III. Кадастровые проблемы и их решение

Мирзоева А.Э.

ORCID: 0000-0001-7506-3485, Магистрант, Санкт-Петербургский горный университет в г. Санкт-Петербурге

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ РОССИИ

Аннотация

В статье рассматриваются злободневные проблемы, связанные с проведением государственной кадастровой оценки, в частности с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости. Актуальность затронутой темы и необходимость ее изучения заключается во влиянии результатов кадастровой оценки на налогообложение, а значит и на экономику страны в целом. Кроме того, была рассмотрена динамика изменения кадастровой стоимости по нескольким городам России с различным функциональным назначением, определена необходимость устранения проблем государственной кадастровой оценки.

Ключевые слова: государственная кадастровая оценка недвижимости, кадастровая стоимость недвижимости, земельные участки, проблематика определения кадастровой стоимости, налогообложение недвижимости.

Mirzoeva A.E.

ORCID: 0000-0001-7506-3485, Graduate Student, Saint-Petersburg Mining University, St. Petersburg

RELEVANCE OF THE PROBLEM OF LAND PLOTS CADASTRAL VALUATION IN RUSSIA

Abstract

The article deals with topical problems related to state cadastral valuation. In particular, the problem of defining cadastral value of real estate objects is discussed. The relevance of the topic and the necessity to study it is related to the impact of the results of cadastral valuation on taxation, and therefore on the economy of the country on the whole. In addition, the dynamics of changes in cadastral valuation for several cities of Russia with various functional purposes was considered. The necessity to eliminate problems of state cadastral valuation was determined.

Keywords: state cadastral valuation of real estate, cadastral value of real estate, land plots, problems of determining cadastral value, taxation of real estate

Вопрос проведения кадастровой оценки земель в Российской Федерации на данный момент, особенно в условиях современной рыночной системы, является наиболее актуальным. В 2015 году вступили изменения в Налоговый кодекс, которые обозначили кадастровую стоимость объектов недвижимости как налогооблагаемую базу, причем был определен переходный период, в течение которого осуществляется перерасчет налоговых сумм в соответствие со значениями кадастровой стоимости к 2020 году по мере подготовленности субъектов.

По анализу актуальных результатов кадастровой оценки можно заметить тенденцию роста кадастровой стоимости объектов недвижимости, в некоторых случаях она значительно превышает даже рыночную стоимость, что создает налоговую нагрузку. Например, для предприятий плата налогов, определенных исходя из необоснованной кадастровой стоимости, означает трату средств, которые могли бы быть задействованы на их модернизацию или развитие, а для физических лиц – социально несправедливое налогообложение.

На рисунке 1 представлено изменение кадастровой стоимости земельных участков с различными видами разрешенного использования на примере города Сочи. Согласно принятым результатам кадастровой оценки за период с 2003 по 2012 год, прослеживается четкая тенденция увеличения стоимости.

Рис. 1 – Динамика кадастровой стоимости в городе-курорте Сочи с 2003 года по 2012 год (рублей за квадратный метр)

Переход к рыночной экономике, произошедший в России в 1991 году, обусловил важность государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. В то время результаты проведенных оценок хранились в виде бумажных документов в архивах государственных учреждений, уполномоченных на проведение оценочной деятельности. К сожалению, документы не были переведены в электронный вид, что не обеспечило их общедоступность. В связи с этим проследить изменение кадастровой стоимости с 1991 до 2003 года не представляется возможным. Кроме того, в 1998 году произошла деноминация российского рубля, что также отразилось на значении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Это говорит о том, что проведение анализа изменения кадастровой стоимости является целесообразным в случаях улучшения экономической ситуации в стране или хотя бы в период экономической стабильности, который начался после кризиса в 2009 году и длится по настоящее время.

На рисунке 2 представлено увеличение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения объектов индивидуальной жилой застройки, в Москве в разрезе административных округов (за 1 кв. метр земли в рублях), по утвержденным результатам кадастровой оценки за различные временные промежутки.

Рис. 2 – Изменение кадастровой стоимости в г. Москве с 2008 года по 2015 год в разрезе административных округов (рублей за квадратный метр)

В качестве примера возрастания кадастровой стоимости объектов капитального строительства рассмотрена динамика роста кадастровой стоимости квадратного метра жилья по районам Санкт-Петербурга. По данным Центра Исследований и Аналитики Группы Компаний «Бюллетень Недвижимости», за 3 года (с 2012 по 2015 годы) кадастровая стоимость в среднем увеличилась на 47 тыс. рублей (рис. 3).

Рис. 3 – Динамика кадастровой стоимости квадратного метра жилой недвижимости в г. Санкт-Петербурге с 2012 по 2015 год

Для физических лиц переход к кадастровому налогообложению стал достаточно острым, о чем свидетельствует возрастание числа споров о результатах кадастровой оценки (рис. 4).

Рис. 4 – Динамика изменения численности споров о значениях кадастровой стоимости недвижимости за период с 2008 по 2015 гг.

Стоит также отметить, что за первые полгода 2016 года в Комиссии Росреестра и арбитражные суды уже было подано 14,6 тысяч заявлений об оспаривании кадастровой стоимости. Эта цифра в 1,5 раза превышает количество поступивших заявлений за такой же период 2015 года (рис. 4). Кроме того, 85% полученных заявлений относятся к случаям возражения против установленных значений стоимости именно земельных участков.

Согласно публикациям в средствах массовой информации, за последнее время интерес к результатам кадастровой оценки и процедуре определения кадастровой стоимости увеличился более чем в 3 раза . В дополнение, президент Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин, в ежегодной телепередаче «Прямая линия с Владимиром Путиным» отметил заинтересованность населения к данной проблеме. На коллегии Росреестра при подведении итогов 2015 года и определении перспектив на 2016 год руководитель, Игорь Васильев, отметил возрастающую социальную значимость всей процедуры кадастровой оценки, а также и повышение заинтересованности собственников к размеру кадастровой стоимости их недвижимости.

По настоящее время определением кадастровой стоимости занимаются частные компании, что приводит к разнице в способах определения стоимости, а затем и к разнице в стоимости рядом расположенных объектов недвижимости в десятки раз. Поэтому была рассмотрена инициатива и внесены изменения в законодательство по поводу предоставления полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, бюджетным учреждениям государства.

Намерения сформировать единую систему кадастровой оценки по всей стране подтвердил премьер-министр Российской Федерации, Дмитрий Медведев. В первую очередь он отметил, что уровень подготовки специалистов сферы оценочной деятельности должен быть одинаков, а сами оценщики не должны являться работниками частных компаний. Председатель Правительства Российской Федерации также поддержал инициативу введения изменений в законодательство, касающиеся передачи кадастровой оценки недвижимости государству .

В действительности нормативно-правовую базу кадастровой оценки недвижимого имущества пополнили два законодательных акта. С 1 ноября 2016 года вступил в силу Приказ Минэкономразвития России от 7 июня 2016 года № 358, утвердивший правила расчета кадастровой стоимости недвижимости, кроме земельных участков, расположенных вне населенных пунктов, а также занятых природными объектами. С 1 января 2017 года введен в действие Федеральный закон о кадастровой оценке», положения которого внедряют в сферу оценочной деятельности институт государственных кадастровых оценщиков.

