Особенности влияния христианства на экономику использование ресурсов. Влияние религии на экономику стран мира

Из истории можно привести ряд примеров, как положительного, так и отрицательного характера - о влиянии религии на экономику какой-то страны, ее роли, а также путях взаимодействия с государственными и общественными структурами.

Вначале хотим сказать пару слов о современной экономике и о том, что именно она, из себя представляет, о ее терминах и понятиях...

Сам термин "Экономика" говорит о том, что в основе лежит экономия. Иными словами: Экономика должна заниматься тем, что способствует максимально эффективному развитию человека при минимальных затратах. На деле все выглядит несколько, правильнее будет сказать - совсем иначе. Мы имеем развитие с точностью до наоборот и, в итоге, развитие как таковое сводится к увеличению потребления ресурсов.

Взять, к примеру, производство кастрюль. Оно заинтересовано в том, чтобы произвести как можно больше товаров и реализовать их. Но у производства кастрюль есть смежники, поставщики сырья, материалов, которые в свою очередь, так же тяготеют к увеличению производства.

Взвешивая все это, суммируя в одно целое, получаем некий продукт - кастрюлю. Следующий вопрос: Сколько кастрюль нужно на душу населения? Согласитесь, вполне может случиться так, что спустя короткое время кастрюли уже будут не нужны.

В итоге нам придется перестраивать производство. Это связано с колоссальными затратами. Но есть иной выход - сократить срок службы кастрюли. Кстати, это позволит значительно снизить себестоимость нашей кастрюли за счет использования менее качественных материалов и сырья.

И все бы ладненько, но на деле ведь совсем иначе: снижая качество продукции мы увеличиваем ресурсного потребление: больше кастрюль - больше ресурсов выкачиваем из планеты. А еще и отходы...

Это касательно производства. Теперь посмотрим на социальные институты, которые общество ревностно охраняет. Взять, к примеру, институт здравоохранения.

С точки зрения самой экономики, современному здравоохранению очень выгодно, а стремиться оно именно к выгоде, чтобы вы всю свою жизнь болели. Не важно, чем, а важно, чтобы постоянно.

Ведь так вы будете тратить свои кровные на лекарства, врачей, больницы и т.д. Здоровый человек - вы совершенно бесполезный. Мертвый то же. Медленно умирающий, как раз в самый раз.

Вы только вдумайтесь - за что получает заработную плату врач? За то, что он лечит пациентов. Вполне логично представить, - чем больше пациентов, тем больше заработок.

И наоборот: чем здоровее народ, тем меньше заработок врача. А еще и целая когорта народу во главе с министром здравоохранения, директорами фармацевтических фирм, аптек, складов и прочее.

Можно рассмотреть иной институт, скажем, образование. Здесь экономика так же играет не свойственную ей роль. Спрашивается, - зачем тратиться на образование массы людей, когда выгоднее обучить единицы?

Так можно пройтись по всему спектру жизнедеятельности человека. А взять дорожное строительство, а энергетику? Выгоднее качать нефть, а не устанавливать ветряки; нам не нужна солнечная энергия, нам нужен природный газ!

Вернемся к самой экономике

Современная экономика представляет собой не что иное как религию со всеми вытекающими последствиями: здесь и соответствующая атрибутика, и догматы, и предписания, и правила, и писанные законы и т.д. и т.п..

Она существует исключительно ради самой себя, принуждая людей, общество гнуть спины ради ее процветания. И это вместо того, чтобы всячески помогать человеку в его развитии, обслуживая это развитие.

Спросите: А в чем же причина такого отклонения, если не сказать хуже - ухода с правильного пути? Фактически, экономика сегодня заняла несвойственное ей место господа человеческого общества.

Но по сути она ведь Богом не является, - это люди возвеличили ее придав соответствующий статус. И теперь они вынуждены любить ее, лелеять ее, растить ее, заботиться о ней, приносить ей жертвы.

Все дело в том, что люди перестали руководствоваться Господом Богом, Творцом всего и человека в том числе, они забыли о сущем Господе Боге, Творце променяв его, на выдуманного самими собой. Люди ведут себя словно дети, которые позабыли об отцовских наставлениях и вообще, забыли о существовании Родителя.

В отношении развития и экономики Божья наука дает полное представление - как правильно, что для этого нужно. Вопрос в другом: Кто ж знает Божью науку, кто руководствуется Законами Творца, благодаря которым все живет и развивается?

