Экономические преобразования 1990. Экономические реформы в России (1990-е годы)

Экономическое развитие России 90 гг. ХХ века

контрольная работа

1. Экономические реформы в России первой половины 1990-х годов

Экономические реформы, проводившиеся в начале 1990-х годов в Российской Федерации и включающие либерализацию цен, либерализацию внешней торговли и приватизацию бывших союзных госпредприятий, значительным образом изменили структуру экономики нашей страны.

В 1990-1991 годах было создано несколько программ проведения экономических реформ в СССР и России. Это программа «500 дней» Г. А. Явлинского, «Программа стабилизации экономики и перехода к рыночным отношениям в РСФСР», представленная Верховному Совету РСФСР И. С. Силаевым, и подготовленная группой Н. А. Чуканова программа «Предельно радикальная экономическая реформа».

Причинами экономических реформ 1990-х стал стремление нового демократического руководства России перевести отечественную экономику на рыночную основу, так как командно-административная советская экономика уже не могла более функционировать в условиях новой России.

В середине ноября 1991 года Ельцин возглавил первое правительство реформ в России, после чего подписал пакет из десяти президентских указов и правительственных распоряжений, которые намечали конкретные шаги в сторону рыночной экономики. В конце ноября 1991 года Россией были взяты обязательства по долгам СССР. Экономические преобразования должны были проходить параллельно преобразованиям в политической сфере.

Главным архитектором «шоковой терапии» в экономике страны стал вице-премьер правительства Гайдар со своими единомышленниками, молодыми экономистами, сторонниками монетаристских методов управления экономикой Чубайсом, Шохиным и др. Их программа экономических реформ включала 3 основные направления:

Либерализация цен;

Свобода торговли;

Приватизация.

2 января 1992 г. вступил в силу Указ Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен». Это указ стал первым значимым и радикальным шагом в развитии экономических реформ 1990-х годов. Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег (в том числе и в бывших союзных республиках) привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни.

Цены на товары и услуги никто не ограничивал и не контролировал. И они сразу же взметнулись резко вверх. Причина здесь одна: либерализация цен в условиях монополизированной экономики ведет не к увеличению выпуска продукции, а к стойкому росту цен.

Подскочившие цены на энергоносители привели к платежному кризису, не хватало наличных денег. Нормой жизни стали бартерные сделки как между отдельными предприятиями, так и между целыми регионами. Все это привело к развалу финансовой системы и потере контроля за денежным обращением. Только за первые 2 года реформ произошел спад производства по важнейшим показателям почти на 30%. Этот спад носил не структурный, а всеобщий характер. Больше всего он отрицательно повлиял на прогрессивные и высокотехнологичные отрасли.

В результате, государственная система ценообразования была фактически заменена не рыночной, а монопольной, свойством которой является повышенный уровень рентабельности при низком объёме выпуска продукции, что в свою очередь приводит к ускорению инфляции и к сокращению производства. Вследствие либерализации цен к середине 1992 года российские предприятия остались практически без оборотных средств.

Либерализация цен привела к тому, что рост цен значительно обогнал рост денежной массы, следствием чего являлось её реальное сжатие. Так, за 1992-1997 годы индекс-дефлятор ВВП и индекс потребительских цен выросли примерно в 2400 раз, в то же время агрегат денежной массы М2 увеличился примерно в 280 раз. В результате «реальная» денежная масса сократилась в 8 с лишним раз. При этом не произошло такого же увеличения скорости оборачиваемости денег, что могло бы компенсировать сжатие.

Не произведя демонополизации экономики, правительство с января 1992 г. отказалось от государственного контроля за уровнем цен. В короткие сроки удалось наполнить потребительский рынок необходимыми товарами. Началась массовая безработица, рост которой составил в среднем около 9% в месяц. Покупательная способность средней заработной платы упала вдвое. Результатом явилось резкое падение уровня жизни населения. Реформа нанесла удар по сберегательным вкладам граждан, обесценив их трудовые накопления, так как не были разработаны механизмы их индексирования.

В 1992 году одновременно с либерализацией внутренних цен была произведена либерализация внешней торговли. Она была осуществлена задолго до того, как внутренние цены пришли к равновесным значениям. Как следствие продажа некоторых сырьевых ресурсов (нефти, цветных металлов, топлива) в условиях низких экспортных тарифов, разницы внутренних и мировых цен, слабого контроля на таможне, стала сверхприбыльной.

Важнейшим направлением экономической политики России в первой половине 1990-х гг. стала приватизация. В результате приватизации значительная часть госимущества России перешла в частную собственность. Одним из основных аргументов за приватизацию и ликвидацию структур хозяйственного управления в СССР и в России были слишком большие размеры предприятий, а также монополизация и централизация советской экономики.

Главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства. В то время как в определенных сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль - а в перспективе и в собственность - их директоров.

До середины 1992 года Верховный Совет РФ принял ряд законов и постановлений, регламентирующих процессы приватизации и банкротства хозяйственных субъектов, в том числе и Законы РФ «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» и «О собственности в РСФСР».

