Дизайн впишут в культурный контекст. Отзывы о "мосинжпроект"

Отмена решения о строительстве, которого ждали долгие годы, возмутила тысячи москвичей

В Москве набирает силу новое противостояние жителей и градостроителей, причем несколько парадоксальное. Если обычно горожане протестуют против строительства рядом с их домами новой трассы, торгового центра и т.д., то в данном случае они требуют возведения нового транспортного объекта, а именно — станции метро «Беломорская». В начале апреля городские власти объявили, что ее, скорее всего, строить не будут. Основной причиной, по словам заммэра Марата Хуснуллина, явилось недовольство жителей прилегающих к будущей станции домов, а вернее, одного-единственного дома номер 26 по Беломорской улице. Однако многие другие жители района считают, что истинные мотивы решения более прагматичны, и намерены добиваться строительства. 22 апреля они собираются на митинг в поддержку станции.

Еще 16 апреля в управе района Левобережный прошла весьма бурная встреча по поводу стройки. В крохотный зал для собраний набилось не меньше двухсот человек, но поместились все равно не все. Спорили поначалу горячо, переходя на личности. Но быстро поняли, что препирательства «за/против» давно неактуальны. У сторонников стройки, во-первых, подавляющее большинство. Количеством противников, как говорят математики, можно было просто пренебречь. Когда их попросили поднять руки, вверх взмыли от силы полдюжины ладоней. А во-вторых, проект строительства еще год назад — 14 марта 2013 года — выносили на публичные слушания, и закончились они в пользу «Беломорской». Недовольные тогда смирились, но после недавнего выступления Хуснуллина почувствовали второе дыхание. Им будто дали еще один шанс, они снова заговорили про бомжей в подъездах, про бесчисленные маршрутки и розничные палатки у метро — на их взгляд, это неизбежные последствия строительства.

Их, правда, почти никто не слушал. «Раз технически с 1971 года станция метро была запланирована в вашем дворе, то она и должна быть там построена», — пригвоздила их член инициативной группы Елена Павловна. Основная претензия жителей к чиновникам — нельзя просто так взять и отменить строительство давно обещанной станции метро, если проект одобрен, согласован во всех инстанциях, по нему заключен госконтракт и даже начаты работы. «Жители района и ближайшего Подмосковья ждали эту станцию более тридцати лет! — негодует представитель инициативной группы «Беломорская-ДА» Ольга Хорькова. — Люди до последнего времени покупали здесь квартиры с расчетом на метро».

Отдуваться перед жителями за демарш с «Беломорской» градостроители прислали Дмитрия Дорофеева — начальника управления строительства метрополитена Департамента строительства Москвы. «В первую очередь что нам помешало — так это результаты инженерно-геологических изысканий, — рассказал он собравшимся. — Выяснилось, что в основании будущей станции, на глубине 15-20 метров, находятся водонасыщенные пески — плывуны». «И что-о-о?! — почти хором взревел зал. — Да у нас вся эта местность заболоченная, то и дело новые высотки строятся, и ничего!» «Ничего невозможного нет, даже в космос люди летают, — попытался отшутиться чиновник. — Но невозможной оказалась цена этих мероприятий — необходимо было заменить все основание дома». Работы по укреплению фундамента Дорофеев оценил в дополнительные 1,2-1,5 млрд рублей.

Но дело, как оказалось, не в самих деньгах, ибо у строителей они есть. Как раз 11 апреля чиновники перераспределили средства, выделяемые из городского бюджета на реализацию адресной инвестпрограммы на 2014-2016 гг. В частности, на строительство участка метро от станции «Речной вокзал» до станции «Ховрино» (следующей за «Беломорской») в 2014 году дополнительно выделили 3,5 млрд рублей — их «перенесли» с 2016 года.

