Сущность и необходимость финансов. Экономическая сущность финансов

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражения финансовых отношений реальным движением денежных средств.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса - в распределении и обмене.

На второй стадии движения стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости.

На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей - двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной.

Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы, и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные формы социального целевого назначения, хотя возможно и нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

На основании всего вышесказанного можно дать следующие определения: финансы - это денежные отношения, возникающие в результате распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формирование денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения.

Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использовании фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределений;

государством и предприятиями при уплате или налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

государством и гражданами при внесении или налогов и добровольных платежей;

предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

отдельными звеньями бюджетной системы;

органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей - дохода потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.Финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а так же предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Финансы отражают уровень развития производственных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства жизни граждан страны.

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.

Для постижения сущности финансов необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений.

Если отвлечься от многочисленных конкретных форм, в которых протекают финансовые процессы, можно увидеть то общее, что их объединяет - лежащие в основе финансовых операций отношения между различными участниками общественного производства, или общественные отношения. По характеру эти отношения - производственные (экономические), поскольку возникают непосредственно в общественном производстве.

Финансы произошло от латинского и французского слова financia(лат), finance(фр.) означает доход, платеж.

Сущность финансов определяется экономическим строем общества. Финансы категория историческая и экономическая, т.к. финансы появились и развивались с появлением и развитием государства, финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию денежных фондов в обществе.

Финансы – это совокупность общественно-экономических отношений, в процессе которых формируются и используются централизованные и децентрализованные денежные фонды на основе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода.

Валовой внутренний продукт – это стоимость всех товаров и услуг, произведенных за определенный период или это сумма материальных благ, произведенных обществом за определенный период.

Национальное богатство – это совокупность созданных материальных благ, накопленных обществом за весь период предшествующего развития, а также совокупность природных ресурсов.

Национальный доход – это вся вновь созданная стоимость в стране за год, часть валового внутреннего продукта за вычетом фонда возмещения средств производства.

Финансы – это общественные отношения, т.к. в основе финансовых операций лежат отношения между различными участниками производственных отношений, а такие отношения всегда являются общественными.

Финансы – категория экономическая и историческая, т.к. финансы возникли в процессе экономической деятельности людей, также это категория историческая – финансы развивались с развитием государства, каждое государство имеет свой тип финансовых отношений, свое финансовое законодательство.



Таким образом финансовая наука изучает закономерности развития финансовых отношений.

Социально- экономическая сущность финансовых отношений состоит в исследовании вопроса за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства

Финансовые ресурсы - это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства и субъектов хозяйствования.

Факторы, определяющие необходимость финансов:

1) наличие товарного производства обуславливает необходимость формирования финансовых ресурсов субъектам хозяйствования для осуществления расширенного воспроизводства, для решения социальных вопросов;

2) действие объективных экономических законов в обществе, которые требуют проведения различных финансовых мероприятий, установление соответствующих пропорций в народном хозяйстве, при распределении общественного продукта между сферами экономики, отраслями производства, а это достигается через финансовые отношения;

3) финансы необходимы для выполнения государством своих функций, для этого требуются огромные денежные средства, формирование и использование которых происходит в процессе финансовых отношений.

Основные признаки финансов.

1) Финансы всегда выражаются в денежной форме. Однако не все денежные отношения являются финансовыми. Например: начисление заработной платы - это денежные отношения; а распределение прибыли предприятия на фонд накопления, фонд потребления - это уже финансовые отношения.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей и реализации услуг, между предприятиями и вышестоящими организациями в процессе создания централизованных и децентрализованных денежных фондов, государством и предприятиями при уплате налогов и финансировании расходов, государством и гражданами при уплате налогов, между звеньями бюджетной системы и т.д.

2) Результатом финансовых отношений является создание реальных денежных фондов, которые принимают форму финансовых ресурсов (распределение прибыли предприятия на фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, распределение средств бюджета и т.д.).

3) Распределительный характер финансовых отношений (в понятие финансов входят такие денежные операции, с помощью которых происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый их которых должен получить свою долю в произведенном продукте).

