Косвенные налоги взимаются непосредственно с доходов. Налог на имущество прямой или косвенный

Современная налоговая система развитых государств включает прямые (на доход и имущество) и косвенные (на товары и услуги) налоги. Прямые налоги преобладают в Канаде, США, Японии, Дании, а косвенные - во Франции, Италии, Норвегии. В целом в странах произошел сдвиг в сторону прямого налогообложения. Особое место в налоговой системе занимают взносы в фонд социального страхования, используемые для строго целевого назначения.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы и НДС.

Косвенный налог - налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учётом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть, по существу, он является сборщиком, а покупатель - плательщиком косвенного налога. В Российской Федерации эти налоги преобладают.

Основные виды косвенных налогов :

(1) Акциз - вид косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги. Акциз - косвенный федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. В дореволюционной России акцизы вместе с винной монополией давали (в 1904) 47,5 % общей суммы поступлений в бюджет. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены. Законодатель выделяет 10 видов подакцизных товаров, которые можно сгруппировать как : спиртосодержащая продукция; табачные изделия; автомобили; горюче-смазочные материалы. Налоговая база и налоговая ставка определяются отдельно по каждому виду подакцизных товаров, налоговая ставка ежегодно индексируется. Статья 182 НК РФ определяет объектом налогообложения следующие операции : реализация на территории РФ лицами произведённых ими подакцизных товаров; передача на территории РФ подакцизных товаров для собственных нужд; передача на территории РФ подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, в качестве взноса по договору простого товарищества; передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе; ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ; получение денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции; получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

Порядок исчисления акциза (согласно Ст.194 - 198 НК РФ): Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой налоговой ставки и объема реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Сумма акциза исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду. Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

(2) Налог на добавленную стоимость - вид косвенного налога; форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Хотя теоретически НДС является налогом на добавленную стоимость, на практике он похож на налог с оборота, когда каждый торговец добавляет в выписываемые им счета-фактуры этот налог и ведёт учёт собранного налога для последующего представления информации в налоговые органы. Однако покупатель имеет право вычитать сумму налога, который он, согласно выписанным ему счетам-фактурам, уплатил за товары и услуги (но не в виде заработной платы или жалованья). Таким образом, этот налог является косвенным, а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой. Впервые НДС был введен 10 апреля 1954 года во Франции. Его изобретение принадлежит г-ну Морису Лоре (в 1954 году директор Дирекции по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции). Сейчас НДС взимают 137 стран. Из развитых стран НДС отсутствует в таких странах, как США, Япония, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 2 % до 11 %. В России НДС действует с 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. Отдельные категории налогоплательщиков и отдельные виды операций не подлежат обложению налогом. В целом изъятий и льгот по НДС в НК РФ более 100. В частности, организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от обязанностей плательщика НДС, если сумма выручки за три месяца, предшествующих освобождению, не превысила определённой величины (на 2010 год - 2 млн руб.). Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %. Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров - ставка 0 %. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога. В последнее время (2005-2008) высказывается ряд предложений по полной отмене НДС в России или дальнейшем сокращении его ставок, впрочем в ближайшее время изменений по НДС не предвидится, так как за счёт НДС формируется около четверти федерального бюджета России.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в российском законодательстве определяется как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями законодательства, и суммой налоговых вычетов (то есть суммы налога уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании, облагаемой НДС). Расчет налога осуществляется отдельно по каждой из применяемых ставок. НДС, уплаченный при приобретении товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, к вычету не принимается.

Объект налогообложения в России определяется как реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, суммы предоплат, авансов. НДС взимается как сумма налога, исчисленного с налоговой базы, за вычетом «входящего» НДС, подтверждённого, как правило, в счетах-фактурах. Поскольку такое подтверждение не всегда возможно представить (либо фирма-контрагент не платит НДС в рамках упрощённой системы налогообложения), то в России налогооблагаемая база НДС выше, чем в большинстве стран, применяющих этот налог.

(3) Таможенная пошлина - вид косвенного налога в виде взноса (платежа) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета. Это косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела - Федеральную таможенную службу. Ставки таможенных пошлин определяются в соответствии с ФЗ "О таможенном тарифе" Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин. С 1 июля 2010 года вошел в силу новый закон о "Таможенном тарифе" таможенного союза трех государств: России, Белоруссии и Казахстана. В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют : Импортные (ввозные) пошлины - наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин; Экспортные (вывозные) пошлины - встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин; Транзитные пошлины - в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются. Особые виды таможенных пошлин : Специальные - могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции; Антидемпинговые - предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортера, чем страны-импортера; Компенсационные - вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров; Сезонные - могут устанавливаться для товаров, объемы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).

(4) Экологический налог - вид косвенного налога, связанный с охраной окружающей среды. Среди косвенных налогов особое место по своему назначению занимают налоги, связанные с охраной окружающей среды, относимые в документах Европейского союза к категории так называемых экологических налогов. Экологические налоги или Экологические платежи имеют различную форму и часто по-разному называются. В настоящее время экологические налоги практикуются большинством стран ЕС. Согласно определению Европейского экологического агентства (European Environmental Agency), экологические налоги могут быть в широком плане определены, как «все налоги, база взимания которых оказывает специфическое негативное воздействие на окружающую среду».