Слишком много религии может повлиять на экономику общества путем подрыва усилий для финансового успеха, утверждает новое исследование,

Исследование, проведенное среди почти 190 000 человек из 11 религиозных культур, делает вывод, предполагая, что иудаизм и христианство распространяет принципы анти-богатства, говорит «RNS» (Религиозный новостной сервис). Специалистами из Университета Саутгемптона в Англии и Университета Гумбольдта в Берлине проанализированы результаты данного исследования. Отмечено, что религиозные люди сообщили о лучшей психологической адаптации при их сокращении доходов. Проведены в таких странах как Австрия, Франция, Германия, Италия, Польша, Россия, Испания, Швеция, Швейцария, Нидерланды и Турция, исследователи приводят цитаты из Библии, чтобы показать, как убеждения иудаизма и христианства противоречат убеждению, что высокий доход приведет к наиболее интенсивному счастью. Библейским примером в подтверждение этого вывода является учение Иисуса, которое говорит "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное".

"Великие религии осуждают безответственное использование богатства как такового, а не богатства в себе", сказал Майкл Назир-Али, бывший епископ Рочестерский в Англиканской церкви. - "Поклонение деньгам есть корень зла, а не сами деньги,"- продолжал англиканский епископ, пытаясь объяснить результаты исследователей.

Деньги и религиозные сообщения

Это не первый раз, когда христианские лидеры выражают свое мнение по финансовым вопросам. Оставаясь верным своему стремлению быть защитником бедных, как Франциск Ассизский, и выбрав его имя, Папа Франциск не стесняется задавать вопросы мировым лидерам, как положить конец "культу денег" и принять дополнительные меры для поддержки бедных, сообщает «BBC». "Либерализация рынков создала тирании, где люди ценятся только по их потребительским способностям", - сказал Папа. Будучи убежденным, что "деньги должны служить, а не руководить", Франциск сделал ссылку на отрывок из Библии о "поклонении золотому тельцу». Используя метафору о «золотом тельце», которому поклонялись в древние времена евреи, Папа призвал мировых лидеров отказаться от культа денег и срочно начать применение этических реформ, чтобы остановить быстро растущую нищету в нашем обществе.

Такая же связь между элементами религиозного порядка и финансовые проблемы были использованы демонстрантами анти-капиталистического движения "Захвати округ Колумбия", которые протестовали в Вашингтоне против "культа денег", присущего в политическом мире, пишет «Incont». Переодетые в ангелов или волхвов, протестующие, некоторые из которых являются христианскими боевиками, выставили перед Конгрессом "Золотого теленка" из золотой бумаги, чтобы призвать "политиков прекратить поклоняться ложным идолам, деля между собой накопленную за счет людей прибыль".

Религия влияет на экономическое развитие?

Тот факт, что религиозные ценности сформировали экономическое и социальное развитие, подтверждается не только финансовыми реалиями, с которыми сталкиваются некоторые страны, но и анализом специалистов, обеспокоенных этим явлением. Делая сравнение с менталитетом протестантов, бывший Министр Культуры, академик Рэзван Теодореску, в статье, опубликованной на сайте «Historia.rо» считает, что «православие связано с конкретной экономической отсталостью» Румынии. Это связано с определенными представлениями о Боге, который формирует отношение ко всей жизни румына: „Бог создал все, а он сидит, смотрит, молится, он играет с четками, это относится к мусульманам. Еще одно образование".

С другой стороны, немецкий социолог Макс Вебер считает, что западное христианство не только не сдерживало развитие общества, но даже было определяющим в прогрессе капитализма. В своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер показывает, что этика и понимание протестантского мира положительно повлияли на развитие капитализма. Вебер приводит доводы, считая, что в результате религиозных протестантских Реформ долг человека в обществе состоял в том, чтобы работать с усердием, так понимая Божий план. Такое видение своего места и задачи человека в мире сопровождалось особенно строгими запретами, касающимися трат заработанных денег на предметы роскоши или на что-нибудь еще, что превышало строгую ежедневную необходимость заработать себе на жизнь. Макс Вебер утверждает, что эти факторы привели к непрерывному реинвестированию и зарабатыванию денег, чтобы поддержать очень динамичную экономику и добиться значительного накопления капитала.

Хотя выводы немецкого социолога и оспариваются сегодня в некоторых средах, они поддерживаются и литературно подтверждаются. Доктор Саша Беккер из Университета Уорика в Мюнхене пришел к такому же выводу, что религия может быть фактором, объясняющим экономическое неравенство между северной и южной Европой, пишет «The Guardian». Используя сравнение Италии, Испании и Португалии, стран с крупной задолженностью (все являются католическими) и северных соседей, таких как Германия и Скандинавия (преимущественно протестантов), которые в сравнительно хорошем финансовом положении, Беккер пришел к выводу, что это влияние религии происходит из-за разницы в воспитании между католиками и протестантами, которая сохранилась до наших дней. В заключение, больше протестантов, чем католиков имеют высшее образование, что фактически подтвердило тезисы Макса Вебера задолго до того.