Налоги государству

Выручка зарплата рабочим

Расчеты с поставщиками

Функции финансов

Сущность финансов , как экономической категории, наиболее полно отражается в их базовых функциях, реализуемых на любом из указанных выше уровней:

· Аккумулирующая (или накопительная) функция финансов выражается через процесс образования (накопления, мобилизации) денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы. На уровне мировых финансовых отношений, эта функция в частности, проявляется в процессе формирования финансовых фондов Международного валютного фонда за счет взносов стран-участниц, а также результатов его собственной деятельности. На уровне государственных финансов аналогичный процесс реализуется при исполнении доходной части бюджета, на уровне финансов предприятий – при формировании их суммарной выручки.

· Распределительная функция финансов выражается через процесс использования ранее мобилизованных денежных средств, для удовлетворения соответствующих целевых потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах. На уровне мировых финансовых отношений данная функция проявляется, в свою очередь, при осуществлении финансовых программ межнациональных финансовых институтов, на уровне государственных финансов – при исполнении расходной части бюджета, на уровне субъекта хозяйствования – при распределении полученной прибыли.

· Контрольная функция финансов выражается через целевой финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов как мобилизации, так и использования финансовых ресурсов. Особая роль рассматриваемой функции определяется возможностью через контроль за движением собственно денежных средств анализировать многие другие аспекты деятельности объекта управления, например – на уровне отдельного предприятия оценивать эффективность его инвестиционной деятельности, используемых технологий и т.п., а на уровне государства – результативность социальной политики, экологических программ и т.п.

3. Взаимосвязь финансов и других экономических категорий

В экономике могут использоваться:

кредитный метод мобилизации денежных средств, основанный на использовании временно свободных денежных средств с обязательным возвратом их владельцу;

финансовый метод мобилизации денежных средств основан на безвозвратном изъятии денежных средств и их последующем распределении.

Общие черты:

1. Движение денег и денежные отношения

2. Используются в интересах общества

Различия:

1. Кредит возвратен 1. Финансы безвозвратны

2. Предоставляется на определенный 2. Предоставляются бессрочно

срок 3. Удовлетворяют постоянные

3. Удовлетворяет временную потребности общества

потребность в денежных средствах 4. Могут быть только в денеж-

4. Может быть в денежной и товарной ной форме

формах 5. Основаны на перераспреде-

5. Основан на обороте денежных лении ВНП и НД

средств предприятий

Экономическая категория «финансы» взаимосвязана с такими категориями как цена, налоги, кредит, зарплата. В условиях рыночной экономики категория финансы трансформируются в категорию цена, которая является важнейшим инструментом формирования доходов государства и является определяющим показателем при расчете пенсий, пособий, размера минимальной оплаты труда.

Если государство не регулирует цены, то оно вынуждено корректировать социальные выплаты и увеличивать минимальную оплату труда. В основном государство регулирует цены на предметы первой необходимости и стратегически важную продукцию.

В экономических отношениях между государством и юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда финансовые отношения трансформируются в бюджетные отношения и реализуются с помощью экономической категории и важнейшего инструмента - налоги.

На уровне предприятий финансовые отношения реализуются через категорию заработная плата, денежных выплат за труд.

Таким образом экономическая категория финансы в процессе перераспределения финансовых ресурсов приобретает признаки других экономических категорий – налогов, зарплаты, кредита, цены и других, причем каждая новая категория имеет свое назначение и функцию.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы – это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства и отдельных субъектов хозяйствования.

Главное условие роста финансовых ресурсов – увеличение национального дохода. Однако финансы и финансовые ресурсы – это не тождественные понятия.

Финансовые ресурсы представляют собой совокупность денежных средств, создающихся в результате деятельности хозяйствующих субъектов и отдельных физических лиц.

В экономической системе общества они выступают в качестве материальных носителей финансовых отношений и функционируют на всех уровнях управления.

Важнейшую роль выполняет здесь государство, которое не только организует, координирует и контролирует процесс формирования и распределения финансовых ресурсов, но и непосредственно является постоянным его участником. Рассматриваемый процесс можно дифференцировать на три последовательных этапа формирования и распределения финансовых ресурсов:

I-ый этап: непосредственное создание финансовых ресурсов юридическими и физическими лицами в процессе их производственно-хозяйственной и трудовой деятельности. Источниками этих ресурсов выступают:

Выручка от реализации продукции и услуг, а также внереализационные поступления юридических лиц;

Основная и дополнительная заработная плата, а также иные доходы физических лиц.