Экологические налоги в той или иной форме существуют во всех экономически развитых странах. Впервые необходимость их применения на официальном уровне была подтверждена в 1-й Программе действий Европейского союза по охране окружающей среды (1973 г.), и она связывалась с реализацией принципа «загрязнитель платит». Активизация внимания к экологическим налогам и платежам в странах ЕС происходила со второй половины 80-х гг. XX столетия в связи с повсеместно осуществляемым переходом в области охраны окружающей среды от командно-административных к экономическим методам управления. Ориентация на платежи и налоги как важнейшие экономические инструменты усилилась в начале 90-х гг. 20века в период охватившей развитые страны рецессии, которая сопровождалась обострением проблем занятости и ужесточением конкурентной борьбы. Концептуальной основой экологизации налоговых систем послужила идея двойного выигрыша (дивиденда) (win-win situation). Согласно этой идее, экономическое стимулирование охраны окружающей среды и ресурсосбережения посредством введения экологических налогов (платежей) должно одновременно сопровождаться пропорциональным снижением налогового бремени, связанного с социальными выплатами (то есть бремени на доходы), что потенциально позволяет стимулировать рост занятости и поддерживать конкурентоспособность национальных производителей. В связи с большими различиями в структуре и методах применения национальных экологических налогов, которые оказывают существенное воздействие на условия конкуренции, Комиссия неоднократно ставила вопрос об их гармонизации в рамках Сообщества. В 1991 г. она внесла в Совет ЕС проект директивы о введении единого налога на энергоносители, призванного уменьшить загрязнение атмосферы выбросами углекислого газа (CO2). Имеется в виду, что налог будет стимулировать рациональное использование энергии и ориентировать потребителей на экологически более чистое топливо.

Опыт стран ЕС и ОЭСР показывает, что под экологическими налогами, составляющими значительную часть доходной базы бюджетов этих стран, понимают именно налоги на опасные для окружающей среды виды хозяйственной деятельности. Иными словами, все, что может вызвать неблагоприятные изменения в окружающей среде, может быть предметом экологического налогообложения. Взяв это определение за основу, Директорат по налогам и таможенным сборам Европейской комиссии разделил экологические налоги на семь групп по областям применения : (1) энергетические налоги (на моторное топливо; на энергетическое топливо; на электроэнергию); (2) ттранспортные налоги (налоги на пройденные километры; ежегодный налог с владельца; акцизы при покупке нового или подержанного автомобиля); (3) платежи за загрязнения (эмиссии загрязняющих веществ в атмосферу и выбросы в водные бассейны). углекислого газа и других вредных веществ (хлорфторуглеродов, оксидов серы и азота, свинца); (4) платежи за размещение отходов . Они включают платежи за размещение отходов на свалках и их переработку и налоги на ряд специальных продуктов (упаковка, батарейки, шины, смазочные масла и т. п.); (5) налоги на выбросы веществ, приводящих к глобальным изменениям (вещества, разрушающие озоновый слой, и парниковые газы); (6) налог на шумовое воздействие ; (7) платежи за пользование природными ресурсами .

В Европе наибольшее распространение получили транспортные и энергетические налоги. В той или иной форме они введены во всех странах - членах ЕС. При этом транспортные и энергетические налоги по своей сути являются фискальными налогами, то есть предназначены для получения доходов. Ими также оказывается определённый положительный эффект на окружающую природную среду, но специалисты рассматривают его в качестве не основного, а сопутствующего.

Все же основная цель экологических платежей - не пополнение государственного бюджета, а стимулирование плательщика к позитивному, с точки зрения охраны окружающей среды, поведению. Экологические налоги всегда поступают в бюджеты. В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» 10 % общей суммы эмиссионных платежей направляется федеральный бюджет и расходуется на содержание органов экологического контроля. Оставшиеся 90 % перечисляются в экологические фонды (местные, региональные, федеральный) и используются для финансирования природоохранных мероприятий и экологических программ.

Получаемые при этом средства могут направляться на стимулирование охраны природы потребителями, разработку и внедрение безотходных технологий, утилизацию отходов, расчистку старых свалок и т. п. Интересен опыт других стран. Так, в Дании за счёт этих средств действует специальная схема по сбору устаревших и вышедших из употребления автомобилей. В рамках этой схемы владельцам транспортных средств, потребление которых связано с существенной нагрузкой на окружающую природную среду (таковыми считаются автомобили, срок службы которых превышает 10 лет), выплачивается за их «сбор» специальная премия.

В России также взимается плата за загрязнение окружающей природной среды. По данным Министерства природных ресурсов РФ в 1994-2004 гг. уровень промышленного загрязнения воздуха, воды и почвы ежегодно рос в среднем на 5 %. В 2005 г. экологические платежи составили: в электроэнергетике - 0,05 % от затрат предприятий на производство, в топливной промышленности - 0,04 %. Самая высокая доля затрат на экологические мероприятия в цветной металлургии и производстве целлюлозы - 0,1 и 0,12 %. Доля «экологических» затрат предприятий ЕС, США и Канады в десятки раз выше среднероссийских.

