Приложение к учетной политике. Раздельный учет при оказании услуг иностранцам

Любой экономический объект должен самостоятельно формировать учетную политику. При этом должны учитываться федеральные и отраслевые нормы.

На сегодняшний день проекты некоторых стандартов еще не вступили в силу, поэтому, формируя учетную политику организации, в первую очередь нужно опираться на вышеупомянутый закон и Инструкции №157н и №183н к нему.

В соответствии с законодательством, право на ведение упрощенного налогового и бухгалтерского учета дано предприятиям, подходящим под критерии, изложенные в пункте 4 статьи 6 Федерального законодательства. В частности к таковым относятся предприятия малого бизнеса. Критерии таких компаний обозначены в статье 4 ФЗ. Однако, если фирма должна проходить обязательные аудиторские проверки в соответствии с пп.1 п. 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ, то для нее невозможно применение упрощенного учета.

В основе упрощенного учета для микро-предприятий лежит использование различных методов оценки расходов компании, в отличии от основной формы, где расходы рассчитывались как сумма всех имевших место затрат.

Основным плюсом такого учета является возможность реально снизить налоговые расходы фирмы. Это достигается путем снижения указанной в декларации прибыли и расходов. Из отчетности исключаются резкие скачки расходов. Это позволяет снизить внимание налоговой инспекции к фирме.

Основными приемами , позволяющими снизить налоговые претензии, являются:

  • составление списка прямых и косвенных затрат;
  • распределение трат на спецодежду и производственный инвентарь.

Ошибки

Наиболее частым замечанием к учетной политике любой организации является отсутствие разделения ошибок по уровням существенности. В то же время, от того, насколько существенна ошибка, зависит очень многое. В случае, если в утвержденной отчетности допущена существенная ошибка, необходимо прибегнуть к ретроспективному пересчету. Это ликвидирует следы каких-либо недочетов.

Предприятия, использующие упрощенный учет, имеют право любые ошибки исправлять как несущественные. В этом случае они не должны вносить правки в свою политику.

Формирование резерва долгов

В 2018 году изменения здесь минимальны. Организация по-прежнему вправе самостоятельно принимать решение касательно создания резерва долгов. Изменения коснулись лимита резерва. Он составил 10 процентов от общей выручки за отчетный период или же за прошедший год. Выбирается больший показатель. Нормативы требуется своевременно обновлять.

Раздельный учет при оказании услуг иностранцам

В соответствии с законодательством (№244-ФЗ от 03.07. 2016 года, действует с начала текущего года) предоставление услуг через интернет также попадает под налоговый контроль.

Место предоставления услуги указывается в соответствии с местом деятельности клиента. Список услуг содержится в ст. 174.2 НК РФ .

Поэтому российские продавцы больше не обязаны оплачивать НДС, ведь такие операции не подлежат налогообложению. Это ставит предприятие перед необходимостью вести раздельный учет НДС.

Правила проведения такого учета изложены в п. 4, 4.1 ст. 170 НК РФ .

Стоит обратить внимание на так называемое «правило 5%». Его суть заключается в том, что если затраты на реализацию услуг за рубежом составляют менее 5% от общих расходов компании, она имеет право не осуществлять раздельный учет.

К закреплению в политике налогового учета требуется принять:

  • порядок производства учета ;
  • сведения об использовании «правила 5%».

Что нужно зафиксировать

Есть ряд аспектов, которые необходимо зафиксировать в учетной политике любой компании на 2018 год:

  1. Способ списания спецодежды и инвентаря . Постепенное списание расходов позволит уменьшить налоговые выплаты и будет абсолютно законным. Особенно рекомендуется данный метод компаниям, работающим в убыток.
  2. Резерв по сомнительной задолженности . Это еще один необходимый аспект политики учета на 2018 год.
  3. Перечень затрат – прямых и косвенных . Так как строгих требований в этом аспекте законом не предусмотрено, что именно считать таковыми затратами решает непосредственно бухгалтер. Чаще всего сюда приписывают материальные расходы, оплату труда и амортизацию средств.

Образец

Требования к внесению изменений в политику учета компании контролируются законодательством. Корректировки вносятся при:

  1. Обновлении требований к .
  2. Изменении способа учета.
  3. Крупных изменениях в работе организации.

Вносить корректировки в процесс отчетности можно с начала подотчетного года. Это сделано для большей сопоставимости отчетов. Впрочем, при наличии веских причин, корректировки могут быть внесены и позднее.

Подробно разъясняет алгоритм изменения политики учета. Оформляется специальный , который устанавливает необходимые поправки и утверждает их.

Таким образом, по состоянию на 2018 год, в учетную политику компаний придется внести ряд изменений . Это необходимо сделать во избежание проблем с налоговыми службами, для оптимизации расходов и процессов отчетности. При внесении изменений бухгалтерам стоит быть крайне внимательными – от правильности их действий зависит дальнейшая работа фирмы.

Учетная политика - это единый документ, устанавливающий правила ведения учета в коммерческой организации. В нем отражаются способы документооборота, инвентаризации, обработки информации, оценки и контроля операций и фактов деятельности. Применение выбранных правил влияет на финансовый результат и налогооблагаемую базу.

Нормативные акты, регулирующие бухгалтерский и налоговый учет, предоставляют выбор способов их ведения. Выбранный способ записывают в учетную политику (УП).

Существуют три вида учетной политики:

  • для бухгалтерских целей — обязательна для всех организаций;
  • для налоговых целей — обязательна для организаций и ИП;
  • для отчетности по международным стандартам МФСО — обязательна для организаций, составляющих отчетность по МФСО.

Если организация не закрепила выбранный метод приказом, то при проверке может быть применен способ учета, увеличивающий налоговую нагрузку.

Упрощенная учетная политика краткая и по смыслу должна содержать следующие разделы:

  1. Учетная политика для бухгалтерских целей.
  2. Рабочий план счетов.
  3. Формы первичных документов.
  4. Регистры бухучета.
  5. Учетная политика для налоговых целей.
  6. Регистры налогового учета.

Утвержденная приказом учетная политика применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.

