Почему во франции подняли тему долгов российской империи. Долги российской империи


Продолжая Российской Империи - которую, по господствующему мнению, "подбили" на взлёте - рассмотрим финансово-экономический потенциал и государственный долг России в начале ХХ века.
Начнём с долга.
"Государственный долг Российской Империи к началу 1917 г. составлял 33 млрд. руб., к концу — 60 млрд. Каждый год требовалось платить более 3 млрд. руб. по процентам.

Эти цифры взяты из доклада В. П. Милютина. Они присутствуют и в докладе директора департамента Государственного казначейства Дементьева, опубликованном 10 лет спустя. В нем приведена динамика русского государственного долга “с причислением к государственным долгам также и краткосрочных обязательств, замена которых долгосрочными займами — лишь вопрос времени”.
Долг составил (на 1 января ):
- 1914 г.—8,8 млрд. руб.,
- 1915 г.—10,5 млрд.,
- 1916 г.—18,9.
- 1917 г.—33,6,
- а к 1 июля 1917 г. достиг уже 43,9 млрд. руб.
Ожидалось, что к началу 1918 г. он поднимется до 60 млрд. руб.

Фактически

до 60-миллиардного долга не дотянули, поскольку кредиторы не проявили активного желания девать взаймы. <...>
“Надо изыскивать для полного покрытия всех расходов до конца 1917 г. около 15 млрд. руб.” ,—писал Дементьев. Столько же удалось изыскать за три года войны. Об этом же — нервные телеграммы министра торговли и промышленности Временного правительства Терещенко от 18 августа 1917 г. русским послам по Франции, Англии и США.
<...>
Структура государственного долга России в конце 1917 г.

В млрд. руб .

В % к общей сумме

долгосрочный

краткосрочный

Итого

долгосрочный

краткосрочный

Итого

Внешний

Внутренний

ИТОГО

Это, понятно, верхушка айсберга. Заглянем ниже, посмотрим на "подводную часть".
Про финансово-экономический потенциал пишет журнал «Вопросы Истории» №2 1993 год.

Обладая большим национальным богатством — 160 млрд. руб. (или 8,6% мирового богатства), значительную часть которого (90 млрд. руб.) составляли различного рода природные ресурсы, Российская империя, тем не менее, находилась на третьем, после США (400 млрд. руб., 21,6%) и Британской империи (230 млрд. руб., 12,4%) месте, разделяя его с Германской империей и ненамного превосходя владения Франции (140 млрд. руб., 7,5%). Качественный же показатель — среднедушевое распределение национального богатства в России (900 руб.) едва приближался к средне мировому (1 тыс. руб.), превосходя в 1,5—1,8 раза лишь японский, но в 3—5 раз уступая американскому, британскому, французскому и германскому, и в 1,5—2 раза австрийскому и итальянскому.

То же вытекает из данных, характеризующих роль финансового капитала и его место в формировании национального богатства. Обладая финансовым капиталом в 11,5 млрд. руб. (4,6% мирового финансового капитала), из которых 7,5 млрд. руб., или 2/3 составляли иностранные капиталовложения, Россия по абсолютным показателям превосходила только державы второй величины: Австро-Венгрию (8,9 млрд. руб., 3,5%), Италию (5,1 млрд. руб., 2%) и Японию (4,5 млрд. руб., 1,8%), но в несколько раз уступала ведущим мировым державам: в 4,5 раза США и Британской империи (по 52,5 млрд. руб., 21%), в 4 раза Франции (47 млрд. руб., 18,8%) и в 3 раза Германии (35,1 млрд. руб., 14%). Если же взять только собственно российский национальный финансовый капитал, без учета иностранных инвестиций, то абсолютные и относительные показатели уменьшатся еще как минимум в 3 раза.

Доля финансового капитала в национальном богатстве России, которая соразмерно отражает процесс капитализации народного хозяйства, по всем ее структурам от имперских до центрально-метропольных колебалась, составляя 7,1%—11,6%, то есть была, по крайней мере, вдвое меньше всех средних показателей: среднемирового — 13,5%, среднеимперского — 17%, среднеметропольного — 19% и средне-центрально-метропольного — 23,4%. По всем этим важнейшим качественным показателям Россия в 2,5—4,5 раза уступала не только ведущим, наиболее развитым французским (33,5—43,7%), британским (22,8—36,2%), германским (23— 24,5%) параметрам, но и в 1,5—2,5 раза австрийским (15,3—37,8%), американским (13,1— 14,8%), итальянским (12,1—17,9%) и даже наименьшим — японским (12,5—15,5%).

В конечном счете из всех ведущих мировых держав, вставших на путь капитализации народного хозяйства, по всем имперским структурам Россия занимала последнее место, и только Великороссия едва дотягивала до среднемирового уровня. Хотя по размеру национального дохода (16,4 млрд. руб., 7,4% общемирового) Российская империя занимала четвертое место после США, Германской и Британской империй, среднедушевые ее показатели находились на предпоследнем месте, опережая только Японию, но не достигая среднемирового значения.

По валовому промышленному производству (5,7 млрд. руб., 3,8% общемирового) Российская империя уступала даже Франции, находясь на пятом месте в мире. Все российские качественные показатели (объем промышленного производства на человека и годовая выработка одного рабочего) составляли только половину среднемировых значений , превосходя лишь японские и итальянские имперские данные, но значительно, в 5—10 раз, уступая США, Германии и Великобритании .