Обязательные платежи юридических и физических лиц в государственные бюджеты любого уровня можно разделить на:

    прямые налоги, которые взимаются с прибыли или имущества плательщика;

    косвенные налоги, это часть стоимости товаров или услуг, которую платит непосредственный потребитель в бюджет государства не напрямую, а через продавца продукции.

Покупая пачку сигарет, Вы платите акцизный сбор, который уже включен в стоимость товара. В данном случае продавец выступает в роли посредника между Вами и государством: получив деньги за свой товар, он отдает акцизный сбор в государственную казну. То есть, стоимость товара можно разбить на следующие составляющие: себестоимость, прибыль продавца и косвенные налоги. Последние и являются объектом изучения представленной статьи.

Суть и виды косвенных налогов

Как было сказано выше, механизм формирования косвенных налогов очень простой: к стоимости товара или услуги добавляется обязательные платежи в бюджет (косвенные налоги), которые платит покупатель, приобретая нужную ему продукцию. Владелец товара/услуги выступает обычным посредником, главная задача которого отдать государству полученный им от покупателя налог. То есть производитель (продавец) в данном случае выступает в роли сборщика обязательных платежей в государственный бюджет.

Следует отметить тот факт, что косвенные налоги и прямые налоги выполняют одну и ту же функцию: формируют государственный бюджет, но при этом механизм их начисления и сама природа происхождения совершенно разные. В первом случае налоги всегда «скрываются» в стоимости товаров и услуг, при этом не учитывается уровень дохода непосредственных плательщиков налога, во втором – объектом налогообложения выступает прибыль или имущество налогоплательщиков. Чем больше Вы зарабатываете, тем выше Ваши обязательства перед государственным бюджетом. Из этого можно сделать вывод, что прямые налоги, в социальном плане, более справедливы, чем косвенные.

Чтобы читателю было легче сориентироваться и понять, что такое косвенные налоги, необходимо рассмотреть их основные виды :

    Налог, который формируется сначала на каждом этапе производства, а затем – реализации продукции. В России – это налог на добавленную стоимость (НДС). Теоретики экономических дисциплин утверждают, что в определенных условиях НДС может составлять львиную долю государственного бюджета, что неоднократно подтверждалось на практике во многих странах постсоветского пространства в тяжелые 90-е годы. В некоторых учебниках можно встретить определение НДС, как универсального акцизного сбора, взымаемого со всего валового оборота товаров и услуг. Но сути такой подход не меняет: НДС является одним из главных налогов, формирующим бюджет России.

    Акцизы – обязательные платежи в государственную казну, которые являются косвенным налогом и устанавливаются на определенные группы товаров и услуг внутри страны, согласно ее налоговому законодательству. В экономической теории в список подакцизных товаров входят предметы роскоши и услуги, которые не являются жизненно необходимыми. И цель этого косвенного налога – увеличить поступления в бюджет за счет состоятельных людей. Но на практике, акцизный сбор взымается с многих товаров массового потребления. В России это: топливо, автомобильные масла, мотоциклы и легковые автомобили, табачные изделия, алкогольные напитки, спиртосодержащая продукция. Если новый «БМВ» относится к предметам роскоши, то обычный ВАЗ, как-то не очень тянет на эту категорию. Еще одна важная роль акцизного сбора, кроме наполнения государственной казны – это неплохая возможность ограничить потребление социально вредных товаров (табака и спиртных напитков).

    Аналогично акцизному сбору, размер таможенных пошлин устанавливаются на каждый товар индивидуально. Этот косвенный налог взымается таможенной службой в пользу государства с импортных и экспортных товаров, а также продукции, которая транзитом пересекает границу страны.

По способу построения выделяют следующие виды таможенных ставок :

    адвалорная – исчисляется в процентах от стоимости продукции;

    специфическая – имеет фиксированный размер за единицу конкретного товара;

    комбинированная – синтез первого и второго метода.

Следует отметить, что косвенные налоги, перечень которых представлен выше, выполняют, в основном, экономическую функцию, то есть служат для наполнения государственного бюджета, а таможенные пошлины довольно часто используются и в других целях. Они могут защищать отечественного производителя, повышая стоимость ввозимых товаров, которые стоят дешевле, чем наши аналоги. С их помощью можно эффективно бороться с демпинговой политикой иностранных компаний, а также снижать стоимость товаров, в которых нуждается внутренний рынок.

Следующий вид косвенных налогов – фискальная монополия. В данном случае не устанавливаются ставки платежей в бюджет, так как государство пользуется своим монопольным правом производить и реализовывать какую-то продукцию, в стоимость которой уже входят вышеуказанные налоги.

