Теоретические основы внутреннего туризма.

На нашей планете множество прекрасных мест, которые можно посетить любознательному туристу, но и на российских просторах достопримечательностей немало. Что же движет россиянами, отправляющимися в путешествие на Алтай или в Ярославль? Почему, несмотря на красоту и доступность курортов Азовского и Черного морей, многие из нас категорически предпочитают Турцию и Египет? Попробуем разобраться, чем внутренний туризм отличается от внешнего и где можно отдохнуть в майские праздники или на Новый год, не уезжая за пределы родины.

Внутренний туризм - это туризм в пределах своего государства, то есть без выезда за границу. В подобном путешествии есть масса преимуществ, например, не нужно делать загранпаспорт и визу, знать иностранный язык, затрачивать неимоверные суммы денег на авиаперелеты и бронь гостиниц, также нет сложностей с обменом валюты. Практически любому из заграничных курортов можно найти достойную замену в России. На сегодняшний день существует масса туристических агентств, предлагающих посетить удивительные достопримечательности нашей страны. Маршрут можно выбрать как самостоятельно, так и с помощью турагента. Внутренний туризм - услуга не менее популярная в сравнении, скажем, с путешествием по Европе. Вашему вниманию предлагаются горнолыжные курорты, сплавы по рекам, лечебно-оздоровительные процедуры в санаториях на берегах озер. Спросом среди российских путешественников пользуются туры по Золотому кольцу, экскурсионные поездки в Москву и Санкт-Петербург. Стоит упомянуть и о которое отнюдь не уступает средиземноморскому по количеству отдыхающих. Многие отправляются и в ставшее таковым после а именно в Украину, Абхазию, Болгарию. Зоны отдыха существуют и на Байкале, на Курильских островах, а также на севере нашей необъятной родины. Подобный внутренний туризм можно назвать экстремальным, учитывая климат и расположение этих «курортов».

Если с летним сезоном, когда люди желают плавать в море и загорать на солнышке, все понятно, то с осенне-весенним и зимним сезонами ситуация неоднозначная. Как правило, на более зажиточные россияне отправляются в путешествия по Европе, а также в жаркие страны, где температура воздуха на десятки градусов выше местной, А вот гражданин со средним достатком теряется в выборе. Как говорится: «и хочется, и колется». Выход есть - путешествие по городам русским. Это и упомянутое выше Золотое кольцо, и Москва (для провинциалов), и Питер (для всех). Здесь есть на что посмотреть, где погулять и отдохнуть. К тому же в столицах и городах, к ней приближенных, можно отдохнуть за небольшие деньги, что является немаловажным фактором при выборе маршрута. Памятники архитектуры, потрясающие интересные экскурсии, знакомство с новой культурой - все это вас ожидает, если вы выедете чуть дальше за пределы своей области или республики.

Зимний внутренний туризм не так популярен, как летний или весенний. Зимой русскому человеку хочется тепла и веселого праздника, поэтому половина из нас отправляется в жаркие страны, а другая половина остается дома отмечать Новый год. Но не стоит зацикливаться на таких видах отдыха, ведь и у нас в стране есть масса развлечений на зимний период. Многие хвалят Карелию, ведь именно здесь можно увидеть, что же такое настоящая зимняя сказка! Катания на снегоходах и лыжах, отдых в удивительных пансионатах, леса, гонки на собачьих и конные прогулки - все это вблизи Санкт-Петербурга. Если вы хотите отдохнуть активно, покататься на сноубордах и горных лыжах, а Куршавель вам не по карману, поезжайте в Домбай. Не уступают Домбаю в красоте пейзажей и крутости склонов Приэльбрусье и Красная Поляна.

Сколько бы ни продолжались споры о том, где лучше отдыхать, дома или за рубежом, знайте, что внутренний туризм в России отнюдь не уступает заграничному, Ни Турция, ни Египет не сравнятся по красоте с пейзажами Кавказа и Урала.

Внутренний туризм - это временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ этой же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в др. туристских целях.

Из определения выше можно сделать вывод, что внутренний туризм это туризм граждан одной страны в ее пределах.

Туризм внутренний не представляет собой отдельную сферу, а связан со всеми др. секторами национальной жизни. Национальная стратегия в сфере внутреннего туризма (туристского предложения) должна учитывать интересы как местных, региональных, так и центральных организаций. Улучшение качества предложения, учитывающего интересы потребителя, является целью, к которой необходимо постоянно стремиться. В организации и активизации внутреннего туризма велика роль регионов.

Туризм является важнейшей частью не только каждого государства, но и важнейшей частью каждого человека. И в зависимости от национальной принадлежности делится на внешний (международный) и внутренний туризм.

