Кейнсианская теория кратко. Основные положения кейнсианской теории

Из всех экономических теорий XX века наибольший вклад в экономику США и Западной Европы внесла теория Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946, Англия). Его работа «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованная в 1936 г. произвела подлинную революцию в экономической теории, подвергнув резкой критике теорию неоклассиков .

Непосредственной причиной появления концепции Дж. Кейнса был самый сильный кризис 1929-1933 гг. названный Великой депрессией , который характеризовался огромной безработицей, с одной стороны, и избытком совершенно неиспользуемых мощностей - с другой.

Кризис 1929–1933 гг. обнаружил несоответствие между теориями неоклассиков и реальной действительностью. Неоклассики считали, что капитализм есть саморегулирующаяся система. Помощь государства в регулировании экономики является излишней и, более того, вредной.

Кейнс, проанализировав современную ему капиталистическую экономику, пришел к выводу: эпоха свободной конкуренции ушла в прошлое, капиталистическая экономика не полностью использует возможности производительных и трудовых ресурсов и сотрясается периодическими кризисами.

Основное положение теории Кейнса - признание того, что развите экономики носит цикличный характер , а кризис - явление, органически присущее рыночной экономике, признание неспособности экономики к саморегулированию. Поскольку рыночная экономика не является совершенной и саморегулируемой, то максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику .

Государство должно активно стабилизировать экономику путем увеличения или уменьшения спроса (потребительского и инвестиционного), применяя инструменты как денежно-кредитной политики (в первую очередь - снижение процентной ставки), так и налогово-бюджетной политики (финансирование частных компаний из госбюджета и манипулирование ставкой налога).

Разработанная Кейнсом теория государственного регулирования капиталистической экономики получила название кейнсианства (кейнсианской теории) .

Значение кейнсианской теории заключается в следующем:

  • Кейнс положил начало новому направлению в экономической науке, которое продолжает уточняться и углубляться по сей день. Он перешел в анализе экономических процессов с микроуровня на макроуровень. Его теория - это макроэкономическая теория.
  • Предложен новый подход к регулированию производства и занятости в обществе с помощью государства, показана роль государства как очень активной экономической силы, важнейшего участника и регулятора экономической жизни общества.
  • Дж. Кейнс нашел взаимосвязь между психологией поведения человека и реальными экономическими процессами, обозначил взаимосвязь между склонностью людей к сбережениям и инвестициями в экономику.
  • Теория Дж. Кейнса дала многим государствам конкретные рекомендации по организации экономического процесса, имела прямой выход на практику.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (neoclassical economics) – преобладающее в 20 в. направление экономической науки, сторонники которого обращают основное внимание на самостоятельную хозяйственную деятельность отдельных людей и выступают за ограничение (или даже за полный отказ от) государственного регулирования экономики. Синонимом понятию «неоклассическая экономическая теория» часто считают «экономический либерализм». Формирование неоклассического направления происходило в ходемаржиналистской научной революции . Завершением этого процесса считают выход в свет книги английского экономиста Альфреда Маршалла Принципы экономической науки (1890). Именно в работах А.Маршалла окончательно сложилось неоклассическое направление экономической теории как синтез маржинализма с отдельными элементами учения Давида Рикардо. Отличительной чертой методологии неоклассиков стало экономико-математическое моделирование, незнакомое представителям классической политэкономии.

Неоклассики полнос­тью не отвергают вмешательства государства в экономику, давая свое толкование этой проблеме, Они допускают использование госу­дарства, обусловливая ограничение его регулирующей деятельнос­ти пределами, устраивающими монополии. Рамки такого вмешатель­ства резко сужены - Оно допускается на основе всемерного оживле­ния рыночного механизма, устранения всех ограничений, мешаю­щих деятельности крупного бизнеса.

"Золотое правило" накопления Э. Фелпса

Поскольку равновесный экономический рост совместим с различными нормами сбережения (накопления), возникла проблема поиска оптимальной нормы накопления.

Исследование ее принадлежит стороннику рассматриваемой концепции Э. Фелпсу.

Э. Фелпс вывел "золотое правило", согласно которому оптимальная норма накопления обеспечивает равновесный экономический рост с максимальным уровнем потребления.

Если в исходном состоянии экономика имеет запас капитала больший, чем это соответствует "золотому правилу", необходима программа по снижению нормы накопления. Она обусловливает увеличение потребления и снижение инвестиций.

Если же в исходном состоянии экономика имеет запас капитала меньший, чем это соответствует "золотому правилу", необходима программа, направленная на повышение нормы накопления. Эта программа первоначально приводит к росту инвестиций и падению потребления, но по мере накопления капитала с определенного момента потребление вновь начинает расти. В результате экономика достигает нового равновесия, но уже как результат определенной регулирующей деятельности. В зависимости от межвременных предпочтений политиков она может оказаться эффективной в коротком или долгом периоде.

Вопрос 41.

Противоположность взглядов неоклассиков и кейнсианцев на проблему макроэкономического равновесия подразумевает дифференцированные подходы к различным типам экономической политики.

