее влияние на особенности народнохозяйственного комплекса оказывают традиции, обычаи и менталитет населения. В научной литературе признается, что существует взаимосвязь между личностью, обладающей определенным набором ценностей, и хозяйственной системой, формирующейся под воздействием фундаментальных ценностей, характерных для данного общества. На основе совокупности личных мировоззрений формируется государственное мировоззрение. Базовые ценности формируются под воздействием религии и государственной идеологии.

7. Объекты и органы регулирования в российской экономической системе.

Объект – это то, что противостоит субъекту и на что направлено его воздействие.

Объектами государственного регулирования экономики в настоящее время являются: национальная экономика; сферы и отрасли; регионы; ситуации, условия и явления социально-экономической жизни страны; экономический цикл; хозяйственная конъюнктура; отраслевые и территориальные структуры; накопление капитала; занятость; денежное обращение; состояние платежного баланса; государственный сектор экономики; цены и инфляция; конкурентная среда и предпринимательство; инвестиции и НИОКР; социальная сфера и трудовые отношения; внешнеэкономическая деятельность; окружающая среда.

Органы государственного регулирования :

Президент – в своих посланиях определяет основные направления внутренней и внешней политики; Государственная Дума – принимает законы, регулирующие ГРЭ; Исполнительная власть – Правительство, состоящее их министерств – определяют основные направления политики, агентства – оказывают услуги, службы осуществляют контроль.

8.Государственное прогнозирование: понятие, классификация, функции и методы. Структурные элементы и этапы разработки комплексных социально-экономических прогнозов.

9.Государственное планирование: сущность, функции, виды, модели.

10.Программирование социально-экономического развития: необходимость, технология разработки и реализации программ.

8-9 .планирование и прогнозирование в экономике РФ: нормативно-правовая база, инструменты, основные направления

Прогнозирование служит основой для формирования социальной и экономической политики и разработки соответствующих государственных программ.

Прогноз социально социально-экономического развития страны – это оценка вероятного состояния ситуации в стране через определенный период времени.

Главные задачи прогнозирования:

1) научный анализ социальных, экономических и научно-технических процессов и тенденций;

2) оценка сложившейся ситуации и выявление узловых проблем хозяйственного развития;

3) оценка действия выявленных тенденций в будущем и предвидение новых экономических ситуаций, новых проблем, требующих своего решения;

4) выявление возможных альтернатив развития в перспективе для обоснованного выбора той или иной возможности развития и принятия оптимального планового решения.

Например, основными приоритетами прогнозного развития России до 2030 г. названы:

Сохранение и преумножение численности ее народа и этносов;

Сохранение территории страны и среды жизнедеятельности;

Сохранение и развитие уклада и образа жизни народа.

Существует два подхода к прогнозированию:

Генетический подход – отражает инерционный характер развития и экономики и сводится к перенесению зависимостей, характерных для прошлого и настоящего на будущее.

Нормативный подход – основан на принципе управляемости экономикой и исходит из целей развития, которых желательно достичь в прогнозируемом периоде. Суть его состоит в определении параметров воспроизводства необходимых для достижения заданных целей. При таком подходе учитывается взаимосвязь настоящего, прошлого и будущего. Он обеспечивает переход от сложившихся тенденций развития к оптимальным.

Планирование – это сложный и многоступенчатый процесс и в масштабах государства он начинается с предплановых исследований и разработки прогнозов.

Планирование – одна из функций управления, с помощью которой достигается целенаправленное развитие всех звеньев объекта управления. Эта функция состоит в составлении плана (комплекса социально-экономических показателей и мер по развитию общественного производства) и контроль за его исполнением.

Планирование отличается от прогнозирования тем, что это процесс принятия и практического осуществления управленческих решений. Тогда как прогнозирование – формирование возможных предпосылок принятия решений.

Сферы планирования:

Общегосударственное планирование;

Частное государственное партнерство;

Планирование на предприятиях.

Общегосударственное планирование включает в себя следующие виды:

бюджетное планирование;

стратегическое планирование;

государственное социально-экономическое программирование;

целевые комплексные программы;

планирование развития государственного сектора экономики;

государственные заказы.

Система общенациональных планов состоит из планов и прогнозов секторов экономики и отраслей экономики в отдельности.

Роль планирования заключается в том, что оно увязывает в единую систему интересы государства, бизнеса, регионов.

Планы имеют числовые параметры и составляются на основе прогнозов. Прогнозирование является первым этапом планирования.

Социально-экономическое планирование осуществляется на всех уровнях: федеральном и региональном, на местном уровне органами местного самоуправления и на уровне предприятия.

Различают следующие виды планирования:

1. Директивное, обязательное и адресное. В СССР планирование было централизованным, был единый плановый орган Госплан, планирование носило директивный характер и строилось по принципу «сверху-вниз», планировалась вся номенклатура изделий.

2. Индикативное планирование – это рекомендательная форма государственных программ для частного сектора экономики. В индикативных планах содержатся основные показатели объемов, структуры, темпов роста производства и потребления, динамики цен, экспорта, импорта, инвестиций. Такие планы также включают систему экономических стимулов, прямых и косвенных регуляторов доходов, занятости, налогов, ориентирующих субъектов рынка на выполнение поставленных целей.

В зависимости от длительности (сроков) планового периода:

1. Долгосрочное планирование (перспективное, стратегическое, прогнозирование) - планирование сроком от 5 лет и более;

2. Среднесрочное планирование - сроком от года до пяти;

3. Краткосрочное планирование:

Текущее (годовое, полугодовое, квартальное, планирование на месяц)

Оперативное (на декаду, неделю, сутки, смену, час).

Этапы планирования:

Формулировка целей.

Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей.

Составление перечня необходимых действий.

Составление программы работ (плана мероприятий).

Анализ ресурсов.

Анализ разработанного варианта плана.

Подготовка детального плана действий.

Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости.

Методы планирования:

Балансовый; - нормативный; - программно-целевой.

13. Функции государства в современной рыночной экономике. Субъекты государственного регулирования национальной экономики. Методы государственного регулирования экономики.

Субъекты гос.регулирования экономики: носители интересов, выразители интересов (физич и юридич лица, группы, профсоюзы), исполнители интересов.

Методы государственного регулирования экономики (ГРЭ) – это совокупность способов, приемов и средств государственного воздействия на социально-экономическое развитие страны; совокупность конкретных приемов, обеспечивающих решение поставленных целей и задач.