Безусловно, человека всегда интересовало то, как живут другие народы, их культура, традиции, достопримечательности, кухня и т.д. и, конечно же, многие стремились зарубеж дабы отдохнуть и удовлетворить свое любопытство. Однако сегодня, несмотря на все это, всю большую популярность приобретает внутренний туризм. Особенно это характерно для России, где также можно найти множество неизведанных, привлекательных мест с прекрасной и удивительной природой и богатым историческим и культурным наследием.

Благодаря развитию транспортных сетей большинство населения России на сегодняшний день действительно предпочитают отдохнуть у себя на родине, сэкономив тем самым деньги и время. Такой отдых по сравнению с зарубежным имеет массу преимуществ:

  • § Во-первых, внутренний туризм это прекрасная возможность узнать побольше о своей стране, ее истории, природных достопримечательностях.
  • § Во-вторых, для поездки не нужно будет оформлять документы для выезда.
  • § В-третьих, меньше тратится время на дорогу, уменьшаются денежные расходы.
  • § В-четвертых, что очень важно для здоровья, не возникнет проблем с акклиматизацией.

Замечу, что внутренний туризм выбирают жители тех государств, которые привлекают наибольшее количество туристов из других стран. И Россия здесь занимает не последнее место. Огромная территория нашей страны, простирающаяся на 10 тыс. км. с запада на восток и на 3 тыс. км. с северных арктических широт до южных субтропических при наличии огромного количества ландшафтов позволяет развивать разнообразные виды туристической деятельности.

Благодаря развитию транспорта сегодня есть возможность в кратчайшие сроки добраться практически в любую точку Земного шара, но, несмотря на это, приобретает все большую популярность.

Многие предпочитают провести отпуск у себя в стране, сэкономив тем самым время и деньги. Преимущества такого проведения отпуска очевидны: нет необходимости оформлять документы для выезда за границу, дорога отнимает меньше времени и денег, не возникает проблем с акклиматизацией. Кроме того есть возможность лучше познакомиться с историей собственной страны, осмотреть природные и исторические достопримечательности. Безусловно, в первую очередь такой способ провести отпуск выбирают жители тех стран, которые привлекают большое количество туристов из других государств.

Для того чтобы стимулировать развитие внутреннего туризма необходимо создать максимально благоприятные условия для отдыхающих, а значит обеспечить их гостиницами с высоким уровнем обслуживания и отлаженной инфраструктурой. Поскольку частный бизнес зачастую уделяет мало внимания организации туристического потока внутри страны, эти функции должно брать на себя государство. В России для этих целей было создано Федеральное агентство по туризму, которое занимается развитием туризма в стране. Силами данного ведомства в Российской Федерации выполняются более 50 программ по стимулированию туризма.

Регионам выделяются значительные суммы, которые те в свою очередь направляют на рекламу и улучшение инфраструктуры. По мнению представителей ведомства, туризм в России имеет значительный потенциал роста. Так, к примеру, последние несколько лет стабильно растет число тех, кто проводит отпуск, не выезжая за границу, а отправляясь в разные уголки страны. Следует отметить, что большинство иностранных туристов, приезжающих отдыхать в Россию, предпочитают отправляться в исторические места, в то время как сами россияне в большинстве своем не хотят тратить время на осмотр достопримечательностей. Кроме того, внутренний туризм в России во многом страдает от сложившегося предрассудка, что лучший отдых – за рубежом.

В России существует целый ряд регионов, которые потенциально способны стать туристическими центрами, но из-за серьезных проблем с финансированием не способных реализовать свои возможности. Зачастую просто недооцениваются возможности, которые предоставляются региону в случае увеличения туристического потока. Также серьезной проблемой, с которой сталкивается внутренний туризм в России, являются большие расстояния между регионами и невозможность быстро и комфортно добраться до основных достопримечательностей. Решение этого вопроса возможно только в том случае, если будут строиться аэропорты в наиболее привлекательных для туристов местах, а также будет снижаться цена билетов. Дело в том, что на сегодняшний день нередко значительно проще и дешевле добраться из многих точек России в Европу, нежели к российским достопримечательностям, расположенным в глубине страны. Таким образом, без улучшения инфраструктуры невозможно привлечь новых туристов. Однако, учитывая потенциал России как прекрасного места для отдыха, можно надеяться на значительное улучшение ситуации.

Под словом внутренний следует понимать патриотичное – по России. А это неисчерпаемые возможности, обусловленные бескрайними просторами большой родины.

Пока чиновники от туризма оформляют программы развития внутреннего туризма, путешествия по России выбирает все большее число россиян – будь то поездка на выходные в Санкт-Петербург, на неделю по Золотому кольцу, рыбалка в Карелии или Астрахани, маршрут по плато Путрана, лето на Азовском или Черном море, горные лыжи на Урале. Исторические места, культурное наследие, широкий спектр климатических поясов и природных зон, малые и большие земли, мороз и солнце, края девственной природы, испытание духа, другая Россия, удивительные люди, настоящие эмоции – у России есть все, чтобы стать любимой страной отдыха россиян — отдыха, который соответствует практически любому запросу.