Неоклассики придерживаются пассивной экономической политики. Они считают, что государство не должно препятствовать цикличности экономики, разрабатывая антицикличные мероприятия, поскольку именно посредством динамики экономика способна достигнуть равновесия только с помощью одних рыночных механизмов. Основные функции государства заключаются в данном случае в контроле над денежным обращением, поддержании денежного предложения на определенном оптимальном уровне, не грозящем наступлением инфляции, и общем обеспечении устойчивого ценообразования.

Активную политику поддерживают кейнсианцы, полагающие, что она должна ориентироваться не только на текущее развитие экономики, но и на анализ потенциального будущего ее состояния. Активная политика имеет две направленности:

1) слаженность денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик, которые призваны поддержать экономическую стабильность в случае отклонения от положения равновесия. Так правительства некоторых стран во времена глубоких кризисов вытягивали экономику;

2) так называемая тонкая настройка подразумевает корректировку номинальных и реальных переменных посредством фискальной и денежной политик. Например, с увеличением доходов граждан автоматически падают налоговые ставки, что позволяет сохранить структуру потребления и совокупного спроса на прежнем уровне.

Увеличение трансфертных платежей в периоды затяжных спадов (пособий по безработице, субсидий и т.д.). Такая мера позволяет сохранить равновесие бюджета отдельного экономического субъекта. В данном случае другие элементы фискальной политики не допускаются. Таким образом, активная политика имеет антицикличную направленность и подразумевает высокую долю участия государства в принятии экономических решений, что позволяет быстро проанализировать сложившуюся ситуацию и приступить к поиску методов воздействия на экономику.

В любом случае наиболее действенной все же является активная экономическая политика, поскольку цикличность экономики требует быстрого реагирования на экономические изменения.

Выбор между активной и пассивной моделями макроэкономической политики не тождественен выбору между "политикой твердого курса" и "свободой действий". Последовательная макроэкономическая политика ("политика твердого курса" или "игра по правилам") предполагает заблаговременный выбор мер, которые могут быть предприняты в той или иной ситуации и которые предопределяют практические шаги правительства и Ц Б. "Твердый курс" означает, что меры правительства и ЦБ по изменению госрасходов, налогов и денежной массы ограничиваются количественными рамками избранных целевых ориентиров, которые не могут быть изменены в соответствии с текущей экономической конъюнктурой. Поэтому свобода действий правительства и ЦБ оказывается ограниченной необходимостью соблюдения заранее объявленных "правил игры".

Непоследовательная макроэкономическая политика (политика "свободы действий" или "свободы инициативы") означает, что правительство и ЦБ дают оценку экономических проблем в каждом конкретном случае, по мере их возникновения, и в каждый данный момент дискреционно подбирают подходящий тип политики. Поэтому такую политику также называют дискреционной, хотя в данном случае содержание этого термина гораздо более широкое, чем в контексте дискреционной фискальной политики, о которой шла речь в "Свобода действий" означает отсутствие каких-либо количественных рамок, ограничивающих возможности правительства и ЦБ по изменению госрасходов, налогов и денежной массы.

Опыт макроэкономического регулирования в индустриальных странах свидетельствует, что "игра по правилам" имеет неоспоримые преимущества перед произвольной политикой. Эти преимущества, в самом общем виде, могут быть сведены к трем обстоятельствам.

1) Последовательная макроэкономическая политика сни жает риск принятия некомпетентных решений.

2) Политика твердого курса снижает влияние политического бизнес-цикла на динамику уровней занятости, выпуска и инфляции.

3) "Игра по правилам" способствует укреплению доверия экономических агентов к политике правительства и Центрального Банка.

В переходных экономиках, в том числе и в российской, выбор оптимального сочетания курсов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики затрудняется рядом специфических обстоятельств. Во-первых, нередко отсутствует необходимый опыт макроэкономического регулирования вообще и опыт координации действий правительства и ЦБ, в частности. Во-вторых, объективно сложная проблема укрепления доверия к экономической политике правительства и ЦБ еще более усложняется в ситуации экономической нестабильности и недоверия к отдельным официальным лицам. В-третьих, не­редко отсутствуют необходимые социальные условия для обеспечения успешно­го антиинфляционного сдерживания ценой увеличения безработицы. Например, отсутствие в России развитой инфраструктуры рынка труда, которая позволила бы вытесненным из производства работникам быстро получить новые профессии и новые рабочие места, делает социально рискованным проведение жесткой антиинфляционной политики по методике "шоковой терапии".

Сочетание указанных обстоятельств приводит к преобладанию произвольной макроэкономической политики правительства и ЦБ, которая не способствует укреплению доверия и препятствует рационализации экономических ожиданий. Однако, некоторые меры экономической политики, - например, установление валютного коридора - позволяют думать о том, что правительство и ЦБ начинают процесс "обучения" экономических агентов формам рационального поведения. В пользу вывода о возможном движении в сторону рационализации ожиданий свидетельствует и обилие макроэкономической информации в периодической печати, а также появление в структуре частных фирм специальных аналитических подразделений, призванных давать обоснованные, "рациональные" прогнозы будущего состояния экономики, исходя из которых негосударственный сектор будет принимать экономические решения.