Средства от налога на недвижимость поступают в бюджеты разного уровня и используются властями для различных нужд. Переход к кадастровой стоимости изначально являлся инициативой самих регионов (субъектов РФ), а не Правительства. Так, например, у руководства Москвы складывалось впечатление, что бюджет недополучает средства, которые впоследствии были бы направлены на решение общегородских проблем. Имевшаяся оценка считалась властями заниженной и проведенной таким образом, что, например, от крупных торговых сетей в казну практически не поступали никакие средства. Поэтому переход к кадастровой стоимости, безусловно, должен был привести к справедливому налогообложению, а никак не к перегибу сложившейся ситуации в обратную сторону. И это касается не только предприятий, но и граждан. В связи с этим Правительством еще будут рассмотрены предложения по увеличению не налогооблагаемой части имущества.

Большую часть налога на недвижимость во многих регионах составляет земельный налог, к примеру, по Республике Крым, что представлено на рисунке 5.

Рис. 5 – Начисление и поступление платежей в тысячах рублей по налогам в Республике Крым (март 2016 года)

В Краснодарском крае земельный налог составляет 3,72 % от всех поступлений в бюджет и 19,2% от налога на недвижимое имущество (рис. 6) .

Рис. 6 – Начисление и поступление платежей в рублях по налогам в Краснодарском крае (сентябрь 2016 года)

Специфической особенностью земель населенных пунктов является то, что их стоимость значительно превышает стоимость других категорий земель, что связано с высокой урбанизированностью и количеством капитальных вложений, потраченных на обустройство, инженерное оборудование, социальную инфраструктуру и прочее. Не последнюю роль в формировании бюджетов городов играет имущественный налог и арендная плата, которые определяются исходя из кадастровой стоимости недвижимости .

Как уже было отмечено ранее, число споров о кадастровой оценке растет. Согласно данным Росреестра, количество рассмотренных заявлений в Комиссиях с 2013 до 2014 года увеличилось вдвое – до 11 тыс. споров (рис. 7). В 2015 году в 58% случаев решение было принято в пользу заявителя, а кадастровая стоимость объектов упала на 27%. Налоговые сборы в региональные и муниципальные бюджеты из-за этого упали на 24,5 млрд. руб. ниже запланированных. Они стали непредсказуемы, а ведь для муниципальных бюджетов земельный налог и налог на имущество являются источниками дохода.

Рис. 7 – Оспаривание кадастровой стоимости в Комиссиях и судах

Важно отметить, что Комиссии при Росреестре, рассматривая спросы о недовольствах в отношении значений кадастровой стоимости, снижают количество заявлений, поступающих в суды, в связи с тем, что пересматривают наименее спорные и наиболее очевидные заявления, а также оперативно решают вопрос правообладателей в сравнении с аналогичной процедуры, проходящей в судебном порядке. Рассмотрение дел в Комиссиях увеличивает число случаев, при которых для заявителей спор становится выигрышным.

Как видно по статистике и проведенному анализу, злободневность вопросов, связанных с кадастровой оценкой, обоснована, поэтому точность и корректность ее результатов является одной из задач, которую призвано решить государство. Необъективность результатов определения кадастровой стоимости в России складывается исходя из ряда проблем, которые выделены не только государственными органами, но и исследователями, разрабатывающими и совершенствующими методические аспекты оценки . Выделим основные из указанных проблем.

Согласно ежегодному докладу Росреестра об итогах деятельности, выделены следующие проблемы, влияющие на качество кадастровой оценки:

– недостаточность качества исходных данных;

– ограничения при привлечении опытного оценщика (не урегулирована ситуация с отбором исполнителей работ с учетом опыта и квалификации);

– отсутствие четких алгоритмов и последовательностей для определения достоверных и обоснованных результатов кадастровой оценки;

– неудовлетворительный контроль со стороны местных органов власти результатов, а также утверждение неадекватных результатов проведенной оценки недвижимости;

– отсутствие проверки со стороны Росреестра в части привлечения оценщика к ответственности при неверных результатах;

– расчет налога на земельные участки и иную недвижимость без установления значимости суммы для населения и экономики страны;

– неотработанный порядок при нахождении кадастровой стоимости вновь образованных, ранее учтенных и измененных объектов .

Для решения этих проблем Росреестром предлагается использование топографической основы кадастра, проведение отбора исполнителя оценочных работ через конкурс, разработка и утверждение методологии оценки, обеспечение возможности оспаривания кадастрового отчета до его утверждения, введение дисквалификации от работ по кадастровой оценке, применение обязательного анализа социальных и экономических последствий и переработка порядка, утвержденного Минэкономразвития России .

Актуальность вопросов в области проблем кадастровой оценки поднимается уже достаточно давно как российскими, так и зарубежными исследователями. В российских публикациях относительно определения кадастровой стоимости, как правило, поднимаются вопросы:

– рассмотрения возможностей и достоинств использования различных подходов при кадастровой оценке (Пичуев Н.И., Клещенко Ю.А.) , ;

– обозначения общих проблем проведения кадастровой оценки и определения кадастровой стоимости (Поликарпов А.М., Сулин М.А., Павлова В.А.) , ;

– разработки перечней новых факторов, влияющих на кадастровую стоимость (Быкова Е.Н., Шабаева Ю.И., Виноградов Д.В.) , ;

– выявления прогнозов и перспектив налогообложения недвижимого имущества (Дождева Е.Е., Журавлева Т.А., Родионова В.В.) , .

Зарубежные исследователи (Dimopoulos T., Erden H., Galante M., Parzych P., Jasiolek J. и другие) публикуют работы, связанные с рациональностью использования результатов кадастровой или массовой оценок недвижимости в целях налогообложения. Подобные исследования проводятся в таких странах, как Польша, Греция, Израиль, Германия, Франция, Турция, Испания, Индия, США, Бразилия, Китай, Япония и страны Африки. Все это говорит о заинтересованности в совершенствовании методик проведения кадастровой (массовой) оценки и возможностях использования ее результатов во всем мире.

