Валютные ограничения в рф планируется когда. Валютный контроль для юридических лиц: прохождение и документы

Рассмотрим основные новшества по валютному регулированию, с которыми мы начали работать в 2017 году или начнем в 2018-м. Касаются, по большей части, компаний и ИП.

Основные новшества в валютное регулирование в РФ в 2017 г. внесены следующими документами (в хронологическом порядке):

  • Указанием Банка России от 25.04.2017 N 4360-У (вступило в силу 22 июля 2017 г.);
  • «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (зарег. в Минюсте России 31.10.2017 N 48749), вступает в силу 1 января 2018 г.;
  • Федеральным законом от 14.11.2017 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (действует с 14 мая 2018 г.);
  • Федеральным законом от 27.11.2017 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний» (опубликован и вступил в действие 27 ноября 2017 г., положения применяются с 1 января 2018 г. )
Напомним, что контроль за соблюдением правил валютного регулирования осуществляют органы и агенты валютного контроля, — это Банк России, ФТС и ФНС.

Если сумма договора менее 1000 долларов, нужна только справка

С 22 июля 2017 г. Указанием Банка России от 25.04.2017 N 4360-У был упрощен документооборот для резидентов (юрлиц и ИП) по операциям, где сумма договора (контракта) не превышает 1 тыс. долларов США.

Теперь при операциях по валютным счетам резидент должен предоставлять только справку о валютных операциях . Другие документы обязательными не являются.

Если валюта списывается с рублевого счета, резидент обязан представить только расчетный документ по валютной операции .

Дата, на которую определяется сумма операции — это либо дата заключения договора, либо, если договор был изменен относительно суммы, дата последних изменений.

Курс валюты к рублю рассчитывается также по состоянию на эту дату.

Также отменена обязанность представлять в банки статистическую форму учета перемещения товаров (установлена Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза).

Новый порядок предоставления банкам подтверждающих документов

По заявлению ЦБ, требования новой инструкции направлены на «либерализацию действующих требований валютного контроля в части снижения нагрузки на резидентов при совершении ими валютных операций».

Действие документа распространяется на резидентов-юрлиц (кроме кредитных организаций и Внешэкономбанка), ИП и лиц, занимающихся частной практикой, а также на нерезидентов-юрлиц.

Новшества заключаются в следующем:

1. Требование об оформлении паспорта сделки отменено. Вместо паспорта банк ставит на учет контракт. Контракту присваивается уникальный номер, после чего его заносят в базу «Банк-ФНС». Номер указывается при оформлении платежей. Порядок постановки на учет контракта банк утверждает самостоятельно.

2. Увеличено значение суммы обязательств , при котором необходима постановка контрактов на учет (сегодня это 50 тыс. долларов США):

  • для импортных контрактов или кредитных договоров — 3 млн. рублей;
  • для экспортных контрактов — 6 млн. рублей (п. 4.2. Инструкции).
Сумма определяется на дату заключения контракта либо на дату заключения последних изменений к контракту по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю;
ВНИМАНИЕ! 01.01.2018 все действующие паспорта сделок закроются, данные перенесут в реестр действующих контрактов (п.18.2). Проконтролируйте процесс.
3. Требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях отменено . Сохранено требование о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций;

4. При зачислении на транзитный счет или списании с расчетного счета валюты в сумме 200 и более тысяч рублей по договору с нерезидентом резидент предоставляет банку вместо справки информацию о коде вида операции (приложение 1 к Инструкции). Требование об указании кода вида операции относится и к нерезидентам;

5. Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов — не позднее следующего рабочего дня после предоставления всех необходимых данных (п.5.5 Инструкции).

Ужесточение ответственности — 325-ФЗ

Федеральным законом ФЗ-325 внесены изменения в ст.ст. 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ и усилена ответственность за административные правонарушения в этой сфере, предусмотренные КоАП РФ.

У резидентов появилась прямая обязанность указывать сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам, заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности (ч. 1.1 ст. 19 ФЗ-173). Действующая сегодня редакция нормы предусматривает предоставление банкам информации «об ожидаемых максимальных сроках» получения валюты от нерезидентов и передаче ими товаров и услуг по договорам.

Изменениями, внесенными в абз.4 ч. 5 ст. 23 ФЗ-173, предусмотрено право уполномоченных банков отказывать в проведении валютной операции еще на нескольких основаниях (пока что отказ возможен только в случаях, если возникают подозрения, что операция проводится для легализации преступных доходов и финансирования терроризма).

