Почему реализация принципа уравнительности в распределении благ. Уравнительное распределение —

Уравнительный принцип распределения был основой построения социалистического общества. Он заключается в равенстве между слоями населения. Основная цель - не допустить слишком бедных и слишком богатых. Возможна ли справедливость на самом деле? Так ли идеальны принципы коммунизма, как кажется на первый взгляд? Эта дилемма заставила многих ученых на протяжении десятка лет спорить и искать истину.

Первобытный строй

Еще в каменном веке существовал уравнительный принцип распределения материальных благ. Тогда делалось все проще: каждый член семьи получал свою долю пищи. Для примера можно почитать труд великого американского антрополога Сервайса под названием "Охотники". В своей работе он изучает оставшиеся на Земле на то время племена с сохранившимся первобытным устоем. Кроме быта и отношений внутри племени, особое внимание он уделяет процессу распределения пищи.

Одно из воспоминаний Сервайса касается его путешествия на Север. Как-то раз, обедая с эскимосами, он сказал "спасибо" за предоставленный кусок, на что хозяин обиделся. У племенных жителей не принято благодарить за еду, поскольку она сама по себе полагается. А эскимос ответил: "За еду мы не благодарим. Это есть то благо, которое должно быть дано каждому".

Рассмотрим еще одну сторону уравнительного принципа распределения. Пример с распределением природных ресурсов в первобытном обществе. Никому из семьи не запрещалось пользоваться любыми природными благами, поскольку они не являются ничьей собственностью. Но со временем население мира росло, появлялись верхушки власти и разделялся труд. Все это привело к появлению новых социальных и моральных устоев, и уравниловка стала утопией, мечтой о беззаботной жизни.

Принципы равенства в христианстве

Религиозная идеология, возникшая в начале нашей эры, широко распространилась в массы людей. В те времена большая часть населения была бедной и находилась под неограниченной властью аристократов. Людям нужна была вера в справедливость, вера в безоблачное будущее, где не будет ни наказаний, ни нищеты, ни заносчивых владык. И таким успокоением стала христианская вера. Основная мораль - после смерти все отправятся в Божье царство, и все будут равны - и богатые, и бедные. И всем будет воздано равное количество благ.

Такие идеи пытались воплотить в жизнь немецкие лидеры буржуазно-демократической революции в начале 18 века. Огромные толпы отчаяных людей собирались на улице во имя борьбы за справедливость. Лидером был Мюнцер, разрабатывающий идею коммунистического принципа уравнительного распределения. Его работа не была совершенна, он не разработал ее детально и не описал, как же именно он собирается уравнивать людей. Это привело к тому, что революция не состоялась, а Германия пошла по другому пути развития.

История в Европе

Принцип распределения земли на уравнительно-трудовых началах существовал во многих странах. Развитие производительности труда, индустриализация, классовое неравенство приводили к тому, что идеология справедливости периодически выплывала в виде массовых протестов трудящихся.

В 17 веке в Англии лидер буржуазной революции Уинстэнли в своем манифесте "Закон свободы..." описал, что новое общество можно построить, лишь распределив все блага поровну. Делать он это собирался из запасов общественных складов. Его идею поддерживали французы. Главным социалистом был Бабеф, который утверждал, что продуктивность работы не может быть причиной неравного распределения. Неважно, интенсивно ты работаешь на благо общества или нет, все получат одинаково.

Пример в Китае

В 1958 году в Китайской Народной Республике пытались решить одну из целей коммунизма путем введения "народных коммун". За относительно короткое время 700 тыс. частных угодий были превращены в 26 тыс. кооперативов. "Народным коммунам" передавалось все: скот, птица, приусадебные участки.

Однако уже через пару лет система пожинала свои плоды. Уравнительный принцип распределения привел к тому, что все производимые продукты просто "проедались". Никто не хотел и не старался повысить продуктивность, в результате чего полностью затормозился рост сельскохозяйственного производства. Уже через 5 лет после нововведений их пришлось отменить.

Понятие уравнительного принципа

Все равны и в одинаковых правах. В связи с этим сформулируем теоретическое понятие. Уравнительный принцип распределения - это такая форма распределения любых благ, при которой каждый член коллектива получает равную долю, независимо от вклада.

