Государственное антициклическое регулирование. Антициклическое регулирование и взаимодействие экономических циклов

1. Политика краткосрочной стабилизации. Противодействие колебаниям экономической конъюнктуры.

2. Модели антициклического регулирования экономики.

    Противоречивость антициклического регулирования. Экономико-политический цикл.

1. Политика краткосрочной стабилизации. Противодействие колебаниям экономической конъюнктуры

Антициклическое регулирование (политика краткосрочной стабилизации) имеет долгую, противоречивую историю, в которой представлены и успехи, и разочарования. Оно проектировалось в 30-е годы Дж. Кейнсом и - независимо от него - Стокгольмской школой. Цель антициклического регулирования усматривалась ими в том, чтобы не допускать существенного отрыва совокупного спроса от совокупного предложения (считалось, что предложение приблизить к спросу гораздо сложнее, поскольку оно обеспечивается преимущественно частным сектором). В дальнейшем в антициклическом регулировании стало использоваться и воздействие на совокупное предложение. У правительства возможности регулирования совокупного спроса и предложения весьма значительны, ибо в его распоряжении находятся государственный бюджет и денежная масса. И не только они.

В экономической теории представлены различные взгляды на причины циклических колебаний, а значит и различные подходы к проблеме их регулирования. Но все концепции регулирования тяготеют сегодня к одному из двух направлений:

1) неокейнсианскому, опирающемуся на взгляды Дж. Кейнса;

2) неоконсервативному, развивающемуся на базе классической школы.

Первое направление ориентируется на регулирование совокупного спроса и ставит целью воздействие на народное хозяйство в целом (макроэкономический подход). Второе - на регулирование совокупного предложения и создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономический подход).

Однако и кейнсианцы и неоклассики, хотя и различными методами, решают одну и ту же проблему сглаживания циклических колебаний. Противодействие колебаниям конъюнктуры достигается с помощью «антициклической политики», т.е. действий, идущих в противоположном направлении к текущей экономической конъюнктуре:

1 - политика сдерживания, рестрикции;

2- политика экспансии.

Но существует отличие: кейнсианцы при сглаживании цикла уделяют наибольшее внимание бюджетно-налоговой политике. Так, в фазах спада и депрессии меры государства направлены на:

а) сокращение налогов (или отдаление во времени момента их уплаты);

б) увеличение государственных расходов - как инвестиционной, так и социальной направленности. При этом речь идет скорее не об абсолютном увеличении, скажем, правительственных закупок (для чего в обстановке рецессии может не оказаться средств в государственном бюджете), а скорее лишь об относительном повышении их доли в структуре ВНП, рассчитанного по методу потока расходов. Шведский экономист Б. Улин еще в 30-е гг. обосновал необходимость государственных инвестиций и общественных работ как средства борьбы с безработицей. Министр финансов Швеции Э. Вигфорс доказал, что они являются способом повышения покупательной способности и снижения масштабов экономического кризиса. На этих методологических принципах был, в частности, построен бюджет 1933 г. И Швеция стала первой страной, избравшей путь активной политики стабилизации.

В результате проведения этих мероприятий в условиях низкой конъюнктуры происходит увеличение бюджетного дефицита. Но стимулирование совокупного спроса, а в конечном счете и производства, противодействие безработице в дальнейшем способны через некоторое время ослабить остроту бюджетных проблем.

Во время длительного и бурного подъема, когда назревают опасности резкого сокращения товарных запасов, а значит расширения импорта и ухудшения платежного баланса, повышения заработной платы и цен, наоборот, происходит повышение налогов, сокращаются государственные расходы. Такие действия объективно направлены против перегрева конъюнктуры и инфляции. Тормозя дальнейшее наращивание совокупного спроса, инвестиций, производства и занятости, они в то же время приводят к уменьшению дефицита бюджета и даже, в ряде случаев, к его положительному сальдо. К тому же вследствие указанных опережающих мер грядущий спад производства становится менее заметным.

Неоконсерваторы тоже признают важную роль налогов (их снижение порождает рост деловой активности), но в целом они рассматривают бюджетно-налоговую политику как дополнение к политике кредитно-денежной. В условиях спада и депрессии проводится денежно-кредитная экспансия: оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительной денежной массы (экспансионистская политика «дешевых денег», которую, кстати, поддерживают и кейнсианцы, поскольку финансирование рекомендуемого ими бюджетного дефицита требует направления дополнительных денег в обращение), которая оказывает троякое влияние:

а) увеличение денежной массы в обращении - открытая инфляция (в определенных, строго очерченных границах) - у потребителя срабатывает рефлекс адаптивных инфляционных ожиданий - они тратят свои сбережения, что приводит к росту предельной склонности к потреблению - совокупный спрос догоняет совокупное предложение, что и требуется государству;

б) увеличение денежной массы - кратковременное снижение процентных ставок - предприниматели, получая дешевый кредит, расширяют свой спрос на инвестиционные товары;

в) увеличение денежной массы - уменьшение процентной ставки- сбережения домохозяйств и фирм направляются не в банки, а на покупку акций - увеличение деловой активности, уменьшение безработицы.

В условиях стремительного подъема экономической конъюнктуры реализуется, наоборот, денежно-кредитная рестрикция (мера сугубо неоклассическая): сдерживание экономической жизни через политику «дорогих денег»: сжатие денежной массы, сокращение кредитных ресурсов банков, повышение процентных ставок. И здесь необходима осторожность: если при реализации политики «дешевых денег» нарастает опасность инфляции, то «дорогие деньги» усиливают опасность сокращения инвестиций, объема производства и роста безработицы.