С мая 2018 г. отказать могут в случаях, если операция нарушает положения ФЗ-173, касающихся:

  • валютных операций между резидентами (ст.9 ФЗ-173);
  • счетов резидентов в банках за пределами РФ (ст.12 ФЗ-173);
  • прав и обязанностей резидентов при валютных операциях (ст; 14 ФЗ-173).
Отказ в операции будет в случае непредставления требуемых ФЗ-173 документов, представления недостоверных либо не соответствующих требованиям закона документов, а также если банк решит, что эта операция противоречит любым актам валютного законодательства.

Этим же ФЗ-325 внесены изменения в ст. 15.25 КоАП «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» — увеличились штрафы.

Осуществление незаконных валютных операций (ч. 1 ст. 15.25) грозит штрафом для граждан, ИП и юридических лиц в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Штраф за невыполнение резидентом в срок обязанности по получению на свои банковские счета в банках валюты (ч.4 ст. 15.25) для ИП и юрлиц составит 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы, зачисленной с нарушением срока, за каждый день просрочки и (или) в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.«

Штраф за такое же правонарушение по внешнеторговым контрактам, для которых предусмотрено оформление паспорта сделки по ч.4.1 ст. 15.25 для ИП и юрлиц от 40 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Штраф за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ сумм, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в страну товары/работы и пр. По ч.5 ст. 15.25 — для ИП и юрлиц — 1/150 ключевой ставки от суммы денежных средств, возвращенных в РФ с нарушением срока, за каждый день просрочки и (или) в от 3/4 до одного размера этой суммы; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Как дополнительная мера ответственности должностных лиц для них предусмотрена дисквалификация .

Международный обмен информацией — ФЗ-340

Реализация Россией плана BEPS продолжается — в рамках автоматического обмена информацией между налоговыми органами разных стран принят новый закон, устанавливающий правила сбора, предоставления и обмена информацией о финансовых счетах и отчетностью о финансово-хозяйственной деятельности международных групп компаний (МГК).

В этих целях НК РФ дополнен главой 14.4-1 и разделом VII.1. «Данные требования соответствуют международным стандартам, которые были разработаны ОЭСР и одобрены Группой двадцати», — отмечает налоговая служба в информации ФНС от 28 ноября 2017 г.

МГК — это группа юрлиц или структур без образования юрлица, участники которой одновременно:

  • связаны между собой владением и/или правом контроля за решениями;
  • являются налоговыми резидентами разных государств;
  • составляют консолидированную отчетность.
Правила действуют в отношении участников МГК, общая годовая сумма дохода (выручки) которой по консолидированной финансовой отчетности превышает 50 миллиардов рублей. Такие компании обязаны предоставлять в налоговые органы ряд сведений, в т.ч. так называемые страновые сведения.

Страновыми сведениями по МГК считаются сведения о доходах, расходах, налогах и пр., полученных (понесенных) в связи с деятельностью участников МГК в РФ. Включают в себя глобальную и национальную документацию, а также страновой отчет МГК по государствам, налоговыми резидентами которых являются ее участники.

Новые положения НК РФ предусматривают предоставление страновой отчетности МГК за финансовые года, начинающиеся в 2017 году, в течение 12 месяцев с даты окончания финансового года. Налогоплательщики-участники МГК также имеют право представить страновую отчетность добровольно за финансовые года, начинающиеся в 2016 году. В этом случае они смогут избежать вторичного истребования отчетности через дочерние подразделения в других государствах.

Кроме того, ФЗ-340 введена обязанность для российских организаций финансового рынка проводить процедуры по выявлению среди своих клиентов и их бенефициаров иностранных налоговых резидентов и ежегодно представлять сведения об их счетах в ФНС России.

В основе валютного законодательства РФ лежит Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Он устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в России, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности сторон соответствующих отношений (резидентов, нерезидентов, органов и агентов валютного контроля) (ст. 2 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Очередные изменения в валютное законодательство, вступающие в силу в 2018 году, были внесены Федеральным законом от 14.11.2017 № 325-ФЗ . Действовать они начнут с 14.05.2018.

Вступает в силу обновленная валютная Инструкция

С 01.01.2018 вступает в силу новая «Инструкция о порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов…» (Инструкция ЦБ от 16.08.2017 № 181-И). Однако в настоящее время рассматривается проект Указания ЦБ, предусматривающий перенос срока введения в силу обновленной Инструкции не с 01.01.2018, а с 01.03.2018.

Что предусматривает новая Инструкция? К некоторым основным изменениям можно отнести:

  • требование об оформлении резидентами паспорта сделки отменяется, зато понадобится постановка на учет в банках контрактов с присвоением им уникальных номеров;
  • также отменяется требование о представлении резидентами в банк справок о валютных операциях, но сохраняется требование о представлении документов, являющихся основанием для проведения валютных операций;
  • устанавливается упрощенный (в течение одного рабочего дня) порядок постановки на учет контрактов для резидентов-экспортеров.