В то же время, на фоне негибкости рынка труда усиливается тенденция к "жесткости" заработной платы и цен, корректировки которых значительно расходятся по времени. Снижение уровня инфляции и стабилизация доли бюджетного дефицита в ВВП России частично достигаются путем "задержек" в выплате заработной платы и накопления отсроченных платежей, а также активного долгового финансирования бюджетных расходов. В этой ситуации эффекты антиинфляционной политики вряд ли могут оказаться долговременными.

Под моделями потребления понимаются уравнения или их система, отражающая зависимость показателей потребления товаров и услуг от комплекса социально-экономических факторов (совокупного расхода или дохода домохозяйства, уровня цен, размера и состава семьи и пр.).

Другими словами, модель, объясняющая формирование потребления, должна описывать факторы, от которых зависит объём потребления, и механизм влияния этих факторов на потребление.

Существует множество моделей потребления, различающихся методами оценки их показателей, направлениями использования, включенными в модель переменными и т. д. Наиболее известные и значимые в макроэкономической теории модели потребления: кейнсианская (Дж. Кейнса), «жизненного цикла» (Ф. Модильяни), постоянного дохода (М. Фридмана), модель меж временного выбора (И.Фишера).

Кейнсианство – это совокупность различных теорий о том, как агрегированный показатель спроса (потребление всех субъектов) оказывает сильное влияние на производство в краткосрочной перспективе, особенно во время рецессий. Зарождение этой школы связано с именем известного британского экономиста. В 1936 году Джон Мейнард Кейнс опубликовал свою работу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней он противопоставил свое учение классическому предложение-ориентированному подходу к регулированию национального хозяйства, этот подход почти сразу был применен на практике. На сегодняшний день кейнсианство – это уже не одна школа, а несколько течений, каждое со своими особенностями.

Общая характеристика

Представители кейнсианского подхода рассматривают агрегированное (совокупное) предложение как показатель, который равнозначен производственной мощности экономики. Они считают, что на него влияют множество факторов. Поэтому совокупный спрос может расти и падать хаотично, оказывая влияние на общий выпуск, занятость и инфляцию. Такой подход к национальному хозяйству впервые применил британский экономист Джон Мейнард Кейнс. Доминирующие в то время ориентированные на предложение представления не отвечали потребностям времени, будучи не в состоянии решить проблему последствий Великой депрессии.

Особенности теории

Кейнсианство – это направление, которое выступает за активное вмешательство государства в экономику. Его представители считают, что решения в частном секторе являются причиной неэффективности в национальном хозяйстве. Поэтому единственным «лекарством» является активная монетарная и фискальная политика со стороны центрального банка и правительства. Именно от последних зависит стабилизация циклов деловой активности. Кейнсианцы выступают за смешанную экономику. Преимущество отдается частному сектору, но во время рецессий государство активно вмешивается в национальное хозяйство.

Исторический контекст

Кейнсианство в экономике развитых стран было стандартной моделью в конце Великой депрессии, во время Второй мировой и в период послевоенного роста (1945-1973 гг.). Однако оно утратило свое доминирующее положение после энергетических кризисов и стагфляции в 1970-х годах. В настоящее время мы можем наблюдать повторное увеличение интереса к этому направлению. Это связано с неспособностью классических рыночных моделей справиться с последствиями финансового кризиса 2007-2008 годов. Новое кейнсианство – это школа, которая предполагает рациональность ожиданий домохозяйств и фирм, а также существование «провалов» рынка, для преодоления которых необходимо вмешательство государства. На особенностях мы остановимся в конце данной статьи.

Кейнсианство: представители

Многие ученые придерживались взглядов этой экономической школы. Среди них:

  • Джон Мейнард Кейнс (1883-1946);
  • Джоан Робинсон (1903-1983);
  • Ричард Каан (1905-1989);
  • Пьеро Сраффа (1898-1983);
  • Остин Робинсон (1897-1993);
  • Джеймс Эдвард Мид (1907-1995);
  • Рой Ф. Хэррод (1900-1978);
  • Николас Калдор (1908-1986);
  • Михал Калеки (1899-1970);
  • Ричард М. Гудвин (1913-1996);
  • Джон Хикс (1904-1989);
  • Пол Кругман (1953 -).

Вклад ученого в науку

Экономическая школа, которая выступает за вмешательство государства в национальное хозяйство, особенно во время рецессий, названа по имени ее основателя и главного апологета. Идеи, которые изложил Джон Мейнард Кейнс, изменили теорию и практику современной науки. Он разработал свою теорию причин цикличности, и считается одним из самых влиятельных экономистов 20 века и современности. Кейнсианство в экономике стало настоящей революцией, ведь оно посмело опровергнуть классические идеи «невидимой руки» рынка, которая может самостоятельно решить любые проблемы. В 1939-1979 годах взгляды этой экономической школы доминировали в развитых странах. Именно на них основывалась политика их национальных правительств. Однако только после второй мировой войны удалось взять достаточное количество займов, чтобы ликвидировать безработицу. По мнению Джона Кеннета Гелбрейта, который отвечал за контроль инфляции в США в этот период, трудно было найти другой более удачный период для демонстрации возможностей применения подхода кейнсианства на практике. Идеи Кейнса были настолько популярны, что его называли новым Адамом Смитом и основателем современного либерализма. После Второй мировой войны Уинстон Черчилль попытался построить свою предвыборную кампанию на критике этого направления и проиграл Клементу Эттли. Последний как раз выступал за экономическую политику, основанную на идеях Кейнса.