«Снесите дом, елы-палы!» — не унимались жители. Расселение многоэтажки обойдется городской казне минимум в 2,5 млрд рублей, возразил Дорофеев. И дело опять-таки не в том, что денег нет. Просто на данном этапе городские власти отчего-то не готовы столько тратить. «За эти деньги можно еще одну станцию построить», — не сдавался чиновник. «Ничего, мы как налогоплательщики разрешаем вам такие траты произвести», — парировали жители.

«Ну, хорошо, допустим, — продолжили они натиск. — А раньше-то вы куда смотрели? Почему только сейчас об этом узнали?» Как оказалось, новые станции сегодня проектируются и строятся параллельно. То есть строительная техника зачастую выходит на площадку еще до окончания всех исследований и экспертиз. Такая практика якобы закрепилась с конца 2011 года, когда резко возросла интенсивность строительства метро. «Это, конечно, не есть хорошо, — рассуждал Дорофеев. — Но без метро целые районы и вся Москва просто задыхается». До сих пор параллельная тактика не давала серьезных сбоев, и «Беломорская» стала первым звоночком.

«Мы строили и в худших условиях. Для этого есть технологии, — говорит зам. гендиректора ОАО «Управление развития строительных технологий» (УРСТ) Рустам Черкесов. — Здесь основной фактор — близость жилого дома». Даже если допустить, что стройку продолжат, на укрепление фундамента здания уйдет минимум год, а то и два. Как признался на собрании Дорофеев, приоритетной для властей задачей является ввод к середине 2015 года станции «Ховрино». Сделать это в срок необходимо любой ценой, и лишних года-двух у строителей нет. Они фактически стали заложниками высоких темпов строительства, которые сами для себя и установили.

«В департамент каждый день приходит 200-250 писем с жалобами на отмену, — поделился Рустам Черкесов. — Окончательного решения еще нет, сейчас они, можно сказать, изучают общественное мнение». «Ну правильно, забросили информацию и ждут, что будет», — соглашаются жители района Левобережный. По оценкам специалистов, у них есть максимум пять месяцев, чтобы повлиять на ситуацию. За это время проходческие щиты, уже начавшие подземное бурение от «Ховрино», доберутся до улицы Беломорской, и если станцию не начнут строить к этому моменту, ее вряд ли станут строить вообще. Местные жители настроены решительно: организуют митинг, собирают подписи за отмену отмены, изучают технические документы. Они всерьез считают, что их поезд еще не ушел.

Сегодня, 22 ноября, стартовал открытый международный конкурс на разработку архитектурно-художественного облика двух станций Московского метрополитена. Об этом на пресс-конференции ТАСС рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

"Две новые станции метро Нагатинский затон и Кленовый бульвар стали предметом нового открытого архитектурно-художественного конкурса. Станции станут флагманскими на Третьем пересадочном контуре, итоги конкурса планируем подвести 17 апреля 2018 года" , - рассказал журналистам Сергей Кузнецов.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КОНКУРСА

Конкурс будет состоять из двух этапов. В ходе отборочного этапа все желающие смогут подать свои заявки на участие до 10 января. Компетентное жюри, в состав которого вошли заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, генеральный директор АО “Мосинжпроект ” Марс Газизуллин, начальник Московского метрополитена Виктор Козловский и ведущие специалисты (как российские, так и зарубежные) в области архитектуры и дизайна, выберет по пять финальных победителей на каждую станцию. Все финалисты получат вознаграждение в размере 400 тыс. рублей.

Во время проведения второго этапа конкурса, финалисты должны доработать свои идеи (согласно расширенному ТЗ) и предоставить результаты конкурсному жюри. Финалисты должны сдать свои работы до 1 марта 2018 года. Финальное заседание жюри на котором финалисты лично будут защищать свои работы выбор состоится 13 марта 2018 года.

Для участия к конкурсе необходимо заполнить заявку на официальном сайте конкурса, написать короткое эссе о компании, визуализации архитектурного концепта станции и ключевых элементов оформления.