Расширены случаи отказа банков в проведении валютных операций

В настоящее время банки могут отказать в проведении валютной операции в случаях непредставления лицом запрошенных у него документов либо представления недостоверных документов (ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Перечень таких документов установлен ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ . Отказать в проведении валютной операции банк также вправе при наличии подозрений, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

С 14.05.2018 случаев, когда в проведении валютной операции могут отказать, станет больше. К указанным выше основаниям для отказа добавятся случаи, когда проведение валютной операции нарушит положения ст. 9 «Валютные операции между резидентами», ст. 12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации» или ст. 14 «Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций» Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, положения других актов валютного законодательства РФ. Сказанное означает, что новые правила позволят банкам обоснованно отказать в проведении валютной операции практически при любом нарушении валютного законодательства.

В случае отказа в проведении валютной операции банк выносит соответствующее решение, о чем сообщает лицу не позднее следующего рабочего дня.

Новое в административной ответственности

Поправки в валютное законодательство 2018 затронули и вопросы административной ответственности за нарушения валютного законодательства. Так, внесены изменения в ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования».

К примеру, с 14.05.2018 «валютная» административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц во всех случаях устанавливается в абсолютной сумме. Так, за проведение незаконных валютных операций или невыполнение в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности - штраф для должностных лиц составит от 20 000 до 30 000 рублей (ч.1 , 4 ст. 15.25 КоАП РФ в ред., действ. с 14.05.2018).

С этой же даты за некоторые повторные нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования предусмотрена дисквалификация должностного лица на срок от 6 месяцев до 3 лет (ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ в ред., действ. с 14.05.2018). Такое будет возможно, к примеру, за проведение незаконных валютных операций.
Подробнее об ожидаемых новшествах в валютном законодательстве можно прочитать в

С 1 марта 2018 года вступает в силу новая Инструкция Банка России о порядке представления документов и информации при осуществлении валютных операций (Инструкция от 16 августа 2017 г. №181-И), а с 14 мая 2018 года в новой редакции действует и Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (изменения вводятся ФЗ от 14 ноября 2017 г. №325-ФЗ). Данная статья посвящена основным изменениям, которые содержатся в указанных документах.

Прежде всего, уже с 1 марта 2018 года начинает свое действие Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. №181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее – «Инструкция», «новая Инструкция»). Она вводится взамен действующей инструкции Банка России, регулирующей порядок оформления паспортов сделок (Инструкция от 4 июня 2012 г. №138-И). Изначально предполагалось, что Инструкция вступит в силу с 1 января 2018 года, однако Указанием Банка России от 29 ноября 2017 г. №4629-У (опубликовано на Официальном сайте Банка России 15 декабря 2017 года) дата введения в действие новой Инструкции была перенесена на 1 марта 2018 года.

внешнеэкономические договоры, ВЭД, споры по ВЭД

С точки зрения российского законодательства, чтобы вести бизнес с иностранными партнерами, недостаточно подписать контракт, закрепляющий согласованные условия сделки. Валютные операции находятся под контролем государства. Поэтому если вы поставляете товар за границу или иностранная компания оказывает вам услуги, вы наверняка знаете, что договоры «с иностранным элементом» требуют особого взаимодействия с банками.

Только за второе полугодие 2017 года были приняты, по крайней мере, два важных нормативных акта в сфере валютного контроля. Речь идет о новой Инструкции Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И (далее – «Инструкция 181-И», «новая Инструкция») и поправках в закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» , введенных Федеральным законом N 325-ФЗ от 14 ноября 2017 года .

31 декабря 2017 года станет последним днем действия Инструкции Банка России N 138-И, принятой 04 июня 2012 года (далее – «Инструкция 138-И», «старая Инстукция») , о которой . Напомним, что в соответствии с данным нормативным актом резидент обязан открыть в банке паспорт сделки, если цена контракта с нерезидентом превышает 50 тысяч долларов. На смену данному документу приходит Инструкция 181-И.

Комментарий ЦБ о новой Инструкции. Как отмечается в информации пресс-службы Центрального Банка, новый порядок направлен на либерализацию требований валютного контроля. Новая Инструкция 181-И призвана уменьшить нагрузку на резидентов в сфере документооборота по валютным операциям. Из содержания документа, в то же время, ясно, что «либерализация» не означает полной отмены контроля за валютными операциями. Снижение требований выразится в том, что пакет документации, предоставляемый резидентами по контракту, станет меньше. Также возрастет минимальное значение цены договора, по достижении которого по такому договору потребуется предоставление банку большего количества документов.