Теория трансакционных издержек;

Основоположник – Роналд Коуз.

Трансакционные издержки - все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий.

3 теории, объясняющие, что такое трансакционные издержки:

1) Теория общественного выбора

Теория общественного выбора связывает возникновение трансакционных издержек с проблемами, которые сопровождают любое согласование позиций индивидов по вопросу общественных благ. Речь идет о невозможности достижения соглашения ввиду стратегического поведения заинтересованных в общественном благе индивидов и их стремления переложить издержки получения желаемого результата на окружающих

2) Теория соглашений

Представители этого направления соглашаются с тем тезисом, что на неоклассическом рынке трансакционные издержки отсутствуют.

Они возникают из-за того, что неоклассический рынок - рыночное соглашение - никогда не существует в вакууме, а соприкасается с другими соглашениями: индустриальным, гражданским, традиционным, общественного мнения, творческой деятельности и экологическим.

Факт соприкосновения различных норм объясняется тем, что значительная часть повседневной деятельности экономических агентов находится на «стыке» соглашений 24 и, следовательно, не может регулироваться нормами, относящимися исключительно к тому или иному соглашению.

С этой точки зрения трансакционные издержки являются не чем иным, как издержкам согласования требований прямо противоположных норм , они неизбежно возникают по мере усложнения деятельности в смысле появления в ней элементов различных соглашений.

3) Теория трансакционных издержек . +,-

Подход теории трансакционных издержек связан с изменением постулата неоклассики, согласно которому издержки на получение информации отсутствуют и индивиды обладают всем объемом информации о сделке. Ключевым моментом является допущение существования издержек на идентификацию продавцов и цен - информационных издержек. Количество продавцов и покупателей на рынке, степень однородности товара, длительность их присутствия на рынке, географическая протяженность рынка будут основными факторами, определяющими величину информационных издержек. Следующий шаг в анализе трансакционных издержек заключается в предположении, что все трансакционные издержки могут быть выведены из информационных. «Трансакционные издержки так или иначе связаны с издержками получения информации об обмене».

18) Влияние религиозного фактора на формирование экономики: протестантская модель

Особенности протестантизма

Протестантизм частично или полностью отрицает церковную иерархию (священноначалие), таинства (сакраментологию), авторитет Cвященного Предания, на котором строится не только толкование Священного Писания, но и богослужебная практикааскетический опыт христианских подвижников, почитание святых и институт монашества.



Влияние на экономику

Протестанты (в основном кальвинисты и лютеране) заложили основы того, что позже стало называться протестантским мировоззрением. Пуританский духовный тип –– рациональная основа, давшая мощный толчок развитию капитализма. Борясь за производительность частно-хозяйственного богатства, аскеза выступалапротив стремления к богатству как самоцели. В богатстве как результате профессиональной деятельности она видела Божье благословение. Повсюду, где утверждалось пуританское мироощущение, оно способствовало установлению буржуазного, рационального с экономической точки зрения образа жизни. Пуританизм встал у колыбели современного «экономического человека». В обладании милостью Божьей и Божьим благословением буржуазный предприниматель мог и даже обязан был соблюдать свои деловые интересы. Более того, религиозная аскеза предоставляла в его распоряжение трезвых, добросовестных, чрезвычайно трудолюбивых рабочих, рассматривавших свою деятельность как угодную Богу цель жизни.

Аскеза создавала и спокойную уверенность в том, что неравное распределение земных благ, так же как и предназначение к спасению лишь немногих – дело божественного провидения

Устремленность к тому, чтобы обрести спасение в загробной жизни посредством выполнения своих профессиональных обязанностей в качестве своего призвания, способствовала увеличению производительности труда. Так, идея призвания, составляющая основу пуританской этики, служила в качестве субъективной предпосылки развития индивидуалистического и предпринимательского характера. Идея призвания содействовала формированию таких буржуазных черт, как индивидуализм, бережливость, упорный труд и т.д. Постепенно формировался идеал экономического человека, который открыто провозглашал принцип, согласно которому, «жить в обществе – значит участвовать в рыночных отношениях и добиваться материальной выгоды».

Идея моральной автономии экономической жизни четко проявилась в аргументах в защиту свободной торговли как самого эффективного средства служения общественному благу, отождествляемого с экономическим ростом. Центральным институтом экономической системы становится рынок, а её главными принципами – индивидуализм, свободная конкуренция и свободное предпринимательство.

19. Влияние религиозного фактора на формирование экономики: православная модель

На рисунке 4.9 а) приведен график зависимости отношения доходов в православных и неправославных странах от граничного значения процента православных христиан, которое делит все страны мира на православные и неправославные. На рисунке 4.9 б) приведен средний годовой доход на человека в православных и неправославных странах при граничном значении %-та христиан равном 50.

