Дураки и… мосты: Удмуртия отдает полмиллиарда в год хозяину мегаперехода через Каму. Афера вокруг моста: будет ли Путин спасать Соловьева от тюрьмы

0

Рабочая встреча Владимира Путина с и. о. главы Удмуртии | фото пресс-службы Кремля

Строительство моста через Каму, которое подается как главная заслуга двух лет руководства республикой Александром Соловьевым, может стать его личной проблемой. Дело в том, что у компетентных органов могут появиться серьезные вопросы к проекту самого моста, а также они могут дать свою оценку законности действий удмуртских чиновников в реализации этого проекта. Глава Удмуртии, чувствуя надвигающиеся проблемы, пытается искать защиту за широкой спиной первого лица государства.

Мост стоит, экспертизы нет

Мы уже писали, насколько тернист был путь к началу реального строительства мостового перехода. От обсуждений первых проектов и планов до первых забитых свай прошло не меньше десяти лет. Дело сдвинулось с мертвой точки только тогда, когда банк «ВТБ» выделил кредитную линию ООО «Региональная инвестиционная компания», победившей в конкурсе на строительство моста.

Общая стоимость строительства на сегодняшний день оценивается почти в 14 млрд рублей, 10 из которых должен вложить инвестор, тот самый «РИК» - структура влиятельного бизнесмена, гражданина Израиля Александра Забарского, чьи бенефициары – кипрские и лихтенштейнские оффшорные компании. Остальные, почти 4 млрд рублей должны были инвестировать в проект республиканский и федеральный бюджеты.

Напомним, что компания Забарского , превышающую 100 миллионов рублей мост на проезде Дерябина в Ижевске. При этом НММ уже писал о том, что как проектирование реконструкции моста, так и его ремонт велись с нарушением федерального законодательства в части конкурсной документации.

Материалы о нарушениях в действиях чиновников и подчиненных Забарского представители Удмуртского УФАС передали в суд, который встал на сторону антимонопольщиков, наказав, пусть и символически, подрядчика. Личная роль в этих процессах Александра Соловьева не подвергается сомнению – он несколько раз инспектировал ход ремонта моста и под камеры в присутствии СМИ в высшей степени комплиментарно высказывался в отношении подрядчика.

Впрочем, вернемся к другому мосту – Камскому. Несколько недель назад Глава Удмуртии Александр Соловьев посетил строящийся объект и даже прошелся по мосту с правого берега Камы на левый.

Глава Удмуртии - о строительстве моста через Каму

май 2016 года

Он заявил, что окончательная сдача моста состоится 19 сентября этого года и, что на это историческое событие приглашен Президент России Владимир Путин.

Об одном только не упомянул Александр Васильевич – о проблемах с проектом, по которому строится этот мост. А проблемы выглядят серьезными.

Дело в том, что первоначальный проект моста, который презентовал бывший президент Удмуртии Александр Волков Владимиру Путину еще в 2010 году, предусматривал строительство моста из железобетонных конструкций. Тот мост, который начал строить Александр Забарский под пристальным вниманием Александра Соловьева, практически целиком состоит из железных и металлических конструкций. В этом может убедиться любой, кто например, отслеживает ход строительства моста, например, по сообщениям официального сайта Главы Удмуртии.

Так в 2014 году заместитель генерального директора ООО «Мостовик-12» Александр Клещевник рапортовал, что «для возведения пролетов моста на строительную площадку уже завезено около девяти тысяч тонн металлических конструкций».

Александр Соловьев и Александр Забарский инспектируют строительство моста через Каму, февраль 2015-го | фото пресс-службы главы Удумртии

Где миллиард?

Кто и на каком этапе внес изменения в проектную документацию – неизвестно. Зато понятно, зачем это было сделано. Замена железобетонных конструкций на металлические, как минимум, должна была сказаться на удешевлении строительства моста, но никто пока не слышал заявлений о том, что строителям удалось сэкономить какую-то часть общей сметы.

По оценкам экспертов, разница в стоимости между двумя конструктивами сооружений может оцениваться в сумму порядка 1 миллиарда рублей. Где сейчас этот миллиард?