Обзор нововведений в соответствии с новой Инструкцией 181-И.

i. Учет контракта вместо паспорта сделки.

Основным нововведением является отмена паспортов сделок. Теперь внешнеторговые контракты необходимо ставить на учет. Как и в случаях с паспортами сделки, учету подлежат не все договоры с нерезидентами. Но теперь важное значение приобретает направленность контракта на экспорт или импорт. Порядок учета экспортных и импортных сделок различается. Учет контрактов требуется, если цена импортного контракта оценивается в 3 миллиона рублей и более, а по экспортным договорам точкой отправления является 6 миллионов рублей.

Для учета договора резидент должен представить в банк пакет документов. Каждому контракту, который ставится на учет, присваивается уникальный номер. Процедура постановки на учет должна занимать у банка всего один рабочий день. Напомним, что для открытия паспорта сделки по старой Инструкции 138-И требовалось до трех рабочих дней.

ii. Банк не сможет отказать в постановке контракта на учет.

Новый порядок исключает отказ банка в постановке контракта на учет. Это отличает новую Инструкцию от действующей до 1 января. Так, по старому порядку, банк мог правомерно отказать в оформлении паспорта сделки, если данные, указанные в контракте, не соответствовали сведениям в заполненной форме паспорта сделки. Теперь банк в любом случае должен будет поставить контракт на учет.

iii. Порядок взаимодействия с банком по сделкам до 200 тысяч рублей.

Ранее при сумме сделки, не превышающей одной тысячи долларов, резидент был вправе предоставлять в банк только справку о валютной операции. Предоставление иных документов в такой ситуации не требовалось. С 1 января 2018 года по договорам с суммой обязательств менее 200 тысяч рублей не потребуется представления документов, связанных с проведением валютных операций. В этом случае резидент должен предоставить только информацию о коде вида операции.

iv. Отмена справок о валютных операциях.

Наряду с паспортами сделок, отменяются также справки о валютных операциях. Ранее такая справка была одним из основных документов, оформляемых резидентом. В то же время требование о предоставлении документов-оснований по валютным операциях в новой Инструкции сохраняется.

v. Иные изменения.

Ранее резидент в ряде случаев должен был предоставлять в банк ведомость валютного контроля. Например, такое действие требовалось при переводе контракта на обслуживание в другой банк. Теперь банк самостоятельно запрашивает ведомость в электронном виде в Банке России.

Инструкция также предусматривает сокращение ряда сроков осуществления действий банками. Так, уменьшен срок проверки документации по снятию контракта с учета (ранее — закрытию паспорта сделки), а также срок, по истечении которого банк вправе самостоятельно снять полностью исполненный или полностью не исполненный контракт с учета (ранее – закрыть паспорт сделки).

Последствия вступления в силу новой Инструкции.

Исходя из текста новой Инструкции, изменения повлекут следующие последствия:

  • уменьшается «документальная» нагрузка на резидентов: основные обязанности по оформлению документации переносятся на банки, резидентам нужно будет готовить меньше документов;
  • вводится различный порядок оформления в банке экспортных и импортных контрактов: повышено значение цены сделки для экспортных операций, при котором потребуется постановка контракта на учет (ранее – при превышении которого требовалось оформление паспорта сделки);
  • повышается значение цены сделки, с которого по внешнеторговой сделке требуется предоставление документации: теперь документация не предоставляется в обязательном порядке при сумме внешнеторгового контракта до 200 тысяч рублей (хотя может быть запрошена);
  • уменьшается количество оснований для привлечения к ответственности за валютные правонарушения: сокращено количество документов, предоставляемых в банк при осуществлении валютных операций, а, следовательно, привлечь к ответственности за их непредоставление будет нельзя;
  • увеличивается скорость оформления внешнеторговых операций в банке: предусматривается сокращение сроков осуществления банком отдельных действий.

Переходные положения.

Если паспорт сделки оформлен, но еще не закрыт в 2017 году, в 2018 году его автоматически признают закрытым. При этом договор, по которому оформлен паспорт сделки, поставят на учет в соответствии с новым порядком. Номер паспорта сделки при этом станет уникальным номером контракта.

Тем, кто представил документы на оформление паспорта сделки в 2017 году (при этом паспорт сделки еще не был оформлен) и тем, у кого по состоянию на 2017 год есть оформленные и незакрытые паспорта сделок, советуем проверить правильность переноса банками информации из паспортов сделок (или информации, представленной для их оформления) в реестр действующих контрактов.

Валютный контроль: ужесточение требований.