По объему внешнеторгового оборота (2,9 млрд. руб., 3,4% мирового) Российская империя превосходила Австро-Венгерскую империю, Италию и Японию, но значительно, в 7 раз, отставала от Великобритании, в 4 раза — от Германии, в 3 раза — от США и Франции. По среднедушевым параметрам контраст был еще более разительным. Все российские показатели. в 2—12 раз были меньше, чем у других ведущих держав.

По длине железных дорог (79 тыс. км в однопутном исчислении) Российская империя занимала второе место в мире, уступая, правда в 5 раз, только США. По таким качественным показателям, как длина железных дорог на 100 кв. км., российские имперские показатели (0,3) приближались только к данным Франции (0,4) и Британской империи (0,1), но в 6 раз были меньше, чем у США, в 20—50 раз меньше метропольных структур европейских государств. По длине железных дорог на 10 тыс. жителей (4,2 —5,2) Российская империя опережала только традиционные морские державы — Японскую и Британскую империи, но по сравнению с США этот показатель был в 8 раз меньше. Только у Великороссии этот показатель (5,2) приближался к среднемировому (5,9).

Хотя формально под российским флагом находилось 2,5 млн. регистровых тонн грузе пассажирского флота, фактически ей принадлежала только пятая его часть , остальные были собственностью французских судовладельцев . Поэтому по тоннажу ее торговый флот находился на уровне Австро-Венгрии — традиционно сухопутной державы — и значительно (в 60 раз) уступал британскому торговому флоту. Этот разрыв объясняется преимущественно cyxoпутным характером Российской империи, а также относительно слабым развитием ее морского флота в целом. По количеству регистровых тонн на 1 тыс. жителей (2,7—4,1) российские показатели были наименьшими и составляли лишь 10—20% среднемировых (24,3), в 5—100 раз меньше, чем у других ведущих держав.

Хотя по объемным показателям Россия занимала промежуточное положение между ведущими индустриальными державами (США, Германская и Британская империи), с одной стороны, и индустриально развитыми (Австро-Венгрия, Италия и Япония) — с другой, и имела в целом потенциал, близкий к французскому, по качественным показателям она делила последнее и предпоследнее места с Японией. В этом отношении Россия отставала от ведущих индустриально-развитых стран в 3—8 раз, от Италии и Австро-Венгрии — в 1,5—3 раза.

Этот разрыв можно объяснить только тем, что если Англия встала на путь индустрииализации с середины XVII в., США и Франция — с конца XVIII в., Германия, Италия и Австро-Венгрия — с 1805—1815 гг., то Россия и Япония — только с 1860-х годов. Поэтому положение догоняющей державы стало характерным для России во второй половине XIX и в XX в. когда стали очевидны преимущества нового индустриального общества, особенно в экономический сфере. Разрыв между традиционным (феодальным) и индустриальным обществом приобрел качественный характер, что особенно заметно при сопоставлении среднедушевых показателей, которые стали отличаться на порядок и более.
___________

На днях американский Апелляционный суд признал законной жалобу группы местных инвесторов, требующих от Германии вернуть с процентами займы, предоставленные их предками после Первой мировой войны. Сумма долгов, которые отказался отдавать Гитлер, на сегодняшний день приближается к 0,5 млрд евро. Казалось бы, какое нам дело до финансовых споров США и Германии? Но дело в том, что создан прецедент и использовать это судебное решение смогут теперь и другие страны, в том числе и Российская Федерация. На протяжении всей новейшей истории много говорилось о советских долгах странам Запада, а вот о том, сколько Запад должен нам, почему-то предпочитали не вспоминать. Теперь самое время подсчитать, сколько должны нашей стране американцы, европейцы и японцы.

Царское правительство накануне Первой мировой войны разместило за рубежом значительные средства плюс оплатило многомиллионные сделки с производителями оружия, причём из-за революции поставки отменили, а деньги так никто и не вернул. Бежавшие в Европу и Японию белогвардейцы прихватили с собой сокровища царской казны и поместили их в банки, и эти счета впоследствии были заморожены, как будто они ничьи. И хотя все советские задолженности были урегулированы и оплачены, народную мудрость о том, что долг платежом красен, никто из наших заграничных должников так и не вспомнил. Между тем совокупный долг иностранных государств Российской империи достигает астрономической суммы – 100 млрд долларов, и это ещё не предел: последний подсчёт осуществлялся 10 лет назад. А сколько это в пересчёте на сегодняшние деньги? Один американский доллар до 1914 года стоил 1,943 царского рубля, а для остальных подсчётов надо знать ещё вот что: 1 царский рубль равняется 943 современным рублям или 0,774 грамма золота, а 1 грамм золота стоит 1218 современных рублей. Два месяца назад депутаты Госдумы озаботились взысканием старых долгов с Японии, США и Великобритании. В октябре в Думе пройдут слушания по вопросу взыскания иностранных долгов в пользу нашей страны.