Характерной особенностью данного этапа в условиях рыночной экономики является пассивная роль государства, которое практически не принимает участия в процессе непосредственного создания финансовых ресурсов (за исключением незначительного числа функционирующих в режиме самофинансирования «унитарных» предприятий, как правило, малорентабельных или планово-убыточных, т.е. требующих постоянной финансовой поддержки со стороны соответствующих государственных органов). Таким образом, именно юридические и физические лица создают основную часть финансовых ресурсов общества, что и определяет их место в его финансовой системе.

II-ой этап: первичное распределение финансовых ресурсов между их непосредственными создателями и государством. Объектом распределения выступает прибыль, а также некоторые иные результаты деятельности юридических лиц и доходы физических лиц. Инструментом распределения служит налоговая система, полностью организуемая и эксплуатируемая специальными финансовыми органами государства в лице налоговых служб. В процессе распределения финансовых ресурсов общества государство решает две параллельные задачи.

· фискальную , связанную с принудительной мобилизацией части созданного национального дохода, для удовлетворения собственных потребностей государства в финансовых ресурсах, для реализации установленных ему функций;

· регулирующую , обеспечивающую возможность эффективно корректировать развитие экономической системы общества.

Оставшаяся в распоряжении юридических и физических лиц часть созданных финансовых ресурсов, распределяется ими самостоятельно в децентрализованном порядке и направляется для удостоверения собственных нужд производственного и непроизводственного характера.

Часть этих ресурсов также может быть передана государству на добровольных началах, при размещении государственных займов, как второго источника формирования доходной части бюджетов всех уровней.

III-ий этап: перераспределение финансовых ресурсов на государственном уровне через систему федеральных, региональных (уровень субъектов Федерации) и местных финансов. На этом этапе мобилизованные в принудительном и привлеченные в добровольном порядке финансовые ресурсы, централизованно распределяются государством через бюджеты и целевые внебюджетные фонды различных уровней. Характерно, что лишь незначительная часть собранных средств потребляется собственно государством в лице его органов управления. Основная же часть возвращается на уровень конкретных юридических и физических лиц, в форме оплаты государственных заказов, бюджетных дотаций и субвенций, зарплаты работникам бюджетной сферы (наука, культура, вооруженные силы и т.п.), пенсии, иные выплаты социального характера.

От эффективности централизованного распределения национального дохода, во многом зависят макроэкономические результаты развития экономики страны в целом, что и определяет место финансового направления в деятельности государственных органов управления. Непосредственная же схема организации процессов создания и распределения финансовых ресурсов зависит от принципиального устройства финансовой системы конкретного государства.

5. Финансовые ресурсы организаций (предприятия)

Все финансовые ресурсы организаций (предприятий) можно классифицировать на три группы:

1. Финансовые ресурсы, образуемые за счет собственных и приравненных к ним средств;

2. Финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке;

3. Финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения

1. Финансовые ресурсы, образуемые за счет собственных и приравненных к ним средств:

Доходы: Поступления:

1)Прибыль от основной 1) Амортизационные отчисления;

деятельности; 2)Выручка от реализации

2)Прибыль от НИР и выбывшего имущества;

целевые доходы; 3) Устойчивые пассивы;

3)Прибыль от финансовых 4) Целевые поступления;

операций; 5) Мобилизация внутренних

4)Прибыль от СМР; ресурсов;

5)Другие виды доходов 6) Другие поступления.

Финансы возникли тогда, когда начали развиваться товарно-денежные отношения.

Возникновение финансов основывается на 3 основных положениях:

1)На учении о тов-денежн отношениях (ТДО);

2)На учении о нац доходе;

3)На учении о сущности и функциях гос-ва.

Специфика существования финансов: финансы – такая категория, кот существует только в условиях ТДО.

Специфика финансов в том, что они имеют всегда денежную форму. Без денег и денежных отношений финансы не существуют. Составная часть финансов – денежные отношения.

Понятие финансы включает след группы фин. отношений :

Ден отнош-я м/у предприятиями, (возникают в процессе реализации продукции и покупки ТМЦ);

Денежные отношения внутри предприятий или объединений

Денежные отношения предприятий с вышестоящими организациями при перераспределении средств. Например, на кап.вложения, на формирование централизованных фондов

Денежные отношения м/д предприятиями и государственным бюджетом (имеют место при изъятии у предприятий налогов, при перечислении средств из бюджета непосредственно предприятию)

Денежные отношения м/д предприятиями-резидентами и предприятиями-нерезидентами

Ден. отношения м/д государством РБ и международными кредитно-финансовыми организациями (в виде МВФ. Всемирного банка, Банка реконструкции и развития)

Ден. отношения м/д предприятиями и учреждениями банковской системы (банкаси и страховыми организациями).

