Венгрия налог на дивиденды у источника. Бухучет в венгрии

В последнее время Венгрия пользуется все большей популярностью при проведении налогового планирования. Неудивительно, ведь эта сочетает в себе европейскую, не испачканную “черными списками” репутацию и гибкое корпоративное , сопоставимое с кипрским. Перед предпринимателями, открывшими бизнес в этой стране, открываются идеальные возможности для выстраивания схем с дивидендами, займами и лицензионными платежами. Помимо стандартных ставок налогов, в Венгрии также применяются пониженные ставки НДС для некоторых категорий компаний и упрощенный предпринимательский налог.

Налог на прибыль компании (Corporate tax)

Ставка налога на прибыль компании с 1 января 2017 года снижена и составляет 9%. В Венгрии компании обязаны платить корпоративный подоходный налог с доходов, полученных от хозяйственной деятельности, осуществляемой для получения прибыли:

  • доход компаний-резидентов, полученный по всему миру;
  • доход с венгерских источников компаний-нерезидентов, не имеющих постоянного представительства в Венгрии;
  • доход, полученный от передачи или отчуждения долевого участия компании, владеющей недвижимостью (компания считается владеющей недвижимостью, если стоимость недвижимого имущества, расположенного в Венгрии, составляет более 75 % балансовой стоимости активов на отчетную дату, указанных в финансовой отчетности налогоплательщика самостоятельно либо вместе с его аффилированными лицами в Венгрии или филиалами).

При соблюдении определенных условий 50% дохода, признанного роялти, и прямых расходов на исследования и разработки, вычитаются из налоговой базы. Относить исследования и разработки на прямые затраты могут даже связанные стороны, снижая налоговую базу других компаний. Прибыль, признанная дивидендами, полученная в целевом году, уменьшает налоговую базу при условии, что она не была получена от контролируемой иностранной компании.

Налог на доходы у источника выплаты (Withholding tax)

Дивиденды

В Венгрии не взимается налог на доходы у источника выплаты на дивиденды, проценты или роялти, если платеж произведен в адрес компании. Если же оплата производится частному лицу, налоги взимаются в соответствии с положениями применимых договоров об избежании двойного налогообложения.

Упрощенный предпринимательский налог (EVA)

EVA предоставляет возможность компаниям, ежегодные продажи которых не превышают 30 млн. форинтов (при условии, что за два предыдущих года у компании был доход), уменьшить как административное, так и налоговое бремя. EVA заменяет следующие виды налогов: НДС, личный подоходный налог предпринимателей, налог на дивидендную базу предпринимателя, налог на прибыль организаций и подоходный налог с населения по дивидендам. Ставка EVA составляет 37%. Если общая сумма выручки и всех статей, увеличивающих доход, превышает 30 млн. форинтов, ставка EVA будет составлять 50 % от части налоговой базы, превышающей эту сумму.

НДС

Стандартная ставка составляет 27%. Пониженная ставка в размере 18% применяется к товарам/услугам следующих категорий:

  • молоко и молочные продукты (кроме материнского молока и продуктов, облагаемых по ставке 5%);
  • продукты, произведенные с использованием кукурузы, муки, крахмала или молока;
  • товары коммерческого размещения;
  • нерегулярные мероприятия под открытым небом;
  • интернет-услуги;
  • питание в ресторанах.

Пониженная ставка в размере 5% применяется к таким товарам/услугам:

  • медицинские услуги;
  • медицинская техника;
  • книги;
  • электронные книги;
  • журналы;
  • свиньи, крупный рогатый скот, овцы и козы;
  • птица, яйца птиц;
  • молоко (кроме материнского молока, а также молока, обработанного сверхвысокой температурой или с увеличенным сроком годности);
  • услуги централизованного теплоснабжения;
  • услуги инструментальной живой музыки артистов в закрытых помещениях.

Не облагаются НДС финансовые и инвестиционные услуги.

Муниципальные налоги

Муниципалитеты могут взимать муниципальные и местные налоги внутри своей юрисдикции. Местные налоги включают местный налог с предприятий, налог на строительство, земельный налог, коммунальный налог физических лиц и туристический налог.

Местный налог с предприятий является наиболее распространенным. Облагается им любая постоянная или временная предпринимательская деятельность, осуществляемая в юрисдикции данного муниципалитета.

Максимальная ставка налога составляет 2% от налоговой базы. Муниципалитеты могут уменьшать ставку налога или даже не взимать налог с местного бизнеса. В случае временной предпринимательской деятельности ставка налога составляет 5 000 форинтов за календарный день. Налоговой базой является чистый доход от продаж, за вычетом стоимости проданных товаров и услуг, оплаты деятельности субподрядчиков, прямых затрат на исследования и экспериментальные разработки, а также материальных затрат.