Законотворчество

Администрирование – создание и прекращение деятельности хозяйствующих субъектов

Прогнозирование – создание прогнозов

Информирование об экономической ситуации

Реализация государственных программ

Бюджетирование экономического развития (создание и распределение бюджета)

Контроль за текущей деятельностью хозяйства субъектов

По механизму воздействия выделяют следующие методы ГРЭ:

1) Административные, основаны на силе государственной власти и включают 3 основные действия (разрешение, запрет, принуждение)

В обычной жизни они используются крайне ограничено:

Госуд.монополия на отдельные виды деятельности (оборона, ж\д)

Насильственное разукрупнение компаний

Регулирование внешних эффектов

Минимальные социальные стандарты

2) Экономические, основаны на материальном стимулировании действий субъекта.

14. Программирование – как основная форма государственного регулирования национальной экономики.

Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально - экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Задача государственного программирования - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.

В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов.

По срокам государственного программирования различают:

Краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет;

Среднесрочные программы, рассчитанные на 3 - 5 лет;


Долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

Общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;

Региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;

Целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения;

Отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;

Чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования.

Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или Министерствами экономики и финансов. К разработке программ, также широко привлекаются представители Центрального Банка, Союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно - стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

15. Цели социальной политики и стратегические задачи государственного регулирования социальной сферы.

Социальная политика - политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов.

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги).

Стратегия социальной политики - это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе ее развития.

В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

Обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;

Создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;

Обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;

Обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

Выделяют следующие принципы социальной политики:

Социальной справедливости,

Социальной ответственности,

Социального партнерства,

Социальных гарантий,

Преемственности.

К задачам социальной политики относятся:

Стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления,

Усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости,

Обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения,

Сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются:

Конституция Российской Федерации,

Семейный кодекс Российской Федерации,

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Национальная экономика: конспект лекций Кошелев Антон Николаевич

3. Роль и механизмы государственного регулирования экономики

В процессе функционирования и развития национальной экономики вполне естественно возникает ряд как чисто экономических, так и социальных, политических и административных проблем, которые не могут быть решены только рыночными механизмами, способность свободного рынка к саморегуляции.

Поэтому возникает обоснованная необходимость государственного регулирования экономики, например, в области нерентабельного для рынка производства общественных благ. Потребность в государственном регулировании национальной экономики также вызвана рядом отраслевых и общехозяйственных кризисов, массовой безработицей, нарушениями в денежном обращении, потребностью в регулировании инфляции. Возможность осуществить государственное регулирование экономики возникает только при достижении определенного уровня развития экономики, концентрации производственного потенциала.

На современном этапе оно является составной частью сложного процесса воспроизводства национальной экономики. Формы, цели, методы и механизмы государственного регулирования непосредственным образом зависят от состояния национальной экономики, ее специфики и характерных черт.

Государственное регулирование экономики – это одна из основополагающих форм участия государства в национальной экономике, включающая в себя воздействие на ключевые этапы процесса распределения доходов и ресурсов, темпы экономического роста, уровень жизни населения, для чего институтами государства используются исполнительные, законодательные и контролирующие методы.

Подходы к государственному регулированию национальной экономики были различными на каждом из этапов развития человечества.

В XVI-XVIII вв. доминирующее положение занимал меркантилизм – подход, исходящий из признания насущной необходимости государственного регулирования для обеспечения развития национальной экономики. В XIX в. в связи с развитием экономики хозяйствующие субъекты рассматривали его как существенное препятствие в своей деятельности, поэтому была принята политика снижения вмешательства государства в экономику. Ее сменил кейнсианский подход, основанный на необходимости совмещения государственного регулирования и принципов свободного рынка.

Государственное регулирование национальной экономики является сложным процессом по причине сложности и неоднозначности его объекта. Оно состоит из взаимосвязанных между собой определенных целей, задач, методов и механизмов, которые и составляют институт государственного регулирования экономики.

Основными механизмами государственного регулирования экономики являются:

1) прямые;

2) косвенные.

Прямые механизмы государственного регулирования являются наиболее распространенными по причине своей действенности. Основной их формой является хозяйственная деятельность государства, представленная государственным сектором экономики, который имеет достаточно большие масштабы в экономически развитых странах. В его рамках государство может, например, самостоятельно предоставлять кредиты, принимать долевое участие в компаниях, являться прямым собственником хозяйствующего субъекта. Тем самым оно не только получает прибыль, но и создает рабочие места, снижая уровень безработицы. Обычно государство берет под свой контроль те отрасли, которые требуют значительных инвестиций, например, атомную энергетику, воздушный и морской транспорт.

К прямым механизмам относятся и нормативно-правовые методы государственного регулирования. Примером их использования может служить принятие нормативно-правового акта, устанавливающего правила поведения хозяйствующих субъектов в определенной сфере национальной экономики. Это наиболее распространенный механизм, так как он не требует для реализации привлечения значительных объемов ресурсов.

Прямое государственное регулирование может быть реализовано и в виде прямых инвестиций в приоритетные отрасли, с помощью субвенций, субсидий и дотаций. Оно обычно направлено на регулирование хозяйственной деятельности, что существенным образом искажает действие рыночных механизмов, что не всегда приводит к благоприятным последствиям. В него также включаются и расходы на создание и поддержание функционального состояния социальной инфраструктуры – здравоохранения, образования, науки и т. д.

Косвенные механизмы государственного регулирования – это такие методы воздействия государства на экономику, которые позволяют достигнуть поставленных целей без прямого вмешательства государства и опираются на основные закономерности функционирования национальной экономики. Обычно они направлены на поддержание нормального уровня занятости, стимулирование увеличения вывоза товаров, формирование в интересах населения стабильного ценообразования, устойчивых темпов экономического роста, перераспределение ресурсов, стимулирование инвестиционного процесса. Основным способом достижения поставленных целей является фискальная и денежно-кредитная политика. Фискальная политика осуществляется через государственный бюджет посредством изменения его доходной и расходной частей. Денежно-кредитная система построена на регулировании и регламентации денежного обращения.

Налоговая система входит в перечень основных косвенных механизмов государственного регулирования экономики. С ее помощью происходит формирование бюджета – его доходной части. Изменение ставок налогов позволяет эффективным образом регулировать темпы и масштабы экономического роста. Одним из видов действия налогового механизма является ускоренное амортизационное списание основного капитала. Оно позволяет стимулировать темпы и масштабы накопления объемов инфраструктурных изменений. Модификация ставки и порядка амортизационного списания изменяет норму капитальных инвестиций в развитие производства. Этот механизм является действенным для улучшения общей экономической конъюнктуры, трансформации инфраструктуры национальной экономики и стимулирования темпов научно-технического прогресса.