Рынок активнее реагирует на спрос и конкурентно работает над нестандартными предложениями и улучшением традиционных, местные власти, грезящие о коммерчески успешных проектах, отличаются меньшей активностью.

Россиян, предпочитающих внутренний туризм, заманивают в банные и медовые туры, последним героем в ледовый отель, первым гостем в чум на камлание шаманов, хозяином, хоть и временным, в усадьбу. Параллельно развивается сектор самостоятельного туризма, которому мало что препятствует, кроме известных всем причин, проистекающих из современной российской действительности.

Преимущества внутреннего туризма

Огромные возможности для самостоятельного планирования путешествия. Бесконечное саморазвитие. Гарантия новых впечатлений.

Недостатки внутреннего туризма

С трудом преодолеваемые проблемы в сфере сервиса. Небюджетная транспортная составляющая, превращающая путешествие по России в вип-тур. Частое несоответствие инфраструктуры – в случае наличия – соотношению цена-качество.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Внутренний туризм - путешествия в пределах какого-либо государства лиц, постоянно в нем проживающих, наприер путешествия в пределах РФ лиц, постоянно проживающих в РФ (ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 4 октября 1996 г.).

Внутренний туризм в России

Внутренний туризм в Российской Федерации набирает год от года популярность среди ее граждан. В СССР внутренний туризм был особенно распростране: по данным на 1990 год, 52 млн человек в год совершали туристические поездки внутри страны . В РФ внутренний туризм становится все более популярным с 2013 г. - ежегодный прирост составляет около 20 %. В 2015 году жителями было совершенно 50 млн поездок по России . Наиболее популярными туристическими регионами России являются Центральнный и Южный . Москва , Санкт-Петербург и Сочи в 2016 году стали самыми посещаемыми городами .

Но несмотря на очевидный туристский бум, Россия использует свои туристские ресурсы крайне неэффективно - максимум на 20 %. Значительное количество имеющихся в ее распоряжении как природных, так и культурно-исторических ресурсов по разным причинам вообще не используются при формировании предложений на рынке внутреннего туризма.

Одним из важнейших элементов функционирования внутреннего туризма как социально-экономической системы являются туристские ресурсы . Именно они формируют интерес туриста к определенному региону страны, определяют выбор этого региона для будущего путешествия.

Туристические ресурсы

Согласно ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

Непосредственные туристские ресурсы

Непосредственные (первичные) туристские ресурсы - объекты, формирующие интерес потенциальных потребителей к конкретной территории. В связи с тем что терминология туристской отрасли еще до конца не устоялась, необходимо упомянуть несколько терминов, использовавшихся или используемых ныне как синонимы. Ранее непосредственные туристские ресурсы именовали туристскими достопримечательностями, иногда - объектами туристского интереса. В современной исследовательской литературе их также часто называют туристскими аттракциями (от англ. аttract - притягивать).

Косвенные туристские ресурсы

Косвенные (инфраструктурные) туристские ресурсы - совокупность объектов и учреждений, образующих материально-техническую базу туризма, которые обеспечивают общие условия для функционирования туристской отрасли. Другими словами, косвенные туристские ресурсы привлекаются для освоения и использования непосредственных туристских ресурсов. Зачастую в качестве синонима косвенных туристских ресурсов используется термин «туристская инфраструктура». Существуют разные мнения по поводу того, что следует относить к косвенным туристским ресурсам. Однозначно к ним относят средства размещения , предприятия питания , транспортную инфраструктуру . Некоторые исследователи считают, что при определенных условиях косвенными туристскими ресурсами становятся практически все объекты и учреждения, обеспечивающие и поддерживающие жизнедеятельность определенного региона (страховые компании , учреждения здравоохранения, информационные и научные учреждения, строительные организации и т. д.).

Литература

  • Косолапов А. Б. География российского внутреннего туризма. - 268с. - ISBN 978-5-406-02725-7
  • Истомина Э. Г., Гришунькина М. Г. Внутренний туризм и туристские ресурсы России. - РГГУ, 2012 г. - 288с. - ISBN: 978-5-7281-1316-4
  • Морозов М. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. - Academia, 2007 г. - 150с. - ISBN: 5-7695-3693-4
  • Рубаник А. Н., Ушаков Д. С. Технологии въездного туризма - Изд-во: «Феникс», Издательский центр «МарТ», 2010 г. - ISBN: 978-5-241-01015-5, 978-5-222-16931-5
  • Данилов А. Ю. Региональные туристские ресурсы России. Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2012. - 120 с.