Таким образом, антициклическое регулирование есть комплекс мероприятий в направлении, противоположном проявившимся в данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход делового цикла. Оно меняет амплитуду, продолжительность, соотношение фаз цикла. В результате государственного воздействия возможно даже выпадение некоторых фаз и непоследовательность их смены с точки зрения «чистой» теории. Главной целью государства при этом является достижение стабильного, сбалансированного, равно распределенного по волне цикла и не галопирующего темпа экономического роста. Конечно, существуют и особые цели:

а) для истощенной войнами, административными методами хозяйствования экономической системы могут быть желательны высокие темпы роста («экономическое чудо»), основанные главным образом на частной инициативе граждан;

б) для экономики с высоко насыщенными товарными рынками целесообразны «спокойные» темпы, когда рост обеспечивается за счет качественного внутреннего преобразования самой структуры этих темпов. При этом в некоторых отраслях протекает нулевой и даже отрицательный рост, в других же, передовых отраслях рост достигает 40 -70% в год (информатика), средний же рост может не выходить за пределы 1-2% в годовом исчислении.

на сокращение кризисного падения производства

на ускорение экономического роста

на стабилизацию экономического развития

21. Антициклическое регулирование экономики направлено:

а) на сокращение кризисного падения производства;

б) на ускорение экономического роста;

В) на стабилизацию экономического развития;

22. Циклический характер экономического развития характерен для:

А) для рыночной экономики;

б) для традиционной экономики;

в) для командно-административной экономики.

23. Согласно закону Оукена, двухпроцентное превышение фактического уровня безработицы над естественным уровнем означает, что отставание фактического объёма ВВП от реального составляет:

24. Номинальный ВВП=750 млрд. долл., естественный уровень безработицы = 5%, фактический уровень безработицы = 9%. Какой объём продукции в денежном выражении недопроизводится в стране? (коэффициент Оукена = 2,5

ТЕМА 9. ИНФЛЯЦИЯ. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА.

1. Инфляция – это:

А) падение ценности или покупательной способности денег;

б) рост стоимости жизни;

2. Повышение цен на энергоресурсы дает:

а) инфляцию спроса;

Б) инфляцию предложения;

3. (Цены текущего месяца/цены базового месяца) х 100% - это;

А) уровень инфляции;

б) темп инфляции.

4. ((Индекс цен текущего месяца- индекс цен прошедшего месяца)/ Индекс цены текущего месяца) х 100% - это:

А) темп инфляции;

б) уровень инфляции.

5. Пусть сокращение инфляции на 1 процентный пункт сопряжено с падение реального ВНП на 5% в год. По закону Оукена отклонения уровня безработицы от естественного на 1 процентный пункт вызывает изменения ВНП на 2% за тот же период. Каков будет уровень циклической безработицы, если инфляция сократиться на 3 процентных пункта?

6. Если реальный ВНП равен потенциальному, то в соответствии с кривой Филипса, учитывающей инфляционные ожидания, можно утверждать, что фактический уровень инфляции равен нулю?

7. Рост ожидаемой инфляции служит причиной сдвига кривой Филипса (с уровнем инфляции по вертикальной оси):

а) вправо на величину, равную росту инфляции;

б) влево на величину, равную росту инфляции;

в) вниз на величину, равную этому росту;

Г) вверх на величину, равную этому росту.

8. Если сравнить ситуацию, когда поведение экономических агентов основано на том, что ожидаемая инфляция равна инфляции ожидаемого года, с поведением экономических агентов, соответствующим концепции рациональных ожиданий, то можно предположить, что движение экономики к новой точке долгосрочного равновесия (когда уровень безработицы равен естественному) вследствие изменений в фискальной или денежной политике требует:

А) меньше времени;

б) больше времени;

в) столько же времени.

9. Для борьбы с инфляцией Центральному банку следует:

а) выпускать государственные ценные бумаги;

б) уменьшить норму банковских резервов;

В) уменьшить учетную ставку, которая приведет к уменьшению процентов по вкладам в коммерческих банках.

10. Государственная антиинфляционная политика в длительной перспективе опирается на:

а) увеличение финансирования отдельных видов деятельности;

б) рост дотаций и субсидий;

в) рост бюджетного дефицита;

Г) лимитирование денежной массы.

11. Замедление темпа инфляции непосредственно выгодно:

А) всему населению страны;

б) продавцам, торгующим в рассрочку;

в) клиентам банка, взимающего фиксированный процент;

г) правительству страны.

12. От внезапного роста инфляции выгадают, скорее всего:

а) люди, живущие на фиксированную пенсию;

б) владельцы страховых полисов, застраховавшие свою жизнь;

В) вкладчики сбербанков;

13. Согласно монетаристской концепции между инфляцией и безработицей существует обратная зависимость:

А) в краткосрочном периоде;

б) в долгосрочном периоде;

в) как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.

14. Инфляционный налог повышается, если:

а) увеличивается выпуск государственных облигаций;

б) повышается ожидаемый темп инфляции;

В) повышается фактический темп инфляции;

г) уменьшается спрос населения на реальные кассовые остатки.

15. Дефицит государственных бумаг непосредственно не приводит к инфляции, если он:

а) не превышает 5 % от ВВП;

Б) фиксируется за счет размещения государственных облигаций;

в) финансируется за счет правительственных займов у Центрального банка;

г) покрывается за счет выпуска дополнительного количества наличных денег.

