Категории населения, подлежащие переписи. Экономически активное население

КАТЕГOРИИ НАСЕЛЕНИЯ (от греч. kategoria - высказывание, признак) в демографии общая характеристика совокупности жителей к.-л. насел, пункта или терр. в зависимости от их связи с этим насел. пунктом. Передвижение людей между отд. областями, р-нами, городами вызывает необходимость четко определить нас. каждого из них. Это могут быть все проживающие на данной терр. постоянно, либо находившиеся там на момент переписи, либо все, кто считается жителем данного насел, пункта в соответствии с к.-н. правилами регистрации жителей. Соответственно различают три К. н.: постоянное население, наличное население и юридическое население. Для отнесения к той или иной категории устанавливаются единые для всех терр. критерии.

Практич. значение К. н. различно: при стр-ве жилищ, школ, расчетах трудовых ресурсов ориентируются на постоянное нас., при планировании снабжения продовольствием, работы транспорта, мед. обслуживания необходимо знать наличное нас.

При переписях и обследованиях нас. учитывается либо одна, либо две К. н., чаще всего постоянное и наличное. Считается, что одновременный учет обеих К. н. повышает точность переписи. Разработка материалов переписи обычно производится по к.-л. одной (или преим. по одной) К. н. и данные переписи характеризуют или постоянное, или наличное нас. При одновременном учете двух К. н. в каждом жилом помещении переписываются наличные жители из числа постоянно проживающих в нем, а также временно отсутствующие и временно проживающие. Сумма первых и вторых дает числ. постоянного нас., сумма первых и третьих - числ. наличного нас.

Первые регулярные учеты и переписи населения охватывали юридич. нас.: к жителям данной терр. относились все граждане, числившиеся в списках или регистрах, ведущихся властями. Считалось, что это дает правильное представление о числе жителей. Приписное нас. учитывалось и при ревизиях в России. Шагом вперед явился переход в зап.-европ. странах в сер. 19 в. к учету нас. по состоянию на определ. момент и регистрации при переписях наличного (фактич.) нас. В сер. 20 в., когда возросла подвижность нас., наметилась тенденция к учету постоянного нас. Большинство экономически развитых стран учитывает в переписях обе К. н. Юридич. же нас. учитывается редко.

В России при переписи нас. 1897 учи тывались все три К. н., в СССР при переписях 1920 и 1926 - наличное нас. (в гор. поселениях - и постоянное), 1939, 1959, 1970 и 1979 - наличное и постоянное.

При незначит. передвижении нас. между странами числ. наличного и постоянного нас. в целом по стране должна быть близка, т. к. временно отсутствующие в месте своего постоянного жительства на момент переписи должны быть учтены как временно проживающие там, где они находились в этот момент (табл.). Однако на отд. терр. они могут сильно различаться (напр., в курортных городах и поселках).

Из-за особенностей передвижения и более точного учета наличных жителей числ. наличного нас. обычно превышает числ. постоянного. Превышение различно у мужчин и женщин (по переписи 1970, у мужчин - на 17 т. ч., у женщин - на- 167 т. ч.). В городах наличное нас. превышает постоянное, а в сел. местности - постоянное превышает наличное.

Важнейшей составной частью социально-экономической статистики является статистика труда. Ее показатели характеризуют численность, состав, региональное размещение и использование трудовых ресурсов; использование рабочего времени; уровень и динамику производительности труда; затраты на рабочую силу, оплату труда, условия, охрану и обеспечение безопасности труда и другие явления и процессы. В полном объеме вопросы статистики труда рассматриваются в отраслевом курсе статистики. В данной теме рассмотрены показатели численности трудовых ресурсов и рабочего времени.

Основными задачами статистики рынка труда являются:

  • сбор информации о численности занятых и безработных как двух составных частях рабочей силы;
  • изучение состояния и тенденций на российском рынке труда с помощью показателей уровня занятости и безработицы;
  • изучение состава занятых и безработных по разным признакам (полу, возрасту, отраслям и секторам экономики, по регионам страны и другим признакам) с целью регулирования рынка труда, разработки программ по повышению уровня занятости, трудоустройству безработных, их профессиональной переподготовке и т. д.