Налог на строительство (недвижимость) применяется к собственникам как жилых, так и нежилых помещений независимо от их предполагаемых назначения и использования. Ставки налога: максимум 1 852,1 форинтов / м2, или 3,6% от скорректированной рыночной стоимости.

Земельный налог взимается с зарегистрированных собственников земельных участков по состоянию на 1 января. Максимальная ставка налога 336,7 форинтов/ м2 или 3% от скорректированной рыночной стоимости.

Взносы работодателя

Обязательные платежи работодателя составляют социальный взнос, профессиональный взнос и взнос на реабилитацию. Базой выплаты социального взноса является базовая зарплата, указанная в трудовом договоре, или, в случае подписания договора на услуги, определенный им размер вознаграждения. Если работа выполняется в соответствии с трудовым договором, регулируемым иностранным законодательством, налоговой базой является сумма ежемесячного вознаграждения. Ставка налога – 22%. Налоговые льготы предусмотрены для содействия занятости работающих в неблагоприятных условиях или создания рабочих мест в бедных кварталах, а также для трудоустройства трудящихся, которые создают высокую добавленную стоимость. Кроме того, дополнительные налоговые льготы предусмотрены для неквалифицированных рабочих и работников, находящихся в неблагоприятном положении, а также лиц, имеющих право на получение социальных пособий на воспитание детей и исследователей. Налоговая база профессионального взноса такая же, как и социального. Ставка составляет 1,5% от налоговой базы.

Обязательство по профессиональному взносу может быть выполнено путем организации практического обучения или посредством выплаты суммы взноса. В первом случае зарплата до вычетов может быть уменьшена в соответствии с основными нормами, установленными в госбюджете (в 2017 году это 453 тыс. форинтов / чел. в год). Работодатель обязан выплачивать взносы на реабилитацию для содействия занятости безработных работников, находящихся в затруднительном положении. Такое обязательство у работодателя возникает в случае, когда численность персонала в компании превышает 25 человек, а количество занятых на предприятии лиц, находящихся в неблагоприятном положении, не достигает 5 процентов от общей численности персонала. Сумма взноса на реабилитацию в девять раз превышает минимальную базовую заработную плату, выплачиваемую работникам, занятым полный рабочий день, на первый день текущего года (чел. в год). Эта сумма составляет 1 147 500 форинтов / чел. в год и должна умножаться на численность персонала, недостающего до пяти процентов обязательного уровня занятости, определяемого из среднестатистического состава организации, округленного до первого десятичного знака, для получения ежегодного взноса на реабилитацию.

Налогообложение в Венгрии печально известно как самое обременительное для физических и юридических лиц.

Страна исправно занимала первые места по тяжести налогообложение для граждан и не раз подвергалась критике за несбалансированность и неэффективность налоговой политики. В прошлом году Венгрия начала налоговою реформу, с формальной целью «сделать систему налогообложения пропорциональной».

Реформа в стране, где еще совсем недавно венгры платили государству более 50% своих доходов с одним из самых высоких на планете уровней НДС, предполагает «поднять доходы государственного бюджета» и «способствовать социально-экономическому развитию страны». Парламент одобрил налоговую реформу, некоторые положения которой вступили в силу 1 января 2011 года, а другие — 1 января 2013 года.

Для индивидуальных налогоплательщиков прогрессивная шкала подоходного налога была заменена пропорциональной системой взимания налога. Ставка составляет 16% (в предыдущей системе ставка составляла от 17% до 32% в зависимости от величины доходов). Налог на прирост капиталов составит те же 16%.

С 2013 года налог на прибыль для компаний придет к единому знаменателю – 10%. В данный момент система выглядит вот так:

10% при годовом суммарном доходе менее 500 млн. форинтов (примерно 73 млн. рублей)

19% при годовом суммарном доходе более 500 млн. форинтов

Предполагается снижение налога на доходы юридических лиц всех форм до 10%. Этот налог рассчитан на всемирный доход компаний, то есть полученный как на территории Венгрии, так и вне ее.