Не включаются в понятие «финансы» такие отношения, как:

  • Ден. отношения, связанные с денежным оборотом
  • Денежные отношения, связанные с ценообразованием
  • Ден. отношения, связанные с использованием средств в качестве учета и контроля за мерой труда и мерой потребления.

В рыночных отношениях возникают и развиваются новые виды денежных отношений :

1) Отношения, связанные с поступлением средств от приватизации

2) Ден. отношения, связанные с формированием государственных сырьевых внебюджетных фондов.

В понятие «финансы» включаются лишь те денежные отношения, с помощью которых формируются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.

Финансы нельзя смешивать с понятием денег. Финансы отличаются от денег по функциям и содержанию.

Деньги выполняют 5 функций:

1.мера стоим-ти; 2.средства обращения; 3.средства платежа;

4.накопления и сбережения; 5.мировых денег.

Финансы выполняют только 2 функции:

1.распределительная; 2.контрольная.

Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью кот-го определяются затраты на производство продукции.

Финансы – эк категория, кот связана с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов ден. средств в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечения расширенного воспроизводства.

Централизованные фонды : госбюджет; ФСЗН; Республиканский фонд охраны природы; Фонд сбережений; Фонд национального развития.

Децентрализованные фонды : фонд з/п, фонд финансирования капитальных вложений; фонд оборотных средств; фонд экономического стимулирования; амортизационный фонд; резервный фонд.

Финансы тесно связаны с учением о нац. доходе:

Посредством финансов распределяется и перераспределяется НД;

Посредством финансов образуются денежные доходы и фонды.

НД – главн источник формирования фин ресурсов. В последние годы посредством финансов распределяется около 65% нац. дохода.

Существование гос-ва обусловливает необходимость существования финансов. Гос-во выполняет функции:

Хоз-организаторская (создает новые предпр-я, законодат-во и т.д.);

Культ-воспитательная (воспитание народа, создание ССУЗов, ВУЗов, школ, курсов, вопросы развития музейного дела, музыкальное воспитание)

Оборона страны (создание армии, подготовка военных кадров..,)

Защита собственности;

Сотрудничество с различными странами.

А для осущ-я своих функций гос-во нуждается в фин ресурсах, которые мобилизуются с помощью финансов. Государство обуславливает необходимость финансов.

Т.о. ФИНАНСЫ -денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Впервые определение финансов дал в 1958г. Дьяченко.

Финансы явл-ся частью производственных отношений и частью экономического базиса. Фин-сы не участвуют в производственно- технических отношениях, но воздействуют на весь процесс расширенного воспроизводства, на процесс развития социальной сферы. Это воздействие осуществляется путем распределения и перераспределения ВВП и нац. дохода. Когда образуются доходы денежных средств.


2. Распределительная функция финансов, ее содержание.

Распределительная функция реализует главное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов. Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость ВВП (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму).

Субъектами при финансовом методе распределения выступают: государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане, являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения. С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни - в материальном производстве, в сферах обращения и потребления.

Распределительная функция финансов определяется при распределении ВВП и национального дохода. Это происходит тогда, когда за счет распределения ВВП и нац. дохода создаются первичные или основные доходы. Они формируются у рабочих и служащих, крестьянских фермеров и др. Однако первичных доходов недостаточно для содержания армии, непроизводственной сферы и т.д. Поэтому необходимо перераспределение этих первичных доходов. Оно диктуется следующими обстоятельствами:

1) необходимостью межотраслевого распределения нац. дохода

2) необходимостью межтерриториального распределения

3) наличием непроизводственной сферы

4) необходимостью перераспределения средств м/д слоями населения.

Конечная цель такого распределения обусловлена: необходимостью развития производительных сил; необходимостью создания рыночных структур; необходимостью дальнейшего укрепления государства; необходимостью повышенного уровня количества населения.

Посредством финансов распределяются также амортизационные отчисления, а также часть национального богатства. Это имеет место в тех случаях, когда часть производственного потенциала изымается из резерва и включается в товарооборот страны.


