"Семейная экономика. Понятие «доход», «расход», «бюджет семьи»."

Семейная экономика

Слово «экономика» произошло от древнегреческого, что переводится как «искусство ведения домашнего хозяйства». Дело в том, что первоначально экономика была делом семейным, регулирующим доходы и расходы отдельной семьи. В дальнейшем данный термин стали использовать для обозначения более широкой сферы деятельности.

Из чего складывается семейный бюджет и на что он расходуется?

Бюджет - важная слагающая благополучия в семейной жизни. Именно он диктует стиль жизни семьи, определяет возможность тех или иных трат. Как уже говорилось ранее, семейный бюджет предусматривает наличие определенных доходов и расходов. Семейная экономика предусматривает грамотное соотношение доходов и расходов.

Вступая в брак, люди уже заранее знают, из чего будет складываться доходная статья их семейного бюджета. Как правило, это две зарплаты - мужа и жены; или же одна зарплата и стипендия; или же две стипендии; или же две стипендии или две зарплаты и приработки одного или обоих супругов; или, наконец, стипендии и дотации родителей.

Доходы определены в некоторой степени специальностью, которую получили или получат супруги. Чем перспективнее профессия, тем больший заработок будет поступать в доходную статью семейного бюджета, и тем большее количество жизненных благ сможет приобрести семья.

Важное значение для экономического благополучия семьи имеет умение хозяина и хозяйки дома вести хозяйство. Ведь самостоятельно выполняя те или иные домашние дела, супруги экономят средства, которые можно потратить на что-нибудь иное, например на регулярные походы в театр или кино. Значительные средства можно сэкономить, если научиться шить, вязать или самостоятельно делать ремонт квартиры или бытовой техники.

Конечно, те, кто может себе позволить расходы на домохозяйку или покупку вещей в дорогих бутиках, не станут экономить на таких мелочах, но эта книга не для них, а для людей среднего достатка.
Необходимо отметить, что многие прорехи в бюджете, и особенно в бюджете молодой семьи, обусловлены неумением или нежеланием супругов контролировать свои потребности. В этом случае на первое место выдвигается так знакомое всем детям «я хочу!», а здравый смысл остается где-то в стороне.

Только разумный подход к формированию потребностей позволит отказаться от покупки той или иной не столь необходимой в данный момент вещи. Возможно, кому-то в этой фразе послышится призыв к постоянному самоограничению. Однако это не так. Разумное формирование потребностей предполагает наличие четкого представления о том, для чего необходима та или иная вещь. Кроме того, нужно знать реальный бюджет семьи и учитывать имеющиеся в наличии свободные средства.

Иными словами, при формировании потребностей необходимо исходить из доходов семьи, соизмерять расходную статью бюджета с доходной. Особого разговора заслуживают траты на так называемые мелкие расходы. Эти средства расходятся подчас с такой быстротой, что вспомнить, куда была потрачена небольшая денежная сумма, оказывается весьма проблематично.

Экономистам удалось подсчитать, что, если каждый член семьи, состоящей из трех человек, будет ежедневно необдуманно тратить 10 рублей, за год окажется потраченной достаточно крупная сумма, которой хватило бы не только на покупку дорогого мужского или женского костюма, но и бытовой техники, и даже на приобретение какой-нибудь туристической путевки.

Таким образом, еще раз подтверждается знаменитая поговорка «Копейка рубль бережет». Однако это не означает, что следует становиться Скупым рыцарем или Плюшкиным, экономящим на каждой мелочи. Просто необходимо научиться отказывать себе в соблазнах и контролировать свои траты. Ведь, если семейными деньгами распоряжается человек, не имеющий чувства меры, это может обернуться настоящей трагедией для всех членов маленького государства, именуемого семьей. Непродуманные экономические операции, предпринимаемые таким человеком, нередко провоцируют возникновение материальных кризисов в семье.