Список литературы / References

  1. Публикации о Росреестре [Электронный ресурс]. – URL: https://rosreestr.ru/site/press/archive/publications (дата обращения: 05.04.2017).
  2. Передача кадастровой оценки государству не исключена [Электронный ресурс]. – URL: https://er.ru/news/134020 (дата обращения: 15.03.2017).
  3. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 16.12.2016).
  4. Кухарук Н. С. Актуализация результатов кадастровой оценки земель населённых пунктов / Н. С. Кухарук, Л. В. Марциневская, А. М. Митряйкина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Том 17. – 2011. – № 21. – С. 150-160.
  5. Итоговый доклад «Итоги деятельности за 2014 год, задачи на 2015 год» [Электронный ресурс]. – URL: https://rosreestr.ru/upload/iblock/5ef/buklet-rr-v-tsifrakh-2015_itog.pdf (дата обращения: 01.02.2017).
  6. Пичуев Н. Н. О применении затратного подхода при оценке стоимости объектов в Крымском федеральном округе / Н. Н. Пичуев, И. Н. Пичуев // Вопросы оценки. – 2014. – № 4(78). – С. 9-19.
  7. Клещенко Ю. А. Системный подход и принципы методологии освоения земель Автономной Республики Крым для решения социально-экономических проблем всех слоев населения / Ю. А. Клещенко, Е. Н. Ширков // Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). – 2015. – № 3. – С. 156-162.
  8. Поликарпов А. М. Проблемы кадастровой системы в Российской Федерации / А. М. Поликарпов, А. Э. Мирзоева, А. С. Овчинникова // Образование, экономика, общество. – 2015. – № 3-4 (49-50). – С. 125-129.
  9. Сулин М. А. Общая парадигма оценки объектов недвижимости / М. А. Сулин, В. А. Павлова // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета: СПбГАУ. – 2012. – № 27. – С. 242-245.
  10. Быкова Е. Н. Престижность территории и концептуальные положения формирования ее критериев / Е. Н. Быкова, Ю. И. Шабаева // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. – 2014. – №37. – С. 181-186.
  11. Виноградов Д. В. Экономика недвижимости: учеб. пособие / Д. В. Виноградов. – Владимир: Владимирский государственный университет, 2007. – 136 с.
  12. Дождева Е. Е. Новые подходы к налогообложению доходов физических лиц от сдачи в аренду имущества / Е. Е. Дождева, Е. В Родионова // Региональное развитие: СГЭУ. – 2015. – № 3(7). – С. 4.
  13. Журавлева Т. А. Прогноз налогового потенциала Республики Крым и г. Севастополя // Крымский научный вестник. – 2015. – № 4-1. – С. 10-33.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Publikacii o Rosreestre . – URL: https://rosreestr.ru/site/press/archive/publications (accessed: 05.04.2017).
  2. Peredacha kadastrovoj ocenki gosudarstvu ne iskljuchena . – URL: https://er.ru/news/134020 (accessed: 15.03.2017).
  3. Oficial’nyj sajt Federal’noj nalogovoj sluzhby RF . – URL: https://www.nalog.ru (accessed: 16.12.2016).
  4. Kuharuk N. S. Aktualizacija rezul’tatov kadastrovoj ocenki zemel’ naseljonnyh punktov / N. S. Kuharuk, L. V. Marcinevskaja, A. M. Mitrjajkina // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta . Tom 17. – 2011. – № 21. – S. 150-160.
  5. Bykowa E. The state real estate cadaster in Russia – problems and perspectives / E. Bykowa, J. Sishchuk // ZFV – Zeitschrift fur Geodasie, Geoinformation und Landmanagement. – 2015. Vol. 140(1). – P. 22-26.
  6. Itogovyj doklad «Itogi dejatel’nosti za 2014 god, zadachi na 2015 god» . – URL: https://rosreestr.ru/upload/iblock/5ef/buklet-rr-v-tsifrakh-2015_itog.pdf (accessed: 01.02.2017).
  7. Pichuev N. N. O primenenii zatratnogo podhoda pri ocenke stoimosti ob#ektov v Krymskom federal’nom okruge / N. N. Pichuev, I. N. Pichuev // Voprosy ocenki . – 2014. – № 4(78). – P. 9-19.
  8. Kleshhenko Ju. A. Sistemnyj podhod i principy metodologii osvoenija zemel’ Avtonomnoj Respubliki Krym dlja reshenija social’no-jekonomicheskih problem vseh sloev naselenija / Ju. A. Kleshhenko, E. N. Shirkov // Nauka. Tehnika. Tehnologii (politehnicheskij vestnik) . – 2015. – № 3. – P. 156-162.
  9. Polikarpov A. M. Problemy kadastrovoj sistemy v Rossijskoj Federacii / A. M. Polikarpov, A. Je. Mirzoeva, A. S. Ovchinnikova // Obrazovanie, jekonomika, obshhestvo . – 2015. – № 3-4 (49-50). – p. 125-129.
  10. Sulin M. A. Obshhaja paradigma ocenki ob#ektov nedvizhimosti / M. A. Sulin, V. A. Pavlova // Izvestija Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta: SPbGAU . – 2012. – № 27. – P. 242-245.
  11. Bykova E. N. Prestizhnost’ territorii i konceptual’nye polozhenija formirovanija ee kriteriev / E. N. Bykova, Ju. I. Shabaeva // Izvestija Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta . – 2014. – №37. – P. 181-186.
  12. Vinogradov D. V. Jekonomika nedvizhimosti: ucheb. posobie / D. V. Vinogradov. – Vladimir: Vladimirskij gosudarstvennyj universitet, 2007. – 136 p.
  13. Dozhdeva E. E. Novye podhody k nalogooblozheniju dohodov fizicheskih lic ot sdachi v arendu imushhestva / E. E. Dozhdeva, E. V Rodionova // Regional’noe razvitie: SGJeU . – 2015. – № 3(7). – P. 4.
  14. Zhuravleva T. A. Prognoz nalogovogo potenciala Respubliki Krym i g. Sevastopolja // Krymskij nauchnyj vestnik . – 2015. – № 4-1. – P. 10-33.

Проблема:

10 апреля 2001 года по предложению Российской ассоциации частных землемеров руководителем Рсземкадастра Саем Сергеем Ивановичем была предпринята попытка наполнить Кадастр сведениями обо всех земельных участках Росземкадастром были утверждены «Указания для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках ГЗК-1-Т.Р-11-02-01». Инвентаризация документированных сведений о земельных участках с составлением выписки из государственного земельного кадастра обо всех ранее учтенных земельных участках, инвентаризационного плана земельных участков в кадастровом квартале, каталога координат точек границ земельных участков в кадастровом квартале и отражением сведений о ранее учтенных земельных участках на дежурной кадастровой карте не были выполнены.

Вторая попытка наполнения Кадастра сведениями обо всех земельных участках была предпринята в 2005 году руководителем Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Мишустиным Михаилом Владимировичем в составе работ по расчету кадастровой стоимости земельных участков. При формировании Первичного реестра земельных участков, подлежащих включению в Оценочную опись существующих земельных участков (ООЗУ) кроме сведений о земельных участках (включая их местоположение), отраженных на кадастровом плане территории кадастрового квартала, на основании фотообразов документов, явившихся основанием для внесения земельного участка в Первичный реестр (свидетельство о праве собственности на землю, Поземельная книга, Похозяйственная книга, постановление органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка и т.д.) составлялся перечень существующих земельных участков, расположенных на территории кадастрового квартала, но не отраженных графически на кадастровом плане территории кадастрового квартала. В последующем, местоположение таких земельных участков не было отражено и в публичных кадастровых картах. Тем не менее, начиная с 2005 года Роснедвижимость и Росреестр (Васильев С.В.) ежегодно в Государственных (национальных) докладах о состоянии и использовании земель в Российской Федерации отчитывались о завершении внесения сведений о ранее учтенных земельных участках в Единый государственный реестр земель, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона «О государственном земельном кадастре». И только в 2012 году Минэкономразвития признало, что в Кадастре содержатся сведения с отображением границ лишь о 30 миллионах земельных участков из 60 миллионов существующих.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (НАЦИОНАЛЬНЫЙ) ДОКЛАД

О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2005 ГОДУ

В 2005 году ФГУ «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации практически завершено внесение сведений о ранее учтенных земельных участках в Единый государственный реестр земель, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона «О государственном земельном кадастре».