3. Контрольная функция финансов, ее содержание (по книге 2008 года)

Поскольку финансы ”пронизывают” все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением валового внутреннего продукта. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т. д. Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.


3. Контрольная функция финансов, ее содержание (по конспекту).

Контрольная функция тесно связана с распределительной функцией и подчинена ей.

Сущность: контроль за распределением ВВП, нац. дохода по соответствующим фондам и расчет их по назначению. Финансовый контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферы.

Цель контроля: рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природного богатства, сокращение непроизводственных потерь, пресечения расточительства и т.д.

Контрольная функция проявляется на 3-х этапах:

1- До наступления распределительного процесса:

В процессе составления бюджета выясняется степень соответствия размеров денежных доходов государства и намеченных расходов. Если в ходе этой работы доходы не равны расходам, то принимаются соответствующие меры (более высокие темпы производства и реализации продукции, более эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, сокращение з/п).

2- В ходе осуществления распределительного процесса. На этом этапе проявляется контрольная функция:

Осуществляется контроль за своевременным и правильным использованием денежных средств, контроль за сроками поступления средств с соответствующие фонды. Нарушение сроков ведет к негативным последствиям.

3- После завершения распределительного процесса:

Финансовые органы осуществляют проверки через несколько лет (1 раз в 3 года). Особо строгий контроль после завершения строительства.

Контрольная функция объективно не зависит от воли и сознания людей, однако реализуется не сама по себе, а через специальный аппарат. Важную роль играют Минфин и его органы на местах, учреждения банков, органы Министерства по налогам и сборам, специальный орган межотраслевых министерств и ведомств.


4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов.

В экономической литературе нет единого мнения по поводу определения сущности, функций, роли финансов.

1-й дискуссионный вопрос по поводу сущности:

1- 1962г., Д.А. Аллахвердян: «Социалистические финансы – система экономических отношений, посредством которых на основе планового распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме образуются фонды денежных ресурсов, используемые на нужды расширенного воспроизводства и удовлетворение других общегосударственных потребностей».

2- соврем. исследователи: В.М. Родионова, Н.Г. Сычев, Л.А. Дробоздина, Н.В. Гаретовский: в основе понятия «финансы» лежало распределение ВВП и национального дохода.

3- Э.А. Вознесенский: Финансы социализма – система императивных денежных отношений, выражающихся в формах планомерного движения главным образом чистого дохода, образования и использования централизованных и децентрализованных денежных доходов с целью удовлетворения потребностей социалистического государства. Основной сущностный признак – движение чистого дохода. Финансовые отношения обусловлены функционированием государства. Рассматривал только одну сторону – отношения перераспределения и создания централизованного фонда денежных средств государства.

4- Н.В. Гаретовский: Объект – чистый доход. Показал его взаимосвязь с процессами как первичного распределения, так и перераспределения.

Таким образом, до настоящего времени в экономической литературе нет единого устоявшегося определения финансов.

Необходимость и сущность финансов

Понятие финансов произошел от латин­ского слова «fimancia», означающего доход, платеж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в XIII- XV вв. Позже, получив международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений.

Сегодняшнее значение термина «финансы» появилось в ус­ловиях регулярных товарно-денежных отношений в связи с раз­витием государства и его потребностями в ресурсах, укреплением экономических международных отношений.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера ох­ватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в про­цессе общественного воспроизводства определяются экономиче­ским строем общества, природой и функциями государства.

1) общественное разделение труда и деление общества на со­циальные группы;

2) развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства и увеличением ВВП и НД;

3) появление денег, как всеобщего эквивалента стоимости, используемого для производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг;

4) возникновение самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и создающих для производства необходимые денежные фонды;

5) создание централизованного государства;

6) развитие международных экономических отношений.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отноше­ния приобретают всеохватывающий характер, финансы выража­ют экономические отношения в связи с образованием, распределе­нием и использованием ВВП и НД.

Финансы представляют собой экономические (Э), распределительные (РА) , денежные (ДЕ), специфические финансовые отношения ФО), связанные с образованием, распределением и ис­пользованием (ОРИ) фондов финансовых ресурсов (ФФР) в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства и выполнения функций и задач государства.

Сущность финансов находит отражение в их содержании, форме и проявлении.

Содержание (ЭРАДЕФО). Финансы как экономическая категория выражают экономиче­ские отношения по поводу производства, распределения и ис­пользования валового внутреннего продукта (ВВП), т.е. стоимо­сти конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период вре­мени, и национального дохода (НД) - вновь созданной стоимо­сти или стоимости ВВП за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.