Концепция

Теория кейнсианства занимается пятью вопросами:

  • Зарплаты и расходы.
  • Чрезмерные сбережения.
  • Активная фискальная политика.
  • Мультипликатор и процентные ставки.
  • Модель инвестиции-сбережения (IS-LM).

Кейнс считал, что для решения проблем, связанных с Великой депрессией, нужно стимулировать экономику (поощрять инвестиции) с помощью комбинации двух подходов:

  1. Уменьшение процентных ставок. То есть применение элементов монетарной политики центральным банком страны (Федеральным резервом США).
  2. Инвестирование правительства в создание и обеспечение инфраструктуры. То есть через искусственное увеличение спроса за счет государственных расходов (фискальной политики).

«Общая теория занятости, процента и денег»

Эта самая известная теория Кейнса была опубликована в феврале 1936 года. Она считается ключевой работой в сфере экономики. «Общая теория занятости, процента и денег» заложила основы терминологии и сформировала современную теорию. Она состоит из шести частей и предисловия. Главная идея этой работы заключается в том, что занятость определяется не ценой на труд как фактор производства, а расходами денег (совокупным спросом). По мнению Кейнса, предположение о том, что конкуренция на рынке в долгосрочной перспективе приведет к полной занятости, так как последняя – непременный атрибут равновесного состояния, которое устанавливается, если государство не вмешивается в экономику, а все идет своим чередом, неверное. Напротив, он считал, что безработица и недостаточность инвестиций – это в порядке вещей при отсутствии грамотного управления со стороны правительства. Даже понижение зарплат и увеличение конкуренции не приносит должного эффекта. Поэтому Кейнс в своей книге отстаивает необходимость вмешательства государства. Он даже допускает, что можно было не допустить Великой депрессии, если бы в тот период все не было отдано на откуп свободному и конкурентному рынку.

Современное кейнсианство

После мирового финансового кризиса наблюдается повторное увеличение интереса к рассматриваемому направлению. Новое кейнсианство, представители которого все больше усиливают свои позиции в экономическом сообществе, появилось еще в конце 1970-х годов. Они настаивают на существовании «провалов» рынка и невозможности совершенной конкуренции. Поэтому цена на труд как фактор производства является негибкой. Поэтому она не может сразу подстраиваться под изменения рыночной конъюнктуры. Таким образом, без вмешательства государства состояние полной занятости является недостижимым. По мнению представителей нового кейнсианства, только действия государства (фискальная и монетарная политика) могут привести к эффективному производству, а не принцип laissez faire.

Является одним из трех величайших экономистов мира. Он окончил Итонский и Кембриджский университеты, получил экономическое и математическое образование, слушал лекции А. Маршалла .

Кейнс был не только ученым, но и функционером: заместителем канцлера казначейства, членом Совета директоров Английского банка, разрабатывал основы послевоенных международных финансовых отношений, которые были приняты Бреттон-Вудской конференцией (1944) и привели к созданию Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития.

В отличие от неоклассиков Кейнс предметом своего анализа сделал народное хозяйство в целом .

Такой подход получил название макроэкономического, а созданное им направление, изложенное в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.), - кейнсианством .

По мнению Кейнса, государственному регулированию подлежат такие макроэкономические показатели, как национальный доход, совокупное предложение, совокупный спрос, занятость, сбережения и инвестиции . Основным фактором, способным вывести экономику из кризиса, является, по мнению Кейнса, совокупный спрос. Он определяется тремя составляющими: потреблением населения, инвестициями предприятий, государственными расходами. Поэтому кейнсианскую экономическую политику часто называют концепцией управления спросом.

В противоположность неоклассическому направлению интерес к кейнсианству обостряется в кризисные периоды, которыми после Великой депрессии 1929-1933 гг . были отмечены 50-е гг. XX в. (восстановление разрушенной в результате Второй мировой войны экономики) и 70-е гг. (мировой экономической кризис). На каждом из этих этапов кейнсианство обогащалось новыми идеями, модифицировало и уточняло свое название. Так, в восстановительный период (50-е гг. XX в.) развернувшаяся в Европе НТР потребовала найти новые государственные рычаги долгосрочного роста экономики.

Теория Кейнса такие рекомендации не содержала, так как давала советы не на перспективу, а на кратковременный период вывода экономики из кризиса. Направление, содержащее новые идеи, стало называться неокейнсианством . На следующем этапе, в результате мирового экономического кризиса 1974-1975 гг. сложилось посткейнсианство . Оно достаточно эклектично, так как содержит в себе концепцию Кейнса, положения классической школы Смита и Рикардо , некоторые идеи экономической теории К. Маркса. Вместе с тем посткейнсианство выступает против фундаментальных положений неоклассической школы: теорий предельной полезности и предельной производительности.


Беглый обзор кейнсианства позволяет сделать ряд выводов:

1. В отличие от своих предшественников кейнсианская теория разработала макроэкономический метод исследования экономики.

2. Обосновала необходимость и назвала конкретные рычаги государственного регулирования рыночной экономики как во время кризиса, так и на длительную перспективу.