Во многих семьях основной причиной недостатка денежных средств является вовсе не небольшой доход ее членов, а всего лишь неумение правильно вести семейный бюджет.
- важное дело, которое помогает семье планировать свои доходы и расходы. Но как этому научиться?

Семейная экономика– зачем это знать?

– это такая форма бюджета, которая заключает в себе процесс образования и расходования денежных средств всех членов семьи. Есть несколько причин, которые доказывают, что правильно вести семейный бюджет должна уметь каждая женщина.

Во-первых, Вы сможете стабилизировать финансовую обстановку в семье. Это позволит Вам не только приобретать все необходимое для себя и своей семьи, но и накопить деньги на какие-то приятные мелочи.

В-третьих, у Вас получится исключить все ненужные расходы. Кстати, по статистике, это примерно 20% дохода семьи. Семейная экономика позволит Вам сэкономить на одном, чтобы в итоге потратить на что-то другое, возможно, более полезное.

В-четвертых, расплатиться с уже накопленными долгами, вернуть кредит получится намного быстрее, так как Вы уже точно будете знать, сколько времени потребуется, чтобы накопить нужную сумму.

И, кроме того, семейная экономика выработает в Вас привычку бережно относиться к деньгам и учитывать все потребности и желания каждого члена семьи.

Семейная экономика – способы сэкономить

Есть несколько способов научиться грамотно распределять доходы и расходы семьи. Вот некоторые из них:

Соревнование. Для многих женщин очень важно, начиная новое дело, иметь стимул, ради которого стоит это самое дело закончить. Так, например, стоит задуматься – чем меньше Вы потратите в этом месяце, тем больше свободных средств останется, а значит, появится возможность сделать крупную покупку.

Конверты. На сегодняшний день, самый распространенный и наиболее действенный способ. Разложите деньги по конвертам и подпишите, на что Вы решили их потратить (еда, одежда, коммунальные услуги, отдых , развлечения и др.). Учтите, что могут возникнуть и непредвиденные расходы. Специально для таких случаев отложите деньги в конверт с надписью «Прочее». Со временем Вы сможете точно узнать, сколько денег и на какие именно товары Вы тратите.

Покупки оптом. Купите все необходимое на неделю. Перед поездкой за покупками обязательно составьте список и не приобретайте то, что Вам не нужно! Перед посещением магазина с продуктами рекомендуется плотно покушать! Также не нужно отвлекаться на всякие красивые коробочки и этикетки! Купив все, старайтесь посещать магазины как можно реже. Это позволит Вам избежать незапланированных расходов.

Экстремальный способ. Это не самый лучший вариант, но все-таки его стоит попробовать. Идея заключается в том, что 90% всех полученных средств Вы откладываете, а прожить стараетесь на оставшиеся 10%. Поверьте, оказавшись с минимальным количеством денег в кармане, Вы много раз подумаете, прежде чем купить какую-то ненужную безделушку. Есть мнение, что этот способ очень быстро учит экономить!

Очень важно отметить, что экстремальный способ ведения семейного бюджета может отрицательно сказаться на Вашем психологическом состоянии, именно поэтому использовать его рекомендуется только в крайних случаях, когда все другие способы Вы уже перепробовали.

Наш женский журнал обращает Ваше внимание, что уметь планировать и рассчитывать свои доходы и расходы должны все, однако, единого рецепта для всех нет и семейная экономика у каждой семьи своя.

Форма проведения урока : изучение нового материала с повторением изученного ранее.

Методы обучения:


  • словесные - объяснение нового материала, фронтальная беседа, работа учащихся по группам;

  • наглядные – демонстрация мультимедийной презентации;

  • практические – решение задач.
Цели урока :

  • рассмотреть источники доходов и статьи расходов семей;

  • сопоставить номинальные доходы граждан с реальным уровнем цен;

  • оценить покупательную способность денег и стоимость потребительской корзины.
Задачи:

Образовательная:


  • сформировать основные знания источников доходов граждан и статьи расходов семей;

  • дать понятие разницы между номинальным и реальным доходом;

  • научить рассчитывать стоимость потребительской корзины.
Развивающая: выработать навыки быстрого принятия решения.

Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию активности и самостоятельности учащихся.

Наглядные пособия: проектор для показа презентации с помощью ПК, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучение новой темы. В процессе работы повторим изученный материал, а пока давайте запишем тему сегодняшнего урока. Откройте тетради. Запишите число, тему:

(1 слайд) “Семейная экономика”

Учитель: - Какие бы вопросы мы не рассматривали, всегда убеждаемся, что в центре такой науки, как экономика, стоит человек, семья. Важным способом изучения состояния экономики страны является анализ структуры семейных доходов и расходов.

Поэтому, цель нашего урока заключается в том, чтобы подробно рассмотреть источники доходов; сопоставить номинальные доходы граждан с реальным уровнем цен; оценить покупательную способность денег и стоимость потребительской корзины.

2. Объяснение нового материала.

1. Семейные доходы.

Учитель: Рассмотрим виды доходов, которые получают семьи на примере семьи Альбуриных, состоящей из папы, мамы, сына-студента и дочери-дошкольницы.

Задание 1:


  • Попробуйте назвать какие виды доходов эта семья может предположительно иметь?
(После обсуждения на экране появляются поочередно виды доходов – основные статьи.)

(2 слайд)

Учитель: - Хотелось бы обратить особое внимание на одну из статей доходов, в которую входят пенсия, стипендия, пособия и т.д.

Эти доходы получает семья от государства, они не связаны с владением собственностью, и не являются платой за произведенные ими товары или услуги. Их называют социальные трансферты.

Запишите данное определение себе в тетрадь.

(Трансферты – доходы, которые не являются платой за произведенные товары или оказанные услуги и не связаны с владением собственностью)

Задание 2:


  • Только ли в виде денежных средств можно получать доход?
Предполагаемый ответ – доход семья может получать и в виде благ (вырастить картошку, сшить платье, связать носки и т.д.)

Задание 3:


  • В каком виде люди могут получать доходы?
Предполагаемый ответ – Доходы можно получать в виде наличных (монеты, банкноты) и безналичных денег (чеки, счет в банке и т.п.), а также в виде благ (сваренный обед, сшитое платье, связанные носки и т.д.).

II. Семейные расходы.

Задание 4:


  • Хорошо. А теперь давайте подумаем, каким образом люди распоряжаются своим доходом? течение 1 мин. попробуйте перечислить расходы семьи.
Замечание: ответы давать в более обобщенном виде.

Вопрос: Из того, что вы перечислили, назовите те расходы, на которые будут тратиться денежные средства в первую очередь. Почему?

Вывод : Значит, наши расходы можно разделить на две части – это обязательные расходы и произвольные .

Вопрос: Попробуйте выделить обязательные статьи расходов.

Проверка ответов на экране.

Учитель : - Что такое товарная корзина? Давайте подведем итог (переход по гиперссылке на 12 слайд). Определение запишите в тетрадь.

(Товарная корзина (минимальный потребительский бюджет)(407 наименований в России) – набор из наиболее представительных товаров и услуг, удовлетворяющих основные потребности населения)

Вопрос: Как вы думаете, какую долю семья расходует на покупку товарной корзины – минимального потребительского бюджета?

Предполагаемый ответ : зависит от дохода семьи.

III. Вывод Закона Знгеля.

Учитель :- Рассмотрим структуру расходов семьи Альбуриных (4 слайд)


  • Задание 5: Ответить на ряд вопросов: Какие в основном рассматриваются статьи расходов?

  • Как изменилась структура расходов семьи Альбуриных в течении одного месяца?

  • Как вы думаете, что повлияло на изменение дохода?

  • Какую долю занимает статья “питание” в 1 месяце? Сравните эту долю во 2 месяце.

  • Какая доля от дохода приходится на коммунальные услуги? (на одежду?)

  • Что произошло с доходом семьи за месяц?
Учитель: Эти изменения можно просмотреть с помощью диаграммы.