Завершение этой работы является поворотным этапом в деятельности по ведению современного государственного земельного кадастра. Отражение сведений о ранее учтенных земельных участках в государственном реестре земель кадастрового района и на дежурной кадастровой карте является подготовительной работой к кадастровому учету вновь образованных земельных участков и обеспечивает проверку представленных документов о межевании на соответствие данным государственного земельного кадастра и уникальность кадастровых номеров, присваиваемых земельным участкам при их кадастровом учете.

По отчетным данным в целом по Российской Федерации на 31.12.2005 года общее количество земельных участков, внесенных в Единый государственный реестр земель, составляет 36 920 104 участка.

Сведения об учтенных в кадастре земельных участках в процентах от их фактического наличия

(по данным государственных докладов о состоянии и использовании земель в российской федерации в 2002-2010 гг.)

Количество КПЗУ подготовленных по заявкам о постановке на государственный кадастровый учёт по отчётным данным Росреестра

Общее количество земельных участков, внесённых в ЕГРЗ по данным Росреестра (не соответствует действительности)

(на 31.12.2005г.)

(на 31.12.2006г.)

(на 31.12.2007г.)

(на 31.12.2008г.)

(на 31.12.2009г.)

(на 31.12.2010г.)

или 40% от 49 666 664

(за 2002 - 2010 годы в среднем 1 999 205* за 1 год)

Решение:

Министерство экономического развития России после многолетних раздумий и ожиданий, что спорадический способ по запросу заинтересованных лиц и за их счет наполнит Кадастр сведениями обо всех объектах недвижимости, наконец, пришло к очевидному, подтвержденному мировой практикой выводу о том, что наполнение Кадастра сведениями обо всех ранее учтенных объектах недвижимости невозможно без бюджетного финансирования и использования систематического способа проведения кадастровых работ, поочередно в плановом порядке, охватывая всю территорию.

Комитет по населенным пунктам ЕЭК ООН еще в сентябре 1998 года на своей пятьдесят девятой сессии рекомендовал Правительствам стран с переходной экономикой «признать финансирование кадастра в первые годы их использования как реальные инвестиции в развитие экономики в целом. Закрепленные в кадастрах права – это финансовые активы страны. Они способствуют постепенному привлечению инвестиций и создают у предприятий и отдельных лиц чувство уверенности, побуждающее их участвовать в развитии страны и ее экономики».

Кадастр и регистрация прав это правовая и финансовая инфраструктура для развития экономики и обеспечения социальной устойчивости.

В 2012 году Минэкономразвития России впервые озвучило (Э. Набиулина), что из 60 млн. земельных участков в Кадастре содержатся сведения лишь о 30 млн. земельных участков с установленными границами. В настоящее время Минэкономразвития России считает, что финансирование работ по определению точных границ земельных участков должно осуществляться как за счет региональных и муниципальных бюджетов, так и за счет субвенций из федерального бюджета. Объем средств, которые понадобятся, составит 119 млрд рублей.

В августе 2013 года по поручению Минэкономразвития России разработан проект Федерального закона «Об определении точных границ земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»,в котором предлагается проведение за счет бюджетных средств комплекса кадастровых работ по установлению, уточнению, включая исправление в Кадастре ранее внесенных ошибочных сведений о границах, устранению путем перераспределения земель недостатков землепользования (вклинивания, изломанности границ, чересполосицы) и внесению в Кадастр установленных в соответствии со Стандартами точности сведений о границах всех земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства в границах населенных пунктов, садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан.

Для мотивирования граждан и юридических лиц в установлении точных границ находящихся в их владении земельных участков Минэкономразвития России подготовило законопроект, в котором начиная с 2018 года запрещаются любые сделки с земельными участками, сведения о границах которых отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.

    Несоответствие координат характерных точек границ земельных участков, поставленных на кадастровый учет, стандартам точности (кадастровый мусор неточных границ) – препятствие для кадастрового учета смежных земельных участков и источник земельных и кадастровых споров.

Проблема:

Причины неточных границ, отраженных в Кадастре:

    Низкая точность координат пунктов Государственной геодезической сети в местных системах координат. Смежные границы земельных участков, определенные от разных пунктов ГГС не совпадают из-за ошибок взаимного положения пунктов ГГС, результатом чего является решение об отказе в кадастровом учете и длительные судебные разбирательства.

Ошибки координат пунктом ГГС в местных системах координат

Субъект РФ

Количество пунктов ГГС

на которых

проведены спутниковые

измерения

СКО взаимного положения пунктов ГГС.см

Распределение ошибок в %

свыше 100 см

Смоленская область -МСК-67

Тверская

область -МСК-69

Тульская область -МСК-71

Московская область-МСК-50

*) после отбраковки пунктов с ошибками более 1м

Данные, приведенные в Таблице. характеризуют точность ГГС в местных системах координат, базирующихся на СК-63. Распределение ошибок в сетях ГГС неоднородно. Выявлено наличие групп пунктов, сдвинутых относительно основной совокупности на величину до 0.5 м.

    Недопустимое использование кадастровыми инженерами способов определения с пониженной, не соответствующей стандартам точностью координат характерных точек границ земельных участков картометрическим методом вместо выполнения измерений геодезическими способами (тахеометрическая съемка, спутниковые определения).

    Наличие исторических границ земельных участков, установленных по описанию с пониженной точностью.

    Отсутствие государственного геодезического контроля за межеванием земель.

    Отсутствие законодательно установленного приоритета точно измеренных границ над неточно определенными.

    Отсутствие простого механизма исправления в кадастровой документации неточно отраженных границ земельных участков на точно определенные (при отсутствии земельных споров).

Решение:

    Вместо созданной путем сгущения пунктов ГГС в местной системе координат с низкой и неоднородной точностью опорной межевой сети наземного базирования с установкой закапыванием легко утрачиваемых опорных межевых знаков создание и использование межрегиональных и региональных спутниковых систем точного позиционирования с равномерной по территории точностью определения координат точек (1-2) см. Стоимость создания спутниковой опорной сети в 2-3 раза дешевле, чем опорная межевая сеть.

    Проведение за счет бюджетных средств кадастровых работ по уточнению ранее внесенных в Кадастр ошибочных сведений (координат характерных точек границ) о границах земельных участков. Проект федерального закона «Об определении точных границ земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства» разработан Минэкономразвития России.

    Установить в кадастровом законодательстве современный принцип приоритета точных границ над менее точными вместо существующего принципа –кто первый попал в Кадастр, тот и прав, неотвратимо приводящему к накоплению кадастровых ошибок и ухудшению качества Кадастра.

    Передача контрольных функций за межеванием объектов кадастрового учета саморегулируемым организациям в сфере кадастровой деятельности.

    Наделение саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности правом проведения независимой экспертизы при возникновении технического кадастрового спора по расположению границ и точности определения координат характерных точек границ земельных участков.

Дальнейшее развитие экономических отношений в Российской Федерации невозможно без точной и достоверной информации, которая должна содержаться в государственном кадастре недвижимости (ГКН). Эта информация необходима также для создания единого геоинформационного пространства территориального образования, позволяющего решать многочисленные вопросы эффективного управления. Поэтому сбор кадастровой информации в настоящее время и ее внесение в ГКН является актуальной научно-технической задачей.