Занятые и безработные

Все население страны можно разделить на две группы: экономически активное и экономически неактивное население.

— это часть населения, которая предлагает свой труд для производства товаров и услуг.

Экономически активное население (называемое также рабочей силой) включает две категории — занятых и безработных.

К занятым относятся лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

  • выполняли работу по найму за вознаграждение, деньги или с ними расплачивались в натуральной форме, а также иную работу, приносящую доход;
  • временно отсутствовали на работе по причине: болезни или травмы; выходных дней; ежегодного отпуска; различного рода отпусков как с сохранением содержания, так и без сохранения содержания, отгулов; отпусков по инициативе администрации; забастовки и других причин;
  • выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

При отнесении или неотнесении того или иного лица к числу занятых используется критерий одного часа. В России при обследовании занятости к числу занятых относятся лица, работавшие один час и более в обследуемую неделю. Использование данного критерия связано с тем, что необходимо охватить все виды занятости, которые могут существовать в стране, — от постоянной до краткосрочной, случайной и других видов нерегулярной занятости.

К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в течение рассматриваемого периода:

  • не имели работы (либо занятия, приносящего доход);
  • искали работу;
  • готовы были приступить к работе.

Данное определение соответствует методологии Международной организации труда (МОТ). При отнесении того или иного лица к категории безработных должны учитываться все три критерия, указанные выше.

— это население, которое не входит в состав рабочей силы. Сюда включаются: учащиеся и студенты; пенсионеры; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства; лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

— обеспечивают предложение рабочей силы на рынке труда для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг. То есть хотят работать, но при этом могут как работать, так и искать работу. В соответствии с этим экономически активное население делится на две категории: численность занятых в отраслях экономики и численность безработных.

Экономически активное население является частью трудовых ресурсов. Численность экономически активного населения изменяется в физических лицах по отношению к определенному периоду времени.

Численность занятых в отраслях экономики — это показатель, характеризующий спрос на рабочую силу на рынке труда. Чем выше спрос на рабочую силу, тем выше показатель занятости в экономике. Каждая экономика стремится к показателям населения.

Численность безработных — это превышение предложения над спросом на рабочую силу на рынке труда. Обычно предложение превышает спрос на рабочую силу, что объективно обусловливает наличие . Это не исключает противоположной ситуации на отдельных участках рынка труда (региональных, по видам деятельности).

Экономически неактивное население

Экономически неактивное население — это лица, способные к труду (в состав трудовых ресурсов они включаются), но в они не могут быть отнесены ни к , ни к .

Экономически неактивное население — это население, которое не входит в состав рабочей силы . Сюда включаются: учащиеся и студенты; пенсионеры; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства; лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

Рассмотренные выше категории экономической активности населения не предполагают, что однажды попав в какую-либо группу, человек остается там навсегда. Рынок труда обладает высокодинамичной природой, поэтому следует рассматривать не только численность каждой группы на определенный период времени, но и перемещение (потоки) людей между различными группами. Представленная ниже схема иллюстрирует динамическую модель рынка труда.

В рыночной экономике допускается возможность незанятости трудоспособного населения . Причинами экономической пассивности данной части населения является социальный статус, материальная обеспеченность, ведение домашнего хозяйства, воспитание детей или бесперспективность трудоустройства. В россии данная категория населения насчитывается несколько миллионов человек. Первоочередной задачей статистики является изучение занятости, то есть степени удовлетворения предложения рабочей силы. Также исследованию подвергается численность, состав, территориальное размещение и причины экономической пассивности.

Показатели занятости населения и уровня относятся к основным характеристикам социально-экономического положения страны и состояния рынка труда.

В 90-е гг. на российском рынке труда происходило уменьшение предложения рабочей силы, наибольший спад был в 1998 г. Численность экономически активного населения, несмотря на некоторое увеличение в 1999 и 2000 гг., не достигла уровня 1992 г., была меньше на 3,3 млн. чел. В больших размерах происходило уменьшение спроса на рабочую силу. Численность занятых в экономике за этот период уменьшилась на 6,4 млн. чел., или на 9%. Происходило высвобождение рабочей силы из государственных предприятий и организаций в связи со спадом производства, перераспределением рабочей силы между отраслями экономики, переходом из государственного в частный сектор, но в целом при уменьшении числа занятых систематически увеличивалось число безработных. Уровень безработицы (удельный вес безработных в численности экономически активного населения) в 1998 г. достиг 13,2% и до 2000 г. оставался на высоком уровне.