Законом о приватизации организация и проведение единой государственной политики приватизации, включая ее нормативное и методическое обеспечение, возлагались на Государственный Комитет РФ по управлению государственным имуществом (ГКИ). В качестве продавца и временного владельца государственного имущества был определен Российский фонд федерального имущества (РФФИ). При этом ГКИ был подотчетен Правительству РФ, а РФФИ - Верховному Совету РФ.

В России к нормативной базе приватизации относились также Государственные программы приватизации на 3 года. Они включали задания на текущий год и прогноз на два следующих. На основании этих законов Государственный комитет России по управлению государственным имуществом (ГКИ) издавал нормативные акты, а также давал разъяснения этих актов и Программы приватизации. При этом за пределами юрисдикции этих законов оставалась приватизация земли и жилищного фонда, социально-культурных учреждений и объектов культурного и природного наследия. Кроме указанных законов отдельные аспекты приватизации попадали под действие и других законов, например, «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года.

С ноября 1991 г. начался этап форсированной приватизации. В его основу был положен указ №341 Президента РФ от 29 декабря 1991 года, утвердивший «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год». Указ №66 от 29 января 1992 г. «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» определял практический механизм приватизации. Государственная программа приватизации на 1992 год была принята Верховным Советом РФ в июне 1992 года.

В РФ Программа приватизации предусматривала ваучерную, денежную и «малую» приватизацию. Согласно законодательно принятой программе малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях. Крупные же предприятия должны были быть обязательно акционированы до приватизации. Корпоратизация средних предприятий до их разгосударствления оставалась на решение самих предприятий.

Программа приватизации устанавливала ограничения на приватизацию, обязательные для всех органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, при этом запрещая введение дополнительных ограничений этими органами и расширенного толкования ограничений. При рассмотрении вопроса о приватизации объектов и предприятий правительство РФ, ГКИ и его территориальные органы имели право запретить приватизацию либо путем преобразования предприятия в акционерное общество открытого типа с закреплением 100% акций в государственной собственности, либо преобразования его в государственное (казенное) предприятие, финансируемое за счет государственных источников.

В случае принятия решения о приватизации способы ее проведения в каждом конкретном случае определялись рабочей комиссией по приватизации соответствующего комитета по управлению имуществом. Предприятия со стоимостью активов на 1 января 1992 не более 1 млн руб. попадали под так называемую «малую» приватизацию через аукцион или конкурс. Объекты нежилого фонда, сданного ранее в аренду, объекты незавершенного строительства, имущество ликвидируемых или действующих предприятий также приватизировалось через аукцион. Предприятия-должники оставлялись до специальных указов президента РФ. Основная же масса предприятий должна была быть в процессе приватизации превращена в акционерные общества открытого типа (АООТ).

Ваучерная приватизация проводилась в 1992-1994 гг. Ей предшествовали законодательные акты Верховного Совета РСФСР, принятые летом 1991 года, которые предусматривали выкуп государственных предприятий и их преобразование в акционерные общества. Для упорядочения приватизации был принят закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», согласно которому каждый гражданин России получал именной приватизационный счет, на который должны были зачисляться денежные суммы, предназначенные для оплаты приватизируемого государственного имущества. Закон не разрешал продажу приватизационных вкладов другим лицам. Этот закон, однако, не был осуществлен, и вместо него была проведена ваучерная приватизация.

Практическим руководством к приватизации служили Указы Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» (29 декабря 1991 г.), «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» (29 января 1992 г.), «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» (1 июля 1992 г.), «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» (14 августа 1992 г.), «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (24 декабря 1993 г.). С точки зрения применявшейся модели приватизации номинал ваучера не имел никакого значения. Ваучер определял лишь право что-то купить при приватизации. Реальная его стоимость зависела от конкретной приватизационной ситуации на конкретном предприятии.

В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов РФ оценил работу правительства как неудовлетворительную. На место Е. Гайдара пришел В. Черномырдин. Он подтвердил курс на рыночную экономику, но пообещал внести в него коррективы. К концу 1994 г. удалось снизить темпы инфляции. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому (газ, нефть, уголь, электроэнергия) и военно-промышленному (ВПК) комплексам, т.е. проводилась политика протекционизма. Была принята единая тарифная система оплаты труда, что смягчило ситуацию в бюджетной сфере. Все это потребовало новых денежных средств, взаимозачетов долгов предприятий и как следствие - новый виток инфляции. Только путем ужесточения финансово-кредитной политики к концу 1993 года темпы роста удалось снизить. Но непоследовательность в принятии решений в финансовой сфере и протекционизм были присущи правительству и последующие годы.

Начался также следующий этап приватизации - через свободную куплю-продажу частных и акционерных предприятий на биржах по рыночному курсу. Но сколько-нибудь заметного роста промышленного производства добиться не удалось. Причем решению экономических задач препятствовало политическое противостояние двух основных ветвей власти: законодательной (Съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет) и исполнительной (Президент и назначенное им правительство). Переходный характер российской экономики во многом обусловил нарастание противоречий между ними.

Сформулируем выводы. Экономические реформы, проводившиеся в начале 1990-х годов в Российской Федерации значительным образом изменили структуру экономики нашей страны. Они включали в себя либерализацию цен, либерализацию внешней торговли и приватизацию бывших госпредприятий.