Государственное регулирование национальной экономики в России отличается определенной спецификой. Непродуманная государственная экономическая политика в процессе приватизации, реорганизации банковской системы, либерализация цен и другие действия были направлены на создание свободного рынка, но привели не к ожидаемым положительным результатам, а к негативным. Принятая экономическая политика способствовала появлению небольшого класса собственников (олигархов) и переходу собственности под управление криминальных структур. По оценкам специалистов для либерализации ценообразования не было соответствующей экономической базы – рыночной инфраструктуры, конкуренции. Результатом этого стало резкое увеличение темпов инфляции и формирование системы ценообразования не на основании конкуренции, а при одностороннем установлении продавцами. Поэтому важнейшая функция ценообразования – регулирование производства – длительное время не работала.

Как оценивают специалисты, экономическая политика, реализуемая последнее время Россией, не может быть признана объективной и эффективной. Основные финансовые ресурсы были направлены не на экономический рост, а на содержание государственного аппарата. В настоящее время не принята единая государственная политика по использованию больших объемов дохода бюджета, формирующихся за счет высоких мировых цен на ресурсы. Декларируемые цели государственного регулирования экономики, оформленные в виде национальных проектов, на практике не несут существенных структурных изменений национальной экономики и выработанной системы стратегических направлений развития.

Вместе с отсутствием эффективной системы государственного регулирования национальной экономики наблюдается рост степени дифференциации доходов населения, более 22,6 млн жителей России имеют доходы ниже прожиточного минимума. На начало 2007 г. наблюдается резкое снижение инвестиционной активности, при том что моральный и физический износ основных фондов превысил отметку в 50%.

Несмотря на намеченные в 2007 г. направления государственного регулирования (увеличение расходов на оборону, здравоохранение и образование, формирование инвестиционного фонда и банка развития, развитие нефтегазовой отрасли, реструктуризация и значительные государственные инвестиции в автомобилестроение – АвтоВАЗ и авиастроение), отсутствие единства и стратегической ориентации государственного регулирования сводит к минимуму экономический эффект от принимаемых мер. Не используются благоприятные условия (высокие цены на ресурсы) для стимулирования высоких темпов и устойчивого экономического роста. Средства, полученные от продажи ресурсов, не направляются на инвестиции в национальную экономику, а аккумулируются в стабилизационном фонде. Несмотря на то что именно они могли быть стать действенным механизмом активизации роста национальной экономики.

В целом, необходимость государственного регулирования национальной экономики России логически обусловлена. Под влиянием глобализации мировой экономики, усиления влияние транснациональных компаний только этот режим может обеспечить нормальное функционирование экономики. Одновременно с этим государственное регулирование не отвечает требованиям эффективности и результативности и не способно справиться в полной мере с возложенными на него функциями.

Из книги Налоговый менеджмент автора Барулин С В

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

16.3. Способы государственного регулирования ценообразования Ценапредставляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф– цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

43. Понятие государственного регулирования экономики В процессе функционирования и развития национальной экономики вполне естественно возникает ряд как чисто экономических, так и социальных, политических и административных проблем, которые не могут быть решены только

Из книги Экономика фирмы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

44. Механизмы государственного регулирования экономики Основными механизмами государственного регулирования экономики являются:1) прямые механизмы государственного регулирования являются наиболее распространенными по причине своей действенности. Основной их формой

Из книги Макроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

1. Необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики В соответствии с постоянным ростом масштабов производства в рамках общества, степени воздействия его результатов на качество жизни, с усложнением задач, стоящих перед обществом как в

Из книги Инвестиции автора Мальцева Юлия Николаевна

2. Объекты государственного регулирования экономики Как следует из характеристики предпосылок государственного воздействия на экономику, его объектами должны быть сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где

Из книги Микроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

3. Формы и методы государственного регулирования экономики По способу воздействия государства на интересы участников экономических отношений все инструменты государственного вмешательства в рыночное хозяйство можно разделить на административные и

Из книги Покупка дома и участка автора Шевчук Денис

3. Объективная необходимость государственного регулирования экономики В настоящее время регулирующая роль государства возрастает практически во всех сферах экономической деятельности, например в сфере занятости и производительности труда, в производстве, в

Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

4. Основные направления государственного регулирования экономики Как правило, государственное регулирование экономики осуществляется в двух нишах, а именно: на уровне федерального правительства и различных местных органов власти. В каждом из них государственный

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса автора Автор неизвестен

7. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной

Из книги автора

6. Необходимость государственного регулирования Государственный контроль над ценами выражается в осуществлении наблюдения над установлением уровня рыночных цен. Посредством этого можно определить все проблемы рыночной системы вплоть до обнаружения монополий:

Из книги автора

2.4. Формы государственного регулирования На рынке недвижимости государство выполняет следующие функции:– идеологической и законодательной инициативы (концепции развития отдельных видов рынка и программы их реализации);– инвестора в приоритетные отрасли

Из книги автора

15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики Проблема государственного регулирования рыночной экономики состоит в том, чтобы разработать такие приемы регулирования рынка, которые, сохраняя его достоинства, позволили бы свести к минимуму присущие ему

Из книги автора

15.3.4. Средства государственного регулирования экономики Государственное регулирование экономики осуществляется посредством комплекса мер. В странах смешанной экономики применяется административное, правовое и экономическое (прямое и косвенное) регулирование.К

Из книги автора

Из книги автора

4.3. Механизмы регулирования мирового финансового рынка в условиях глобализации Неотъемлемыми чертами современной экономики являются процессы интернационализации и глобализации мирового хозяйства и в том числе – финансового рынка. Отмена ограничений на

    Эк о но м ич е с к ие с и с тем ы : в ид ы и о с об ен н ос т и. М о д ели н ац ио нал ьн ы х хозяйственных систем.

Экономическая система - это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма. Поняв суть системы, можно понять и многие закономерности хозяйственной жизни.

Экономическая система - система общественного производства, т.е. совокупность производительных сил и производственных отношений. Различают следующие виды экономической системы:

-традиционная( Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью.

Такой тип экономики сохранился сегодня в некоторых слаборазвитых странах, куда технических прогресс проникает с большими трудностями, так как он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих странах обычаи и традиции.

