Кто осуществляет управление государственным долгом российской федерации. Управление государственным долгом рф

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется органами различных ветвей государственной власти и специализированными финансовыми организациями. Рассмотрим их более подробно.

Президент РФ координирует и направляет деятельность законодательных и исполнительных органов в сфере управления государ-ственным долгом Российской Федерации путем формирования системы и структуры органов исполнительной власти (назначает Председателя Правительства РФ, представляет кандидатуру Председателя Банка России), предоставления бюджетного послания, касающегося также вопросов государственного долга, возможности использова-ния права законодательной инициативы или вето в части совершенствований правового регулирования отношений в сфере государственного (муниципального) долга.

Федеральное Собрание как законодательный орган участвует в управлении государственным долгом в форме принятия федеральных законов о федеральном бюджете и утверждения программ внешних и внутренних заимствований.

Вся подготовительная работа: разработка и доработка, экономико-правовой анализ законопроектов, а также изучение текущей ситуации и зарубежного опыта - возложена на постоянно действующие в структуре Государственной Думы Федерального Собрания РФ комитеты и комиссии. Значимость участия высшего законодательного (представительного) органа выражается в необходимости законодательно как подтвердить уже существующие государственные долги, так и одобрить возможность новых заимствований.

Правительство РФ на основании бюджетных целей и ограниче-ний, установленных Президентом РФ и Федеральным Собранием, непосредственно управляет государственным долгом.

Среди полномочий Правительства РФ можно выделить предоставление в Государственную Думу проекта федерального бюджета и отчета об его исполнении, заключений на законопроекты о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства. Исключительно на заседаниях Правительства РФ устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг, а также утверждаются Генеральные условия эмиссии и обращения госу-дарственных ценных бумаг.

Проведение финансовых долговых операций осуществляют специализированные государственные органы и организации, которым Правительство РФ делегирует большинство полномочий по управлению государственным долгом на основе нормативных актов или договоров. Среди финансовых органов государственной власти - Минфин России, который Правительство РФ вправе уполномочить управлять государственным долгом.

К функциям Минфина России отнесено составление и исполнение федерального бюджета, возложены основные полномочия по управлению государственным долгом Российской Федерации. Среди них выделяют разработку состава и структуры государственного долга, подготовку проектов программ внешних и внутренних заимствований, предложение мер по совершенствованию структуры государственного долга и оптимизации расходов по его обслуживанию, ведение учета государственного долга.

Минфин России в сфере управления госдолгом сотрудничает с Министерством экономического развития РФ, которое участвует в разработке проектов программ внешних заимствований России, в процессе урегулирования внешней задолженности Российской Федерации и выплаты долгов иностранных государств Российской Федерации и осуществляет контроль за эффективным и целевым использованием кредитов.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) осуществляет консультационную и методологическую поддержку Минфина России в части разработки основных направлений развития рынка ценных бумаг (в том числе государственных ценных бумаг) и координации деятельности органов государственной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг.

Наиболее многоаспектными являются отношения Минфина России с Банком России, который проводит денежно-кредитную политику государства. Установление обязательных нормативов, резервов, ставок кредитования, размера золотовалютных резервов, валютные интервенции, операции на рынке государственных ценных бумаг позволяют Банку России оказывать воздействие на стоимость, состояние и рынок внутренних государственных заимствований, способность государства обслуживать и погашать государственный долг.

Немаловажной функцией Банка России в сфере государственного долга является осуществление операций по обслуживанию внутреннего государственного долга России на безвозмездной основе.

В свою очередь, Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением из источников финансирования дефицита бюджета, а также санкционирует и финансирует расходы федерального бюджета по обслуживанию государственного долга, тем самым контролируя сроки и полноту исполнения государственных долговых обязательств со стороны Банка России и других упол-номоченных финансовых организаций.

Органом финансового контроля в сфере государственного долга выступает Счетная палата РФ, которая осуществляет контроль за государственным долгом, ЦБ РФ и движением средств федерального бюджета в кредитных организациях. Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты РФ проявляется в контроле за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре, целевому назначению государственных займов и государственному долгу. Также Счетная палата РФ осуществляет непосредственный контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга России, за использованием кредитных ресурсов, предоставляемых Российской Федерации.

Применительно к бюджетному процессу (на стадии составления проекта бюджета и его утверждения) Счетная палата РФ дает заключения на проекты законов о федеральном бюджете на соответствующий год. На стадии исполнения федерального бюджета Счетная палата РФ осуществляет анализ форм отчетности участников бюджет-ного процесса, финансовой отчетности уполномоченных кредитных органов и готовит для палат Федерального Собрания сводные отчеты о результатах контрольных мероприятий, а также экспертные оценки.

На стадии контроля за исполнением бюджета по итогам проведенной комплексной документальной ревизии исполнения бюджета Счетной палатой РФ составляется заключение на проект представляемого Правительством РФ в Государственную Думу отчета об исполнении федерального бюджета за соответствующий год.

Значимость Счетной палаты РФ выражается не только в осуществлении контрольной функции управления государственным долгом, но и в том, что она является своеобразным «парламентским контролем», своего рода показателем, насколько в соответствии с принятым законом о федеральном бюджете и утвержденными программами внутренних и внешних заимствований действуют органы государственной власти.