16. Инфляцию спроса может вызвать следующий фактор:

А) рост дефицита государственных бумаг;

б) повышение цен на нефть;

в) снижение предельной склонности к потреблению;

г) повышение ставок подоходного налога с населения.

17. Инфляция предложения может возникнуть в результате:

а) роста дефицита государственного бюджета;

б) увеличения дефицита платежного бюджета страны;

В) повышения ставок заработной платы;

г) увеличения чистого экспорта.

18. Если повышаются цены на сырье, растет заработная плата, а объем производства и занятость снижаются, то это:

а) инфляция избыточного спроса;

б) стагфляция;

В) инфляция издержек производства.

19. Если номинальный доход повысился на 8 %, а уровень цен возрос на 10%, то как изменился реальный доход:

а) возрос;

Б) уменьшился;

в) не изменился.

20. Что из перечисленного ниже, скорее всего, станет причиной роста инфляции:

А) рост цен на энергоносители;

б) начало разработки обширного угольного бассейна;

в) повышение Центральным банком учетной ставки (ставки рефинансирования);

г) отмена льгот по подоходному налогу с физических лиц.

21. При росте темпа инфляции рыночная цена государственных обязательств с фиксированным процентом:

а) будет иметь тенденцию к росту;

Б) будет иметь тенденцию к снижению;

в) будет стабильна и равна номиналу;

г) упадет до нуля.

22. При снижении темпа инфляции выиграют:

А) кредиторы и работники с фиксированной заработной платой;

б) должники и работники с фиксированной заработной платой;

в) кредиторы и работодатели, выплачивающие своим работникам фиксированную заработную плату;

г) должники и работодатели, выплачивающие своим работникам фиксированную заработную плату.

23. Что из перечисленного ниже не имеет отношения к инфляции издержек?

А) рост занятости и выпуска;

б) «догоняющий» рост заработной платы;

в) шоки предложения;

г) рост издержек на единицу продукции.

24. Как изменится реальный доход работника, если за год его номинальный доход увеличился с 30 до 40 тысяч у.е., а темпы инфляции составили 10%:

а) недостаточно информации;

б) не изменится;

Антициклическое регулирование экономики, кратко говоря, представляет собой комплекс целенаправленных и сознательных действий власти и частично крупных корпораций и общественных объединений на промышленный процесс. Эти мероприятия обеспечивают уменьшение глубины кризисных явлений, стабилизацию темпов роста экономики и хозяйственной конъюнктуры.

Экономическая цикличность и государственное антициклическое регулирование экономики

После завершения Второй мировой правительства большинства развитых стран значительно расширили круг антикризисных мер. Их дополнили разные методы антициклического регулирования экономики послевоенного периода. Их особенности в значительной степени обуславливаются доминированием монополий в системе хозяйствования. Как доказали ведущие западные ученые, даже при отсутствии письменного либо устного соглашения, цены олигополистического рынка выше, чем конкурентного, при более низком производственном объеме первого.

Авторы справедливо обращали внимание на отсутствие гибкости, подвижности стоимости товаров по сравнению с обстановкой при свободной торговле. При господстве монополии цены в условиях кризиса не только не снижаются, а остаются на прежнем уровне и даже в ряде случаев растут. Это обуславливается тем, что олигополии значительно сокращают производственные объемы для недопущения перевыпуска товаров и понижения их стоимости. Такой негативной ситуации могут противостоять только государственные меры стимулирования денежного спроса с использованием соответствующей финансово-кредитной политики. Такие мероприятия, собственно, и были предприняты в послевоенный период.

Расширение антикризисных мер

Смягчение циклических колебаний в послевоенные годы было достигнуто посредством:

  • Увеличения госзакупок услуг и товаров.
  • Стимулирования развития жилищного фонда (власть страхует и гарантирует предоставление кредитов на строительство, регулирует порядок и сроки их погашения, величину процента и так далее).
  • Проведения программы ускоренной амортизации.
  • Предоставления налоговых льгот при внедрении нового оборудования.
  • Снижения отчислений на прибыль компаний и прочего.

В качестве обобщающего показателя государственного воздействия на экономический цикл считается доля затрат в ВВП и, главным образом, закупки услуг и товаров. К середине 90-х годов в Японии госрасходы в ВВП Японии составили порядка 35%, а в Швеции - больше 70%.

Кризисный период

Антициклическое регулирование национальной экономики обладает одним несомненным преимуществом. Такую политику можно использовать достаточно оперативно, не принимая соответствующих законов. В данном случае важным моментом является только точное определение времени снижения либо повышения процентных ставок по кредитам. Для расширения суммарного спроса в кризисные фазы и во время депрессии правительство запускает программу "дешевых денег".

Вместе с этим антициклическое регулирование экономики предполагает снижение ставок по налогам на прибыль, заработной платы, предоставление льгот при ускоренном списании стоимости ОС. Эти мероприятия стимулируют инвестирование в частный сектор. В кризисный период правительство увеличивает величину прямых капиталовложений в государственную сферу, в первую очередь, в отрасли социальной и экономической инфраструктуры (транспорт, водо-, электро- и газоснабжение, атомную энергетику, жилищное строительство и прочее). Например, в США ежегодно из практически 43 тысяч миль межштатных скоростных автомагистралей около 2 тысяч становятся непригодными для эксплуатации. Их необходимо ремонтировать за счет госбюджета. В конце 40-х годов прошлого столетия для уменьшения глубины кризиса правительство повысило сумму инвестирования вдвое.

