Степень открытости национальной экономики определяется. Мария ПисареваМировая экономика: конспект лекций

Степень открытости экономики оценивается с помощью соответствующих показателей. В качестве базовых применяются показатели, характеризующие активность страны в области международной торговли.

Экспортная квота (Export Quota , XQ ) - доля экспорта (X) в ВВП (Gross Domestic Product , GDP) страны, %:

Если величина экспортной квоты составляет менее 10%, экономика страны считается относительно закрытой. Если доля экспорта составляет более 35%, экономика страны считается относительно открытой. Увеличение экспортной квоты свидетельствует как о возрастающем участии страны в международном разделении труда, так и о росте конкурентоспособности производимой ею продукции.

Импортная квота (Import Quota , MQ) - доля импорта (М) в ВВП (GDP ) страны, %:

Увеличение импортной квоты, означая рост открытости экономики страны, не является однозначно положительной характеристикой. Более того, высокая доля импорта может свидетельствовать о высоком уровне зависимости национальной экономики от зарубежных поставок. И наоборот, чем в большей степени страна обеспечена природными ресурсами, тем меньше необходимость заимствовать их на мировом рынке и, соответственно, меньше степень открытости.

Внешнеторговая квота (Foreign Trade Quota , FTQ) - соотношение внешнеторгового оборота (Foreign Trade Turnover FTT) - совокупной стоимости экспорта (X ) и импорта (М ) - к стоимости ВВП (GDP ), %:

Считается, что внешнеторговый оборот начинает оказывать стимулирующее или тормозящее влияние на национальную экономику с того момента, когда он достигает уровня около 25% ВВП. Согласно другим оценкам, экономикой с низким уровнем открытости считается экономика страны с величиной внешнеторговой квоты менее 27%.

Соответствующие показатели можно рассмотреть на примере российской экономики (табл. 10.1).

Таблица 10.1

Показатели открытости российской экономики

Показатель

Внешнеторговый оборот

Анализ показателей открытости экономики России позволяет сделать вывод о ее достаточно высоком уровне, особенно в части организации экспорта. Однако следует отметить, что в последнее время степень открытости российской экономики несколько снижается за пределы относительной открытости (менее 35%), что в значительной мере является следствием применения экономических санкций против нашей страны.

Для сравнения: доля экспорта в ВНП бывшего СССР в 1989 г. составляла 7,4%, доля импорта - 7,8, доля внешнеторгового оборота - 15,2% . Очевидно, что величина данных показателей свидетельствует о высокой степени автаркичности советской экономики.

Приведенные показатели, будучи базовыми, вместе с тем могут быть недостаточными для полноценной характеристики открытости экономики страны. Поэтому наряду с ними используют понятие отраслевой структуры национальной экономики. Как показывает практика, чем выше в структуре промышленности удельный вес базовых отраслей (металлургии, энергетики), тем меньше относительная вовлеченность страны в международное разделение труда, тем меньше степень открытости ее экономики.

Кроме того, наряду с показателем объема рассматривают структуру экспорта и импорта , анализируя соотношение в них объемов сырья и готовой продукции.

В качестве примера рассмотрим отраслевую структуру СССР за 1980- 1989 гг. (табл. 10.2).

Таблица 10.2

Удельный вес продукции отдельных отраслей в общем объеме продукции промышленности СССР , %

Данные таблицы подтверждают выводы, сделанные выше, о высокой степени закрытости советской экономики. Доля отраслей тяжелой промышленности в народном хозяйстве страны в среднем составляла около 70%. При этом значительный удельный вес приходился на машиностроение (от 24,3 до 29,3%) и ТЭК (10,5-12,1%).

Для сравнения, в экономике современной России удельный вес в общем объеме добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды:

  • производства машин и оборудования - 2,7%;
  • металлургического производства и производства готовых металлических изделий - 10,7%;
  • добычи топливно-энергетических полезных ископаемых - 21,0% .

Эти данные свидетельствуют о наличии определенного потенциала

автаркичности экономики России, прежде всего в части использования собственных природных ресурсов. Такой вывод подтверждает и высокая доля минеральных продуктов в общем объеме экспорта - 63,8% в 2015 г. В общем объеме импорта 2015 г. большую долю составил импорт машин, оборудования и транспортных средств - 44,8% .

Наряду с показателями международной торговли для характеристики открытости экономики используют показатели активности страны в сфере международного движения капитала. При этом одним из важнейших критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений (прежде всего прямых), технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью.

Конкретными показателями служат, например, объем зарубежных инвестиций (активов) данной страны, соотношение объема прямых зарубежных инвестиций страны за рубежом с объемом прямых иностранных инвестиций на ее территории и т.п.

Пример

Объемы иностранных инвестиций, поступивших в экономику России из-за рубежа и из экономики России за рубеж, представлены в табл. 10.3.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что инвестиционная активность страны за пределами национальных границ за последнее время существенно возросла. Если в 2000-2005 гг. соотношение между размещением прямых инвестиций за рубежом и привлечением прямых инвестиций из-за рубежа складывалось однозначно в пользу последних, то в 2010-2012 гг. ситуация выравнялась, а в 2013 г. принципиально изменилась: прямые инвестиции РФ в экономику зарубежных стран превысили объем прямых инвестиций, поступивших от иностранных государств почти в три раза.

На практике степень открытости, помимо всего прочего, зависит, от масштаба экономики. Относительная значимость внешнеэкономических потоков тем выше, чем меньше масштаб экономики. Имеется в виду, что небольшое государство гораздо более зависит от внешнего мира, чем государство со значительной численностью населения.

  • Рассчитано автором.

Характерным признаком глобализации является открытость экономики. Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития послевоенных десятилетий явился переход от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа.

Впервые определение открытости дал французский экономист М. Пербо. По его мнению, «открытость, свобода торговли – это наиболее благоприятное правило игры для лидирующей экономики».

Для нормального функционирования мирового хозяйства необходимо в конечном счете достичь полной свободы торговли между странами, такой же, какая ныне характерна для торговых отношений внутри каждого государства.

Экономика открытая – экономическая система, ориентированная на максимальное участие в мирохозяйственных связях и в международном разделении труда. Противостоит автаркическим экономическим системам, развивающимся обособленно на основе самообеспеченности.

Степень открытости экономики характеризуется такими показателями, как экспортная квота – отношение стоимости экспорта к стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), объем экспорта на душу населения и др.

Отличительная особенность современного экономического развития – опережающий рост мировой торговли по отношению к мировому производству. Международная специализация не только выгодна национальной экономике, но и способствует увеличению объемов мирового производства.

Вместе с тем открытость экономики не устраняет двух тенденций в развитии всемирного хозяйства: усиление ориентации национально-государственных экономических образований на свободную торговлю (фритредерство), с одной стороны, и стремление к защите внутреннего рынка (протекционизм) – с другой. Их сочетание в той или иной пропорции лежит в основе внешнеэкономической политики государства. Общество, признающее как интересы потребителей, так и свою ответственность за тех, кому оно создает трудности в своем стремлении к более открытой торговой политике, должно выработать компромисс, который позволяет избежать дорогостоящего протекционизма.

Преимуществами открытой экономики являются:

1) углубление специализации и кооперации производства;

2) рациональное распространение ресурсов в зависимости от степени эффективности;

3) распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

4) рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

Открытая экономика – это устранение государством монополии внешней торговли, действенное применение принципа сравнительных преимуществ и международного разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.

Один из важных критериев открытой экономики – благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологии, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью.

Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, информации и рабочей силы.

Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.

Для характеристики степени участия той или иной страны в системе международных экономических связей или степени открытости национальной экономики используется целый ряд показателей. Среди них следует назвать прежде всего экспортную (Кэксп ) и импортную (Кимп ) квоты, удельный вес стоимости экспорта (импорта) в стоимости ВВП (ВНП):

где Q эксп. – стоимость экспорта;

Q имп. – стоимость соответственно экспорта и импорта.

Другим показателем является объем экспорта, приходящийся на душу населения (Q эксп. / д. н. ):

где Ч н. – численность населения страны.

Экспортный потенциал страны оценивается той долей произведенной продукции, которую может продать страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики, внутреннего потребления:

где Э п. – экспортный потенциал (коэффициент имеет только положительные значения, нулевое значение указывает на границу экспортного потенциала);

Д д. н. – предельно допустимый доход на душу населения.

Вся совокупность внешнеторговых операций по экспорту получила название «внешнеторговый баланс страны», операции по экспорту в котором относятся к активным статьям, а операции по импорту – к пассивным. Общая сумма экспорта и импорта создаст сальдо внешнеторгового оборота страны.

Сальдо внешнеторгового оборота образует разность между суммой экспорта и суммой импорта. Сальдо торгового баланса является положительным, если экспорт превышает импорт и, наоборот, отрицательным – при превышении импорта над экспортом. В экономической литературе Запада вместо сальдо внешнеторгового оборота используется другой термин – «экспорт». Он может быть также положительным или, отрицательным в зависимости от того, преобладает экспорт или напротив.