Изменение требований по взаимодействию с банками по новой Инструкции 181-И — не единственные нововведения в сфере валютного контроля. С 14 мая 2018 года изменится и закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Принятые Федеральным законом N 325-ФЗ от 14 ноября 2017 года поправки направлены отнюдь не на либерализацию действующего законодательства. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, его целью является устранение условий, способствующих нарушениям в сфере валютного регулирования. Эти изменения предполагают ужесточение требований к внешнеторговым контрактам, расширение оснований для отказа в проведении валютной операции со стороны банка и повышение установленных размеров ответственности за нарушение валютного законодательства.

Указание сроков во внешнеторговом контракте станет обязательным.

Предыдущая редакция закона «О валютном регулировании и валютном контроле» позволяла резиденту указать «ожидаемые сроки» в отношении сроков получения выручки или исполнения иных обязательств со стороны нерезидента. Согласно принятым поправкам, в договорах между резидентами и нерезидентами должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств. Таким образом, отсутствие данных сроков в контракте фактически является нарушением требований закона. Соответственно, такая сделка может быть признана недействительной в соответствии со статьей 168 ГК. Поправки, однако, не наделяют правом подавать иски о признании сделок недействительными органы валютного контроля, хотя Минфином ранее такие изменения предлагались .

Также исходя из новых изменений закона, о которых мы расскажем далее, отсутствие информации о сроках в договоре может привести к отказу в осуществлении валютной операции банком по данному контракту.

Расширен перечень оснований отказа в проведении валютных операций

Ранее банки были вправе отказывать в проведении валютной операции по двум основаниям: в связи с непредоставлением документов (предоставлением неверных документов) или при подозрениях, что операция направлена на легализацию незаконно полученных денежных средств или финансирование терроризма. С 14 мая 2018 года такой отказ будет возможен и в иных случаях.

Банки будут вправе отказывать в осуществлении валютной операции, если резидент представил документы, не соответствующие требованиям закона. Также такой отказ будет возможен по причине нарушения валютного законодательства. Речь идет, например, о нарушении резидентами требований в отношении валютных операции между резидентами, нарушениях в области регулирования счетов резидентов в банках, расположенных за пределами РФ, о злоупотреблении правами и неисполнении резидентами обязанностей.

При этом в новой редакции закона перечень оснований для отказа закреплен описательно. В соответствии с изменениями, уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае, если ее проведение нарушает требования актов валютного законодательства РФ.

Ужесточение ответственности за валютные правонарушения.

Поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» сопровождаются внесением изменений в Кодекс об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за валютные правонарушения. Повышаются штрафы для должностных лиц за ряд валютных правонарушений до 20-30 тысяч рублей. Вводится ответственность для должностных лиц в виде дисквалификации при совершении правонарушений повторно. Как указано в пояснительной записке к законопроекту, изменения направлены на то, чтобы пресечь «возможность создания одними и теми же лицами неограниченного количества юридических лиц для осуществления противоправной деятельности».

Последствия принятия поправок.

Российской компании теперь придется каждый раз при подписании внешнеторгового контракта убеждаться, что стороны согласовали сроки исполнения обязательства. Причем даже тогда, когда для сторон они не являются существенными и не указаны в применимом законе в качестве таковых. Резидент должен будет убедить иностранного контрагента в том, что указание сроков во внешнеторговом контракте необходимо по российскому законодательству.

На практике бывают ситуации, когда по объективным причинам сложно указать сроки исполнения обязательств. Например, если в договоре подряда есть условие о выплате дополнительного вознаграждения подрядчику за достижение определенного результата и о его утверждении со стороны заказчика. Также российские компании сотрудничают с компаниями-монополистами и крупными зарубежными поставщиками, которые зачастую работают по типовым шаблонам. В этом случае добиться правок в такие договоры для российских организаций на практике крайне сложно.

В случае, когда резидент РФ находится в слабой переговорной позиции или есть объективные причины невозможности указания точных сроков исполнения обязательств, указанные законодательные нововведения могут привести к тому, что российским компаниям придется либо соглашаться с неминуемым нарушением валютного законодательства, ставя под угрозу саму возможность осуществления валютных операций по внешнеторговой сделке, либо отказываться от сотрудничества с непреклонным иностранным партнером.

Кроме того, в законе не предусмотрено никаких инструкций в отношении уже заключенных к моменту вступления в силу поправок договоров.

Изменения в сфере валютного регулирования: резюме

Новая Инструкция 181-И снимает часть нагрузки в сфере документооборота с резидентов при работе по внешнеторговым контрактам. Однако кардинально порядок взаимодействия с банками не меняется. Новые стандарты облегчат работу, главным образом, по экспортным контрактам и контрактам с ценой до 200 тысяч рублей.