3. Циклическое развитие экономики (спад, оживление, подъем) объясняла не объективными законами, а психологией людей: их стремлением по мере роста дохода больше сберегать, чем потреблять, результатом чего становится уменьшение «эффективного спроса», которое приводит к замедлению темпов роста производства и занятости.

Борьба неоклассической и неокейнсианской школ за претворение в жизнь своих идей идет постоянно, наряду с этим предпринимаются попытки соединить отдельные положения классической теории, неоклассицизма и кейнсианства. Это течение получило название «неоклассического синтеза» и считается основным в современной западной науке.

Наиболее распространенные направления в регулировании экономики государства – кейнсианство и монетаризм .

Кейнсианство вошло в жизнь в 30 г. г. 20 в., когда англичанин Дж. Кейнс в 1936 г.опубликовал книгу «Общая теория занятости, процента и денег ». Теория Кейнса вывела США из кризиса и возобновила экономический рост .

Кейнс исходил из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие . Дисбаланс между сбережениями и ожидаемыми инвестициями вызывает снижение деловой активности, что в свою очередь усиливает инфляционные процессы и влияет на уровень безработицы. Согласно этой теории изменение совокупных запасов потребительских и инвестиционных товаров в основном воздействует на уровень производства и занятости. Поэтому кейнсианство провозглашает активное вмешательство государства в экономику посредством фискальной политики (гибкого изменения налоговых ставок и государственных расходов).

· Основными постулаты концепций кейнсианской школы :

1. Необходимость вмешательства государства.

2. Занятость зависит от совокупного спроса.

3. Денежная масса нейтральна к производству.

4. Главная проблема – безработица.

5. Необходимость гибкой денежной политики.

6. Бюджетный дефицит – способ стимулирования спроса.

7. Кейнсианство – теория экономического роста .

Монетаристы считают, что рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия . Гибкость цен и ставок заработной платы гарантирует воздействие изменения совокупных расходов на цены товаров и ресурсов, а не на уровни производства и занятости. Суть монетарной политики – в регулировании объема предложения денег для стабилизации национального рынка.

Монетаристы объявляют государственное регулирование вредным для развития предпринимательской инициативы, дестабилизирующим экономику и изначально бюрократичным . Поэтому они призывают к минимизации вмешательства государства в экономику, допуская лишь проведение фискальной политики.

· Основными постулаты концепций монетаристской школы :

1. Рынок способен к саморегулированию.

2. Экономика сама установит уровень производства и занятости.

3. Денежная масса – причина роста цен и изменения конъюнктуры.

4. Главная проблема – инфляция .

5. Необходима стабильная денежная политика.

6. Дефицит бюджета – причина инфляции.

7. Монетаризм – теория экономического равновесия .

Вместе с тем было бы неправильно проводить резкую грань между этими двумя подходами к проблеме экономического регулирования. Обе теории построены применительно к условиям , прежде всего рыночной экономики . В известной мере они взаимодополняют друг друга, составляя теорию определения общего дохода. Кейнс обосновывает количественную зависимость доходов от расходов, Фридмен – зависимость доходов от денег . Вместе с тем между подходами Кейнса и Фридмена имеются немалые различия.

Каждый из этих методов имеет свои плюсы и минусы, поэтому конкретный выбор зависит от системы научно - методологических предпочтений, избираемых соответствующими правительствами. Универсального правила регулирования экономики не существует.

Американские кейнсианцы исходя из мультипликатора и акселератора разработали схему непрерывного роста экономики , отправным пунктом которого являются государственные капиталовложения . Они объявили государственный бюджет главным механизмом регулирования капиталистической экономики и назвали его встроенным стабилизатором , призванным автоматически реагировать на циклические колебания и смягчать их.

«Встроенные стабилизаторы » : подоходный налог , выплаты по социальному страхованию , пособия по безработице и т. д. По мнению Э. Хансена , общая сумма налогов возрастает во время подъема и уменьшается во время кризиса . Выплаты государства , наоборот, увеличиваются во время кризиса и уменьшаются во время подъема . Таким путем автоматически стабилизируются размеры эффективного спроса . Наряду со «встроенными стабилизаторами » американские кейнсианцы пропагандируют метод «компенсирующих контрмер », которые заключаются в регулировании частных капиталовложений и маневрировании государственными расходами .

6 Неокейнсианство, посткейнсианство и современное кейнсианство: разработка направлений и инструментов экономической политики государства.

· Американское неокейнсианство

Наиболее развернутое изложение американского варианта кейнсианства содержится у профессоров Гарвардского университета :

1. Э. Хансена (1887–1975) в трудах: «Экономические циклы и национальный доход », «Руководство к теории Кейнса »;

2. С. Харриса (1897–1974) в работе «Дж. Кейнс. Экономист и политический деятель ».

Их разработки получили название «неокейнсианство », а впоследствии «ортодоксальное кейнсианство ».

Американские кейнсианцы восприняли основные положения Кейнса: его объяснения причин безработицы и кризиса , выводы о решающей роли государственного регулирования капиталистической экономики, о мультипликаторе . Однако американское кейнсианство имеет ряд специфических черт , обусловленных особенностями государственно - монополистического капитализма в США.