Открытая экономика - это экономика, где совершаются операции на международных рынках товаров, услуг, капиталов и прочих факторов производства. Данные операции совершаются чаще всего субъектами экономических отношений.

Регулирование открытой экономики происходит через валютные резервы и нормативы, так же существует свобода внешнеторговых сделок и валютный курс устанавливается свободно.

Открытая экономика означает, что все страны могут активно импортировать и экспортировать значительную долю товаров и услуг, они экспортируют факторы производства и свободы для их импорта, так же они участвуют в МРТ. Страны получают и предоставляют кредиты на мировых финансовых рынках, и они включены в систему международных финансово-экономических отношений.

Открытая экономика требует активного использования различных форм совместного предпринимательства, организацию зон свободного предпринимательства, а также подразумевает доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации и рабочей силы.

К примеру, США является открытой страной и предпринимает разные меры по защите внутреннего рынка с помощью таможенных и не таможенных барьеров в отношении иностранных конкурентов, прежде всего Японии, а в последнее время и Китая.

Проведение принципов открытой экономики должно привести к созданию общемирового “Общего рынка”, как тот, который создан в рамках Европейского Союза.

Такие страны как Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария они являются странами с высокой открытостью экономики, а с наименее открытой – Северная Корея, Куба.

Рассмотрение степени открытости экономики выдвигает на первый план проблему экономической безопасности страны, которая включает в себя совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики.

Национальная экономическая безопасность – это защита экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый жизненный уровень населения, вследствие чего может возникнуть угроза политической дестабилизации страны.

Национальная экономика открывается для внешнего мира, значительно усиливается зависимость от внешних рынков: товарного, рынка капиталов, рынка труда, валютных рынков. К основным проблемам относятся: занятость населения, состояние курса национальной валюты и положение отечественных товаропроизводителей. В результате глобализации усиливаются взаимосвязи между национальными экономиками. Рост ВВП в одной стране способствует росту ее импорта, что, в свою очередь, стимулирует экономический рост в другой стране. И наоборот, снижение производства в одной стране может неблагоприятно повлиять на динамику экономического роста в других странах, связанных производственными, торговыми, валютно-расчетными и др. отношениями. Внешнеэкономические факторы оказывают влияние, в первую очередь, на динамику развития национальной экономики; темпы роста ВВП; уровень занятости; состояние наиболее прибыльных отраслей; состояние национальной валюты.

Открытая экономика предполагает усиленный контроль государства и межгосударственных институтов за внешнеэкономическими связями.

Что касается России, то за последние 10 лет она в значительной степени открыла свою экономику.

По показателю экспортной квоты она практически вышла на уровень промышленно-развитых стран. По ряду экспортных товаров экспортная квота еще выше – сырая нефть – 45%, нефтепродукты – 36%, газ – 37%, минеральные удобрения – 72%, черные металлы – 72%, целлюлоза – 85%, алюминий – 90%. Практически, ряд отраслей работает просто на экспорт. Наличие у нашей страны столь высокой экспортной квоты, не соответствующей той группе стран, к которым мы относимся, говорит в большей степени не о вовлеченности России в международное разделение труда, а об односторонней экспортной направленности.

Степень открытости экономики России повлекла за собой радикальные изменения как положительные, так и отрицательные. К числу положительных можно отнести:

  • Повышение уровня рыночной конкуренции
  • Появление новых продуктов и внедрения новых технологий
  • Расширение потребительского выбора
  • Расширение экспортных возможностей

К числу проблем можно отнести следующие:

  • Ухудшение отраслевой структуры
  • Подавление импульсов развития в отстающих отраслях
  • Ослабление экономических связей и анклавизация национальной экономики.
  • Утечка капитала

На сегодняшний день насчитывается около 213 стран, которые находятся в разной экономической ситуации. Изучение классификаций характерных для оценки экономического развития дает возможность делать выводы об уровне этого развития каждой страны, как в отдельности, так и по соотношению к другим. В изучении этого вопроса важную роль играет отдельный статистический учет экономического развития, причем, это затрагивает даже некоторые зависимые территории других стран, которые в практике международной экономики рассматриваются как отдельные страны.

Существуют так же показатели по степени открытости экономики и к ним относятся: Экспортная квота, импортная квота, внешнеторговая квота и объем зарубежных инвестиц. В целях выявления групп стран схожих по уровню открытости экономики был проведен анализ по следующии показателям:

Основой для проведения кластерного анализа были выбраны следующие показатели:

Х1: Доля импорта в ВВП страны (2011-2012 гг.)- позволяет определить соотношение объемов ввозимых в страну сырья и готовой конечной продукции. Этот показатель наиболее ясно характеризует зависимость экономики страны от внешнего рынка и уровень развития отраслей национальной экономики.

Х2: Доля экспорта в ВВП страны (2011- 2012гг.)- соотношение или удельные веса экспортируемых товаров по видам и степени их переработки. Так, высокий удельный вес продукции обрабатывающих отраслей в экспорте страны, как правило, свидетельствует о высоком научно-техническом и производственном уровне отраслей, продукция которых идет на экспорт.

Х3: ИРЧП (2013 год) – Индекс Развития Человеческого Потенциала- это индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны.

Х4: Доля объема Иностранных инвестиций (ВВП)(2011-2012гг.)- инвестиции выступают важнейшим фактором экономического процветания любой страны независимо от характера экономической системы.

Кластерный анализ проводится с помощью программы Statistic 6.1 RUS.

Количество кластеров, которое использовалось для дальнейшего анализа кластерных центров, было взято равным 3.

1 –й кластер подразделяется еще на три подкластера.

Таблица 1. Кластеризация стран по данным показателям (2011-2012гг.)

1 кластер(страны со средними показателями импорта и экспорта и высоким уровнем ИРЧП)
1 подкластер: Албания, Антигуа и Барбуда, Австрия, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Ботсвана, Босния и Герцеговина, Болгария, Камбоджа, Кабо-Верде, Дания, Фиджи, Грузия, Германия, Гана, Гондурас, Исландия, Ямайка, Иордания, Латвия, Македония. Маврикий, Монголия, Молдова, Намибия, Черногория, Марокко,Никарагуа, Парагвай, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тонга, Тунис, Польша, Самоа,Сербия, Вануату

2 подкластер: Аргентина, Армения, Австралия, Боливия, Канада, Чили, Китай, Хорватия, Доминиканская Республика, Эквадор, Сальвадор, Финляндия, Франция, Греция, Гренада, Израиль Италия, Япония, Казахстан, Ливан, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Румыния, Великобритания, США, Турция, Узбекистан, Швеция, Швейцария, Испания, Шриланка Сенкт-Китс и Невис, Филипины, Перу, Португалия, РФ, Венесуэла

3 подкластер: Ангола, Азербайджан, Бахрейн, Бруней- Даруссалам, Конго Республика, Кувейт, Оман, Туркменистан, Катар, Саудовская Аравия

2 кластер (страны с высокими показателями тмпорта, экспорта, ИРЧП и долей иностранных инвестиций)
Беларусь, Бельгия, Конго дем.Конгессемен, Эстония, Китай, Венгрия, Ирландия, Лесотто, Литва, Люксембург, Малаизия, Мальдивы, Мальта, Мавритания, Нидерланды, Палау, Сейшельские острова, Сингапур, Словения, Свазиленд, Тайланд, ОАЭ, Вьетнам
3 кластер (страны с наименьшими показателями открытости эклономики)
Афганистан, Бангладеш, Бенин, Бутан, Бразилия, Бурунди, Камерун, Центарально Африканская Республика, Чад, Колумбия, Коморские острова, Египет, Эретрия, Эфиопия, Гамбия, Гватемала, Гвинея, Гаити, Индия, Индонезия, Кения, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мали, Непал, Нигер, Нигерия, Пакистан, Руанда, Сан-Томе- и Принсипи, Сенегал, ЮАР, Судан, Таджикистан, Танзания, Того, Уганда, Замбия, Зимбабве

В результате в 1-й кластер вошли 86 стран. Из 1-ого кластера вытекают еще 3 подкалстера.

В 1-й подкластер 1-ого кластера вошли 38 стран, во 2-й подкластер 38 стран, 3-й подкластер остальные 10 стран, во 2-ой кластер – 24 страны, а в 3-й 40 стран. Из анализа 189 стран были пропущены 39 стран в виду нехватки данных.

Ниже представлены средние значения по кластерам.

Таблица 2. Средние значения по кластерам

Кластер

Показатель

1 кластер 2 кластер 3 кластер Выборка по всем странам в целом
1 2 3
Х1 0,42 0,24 0,25 0,74 0,33 0,54
Х2 0,27 0,23 0,51 0,95 0,28 0,46
Х3 0,634 0,811 0,698 0,688 0,418 0,534
Х4 0,05 0,02 0,06 0,08 0,05 0,03

Таблица 2 иллюстрирует средние значения показателей по каждому кластеру. В 1-й кластере всех 3-х подкластеров были включены страны с со средними данными по показателям Импорта и Экспорта. Самым высоким значением в одном из трех подкластеров обладает ИРЧП. .Ко 2-му подкластеру были отнесены страны, чьи значения показателей оказались чуть меньше, чем в 1-оми 3-ем подкластерах.