Корпоративным налогом в Венгрии не облагаются:

100% полученных дивидендов (но облагаются дивиденды контролируемых иностранных компании. Контролируемая иностранная компания: Иностранная компания, чей доход из венгерских источников более 50%; Иностранная компания, где 10% акций владеет венгерское физическое лицо; Иностранная компания, чей налог составляет менее 10%)

100% прибыли на прирост капитала при продаже зарегистрированного долевого участия (владение минимум 30% акций в течение минимум одного года)

100% прямых затрат, связанных с собственной деятельностью по НИОКР и/или услугами по НИОКР, предоставленными лицами, не являющимися резидентами Венгрии

50% полученных лицензионных доходов

15% заработной платы разработчиков программного обеспечения, участвующих в НИОКР, в случае если это малые и средние предприятия

10% заработной платы, связанной с НИОКР

Другие корпоративные налоги в Венгрии:

Налог на добавочную стоимость – один из немногих налогов в Венгрии, основанный на Директиве ЕС по НДС, и полностью соответствующий европейский стандартам. Ставка НДС в Венгрии – 5% и 25%. Он налога освобождены: внутригрупповое финансирование и операции с активами.

Местный индустриальный налог – это налог муниципалитетов, то есть мест, на которых функционирует компания, на валовую прибыль компании. Не берется налог с дивидендов, полученных процентов и роялти. Размер налога определяется самим муниципалитетом (по закону не может быть выше 2%). Будапешт – один из тех муниципалитетов, не взывающих налог на своей территории вообще.

Налог в инновационный фонд – 0.3% на валовую прибыль. Этот налог не уплачивают малые и средние предприятия (менее 250 человек в штате, менее 50 млн. евро чистой выручки, менее 43 млн. евро активов и пассивов компании).

Если уйти от корпоративных налогов, можно обратить внимание не некоторые интересные нововведения в налоговой системе страны. Своей целью эта система ставит не только попытку налогового «оздоровления», но и «оздоровления» нации.

Задача первая – стимулирование роста населения страны. То есть поощрить рождение венгерских детей. Для этого семьям с двумя детьми и более дали налоговую льготу на каждого ребенка. В некоторых случаях налоговая льгота может полностью покрыть выплаты подоходного налога.

Задача вторая – растить этих детей здоровыми. Для этого был принят знаменитый уже «налог на чипсы», то есть повышенный налог на продукты питания с большим содержанием сахара, соли, углеводов и кофеина (это все шоколадки, соленые орехи, чипсы, мороженное и энергетические напитки).

Венгерское налоговое право в настоящий момент является одним из самых современных в Европе, что было достигнуто в результате проведения реформ в конце XX - начале XXI века, представляющих определенный этап на пути трансформации политической и экономической системы страны. В относительно короткий срок Венгрия отошла от политической системы, которую нередко характеризуют как "антитезис верховенства права", так как правящая партия, фактически, контролировала законодательную, исполнительную и судебную власть.

Для переходной экономики, установившейся в бывших социалистических странах центрально-европейского региона, характерна необходимость приведения состояния внутренней экономики в соответствие с требованиями "сети глобализированных рынков". В таких условиях одной из важнейших задач государства является создание совершенно новой системы поступлений в бюджет, однако, не путем установления новых видов налогов, а путем закрепления правовых принципов налогообложения и обеспечения поддержки населения, осуществляемой за счет отведения важной роли косвенным налогам.

До конца 1980-х налоговая система развивалась под диктатом центральной плановой экономики. Два главных элемента плановой экономики - центральный бюджет и государственные предприятия.

Важнейшим же элементом реформ были косвенные налоги (они составляли основную часть дохода государства от налогов), тогда как прямые налоги были ниже, чем в остальных странах Евросоюза. Такой метод должен был осуществлять функцию поддержки населения при необходимости больших поступлений в бюджет. Наибольшей эффективностью обладал, например, налог на добавленную стоимость в ходе процесса приватизации, то есть в наличие определенной автономии у предприятий. В ином случае, при налогообложении связанных с государством предприятий, оно уплачивает косвенные налоги, по сути, само.

До начала налоговых реформ в отсутствие свободы собственников и предприятий конфликт интересов налогоплательщиков и налоговых органов не обозначался, принцип верховенства права не имел значения и, соответственно, о правах налогоплательщиков и об ограничении дискреции налоговых администраций не могло идти и речи. Ориентирами реформ стали охрана собственника и в то же время развитие эффективной рыночной экономики. На начальном этапе был введен НДС, налог на доходы физических лиц и на прибыль предприятий. Закон "О налогообложении" был сделан на примере немецкого. Он включает налоговое процессуальное право и принципы материального права. В отличие от немецкого закона, в нем не содержится исчерпывающих дефиниций. Напротив, он выходит за пределы области налоговой администрации, устанавливая следующие принципы: связь права с его социальным значением; деятельность налогового органа строго в целях, в которых ему предоставлена дискреция; обеспечение налогоплательщика необходимой информацией; сотрудничество налогоплательщиков и налоговых органов; защита налогоплательщика; принципы добросовестности и запрета дискриминации.