Положительные и отрицательные стороны непрямого налогообложения

При непрямом налогообложении невозможно судить о реальных доходах и финансовых возможностях плательщиков косвенных налогов. Говоря простыми словами и не вникая в сложные экономические взаимосвязи и терминологию, в данной ситуации человек с минимальной зарплатой и владелец серьезного бизнеса часто вынуждены платить абсолютно одинаковые налоги. Например, при покупке 10 литров бензина или моторного масла. Что в социальном плане является, мягко говоря, не совсем справедливо.

Механизм контроля и взимания косвенных налогов требует огромного внимания, а значит и расходов, со стороны государственных органов. Производство и реализация подакцизных товаров, работа таможенной службы, контроль за уплатой НДС, предотвращение функционирования различных мошеннических схем – это неполный перечень вопросов, которые связаны с непрямым налогообложением.

Довольно часто налоговым органам приходится «бесцеремонно» вмешиваться в работу предприятий, которые связаны с производством подакцизных товаров. Это не способствует развитию предпринимательства в нашей стране и налаживанию хороших отношений между бизнесом и налоговиками, о которых так любят говорить чиновники.

Отсутствие стабильности в реализации продукции, стоимость которой включает косвенные налоги, затрудняет возможность прогнозирования бюджетных поступлений по этой статье доходов. Что сильно затрудняет процесс принятия главного финансового плана страны.

В тоже время, непрямое налогообложение имеет массу преимуществ :

    данный налог является полностью анонимным и, в отличие от налога на прибыль, от него нет возможности скрыться или как-то обмануть государство;

    часто плательщик даже не знает, что покупая продукцию, он платит какой-то обязательный платеж в бюджет государства (в отличие от подоходных налогов, социальных взносов и т.п.);

    косвенные налоги исключают понятие недоимки, как это довольно часто бывает с прямыми налогами;

    уплата косвенных налогов происходит практически одновременно с покупкой товара/услуги.

Анализируя данную информацию, можно сделать вывод, что прямые и косвенные налоги, примеры которых представлены выше, имеют свои достоинства и недостатки, но с ними можно и нужно мириться, так как альтернативы на данный момент в современной экономической модели не существует.

Оптимальное соотношение прямого и непрямого налогообложения

Данный вопрос представляет практическое значение для системы налогообложения нашей страны не только с целью установления точных пропорций между прямыми и косвенными налогами, но и для использования положительного опыта экономически развитых стран мира. Конечно, внедрение зарубежных наработок должно происходить с учетом национальных особенностей, менталитета, политической ситуации (особенно сегодня!), а также налогового законодательства и состояния экономики. На основании международного опыта и существующей налоговой базы можно провести изменение соотношения прямых и косвенных налогов, которое поможет не только наполнить бюджет страны, но и стимулирует развития бизнеса, а также устранит разрывы в развитии экономики разных регионов РФ.

Что касается практической части реализации данного вопроса, нужно не просто определить соотношение прямого и косвенного налогообложения, но и установить конкретное значение всех налогов, которые работают в России, согласно действующему законодательству. Это нужно реализовывать с учетом интересов двух сторон: государственного бюджета и действующего бизнеса. В идеале, нужно получить оптимальную схему, которая позволит государству выполнять доходную часть бюджета, при этом обеспечивая оптимальный бизнес климат для развития предпринимательства.

Экономисты выделяют следующие схемы соотношения прямого и косвенного налогообложения :

    Англосаксонская модель . Приоритетными являются прямые налоги с физических лиц, они даже превышают поступления в бюджет от бизнеса. Косвенные налоги занимают незначительную часть.

    Евроконтинентальная модель . Делается ставка на косвенные налоги и социальные отчисления.

    Латиноамериканская . Ориентирована на непрямое налогообложение.

    Смешанная модель . Построена на использовании вышеперечисленных схем с учетом конкретной экономической ситуации в данный момент времени. Главным индикатором в этом вопросе выступает уровень инфляции.

Что касается России, то последнее десятилетие косвенные налоги в рф явно доминируют. Хотя ведущие экономисты склоняются к мнению, что необходимо стремиться к развитию англосакской модели соотношения прямого и косвенного налогообложения, а также схеме, когда государство и бизнес преследуют одни и те же цели.

Для этого необходимо :

    В первую очередь, развивать налоговую культуру в стране. Нужно кардинально изменить взгляды населения на налоговую систему. Пока мы не поймем, что честно заплаченные налоги – это наша медицина, образование, будущее наших детей, дороги, эффективная полиция, добросовестные работники ЖКХ и т.д., мы не сможем построить сильное, богатое государство. Уже давно пора менять стереотипы беспредела 90-х, пора выходить на новый уровень взаимоотношения с государством.

    Стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, особенно отрасли, связанные с производством. Конечно, очень хорошо, когда в стране есть огромное количество полезных ископаемых, но сильную экономику на этом нельзя построить. Производство, которое честно платит налоги – основа богатства страны и всех ее добросовестно работающих граждан.

    Ввести экономически обоснованные налоги на роскошь и недвижимость. Это поможет существенно наполнить государственную казну, а также сократит разрыв между олигархами и средним классом. Первое даст возможность поднять социальные стандарты, второе – предотвратит нежелательные настроения в обществе.