2-ой кластер включает в себя показатели с самыми высокими значениями в большей степени по импорту и экспорту, нк и так же ИРЧП и иностранным инвестициям. Что же касается 3-го кластера, то здесь собраны самые наименьшие показатели, и он находится чуть позади первого кластера, но отстает не на много. Самым наименьшим показателем является показатель Х2 в 3 кластере. Очевидно, то, что значимое смещение произошло между 1 и 3 и 2 и 3 кластерами.

Кластеры были разбиты по следующим критериям:

  • 1 кластер

1 подкластер – страны со средними показателями импорта и экспорта.

2 подкластер – страны на равне с 1 подкластером, но некоторые показатели являются выше.

3 подкластер – страны с высокими показателями ИРЧП.

  • 2 кластер – Страны с самыми наибольшими показателями импорта, экспорта, ИРЧП и доли иностаннных инвестиций.
  • 3 кластер – Страны с низкими показателями открытости экономики.

Исходя, из Таблицы 2 были получены достоверные данные по всем показателям. Это свидетельствует о том, что все 4 показателя были справедливо использованы в процессе осуществления данного кластерного анализа. Можно сделать вывод, что все показатели оказали значительное влияние на открытость экономики.

Судя по центральным значениям кластеров, можно отметить то, что динамика всех показателей является положительной.

В 2011-2012 гг. лидирующие места занимали такие страны как: Китай.,Гонгонг, Ирландия, Эстония, Чешская Республика, Беларусь, Бельгия, Мальта, Нидерланды, Палау, Сейшельские острова, Сингапур, Словения, Свазиленд, Таиланд, ОАЭ, Вьетнам.

По проведенному анализу Российская Федерация вошла в первый кластер второго подкластера. Она имеет средние показатели по импорту равным 0,22 , экспорт составляет 0,29 , самый высокий показатель ИРЧП равный 0,788, а доля инвестиций составила 0,02.

Для характеристики степени участия той или иной страны в системе международных экономических связей или степени открытости национальной экономики используется целый ряд показателей. Среди них следует назвать прежде всего экспортную (К эксп) и импортную (К имп) квоты, удельный вес стоимости экспорта (импорта) в стоимости ВВП (ВНП):

где и - стоимость соответственно экспорта и импорта.

Другим показателем является объем экспорта, приходящийся на душу населения ():

где Ч н – численность населения страны.

Экспортный потенциал страны оценивается той долей произведенной продукции, которую может продать страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики, внутреннего потребления:

где Э п – экспортный потенциал (коэффициент имеет только положительные значения, нулевое значение указывает на границу экспортного потенциала); Д д.н. – предельно допустимый доход на душу населения.

Другим показателем является соотношение доли страны в мировом производстве ВВП (ВНП) и ее доли в мировой торговле. Данный показатель позволяет сопоставить вклад страны в мировое производство благ и ее интегрированность в мировую торговлю. Подобного рода расчеты могут проводиться и в отношении отдельных отраслей производства с учетом их участия в международном обмене. Однако, обращаясь к данному показателю, необходимо быть осторожными в оценках.

Крупные страны обладают огромным внутренним рынком и поэтому, как правило, несмотря на значительные абсолютные объемы экспорта, их доля в мировой торговле может быть не столь значительна. Еще в большей степени это верно в отношении доли экспорта в ВВП (ВНП). Напротив, небольшие и средние страны, для которых внешние рынки являются неотъемлемым атрибутом налаживания крупномасштабного производства, как правило, «проигрывают» по доле в мировом производстве, и «выигрывают» по доле своего участия в мировой торговле. У таких стран и наиболее высокие показатели доли экспорта в ВВП (ВНП).

Внешнеэкономическая политика: протекционизм и либерализм

Осознавая факт возможного существенного воздействия участия страны в мировой торговле на национальную экономику в целом и на отдельные ее сектора, государственные органы разрабатывают внешнеэкономическую политику адекватно сложившейся ситуации как внутри страны, так и на мировых рынках. В связи с этим условно можно выделить два подхода к регулированию внешнеэкономических связей и прежде всего торговли: протекционизм и либерализм.

Политика протекционизма означает осуществление системы мер по защите того или иного сектора экономики или ее в целом от внешних конкурентов. Классическим видом является торговый протекционизм, который предполагает введение импортных пошлин или таможенных

тарифов с целью защитить отечественную промышленность, сельское хозяйство от наплыва дешевых товаров из-за рубежа. Введение пошлин на импортируемые товары позволяет поднять цены на них до уровня цен на аналогичную отечественную продукцию. Таможенные пошлины - это процентные надбавки к цене ввозимых товаров.

По своим размерам таможенные пошлины могут быть максимальными, минимальными и льготными (преференциальными). Максимальные пошлины, как правило, устанавливаются на товары, ввозимые из стран, с которыми отсутствуют регулярные торгово-экономические отношения. Минимальные пошлины, взимаются с товаров тех стран, с которыми экономические отношения носят традиционный характер. Преференциальные пошлины используются с целью поддержания импорта данных видов продукции из тех или иных стран.

Кроме того, довольно часто страны прибегают и к таким нетарифным ограничениям, как лицензирование, соблюдение национальных и межгосударственных стандартов качества, безопасность поставок, а также введение различного рода сложных бюрократических таможенных процедур. В последние десятилетия в практике внешних экономических отношений получили относительно широкое распространение так называемые добровольные экспортные ограничения.

Протекционистская внешнеэкономическая политика несет в себе как положительные, так и негативные моменты для национальной экономики и общества. К положительной ее стороне необходимо отнести следующие функции протекционизма: защита отечественных товаропроизводителей от зарубежных конкурентов; поддержка развития зарождающихся производств и отраслей; создание дополнительных рабочих мест в стране; обеспечение экономической и национальной безопасности государства; недопущение переориентации потребительского спроса с отечественной продукции на

импортную; формирование государственных доходов; поддержание на требуемом уровне торгового баланса страны.

Негативные аспекты политики протекционизма можно свести к следующим последствиям: замедление научно-технического прогресса; нейтрализация фактора внешней конкуренции; обособление структурных сдвигов в национальной экономике; повышение цен не только на импортные, но и на аналогичные товары отечественного производства; перераспределение доходов потребителей в пользу государства.

Либерализм (политика свободной торговли, или фритредерство) - это политика на устранение барьеров на пути международного обмена. В основе либерализации внешней торговли заложены принципы сравнительных издержек и преимуществ, а также свободной конкуренции. При этом предполагается, что в результате открытости национальных экономик непременно все страны - участницы мировой торговли выигрывают.

Однако, как свидетельствует исторический опыт, призыв к фритредерству исходит исключительно от тех стран, которые добились наиболее крупных успехов в своем развитии, конкурентоспособности подавляющей части секторов национальной экономики. Оно же ведет к неизбежному использованию протекционистской политики теми странами, у которых оказывается недостаточный уровень промышленного развития и конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках.

Обращает на себя внимание и тот факт, что страны, проповедующие политику свободной торговли, под различными предлогами выступают с угрозами о принятии протекционистских мер или вводят их, как только та или иная отрасль их экономики начинает испытывать давление со стороны производителей других стран.

Нельзя абстрактно рассуждать, оценивая протекционистскую или либеральную внешнюю экономическую политику той или иной страны, требуется войти в ее положение. То, что является неприемлемым и вредным

для одной страны, может оказаться благоприятным и необходимым для другой. Следует помнить, что в международном обмене нет чисто экономических критериев (хотя и теоретически, и практически они могут быть использованы), так как на него накладывают отпечаток внешняя политика страны и ее место в международном сообществе, состояние хозяйственных и социальных проблем внутри страны, ее геополитическое положение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

С одержание

1. История мировых экономических кризисов

2. Субъекты мирового хозяйства

3. Мировой рынок и международная торговля

4. Открытость национальной экономики. Экономическая безопасность

Список используемой литературы

1. История мировых экономических кризисов

На протяжении почти двухвекового периода становления и развития мирового индустриального общества в экономике многих стран происходили кризисы, во время которых наблюдался нарастающий спад производства, скопление нереализованных товаров на рынке, падение цен, крушение системы взаимных расчетов, крах банковских систем, разорение промышленных и торговых фирм, резкий скачок безработицы. В специальной литературе экономический кризис характеризуется как нарушение равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.

Кризисы сопровождают всю историю человеческого общества. Вначале они проявлялись как кризисы недопроизводства сельскохозяйственной продукции, с середины XIX века - как нарушение равновесия между промышленным производством и платёжеспособным спросом.