Коэффициент экономической активности

Представляет собой соотношение численности экономически активного населения к общей численности населения.

Задача

Численность экономически активного населения в России в ноябре 2009 года составила 72,8 млн. чел

  • численность занятых 65,0 млн. чел
  • общая численность населения — 144,9 млн. чел.

Найти численность безработных, коэффициенты экономической активности, занятости и безработицы.

Решение

Экономически активное население включает в себя как занятых, так и безработных поэтому,

  • Численность безработных = 72,8 — 65 = 7,8 млн.чел.
  • Коэффициент экономической активности = (72,8 / 144,9) * 100% = 50%
  • Коэффициент занятости = 65 / 72,8 = 0,9
  • = 7,8 / 72,8 = 0,1
Задача
  • Среднегодовая численность населения: 148300 тыс.чел
  • Всего занято в экономике: 67100 тыс.чел.
  • Численность безработных: 6410 тыс.чел.

Найти: численность экономически активного населения (ЭАН), коэффициент экономической активности населения, коэффицент занятости и коээффициент безработницы населения.

Решение
  • ЭАН = 67100 + 6410 = 73510 тыс.чел.
  • Коэфф ЭАН = 73510 / 148300 = 0,5
  • Коэффициент занятости = 67100 / 73510 = 0,91
  • Коэффициент безработицы = 6410 / 73510 = 0,09
Задача

Численность занятых и безработных на даты составила:

Найти: среднюю численность занятых, безработных, экономически активного населения за год, коээфициенты занятости и безработицы за этот период.

Решение

1. Среднюю численность занятых и безработных вычислим по формуле простой средней хронологической.

2. Экономически активное население это сумма занятых и безработных.

  • ЭАН = 718+73,25 = 791,25

3. К занятости = 718 / 791,25 = 0,91
4. К безработицы = 73,25 / 791,25 = 0,09

Численность экономически активного населения

По материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости:1992, 1995 гг. — на конец октября; 2000-2007 г. — на конец ноября. С 2006 г. — включая данные по Чеченской Республике.

Тысяч человек

всего 75060 70740 72332 72421 72835 72909 73811 74156 75046
в том числе:
занятые в экономике 71171 64055 65273 66266 67152 67134 68603 69157 70813
безработные 3889 6684 7059 6155 5683 5775 5208 4999 4232
Мужчины 39197 37338 37499 36997 37206 37079 37511 37627 37967
в том числе:
занятые в экономике 37161 33726 33754 33709 34199 34177 34710 34996 35702
безработные 2036 3613 3745 3288 3007 2902 2801 2631 2264
Женщины 35863 33401 34833 35423 35629 35831 36300 36529 37079
в том числе:
занятые в экономике 34010 30330 31519 32557 32953 32958 33893 34161 35111
безработные 1853 3072 3314 2866 2676 2873 2407 2368 1968

В процентах к итогу

Экономически
активное население —
всего
100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
занятые в экономике 94,8 90,5 90,2 91,5 92,2 92,1 92,9 93,3 94,4
безработные 5,2 9,5 9,8 8,5 7,8 7,9 7,1 6,7 5,6
Мужчины 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
занятые в экономике 94,8 90,3 89,8 91,1 91,9 92,2 92,5 93,0 94,0
безработные 5,2 9,7 10,2 8,9 8,1 7,8 7,5 7,0 6,0
Женщины 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
занятые в экономике 94,8 90,8 90,5 91,9 92,5 92,0 93,4 93,5 94,7
безработные 5,2 9,2 9,5 8,1 7,5 8,0 6,6 6,5 5,3

Категорий населения, которые на неё могут претендовать, много, но большинству же они неизвестны или только поверхностно. А зря. Ведь вполне возможно, что рассчитывать на государство может кто-то из нас.