Но «условная экономия» - это еще полбеды. Есть информация о том, что проект моста (в его нынешнем «металлическом» обличье) до сих пор не прошел государственную экспертизу в ФАУ «Главгосэкспертиза». Вот как бывает – мост уже почти построен, на его открытие ждут президента, а документов на его строительство попросту нет!

При этом НММ располагает сведениями о том, что Глава Удмуртии дал команду оплачивать бюджетную часть вложений по строительству моста (не дожидаясь получения документов на строительство и получения заключения Госэкспертизы) за фактически не выполненные объемы работ.

Вместе с тем, желание заплатить бюджетные средства строителям моста, на который еще нет заключения экспертизы, выглядит, по меньшей мере, странно. Нет ли здесь взаимосвязи с растворившимся в воздухе «сэкономленным» миллиардом? Не является ли он своеобразным «откатом» республиканским чиновникам со стороны застройщика за то, чтобы те «закрыли глаза» на все проблемы этого проекта?

Мы не можем утверждать, куда пошла разница в 1 миллиард рублей, но то, что сегодня Александр Соловьев сделал многое для нарушения далеко не одного нормативного акта и целого ряда федеральных законов, это очевидно. За нарушение каждого из них предусмотрена уголовная ответственность. Надеемся, это не останется без внимания правоохранительных органов.

Александр Забарский (в центре и Александр Соловьев инспектируют строительство моста через Каму, февраль 2015 года | фото пресс-службы главы Удумртии

Следует заметить, что подрядчик строительства моста ООО «Мостовик-12» Александра Забарского уже не в первый раз рискует быть пойманным за руку за «отклонение от проекта». «Мостострой-12» ранее уже было уличено в «не совсем законных» манипуляциях при строительстве моста через реку Надым, которое проводилось по инициативе государственного ОАО «Корпорация Развития». В ходе проверки выяснилось, что на объекте было допущено превышение объемов работ на сумму более 2 млрд рублей.

По мнению экспертов, именно из-за этого «отклонения», допущенного компанией Забарского, смету могло «раздуть» на 2 млрд рублей. Эти «фокусы» лишили «Мостострой-12» права завершить выполнение «надымского проекта»!

«Нас спасет приезд Путина»

Горячее желание Александра Соловьева «завлечь» всеми способами на открытие моста Владимира Путина легко объяснимо. В случае появления на объекте первого лица государства, ни у одного, даже самого принципиального чиновника, не дрогнет рука подписать все, даже самые сомнительные документы.

С другой стороны, аппарат российского президента и соответствующие службы очень четко отслеживает «историю» возведения различных технических объектов. А после недавнего ЧП на космодроме Восточный, когда в присутствии Путина не смог стартовать ракетоноситель, требования к технической стороне вопроса объектов, на которые приезжает президент, еще больше ужесточились. И теперь вряд ли президент поедет туда, где в чистоте документов есть хоть какие-то сомнения.

Отсутствие Президента России на открытии моста через Каму будет косвенно свидетельствовать, что с этим объектом есть проблемы. Этот же факт может стать сигналом и для силовиков, которые начнут раскручивать «дело камского моста» на самых высоких уровнях.

15 ноября в Ижевске состоялась очередная встреча между Главой Удмуртии Александром Соловьевым и концессионерами моста через Каму: «Региональная инвестиционная компания» и банком ВТБ. В начале встречи Соловьев отметил, что 3 года строительства объекта «потерялись» в августе 2016. И встреча с концессионерами должна определить будущее моста через Каму.

Объект был интересным для всех. Сегодня мы собрались вновь, чтобы понять, что 90% работ должны быть выполненными. Мы с вами с трудом запускали рабочее движение, с трудом шли работы. А завершение строительства все ушло куда-то не туда. Надо провести совещание и определить: что мешало, что сейчас мешает и когда будем вводить мост в эксплуатацию, - отметил Глава Удмуртии.

Александр Соловьев считает, что задержка зарплаты у рабочих и отсутствие у них питания пагубно влияют на репутацию руководства республики

В последнее время люди, которые оставлены у моста, без зарплаты и с перебойным питанием. Это пагубно повлияло на репутацию Удмуртии, ведь обвиняют всегда во всех грехах руководство республики. Я не имею ввиду себя лично, а в целом, - высказался Александр Соловьев.