Характерные черты экономик традиционного типа:

    Слабое развитие техники и технологий производства;

    Большая доля ручного труда во всех отраслях экономики;

    Незначительная роль в традиционной экономике предпринимательства, в том числе и малого при постоянном увеличении масштабов деятельности крупных подразделений;

    Преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества традиций и обычаев.

-командная (командно-административная) (Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить , выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.)

-рыночная (Основные особенности капиталистической экономики:

    Частная собственность

    Свобода предпринимательского выбора

    Конкуренция

    Опора на рыночную систему

    Ограниченная роль государства

Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения.

В современной капиталистической системе также существуют различные модели.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.

    Стр у кт у ра на ц и он ал ь н о й э к о н о м и ки : п о ня т ие, в и д ы . О трасле в а я стр у кт у ра наци он ал ь н о й эк о но м и к и. Ви д ы ма к ро э коно м ич е с ких пропорций.

Структура отражает строение экономики, соотношение ее подсистем и звеньев, пропорции и взаимосвязи между ними (возникновение новых отраслей и отмирание старых). Изучение различных структур связано с выяснением места и роли в народном хозяйстве составляющих его комплексов и оптимизацией структур.

При рассмотрении национального хозяйства в различных исследованиях обычно используют такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики.

С позиций создания совокупного общественного продукта и национального дохода в общественном производстве выделяют две крупные сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.

К материальному производству относят: промышленность;

* сельское и лесное хозяйство;

* грузовой транспорт;

* связь (обслуживающую материальное производство);

* строительство;

* торговлю;

* общественное питание;

* информационно-вычислительное обслуживание;

* прочие виды деятельности материального производства.

Непроизводственная сфера включает:

* жилищно-коммунальное хозяйство;

* пассажирский транспорт;

* связь (обслуживающую организации непроизводственной сферы и население);

* здравоохранение;

* физическую культуру;

* социальное обеспечение;

* народное образование;

* культуру и искусство;

* науку и научное обслуживание;

* кредитование и страхование;

* деятельность аппарата органов управления.

Отрасль - совокупность качественно однородных групп хозяйственных единиц, характеризующихся особыми условиями производства в процессе общественного разделения труда и играющих специфическую роль в расширенном воспроизводстве.

Группировка по отраслям обеспечивает характеристику отраслевой структуры экономики, позволяет установить вклад каждой отрасли в создание ВВП, проследить межотраслевые связи и пропорции. Базовыми отраслями являются: промышленность, сельское хозяйство, строительство, производственная инфраструктура (торговля, транспорт и связь), непроизводственная инфраструктура (сфера услуг). Каждая из базовых отраслей экономики в свою очередь расчленяется на так называемые укрупненные отрасли и виды производства. В каждую из укрупненных отраслей входят однородные, но специализированные на производстве определенных видов продукции отрасли. При отнесении предприятия, видов производства и услуг к той или иной отрасли экономики учитываются назначение продукта или услуг, вид основного сырья и материала, характер технологического процессам. В ряде случаев возникают затруднения при отнесении конкретного участка хозяйства к той или иной отрасли. Это связано с тем, что в результате специализации однородные по назначению продукты часто изготовляются при помощи различных технологий, из разнообразного исходного сырья и т. п. Например, производство стеклянных и металлических банок относится к разным отраслям, но данные товары рассматриваются потребителями как взаимозаменяемые товары. Кроме того, происходит процесс проникновения приемов и методов производства из одних отраслей в другие. Из одного и того же сырья производятся продукты самого разнообразного назначения.

Макроэкономическими пропорциями признается количественное соотношение между отдельными частями и сферами общественного производства. Различают:

    общеэкономические пропорции

    межотраслевые пропорции

    внутриотраслевые пропорции

    территориальные пропорции

    межгосударственные пропорции

Общеэкономические пропорции представляют собой соотношение между сферами экономики, выполняющими различную роль в общественном воспроизводстве и характеризующимися, как правило, однотипными видами деятельности. В основу выделения элементов в данном случае можно положить весьма разнообразные критерии. Например, по способу участия в создании продукта можно выделить 2 сферы и рассматривать общеэкономические пропорции между материальным и нематериальным производством. Вычленение групп отраслей, обеспечивающих создание продукта, его перемещение к потребителю и деятельности в сфере личного потребления позволяет анализировать соотношение между производством, обращением и потреблением. В качестве примеров данного рода пропорции можно также привести соотношения между потребительскими и инвестиционными расходами, базовыми отраслями и инфраструктурными, сферой создания материально-вещественных благ и сферой услуг и т.д.Межотраслевые пропорции есть количественное соотношение между качественно однородными хозяйственными единицами с особыми условиями функционирования в системе общественного разделения труда. Таким образом, можно сопоставлять, например, промышленность и сельское хозяйство, машиностроение и транспорт и т.п.Внутриотраслевые пропорции характеризует соотношение производств в рамках одной отрасли. Например, производство одежды и обуви в легкой промышленности, молока и мяса в пищевой, растениеводство и животноводство в сельском хозяйстве.Территориальные пропорции - это количественные соотношения между подразделениями, сферами, отраслями, выделяемые в рамках административно-территориальных образований. Примерами могут служить соотношение между потребительскими и инвестиционными расходами юридических и физических лиц г. Минска; промышленностью и сельским хозяйством в Минской области и т.п.Межгосударственные пропорции складываются между отдельными государствами на основе международного разделения труда. Кроме того, могут быть выделены материально-вещественные пропорции - между производством и потреблением отдельных видов продукции в натуральном выражении; стоимостные, характеризующие распределение отдельных частей стоимости ВНП.

    Макроэ к о но м ич е с к ие п о к азате л и. В В П как ос н о в н ой п о казате л ь , х а ракт е р из у ющи й с о с т оя н ие на ци онал ь н о й э к о н о м ик и . Ме то д ы расче т а ВВП.

Валовый внутренний продукт

Основным показателем системы макроэкономических показателей является Валовый внутренний продукт, характеризующий стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за определенный период времени, за вычетом стоимости промежуточного потребления. Валовый внутренний продукт исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, то есть в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово-транспортные наценки и налоги на продукты.

Валовый национальный доход

ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны за тот или иной период в связи с их прямым или косвенным участием в производстве ВВП своей страны и ВВП других стран. Таким образом, ВНД больше ВВП на сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны из-за границы (за вычетом первичных доходов, выплаченных нерезидентам).