    Пересмотреть налоговое законодательство и провести изменения в работе налоговых инспекций. Сегодня некоторые мелкие налоги, которые в совокупности составляют достаточно большую сумму, не платятся по очень простой причине – плательщик не знает, что ему платить, куда и кому. Рассматривая вопрос о том, чем различаются прямые и косвенные налоги, мы не упомянули, что первые могут вообще не платиться по причине халатности налоговых инспекторов.

Заканчивая рассматривать нашу тему, необходимо акцентировать внимание на еще одном важном моменте. Некоторые косвенные налоги и прямые платежи в государственный бюджет это достаточно взаимосвязанные в экономическом плане понятия. Этот факт необходимо учитывать во время принятия новых налоговых законов, чтобы не нарушить существующий экономический баланс.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сети:

Называется особый налог, которым облагаются определённые виды товаров и операций с этими товарами. Это налог включён в цену, и бремя оплаты ложится на плечи конечного потребителя этого товара. Акцизом облагаются только высокорентабельные продукты, основной целью такого налога является получение бюджетом достаточного количества денежных средств, а также ограничение потребления продукции, наносящей вред людям и окружающей среде.

К какому виду налогов относятся акцизы

Налоги и сборы являются важной частью системы налогообложения любого государства. При классификации налогов учитываются следующие факторы:

  • характер изъятия налога (прямые и косвенные налоги);
  • уровень изъятия (федеральные, региональные, местные, муниципальные);
  • субъект налогообложения (физические и );
  • (товары, услуги, );
  • целевое назначение (общие, специальные).

Косвенный или прямой

Акцизный налог по характеру изъятия относится к косвенным налогам. Косвенный налог изымается в виде надбавки к стоимости товара или зависит от добавленной стоимости товара, оборота и продаж товаров, услуг. Акциз близок по характеру , но его отличительной особенностью является то, что данный налог касается только избыточных продуктов: табачных изделий, нефтепродуктов, косметики, спиртных напитков.

  • Косвенный налог оплачивается конечным потребителем реализованной продукции. На его размер влияет эластичность спроса. Чем выше спрос, тем выше размер выплаты. Чем меньше предложение, тем меньше сумма налога, оплачиваемая покупателем.
  • Косвенные налоги зависят от количества реализованного товара, поэтому они в сравнении с другими выплатами в казну представляют меньше проблем при сборе. Их размер меньше, чем размер прямых налогов.
  • Косвенный налог безусловен, потому что не зависит от полученных доходов и прибылей, от результатов экономической активности и изымается по количеству произведенной продукции.
  • Косвенный налог относится к сфере потребления и распределения товаров, поэтому их относят к налогам на расходы, тогда как прямые налоги считаются налогами на доходы.

Прямой и косвенный налог

Федеральный или региональный

В зависимости от того, в чей адрес направляются налоги, и кто их изымает, выплачиваемые налоги делятся на муниципальные, местные или федеральные.

  • Федеральные налоги взимаются по стандартным правилам по всей территории РФ и, в основном, направляются в федеральный бюджет. Эти налоги определяются и устанавливаются Налоговым кодексом РФ.
  • Местные и муниципальные налоги устанавливаются местными органами власти, руководством субъектов федерации.

Акцизный налог используется для формирования государственного бюджета разных уровней. Доли распределения между федеральным бюджетом и местной казной заранее установлены и неизменны. Акцизный налог распределяется следующим образом:

  • Акцизы по табачным продуктам, этиловому спирту и некоторым другим товарам полностью перечисляются в федеральный бюджет.
  • Налоги на моторное масло, и некоторые другие продукты перечисляются в определённых соотношениях между федеральным и региональным бюджетами.
  • , менее 9% — полностью в региональный бюджет.

Объект и субъект налогообложения

Полный перечень товаров, облагаемых акцизным налогом, приводится в статье 181 НК РФ. Самыми важными объектами налогообложения акцизами являются:

  • спирт и спиртосодержащие продукты с содержанием спирта не менее 9 %;
  • табак и табачные продукты;
  • бензин и дизельное топливо;
  • нефтепродукты;
  • автомобили и мотоциклы.

Субъектами акцизного налога являются;

  • предприятия и организации, производящие подакцизные товары;
  • физические лица, являющиеся потребителями подакцизной продукции.

Виды акцизов и формулы их расчета

Налог или сбор

Налоги и сборы относятся к обязательным платежам в бюджет государства. Их довольно трудно отделить друг от друга. Но отличия всё же есть:

Налог Сбор
Способ изъятия периодически единовременно
Характер изъятия платёж взнос
Цель выплаты пополнение бюджета государства пополнение бюджета отдельной отрасли или госоргана
Что платёж даёт плательщику безвозмездный платёж плательщик получает какое-нибудь право или услугу
Наказание при неуплате административная или уголовная ответственность неблагоприятные последствия в виде отзыва лицензии, разрешения, услуг

Акцизы относятся к налогам, потому что обладают всеми необходимыми характерными чертами налогов, в том числе обязательностью и индивидуальной безвозмездностью. То есть это обязательный безвозмездный денежный платёж в бюджет государства, который взимается с налогоплательщика в установленном законом порядке и размере.