Сдача будет в июле

По крайней мере рабочее движение открыто, машины идут по мостам, люди благодарят. Я получил уже много телефонных звонков. Люди благодарят как с Башкирии, так и с Удмуртии, - рассказал про рабочее движение по мосту Соловьев.

После совещания (слева направо) Александр Соловьев, Александр Забарский, Юрий Молчанов Фото: Юлия Стерхова

Также Глава Удмуртии объяснил причину задержки финансирования объекта. По его словам виной стала ликвидация банка «Пересвет», где лежали деньги концессионера на объект. Как пояснил сам концессионер, председатель совета директоров ООО «Региональной инвестиционной компании» Александр Забарский, финансы из исчезнувшего банка не удалось забрать, проблему решили из других источников.

Кстати, концессионеры объяснили причину удорожания объекта.

Виной стало изменение экологических нормативов. Например, пришлось установить шумозащитные экраны, которых в составе проекта не было

По концессионному соглашению все риски лежат на концессионере. Объем финансирования республики не изменился. Нам пришлось изыскать дополнительно 400 млн рублей, - пояснил вице-президент банка ВТБ Юрий Молчанов.

Удмуртии остается выплатить за строительные работы 308 млн рублей. И тогда обязательства республики в концессионном соглашении будут выполнены.

Еще одна проблема – отсутствие зарплаты у рабочих – решится на следующей неделе. По словам Забарского, в понедельник-вторник придут средства, которые направят строителям моста.

Платный проезд введут позднее

Как помнят наши читатели, министр транспорта и дорожного хозяйства региона Виктор Вахромеев рассказал, что . Концессионеры пересмотрели сроки, теперь они говорят о марте 2017 года. То есть жители Удмуртии смогут всю зиму перебираться с одного берега Камы на другой бесплатно.

С чего началась стройка?

Необходимость строительства моста через Каму в районе Камбарки стала очевидна ещё в конце 1970-х. Но реальная возможность связать камские берега, сократив путь от Москвы до Екатеринбурга на 164 км (если следовать через Пермь) и на 269 км (если ехать через Уфу), появилась лишь несколько лет назад. Вместе с законом о частно-государственном партнёрстве. В нашем случае партнёром государства решил стать ВТБ. Конкурс выиграла «Региональная инвестиционная компания». Подписи под концессионным соглашением были поставлены в мае 2012 года. Стоимость проекта стороны оценили в 13,9 млрд рублей. 27% этой суммы выделяли федеральный и региональный бюджеты, 73% давал инвестор.

Сколько задолжали?

Первое время строительство мостовых переходов шло по плану. Но в 2015 году в дело вмешался мировой кризис. У ВТБ не оказалось средств на кредитование концессионера под чётко прописанный в договоре процент. Пока решали эту проблему, весной 2016-го забастовали рабочие, которым в течение полутора месяцев не платили зарплату. «Ну, верещание, недовольство было. По моим сведениям, там глубина задолженности была месяц-полтора, - говорит Виктор Вахромеев, министр транспорта и дорожного хозяйства УР. - Главное, работы идут по графику, а проблемы своевременно решаются».

Как выяснилось позже, не так уж и своевременно. На днях стало известно, что компания «АрктикСтройМост», являющаяся подрядчиком на строительстве мостов через Каму и Буй, должна своим работникам 46,7 млн рублей.

Какие цены в планах?

Мост будет эксплуатироваться концессионером в течение 49 лет, после чего уйдёт в собственность республики. До выхода на окупаемость вся прибыль остается у концессионера. После (лет через 15-17) она начнёт делиться между инвестором и республикой. Но реально всё будет зависеть от трафика и стоимости проезда по мосту.

Изначально чиновники заявляли, что она будет сопоставима с ценой паромной переправы. Сейчас она составляет 250 рублей через Каму и 80 рублей через Буй. Но в середине апреля этого года Правительство УР опубликовало максимальные тарифы на проезд по двум мостам: через Каму и Буй. Они шокировали. Проезд по двум мостам обойдётся водителю легкового автомобиля в 489 рублей, среднегабаритного - в 979 рублей. Хозяин двухосного транспортного средства раскошелится уже на 1713 рублей, трёхосного и более - на 2 тыс. 202 рубля.