На практике это приводит к следующим результатам. Допустим, бригада рабочих по уборке урожая. В смене работает 10 человек. Из них один находится на больничном, другой пашет за троих, а третий - лентяй и большую часть рабочего дня прохлаждается в теньке. Но зарплату в итоге получат все одинаковую. Такой подход может показаться другим членам коллектива абсолютно несправедливым. Другое дело, когда каждый старается на благо общества всеми своими силами. Но априори это невозможно в силу того, что люди по своей природе абсолютно разные.

Коммунизм и командно-административная экономика

В коммунизме главенствует принцип уравнительного распределения. Какой для него характерен? Это командно-административный строй. Основной его принцип - все производимые населением блага собираются в едином центре, а потом распределяются административным аппаратом.

В теории Маркса принцип уравнительного распределения звучал несколько иначе. Он утверждал, что справедливое общество можно построить лишь тогда, когда человеку будут выдавать блага пропорционально его вкладу в общину. Если трудящийся старается, эффективно работает, показывает лучшие результаты, то и вознаграждение будет соответствующее.

Попытки ввести принцип уравнительного распределения командной экономики по идеологии Маркса в СССР были. Для этого нужно вспомнить трудовые достижения отдельных граждан, о которых кричал весь Союз. "Гражданин Сидоров перевыполнил план пятилетки по выточке болтов!", "10 тыс. тонн угля добыто одним только работником Ивановым!". Часто такие показатели были заведомо ложными, но они очень сильно поднимали дух работников и заставляли продуктивнее работать.

Понятие уравнительного принципа распределения может быть действительно хорошим и эффективным методом для воспитания справедливого общества. И в целом идеи коммунизма могли помочь построить сильную страну с развитой экономикой. Но за всю историю коммунистического общества ни одной стране это сделать не удалось.

По идее Маркса, блага должны распределяться пропорционально, в зависимости от того, как работает человек. Но тут возникает первая сложность. По какому принципу дифференцировать распределение? Второй момент - а как измерить количество и качество труда, если один выпускает станки, а другой - лечит людей? И третий - по каким параметрам проводить измерения?

Решение проблемы №1

Маркс и Энгельс трактовали так. Если человек много учится, он тратит деньги на высшее образование, но он принесет больший вклад обществу, значит у него зарплата должна быть выше, чтобы окупить затраты на обучение. Но в Советском обществе образование было бесплатным, а значит, принесенные блага, хоть и в большем объеме, - это заслуга общества, а не семьи работника. А значит, он не может претендовать ни на какие доплаты.

Решение проблемы №2

В любом другом обществе количество и качество труда оценивается в денежном измерении. Но при коммунизме товарно-денежных отношений не было. И нужно было найти такой единый знаменатель, с которым можно было сравнивать любой труд. И ученые нашли. Это время. Маркс и Энгельс утверждали, что, чем больше времени человек тратит на изготовление простой детали, тем меньше его показатели труда. И наоборот, чем меньше затрат времени и лучше результат - тем ценее работник.

В реальности это привело к огромной путанице. Человеческие профессии настолько разнообразны, что сравнивать их по одному показателю оказалось абсолютно не реально. К тому же увеличилось число брака, потому что ценным стало время, а не качество.

Решение проблемы №3

Попытки мотивировать людей работать лучше все-таки были. Вводилось множество дополнительных показаний - тарифный разряд, норма выработки, стаж, наличие научной степени и т.д. Но это лишь отчасти отображало качество работы специалиста.

Фактически приравняв инженера, слесаря и высококвалифицированного хирурга, система воспитывала идеологию, а не стремилась достичь экономических успехов.

Выводы

Очень много недостатков имеет уравнительный принцип распределения. История не знает примеров, где бы ему удалось прижиться на многие годы, хотя попытки предпринимались во многих странах, в том числе в Европе и Азии. Но какой бы ни была справедливость, всегда найдется тот, кому покажется, что его сосед получает больше, чем он. А если вовсе сравнять зарплаты, как было в Советском Союзе, то это приведет к пониженной мотивации и незаинтересованности работников в повышении своего вклада в общее дело. Уравнительный принцип распределения идет в ногу с коммунизмом, и как показала практика, будущего у такого строя нет.