Обязательность означает законодательную обязанность плательщика перед государством. Акциз устанавливается государством в одностороннем порядке, при несвоевременной уплате или отклонении от сумма налога взыскивается в принудительном порядке, могут быть применены административные меры.

Виды акцизов

Акцизы бывают нескольких видов в зависимости отставки налогообложения:

  • Адвалорный . Рассчитывается в виде процентов к общей стоимости продукта. Используется для налогообложения самых дорогостоящих товаров: природного газа, бензина, золота и ювелирных изделий.
  • Специфический . Фиксированная сумма налога на 1 единицу продукции. Например, на 1 литр бензина прямой гонки – 11,1 руб.
  • Комбинированный . Одновременное применение специфической и адвалорной ставок к одному и тому же объекту налогообложения.

Например, при реализации сигарет взимается фиксированный налог на единицу товара (сигарету), к этой сумме прибавляется 8 % расчетной стоимости.

Акцизы нового и старого образца

Начиная с апреля 2016 года в России увеличилась стоимость акцизной марки: 1700 рублей за 1000 марок (ранее было 1600 рублей). Изменился и внешний вид акцизной марки. Новая марка характеризуется:

  • фоном в виде гильоширных нераппортных сеток с 2 ирисными переходами;
  • алюминиевой голограммой с барельефным рисунком, деметаллизацией и цветопеременным свойством;
  • машиночитаемыми элементами защиты от подделок;
  • фосфоресценцией.

Марка изготовлена из самоклеящейся бумаги, не подверженной свечению под воздействием ультрафиолета. Эта бумага обладает химической защитой. На обратной стороне под клеевой поверхностью имеются видимые рисунки и бесцветный текст, который способен люминесцировать под воздействием света.

Прямые и косвенные налоговые обязательства являются обязательной частью экономической системы Российской Федерации.

Основное отличие между ними состоит в порядке взимания: при прямых сборах обязательства выполняет сам плательщик, тогда как косвенные возлагаются на потребителей товаров и услуг через посредника.

Что это такое? Определение и сущность

Прямые налоги касаются только имущества и доходов налогоплательщика . К данной категории могут относиться:

  • недвижимое и движимое имущество;
  • ценные бумаги;
  • зарплата;
  • прибыль от собственного дела и других финансовых операций.

Процент рассчитывается в зависимости от вида деятельности физического или юридического лица, величины самого дохода, других обстоятельств. Именно благодаря этим сборам поддерживается финансовая стабильность государства.

Косвенные налоги еще называют добавочными. Они добавляются к проценту от прибыли с предоставления услуг или реализации товаров . Данный сбор взимается с покупателя, при этом посредником выступает сам продавец. Добавочный процент входит в стоимость товара, и его оплачивает потребитель при совершении покупки.

Еще одним отличием между ними является степень закрытости информации:

  • Прямые взносы требуют оформления именной налоговой декларации с постоянным контролем движения собственного бюджета. Многим не нравится такой подход, поэтому они стараются укрыть часть прибыли или имущества.
  • Косвенные же практически незаметны. Они влияют только на цену товара и не персонифицируются. Но у них есть другой недостаток: внушительная нагрузка на разные слои населения и привязка к инфляции (чем больше инфляция, тем больший процент добавочной стоимости).

Общая классификация налогов в Российской Федерации представлена на следующем видео:

Что относится к прямым налогам? Их классификация

Прямые сборы рассчитываются отдельно для физических и юридических лиц. Физлица должны регулярно выплачивать определенный процент на:

  • Недвижимое имущество . К нему относятся земля, участки под застройку и со строениями, квартиры, дома, другие постройки. На наделы налоги определяются в зависимости от их кадастровой стоимости, при этом деньги направляются в бюджет по месту расположения. Отдельно определяются выплаты на полезные ископаемые.
  • Движимое имущество . Легковой и грузовой транспорт облагается сбором в обязательном порядке. Относится он к региональному и отправляется в бюджет по месту жительства физ. лица.
  • Водные ресурсы . К ним относятся пруды и озера, которые считаются частной собственностью.
  • Прибыль . К ней относится заработная плата, дополнительные источники доходов, торговля на рынке ценных бумаг и т. д.

Прямые налоги для юридических лиц включают имущество, транспорт, недвижимость, полезные ископаемые и следующие группы:

  • Доходы предприятия . Взимаются со всех юр. лиц, которые занимаются прибыльной деятельностью на территории РФ. При этом применяется классическая налоговая схема со ставкой 20%. Учитываются доходы от любого вида деятельности, включая торговлю ценными бумагами. Расчет проводится на определенный временной период.
  • Игорный бизнес . Казино, тотализаторы, букмекерские конторы и другие игорные заведения подлежат налогообложению в обязательном порядке. Платеж рассчитывается в зависимости от прибыли.

Для уточнения общего прямого налога для юридических и физических лиц необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства и рассчитать окончательную сумму ежемесячных выплат. Незнание изменений в налоговой системе не означает, что за нарушение порядка выплат не будет нестись ответственность.