Долгие годы проблемой долгов зарубежных стран России занимался историк профессор Владлен Сироткин. Кроме него, похоже, этим вопросом у нас никто профессионально не интересовался: руководство страны в начале 90-х не собиралось взыскивать с иностранных должников ни копейки. Поворотным моментом в вопросах внешних долгов царской России Сироткин считал визит бывшего президента СССР Михаила Горбачёва в Париж в 1990 году. В ходе этого визита Горбачёв заключил с французским правительством соглашение, в соответствии с которым советская сторона впервые с момента Октябрьской революции 1917 года объявила себя правопреемницей предреволюционной Российской империи, а также всех временных режимов, возникавших на её территории в 1918–1922 годах. Два года спустя президент России Борис Ельцин там же, в Париже, перезаключил это соглашение, и теперь правопреемницей стала уже Российская Федерация. Надо сказать, что Профессор Сироткин неоднократно обращался к депутатам Верховного Совета, а затем и Госдумы со своими подсчётами, но там ему отвечали словами первого вице-премьера Егора Гайдара: если аннулировать соглашения, заключённые Горбачёвым, и потребовать возвращения золота с процентами, то и наши долги тогда надо будет вернуть с процентами, а они огромны! И Россия продолжала платить по векселям, хотя нам отдавать долги никто и не собирался.

Правда, в 1992 году Сироткину всё же удалось пробить стену непонимания и не без помощи ряда депутатов Верховного Совета начать долгую процедуру возвращения старых долгов. В качестве общественной организации, которой делегировались полномочия взыскать по счетам, был создан Международный экспертный совет по зарубежному российскому золоту, недвижимости и царским долгам, а позже в Госдуме организовали специальную комиссию во главе с депутатами Сироткиным и Масарским. Но тогда деятельность этих структур искусственно притормаживалась, а вот теперь они, по всей видимости, заработают в полную силу.

Десять лет ушло у Сироткина на подсчёт всех долгов нашей стране, и в 1999 году доклад «Золото и недвижимость России за рубежом» был представлен им главе российского правительства Евгению Примакову. Сироткин всё подсчитал со скрупулёзной точностью, и в этом ему помогали эксперты Госдумы и правительства России. По их оценкам, наша страна может потребовать возвращения золота и иных движимых ценностей, оказавшихся за рубежами Отечества в 1914–1919 годах, на общую сумму более 100 млрд долларов. Именно эти расчёты и будут фигурировать на слушаниях в Госдуме, которые пройдут в самом начале осенней парламентской сессии.

В 1914–1916 годах Россия собиралась закупить в Англии и Америке крупные партии оружия. Иностранные подрядчики выдвинули условие – 100-процентная предоплата золотом. Но когда Россия расплатилась, стало известно, что у Великобритании нет возможности выполнить поставку оружия в срок: на складах имелось порядка 10% заказа, ещё 20% оружейники обязались изготовить к концу 1916 года и отправить в Архангельск. Но грянула Февральская революция, затем Октябрьская, и о полученной предоплате в Лондоне как-то быстро забыли. Американцы вообще не отправили в Россию ничего: поставки должны были начаться лишь в феврале 1917 года, но из-за политической неразберихи в Санкт-Петербурге так и не начались. А деньги между тем были получены. Порядка 200 млн золотых рублей осело в Лондоне и столько же – за океаном.

В годы Первой мировой в Англию ввезли золота в залог под кредиты на 68 млн фунтов стерлингов (если верить советской статистике 1960 года, которую собрала группа историков под руководством профессора А.Л. Сидорова). Это цифры наименьшие: авторы из числа представителей белой эмиграции приводили другие данные – от 568 млн фунтов (Ю.А. Павловский, А.Г. Рафалович) до 579 млн (П.Н. Апостол). Западные независимые эксперты, к слову, считают самыми достоверными сведениями Рафаловича, который был доверенным лицом премьер-министра Витте и агентом российского Министерства финансов в Париже на протяжении 40 лет.

Проблему российско-советских долгов Англии вроде бы урегулировал в 1986 году Михаил Горбачёв, подписав с премьер-министром Маргарет Тэтчер «нулевой вариант». Вот только английские банки этот документ не признали до сих пор, поставив под сомнение легитимность договорённости. Разбираться с претензиями поручили известной лондонской фирме Price Waterhouse – они это делают и поныне, предъявляя курьёзные претензии нашей стране. К примеру, востребована компенсация за утрату багажа, в котором находились четыре коробки сардин, три неиспользованных билета на цикл музыкальных концертов и абонемент в театр.

Американские долги целиком сосчитать так и не удалось. В качестве залога для закупки оружия туда отправили золота на 40 млн английских фунтов, но дело в том, что американские финансисты впоследствии поставили условие: перечислять средства в английские банки. Туда ввезли золотых слитков ещё на 200 млн фунтов. Это залоговое золото впоследствии «растворилось».

В январе 1916 года на строительство порохового завода концерном Дюпона представители Министерства финансов Российской империи доставили в США золота и ценных бумаг на сумму, эквивалентную 2,5 млрд долларов в ценах 1998 года. Концерн Дюпона присвоил примерно 2 млрд и до октября 1917 года не поставил в Россию ни одного снаряда или патрона. Впоследствии поставки всё же начались и покрыли примерно пятую часть залога. А об остальном золоте – ни слуху ни духу. В отличие от советского правительства белоэмигрантские круги скрупулёзно сосчитали, сколько Америка украла у России. По данным начальника Главного артиллерийского управления русской армии генерала Маниковского, опубликованным в 1937 году в США, стоимость всех невыполненных русских заказов в Америке оценивалась в 1 млрд 287 млн долларов.