Таким образом, существующая система органов управления государственным долгом имеет следующую структуру. Федеральное Собрание в законе о федеральном бюджете и программах заимствований определяет «законодательную» стратегию управления государственным долгом.

Оперативное управление осуществляет Правительство РФ, по поручению которого непосредственно управляет государственным долгом (планирует, прогнозирует, учитывает и осуществляет финансово-долговые операции) Минфин России. Обслуживание государственного долга осуществляют Банк России, а также уполномоченные Минфином России кредитные организации или специализированные финансовые организации. Федеральное казначейство и Счетная палата РФ выполняют контрольные функции за деятельностью уполномоченных органов.

Это система финансовых мероприятий, проводимая государством с целью погашения займов, а также выплат доходов по этим займам, изменениям сроков и условий выпущенных займов, выпуск очередных долговых обязательств. Это одно из приоритетных направлений финансовой политики государства.

На принятие решений по выбору методов управления госдолгом влияют, в основном, такие факторы: доля расходов на обслуживание госдолга в общей сумме расходных статей бюджета и процентное соотношение ВВП и суммы государственных заимствований.

При оценке внешнего госдолга применяются показатели соотношения суммы внешних заимствований и объема экспорта и доли расходов, идущих на погашение внешнего госдолга к сумме выручки от экспорта.

Управление государственным долгом - это непрерывный процесс, в котором последовательно выделяются три этапа: 1 - размещение ценных бумаг с целью привлечения финансовых ресурсов, 2 - погашение госдолга, 3 — обслуживание госдолга.

Погашается госдолг за счет средств бюджета, золотовалютных резервов, денег, вырученных от продажи собственности государства, а также при помощи новых заимствований.

Управление государственным долгом включает две большие группы методов . финансовые и административные.

Финансовые методы заключаются в выборе форм и способов, которыми государство будет погашать госдолг, с учетом финансовых показателей. Они нацелены на достижение предельной эффективности от привлечения займов и поиск путей сведения издержек, связанных с их погашением, к минимуму.

Административные методы базируются на быстром выполнении распоряжений государственных органов власти. В их функции не входит оценка эффективности и результативности действий, связанных с управлением госдолга.

Основные меры, к которым прибегает государства, при управлении госдолгом, сводятся к следующим мероприятиям.

В условиях роста задолженностей и бюджетного дефицита страна имеет право прибегнуть к такой мере как рефинансирование государственного долга - выпуска новых займов для погашения старой задолженности.

Конверсия - это изменение государством доходности существующих займов. Как правило, государство прибегает к снижению размера выплат по займам в процентном выражении с целью снижения расходов, несомых при управлении госдолгом.

Консолидация - подразумевает внесение изменений в условия займов, связанных с их сроками. Их изменение обычно происходит в сторону увеличения.

Унификация займов - объединение в один нескольких существующих займов. При этом ранее выпущенные облигации обмениваются на новые. Часто унификация проводится вместе с консолидацией.

Аннулирование государственного долга - радикальная мера, при которой государство отказывается от всех обязательств, связанных с выпущенным займом.

Управление государственным долгом в России в последние годы характеризуется постепенным снижением относительных и абсолютных показателей госдолга. Уменьшается процентное соотношение величины долга к ВВП по номинальной стоимости.

Управление государственным долгом осуществляет Правительство РФ . в тех рамках наделяемых его полномочий, которые устанавливаются Федеральным Собранием РФ.

Оно заключается в формировании политики, проводимой в отношении госдолга, установлении границ задолженности, определении целей и направлений воздействия на показатели микро- и макроуровня, установлении целесообразности финансирования госдолга за счет общегосударственных программ. Все это реализуется через систему мероприятий, которые связаны с выпуском долговых обязательств и дальнейшим его обслуживанием. Это требует от органов госвласти комплексного подхода и определяет многоплановость регулирования формирующейся задолженности.

Непростительные ошибки в фильмах, которых вы, вероятно, никогда не замечали Наверное, найдется очень мало людей, которые бы не любили смотреть фильмы. Однако даже в лучшем кино встречаются ошибки, которые могут заметить зрител.

Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно? В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально.

7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.

Эти 10 мелочей мужчина всегда замечает в женщине Думаете, ваш мужчина ничего не смыслит в женской психологии? Это не так. От взгляда любящего вас партнера не укроется ни единая мелочь. И вот 10 вещей.

11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели? По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин.

Топ-10 разорившихся звезд Оказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как в случае с этими знаменитостями.

Понятие, методы и субъекты управления государственным долгом

Понятие управления государственным долгом

Под управлением государственным долгом следует понимать совокупность действий государства, связанных с изучением рынка ссудных капиталов, выпуском займов, выплат процентов по выпущенным займам, проведением конверсии и консолидации займов, определением курса облигаций на денежном рынке, проведением мероприятий по определению ставок процентов по государственному кредиту и погашению выпущенных займов.

Методы управления государственным долгом

Операции, связанные с подготовкой документов, необходимых для продажи государственных ценных бумаг . изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, размещением займов среди кредиторов, выплатой и начислением процентов, осуществляет Минфин России и другие подразделения при Правительстве РФ.

Читайте также: Какие документы должны быть у собственника квартиры

Расходы по управлению государственным долгом показываются в качестве особых финансовых операций отдельно от бюджета, а в расход бюджета включаются только процентные выплаты по долгу.