«Соглашение подписано, - комментирует эти цифры Александр Соловьёв, глава республики и не может сдержать пессимистических нот. - И если сегодня концессионер не будет дополучать средства от проезда транспорта, мы будем вынуждены доплачивать ему из регионального бюджета. Но это же страшно!» Чиновника можно понять: и цены повысить хочется, и трафик сокращать нельзя.

Цены проезда: 489 рублей - цена проезда по двум мостам для легкового автомобиля; 979 рублей - среднегабаритного; 1713 рублей - для двухосного транспортного средства; 2202 рублей - для трёхосного и более.

Чем недовольна Камбарка?

Пока республиканские власти препираются по поводу перспектив эксплуатации будущего моста, около 500 жителей Камбарки подписали петицию на имя Владимира Путина. Они требуют заморозить для них стоимость проезда по мосту через Каму на уровне 90 рублей и через Буй на уровне 18 рублей. Просьба вполне разумная.

Но Александр Соловьёв почему-то решил, что камбаряки требуют для себя бесплатного проезда: «Бесплатно никто по мосту ездить не будет, ни я, ни жители города Камбарки. Потому что в этот мост концессионер вкладывал свои личные деньги». Такая забота - дело хорошее. Вот только 2 года назад в Удмуртии выбирали главу республики, а не представителя концессионера. Как говорится, ощутите разницу.

Что забыли сделать?

Чем ближе открытие моста, тем реже республиканские чиновники говорят о его экономической целесообразности. И тем чаще о его роли в улучшении имиджа республики. Особый упор делается на возможный приезд на церемонию открытия Президента России.

Но этот имидж может полететь прахом, если не будут отремонтированы подъездные дороги и не будет построена объездная дорога вокруг г. Сарапула. О подъездных дорогах вспомнили только в феврале этого года и выделили на их ремонт 400 млн рублей. При том, что необходимая сумма приближается к 6 млрд рублей. Обещания выделить остальные деньги в 2017-2018 гг. пока ничем не подкреплены. Зато всё острее встаёт вопрос: согласятся ли водители-дальнобойщики платить за проезд через новый мост, если добираться к нему придётся по бездорожью?

Как уберечь Сарапул?

Движение по мосту может обернуться для Сарапула транспортной и экологической катастрофой. В сентябре основной поток автомобилей на ту и с той стороны Камы пойдёт именно через этот город. Точнее, по улице Гончарова, буквально зажатой между частными и многоквартирными домами. Она и сегодня-то «стоит» в часы-пик. А любое ДТП на ней оборачивается «пробками». Страшно даже представить, что будет происходить на этой улице, когда по ней поползут до 1700 (расчётный трафик) многотонных фур в сутки.

Впрочем, поползут ли? На ул. Гончарова их поджидают два моста. Грузоподъёмность одного из них 18 тонн, а другой откровенно дышит на ладан. Объезда вокруг Сарапула нет существует. Проект объездной дороги будет готов только в 2017 г., а его строительство обойдётся, как минимум, в 3 с лишним млрд. То есть подъездная и объездная дороги обойдутся бюджету республики, как минимум, в 9 млрд рублей. Где их взять при острейшем дефиците бюджетных средств и громадном долге республики, никто не знает.
Поэтому жители Сарапула вполне обоснованно беспокоятся и за городские дороги, и за возможность проехать по городу. А самое главное - за здоровье своё и своих детей, поскольку именно автотранспорт наносит городам самый значительный экологический ущерб. А пока Глава Удмуртии искренне недоумевает: «Сейчас жители города Сарапула зря возмущаются. Естественно, объездная вокруг Сарапула будет, но нужно будет немного потерпеть».

Нет сомнений, что в сентябре движение через Каму и Буй откроется. Слишком много выдано авансов, слишком много истрачено денег, слишком много внимания привлечено к проекту. Но высоких гостей, а тем более Президента России, вряд ли повезут по сарапульской улице Гончарова: и опасно, и могут возникнуть неприятные вопросы. На которые у властей республики нет ответов.