К первичным доходам относятся оплата труда, прибыль, налоги на производство, доходы от собственности (проценты, дивиденды, рента и т. д.).

Валовый национальный располагаемый доход

ВНРД отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных из-за границы. Эти трансферты могут включать гуманитарную помощь, подарки родственников, получаемые из-за границы, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей. Таким образом, ВНРД охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов. Он может быть определен путем суммирования валовых располагаемых доходов всех секторов экономики. ВНРД делится на расходы на конечное потребление и национальное сбережение.

Конечное потребление

КП включает расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственного управления, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. При этом расходы государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, совпадают со стоимостью нерыночных услуг, оказываемых этими организациями.

Валовое накопление

Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата и т. д.), т. е. это вложения резидентными единицами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. ВН основного капитала включает следующие компоненты: приобретение за вычетом выбытия новых и существующих основных фондов; затраты на улучшение непроизведенных материальных активов; расходы в связи с передачей права собственности на непроизведенные активы.

Валовое накопление как элемент ВВП включает валовое накопление основного капитала, прирост материальных оборотных средств, расходы на приобретение ценностей. Накопление может быть исчислено на чистой основе, т. е. за вычетом потребления основного капитала (амортизации).

Сальдо внешней торговли

Сальдо внешней торговли представляет собой важный элемент конечного использования ВВП и определяется как разница между экспортом и импортом. В случае если сальдо внешней торговли положительно, то имеет место чистый экспорт.

Валовый внутренний продукт - это совокупная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны независимо от того, находятся факторы производства в собственности резидентов данной страны или являются собственностью иностранцев.

Валовый внутренний продукт используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития и темпов экономического роста.

Валовый внутренний продукт измеряет рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны в течении года, поэтому это денежный показатель .

Важным условием расчета ВВП является исключение двойного счета . Производство любого товара проходит несколько этапов: вначале сырье превращается в промежуточные товары и затем продается другой фирме для производства готовой продукции. ВВП не учитывает стоимость товара в промежуточных стадиях и учитывает лишь рыночную стоимость конечного продукта. Делается это потому что в стоимость конечного продукта уже включены промежуточные стадии и товары. Если учитывать стоимость товара на промежуточных стадиях то возникнет повторный счет , завышающий реальные размеры ВВП.

ВВП рассчитывается 3 методами: доходным, расходным и по добавленной стоимости.

ВВП по доходам

ВВП = Национальный доход + амортизация + косвенные налоги - субсидии - чистый факторный доход из-за границы (ЧДиФ) (или + чистый факторный доход иностранцев, работающих на территории данной страны (ЧДФ)), где:

Национальный доход = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + прибыль корпораций.

Данная формула характеризует ВВП по доходам в Системе национальных счетов ООН (версия 2008 года). Операционная разница измеряет излишек или дефицит, полученный от производства до выплаты любых процентов, ренты или сходных платежей, выплачиваемых по финансовым или материальным непроизведённым активам, заимствованным или арендованным предприятием, а также до получения любых процентов или ренты, полученных по финансовым или материальным непроизведённым активам, принадлежащим предприятию (для некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, данный показатель называется «смешанным доходом»).

ВВП по расходам , где ВВП = Конечное потребление + Валовое накопление капитала (инвестиции в фирму, т. е. покупка станков, оборудования, запасов, места производства)) + Государственные расходы + Чистый экспорт (Экспорт - Импорт; может быть как положительным, так и отрицательным).

    К л асс и ф и к а ц ия н е ф и на н с о в ы х и ф и на н с о в ы х ак т ивов , в х од я щ и х в с о став н а ц и о нал ьно г о б огатства . Э л ем е нты н а ц и о нал ьн о г о бо г атств а по тр а д и ц и о нн ой ме т о до л ог и и и их х а рак т е р и ст и ка.

Классификация активов, включаемых в состав национального богатства в соответствии с методологией СНС,

Существует несколько группировок активов:

1) по источникам происхождения (в зависимости от способов создания): произведенные и непроизведенные.

Произведенные активы -- это результат труда общества за весь период его существования. Произведенные активы могут быть как материальными, так и нематериальными.

Непроизведенные активы не являются готовой продукцией, то есть результатом процесса производства, но они могут использоваться в производстве, в отношении них могут осуществляться права собственности. Непроизведенные активы также могут быть как материальными, так и нематериальными;

2) по форме функционирования в соответствии с рекомендациями Статистической комиссии ООН активы подразделяются на нефинансовые и финансовые. Нефинансовые активы -- это объекты, находящиеся во владении институциональных единиц и приносящие им реальные либо потенциальные экономические выгоды в течение определенного периода в результате их использования или хранения.

Финансовые активы выступают как представители реального богатства;

3) в соответствии с экономическим назначением элементы национального богатства подразделяются на следующие группы:

основные фонды;

материальные оборотные средства;

домашнее имущество населения;

4) по формам собственности выделяется богатство, находящееся в собственности государства, частной, общей (долевой или совместной) собственности и т.д.;

5) классификация по отраслям и секторам экономики осуществляется на базе отраслевой и секторной классификации;

6) группировка по назначению и использованию отдельных элементов национального богатства и ряд других группировок. Произведенные нефинансовые активы создаются в результате производственных процессов и включают три основных элемента: основные фонды, запасы материальных оборотных средств и ценности.

Основной капитал представляет собой произведенные активы, неоднократно или постоянно используемые для производства товаров и оказания рыночных и нерыночных услуг и функционирующие в течение длительного времени (не менее одного года). При этом в составе данной группы не учитываются мелкий инвентарь, некоторые виды военного снаряжения и т.п.

Материальный основной капитал включает:

Здания (включая жилища);

Сооружения;

Машины и оборудование;

Культивируемые (выращиваемые) активы,

Нефинансовые непроизведенные активы -- это активы, кото рые не являются результатом производственного процесса. Они подразделяются на нематериальные и материальные.

    Сов о к у пн ы й эк оно миче с к и й п от е н ци ал: п оня т ие, с у щн о ст ь , в ид ы ресурсов.