Э. Хансен, в частности, дополнил объяснения Кейнсомпричин кризисов так называемой теорией стагнации , которая имела распространение в США в конце 1930 - х г. г. и в годы Второй мировой войны. Согласно этой теории снижение темпов развития капитализма объясняется ослаблением его движущих факторов :

1. Замедлением темпов прироста населения.

2. Отсутствием свободных земель.

3. Замедлением технического прогресса.

В качестве практических мер экономической политики американские кейнсианцы предлагают ввести государственные заказы , увеличение налогов с населения , увеличение государственных займов , умеренную инфляцию .

Идею мультипликатора Кейнса они дополнилипринципом акселерации . Э. Хансен пишет: «Числовой множитель , на который каждый доллар приращенного дохода увеличивает инвестиции, называется коэффициентом акселерации или просто акселератором ». Для обоснования этого вывода обычно ссылаются на длительность срока изготовления оборудования , в силу чего накапливается неудовлетворенный спрос на него, что стимулирует чрезмерное расширение производства оборудования . Если мультипликатор отражает увеличение роста занятости и доходов в результате капиталовложений, то акселератор означает воздействие роста доходов (по средствам увеличения спроса) на капиталовложения в сторону их повышения.

· Новая кейнсианская теория

Появилась в середине 1980 г. г. в ответ на критику кейнсианской теории со стороны новых классиков . Её представители: американские экономисты Дж. Акерлоф , О. Бланчард , Н. Мэнкью и др.

- НКТ отвергает многие принципы новой классической теории , но и пытается отойти от ряда уязвимых мест «старой» кейнсианской теории .

ü Сходства и различия в допущенияхновой кейнсианской и новой классической теорий.

- Новые кейнсианцы (новые классики) расходятся :

1. Рабочие не свободны (свободны) в выборе предложения труда при данном уровне % ставки и реальной з. п.

В экстремальной ситуации Э. застоя (спада) они не имеют возможности выбирать сколько времени работать. И вынуждены соглашаться , в т. ч. вопреки желанию.

2. Цены (товарные рынки) и особенно ставки з. п. (рынк труда) – жёсткие (гибкие) .

Факторы AD и AS медленно приходят в состояние равновесия, приспосабливаются .

3. Поэтому недогрузка производственных мощностей и безработица могут существовать длительный период ( исключительнокороткий период) .

- Новые кейнсианцы и новые классики согласны :

1. Использовать МИКРО Э. решения для объяснения МАКРО Э. циклов.

2. Использовать сложный Э. аппарат для выявления Э. закономерностей.

3. Э. агенты МАХ функцию полезности на МИКРОуровне, руководствуясь рациональными ожиданиями .

ü Сходства и различия в допущенияхновой и «старой » кейнсианской теорий .

- Новые кейнсианцы и «старые» кейнсианцы согласны :

1. Возможность длительного периода МАКРО Э. Не равновесия, т. к. цены медленно приспосабливаются к изменениям рынка.

2. Неполное использование факторов производства носит вынужденный характер .

- Новые кейнсианцы («старые» кейнсианцы) расходятся :

1. Негибкость цен необъясняется жёсткостью номинальной ставки з. п. (объясняется , т. к. ставка з. п. – значительная часть издержек производства).

2. Придаёт более (менее) серьёзное значение роли ожиданий в принятии решений.

3. Действенность инструментов стабилизационной политики зависит от причин МАКРО Э. НЕ равновесия (приоритет фискальным инструментам антициклического регулирования).

ПОСТКЕЙНСИАНСТВО


Похожая информация.


Поиск

Теория Дж.М.Кейнса. Кейнсианская теория

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. обрушился с колоссальной силой как на развитые, так и неразвитые в промышленном отношении страны. Поэтому именно в 1929-1933гг. закончился период «скрытого» развития экономики; то было время конца целого ряда старых и открытия новых технологических горизонтов, проблеска новой цивилизованной системы.

Если «сила» конца XIX - начала XX в. распространялась главным образом на микроэкономический анализ, то в условиях нетипичного, можно сказать, кризиса, сопровождавшегося всеобщей безработицей, стал необходим и иной - макроэкономический анализ, к которому, в частности, обратился один из величайших экономистов нынешнего столетия английский ученый Дж. М. Кейнс.

Итак, мировой экономический кризис 1929-1933 гг. предопределил возникновение новых научных исследований, которые не утрачивают своей актуальности ив наши дни, ибо основное их содержание - это государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве. С тех пор берут свое начало нацеленные на решение этих проблем два теоретических направления. Одно из них опирается на учение Дж. М. Кейнса и его последователей и называется кейнсианским (кейнсианство), а другое, обосновывающее альтернативные кейнсианству концептуальные решения, называется неолиберальным (неолиберализм).

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) учился у основателя Кембриджской школы экономической мысли А.Маршалла. Но, вопреки ожиданиям, не стал его наследником и едва не затмил славу своего учителя.