Объекты социальной помощи

Так кто же может рассчитывать на поддержку со стороны государства? Законодательством предусмотрены такие социальные категории граждан:

  1. пожилого возраста.
  2. Инвалиды.
  3. Граждане, что пострадали вследствие аварии на ЧАЭС.
  4. Безработные.
  5. Дети, у которых наблюдается девиативное поведение.
  6. Вынужденные переселенцы и беженцы.
  7. Дети-сироты.
  8. Малообеспеченные или многодетные семьи.
  9. Одинокие матери.
  10. Лица без конкретного места жительства.
  11. Граждане, больные СПИДом или инфицированные ВИЧ.

На что же они могут претендовать? отдельных категорий граждан предусматривает реализацию системы гарантированных со стороны государства долговременных или постоянных мер, что обеспечивают условия для преодоления сложной жизненной ситуации. Они направлены на то, чтобы люди чувствовали себя наравне с другими гражданами нашего общества. Под мерами подразумевается предоставление социальной помощи и поддержки.

Законодательная подоплека

Согласно седьмой статье конституции, Российская Федерация является Поэтому политика должна формироваться с максимальным учетом интересов народа. Также законодательно на государство возложены обязанности создания таковых условий, при которых будет охраняться здоровье и труд людей. Кроме того, в его ведении находится установление минимального размера оплаты труда, поддержка семьи, отцовства, материнства и детства. На государстве также лежит забота об инвалидах и пожилых гражданах. Их вопросами и проблемами занимаются социальные службы. Именно они устанавливают государственную пенсию, размер пособий и другие гарантии социальной защиты. И на них лежат обязанности за соблюдением того, чтобы каждый, кто должен, получил поддержку. Мы рассмотрели социальные категории. Если вы относитесь к одной из них - не мешкайте и займитесь получением причитающихся льгот.

Основа

В качестве начальной точки для назначения выплат выступают минимальные социальные стандарты. Это установленные законами Российской Федерации гарантии, что выражены благодаря нормам и нормативам. Они отражают важнейшие потребности людей в материальных благах, бесплатных и общедоступных услугах, а также гарантируют необходимый уровень потребления для граждан. Всё это выражается в системе социальной защиты. Она использует распределительные отношения для того, чтобы обслуживать людей, которые частично или полностью потеряли способность трудиться на свое благо. Такая помощь может идти в виде материальных ресурсов или услуг. Их спектр зависит от того, какие социальные категории на них претендуют.

Так, для многодетных семей предоставляют льготы относительно оплаты коммунальных платежей. Тогда как для пенсионеров предусмотрен бесплатный проезд в общественном транспорте. Как видите, разные социальные категории граждан получают различную помощь.

Создание программ

О социальной поддержке отдельных категорий можно сказать то, что она планируется всегда заранее. Но для этого необходимо решить вопрос о приоритетности. Иными словами, необходимо определить задачи, решение которых является наиболее важным и срочным. И в этом помогают справиться программы решения. Таким образом, можно поддерживать и развивать существующие общественные отношения, одновременно решая наиболее важные задачи. Особенностью этого процесса является то, что умело сочетаются интересы разных категорий населения. Кроме того, внимание уделено и общественным объединениям и группам.

Как всё возникло?

Мы уже знаем про социально-экономические категории граждан, сейчас давайте ознакомимся с историей развития этого механизма. В современной форме такая защита появилась впервые в 30-е годы в США. Тогда был разработан ряд мер, направленных на минимизацию потери или значительного сокращения уровня дохода из-за возникшей болезни, профзаболевания или а также при наступлении старости. В несколько изменённом варианте та система до сих пор используется в качестве основы социальной политики любого государства. Такая система строится на правовых гарантиях и охранительных мерах, которые позволяют защитить от физической, социальной и экономической деградации.