Сроки утверждения документа

Бытует мнение, что учетную политику требуется утверждать в конце каждого календарного года. Однако это не так. Если в деятельности, учете и налогообложении организации ничего не изменилось, то «переутверждать» документ не нужно. Следует пользоваться уже действующей учетной политикой.

Если же произошли изменения, то придется переработать документ. Коррективы допустимо утвердить отдельным приказом, определим только конкретные нововведения. Также можно отменить действие старой учетной политики и подготовить новый приказ.

Сроки утверждения, а также внесения изменений в учетную политику определены на законодательном уровне:

Срок утверждения для БУ

Срок для налогового учета

Создание новой организации

Утвердите учетную политику не позднее 90 календарных дней с момента регистрации организации (п. 9 ПБУ 1/2008).

Утвердите новую учетную политику не позднее окончания первого отчетного налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ ).

Внесение изменений в учетную политику

По общепринятым требованиям изменения внесите в текущем периоде, но применяйте обновленные положения с нового календарного года (п. 10 и п. 12 ПБУ 1/2008).

Если компания изменила методы ведения налогового учета или же были существенные изменения в деятельности, то применять изменения учетной политики следует с нового налогового периода (ст. 313 НК РФ ).

При изменении законодательных норм используйте нововведения учетной политики с даты вступления в силу законодательных нововведений.

Внесение дополнений в учетную политику

На момент, когда уточнения и дополнения стали необходимыми для дальнейшего ведения бухучета (п. 10 ПБУ 1/2008).

Утвердите дополнения в том периоде, в котором данные уточнения стали необходимыми для ведения налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Обратите внимание, что дополнение и изменение учетной политики — это абсолютно разные вещи.

Важные нововведения 2019 года

Законодатели утвердили огромное количество изменений, которые вступают в силу с 01.01.2019. Конечно, не все новшества требуется отражать в учетной политике, но важные коррективы есть.

Итак, что отразить в учетной политике на 2019 год, важные изменения:

  1. Социальные гарантии в трудовых отношениях. Если сотрудники вашей компании получают заработную плату из расчета минимального размера оплаты труда, то закрепите в учетной политике, что с 01.01.2019 МРОТ увеличен. Новое значение минималки — 11 280 рублей. Данный показатель учитывайте и при начислении пособий по временной нетрудоспособности в отдельных случаях.
  2. Скорректируйте срок формирования счетов-фактур. Чиновники разрешили выставлять счета-фактуры только один раз в месяц. Однако новое приятное изменение касается далеко не всех налогоплательщиков. Так, один раз в месяц можно выставить сводную счет-фактуру и только в отношении поставщика, с которым сотрудничаете довольно продолжительное время. Например, компания, которая производит ежедневные поставки, отгрузки продуктов питания, может выставить один сводный счет-фактуру в конце месяца, а не дублировать документы на каждую поставку.
  3. Скорректируйте состав расходов по налогу на прибыль в своей политике для НУ. С 2019 года состав расходов по налогу на прибыль дополнен новым видом затрат. Теперь можно учесть и затраты на приобретение путевок для отдыха и оздоровления сотрудников и(или) их родственников. Однако условие действует только в отношении отдыха и оздоровления на территории России, зарубежные путевки учесть нельзя. Помните про ограничения: можно учесть только 6 % от фонда оплаты труда за отчетный период.
  4. Льготы по налогу на прибыль упразднены. Теперь региональные органы власти не вправе уменьшать ставку налога в региональный бюджет. Действующие льготы сохранятся, но не позднее 2023 г. Однако действующие послабления могут быть отменены уже с 01.01.2019. Эти коррективы коснутся всех налогоплательщиков, а не только производство.
  5. Обновите положения учетной политики в части налогообложения НДС. Напомним, что ставка налога увеличена до 20 %. Именно это необходимо закрепить в документе, если организация работает с налогом на добавленную стоимость. Не забудьте обновить договора, если в соглашении цена (стоимость) указана с учетом НДС. Например, 118 рублей с НДС.
  6. Утрата льгот по страховым взносам. Чиновники отменили пониженные тарифы по страховым взносам для некоторых категорий страхователей. Теперь аптека, применяющая ЕНВД, а также коммерческие фирмы и ИП на УСН не могут воспользоваться льготой по тарифам на соцобеспечение. Раньше такие страхователи платили только 20 % на ОПС, теперь придется платить по полной — 30 % (ОПС — 22 %, ОМС — 5,1 %, ВНиМ — 2,9 %). Не забывайте про взносы на травматизм: их нужно платить независимо от категории страхователя.

Все изменения, которые необходимо учитывать бухгалтеру в дальнейшей работе, в отдельных статьях:

  • Самые важные изменения в налоговом законодательстве в 2019 году ;

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

В данном документе рассматриваются общие способы ведения учета и отраслевая специфика.

Независимо от вида деятельности организации утверждают:

  • рабочий план счетов и формы первичных документов;
  • способ контроля заготовления, приобретения и списания материально-производственных запасов;
  • способ начисления амортизации;
  • порядок исправления ошибок.

Торговые организации указывают способ отражения транспортно-заготовительных расходов — в стоимости товара или по мере продажи.

Розничные торговые организации указывают метод учета товаров — по покупным ценам без наценки.

Организации с длительным циклом изготовления продукции указывают способ признания доходов по мере готовности работ, услуг, продукции.

Учетная политика для целей налогообложения

Образец учетной политики предприятия 2019 для целей налогообложения в данной статье не приводится, поскольку зависит от применяемого налогового режима.

В налоговой учетной политике рассматриваются следующие вопросы:

  • метод признания доходов для расчета налога на прибыль: кассовый или по начислению;
  • метод определения стоимости списания материалов и товаров: по стоимости единицы, средневзвешенный или метод ФИФО — по стоимости первых закупок;
  • метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов: линейный или нелинейный;
  • возможность начисления резервов для регулирования налога на прибыль: по сомнительным долгам на оплату отпусков, на гарантийный ремонт и ремонт основных средств;
  • форма налогового регистра для расчета налогооблагаемой базы: книга доходов и расходов, книга продаж и книга покупок, самостоятельно разработанные регистры.