Совокупный экономический потенциал национальной экономики – это совокупная способность отраслей национальной экономики производить определенные блага, отличающиеся качественными и количественными характеристиками, на конкретном временном промежутке. Основным составными элементами совокупного экономического потенциала являются: 1) человеческие ресурсы, а именно их количество и качество; 2) объем и структура производственного потенциала промышленности; 3) объем и структура потенциала сельского хозяйства; 4) протяженность, качество и структура транспортной системы страны; 5) научно-технический потенциал страны; 6) степень развития непроизводственной сферы экономики; 7) количество, качество и степень рациональности использования полезных ископаемых. Совокупный экономический потенциал непосредственно зависит от совокупных производительных сил и объемов богатства национальной экономики. Он непосредственно отражает положение национальной экономики в системе мировой экономики. Экономический потенциал зависит от совокупных производственных возможностей всех отраслей национальной экономики. Степень полноты его использования отличает степень развития национальной экономики, так как определение совокупного экономического потенциала производится при соотнесении объемов и структуры фактического производства благ и степени использования производственных мощностей – производственного потенциала.

    О сно в ные ч е р т ы систе м ы г о с у да р с т венн ы х п р о г но з о в с о ц иал ьн о - эко н о м ич е с к ог о р а з в ития, ос н о в ные х а ракт е р ист и к и д о лг о с р о чн ог о , с р е д н есро чн о г о и к рат к о с р о ч н о г о п р о г но з и р ов а н и я .

Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства. Программа социально-экономического развития Российской Федерации - комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период.

На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

В концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития Российской Федерации, пути и средства достижения указанных целей.

Порядок разработки прогноза социально-экономического развития и порядок разработки концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации.

Данные прогнозы социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.

В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Государственное прогнозирование и программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.

Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу подлежит опубликованию.

Первое после вступления в должность Президента Российской Федерации послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

В специальном разделе послания Президента Российской Федерации характеризуется состояние экономики Российской Федерации, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Правительство Российской Федерации разрабатывает программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в послании Президента Российской Федерации.

Порядок разработки программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.

В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу должны быть отражены:

оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации;

концепция программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;

макроэкономическая политика;

институциональные преобразования;

инвестиционная и структурная политика;

аграрная политика;

экологическая политика;

социальная политика;

региональная экономическая политика;

внешнеэкономическая политика.

Государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития Российской Федерации на краткосрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.

Ежегодное послание Президента Российской Федерации, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.

    Стр у кт у ра с р е д н е с р оч но й п р о г ра м мы с о циал ьн о к о н о м иче с ко г о разви т ия, о с но в н ы е п о казате л и р азви т ия э к о но м и к и, и с п ольз у емые в п р о ц ессе п р о г но з ир ова н ия.

Среднесрочная программа социально-экономического развития Российской Федерации определяла ключевые направления деятельности Правительства РФ, обеспечивающие достижение стратегических целей развития страны: повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста.

Главным индикатором успешности социально-экономического развития страны при этом является удвоение валового внутреннего продукта за 10 лет. Ключевым условием достижения стратегических целей, усиления политической и экономической роли России в мировом сообществе является обеспечение неуклонного роста конкурентоспособности России. В современном мире, который быстро и неотвратимо идет по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к международной конкуренции становится важнейшим условием успешного и устойчивого развития. В современном мире от конкуренции нельзя защититься - в ней можно только победить или проиграть.

Чтобы победить, необходимо создать гибкую, эластичную, быстро реагирующую на изменения внешних условий экономическую систему. Создание равных условий конкуренции для всех предприятий при ясных и прозрачных правилах игры и есть главная задача Правительства в сфере экономики. Вмешательство же государства искажает конкуренцию и отдаляет от главной задачи - построения эффективной экономики.

Правительством должна быть решена увязанная по целям и срокам задача резкого повышения конкурентоспособности трех составляющих:

Человека;

Государственных институтов;

Среднесрочная программа предполагала проведение преобразований, нацеленных на создание заявленных условий обеспечения глобальной конкурентоспособности. Она содержала в себе меры, реализация которых в комплексе, во-первых, приведёт к повышению эффективности госуправления, росту качества и условий предоставления государственных услуг, во-вторых, создаст условия и стимулы для развития человеческого капитала, в-третьих, создаст и усовершенствует институты и инфраструктуру, обеспечивающие конкурентоспособность экономических агентов как внутри страны, так и за ее пределами.

Среднесрочная программа и содержащиеся в ней меры являлись естественным продолжением предшествующих этапов деятельности правительства России. Достижения первых этапов социально-экономических реформ создали базу для выдвижения новых задач, которые стоят сейчас перед страной.

    Ф акт о ры, в л ияю щ и е на ме ж д у на р од н ы е эко н о м иче с к и е п о зиции с т р а ны и о п ределя ю щ и е степ е нь до м и ни ро в ан и я на ци онал ьной эк о н о ми к и . Ф ор м ы д о м и ни ров а ния н а ц и о н ал ь н о й э коно м и к и .

На международные экономические позиции нации оказывают влияние такие факторы, как уровень развития национальной экономики, структура национальной экономики, ее экономическое могущество. Рассмотрим некоторые вопросы взаимосвязи этих факторов с характером международных экономических отношений.

Уровень развития.

Позиции нации в международных обменах различаются в зависимости от объема производства и национального дохода, определяющих спрос и предложение этих наций в области товаров и услуг. На эти позиции влияет также объем национального богатства, которым располагает та или иная страна.

Интересные выводы получены в результате исследований ООН:

1. Развитые и индустриальные страны занимают 1-ое место в мировом импорте и экспорте.

2. В то время как развитые страны импортируют главным образом сырьевые материалы и продукты питания, а экспортируют в основном готовую продукцию, слаборазвитые страны являются импортерами главным образом готовой продукции и экспортерами сырья.

3. На развитые страны приходятся практически все выгоды от фрахта, страхования и других подобных услуг.

4. Развитые страны являются донорами капиталов и, следовательно, получают большие доходы от своих инвестиций, в то время как слаборазвитые страны выступают в роли заемщиков и должников, уплачивающих проценты, ежегодные возмещения займов.

5. Промышленно развитые страны, обладающие примерно равной экономической мощью, проявляют практически одинаковую маржинальную склонность к импорту.

Структура национальной экономики.

Каков бы ни был уровень развития, национальные экономики обладают различной структурой. От структуры экономики зависят объем и состав импорта и экспорта товаров, услуг и капиталов.

При экономическом анализе влияния структуры национальной экономики на международную торговлю могут быть использованы следующие показатели:

Коэффициент зависимости нации от международной торговли- отношение стоимости товаров и услуг, потребляемых внутри страны, к стоимости товаров и услуг, поступающих из-за рубежа;

Склонность к импорту и экспорту - отношение импорта (экспорта) к национальному доходу;

Маржинальная (предельная) склонность к импорту - отношение дополнительного прироста импорта к приросту национального дохода;

Эластичность импорта и экспорта по отношению к ценам и доходу - определяется относительными колебаниями импорта и экспорта в зависимости от относительных колебаний цен и дохода.