Японский долг – самый большой: в банки Страны восходящего солнца попали из России в 1918–1919 годах 523 млн рублей золотой русской монетой, 90 млн рублей слитками золота и 28 млн рублей иностранными монетами. Одним из получателей колчаковского золотого запаса стал японский Иокогамский валютный банк, позже переименованный в банк «Ёкохама сёкин гинко». Позднее это золото было отправлено в хранилища государственного Банка Японии – «Нихон гинко». Другим хранителем золота Колчака стал банк «Тёсэн гинко». Эта часть также была перекачана в Банк Японии.

«Долгие годы проблема иностранных долгов нашей стране мало кого интересовала, – заявил корреспонденту «Нашей Версии» депутат Госдумы Виктор Илюхин. – Дело в том, что в 90-е эксперты, зная установку Ельцина и Гайдара о том, что мы должны всем, а нам – никто, приводили странную статистику наших долгов, якобы в несколько раз превышающих то, что должны нам. Манипуляции цифрами удалось прекратить лишь 10 лет назад, и с тех пор мы практически рассчитались со всеми нашими старыми долгами. Я считаю, пришло время потребовать и то, что должны нам.

Держатели российских железнодорожных облигаций царских времён требуют от Москвы выплат по этим бумагам. По данным СМИ, о намерении добиться компенсации заявили 400 тысяч французов. Однако эксперты полагают, что шансов получить желаемое у новоявленных кредиторов нет, так как ещё в 1997 году Москва и Париж подписали договор, поставивший точку в расчётах по долгам Российской империи. Как страна платила по счетам - в материале RT.

Около 400 тысяч граждан Франции обратились в Международную федеративную ассоциацию держателей российских займов с намерением добиться от России выплаты долгов, которые были списаны в 1918 году декретом Владимира Ленина. Возмещения ущерба требуют потомки держателей облигаций российских железнодорожных компаний, сообщает RFI. Общую сумму выплат французы оценили в €30 млрд.

Почти 100 лет назад, 21 января (3 февраля по новому стилю) 1918 года ВЦИК принял Декрет об аннулировании всех государственных внутренних и внешних займов царского и Временного правительств. На основании документа данные дореволюционными правительствами обязательства на общую сумму около 60 млрд рублей (16 млрд внешнего долга и 44 млрд - внутреннего) аннулировались задним числом - с 1 декабря 1917 года.

«Когда большевики приняли решение об отказе платить по долгам царского и Временного правительств, они исходили из того, что не являются наследниками рухнувшей Российской империи, набравшей долгов, и не будут эти долги выплачивать. Тем более в стране уже шла Гражданская война, была разруха, и делать это было затруднительно», - сообщил в беседе с RT доктор исторических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений РУДН Константин Курылёв.

Сразу после выхода декрета главы европейских государств направили правительству РСФСР протесты. Советская Россия выдвинула встречные контрпретензии о необходимости оплатить ущерб, который нанесли республике французские интервенты во время Гражданской войны. Впрочем, Ленин всё же заявил о готовности выплатить царские долги, но при определённых условиях.

Так, в июле 1919 года, отвечая по радио на вопрос американского журналиста о том, при каких обстоятельствах Ленин готов заключить мир с Колчаком и Деникиным, вождь мирового пролетариата заявил: «Мы об этом уже много раз говорили. Наши основные условия: мы готовы заплатить все долги Франции и другим государствам, лишь бы мир был на деле, а не на словах формально подписан и утверждён правительствами Англии, Франции, Соединённых Штатов, Японии, Италии, ибо Деникин и Колчак - пешки в руках этих правительств».

«Даже при таких сложных внутренних ситуациях ленинское правительство было готово выплатить долги царского России, которые были сделаны до начала Первой мировой войны, но при соблюдении нашими «партнёрами» ряда условий, ключевое из которых - юридическое признание советской власти. Но ни Франция, ни Англия, ни любые другие наши кредиторы в начале 1920-х годов на этот шаг не пошли», - отметил Курылёв.

Франция отказалась выполнять условия Ленина и продолжила поддерживать белогвардейцев, лишившись возможности получить царские долги. Аналогичная политика правительств остальных стран привела к тому, что в 1920-е годы вопрос по долгам удалось урегулировать лишь с Германией. Двусторонние переговоры с другими государствами возобновились в 1980-е годы.

«Между Францией и Россией были заключены международные договоры 1996 и 1997 годов. Они урегулировали все возможные взаимные претензии финансового характера. Россия выплатила €330 млн в счёт закрытия царского долга», - сообщил в беседе с RT член комитета ГД по международным делам Виталий Милонов.