Экономические кризисы до XX века ограничивались пределами одной, двух или трех стран, затем стали приобретать международный характер. Несмотря на то, что в последние десятилетия мировым сообществом созданы механизмы по предотвращению мировых кризисов (укрепление государственного регулирования хозяйственных процессов, создание международных финансовых организаций, проведение мониторинга и др.), как свидетельствует история мировых экономических катаклизмов, ни точно предсказать, ни тем более избежать их не возможно. В Евразии и Америке на протяжении почти двух веков экономические кризисы случались около 20 раз. Первый мировой экономический кризис , который нанес удар народному хозяйству и общественной жизни одновременно США, Германии, Англии и Франции произошел в 1857 году . Кризис начался в США. Причиной послужили массовые банкротства железнодорожных компаний и обвал рынка акций. Коллапс на фондовом рынке спровоцировал кризис американской банковской системы. В том же году кризис перекинулся на Англию, а затем на всю Европу. Волна биржевых волнений прокатилась даже по Латинской Америке. В период кризиса производство чугуна в США сократилось на 20%, потребление хлопка на 27%. В Великобритании больше всего пострадало судостроение, где объём производства упал на 26%. В Германии на 25% сократилось потребление чугуна; во Франции _ на 13% выплавка чугуна и на столько же потребление хлопка; в России выплавка чугуна упала на 17%, выпуск хлопчатобумажных тканей - на 14%.

Очередной мировой экономический кризис начался в 1873 году с Австрии и Германии. Кризис 1873 года рассматривается как крупный международный финансовый кризис. Предпосылкой для кризиса был кредитный подъем в Латинской Америке, подпитываемый из Англии, и спекулятивный подъем на рынке недвижимости в Германии и Австрии. Австро-германский подъем закончился крахом фондового рынка в Вене в мае. Фондовые рынки в Цюрихе и Амстердаме также обвалились. В США банковская паника началась после сильного падения акций на Нью-Йоркской фондовой бирже и банкротства главного финансиста и президента Объединенной Тихоокеанской железной дороги Джей Кука. Из Германии в Америку кризис перекинулся из-за отказа германских банков пролонгировать кредиты. Так как американская и европейская экономика впали в фазу рецессии (спад производства), экспорт стран Латинской Америки резко сократился, что привело к падению доходов государственных бюджетов. Это был самый продолжительный в истории капитализма кризис: он завершился в 1878 году. В 1914 году произошел международный финансовый кризис, вызванный началом Первой мировой войны. Причина _ тотальная распродажа бумаг иностранных эмитентов правительствами США, Великобритании, Франции и Германии для финансирования военных действий. Этот кризис, в отличие от других, не распространялся из центра на периферию, а начался практически одновременно в нескольких странах после того, как воюющие стороны стали ликвидировать иностранные активы. Это привело к краху на всех рынках, как товарных, так и денежных. Банковская паника в США, Великобритании и некоторых других странах была смягчена своевременными интервенциями центральных банков.

Следующий мировой экономический кризис, связанный с послевоенной дефляцией (повышение покупательной способности национальной валюты) и рецессией (спад производства), произошел 1920-1922 годах. Явление было связано с банковскими и валютными кризисами в Дании, Италии, Финляндии, Голландии, Норвегии, США и Великобритании. 1929-1933 годы - время Великой депрессии . 24 октября 1929 года (Черный Четверг) на Нью-Йоркской фондовой бирже произошло резкое снижение акций, ознаменовавшее начало крупнейшего в истории мирового экономического кризиса. Стоимость ценных бумаг упала на 60_70%, резко снизилась деловая активность, был отменен золотой стандарт для основных мировых валют. После Первой мировой войны экономика США развивалась динамично, миллионы держателей акций увеличивали свои капиталы, быстрыми темпами рос потребительский спрос. И все в одночасье рухнуло. Самые солидные акции: Американской компании телефонов и телеграфа, Всеобщей электрической компании и Всеобщей компании двигателей - потеряли в течение недели до двухсот пунктов. К концу месяца держатели акций лишились свыше 15 млрд. долларов. К концу 1929 года падение курсов ценных бумаг достигло фантастической суммы в 40 млрд. долларов. Закрывались фирмы и заводы, лопались банки, миллионы безработных бродили в поисках работы. Кризис бушевал до 1933 года, а его последствия ощущались до конца 30-х годов. Промышленное производство во время этого кризиса сократилось в США на 46%, в Великобритании на 24%, в Германии на 41%, во Франции на 32%. Курсы акций промышленных компаний упали в США на 87%, в Великобритании на 48%, в Германии на 64%, во Франции на 60%. Колоссальных размеров достигла безработица. По официальным данным, в 1933 году в 32 развитых странах насчитывалось 30 млн. безработных, в том числе в США 14 млн.

Первый послевоенный мировой экономический кризис начался в конце 1957 года и продолжался до середины 1958 года. Он охватил США, Великобританию, Канаду, Бельгию, Нидерланды и некоторые другие капиталистические страны. Производство промышленной продукции в развитых капиталистических странах снизилось на 4%. Армия безработных достигла почти 10 млн. человек.

Экономические кризис, начавшийся в США в конце 1973 года по широте охвата стран, продолжительности, глубине и разрушительной силе значительно превзошёл мировой экономический кризис 1957-1958 годов и по ряду характеристик приблизился к кризису 1929-1933 годов. За период кризиса в США промышленное производство сократилось на 13%, в Японии на 20%, в ФРГ на 22%, в Великобритании на 10%, во Франции на 13%, в Италии на 14%. Курсы акций только за год - с декабря 1973 по декабрь 1974 - упали в США на 33%, в Японии на 17%, в ФРГ на 10%, в Великобритании на 56%, во Франции на 33%, в Италии на 28%. Число банкротств в 1974 году по сравнению с 1973 годом выросло в США на 6%, в Японии на 42%, в ФРГ на 40%, в Великобритании на 47%, во Франции на 27%. К середине 1975 года число полностью безработных в развитых капиталистических странах достигло 15 млн. человек. Кроме того, более 10 млн. были переведены на неполную рабочую неделю или временно уволены с предприятий. Повсеместно произошло падение реальных доходов трудящихся.

В 1973 году произошел также первый энергетический кризис, который начался с подачи стран - членов ОПЕК, снизивших объемы добычи нефти. Таким образом добытчики черного золота пытались поднять стоимость нефти на мировом рынке. 16 октября 1973 года цена барреля нефти поднялась на 67% - с $3 до $5. В 1974 году стоимость нефти достигла $12.

Черный понедельник 1987 года . 19 октября 1987 года американский фондовый индекс Dow Jones Industrial обвалился на 22,6%. Вслед за американским рынком рухнули рынки Австралии, Канады, Гонконга. Возможная причина кризиса: отток инвесторов с рынков после сильного снижения капитализации нескольких крупных компаний.

В 1994_1995 годах произошел Мексиканский кризис . В конце 1980-х годов мексиканское правительство проводило политику привлечения инвестиций в страну. В частности, чиновники открыли фондовую биржу, вывели на площадку большинство мексиканских госкомпаний. В 1989_1994 годах в Мексику хлынул поток иностранного капитала. Первое проявление кризиса _ бегство капитала из Мексики: иностранцы стали опасаться экономического кризиса в стране. В 1995 году из страны было уведено $10 млрд. Начался кризис банковской системы.

В 1997 году _ Азиатский кризис . Самое масштабное падение азиатского фондового рынка со времен Второй мировой войны. Кризис - следствие ухода иностранных инвесторов из стран Юго-Восточной Азии. Причина - девальвация национальных валют региона и высокий уровень дефицита платежного баланса стран ЮВА. По подсчетам экономистов, азиатский кризис снизил мировой ВВП на $2 трлн.

В 1998 году _ Российский кризис . Один из самых тяжелых экономических кризисов в истории России. Причины дефолта: огромный государственный долг России, низкие мировые цены на сырье (Россия _ крупный поставщик нефти и газа на мировой рынок) и пирамида государственных краткосрочных облигаций, по которым правительство РФ не смогло расплатиться в срок. Курс рубля по отношению к доллару в августе 1998 года _ январе 1999 года упал в 3 раза _ c 6 руб. за доллар до 21 руб. за доллар.

Начало очередного мощного экономического кризиса специалисты прогнозировали к 2007_2008 годам. В Америке предсказывалось разорение нефтяных рынков, в Евразии _ полное поражение доллара.

2. С убъекты мирового хозяйства

Три группы стран: На основании разнообразных критериев в мировом хозяйстве выделяется определенное количество подсистем. Наиболее крупными подсистемами, или мега системами, являются три группы национальных экономик:

1) промышленно развитые страны;

2) страны переходного периода;

3) развивающиеся страны.

Группа развитых стран

В группу развитых (промышленно развитых стран, индустриальных) входят государства, имеющие высокий уровень социально-экономического развития, преимущественное преобладание рыночной экономики. ВВП на душу населения по ППС составляет не менее 12 тыс. долларов по ППС.

В число развитых стран и территорий, по мнению Международного валютного фонда, входят США, все страны Западной Европы, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия, Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань, Израиль. ООН присоединяет к ним Южно-Африканскую Республику. Организация экономического сотрудничества и развития добавляет к их числу Турцию и Мексику, хотя это, скорее всего развивающиеся страны, но они вошли в это число по территориальному признаку.

Таким образом, около 30 стран и территорий включают в число развитых стран. Возможно, после официального присоединения к Европейскому союзу Венгрии, Польши, Чехии, Словении, Кипра и Эстонии эти страны также будут включены в число развитых стран.