Из графика на рисунке 4.9. а) видно, что отношение доходов в православных и неправославных странах почти во всем диапазоне граничного значения %-та православных христиан меньше 1. Это свидетельствует о том, что православные страны являются несколько беднее, чем остальные, неправославные страны мира .

Рис. 4.9 а). График зависимости отношения доходов на человека в православных и неправославных странах от граничного значения %-та православных христиан.

Рис. 4.9 б). Средний годовой доход на человека в православных и неправославных странах при граничном значении %-та христиан равном 50. Отношение доходов в православных и неправославных странах равно 0,8. Это свидетельствует о том, что православные страны беднее неправославных в 1,2 раза.

Внимание! Если приведенный выше материал является сложным для понимания, посмотрите рисунок 4.9 б) и прочитайте следующий абзац. Этого достаточно для понимания общей идеи.

На рисунке 4.9 б) приведен средний годовой доход на человека в православных и неправославных странах. Во всем мире православные страны несколько беднее (в 1,24 раза) остальных, неправославных стран.

20. Влияние религиозного фактора на формирование экономики: мусульманская модель

· Зависит ли экономика от религии

Интересные результаты получаются из сравнения стран с различными преобладающими религиями. Еще Макс Вебер в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» в 1905 году заметил связь между религией и экономикой. Он обнаружил, что в Германии (которая населена как католиками, так и протестантами) наилучших экономических успехов добивались протестанты; именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. Кроме того, наиболее динамично развивались протестантские страны, такие как США, Англия и Голландия. К настоящему времени накоплены достаточные статистические данные, чтобы однозначно утверждать: причины отсталости и процветания стран кроются в культурных различиях общества, в той религии, которую исповедует большинство жителей страны.

Директор Института культурных преобразований Школы права и дипломатии при Университете Тафтса, профессорЛоуренс Харрисон http://www.opec.ru/1295413.html , выступая 29 мая 2010 г. в Леонтьевском центре в Санкт-Петербурге, привел результаты анализа 117 стран, в которых более 1 млн. человек исповедуют одну из мировых религий. Вот некоторые данные из этого доклада.

Табл.2

Религия*

Население**

Общая свобода***

ВВП на душу

коррупция

протестантизм

$ 29784

14 ,9

иудаизм

$19320

католицизм

$9358

45,6

православие

$7045

75,7

ислам

1122

$3142

78,6

* - Более 50% населения страны исповедуют данную религию

**- В млн. чел; данные Доклада Мирового банка 2002 г.

***- 2 — наивысшая степень свободы, 14 — наименьшая (данные обзора Freedom House 2001).

Оценка ВВП на душу населениявелась по равенству покупательской способности.

Комментарии излишни! Чем выше уровень свободы в стране, тем выше уровень жизни и ниже коррупция. Отличия в разы! И наблюдается прямая зависимость уровня свободы от религии, исповедуемой большинством населения. Кстати, анализ распределения Нобелевских премий по странам за 1901 – 2007 г.г., приведенного в статье д.т.н., профессора, академика РАЕН, Президента Международного Информационного Нобелевского Центра (МИНЦ ) В.М.Тютюнника http://www.nobel-centre.ru/PDF/lnp_sinv.pdf показывает аналогичную картину и в научных достижениях.

Табл.3

Преобладающая религия

% нобелевских премий

Численность населения, млн

%премий/млн. нас.

Протестантизм

Католицизм

Православие

Иудаизм (Израиль)

Евреи всех стран

Видимо результаты были бы еще более красноречивы, если бы удалось выявить зависимость количества премий от вероисповедания самих лауреатов. Так в США, обладающих 40% лауреатов, протестанты составляют 57%, католики - 28%, иудеи – 2%. У меня такая статистика есть только относительно евреев: при общем количестве в мире 13 млн. человек (0,2% населения мира) каждый пятый лауреат Нобелевской премии (20%)– еврей. В 100 раз больше, чем в среднем по миру.

Вывод очевиден. Экономическое и научное развитие стран зависит, от того какую религию исповедует население. Протестанты и иудеидобиваются гораздо более высоких результатов в экономике и науке, чем католики, православные и мусульмане. Можно, сославшись на чувства верующих, замалчивать очевидные факты и продолжать искать свой путь. Но может быть стоит внимательней посмотреть, что общего у протестантов и иудеев, и чем же они отличаются от католиков и православных.