    П латеж н ый и т о рг о вы й бала н с: э лем е н т ы и стат ь и .

Платёжный бала́нс - это «статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определённый период времени». Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность. Особенностью данного понятия является то, что первоначальное и современное определения данного термина имеют принципиальные отличия, что нередко вводит в заблуждение. Термин «платёжный баланс» впервые использовал Джеймс Денем-Стюарт в своей работе «Исследования о принципах политической экономики» (1767 г.) (Inquiry into the Principles of Political Economy). Стюарт определяет платёжный баланс как самостоятельное понятие, которое состоит из:

Расходов граждан за рубежом.

Платежей по долгам, основной суммы долга и процентов иностранцам.

Предоставления денежных займов другим странам

Таким образом, первоначально платёжный баланс отражал только совершённые платежи, а не все внешнеэкономические операции с материальными, финансовыми и интеллектуальными активами (внешнеэкономические операции - это операции между резидентами и нерезидентами).

В то же время надо отметить, что концептуальные основы, логика и структура построения современного платёжного баланса базируются на предыдущих представлениях о предназначении платёжного баланса.

При составлении платёжного баланса используется принятый в бухгалтерском учёте принцип двойной записи. Каждая операция отражается по дебету и кредиту счёта, а итоговая сумма дебета должна равняться итоговой сумме кредита. Кредитовые суммы формируются в результате экспорта товаров и услуг и притока капитала, что приводит к поступлению иностранной валюты на счёт, они отражаются со знаком «плюс». Дебетовые суммы формируются в результате импорта товаров и услуг и оттока капитала, приводящих к расходу иностранной валюты. Они отражаются со знаком «минус». В платёжном балансе экономические операции отражаются по рыночным ценам, то есть по ценам, по которым фактически происходил обмен экономическими ценностями. Статьи платёжного баланса

Рассмотрим более подробно структуру платёжного баланса в том виде, как он публикуется в периодических изданиях МВФ.

1. Счёт текущих операций

A. Торговый баланс

B. Баланс услуг

C. Текущие трансферты

2. Счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами

A. Счёт операций с капиталом

B. Финансовый счёт.

1. Прямые инвестиции

2. Портфельные инвестиции

3. Другие инвестиции

4. Резервные активы

Внешнеторго́вый бала́нс страны́ - соотношение стоимости товаров, экспортированных и импортированных в течение определённого промежутка времени (например, за один календарный год). Внешнеторговый баланс включает фактически оплаченные и осуществлённые в кредит товарные сделки. Внешнеторговый баланс составляется по отдельным странам и по группам государств. Торговый баланс, баланс, отражающий соотношение стоимости экспорта и импорта страны за определённый период (как правило, за год). В него включается стоимость товаров, проданных и купленных на условиях немедленной оплаты, поставляемых в кредит, а также безвозмездно в виде правительственной помощи или дара (за вычетом стоимости последних Т. б. включается в платёжный баланс). В активной части Т. б. отражается экспорт товаров, произведённых, выращенных или добытых в стране, а также товаров, ранее ввезённых из-за границы и подвергшихся переработке. В пассивной части - импорт товаров иностранного происхождения для внутреннего потребления или переработки с целью их последующего вывоза. Разность между стоимостью экспорта и импорта составляет сальдо Т. б.: активное, если стоимость экспорта превышает стоимость импорта; пассивное, если стоимость импорта превышает стоимость экспорта. Т. б., активная и пассивная части которого равны, называется нетто-балансом.

    П оказате л и вн е шн е эко н о м ич е ских свя з ей и пр о п о рц ий. Э коно м ич е ск ая инте г р а ц и я н а ц и о н а льны х хоз я йств е н н ы х с исте м : п р е д п о с ылк и , ф ор м ы и типы.

Центральное место занимает прогноз внешней торговли, в процессе которого определяются: совокупный объем внешнеторгового оборота; объем и товарная структура экспорта и импорта как по всем, так и по отдельным странам; спрос и предложение на отдельные товары и товарные группы на конкретных рынках; динамика и уровень цен мирового рынка в разрезе товарной номенклатуры, принятой для прогноза; внутренние издержки на товары, которые вовлекаются в сферу внешнеторгового оборота.

Экономическая интеграция -- высшая ступень международного разделения труда; процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран, основанный на проведении или согласованной межгосударственной экономики и политики. В настоящее время международная экономическая интеграция утвердилась и реализуется в следующих основных формах:

· международная торговля товарами и услугами;

· межгосударственная кооперация производства;

· обмен в области науки и техники;

· движение капиталов и зарубежных инвестиций;

· миграция рабочей силы;

· валютно-кредитные отношения.

Условно можно выделить пять основных видов интеграционных объединений, отличающихся разной степенью интенсивности, масштабами и специфичностью, проявляющейся в отдельных регионах:

1. зона свободной торговли - самая простая форма экономической интеграции: страны-участницы отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле;

2. таможенный союз предполагает свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки, единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;

3. общий рынок - более сложный вид интеграционных объединений, когда ликвидируются барьеры между странами не только по взаимной торговле, но и для перемещения рабочей силы, услуг и капитала, обеспечивается согласование экономической политики;

4. экономический союз - наиболее сложная форма межгосударственной экономической интеграции, которая предполагает проведение единой экономической и валютно-финансовой политики, создание системы регулирования социально-политических процессов, координацию национальных налоговых, антиинфляционных, валютных и прочих мер;

5. политический союз - высшая ступень региональной интеграции - предполагает превращение единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование; в самых общих чертах речь может идти о возникновении нового многонационального субъекта мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступает от имени всех участников этого союза. Предпосылки международной экономической интеграции

Предпосылки международной экономической интеграции состоят из:

* Близости уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран.

За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустриальными и развивающимися государствами, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позволяющем пока сделать однозначные выводы о степени их эффективности. В этом случае из-за изначальной несовместимости хозяйственных механизмов они обычно начинаются с различного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п., срок действия которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы рыночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран.

* Географической близости интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей.

Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран - интеграционному ядру, - ставших инициаторами интеграционного объединения, подключались другие соседние государства.

* Общности экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.

Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, например, страны, главная проблема которых - создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.

* Демонстрационный эффект.