Ведение государственного кадастра недвижимости является одной из сложных, трудоемких, дорогостоящих, но в то же время необходимых процедур, осуществляемых государственными структурами. Без кадастровой информации невозможны сделки с недвижимостью, возникают проблемы с проведением эффективной налоговой политики, государство не может на практике реализовать гарантии прав собственников на принадлежащее им недвижимое имущество. Поэтому неслучайно Министерство экономического развития непрерывно совершенствует нормативную и законодательную базу земельно-имущественных отношений, что, несомненно, даёт свои положительные результаты.

Согласно научно-техническим публикациям, одной из главных проблем государственного кадастра недвижимости является его незавершенность. Это обусловлено заявительным принципом ведения ГКН. Кроме того, серьезным аспектом сбора и внесения кадастровой информации в ГКН являются проблемы наложения границ земельных участков друг на друга в процессе их постановки на государственный кадастровый учет (ГКУ) или их пересечения с границами муниципального образования.

Данная негативная ситуация обусловлена следующими факторами:

  1. Точность пунктов опорной межевой сети не достаточна для выполнения координирования характерных точек вновь образованных земельных участков.
  2. Средние квадратические ошибки характерных точек, определяющие на местности положение земельных участков, получены с точностью, не соответствующей требованиям нормативных документов.
  3. При постановке на государственный кадастровый учет вновь сформированных земельных участков орган кадастрового учета (кадастровая палата) не требует от кадастровых инженеров материалов, подтверждающих качество выполненных работ по координированию характерных точек.
  4. Характерные точки ранее поставленных на ГКУ земельных участков закоординированы с грубыми ошибками. В ряде случаев кадастровые инженеры используют картометрический способ определения координат без проверки, когда картографическая основа не обеспечивает заданной точности, а в соответствующей форме межевого плана прописывается только нормативная точность определения координат.
  5. Изменение системы координат территориального образования, когда ранее учтенные земельные участки были закоординированы в одной, а вновь образуемые - в новой системе координат.

Перечисленные недостатки, согласно действующему законодательству, обусловливают приостановления и отказы в ГКУ. Согласно материалам обследования, доля приостановлений и отказов в государственном кадастровом учете составляет в среднем по регионам от 3 до 11 %. Это весьма значимая величина, определяющая не только удлинение процесса оформления прав на объекты недвижимости, но и формирование налогооблагаемой базы.

Уместно заметить, что до введения в действие Федерального закона о землеустройстве земельные участки предоставлялись землепользователям без обязательного определения координат. Тем не менее, кадастровое ведомство, основываясь на статьях Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), подвергает сомнению не внесенные в базы данных кадастра графические и атрибутивные данные, а сведения, предоставленные во вновь поступающих межевых и технических планах. Такая ситуация парадоксальна, вместе с тем, она соответствует действительности. Устранение создавшейся ситуации возможно в результате выполнения сплошного межевания в пределах структурных единиц территориального образования. К сожалению, органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровой деятельности не определены источники, из которых должна финансироваться такая необходимая на современном этапе работа.

Кадастровая ошибка

В современном земельном законодательстве выделены две группы ошибок, которые обусловливают наложение границ земельных участков при их постановке на учет: технические и кадастровые ошибки. Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка) - это ошибка, допущенная органом кадастрового учета при осуществлении ГКУ. Срок ее исправления - не более пяти рабочих дней. Если причиной пересечения границ является техническая ошибка (например, сведения реестра объектов недвижимости или кадастровой карты о местоположении границы земельного участка не соответствуют сведениям, содержащимся в документах кадастрового дела), то она устраняется в течение времени, предусмотренного для осуществления кадастрового учета, без принятия решения о приостановлении.

Кадастровая ошибка - это воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения. Перечисленные выше факторы относятся к кадастровым ошибкам. На исправление кадастровой ошибки отводится восемнадцать календарных дней. Кадастровая ошибка подлежит исправлению в процессе изменения сведений об объекте недвижимости, получении кадастрового паспорта на квартиру в порядке информационного взаимодействия или на основании вступившего в законную силу решения суда. Истцом по требованию об исправлении кадастровой ошибки может быть любое заинтересованное лицо (ч. 5 ст. 28 Закона о кадастре).

Ответчики по иску об исправлении кадастровой ошибки:

  • собственник земельного участка, за счет которого может быть произведено восстановление границ земельного участка истца;
  • арендатор участка, если участок находится в государственной или муниципальной собственности и сдан в аренду на срок более пяти лет;
  • кадастровая палата, поскольку именно она должна совершить действия по кадастровому учету новых границ земельного участка.

В письме Министерства экономического развития (МЭР) от 27 марта 2009 г. № 4448-ИМ/Д23 «Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков» отмечено что, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 221, государственный кадастровый учет приостанавливается, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями (т.е. со сведениями государственного кадастра недвижимости, которые не имеют временного характера) пересекает одну из границ другого земельного участка. Исключением являются случаи, когда последний из указанных земельных участков является преобразуемым.

Ошибки кадастровых инженеров

Орган кадастрового учета при принятии решения о приостановлении должен установить возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения. Если причиной пересечения границ является ошибка, допущенная кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка, кадастровый учет которого был осуществлен после вступления в силу Закона о кадастре, то она определяется как кадастровая и подлежит исправлению в порядке, установленном ст. 28 данного закона.

Воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка, допущенная лицом, выполнявшим работы по территориальному землеустройству, в отношении ранее учтенного земельного участка (земельного участка, государственный кадастровый учет которого был осуществлен до 1 марта 2008 г., или земельного участка, государственный кадастровый учет которого не осуществлен, но право собственности зарегистрировано и не прекращено, и которому присвоен органом, осуществляющим госрегистрацию прав, условный номер) может быть исправлена органом кадастрового учета с использованием процедур в соответствии с ч. 14 ст. 45 Закона о кадастре.

В письме МЭР № ОГ-Д23-4647 от 16.08.2013 дано пояснение по поводу отнесения земельного участка к ранее учтенным объектам недвижимости. В соответствии со ст. 45 Федерального закона № 221, ранее учтенными земельными участками признаются земельные участки:

  • государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном действующим законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре (1 марта 2008 г.);
  • государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Порядок исправления кадастровых ошибок

Местоположение границ земельного участка определяется кадастровыми инженерами в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. Вместе с тем, в целях снижения количества приостановлений и отказов в проведении государственного кадастрового учета, на наш взгляд, необходимо провести следующие мероприятия:

  1. Разработать и утвердить инструкцию по определению границ недвижимого имущества и передаче межевых и технических планов на ГКУ. Данную инструкцию согласовать с работниками органа кадастрового учета и саморегулируемой организацией кадастровых инженеров.
  2. Значительно усилить квалификационные требования по допуску претендентов для сдачи квалификационного экзамена на аттестат кадастрового инженера. При этом существенно расширить перечень вопросов, касающихся геодезического обеспечения ведения ГКН, добавив теоретический материал по ГНСС-технологиям, методам и средствам контроля и математической обработки результатов геодезических измерений.
  3. Органам кадастрового учета требовать от кадастровых инженеров материалов по контролю качества результатов координирования характерных точек вновь образованных земельных участков с проверкой качества определения координат характерных точек смежных земельных участков, уже поставленных на ГКУ. В формах межевого плана необходимо приводить результаты реальной оценки точности выполненных измерений исходя из использованных методов и средств, применяемых при координировании.
  4. При применении картометрического способа обосновывать возможность использования соответствующей картографической основы и выполнять проверку реальной точности картографического плана или карты.
  5. Кадастровым инженерам в пределах одного кадастрового квартала для координирования характерных точек использовать одни и те же пункты государственной геодезической сети или опорной межевой сети, которые использовались ранее при координировании смежных земельных участков.