· Закон Б-жий

Допустим, что законы физики, как и законы общественные (нравственные, моральные),не открываются в процессе познания, а утверждаются законодательными органами (на то они и законодательные ).Представим себе в этих условиях путешествие из Новосибирска в Тель-Авив. Поскольку сухопутный или морской пути очень утомительны идолги, изберем воздушный – самолетом. При этом нам предстоит пересечь территории трех Великих религий:Христианство (Россия), Ислам (Иран), Иудаизм (Израиль). Мы выбрали именно такой путь, чтобы не лететь через Украину, где сбивают самолеты этого маршрута. Был такой случай.

На территориикаждой из религий действуют свои законы, в том числе и законы физики. Например, Российская Думав целях экономии ресурсов отменила на территории России действие законоввсемирного тяготения и закона трения (а нашей Думеи не такое по плечу).Поэтому мы легко взлетим в воздух(не на воздух) от легкого толчка руки начальника аэропорта и будем надеяться, что он нас толкнул в нужном направлении. Какая экономия! Никакого горючего, чистая экология. Все прекрасно! На территории Ирана мудрый аятолла также отменил действие закона всемирного тяготения, но закон трения оставил в силе, так на всякий случай, чтобы паранджа не сползала с головок мусульманок.Наш самолет, столкнувшись с сопротивлением воздуха на границе с Ираном,начал резко терять высоту, но запаса инерции нам хватило, чтобы пересечь территорию Ирана. И вот мы попали на территорию Земли обетованной, где слишком умные евреи решили, что законы пишутся не людьми, а даны Б-гом, а потому не догадались отменить закон всемирного тяготения, и наш самолет резко завалился и перешел в пике. Здесь у нас два варианта развития событий. Первый – надеяться, что не мы первые, и правительство Израиля уже знает, как поступать, чтобы спасти людей, прилетевших из мест, где не действуют законы физики.Второй путь – признать, что законы физики, законы природы даны нам свыше(как хотите Б-гом, Творцом, Природой) и они едины для всех, а мы можем их только познавать, но, увы, не менять или отменять. И тогда жизнь станет, конечно,сложнее. Понадобиться двигатель к самолету, двигателю керосин и т.д. Да мы и так это знаем, что законы физики действуют во всем мире одинаково.Наш разум только уточняет эти знания: от физики Ньютона к теории относительности Эйнштейна, к квантовой механике и т. д.

Почему жедругие законы природы: законы поведения людей, законы экономики, нравственные законы могут, бытьв разных странах разными?! Почему законы физики, даже в странах с очень разным климатом, действуют одинаково, а людские законы такие разные. Неужели люди сильнее отличаются друг от друга, чем земли, которые они населяют. Было бы логично предположить, что все в мире подчиняется единым законам. А нам их нужно познавать, а не заниматься законотворчеством .

Монотеизм (вера в единого Б-га), основоположником которого считается Авраам, предполагает, что Б-г един для всех и Закон Б-жий справедлив для всех людей . Может быть, люди не очень хорошо знают эти законы и осмеливаются думать, что они неверны. Мы исходим из теории монотеизма: Законы природы даны однажды при устройстве мира (Б-гом, эволюцией, природой). Они могут познаваться, изучаться, уточняться, ноони не зависят от нас, они справедливы для всех. Их можно не признавать, но имвсевынуждены подчиняться. И кто лучше знает эти законы и следует им, тот лучше и живет . Человек такое же творение Б-га, как и весь окружающий мир. Единственное отличие, что человек «создан по образу и подобию Б-га», наделен свободой воли , он сам может выбирать свои действия, поэтому законы взаимодействия между людьми носятстатистический (вероятностный) характер, в то время как законы физики, в основном, детерминистские.

Закон Б-жий - правила поведения (мораль, этика) - составная часть всех религий.Неудивительно, что основы морали каждой религии очень похожи. Все монотеистические религии признают Моше (Моисей - у христиан, Муса - у мусульман) пророком, которому Б-ог даровалсвои Законы. Всегов еврейской Библии – Торе (Ветхом Завете у христиан) содержатся 613 заповедей. Заповеди подразделяют на этические и ритуальные. Ритуальные законы важны для поддержания единства и общности людей, для их самосознания единым образованием. У разных народов они могут быть разными. Этические законы, как и законы природы, должны быть одинаковы . Поэтому в основе этики всех религий лежат десять заповедей, дарованных Б-гом Моисею на горе Синай.