Важную роль в управлении государственным долгом играет вторичный рынок государственных облигаций . на котором обращаются ценные бумаги. Операции на первичном и вторичном рынках государственных облигаций осуществляются инвестиционными и универсальными банками (дилерами).

Суммы, которые государство получает в займы у кредиторов, а также проценты по ним погашаются в основном за счет бюджетных средств, текущих доходов и выпуска новых займов. Такой способ погашения государственных займов называют рефинансированием .

Операции по управлению государственным долгом связаны с кассовым исполнением бюджета, операции выполняют эмиссионные банки. Банки участвуют в выпуске займов, выплате процентов по ним и выплате облигаций, подлежащих выкупу.

Государство в целях управления государственным долгом прибегает к уточнению условий займа, касающегося доходности путем уменьшения размера номинального процента (конверсия ) или превращает краткосрочные обязательства в средние - или долгосрочные (консолидация ) или объединения нескольких займов в один заем (унификация ), который образует консолидированный (фундированный) долг .

Одним из методов управления государственным долгом является выкуп займов . обращающихся на рынке ссудного капитала. В данном варианте государство поручает центральным и коммерческим банкам произвести выкуп займов с последующей выплатой им денежных средств. В случае отсутствия у государства денежных средств на погашение государственного внутреннего долга (банкротство) оно может аннулировать заем или отказаться от его уплаты, но данный способ применяется в практике крайне редко.

Субъекты управления государственным долгом

Управление государственным долгом в РФ осуществляется Федеральным казначейством . входящим организационно в состав Минфина России. На него возлагается решение следующих задач .

Регистрация всех долговых обязательств государства и долговых гарантий (внешних и внутренних);

Подготовка предложений по обслуживанию государственных долгов;

Определение уровней, состава, времени и условий выпуска внутренних и внешних займов, включая эмиссию государственных ценных бумаг.

Минфин России выступает от лица Правительства РФ в качестве заемщика как на внутреннем, так и на внешнем финансовом рынке .

В этой связи между Минфином России и ЦБ РФ устанавливается сотрудничество в области эмиссии государственных ценных бумаг и управления внутренним и внешним государственным долгом . ЦБ РФ осуществляет операции по государственным ценным бумагам . а именно, их куплю-продажу, выкуп, выдает кредиты под залог государственных ценных бумаг . выступает в качестве агента Минфина России по размещению новых выпусков государственных долговых обязательств.

Управление государственным долгом

Управление государственным долгом является одним из наиболее важных элементов государственной финансовой политики, осущест­вляемым по следующим направлениям: обслуживание долгов; измене­ние условий выпущенных займов; формирование условий новых зай­мов; мониторинг показателей объема и уровня долга; реструктуризация долгов; рефинансирование долгов и др. Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.

Долговая политика страны представляет собой систему мер государ­ства по поддержанию необходимого и приемлемого для финансов стра­ны размера долга и расходов по его обслуживанию. В ходе реализации политики в области управления государственным долгом правительство оперирует следующими показателями: объем совокупного государствен­ного долга, объем внешнего государственного долга, объем внутреннего государственного долга, теми роста государственного долга, объем фи­нансовых ресурсов, отвлекаемых из бюджета на обслуживание государ­ственного долга, соотношение государственного долга и ВВП и др.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Могут также использоваться методы ре­структуризации и рефинансирования государственного долга. Управ­ление государственным долгом предполагает также использование методов конверсии, консолидации, обмена облигаций по регрессивно­му соотношению, отсрочки погашения и аннулирования займов, кото­рые предназначены для ослабления долгового бремени на государ­ственный бюджет.

Государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами между­народного права, включая обязательства по государственным гаранти­ям, предоставленным РФ. Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственно­сти имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:

ü кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными го­сударствами и международными финансовыми организациями;

ü государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

ü договоров и соглашений о получении РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

ü договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;

ü соглашений и договоров, в том числе международных, заключен­ных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяют­ся конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет. Изме­нение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обраще­ния, не допускается.

В объем государственного внутреннего долга РФ включаются: ос­новная номинальная сумма долга по государственным ценным бума­гам РФ; объем основного долга по кредитам, полученным РФ; объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ от бюдже­тов других уровней; объем обязательств по государственным гаранти­ям, предоставленным РФ.

Читайте также: Могут ли судебные приставы снимать деньги с пенсии по инвалидности

В объем государственного внешнего долга РФ включаются: объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ; объем основного долга по полученным РФ кредитам правительств ино­странных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Управление государственным долгом РФ осуществляется Прави­тельством РФ.

Государственный долг субъекта РФ - совокупность долговых обя­зательств субъекта РФ. Государственный долг субъекта РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственнос­ти субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

Долговые обязательства субъекта РФ могут существовать в форме: кредитных соглашений и договоров; государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ; дого­воров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; договоров о предо­ставлении государственных гарантий субъекта РФ; соглашений и догово­ров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов РФ прошлых лет.

Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ.

Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муни­ципального образования. Муниципальный долг полностью и без усло­вий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Долговые обязательства муниципального обра­зования могут существовать в форме: кредитных соглашений и догово­ров; займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг; договоров и соглашений о получении муниципальным образова­нием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной си­стемы РФ; договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

Управление муниципальным долгом осуществляется уполномочен­ным органом местного самоуправления.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обяза­тельствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указан­ные обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муни­ципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а так­же по долговым обязательствам РФ.