Основу налогового законодательства Венгрии составляют: Свод Правил Налогообложения (2003 г.), Закон о Корпоративном налоге и налоге на дивиденды (1996 г.), Закон о едином налоге с оборота (2007 г.), Закон о подоходном налоге с физических лиц. Компания является налоговым резидентом Венгрии, если она зарегистрирована на территории Венгрии. Резидентные компании подлежат налогообложению по всему своему мировому доходу, нерезидентные компании облагаются только налогом на доход, полученный от источника в Венгрии. Филиалы облагаются так же, как и дочерние компании. Вся прибыль, включая прибыль от торговли, прибыль иностранного происхождения и др., полученная компанией, облагается корпоративным налогом (налогом на прибыль). Также корпоративный налог применяется к пассивным доходам и к доходам с капитала. Расходы, связанные с полученными доходами, подлежат вычету из налоговой базы. Финансовый год главным образом приравнивается к календарному году, но он может варьироваться, если это указано в Учредительном договоре компании. Финансовый год обычно состоит из 12 месяцев, но он может быть увеличен или уменьшен в первый год регистрации компании.

Единый налог с оборота - это форма самообложения: одновременно с представлением налоговой декларации следует вносить и самостоятельно вычисленную сумму налога. Налоговые органы проверяют данные налоговой декларации и в случае нарушений могут наложить штраф в размере от 50 до 200% недостающей части налога.

Единый налог с оборота (ЕНО, соответствует российскому НДС), которым облагаются все производимые в стране товары и многие услуги, имеет три налоговые ставки: 0, 15 и 27%. Самая высокая, 27% -ная ставка является основной и распространяется на наибольшее число товаров.15% -ная ставка представляет собой льготную форму налогообложения и относится к некоторым видам услуг. Нулевая ставка означает, что налог с оборота не включается в цену товара. Однако если при производстве данного изделия использовались товары и услуги, в цене которых содержится налог с оборота, производитель имеет право получить компенсацию. Нулевая ставка распространяется на основные продукты питания, на лекарства и медицинские товары, на готовые квартиры (строительные материалы облагаются 27% -ным налогом), потребительские услуги, снабжение энергией населения. Таким образом, нулевая ставка служит средством проведения соответствующей социальной политики, и в ней находят отражение сохраняющиеся дотации.

На импортные товары и услуги распространяются те же ставки налога с оборота, что и на аналогичные отечественные. Одновременно экспортная продукция не подлежит налогообложению, то есть на нее распространяется нулевая ставка налога. Таким образом, эти товары и услуги вывозятся по цене, в которую не входит налог с оборота. Эго соответствует международной практике и обеспечивает венгерским производителям при выходе на внешний рынок одинаковые с конкурентами из других стран условия.

Введенные в 1998 г. акцизы представляют фиксированный, в зависимости от вида продукции, сбор из расчета на единицу продукции. К акцизным товарам относятся топливо, технические масла, спиртные напитки, алкоголь, табак.

Потребительским налогом облагаются, помимо акцизных товаров, также личные автомобили, золото, кофе (в зависимости от вида - 10-35%).

Корпоративный налог (налог на прибыль) платит каждое юридическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью. Ставка этого налога установлена на уровне 19% (это почти в 2 раза ниже средних по ЕС показателей). По мнению экспертов, установление такой низкой ставки способствует притоку иностранных капиталов и борьбе с "теневой" экономикой. При этом, однако, Венгрия не относится к числу стран с репутацией "налогового рая", поскольку требования к другим элементам налоговой системы (например, в отношении отчислений в фонды социального страхования, местных налогов и т.п.) остаются достаточно жесткими. Базой для налогообложения служит полученная в налоговом году прибыль. Законодательно определен ряд условий, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу: сфера деятельности предприятия, юридическая форма, происхождение средств производства, направления использования прибыли.

При выплате корпоративного налога предусмотрен ряд льгот, напрямую связанных с инвестиционной политикой предприятия. Один из принципов льготного налогообложения состоит в том, что величина налоговой суммы уменьшается на 50%, если предприятие, ежегодно увеличивая сумму инвестиций не менее чем на 5%, за 5 лет сможет довести их объем до 1 млрд форинтов (2,8 млн. евро). Полное освобождение от уплаты корпоративного налога применяется, если инвестор вкладывает 10 млрд форинтов (28 млн. евро) при условии ежегодного роста объема продаж на 5% и обеспечении прироста занятых на предприятии не менее чем на 500 человек.