АРХИТЕКТУРНАЯ ИДЕНТИКА НОВЫХ СТАНЦИЙ

По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова новые станции должны обладать своим уникальным контекстом, который привязан к их местоположению и придает им должную идентичность.

"Если мы говорим о станции Кленовый бульвар , то у нее должна быть своя идентика. Станция расположена рядом с музеем-усадьбой “Коломенское ” - это один из ключевых и знаковых памятников Москвы, поэтому объект на который нужно ориентироваться конкурсантам ("при визуализации концепта станции", - прим.ред ) очевиден. Нагатинский затон находится на берегу реки, тема воды и Москва-реки здесь может стать для конкурсантов заглавной", - отметил Сергей Кузнецов.

С двумя победителями конкурса будут заключены договора на дальнейшую разработку проектов двух станций.

О ТРЕТЬЕМ ПЕРЕСАДОЧНОМ КОНТУРЕ

"На сегодняшний день, на линии Третьего пересадочного контура, где располагаются данные две станции уже начались работы. В первом квартале 2018 году будет запущен тоннелепроходческий щит, поэтому сроки сдачи не меняются - это 2020-2021 год. На данной линии находятся еще четыре станции протяженностью 11,1 км. Строительные работы на данном участке уже развернулись" , - отметил директор по проектированию АО “Мосинжпроект ” Рустам Черкесов.

Напомним, полностью завершить строительство Второго кольца метро с 31 станцией планируется в 2020-2021 годах. Первый участок ТПК включает в себя пять станций: “Петровский парк ” , “ЦСКА ” , “Хорошевская ” , “Шелепиха ” и Деловой центр. Общая длинна всех вводимых путей составит 67 километров. У ТПК будет 21 пересечение с действующими линиями столичной подземки и Московским центральным кольцом.

Отметим, что управляющей компанией по строительству новых линий и станций столичной подземки выступает АО “Мосинжпроект ” .

Текст © Александр Сапожник / Москва меняется

/ среда, 22 ноября 2017 года /

темы: Метро

Архитектурные конкурсы

Архитектура московского метро: прошлое и настоящее

Конкурс на дизайн станций Кленовый бульвар и "Нагатинский затон"


В столичном «Мосинжпроекте» сменили одного выходца из Татарстана на другого

В одном из крупнейших строительных холдингов Москвы поменялось руководство. Ранее его возглавлял бывший строитель «ТАНЕКО» Константин Матвеев. На смену ему пришел бывший замминистра строительства из РТ и куратор стройки «Казань Арены» Марс Газизуллин. Газизуллину предстоит выполнить серьезные обязательства - закончить в срок реконструкцию стадиона «Лужники», на котором предстоит провести финальный матч чемпионата мира по футболу 2018 года. «Реальное время» вспомнило вехи биографии нового и бывшего руководителя столичного оператора госпрограмм.

Рокировки в «Мосинжпроекте»

Во вторник произошли кардинальные перестановки в руководстве инжиниринговой компании АО «Мосинжпроект» – одного из крупнейших генподрядчиков мэрии Москвы, ведущих работы на самых принципиальных объектах столицы.

«Матвеев Константин Николаевич с 6 июня 2016 года покидает пост генерального директора АО «Мосинжпроект» в связи с переходом на другую работу», - сообщает пресс-служба компании. Ему на смену пришел его заместитель - Марс Газизуллин. Пока он будет работать в статусе и. о. гендиректора холдинга «Мосинжпроект». Почему произошла смена и где будет работать Матвеев, не сообщается.

Интересно, что и Константин Матвеев, и Марс Газизуллин – выходцы из татарстанского строительного бизнеса.