Этап подъема

В этой фазе антициклическое регулирование экономики направлено на замедление процесса чрезмерного "перегрева" системы и ослабление противоречий между производственным и потребительским секторами, сглаживание колебаний при переходе от одной фазы к другой. В этот период происходит увеличение налогов, процентных ставок, отмену льгот, снижение объемов прямых капиталовложений. Между принятием соответствующих мер в сфере финансово-кредитной политики и достижением определенного эффекта проходит достаточно продолжительный промежуток времени. По мнению западных аналитиков, этот период в условиях спада может длиться от 5-ти до 20-ти месяцев, а в фазе подъема - от 10-ти до 24-х. Медленнее действуют механизмы налогового регулирования. Это в значительной степени обуславливается большой продолжительностью процесса законотворчества. В этой связи необходимо иметь четкий прогноз вероятного течения экономического цикла.

Способы выхода из кризиса

Антициклическое регулирование рыночной экономики осуществляется с помощью различных инструментов. Со стороны олигополии оно проявляется посредством выработки и последующего согласования политики исполнения госпрограмм. В это же время действия крупных корпораций противоречат политическому курсу правительства. Антициклическое регулирование проводится административными, правовыми и экономическими методами.

Особенности ситуации в России

К настоящему моменту в РФ проходит крупномасштабный переход от сверхцентрализованного хозяйствования к рыночной экономике, существующей по своим специфическим законам. Одним из важнейших рычагов в этом процессе стала приватизация. К середине 1995 года завершился ее первый "ваучерный" этап. В настоящее время идет денежная приватизация. Она представляет собой приобретение бывших госпредприятий частными лицами. Механизм, посредством которого осуществляется государственное антициклическое регулирование экономики в России, сегодня еще не до конца сформировался. В процессе внедрения тех или иных мер следует опасаться крайних ситуаций. В частности, это, с одной стороны, абсолютный уход государства из экономической сферы, что неизменно породит хозяйственную анархию, а с другой стороны - наоборот, преобладание правительственного влияния и подавление инициативы частных собственников.

Приоритетные направления

Несмотря на сложность ситуации, антициклическое регулирование экономики уже прошло три основные стадии:


Кредитно-денежная политика

Проводя антициклическое регулирование экономики, правительство ставит в ряд приоритетных задач борьбу с инфляцией. Для этого с января 1995-го года было прекращено использование прямых кредитов ЦБ для финансирования дефицита в федеральном бюджете за некоторыми исключениями. Было запланировано привлечение средств только в качестве краткосрочных займов с сокращением их числа и сведением, в конечном счете, к нулю. Рост денежной массы и предложение наличности было предложено определять политикой ЦБ по кредитованию коммерческих банков, операциям с ценными бумагами, проводимыми на открытых торгах, а также интервенциями (продажей и покупкой валюты). Контроль роста массы предполагалось осуществлять посредством установления предельных размеров внутренних (чистых) активов финансово-кредитных организаций, а также лимитов требований этих компаний к расширенному и федеральному правительству (местным и государственным органам власти, внебюджетным фондам).

Ценовая политика

Антициклическое регулирование экономики включает в себя и такую важную задачу, как разработка программы ценообразования. Особенно это касается определенных групп товаров и услуг. Так, на федеральном уровне осуществляется регулирование цен на газ, частично на нефть и продукты переработки, тарифы ж/д транспорта, электроэнергии и прочее. Большое значение имеет работа местной администрации в данной области. Так, в зависимости от региона, ценовое регулирование проводится в отношении 3-50 групп товаров.

Госзаказы и закупки

Они также имеют существенное влияние на ход антициклического регулирования. Правительство страны закупает порядка 30% ВВП. При этом цены устанавливаются в соответствующих контрактах. Правительство согласует закупки по конкретному перечню продукции для реализации государственных обязательств. Большие объемы отмечаются в нефтяной сфере. Сырье и продукты переработки приобретаются для последующего экспорта. Кроме того, большими объемами отличаются закупки сельскохозяйственных товаров.

Налогово-бюджетная сфера

В ней также определены важнейшие инструменты антициклического регулирования. В федеральном бюджете консолидируются все внебюджетные фонды, образующиеся из обязательных отчислений действующих в стране предприятий, кроме ПФР, Фондов социального и медицинского страхования. Обеспечение достижения максимального результата в финансово-налоговой сфере проводятся мероприятия по увеличению статей дохода и сокращению расходов, предотвращению дефицита средств.


Цикличность в развитии экономики и антициклическое регулирование

Цикличность – естественный способ развития экономики, всеобщая форма движения, которая отражает неравномерность экономической динамики.

Экономический цикл – повторяющиеся на протяжении ряда лет подъемы и спады уровней экономической активности, отличающиеся друг от друга продолжительностью и интенсивностью при наличии долговременной тенденции к экономическому росту.

Виды экономических циклов.

Долгосрочные экономические циклы. Циклы Н.Д. Кондратьева

Характерный период в среднем 40 – 60 лет. Цикл состоит из двух фаз, называемых также волнами: повышательной и понижательной , каждая из которых длится примерно одинаковое время. Начинается цикл с повышательной волны.

Повышательная волна характеризуется следующим:

    Темпы экономического роста, а также важнейшие экономические показатели (темпы роста производительности труда, уровень цен, процентных ставок, заработная плата, обороты внешней торговли...) характеризуются повышательной динамикой,

    Наблюдается быстрое применение изобретений и открытий (сделанных в период понижательной волны) в производство,

    Массовое появление новых товаров,

    Расширение экономического сотрудничества государств,

    На повышательную волну приходится максимальное количество социальных потрясений (войн, революций, бунтов).

