Борьба с теневой экономикой.

Преодоление кризиса в экономике, в котором оказались станы СНГ в последние годы, борьба с организованной преступностью, переход к рынку - все эти и другие проблемы современного развития тесно связаны и требуют своего разрешения.

Теневая экономика, как выяснили, по-своему неделимая система, имеющая глубокие общественные предпосылки. Поэтому ни одна ее составляющая не может быть ликвидирована сама по себе.

Борьба с теневым сектором экономики представляет собой более сложную задачу, чем определение ее масштабов. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты. В настоящее время применяются такие меры как:

  • - реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;
  • - ужесточение борьбы с коррупцией;
  • - меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;
  • - выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной промышленности) и пресекается их деятельность;
  • - усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег.

Существующие меры регулирования теневого рынка можно разделить на две группы: экономические и административные.

Во властных государственных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем теневой экономики (приложение Б). Итак, следует рассмотреть каждый из данных методов.

Административные методы включают в себя организационно-управленческие меры, которые связаны с созданием специальной сети институтов по мониторингу, анализу и ограничению теневой деятельности, и правовые меры, т.е. меры прямого регулирования теневой экономики путем установления норм, правил и ограничений за нарушение которых предусматривается система наказаний, санкций.

Экономические методы, в основном, не имеют запретительного характера, а также являются косвенными регуляторами и направлены на стимулирование ограничения теневой деятельности. А именно - совершенствование налоговой системы, повышение риска теневой занятости, экономические санкции за нарушение законов и обеспечение максимально простоты процедуры регистрации предприятий и другие факторы .

Существует два подхода к борьбе с теневой экономикой:

Первый - радикально-либеральный, связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала.

Второй - репрессивный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля; общее ужесточение законодательства, направленного против "теневой" экономики, усиление мер наказания .

В настоящее время, широкое распространение получило такое определение как экономическая безопасность, которая трактуется как выживаемость национальной экономики в условиях кризиса и как обеспечение конкурентоспособности национальной экономики или ее ведущих отраслей на мировой арене. Именно конкурентоспособность является наиболее объективным критерием жизнеспособности рыночной экономики в условиях мирного развития. Экономическую безопасность следует считать важнейшей качественной характеристикой экономической системы, которая обеспечивает способность поддерживать нормальные условия жизни населения, бесперебойное обеспечение ресурсами народного хозяйства, и последовательную реализацию государственных интересов.

Важнейшей базой, определения критериев и параметров, которые отвечают требованиям экономической безопасности стран СНГ, являются:

  • 1) Способность экономики функционировать в режиме расширенного производства.
  • 2) Достойный уровень жизни населения и возможность его сохранения.
  • 3) Стабильность финансовой системы, определяемая уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием финансового рынка и рынка ценных бумаг.
  • 4) Рациональная структура внешней торговли, которая обеспечивает доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, поддержание максимально допустимого уровня удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (с учетом региональных особенностей) .

Для ликвидации теневой экономики необходимо проводить сбалансированную внешнеэкономическую политику, которая предполагает удовлетворение потребностей внутреннего рынка, и защиту отечественных производителей.

В настоящее время легализация "теневых" капиталов, направляемых в легальную экономику, -- едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя "в тень" и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к "теневикам" -- предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов. Заставить эти средства работать для общего дела -- задача, достойная истинных реформаторов.

Примерно такое же положение и с коррупцией: бороться с ней можно единственным способом -- уничтожая условия её существования. Силовые меры приводят только к тому, что услуги коррупционеров дорожают и эти расходы, в конечном счёте, ложатся на плечи нижестоящих экономических субъектов.

В настоящее время, экономика стран СНГ имеет элементы дезорганизованности, и характеризуется очень низкой управляемостью, технологической отсталостью и неэффективностью. В странах СНГ, на этапе становления рыночных отношений, наблюдается неустойчивость социально-экономического положения.

Поэтому, можно сделать вывод, что наличие всякого рода «опасностей» является одним из необходимых условий развития рыночной экономики. Никто не будет спорить с тем, что у государств - участников СНГ, отсутствует продуманный план работы в области экономической безопасности .

В настоящее время экономика государств - участников СНГ имеет переходной характер.

Статкомитетом СНГ будет проводиться и дальнейшая работа в этой области. Так, в конце 2000 года были разработаны «Рекомендации по совершенствованию расчетов теневой экономики» на основе «Вопросника об оценках теневой экономики в странах СНГ».

Несомненно, деятельность Статкомитета СНГ является чрезвычайно важной в рамках определения объемов теневой экономики в странах СНГ, однако подписание и ратификация разработанных этой организацией документов носит рекомендательный характер, что не может не оттягивать решение проблемы теневого сектора в странах Содружества.

Таким образом, можно подытожить и выяснить, что государственное вмешательство с целью регулирования теневой экономики целесообразно при ее определенном уровне. И его нахождение имеет важное прикладное значение и будет способствовать принятию более эффективных управленческих решений по руководству экономикой страны, а адекватная оценка, в свою очередь позволит проводить последовательную макроэкономическую политику .

На законодательном уровне понятие экономической безопасности в России было сформулировано в 1995 г. в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности». В нем данный вид безопасности определялся как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Становление и развитие рыночных отношений в России, либерализация внешнеэкономической деятельности, открытость ее экономики, а также меры, предпринятые по интеграции в мировую экономическую и финансово-кредитную системы, существенно обострили проблему экономической безопасности Российской Федерации.

Экономическая безопасность -- это способность государства поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво обеспечивать ресурсами и необходимыми средствами народное хозяйство, силовые структуры и спецслужбы, защиту национальных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз.

К потенциальным угрозам экономической безопасности в указе были отнесены экономическое расслоение населения страны, проблема растущих сепаратистских настроений в регионах, проблемы негативного характера, связанные со структурной перестройкой промышленности, захват иностранными компаниями российских рынков и скупка российских предприятий, криминализация общества и государства. Впоследствии руководство страны причислило к угрозам экономической безопасности отсутствие правового поля, адекватного новым социально-экономическим условиям, а также контроля в сфере экономики.

В структуре экономической безопасности российские ученые и специалисты, как правило, выделяют три важнейших элемента: хозяйственную независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики, способность к саморазвитию и прогрессу.

Экономическая безопасность тесно связана с важнейшими характеристиками экономической системы, поэтому государства с той или иной степенью развития рыночной экономики сталкиваются с проблемой обеспечения своей экономической безопасности ввиду угроз внутреннего и внешнего порядка .