Модели социальной защиты

Следует отметить, что было предложено довольно значительное количество различных подходов. Для справки будет приведено несколько самых популярных моделей и их краткие характеристики. Информация будет подаваться согласно классификации Антропова В.В.:

  1. Континентальная модель. Предусматривает установление жесткой связи между длительностью профессиональной деятельности и уровнем социальной защиты. В основу континентальной модели положено социальное страхование, которое финансируется, как правило, за счет работодателя. В основу её деятельности возложен принцип профессиональной солидарности.
  2. Англосаксонская модель. В её основе перераспределение доходов на пользу социальных групп, что получают меньший уровень доходов, чем остальные. В основу данной модели положены принципы универсальности и унификации. Иными словами, люди могут претендовать на одинаковые пенсии, пособия и медицинское обслуживание. В данном случае подразумевается не профессиональная, а национальная солидарность.
  3. Скандинавская модель. Социальная защита в данном случае воспринимается в качестве законного права гражданина. Причем присутствует поддержка на случай возникновения широкого диапазона рисков и жизненной ситуации, что требует поддержки общества. На социальные услуги и выплаты могут претендовать все жители страны, и для этого не нужно быть занятым на работе или платить страховые взносы.
  4. Южно-европейская модель. Её особенностью является отсутствие четкой организации и наличие черт переходного периода.

Заключение

Социальные категории разняться в различных странах и моделях. Каждое государство использует свой подход для решения общественных проблем, основываясь на своём опыте, наработках и экономической ситуации. Поэтому при возникновении ситуации, когда необходимо реформировать социальную сферу (как это назрело в нашей стране), следует не просто слепо следовать зарубежному опыту, но и делать поправки на существующие реалии.

Если обойтись без такого этапа подготовки, то в конечном счете можно будет говорить о том, что нововведения провалились. И это неудивительно - как в разных странах существует различный уровень жизни, так и нельзя чужие решения, не обдумав, применять в наших реалиях.

Российская классификация населения по возрасту предусматривает распределение населения на следующие группы:

от 1дня до 7дней – новорожденные;

от 7 дней до 1 года – младенцы;

от 1 года до 3 лет – раннее детство;

от 4 лет до 7 лет – первое детство;

от 8 лет до 12 лет (мальчики) и

от 8 лет до 11 лет (девочки) – второе детство;

от 13 лет до 16 лет (мальчики) и

от 12 лет до 15 лет (девочки) – подростки;

от 17 лет до 21 года – юноши;

от 16 лет до 20 лет – девушки;

от 22 лет до 35 лет (мужчины) и

от 21 года до 35 лет (женщины) – I период зрелости;

от 36 лет до 60 лет (мужчины) и

от 36 лет до 55 лет (женщины) – II период зрелости;

от 61 года до 74 лет (мужчины) и

от 56 лет до 74 лет (женщины) – пожилые люди;

от 75 лет до 90 лет старые люди;

старше 90 лет – долгожители.

3. Возрастной контингент.

Возрастной контингент – группа лиц, объединённых двумя признаками: возрастом и каким-либо социально-экономическим или другим признаком.

В России различают следующие возрастные контингенты :

1). Ясельный (от 0 до 2 лет).

2). Дошкольный (от 3 до 6 лет).

3). Школьный (от 7 до 15 лет).

4). Трудоспособный (от16 до 59лет – мужчины; от 16 до 54 лет – женщины).

5). Репродуктивный (детородный) (женщины в возрасте от 15 до 49 лет).

6). Призывный (мужчины в возрасте от 18 до 49 лет).

7). Электоральный (мужчины и женщины старше 18 лет).

В российской статистике, а также статистике ООН особое место занимают укрупнённые группировки населения , построенные по двум признакам: возрасту и трудоспособности. При распределении населения в одну из трёх укрупнённых групп используют следующие критерии оценки:

1). Молодое нетрудоспособное население:

От 0 до 15 лет – для России;

От 0 до 14 лет – для стран ООН.

2). Взрослое трудоспособное население:

От 16 до 60(55) лет – для России;

От 15 до 65 лет – для стран ООН.

3). Пожилое нетрудоспособное население:

Старше 60(55) лет – для России;

Старше 65 лет – для стран ООН.

Как показывают эти данные, период трудовой деятельности в странах ООН значительно шире, чем в России: население раньше привлекается к труду и позднее выходит на пенсию.