Дальнейшее развитие экономической и социальной мысли изменило взгляд человечества на социальную справедливость. Основным принципом справедливого распределения материальных благ стал принцип распределения в соответствие с затраченным трудом. Принцип «от каждого по способностям, каждому по труду», декларируемый советскими социалистическими учеными и партийными идеологами с середины XX века на самом деле не является их изобретением, и, даже не принадлежит перу классиков марксизма-ленинизма. Еще Роберт Оуэн, выдающийся английский социалист XIX века, ввел в широкое употребление такой термин как «трудовые деньги». Внедренные в созданной Робертом Оуэном общине в Нью-Лэнарке, эти деньги нашли свое практическое применение. В Нью-Лэнарке каждый трудящийся получал такое количество денег, которое соответствовало часам его труда, потраченного на благо общины. Масштабом денег был принят 1 час труда. Несколько похожую систему советские власти внедрили через столетие в социалистическом сельском хозяйстве. В советских колхозах и совхозах оплата труда производилась в соответствие с учетом трудодней, потраченных крестьянами на работах в их коллективных хозяйствах. Именно у Роберта Оуэна К.Маркс унаследовал принцип измерения труда рабочим временем. Однако, мы уже указывали, что такой принцип измерения труда физическим временем его продолжительности не является справедливым и научно правильным. Один час работы сапожника не может быть эквивалентен одному часу работы кузнеца или шахтера. Такой принцип измерения количества затраченного труда нами уже был раскритикован, и продолжать дискуссию в рамках данной главы уже не уместно.

Основным шагом к достижению социальной справедливости все социалисты-утописты, классики марксизма и их последователи считали уничтожение частной собственности на средства производства. Частная собственность на средства производства, предполагали они, порождает эксплуатацию. Частная собственность дает возможность в человеке созреть ложным представлениям о добродетелях, вызывает к жизни все самые низменные его инстинкты, утверждали они. Роберт Оуэн писал: «Владение частной собственностью ведет к тому, что ее владельцы становятся невежественно эгоистичными, причем этот эгоизм обычно пропорционален в своих размерах величине собственности». Казалось бы действительно, частная собственность – это экономический и социальный институт, порождающий отдаление и отчуждение людей друг от друга, порождающий социальное неравенство. Частная собственность и социальная справедливость кажутся двумя несовместимыми понятиями.

уравнительное распределение

форма распределения потребительских благ между членами коллективапоровну, независимо от трудового вклада каждого.

У. р. было объективно необходимой формой при первобытнообщинномстрое. В условиях нерегулярности поступления и недостаточности средствсуществования У. р. выступало не только как естественный результатобщего труда, но и как средство сохранения общинной организации. Еслиматериальные условия диктовали необходимость У. р., то кровное родствозакрепляло его, превращало в обычай и ограничивало рамками родовойобщины.

Развитие производительных сил, появление частной собственности насредства производства и возникновение классового неравенства обусловилиизменения в способе производства, а следовательно, и в распределении.Однако в течение многих веков У. р. продолжало существовать в формеуравнительного землепользования в сельских общинах Китая, Индии, России,Германии и некоторых других стран.

Требование У. р., являясь отражением примитивных представленийо равенстве и справедливости, не раз выдвигалось трудящимися массами иих идеологами. Так, один из лидеров английской буржуазной революцииXVII в., вдохновитель диггеров Уинстэнли, в памфлете «Закон свободы...»писал, что в новом обществе все будут поровну получать необходимыепредметы потребления из общественных складов. В той или иной степениидею У. р. разделяли французские социалисты-утописты XVIII в. Наиболеепоследовательным идеологом У. р. выступил Бабеф, который считал, что ниинтенсивность труда, ни количество произведенных продуктов не могутслужить основанием для неравного распределения. Проповедуя аскетическийуравнительный коммунизм , ранние социалисты исходили изсравнительно невысокого уровня развития производительных сил тоговремени. В России сторонниками У. р. выступали революционные народники70‑х гг. (см. Народнический социализм). Показывая социальноесодержание их требований, Ленин писал, что в условиях России тоговремени «идея равенства и всевозможные планы уравнительности» были«самым полным выражением задач не социалистической, а буржуазнойреволюции, задач борьбы не с капитализмом, а с помещичьим ибюрократическим строем» (т. 15, с. 227).