«Всё-таки ждём мы строительства объездной дороги. И минтранс обещает, что в этом году её запроектируют, - говорит Александр Ессен, глава г. Сарапула . - Я знаю, что все жители опасаются, что пойдёт очень много транспорта. На самом деле специалисты говорят, что трафик какой был, такой и будет: сегодня же есть сообщение между тем берегом Камы и этим, есть переправа и летняя, и зимняя. Так что мы сильного отличия или увеличения не ожидаем. Но, тем не менее, определённые работы по приведению в соответствие дороги и моста запланированы. Этот мост ограничен в грузоподъёмности - до 18 тонн. И если пройдёт обследование и специалисты скажут, что нельзя туда пускать транспорт большей грузоподъёмностью, его никто пускать не будет. К тому же все видели информацию по ценам - это не дешевое удовольствие. Думаю, что это тоже будет определённым ограничением и не даст такого увеличения трафика».

«31 марта состоялось заседание нашей гордумы, на которой было принято обращение к Главе республики о строительстве объездной дороги, - комментирует Сергей Смоляков, председатель Сарапульской городской Думы. - Мы заявили, что депутаты обеспокоены вопросом строительства объездной дороги, которое необходимо ускорить. Также было принято обращение к Госсовету республики. Из Госсовета получен ответ, что этот вопрос находится на рассмотрении и сделано обращение в министерство дорожного строительства».

Камский мост через Камбарку, о котором так долго мечтали многие жители Удмуртии, наконец-то построен. Транспорт через него запущен, казалось бы, все в порядке. Но так ли все просто в этой истории. Когда же состоится официальное открытие моста, которое переносится уже несколько раз? Мост через Каму начал действовать, но что думают по этому поводу люди. Многие называют этот объект скандальным. Попробуем разобраться в подробностях.

Мост через Каму в Камбарке

Необходимость строительства моста через Каму стала очевидной еще в 70-е годы прошлого столетия. Власти республики долго стучали во все двери, выбивая финансы, но затраты были слишком высоки, и стройка откладывалась в долгий ящик. Лишь несколько лет назад появилась реальная возможность связать камские берега. Что это даст? Путь из Москвы через Пермь на Екатеринбург сократится на 164 км, если ехать через Уфу, то на 270 км. Автотранспортные потоки на и М-7 будут разгружены. Камбарка станет развитым транспортным центром.

Проект позволил осуществить новый закон о частно-государственном партнерстве. В данном случае партнером решил стать ВТБ. Подписи поставили под соглашениями в мае 2012 года. Стоимость проекта была оценена в 14 миллиардов рублей. 73% обеспечивал инвестор, остальные 27% выделялись из федерального и регионального бюджетов. Какие результаты дает строительство:

  • Обеспечивается транспортно-экономическая связь между тремя крупными округами: Центральным, Поволжским, Уральским.
  • Бесперебойная круглогодичная транспортная связь между Башкортостаном, Татарстаном, Удмуртией, областями Урала и Предуралья.
  • Разгрузка автомагистралей М-5, М-7.
  • Развитие транзитного потенциала в регионе.
  • Развитие Камбарки, где уже есть железнодорожная магистраль и порт.

Характеристики моста

Мост через Каму имеет следующие технические характеристики:

  • Проезжая часть имеет двухслойное асфальто-бетонное покрытие, толщина его 100 мм.
  • Тротуары с однослойным покрытием асфальтобетона толщиной 50 мм.
  • Вторая категория дороги.
  • Скорость движения транспорта 120 км/ч.
  • Две полосы движения.
  • Проезжая часть имеет ширину 7,5 м.
  • Полоса движения - 3,75 м.
  • Обочина шириной 3,75 м.
  • Высота моста над водой - 27м.

Было заключено в 2013 году. Строительство продолжается. Временно движение открыто бесплатно. Официального открытия моста ждут летом 2017 года.