Причинами экономических реформ 1990-х стало стремление нового демократического руководства России перевести отечественную экономику на рыночную основу, так как командно-административная советская экономика уже не могла более функционировать в условиях новой России.

В октябре 1991 г. президент России Б.Н. Ельцин выступил с изложением основных положений программы радикальных экономических преобразований, которая предусматривала скорейшее введение свободных цен на товары и услуги, «запуск» механизма конкуренции между отраслями промышленности и предприятиями, либерализацию внутренней и внешней торговли и, наконец, широкую приватизацию государственной собственности.

В середине ноября 1991 года Ельцин подписал пакет из десяти президентских указов и правительственных распоряжений, которые намечали конкретные шаги в сторону рыночной экономики. Экономические реформы начала 1990-х годов начались с либерализации потребительских цен на большинство товаров и услуг, и отказа от централизованной системы распределения ресурсов. Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег привела к гиперинфляции. Экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны.

В 1992 году одновременно с либерализацией внутренних цен была произведена либерализация внешней торговли.

Важнейшим направлением экономической политики России в начале 1990-х гг. стала приватизация. В результате приватизации значительная часть госимущества России перешла в частную собственность. Главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства.

Выявление наличия тренда в рассматриваемых рядах

Разбиваем ряд на 2 половины. Таблица 6 Период Выручка от реализации продукции, тыс. руб. Период Выручка от реализации продукции, тыс. руб...

Государственный бюджет

В 1990-х - начале 2000-х годов в бюджетной сфере Российской Федерации были проведены крупные структурные реформы. В основном была решена задача обеспечения финансовой и макроэкономической стабильности...

Комплексная характеристика субъекта Федерации, входящего в Дальневосточный федеральный округ - Сахалинская область

В 1990-е гг. в связи с радикальными политическими изменениями в стране возникла новая структура управления, в том числе на областном уровне. С начала 1990-х гг. обострилась проблема так называемых северных территорий...

Особую роль нефть играла в экономике СССР. В значительной степени именно благодаря доходам от нефтяного экспорта, существенно возросшим в условиях мирового энергетического кризиса, к 1970-м гг...

Нефтегазовый комплекс России в условиях формирования инновационной экономики

Эволюция нефтегазового комплекса РФ в 1990?е гг., как и государственная политика в этой сфере, носили крайне противоречивый характер. Две составляющие нефтегазового комплекса (НГК) - нефтяная и газовая - в 1990?е гг...

Нобелевские лауреаты по экономике

1990г. Гарри Марковиц, Мертон Миллер, Уильям Шарп разделили премию «За вклад в теорию формирования цены финансовых активов». 1991г...

Общая характеристика экономического развития России в первой половине XVIII в. Сущность реформ Петра I

Особенности реформирования отечественной экономики и экономический кризис 80-90-х годов ХХ века

Для того, чтобы лучше понять особенности перехода России к рынку, необходимо подробно рассмотреть период, непосредственно предшествующий рыночным реформам. Итак...

Особенности социально-экономического развития России во второй половине XVIII в.

Начиная с первой четверти XVIII в., основным направлением отечественного экономического развития стала промышленность как мануфактуры главный источник богатства страны (именно здесь при Петре I произошли наиболее значительные изменения)...

Последствия экономических реформ в России

Развитие экономики России в рассматриваемый период проходило в условиях кардинальных структурных изменений всей системы государственного, экономического и политического устройства...

Экономические реформы в России

Победы на президентских выборах 1990 года, а затем в ходе августовского путча были одержаны Б. Н. Ельциным под флагом демократических перемен в обществе, необходимости его реформирования...

Экономическое развитие России 90 гг. ХХ века

С середины 1990-х годов приоритетной задачей развития экономики России стала жесткая финансовая политика с целью обуздания инфляции. Это дало свои плоды в 1996 году...

Экономические реформы 1990-х годов преследовали две цели - макроэкономическую стабилизацию и реструктуризацию экономики, объединенные одним общим названием - переходом от плановой к рыночной экономике. Для перехода к рыночной экономике в России необходимо было практически с нуля создавать банковскую систему, восстанавливать институт частной собственности и коммерческих отношений, которые бы обеспечивали более эффективное развитие экономики. Открытие внутреннего рынка для международной торговли и притока иностранных инвестиций, т.е. интегрирование экономики России в мировую экономику, было также очень важной составляющей для достижения вышеописанных целей. Режим М.С. Горбачева в середине и конце 1980-х годов не смог воплотить в жизнь именно эти очень важные составляющие, необходимые для реструктуризации экономики. Однако, когда начался развал СССР, правительство Б.Н. Ельцина, принялось осуществлять вышеописанные мероприятия, однако результаты их вплоть до 1996 года казались весьма сомнительными.

Период социальной работы (с 1990-х гг.).

Разрушение устоявшихся социально - экономических связей, либерализация цен, безработица приводят к обострению социальных проблем. Появляются краткосрочные программы: денежные дотации малоимущим, гуманитарная помощь. Формируется система помощи нуждающимся, но ее работа не отлажена и многим не ясна.