Научный коммунизм, обосновывая принципы распределения при социализмеи коммунизме, противопоставляет У. р. научное понимание равенства.Требование уравнительности не может претендовать на выражение сущностисоциализма, поскольку оно препятствует экономическому прогрессу, роступроизводительности труда. Основанные на этом принципе в первые годысоциалистического строительства у нас сельскохозяйственные коммуны, гдебыли обобществлены не только основные средства производства, но ипродуктивный скот, птица, жилища и домашний инвентарь, оказалисьнежизнеспособными. Отказ от принципа личной материальнойзаинтересованности, мелочная регламентация быта и потребления подрывалиэкономические стимулы к труду, отрицательно воздействовали напроизводство и другие стороны общественной жизни. В период массовойколлективизации коммуны были преобразованы в сельскохозяйственныепроизводственные кооперативы.

История знает и такие примеры, когда уравнительность возводиласьв ранг государственной политики. Так, в КНР в 1958 г. была предпринятапопытка решить задачи «коммунистического строительства» в деревнепосредством «народных коммун» с У. р. потребительских благ. В течениенескольких месяцев 700 тыс. сельскохозяйственных кооперативов былипревращены в 26 тыс. народных коммун, им были переданы приусадебныеучастки, домашний скот и птица. Однако уравнительность привелав конечном счете к проеданию созданного продукта, снизилапроизводительность труда и затормозила развитие сельскохозяйственногопроизводства. Убедившись в неэффективности уравнительности, руководителиКНР в 60‑е гг. отказались от этого принципа распределения материальныхблаг.

Отрицая уравнительность как критерий коммунистического равенства,КПСС и другие братские партии проводят вместе с тем экономическуюполитику, направленную на выравнивание реальных доходов рабочих икрестьян. Однако подобное выравнивание не однозначно уравниловке,поскольку оно так или иначе опирается на изменения в характере труда иквалификации. В этом значении выравнивание является отражением процессовстирания социальных различий, происходящих в социалистическомобществе.

распределение общественного продукта между классами, социальными и профессиональными слоями общества, отдельными лицами, характеризующееся отсутствием существенной дифференциации в доходах в зависимости от количества и качества труда и соответственно – в имущественном состоянии.

Уравнительное распределение материальных благ преобладало в первобытном обществе, и был обусловлено низким уровнем развития производительных сил, отсутствием дополнительного продукта, недостаточными материальными ресурсами. В этих условиях распределение жизненно необходимых материальных благ по другим принципам неизбежно привело бы к увеличению потребления одних за счет уменьшения необходимого продукта для других, что поставило бы под угрозу их физическое существование. Уравнительное распределение материальных благ в первобытном обществе сочеталось с коллективным характером труда и общей собственностью на примитивные средства производства.

Развитие производительных сил, рост производительности труда обусловили появление прибавочного продукта и переход к распределению материальных благ на принципиально новых началах – в зависимости от распределения средств производства, размера капитала, стоимости рабочей силы.

Уравнительное распределение потеряло свое значение, хотя в определенной форме элементы уравниловки имели место в разные периоды развития человеческого общества, в частности – в сельской общине России в виде уравнительного землепользования. В эпоху кризиса феодального общества распространенной была требование уравнительного распределения земли между всеми членами общества, прежде всего, между крестьянами и помещиками. Равное распределение земли считался наиболее справедливым и оправданным. Идея уравнительного распределения была особенно привлекательной для крестьян, поскольку они не владели землей. В области землепользования требование уравнительного распределения было прогрессивным (направлялось против помещичьего землевладения, остатков феодализма и способствовало развитию товарно-денежных отношений в аграрном секторе).

Сторонники теории уравнительного распределения – социалисты-гуманисты и их последователи. Уравнительное распределение потребительских благ они рассматривали как одно из важных звеньев построения гуманного, справедливого общества. Обоснование теории уравнительного распределения в идеологии утопического социализма имело идеалистический характер с христианско-религиозной окраской, и реализация рассматривалась как воплощение принципа «абсолютного равенства», справедливости, стремления в условиях недостатка материальных благ уравнять всех членов общества в бедности.