Статья 101 БК РФ. Управление государственным и муниципальным долгом

1. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.

2. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

3. Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

Комментарии к ст. 101 БК РФ

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать все полномочия по формированию доходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обязательств и обслуживания государственного и муниципального долга Российской Федерации. В связи с этим важным является вопрос о деятельности названных органов по управлению государственным и муниципальным долгом.

В статье не дается соответствующего определения, но в теории финансового права под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом в основном понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств Российской Федерации. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ, в субъекте Российской Федерации — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, управление муниципальным долгом — исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

К основным методам управления государственным долгом относятся следующие.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, но в условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, то есть к погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансирование неоднократно использовалось в нашей стране, в частности при погашении задолженности по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г. а также при выпуске казначейских обязательств государства в середине 1950-х гг. Рефинансирование используется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга.

До введения в действие Бюджетного кодекса РФ использовались такие методы управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, отсрочка, аннулирование.

Конверсия — изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов называется консолидацией государственного долга.

Совместно с консолидацией может проводиться и унификация займов, то есть объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.

Под аннулированием государственного долга понимается отказ государства от долговых обязательств.

В настоящее время законодательством предусмотрена реструктуризация долга (ст. 105).

Кодексы РФ

§ 6. Органы управления государственным долгом Российской Федерации

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется органами различных ветвей государственной власти и специализированными финансовыми организациями. Рассмотрим их более подробно.

Президент РФ координирует и направляет деятельность законодательных и исполнительных органов в сфере управления государ-ственным долгом Российской Федерации путем формирования системы и структуры органов исполнительной власти (назначает Председателя Правительства РФ, представляет кандидатуру Председателя Банка России), предоставления бюджетного послания, касающегося также вопросов государственного долга, возможности использова-ния права законодательной инициативы или вето в части совершенствований правового регулирования отношений в сфере государственного (муниципального) долга.

Управление государственным долгом это совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга. Цель управления госдолгом заключается в том , чтобы найти оптимальное соотношение между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Принципы управления государственным долгом:

1. Безусловности (обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий)

2. Принцип единства учета (учет в процессе управления госдолгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федорганами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.)

3. Единство долговой политики (обеспечение единого подхода в политике управления госдолга со стороны фед центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям)

4. Принцип согласованности (согласование интересов кредиторов и заемщика, в лице государства)

5. Снижение рисков (выполнение всех необходимых действий позволяющих уменьшить риск как кредитора так и инвестора)

6. Оптимальности (создание такой структуры гос займов, при которой выполнение обязательств по ним было бы сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало бы наименьшее отрицательное влияние на экономику страны)

7. Принцип гласности (предоставление достоверной и своевременной информации о параметрах займов всем заинтересованным пользователям)

В широком понимании управление госдолгом предполагает:

1. Формирование политики в отношении госдолга.

2. Определение основных показателей и предельных значений гос задолженности.

3. Установление основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели.

4. Выделение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов.

Методы, обеспечивающие управление госдолгом:

1. Метод рефинансирования - погашение части госдолга за счет вновь привлеченных средств.

2. Конверсия - изменение доходности займа.

3. Консолидация - превращение части имеющийся задолженности в новую с более длительным сроком погашения.

4. Новация - соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора.

5. Унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов.

6. Метод отсрочки - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам.

7. Метод дефолта - отказ государства от выплаты государственного долга.

В управлении госдолгом должны быть учтены следующие параметры:

1. Общий объем госдолга РФ.

2. Соотношение расходов на обслуживание госдолга и доходов госбюджета.

Для управления госдолгом необходимо усиливать госвлияние и контроль за госдолгом и стремиться к снижению зависимости госбюджета от складывающейся с заимствованиями ситуаций.

Кроме того, при управлении госдолгом необходимо разграничивать полномочия различных органов госвласти, управляющих госдолгом, и разработать порядок их взаимодействия.

Управление государственным долгом является одним из наиболее важных элементов государственной финансовой политики, осущест­вляемым по следующим направлениям: обслуживание долгов; измене­ние условий выпущенных займов; формирование условий новых зай­мов; мониторинг показателей объема и уровня долга; реструктуризация долгов; рефинансирование долгов и др. Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.

Долговая политика страны представляет собой систему мер государ­ства по поддержанию необходимого и приемлемого для финансов стра­ны размера долга и расходов по его обслуживанию. В ходе реализации политики в области управления государственным долгом правительство оперирует следующими показателями: объем совокупного государствен­ного долга, объем внешнего государственного долга, объем внутреннего государственного долга, теми роста государственного долга, объем фи­нансовых ресурсов, отвлекаемых из бюджета на обслуживание государ­ственного долга, соотношение государственного долга и ВВП и др.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Могут также использоваться методы ре­структуризации и рефинансирования государственного долга. Управ­ление государственным долгом предполагает также использование методов конверсии, консолидации, обмена облигаций по регрессивно­му соотношению, отсрочки погашения и аннулирования займов, кото­рые предназначены для ослабления долгового бремени на государ­ственный бюджет.

Государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами между­народного права, включая обязательства по государственным гаранти­ям, предоставленным РФ. Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственно­сти имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:

ü кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными го­сударствами и международными финансовыми организациями;

ü государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

ü договоров и соглашений о получении РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

ü договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;

ü соглашений и договоров, в том числе международных, заключен­ных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяют­ся конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет. Изме­нение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обраще­ния, не допускается.