В то же время говорить о либерализации в сфере валютного регулирования и контроля в целом было бы преждевременно. С 14 мая 2018 года вступят силу поправки, внесенные 325-ФЗ, которые ужесточают ответственность за нарушение валютного законодательства и предусматривают новые возможности отказа в совершении валютной операции банками. Причем перечень оснований отказа закреплен таким образом, что при любом, даже формальном нарушении положений актов валютного законодательства, банк будет вправе отказать в проведении операции. Это может привести к увеличению случаев необоснованного отказа в осуществлении валютных операций, в том числе по формальным основаниям. При этом спорен вопрос о том, является ли такой отказ основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств по внешнеторговому контракту российским резидентом.

Вводятся дополнительные требования к контрактам в сфере внешнеторгового оборота по указанию сроков, что может затруднить работу добросовестных компаний с иностранными партнерами. Полностью оценить грядущие изменения и их практические последствия можно будет после вступления поправок в силу.

Инструкция Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» http://www.cbr.ru/analytics/?PrtID=na_vr&docid=408

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О валютном регулировании и валютном контроле»

Федеральный закон от 14.11.2017 N 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И (ред. от 25.04.2017) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»



17 октября 2017 года на рассмотрение в Государственную Думу направлен разработанный Правительством РФ законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (173-ФЗ).

Более года назад Министерством финансов РФ уже был подготовлен законопроект, изменяющий отдельные положения валютного законодательства, но до настоящего времени он находился на рассмотрении и не был принят. Теперь новый законопроект, предложенный Правительством, фактически заменяет ранее выдвинутый проект Минфина. Тем не менее, основные идеи предыдущего проекта отражены в новом документе.

Сразу после опубликования сведений о планируемых изменениях в валютном законодательстве во многих российских СМИ появилась информация, где с восторгом освещалось предстоящее снятие валютных ограничений, либерализация требований к операциям и ослабление валютного контроля. При этом некоторые СМИ не совсем корректно излагали факты, касающиеся данного законопроекта. К сожалению, многие из них принципиально не поняли, что именно изменяется, но все же разместили свои новости и даже что-то вроде аналитических статей, которые могут вводить читателей в заблуждение.

Так как текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы, любое заинтересованное лицо имеет возможность с ним ознакомиться и лично разобраться с вероятными изменениями валютного законодательства.

В первую очередь необходимо отметить, что главное изменение валютного законодательства, заложенное в данном проекте, в таком же виде присутствовало в первой и последующей редакциях, ранее предложенных Минфином. Законопроектом предлагается признать валютными резидентами всех граждан России .

Если в соответствии с действующим в настоящее время законодательством валютными нерезидентами являются граждане РФ, непрерывно проживающие более одного года за пределами России, то в случае принятия нового законопроекта для граждан РФ не будет исключений – все они признаются валютными резидентами независимо от страны проживания .

Одновременно с этим законопроектом принципиально разделяются требования к гражданам РФ, проживающим на территории РФ более 183 дней в году, и гражданам, находящимся в РФ менее 183 дней в году. Граждане, большую часть года пребывающие вне территории России, освобождаются от отдельных требований валютного законодательства.

Чтобы оценить изменения, предусмотренные законопроектом, необходимо рассмотреть, каким образом изменения законодательства повлияет на различные категории российских граждан.

Если согласно действующему в настоящее время российскому валютному законодательству такие граждане являются валютными нерезидентами и могут не учитывать его требования при осуществлении любых денежных расчетов и иных валютных операций, то новым законопроектом они признаются валютными резидентами и должны соблюдать российское валютное законодательство.

При этом они освобождаются от соблюдения следующих требований валютного законодательства:

Соблюдение порядка открытия счетов в иностранных банках в части необходимости уведомления об этом российских налоговых органов;

- ограничение видов операций , разрешенных к проведению по счетам в иностранных банках;

Предоставление ежегодной отчетности об операциях по счетам в иностранных банках перед российскими налоговыми органами;

- запрет расчетов между резидентами, пребывающими за пределами РФ более 183 дней в году .

Необходимо отметить, что в настоящее время граждане, относящиеся к этой категории, и так освобождены от необходимости соблюдения перечисленных требований, поскольку являются валютными нерезидентами. Таким образом, для этой категории граждан новый законопроект не приносит чего-либо положительного.

Что же касается отрицательной стороны данного законопроекта для граждан, постоянно проживающих за границей, то следует отметить следующее. Для этой категории граждан новым законопроектом с учетом признания их резидентами предусматривается только исключение требований к операциям по счетам в иностранных банках (статья 12) и расчетам между такими же гражданами (статья 9), которые они и сейчас согласно действующим правилам не должны соблюдать. А все прочие требования валютного законодательства теперь становятся для них обязательными .