Существует мнение, что в ближайшем будущем в группу развитых стран войдет и Россия. Но ей для этого необходимо пройти долгий путь преобразования своей экономики в рыночную, увеличить ВВП хотя бы до дореформенного уровня.

Развитые страны - это главная группа стран в мировом хозяйстве. В этой группе стран выделяют «семерку» с наибольшим объемом ВВП (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Канада). Более 44 % мирового ВВП приходится на эти страны, в том числе на США - 21, Японию - 7, Германию - 5 %. Большинство развитых стран являются членами интеграционных объединений, из которых наиболее мощными являются Европейский союз (ЕС) и Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).

Группа развивающихся стран

Группа развивающихся стран (менее развитых, слаборазвитых) - это самая многочисленная группа (около 140 государств, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании). Это государства с низким уровнем экономического развития, но с рыночной экономикой. Несмотря на довольно значительное число этих стран, а для многих из них характерны большая численность населения и немалая территория, на них приходится всего лишь 28 % мирового ВВП. Нередко группу развивающихся стран называют третьим миром, и она неоднородна. Основу развивающихся стран составляют государства со сравнительно современной структурой экономики (например, некоторые страны Азии, особенно Юго-Восточной, и страны Латинской Америки), большим ВВП на душу населения, высоким индексом человеческого развития. Из них выделяют подгруппу новых индустриальных стран, которые в последнее время демонстрируют очень высокие темпы экономического роста. Они смогли сильно сократить свое отставание от развитых стран. К сегодняшним новым индустриальным странам можно отнести: в Азии - Индонезию, Малайзию, Таиланд и другие, в Латинской Америке - Чили и другие Южно- и Центральноамериканские страны.

В особую подгруппу выделяют страны, являющиеся экспортерами нефти. Костяк этой группы составляют 12 участников Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК). Отсталость, отсутствие богатых запасов полезных ископаемых, а в некоторых странах и выхода к морю, неблагоприятная внутриполитическая и социальная обстановка, военные действия и просто засушливый климат определяют в последние десятилетия рост числа стран, относимых к подгруппе наименее развитых. В настоящее время их 47, в том числе 32 расположены в Тропической Африке, 10 - в Азии, 4 - в Океании, 1 - в Латинской Америке (Гаити). Главная проблема этих стран - не столько в отсталости и бедности, сколько в отсутствии ощутимых экономических ресурсов для их преодоления.

Группа стран с переходной экономикой

К этой группе относят государства, осуществляющие переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют пост социалистическими). Такой переход происходит с 1980--199х гг.

Такими являются 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран бывших советских республик, а также Монголия, Китай и Вьетнам (две последние страны формально продолжают строить социализм)

На страны с переходной экономикой приходится около 17-18 % мирового ВВП, в том числе на страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) - менее 2 %, бывшие советские республики - более 4 % (в том числе на Россию - около 3 %), Китай - около 12 %. В этой самой молодой группе стран можно выделить подгруппы.

В одну подгруппу можно объединить бывшие советские республики, которые сейчас объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Таким образом, такое объединение приводит к реформированию экономики этих стран.

В другую подгруппу можно объединить страны Центральной и Восточной Европы, страны Балтии. Для этих стран свойствен радикальный подход к реформам, стремление войти в ЕС, относительно высокий уровень развития большинства из них.

Но из-за сильного отставания от лидеров этой подгруппы Албании, Болгарии, Румынии и республик бывшей Югославии их целесообразно включать в первую подгруппу. Китай и Вьетнам можно выделить в отдельную подгруппу. Низкий уровень социально-экономического развития в настоящее время быстро повышается. Из многочисленной группы стран с административно-командной экономикой к концу 1990-х гг. остались только две страны: Северная Корея и Куба.

Новые индустриальные страны, нефтедобывающие страны, наименее развитые страны.

В структуре развивающихся стран 1960--80-е гг. XX в. являются периодом глобальных изменений. Из их среды выделяются так называемые «новые индустриальные страны (НИС)». НИС на основании определенных признаков отличают из основной массы развивающихся стран. Особенности, отличающие «новые индустриальные страны» от развивающихся стран, разрешают говорить о появлении особой «новоиндустрильной модели» развития. Эти страны являются своеобразными примерами развития для многих государств как в отношении внутренней динамики народного хозяйства, так и в отношении внешнеэкономической экспансии. К НИС относят четыре азиатские страны, так называемые «малые драконы Азии» - Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг, а также НИС Латинской Америки - Аргентину, Бразилию, Мексику. Все эти страны - это НИС первой волны или первого поколения.

Затем за ними идут НИС последующих поколений:

1) Малайзия, Таиланд, индия, Чили - второе поколение;

2) Кипр, Тунис, Турция, Индонезия - третье поколение;

3) Филиппины, южные провинции Китая - четвертое поколение.

В результате возникают целые зоны новоиндустриальности, полюса экономического роста, распространяющие свое влияние прежде всего на близлежащие регионы.

Организация Объединенных Наций выделяет критерии, по которым те или иные государства относятся к НИС:

1) размер ВВП на душу населения;

2) среднегодовые темпы его прироста;

3) удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть более 20 %);

4) объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе;

5) объем прямых инвестиций за рубежом.

По всем этим показателям НИС не только выделяются на фоне других развивающихся стран, но и зачастую превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран.

Значительное повышение благосостояния населения определяет высокие темпы роста НИС. Низкий уровень безработицы является одним из достижении НИС Юго-Восточной Азии. В середине 1990-х г. четыре «малых дракона», а также Таиланд и Малайзия являлись странам с самой низкой безработицей в мире. Они показали отстающий уровень производительности труда по сравнению с промышленно развитыми странами. В 1960-е г. по такому пути пошли некоторые страны Восточной Азии и Латинской Америки - НИС.

Эти страны активно использовали внешние источники экономического роста. К ним прежде всего можно отнести свободное привлечение иностранных капиталов, техники и технологии из промышленно развитых стран.

Основные причины выделения НИС из остальных стран:

1) в силу ряда причин некоторые НИС оказались в сфере особых политических и экономических интересов промышленно развитых стран;

2) на развитие современной структуры экономики НИС большое влияние оказали прямые инвестиции. Прямые инвестиции в экономику НИС занимают 42 % прямых капиталистических вложений в развивающиеся страны. Основным инвестором является США, а потом Япония. Японские инвестиции содействовали индустриализации НИС и увеличению конкурентоспособности их экспорта. Особенно заметную роль они сыграли в метаморфозе НИС в крупных экспортеров продукции обрабатывающей промышленности. Для НИС Азии характерно то, что капитал устремлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли. В свою очередь капитал латиноамериканских НИС направлялся в торговлю, сферу услуг, обрабатывающую промышленность. Свободная экспансия зарубежного частного капитала привела к тому, что в НИС фактически нет ни одной отрасли экономики, где не было бы иностранного капитала. Доходность инвестиций в азиатские НИС заметно превосходит подобные возможности в латиноамериканских странах;

3) «азиатские» драконы были намерены принимать эти изменения международной экономической конъюнктуры и употреблять их в своих целях.

Значительную роль в привлечении транснациональных корпораций сыграли следующие факторы:

1) удобное географическое положение НИС;

2) формирование почти во всех НИС автократических или близких к таковым политических режимов, лояльных к промышленно развитым странам. Иностранным инвесторам обеспечивалась высокая степень гарантий безопасности их инвестиций;

3) такие неэкономические факторы, как трудолюбие, старательность, дисциплинированность населения НИС Азии сыграли значительную роль.

Все страны по уровню экономического развития можно распределить на три категории. Особо выделяют страны импортеры и экспортеры нефти.

В группу стран с высокими доходами на душу населения, которые характерны для промышленно развитых стран, входят Бруней, Катар, Кувейт, Эмираты.

В группу стран со средними показателями ВВП на душу населения объединяют в основном страны-нефтеэкспортеры и новые индустриальные страны (к ним относятся страны, доля обрабатывающей промышленности в ВВП которых составляет не менее 20 %)

Группа нефтеэкспортеров имеет подгруппу, состоящую из 19 государств, экспорт нефтепродуктов которых превышает 50 %.

В этих странах первоначально была создана материальная основа, а только потом дан простор для развития капиталистических производственных отношений. В них сформировался так называемый рентный капитализм.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) была основана в сентябре 1960 г. на конференции в Багдаде (Ирак). ОПЕК учредили пять богатых нефтью развивающихся государств: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла. К этим странам впоследствии присоединились восемь других: Катар (1961 г.), Индонезия и Ливия (1962 г.), ОАЭ (1967 г.), Алжир (1969 г.), Нигерия (1971 г.), Эквадор (1973 г.), и Габон (1975 г.). Однако два незначительных производителя - Эквадор и Габон - отказались от членства в этой организации в 1992 и 1994 гг. соответственно. Таким образом, настоящий ОПЕК объединяет 11 стран-участниц. Штаб-квартира ОПЕК находится в Вене. Устав Организации был принят в 1961 г. на январской конференции в Каракасе (Венесуэла). В соответствии с 1-й и 2-й статьями Устава Опек представляет собой «постоянную межправительственную организацию», основными задачами которой являются:

1) координация и унификация нефтяной политики стран-участниц и определение оптимальных способов (индивидуальных и коллективных) по защите их интересов;

2) изыскание путей и способов, обеспечивающих стабильность цен на мировых нефтяных рынках с целью исключения пагубных и нежелательных ценовых колебаний;

3) соблюдение интересов стран-производителей и обеспечение им устойчивых доходов;

4) эффективное, экономически целесообразное и регулярное снабжение нефтью стран-потребителей;

5) обеспечение инвесторам, направляющим свои средства в нефтяную промышленность, справедливого дохода на вложенный капитал.