В объем государственного внутреннего долга РФ включаются: ос­новная номинальная сумма долга по государственным ценным бума­гам РФ; объем основного долга по кредитам, полученным РФ; объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ от бюдже­тов других уровней; объем обязательств по государственным гаранти­ям, предоставленным РФ.

В объем государственного внешнего долга РФ включаются: объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ; объем основного долга по полученным РФ кредитам правительств ино­странных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Управление государственным долгом РФ осуществляется Прави­тельством РФ.

Государственный долг субъекта РФ - совокупность долговых обя­зательств субъекта РФ. Государственный долг субъекта РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственнос­ти субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

Долговые обязательства субъекта РФ могут существовать в форме: кредитных соглашений и договоров; государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ; дого­воров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; договоров о предо­ставлении государственных гарантий субъекта РФ; соглашений и догово­ров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов РФ прошлых лет.

Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ.

Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муни­ципального образования. Муниципальный долг полностью и без усло­вий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Долговые обязательства муниципального обра­зования могут существовать в форме: кредитных соглашений и догово­ров; займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг; договоров и соглашений о получении муниципальным образова­нием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной си­стемы РФ; договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

Управление муниципальным долгом осуществляется уполномочен­ным органом местного самоуправления.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обяза­тельствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указан­ные обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муни­ципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а так­же по долговым обязательствам РФ.

Государственный долг оказывает существенное влияние на социально-экономическую и политическую жизнь государства, поэтому его наличие автоматически подразумевает необходимость выполнения государством функций по его управлению.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга, которая может осуществляться на стратегическом и тактическом уровнях.

Управление государственным долгом на стратегическом уровне предполагает:

■ формирование политики в отношении государственного долга;

■ установление основных показателей и предельных значений государственной задолженности;

■ определение основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

■ обоснование приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.

Управление государственным долгом на тактическом уровне (текущее управление) подразумевает определение условий выпуска, обращения и погашения государственных долговых ценных бумаг. На высший орган исполнительной власти (правительство) юридически возлагаются все полномочия по управлению государственным долгом. Однако, как правило, та их часть, которая связана с решением тактических задач, затем делегируется финансовому органу. В результате на практике основной функцией правительства является утверждение стратегических направлений долговой политики.

Управление государственным долгом является целенаправленной деятельностью. В самом обобщенном виде его целью является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. Однако каждое государство конкретизирует данную цель исходя из приоритетов национальной финансовой политики.

Управление государственным долгом осуществляется на основе определенных принципов:

■ безусловности - обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

■ единства учета - учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

■ единства долговой политики - обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам РФ и муниципальным образованиям;

■ согласованности - обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

■ снижения рисков - выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

■ оптимальности - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

■ гласности - предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Управление государственным долгом осуществляется посредством применения двух управленческих подходов - административного и финансового. При использовании административного подхода все операции с долговыми обязательствами государства осуществляются на основании прямых директив уполномоченных органов государственной власти и управления. Как правило, в этом случае оценка экономической эффективности и результативности действий по управлению государственным долгом не производится. Финансовый подход базируется, в первую очередь, на анализе финансовых показателей и нацелен на получение максимально возможного эффекта от привлекаемых займов при минимизации связанных с ними издержек. На практике в процессе проведения операций с долговыми обязательствами государства одновременно используются и административный, и финансовый подходы.

В условиях повышенной долговой напряженности или долгового кризиса государство использует следующие методы управления государственным долгом:

■ рефинансирование - погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;

■ конверсия - изменение доходности займа;

■ консолидация - превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

■ новация - соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;

■ унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

■ отсрочка - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам в ранее установленные сроки;

■ дефолт - отказ государства от уплаты государственного долга.

В соответствии со ст. 101 БК РФ управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Минфином России. В ст. 165 БК РФ перечисляются бюджетные полномочия Минфина России, в том числе - полномочия по управлению государственным долгом РФ:

■ разработка по поручению Правительства РФ программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации, условий выпуска и размещения государственных займов РФ, эмиссия государственных ценных бумаг РФ, проведение государственной регистрации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;

■ осуществление по решению Правительства РФ сотрудничества с международными финансовыми организациями;

■ разработка по поручению Правительства РФ программы государственных внешних заимствований РФ и осуществление государственных внутренних и внешних заимствований, разработка программы государственных гарантий РФ в иностранной валюте и программы государственных гарантий РФ в валюте Российской Федерации;

■ представление РФ в договорах о предоставлении государственных гарантий РФ;

■ представление Правительства Российской Федерации на переговорах о предоставлении государственных гарантий РФ и предоставление от имени Российской Федерации государственных гарантий РФ;

■ ведение Государственной долговой книги РФ;

■ учет представляемой органами, ведущими государственные долговые книги субъектов РФ, информации о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих государственных долговых книгах субъектов РФ и муниципальных долговых книгах муниципальных образований;

■ управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации на основании полномочий, предоставленных Правительством РФ;

■ осуществление проверки финансового состояния принципала и ликвидности (надежности) предоставляемого обеспечения исполнения обязательств принципала, которые могут возникнуть в будущем в связи с предъявлением гарантом, исполнившим в полном объеме или в какой-либо части обязательства по гарантии, регрессных требований к принципалу;

■ установление порядка размещения, обращения, обслуживания, выкупа, обмена и погашения государственных займов РФ, если иное не установлено Правительством РФ.