Попробуйте сделать вывод – что происходит в структуре расходов при увеличении дохода семьи?

Предполагаемый ответ : учащиеся самостоятельно выводят Закон Энгеля.

(С ростом дохода семьи структура расходов меняется: удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, отопление и жилище остается на прежнем уровне, а удельный вес расходов на удовлетворение культурных потребностей увеличивается.)

IV. Индекс потребительских цен.

Учитель : Если мы хотим составить себе представление о том, насколько хорошо живется жителю той или иной страны, знать только величину его дохода недостаточно. Необходимо учитывать также уровень и изменение цен на потребительские товары, или, как часто говорят, “стоимость жизни”.

На данном уровне экономического анализа нам достаточно знать один из многих показателей стоимости жизни - это ИПЦ.

Задание 6: Давайте решим следующую задачу :

Задача . В стране А. потребляется только 4 вида товаров, указанных в таблице. Используя данные таблицы, рассчитайте ИПЦ.

Замечание: решение задачи обговаривается учащимися, на экране постепенно выходит решение и ответ.

Учитель: - Для того, чтобы узнать, как изменился доход потребителя с учетом роста цен, экономисты вычисляют индекс изменения реального дохода.

Задание 7: Попробуем решить следующую задачу.

Задача.

Если цены на товары и услуги увеличились в среднем за год на 12,5%, а денежный доход увеличился на 8%, как изменился реальный доход?

Замечание: на экране постепенно выходит анализ решения, учащиеся самостоятельно решают задачу, затем с помощью экрана сверяют ответ.

Задание 8: Теперь небольшая информация: представители благотворительной организации перечислили каждой семье некоторую сумму на банковский счет. Эти средства вы сможете получить, если правильно определите ту сумму сбережений, которая предназначена каждой семье.

Примечание: данное задание на повторение расчета кредитования банков по формуле предыдущего урока.

Замечание: Это задание проверяется на экране с повторением формулы при переходе по гиперссылке на 13 слайд.

Итак, подведем итог. Сегодня на уроке мы подробно рассмотрели источники доходов и расходов на примере семьи Альбуриных; вывели Закон Энгеля; научились вычислять индекс потребительских цен и индекс изменения реального дохода.

Дополнительно

1. Очень часто говорят, что "богатство - понятие относительное". Согласны ли вы с этим утверждением?

Ответ . Да, безусловно, понятие богатства является относительным, образно выражаясь, как во времени, так и в пространстве. Действительно, наше понимание богатства изменяется со временем: в 50-60-е годы в России люди, имеющие стиральную машину, холодильник, ковер и телевизор, считались зажиточными людьми. Личный автомобиль рассматривался скорее как роскошь, чем как средство передвижения. Сегодня российская семья не мыслит своего существования без телефона, холодильника и телевизора. А количеству автомашин в Москве удивляются многие европейцы. Понятие богатства различается и в разных странах. Так, например, в США человек, владеющий большим пакетом акций солидных корпораций, считается богатым человеком. В России эта форма богатства еще не получила достаточного развития.
2 . Бюджет семьи - это финансовый план семьи, представляющий собой роспись ее доходов и расходов за определенный период времени (неделю, месяц, год). Когда расходы в точности равны доходам, бюджет называют сбалансированным. Рассмотрим следующие статистические данные.

3 Домашнее задание

Проведите дома экономический эксперимент, выполнив упражнение.

Упражнение. Планируем свой месячный бюджет

Из своего жизненного опыта вы знаете, что в течение каждого месяца вы осуществляете те или иные расходы, удовлетворяя свои насущные потребности. Конечно, структура расходов у каждого человека индивидуальна. Однако в рамках всевозможных расходов можно выделить по крайней мере две общие статьи: постоянные расходы и переменные расходы. К постоянным ежемесячным расходам мы можем отнести все те расходы, которые осуществляются всегда и которые вам достаточно трудно изменить, сократив или увеличив потребление некоторых благ и услуг. К ним, например, можно отнести плату за проезд в метро, на автобусе или на другом виде транспорта, которым вы пользуетесь, добираясь до школы, бассейна, спортивного зала и т.п. К ним также относится оплата школьных завтраков или обедов, оплата дополнительных занятий (теннисный корт, бассейн, курсы иностранного языка, музыкальная школа и др.), если вы таковые посещаете. Возможно, у вас есть и другие постоянные расходы.