Борис Николаевич Ельцин

Советский партийный и российский политический и государственный деятель. Первый президент Российской Федерации. Занимал эту должность с 10 июля 1991 г. по 31 декабря 1999 г. Радикальный реформатор общественно-политического и экономического устройства России. После избрания основными лозунгами Б. Н. Ельцина стали борьба с привилегиями номенклатуры и поддержание суверенитета России в составе СССР.

После событий августа 1991 года было немало кандидатур на роль главного экономического реформатора новой России. Выбор Б. Ельцина пал на мало кому известного тогда Е. Гайдара, которому усиленно протежировал Г. Бурбулис, госсекретарь РФ. Гайдар был назначен в Правительство Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в ноябре 1991 года на должность вице-премьера по экономическому и финансовому блоку, а главой правительства стал сам Б. Ельцин.

Егор Тимурович Гайдар

Российский политический деятель и экономист, занимавший в 1991-1993 годы высокие посты в правительстве России. С именем Гайдара традиционно связывают либеральные экономические реформы начала 1990-х в России, получившие также название «шоковая терапия». Гайдар был одним из ключевых участников реформ, изменивших экономическую систему в России. В частности, под руководством Гайдара была осуществлена либерализация розничных цен и начат процесс приватизации.

Реформы Ельцина-Гайдара

Данные реформы – это преобразования в экономике и системе государственного управления, совершённые правительством России под руководством Бориса Ельцина и Егора Гайдара в период с 6 ноября 1991 года по 14 декабря 1992 года.

Результат реформ знаменовал собой переход России к рыночной экономике. К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры «шоковой терапии» или неомонетаризм).

Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Предусматривались жесткие меры налогового обложения, либерализация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населения («Требуется наращивание социальных гарантий населению, речь идет прежде всего о прямой, адресной помощи наименее защищенным социальным группам: пенсионерам, инвалидам, студентам, малоимущим гражданам и многодетным семьям» - Б.Н. Ельцин).

В начале 1992 г. в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января 1992 г. вступил в силу Указ Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен». Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег (в том числе и в бывших союзных республиках) привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни. Экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны.

Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х годов. С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Либерализация цен привела к галопирующей инфляции, росту неплатежей, обесценению заработной платы, обесценению доходов и сбережений населения, росту безработицы, а также к усилению проблемы нерегулярности выплаты заработков.

Время, прошедшее после событий августа 1991 года, в историко-экономическом отношении можно подразделить на два разноплановых периода: 1-й период – экономический кризис начала 90-х гг.: высокий уровень падения производства, бюджетный дефицит, инфляция и т.п., который завершился финансовым кризисом и дефолтом 1998 г.; и 2-й период – с 1999 г. и до наших дней: постепенная стабилизация экономики, экономический рост, профицит государственного бюджета, снижение инфляции и пр.

Условно говоря, можно первый период назвать «периодом правления президента Бориса Ельцина», а второй – «периодом правления президента Владимира Путина», которого, надо сказать, первый сделал своим «преемником» (премьер — министром) и «вывел» в президенты.

Мы остановимся в этой главе на первом периоде, а в следующей – дадим характеристику второго периода в развитии страны. В послеавгустовское время встал вопрос о том, кто будет проводить экономические реформы в стране. Существовало несколько групп экономистов (и политиков), способных возглавить этот процесс Б. Ельцин, после двухмесячного затишья, объявил, что вице -премьером правительства назначается Егор Гайдар — молодой доктор экономических наук, у которого была своя команда единомышленников, как он образно напишет впоследствии -команда «камикадзе».

«К концу 1991 г. мы имели,- как пишет Е. Гайдар,- гибрид бюрократического и экономического рынка (преобладал первый), имели, почти законченное здание номенклатурного капитализма Господствовала идеальная для бюрократического капитализма форма — лжегосударственная форма деятельности частного капитала. В политической сфере — гибрид советской и президентской форм правления, республика посткоммунистическая и преддемократическая. И пока господствующие классы решали свои проблемы, народное хозяйство разорялось дотла, выпускалось много ненужной продукции, магазины были пусты, деньги (советские дензнаки) не работали, приказы не выполнялись, нарастало ощущение «последнего дня».

Было, как считает Гайдар, два выхода из сложившейся ситуации: 1) социальный взрыв с новой диктатурой и 2) «расшивание» социального пространства, переход от бюрократического рынка к открытому рынку, от «номенклатурной» приватизации — к открытой, демократической, от государственно-монополистического капитализма — к «открытому» капитализму.

Правительство, начиная с 1. 01.1992 г., частично в силу объективных условий, частично под влияние теоретических концепции (экономических реформ в Польше, советов американского экономиста Дж.Сакса) стало проводить в жизнь курс на преобразование экономики в жестком радикально-либеральном ключе. При этом никакой официально принятой программы экономических реформ принято не было. Президент Б. Ельцин лишь в общей форме объявил 28.10.1991 г. о цели нового правительства: переход к рыночной экономике и достижение макроэкономической стабилизации. Первая же программа правительства была подготовлена для вступления России в Международный валютный фонд и опубликована в марте 1992 г.: «Меморандум правительства России: Основные направления экономической политики Российской Федерации».