Реализацию перечисленных функций осуществляет сформированный в составе Минфина России Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов.

Объектом управления на федеральном уровне является государственный долг РФ, который в соответствии с БК РФ может существовать в виде обязательств:

  • 1) по кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика, от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
  • 2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
  • 3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • 4) государственным гарантиям РФ;
  • 5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг РФ.

Государственный долг РФ складывается из двух составляющих, выделяемых по валютному критерию - государственного внутреннего и государственного внешнего долга. Государственный внутренний долг включает в себя следующие виды обязательств:

1) обязательства, оформленные долговыми ценными бумагами (табл. 16.3.1):

Таблица 16.3.1. Структура государственного внутреннего долга РФ, оформленного долговыми ценными бумагами по состоянию на 1 января 2009 года (в млрд руб.)

Виды ценных бумаг (на 01.01.2009)

ОРВВЗ 1992 года

Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) и с амортизацией долга (ОФЗ-АД) эмитируются Минфином России и дают их владельцам право на периодическое получение процентного (купонного) дохода. Все виды облигаций федерального займа выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением и относятся к облигациям с известным купонным доходом. Номинал данных ценных бумаг также составляет 1000 руб., а срок их обращения колеблется от одного года до 30 лет;

Государственные сберегательные облигации с переменной процентной ставкой (ГСО-ППС) и с фиксированной процентной ставкой (ГСО-ФПС являются именными государственными ценными бумагами, выпускаемыми в документарной форме и подлежащими централизованному хранению. Номинал ГСО также составляет 1000 руб., по срокам обращения они могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными;

Облигации российского внутреннего выигрышного займа 1992 года выпуска (ОРВВЗ) были выпущены после денежной реформы взамен выигрышного займа 1982 г. Номинал облигации составляет три - пять руб. ОРВВЗ размещаются среди физических лиц. Их владельцам выплачивается доход в форме выигрышей, которые разыгрываются в восьми тиражах, проводимых ежегодно 15 января, 1 марта, 15 апреля, 1 июня, 15 июля, 1 сентября, 15 октября и 1 декабря;

2) обязательства, оформленные долговыми ценными бумагами, государственный внутренний долг РФ включает в себя государственные гарантии РФ, выданные в валюте РФ. Однако их объем крайне незначителен: по состоянию на 1 октября 2009 г. он составлял 80,93 млрд руб. или 4,6% от общей величины государственного внутреннего долга. Аналогичное соотношение наблюдалось в течение всего 2009 г.

Государственный внешний долг РФ складывается из трех составляющих (табл. 16.3.2).

Несекьюритизированный долг, т.е. долг, оформленный прямыми кредитными соглашениями между РФ и зарубежными кредиторами может быть разделен на четыре группы.

Таблица 16.3.2. Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 октября 2009 г.

Наименование долга

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

Коммерческая задолженность бывшего СССР

Задолженность перед международными финансовыми организациями

Задолженность по еврооблигационным займам

Задолженность по ОВГВЗ

Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте

Первую группу составляет долг перед странами - участницами Парижского клуба, представляющего собой неформальное международное объединение государств, являющихся наиболее крупными мировыми кредиторами. Ко второй группе относятся долги перед странами, не являющимися членами Парижского клуба. Третья группа включает в себя так называемую коммерческую задолженность, представляющую собой долг по импорту бывших советских внешнеторговых организаций. Часть этой задолженности в 2002 г. была переоформлена в еврооблигации РФ, переоформление оставшейся части осуществляется по мере ее выверки. В четвертую группу входят долги перед международными валютнофинансовыми организациями, такими как МВФ, МБРР, ЕБРР.

Секьюритизированный долг, т.е. долг, оформленный в виде государственных долговых ценных бумаг. Такими ценными бумагами являются еврооблигации - облигации с длительным сроком обращения (от пяти до 15 лет), выпускаемые от имени Российской Федерации и номинированные в евровалюте, а также облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ) - средне- и долгосрочные долговые ценные бумаги (со сроком обращения от года до 15 лет) с постоянными купонными выплатами, номинированные в долларах США и размещаемые среди юридических лиц - резидентов РФ.

Сопоставление секьюритизированного и несекъюритизированного долга показывает, что управление последним сопряжено со значительными трудностями. Проблема состоит в том, что прямые кредитные договоры, как правило, заключаются на условиях, диктуемых кредиторами, что затрудняет применение должником методов долговой оптимизации. Так, например, МВФ, согласно своему уставу, не имеет права проводить реструктуризацию, поэтому единственным путем урегулирования взаимоотношений с этой организацией является получение кредита на рефинансирование существующей задолженности, что фактически означает одобрение МВФ текущего экономического курса страны.

По условиям Парижского клуба реструктуризации может быть подвергнуто не более 20% задолженности, кроме того, все решения, касающиеся урегулирования задолженности перед странами-членами данной организации, принимаются на коллегиальной основе, что также является дополнительным тормозом для применения тех или иных схем долгового урегулирования. Помимо перечисленных уставных ограничений, урегулирование долговых вопросов по несекъюритизированным займам зачастую прямо связано с ограничениями политического характера. В современных условиях одним из основополагающих моментов во взаимоотношениях страны-должника с ее кредиторами, организованных на нерыночной основе, является предоставление экономических выгод в обмен на политическое сотрудничество, что приводит к частичной потере ею своей политической независимости.