В качестве примера можно упомянуть статью 14 закона «О валютном регулировании и валютном контроле», в которой изложены права и обязанности резидентов при совершении валютных операций. Ранее мы уже обсуждали одну из обязанностей резидентов, невыполнение которой может привести к нарушению валютного законодательства. И теперь граждане, постоянно и непрерывно проживающие за границей, должны выполнять изложенные в законе обязанности резидентов.

Также можно выделить следующую теоретическую типовую ситуацию. Допустим, гражданин Иванов, постоянно проживающий за рубежом, продает автотранспорт или недвижимость, имеющиеся у него за пределами России. Если он получит деньги от продажи от покупателя - иностранца, не имеющего российского гражданства, то проблем не возникнет. Но если сделка проводится с другим российским гражданином, то Иванову необходимо убедиться, что он имеет право получить деньги от этого покупателя, то есть что тот не проводит в РФ более 183 дней в году. Ведь валютная операция в соответствии с новым законопроектом является в данной ситуации разрешенной между гражданами РФ только при их проживании более 183 дней вне пределов РФ. В противном случае согласно КоАП Иванову грозит штраф от 75 до 100 процентов от суммы операции. Но убедиться в том, что покупатель - гражданин РФ проживает более 183 дней в году за границей России, довольно затруднительно, а порой просто невозможно. Необходимо учесть, что при действующем в настоящее время законодательстве гражданин Иванов является валютным нерезидентом и может свободно проводить описанную операцию без рисков нарушения законов. Данный подход, заложенный в законопроекте, при осторожном и внимательном соблюдении российского валютного законодательства может способствовать фактическому прекращению каких-либо финансовых операций между гражданами РФ, проживающими за границей.

То есть для данной категории граждан новый законопроект не способствует либерализации и снижению регулирования, а, наоборот, ведет к повышению требований и ответственности .

Сложность заключается также в том, что на граждан РФ, постоянно и непрерывно проживающих много лет за границей и имеющих, возможно, с детства гражданство другой страны, после принятия законопроекта будут возложены обязанности не только тщательного изучения требований российского валютного законодательства, но и постоянного отслеживания его дальнейших изменений. С учетом особенностей жизни за границей этой категории граждан РФ, которые могут даже не иметь российских паспортов и не владеть достаточными знаниями русского языка, а также с учетом высокой сложности российского валютного законодательства это представляется довольно непростой и сомнительной в реализации задачей.

Для данной категории граждан новый законопроект приносит некоторые позитивные изменения . Несмотря на то, что они могут много лет постоянно проживать за границей, каждый их приезд в РФ хотя бы на один день российские контролирующие органы на основе существующей в настоящее время интерпретации валютного законодательства считают потерей статуса валютного нерезидента. То есть после каждого приезда в Россию такой гражданин на ближайший год считается валютным резидентом, полностью обязанным соблюдать российское валютное законодательство.

Следует учесть, что проживать на территории иностранного государства и одновременно соблюдать существующие в настоящее время требования российского валютного законодательства к резидентам довольно затруднительно и часто практически невозможно . Поэтому многие из таких граждан часто нарушают требования валютного законодательства. Большинство из них делают это неосознанно, так как из-за сложности и запутанности положений закона они просто не знают о существующих требованиях. Некоторые граждане знают требования, но иногда из-за отсутствия иных путей сознательно идут на нарушение валютного законодательства в надежде, что об этом никто не узнает.

Следует отметить, что с вступлением с 01.01.2018 в силу международных договоров об обмене финансовой (налоговой) информацией многие такие нарушения могут быть обнаружены российскими налоговыми органами. Но вместе с этим необходимо учесть, что предоставление информации в российские налоговые органы предполагается только по налоговым резидентам РФ, а граждане, пребывающие большую часть года за границей, являются, как правило, налоговыми резидентами тех стран, где они проживают.

И все же новый законопроект открывает перед данной категорией граждан РФ возможность спокойно посещать Россию, пребывая на ее территории менее 183 дней в году . И при этом они освобождаются от всех тех требований валютного законодательства, от которых будут освобождены и граждане РФ, непрерывно проживающие за границей. Одновременно с этим они столкнутся и с теми же проблемами при соблюдении валютного законодательства, перейдя теперь в статус валютного резидента , которые коснутся категории 1.1 граждан, и о которых сказано выше.