ОПЕК контролирует около половины мирового объема торговли нефтью, устанавливает официальную цену на сырую нефть, что во многом определяет мировой уровень цен.

Конференция является высшим органом ОПЕК и состоит из делегаций, обычно возглавляемых министрами. Обычно она собирается на очередные сессии дважды в год (в марте и сентябре) и на внеочередные - по мере необходимости.

На Конференции формируется общая политическая линия Организации, определяются соответствующие меры по ее претворению в жизнь; принимаются решения о приеме новых членов; проверяется и координируется деятельность Совета Управляющих, назначаются члены Совета, в т. ч. Председатель Совета Управляющих и его заместитель, а также Генеральный Секретарь ОПЕК; утверждается бюджет и изменения в Уставе и пр.

Генеральный секретарь Организации является и секретарем Конференции. Все решения, за исключением процедурных вопросов, принимаются единогласно. Конференция в своей деятельности опирается на несколько комитетов и комиссий, важнейшей из которых является экономическая комиссия. Она призвана оказывать содействие Организации в поддержании стабильности на мировом нефтяном рынке.

Совет Управляющих является руководящим органом ОПЕК и по характеру выполняемых им функций сопоставим с советом директоров коммерческой организации. Он состоит из управляющих, назначаемых государствами-членами и утверждаемых Конференцией на двухлетний срок.

Совет исполняет руководство Организацией, осуществляет решения высшего органа ОПЕК, формирует годовой бюджет и представляет его на утверждение Конференции. Он также анализирует доклады, представляемые Генсеком, составляет отчеты и рекомендации Конференции по текущим делам и подготавливает повестки дня Конференций.

Секретариат ОПЕК действует как штаб-квартира Организации и (по сути) является исполнительным органом, отвечающим за ее функционирование в соответствии с положениями Устава и директивами Совета Управляющих. Секретариат возглавляется Генеральным Секретарем и состоит из Отдела исследований, руководимого директором, департамента по информации и связям с общественностью, департамента администрации и персонала, а также офиса Генерального Секретаря.

Устав определяет три категории членства в Организации:

1) участник-учредитель;

2) полный участник;

3) ассоциативный участник.

Участниками-учредителями являются пять стран, которые основали ОПЕК в сентябре 1960 г. в Багдаде. Полные участники - это страны-учредители плюс те страны, членство которых было утверждено Конференцией. Ассоциативные участники - это те страны, которые по тем или иным причинам не соответствуют критериям для полного участия, но тем не менее были приняты Конференцией на особых отдельно оговоренных условиях.

Максимизация прибылей от нефтеэкспорта для участников - это основная цель ОПЕК. В основном достижение этой цели объединено с необходимостью выбора между повышением производства в надежде продать большее количество нефти или же с его сокращением с целью выиграть на более высоких ценах. ОПЕК периодически изменяла эти стратегии, но ее доля на мировом рынке с 1970-х гг. довольно снизилась. В то время в среднем реальные цены не претерпели существенных изменений.

Вместе с тем в последние годы появились другие задачи, порой противоречащие вышеуказанной. Так, например, Саудовская Аравия усиленно лоббировала идею поддержания долговременного и стабильного уровня нефтяных цен, который был бы не слишком высоким, чтобы побудить развитые страны разрабатывать и внедрять альтернативные виды топлива.

Цели тактического характера, решаемые на встречах ОПЕК, заключаются в регулировании добычи нефти. И все же на данный момент странам ОПЕК так и не удалось развить эффективный механизм регулирования производства главным образом потому, что участники этой организации являются суверенными государствами, которые имеют право проводить независимую политику в области добычи нефти и ее экспорта.

Другой тактической целью Организации в последние годы стало стремление «не спугнуть» нефтяные рынки, т. е. забота об их стабильности и устойчивости. Например, прежде чем объявить о результатах своих совещаний министры ОПЕК ждут окончания торговой сессии по нефтяным фьючерсам в Нью-Йорке. А так же уделяют особое внимание тому, чтобы в очередной раз заверить страны Запада и азиатские НИС в намерении ОПЕК вести конструктивный диалог.

По своей сути ОПЕК представляет не что иное, как международный картель богатых нефтью развивающихся стран. Это следует как из задач, сформулированных в ее Уставе (например, соблюдение интересов стран-производителей и обеспечение им устойчивых доходов; координация и унификация нефтяной политики стран-участниц и определение оптимальных способов (индивидуальных и коллективных) по защите их интересов), так и из специфики членства в Организации. Согласно Уставу ОПЕК «любая другая страна со значительным нетто-экспортом сырой нефти, имеющая принципиально схожие интересы со странами-участницами, может стать полным участником организации, если получит согласие на вступление от ѕ ее полных участников, включая единодушное согласие участников-учредителей.

3. Мировой рынок и международная торговля

Появление крупной машинной индустрии определяет резкий рост мировых внешнеторговых связей. Все больше сырья, топлива, материалов, емких товарных рынков необходимо промышленности. В экономике из-за влияния технологической революции, в специализации и кооперации промышленного производства индустриальных стран происходят структурные сдвиги, которые усиливают взаимодействия национальных хозяйств. Значительную роль в мировом хозяйстве стали играть транснациональные корпорации.

Они захватывают все большую долю мирового рынка, на которую приходится увеличивающаяся часть товарообменных потоков.

Предприятия стран ориентируют производство своих товаров теперь не только на местные и национальные рынки, но и на мировые, осуществляют крупносерийное, массовое производство, уменьшая издержки и на неизменный капитал.

Чтобы международная торговля была выгодной для всех ее участников, должна выработаться наиболее действенная для каждой страны структура экспорта и импорта. Такая эффективность обусловливается прежде всего адекватной системой мировых цен и международных расчетов.

Можно отметить, что в международной торговле доминируют экспортно-импортные операции. Внешнеторговый оборот отдельно взятой страны собирает сумму экспорта и импорта. Стоимость экспорта в мировом масштабе сопоставима с оборотом мировой торговли.

Экспорт - это вывоз за границу товаров, услуг, технологий для того, чтобы реализовать их на внешнем рынке. Предметами экспорта являются не только произведенные в стране товары, но и товары, ввезенные в страну и переработанные в ней. Своеобразной формой экспорта выступает реэкспорт, т. е. вывоз уже ранее ввезенных товаров, которые не подверглись переработке в данной стране.

Импорт - это, наоборот, ввоз товаров, услуг, технологий для реализации их на внутреннем рынке и вдобавок для транзита в третьи страны.

Формой импорта является реимпорт - объем импорта, включающий обратный ввоз из-за границы не подвергшихся переработке отечественных товаров. Международную торговлю можно представить как форму взаимоотношения между товаропроизводителями различных хозяйств, завязывающихся на основе международного разделения труда.

Другими словами, международная торговля - это совокупный оплачиваемый товарооборот между всеми государствами мира.

Но термин «международная торговля» используется и в более ограниченном значении. Это, например, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот стран какого-либо региона и т. д.

Во внешнеэкономической деятельности каждая страна проводит свою внешнеторговую политику, являющуюся одной из составляющих экономической политики государства.

Внешнеторговая политика главным образом направлена на регулирование и развитие торговых связей с другими странами, группами стран для утверждения позиций страны на мировом рынке, она осуществляет решение ряда экономических проблем. В состав внешнеторговой политики входит стратегия и инструменты ее реализации.

Внешнеторговая политика государства должна учитывать тенденции формирования мировой торговли, обстановку на внутреннем рынке страны.

Вследствие этого она включает в себя две тенденции: протекционизм и либерализацию.

Протекционизм представляет собой политику, которая устремлена на охрану национальных производителей на внутреннем и внешнем рынках от заграничной конкуренции, их поощрение.

Либерализация - это политика, суть которой заключается в том, что страны осуществляют принцип свободы торговли (государства отказываются от непосредственного влияния на внешнюю торговлю).

Такая политика реализовывается в соответствии с международным разделением труда и сравнительными преимуществами страны.

Разнообразная внешнеторговая деятельность делится по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю сырьем, торговлю машинами и оборудованием, торговлю услугами.

В международной практике определены следующие основные понятия.

Сырьевые товары - продукты сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства и охоты или любые полезные ископаемые, стоимость которых лишь в незначительной степени зависит от обработки.

Полуфабрикаты - продукты, требующие дальнейшей обработки или включенные в состав других товаров прежде, чем они стали орудием производства или предметом потребления.