На стадии производства создаются ВВП и НД и подготавли­ваются условия для появления этой категории. На второй ста­дии процесса воспроизводства -распределения (первичного и вто­ричного) - возникают финансовые отношения. Без участия финансов созданная стоимость не может быть распределена. Финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием стоимости ВВП и НД.

Воздействуя на производство, распределение, обмен и потребление, финансы носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Форма (ФФР). Материальным носителем финансовых отношений выступают фонды финансовых ресурсов (ВВП, НД, фонд накопления и потребления, амортизационный фонд и др.) Главным материальным источником денежных доходов и фондов населения, предприятий и государства служит ВВП и национальный доход. Их объем определяет возможности удовлетворения потребности чле­нов общества, общественного расширенного производства и го­сударства. Именно с учетом размеров ВВП, НД и его отдельных частей (фонда потребления и фонда накопления) определяются пропор­ции развития экономики и ее структуры.

Финансы отражают уровень развития производительных сил и микроэкономические процессы. Современная экономика не может существовать без финан­сов государства. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества может финансироваться только государством. Это оборона и национальная безопасность, социальная сфера, атомная промышленность, космические ис­следования, некоторые новые приоритетные отрасли экономи­ки, а также предприятия, необходимые всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Состояние экономики страны определяет состояние финан­сов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и НД финансы характеризуются своей стабильностью и устойчивостью; они стимулируют дальнейшее развитие произ­водства и повышение качества жизни граждан страны.

При экономическом кризисе, спаде производства, росте без­работицы состояние финансов резко ухудшается: сокращаются доходы населения и снижается их жизненный уровень, уменьша­ется прибыльность хозяйствующих субъектов и как следствие по­являются взаимные неплатежи, денежные суррогаты, расширяют­ся бартерные сделки, возникают крупные дефициты бюджетов, финансируемые за счет внутренних и внешних займов эмиссии денег, увеличиваются государственный долг и расходы по нему.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Финан­сы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым ими функци­ям. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реали­зации создаются фонды финансовых ресурсов.

Финансы возникают на основе движения реальных денег в наличной и безналичной форме. Реальное движение (денег незави­симо от движения стоимости в товарной форме) - это движение самостоятельное, неэквивалентное, когда не возникает товар­ного возмещения. При финансах происходит независимое одно­стороннее движение денег. Деньги движутся безвозвратно. Дву­стороннее движение денег присуще категории кредита.

В результате самостоятельного движения денег образуются целевые денежные фонды (централизованные и децентрализованные). В этом выражается материальное содержание финансов.

Проявление финансов находит свое выражение через их функции, которые внутренне присущи этой экономической категории. Функция объективна, стабильна, раскрывает общественное назначение и роль экономической категории.

В экономической науке нет единого мнения о количестве функции финансов. Большинство экономистов считают, что финансы выполняют пять функции или отдельные из них: 1) распределительную, 2) регу­лирующую, 3) контрольную, 4) воспроизводственную; 5) стимулирующую.



Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы - это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъек­тов, государства, домашних хозяйств, т.е. это деньги, обслужи­вающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД. Поэтому объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД.

Субъектами финан­совых ресурсов выступают: 1) домохозяйства распоряжающиеся семейными бюджетами; 2) предприятия, объединения, компании и т.д., т.е. юридические лица, владеющие децентрализованными финансовыми ресурсами; 3) государство и муниципальные образования, образующее и использующее различные бюджеты, централизованные и децентрализованные внебюджетные фонды.

Соотношение между ними определяется рыночными отно­шениями. Чем больше самостоятельности у физических и юри­дических лиц, тем больше возможности у них формирования финансовых ресурсов. В свою очередь, это обеспечивает увели­чение поступлений финансовых ресурсов государству. Опти­мальное соотношение между ними определяется государством на основе научно обоснованного расчета, заложенного в соци­ально-экономических прогнозах страны.