Другой принцип основан на полном освобождении от уплаты налога в течение 10 лет тех предприятий, которые участвуют в государственной программе поддержки наименее развитых регионов страны, осуществляют там инвестиции в объеме не менее 3 млрд форинтов (8,7 млн. евро). Аналогичным образом действуют льготы в случае капиталовложений в районах, в которых уровень безработицы на протяжении двух предшествовавших инвестициям лет превышал 15%.

В случае реинвестирования всей полученной прибыли предприятие освобождается от уплаты 20% налога на дивиденды.

При определении размеров подоходного налога в Венгрии стремились обеспечить несколько требований. С одной стороны, необходимые поступления в бюджет следует обеспечивать, не облагая налогом граждан с наиболее низкими доходами. С другой стороны, налоговые ставки не должны снижать заинтересованность в достижении высоких производственных результатов. Поэтому в процессе реформ остановились на конструкции, при которой максимальная ставка налога не превышает 60%. Основная часть налоговых поступлений при этом обеспечивается за счет тех граждан, годовой доход которых не превышает 120 тысяч форинтов. Их доля составляет 60-70% от общей численности занятых в экономике. Верхняя граница доходов, в пределах которой они не облагаются налогом, составляет 48 тысяч форинтов в год. С учетом различных льгот это означает, что 20% работающего по найму населения и около 70% работающих пенсионеров подоходный налог не уплачивают.

В соответствии с Законом о подоходном налоге налогообложению подлежат все виды доходов венгерских граждан. Налог рассчитывается, исходя из общей суммы дохода, независимо от того, получен ли он в пределах страны или из-за границы. В соответствии с этим в законе определяется, каким образом и в каких размерах облагается налогом доход от работы по найму, от мелкотоварного сельскохозяйственного производства, от предпринимательской деятельности, от научной деятельности и изобретательства, от продажи движимости и недвижимости или сдачи их в аренду, от вкладов в сберегательные кассы и ценных бумаг и пр.

Подоходный налог составляет 16% . Облагаются любые поступления - доход от трудовой деятельности, процентный доход, дивидендные поступления.

Чтобы упрочить связи между гражданином и государством, с 1989 г. принят порядок, что подоходный налог, взимаемый по месту жительства, поступает в бюджет местного совета. Таким образом, развитие той или иной территории в значительной мере зависит от фактической уплаты подоходного налога населением.

Налог на дарение и наследование - до 40% (близкие родственники освобождены от налога на наследство). Налог на приобретение объектов недвижимости: при сумме покупки до 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) ставка составляет 4%, при сумме покупки свыше 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) - 2%.

Наиболее прогрессивным представляется принцип сотрудничества налогоплательщика с налоговыми органами. В условиях рыночной экономики интересы обоих субъектов совпадают, в связи с чем законодательно была предпринята попытка закрепить данный принцип и определенным образом уравнять субъектов правоотношений во взаимных правах и обязанностях (налоговые органы обязаны обеспечивать налогоплательщиков необходимой информацией; налогоплательщик может в судебном порядке добиться выплаты компенсации за предоставление неверной информации налоговым органом).

Примерами вышеуказанного информационного обеспечения выступают публичные и частные решения налоговых администраций, направленные на разъяснение налогоплательщикам вопросов по интерпретации закона применительно к конкретным случаям. Практика в Венгрии в отношении этих видов информирования отличается от систем, используемых в других странах. Министерство налоговой политики разделяет с налоговыми администрациями ответственность за вынесение публичных решений, осуществляющих информационную функцию (в них содержатся сведения о том, как интерпретируется и применяется закон); налоговые администрации же несут исключительную ответственность за вынесение частных решений.

Принцип защиты прав налогоплательщика проявляется в предоставленном данным законом налоговому органу праве сокращать или смягчать требования в случае умышленной неуплаты налогов. Согласно данному положению, если семья налогоплательщика может быть поставлена в затруднительное положение (в случае физических лиц) или же уплата налогов делает юридическое лицо неспособным продолжать деятельность, то налоговый орган может отсрочить или сократить налог. Данная дискреция, предоставленная законом, подразумевает самостоятельную оценку органами характеристики налогоплательщика и обстоятельств дела.

В качестве еще одного принципа налогового права Венгрии стоило бы обозначить принцип ограничении дискреции. Исполнительной власти (или налоговой администрации) предоставлена прямая дискреция с целью воздействия на налоговые обязательства, а также косвенная дискреция в виде широкой свободы интерпретации закона. Тем не менее, если налоговым администрациям предоставлены полномочия по осуществлению правового регулирования, то содержание такого регулирования строго ограничено и четко регламентировано правовыми нормами. Исключением может быть только возможность усмотрения смягчать или отменять налоговые обязательства в особых случаях, обозначенная выше.