Условный долг - государственный внешний долг, сформированный гарантиями, выданными Российской Федерацией в иностранной валюте. Начиная с 2001 г. объем внешней государственной задолженности постоянно сокращался при одновременном росте коммерческой задолженности.

Принятие решений в процессе управления государственным долгом базируется на оценке объема и структуры долговых обязательств. Для проведения такой оценки используется целый ряд относительных показателей, основными среди которых являются:

  • 1) соотношение объема государственного долга и объема ВВП;
  • 2) соотношение государственного внутреннего и внешнего долга;
  • 3) доля расходов на обслуживание государственного долга в совокупном объеме расходов бюджета.

Первое из перечисленных соотношений, закрепленное на уровне 60% Маастрихтским договором о Европейском союзе в 1992 г., в настоящее время является общепризнанным критерием долговой безопасности.

По состоянию на 1 января 2009 г. объем государственного долга РФ составлял 6,3% ВВП, что является крайне незначительной величиной.

Соотношение между государственным внутренним и государственным внешним долгом РФ к началу 2009 г. составляло приблизительно 54:46. В международной практике подобная структура государственного долга рассматривается как приемлемая, поскольку в ней преобладают обязательства, номинированные в национальной валюте, что означает снижение вероятности возникновения валютных рисков. Однако преобладание рублевого долга должно быть более значительным.

Важно отметить, что БК РФ не содержит количественных ограничений размера государственного долга РФ и расходов, связанных с его обслуживанием. Однако перечисленные выше показатели являются объектами регулирования со стороны Правительства РФ и Минфина России в рамках проведения долговой политики.

В настоящее время управление государственным долгом РФ осуществляется в соответствии с Основными направлениями долговой политики на 2008-2010 гг. и Основными направлениями бюджетной политики на 2008 г. и на период до 2010 г. Согласно этим документам, основными принципами государственной долговой политики РФ являются:

■ замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями;

■ развитие рынка государственных ценных бумаг;

■ предоставление государственных гарантий для ускорения экономического роста;

■ использование инструментов долговой политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией.

Основной целью реализации политики внутренних заимствований в 2008-2010 гг. заявлено развитие рынка государственных ценных бумаг. При этом в качестве ключевых задач называются повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга и сохранение оптимальной дюрации и доходности на рынке государственных ценных бумаг.

В соответствии с Основными направлениями бюджетной политики на 2008 г. и на период до 2010 г. управление государственным внешним долгом РФ в указанный период не предполагало привлечения финансовых несвязанных кредитов на внешнем рынке. Однако в условиях кризиса по официальным заявлениям представителей Минфина России в 2010 г. планируется осуществить размещение долговых ценных бумаг РФ на внешнем рынке, т. е. государственный может существенно увеличиться.

Особенности управления субфедералъным долгом. Применительно к российской практике долгового управления под субфедеральным долгом следует понимать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований. В соответствии с БК РФ управление субфедеральным долгом осуществляется:

■ на региональном уровне - органом исполнительной власти субъекта РФ;

■ на муниципальном уровне - уполномоченным органом местного самоуправления.

С юридической точки зрения управление субфедеральным долгом осуществляется на основе частичной независимости. Это означает, что субъекты РФ и муниципальные образования имеют право проводить самостоятельную долговую политику в рамках, установленных федеральным бюджетным законодательством. Таким образом, с юридической точки зрения данный принцип предполагает наличие двухуровневой системы нормативного правового регулирования управления субфедеральным долгом, включающей в себя:

  • 1) федеральное бюджетное законодательство, представленное БК РФ и устанавливающее порядок осуществления заимствований субъектов РФ и муниципальных образований, а также порядок управления долгом субъектов РФ и муниципальных образований;
  • 2) систему региональных (муниципальных) нормативных правовых актов, регулирующих отдельные вопросы проведения долговой политики на соответствующей территории. Указанные нормативные правовые акты могут развивать и конкретизировать положения федерального бюджетного законодательства, однако они не могут входить с ними в противоречие.

Являясь основным нормативным правовым актом, регулирующим управление региональным и муниципальным долгом в РФ, БК РФ накладывает ряд ограничений на управление субфедеральным долгом, которые условно могут быть разделены на две группы. Первую группу составляют ограничения на осуществление отдельных операций с долговыми обязательствами, вторую - ограничения, касающиеся количественных параметров долговой политики.

К первой группе ограничений относится невозможность осуществления внешних заимствований муниципальными образованиями, а также введенный в 2001 г. запрет на осуществление аналогичных операций субъектами РФ, который на протяжений долгого времени являлся предметом серьезных разногласий среди специалистов. Однако в соответствии с изменениями, внесенными в БК РФ Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-Ф3, начиная с 2011 г. субъекты РФ, для которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных лет не превышала 5% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, получают право осуществлять внешние заимствования в целях обеспечения погашения внешнего долга и (или) финансирования дефицита бюджета субъекта РФ.