В Меморандуме делается акцент на необходимости проведения либерализации цен и жесткой бюджетной и антиинфляционной политики, ограничении доходов населения и ликвидации излишней денежной массы, введении системы единого обменного курса и устранении экспортных квот и лицензий (за исключением энергоносителей), подготовки проекта массовой приватизации государственной собственности (но без допуска рабочих к контрольному пакету акций), создания благоприятных условий для привлечения в страну иностранного капитала и последующего вывоза прибылей за границу. Все вместе взятые эти меры, по сравнению с бездействием прежнего союзного правительства или с политикой «перетягиванием каната» между правительством Союза ССР и Российской Федерации, действительно представляли вариант «шоковой терапии».

В январе 1992 г. были отпущены цены на большинство предметов потребления и средств производства, весной утверждена программа приватизации, вышел указ о свободе торговли (включая внешнюю) и введена конвертируемость рубля. Эти меры как холодный душ обрушились на население и усилили материальное неблагополучие в обществе, способствовали росту нищеты. К тому же президент Б. Ельцин, явно с подачи вице-премьера правительства, имел неосторожность объявить обществу о том, что к концу 1992 г. цены возрастут в 2-3 раза, затем начнется стабилизация экономики.

Под влиянием опыта проведения реального курса экономической политики, его критики в Верховном Совете и СМИ правительство осенью 1992 г. представило в ВС РФ «Программу углубления экономических реформ», которая включала 10 разделов. В них даётся анализ ситуации и основных экономических проблем, формулируются цели политики правительства, и конструируется концепция углубления реформ, показываются макроэкономические предпосылки выхода из кризиса и дается характеристика основных, направлений экономической политики государства. Специально выделяются планы, прогнозы и схемы, направленные на выполнение предлагаемой программы.

Следует отметить, что программа четко формулирует цель проведения реформ -экономическое, социальное и духовное возрождение России, рост и процветание отечественной экономики, обеспечение на этой основе благосостояния и свободы ее граждан, развитие демократических институтов, укрепление российской государственности.

Под этими целевыми установками мог подписаться самый активный противник гайдаровских преобразований. В своей деятельности правительство, как говорится дальше в программе, исходит из абсолютного приоритета неразрывной триады: эффективная экономика — свободная личность — великая Россия. В качестве средства достижения поставленных целей предлагалось форсирование эффективной рыночной экономики, глубокое преобразование социальных институтов, поощряющих инициативу и предпринимательство. Более того, специально выделены слова: «основными движущими силами рыночного хозяйства являются предпринимательство и конкуренция, основанные на частной собственности».

Авторы программы предлагают решить весь комплекс экономических проблем в три этапа. На первой этапе (1992-1993 гг.) главным приоритетом экономической политики являются либерализация и финансовая стабилизация экономики. На втором (1994-1995 гг.) -осуществляются институциональные изменения, направленные на создание условий для развития предпринимательства и конкуренции (в первую очередь — приватизация госсобственности), начинается структурная перестройка народного хозяйства и реформа социальной системы.

На третьем этапе (после 1995 г.) главным приоритетом является реконструкция экономики и берется курс на повышение темпов экономического роста (не менее 3-4 % в год). Необходимо было подробно остановиться на характеристике центральных положений правительственной Программы 1992 г., которая была принята в 1993 г. под названием «Развитие реформ и стабилизация российской экономики », для того чтобы понять «заявление о намерениях правительства». Из них можно сделать следующие выводы.

Во-первых, перед нами типичная стабилизационная программа «шоковой терапии».

Во-вторых, удалось реализовать (правда, новому правительству) лишь программ у приватизации, кстати сказать, в пользу нуворишей и олигархов.

В-третьих, структурная перестройка экономики и реформа социальной системы осуществилась с точностью до наоборот: произошла деиндустриализация страны и падение жизненного уровня граждан.

В-четвертых, выход на скромные параметры экономического роста задержался после 1995 г. на пять лет и этому способствовал финансовый кризис 1998 г. и высокий рост цен на нефть на мировой рынке.

Таким образом, можно сделать общий вывод: по основным параметрам экономическая программа правительства была малореальной и невыполнимой, т.е. носила популистский характер.

Самому и.о. премьер -министра Е. Гайдару пришлось уйти в декабре 1992 г. в отставку как по профессиональным соображениям (заявленная стабилизация экономики к концу года не состоялась), так и по политическим причинам, оппозиция, центром которой стал Съезд народных депутатов и ВС РФ, требовала внесения существенных коррективов в правительственный курс экономической политики. Лейтмотив предложений ВС сводился к тому, что, согласно постановлению Съезда народных депутатов «О ходе экономической реформы в РФ», необходимо было снизить темпы проводимых реформ, сократить налоги и одновременно усилить социальную защиту населения, осуществить поддержку предприятий госсектора, дать приоритет развитию отечественного предпринимательства перед зарубежными фирмами и сориентировать внешнеэкономическую политику в сторону более жесткого протекционизма.