Однако, несмотря на межправительственное соглашение, французские вкладчики не считают вопрос с царскими долгами закрытым. Возмещения ущерба требуют потомки держателей государственных облигаций российских железнодорожных компаний, которые начали выпускаться в 1867 году. Издание RFI отмечает, что французы в течение последующих 30 лет инвестировали более 15 млрд франков, что эквивалентно современным €53 млрд. Всего в руках 400 тысяч французов оказался миллион ценных бумаг. Стоимость одной облигации оценивается в €10-30 тыс. Чтобы вернуть свои деньги, граждане Франции обратились в Международную федеративную ассоциацию держателей российских займов.

«Политическая подоплёка»

Российские эксперты считают требования французов неправомерными. По словам заместителя декана факультета мировой экономики ВШЭ Андрея Суздальцева, после 1991 года Россия вела переговоры с потомками владельцев этих кредитов.

«В итоге пришли к компромиссу, и в 2000 году Москва завершила все выплаты. Конечно, сумма была меньше той, которую давала нам Франция. Тем не менее мы эту проблему решили. Французы, которые возмущаются сейчас, остались недовольны этим соглашением. Они рассчитывают на большее, скорее всего, на проценты, которые набежали за 100 лет. Но у французов не получится вернуть деньги, поскольку межправительственное соглашение урегулировало вопрос с царскими долгами», - сообщил в беседе с RT Суздальцев.

Аналогичного мнения придерживается Милонов. По мнению депутата, с точки зрения международного права перспектив у данных притязаний на российские займы нет. Он отметил, что единственной возможностью для получения компенсации было обращение в национальные французские суды, однако такие иски уже подавались и были отклонены.

«Французам остаётся обратиться в Европейский суд по правам человека, чтобы он дал своё видение этой ситуации, ещё раз закрепил правовую сторону данного спора. Но существует российско-французское соглашение, по которому все финансовые притязания аннулированы. Так что все эти разговоры носят политический, а не юридический характер», - отметил Милонов.

Безосновательность требований французов отметил и Константин Курылёв. Он подчеркнул, что РФ не объявляла себя правопреемницей Российской империи.

«Поэтому апеллировать к нам в этом плане нет никаких оснований. Более того, обсуждаемый вопрос - это не вопрос истории, здесь политическая подоплёка. Сегодня это попытка создать негативный образ России, давить на российскую власть, чтобы решить более глобальные задачи, связанные с геополитической конкуренцией. Это один из сюжетов в рамках информационной войны, которая ведётся против нашей страны уже в течение четырёх лет», - заявил Курылёв.

Платить по счетам

Эксперты отметили, что суммы царских долгов действительно были большими. Франция и западные страны кредитовали царский режим, инвестировали огромные деньги в создание экономического потенциала для подготовки России к Первой мировой войне. Однако Россия всегда аккуратно относилась к этим и другим свои долгам.

«В 1980-е годы Михаил Горбачёв урегулировал с Маргарет Тэтчер вопрос о долгах царской России. Великобритания выплатила держателям облигаций Российской империи компенсацию за счёт нескольких тонн личного золота Николая II, которое хранилось в английском банке. Правительство Виктора Черномырдина выплатило долг Франции. Но, конечно, с учётом инфляции, это была не та сумма, на которую французы рассчитывали», - отметил Курылёв.

После развала СССР Москва приложила немалые усилия для выплаты не только царских, но и советских долгов. Самая большая задолженность, в $45 млрд, была перед Парижским клубом - неофициальной межправительственной организацией, куда входит 21 страна-кредитор. Богатейшие государства помогали СССР в кризисные 1980-е годы, вызванные обвалом цен на нефть. В 2006 году Россия досрочно рассчиталась с Парижским клубом.

К 2017 году Россия погасила долги практически перед всеми странами. Чехии были возвращены $3,6 млрд, Черногории - $18 млн, Финляндии - $30 млн. Последняя задолженность по обязательствам СССР - перед Югославией - была погашена переводом $125 млн Боснии и Герцеговине.

При этом эксперты отмечают, что сама Россия за последние 20 лет списала более $140 млрд странам-должникам.

«Очень много списывали долгов странам, с которыми тесно сотрудничали в советское время. Самый крупный долг в $30 млрд простили в 2014 году Кубе. Также большие списания отходили Монголии ($352 млн), Узбекистану ($865 млн), странам Африки», - заключил Суздальцев.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Интеграция Российской империи в мировой финансовый рынок