Ввиду того, что законодатель постсоциалистических стран нередко имеет ограниченное представление о современных налоговых правоотношениях и институтах, четкие и недвусмысленные формулировки норм права могут отсутствовать, что образует пробел в налоговом праве. В Венгрии такая проблема решается не только с помощью прецедента, но и с помощью наделения органов правом руководствоваться концепциями и дефинициями других отраслей. В свою очередь, данный способ ограничивает возможность применения прямых или косвенных дискреций. В то же время, значение других отраслей права и делегирование полномочий другим министерствам рассеивает налоговый контроль от Министерства налоговой политики.

В доходах бюджета Венгрии основное место в налоговых поступлениях в бюджет занимает единый налог с оборота (аналог российского НДС), доля которого составляет 39%. За ним следуют подоходный налог (24% поступлений), потребительский налог и акцизы (19%), налог на предпринимательскую прибыль (корпоративный налог) - 10%. Как результат проведенной реформы, в текущей системе налогов Венгрии значительную долю налоговых поступлений составляет налог на добавленную стоимость, который по общему правилу составляет 27 процентов, при наличии налоговых льгот его ставка снижена до 18 и 5 процентов. Прямые налоги - налог на прибыль корпораций, на доход физических лиц, местные налоги и иные налоги - менее весомы, их ставка не превышает 19 процентов.

Налог на доходы физических лиц составляет 16%. Облагаются любые поступления - доход от трудовой деятельности, процентный доход, дивидендные поступления.

Налог на дарение и наследование - до 40% (близкие родственники освобождены от налога на наследство).

Налог на приобретение объектов недвижимости: при сумме покупки до 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) ставка составляет 4%, при сумме покупки свыше 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) - 2%.

Налог на прибыль компаний составляет 19%, есть льготная ставка 10%.

венгрия законодательство налоговая система

Налоги на социальное обеспечение уплачивает как работодатель (28,5% от ФОТ), так и сам работник путем удержаний из его заработной платы (ставка повышена до 18,5% с предыдущей 17,5%).

Могут применяться дополнительные отраслевые и местные налоги на бизнес.

Налог у источника при выплате дивидендов, процентов и роялти (в отдельных случаях только иностранному) юридическому лицу не взимается.

Органы местного самоуправления имеют право для пополнения своего бюджета вводить местные налоги.85% всех поступлений в бюджеты районных, городских и областных администраций составляет промысловый налог. Остальная часть приходится на налог на строения, коммунальный, туристический налог и прочие сборы. Верхний предел ставок местных налогов устанавливается централизованно, а местные администрации сами решают, какие из налогов вводить и с какими ставками.

Таким образом, на основе рассмотренного примера налоговой реформы в Венгрии можно выделить следующие положения, способствовавшие успешному ее проведению: отведение главной роли косвенным налогам, обеспечение поддержки населения за счет важнейших принципов защиты налогоплательщика и кооперации между налоговыми органами и налогоплательщиками. В настоящее время многие из бывших социалистических стран еще не перешли в полной мере к рыночной экономике, следовательно, данный позитивный опыт мог бы стать для некоторых из них ориентиром.

Общие сведения

В настоящее время в Венгрии взимаются следующие налоги и сборы:

  • Налог на прибыль юридических лиц
  • Подоходный налог физических лиц
  • Отчисления на социальное страхование
  • Взнос в фонд восстановления
  • Местные налоги
  • Банковский налог
  • Таможенные сборы
  • Акцизные сборы
  • Налог на передачу имущества
  • Налог на дарение и наследство
  • Сбор на защиту окружающей среды
  • Плата за загрязнение окружающей среды
  • Сбор на инновации
  • Культурный налог
  • Налог на транспортные средства
  • Налог на происшествия
  • Регистрационный налог

Налогообложение физических лиц

Подоходный налог физических лиц в Венгрии взимается с общемирового дохода резидентов и доходов нерезидентов, полученных в Венгрии.
Подоходным налогом облагаются доходы от занятости, а также доходы, полученные от индивидуального предпринимательства.
Подоходный налог взимается по ставке 16%.
Налоговый год для физических лиц совпадает с календарным. Налоговую декларацию необходимо подавать к 20 мая следующего налогового года, в это же время необходимо производить оплату. Срок можно продлить до 20 ноября в случае соблюдения ряда условий. Штраф в размере 50% предусмотрен в случае недоплаты налоговой суммы; поздняя плата налогов ведет к пенни в размере двойной ставки национального банка Венгрии.