Практика государственного строительства показала, что создание в государстве единого органа, обеспечивающего государственную, в том числе и экономическую, безопасность, таких служб, как Федеральная служба безопасности РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации РФ и др., не привело к ожидаемым результатам в деле борьбы с преступностью. Отсутствие надлежащей координации деятельности правоохранительных органов, единой информационной системы, явно недостаточное финансирование и, как следствие, отток подготовленных кадров из правоохранительной системы привели к усилению организованных преступных формирований.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 с 1 июня 2003 г. была упразднена Федеральная служба налоговой полиции РФ, и в структуре центрального аппарата МВД РФ создана Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям. Основными ее задачами стали выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере экономики и налоговых преступлений, осуществление комплексного анализа информации о состоянии преступности в сфере экономики и налогообложения, подготовка предложений по основным направлениям государственной политики в борьбе с преступлениями в этих сферах, организация и проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий. Согласно исследованиям, проведенным за последние пять лет, наиболее значимое место в структуре выявленных компетентными государственными правоохранительными органами экономических преступлений занимают следующие виды преступлений:

преступления против собственности -- около 10%;

преступления в сфере экономической деятельности -- около 25%;

преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях -- около 15%;

преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления -- около 25%.

Треть (35,6%) от общего числа выявленных преступлений экономической направленности составили тяжкие и особо тяжкие преступления .

Анализ показывает, что предотвращение или смягчение последствий действия угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства. Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

Количественные параметры должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. При этом состав критериев и показателей экономической безопасности Российской Федерации по регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в целом.

На прошедшем в 2004 г. Всероссийском форуме «Стратегия обеспечения национальной безопасности РФ в современном мире», было отмечено, что экономическая безопасность нашей страны выходит на первый план. Глобальные процессы, связанные с переделом мира, тесно связаны с экономикой и финансами. Россия, обладающая значительным ресурсным потенциалом, становится все более привлекательной для экономической экспансии на фоне стремительного развития международной преступности и терроризма, наркотизации многих регионов земного шара. Энергичные меры, предпринятые президентом и его администрацией, а также Правительством РФ, позволили значительно укрепить экономическое положение России, уменьшить остроту угроз ее экономической безопасности. Выступая на расширенном заседании Госсовета с программной речью «О стратегии развития России до 2020 года», В.В. Путин отметил, что за последние восемь лет объем иностранных инвестиций вырос в семь раз, а капитализация фондового рынка по отношению к 1999 г. -- в 22 раза. Товарооборот России с зарубежными странами увеличился более чем в пять раз. Реальные доходы людей выросли в 2,5 раза. Пенсии -- также почти в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в два раза.

Несмотря на то, что в целом наметилась положительная динамика снижения инфляции, она значительно превысила прогнозные показатели. Так, инфляция в России по данным Росстата в процентах по годам выглядит следующим образом: 2001 г. -- 18,6%;. 2002 г. -- 15,1%; 2003 г. -- 12%; 2004 г. -- 11,7%; 2005 г. -- 10,9%: 2006 г. -- 9%; 2007 г. -- 11,9%; 2008 г. -- 15% .

В стране остается недопустимо высокий уровень теневой экономики. Ее масштабы по разным методикам подсчета составляют от 30-40% до 80% от всей экономики (использование двойной бухгалтерии, «черный нал», откаты чиновникам, другой нелегальный инструментарий). Теневая экономика представляет собой реальную угрозу экономической безопасности Российской Федерации, поскольку выводит значительную часть экономики страны из-под контроля государства, способствует криминализации отечественной экономики и выступает как один из основных источников финансовой подпитки организованных преступных групп и сообществ, террористических и экстремистских формирований и организаций .

Серьезная проблема, подрывающая экономическую безопасность страны, -- коррупция. Выступая на пресс-конференции в Кремле, В.В. Путин подчеркнул, что коррупция всегда сопровождает развивающиеся рынки и развивающиеся страны. Нужно повышать денежное содержание чиновников, развивать институты гражданского общества и свободу средств массовой информации, совершенствовать законодательство.

В связи с проведением административной реформы и развитием новейших технологий исключительное значение в обеспечении экономической безопасности государства приобретает реформа банковской системы. Сегодня по статистике до 90% всех преступлений в банковской сфере совершаются при непосредственном участии собственных сотрудников. Усиливается процесс страхования банков от криминальных рисков. Из всех участков банковской деятельности криминальным воздействиям наиболее подвержены расчетно-платежные операции. Как заявил заместитель председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам А.Г. Аксаков, чиновники, торгующие служебной информацией, будут поставлены вне закона .

В ближайшей перспективе обеспечение экономической безопасности -- приоритетное направление политики государства. Сегодня государственная политика Российской Федерации в указанной сфере включает расширение рынков сбыта российской продукции, формирование единого экономического пространства с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, создание благоприятных условий для участия России в международном разделении труда, усиление защиты интересов отечественных товаропроизводителей, повышение эффективности борьбы с теневой экономикой.

Чрезвычайно важно проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных, особенно долларовых, заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях. Многополярный мир должен иметь многополярную валютную систему, в которой Россия займет достойное место.

Все эти меры, безусловно, должны способствовать укреплению экономической безопасности России .

В настоящее время в Росси сложились два основных подхода к решению проблемы теневой экономики. Первый - либерально-попустительский - обозначился в начале 90-х годов прошлого века. Он был вызван, по мнению И. М. Аблаева, установкой тогдашнего правительства молодых реформаторов на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Результаты налицо: образование мощных финансов - промышленных групп-кланов, тесно связанных с высшим эшелонами власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего, малого бизнеса - с другой. Параллельно наращивалась теневая составляющая экономики.

Другой подход - репрессивный - возник как реакция на вопиющие негативные явления, связанные с реализацией радикально-либеральных идей. Он предполагает общее ужесточение законодательства, а также расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговых служб в Министерства финансов РФ; улучшение их взаимодействия, формирование системы тотального контроля.

В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятия Государственной думой в первом чтении представленного Министерством финансов РФ законопроекта “О государственном контроле за соответствием крупных расходов, на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам ”. Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показывать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При это не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы.

Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только “теневиков-хозяйственников”, но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы.

Очевидна необходимость разработки Федеральной программы государственного регулирования теневой экономики. Думается, что деятельность “теневиков - хозяйственников” возможно, направить на укрепление отечественного производства, в том числе путем активизации инвестиционной деятельности.

Для реализации такой политики, необходимы следующие меры.

Постоянная корректировка правово - хозяйственных условий деятельности предпринимателей. Прежде всего, это относится к налоговому режиму.

Введение в практику так называемых “доходных индульгенций” - юридических документов, подтверждающих легализацию денежных средств.

Создание на территории России специальной инвестиционной зоны с наличием депозитариев, реестров ценных бумаг и дополнительными гарантиями сохранности и конфиденциальности операций.

Не обойтись и без налаживания общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля .

5. Методы борьбы с теневой экономикой

Борьба с теневым сектором экономики представляет собой еще более сложную задачу, чем определение ее масштабов. Одной из главных причин сложности этой задачи является положительная обратная связь, упомянутая выше. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты.

В настоящее время применяются такие меры как:

реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;

ужесточение борьбы с коррупцией;

меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;

выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной промышленности) и пресекается их деятельность;

усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег

разработка проекта детенизации экономики

На мой взгляд, этого недостаточно. Я считаю, что примерная программа действий государства должна состоять в следующем:

Необходимо законодательно добиться ослабления всевозможного пресса со стороны государства на бизнес, в частности, необходимо сократить число надзорных органов и инспекций, в то же время повысив эффективность самой системы контроля и надзора в стране. Сохранение такой ситуации толкает многих граждан в теневую экономику, формируется криминальное сознание общества, становящееся обыденным.

Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут «отсасывать» деньги из теневого оборота;

Необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами;

Важно децентрализовать, укрепить судебные и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов, ужесточить законодательство;

Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.

Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов – это для финансовой элиты. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного и безналичного платеже-расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля.


Заключение

Преодоление параллельных форм организации экономики в России - длительный и сложный процесс. За годы радикально-либерального реформирования они превратилась в массовую, самовоспроизводящуюся и весьма жизнеспособную систему, с очень сильным запасом инерционности. Излишне активные действия против теневых форм способны вызвать сопротивление не только теневиков-хозяйственников, но и части населения. Экономические и социальные результаты тотального наступления на теневую экономику могут оказаться прямо противоположными декларируемым. Сокращение удельного веса теневой деятельности - это не предпосылка дельнейшего развертывания реформ, а их результат, достижение которого наиболее эффективно в случае замещения теневых связей цивилизованными рыночными отношениями. А это возможно лишь тогда, когда объектом воздействия будет не столько теневая экономика, сколько условия её порождающие, иными словами воздействие должно быть не на уровне последствий, а на уровне причин.

Непосредственное же воздействие на теневые формы организации экономических связей можно представить как вытеснение их в те мелкие и мельчайшие ниши, которые «не интересны» для сложившихся рыночных агентов и позволяют пройти школу предпринимательства, получить опыт функционирования в конкурентной среде.

Пока в России не будет достигнута экономическая стабильность, пока не снизятся темпы инфляции – нечего говорить о решении этой проблемы. Теневая экономика в России будет существовать всегда. Представить без неё нашу страну невозможно. Но с помощью грамотного экономического реформирования можно существенно уменьшить её объём.


Список литературы

1. Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. «Макроэкономика». М., 2001.

2. Бокун Н.Ч. «Теневая экономика: понятия, классификация, методы оценки» Минск, 2002.

3. «Вопросы статистики».2000.№2,6. 2003.№5. 2004. №4,7,9.

4. «Вопросы экономики».1998№3. 2001. №10.

5. «Восток», 2000, № 1.

6. Глинкина С.Н. «Особенности: теневой экономики в России». М., 2001.

7. Горбунов А.Р. «Оффшорный бизнес и управление компаниями за рубежом». СПб., 1997.

8. Гребнев Л.С. «Экономика. Курс основ». М., 2000.

9. Дружинин Б.А. «Теневая экономика». СПб., 1991.

10. Елисеева И.И. «Измерение теневой экономики в России» сборник научных работ «Экономические исследования: теория и приложения», С-Пб., 2000.

11. Елисеева И.И., Щирина А.Н. «Измерение теневой экономической деятельности». СПб., 2003.

12. «Известия». 2.07.1998.

13. Исправников В.О. «Теневая экономика в России: иной путь и третья сила». М., 1997

14. Клямкин И.М., Тимофеев Л.М. «Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование». М., 2000г.

15. Латов Ю.В. «Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики». М., 2001.

16. Мамедов О.Ю. «Современная экономика: Лекционный курс». С-Пб., 2001.

17. Матвеенко К.Д. «Трансформационный спад и предпосылки роста в России». Новосибирск, 2001г.

18. Национальные счета России в 1995-2002 гг. М., 2003.

19. «Ненаблюдаемая экономика: попытка количественных измерений». – Под ред. А.Е. Суринова. М, 2003.

20. «Неформальная экономика. Россия и мир». – Под ред. Т.В. Шанина. М., 1999.

21. Носова С.С. «Экономическая теория: краткий курс». М., 2001.

22. Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М., 1998.

23. Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. М., 1997.

24. «Российский экономический журнал» , 1999 г №5-6.

25. Рябушкин Б. Т., Чурилова Э.Ю. «Методы оценки теневого и неформального секторов экономики». М., 2003.

26. «Экономическая теория». Под ред. В.Д. Камаева. - М., 1999.

27. Федеральный закон от 20.07.98 N116-ФЗ «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам»

28. http://www.libertarium.ru/libertarium/way

29. http://ie.boom.ru/Latov/Monograph/Contents.htm

30. http://www.iicas.org/articles/library/libr_rus_22_4_00_1te.htm


Приложение

Таблица 2 - Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 1996-2002 гг. (в % к предыдущему году)

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
Валовой внутренний продукт; 96.6 100,9 95.! 105,4 109,0 105,0 104.3
Объем промышленной продукции 96.0 97.5 94,3 100,9 99.5 95.4 94.1
Грузооборот транспорта 95.0 97.0 97,0 106,0 105.0 103,0 106.0
Инвестиции в основной капитал 82.0 95,0 88.0 105,3 117,4 108,7 1026
Объем подрядных работ 83,7 93.6 950 106.1 111,5 109.9 102.7
Ввод в действие жилых домов предприятиями и организациями всех форм собственности 84.0 95,3 93.8 104.3 94,6 104,6 106.7
Экспорт товаров 88,6 96.9 857 101.5 139.0 96,7 105.3
Импорт товаров 90.5 105.7 80.6 68,1 113,5 119,8 1134
Оборот розничной торговли - всего 98,0 104,9 96.6 93.9 108,8 110.7 109.1
в том числе: продовольственные товары 96.2 106Л 98.9 93.3 107,2 107.2 109.7
непродовольственные товары 99.6 103.9 94.7 94,4 110,3 113,7 1 08,5
Оборот общественного питания 103,3 98,6 94.7 86.8 108.5 107,8 1042
Объем платных услуг населению 94.0 105,9 98.8 106.6 105,0 102,8 100.4
Реальные располагаемые денежные доходы 99.3 105.8 84.1 87.5 111,9 108.5 108,8
Реальная заработная плата 106.0 104,7 86.6 78.0 120,9 119,9 116,9

Таблица 3 - Счет образования доходов РФ за 2002 г. (в текущих ценах; млрд. рублей)

№ п/п Наименование статьи Сумма
1 ВВП в рыночных ценах – всего официальные данные теневая составляющая
2 Оплата труда – всего официальные данные теневая составляющая
3 Чистые налоги на производство(включая налоги на продукты) – всего официальные данные теневая составляющая
4 Валовая прибыль – всего официальные данные теневая составляющая

Рисунок 1 - Структура теневого ВВП (в процентах)

Проблема борьбы с теневой экономикой действительно острая и возникла далеко не сегодня. Но уже сегодня и сейчас пора ее решать, чтобы указанные выше в работе явления не окрепли и не превратились в систему.