Понижательная волна характеризуется следующим:

    Замедление темпов экономического роста, а также темпов роста важнейших экономических показателей,

    Длительная депрессия в сельском хозяйстве,

    Оживление технических изобретений и открытий во второй половины волны (но не применение их в производстве),

    Кризисы среднесрочного экономического цикла в понижательной волне являются более глубокими и продолжительными.

Можно выделить следующие циклы Кондратьева:

Циклы

Волны

Годы

Технологич. уклад

I цикл

1. Повышательная

1779 – 1810 (17)

Текстильные фабрики, промышленное использование камен. угля

2. Понижательная

1810(17) – 1844(51)

II цикл

1. Повышательная

1844(51) – 1870(75)

Угледобыча и черная металлургия, Ж\д строительство, паровой двигатель

2. Понижательная

1870(75) – 1890(96)

III цикл

1. Повышательная

1890(96) – 1914(20)

Тяж. машиностроение, электроэнергетика, неорган.химия, произв. стали и электрических двигателей

2. Понижательная

1914(20) – 1939(45)

IV цикл

1. Повышательная

1939(45) – 1967(73)

Произв.автомобилей, хим.промышленности, нефтепереработки и двигателей внутрен. сгорания,

2. Понижательная

1967(73) – 1982(85)

V цикл

1. Повышательная

1982(85) – 1990 (?)

Развитие электроники, робототехники, вычислит., лазерной и телекоммуникационной техники

2. Понижательная

1990 – 2015 (??)

Большие циклы Кондратьева и экономические реформы России.

Большие циклы

Волна реформ в России

Основные направления экономических преобразований

I цикл: 1779 – 1844(51)

I волна: 1780(90)-1810(17)

План реформ Сперанского:

Придать госбюджету законодательный характер,

Подушные подати -> подоходный налог,

Винные откупы -> акцизная система,

Создать ЦБ, выпустить кредитные деньги.

II цикл: 1844(51)-1890(96)

кон. 1850-х – середина 1870-х

Отмена крепостного права,

Правила утверждения и исполнения финансовых смет,

Порядок формирования гос. доходов,

Создание палат по контролю финансовых смет.

III цикл: 1890(96)-1939(45)

III волна:

а) с 1890-1920 гг.

б) со второй половины 1920 – начало 1940-х гг.

Реформы Витте и Столыпина:

Денежная реформа Витте,

Индустриализация и хозяйственное развитие страны,

Аграрные реформы,

После Октябрьской революции :

Введение НЭПа,

Денежная реформа,

Первые пятилетки,

План ГОЭЛРО как форма обеспечения сбалансированного развития экономики страны.

IV цикл:

1939(45)-1982(85)

1950 – конец 1970-х гг.

Экономические реформы Хрущева, Косыгина:

Расширение рыночных методов хозяйствования,

Установление примых экономических методов взаимодействия между производителями и потребителями,

Усиление материального стимулирования,

Усиление юридической ответственности по своим обязательствам,

Установление платы за фонды.

V цикл:

1982(85)

Современные экономические преобразования, связанные с переходом на рыночные условия хозяйствования.

При переходе от одного цикла Н.Д. Кондратьева к другому происходят весьма значительные изменения в жизни общества – наблюдается значительное изменение структуры экономики, а также механизма ее функционирования, поэтому каждый цикл Н.Д. Кондратьева можно рассматривать как особую стадию развития экономики.

Среднесрочные экономические циклы. Циклы Жугляра.

Среднесрочные циклы получили название циклов Жугляра. К. Жугляр видел основную причину кризиса в сфере кредитных отношений. Кризис он оценивал как оздоровляющий фактор, ведущий к общему снижению цен и ликвидации предприятий, созданных для удовлетворения искусственно разросшегося спроса. Жугляр считал, что повторение всех экономических процессов, вызываемых кредитной деятельностью банков, происходит каждые десять лет. Продолжительность цикла Жугляра совпадает с продолжительностью циклов, причину которых некоторые экономисты (в частности, К. Маркс) видели в сроках физического износа активной части основных производственных фондов.

К. Маркс был одним из первых экономистов, который начал уделять проблеме циклов пристальное внимание. Он выделял 4 фазы, последовательно сменяющие друг друга: кризис, депрессия, оживление и подъем (рис 11.1).

Кризис проявлялся прежде всего в перепроизводстве товаров, сокращении кредитов и повышении ссудного %. Это ведет к понижению нормы прибыли и падению производства, росту банковской задолженности, банкротству банков и предприятий.

После кризиса наступает депрессия . Производство не сокращается, но и не растет. Товарные излишки постепенно исчезают, торговля идет вяло. Ставка ссудного % падает до минимума.

Постепенно в экономике появляются «точки роста», и происходит переход к оживлению . Предприятия увеличивают выпуск, осуществляют промышленное строительство, повышается норма прибыли, ставка % и зарплаты.

Начинается фаза подъема . Уровень ВНП превосходит высшую докризисную точку, производство продолжает увеличиваться, растет занятость, спрос, уровень цен и норма %. Постепенно размеры производства вновь выходят за рамки платежеспособного спроса, рынок переполняется нереализованными товарами и начинается новый промышленный цикл.

Антициклическое регулирование

Среди экономистов, которые признают цикличность, нет никакого единства относительно природы этого явления. В самом общем смысле можно выделить три подхода к объяснению цикличности: экзогенный, эндогенный и эклектичный. Сторонники экзогенного подхода связывают природу цикла с исключительно внешними причинами, приверженцы эндогенного подхода ищут внутренние закономерности явления. Эклектики пытаются найти и объединить рациональные начала двух первых течений.