3.3.4. Возрастная аккумуляция

Однолетние группировки подвержены деформации под влиянием возрастной аккумуляции.

Возрастная аккумуляция – более плотное сосредоточение населения в отдельных возрастных группах по сравнению с соседними группами.

Возрастная аккумуляция является результатом искажений сведений о возрастном составе населения.

Причины искажений сведений о возрастном составе населения:

1. Использование в статистических наблюдениях (переписях) способа опроса, при котором отсутствует документальная проверка правильности данных.

2. Склонность людей округлять числа до "0" на конце (или "5" и т.п.).

3. Психологический фактор: женщины не хотят быть старше, старики хотят быть моложе, подростки торопятся быть взрослыми; поэтому при опросе эти люди могут сознательно уменьшать (или увеличивать) свой возраст.

Существуют различные методы измерения возрастной аккумуляции . Все они основаны на использовании индексов (коэффициентов), характеризующих силу возрастной аккумуляции. Наиболее распространён индекс (коэффициент) Уипла , измеряющий возрастную аккумуляцию в возрастах, оканчивающихся на "0" и "5":

где
- численность населения в возрасте 25, 30, … , 60 лет;

- численность населения в возрасте 23, 24, … , 62 года.

Чем меньше возрастная аккумуляция, тем меньше будет индекс Уипла.

Методы снижения возрастной аккумуляции:

1. Запись даты рождения переписываемого, а не его возраста.

2. Методы сглаживания выступов и впадин в возрастной структуре (искусственные методы):

Графический метод;

Метод скользящей средней

и другие.

Все эти методы позволяют определить возрастной состав, более соответствующий действительности.

В целом проявление возрастной аккумуляции зависит от уровня развития страны. В развитых странах её значение сводится к минимуму.

В соответствии со статьей 4 Федерального Закона «О Всероссийской переписи населения»:

«1. Всероссийской переписи населения подлежат:

1) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на дату Всероссийской переписи населения на территории Российской Федерации, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 2 настоящей статьи;

2) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации, но находящиеся на дату Всероссийской переписи населения за пределами Российской Федерации.

2. Всероссийской переписи населения не подлежат иностранные граждане, обладающие иммунитетом и привилегиями в соответствии с международными договорами Российской Федерации».

1. При Всероссийской переписи населения 2010 года учитываются жители России, включая временно отсутствующих, по месту их постоянного (обычного) жительства.

Постоянным местом жительства, как правило, считается тот населенный пункт, дом, квартира, где опрашиваемый проводит большую часть своего времени постоянно (обычно). Это место может совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован (прописан).

Кроме того, при Всероссийской переписи населения 2010 года учитываются отдельно:

Граждане Российской Федерации, находящиеся за рубежом в длительных служебных командировках по линии органов государственной власти вместе с членами их домохозяйств (перепись проводится МИД России);

Лица, временно находящиеся на момент переписи на территории России, но постоянно (обычно) проживающие за границей.

2. В соответствии с международными рекомендациями и национальной практикой устанавливается, что лица, которые отсутствуют в стране 1 год и более, рассматриваются как длительные мигранты и в численность населения страны не включаются. Лица, прибывшие в страну на срок до 1 года, считаются кратковременными мигрантами и учитываются, как временно находящиеся в стране.

Ценз временного отсутствия в месте постоянного жительства распространяется и на перемещения внутри страны, например, если лицо выехало в другой населенный пункт на 1 год и более, то в данном населенном пункте оно не должно переписываться, если выехало на срок до 1 года, то данное лицо переписывается с отметкой о временном отсутствии.

3. Порядок учета отдельных категорий населения и исключения из него следующие:

3.1. Лица, постоянно проживающие в данном помещении и выехавшие в командировку, на работу по контрактам с российскими или зарубежными организациями (включая работу вахтовым методом) или учебу на срок до 1 года, а также выехавшие, независимо от срока, с целью отдыха, лечения, посещения родственников или знакомых, религиозного паломничества и т.п., переписываются по месту их постоянного жительства с отметкой о временном отсутствии.