Борьба с теневым сектором экономики представляет собой сложную задачу. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты. Теневая экономика в целом - это всегда отрицательное социально-экономическое явление, так как теневая экономика:

Является питательной средой для возникновения и развития организованной преступности;

Препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономики;

Формирует коррупционные отношения во всех без исключения сферах своего присутствия;

Разрушает государственную систему справедливого распределения национального богатства (если, конечно, такая система сформирована);

Не обеспечивает правовой защитой права и интересы исполнительных участников теневого сектора экономики, не дает им социальных гарантий и помощи.

Сказанное не является сегодня предметом принципиального спора во власти и обществе - все согласны, что необходимо противодействовать росту теневой экономики и коррупции.

О росте теневой экономики и коррупции в современной мире говорят многочисленные отечественные и зарубежные экспертные исследования. Они во многом субъективны, но тенденцию роста определяют правильно. Об этом же свидетельствует и такой объективный показатель роста теневой экономики как доля наличных денег в денежной базе каждой страны (именно наличные являются финансовой основой существования и развития теневой экономики).

Для эффективного противодействия теневой экономике необходимо обеспечить разработку и проведение единой общегосударственной антитеневой политики, которая в общем и целом должна сводиться к следующему.



Во-первых, необходимо обеспечить устойчивый рост производительных сил общества, совершенствование применяемых технологий на базе ускорения научно-технического прогресса. Современное высокотехнологичное производство, характеризующееся высоким уровнем обобществления и интеграции экономических субъектов, оставляет последним все меньше места для обособленного (в том числе теневого) «творчества», заставляя их все больше соблюдать общие «правила игры» и не противопоставлять свои интересы интересам других субъектов. Во-вторых, следует создать эффективную систему антикризисного регулирования, которая позволит в значительной степени нейтрализовать одну из важнейших причин теневой экономики - экономические кризисы. В-третьих, важно осуществить финансовое оздоровление экономики, оптимизацию бюджетной и банковской систем, значительно ограничив на этой основе инфляцию, рост цен, нестабильность национальной валюты и другие сопутствующие процессы, являющиеся «питательной почвой» для «зерен» теневой экономики; В-четвертых, необходимо ускорить проведение налоговой реформы в направлении уменьшения общего количества налогов, сокращения ставок налогообложения, устранения двойного налогообложения, ликвидации целевой «эрозии» и обезличенности налоговых платежей при условии повышения налоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков. Благодаря снижению налоговой нагрузки, будет происходить дальнейшее ослабление теневой налогосберегающей «мотивации» налогоплательщиков и увеличение налоговых поступлений в бюджет за счет роста налогооблагаемой базы, обусловленного усилением заинтересованности хозяйствующих субъектов в легальном повышении своей предпринимательской и потребительской активности. В-пятых, важно обеспечить проведение эффективной антимонопольной политики в целях нейтрализации теневого «потенциала» предприятий-монополистов. В-шестых, следует неуклонно совершенствовать действующее законодательство, обеспечивать его научную обоснованность, прогрессивный и динамичный характер, достаточную жесткость в сочетании с разумным гуманизмом. Это позволит успешно бороться с «пробельностью», излишней «абстрактностью», чрезмерным консерватизмом и нездоровой пассивностью нашего законодательства, своевременно обновлять нормативную базу и решать другие аналогичные задачи, имеющие важное антитеневое значение. В-седьмых, необходимо дальнейшее преобразование политической системы общества, укрепление организационных, материальных, информационных, профессиональных, правовых, научных и других основ функционирования органов государственной власти и управления, что будет содействовать ослаблению теневых «импульсов», исходящих «сверху». В-восьмых, с помощью идеологии, культуры, религии и других «надстроечных» средств требуется провести радикальную перестройку общественного сознания в направлении приоритетного формирования у социальных субъектов интеграционных интересов (коллективных и особенно общенародных). Вследствие этого возникнут предпосылки для значительного ослабления социально обособленных мотивов хозяйственного поведения, основанных на абсолютизации экономической самодостаточности как основы теневого самовыражения и противостояния субъектов друг другу.

Дубровский, А.Ю. Специфика управления теневыми хозяйственными процессами в России / А.Ю. Дубровский // Вестник Московского университета [Электронный ресурс]. – 2004. - №4. – Режим доступа: www.spa.msu.ru/images/File/Vestnik/Dubrovskij.pdf. - Дата доступа: 20.11.2011.

Во властных государственных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем "тене-вой" экономики.

Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 - начала 1992 года и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: критические масштабы, отмеченные выше, "теневой" составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой.

Второй - репрессивный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального подхода. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля; общее ужесточение законодательства, направленного против "теневой" экономики, усиление мер наказания.

С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой - осуществлять специальную программу интеграции на здоровой основе "теневой" и легальной экономики. Необходим, конкретнее, нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.

ТЕМАЗ ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА

В настоящее время среди специалистов и широких масс населения широкое распространение получило понятие "теневая экономика". В бытовом восприятии он истолковывается не вполне точно, так как ассоциируется с незаконной деятельностью. Правильнее было бы говорить о "незарегистрированной" или "скрытой" экономике. Среди специалистов также нет единодушной трактовки этого понятия. Каждая организация определяет его исходя из своих ведомственных интересов. В основном речь идет именно о тех видах экономической активности, которые вполне законны, но по тем или иным причинам не могут быть зарегистрированы статистикой традиционными способами. Речь идет об экономике, которая в целом функционирует в границах законодательства, но нарушает отдельные его положения, так как нарушение законов для предпринимателя выгоднее, чем их соблюдение.

К примеру, Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП) под теневой (неконтролируемой) экономикой (теневым бизнесом) понимает "совокупность в принципе легальных, но не выявляемых открытыми проверочными методами финансово-хозяйственных операций".

В системе национальных счетов, выступающей в качестве международного стандарта и рекомендованной для внедрения в различных странах Статистической комиссией ООН, МВФ, МБРР и Комиссией Европейских сообществ, дается более широкое понятие нерегистрируемой (неучтенной, теневой) экономики. Здесь теневая (неучтенная, нерегистрируемая) экономика включает несколько видов экономической деятельности.