Учетная политика для малых предприятий

Субъектам малого предпринимательства (СМП) дано право применять упрощенные бухгалтерские регистры и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Если организация хочет воспользоваться этим правом, это надо записать в УП.

СМП могут отказаться от применения 6 бухгалтерских стандартов, например, и других.

Следует перечислить все бухгалтерские стандарты, которые не применяются субъектом, в специальном разделе «Применение положений по бухучету».

Учетная политика для ИП

ИП не обязаны вести бухгалтерский учет, поэтому они утверждают только учетную политику для налоговых целей.

Образец учетной политики УСН «Доходы» (2019) в наиболее простом варианте может быть ограничен несколькими пунктами:

  1. Налоговый учет ведет главный бухгалтер (директор, бухгалтерская фирма).
  2. Объект налогообложения — доходы за вычетом целевого финансирования и доходов от переоценки валютных средств.
  3. Налоговым регистром является книга доходов и расходов, записи в которую делаются на основе первичных документов.
  4. Учет ведется с использованием программы 1С:Бухгалтерия.
  5. Сумма УСН уменьшается на уплаченные страховые взносы.

Конструктор учетной политики на 2019 год бесплатно предлагают некоторые сайты бухгалтерской направленности.

Последовательно выбрав в конструкторе способы оценки ОС, МПЗ, резервов, прочих доходов и расходов, можно скачать бесплатно учетную политику организации (образец 2019) для целей бухгалтерского учета.

Экономические субъекты в виде средних и крупных предприятий имеют широкий круг обязанностей перед контролирующими органами власти. Основная форма исполнения вмененных действий — это письменная запись всех финансовых и хозяйственных операций и предоставление периодических результатов по ним.

Для целей правильного исчисления налогов и своевременной их уплаты субъекты бизнеса оформляют такие записи в виде бухгалтерского и налогового учета.

Бухгалтерский учет необходим и самому предприятию - для отслеживания динамики деятельности, принятия управленческих решений, расширения или уменьшения масштабов производства, контроля расходов и планирования. А налоговым органам отчеты по бухгалтерии нужны, главным образом, для сверки с данными налогового учета.

Что такое налоговый учет? Согласно статье 313 Налогового кодекса РФ , это комплексное обобщение информации для расчета налогов и сборов, основанное на первичных данных.

Таким образом, цель и оправдание существования налогового учета - это исчисление фискальных платежей и контроль за этим со стороны органов ФНС.

Если бухгалтерию вести обязаны только организации, а отдельные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, организуют систему двойной записи только по собственному желанию, то налоговый учет возложен на всех хозяйствующих лиц и не является таким же строго структурированным и сложным, как система бухгалтерии.

Но оба вида учета отражаются в одном и том же документе - , который каждый субъект бизнеса закрепляет согласно индивидуальным особенностям методов документоведения и расчетов. Приказ формируется согласно нормам .

Практикуется совмещение правил учета в едином документе , а также утверждение отдельных актов . Второй вариант кажется более целесообразным, так как налоговое законодательство изменчиво, поправки вносятся регулярно, и отдельный документ о налоговом учете легче корректировать.

В налоговой учетной политике в зависимости от режима налогообложения указываются элементы исчисления каждого фискального платежа, а при совмещении режимов - все детали раздельного учета.

Согласно общей концепции ПБУ 1/2008, учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или иное ответственное лицо при его отсутствии, а утверждает руководитель .

Ведение самого учета тоже возлагается на работников бухгалтерии либо внештатных специалистов или организацию по договору найма, например, аудиторскую компанию.

Учет для налогообложения прибыли основывается на бухгалтерские данные, а при их нехватке для правильного образования базы обложения создаются дополнительные регистры - налоговые. Ни налоговые, ни какие-либо другие органы власти не могут требовать от плательщиков вести налоговый учет по конкретным бланкам, формы учета выбираются субъектом самостоятельно .

Какие положения необходимо установить во внутренней учетной политике по прибыли:

  • методы определения расходов и доходов;
  • порядок отнесения части расходов к налоговой базе прибыли по периодам;
  • правила переноса убытков на будущее;
  • порядок создания резервов;
  • данные о расчетах по платежу с государством.

Документальные основания учета :

  • первичная документация;
  • налоговые регистры;
  • расчеты базы обложения.

Регистры должны содержать стандартный набор элементов :

  • название;
  • дата;
  • название хозяйственных действий;
  • единицы измерения;
  • подпись ответственного лица (бухгалтера).

Итак, конкретные пункты политики по налогу на прибыль.

Метод признания расходов и доходов

Существует два способа отражения сумм по операциям — по оплате или по начислению. В экономической практике перерыв между этими событиями бывает иногда достаточно большим, например, при заключении договора аванса или длинном технологическом цикле для выполнения заказа.

Признание прямых и косвенных расходов

При выборе метода начисления субъект должен реализационные расходы разделить на прямые и косвенные .

Если косвенные расходы, осуществленные в отчетный или налоговый период, сразу уменьшают базу обложения, то прямые признаются вместе с реализацией товаров или услуг, а это может длиться не один период и год.

Правила оценки незавершенного производства

Оценка проводится на конец каждого месяца .

К незавершенному производству относятся продукты неполной готовности, завершенные изделия, не принятые клиентом, остатки незавершенных заказов и полуфабрикатов, материалы и полуфабрикаты в обработке.

Для оценки таких продуктов необходимо опираться на сведения первичной документации о перемещении по подразделениям производства материалов, сырья и готовых продуктов, суммы прямых расходов за месяц оценки.

Прямые расходы, относимые к незавершенному производству, утверждаются в учетной политике и подлежат такого определению в течение 2 лет подряд и более .

Если прямые расходы невозможно распределить на незавершенные продукты, то распределение производится по показателям. Остатки на конец одного месяца относятся к прямым расходам следующего.