Правительственный кризис конца 1992 г. разрешился путем компромисса. В обновленном правительстве, которое возглавил крупный в прошлом хозяйственник В.Черномырдин, наряду с появлением новых людей из старой «номенклатурной обоймы», курирующих базовые народно-хозяйственные комплексы, осталось несколько министров радикально-либеральной ориентации. Лишь получив на VI Съезде народных депутатов «ускорение» от оппозиции, президент и его правительство приняли в пожарном порядке решения по борьбе с коррупцией, меры по повышению минимальной оплаты труда и введению индексации заработной платы работников бюджетных организаций, изменения в программе приватизации госсектора.

Однако оппозиция, группировавшаяся вокруг ВС РФ, продолжали навязывать президенту свое понимание и представление о политической судьбе страны и экономических реформах (в которых, надо сказать, было много рационального). Кризис не разрешился в результате референдума 25 апреля 1993 г., на котором было подтверждена легитимность института президентской власти в России и оказано личное доверие Б. Ельцину в проведении им экономической политики, направленной на реформирование российской экономики.

Потребовались досрочные парламентские выборы и референдум по новой Конституции государства, а также события октября 1993 г., связанные с ликвидацией «власти Советов», чтобы открыть для страны путь подлинных рыночных, т.е. капиталистических преобразований.

Основные статьи: Либерализация цен , Экономические реформы в России (1990-е годы) , Реформы правительства Ельцина - Гайдара

В октябре 1991 года Борис Ельцин, выступая на Съезде народных депутатов, объявил о начале радикальных экономических реформ и до июня 1992 года лично возглавлял сформированное им Правительство РСФСР.

Одно из первых серьёзных экономических решений, принятых Б. Н. Ельциным, - указ о свободе торговли . После распада СССР Борис Ельцин приступил к осуществлению в стране радикальной экономической реформы, часто именуемой «шоковой терапией ». 2 января 1992 года вступил в силу указ о либерализации цен в России. Однако на смену проблемам с обеспечением населения продовольствием и товарами народного потребления пришли проблемы, связанные с гиперинфляцией . Денежные сбережения граждан обесценились , а цены и курсы валют увеличились за несколько месяцев в несколько раз; остановить гиперинфляцию удалось только в 1993 году . Другими указами Ельцина были инициированы ваучерная приватизация и залоговые аукционы , приведшие к сосредоточению бо́льшей части бывшей государственной собственности в руках немногих людей (т. н. «олигархов »). Помимо гиперинфляции страна столкнулась с такими проблемами, как спад производства и неплатежи. Так, широкие масштабы приняли невыплаты заработной платы , а также пенсий и других социальных пособий . Страна находилась в глубоком экономическом кризисе . Значительно возросла коррупция во всех эшелонах государственной власти [ источник не указан 290 дней ] .

Критика

В годы президентства Борис Ельцин подвергался критике, в основном связанной с общими негативными тенденциями развития страны в 1990-е годы: спадом в экономике, резким снижением уровня жизни, отказом государства от социальных обязательств, снижением численности населения и обострением социальных проблем. Большинство этих процессов было запущено ещё в конце 1980-х годов и было вызвано кризисом советской экономической системы. В то же время ряд исследователей отмечают, что при большей компетентности руководства страны даже в условиях неблагоприятной конъюнктуры (падение цен на нефть) можно было избежать столь масштабных экономических (ВВП России в 1990-98 гг. сократился на 40 %) и социальных потрясений.

В годы президентства Ельцина (особенно, во второй половине 90-х) его часто обвиняли в фактической передаче основных рычагов управления экономикой в руки группы влиятельных предпринимателей (т. н. олигархов ) и коррумпированной верхушки госаппарата, а вся экономическая политика сводилась к лоббированию интересов той или иной группы лиц в зависимости от их текущего влияния.

2 января 1992 года началась так называемая «шоковая терапия», было отменено государственное регулирование цен. Противники этой реформы до того, как она началась, предупреждали, что это приведёт к большим потерям в экономике, и что в восстановлении экономики США (после Великой депрессии) и развитии экономики Японии в послевоенный период главная роль отводилась государству.

К концу 1992 года резко увеличилась дифференциация жителей на богатых и бедных. За чертой бедности оказалось 44 % населения.

Вот как описывает события того времени американский политолог Збигнев Бжезинский :

В то время как прославляли Ельцина, а Америка и Европа заключали в объятия Россию с ее политическим хаосом, увидев в нем братскую демократию, российское общество погружалось в беспрецедентную бедность. К 1992 году экономические условия уже были сравнимы с тем, что было в годы Великой депрессии. Еще больше ухудшала дело целая стая западных, большей частью американских, экономических «консультантов», которые слишком часто вступали в сговор с российскими «реформаторами» в целях быстрого самообогащения путем «приватизации» российской промышленности и особенно энергетических ресурсов. Хаос и коррупция превращали в насмешку российские и американские заявления о «новой демократии» в России.

К 1996 году промышленное производство сократилось на 50 %, сельскохозяйственное - на треть. Потери ВВП составили примерно 40 %.

Спад промышленного производства был неравномерным. Относительно благополучная ситуация наблюдалась в топливно-энергетическом комплексе, чёрной металлургии. Иными словами, чем более сырьевой характер имела отрасль, тем меньший спад был в производстве продукции. Наиболее сильно пострадало машиностроение и высокотехнологичные отрасли. Объём продукции лёгкой промышленности сократился на 90 %.