Своеобразное осмысление последствий самого длительного и тяжелого экономического кризиса 1929-1933 гг. отразилось в положениях изданной Дж.М. Кейнсом в Лондоне книги под названием «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Это произведение принесло ему широкую известность и признание, поскольку уже в 30-е годы послужило теоретико-методологической базой программ стабилизации экономики на уровне правительств в ряде государств Европы и США. А сам автор книги был советником в составе правительства Великобритании и разработал многие практические рекомендации в области экономической политики. За всю парламентскую историю Великобритании Дж.М. Кейнс стал первым среди ученых-экономистов, кто был удостоен английской королевой титула лорда, дающего ему право участия в качестве пэра в заседаниях верхней палаты парламента в Лондоне.

В числе его публикаций: «Трактат о вероятности» (1921), «Трактат о денежной реформе» (1923), «Экономические последствия мистера Черчилля» (1925), «Конец свободного предпринимательства» (1926), «Трактат о деньгах» (1930) и некоторые другие.

«Общая теория» Дж.М. Кейнса явилась поворотным пунктом в экономической науке XX в. и во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время. Ее главная новая идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.

Новаторство экономического учения Кейнса в методологическом плане проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, сделавшим его основоположником макроэкономики как самостоятельного раздела экономической теории, и, во-вторых, в обосновании (исходя из некоего «психологического закона») концепции о так называемом эффективном спросе, т.е. потенциально возможном и стимулируемом государством спросе.

Опираясь на собственную, «революционную» по тем временам методологию исследования, Кейнс в отличие от своих предшественников говорил о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной толпы как основного условия ликвидации безработицы, а также о том, что потребление ввиду психологически обусловленной склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов.

По Кейнсу, психологическая склонность человека сберегать определенную часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит перманентное получение дохода. Что касается предельной склонности человека к потреблению, то она, по мнению автора «Общей теории», постоянна и может поэтому обусловливать устойчивое соотношение между увеличением инвестиций и уровнем дохода.

В методологии исследования Кейнса учитывается немаловажное влияние на экономический рост и неэкономические факторы, как-то: государства (стимулирующего потребительский спрос на средства производства и новые инвестиции) и психологии людей (предопределяющей степень осознанных взаимоотношений хозяйствующих субъектов).

Кейнс не отрицал влияния меркантилистов на созданную им концепцию государственного регулирования экономических процессов. Его общие с ними суждения очевидны:

  • в стремлении увеличения массы денег в стране (как средство их удешевления и соответственно снижения ставок ссудного процента и поощрения инвестиций в производство);
  • в одобрении роста цен (как способ, стимулирующий расширение торговли и производства);
  • в признании того, что недостаток денег служит причиной безработицы;
  • в понимании национального (государственного) характера экономической политики.

В его учении отчетливо прослеживается мысль о нецелесообразности чрезмерной бережливости и накопительства и, наоборот, возможной пользе всемерного расходования средств, поскольку, как полагал ученый, в первом случае средства, скорее всего, приобретут неэффективную ликвидную (денежную) форму, а во втором - могут быть направлены на увеличение спроса и занятости. Он также резко и аргументирование критикует тех экономистов, которые привержены догматическим постулатам «закона рынков» Ж.Б. Сэя и другим сугубо «экономическим» законам, называя их представителями «классической школы».

Кейнс делает контрвывод: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход». Для выявления причин неполной занятости и неполной реализации, неравновесности экономики, а также для обоснования методов ее внешнего (государственного) регулирования «психология общества» имеет не меньшее значение, чем «законы экономики».

Между тем наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения может рассматриваться как целесообразный экономический эффект. Последний, получивший в экономической литературе название эффекта мультипликатора, означает, что «увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций».

Дж.М. Кейнс назвал его «мультипликатором инвестиций», который характеризует положение о том, что «когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в n раз превосходит прирост инвестиций». Причина такого положения заключается в «психологическом законе», в силу которого «по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает потреблять постоянно уменьшающуюся его часть».

Далее он приходит к выводу о том, что «принцип мультипликатора позволяет дать общий ответ на вопрос о том, каким образом колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю национального дохода, способны вызывать такие колебания совокупной занятости и дохода, которые характеризуются гораздо большей амплитудой».

Но, по его убеждению, «хотя в бедном обществе размеры мультипликатора сравнительно велики, влияние колебаний в размерах инвестиций на занятости окажется много сильней в богатом обществе, так как можно предположить, что именно в последнем текущие инвестиции составляют гораздо большую долю текущей продукции».

Итак, суть эффекта мультипликатора действительно проста. Решающим моментом при этом является побуждение инвестировать. Спустя несколько десятилетий, разделяя идеи Кейнса о «склонности людей к сбережению», Дж.К. Гэлбрейт писал, что «эти доходы должны быть инвестированы и, таким образом, истрачены (или компенсированы затратами кого-либо еще). В противном случае покупательная способность будет снижаться. Товары будут оставаться на полках, объем заказов уменьшится, объем производств упадет, безработица увеличится. В результате произойдет спад».

Итогом своего исследования Кейнс считал создание теории, которая «указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе... Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами», ибо «именно в определении объема занятости, а не в распределении» труда тех, кто уже работает, существующая система оказалась непригодной». Но все же остаются широкие возможности для проявления частной инициативы и ответственности».