"Скрытая" экономическая деятельность включает в большинстве случаев не запрещенную законом экономическую Деятельность, которая скрывается или преуменьшается осуществляющими ее единицами с целью уклонения от уплаты социальных взносов или выполнения определенных административных обязанностей. Эта деятельность может осуществляться практически во всех отраслях экономики. Примером может служить подпольное производство алкоголя.

“Неформальная" экономическая деятельность осуществляется в основном на законном основании индивидуальными производителями или так называемыми некорпорированными предприятиями. Это, к примеру, торговля с рук на рынках..

"Нелегальная" экономическая "деятельность является незаконной, т.е. она охватывает те виды производства, товаров или услуг, которые прямо запрещены существующим законом. К таким видам деятельности можно отнести, к примеру, производство и продажу наркотиков.

Выделение собственно теневой экономики из легальной имеет смысл лишь применительно к определению степени вмешатель ства в экономику правоохранительных органов, а также действий органов статистики и фискальных органов. Другими словами, для выделения в рамках легальной экономики ее теневой составляющей, исходя из ведомственных интересов, следует использовать критерий контролируемости. Контролируемые процессы, по определению, не являются "теневыми", или "скрытыми", а неконтролируемые требуют для борьбы с ними дополнительных сил и средств. При этом предлагается сначала разделить экономическую деятельность по признаку контролируемости на теневую и контролируемую, а затем теневую экономику на нелегальную и легальную.


Масштабы теневой экономики огромны. Хотя измерить ее точно - непростая задача, ведь теневая экономика собственно и возникает из-за стремления избежать измерения, ряд экономистов использует некоторые косвенные методы, позволяющие дать ей относительную оценку. По экспертным оценкам, во второй половине 2000-х годов в развитых странах теневая экономика была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в странах с" переходной экономикой - 23, а в развивающихся - 39% ВВП, Нет ясности и с размерами теневой экономики в современной России. По оценке Госкомстата РФ, она составляет примерно 20-25% ВВП. Однако на состоявшемся в январе 2010 г. заседании Общественного экспертного совета по промышленной политике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечалось, что официальные данные занижены и составляют на самом деле около 70%. Такая экономика, по оценкам экспертов, живет по своим собственным законам, ее невозможно регулировать ни налогами, потому что она их не платит, ни законами, так как она их не признает, ни иными средствами.

Для более или менее реальной оценки масштабов теневой экономики в зарубежных странах экономисты чаще всего используются "методом физических затрат", сравнивая потребление электроэнергии и объем выпуска продукции. "Избыточное" потребление электроэнергии в сравнении с официально декларируемым объемом производства говорит о присутствии в экономике теневого сектора, который иногда достигает гигантских масштабов. При использовании этого метода оказывается, что теневая экономика в Нигерии, к примеру, достигает 76% официального ВВП.

Теневая экономика - это сложное явление, представляющее совокупность неконтролируемых и нерегулируемых как противоправных, так и законных видов экономической деятельность

В ее сферу вовлечены:

Основные капиталы (движимость и недвижимость, ресурсы (производства, средства производства);

Финансовые средства и ценные бумаги (акции, векселя, электронные карты и др.);

Личные капиталы структур теневой экономики (дома, земля, автомашины, дачи и др.);

Трудовые ресурсы (лица, которые задействованы в теневых экономических видах деятельности).

Для контроля за соблюдением субъектами экономической деятельности установленных норм права государством создаются контролирующие органы. Ими выявляются и пресекаются нарушения норм валютного, таможенного, налогового законодательства, правил торговли, пожарной безопасности, санитарных норм и т.п. Но эти органы могут проводить только проверки и исполняют свои функции лишь в той мере, в какой им это позволяет делать закон и открытость проверяемых субъектов.

Стоит субъектам экономической деятельности нарушить нормы права, предусматривающие определенную степень открытости, как их деятельность, оставаясь вообще легальной, становится уже для контролирующих учреждений недосягаемой, неконтролируемой. В таком случае в дело должны вмешаться правоохранительные органы.

Выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики.

I Экономические факторы:

Высокие налоги (налоги на прибыль, подоходный налог и др.) ;

· реструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, торговли);

· кризис финансовой системы и влияние его негативный

последствий на экономику в целом;

Несовершенство процесса приватизации;

Деятельность незарегистрированных экономических структур.

II Социальные факторы:

Низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности;

Высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом;

Неравномерное распределение валового внутреннего продукта среди населения страны.

III. Правовые факторы:

Несовершенство законодательства;

Недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности;

Несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью.

Теневая экономика включает две компоненты: "скрытую" "неформальную" (нелегальную) деятельность.

"Скрытая" деятельность - это сокрытие доходов легально зарегистрированных структур с целью, как правило, уклонения от уплаты налогов.

"Неформальная" деятельность - это нигде официальн0 ; йе зафиксированная и не учитываемая деятельность частных лиц на приусадебных участках, в домашних хозяйствах и т.п.

2. Российская теневая экономика

Теневая экономика как таковая существовала в СССР всегда в силу дефицита товаров и услуг и определенных ограничений хозяйственной деятельности населения.

По данным экспертов журнала "Профиль", к числу основных профессий в теневой экономике относят воров, попрошаек, проституток, мошенников, фальшивомонетчиков, рэкетиров, киллеров, хакеров и воров пластиковых карт; они считают, что их число достигает 500 тыс. человек. Сотрудниками МВД РФ эти деятели были проранжированы по доходу, риску и некоторым другим показателям. В результате были рассчитаны средние баллы, отражающие место каждой из этих профессий в "профессиональной иерархии", которую называют "антирейтингом".

В России есть два основных условия возникновения теневой экономики - с одной стороны, чрезмерная жесткость законов, а с другой - неспособность государства обеспечивать их безусловное выполнение.

Государство своей непродуманной налоговой политикой (чем выше налог, тем больше денег в бюджете) фактически само "выдавило" в теневую экономику, т.е.в неналоговую сферу, около 40% всей экономики страны. Тем самым вместе с жулика-ми и ворами сюда попали законопослушные граждане.

Принятый недавно новый Налоговый кодекс пока является всего лишь декларацией, требующей для своего реального воплощения разработки и введения в действие целого ряда законов и подзаконных актов.

Как отмечала группа экономистов, изучавших опыт становления рыночных отношений в Восточной Европе и в бывшем СССР, советская экономика держалась на плаву "благодаря инстинкту людей, живших при плановой экономике, но на-учившихся обеспечивать свои интересы путем контрактов, обмена, соглашений, договоров, черных рынков и взаимных уступок, которые они самостоятельно и часто неформально вырабатывали".