    ✪ Госдолг Российской империи и крупнейший дефолт в мировой истории

    ✪ Сергей Юльевич Витте - судьба реформатора

    ✪ Как создавались империи. Российская империя

    ✪ Первые народные облигации Российской империи

    Субтитры

    В 1887 году в немецкой прессе из-за обострения отношений двух стран началась кампания против России. Канцлер Отто фон Бисмарк запретил банкам выдавать ссуды под залог российских бумаг, а всем прусским государственным учреждениям предписал продать имеющиеся у них русские ценности. В результате на Берлинской фондовой бирже произошла одна из крупнейших распродаж российских бумаг. Ценностей было продано на 115 млн марок. Во второй половине XIX века Российская империя становится частью мирового финансового рынка. Это был долгий путь, начатый еще во времена Петра I. Модернизация кредитной системы, появление сети железных дорог и морских перевозок, распространение телеграфа вывело товарные и финансовые рынки на новый уровень. Начинается приток иностранных инвестиций в развитие российской промышленности, быстрый рост на рынке акций и облигаций торгово-промышленных обществ. Возникли тесные связи российского рынка ценных бумаг с мировыми биржами. До Первой мировой войны российские ценные бумаги, как государственные, так и частные, котировались на 12 крупнейших мировых фондовых биржах. Важнейшими финансовыми рынками для Российской империи вначале были Англия, затем Голландия и до известной степени Германия. В 70-80 годах XIX века в большом объеме на немецкой бирже размещались российские государственные займы и гарантированные правительством облигации железнодорожных обществ. Однако история, рассказанная нами в начале, не прошла бесследно. Масштабная распродажа по бросовым ценам, спровоцированная политическим конфликтом, принесла немецким инвесторам огромные убытки, а французские банки и биржевики воспользовались этой ситуацией и скупили обесценивающиеся российские бумаги. Так финансы России оказались связанными уже с французским фондовым рынком. Особенностью российского рынка ценных бумаг был запрет принимать к котировке на русских биржах иностранные бумаги, но акции российских компаний с успехом котировались на иностранных биржах. Например, акции крупнейшей промышленной акционерной компании Российской империи Товарищества нефтяного производства братьев Нобелей. Один из этих братьев, кстати, – тот самый Альфред Нобель, изобретатель динамита и учредитель знаменитой премии. В 1899 году добыча нефти на Бакинских промыслах Товарищества составила 8,5% от мировой нефтедобычи. Дивиденд по акциям компании не опускался ниже 10% с 1895 года, в 1915 году составил 30% на акцию. Компания успешно действовала на внешнем рынке. Склады Товарищества братьев Нобель имелись в Марселе, Антверпене, Гамбурге, Лондоне и других зарубежных городах. Уже в 1880-х гг. акции и облигации Товарищества братьев Нобель котировались на Берлинской бирже, а потом вошли в котировку бирж в Амстердаме и во Франкфурте. Основными зарубежными рынками для российских ценных бумаг с 1890-х годов стали Парижская и Брюссельская биржи. В Париже помимо русских гособлигаций преобладали акции российских металлургических и механических предприятий, а в Бельгии – еще и акции трамвайных обществ и каменноугольных предприятий. Ценные бумаги нефтяных и золотодобывающих компаний тяготели к Лондонской бирже. В экономику Российской империи были вложены огромные иностранные инвестиции - своих средств не хватало. Французские инвестиции поступали в тяжелую промышленность, немецкий капитал доминировал в компаниях электротехнической и химической промышленности, в структуре бельгийских инвестиций - компании, специализирующиеся на металлургии и металлообработке. Английские капиталы активно действовали в текстильной и тяжелой промышленности. К примеру, иностранный капитал помог в освоении промышленного региона, позже ставшего известным как Донбасс. Еще в середине XIX века стало понятно, насколько эта земля богата ресурсами. Основателем будущего индустриального центра дореволюционной России стал английский предприниматель Джон Хьюз, в честь которого современный Донецк и получил свое первое имя – Юзовка. Хьюз занимался логистикой и поставками оборудования. Гарантами эмиссии бумаг стали французские банки, в частности, Societe Generale. Именно эти учреждения получали самый большой процент с прибыли. Пятьдесят последних лет стали для Российской империи периодом бурного экономического роста. Российский рынок ценных бумаг в конце XIX - начале ХХ веков становится частью мирового фондового рынка, и он интенсивно растет. Всего в империи к тому времени была 21 биржа, но операции с ценными бумагами проводили в семи городах. Пятая часть жителей этих городов были частными инвесторами, то есть более 1 миллиона человек. По объему бумаг в обращении Петербургская биржа занимает пятое место в мире. Более того, российские ценные бумаги котировались на большинстве основных мировых бирж, а объем иностранных инвестиций в российский рынок составлял более 30%.

Реформы Петра I

Екатерина II предпринимает ряд попыток навести порядок в государственных финансах, однако эти попытки сводятся на нет чередой дорогостоящих войн, ростом госаппарата и расходов на двор. Увеличиваются многие налоги, нарастает выпуск ассигнаций, начинаются заметные внешние и внутренние заимствования.

Последующие императоры охотно прибегали к выпуску бумажных денег. В конце правления Екатерины II курс бумажного рубля составлял 68 с половиной копеек от металлического (серебряного), к 1802 году повысился до 80 коп. Начавшаяся с 1805 года огромная эмиссия бумажных денег обесценила бумажный рубль до 20 коп. металлического, чему особенно содействовала активная борьба с Наполеоном . Такое падение курса произвело огромное впечатление на государство; началась политика сокращения расходов, а с 1817 года начиналось даже уничтожение части ассигнаций, количество которых к 1823 году уменьшилось с 826 до 596 миллионов. Оставшиеся бумажные деньги в 1843 году были девальвированы, и превращены в кредитные билеты .

Однако, несмотря на все старания правительства, бесконечные войны неизбежно вели за собой огромный бюджетный дефицит, а Крымская война вынудила вновь печатать бумажные деньги. Общая сумма бюджетных дефицитов в царствование Александра II превысила 1 млрд. руб., причём половина этого миллиарда приходится на - . Колоссальный рост госдолга привёл к тому, что в бюджете 1857 года из 268 млн. руб. доходов 100 млн. предназначалось на обслуживание долга .