Задержка в строительстве

В первое время мост через Каму активно возводился, мостовые переходы росли по плану, но в 2015 году стройке помешал мировой кризис. ВТБ не смог кредитовать концессионера под прописанный в договоре процент. Денег не хватало, пока решалась проблема, из-за невыплаты зарплаты начали бастовать рабочие. В министерстве транспорта решили, что задержка на полтора месяца не столь важна. Подрядчиком строительства была компания "АрктикСтройМост", в 2016 году она была должна своим работникам 46,7 млн. рублей. Остается загадкой, как могло не хватить финансов при возведении мостовых переходов и на выплату зарплаты, если средства инвестора составляли более 10 млрд. рублей, 2,5 миллиарда вложил инвестиционный фонд РФ и Удмуртия - 1,3 миллиарда.

Скандальный мост

В 2016 году начались серьезные организационные проблемы в строительстве. Мост через Каму стал для республики "головной болью". Долги подрядчикам, долги по поставки стройматериалов, бегство рабочих с объекта (в ноябре 2016 года в вахтовом поселке осталось 100 рабочих). Сотрудники ООО "Росресурс" жалуются на генерального подрядчика, который не выполняет своих основных обязательств.

Полнейшая анархия во власти привела к ситуации, когда рабочие стали самовольно пропускать через мост легковые машины за сто рублей. "Бизнес" этот быстро прикрыли, проезд загородили сваями, и тут же в них врезалась легковая машина.

Проблемы строительства моста пришлось республике решать самостоятельно. До окончания строительства требовалось еще 3 миллиарда рублей. Экономические проблемы в строительстве возникли из-за неплатежеспособности генерального подрядчика "Мостострой-12", они задолжали сотрудникам 54 миллиона рублей. Пост директора за год сменили четыре руководителя, многие счета компании арестованы.

В сентябре 2016 года к управлению "Мостостроя" пришел Александр Забарский - ее фактический владелец. С ним и заключалась концессия. 1 ноября 2016 года состоялась встреча главы республики Удмуртия Соловьева и Забарского. После жестких обсуждений положения дел концессионер пообещал выплатить все долги, открыть мост для рабочего движения, построить пункты оплаты. Для проезжающих машин тарифы составят от 330 до 1500 рублей. Жители Камбарки устроили митинг по поводу оплаты за проезд, но никто из администрации не счел нужным там присутствовать.

Почему не открыли мост в сентябре 2016?

Мост через Каму в Камбарке первоначально планировали открыть в сентябре 2016 года, и даже ждали на это мероприятие Президента РФ. Открытие пришлось отложить. Подрядчики и власти республики столкнулись с рядом проблем. На ввод объекта отсутствовала разрешительная документация. К Миндортрансу УР обратился премьер Виктор Савельев, который потребовал, чтобы вопросы с контрольно-надзорными органами были решены в самые короткие сроки.

За месяц до предполагаемого в сентябре открытия было также обнаружено, что при строительстве моста использовали землю из ближайшего скотомогильника. В августе месяце сотрудниками прокуратуры и специалистами Роспотребнадзора была проведена внеплановая проверка. В результате установили, что, действительно, недалеко от стройки производилась выемка грунта рабочими рядом со скотомогильником. Образован он был в данной местности еще в 1949 году. Ветеринарно-санитарные правила, утвержденные в 1995 году, указывают на то, что от дороги до скотомогильника должна составлять минимум 50 м. Дорога к мосту проходит точно по границе санитарной зоны. Специалистами Роспотребнадзора были взяты пробы воды и почвы, но в них не обнаружилось никаких вредных возбудителей. Это, однако, не спасло от ответственности руководителей стройки. Был составлен акт об административном правонарушении.

Платный мост

В начале ноября мост через Каму в Камбарке (Удмуртия) был открыт для рабочего движения. Бесплатным проезд будет до марта 2017 года, после этого срока плата за проезд будет взиматься по установленным тарифам. Официально мост планируется открыть летом. В январе состоялось совещание в резиденции главы республики. Виктор Савельев, председатель правительства, дал комментарии к теме о тарифах. Он заявил, что концессионер, безусловно, заинтересован в возрасте средств. Фактическая стоимость будет соизмерима в соответствии с рыночными законами, иначе не удастся достигнуть необходимого трафика движения. Переправиться на противоположный берег дает возможность мост через Каму. Как добраться иными способами? На или по объездной дороге. Представитель концессионера, Антон Мануйлов, заявил, что первые два месяца плата будет такой же, как на переправе, в перспективе она будет повышаться, учитывая потребительский спрос и альтернативные пути.