Финансовые ресурсы являются материальными носителями финансовых от­ношений, в результате которых образуются целевые денежные фонды. Они концентрируются в двух блоках:

1) децентрализованные финансовые ресурсы , которые соз­даются на микроуровне. На предприятиях идет процесс вычлене­ния из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода (прибыли, оплаты труда), происходит процесс накопле­ния капитала в форме амортизационного фонда, выручки от выбывшего имущества и др. В домашнем хозяйстве также про­исходит обособление конкретных целевых фондов (для потребления, отдыха, товаров длительного пользования), в государственных учреждениях и предприятиях создаются фонды бюджетных ассигнований и внебюджетных средств;

2) централизованные финансовые ресурсы , создаваемые на макроуровне, которые включают доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.

Состав финансовых ресурсов. В состав финансовых ресурсов входят:

1) собственные средства : а) на уровне предприятий и организаций, домохо­зяйств - прибыль, зарплата, фонды бюджетных ассигнований и внебюджетных средств, доходы домохозяйств; б) на уровне государства – доходы от унитарных предприятий, приватизации, а так­же от внешнеэкономической деятельности;

2) мобилизованные на рынке : а) на уровне предприятий и до­мохозяйств - продажа-покупка ценных бумаг, банковский кре­дит; б) на уровне государства - эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит;

3) средства, поступившие в порядке перераспределения : а) на уровне предприя-тий и домохозяйств - проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами; б) на уровне государства - обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).

Финансы и финансовые ресурсы - не тождественные поня­тия. Финансовые ресурсы не определяют сущность финансов, не раскрывают их внутреннее содержание и общественное назначе­ние. Финансовая наука изучает не ресурсы, а общественные от­ношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов.

1. Необходимость и сущность финансов.

Термин «финансы» (от лат. - доход, платеж) существуют разные точки зрения:

Термин «финансы» возник в 18-19 вв. В Италии и означал любой денежный процесс;

Понятие введено франц. ученым Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике».

Возникновение фин-ов как истор-кой категории обусловлено:

Общест-ым разд-ем труда и делением общества на соц. группы;

Созданием централизованного гос-тва;

Развитием товарно-денежных отношений;

Появлением самостоятельных, независимых хоз-щих субъектов.

Финансы как эк-ая категория –связующее звено м/д созданием и использованием ВВП и НД. На стадии производства создаются ВВП и НД и подготавливаются условия для появления «финансов». На второй стадии процесса воспроизводства – распределении – возникают финансовые отношения. Т.о. без участия финансов созданная стоимость не м.б. распределена.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охва­тываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процес­се общественного воспроизводства определяются эконом-им строем общества, природой и функциями гос-ва.

По материальному содержанию финансы - это целе­вые фонды ДС, в совокупности представляю­щие финансовые ресурсыстраны.Главное условие роста фин. ресурсов - увеличение национального дохода. (Финансы и финансовые ресурсы - не тождественные понятия)

Источники формирования финансовых ресурсов:

-на уровне гос-ва: налоговые доходы, гос-ные и муниципальные кредиты, доходы от внешнеэкономической деятельности и др..;

-на уровне хозяйствующего субъекта: прибыль, амортизационный фонд, кредиты, и др.;

-на уровне домохозяйства: з/пл, выплаты соц. характера, кредиты, доходы от предпринимательской деятельности, продажи имущества и др.

Финансы -это эк-кие отношения, связанные с формированием, распределением и использова­нием централизованных и децентрализованных фондов ДС в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Под централизованными финансами понимаются эк. отношения, связанные с формированием и использованием фондов ДС гос-ва, аккумулируемых в гос. бюджетной системе и правительственных внебюд­жетных фондах.

Децентрализованные финансы - денеж­. отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий и домохозяйств.

Т.е. можно сказать, что финансы - это отношения по

В состав финансовых отношений включают:

· отношения, возникающие в рамках одного предприятия (распределение выручки, распределение прибыли, образование и использование денежных фондов)

· отношения, возникающие м/д предприятиями (образование УК, предоставление безвозмездных ДС, уплата штрафов, неустоек)

· отношения, возникающие между ЮЛ и гос-вом (уплата налогов в бюджет и ВБФ, добровольные платежи ЮЛ государству)

· отношения, возникающие между ФЛ и гос-ом (уплата налогов, выплата пенсий, пособий, з/пл)

· отношения, возникающие м/ду ФЛ и ЮЛ (по поводу образования и использования фонда оплаты труда, образование уставных капиталов, безвозмездная помощь ЮЛ и ФЛ)

· отношения м/ду гос-ом и местной властью (распределение м/ду органами власти средств бюджета и ВБФ).
2. Гос. кредит, его сущность и роль в финансовой системе.