Главный застройщик метро при Собянине

Компания «Мосинжпроект» на 100% принадлежит правительству Москвы. Однако, по данным Forbes , при Юрии Лужкове она представляла собой небольшой проектный институт, который занимался проектированием подземных сооружений и инженерных коммуникаций. Подъем компании, переросшей позже в мощный строительный холдинг, начался после прихода на пост мэра Москвы Сергея Собянина в октябре 2010 года и на должность его зама в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина в декабре 2010-го. Напомним, Марат Хуснуллин с 2001 по 2010 год был министром строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

Подъем компании начался после прихода на пост мэра Москвы Сергея Собянина (справа) и на должность его зама в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина (слева)

В 2010 году выручка «Мосинжпроекта» была 1,2 млрд рублей. В 2011 году институт из ГУПа превратился в акционерное общество. И в этом году его выручка уже достигла 15,8 млрд. Холдинг фактически превратился в управляющего московским метростроем. По данным Forbes, «Мосинжпроект» стал заказчиком и распорядителем бюджетных средств, поступающих на развитие метрополитена. Занималась компания также реконструкцией и строительством нескольких развязок. Суммы, которыми оперирует «Мосинж», - это десятки миллиардов дорожных денег (выручка в 2014 году - 84,4 млрд рублей).

Строитель «ТАНЕКО»

Константин Матвеев пришел в компанию на волне ее подъема в 2011 году на новую должность заместителя директора по строительству. Вскоре он возглавил компанию, сменив на посту генерального директора Геннадия Рязанцева, работавшего в «Мосинжпроекте» с 1969 года.

До этого Константин Матвеев возглавлял татарстанскую строительную компанию ООО «Нефтегазинжиниринг» (теперь уже обанкрочена). Она выступала генподрядчиком строительства комплекса - «стройки века» «Татнефти» НПЗ «ТАНЕКО». Курировал стройку сам Марат Хуснуллин в бытность министром. Хуснуллин очень лестно отзывался о Матвееве: «Матвеев в чистом поле построил нефтехимический завод, какого нет в России. Управленцев такого уровня я и пяти не назову», - приводит Forbes слова экс-министра. Поговаривают, что уход Матвеева с «ТАНЕКО» был связан с конфликтом с одним из топов «Татнефти».

Константин Матвеев возглавлял татарстанскую строительную компанию ООО «Нефтегазинжиниринг», которая выступала генподрядчиком строительства комплекса - «стройки века» «Татнефти» НПЗ «ТАНЕКО».

Видимо, именно с такой высокой оценкой заслуг Матвеева на строительстве «ТАНЕКО» и связано то, что уже в Москве его бросили на один из самых ответственных участков – метро и транспортно-пересадочные узлы (ТПУ).

«Вечный» зам стал первым

На смену Матвееву пришел также знаменитый строитель из Татарстана. Причем послужной список Марса Газизуллина гораздо богаче. С 1991 по 2001 год он руководил компанией ООО «ПФ «Стройсервис». При Марате Хуснуллине в 2001 году Газизуллин занял должность его первого зама. В 2005 году он ушел из министерства, после чего успел поработать в знаменитом ПСО «Казань» заместителем Равиля Зиганшина и в не менее знаменитом «Камгэсэнергострое» - также на должности первого заместителя генерального директора. Там с конца 2012 года Марс Газизуллин курировал стройку стадиона «Казань Арена».

Сдача стадиона планируется в 2017 году

В 2014 году Газизуллин перебрался в Москву в тот самый «Мосинжпроект». В холдинге он взялся за уже знакомую работу. Ему в статусе опять же зама досталось кураторство нехарактерного для «Мосинжпроекта» подряда – реконструкции стадиона «Лужники ». Сдача стадиона планируется в 2017 году к чемпионату мира по футболу, и заканчивать его Газизуллин будет уже в статусе главы холдинга.

Дмитрий Семягин, фото stroi.mos.ru

В оформлении двух новых станций подземки соединят историю и современные тренды

Дизайн станций «Кленовый бульвар» и «Нагатинский Затон» Третьего пересадочного контура определят с помощью архитектурного конкурса. Участники в своих работах должны будут отразить историко-культурный контекст места, где строится метро, а это и музей-заповедник «Коломенское», и Москва-река. Задача конкурсантов – предложить уникальные художественные решения интерьеров и павильонов станций. На прошлой неделе АО «Мосинжпроект», единый оператор программы развития Московского метрополитена, объявил о старте конкурса. Заявки принимаются до 10 января.

«Опыт проведения архитектурных конкурсов по определению облика станций метро положительно зарекомендовал себя. Сейчас объявлен международный конкурс по поиску индивидуальных решений для создания облика двух станций ТПК – «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар». В Москве одно из самых красивых метро в мире, и нам нужно держать эту марку. Архитектурные конкурсы должны привлечь новые интересные идеи в оформлении метрополитена», – сказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Он подчеркнул, что каждая станция должна быть уникальной. Конкурсантам необходимо учитывать пассажиропотоки, развитие прилегающих территорий, а оформление должно перекликаться с названием, месторасположением станций и вписываться в городской ландшафт.

По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, ТПК – один из приоритетных проектов Москвы, а дизайн его станций, сделанный по интересным проектам, отобранным на конкурсах, станет дополнительным положительным фактором. Кроме того, в дизайне станций могут быть успешно использованы такие аспекты, как расположение, – недалеко от будущей станции метро «Кленовый бульвар» находится парк «Коломенское», а «Нагатинский Затон» строится возле Москвы-реки.

Директор по проектированию АО «Мосинжпроект» Рустам Черкесов подчеркнул, что ТПК – это большое кольцо Москвы, которое станет самой длинной кольцевой линией в мире. Общая протяженность ТПК составляет 61 км, на которых разместится 31 станция метро. По его словам, на сегодняшний день по всему участку ТПК развернуты строительные работы. «Для нас очень важно проведение конкурса с учетом того, что метро не только служит для безопасной и быстрой перевозки пассажиров, но и олицетворяет культурный облик города. Говоря о двух станциях – «Кленовый бульвар» и «Нагатинский Затон», хотелось бы пожелать конкурсантам, чтобы они учли их местоположение. Это историко-культурный район Москвы, который связан с музеем-усадьбой «Коломенское». Важно его отразить в проектах, а также использовать современные методы и тренды архитектуры и строительства», – уточнил Рустам Черкесов.

Основная цель конкурса – поиск оптимального архитектурно-художественного решения интерьеров пассажирских зон, входных павильонов станций. Принять участие в нем может любое архбюро – как российское, так и зарубежное. Правда, иностранные компании могут участвовать лишь в консорциуме хотя бы с одним российским партнером. Руководитель организационного комитета конкурса, директор агентства стратегического развития «Центр» Сергей Георгиевский рассказал, что конкурс будет состоять из двух этапов – отборочного и основного. Сначала команды должны заполнить заявку, представить портфолио, информацию о себе, эссе с видением, какой должна быть станция, и визуализацию – эскизный набросок. Затем эксперты отберут по пять финалистов в каждой из номинаций. Их две – по количеству станций. Во второй этап пройдут выбранные пять команд. В течение полутора месяцев они будут заниматься непосредственно разработкой своей идеи, которую потом представят жюри. В его состав входят заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, главный архитектор Сергей Кузнецов, руководство АО «Мосинжпроект» и Московского метрополитена, архитекторы.

17 января 2018 года жюри и эксперты выберут 10 финалистов, а 13 марта пройдет финальное заседание жюри, на котором конкурсанты будут лично защищать свои работы. Подведение итогов назначено на 17 апреля.

Увидеть новые станции в реальности горожане смогут примерно через 3–3,5 года. «В первом квартале 2018 года будет запущен тоннелепроходческий щит. На этой линии протяженностью 11,1 км находятся четыре станции: «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар», – рассказал Рустам Черкесов. Строительные работы уже развернуты, сроки сдачи объектов – 2020–2021 годы. Кстати, дизайн других станций ТПК, в частности «Шереметьевской», «Ржевской», «Стромынки», «Нижних Мневников» и «Терехово», также определялся с помощью конкурсов.