Еврейский анекдот по этому поводу.Спускается Моисей к соплеменникам: «Ну, что мужики. Есть две новости: хорошая и плохая. Хорошая новость – удалось сократить список до десяти. Плохая новость: заповедь «не прелюбодействуй» исключить не удалось»

Коротко суть нравственных Б-жьих законов формулирует «золотое правило»: Что неприятно тебе, не делай и ближнему своему. Это этическое правило присутствует во всех религиях. Все знают заповеди, которые регулируют отношения между людьми: чти отца и мать, не убивай, некради, не лжесвидетельствуй, не желай чужого. Но на первом месте стоит другая заповедь, предписывающая поведение по отношению к Б-гу, к Б-жьим Законам. Приведу ее по тексту ТОРЫ (Шмот 20:2-14):

1.Я - БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ ТЕБЯ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ИЗ ДОМА РАБСТВА. Да не будет у тебя иных Богов, кроме меня. не делай себе изваяния и всякого изображения того, что на небе наверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли.не поклоняйся им и не служи им; ИБО Я БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, БОГ- РЕВНИТЕЛЬ, КАРАЮЩИЙ ЗА ВИНУ ОТЦОВ ДЕТЕЙ ДО ТРЕТЬЕГО И ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ, ТЕХ, КТО НЕНАВИДИТ МЕНЯ, И ТВОРЯЩИЙ МИЛОСТЬ НА ТЫСЯЧИ ПОКОЛЕНИЙ ЛЮБЯЩИМ МЕНЯ И СОБЛЮДАЮЩИМ ЗАПОВЕДИ МОИ.

Эта заповедь не зря дана первой. Б-г ЕДИН. Нельзя создавать идолов и кумиров и им поклоняться. Тех, кто поклоняется им, Б-г наказывает ДО ТРЕТЬЕГО И ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ, а тем, кто соблюдает заповеди,Б-г дает милость НА ТЫСЯЧИ ПОКОЛЕНИЙ.

· Кто виноват?

Посмотрим, как эта заповедь соблюдается в различных религиях.

Протестантизм отвергает церковную иерархию, предписывает ежедневное чтение Библии и непосредственное общение с Б-гом без посредников, отвергает поклонение святым и праздники в честь святых, отвергает почитание мощей и икон. Молитвенные дома свободны от пышного убранства, алтарей, икон, статуй. Молитвенным домом можетслужить любое строение. Молитвенные дома независимы, любая группа верующих может организовать свой молельный дом. Служитель культа подотчетен протестантской общине.

Иудаизм – церковная иерархия отсутствует. Раввин - учитель и знаток Традиции. Одновременно он выполняет функции администратора общины. От других членов общины он отличается только ученостью и большими познаниями, а также высокими моральными качествами. В общепринятом смысле он не является священником, поскольку в иудаизме между Богом и человеком нет никаких посредников. Он избирается прихожанами, и в иудаизме не существует никакой духовной иерархии.

По поводу иерархии, не удержусь от анекдота. Диалог новоиспеченных православного священника и раввина: «Вот ты Мойше раввини умрешь раввином, а я простой поп могу дослужитьсяи до Епископа, а если повезет, так и до Патриарха». «А выше?». «Ну, уж куда выше, выше некуда. Выше только Б-г». «Да-а-а?!… А вот одному еврейскому раввину удалось-таки стать Б-гом».

Предписывается чтение еженедельной главы Торы. Общение с Б-гом без посредников. Никакого поклонения святым, никому кроме Б-га одного. Синагога (дом собраний) местодля общественной молитвы. При синагогах существуют школы, библиотеки, кошерные столовые. Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей.

Католицизм – Римско - Католическая церковь строго централизованная организация, имеющая единый всемирный центр - Ватикан. Многоступенчатую иерархию этой авторитарно-монархической организации возглавляет единый глава - Папа. В католицизме Папа считается наместником Б-га на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности. Действует принцип «апостольского преемства» - принцип церковного права в соответствии, с которым священная иерархия Церкви прямо и преемственно восходит чрез череду рукоположенийк апостолам. Католицизму присущи широкое почитание Девы Марии, реликвий, мучеников, святых и блаженных, их мощей, пышный театрализованный культ. Хотя следует признать, что по красоте и величественности, иконам и одеждам, богатству убранства, атрибутике католическая церковь много уступает церкви православной.

Православие - Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) возглавляется "Святейшим патриархом Московским и всея Руси ". Существует ступени иерархии: Епископы,Пресвитеры (Священники), Диаконы. Действует то же принцип «апостольского преемства» – все служители проходят рукоположение. Очень распространенопоклонение святым, мощам святых, иконопочитание, возведение Храмов во имя святых. Богослужения представляют собой высокохудожественные театральные представления, с дорогими одеждами, дорогим убранством Храмов, дорогими иконостасами, целованием руки священнослужителя.

Протестанты и иудеи общаются с Б-гом напрямую, без посредника в виде Церкви. Они поклоняются только Б-гу, не создают себе кумиров, идолов и их изображений.

В католицизме и православии существует жесткая церковная иерархия, культивируется почитание святых. А где допускается возможность поклонения человеку, там гораздо легче возникает культ конкретного живого человека. Не так страшно, если этот человек - представитель аристократии (дословно – власть лучших), осознающий свою ответственность и соблюдающий нравственные законы. А если из грязи сразу в князи?