Хотя масштабы теневой экономики в советское время составляли не более 10% ВВП и значительного влияния на развитие экономики она не имела, теневой рынок в то время играл роль важного стабилизирующего фактора: известные дисбалансы производства и всевозможные дефициты сглаживались благодаря периодическому использованию всеми экономическими агента-ми, в том числе и государственными предприятиями, неформальных квазирыночных правил. Как отмечалось экспертами, «тот спрос, который не может удовлетворить "первая экономика", создает всепоглощающий рынок для продукции и услуг в сфере "теневой" экономической деятельности». В результате возник целый спектр неформальных институтов, деятельность которых осуществлялась вне прямого контроля и санкций со стороны официальных органов управления.

Ослабление тоталитарности режима означало в числе прочего расширение масштабов этого невидимого сектора прежде всего за счет репетиторства, с каждым годом набиравшего силу, и медицинских услуг, позже шабашников-индивидуалов на мелких (в основном сельских) строительных и ремонтных работах.

Кардинальные перемены произошли после принятия Закона "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" от 19 июня 1992 г. и Закона РФ "Об индивидуальной трудовой деятельности" от 2 апреля 1993 г. Практически это означало, что государство дает возможность узаконить теневой бизнес и вывести его из тени. Именно в этот момент многие теневые или близкие к ним структуры стали официально регистрировать свои виды деятельности. В результате либерализации законодательства легализация бизнеса стала прибыльней продолжения теневого.

Главной причиной роста теневой экономики в России, по мнению многих исследователей, была "незавершенная либерализация". Из всего набора "экономических свобод" были введены лишь некоторые (свобода конкуренции, свобода ценообразования и др.), другие же не получили развития (к примеру, право покупки и продажи земли). Даже там, где свобода, казалось бы, дарована, государство не давало гарантий ее защиты. Наоборот, преобразования были проведены так, что сформировали у населения и деловых людей России своеобразный "защитный комплекс" - боязнь привлечь к себе и своей деятельности, внимание кого бы то ни было, в первую очередь государства, даже в том случае, если бизнес велся без нарушений.

Опыт постсоциалистических стран показал, что чем сложнеё экономическое положение, тем выше уровень теневой активности, чаще уход хозяйственных структур в подполье, уклонение от государственного контроля, в первую,очередь налогового.

Теневая экономика включала три части:

"легкую", т.е. хозяйственную деятельность, не контролировавшуюся властями, прямо не связанную с нарушением законов, но балансирующую на его грани, или же активность в сферах, которые закон не регламентировал вообще;

"среднюю", представляющую собой нарушение советских законов, но легитимную в странах с рыночной экономикой;

"тяжелую", связанную с прямым нарушением законов как советских, так и принятых в странах с рыночной экономикой.

К "легкой" теневой экономике относилась, например, широко распространенная несанкционированная дополнительная занятость. Так называемые "подснежники" - люди, числящиеся на работе, но реально не работающие, большую часть зарплаты которых получали и распределяли руководители-работодатели/ или деятельность "толкачей" - работников, выбивавших для" своего предприятия дефицитные ресурсы. К "средней" - частное предпринимательство, валютные операции, бартерные сделки» оказание услуг за плату в частном порядке. К "тяжелой” - торговля наркотиками, воровство, коррупция, рэкет.

Теневая экономика оказывает двойственное влияние на социально-экономическое положение в стране: стабилизирующее и дестабилизирующее. Степень проявления той или иной формы воздействия в значительной мере определяется состоянием экономики в целом.

Считается, что основными направлениями стабилизирующего влияния теневой экономики на российское общество и его экономику являются:

Формирование более эффективных форм экономической. л деятельности, обеспечивающих выживание хозяйствующих субъектов в кризисных ситуациях;

Создание в деятельности традиционных сфер новых рыночных ниш в период спада официальной экономики и падение. уровня жизни населения; формирование негосударственной финансовой, базы для решения социальных задач.

К основным дестабилизирующим направлениям влияния теневой экономики на российское общество и экономику относят:

Вытеснение официальных механизмов налогообложения и соответственно снижение объемов собираемых налогов;

Дезорганизацию производственных процессов в официальной экономике и препятствие созданию нормально работающих, "здоровых" экономических организаций;

Усиление криминальной обстановки в обществе, порождающей многочисленные конфликты, разрешаемые в том числе с применением насилия (рэкет, вымогательство и т.п.);

Расширение "размытости" принципов социального поведения, когда не работает механизм поощрения за следование социальной норме и наказания за ее нарушение.

По оценкам специалистов, в России завершились уже два этапа, на которых различались соотношения указанных групп факторов: 1991-1994 гг., когда имело место стабилизирующее воздействие теневой экономики на российское общество; 1995 - 1998 гг., когда преобладали дестабилизирующие факторы.

Стабилизирующая роль теневого сектора на первом этапе была обусловлена тем, что традиционные рабочие места в официальной экономике на первом этапе экономических реформ перестали обеспечивает средства к существованию для многих миллионов людей, поэтому они нашли новую основную или дополнительную занятость в теневом секторе экономики. Второй этап характеризовался накоплением негативных результатов теневой экономики (неплатежи, уход от налогов и т.д.), осложнившим выполнение государством многих основных функций.

В настоящее время идет третий этап процесса развития теневой экономики - это институционализация связи теневой экономики с официальными структурами. В частности, речь идет о выработке определенных правил взаимодействия теневой экономики и официальной политики, что может привести к криминализации властных структур. Все это вызывает необходимость решительного наступления государства на теневой сектор, создания таких правовых, экономических и социальных условий предпринимательства в стране, которые способствовали бы прозрачности действий экономических структур, их заинтересованности в полной легализации своего бизнеса.

Основной причиной торможения реформ с точки зрения бюджета является низкая собираемость налогов. Если в структуре платежей преобладают наличные расчеты, собрать налоги можно только с оставшейся доли безналичных расчетов, так как только они ведутся с использованием банковских счетов и могут быть оценены налоговыми органами.

Если государство хочет собирать налоги полностью, то оно должно ввести безналичные расчеты в банковскую систему России и избавиться от любых суррогатов денег, которые не учитываются в плане бухгалтерских банковских счетов.

Неплатежи в бюджет, падение спроса как предприятий, так и населения, новая система налогообложения, либерализация внешней торговли и валютного регулирования, размер банковских ставок изменили состав и направленность теневого бизнеса, придав ему больший размах.

В условиях рыночной экономики изменились способы взаимодействия субъектов рынка с обществом и, следовательно, классификация тех, кто участвует в теневой деятельности. Теперь оценка ведется на основании социальной полезности или опасности для общества того или иного действия. Это значит, что в рамках теневой экономики сейчас различают две группы хозяйствующих субъектов:

Группу, ведущую продуктивную деятельность, создающую полезные товары и оказывающую нужные потребителю услуги, но не выплачивающую при этом всех налогов государству и совершающую некоторые другие незначительные экономические нарушения;

Группу, специализирующуюся на криминальнойдеятельности.