Почти по всем показателям произошло сокращение в десятки, сотни и даже тысячи раз:

    комбайны - в 13 раз

    тракторы - в 14 раз

    металлорежущие станки - в 14 раз

    видеомагнитофоны - в 87 раз

    магнитофоны - в 1065 раз

В структуре промышленности произошли значительные изменения, имеющие негативный характер. Так, они выразились в значительном увеличении удельного веса добывающих отраслей и снижении доли машиностроения и лёгкой промышленности.

В структуре экспорта резко выросла доля сырья: если в 1990 году она составляла 60 %, то в 1995 году увеличилась до 85 %. Экспорт высокотехнологичной продукции сократился в 7 раз.

Производство сельскохозяйственной продукции сократилось примерно на треть. Если в 1990 году валовый сбор зерна составил 116 млн тонн, то в 1998 году был зафиксирован рекордно низкий урожай - менее 48 миллионов тонн . Поголовье крупного рогатого скота упало с 57 млн в 1990 году до 28 млн в 1999 году, овец - с 58 до 14 млн соответственно.

Бюджет за время правления Ельцина сократился в 13 раз. С 25 места в 1990 году по уровню жизни Россия переместилась на 68 место в 2000 году.

В результате приватизации, проведённой в 1992-1994 годах, значительная часть государственного имущества перешла в руки узкого круга людей, так как многие не понимали, что делать с ваучерами. По бросовым ценам продавались предприятия стратегического значения: например, завод ЗИЛ был продан за 250 млн долларов, в то время как его цена, по исследованиям экспертов, составляла не менее миллиарда долларов.

К 1999 году безработица в России составляла 9 млн человек.

Резко возрос внешний долг России. В 1998 году он составил 146,4 % ВВП, что стало одной из причин дефолта . Дефолт привёл к обнищанию большей части населения, потере доверия населения к государству, падению уровня жизни. По оценкам экспертов дефолт наиболее сильно ударил по среднему классу.

Численность населения РСФСР и РФ в 1950-2009 гг. (млн чел.)

В 1999 году думская комиссия по импичменту заявила, что Ельцин сознательно проводил политику, направленную на ухудшение уровня жизни граждан, обвинив президента в геноциде :

Тяжелые условия жизни народа России и значительное сокращение его численности явились следствием тех мер, которые были осуществлены в период с 1992 года под руководством и при активном участии президента Ельцина… Есть серьёзные основания считать, что сокращение численности населения также охватывалось намерением президента. Стремясь в конечном итоге добиться изменений в стране социально-экономического уклада и обеспечить с помощью нарождающегося класса частных собственников укрепления своей политической власти, президент Ельцин сознательно шёл на ухудшение жизненных условий российских граждан, с неизбежностью влекущее повышение смертности населения и сокращение его рождаемости…

При этом член комиссии депутат от КПРФ Виктор Илюхин заявил: «Ельцин осознанно не допускал хотя бы минимального улучшения материального состояния вымирающих народов России».

Основные даты и события: 1992 Г. - начало экономической рефор­мы Е. Т. Гайдара; 1992 г. - начало приватизации; aвrycт 1998 Г. ­финансовый кризис в России.

Исторические деятели: Е. Т. Гайдар; В. С. Черномырдин; Е. М. Примаков.

Основные термины и понятия: «шоковая терапия»; приватизация; рыночная экономика; конвертируемая валюта.

План ответа: 1) концепция реформирования российской эконо­мики; 2) экономический курс Е. Т. Гайдара; 3) приватизация: замысел и резулылаты; 4) формирование рынка труда, товаров и услуг, валютного, жилья и т. п.; 5) финансовый кризис 1998 Г. и его последствия; 6) место России в мировой эконо­мике; 7) последствия экономических преобразованиЙ.

Материал к ответу: В октябре 1991 г. Верховный Совет РСФСР утвердил экономическую программу, разработанную группой молодых реформаторов-либералов во главе с Е. Т. Гайдаром. В условиях быстрого сокращения производства они предложи­ли свой план стабилизации, предусматривавший прекращение государственного реryлирования цен, введение свободы торгов­ли, проведение приватизации огромной государственной соб­ственности. В отличие от программы «500 дней», Гайдар счи­тал необходимым прежде. всего отпустить цены и лишь затем провести приватизацию.

1 января 1992 г. цены на товары были отпущены и резко ус­тремились вверх. Всего за год на некоторые товары они вырос­ли в 100-150 раз, в то время как зарплата - лишь в 10-15 раз. Этот процесс продолжился и в последующие годы. К 1997 г. це­ны на продовольствие выросли в сравнении с 1990 г. в 10 тыс.

раз. В резулылате в" 1992 г. упало потребление населением ос­новных видов продовольствия: мяса - до 81 % от уровня 1991 Г., молока - до 56%, овощей - до 84%, рыбы - до 56%. В большинстве семей расходы на питание составляли до 80% их бюджета. Впервые за многие годы людей поставили на грань выживания. Вместе с введением платных услуг в области меди­цины это привело к тому, что абсолютное сокращение населе­ния в стране составляло во второй половине 90-х гг. 1 млн. че­ловек ежегодно.