Длительный производственный цикл

Если производство занимает более года, то необходимо установить порядок распределения доходов. Если в договоре с клиентом не прописано поэтапное представление товаров, услуг или работ, то доходы определяются :

  • равномерно - по месяцам или кварталам;
  • в соотношении расходов отчетных периодов к общим расходам;
  • иным методом, имеющим обоснование, например, согласно этапам оплаты работ.

Оценка материально-производственных запасов

Оценка производится по одному из трех бухгалтерских способов

  • по средней стоимости;
  • по стоимости единицы;
  • по стоимости первых приобретенных материалов, сырья и товаров ().

Схема ЛИФО исключена из методологии бухучета с 2013 года.

Что такое амортизация? Это поэтапное отнесение на расходы стоимости основных средств по мере их износа. Такой метод занимает важное место в бухгалтерии и оказывает существенное влияние на итоговые результаты периода.

Однако в налоговом учете механизм начисления амортизационных сумм отличается и регламентируется особенностями целей налогообложения прибыли.

В отличие от бухгалтерского метода, по Налоговому кодексу начисляется не по всем объектам нематериальных активов и основных средств, а только по тем, которые называются амортизируемым имуществом .

К таким объектам относится имущество, задействованное в получении доходов, т.е. если приобретенный объект не используется и не приносит пользу в течение отчетного или налогового периода, плательщик не вправе включать начисления по нему в расходы при расчете базы обложения и, более того, должен в следующем отчете исключить эти суммы за неиспользуемый период.

Амортизируемое имущество делится на группы , от которых зависит срок износа, т.е. продолжительность амортизации. В каждой группе сроки имеют интервальную форму, а фиксированный период субъект определяет в Приказе об УП.

Для начисления применяется один из двух бухгалтерских способов - и нелинейный. Но в целях налогообложения при амортизации плательщик может применять понижающие или повышающие коэффициенты.

Также в налоговом учете возможно отражение амортизационной премии - когда в расходы списываются 10 или 30% стоимости средства или актива. Порядок такой операции регламентирован статьей 258 НК РФ .

Какие резервы может создавать предприятие:

  1. На ремонт ОС - .
  2. По гарантийному обслуживанию и ремонту - .
  3. На сомнительные долги - .
  4. По - .
  5. На выплату за выслугу лет и по итогам работы за год.

Отчисления в резерв на ремонт ОС выводятся после определения всех нюансов ремонта : частота ремонта, сметная стоимость работ и материалов, периодичность. На основе этих данных формируется предельная сумма отчислений, которая равна или меньше среднего размера расходов на ремонт, высчитанного за последние три года.

Формула размера отчислений в резерв по гарантийным товарам :

(фактические расходы на обслуживание и ремонт товаров по гарантии за 3 года / выручка от реализации таких товаров за 3 года) * выручка за налоговый или отчетный период

Если еще нет трех лет с момента начала реализации гарантийной продукции, то используется фактический период .

Резерв по долгам дебиторов, если не был использован в налоговом периоде, относится к доходам этого периода либо переносится в виде резерва на следующий год.

Формула определения отчислений в резерв отпускных :

ожидаемые выплаты по отпускам / трудовые выплаты всем работникам, в т.ч. отпускные и страховые взносы

Аналогичный порядок предусмотрен для резерва по вознаграждениям.

Учет ценных бумаг

Прибыли и обособленные подразделения

Как распределяется прибыль при наличии нескольких обособленных подразделений на одной административной территории:

  • по всем подразделениям, которые самостоятельно уплачивают налог в бюджет территории;
  • определяется доля прибыли, приходящаяся на все обособленные подразделения, а налог уплачивается через одно из них.

Приобретение прав на землю

Что подразумевается под такими расходами:

  • приобретение самих земельных участков из государственной и локальной собственности вместе со зданиями и сооружениями на них либо без них, но для строительства зданий и сооружений в качестве основных средств;
  • приобретение прав на заключение арендного договора.

Если предприятие купило землю у государства, то такие расходы определяются как прочие реализационные следующими путями :

  • равномерно распределяются на срок более 5 лет с момента подачи документов на регистрацию прав;
  • признаются в периоде, в котором имели место, в доле 30% базы прошлого периода, и до полного списания.

Если арендный договор не регистрируется в ФНС, то расходы на приобретение прав на заключение таких соглашений списываются равномерно в течение периода договора.

Наряду с налогом на прибыль большое место в налоговой учетной политике занимает раздел об НДС . В действительности правила ведения отчетности и учета по этому платежу являются одними из самых строгих. Большие суммы к возмещению НДС вынудили налоговые органы проверять документацию плательщиков очень тщательно.

Что входит в налоговый учет по косвенному платежу:

  1. Ведение по посредническим операциям, при исполнении обязательств застройщика и в случае оказания услуг транспортных экспедиторов.
  2. Ведение книги покупок и продаж. Документ ведут и лица, не уплачивающие НДС.
  3. Раздельный учет по операциям, облагаемым и необлагаемым налогом.
  4. Ведение аналитических счетов по выставленным с НДС счетам.
  5. Ведение аналитических счетов в бухгалтерском учете для исчисления отдельных баз по разным ставкам налога.
  6. Отдельный учет выставленного НДС и полученного в авансах.

По всем перечисленным пунктам создаются и заполняются налоговые регистры в форме, утверждаемой плательщиком по своему усмотрению.

В активе

Особенностью налога на добавленную стоимостью является возможность учета как в пассиве, так и в активе, тогда как остальные фискальные платежи относятся только к пассиву, будучи долгами перед государственной казной.

Итак, в пассиве отражается исходящий налог - действительная задолженность перед бюджетом . В актив же записываются суммы входного НДС, которые затем будут уменьшать базу по налогу.

Также в активе окажутся суммы НДС к возврату, если налоговая база окажется равной нулю, так как теперь государство - дебитор предприятия.

В любом случае входной налог прикрепляется к активному счету 1220 «НДС по приобретенным ценностям».

Период в раздельном учете

У предприятия могут быть совмещены налоговые режимы , что приведет к образованию операций, не облагаемых НДС. В таких условиях обязательно ведение раздельного учета.

Распределение выручки и соответственно базы для обложения производится в доле стоимости отгруженных продуктов, обложенных и необложенных налогом, в общей стоимости отгрузки за квартал.