К первой группе, ведущей в основном легальную деятельность и нарушающей закон лишь эпизодически, относится большая часть наших предпринимательских структур. Нарушения, которые они совершают, носят вынужденный характер и вызваны пороками сложившейся экономической системы. Самые распространенные из них - выплата налогов и других платежей в бюджет в неполном объеме и "обналичивание" безналичных денег (не путать с "отмыванием" преступных средств!).

Вторая группа - это профессиональная теневая активность, практически полностью нелегальная. Это деятельность второй группы представителей теневой экономики. По оценке МВД РФ, ее численность составляет примерно 9 млн. человек, или около 14% всех экономически активных граждан страны.

Четкое разграничение сфер теневой деятельности необходимо, особенно в условиях формирования в России экономики нового типа. Следует понять, с чем и какими методами надо бороться: что-то, может быть, действительно надо легализовать и привести в соответствие с правовыми нормами, не затрагивая основ самой хозяйственной деятельности, что-то структурировать, выделяя рациональное зерно, а по поводу чего - изъясняться только языком Уголовного кодекса.

Теневая экономика неоднородна, ей присуща своя социальная структура. Авторы доклада "Теневая экономика в России" выделяют в ней три страты:

Высший (криминальные элементы - торговцы наркотика-ми, оружием, рэкетиры, воры, наемные убийцы, сутенеры, и др.);

Средний (коммерсанты, банкиры, мелкие и средние предприниматели и др.);

Нижний (наемные работники как физического, так и умственного труда).

В отношении физических лиц в теневом бизнесе сложилось несколько основных направлений деятельности. Это:

Вторичная занятость населения, никак юридически не оформленная и охватывающая практически всю сферу услуг;

Розничная торговля и "челночный" бизнес;

Распространенное взяточничество чиновников.

Основой для этого опять же является сверхжесткая шкала подоходного налога для физических лиц. Политика государства создала ситуацию, когда практически все трудоспособное населения страны не может в той или иной степени не заниматься

Очень часто встречаются и индивидуальные предприниматели, и мелкие организации, не предоставляющие сведений о своей финансово-хозяйственной деятельности. Выявление и пресечение деятельности таких предпринимателей представляет собой весьма трудоемкий процесс, поскольку реальная информация о их местонахождении зачастую скрывается.

Подобное положение по существу значительно искажает государственную статистическую отчетность, особенно в сфере занятости, когда конкретному человеку выгоднее числиться на предприятии, не получая зарплату, и в то же время активно заниматься теневым бизнесом.

В отношении предприятий и организаций теневой бизнес выражается в сокрытии значительной части доходов. Система налогообложения и отсутствие защиты прав акционеров практически отдают производства на откуп менеджерам, для которых показ прибыли в принципе невыгоден, так как придется платить налоги и выплачивать дивиденды по акциям, что не совпадает с их интересами. В ход идут самые разнообразные приемы, направленные или на увеличение себестоимости, или на сокращение выручки. Обычно для этих целей используются бартерные операции, чтобы избежать получения денежных средств, которые в первоочередном порядке перечисляются в бюджет.

В теневом бизнесе для предприятий существуют свои стратегии и тактики. Для малых предприятий (особенно для предприятий с численностью до 15 человек) характерно выполнение работ без оформления договоров, за наличный расчет.

Для крупных предприятий за последние годы характерно резкое искусственное снижение прибыльности производства, доминирование неденежных форм расчетов, что косвенно показывает наличие теневого бизнеса.

В целом в рамках теневой экономики можно выделить три вида операций:

Полностью выводимые из-под учета;

Направленные на сокрытие части оборота;

Проводимые под видом других операций.

На государственном уровне проблемами теневой экономики, помимо силовых структур (МВД, ФСБ и др.), занимаются органы статистики (Госкомстат РФ и его органы на местах), которые вынуждены "досчитывать" в статотчетности произведенную, но не показанную продукцию (товары, услуги), и органы Министерства по налогам и сборам, пытающиеся собрать налоги с физических и юридических лиц в максимальном

размере. Активно участвуют в этой работе органы Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП).

Госкомстат России досчитывает ВВП страны по ряду показателей с целью более полного учета производимых продуктов и услуг. Поправка на теневую экономику в системе национальных счетов включает:

1. Показатели законной деятельности, скрываемой или преуменьшаемой производителями в целях уклонения от уплаты

2. Показатели неформальной (неофициальной, но легальной) деятельности, в том числе:

Деятельность некорпорированных предприятий, работающих для собственных нужд, т.е. производство товаров и услуг в домашних хозяйствах и ими же потребленных, если эта деятельность оказывает влияние на макроэкономическую ситуацию, например производство продукции в подсобных хозяйствах;

Деятельность некорпорированных предприятий с неформальной занятостью, например временных бригад строите-лей.

3. Показатели неофициальной нелегальной деятельности, в том числе:

Легальные виды деятельности, которыми занимаются нелегально, например деятельность без соответствующих лицензий;

Нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется рыночный спрос, например производство и распространение наркотиков, проституция, контрабанда.

Госкомстат России учитывает при расчетах ВВП все перечисленные выше виды теневой экономики, кроме последнего.

По оценкам Госкомстата РФ, досеет розничного товарооборота с учетом скрываемого товарооборота торгующих организаций, оборотов вещевых и продовольственных рынков и уличной торговли составляет до 40% всего товарооборота. Рыночные услуги, оказываемые индивидуальными производителями, составляют при досеете более половины общего объема рыночных индивидуальных услуг. Также производится досеет по таким показателям, как частное строительство, производство сельскохозяйственной продукции в подсобных хозяйствах и т.д.

Масштабы недополучения налогов в бюджет от личных доходов можно определить только экспертным путем. По данным специальных обследований, вторичной занятостью охвачена примерно треть занятого населения. Совершенно ясно, что в своей массе никаких юридических договоров при выполнении данных работ не заключается. Также возникает вопрос о занятости и уплате налогов мигрантами, особенно из стран бывшего СССР.

В целом Госкомстат РФ ежегодно досчитывает по разным отраслям от 12 до 50% производственной продукции и услуг. Суммарные поправки на теневую или, точнее, "незарегистрированную" экономику ежегодно составляют примерно 20% ВВП. Из года в год они несколько меняются, но в целом их доля остается стабильной.