Налог на прибыль

Налог на прибыль уплачивается всеми резидентными компаниями с их общемирового дохода. Нерезидентные компании уплачивают налоги с дохода, полученного в Венгрии.
Налогооблагаемый доход включает финансовую прибыль компанию. Обычные расходы на ведение бизнеса вычитаются при расчете налогооблагаемого дохода.
Ставка налога на прибыль составляет 9%.

Налог на прирост капитала

В Венгрии нет отдельного налога на прирост капитала. Прирост капитала включен в налогооблагаемую базу налога на прибыль и облагается по ставке 10% или 19%. При этом налог не взимается, если применяется освобождение от уплаты налогов на дивиденды. Прирост капитала, реализованный при продаже акций акционером венгерской компании недвижимости, резидентным в стране, с которой не заключено соглашение, облагается по ставке 19%.

Дивиденды

Дивиденды, полученные венгерской компанией, освобождаются от налога на прибыль, кроме дивидендов распределенных контролируемой иностранной компанией.

Убытки

Налоговые убытки могут быть использованы в размере до 50% от прибыли до налогообложения соответствующего финансового года и перенесены на неопределенный срок (для слияний и поглощений существуют специальные правила). Относить назад убытки не разрешается.

Налоговые льготы

Налоговые льготы применяется в форме налогового кредитования определенных видов инвестиций в зависимости от размера инвестиций, отрасли и региона страны. Кроме того, для материальных инвестиций предусмотрен «резерв на развитие», вычитаемый из суммы, подлежащей налогообложению, размером до 2 млн. евро (500 млн. форинтов).
Налоговые льготы для исследований и разработок позволяют двойной вычет соответствующих затрат на исследований и разработки. 50% льгота применяется в отношении полученных роялти. С 2014 года затраты на исследования и разработки связанных компаний можно вычитать из налогооблагаемой базы компании при соблюдении ряда условий.

Налоговый год

НДС

НДС взимается с внутренних поставок товаров и услуг и импорта.
Стандартная ставка НДС – 27%. Сниженные ставки – 18% (молочные продукты, выпечка и т.д.) и 5% (медикаменты, книги, газеты). 0% ставка применяется к финансовым и инвестиционным услугам.

Учёт по НДС

В Венгрии нет порога для регистрации по НДС (кроме дистанционных продаж).

Налоговый период и отчетность по НДС

Уплачивать НДС и подавать декларации НДС необходимо ежемесячно, ежеквартально или ежегодно в зависимости от суммы налога к уплате.
Компании, чей годовой оборот не превышает 5 млн. форинтов, освобождаются от подачи декларации НДС.

Налог у источника

Дивиденды, проценты и роялти, уплаченные компании-нерезиденту, налогом у источника не облагаются. Дивиденды, проценты и роялти, уплаченные нерезидентному физическому лицу, могут облагаться по ставке 16%, если ставка не снижена по соглашению об избежании двойного налогообложения.

Гербовый сбор (Stamp Duty)

В Венгрии гербовый сбор не взимается.

Ежегодная пошлина

Каждая компания в Венгрии должна ежегодно платить пошлину за подачу годового отчета в размере 3000 форинтов.

Другие налоги и сборы

Меры противодействия уходу от налогообложения

Трансфертное ценообразование : все сделки связанных сторон должны быть на равноправной основе, в противном случае требуется регулирование налоговой базы. Для сделок связанных сторон существуют требования к документации, а также имеются соглашения по предварительной оплате.
Тонкая капитализация : процент на долга (кроме банковского долга), превышающий долевое участие в 3 раза, не вычитается из налоговой базы компаний. Сумма долга может быть уменьшена суммой наличных авансов, засчитанных в качестве долгосрочных финансовых поступлений или ценных бумаг в балансе компании.
Контролируемые иностранные компании : контролируемые иностранные компании – иностранные компании, в которых венгерское физическое лицо владеет прямо или косвенно по крайней мере 10% акций или которая получает большую часть своего дохода в Венгрии, и которая облагается налогами по ставке менее 10%. Компании, учрежденные в ЕС или ОЭСР или стране, с которой заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, не являются контролируемыми иностранными компаниями, если она имеет реальное экономическое присутствие в этой другой стране. Определенный доход, полученный от контролируемых иностранных компаний и обычно освобождаемый от налогообложения, облагается налогом, тогда как некоторые расходы, обычно вычитаемые из налоговой базы, не вычитаются. Кроме того, с венгерских резидентных акционеров взимаются налоги на нераспределенную прибыль контролируемой иностранной компании.