Антициклическая (конъюнктурная) политика

В качестве средства экономической стабилизации правительство использует антициклическую (конъюнктурная) политику: проводит мероприятия, направленные на сдерживание или стимулирование деловой активности в зависимости от сложившейся ситуации (фазы цикла).

Антициклическое регулирование экономики предполагает проведение экономической политики с целью смягчения колебаний экономических циклов.

Существуют два основных подхода к решению вопроса о том, какую именно политику нужно проводить для смягчения колебаний делового цикла:

1. Неокейнсианское направление . Его представители выступают за активное вмешательство государства в регулирование совокупного спроса, в первую очередь за счет мероприятий в области бюджетной политики. В частности, в условиях экономического спада правительству рекомендуется проводить стимулирующую фискальную политику в сочетании с экспансионистской монетарной политикой: расширять спрос с помощью: увеличения государственных расходов, снижения налоговых ставок, предоставления налоговых льгот на новые инвестиции, введения ускоренной амортизации, а также снижения учетной ставки процента.

2. Монетаристы и сторонники «новой классической школы», ссылаясь на ошибки прогнозирования и существование временных лагов (запаздываний в процессе принятия властных решений) считают, что свобода действий правительства в области антициклического регулирования должна быть ограничена. Они больше доверяют способности рыночной экономики к саморегулированию и рассматривают ошибки конъюнктурной политики как главный источник экономической нестабильности. Поэтому правительству предлагается при проведении кредитно-денежной и фискальной политики руководствоваться правилами, устанавливаемыми на длительный срок. При этом монетаристы считают, что для характера изменения реального и номинального ВВП решающее значение имеет характер изменения объема денежной массы. Они предлагают поддерживать рост денежного предложения на постоянном уровне, поскольку именно объем денежной массы определяет уровень производства в краткосрочной перспективе и темп инфляции в длительном периоде. Бюджетная политика, с точки зрения монетаристов, не оказывает большого воздействия на экономику, за исключением тех случаев, когда увеличение налогов влияет на количество денег и темп их роста. Поэтому следует отказаться от активного использования фискальной политики в качестве средства экономической стабилизации, установив лишь строгую зависимость между налогами и государственными расходами (правило ежегодно балансируемого федерального бюджета). Проводниками антициклического регулирования являются Центральный банк, осуществляющий кредитно-денежную политику и федеральное правительство, отвечающее за проведение фискальной политики. Главная задача этих органов состоит, во-первых, в совместном определении потребности в корректировке совокупного спроса, во-вторых – в поиске оптимальной комбинации кредитно-денежных и налогово-бюджетных мероприятий.

1.4 Антициклическое регулирование

Если прежде стихийный рыночный механизм восстанавливал равновесие с помощью изменения уровня заработной платы, цен, занятости, то в настоящее время их колебания не оказывают необходимого воздействия. Развитие конкуренции, монополии и развитие олигополистических рынков способствовали государственному вмешательству. Основной и главной задачей антициклического регулирования является предотвращение возникновения кризисов. Для этого используется кредитно-денежный и бюджетно-налоговый механизмы.

На стадии подъема темпы развития экономики достигают «перегрева». В этот период и наступает угроза возникновения кризиса. Как раз в этот момент государство и начинает препятствовать темпам роста. Повышение ставки рефинансирования и резервных отчислений делает деньги дороже и уменьшает поток инвестиций. Снижению совокупного спроса и деловой активности способствует сокращение государственных расходов. Иногда для преодоления наступающего кризиса правительство провоцирует его наступление раньше времени. Такой метод применяется для устранения глубокого и продолжительного кризиса. Как правило, искусственно созданный кризис оказывает менее губительное воздействие на экономическую систему.

В период кризиса или депрессии правительство всячески стимулирует производство, увеличивая расходы из государственного бюджета. Таким образом, правительство снижает налоги, предоставляет фирмам налоговые льготы на инвестиции, применяет меры направленные на понижение процентной ставки по кредиту и на сокращение резервных отчислений. Иногда государство повышает таможенные пошлины на ввозимые иностранные товары, чтобы защитить внутренний рынок от импортных товаров. Также здесь стимулируется экспорт и изменение курсов валют.

Государственное регулирование должно сочетать две противоположные цели: во-первых, предотвращение спада производства и повышение занятости, во-вторых, предотвращение развития инфляции.


2. Экономический кризис в России

2.1 Экономические и политические причины

В настоящее время финансовые кризисы являются особо актуальной и угрожающей проблемой страны. Причины ее многие ищут, начиная с финансовых капиталистов в других странах и заканчивая спекулянтами внутри страны. Но, как правило, это не отображает истинных причин финансовых кризисов.