Готовые изделия - все промышленные изделия, предназначенные для потребления и использования в домашнем хозяйстве, а также капитальное оборудование для промышленности, сельского хозяйства и транспорта, промышленные товары недлительного пользования, применяемые в промышленности в качестве материалов и топлива.

Готовые промышленные товары краткосрочного пользования, предназначенные для промышленности, - товары со сроком пользования 1 год и менее.

Готовые изделия длительного пользования - изделия со сроком потребления свыше 1 года, предназначенные для промышленности, государственных и частных учреждений, которые классифицируются как капитальное оборудование, кроме оружия, классифицируемого как товары, не отнесенные к другим категориям.

Потребительские товары (непищевые) недлительного пользования - товары со сроком потребления один год и менее, включая товары, используемые государственными и частными учреждениями.

Товары среднесрочного пользования - товары со сроком пользования от 1 года до 3 лет и с относительно низкой стоимостью.

Товары длительного пользования - товары со сроком пользования свыше 3 лет, а также товары со сроком пользования от 1 года до 3 лет, но с высокой стоимостью. Мировой товарооборот определяется как совместный экспорт всех стран мира. Сальдо торгового баланса представляет собой разность между стоимостью импорта и экспорта. В том случае, если соотношение формируется в пользу экспорта, торговый баланс активный, а сальдо - положительное. А если стоимость импорта превосходит стоимость экспорта, то торговый баланс пассивный, а его сальдо - отрицательное (со знаком «-»).

Мировой рынок сложился к началу XXI столетия. Это стало следствием длительного развертывания интернационализационных процессов экономической жизни на основе обострения международного разделения труда. Современный мировой рынок сложился в процессе продолжительного исторического развития на базе внутренних рынков некоторых (в основном) ведущих государств. Рыночные взаимоотношения этих стран понемногу выходили за национально-государственные рамки.

Мировой рынок - это поле деятельности стабильных товарно-денежных отношений в общем составе мирового хозяйства, которые основаны на углублении и развитии международного разделения труда и процесса взаимодействие факторов производства между странами. Мировой рынок объединяет все национальные рынки.

На мировом рынке существует определенная классификация товаров:

1) по видам сырья, из которого изготовлен товар;

2) по степени обработки товара;

3) по назначению товара;

4) по месту товара в международной торговле.

Международные организации стараются систематизировать и классифицировать товары, являющиеся предметом международной торговли.

Примером может служить третья редакция Стандартной международной торговой классификации ООН (СМТК), принятой в 1986 г.

Она обусловила следующие классификации десятизначной системы кодирования товаров: «первая цифра кода соответствует товарному разделу, две следующие - товарной группе, две последующие - товарной подгруппе по степени обработки товара, три предпоследние - товарной позиции по назначению товара, три последние - субпозиции по месту товара в международной торговле».

Рынки сырьевых товаров минерального происхождения, рынки готовой продукции, рынки сельскохозяйственных товаров и продовольствия, а также рынки международных услуг являются наиболее значимыми для мировой торговли.

В 2005 г. мировая торговля развивалась быстрыми темпами (табл. 1), хотя по сравнению с предыдущим годом они снизились. Например, можно сравнить: если в 2004 г. мировой обмен товарами в сопоставимых ценах увеличился на 10,3 %, то в 2005 г. его прирост составил 7,0 %.

Этот показатель выше среднегодового прироста мировой торговли, прогнозированного МВФ для десятилетия 1997-2006 г. Он составляет 6,6 %. Мировая торговля в 2005 г. вырастает более высокими темпами, чем показатель ВНП по миру в целом (по оценке МВФ - 4,3 %). Импорт и экспорт развивающихся стран в то же время увеличиваются наиболее высокими темпами, чем внешняя торговля развитых стран.

Таблица 1 Мировая торговля товарами и услугами (темпы прироста в %)

Мировая торговля в текущих ценах составила в 2005 г. по оценкам экспертов МВФ 12589 млрд. долларов США (в 2004 г. - 11 150 млрд. долларов), увеличившись по стоимости на 12,9 %.

При этом на международный товарообмен приходится 80,6 % (10153 млрд. долларов США), а торговля услугами составила 2436 млрд. долларов США.

Темпы роста мировых цен на сырье в 2005 г, как и в предыдущие годы значительно превышают темпы роста цен на промышленные изделия.

За период с января по август 2005 г. индекс цен на сырьевые и продовольственные товары в международной торговле, выраженных в американских долларах, составил 29 %. При этом цены на энергетические товары возросли на 41 %. Продолжающийся рост цен на нефть и нефтепродукты - средняя спотовая цена (APSP) на нефть увеличилась на 44 % и превысила отметку в 65 долларов США в начале сентября 2005 г. - связан в первую очередь с повышением спроса и ожиданием недостаточности предложения этого энергоресурса на мировом рынке. В такой ситуации мировые цены на нефть и нефтепродукты стали исключительно чувствительны к краткосрочным изменениям, что было, в частности, продемонстрировано влиянием урагана Катрина, последствия которого - ущерб, нанесенный нефтяной и газовой инфраструктуре в районе Мексиканского залива - вызвали резкий скачок цен.

В связи с сохранением высокого спроса на нефть на мировом рынке и ограниченностью предложения многие аналитики, в том числе и эксперты МВФ, существенно изменили свои оценки и прогнозы роста цен на жидкое топливо в сторону увеличения.

Оценка МВФ APSP на 2005 г. составляет 54,23 долларов США за баррель (в апрельском прогнозе она составляла 46,50 долларов), а прогнозируемая средняя цена на 2006 г. - 61,75 доллара США за баррель (43,75 долларов соответственно).

Напротив, цены на другие виды сырьевых товаров (исключая энергетические) возросли за 9 месяцев 2005 г. всего на 5 %. В этой группе наиболее значительно выросли цены на металлы - на 9 %, что было вызвано связанным с расширением глобальной экономической активности увеличением мирового спроса на них.

Внешнеэкономические связи России

В первом полугодии 2006 г. замечалось улучшение благоприятной конъюнктуры мировых рынков основных экспортных товаров России.

Этот фактор является главным для сопровождения высоких темпов увеличения поступлений в государственный бюджет, а также реальных доходов населения, инвестиций и многих других показателей.

Оценивая в стоимостном выражении масштабы внешнеэкономической деятельности России, можно отметить, что они достигли в пореформенный период максимального своего уровня.

Рассматривая методологию платежного баланса, можно понять, что внешнеторговый оборот в первом полугодии 2006 г. превысил 166,2 млрд. долларов, что на 35 % выше по сравнению с январем--июнем 2004 г.

Вырос вывоз товаров на 39 % (до 112,0 млрд. долларов по сравнению с 80,5 млрд. долларов, а ввоз товаров увеличился на 28 % до 54,3 млрд. долларов с 42,4 млрд. долларов соответственно.

Следовательно, в первом полугодии 2006 г. продолжался прирост положительного сальдо торгового баланса - 51 %, а объем чистого экспорта товаров и услуг (51980 млн. долларов) превысил на 60 % соответствующий показатель аналогичного периода 2005 г.

Стабилизации внутреннего валютного рынка и увеличению устойчивости национальной валюты способствовал дальнейший рост высоких цен на основные товары российского экспорта.

Золотовалютные резервы страны увеличились на 21,7 % - с 124,5 млрд. долларов на 1 января 2006 г. до 151,6 млрд. долларов к 1 июля 2006 г. в условиях финансовой стабильности.

Скопленного объема золотовалютных резервов достаточно было бы для финансирования импорта товаров и не факторных услуг в течение 12,8 месяца по сравнению с 11,5 месяца на 1 января 2006 г.

К расширению инвестиционной активности привело повышение доходности основополагающих экспортоориентированных отраслей.

Прирост инвестиций в основной капитал составил 9,4 % в первом полугодии 2006 г. по сравнению с 12,6 % в аналогичном периоде 2005 г. и был выше прироста производства товаров и услуг за этот период.

Рост капиталовложений не сопровождался внушительными сдвигами в движении структурной перестройки истинного сектора отечественной экономики (55,2 % всех промышленных инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий в первом полугодии 2005 г. направлялось на формирование трех первостепенных экспортных отраслей - топливной, черной и цветной металлургии по сравнению с 59,2 % годом ранее) Капиталовложения на приобретение импортного оборудования российскими компаниями в январе-июне 2005 г. составили 22,4 % от общего объема инвестиций в машины, оборудование, инструмент и транспортные средства (23,5 % за первое полугодие 2004 г.).

Увеличение инвестиционного спроса экспортоориентированных отраслей содействовало росту производства машиностроительной продукции и строительных материалов, а также росту объемов строительных работ.

Воздействие внешнеэкономических факторов на состояние государственного бюджета оказало в основном благоприятный исход.

Так, на снижение таможенных тарифов общая сумма сбора таможенных платежей достигла 859,6 млрд. рублей в первом полугодии 2005 г. против 524 млрд. рублей за январь июнь 2004 г., составив 38,7 % всех налоговых поступлений в федеральный бюджет. Взносы по внешнему государственному долгу увеличились в январе--марте 2005 г. более чем на 38 % (до 7,97 млрд. долларов по сравнению с 5,76 млрд. долл. в аналогичном периоде 2004 г.)