Основные виды косвенных налогов и их особенности

Косвенные сборы выплачиваются непосредственно конечным потребителем при приобретении товаров или услуг. К ним относятся следующие категории:

  • НДС . Основная категория косвенных налогов. Дополнительная стоимость добавляется к цене каждого товара или услуги независимо от вида или изначальной себестоимости. Сбор относится к федеральным и платится потребителями сначала продавцу, а потом – государству. Именно эти средства являются основой государственного бюджета и составляют примерно 25% от общих отчислений. При этом НДС считается одним из самых спорных, так как любые нюансы, связанные с инфляцией, влияют на налог, что приводит к повышению цен.
  • Акцизы . Та же добавочная стоимость, только начисляется на определенные категории товаров. К ним относятся автомобильный транспорт, топливо разных видов, алкогольные напитки, табачные изделия и т. п. Величина сбора указана на акцизной марке, которая клеится на месте вскрытия продукта.
  • Государственные пошлины . Автоматически снимаются при выполнении финансовых операций. К данной категории относятся налоги при покупке или продаже движимого или недвижимого имущества, обмен валюты, переводы средств через платежные системы и банки.
  • Таможенные пошлины . Имеют место при экспорте и импорте продукции с других стран через границу РФ. Размер пошлины устанавливается в зависимости от категории товара, его количества, цели экспорта или импорта и т. д.

Косвенные налоги часто оспариваются в судах из-за отсутствия четкой системы для каждой из категорий товаров и услуг. Многие потребители даже не задумываются о том, какой процент от стоимости они платят государству. Поэтому многие торговые сети и реализаторы товаров и услуг указывают размер НДС непосредственно возле цены. Повышение цен происходит также не по вине производителя, а из-за движений в сторону инфляции.

В отличие от прямых сборов, они снимаются автоматически и не входят в налоговую декларацию физических и юридических лиц.

Подробнее о данных выплатах в пользу государства вы можете узнать из следующего видео:

В чем отличия косвенных налогов от прямых?

Оба этих вида относятся к налоговым обязательствам. При этом между ними имеются различия по нескольким основным критериям:

Критерий определения Прямые налоги Косвенные налоги
Исполнитель налогового обязательства Физическое или юридическое лицо Конечный потребитель, который приобретает товары или пользуется услугами физических и юридических лиц
Экономические отношения с государством Прямые выплаты государству Налоги начисляются в казну через посредника в виде владельца организации или производителя
Объект налогообложения Имущество личного характера (движимое и недвижимое), полезные ископаемые, водные ресурсы, доходы Товары и услуги, которые реализуются, выполненные работы
Факторы определения величины налога Размер прибыли, которая получается от разных видов деятельности, положение в семье, состояние здоровья и т. д. Ценовая категория товара и услуг, категория, тарифы и т. д.
Зависимость налогов от финансовой деятельности Прямая зависимость Зависимости нет
Расчет Сложный, разделенный на несколько независимых категорий Простой, базируется на нескольких формулах
Участие в образовании цены Зависит от конкретного производства Влияет на повышение или понижение цены на товар и услуги
Степень открытости Открытые выплаты Закрытые выплаты, за счет чего многие потребители не осознают размер налогов, которые они выплачивают государству

Налоговая система страны напрямую зависит от показателя соотношения этих видов сборов. В идеальном варианте необходимо придерживаться оптимального отношения долей разных категорий налогов. Это нужно для того, чтобы все участники налоговой системы чувствовали себя комфортно при любых изменениях. Кроме уровня благосостояния разных слоев населения, также учитывается уровень развития страны и экономические потребности, которые приоритетны в данный момент времени.

На сегодняшний день в России развивается смешанная система налогообложения, которая позволяет достичь равновесия в разных долевых сегментах рынка.

Благодаря этому учитываются интересы не только налогоплательщиков, но и самого государства: ни одна из категорий налога напрямую не будет влиять на формирование бюджета страны, что гарантирует стабильность.

В 2016-2017 годах размер прямых сборов, которые уплачиваются физическими лицами, ниже, чем выплаты организаций. При этом косвенные превышают их в два раза, что считается отличительным признаком развитой страны.

Сегодня мы с вами поговорим про прямые и косвенные налоги . Я расскажу о том, что такое прямые налоги, что такое косвенные налоги, чем они отличаются друг от друга, каких видов бывают те и другие, а так же рассмотрю наиболее популярные виды налогов, относящихся к этим обеим группам. Думаю, что это необходимо знать не только тем, кто ведет или планирует ,

Но и абсолютно каждому человеку, просто для общего развития, чтобы понимать, где и за что он переплачивает, и что с него вычитают.

Итак, все существующие налоги делятся на две большие группы: прямые и косвенные налоги. Главным критерием такого деления является момент, в который начисляется и уплачивается налог, а также связь между субъектом и объектом налогообложения. Рассмотрим отдельно каждую из этих групп.

Прямые налоги.

Прямые налоги – это налоги, для которых налогоплательщиком выступает тот же субъект, которому принадлежит объект налогообложения. Например, предприятие (субъект налогообложения) получило прибыль (объект налогообложения) и заплатило с нее налог. Или человек (субъект налогообложения) владеет недвижимостью (объект налогообложения) и платит с нее налог.