Естественно, что переход к рынку не мог не отразиться на российской экономике. Рынок – это система, в которой любая произведенная продукция оплачивается со стороны потребителя. В плановом хозяйстве производилось много лишней продукции: основная цель производства была не обеспечение страны необходимым количеством продукции, а повышение показателей, чтобы на фоне других государств наша страна была несомненным лидером. Так, например, до перехода к рыночным отношениям, Россия производила в 7 раз больше тракторов, чем США. Продавались они ниже себестоимости за счет нахождения предприятий на дотациях, для этого колхозам и совхозам выдавались беспроцентные государственные кредиты, которые через 3 – 5 лет списывались. В результате перехода к рынку производство тракторов сократилось в 20 раз, так как хозяйства должны были расплачиваться своими деньгами, а не госкредитами. Такие примеры можно приводить не только по тракторам, но и по грузовикам, и по бульдозерам, и по железнодорожным вагонам и по многому другому. Если столько продукции не нужно, то и выплавлять 146 млн. т. стали (когда Америка выплавляла всего 70) бессмысленно, так как с падением платежеспособного спроса объем выплавляемой стали упал в 3 раза. То же самое и с зерном. Несмотря на то, что урожай зерна составлял 120 млн. т., наша страна еще докупала зерно. Была цель: 1 т. зерна на душу населения. Нерационально расходовалось зерно на корм скота: у нас уходило огромное количество зерна в погоне за увеличением количества мяса. В то время как в Европе количество зерна на душу населения составляло около 0.42 т., и мяса она получала в 3 раза больше. Поэтому переход к рынку – крайне болезненная вещь, требующая огромного сокращения производства.

Реформирование и применение жестких и строгих мер относительно производственных сил страны проводилось в основном на примерах других государств, на основе западных идей, что совсем не соответствовало принципам российской экономики. В нашей стране своя особая экономическая система, исключительно неадекватная и непредсказуемая, так как правительство само не знает чего ожидать не то, чтобы через несколько лет, оно даже не может составить прогноз на самое ближайшее будущее. В чем же истинные причины наших многолетних кризисов? Почему кризисы, которые существуют в нашей стране фактически с 1992 г., носят такой глобальный характер? Самое интересное то, что этот год ознаменован распадом Советского Союза. Быть может, в этом и заключается причина возникновения наиболее ярко выраженного и все более четко проявляющегося циклического развития российской экономики?

Однозначно, что причины наших нынешних бед заключаются отнюдь не в экономике. Настоящей причиной является то, как относится человек, гражданин своей страны, к правительству и государству в целом. Он не знает чего ожидать завтра: проведения очередных реформ, которые могут привести либо к отторжению, либо к успеху; компенсации сбережений; резкого падения или даже не выплаты заработной платы; лишения устоявшихся социальных льгот и выплат; очередной вспышки инфляции и много другого. Неудивительно, почему граждане России так относятся к правительству: традиционное уклонение и нежелание объяснить народу, почему именно так, а не иначе – способствовало возникновению недоверия, а затем и с каждым днем его усилению. И это далеко не единственный недостаток российского правительства.

Для психологии российских реформаторов характерно ни чем не объяснимое пренебрежение, с которым они относятся к инвестиционным возможностям индивидуального клиента банка. Ни денежно – финансовые власти страны, ни Сбербанк совсем не стремились привлечь личные сбережения в банки, а иногда наоборот: длительно удерживающийся минусовой процент по частным вкладам. При получении вкладов в банки, правительство стремится вложить их в сомнительные мероприятия или в покупку российских ценных бумаг. На Западе и в Европе банки, получая прибыль от вкладов, инвестируют промышленность и потом, получив процент, решает, в какую отрасль лучше вложить деньги.

До начала проведения кардинальных реформ наша страна обладала большим наукоемким, технологическим и техническим потенциалом. Все это рухнуло и осталось в памяти как миф, а все потому, что наше правительство состоит из тех людей, которые больше политики и мастера политической интриги, чем профессионалы и специалисты в области государственного управления*.

Подбираемые исполнительной властью кадры, в своем большинстве, опираются на опыт предыдущих лет. Плохо понимая происходящие в реальном времени процессы, наши министры и политики стремятся не к изменению положения в стране, а они, возможно, подсознательно хотят заморозить ситуацию в стране, и только в этом случае их «ценный опыт» будет неотъемлемым подтверждением их пребывания на своих постах. В итоге это привело страну в фазу застоя, когда уже начинает казаться, что лучшая государственная политики – это ее полное отсутствие.

На самом деле это не единственная причина возникновения экономических кризисов в стране, но она является фундаментом в постройке российской экономической системы. Еще одним немало важным фактором, который способствовал сначала возникновению, а затем и углублению кризисов, является чрезмерно долгое пребывание первого и, надо надеяться, последнего в своем роде президента, чье историческое время закончилось не то, чтобы в конце второго срока, а еще в середине первого. Ельцин, подучивший мандат доверия во время проведения болезненных реформ еще в начале первого срока, своими полномочиями привел к полной парализации всей системы для решения каких-либо важных проблем.

По этому поводу очень яркое и отображающее реальную деятельность правительства сравнение привел Явлинский:

Российская политическая жизнь напоминает полет в самолете, где все расселись по местам, кто где, и все время голосуют. В результате голосования люди передвигаются из первого класса в «бизнес», потом в «экономический», но в кабину пилота никто войти не может!

А в кабине пилота как раз и находится Борис Николаевич Ельцин с совершенно непрофессиональной командой. Они рассматривают стрелочки на приборах и поражаются тому, что эти стрелочки показывают. И никто из самолета не может проникнуть в кабину, чтобы сказать, что самолет уже давно летит не туда, куда все купили билеты. Кстати, капитана вообще не интересует, куда взяли билеты все эти пассажиры, куда собрались лететь. А у тех стойкое ощущение, что самолет просто падает. Но благодаря тому, что высота набрана большая, он пока еще не упал.

Когда в самолете начинается шум, к ним высылают стюардессу, но в кабину пилота, по-прежнему, никого не пускают. Так не плохо вооружены на тот случай, если кто-нибудь все-таки потребует захватить пилотское кресло. А время от времени по радио передают сообщение: «Внимание, говорит капитан корабля и посылает вас всех подальше!».