3.2. Граждане России, выехавшие в длительные служебные командировки (на 1 год и более) за границу по линии органов государственной власти Российской Федерации, и находящиеся вместе с ними члены их семей переписываются по месту их нахождения соответствующими федеральными органами исполнительной власти (МИД России, Минобороны России, ФСБ России).

3.3. Студенты высших и средних профессиональных образовательных учреждений и учащиеся учреждений начального профессионального образования, проживающие по месту обучения, переписываются по месту их учебы, а не дома.

3.4. Лица, призванные на военно-учебный сбор, переписываются дома вместе с членами их домохозяйств с отметкой о временном отсутствии.

3.5. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и проживающие на открытой территории, переписываются вместе с членами их домохозяйств в общем порядке.

3.6. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и по контракту и проживающие на закрытой территории, переписываются по месту их службы соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

3.7. Члены экипажей российских торговых и пассажирских судов, находящихся в дальнем плавании, переписываются с отметкой о временном отсутствии в том месте, где постоянно проживает домохозяйство, в состав которого они входят. Члены экипажей судов (кроме имеющих домохозяйство), зарегистрированных по судну или по организации, в которой работают, переписываются до выхода в море по месту нахождения организации.

3.8. Находящиеся в местах предварительного заключения лица, арестованные в административном порядке, задержанные по подозрению в совершении преступления, находящиеся под следствием, а также лица, в отношении которых приговор не вступил в силу, переписываются по месту своего постоянного (обычного) жительства с отметкой о временном отсутствии.

3.9. Лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, лица, находящиеся в местах предварительного заключения, в отношении которых приговор вступил в силу, или не имеющие места постоянного жительства, переписываются по месту их нахождения соответствующими федеральными органами исполнительной власти (Минюстом России, ФСБ России).

3.10. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (т.е. лица, имеющие гражданство зарубежного государства) и лица без гражданства переписываются по месту их жительства в общем порядке.

3.11. Лица (независимо от их гражданства), прибывшие в Российскую Федерацию на работу по контрактам российских и иностранных организаций (кроме иностранных граждан, работающих в представительствах иностранных государств и международных организаций), учебу или в качестве туристов на срок 1 год и более, переписываются как постоянные жители России там, где они обычно проживают в Российской Федерации.

3.12. Лица (независимо от их гражданства), прибывшие из зарубежных стран (включая государства - участники СНГ) в Российскую Федерацию на постоянное жительство или в поисках убежища (независимо от того, получили они разрешение на жительство или нет), переписываются как постоянные жители Российской Федерации в том месте, где их застала перепись.

3.13. Лица, находящиеся в институциональных учреждениях социального и медицинского назначения (домах ребенка, детских домах, школах-интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, больницах для страдающих хроническими заболеваниями и приютах, за исключением временно находящихся в больницах и приютах), переписываются в этих учреждениях как постоянные жители.

3.14. В гостиницах, больницах, домах отдыха, санаториях и т.п. учреждениях переписываются только те лица, которые не имеют другого места жительства.

3.15. Лица, не имеющие постоянного места жительства (например, бездомные), переписываются там, где их застала перепись.

3.16. Временно находящиеся на территории Российской Федерации на момент счета населения лица, постоянно проживающие за рубежом (включая государства - участники СНГ), подлежат переписи по сокращенной программе. К ним относятся:

Лица (независимо от их гражданства), прибывшие в Российскую Федерацию на работу или учебу на срок до 1 года;

Лица (независимо от их гражданства), прибывшие в Российскую Федерацию с целью отдыха, лечения, посещения родственников или знакомых, религиозного паломничества;

Транзитные мигранты (лица, находящиеся в России на пути в другую страну).

3.17. При переписи населения не учитываются:

Лица, выехавшие в командировку, на работу по контрактам с российскими или зарубежными организациями, учебу или в качестве туристов на срок 1 год и более (независимо от того, сколько времени они там пробыли и сколько осталось до их возвращения);

Иностранные граждане, работающие в представительствах иностранных государств в Российской Федерации и проживающие с ними члены их домохозяйств;

Иностранные граждане, работающие в представительствах международных организаций;

Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в составе делегаций иностранных государств или международных организаций.