Прямые налоги взимаются:

  1. С доходов налогоплательщика , в момент получения им этих доходов;
  2. С имущества налогоплательщика , в момент его приобретения или каждый определенный период.

Объектом налогообложения для взимания прямого налога являются:

  • Размер общего или налогооблагаемого дохода налогоплательщика;
  • Общая или налогооблагаемая стоимость имущества.

Прямые налоги, в свою очередь, тоже можно разделить на 2 большие группы:

Группа 1 . Налоги с фактически полученного дохода. В данном случае объектом налогообложения выступает фактический доход, который получил налогоплательщик. Сюда относятся такие налоги как:

  • Налог на доходы физических лиц (подоходный налог);
  • Налог на прибыль предприятий;
  • Налог на инвестиционные доходы и т.д.

Группа 2 . Налоги с предполагаемого (возможного дохода). В этой группе объектом налогообложения выступает доход, которые налогоплательщик потенциально может получить от использования тех или иных активов, то есть, сюда относятся налоги на различное имущество. Причем, факт взимания налога с предполагаемого дохода не говорит о том, что субъект обязательно получит этот доход, поэтому взимание этой группы налогов часто вызывает негодование. Сюда относятся следующие виды налогов:

  • Налог на добычу полезных ископаемых;
  • Налог на недвижимость;
  • Налог на транспорт;
  • Земельный налог и т.д.

Особенность прямых налогов заключается в том, что налогоплательщик здесь всегда напрямую ощущает некое налоговое давление разной степени тяжести. По этой причине от уплаты прямых налогов чаще всего пытаются уклониться и находят для этого много “лазеек”: искусственное занижение прибыли, недекларирование доходов, сокрытие имущества в собственности, занижение его стоимости и т.д. Поэтому доля доходов бюджета, приходящаяся на прямые налоги, как правило, меньше, чем доля, приходящаяся на косвенные.

Косвенные налоги.

Косвенные налоги – это налоги, которые уплачиваются налогоплательщиком, но вместе с тем перекладываются на другое лицо, которое, в свою очередь, уплачивает их налогоплательщику. Например, предприятие (субъект налогообложения) реализует товар (объект налогообложения) и уплачивает с него НДС. Но при этом этот же НДС включается в цену товара, которую платит предприятию покупатель. То есть, несмотря на то, что налог заплатило предприятие, косвенно он перекладывается на его клиентов.

Фактически косвенные налоги представляют собой некую надбавку к стоимости товара или услуги, которая ложится на плечи потребителя.

Косвенные налоги можно разделить на 4 группы:

Группа 1 . Универсальные налоги. Сюда относятся надбавки, которые включаются в стоимость всех товаров и услуг (возможно, за некоторыми исключениями). Самым типичным (и во многих странах единственным) примером универсального косвенного налога является налог на добавленную стоимость (НДС). Этот же налог традиционно является самым проблемным и спорным: вокруг него постоянно возникают различные дискуссии и прения.

Группа 2 . Индивидуальные налоги. К этой группе относятся косвенные налоги, которыми облагаются только отдельные виды товаров или услуг. Примерами таких налогов могут служить:

  • Акцизный сбор;
  • Налог на покупку ювелирных изделий;
  • Налог на продажу или покупку недвижимости и т.д.

Группа 3 . Фискальные монополии. К этой группе косвенных налогов относятся различные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками за получение всевозможных разрешительных документов, выдача которых монополизирована государством. Примеры таких налогов:

  • Плата за выдачу лицензии;
  • Плата за выдачу разрешений;
  • Сборы за оформление документов и т.д.

Группа 4 . Таможенные пошлины. И отдельную группу косвенных налогов составляют ввозные и вывозные таможенные пошлины, которые уплачивают экспортеры или импортеры товаров, и которые так же фактически включаются в стоимость продукции.

Косвенные налоги в большинстве случаев являются основной доходообразующей частью бюджета государства, лидируют среди них, как правило, НДС и акцизы. От уплаты косвенных налогов сложнее уклониться, поэтому они поступают в бюджет в более полном объеме, нежели прямые налоги.

Однако по факту часто бывает так, что благодаря косвенным налогам налогоплательщик теряет часть своей прибыли, несмотря на то, что сумму уплаченного налога ему компенсирует потребитель. Например, при повышении акцизного сбора на определенную продукцию возрастает ее цена, благодаря чему по снижается спрос. Поэтому производитель или продавец вынуждены снижать свою торговую наценку, тем самым, уменьшая прибыль. Таким образом, можно сказать, что объективно в ряде случаев косвенные налоги превращаются в прямые потери для налогоплательщика.

Теперь вы знаете, что такое прямые и косвенные налоги. Надеюсь, эта информация была вам полезна.

Оставайтесь с нами и повышайте свою финансовую грамотность: на сайте вы найдете множество другой интересной и полезной информации из области финансов и экономики, научитесь грамотно зарабатывать и тратить деньги. До новых встреч!