Теневой бизнес, если отделить его от в принципе незаконной деятельности, как уже отмечалось, прежде всего подразумевает желание скрыться от уплаты налогов и других платежей в бюджет. Опыт показывает, что наиболее скрытны налоговые преступления; попытки уклониться от уплаты других видов обязательных платежей, как правило, либо выявляются контрольными методами, либо по своему характеру идентичны способам уклонения от уплаты налогов

Федеральная служба налоговой полиции РФ выделяет восемь основных способов уклонения от уплаты налогов:

1. Сокрытие объектов налогообложения, т.е. ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации, постановки на учет в Государственной налоговой инспекции или лицензии, в том числе с использованием подложных документов и документов фальшивых фирм.

2. Занижение объектов налогообложения (внесение в бухгалтерские документы искаженных данных, отнесение части выручки на ненадлежащие бухгалтерские счета, создание неучтенных излишков продукции путем увеличения нормы убыли, необоснованного списания и др.).

3. Сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогам или с целью неуплаты текущих налогов (создание искусственной дебиторской задолженности, отпуск товаров без предоплаты, в том числе на реализацию, с намерением не возвращать выручку на счета предприятия, перечисление выручки на счета зависимых структур, не уполномочивая их уплачивать соответствующие налоги, невозврат валютных средств и др.).

4. Незаконное использование льгот (ведение основного вида деятельности под видом льготированного, включение в штат неработающих пенсионеров-инвалидов и др.).

5. Занижение налога на прибыль (неправомерное отнесение расходов на финансовые результаты предприятия, искусственное увеличение фонда заработной платы за счет завышения численности работников, завышение внереализационных расходов и др.).

6. Уклонение от уплаты и занижение НДС (неначисление НДС по взаимозачетам и бартеру, завышение в налоговых декларациях сумм НДС, подлежащих возмещению из бюджета, и др.).

7. Уклонение от уплаты акцизов (внесение в технологию производства подакцизной продукции незначительного изменения с целью вывода ее из-под обложения акцизом, но фактического использования в прежнем порядке).

8. Уклонение от уплаты подоходного налога (получение крупной материальной помощи, персонального вознаграждения или безвозвратной ссуды, безвозвратное получение денежных средств в подотчет, непредставление или искажение данных в декларации о совокупном годовом доходе и др.). и Чрезмерное расширение сферы теневой экономики в России становится одной из основных опасностей для осуществления рыночных реформ в стране. С общегосударственных позиций здесь выделяют несколько ключевых проблем.

1. Проблема доходов населения. Вероятность того, что налоговая инспекция сможет проследить все доходы населения, сомнительна. Без выстраивания прозрачной системы учета доходов населения вывести из тени значительные объемы экономики наверняка не удастся.

2. Проблема организации фискальных служб и методов их работы. Особо настораживают призывы к усилению и организации тотального контроля над населением и организациями со стороны налоговых органов, МВД и ФСБ - своеобразного "налогового террора". Подобная система развивается по законам цепной реакции, и если учесть, что практически все население России в той или иной степени виновато в укрывательстве доходов, результат предсказуем. В итоге Россия опять скатится в систему налогово-полицейского государства с огромной системой осведомителей и "доброжелателей".

3. Проблема прозрачности принимаемых решений и льгот. Быстрый переход от одной экономической системы к другой образовал систему свободных от законов сфер экономики. Частично данный вакуум заполнялся указами Президента и много-численными подзаконными актами, в которых уже запутались сами чиновники. В период высокой инфляции, ограниченности государственных средств, невозможности постоянных корректировок расходных статей бюджета были введены льготы по налогам для многих организаций. В результате доступ к подобным каналам теневого бизнеса стал контролироваться довольно узкой группой людей, создавая условия и прецеденты для теневого бизнеса. По существу ведется гонка за доступ к разрешению работать с отклонениями от закона. В условиях современной России необходима полная отмена всех льгот. Если кому-либо оказывается финансовая помощь, то она должна предоставляться в виде дотаций или субвенций, размеры которых известны и ограничены расходами того или иного бюджета, а не в виде выдуманных льгот с неясными размерами и способами поступления.

В целом следует иметь в виду, что теневая экономика всегда была, есть и будет во всех странах, в тех или иных сферах экономики. Мир создан из людей - честных и нечестных. Просто объемы теневой экономики и ее сферы применения должны быть приемлемыми для всего общества.

Государство пытается ограничить и вытеснить теневой рынок двумя путями. Первый основан на экономических мерах. Их назначение - сделать для предпринимателей участие в легальных, официальных рыночных отношениях экономически и материально более выгодным и безопасным, чем иметь дело с рынком нелегальным, теневым. Второй путь включает меры государственного принуждения, а именно совершенствование законодательства, направленного на усиление борьбы с "теневиками", и обеспечение неуклонного проведения его в жизнь. При этом обсуждается возможность использования еще и третьего пути, успешно апробированного в некоторых государствах с ныне развитой экономикой, но находившейся ранее в кризисе: объявление своего рода амнистии "теневикам".

Суть предполагаемой амнистии в следующем. Бывшие "тене-вики" становятся правопослушными и честными гражданами. Они вкладывают неправедно нажитые средства, в том числе и укрываемые за рубежом, в отечественную экономику, получая с них установленную законодательством прибыль в виде дивидендов или в иной форме. Государство в свою очередь берет на себя обязанность не выяснять источники вкладываемых в экономику средств и не привлекать бывших "теневиков" ни к какой юридической ответственности за их прошлые грехи.

В глобальном масштабе по отношению к теневой экономике применимы два основных подхода: с одной стороны, борьба с незаконными действиями хозяйствующих субъектов силами правоохранительных органов, с другой - такое изменение экономических институтов государства, которое приведет к превращению теневых капиталов в реальные инвестиции в экономику России.

Основными путями легализации теневого капитала являются известные, но трудновыполнимые меры. Главное это - демократизация всех сторон социально-экономических отношений, создание благоприятных для производителя правовых условий, реформа налоговой системы, реальная ответственность исполнительных органов перед парламентом, изменение денежной и валютной политики. Но эти меры требуют очень серьезной политической воли государства.

Видимо, для эффективного и всестороннего решения проблемы следует идти по пути легализации теневого капитала, не прекращая борьбы с его криминальными проявлениями. Это определяется прежде всего тем, что в руках теневиков скапливаются огромные средства, которые могут быть превращены в реальные инвестиции. По оценкам специалистов, общий объем таких инвестиций в России мог бы составить около 500 млрд. долл. "Пока руководство страны ориентируется на более простые, проверенные временем методы борьбы с теневыми операциями. К примеру, по мнению ФСНП следует лишь создать комплексную систему контроля за экономикой, построенную по принципу сбора и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц с последующим обменом ею между заинтересованными государственными органами. Следует установить действенный и постоянный декларативный контроль за доходами и расходами граждан, который должен осуществляться государственными органами.

Пока, несмотря на то что отдельные правовые нормы для борьбы с теневой экономикой в России имеются, они носят ограниченный характер и способны противостоять лишь некоторым ее элементам.