Тарифы

Мост через Каму, фото которого показывает его мощь и красоту, уже пропускает в рабочем порядке автотранспорт. На будущее уже установлены тарифы, разделили их на четыре вида. Зоны будут распределены по стоимости проезда:

  • Проезд на мотоцикле или легковом автомобиле - 340 руб.
  • На среднегабаритном транспортном средстве - 679 руб.
  • Автомобили, перевозящие тяжелые грузы, а также двухосные автобусы - 1189 руб.
  • Автомобили, перевозящие тяжелые грузы, автобусы с определенной высотой по габаритам, 3 оси и больше - 1528 руб.

Виктор Вахромеев, глава дорожного ведомства, пояснил, что тарифы будут постоянно пересматриваться и повышаться в связи с инфляцией.

Когда откроют официально мост?

Готов ли к эксплуатации мост через Каму? Когда откроют объект официально? Дата открытия по многим причинам, о которых мы рассказали выше, переносилась. В сентябре ждали даже президента, но визит в Удмуртию не значился в его планах. С ноября мост через Каму открыт для движения. Чтобы наладить трафик до марта, плата за проезд взиматься не будет. Официальное открытие объекта назначено на 17.07.2017 года.

Почему Президент России так и не приехал открывать мост через Каму?

Владимир Путин на заседании Военно-промышленной комиссии в Ижевске | фото пресс-службы Кремля

Во время недавнего визита Владимира Путина в Удмуртию он так и не поехал на открытие моста через Каму, сосредоточившись на посещении «Концерна «Калашников». Хотя, по утверждению главы региона Александра Соловьева, для открытия моста все было готово и президента туда приглашали. Почему же руководитель государства не стал участвовать в открытии моста?

Договориться не получилось

В начале июля НММ уже писал, что возведение моста через Каму, чье открытие планировалось на 19-20 сентября, обрастает разного рода скандальными подробностями.

В июле мы предположили, что отказ Путина принимать участие в открытии моста будет косвенно свидетельствовать о неблагополучии всего проекта, подаваемого Александром Соловьевым в качестве «стройки века».

Уже тогда было очевидно, что у объекта есть серьезные проблемы с прохождением официальной экспертизы. Еще два месяца назад, когда мост был уже построен, и по нему началось, так называемое, техническое движение, выяснилось, что проект мостового перехода до сих пор не прошел государственную экспертизу в ФАУ «Главгосэкспертиза».

Очевидно, что и в случае с мостом, руководство республики решило прибегнуть к старому проверенному способу, довольно часто используемым, например, дорожниками – «сначала построим объект (дорогу, мост и т.д.), а затем как-нибудь договоримся с экспертизой». В этот раз «как-нибудь договориться» не получилось.

При этом Глава Удмуртии (мы же помним, что этот проект находится под его личным контролем, а значит, все серьезные решения принимаются по согласованию с ним), не имея на руках заключения государственной экспертизы, отдавал распоряжения на выделении бюджетного финансирования (доля вложений республики в 14-миллиардном проекте моста оценивается примерно в 2 миллиарда) на строительство этого объекта. А это уже уголовная статья.

Кроме того, первоначально мост должен был состоять из железобетонных конструкций. Именно в таком виде проект был презентован Владимиру Путину еще в 2010 году. Но с тех пор про железобетонный конструктив сооружения уже никто не вспоминал, а сам мост построили исключительно из железных и металлических конструкций.

По самым скромным подсчетам, такой мост должен был «подешеветь» примерно на 1 миллиард рублей. Но про экономию средств в ходе строительства никто не говорит, поэтому возникает вопрос – куда делся миллиард? Был ли это «откат» со стороны подрядчика нужным людям за получение контракта на строительства моста или его банально разворовали – предстоит выяснить следствию.

Спешные попытки «порешать вопрос» с «Главгосэкспертизой» ни к чему не привел, и руководство республики сделало ставку на главный козырь – приезд на открытие моста Владимира Путина. Зазывать главу государства Александр Соловьев начал в тот момент, когда мост не был достроен, но уже были очевидны проблемы с госэкспертизой. Расчет был прост: уж если первое лицо откроет объект, то ни один чиновник в России не сможет отказать в согласительной документации.