Идеи уравнительного распределения материальных благ пытались внедрить в практику большевики в период «военного коммунизма», в первые годы насильственной коллективизации. В новообразованных коммунах, сельскохозяйственных артелях внедряли распределение произведенной продукции поровну, по душам, «едокам». В отдельных хозяйствах применяли дифференциацию «едоков» по возрасту: и взрослые получали больше, дети – меньше. Впоследствии от уравнительного распределения доходов в сельскохозяйственной артели, как и в других отраслях народного хозяйства, перешли к распределению по труду. Мерой труда в колхозах стал трудодень, который имел натуральную и денежную оценку. Лишь в середине 60-х гг. труд стал оцениваться, а его оплата осуществляться в денежной форме. В целом в марксизме, хоть и не было обоснования уравнительного распределения, однако концепция распределения по труду имела слишком общий характер. Распределение по труду в условиях, когда сама работа неоднородна, требует решения проблемы ее редукции. Попытки же теоретического решения этой проблемы, за исключением ее постановки, не имели в экономической науке ощутимых успехов. Нерешенность в теоретическом плане проблемы обеспечения дифференциации трудовых доходов в экономике, основанной на общественной (государственной) форме собственности, была ориентирована на отмирание товарных отношений и стоимостных форм. Это стало одной из главных причин постоянного притяжения к уравниловке и обезличиванию, характерных, хотя и с разной степенью интенсивности, для разных этапов развития командно-административной системы хозяйствования.

При ослаблении стоимостных рычагов делались попытки обеспечить дифференциацию в доходах усовершенствованием прямого нормирования труда в масштабах общества. Ставилась задача обеспечить соответствие степени распределения степени труда через механизм доведения до каждого работника норм выработки и меры вознаграждения за их выполнение. Однако эти попытки не были эффективными. Чрезмерная централизация в нормировании не могла учесть всех особенностей производства и конкретных условий труда. Насаждение единых стандартов для различных по объективным условиям предприятий и рабочих мест нередко приводило не к утверждению принципа распределения по труду, а к его нарушению. Децентрализация нормирования, смещение его центра тяжести на уровень предприятия и региона не практиковались, поскольку они противоречили самой идее обеспечения единства меры труда и распределения на уровне общества. Однако предприятия и регионы находили пути к фактической индивидуализации нормативов. Нередко тенденция к уравниловке рассматривалась в экономической литературе и директивных документах как конкретное проявление глубинного процесса выравнивания в социально-экономическом плане различных классов и слоев общества, что считалось закономерностью социалистического общества. Нарастание, особенно в 70-80-х гг., уравнительных тенденций в распределении в значительной мере предопределялось существующими в то время принципами формирования фондов заработной платы предприятия и фондов материального стимулирования, источником которых была прибыль. Создание фонда заработной платы на плановый период зависело не от конечных результатов хозяйствования, повышения эффективности производства, а от количества работников и среднего уровня оплаты их труда за отчетный период. Фонды стимулирования регулировались централизованно установленными нормативами. К тому же они нередко произвольно перераспределялись министерствами и ведомствами. Наличие уравнительных тенденций в распределении в значительной мере было обусловлено также несовершенством тарифной системы. Одновременно с критикой уравниловки, особенно на этапе перелома командно-административной системы, высказывались предложения по существенному ослаблению централизации в процессе формирования доходов. В частности, обосновывались предложения относительно нецелесообразности сохранения тарифной системы. Однако отказ от нее может привести к потере влияния общества на процесс дифференциации доходов в зависимости от сложности труда. А потому тарифную систему следует сохранить, несколько изменив ее функции, главной из которых должно стать определение и обеспечение минимума оплаты в конкретным профессионально-квалификационных группах на общегосударственном уровне.

Уравнительное распределение доходов по командно-административной системы было вызвано также отсутствием или ограниченностью распределения по собственности. Уравнительные тенденции в распределении имели негативные последствия для развития экономики и социальной сферы, морально-психологического климата в обществе. Отсутствие ощутимой дифференциации в доходах стала одной из главных причин низкого уровня мотивации к труду. Это не способствовало развитию инициативы, повышению производительности труда, улучшению качественных показателей в работе. Работая интенсивнее и продуктивнее, часть людей правомерно видела в уравниловке грубое нарушение принципов социальной справедливости. Менее интенсивно работающие не мотивировались уравниловкой к наращиванию усилий, повышению производительности и интенсивности труда. Поэтому японский работник, по данным некоторых исследований, реализовал свой потенциал на 4/5, американский – на 2/3, а российский – только на 1/3.