Вопрос возникает как раз по поводу квартала. Какой подразумевается период — текущий или прошедший? Плательщики хотели бы использовать расчет прошлого квартала для определения соотношения по раздельному учету в текущем.

Однако в Письме от 2008 года Министерство финансов разъяснило, что необходимо использовать данные текущего квартала.

Последующее использование

Нередки случаи, когда приобретенные ценности с выставленным по ним НДС не используются в операциях, облагаемых НДС, в том же периоде, а вводятся в эксплуатацию позднее.

По данному вопросу обязательно нужно дать указания в налоговом учете:

  1. Вычет входного НДС после ввода в производство приобретенных материалов, согласно позиции ВАС.
  2. Принять к возмещению всю сумму выставленного НДС, а затем, после распределения продуктов, изготовленных из этого сырья, по облагаемым и необлагаемым операциям, восстановить часть НДС, т.е. уплатить в бюджет, если имели место необлагаемые НДС действия.
  3. Применить расчет по долям за текущий квартал исходя из стоимости отгрузки отдельно по облагаемых и необлагаемым операциям в общей стоимости отгрузки. Затем по рассчитанным долям принять часть НДС к вычету.
  4. Рассчитать условную пропорцию за период приобретения ценностей, распределить выставленный НДС, а потом, после того как будет точно установлено, на какие операции какая часть этих активов ушла, исчислять сумму входного НДС к вычету. Подать корректировочную декларацию, заплатить пени.

Первые два пути поддержаны арбитражной практикой, поэтому более популярны в применении.

Пять процентов расходов

Если в налоговом периоде, т.е. квартале, часть расходов на производство продукции, не облагаемой НДС, не превышает 5% всех расходов на производство, плательщик может принять все выставленные НДС к возмещению, даже те, которые не относятся к продуктам, облагаемым налогом.

Ставки

В случае применения разных ставок НДС требуется раздельный учет. При этом все операции облагаются налогом, и вопрос лишь в том, как распределить результаты обычных операций и операций по экспорту, когда действует нулевая ставка.

В законодательстве о налогах и сборах не дано конкретных указаний по поводу разделения таких операций, поэтому субъект самостоятельно разрабатывает методологию раздельного учета и прописывает ее в учетной политике.

Примеры методов :

  • в соотношении стоимости экспортируемой продукции к общей стоимости отгрузки;
  • по фактическим расходам на реализацию;
  • в процентном отношении экспортируемых продуктов к общей отгрузке.

Право лица на выбор метода раздельного учета по разным ставкам поддержал ВАС.

Итоги

Таким образом, учетная политика по налогам должна быть подробной и соответствовать всем условиям законодательства и исполнительной власти.

Обоснованная и правомерная налоговая учетная политика, содержащая указания на нормы Налогового кодекса и нормативные акты Минфина, судебную практику и бухгалтерские стандарты, обеспечит твердую позицию в спорах с органами ФНС.

Как проводится учетная политика по налогу на прибыль на ОСНО? Подробности — в данной инструкции.

К сожалению, с наступлением 2017 года найдется немало документов с устаревшими и шаблонными формулировками, из-за которых возможен спор с налоговой. В статье вы найдете семь самых опасных формулировок в шаблонных и устаревших учетных политиках и безопасные альтернативы для них.

  1. Об основных средствах
    Уберите из бухгалтерской политики ссылку на классификацию.
  2. Об упрощенном учете
    Переформулируйте фразу, что компания упростила учет, потому что она малая.
  3. Об ошибках
    Разграничьте существенные и несущественные ошибки.
  4. О займах и кредитах
    Вычеркните оговорку, что проценты нормируются. Чем заменить?
  5. О программах
    Добавьте правило, по которому списываете расходы на программу.
  6. О прямых расходах и резервах
    Включите в политику детальный перечень прямых расходов и обновите условия о резервах.

Бухгалтерская учетная политика

  • Основные средства;
  • Упрощенный учет;
  • Ошибки.

О сроке использования основных средств

До 2017 года большинство компаний определяли срок использования основных средств в бухучете по налоговой классификации. Поступать так позволяли нормативные акты. Но с 2017 года эту норму отменили. Связана поправка с тем, что в бухучете компания должна руководствоваться ПБУ 6/01. Согласно ПБУ срок полезного использования основного средства - это период, в течение которого объект будет приносить экономическую выгоду.

В связи с поправкой измените формулировку в учетной политике. Напишите, что вы определяете срок использования так, как сказано в ПБУ. Тогда у аудиторов не будет замечаний к учетной политике.

Чтобы сблизить налоговый и бухгалтерский учет, компания может по-прежнему ориентироваться на налоговую классификацию. Но если планируете использовать объект существенно меньше или больше срока по классификации, то правильнее установить в бухучете плановый срок.

Как установить срок использования основного средства. Компания по-прежнему может ориентироваться на налоговую классификацию, когда определяет срок полезного использования основного средства в бухучете. Ведь основные средства в классификации распределены по группам экономически обоснованно, а не произвольно. Но советуем не писать это в учетной политике. У компании должен быть свой порядок определения сроков в бухучете. В одних организациях срок определяет комиссия по основным средствам, в других - один бухгалтер. Это и опишите в учетной политике. Кроме того, классификация не учитывает конкретные условия использования основных средств - агрессивную среду, установку компании на быстрое обновление основных средств и т. д. Если вы прогнозируете, что по факту будете применять объект существенно меньше или больше, чем в классификации, установите реальный срок использования.

Об упрощенном учете

Раньше в ПБУ были нормы об упрощенном порядке ведения учета для малой компании. Поэтому в шаблонных политиках остались формулировки типа «Компания как субъект малого предпринимательства ведет упрощенный бухучет». Но из ПБУ эти нормы уже убрали. Например, в ПБУ 18/02 говорилось, что его могут не применять «субъекты малого предпринимательства». Теперь эту фразу заменили на «организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета».