Реализация данных предложений могла бы существенно повысить качество кадастровой информации, в значительной степени сократив причины приостановлений или отказов в осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Поволжский государственный технологический университет

ПРОБЛЕМЫ ПОСТАНОВКИ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ РАНЕЕ УЧТЕННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ИХ РЕШЕНИЕ

Мирошниченко Ксенья Ивановна

Аннотация

Рассматривается порядок решения проблем при постановке на государственный кадастро-вый учет ранее учтенных земельных участков с присвоенным кадастровым номером без уточнения границ.

Ключевые слова: государственный кадастровый учет, ранее учтенные земельные участки, структура поста-новки на ГКУ, уточнение границ.

Основной целью постановки недвижимого имущества на кадастровый учет является дальнейшая регистрация прав на это имущество. Если не ставить участок на кадастровый учет, любые сделки с ним будут невозможны - его нельзя продать, подарить, сдать в аренду или еще как-либо распорядиться им. На таких неучтенных участках нельзя осуществлять строительство, проводить коммуникации. Прежде чем приступить к возведению и эксплуатации дома, необходимо уладить множество вопросов по разрешительной документации, проектированию и строительству . При получении разрешения на строительства необходим межевой план земельного участка, поставленного на кадастровый учет. Кадастровый учет земельных участков позволяет подтвердить существование конкретного участка на определенной местности, обладающего индивидуальными характеристиками. Физические лица, предприниматели и организации часто сталкиваются в ходе своей деятельности с потребностью постановки земельных участков на кадастровый учет для совершения разного рода сделок . При постановке на кадастровый учет вновь образуемого или ранее учтенного земельных участков могут возникнуть проблемы и потребуется проведение работ по уточнению местоположения их границ.

Работы по уточнению границ земельного участка оформляются в виде заключения кадастрового инженера или в виде межевого плана. Сведения об уточнении границ земельного участка вносятся в Государственный кадастр недвижимости на основании заявления собственника земельного участка или уполномоченного на то лица или органа власти.

После проведения уточнения границ земельного участка его площадь может быть изменена в зависимости от расположения участка в конкретном районе конкретной области .

На рисунке 1 приведена схема возможного развития при постановке новыми собственниками ранее учтенных объектов недвижимости, в частности земельных участков с неуточненными границами, на кадастровый учет.

При постановке на ГКН ранее учтенных земельных участков возможен отказ в следующих случаях.

1. Из-за наложения границ ранее учтенного земельного участка на смежные участки, не поставленные на кадастровый учет.

Земельное законодательство не обязывает проводить мероприятия по межеванию ранее учтенных земельных участков, а только лишь присвоить кадастровый номер.

При покупке такого участка новый владелец не всегда информирован о границах расположения купленного им земельного участка.

Данный факт влечет за собой множество нежелательных последствий.

При постановке на кадастровый учет земельного участка новым владельцем, не исключены спорные вопросы со смежными землевладельцами, земельные участки которых не состоят на кадастровом учете. И в результате проведения межевания возможны наложения на границы смежных земельных участков. В связи с чем владельцам смежных участков при постановке на кадастровый учет придется доказывать в суде не правомерность данных действий, а обязанность по изменению границ в кадастровом паспорте земельного участка возлагается на нового владельца земельного участка, который в свою очередь приобрел только кадастровый номер, а не поставленный на кадастровый учет в соответствии с земельным законодательством земельный участок.

В связи с этим одним из очевидных способов выхода из данной ситуации является постановка на кадастровый учет земельного участка с обязательным проведением мероприятий по межеванию земельного участка, то есть определению границ земельного участка, с установкой межевых знаков. недвижимый имущество регистрация кадастровый

Рисунок 1-Структура постановки на кадастровый учет ранее учтенного земельного участка с неуточненными границами

2. Из-за наложения границ ранее учтенного земельного участка на земли муниципального образования.

При определении границ земельного участка может возникнуть наложение на земли муниципального образования. Это связано со следующими ошибками:

1) кадастровая ошибка часто допускается органами местного самоуправления при проведении инвентаризации, подготовке проекта границ участка для осуществления кадастровых работ или других актов, изменяющих его некоторые характеристики;

2) кадастровая ошибка допущенная кадастровым инженером при определении границ земельного участка .

3) техническая ошибка (опечатка и т.д.), возникающая при заполнении бумаг сотрудником кадастровой службы. В этом случае владельцу участка необходимо написать соответствующее заявление в орган кадастрового учета для исправления ошибки.

4) еще одной причиной наложения границ является изменение методики межевания земельных участков. До 2008 года межевание проводилось по реперным точкам, а начиная с 2008 года - по спутниковым данным. В данном случае необходимо в судебном порядке доказывать об изменении методики межевания.

В случае если границы участка накладываются на газопроводы, подземные коммуникации, линии электропередач и т.д., то необходимо вновь провести межевание и сдвинуть границы, либо с выделением охранной зоны газопровода и наложением сервитута, либо без них.

Таким образом, при постановке на ГКУ ранее учтенных земельных участков возникает не мало трудностей с установлением их точных границ, а также согласованием со смежными земельными участками.

Библиографический список

1. Неумывакин Ю.К., Перский М.И. Земельно-кадастровые геодезические работы. - М.; "КолосС", 2006, 184с.

2. Григорьев С.А., Атаманов С.А. Кадастр недвижимости [Электронный ресурс] http://bookviewer.atamanov.info/book/1, (дата обращения 08.11.2014)

3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". [Электронный курс] / http://base.garant.ru/12154874/ (дата обращения 08.11.2014).

4. Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 № 190-ФЗ [Электронный курс] / http://www.consultant.ru/popular/gskrf/ (дата обращения 09.10.2014).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Осуществление государственного кадастрового учета земельных участков и условия его приостановления. Регистрация права собственности на недвижимое имущество. Особенности постановки на ГКУ земельных участков и объектов недвижимости (по законодательству).

    курсовая работа , добавлен 19.12.2011

    Изучение истоков и становления государственной регистрации прав на земельные участки. Характеристика системы кадастрового учета объектов землепользования в Российской Федерации. Анализ проблем в организации ведения государственного земельного кадастра.

    дипломная работа , добавлен 19.04.2012

    Нормы, регулирующие отношения при заключении, исполнении и прекращении гражданско-правовых сделок по обороту земель. Кадастровый учет для недвижимого имущества, объектов незавершенного строительства и земельных участков. Раздел земель при наследовании.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2012

    Земельные участки как объекты гражданских прав. Земельные участки общего пользования. Государственный кадастровый учет земельных участков. Права и обязанности собственников земельных участков. Ограничения прав на землю. Основные категории земель.

    курсовая работа , добавлен 03.01.2011

    Нормативно-правовая основа ведения государственного кадастрового учета. Социально-экономическая характеристика муниципального образования. Технология государственного кадастрового учета земельных участков, прием и регистрация заявок, оформление плана.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2011

    Нормативная правовая база единого государственного кадастра недвижимости. Формирование межевых планов в садоводческом некоммерческом товариществе "Садовод" для постановки на кадастровый учет. Расчет стоимости оформления застроенного земельного участка.