В данной связи следует обратить внимание на то, что начиная с 2011 г. такое право появляется и у субъектов РФ, которые не соответствуют установленному ограничению, однако при этом привлекаемые ими внешние заимствования могут использоваться только на погашение внешнего долга. На практике это положение БК РФ касается только двух субъектов РФ - Москвы и Санкт-Петербурга, поскольку именно они в настоящее время имеют непогашенный государственный внешний долг. Целью его введения является предоставление возможности этим субъектам свободно осуществлять управление своими внешними долговыми обязательствами.

При этом важно отметить, что не все заимствования субъектов РФ и муниципальных образований в иностранной валюте относятся бюджетным законодательством Российской Федерации к внешним. В соответствии со ст. 104 БК РФ заимствования у Российской Федерации в иностранной валюте, предоставление РФ гарантий в иностранной валюте субъектами РФ и муниципальными образованиями не являются внешними заимствованиями и не приводят к образованию внешнего долга субъекта РФ или муниципального образования.

Вторая группа ограничений формируется перечисленными в БК РФ предельными значениями параметров бюджетного дефицита, государственного долга и его обслуживания (табл. 16.3.3).

В целом российская практика постановки перечисленных ограничений соответствует международному опыту. Подобного рода ограничения используются в практике долгового управления Италии, Испании, Франции и целого ряда других развитых стран.

Таблица 16.3.3. Количественные параметры долговой политики субъектов РФ и муниципальных образований, установленные БК РФ

Параметр

Субъекты РФ

Муниципальные образования

высокодотационные

высокодотационные

Предельный объем дефицита бюджета

15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений

10% утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений

10% утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений

5% утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и(или)поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений

Предельный срок заимствований

Предельный объем заимствований

Сумма, направляемая в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета

Предельный объем государственного (муниципального) долга

Утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений

50% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений

Утвержденный общий годовой объем доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений

50% утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений

Предельный объем расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга

15% объема расходов соответствующего бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ

В настоящее время в Российской Федерации на субфедеральном уровне идет процесс внедрения так называемой лучшей практики управления государственным и муниципальным долгом. В 2006 г. Минфином России были разработаны Методические рекомендации субъектам РФ и муниципальным образованиям по совершенствованию системы управления государственным и муниципальным долгом (далее - Методические рекомендации), в которых были определены рекомендуемые для публично-правовых образований субфедерального уровня задачи, принципы и механизмы управления государственными и муниципальными долговыми обязательствами. В соответствии с этим документом задачи, которые должны решаться органами государственной власти и местного самоуправления в процессе управления долгом, разделяются на основные и дополнительные. К основным задачам документ относит привлечение заемных средств для финансирования расходов бюджета:

  • 1) при превышении потребностей бюджета в расходах на увеличение стоимости основных средств над бюджетными доходами (привлечение дополнительных источников финансирования расходов на увеличение стоимости основных средств);
  • 2) для финансирования кассовых разрывов бюджета или краткосрочного превышения расходов над доходами бюджета.

К дополнительным задачам управления субфедеральным долгом Методическими рекомендациями отнесены:

  • 1) управление существующими обязательствами с целью формирования приемлемой структуры обязательств и снижения связанных с ними издержек бюджета;
  • 2) учет информации о долговых и условных обязательствах;
  • 3) формирование всей требуемой отчетности об обязательствах.

Анализ существующих методических материалов и передовой международной практики в Российской Федерации позволяет обобщить базовые требования к эффективной системе управления долгом на региональном и муниципальном уровне (критерии лучшей практики) следующим образом:

■ объектом системы управления долгом является вся совокупность прямых и условных обязательств, включая задолженность государственных и муниципальных унитарных предприятий;

■ управление долгом и привлечение заимствований осуществляется на основе формализованных процедур, зафиксированных в нормативно-правовых актах, методиках, должностных инструкциях и т.п.;

■ политика управления долгом является частью бюджетной политики, а ее цели и параметры представляется в соответствующих документах администрации территории;

■ управление долгом и привлечение заимствований осуществляется в соответствии с утвержденными и опубликованными количественными ограничениями;

■ учет прямых и условных обязательств сопровождается регулярным мониторингом стоимости обслуживания и риска имеющихся обязательств, а также возможных альтернатив;

■ информация об объеме и структуре долга, о нормативно-правовой базе управления долгом, о планах по привлечению заимствований, других существенных параметрах публикуется в СМИ и (или) Интернете;

■ краткосрочные заемные средства привлекаются исключительно в целях поддержания ликвидности бюджета (для покрытия кассовых разрывов);

■ средне- и долгосрочные заемные средства привлекаются исключительно в целях финансирования инвестиционных расходов;

■ гарантии и поручительства используются исключительно для организации финансирования строительства объектов инфраструктуры;

■ расходы на обслуживание долга покрываются за счет собственных доходов бюджета;

■ заимствования осуществляются таким образом, чтобы обеспечить диверсификацию структуры долга по видам инструментов и заимодавцев (кредиторов);

■ заимствования осуществляются (рефинансируются) таким образом, чтобы обеспечить минимальные стоимость обслуживания долга и риск долга.

Государственный кредит и управление государственным долгом являются важными атрибутами финансовой политики страны, ее стратегии и тактики. В то же время, в условиях изменений, происходящих в мировой экономике и в России в частности, при возрастании угрозы безопасности национальных финансовых систем, стратегические решения в этой области являются существенными факторами макроэкономического регулирования.