Коэффициент обслуживания внешнего долга (отношение объема долговых платежей к экспорту товаров и услуг) практически не изменился и составил 14,1 % в январе--марте 2005 г. против 14,0 % в первом квартале 2004 г., а баланс между фактическими платежами по государственному внешнему долгу и доходовами консолидированного бюджета урезалось с 15,8 % до 12,9 %.

Повышение ВВП РФ (5,7 % в первом полугодии 2006 г.) произошло на фоне роста физического объема экспорта товаров на 3,6 %, в то время как в январе--июне 2004 г. ВВП вырос на 7,6 % при увеличении вывоза товаров в натуральном исчислении на 5,5 %.

Урезание прироста физического объема экспорта инициирует уменьшение темпов экономического развития России, несмотря на высокий уровень мировых цен на основные экспортные товары.

Бесспорно, что для дальнейшего роста экспорта топливных и других сырьевых ресурсов необходимо внушительное увеличение капиталовложений в их производство и транспортировку. Прирост производства в реальном секторе в первом полугодии 2006 г. в основном произошел за счет машиностроения - 11,5 %, производства кокса и нефтепродуктов - 5,0 %, а также строительства - 5,8 %.

Однако в то же время во многих крупных экспортно-ориентированных отраслях он отставал от общепромышленного (4,0 %), - в основном в топливной промышленности - 2,1 %, химической промышленности - 2,3 %, в металлургии - 1,9 %, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 3,4 %.

В итоге экспорт товаров по методологии платежного баланса поднялся до 112,0 млрд. долларов с 80,5 млрд. долларов. При этом увеличивается тенденция односторонней зависимости страны от экспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа. Их доля в общем экспорте товаров достигла 59,6 % против 55,2 % в первом полугодии 2005 г.

По состоянию на 01.07.06 г внешняя задолженность органов государственного управления, охватывая органы денежно-кредитного регулирования, оценивалась в 100,2 млрд. долларов (против 105,6 млрд. долларов на 01.01.05 г.) или 43,5 % всего внешнего долга РФ. Задолженность федерального правительства составляла 89,7 млрд. долларов против 95,7 млрд. долларов на 1.01.05 г. 6,9 % иностранных обязательств правительства РФ приходится на задолженность бывшего СССР, включая 42,8 % - на его долги Парижскому клубу.

В заключение рассмотрения данного вопроса можно отметить, что для России вместе с торговлей одной из главных форм мировых экономических отношений служит международное движение капитала. С 1990-х гг. Россия активно проводит политику обширного сотрудничества в международной финансовой сфере, привлекая и используя внешние ресурсы.

Применение иностранных инвестиций является беспристрастной надобностью, обусловленной системой участия экономики страны в МРТ и переливе капитала в свободные отрасли предпринимательства.

Как подтверждает практика, мировое хозяйство не может результативно развиваться в мировом масштабе без перелива капитала, без его устойчивой миграции. Это объективная надобность и одна из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства.

Россия поставила перед собой цель - интегрирование в мировой рынок. Однако существует «непредвзятость» процессов ввоза импорта в Россию и экспорта капитала из России.

Россия, как и другие страны, рассматривает заграничные инвестиции как факторы:

1) форсирования экономического и технического прогресса;

2) «освежения» и модернизации аппарата производства;

3) усвоение передовых методов организации производства;

4) подготовки кадров, соответствующих требованиям экономического рынка.

По оценке американской компании «Эрнст и Янг» в первые 5-7 лет российской экономике для нормализации нужно привлечь 200-300 млрд. долларов. России понадобится около 100-140 млрд. долларов.

Только лишь для одного топливно-энергетического комплекса для того, чтобы преодолеть кризисные явления. Чтобы заменить активную часть производственных фондов модернизированными, необходимо ежегодно привлекать 15-18 млрд. долларов. По мнению некоторых российских экспертов, в настоящее время России доведется рассчитывать на более скромный объем иностранного капитала примерно 10 млрд. долларов.

Необходимо отметить, в каких же формах принимает участие капитал в России.

Иностранный капитал в России преобладает:

1) в государственной форме;

2) в частной форме;

3) в смешанном виде;

4) как капитал международных организаций.

В российскую экономику иностранные инвестиции поступают как прямые частные инвестиции и в виде кредитов (как ссудный капитал).

4. Открытость национальной экономики. Экономическая безопасность

национальный мировой рынок торговля

Характерным признаком глобализации является открытость экономики. Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития послевоенных десятилетий явился переход от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа.

Впервые определение открытости дал французский экономист М. Пербо. По его мнению, «открытость, свобода торговли - это наиболее благоприятное правило игры для лидирующей экономики».

Для нормального функционирования мирового хозяйства необходимо в конечном счете достичь полной свободы торговли между странами, такой же, какая ныне характерна для торговых отношений внутри каждого государства.

Экономика открытая - экономическая система, ориентированная на максимальное участие в мирохозяйственных связях и в международном разделении труда. Противостоит автаркическим экономическим системам, развивающимся обособленно на основе самообеспеченности.

Степень открытости экономики характеризуется такими показателями, как экспортная квота - отношение стоимости экспорта к стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), объем экспорта на душу населения и др.

Отличительная особенность современного экономического развития - опережающий рост мировой торговли по отношению к мировому производству. Международная специализация не только выгодна национальной экономике, но и способствует увеличению объемов мирового производства.

Вместе с тем открытость экономики не устраняет двух тенденций в развитии всемирного хозяйства: усиление ориентации национально-государственных экономических образований на свободную торговлю (фритредерство), с одной стороны, и стремление к защите внутреннего рынка (протекционизм) - с другой. Их сочетание в той или иной пропорции лежит в основе внешнеэкономической политики государства. Общество, признающее как интересы потребителей, так и свою ответственность за тех, кому оно создает трудности в своем стремлении к более открытой торговой политике, должно выработать компромисс, который позволяет избежать дорогостоящего протекционизма.

Преимуществами открытой экономики являются:

1) углубление специализации и кооперации производства;

2) рациональное распространение ресурсов в зависимости от степени эффективности;

3) распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

4) рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

Открытая экономика - это устранение государством монополии внешней торговли, действенное применение принципа сравнительных преимуществ и международного разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.

Один из важных критериев открытой экономики - благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологии, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью.

Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, информации и рабочей силы.

Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.

Для характеристики степени участия той или иной страны в системе международных экономических связей или степени открытости национальной экономики используется целый ряд показателей. Среди них следует назвать прежде всего экспортную (Кэксп) и импортную (Кимп) квоты, удельный вес стоимости экспорта (импорта) в стоимости ВВП (ВНП):

где Q эксп. - стоимость экспорта;

Подобные документы

    Общая характеристика промышленно развитых стран. Основные признаки промышленно развитых стран. Дифференциация и выравнивание уровней экономического развития индустриальных стран Запада. Внутренние рынки промышленно развитых капиталистические стран.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2003

    Международные рейтинги экономического развития и способы оценки состояния экономики промышленно-развитых стран. Развитие экономики в европейских странах, в США и Японии Перспективы и прогнозы развития экономики европейских стран, Америки и Японии.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2008

    Экономическая классификация стран, характеристика основных показателей экономического развития. Статистические методы анализа, описание дискриминантного, кластерного, факторного и графического анализа. Параметры исследование экономической безопасности.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2013

    История развития торговли и экономических отношений в ряде стран Европы, начиная с древности и до наших дней. Роль иностранного капитала в экономике России начала ХХ в., начало интеграции национальных экономик. Торговая политика Англии в середине ХIХ в.

    контрольная работа , добавлен 02.05.2012

    Современное состояние социально-экономического развития развивающихся стран, характеристика и особенности процесса их дифференциации, место и роль в международном товарообмене. Иностранный капитал в экономике развивающихся стран, проблемы внешнего долга.

    дипломная работа , добавлен 16.01.2014

    курсовая работа , добавлен 29.01.2009

    Защита национальной экономики, гарантирование благоприятных условий для экспорта товаров и услуг, и для эффективного выхода национальных поставщиков на мировой рынок. Изучение поведения стран на международной арене, их внешнеэкономическая деятельность.

    реферат , добавлен 17.04.2017

    Опыт развитых стран по управлению государственным сектором в экономике. Частный сектор экономики. Опыт развивающихся стран в развитии частного сектора. Становление частного сектора экономики в России. Взаимодействие государственного и частного сектора.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2005

    Понятие, классификация и элементы экономической системы. Основные модели развитых стран в рамках экономических систем. Российская модель трансформационной экономики, ее характеристика. Преобладающие проблемные области в экономике России 2000-2011 гг.

    курсовая работа , добавлен 30.06.2014

    ОПЕК - Организация стран-экспортеров нефти. Исследование и анализ экономики стран-участниц ОПЕК: Индонезия, Алжир, Саудовская Аравия, Катар. Деятельность ОПЕК в установлении норм добычи нефти, регулировании цен на нее, в поддержке стран-участниц.