    дипломная работа , добавлен 19.11.2015

    Документы кадастрового учета объекта недвижимости. Техническая инвентаризация и учет объекта недвижимости. Кадастровая съемка земель. Регистрация прав на недвижимость. Подготовка сведений для постановки на кадастровый учет объектов недвижимого имущества.

    отчет по практике , добавлен 03.03.2016

    Анализ правого регулирования земельных отношений между владельцами земельных участков и государством. Особенности образования земельного участка в соответствии с действующим законодательством. Межевание земельного участка и подготовка межевого плана.

    реферат , добавлен 24.02.2016

    Государственный учет объектов недвижимости. Государственный земельный кадастр. Кадастровая оценка городской, сельскохозяйственной земель и земель лесного фонда. Землеустройство и кадастровый учет земельных участков. Порядок установления границ участков.

    контрольная работа , добавлен 01.05.2017

    Определение границ и размеров земельного участка в случаях, когда в отношении данного участка не осуществляется кадастровый учет. Правовой режим земель населенных пунктов. Предоставление земельных участков в собственность физических и юридических лиц.

  • КАДАСТРОВЫЙ ИНЖЕНЕР
  • МЕЖЕВОЙ ПЛАН
  • КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ

Целью исследуемого вопроса является разбор следующей актуальной проблемы: как работать квалифицированному специалисту, получившему аттестат кадастрового инженера. Приведены несколько вариантов, позволяющих определить методы решения проблемы: первый, нанимать специалистов – геодезистов, заказывать технику, программное обеспечение и добиваться получения лицензии, второй вариант- нанимать юридическое лицо на подряд для выполнения геодезических работ, формирования межевого плана или части его.

  • Правовая оценка деятельности сотрудников УИС после введения новых правил внутреннего распорядка в ИУ
  • Роль и значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек
  • Проблемы уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления
  • Проблемы применения условно-досрочного освобождения к лицам, осуждённым к пожизненному лишению свободы
  • Договор аренды транспортных средств, проблемы правового регулирования

Проблемы в сфере кадастровых отношений порождены сменой общественно-экономической формации и появлением, как следствие, огромного числа собственников недвижимого имущества, которое предстоит описать, расценить и учесть в видах равномерного обложения налогами. В решении проблемы кадастровых инженеров надо понять цель их деятельности, для чего они нужны. Согласно к 221-ФЗ «государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе…»У кадастрового инженера согласно 221 – ФЗ результатом кадастровых работ (слово в применении к кадастровому инженеру вульгарное, исходя из той роли и значимости, о чем говорилось выше) является межевой план на земельные участки, технический – на строения, или акт обследования.

Ключевое слово – межевой план . А значит, кадастровый инженер обязан заниматься межеванием.

Межевание – это высокоинтеллектуальный труд, требующий специальных знаний и лицензии на геодезическую деятельность. Здесь 221-ФЗ вступает в противоречие, неразрешимое с самим собой. Итак, гражданин России с любым высшим профессиональным образованием сдает на диплом кадастрового инженера и в течение месяца обязан выбрать форму предпринимательской деятельности - либо как юридическое лицо, либо как предприниматель. Выбрал как физическое лицо, а как межевать? Два варианта.

Первый, нанимать специалистов – геодезистов, заказывать технику, программное обеспечение и добиваться получения лицензии. Лицензию физическому лицу не получить, т.к. он не специалист. Остается выступать в качестве учредителя юридического лица, где директором назначать специалиста. Итак, физическое лицо, не имея геодезического образования, практически не может осуществлять кадастровую деятельность в отношении земельных участков, а в ближайшем будущем и в отношении сооружений, помещений.

Второй вариант- нанимать юридическое лицо на подряд для выполнения геодезических работ, формирования межевого плана или части его. Однако и это тупик. Согласно ст. 706 Гражданского кодекса РФ, если подрядчик (кадастровый инженер) привлекает к исполнению обязательств других лиц (субподрядчиков), то подрядчик выступает в роли генерального подрядчика, на которого налагаются особые обязательства при саморегулировании в строительстве и проектировании. Генеральный подрядчик, как отдельный, обособленный вид деятельности, прописан и в инженерных изысканиях, то есть, кроме геодезической, геологической, экологической и т.д. наравне с ними. Чтобы получить свидетельство на право быть генеральным подрядчиком – те же по сути требования, что и при лицензировании. И мало того. Практика такова, что если проектная организация, имея свидетельство на проектные работы, берет на подряд организацию для вполне инженерных изысканий, т.е. выступает в роли генерального подрядчика, то при участии в конкурсах от неё требуют свидетельство на допуск к инженерным изысканиям, так как по закону генподрядчик несет ответственность за весь комплекс работ. Таким образом, физическим лицом, индивидуальным предпринимателем кадастровый инженер без геодезического образования быть не может.

Саморегулирование на постулатах 221-ФЗ весьма проблематично. Необходимо пойти по пути строителей и издать дополнение к 221-ФЗ, касающееся вопросов саморегулирования. Они издали 148-ФЗ, где все подретушировано, учесть их ошибки. Без саморегулирования не вводить институт кадастровых инженеров.

По 221 – ФЗ саморегулирование в кадастровой деятельности возможно только на членстве физических лиц, ибо за основу взята профессиональная деятельность. Это суть нашего подхода к кадастровым инженерам, как к нотариусам! А физических лиц, в качестве предпринимателей, будет ничтожно мало. Следовательно, основная масса кадастровых инженеров будет работать в фирмах, где есть лицензии на геодезическую деятельность. Заказчик заключает договор на кадастровые работы с юридическим лицом, которое и несет ответственность за их выполнение. А будет ли отвечать кадастровый инженер за грубые ошибки в межевом плане и в каком объеме?

В принципе, в договоре можно прописать, что работы будет выполнять кадастровый инженер такой-то, с аттестатом таким-то, являющийся членом саморегулируемой организации, несет заранее указанную ответственность. Как у оценщиков. Но оценщик сам выполняет работу, а межевой план является плодом труда нескольких специалистов: геодезистов, картографов, юристов, где грубая ошибка может быть по вине любого из них.

Как проверить точность определения межевых знаков геодезистом, даже грубо, если нет картографического материала, а рядом соседние участки не стоят на кадастровом учете? Все перемерять, прежде, чем ставить печать? А где знания? Согласно 221-ФЗ - любое высшее образование допускается для сдачи квалификационного экзамена: учитель истории, экономист, военный, музыкант и т.д. Это обманутые люди, так как они в силу законодательства не могут стать индивидуальными предпринимателями, о чем я говорил выше, и в фирму их никто не возьмет – ни опыта, ни знаний.

Вывод очевиден – юридические лица могут и должны быть членами саморегулируемой организации.