В более узком кругу глава региона, понимая, что до открытия моста, экспертного решения не будет, давал понять, что «нас спасет только приезд Путина, тогда нам все подпишут».

Глупость и непрофессионализм

Путин в Удмуртию приехал, даже в эти дни, когда его ждал Соловьев. Но мост открывать не стал. И ведь даже нельзя сказать, что открытие мостов – не президентское дело. За последние несколько лет Владимир Путин почтил своим присутствием церемонии открытия мостовых переходов в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Красноярске и других российских городах. И это не говоря о том, что главный мост страны – Керченский, строится под личным контролем президента. А вот Камский мост, если и будет открыт, то уже без участия президента.

Камский мост, сентябрь 2016 года

Аппарат главы государства и соответствующие службы, готовящие любой визит президента, тщательно отрабатывают все нюансы предстоящей поездки, вплоть до мониторинга СМИ и общественных настроений. Ну а уж такой во всех смыслах «выдающийся» момент, как отсутствие государственной экспертизы на объект, который предлагают открыть первому лицу страны, уж точно не скрылся от пытливого взора аппаратчиков.

В этой связи совершенно непонятно на что надеялись власти республики, пытаясь затащить президента на «липовый» объект. Надеяться на то, что соответствующие структуры не разглядят отсутствие экспертизы – непрофессионально, а рассчитывать, что Владимир Путин очаруется красотами камских берегов и закроет глаза на все прегрешения регионалов – просто глупо.

Негативный фон

Последняя надежда на то, что Путин будет спасать Соловьева в истории с мостом, рухнула, видимо, накануне визита. По сведениям из информированных источников, вечером 19 сентября председатель правительства республики Виктор Савельев на совещании в узком кругу заявил, что Путин на мост не поедет, потому что до сих пор нет заключения экспертизы. Очевидно, что авральные усилия, которая республика предпринимала на протяжении всех летних месяцев, для того, чтобы согласовать проект уже построенного моста, не увенчались успехом.

Кроме того, все последние месяцы вокруг строительства моста сохранялся негативный информационный фон. Сначала задерживали зарплату подрядным организациям, занятым на строительстве моста. Что позволило министру дорожного хозяйства республики и одному из приближенных к Александру Соловьеву чиновников Виктору Вахромееву по-хамски назвать «верещанием» .

Затем с той же проблемой столкнулись представители студенческих строительных отрядов, которых на лето тоже привлекли к работам на мосту. Но быстро выяснилось, что погнавшимся за романтикой студентам никто не планировал в срок выдавать зарплату. Долги им погасили буквально за три дня до приезда в Удмуртию Владимира Путина.

Говорят, что крайне нелестных оценок заслужили региональные власти от московских структур и за тарифную политику при пользовании мостом. В частности, больше всего возмутила даже не стоимость проезда, а то, что жители республики не будут иметь льготных условий для перемещений по мосту.

Транзитный транспорт один раз проехал по мосту и все, а, например, камбарякам, которым часто приходится ездить на «материковую» Удмуртию, как быть? И для чего, спрашивается, потратили из бюджета региона 2 миллиарда рублей, при этом, как минимум, не улучшив транспортную доступность жителей отдаленного Камбарского района? Поэтому позиция федералов о том, что «Путин откроет мост, а потом местные из-за дороговизны не будут по нему ездить и ругать президента» тоже имеет право на существование.

Глава Удмуртии - о строительстве моста через Каму

май 2016 года

Наконец, по последним пока неподтвержденным данным, при отсыпке грунта на подъездных путях на правом берегу Камы использовалась земля, в том числе привезенная с территорий скотомогильников Сарапульского и Каракулинского районов. Делалось это в спешке, без отбора проб, или имеют место сознательные преступные действия, будут разбираться правоохранительные органы. У которых этот вопрос, якобы уже тоже на контроле.

Нельзя не отметить и еще один факт – Владимир Путин не удостоил Александра Соловьева личным общением на протяжении всего визита.