Граждане все равно пытаются провести демонстрацию, например, 7 октября, но делается это из чувства самосохранения, осторожно, потому что разгерметизация самолета при смещении центра тяжести может привести к очень тяжелым последствиям.

Самая важная проблема здесь заключается в том, что выбрать на пост президента совсем некого, нет достойных кандидатов на эту должность: вот и приходится довольствоваться тем, что имеем.

Но этого оказалось мало. Все началось с непонятной и неоправданной конфискации сбережений 1992 г., что подорвало доверие граждан к государству. Все последующие действия реформаторов только усугубляли отношения между народом и новой властью. В России начинают возникать огромные состояния и безнаказанно продолжает разворовываться государственное имущество, что являлось непонятным для простых людей, поэтому у российского человека возникает впечатление о наступлении эры криминального государства.

- «ваучерная афера» и фактически бесплатная раздача государственной собственности во время приватизации политическим деятелям, предпринимателям и другим;

Режим «экспортных квот», позволявший нашим олигархам увеличивать свое многомиллионное состояние и оставлять часть его за пределами страны;

Таможенные льготы для якобы ветеранских, спортивных и другого вида организаций на различные виды продовольствия, автомобили и т.д.;

Черный, безнаказанный криминал в виде торговли наркотиками, коррупции, финансовых «пирамид», подпольного производства, контрабанды и т.п.;

Вместе с этим проводилась политика снижения выпуска денег, дабы искусственно создать денежный недостаток, что лишило множество предприятий всяческих средств к существованию.

Следствием действия этих факторов являются всеобщие неплатежи: из бюджета не выплачиваются задолженности предприятиям, выполняемым государственные заказы, невыплата пенсий, заработной платы работникам бюджетной сферы. Предприятия не выплачивают проценты по кредиту, налоги в бюджет, друг другу, работникам, не делают отчислений в Пенсионный фонд и, таким образом, возникает замкнутый круг, виновником которого является бюджет.

Самое интересное и делающее нашу страну особенно «уникальной» - это то, что государственные неплатежи во всем мире считается либо банкротством, либо преступлением, в нашей же стране это называется «антиинфляционной политикой».

В «антиинфляционной программе» правительство и Центробанк решили вместо регулирования эмиссии использовать метод финансовой «пирамиды», обеспечив выпуск краткосрочных ценных бумаг с нереально завышенным уровнем прибыли ЦБ, Сбербанку и другим участникам спекуляционной системы – от 50 до 200 и более процентов в год. Перетечка денежных средств на фондовые рынки для участия в финансовых спекуляциях привела к хронической нехватке денежной массы, что привело к углублению кризиса неплатежей и увеличению бартерных сделок. Вследствие этого денежные и товарные потоки были изолированы друг от друга, что привело к лишению предприятий кредитов, инвестиций и просто возможности получать денежные средства за произведенную продукцию.

В нашей стране есть и еще одна немаловажная проблема – огромная утечка отечественного капитала. По разным оценкам из России за 90-е годы эмигрировало порядка 300-400 млрд. долл., что более чем в 1.5 – 2 раза превышает внешнюю задолженность страны, а с учетом не выплаченных внешних долгов нам – в 3 раза. И получается, что не мир финансирует Россию с ее огромным потенциалом, а ослабшая от кризисов Россия финансирует мир.

Еще одним из макроэкономических просчетов, которые привели страну на грань финансового краха, является валютная политика, суть которой заключался в искусственном завышенном курсе рубля, не обеспечивающий соответствующий экономический потенциал. Поддержание этого искусственного курса способствовало постоянной валютной интервенции из Центробанка, что в последствии привело к истощению золотовалютных запасов страны. Такая политика может проводиться только в краткосрочном периоде и, если она не дополняется рядом мер по стимулированию отечественного производства, то такая политика чревата снижением эффективности производства и снижением конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. Это привело, в свою очередь, к снижению экспортных поставок и повышению конкурентоспособности иностранной продукции, что заметно отражалось на снижении сальдо платежного баланса и сокращало возможность увеличения валютных резервов. Поддержание высокого курса рубля способствовало всплеску инфляционных ожиданий и стремительному росту цен.

Теперь можно с уверенностью сказать, что так называемая денежно-кредитная политика не оправдала ожиданий, сумев только на короткое время снизить инфляцию, но при этом, не способствуя ни какому экономическому росту и увеличению производства в реальном секторе.

На самом деле, причин, приводящих нашу страну на край пропасти весьма и весьма много и перечисление их всех не возможно ни теоретически, ни практически, так как определяющим фактором здесь является информационная недостаточность.

По сути, демократическое государство подразумевает полноценную работу прессы и всех остальных информационных источников, и Россия, которая считается демократическим государством, никогда не обеспечивала требуемых условий демократии. Поэтому все основные российские СМИ в той или иной мере зависимы от людей, работающих не на государство, а заставляющих работать государство на себя. Наша пресса могла бы давать объективную и полноценную информацию о наступающих негативных последствиях преобразований, но, так как все СМИ находится в руках все тех же олигархов, такая работа информационных источников им не на руку. Даже, несмотря на это, наши работники СМИ не проявляют энтузиазма. Приходят новые, зачастую недалекие и неглубокие, люди, которым не интересна сама проблема, они не пытаются проникнуть в суть вещей. Хотя многие политики выступают за свободу прессы, естественно, в своих корыстных целях, работать с журналистами им очень не легко.