Есть ещё один веский аргумент. При допущении 10 ошибок кадастровый инженер лишается аттестата. В условиях правового вакуума, бюрократии и коррупции кадастровые инженеры толпами будут лишаться аттестатов. Саморегулируемая организация, основанная на членстве физических лиц, утонет в потоке жалоб и заявлений, будет постоянно находиться под страхом самоликвидации ввиду выхода членов из её рядов. Юридические лица выживут. Согласно 221-ФЗ они должны иметь двух кадастровых инженеров, а лучше четырех. Двух про запас. Сняли одних – другие на их место. Если в фирме 6 сотрудников, то вообще можно ничего не бояться. Да хоть 100 грубых ошибок по итогам года, уступи место другому и готовься через 2 года снова сдать на аттестат. Дичайший формализм и некомпетентность в подходах к формированию института кадастровых инженеров, что явственно проявляется, если обратиться к требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, например, 120700 Землеустройство и кадастры. Бакалавр по данному направлению подготовки должен решать в целом 27 задач по четырем видам профессиональной деятельности. Оговорюсь, что конкретные виды определяются учебным заведением, обучающимся, работодателем и т.д., поэтому я привожу не все задачи, а лишь относящиеся к одному из четырех видов, пожалуй, главному- производственно-технологическому:

  • ведение Государственного кадастра недвижимости;
  • участие в осуществлении проектно-изыскательских и топографо-геодезических работ по землеустройству, государственному кадастру недвижимости, предусмотренных законодательством;
  • правовое обеспечение деятельности в области землеустройства и кадастров;
  • участие в проведении государственного контроля за использованием недвижимости, охраной земель и окружающей среды в соответствии с действующим законодательством;
  • использование информационных технологий, моделирования и современной техники при создании кадастровых карт и формирование кадастровых информационных систем;
  • участие в технической инвентаризации объектов недвижимости и межевании земель;
  • участие в проведении кадастровой оценки земельных участков и прочих объектов недвижимости
  • участие в работах по реализации проектов и схем землеустройства, развития единых объектов недвижимости;
  • осуществление мониторинга земель и недвижимости.
  • А кроме этих задач еще по трем видам деятельности, где стоят такие:
  • Проверка технического состояния приборов и оборудования;
  • Составление заявок на новое оборудование и освоение нового оборудования и приборов
  • Апробация автоматизированных систем проектирования, обработки кадастровой и другой информации, их анализ;
  • Участие в разработке новых методик проектирования, технологий выполнения топографо-геодезических работ при землеустройстве и кадастре, ведение кадастра, оценке земель и недвижимости и т.д.

Вопрос: почему Минэкономразвития до безобразия снизил требования к кадастровому инженеру? Чтобы породить хаос? В конечном итоге все аукнется на заказчиках, в том числе на простых российских гражданах, вселяя в них, в конечном итоге недоверие к существующей форме правления, государству и ее лидерам. Да и о чем можно еще говорить неделями выстаивая в очередях только для получения номерка на сдачу в кадастровую палату межевого плана, а сам процесс регистрации права на земельный участок занимает годы. Что можно обсуждать, если стоимость регистрации непрерывно растет, причем дело доходит до курьезов. В Гатчинском районе Ленинградской области фирма, разработавшая и согласовавшая проект землеустройства на садоводство, сформировав межевой план на земли общего пользования, при оформлении межевых планов индивидуальных владельцев вынуждена платить 800 рублей за сведения о координатах межевых знаков сменных землепользователей. За свою же работу! И все это ложится на плечи наших граждан!

И этим бедам, а их сотни, государство добавляет и проблему готовых морально, но не готовых профессионально, кадастровых инженеров. Отмечу, что нотариальный подход к институту кадастровых инженеров был, в какой-то мере, возможен в России лишь в дореволюционный период. Дело в том, что в силу объективных причин в нашем государстве межевание, как совокупность технических и юридических действий, имеющих целью определить и утвердить, посредством особых знаков и актов, границы поземельных землевладений, было организационно и структурно отделено от системы налогообложения. Межевое ведомство подчинялось министру юстиции. Но это тема отдельного выступления.

Предложения:

  1. Не вводить институт кадастровых инженеров до образования саморегулируемых организаций.
  2. Издать дополнение к 221-ФЗ в части саморегулирования, где прописать требования к кадастровым инженерам.
  3. Предусмотреть в дополнении к закону 221-ФЗ членство в саморегулируемых организациях юридических лиц.
  4. В требованиях к лицам (юридическим и физическим), занимающимся кадастровой деятельностью указать:
    • наличие лицензии на выполнение геодезических работ,
    • ужесточить требования к приборам, персонализированному имуществу и выдавать свидетельство о допуске к комплексу кадастровых работ, включая геодезические работы.
  5. Лишение аттестата кадастрового инженера проводить после согласования с саморегулируемой организацией.
  6. Поскольку результатом кадастровых работ является межевой план, в требованиях к кадастровому инженеру необходимо указать в каком обьеме необходимы знания по геодезии (не менее 120часов).
  7. С целью разрешения вопросов в третейском суде, снижения социальной напряженности в обществе, ускорения и упрощения кадастровой деятельности разрешить при саморегулируемых организациях создавать базы геопространственной информации и разработать соответствующее положение об их взаимодействии с картографическими, геодезическими фондами субъектов Федерации.Такие фонды позволят не только контролировать качество работ глав СРО и снимут нагрузку с кадастровых палат, но и поставят непреодолимый барьер взяточничеству и бюрократизму, а также обеспечат развитие этих баз.
  8. Из опыта работ в инженерных изысканиях – кадастровые работы необходимо начинать с топографической съемки и инженерных изысканий как основы кадастра! В любом случае кадастровому инженеру необходимы сведения об объектах, находящихся не только на поверхности земли, но и внутри, об инженерных коммуникациях. В этом вопросе кадастровый инженер непременно должен взаимодействовать со специалистами в сфере инженерно-геодезических изысканий. Но и не только с ними. Для грамотной оценки земельного участка, сооружения, надо знать и грунты, и экологию, и гидрологию, и данные мониторинга по фундаментам, осадкам зданий и т.д. Именно здесь кроется научный подход к расценке объекта недвижимости, в отличие от сплошь и рядом применяемого волюнтаристского аналогового метода.Именно так мы сможем создать единое геоинформационное пространство: единая система координат, единая форма представления, единый формат, единые условные знаки, единые подходы, единые продукты.

Инструментарий такого единения создан- это ГИС. Организационно, движением сверху, должно стать объединение саморегулируемых организаций в сфере инженерных изысканий и кадастровой деятельности, снизу это объединение уже произошло, вернее еще не развалилось: более 70% фирм геодезического профиля выполняют работы как в сфере инженерных изысканий, так и в сфере кадастровой деятельности. Это обстоятельство объясняется тем фактом, что до 2010 года для выполнения этих работ требовалась лицензия на геодезическую деятельность.

Таким образом, единение изыскателей и кадастровых инженеров есть абсолютно необходимое условие деловое развития системы налогообложения и выход ее на передовые рубежи мировой цивилизации. Эта новация должна быть осознана и реализована в кратчайшие сроки, иначе мы погибли.

Список литературы

  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Состояние, проблемы и перспективы развития АПК Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Башкирский государственный аграрный университет. 2010. С. 187-189.
  2. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОЙ СТРУКТУРЫ АДМИНИСТРАЦИЙ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН) Хинсирова Г.И., Хатмуллина Л.Р. Экономика и социум. 2014. № 1-2 (10). С. 982-983.
  3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ Гарифуллина А.Ф., Мухаметдинова Э.Р. В сборнике: Актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществе Материалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Редколлегия: А. Н. Плотников, А. В. Постюшков, Л. А. Тягунова. 2013. С. 42-43.
  4. Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016)
  5. Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ
  6. Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 N 143-ФЗ