ГК – совокупность эк-ких отношений м/ду гос-ом в лице его органов власти и управления и ФЛ и ЮЛ, при кот. гос-во выступает в качестве кредитора, заемщика и гаранта.

ГК возникает в связи с заимствованием гос-вом ДС на финансовом рынке. Причиной заимствования является недостаток доходов для покрытия всех расходов . Этот недостаток возникает по причинам:

Общий дефицит бюджета, кот. определяется при составлении бюджета; - временный недостаток средств, который возникает в процессе исполнения бюджета (кассовый разрыв, связанный с особенностями поступления доходов и финансирования расходов).

Классификация гос. займов:

1. По субъектам заемных отношений различают: займы, размещаемые центральными органами управления; займы, размещаемы территориальными органами управления.

2. По месту размещения : внутренние; внешние.

3. По сроку : краткосрочные (до года) (векселя); среднесрочные (от 1 до 5) (облигации); долгосрочные (> 5 лет, но не более 30).

4. По обеспеченности долговых обязательств: закладные, обеспеченные конкретным залогом; беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления.

5. По способу выплаты дохода различают : выигрышные облигации; процентные; с нулевым купоном (продажа осуществляется со скидкой (дисконтом)).

6. В зависимости от метода определения дохода : долговые обязательства с твердым доходом, с плавающим доходом.

7. В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения различают : обязательства с правом долгосрочного погашения; без права долгосрочного погашения.

8. В зависимости от варианта погашения задолженности различают: погашение единовременным платежом; частями (равными долями; возрастающими; снижающимися долями).

В системы ГК включают понятие "условного ГК " – когда гос. выступает в качестве гаранта по кредитам, предоставленным иностр. заемщикам, местным органам власти, гос. объединениям…

Отличия от банковского кредита: ГК не имеет целевой направленности; обеспечением служит все имущество, находящееся в собственности гос-ва; непроизводительное использование капитала.

Гос-во использует несколько форм ГК : кредиты, полученные правительством; гос.е займы, осуществленные выпуском ценных бумаг от его имени; др. долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Гос. займы – основная форма ГК, когда гос-во выступает в качестве заемщика. Осуществляется выпуском долговых ценных бумаг, кот. размещаются среди ЮЛ и ФЛ как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Гос. ценные бумаги – совокупность долговых обязательств, облигаций и т.д., кот. эмитируются федеральным Правительством, местными органами власти, организациями и учреждениями, находящимися в гос. собственности, и привлекают временно свободные ДС населения и субъектов хозяйствования.

1. Через распределительную осуществляется формирование централизованных денеж. фондов гос-ва или их использование на принципе срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, гос-во обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Размещение новых гос. займов погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием гос. долга.

2. Регулирующая функция гос. кредита заклю­чается в том, что, вступая в кредитные отношения, гос-во вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и ка­питалов, на производство и занятость.

Гос-во регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физ. лиц, гос-во снижает платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении.

3. Контрольная функция. Ее особенности: 1) тесно связана с деятельностью гос-ва и состоянием централизованного фонда ДС; 2) охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств ; 3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

3. Роль финансов в распределении и перераспределении ВВП.

Распределительная функция осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения.

Субъектами распределения на микроуровне выступают юр. и физ. лица, на макроуровне - гос-во. Объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме. С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне).

Распред-ная функция охватывает три ступени:

1) формирование фондов денеж. средств. На микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денеж. средства домохозяйств, а на макроуровне - централизованные средства гос-ва;

2) распределение денеж. фондов через финансовые инструменты. На микроуровне образуются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизации) и домашнего хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

3) использование денеж. фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне - улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосу-ных потребностей страны.

При первичном распределении на микроуровне возникают основные , или первичные , доходы. В сфере материального производства к первичным доходам относятся:

1) прибыль предприятий;

2) отчисления в соц., внебюджетные фонды;

3) доходы работающих.

Первичное распределение продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных , или производных, доходов .

Перераспределительный процесс ВВП и НД осуществляется через финансы. При этом используются такие инструменты, как расходы, налоги, кредит, цены. В результате перераспределения формируются общегос-ные фонды - бюджеты всех уровней и внебюджетные соц. фонды. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, д. обеспечить лиц, не занятых в сфере материального производства или вообще не участвующих (не имеющих возможности участвовать) в трудовом процессе.