Устаревшее условие политики об упрощенном учете надо обновить или убрать. Ведь разница есть не только в формулировках, но и по сути. Не все малые предприятия имеют право упрощать бухучет. Лимит доходов для малых предприятий равен 800 млн рублей. Но если выручка за прошлый год больше 400 млн рублей или активы превышают 60 млн рублей, компания подпадает под обязательный аудит. А те компании, кого проверяют в обязательном порядке аудиторы, не вправе упрощать бухучет. Даже если являются малыми.

Полноценный учет должны вести также кредитные кооперативы, микрофинансовые и другие организации, которые перечислены в части 5 статьи 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Если вы убедились, что вашей компании нет в запретных перечнях, актуализируйте формулировки про упрощенный бухучет. Если же компания не вправе вести упрощенный бухучет, уберите условия о нем из учетной политики на 2017 год.

Об ошибках

Частое замечание аудиторов - в учетной политике по бухучету не сказано, какие ошибки считаются существенными. А от уровня существенности ошибок зависит, как их исправлять. Если ошибка существенная и ее выявили после того, как утвердили отчетность, нужен ретроспективный пересчет. То есть показатели прошлой отчетности нужно пересчитать так, как будто недочетов не было. Какие ошибки считать существенными, компания определяет самостоятельно.

Те компании, которые вправе упростить бухучет, могут не делать ретроспективный пересчет. То есть такие компании могут исправлять существенные ошибки в таком же порядке, как несущественные. Тогда в учетной политике не требуется устанавливать критерии существенных ошибок.

Налоговая учетная политика

  • Займы и кредиты;
  • Прямые расходы;
  • Резерв.

О займах и кредитах

С 2015 года компании вправе списывать проценты по займам и кредитам в налоговом учете без ограничений. Не все компании отразили это в учетной политике. Все еще встречаются формулировки о том, что организация включает проценты в расходы в пределах норматива.

Старое условие о нормативах исключите из учетной политики. Вводить вместо него новое правило, что компания списывает проценты без ограничений, необязательно. Ведь об этом сказано в Налоговом кодексе. Но у налоговиков на местах часто другое мнение. Они требуют, чтобы изменения закона компания закрепляла в учетной политике. Например, в учетной политике нашей читательницы инспекторы проверили, отразила ли компания условие об учете процентов без лимита. Если вы хотите подстраховаться и исключить лишние вопросы при проверке, замените старое условие об учете процентов на новое.

О программах

В шаблонных налоговых политиках обычно не сказано, как списывать программы, или приводится обобщенная формулировка. Но в Налоговом кодексе нет четких правил по учету программ. Поэтому безопаснее установить их в учетной политике.

Учитывать расходы на программу сразу рискованно. Чиновники считают, что списывать стоимость программ нужно равномерно в течение срока действия лицензионного договора.

Если в договоре нет срока, компания может самостоятельно установить срок учета расходов. Самый безопасный вариант - списывать расходы в течение пяти лет. Этот срок действует по умолчанию для лицензионных договоров и на него обычно ориентируются налоговики. Налоговиков могут поддержать и судьи.

Если компания готова спорить с налоговиками, закрепите в учетной политике, что стоимость программы вы списываете сразу. В этом случае на проверке ссылайтесь на те решения судов, которые в пользу компаний.

О прямых расходах

В шаблонных учетных политиках обычно нет детального списка прямых расходов. Значит, если налоговики заинтересуются этими расходами, компании придется давать пояснения. В итоге может получиться так, что компания считала конкретные расходы косвенными, а налоговики отнесли их к прямым.

Чтобы не было путаницы, лучше привести в налоговой учетной политике подробный перечень тех прямых расходов, которые есть в компании. Например, если торговая компания иногда доставляет товары непосредственно с завода изготовителя до склада покупателя, транспортные расходы безопаснее учитывать как прямые. Либо компания может считать эти расходы косвенными. Но тогда есть риск спора с налоговиками.

О резерве по сомнительным долгам

Проверьте, что в шаблоне налоговой учетной политики сказано о резерве по сомнительным долгам. В 2017 году компания по-прежнему сама решает, создавать в налоговом учете резерв или нет. Но изменился лимит резерва за отчетный период. Теперь лимит равен 10 процентам от выручки за этот период или 10 процентам от выручки за прошлый год - в зависимости от того, какой из этих показателей больше. Актуализируйте условие о лимите, чтобы налоговики не думали, что компания решила ограничить резерв старым нормативом.

Обязанность автономных учреждений разрабатывать учетную политику установлена ст. 8 Закона о бухгалтерском учете , п. 6 Инструкции № 157н . В статье поговорим о том, какой должна быть учетная политика на 2017 год.

Чем руководствоваться при формировании учетной политики?

Согласно п. 2 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете экономический субъект самостоятельно формирует учетную политику в соответствии с федеральными и отраслевыми стандартами. В настоящее время разработаны только проекты отдельных федеральных стандартов (например, «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»), которые даже в случае их утверждения будут применяться лишь с 2018 года. В связи с этим автономное учреждение при разработке учетной политики на 2017 год должно в первую очередь руководствоваться Законом о бухгалтерском учете, инструкциями № 157н, 183н , в ней необходимо учесть отраслевые особенности структуры учреждения, а также выполняемые им полномочия (Письмо Минфина РФ от 17.08.2016 № 02‑07‑10/48198).

При этом, как отметил Минфин в названном письме, государственное (муниципальное) учреждение может сформировать учетную политику путем издания как одного нормативного акта, так и совокупности отдельных нормативных актов.

Кто должен формировать учетную политику?

В силу п. 6 Инструкции № 157н принятая автономным учреждением учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя государственного (муниципального) учреждения. При этом действующие нормативные акты не дают ответа на вопрос, кто из специалистов организации должен разрабатывать учетную политику. Между тем, как следует из п. 5 проекта федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», учетная политика должна формироваться главным бухгалтером учреждения или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Напомним, что именно главный бухгалтер несет ответственность за ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. В свою очередь, утверждение учетной политики является обязанностью руководителя учреждения.

В случае передачи обязанностей по ведению бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения в централизованную бухгалтерию орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе определить применяемую учетную политику.