А что же бывает с теми, кто нарушает первую заповедь, поклоняется кумирам (идолам) и вслед за ними живет не по Б-ожьим законам. За их вину (см. первую заповедь) караются дети до 3-го, 4-го поколения. В этой заповеди скрыта вся теория эволюции Ч. Дарвина, суть которой в том, что положительные качества человека передаются по наследству и закрепляются в потомстве и род его продлевается, а отрицательные, противоречащие Б-жьему Закону,исчезают уже через 3-4 поколения. Отрицательные качествапротиворечат Б-жьему Закону и интересам общества. Человек в процессе эволюции должен совершенствоваться. А если несколько поколений подряд культивировать безнравственность: воровство, коррупцию, убийства – этот народ обречен на вымирание.

А если с кумирами так катастрофически не везет как последние сто лет России? Поклонение безнравственной власти ведет к вымиранию народа. Если за поколение считать 40 лет (именно столько понадобилось Моисею, чтобы сменить поколение), то у России осталось в запасе всего 20-60 лет до полного нравственного вырождения народа. Не только власть виновата в том, что мы живем хуже всех. Виноваты мы, агрессивно-послушные, привыкшие поклоняться кумирам, идолам, любой, даже безнравственной власти,и агрессивные ко всякому инакомыслию, всему чужеродному. И в этом большая, если не решающая, многовековая «заслуга» Русской Православной Церкви.

· Что делать?

Нет никаких сомнений в том, что уровень развития экономики и науки зависит отуровня свободы. Уровень свободы зависит от культурных традиций народа, а те в свою очередь от доминирующей религии. Прогресса добиваются те страны, где влияние религии велико, а влияние церкви минимально .

Уровень свободы выше в тех странах, где преобладают религии без жесткой церковной иерархии, где не поощряется поклонение конкретным людям, святым, церковнослужителям. Цифры однозначно доказывают, что уровень развития экономики и науки в разы выше, там, где исповедуют протестантизм или иудаизм.

Нужно развивать в России свободу выбора вероисповедания. В США большой процент тех, кто,повзрослев, сам выбирает себе религию. Для пропаганды и распространения знаний о различных религиях образовать фонд «Свобода выбора», предоставить молодежи возможность изучения различных религий и самостоятельного выбора своего вероисповедания . Ограничить влияние церкви на умы подрастающего поколения. Ведь объективные факты свидетельствуют, только представители тех религий, где общение с Б-гом идет без посредничества церкви, добиваются выдающихся результатов в экономике и науке.

Отношение к достатку, богатству и финансовой стабильности в разных странах отличается. Экономисты отмечают, что уровень жизни в «протестантских» странах выше, чем в государствах с православной традицией. Попробуем понять причины.

Статистика о религиях

Вопрос о вредности влияния православной религии на экономику и, наоборот, полезных для денежных потоков установок протестантства, особенно остро стал в нашей стране после знаменитого высказывания ведущего Владимира Познера, который процитировал Чаадаева, сказав, что «одна из величайших трагедий для России — принятие православия». Альтернативой, по его мнению, может служить пример протестантов, так как именно в тех странах, где распространена эта религия, наиболее эффективные экономики. Православные приняли этот тезис в штыки. Но что об этом говорит официальная статистика?

На первой позиции в рейтинге стран по номинальному ВВП в 2013 году находится преимущественно протестантская страна - США с показателем в 16800 млрд. долларов. Среди стран, находящихся в первой двадцатке по доле ВВП на душу населения по состоянию на 2013 год, Норвегия, Швейцария, США, Нидерланды, Австралия, Германия, Швеция и Канада, итого восемь стран - являются главным образом протестантскими. При этом в двадцатке нет ни одной православной страны. Так в чем же дело? Стоит ли довериться статистике, или необходимо выяснить более глубинные причины такого положительного влияния протестантизма на экономику? Возможно ли, что совпадения такого рода случайны? Для ответа на эти вопросы мы охарактеризуем протестантизм и внутренние предпосылки к влиянию на экономику.

Религия и экономика

Слово протестантизм происходит, по одной из версий, от латинского protestans - публично заявляющий, так как сторонники Реформации протестовали против преследования лютеран. По другой версии, «протестант» происходит от словосочетания pro testament - за Завет, то есть, за чистоту восприятия Священного Писания. Став результатом борьбы с устаревшими воззрениями католичества, протестантизм достаточно быстро распространился по Европе в ходе Реформации, и уже с XVI века становится ведущей мировой религией.

Протестантизм включает в себя множество направлений, таких как англиканство, лютеранство, кальвинизм, последователи-евангелисты, адвентисты, баптисты, методисты и другие. Некоторые исследователи включают в их число также сектантов-мормонов и свидетелей Иегова. Всем этим различным ветвям протестантизма характерно отрицание толкования Библии, икон, монашества, культа святых.