Соглашения об избежании двойного налогообложения

Венгрия вступила в ряд механизмов по избежанию двойного налогообложения и обмену налоговой информацией:

  • 83 DTCs: Австралия, Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Бахрейн, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Великобритания, Вьетнам, Германия, Греция, Гонконг, Грузия, Дания, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Ирак, Иран, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Катар, Кипр, Китай, Косово, Кувейт, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Малайзия, Мальта, Марокко, Мексика, Молдова, Монголия, Нидерланды, Норвегия, ОАЭ, Оман, Пакистан, Польша, Португалия, Республика Корея, Российская Федерация, Румыния, Сан Марино, Саудовская Аравия, Сербия, Сингапур, Словакия, Словения, США, Тайбэй, Таиланд, Тунис, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция, Швейцария, Эстония, Эфиопия, ЮАР, Япония.
  • 2 TIEAs: Гернси, Джерси.

Валютный контроль

В Венгрии валютный контроль отсутствует.

ОТЧЁТНОСТЬ

Бухгалтерские записи

Все юридические лица, зарегистрированные в Венгрии, должны вести бухгалтерские записи. Первичную документацию требуется вести на венгерском языке.

Финансовая отчётность

Венгерские компании должны ежегодно подавать финансовую отчетность и ежегодный отчет в Министерство государственного управления и юстиции в электронном виде. Финансовая отчетность находится в открытом доступе на сайте министерства. Отчетность можно готовить в форинтах, евро или долларах США в соответствии с венгерскими бухгалтерскими стандартами GAAP, которые сходны с международными бухгалтерскими стандартами.
Финансовый год совпадает с календарным годом с некоторыми исключениями. Финансовый год может не совпадать с календарным годом, например, для филиалов иностранных компаний при условия совпадения с финансовым годом иностранной компании. Финансовый год длится 12 месяцев с некоторыми исключениями.

Аудит

Компании освобождаются от проверки финансовой отчетности аудитором, если на протяжении двух финансовых лет подряд соблюдаются следующие условия:

  • годовые чистые активы не превышают 200 млн. форинтов
  • число сотрудников не более 50 человек
Аудит необходимо проводить в соответствии с венгерскими государственными аудиторскими стандартами, принятыми 1 января 2001 года и основанными на международных аудиторских стандартах. Для того чтобы стать аудитором, физическое лицо должно иметь трехлетний опыт и сдать квалификационные экзамены.
Аудиторы должны быть членами Венгерской палаты аудиторов.

Annual Return

Поскольку в российском праве отсутствует аналог Annual Return, мы считаем необходимым пояснить это понятие. Annual Return – это краткая справка о текущей структуре компании, которая готовится ежегодно секретарем компании. Она, как правило, включает:

  • установочные данные (дату регистрации, юридический адрес);
  • сведения о директорах и их отставках;
  • сведения о секретарях и их отставках;
  • сведения об установочном капитале, номинальной стоимости акций, количестве выпущенных акций;
  • сведения об акционерах и передаче акций.

В Венгрии кроме финансовой отчетности каждая компания должна подавать ежегодный отчет.
Ежегодный отчет бывает полный, упрощенный и консолидированный. Компании могут готовить более подробный отчет, чем требуется.
Упрощенный отчет разрешен для компаний, чьи общие активы не превышают 500 млн. форинтов, оборот - не более 1000 млн. и число сотрудников – менее 50 человек на протяжении 2 лет подряд.
Компании, которые не отвечают этим критериям, должны готовить полный отчет. Для финансовых организаций и страховых компаний действуют особые правила.
Руководство компании должно подготовить ежегодный отчет в течение 150 дней с конца финансового года (180 дней в случае консолидированного отчета). Годовой отчет должен включать баланс, отчет о доходе и заметки по финансовой отчетности. Заметки должны включать заявление о движение наличных средств. Также является обязательной подготовка бизнес-отчета, хотя он не является частью годового отчета.

Налоговая отчётность

Налоговый год для компаний может совпадать с календарным годом, хотя налогоплательщик может выбрать другой период. Налоговый год длится 12 месяцев, но может быть короче в некоторых случаях.
Налоговую декларацию необходимо подавать к 31 мая следующего года или в течение 5 месяцев с конца года для компаний, у который финансовый год не совпадает с календарным.
В случае недоплаты налога предусмотрен 50% штраф (в некоторых случаях – 75%); поздняя плата налогов ведет к пенни в размере двойной ставки национального банка Венгрии.