К переменным расходам относятся те траты денег, которые вы осуществляете время от времени и не обязательно каждый месяц, например: покупка билетов в кино, театр или на концерт любимой рок-группы; покупка подарков для родителей, братьев и сестер, любимой девушки или друга (подруги); покупка аудио- или видеокассет, книг, предметов одежды или украшений и т. д. и т. п. Попытайтесь тщательно спланировать свои расходы (как постоянные, так и переменные) на ближайший месяц и заполните соответствующие статьи бюджета, представленного в таблице 6-3.

Очевидно, что источником для осуществления запланированных вами расходов служат те доходы, которые вы ожидаете получить в ближайшем месяце. Поэтому следующим шагом в разработке бюджета должно стать составление списка всех источников вашего дохода. Он может включать деньги, полученные от родителей или других родственников, деньги, заработанные вами в свободное от учебы время, проценты на сбережения (если они у вас есть), подарки и т.п. Внесите источники ваших ожидаемых доходов в соответствующую статью бюджета. Обратите внимание на то, что если вы сделаете сбережения на будущее из запланированных доходов, то их следует включить в планируемые расходы, так как бюджет должен балансироваться по определению, т. е. расходы должны быть равны доходам.

Экономика семьи во многом напоминает экономику предприятий. Это своеобразная уменьшенная копия. Ее состояние существенным образом влияет на дальнейшее существование семейной пары как единого целого.

Главные составляющие

В ней так же, как и в других экономиках, есть такие составляющие, как:

  • Дефицит;
  • Фонды;
  • Средства движимо-недвижимые;
  • Валютный фонд;
  • Золотой запас;
  • Перспективы развития;
  • Собственная бухгалтерия;
  • Ежемесячны подсчеты баланса;
  • Кредитная история;
  • Налогообложения;
  • Бонусы для «сотрудников» (в нашем случае членов семьи).

Бюджет — основа семейной экономики

Развития семейной экономики напрямую зависит от правильно запланированного бюджета. Если в семье умеют пользоваться экономией в разумных пределах, то такой брак будет существовать без наличия конфликтов на данной почве. Жизнь всех членов семьи будет слаженной.

Действительно, хорошее планирование должно направлять расходы в четыре направления:

  • Питание;
  • Одежда, обувь;
  • Товары для хозяйственных нужд;
  • Досуг.

Для того чтобы начать планировать расходы семьи, нужно вначале посчитать все её доходы. Для этого берем определенный период времени (можно неделю, но удобнее брать месяц) и подсчитываем сумму доходов всех членов семьи за это время. В доходы входят не только заработные платы всех членов семьи. Это и стипендия, и пособие на ребенка, и пенсия, прибыль от подсобного хозяйства, помощь родителей, деньги, подаренные на день рождения или свадьбу. Те средства, которые поступают в семью не постоянно принято называть нерегулярными доходами. Их суммируют к доходам только за определенный период.

На протяжении этого же срока ведется учет по расходам. В конце учетного месяца будет видна четкая картина по факту доход-расход. Таким образом, можно научиться рационально расходовать семейный бюджет. Учет и планирование семейных денег — это два взаимосвязанных понятия.

Каждая семья должна планировать свою модель семейной экономики, подходящую именно для их варианта жизни. Возможности ни в коем случае не должны расходиться с потребностями или, наоборот, но в любом случаи эти два понятия должны работать в тандеме. Только в такой варианте модель экономики семьи будет признана хорошо спланированной. Первый путь к такой системе — умение распределять средства, поступающие в семейный бюджет.