Связь протестантской религии с высокими экономическими показателями стали традиционно проводить после выхода фундаментальной работы М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», вышедшей в 1905 году. Ученый обратил внимание на то, что успехи развития европейской цивилизации чаще всего были связаны именно с тем типом менталитета, который привнесли в культурное поле именно протестанты. Трудовая этика протестантизма - это религиозная доктрина, говорящая о благости труда и необходимости работать честно и усердно. Даже в Библии протестанты находят основы трудового кодекса: такие фразы, как «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра», по их мнению, являются четкой установкой договора между работодателем и работником.

Вебер оперировал конкретными фактами, и помимо того, что привел в пример хорошо развивающиеся протестантские страны, США, Англию и Голландию, показал на примере Германии, в которой равно распространены как католики, так и протестанты, что именно последние составляют основную массу предпринимателей или хорошо обученных профессионалов. Именно рвение и рационализация работы, свойственные протестантам любого социального класса, стали, по мнению Вебера, причинами развития капитализма. Так как для протестантов труд и коммерция - не только выгодная экономически деятельность, но и добродетельность, их экономика росла быстрее. Таким образом, стремление хорошо заработать и создать прибыльное дело воспринималась протестантами как выполнение божественного долга. Если доходы увеличиваются и богатство растет - это признак благословения.

При этом роскошь с точки зрения протестантизма бессмысленна - ведь доходность и есть уже само по себе божья благодать. Вебер писал по этому поводу: «Если Бог указует вам этот путь, следуя которому вы можете без ущерба для души своей и не вредя другим, законным способом заработать больше, чем на каком - либо ином пути, и вы отвергаете это и избираете менее доходный путь, то вы тем самым препятствуете одной из целей вашего призвания, вы отказываетесь быть управляющим Бога и принимать дары его для того, чтобы иметь возможность употребить их на благо Ему, когда Он того пожелает.Не для утех плоти и грешных радостей, но для Бога следует вам трудиться и богатеть».

Так установка не на мгновенное получение дохода, а на медленное, но верное приближение к богатству как божьей благодати, становится одной из основных установок протестантизма.

Благодаря внедрению протестантизма или его ценностных категорий, согласно теории Вебера, страна может улучшить свои экономические показатели. К примеру, в Латинской Америке в последние годы все больше людей переходят из католичества в протестантизм, и исследования демонстрируют, что уровень жизни этих людей неуклонно растет. Это связывается, опять же, с нравственной установкой протестантов на благость предпринимательской деятельности, полезной не только в миру, но и для спасения души.

Однако почему установка на качественный труд и умножение капитала не возникла задолго до появления протестантизма? Вебер в своей работе показал, что капитализм мог возникнуть еще в античности, однако именно ранняя протестантская традиция содержала те основы новой идеологии, а именно - идею долга, в том числе, профессионального, которые сформировали поколения людей с новой ментальностью. Вебер, основываясь на статистике, показывает, что капитализм наилучшим образом развивался именно в протестантских страна, Англии, Германии и Америке, жители которых до сих пор славятся своими пунктуальностью, бережливостью и трудолюбием. Менталитет остался, а вера постепенно становилась все менее определяющим фактором в экономических вопросах.

Православие vs протестантизм

Если взглянуть на ту же статистику ВВП на душу населения за 2013 год, мы не увидим ни одной православной страны не только в первой двадцатке, но и среди первых сорока стран. На 43-м месте находится Греция, на 45-м - Россия, на 64-м и 69 соответственно - Румыния и Болгария. Имеем ли мы в данном случае проводить параллели с господствующей в государстве религией и порожденной ей ментальностью? Конечно, необходимо учитывать исторические особенности всех этих стран, но и рассматривая только ментальные категории можно обнаружить много интересного.

Православие как наиболее консервативная и ортодоксальная ветвь христианства, не пошла по пути модернизации и рационализации, который выбрал протестантизм. Если протестантизм осуждал желание быть бедным, считая его сродни желанию быть больным, в православной традиции материальная бедность традиционно противопоставлялась духовному богатству. Профессиональные обязанности для протестанта - это долг и перед богом, и перед обществом, для католика - искупление первородного греха. Для православного труд в первую очередь должен быть духовным, а материальный труд, если он связан с жаждой выгоды или гордыней, признается суетным.

Русское православие также во многом было связано со своей ролью официальной религии в жестких условиях монархического строя. Так накопление духовного символического капитала стало для простых мирян превалирующим, а думы о материальном благе в условиях крепостного права и примата государства над частной предпринимательской деятельностью зачастую были безрадостными.