в расходовании государственных средств в 1850 годы царил хаос; каждое ведомство вело свой отдельный бюджет со своими статьями доходов и расходов, и зачастую имело отдельные источники дохода, не попадавшие в общий госбюджет. Кроме того, каждое ведомство вообще не считало госбюджет («государственную роспись») обязательной к исполнению, и зачастую испрашивало дополнительного финансирования, могло не расходовать все деньги или передвигать их с одной статьи на другую.

Другой особенностью финансовой системы дореформенной (до 1861 года) Российской империи была секретность госбюджета (государственной росписи доходов и расходов). Вплоть до 1862 года госбюджет утверждался лично императором, и нигде не публиковался. Характерным было то, что в 1850 году Николай I приказал скрыть бюджетный дефицит в 33,5 млн руб. от Государственного совета, и указал министерству финансов записать в расходах на 38 млн меньше. Таким образом, в 1850 году параллельно существовали два госбюджета - настоящий, и сфальсифицированный .

Одним из источников чрезвычайного финансирования были казённые кредитные учреждения, фактически по приказу правительства выдававшие ему любые суммы.

Реформы Александра II

Конец XIX-начало XX веков

Начался выпуск денег, не обеспеченных золотом. Доля золотого обеспечения уменьшалась с 98 % (июль 1914 года) до 51,4 % (январь 1915), 28,7 % (январь 1916) и 16,2 % (январь 1917). Раздутие необеспеченной денежной массы неизбежно вызвало массовую инфляцию; с начала войны до 1917 года цены увеличились в среднем в 3,36 раза. Средняя заработная плата при этом выросла только в 2 раза.


Отличный и познавательный материал, с цифрами описывающими всю "мощь" и "независимость" от западных кредиторов экономики Российской Империи, перед 17-м годом, ставшим последним для империи и её экономики с лёгкой руки, бездарной антигосударственной буржуазии. Ещё один "гвоздь в крышку гроба" мифа о процветающей Российской империи. Ссылка на материал о состоянии экономики Российской империи к началу Первой мировой в конце материала уважаемого arctus
Оригинал взят у arctus в Финансовый крах Российской Империи



Продолжая тему экономического могущества Российской Империи - которую, по господствующему мнению, "подбили" на взлёте - рассмотрим финансово-экономический потенциал и государственный долг России в начале ХХ века.
Начнём с долга.
"Государственный долг Российской Империи к началу 1917 г. составлял 33 млрд. руб., к концу — 60 млрд. Каждый год требовалось платить более 3 млрд. руб. по процентам.

Эти цифры взяты из доклада В. П. Милютина. Они присутствуют и в докладе директора департамента Государственного казначейства Дементьева, опубликованном 10 лет спустя. В нем приведена динамика русского государственного долга “с причислением к государственным долгам также и краткосрочных обязательств, замена которых долгосрочными займами — лишь вопрос времени”.
Долг составил (на 1 января ):
- 1914 г.—8,8 млрд. руб.,
- 1915 г.—10,5 млрд.,
- 1916 г.—18,9.
- 1917 г.—33,6,
- а к 1 июля 1917 г. достиг уже 43,9 млрд. руб.
Ожидалось, что к началу 1918 г. он поднимется до 60 млрд. руб.

Фактически до 60-миллиардного долга не дотянули, поскольку кредиторы не проявили активного желания девать взаймы. <...>
“Надо изыскивать для полного покрытия всех расходов до конца 1917 г. около 15 млрд. руб.” ,—писал Дементьев. Столько же удалось изыскать за три года войны. Об этом же — нервные телеграммы министра торговли и промышленности Временного правительства Терещенко от 18 августа 1917 г. русским послам по Франции, Англии и США.
<...>
Структура государственного долга России в конце 1917 г.

В млрд. руб .

В % к общей сумме

долгосрочный

краткосрочный

Итого

долгосрочный

краткосрочный

Итого

Внешний

Внутренний

ИТОГО

Это, понятно, верхушка айсберга. Заглянем ниже, посмотрим на "подводную часть".
Про финансово-экономический потенциал пишет журнал «Вопросы Истории» №2 1993 год.

Обладая большим национальным богатством — 160 млрд. руб. (или 8,6% мирового богатства), значительную часть которого (90 млрд. руб.) составляли различного рода природные ресурсы, Российская империя, тем не менее, находилась на третьем, после США (400 млрд. руб., 21,6%) и Британской империи (230 млрд. руб., 12,4%) месте, разделяя его с Германской империей и ненамного превосходя владения Франции (140 млрд. руб., 7,5%). Качественный же показатель — среднедушевое распределение национального богатства в России (900 руб.) едва приближался к средне мировому (1 тыс. руб.), превосходя в 1,5—1,8 раза лишь японский, но в 3—5 раз уступая американскому, британскому, французскому и германскому, и в 1,5—2 раза австрийскому и итальянскому.