Для данной категории граждан законопроект предусматривает некоторое расширение перечня разрешенных операций по счету в иностранном банке , которые в настоящее время являются запрещенными. Проектом предлагается разрешить зачисление на счета в иностранных банках денежных средств от продажи резидентом РФ транспортных средств и объектов недвижимости, находящихся за пределами России. При этом к такой недвижимости предъявляются требования в части ее нахождения на территории государства, являющегося членом ОЭСР или ФАТФ, которое присоединилось к соглашению об обмене финансовой информацией или имеет соответствующее соглашение с РФ, а счет продавца этой недвижимости должен находиться на территории такого же государства.

Таким образом, законопроект дает возможность гражданам РФ, проживающим в России более 183 дней в году, имеющим за границей недвижимость, воздушные, водные, автодорожные и иные транспортные средства, получать деньги от их продажи на свои счета в иностранных банках, что в настоящее время запрещено.

Кроме этого, в валютное законодательство планируется введение поправки, позволяющей рассчитываться деньгами со счета в иностранном банке за передачу имущества и оказание услуг на территории России , что действующим законодательством пока не разрешается.

Дополнительно к этому на счета в иностранных банках предполагается разрешить зачисление возврата налогов, ранее уплаченных резидентом.

На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Законопроект существенно усложняет финансовую жизнь граждан РФ, проживающих постоянно и непрерывно за границей и не въезжающих на территорию России более одного года (категория 1.1);

Законопроект позволяет в ряде случаев избежать нарушений законодательства РФ при проведении валютных операций для граждан РФ, проживающих за границей более 183 дней в году и периодически въезжающих на территорию России (категория 1.2);

- законопроект расширяет возможности граждан РФ, постоянно (не менее 183 дней в году) проживающих в РФ , в первую очередь, в части получения на свои счета в иностранных банках денег за продаваемые за границей транспортные средства и недвижимость.

Дополнительно необходимо отметить, что в пояснительной записке к законопроекту, как и в большинстве СМИ, осветивших данную тему, сказано об исключении из закона требования о предоставлении физическим лицом российскому банку при первом переводе денежных средств на собственный счет в иностранном банке уведомления налогового органа об открытии этого счета. В тексте самого законопроекта , размещенном на сайте Госдумы, пока ничего не говорится об отмене данного требования .

В случае принятия законопроекта он должен вступить в силу с 1 января 2018 года . При этом граждане РФ, находящиеся в 2017 году за пределами РФ более 183 дней, будут отнесены к 1-й категории, то есть освобождены от обязанности соблюдения отдельных требований валютного законодательства.

По оценке экспертов, российское валютное законодательство имеет довольно сложную форму, и его соблюдение гражданами, постоянно проживающими за пределами РФ, далеко не всегда легко или даже вообще возможно обеспечить. Даже большинство банковских сотрудников, специализирующихся на выполнении функций валютного контроля, полноценно не знают все нюансы валютного законодательства. Стоит ли говорить о том, что обычные люди, далекие в своей жизни от финансового законодательства, способны разобраться в валютном законодательстве и обеспечить его соблюдение.

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, он разрабатывался, в том числе, с целью устранения избыточных обременений для физических лиц и упрощения валютного регулирования и валютного контроля.

По результатам изучения и анализа законопроекта напрашивается вопрос: если государство не планирует контролировать финансовые операции граждан, проживающих более 183 дней в году за границей, для чего нужно их признавать валютными резидентами РФ, и хоть и не чрезмерно, но все-таки ограничивать в возможности свободного проведения валютных операций? Ведь если принцип разграничения граждан на категории с проживанием более или менее 183 дней за пределами РФ вводится в законодательство, то почему же не проще было бы не относить всех граждан к валютным резидентам, а просто изменить понятие валютного резидента и определить его статус, как гражданина РФ, проживающего в России более 183 дней в году? А тех, кто проживает большей частью за границей (более 183 дней в году), признать валютными нерезидентами. Это позволило бы не усложнять жизнь миллионов граждан РФ, проживающих за пределами России.

Граждане РФ, которые в течение многих лет непрерывно проживают за границей и даже изредка посещают своих родственников в РФ или отдыхают, например, на черноморском побережье России, в соответствии с действующим законодательством РФ не являются налоговыми резидентами РФ и не обязаны платить в России налоги со своих иностранных доходов. Остается непонятным, для чего ограничивать проведение финансовых операций этих граждан, заставлять отчитываться и обременять их иными требованиями, если эти операции никак не связаны с Россией. Этому вопросу трудно найти логическое объяснение. Новый законопроект частично устраняет эти требования, но все же закрепление за такими гражданами статуса валютного резидента оставляет на них часть требований и обязывает соблюдать определенные ограничения, содержащиеся в российском валютном законодательстве.

Однако можно допустить, что цель признания всех граждан РФ валютными резидентами заключается в чем-то ином, и мы сможем увидеть и оценить ее в дальнейшем при будущих изменениях российского законодательства.