Эффективность регулирования государством экономических процессов, согласно Кейнсу, зависит от изыскания средств (государственные инвестиции, достижения) по полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. Он при этом полагал, что государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться возрастанием занятости и падением нормы процента. Иначе говоря, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы. При этом исходным для себя он считал такое положение о количественной теории денег, в соответствии с которым в реальной действительности «вместо постоянных цен при наличии неиспользованных ресурсов и цен, растущих пропорционально количеству денег в условиях полного использования ресурсов, мы практически имеем цены, постепенно растущие по мере увеличения занятости факторов».

Для Кейнса полная занятость зависит от правильного соотношения процентной ставки и заработной платы и может быть достигнута скорее путем понижения первой, чем сокращения второй. Фундаментальная причина безработицы у Кейнса состоит в том, что ставка процента в долгосрочной перспективе остается слишком высокой.

«Новый курс» Рузвельта. Кризис 1920-х гг. был такой катастрофой, что экономисты стали говорить о конце капитализма, о том, что в прежнем виде капиталистическая экономика не сможет продолжать существование. Учение Кейнса и послужило теоретической основой государственно-монополистического капитализма.

Сущность государственно-монополистического капитализма в том, что государство начинает регулировать хозяйственное развитие, управлять им, организует программирование экономики, т.е. приобретет функции, которых прежде капиталистическое государство не имело. Поэтому правильней говорить о государственном регулировании экономики.

Как это происходило в США? Новый президент США Франклин Д. Рузвельт провозгласил систему мер оздоровления экономики - так называемый «новый курс». При правительстве была создана «Национальная администрация по восстановлению промышленности». Во главе ее встал «мозговой трест» - совет из крупнейших экономистов и промышленников, который и стал осуществлять государственное регулирование хозяйства.

Промышленность была разделена на 17 отраслевых групп. Во главе каждой группы был поставлен свой орган и для каждой группы были введены свои правила - «кодексы честной конкуренции». «Кодексы» устанавливали объем производства, цены и т.д., ставили производство в определенные рамки в соответствии с емкостью рынка сбыта, т.е. с расчетом не производить продукции больше, чем может поглотить рынок.

Другим направлением курса Рузвельта была организация больших государственных работ, на которые было ассигновано свыше 3 млрд. долл., - строительство дорог, аэродромов, школ, больниц и других сооружений в основном в сфере инфраструктуры. Для организации этих работ было построено 2,5 тысячи палаточных лагерей, куда и собирали безработных.

Эти работы уменьшали безработицу и увеличивали рынок сбыта, потому что бывшие безработные теперь получали зарплату и покупали товары, да и для самих работ приобретались с рынка стройматериалы, строительные механизмы и многое другое. Таким образом, эти работы поглощали товары с рынка, не производя товаров, и это рассасывало кризис.

Соответствующие меры были приняты и в сельском хозяйстве. Государство стало скупать земли у фермеров, оставляя эту купленную землю как пустошь, без использования, стало выплачивать премии за сокращение поголовья скота, за сокращение продукции, т.е. старалось сократить объем сельскохозяйственного производства, привести его в соответствии с возможностями сбыта.

Такое государственное регулирование было необычным для старого капитализма и воспринималось как нечто некапиталистическое. Поскольку меры Рузвельта ограничивали свободу предпринимательства, Верховный суд США признал политику Рузвельта противоречащей конституции, и в 1934 г. большинство мероприятий «Нового курса» было запрещено.

После окончания кризиса подъем был довольно слабым. В 1937 г. качался новый кризис. Промышленное производство упало на 36%, число безработных выросло до 10,5 млн. Выход из этого кризиса был связан уже с началом второй мировой войны.

В годы второй мировой войны для США повторилась ситуация первой. Военные действия проходили в Европе, ее хозяйство разрушалось. В войну США вступили позже других стран, но и после этого не испытали ее разрушительного действия: на территории США военные действия не велись. Людские потери на территории США составили б человек, погибших от взрыва бомбы, запущенной из Японии на воздушном шаре. Согласно проведенным обследованиям американское население в годы войны одевалось и питалось лучше, чем в довоенные годы.

Вклад США в победу над Германией был преимущественно материальным. 46 млрд. долл. составили поставки по ленд-лизу, т.е. передача участникам войны против Германии различных военных материалов. Это не было подарком. Президент Трумэн справедливо отмечал: «Деньги, истраченные на ленд-лиз, безусловно, спасли множество американских жизней».

Но ленд-лиз был выгоден не только этим. Чтобы отправить снаряжение союзникам, оно закупалось у американских корпораций; ленд-лиз вызвал патриотическое оживление, увеличение занятости, новые доходы, новое строительство. В годы войны увеличился вес государства. Военные промышленные предприятия строило тогда государство. Было построено 2,5 тыс. новых заводов, оснащенных передовой техникой. После войны эти предприятия были проданы монополиям, причем продавались они в 3-5 раз дешевле, чем обошлись государству. Естественно, что в этих условиях война обеспечила новый скачок в экономическом развитии США. Промышленное производство выросло с 1938 по 1948 гг. более чем в два раза.

Выросла и доля США в мировом производстве. Если перед войной США давали 40% мировой капиталистической промышленной продукций, то к концу войны - 62%.

Источник - Т.А.Фролова История экономических учений: конспект лекций Таганрог: ТРТУ, 2004