Определение расходов

В ходе всех процессов, главное, правильно выделить главные и второстепенные направления всех расходов. Главным пунктов в правилах семьи должно быть следующее предложение: ни в коем случае не экономить сильно на еде и досуге. Но и здесь нужно учесть, где экономнее питаться и, возможно, даже извлечь выгоду, так как расходы на питание не должны существенно превышать все остальные пункты расходов.

Опыт правильного планирования семейных средств приходит не сразу. Для начала специалисты советуют завести тетрадь, в которую будут вестись следующие записи:

  • Дата покупки;
  • На что были потрачены средства;
  • Количество купленного товара;
  • Потраченная сумма.

Практически такой же метод предлагают и поляки Г. Сарновская и Б. Киселевская. Их предложением стало ведение хозяйственной и кассовой книги.

Данный способ помогает определять количество расходуемых денег в определенный период. Вырабатывается привычка вести и контролировать бюджет. Все расходы становятся запланированными. За определенное время человек уже сможет сам, без ведения записей, составлять планы на будущее касательно расходов семейного бюджета.

Взаимопонимание

Еще одно правило: бюджет семьи должен наполнятся с помощью всех членов семьи и также учитывать потребности того же количества людей. Если семья живет по принципу «ты зарабатывай, а я потрачу», то модель экономики такой семьи быстро начнет рушиться.

Семейные покупки должны совершаться только по общему согласию. Исключением являются крайние случаи, когда без конкретной покупки просто невозможно обойтись. Приветствуется наличия в семье такой практики, как очередность для приобретения покупок крупных размеров или существенных по отношению к их стоимости.

Если придерживаться таких простых правил, то даже такие серьёзные слова, как «экономика семьи», перестанут пугать супружескую пару.

Составление списков покупок войдет в хорошую привычку. В дом перестанут поступать никому не нужные вещи, на которые обычно тратится большое количество денег. Каждая покупка будет обсуждаться на семейном совете. Супруги начнут понимать, что им не нужны «вещи памятники».

Обязательно нужно сначала попробовать, а в дальнейшем выработать у себя такую привычку, откладывать часть доходов (минимальное количество 10 % от общей суммы).

От ведения семейного бюджета зависит дальнейший рост семейной экономики. Бюджет состоит из планирования доходов семьи и их расходов. Эти две суммы в конечном результате должны совпадать, а в идеале — сумма расходов меньше суммы приходов. Такой подход позволит приумножить капитал семьи.

Лидерская позиция

Многие семьи общим решением отдают управление средствами жене. Социологические исследования показали, что такой подход правильный. Такие же результаты приводятся с жизненного опыта. Но в таком случае получается, что жена тратит больше всех остальных членов семьи. Правильно ли это? Если проследить все расходы, в которых участвует жена, то можно увидеть следующий результат:

  • Покупка продуктов питания для всей семьи;
  • Покупка стиральных средств;
  • Приобретение одежды и обуви;
  • Оплата счетов за коммунальные, детский сад и прочие расходы.

Отсюда вывод, что жена тратит средства не только в свою личную пользу. Ее услугами пользуются все члены семьи. Но не стоит ее одну загружать по полной программе. Для того и существует семейная экономика, чтобы все действия планировались сообща и выполнялись, дополняя друг друга. Спустя некоторое время с таким подходом к делу начинает вырабатываться правильная экономическая политика семьи. Во время соблюдения финансовой дисциплины начинает укрепляться модель семейной экономики. Главное, ставить перед собой цели, которых достичь вполне реально.

Ранее обучение

Исходя и всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что за словосочетанием «семейная экономика» стоят навыки экономить, правильно вести хозяйство, жизнь без долгов, наличие сбережений. А для того чтобы такой опыт приходил не с началом образования семейной пары, а намного раньше, эксперты советуют приобщать к распределению семейного бюджета детей. Они начнут подражать действиям родителей и в результате приобретут жизненно важные навыки.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш