Бухгалтерский учет макулатуры на предприятии. Последствия освобождения от ндс реализации макулатуры

Облагается ли макулатура НДС? Ответ на этот вопрос будет отличаться в зависимости от отчетного года. В 2018 году начисление НДС по операциям с макулатурой не предусмотрено, но с 2019 года ситуация меняется. Как должен будет начисляться НДС на макулатуру – последние новости представлены в этой статье.

Правовое регулирование операций, попадающих в сферу действия норм о налоге на добавленную стоимость, осуществляется положениями главы 21 Налогового кодекса РФ. Макулатура без НДС продавалась и приобреталась в соответствии с пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ. Это правило действует до конца 2018 года, со следующего года сделки будут реализовываться по схеме, аналогичной для операций со шкурами животных и металлоломом (п. 8 ст. 161 НК РФ).

Сдача макулатуры НДС станет облагаться в отношении такого сырья, как:

    производственные и потребительские отходы из бумаги;

    отходы из картона, образовавшиеся на этапе производства или после использования по назначению;

    бумага, типографские издания, картон, документация, которые были отбракованы или вышли из употребления в связи с истекшим сроком хранения.

НДС: макулатура с 2019 года – последние новости

В 2016 г. законом от 02.06.2016 № 174-ФЗ сделки с макулатурой были освобождены от НДС до конца 2018 года. Нынешние законодательные корректировки предусмотрены законом от 27.11.2018 г. № 424-ФЗ. В соответствии с ними реализация макулатуры в 2019 году НДС будет облагаться, но начислять и платить налог обязаны будут покупатели, а не продавцы. Покупатели при осуществлении сделок с собранной макулатурой будут выступать в качестве налоговых агентов. Этот статус может появиться только у двух категорий скупщиков:

    у юридических лиц;

    у частных предпринимателей.

Покупатель начисляет НДС (налоговый агент), макулатура при этом должна быть выкуплена у плательщика НДС. Если продавец относится к группе неплательщиков этого вида налога, необходимо в договоре купли-продажи или поставки и в первичных документах сделать пометку о том, что реализация макулатуры НДС не облагается (то есть сделка осуществляется без НДС). Обязательно в контракте прописываются основания освобождения сумм от налогообложения (например, применение продавцом налогового спецрежима).

Макулатура НДС будет облагаться без привязки к режиму налогообложения, используемому покупателем. Статус налогового агента может быть присвоен как ИП или юрлицу на ОСНО, так и предпринимателю или фирме на УСН и иных спецрежимах. Главным критерием отнесения сделки в разряд налогооблагаемых является налоговый признак продавца – плательщик или неплательщик налога на добавленную стоимость. Продавец платить НДС (с макулатуры 2019 г.) будет в двух случаях:

    Если продающая сторона фактически является плательщиком налога, но в договоре безосновательно прописано, что сделка проводится без НДС.

    При продаже макулатуры НДС начисляет продающая сторона, если в роли покупателя выступает обычное физическое лицо, не зарегистрированное в статусе ИП (при условии, что продавец является плательщиком НДС).

Если приобретается макулатура, ставка НДС составит 20% , так как с 2019 года основной тариф налогообложения увеличивается на 2%. Скупщик начисляет налог и перечисляет его в бюджет. При этом обязательно составляется счет-фактура , но не покупателем, а продавцом. НДС при реализации макулатуры в 2019 году будет выводить ее получатель. Продающая сторона в счете-фактуре указывает, что налог начисляется налоговым агентом (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Покупатель к сумме, выставленной продавцом к оплате, прибавляет исчисленное налоговое обязательство. Это действие позволяет зафиксировать размер налоговой базы . Когда проводится реализация макулатуры, НДС (2019г.) в учете продавца не отражается. В учете покупателя он проводится с выделением суммы налога расчетным методом.

Если налоговый агент является плательщиком налога на добавленную стоимость, сумма налога по сделке с макулатурой может быть принята им к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Уплаченный НДС на макулатуру в 2019 году включается в себестоимость продукции приобретателя этого сырья, если:

    покупатель макулатуры не является плательщиком НДС;

    налоговый агент является плательщиком НДС, но макулатура была использована в видах деятельности, освобожденных от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Если сдается макулатура, НДС с 01.01.2019 г. исчисляется покупателем и отражается им в декларации по НДС . Декларационная форма должна подаваться в налоговый орган всеми категориями налоговых агентов по НДС, даже теми, кто применяет спецрежимы и освобожден от уплаты налога и составления отчетности по нему. Сроки сдачи в налоговую инспекцию декларации для налоговых агентов идентичны срокам для налогоплательщиков НДС – 25 число в месяце, который следует за истекшим отчетным кварталом.

Нужно ли восстанавливать НДС при продаже макулатуры и каков механизм расчета суммы налога - читайте в статье

В настоящей статье предлагаем читателю рассмотреть ситуацию, с которой столкнулась организация-плательщик НДС, а связан кейс с реализацией макулатуры.

Сразу отметим, что в целом деятельность организации никак не связана с «макулатурной торговлей», вопрос возник у обычной производственной компании, которая реализует собственную продукцию.

Однако давайте по порядку. В ходе осуществления деятельности у производственной компании остаются отходы в виде макулатуры (использованная бумага, газеты, журналы, картон-невозвратная тара и пр.), при приобретении которых НДС был заявлен к вычету. Компания решила реализовать ненужные отходы в виде макулатуры и, как следствие, осуществила операцию, не облагаемую НДС. Возник резонный вопрос: а обязана ли организация восстановить НДС, предъявленный к вычету при приобретении ТМЦ, которые реализованы в виде по макулатуры?

Что об этом говорит законодательство?

Операции по реализации макулатуры освобождены от налогообложения НДС. При этом в целях исчисления НДС под макулатурой понимаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.

Налоговый кодекс, а именно п. 3 ст. 170, содержит закрытый перечень случаев, когда суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету, подлежат восстановлению. В частности, НДС, принятый к вычету, восстанавливается в случаях дальнейшего использования товаров (работ, услуг) для осуществления, в частности, операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), к каковым относится и сделка по реализации макулатуры. При этом относительно товаров (работ, услуг) восстановлению подлежат суммы налога в размере, который ранее был принят к вычету.

Каково мнение контролеров?

Сразу отметим, что контролеры по данному вопросу не высказались ни разу, официальных разъяснений нет. Однако попробуем разобраться и найти схожие ситуации.

Прежде всего следует отметить, что проверяющие текст п. 3 ст. 170 НК РФ трактуют очень своеобразно. Такие выводы сделаны на основании многочисленных разъяснений, связанных с обязанностью налогоплательщика, по их мнению, нужно восстановить НДС при ликвидации недоамортизированного основного средства. Когда основное средство продается - это понятно, вопросов нет. Ну а если устаревшее средство просто ликвидируется, при этом оно недоамортизировано?

Так вот, контролеры неоднократно отмечали, что при ликвидации недоамортизированных основных средств и прекращении их использования для осуществления операций, подлежащих налогообложению НДС, суммы налога, ранее принятые к вычету по таким основным средствам, подлежат восстановлению.

Как было отмечено выше, относительно реализации офисных отходов в виде макулатуры (использованная бумага, газеты журналы, картон-невозвратная тара и пр.) контролирующие органы не давали разъяснений, однако есть вероятность, что позиция их будет схожей с ситуацией, связанной с ликвидацией основного средства. Поэтому мы считаем, что при проведении проверки налоговики могут потребовать восстановления принятого к вычету НДС по приобретенной бумаге и картону, ставшими впоследствии макулатурой.

Есть ли выход?

Полагаю, что такие выводы относительно реализации ТМЦ, реализованных в виде макулатуры, выглядят не совсем корректно, и вот почему. Из формулировки норм НК РФ следует, что обязанность восстанавливать НДС возникает тогда, когда товары (работы или услуги) начинают использоваться для необлагаемой налогом деятельности. Однако если объект ликвидирован (бумага перешла в разряд отходов), то о его дальнейшем использовании (в облагаемой деятельности или необлагаемой) речи вообще не идет. Аналогичное мнение высказывается судами.

В одном из своих писем еще в 2016 г. Минфин России указывает, что налог подлежит восстановлению, поскольку останется металлический лом, который можно и нужно реализовать. Реализация металлолома освобождается от НДС (в редакции НК РФ, действовавшей до 1 января 2018 года). Следовательно, объект ОС уже после своей ликвидации начинает использоваться в деятельности, не облагаемой НДС. Значит, возникает необходимость в восстановлении НДС.

Полагаем, что как раз это письмо и подтверждает озвученный выше вывод о том, что при проведении проверки налоговики могут потребовать восстановления принятого к вычету НДС по приобретенной бумаге и картону, которые стали впоследствии макулатурой. Однако если организация не согласна с таким развитием событий, то она может задать вполне резонный вопрос о том, а в какой сумме следует восстановить налог?

Ведь порядок восстановления сумм НДС по основным средствам определен НК РФ, а именно НДС с суммы остаточной стоимости основного средства. Что же касается приобретенных ТМЦ, ставших в последствии макулатурой, то механизм в НК РФ для такого случая не прописан.

При этом требовать восстановления полной суммы совершенно некорректно, поскольку речь идет об отходах в виде макулатуры (использованная бумага, газеты, журналы, картон-невозвратная тара и пр.), т.е. ТМЦ, которые уже были использованы по своему прямому назначению в облагаемых НДС операциях.

На чем остановимся?

Вопрос о том, следует ли организации восстановить НДС по итогам реализации использованных ТМЦ, ставших впоследствии макулатурой, в НК РФ прямо не урегулирован. Полагаем, что контролеры могут потребовать восстановления. Однако учитывая судебные мнения, а также тот факт, что механизм, согласно которому должна быть рассчитана сумма налога к восстановлению, не определен, полагаем, что организация не обязана восстанавливать НДС. При этом не исключено, что если возникнет спор, то окончательное решение сможет принять только суд, и организация должна быть готова к этому.

Освобождение от НДС деятельности по реализации макулатуры (Ларина Н.)

Дата размещения статьи: 15.08.2016

С 1 октября 2016 г. деятельность по реализации макулатуры освобождена от НДС. Данное правило предусмотрено нормами нового Федерального закона от 02.06.2016 N 174-ФЗ (далее - Закон N 174-ФЗ). В настоящей публикации мы рассмотрим правовые последствия, которые необходимо принимать во внимание хозяйствующим субъектам, осуществляющим данный вид деятельности.

Освобождение от НДС по деятельности в виде реализации макулатуры будет предусмотрено пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ. В упомянутой правовой норме поясняется, что макулатурой признаются бумажные и картонные отходы, отбракованные и вышедшие из употребления типографские изделия, бумага и картон. К ней отнесены и деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.
Необходимость введения рассматриваемого определения в нормы НК РФ обусловлена тем, что в иных нормативных правовых актах, как правило, применяется более широкое понятие - вторичное сырье (см., например, Санитарные правила по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 22.01.1982 N 2524-82).
При этом приведенное в НК РФ определение полностью соответствует ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенному в действие Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст.
Дополним, что в соответствии со ст. 146 НК РФ передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Освобождение от НДС как обязанность

Нормы действующего законодательства предусматривают перечень случаев, когда от освобождения от НДС хозяйствующему субъекту можно отказаться (например, такой вариант может быть выгоден налогоплательщику, контрагенты которого являются плательщиками НДС и заинтересованы в получении права на налоговый вычет по этому налогу).
В соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Операции по реализации макулатуры освобождены от НДС на основании п. 2 ст. 149 НК РФ. Следовательно, отказаться от освобождения в рассматриваемой ситуации невозможно.
Следует отметить, что освобождение от НДС в настоящее время установлено на определенный срок - до конца 2018 г. Если данный срок не будет впоследствии продлен, после его истечения хозяйствующим субъектам снова придется вернуться к прежнему порядку исчисления налогов.

Совмещение видов деятельности

Крайне мало юридических лиц, для которых реализация макулатуры является единственным видом деятельности. На практике чаще всего речь идет о том, что макулатура, накопившаяся в результате деятельности компании, приходуется на баланс или забалансовый счет и затем реализуется организациям-переработчикам. Основной же вид деятельности хозяйствующего субъекта связан с продажей иных товаров, выполнением работ или оказанием услуг.
Дело в том, что иные способы уничтожения документов (например, сжигание) имеют ряд существенных недостатков. Так, по материалам одного из дел факт самовольного сжигания организацией макулатуры (документов служебного пользования) на территории своего двора при отсутствии специального разрешения был расценен как правонарушение (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.07.1998 по делу N 555/1).
Если речь идет об организациях, для которых деятельность по реализации макулатуры не является основной, экономия по НДС, возникающая с вступлением в силу норм Закона N 174-ФЗ, будет минимальной. Попробуем разобраться, не связаны ли обновленные нормы НК РФ с возникновением дополнительных проблем и обязанностей для таких организаций.
В частности, если помимо реализации макулатуры налогоплательщик осуществляет иные виды деятельности, может потребоваться организовать раздельный учет по НДС.
Порядок организации раздельного учета прописывается в учетной политике. Поэтому может потребоваться внесение изменений в учетную политику в середине года.
Учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).
По общему правилу учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения (п. 12 ст. 167 НК РФ). Однако в рассматриваемой ситуации обновление учетной политики в течение года нормам действующего законодательства РФ это не противоречит. Ведь оно обусловлено изменениями в законодательстве.
Порядок ведения раздельного учета по НДС хозяйствующему субъекту необходимо разработать самостоятельно.
Дополним, что раздельный учет по НДС можно не вести при применении правила, приведенного в п. 4 ст. 170 НК РФ. Согласно данной правовой норме налогоплательщик вправе не вести раздельного учета применительно к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету. Из данных норм следует, что п. 4 ст. 170 НК РФ предписано вести раздельный учет расходов по облагаемым и необлагаемым операциям.
В данном разделе необходимо рассмотреть еще один актуальный вопрос. Если налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности, он может быть заинтересован в применении освобождения от НДС, предусмотренного ст. 145 НК РФ, по всей своей деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 000 000 руб. При этом в рассматриваемой статье не уточняется, какие именно суммы следует включать в расчет: все поступления или только выручку от операций, облагаемых НДС.
Из частных разъяснений контролирующих ведомств следует, что размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений ст. 145 НК РФ следует рассчитывать только применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС (см., например, Письмо ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/8911@). Поэтому доходы от реализации макулатуры при расчете рассматриваемого норматива принимать во внимание не нужно.

Переходный период

Как мы уже указали выше, новый Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2016 г. Налоговым периодом по НДС является квартал. Об этом сказано в ст. 163 НК РФ.
Соответственно, за третий квартал 2016 г. налогоплательщикам нужно будет вести учет хозяйственных ситуаций в соответствии с ранее установленным порядком.
До 1 октября 2016 г. сохраняется обязанность по выписке счета-фактуры при реализации макулатуры. В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщик обязан выставить покупателю счет-фактуру при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения. После вступления в силу Закона N 174-ФЗ необходимо иметь в виду следующее. При совершении операций, не облагаемых НДС согласно ст. 149 НК РФ, налогоплательщик не обязан выставлять счета-фактуры, вести книгу покупок и книгу продаж (п. 3 ст. 169 НК РФ).
Напомним, что налогоплательщики, осуществляющие операции, не подлежащие обложению НДС, не освобождены от обязанности представлять в налоговый орган налоговую декларацию по НДС (пп. 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 143 НК РФ). Декларация по НДС представляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).
В настоящее время действующей является форма декларации, которая утверждена Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, далее - Приказ N ММВ-7-3/558@.
В частности, с введением освобождения от НДС при реализации макулатуры у хозяйствующих субъектов возникает обязанность заполнять разд. 7 декларации (п. 3 Порядка утвержденного Приказом N ММВ-7-3/558@).
При заполнении строки разд. 7 необходимо указать:
- в графе 1 - код операции;
- в графе 2 - суммарную стоимость реализованных товаров (работ, услуг) по коду операции, указанному в графе 1.
Коды операций, которые освобождены от НДС по ст. 149 НК РФ, указаны в разд. II Приложения N 1 к Порядку заполнения декларации.
На момент подготовки данной публикации необходимые изменения в Приказ N ММВ-7-3/558@ внесены не были. Соответствующего кода для деятельности по реализации макулатуры, освобождение от НДС по которой предусмотрено в пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ, нет.
Если указанный нормативный акт или официальные разъяснения контролирующих ведомств по данному вопросу на момент подготовки декларации не появятся, не будет являться нарушением использование для рассматриваемых операций кода 1010800.
Такие разъяснения специалистами налогового ведомства были приведены ранее при рассмотрении аналогичных ситуаций (см., например, Письмо ФНС России от 22.04.2015 N ГД-4-3/6915@).

ИП на ОСН. Вид деятельности производство гофрированного картона. В результате производства образуется макулатура. ИП продает её заводам производителям бумаги. Макулатура товар освобожденный от ндс. При реализации мы выставили счет-фактуру без ндс. Подскажите в каком разделе декларации по НДС нужно отразить данные операции? Нужно ли выставлять с/ф если товар освобожден от ндс?

Операции по реализации макулатуры отразите в Разделе 7 декларации по НДС. Выставлять счета-фактуры на суммы данных реализаций не нужно.

Как составить и сдать декларацию по НДС

2. Получала авансы под поставку продукции с длительным производственным циклом, перечень которой утвержден постановлением Правительства РФ от 28 июля 2006 г. № 468 .

По операциям, которые не облагаются НДС на основании Налогового кодекса РФ, счета-фактуры не составляются (п. 3 ст. 169 НК РФ). Однако с заполнением налоговых деклараций освобождение от оформления счетов-фактур не связано. Такие операции по-прежнему нужно указывать в разделе 7 деклараций по НДС. Например, коммерческие медицинские организации должны заполнять этот раздел в отношении медицинских услуг, которые они оказывают в рамках программы обязательного медицинского страхования (подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Предположим, организация провела операции, которые нужно отражать в разделе 7, но не включила этот раздел в декларацию. За это инспекторы выпишут штраф 200 руб. по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ. В данном случае нельзя применять Налогового кодекса РФ. Ведь она устанавливает ответственность за то, что организация вообще не представила налоговую декларацию или пропустила срок.

Например, если организация продала долю в уставном капитале, в разделе 7 эту операцию нужно отразить с кодом 1010243.

Некоторые операции, освобожденные от налогообложения, в приложении 1 не кодифицированы. Поэтому периодически налоговая служба дополняет этот перечень своими письмами. В частности, в письме от 22 апреля 2015 г. № ГД-4-3/6915 ФНС России установила код для отражения операций по реализации имущества должников, признанных банкротами, – 1010823. С 1 января 2015 года такие операции не признаются объектом обложения НДС (подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

С 1 октября 2016 года в перечень необлагаемых операций включили:
– реализацию макулатуры (подп. 31 п. 2 ст.149 НК РФ). Данную операцию отражайте в декларации под кодом 1010230;
– реализацию некоторых племенных животных, а также их эмбрионов или спермы (подп. 35 п. 3 ст. 149 НК РФ). Для такой операции применяйте код 1010233.

Такие коды установила ФНС России в письме от 14 декабря 2016 № СД-4-3/23923 .

Что указывать в графах 2, 3 и 4, зависит от вида операции, указанной в графе 1.

Что указано в графе 1 Что отражать в графе 2 Что отражать в графе 3 Что отражать в графе 4
Операции, не облагаемые НДС (освобожденные от налогообложения) Стоимость реализованных товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) Стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом

Суммы налога, которые не подлежат вычету (п.

Правительство РФ поддержало депутатский законопроект об отмене НДС при реализации макулатуры. Ликвидация платежа в условиях бюджетного кризиса объясняется тем, что на практике из-за использования мошеннических схем возмещения НДС казна возвращала заготовителям макулатуры больше, чем собирала с них. Лоббировавшие отмену налога переработчики надеются, что это шаг снизит цены на макулатуру и увеличит загрузку их простаивающих мощностей. Выгоды бюджета — закрытие схем и рост сборов НДС с изготавливаемой из макулатуры продукции.


Положительное заключение на законопроект о внесении изменений в ст. 149 Налогового кодекса (авторы — единороссы Александр Фокин, Валентина Терешкова, Валерий Трапезников) опубликовано на сайте российского правительства. Думцы предлагают освободить от НДС операции по реализации макулатуры. Поддержав их инициативу, Белый дом пояснил, что освобождение "создаст условия для противодействия неправомерному возмещению налога и занижению налоговой базы, имеющихся в сфере оборота таких товаров".

Освобождая макулатуру от налога, власти используют подход, ранее примененный в смежной отрасли торговли ломом черных и цветных металлов. Эти операции от НДС были освобождены еще в 2008 году — после чего объем торговли ломом резко снизился и бюджет перестал терять доходы от применения незаконных схем возмещения. Согласно расчетам к законопроекту, в 2012-2014 годах сумма НДС, возмещенная организациям, которые занимались обработкой отходов бумаги и картона, превысила размер уплаченного в бюджет налога на 45 млн руб. В саморегулируемой организации "Лига переработчиков макулатуры" (объединяет более 40 предприятий отрасли) убеждены, что такая ситуация связана с использованием заготовителями фирм-однодневок, "накручивающих" НДС к возврату через использование незаконных схем.

Ранее Лига переработчиков добилась временного запрета на экспорт макулатуры из России — постановлением правительства он был введен на период с 18 декабря 2015 года по 18 апреля 2016-го. Запрет экспорта (70% вывоза приходилось на Украину, где НДС на макулатуру отменен) был направлен на поддержку российских производителей тарного картона, гофроупаковки и туалетной бумаги, испытывавших дефицит сырья и жаловавшихся на происшедший за год двукратный рост цен на макулатуру.

Переработчики говорят, что, отменив и так не собираемый НДС с сырья, власти смогут увеличить сборы налогов с конечной продукции. По их подсчетам, освобождение от НДС и НДФЛ (еще одна лоббируемая мера) позволит увеличить объемы сбора макулатуры и загрузить простаивающие мощности переработчиков. Обещано, что производство картона и бумаги из переработанной макулатуры возрастет на 30% — что увеличит налоговые поступления на 6 млрд руб.

Вадим Вислогузов, Алексей Шаповалов