Реформирование экономики предусматривает создание системы мощных мотивов и стимулов к труду. Решить эту проблему возможно только на пути коренной перестройки подсистемы распределительных отношений и преодоления, прежде всего, уравнительных тенденций.

Отличное определение

Неполное определение ↓

I. Равнообеспечивающее(уравнительное) распределение – это когда все получают примерно одинаковое количество благ. минус -- не стимулирует труд

II. Неравное распределение – приводит к дифференциации доходов.

Причины вызывающие необходимость дифференциации:

1.различие в качестве труда (различие в продолжительности и интенсивности труда)

2. различие в качестве труда(различие в способностях, различие в классификации, различие в условиях труда)

3. Прочие причины (владение собственностью, ценными бумагами, недвижимостью; состав семьи(наличие иждивенцев); случайные факторы (удача, связи и т.д.))

минус – вызывает социально-классовые противоречия. Методом сглаживания данных противоречий явл. прогрессивное налогообложение.

Показатели степени неравенства(тоже было в этой теме):

1. Кривая Лоренца: рисуете прямую под углом 45 О, а дальше вывод: если все точки находятся на одной прямой (т.е она прямая), то в обществе полное равенство, если же есть отклонения от прямой, то в обществе неравенство.

2. Децильный(10%) и квинтельный(20%) хз как пишутся, нигде не прочитать

дец. коэф. = ср.дох 10% наиболее обеспеченных гр-н / ср.дох 10% найменее обеспеченных гр-н

градации до 4; 4-7; 7-10; более 10;

III Распределение через общественные фонды. Трансфертные платежи.

Ф-ции: -обеспечивает содержание нетрудоспособных членов общества путём выплат пенсий, пособий и т.д.

Бесплатное предоставление наиболее значимых услуг (здравоохранение, образование и т.д.)

31. Виды и формы заработной платы. Тарифная система.

Заработная плата- в-на денежного заработка работника.

Виды :

1) Номинальная зар. плата - это сумма денег, которую получает работник за свою работу, она состоит их 2-х частей.

а) основная зар. плата

б) доп. зар. плата - премии, надбавки и пр.

2) Реальная зарплата - сумма благ и услуг, которые может приобрести работник за номинальную зарплату. Она зависит от след. факторов.

От в-ны номинальной зарплаты.

От в-ны подоходного налога.

От уровня цен на товары

Формы:

1) повременная зарплата. начисляется в зависимости от отработанного времени по установленной часовой ставке. Её целесообразно применять в след. случаях:

a ) когда результаты труда не поддаются точно измерению (экономисты, учителя...)

б) когда выработка зависит от технологичекого процесса, а не от работника (р-та на автомат. линиях...)

разновидности: простая повременная зарплата, повременная премиальная зарплата;

2) Сдельная зарплата- начисляется в зависимости от количества выпущенной продукции по установленным расценкам. Применяется когда р-тат зависит от личного усердия работника

разновидности: простая сдельная, сдельно премиальная, косвенно сдельная (зависит от зарплаты основных работников), сдельно прогрессивная (за переввыполнение нормы, оплата идёт по повышенным расценкам),......, аккордная - размер оплаты определяется не за единицу работы, а за всю работу или отдельные ее этапы.

Тарифная с-ма(всё что было)

Дифференциация озарплаты осуществляется с помощью тарифной с-мы.

1. тарифно-квалифицированный справочник содержит х-ки отдельных профессий, в нём содержатся требования к знаниям и навыкам которые должен иметь работник определённой квалификации

2. тарифная сетка состоит из тарифного разряда, тарифного коэффициента(max) и тарифной ставки 1-го разряда. Первый тарифный разряд имеет тарифный коэффициент 1. Последующие тарифные разряды показывает, во сколько раз уровень оплаты труда работ, отнесенных к данному разряду, превы­шает уровень оплаты работ, отнесенных к первому разряду. 3. тарифная ставка первого разряда На основе названных элементов тарифной системы определяется тарифная ставка соответствующего разряда. Например, мы желаем узнать тарифную ставку 4 разряда. Предположим, тарифная ставка первого разряда составляет 1000 денежных единиц. Соответственно, тарифная ставка 4 разряда составит 1780 денежных единиц (1000 1,78).