С 1 октября 1992 г. началась приватизация. Каждому жите­лю страны выдавался приватизационный чек «<ваучер») объ­явленной стоимостью 1 О тыс. руб. Предполагалось, что это со­здаст равные возможности для граждан в получении их доли государственной собственности. Но такой подход к привати­зации не мог принести, да и не принес ожидаемых резулыла­тов. Покупать акции приватизируемых предприятий населе­нию было не на что, так как их денежные вклады оказались, по существу, конфискованы. Зато владельцы теневых капита­лов сумели в короткий срок скупить большинство ваучеров у населения и нажить колоссальные состояния. Опасаясь кон­фискации, «новые русские» не стали вкладывать деньги в рос­сийскую экономику и предпочли переводить их в зарубежные банки, обращать в недвижимость. Только за 1992 г. из России бьцIO вывезено 17 млрд. долларов. А общий объем вывезенно­го из страны за 1990-1998 гг. капитала превысил 350 млрд. долларов. Пышным цветом расцвела коррупция среди чинов­ников всех уровней. Единственный положительный резулылат первого года реформ - в России сложился рынок продоволь­ственных и промышленных товаров. Появление многих про­дуктов и вещей, прежде казавшихся совершенно недоступны­ми и даже неизвестными массовому покупателю, значительно ослабило социальную напряженность.

Тем не менее отсутствие обещанной Гайдаром макроэконо­мической стабилизации означало провал начатого им дела. В декабре 1992 г. Съезд народных депутатов РСФСР отравил Гайдара в отставку с поста исполняющего обязанности главы правительства и утвердил в должности премьер-министра В. С. Черномырдина. Приход этого опытного хозяйственника советской школы означал неизбежную корректировку реформ. В отличие от Гайдара, заявлявшего о снижении роли государ­ства в экономике, Черномырдин сделал ставку на усиление госу­дарственного регулирования. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому и оборонному комплексам, получив­шим от государства большие кредиты. В условиях продолжав-

шегося падения производства, отказа от монополии внешней торговли и массового «бегства капиталов,) доходы казны резко сократились. Недостаток средств правительство Черномырдина попыталось восполнить новыми кредитами. Однако Междуна­родный валютный фонд и Всемирный банк не спешили с по­мощью, ссылаясь на нестабильность российской экономики, слишком большие расходы государства на социальные нужды и отсутствие гарантий иностранным инвесторам. Для спасения положения правительство объявило о введении государствен­ных краткосрочных обязательств (ГКО), с помощью которых в страну привлекались значительные капиталы. Внешний долг страны к 1999 г. составлял уже около 130 млрд. долларов. Дру­гим источником решения финансовых проблем стало привлече­ние денежных средств населения через сформировавшуюся ог­ромную банковскую систему. С помощью привлеченных средств удалось снизить темпы инфляиии, обеспечить стабильность цен. Однако долго такое положение продолжаться не могло, так как слишком велики были те суммы, которые государство должно было выплачивать держателям ГКО. Постепенно назревали предпосылки для мощного финансового кризиса. Он разразил­ся 17 августа 1998 г. и привел к краху национальной валюты: за несколько недель она обесиенилась в 5 раз. Сократился им­порт, в резулылате чего вновь возник дефицит на ряд товаров.

Назначенный новым главой кабинета министров Е. М. При­маков стал первым главой правительства постсоветской России, провозгласившим курс «опоры на собственные силы"). Сокра­щение импорта объективно способствовало поддержке отечест­венных производителей. Был подготовлен бюджет страны на 1999 г. с учетом значительного сокращения доходов. Размер до­ходной части госбюджета оказался" равен лишь 20 млрд. долла­ров (менЬше городского бюджета Нью-Йорка), при том, что западным кредиторам в этом же году Россия должна была вы­платить 17 млрд. Страна оказалась на грани полного" банкрот­ства. О либеральных реформах старались уже не вспоминать. В апреле 1999 г. была тихо ликвидирована и Комиссия по эко­номической реформе при главе правительства, существовавшая с 1991 года. расчетыI либеральных экономистов на то, что эко­номика России займет достойное место в мировом хозяйстве, также оказались несбыточными. Распад СССР и сокращение объемов производства, финансовые кризисы и разрушение хо­зяйственных связей привели к тому, что Россия в короткий срок оказалась на 55-м месте в мире по объемам экономичес­кого производства. При этом она не только не рассматривалась как экономически развитая страна, но даже среди развиваю-

щихся государств оказалась далеко не в первой десятке. Един­ственными российскими товарами на экспорт стали нефть, газ и оружие. Однако США старались перекрыть для России воз­можности торговли оружием, используя режим санкций. Паде­ние мировых цен на нефть и газ вызвало наращивание объемов продажи российского сырья на внешних рынках при больших потерях для бюджета.

Таким образом, экономические преобразования в России в 90-е ГГ. имели противоречивые итоги. Наряду с формирова­нием рынка труда, товаров, жилья и т. п. они вызвали и паде­ние производства (в промышленности оно составляло в 1998 г. лишь около 40% от уровня далеко не самого благополучного 1990 г.). Начался процесс деиндустриализации страны. Это, в свою очередь, нанесло серьезный удар по социальному раз­витию России.