Как внести изменения в учетную политику?

Отметим, что данная процедура строго регламентирована. Согласно п. 5 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Таким образом, учетная политика в целях ведения бухгалтерского учета формируется один раз - при создании учреждения. Однако Закон о бухгалтерском учете допускает ее изменение при возникновении указанных в п. 6 ст. 8 данного закона обстоятельств:
  1. изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  2. разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  3. существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.
В первую очередь необходимо обратить внимание на изменения в законодательстве, регламентирующем бухгалтерский учет. Так, Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н (далее - Приказ № 209н) были внесены существенные корректировки в организацию бухгалтерского учета и в порядок отражения отдельных хозяйственно-финансовых операций, которые подлежат применению при формировании бухгалтерской отчетности за 2016 год, за исключением отдельных положений, которые применяются с 2017 года. Изучив имеющиеся разделы учетной политики, главный бухгалтер выявляет, какой информации не хватает и какая требует замены.

Существенным изменением условий деятельности экономического субъекта может быть его реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование). Напомним, что она осуществляется по решению учредителя либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (ст. 57 ГК РФ). Поэтому обоснованным решением будет внесение изменений в учетную политику при реорганизации учреждения.

В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за несколько лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения (п. 7 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете).

Отметим, что любое изменение учетной политики должно быть оформлено распоряжением или приказом руководителя учреждения.

Какие изменения необходимо внести в учетную политику?

Во-первых, Приказом № 209н вводятся новые счета в План счетов :

0 210 13 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным»;

0 401 10 174 «Выпадающие доходы».

Данные изменения влекут за собой внесение поправок в раздел учетной политики, касающийся рабочего плана счетов автономного учреждения.

Во-вторых, поскольку вводятся новые счета, соответственно, добавляется порядок их применения. Это, в свою очередь, влечет внесение изменений в используемую корреспонденцию счетов по отражению типовых операций в автономном учреждении.

Содержание операции Дебет Кредит
Дополнение корреспонденции счетов по НДС
Выделена сумма НДС по перечисленному авансу 0 210 13 000 0 210 12 000
Принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком в сумме, выделенной при перечислении поставщику аванса в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг) 0 303 04 000 0 210 13 000
Дополнение корреспонденции счетов по выпадающим доходам
Начислена неустойка, предъявленная в адрес контрагента, согласно условиям государственного контракта 0 209 40 000 0 401 10 140
Отражены выпадающие доходы в виде списания суммы неустойки согласно Приказу Минфина РФ от 12.04.2016 № 44н 0 401 10 174 0 209 40 000

Кроме корреспонденции по новым счетам, Минфин вводит корреспонденцию по другим операциям, которых ранее Инструкция № 183н не содержала. Поэтому стоит обратить внимание на порядок отражения следующих операций:

  1. расчеты по субсидиям, полученным в рамках госзадания;
  2. расчеты по субсидиям, полученным на иные цели;
  3. расчеты по компенсации расходов учреждения;
  4. изменение кадастровой стоимости земельных участков;
  5. отнесение фактической себестоимости оказанных платных услуг на уменьшение финансового результата текущего финансового года.
Далее необходимо обратить внимание на корректировку следующих разделов учетной политики:

1. Порядок отражения в учете событий после отчетной даты. Минфин Приказом № 209н внес в Инструкцию № 157н уточнение следующего характера: если для соблюдения сроков представления бухгалтерской отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании бухгалтерской отчетности, сведения об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрываются в пояснительной записке при подаче отчетности.

При этом согласно п. 6 Инструкции № 157н субъект учета (государственное (муниципальное) учреждение) в учетной политике раскрывает порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты.

2. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. В силу изменений, внесенных в п. 20 Инструкции № 157н, с 2016 года проведение инвентаризации обязательно:

  • при установлении фактов хищения или злоупотребления, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или другой чрезвычайной ситуации, вызванной экстремальными условиями;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приема-пе-редачи дел);
  • при передаче имущества организации в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или иными нормативными правовыми актами РФ.
Добавим, что аналогичные нормы в настоящее время содержатся в Приказе Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. Если учетная политика АУ уже содержала данные положения, то корректировку следует произвести только в отношении нормативного акта (указать на основании п. 20 Инструкции № 157н).

3. Первичные документы. Порядок формирования первичного учетного документа изложен в п. 9 Инструкции № 157н. Согласно новым положениям, если ведение бухгалтерского учета осуществляется централизованной бухгалтерией в соответствии с заключенным договором, правила документооборота , технология обработки учетной информации устанавливаются в порядке, предусмотренном договором.

В каких случаях можно дополнить учетную политику?

Отметим, что ответ на этот вопрос не содержится ни в Законе о бухгалтерском учете, ни в Инструкции № 157н. Однако упоминание о том, что не является изменением учетной политики, в настоящее время есть в п. 10 ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н. Приведем данное определение в качестве справочного материала, поскольку государственные (муниципальные) учреждения в своей деятельности не применяют ПБУ. Итак, согласно указаниям Минфина, представленным в названном документе, не считается изменением учетной политики утверждение способа учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличаются по существу от фактов, имевших место ранее, или впервые возникли в деятельности организации. Иными словами, дополнения в учетную политику вносятся в том случае, если в деятельности автономного учреждения появляется что‑то новое (новый вид деятельности, новый вид активов, новые операции и т. п.), для чего правила учета в ней не установлены.

Например, в марте 2017 года в стоматологической поликлинике планируется открыть аптечный пункт по реализации лекарственных препаратов и медицинских изделий. В этом случае главному бухгалтеру организации необходимо дополнить учетную политику способами учета операций, связанных с розничной торговлей (выбрать способ оценки товаров, предназначенных для продажи (по покупным или продажным ценам), установить порядок расчета торговой наценки и др.). Дополнение в данном случае можно внести с того момента, когда учреждение начало заниматься розничной торговлей. Искажения в бухгалтерском учете в таком случае не произойдет, поскольку ранее эти операции не имели места в деятельности учреждения.

Какие положения учетной политики можно подкорректировать?