В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.

* «Эффект домино».

После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамериканскими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Североамериканскую зону свободной торговли - НАФТА.

    Эк о но м ич е с к ий ро с т на ц и о нал ьны х хо зяйств е н ны х сис те м: п о н ят и е и фак т о р ы. Ма кр о м о д ели эк он ом и чес к о г о рос т а и разви т ия н ац ио нал ьн о й экономики.

Как известно, темпы экономического роста определяют важнейшие характеристики хозяйствования, такие, как:

Динамика объемов производства в системе в целом, отдельных ее отраслях и регионах;

Прогрессивные отраслевые сдвиги;

Скорость и степень совершенствования структуры национальной экономики;

Изменение величины и структуры потребления и накопления в стране;

Динамика уровня жизни населения страны в целом и отдельных его групп.

Иными словами, уровень роста воспроизводства определяет, в конечном счете, масштабы, качество и сроки решения всего комплекса социально-экономических задач на ближайшее время и более отдаленную перспективу.

Существует объективно;

Осуществляется под воздействием системы факторов (материальных, социальных, природно-климатических, исторических, научно-технических, экономических, природных, политических и даже психологических);

Сопровождается количественными и качественными изменениями в структуре экономики страны в целом и ее отдельных отраслей и регионов;

Требует максимально возможного использования экономических законов;

Имеет положительный, отрицательный и нулевой векторы развития, т.е. динамика его, может быть положительной или отрицательной, а может и стоять на месте;

Носит сложный, многоаспектный характер, а потому не может быть отражен каким-то одним параметром, одним измерителем, ибо, как правило, любой показатель способен оценить лишь часть сложного процесса.

Исследуя сущность и основные черты понятия «экономический рост», следует отделять его от понятия «развитие». По этому вопросу в научной литературе существует множество мнений. Говоря о развитии национальной хозяйственной системы, необходимо понимать под этим, прежде всего происходящие в условиях расширения масштабов производства изменения социальной, отраслевой, территориальной, воспроизводственной структуры экономики, сдвиги в величине и составе потребления и накопления в стране. Характеризуя понятие «экономический рост», важно всегда иметь в виду только изменение масштабов, количественное увеличение объемов хозяйствования. Происходящие же при этом структурные изменения, качественные сдвиги в производстве, потреблении и накоплении лишь подразумеваются.

    Эк о но м ич е ск а я бе з о па с ност ь : оп ре д еле н ие, крит е р и и, п ока за те л и .

Экономическая безопасность - часть общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. Ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства. Экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Анализ реальных процессов и осмысление богатейшего отечественного и зарубежного опыта решения этой проблемы позволяет вычленить три ее важнейших элемента:

Экономическую независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно - техническими достижениями;

Стабильность и устойчивость национальной экономики, предлагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.);

Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

В переходный период государственная стратегия экономической безопасности должна быть ориентирована в первую очередь на поддержание достаточного уровня жизни населения, обеспечение социально-политической безопасности общества, сохранение основ конституционного строя государства и формирование устойчивой системы национальных ценностей и интересов.

В условиях кризисных и крупномасштабных переходных процессов экономического и политического характера механизмы стабилизации и обеспечения безопасности представляют собой достаточно противоречивую систему. Взаимосвязь экономической и политической безопасности видна, когда факторы политической и национально - этнической стабильности и безопасности могут достаточно долго «покупаться» за счет огромных экономических издержек (заведомо неэквивалентный обмен, потери в результате предоставления так называемых «технических» кредитов и пр.). Размеры этих издержек (особенно в условиях кризисной ситуации) уже сами по себе становятся фактором экономической дестабилизации и некомпенсируемых потерь национального хозяйственного и природно-экономического потенциала.

Государственное регулирование национальной экономики.

    Ф у нк ц ии г ос у д а рства в с овр е ме нн ой р ын оч но й э к о н ом и к е . С у б ъ ект ы г о с у да р ст в е н но г о рег у ли р ова н и я н а ц и о н ал ь н о й эко н о м и к и. Ме т оды г о с у да р ст в е н но г о р ег у лирова н ия э к о н о ми к и .

Субъекты гос.регулирования экономики: носители интересов, выразители интересов (физич и юридич лица, группы, профсоюзы), исполнители интересов.

Методы государственного регулирования экономики (ГРЭ) – это совокупность способов, приемов и средств государственного воздействия на социально-экономическое развитие страны; совокупность конкретных приемов, обеспечивающих решение поставленных целей и задач.

Законотворчество

Администрирование – создание и прекращение деятельности хозяйствующих субъектов

Прогнозирование – создание прогнозов

Информирование об экономической ситуации

Реализация государственных программ

Бюджетирование экономического развития (создание и распределение бюджета)

Контроль за текущей деятельностью хозяйства субъектов

По механизму воздействия выделяют следующие методы ГРЭ:

1) Административные, основаны на силе государственной власти и включают 3 основные действия (разрешение, запрет, принуждение)

В обычной жизни они используются крайне ограничено:

Госуд.монополия на отдельные виды деятельности (оборона, ж\д)

Насильственное разукрупнение компаний

Регулирование внешних эффектов

Минимальные социальные стандарты

2) Экономические, основаны на материальном стимулировании действий субъекта.

    Пр о г рам м и ро ван и е как о сно в ная фо рма г о с у да р с т в е н но г о регулирования национальной экономики.

Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально - экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Задача государственного программирования - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.

В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов.

По срокам государственного программирования различают:

Краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет;

Среднесрочные программы, рассчитанные на 3 - 5 лет;

Долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

Общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;

Региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;

Целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения;

Отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;

Чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования.

Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или Министерствами экономики и финансов. К разработке программ, также широко привлекаются представители Центрального Банка, Союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно - стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

    Ц е л и с о циал ьн о й п оли т и к и и с т р атеги ч ес к ие з а д а ч и г о с у д а рстве нн о г о регулирования социальной сферы.

Социальная политика - политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов.

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги).

Стратегия социальной политики - это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе ее развития.

В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

Обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;

Создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;

Обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;

Обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

Выделяют следующие принципы социальной политики:

Социальной справедливости,

Социальной ответственности,

Социального партнерства,

Социальных гарантий,

Преемственности.

К задачам социальной политики относятся:

Стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления,

Усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости,

Обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения,

Сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются:

Конституция Российской Федерации,

Семейный кодекс Российской Федерации,

Гражданский кодекс Российской Федерации.