То же вытекает из данных, характеризующих роль финансового капитала и его место в формировании национального богатства. Обладая финансовым капиталом в 11,5 млрд. руб. (4,6% мирового финансового капитала), из которых 7,5 млрд. руб., или 2/3 составляли иностранные капиталовложения, Россия по абсолютным показателям превосходила только державы второй величины: Австро-Венгрию (8,9 млрд. руб., 3,5%), Италию (5,1 млрд. руб., 2%) и Японию (4,5 млрд. руб., 1,8%), но в несколько раз уступала ведущим мировым державам: в 4,5 раза США и Британской империи (по 52,5 млрд. руб., 21%), в 4 раза Франции (47 млрд. руб., 18,8%) и в 3 раза Германии (35,1 млрд. руб., 14%). Если же взять только собственно российский национальный финансовый капитал, без учета иностранных инвестиций, то абсолютные и относительные показатели уменьшатся еще как минимум в 3 раза.

Доля финансового капитала в национальном богатстве России, которая соразмерно отражает процесс капитализации народного хозяйства, по всем ее структурам от имперских до центрально-метропольных колебалась, составляя 7,1%—11,6%, то есть была, по крайней мере, вдвое меньше всех средних показателей: среднемирового — 13,5%, среднеимперского — 17%, среднеметропольного — 19% и средне-центрально-метропольного — 23,4%. По всем этим важнейшим качественным показателям Россия в 2,5—4,5 раза уступала не только ведущим, наиболее развитым французским (33,5—43,7%), британским (22,8—36,2%), германским (23— 24,5%) параметрам, но и в 1,5—2,5 раза австрийским (15,3—37,8%), американским (13,1— 14,8%), итальянским (12,1—17,9%) и даже наименьшим — японским (12,5—15,5%).

В конечном счете из всех ведущих мировых держав, вставших на путь капитализации народного хозяйства, по всем имперским структурам Россия занимала последнее место, и только Великороссия едва дотягивала до среднемирового уровня. Хотя по размеру национального дохода (16,4 млрд. руб., 7,4% общемирового) Российская империя занимала четвертое место после США, Германской и Британской империй, среднедушевые ее показатели находились на предпоследнем месте, опережая только Японию, но не достигая среднемирового значения.

По валовому промышленному производству (5,7 млрд. руб., 3,8% общемирового) Российская империя уступала даже Франции, находясь на пятом месте в мире. Все российские качественные показатели (объем промышленного производства на человека и годовая выработка одного рабочего) составляли только половину среднемировых значений , превосходя лишь японские и итальянские имперские данные, но значительно, в 5—10 раз, уступая США, Германии и Великобритании .

По объему внешнеторгового оборота (2,9 млрд. руб., 3,4% мирового) Российская империя превосходила Австро-Венгерскую империю, Италию и Японию, но значительно, в 7 раз, отставала от Великобритании, в 4 раза — от Германии, в 3 раза — от США и Франции. По среднедушевым параметрам контраст был еще более разительным. Все российские показатели. в 2—12 раз были меньше, чем у других ведущих держав.

По длине железных дорог (79 тыс. км в однопутном исчислении) Российская империя занимала второе место в мире, уступая, правда в 5 раз, только США. По таким качественным показателям, как длина железных дорог на 100 кв. км., российские имперские показатели (0,3) приближались только к данным Франции (0,4) и Британской империи (0,1), но в 6 раз были меньше, чем у США, в 20—50 раз меньше метропольных структур европейских государств. По длине железных дорог на 10 тыс. жителей (4,2 —5,2) Российская империя опережала только традиционные морские державы — Японскую и Британскую империи, но по сравнению с США этот показатель был в 8 раз меньше. Только у Великороссии этот показатель (5,2) приближался к среднемировому (5,9).

Хотя формально под российским флагом находилось 2,5 млн. регистровых тонн грузе пассажирского флота, фактически ей принадлежала только пятая его часть , остальные были собственностью французских судовладельцев . Поэтому по тоннажу ее торговый флот находился на уровне Австро-Венгрии — традиционно сухопутной державы — и значительно (в 60 раз) уступал британскому торговому флоту. Этот разрыв объясняется преимущественно cyxoпутным характером Российской империи, а также относительно слабым развитием ее морского флота в целом. По количеству регистровых тонн на 1 тыс. жителей (2,7—4,1) российские показатели были наименьшими и составляли лишь 10—20% среднемировых (24,3), в 5—100 раз меньше, чем у других ведущих держав.

Хотя по объемным показателям Россия занимала промежуточное положение между ведущими индустриальными державами (США, Германская и Британская империи), с одной стороны, и индустриально развитыми (Австро-Венгрия, Италия и Япония) — с другой, и имела в целом потенциал, близкий к французскому, по качественным показателям она делила последнее и предпоследнее места с Японией. В этом отношении Россия отставала от ведущих индустриально-развитых стран в 3—8 раз, от Италии и Австро-Венгрии — в 1,5—3 раза.

Этот разрыв можно объяснить только тем, что если Англия встала на путь индустрииализации с середины XVII в., США и Франция — с конца XVIII в., Германия, Италия и Австро-Венгрия — с 1805—1815 гг., то Россия и Япония — только с 1860-х годов. Поэтому положение догоняющей державы стало характерным для России во второй половине XIX и в XX в. когда стали очевидны преимущества нового индустриального общества, особенно в экономический сфере. Разрыв между традиционным (феодальным) и индустриальным обществом приобрел качественный характер, что особенно заметно при сопоставлении среднедушевых показателей, которые стали отличаться на порядок и более.

Другие посты