В данном разделе статьи мы рассмотрим отдельные рекомендации Минфина, которые он давал в течение 2016 года и на которые главному бухгалтеру следует обратить внимание, а в случае необходимости внести в учетную политику организации.

Способ заполнения табеля учета рабочего времени. Формы первичных учетных документов, обязательные для применения организациями государственного сектора, в том числе казенными учреждениями, утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. В приложении 5 к данному приказу определены способы заполнения табеля учета использования рабочего времени (ф. 0504421):

  • при регистрации случаев отклонения от нормального использования рабочего времени;
  • при отражении фактических затрат рабочего времени.
Как отмечает Минфин в Письме от 02.06.2016 № 02‑06‑10/32007, при заполнении табеля учета использования рабочего времени (ф. 0504421) допускается фиксировать только случаи отклонений от нормального использования рабочего времени (выходные и праздничные дни, очередные, дополнительные отпуска и т. п.). При этом в графах 20 и 37 формы 0504421 предусмотрено отражение информации в разрезе только явок или только неявок с закреплением соответствующего выбора способа отражения информации в учетной политике учреждения.

Метод списания материальных запасов. Пунктом 108 Инструкции № 157н определено, что выбытие (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо средней фактической стоимости. Как отметили специалисты финансового ведомства в Письме от 25.03.2016 № 02‑07‑10/17036, применение в бухгалтерском учете для разных групп (видов) материальных запасов (например, медикаментов, продуктов питания) различных методов списания (по фактической стоимости каждой единицы либо средней фактической стоимости) не противоречит требованиям Инструкции № 157н. В силу этого указание данных положений в учетной политике является уместным и обоснованным.

Расчеты с подотчетными лицами обычно прописываются в отдельном разделе учетной политики. Кроме того, Минфин рекомендует разработать положение, касающееся направления работников в командировки и регламентирующее порядок расчетов по командировочным расходам. Дело в том, что в последнее время расчеты с подотчетными лицами осуществляются посредством банковских карт. В целях минимизации наличного денежного обращения, а также исходя из нецелесообразности выдачи карт организации каждому сотруднику, направляемому в командировку, Минфин считает возможным перечисление средств, выданных в рамках зарплатных проектов, на банковские счета физических лиц - сотрудников учреждений (см. Письмо от 31.03.2016 № 02‑03‑09/18115). При этом финансовое ведомство отмечает, что в соответствии со ст. 8 Закона о бухгалтерском учете в локальном нормативном акте, определяющем учетную политику учреждения, следует преду­смотреть положения о порядке расчетов с подотчетными лицами.

Расчеты по грантам. Согласно ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127‑ФЗ гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, преду­смотренных грантодателями.

Если в соответствии с договорами о выделении грантов грантополучателями являются учреждения, то средства грантов, полученные автономными учреждениями, необходимо учитывать по коду вида финансового обеспечения 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения). Данные разъяснения приведены в Письме Минфина РФ от 22.12.2016 № 02‑07‑10/77351.

В случаях если на основании договоров о выделении грантов, заключаемых РФФИ с грантополучателями - физическими лицами, средства грантов по соглашению между грантополучателем и учреждением зачисляются на лицевой счет учреждения, указанные средства следует отражать как средства во временном распоряжении в связи с тем, что средства грантов, полученных физическими лицами, средствами учреждения не являются.

При этом учреждение при формировании своей учетной политики вправе предусмотреть ведение учета поступления и расходования средств грантов (в том числе по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета (см. Письмо Минфина РФ от 01.07.2016 № 02‑06‑10/38856).

Маркировка мягкого инвентаря. В соответствии с п. 118 Инструкции № 157н предметы мягкого инвентаря маркируются материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета, с указанием наименования учреждения. При выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с отражением года и месяца выдачи их со склада.

Как отмечается в Письме Минфина РФ от 27.07.2016 № 02‑07‑10/43970, в рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства РФ разработать и утвердить в своих структурных подразделениях правила учета мягкого инвентаря, включая правила осуществления маркировки. Например, форму маркировочного штампа, условное кодирование подразделения, в которое выдается мягкий инвентарь.

Процедура проведения инвентаризации. В соответствии с п. 20 Инструкции № 157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в определенном им в рамках формирования учетной политики порядке, с учетом положений законодательства РФ. При установлении порядка инвентаризации в учетной политике необходимо руководствоваться Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. По мнению Минфина, проведение инвентаризации имущества путем видео-, фотофиксации фактического наличия или отсутствия имущества в режиме реального времени с присутствием отдельных членов комиссии по месту нахождения упомянутого имущества не препятствует достижению установленных в Методических указаниях целей инвентаризации.

Кроме того, соблюдаются условия проведения инвентаризации имущества по его местонахождению (п. 1.3 Методических указаний) с возможностью визуального осмотра объекта всеми членами комиссии, предусмотренного п. 2.3 Методических указаний.

Таким образом, по мнению финансового ведомства, предлагаемая процедура инвентаризации с видеофиксацией в режиме реального времени не противоречит положениям Методических указаний и может быть установлена в учетной политике субъекта учета (см. Письмо Минфина РФ от 23.12.2016 № 02‑07‑10/77499).

Резерв на оплату отпусков. Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н организации государственного сектора отражают информацию о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения. Так, предстоящая оплата отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (работника) автономного учреждения, отражается на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов». При этом порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках учетной политики (см. письма Минфина РФ от 01.07.2016 № 02‑07‑05/38558, от 20.06.2016 № 02‑07‑10/36122).

В завершение статьи еще раз отметим, что учетная политика - это документ, отражающий особенности функционирования конкретного учреждения. Законодательство допускает изменение учетной политики строго в установленных случаях:

  • при изменении требований, предусмотренных законодательством РФ о бухгалтерском учете;
  • при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной этого изменения.

В конце 2016 года учреждению следовало издать приказ о внесении поправок в учетную политику для целей ведения бухгалтерского учета и перечислить в нем только те моменты, которые будут изменены либо дополнены.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

В том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов на основании утвержденного графика документооборота для отражения в бухгалтерском учете.