Социально экономического развития российской федерации. Риа рейтинг

С помощью коэффициента абсолютной ликвидности определяют, какую часть немедленных долгов можно погасить за счет денежных средств и их аналогов (ценных бумаг, банковских вкладов и т.п.). То есть посредством высоколиквидных активов.

Коэффициент абсолютной ликвидности наряду с другими показателями ликвидности интересен не только руководству организации, но и внешним субъектам анализа. Так, данный коэффициент важен инвесторам, быстрой ликвидности – банкам; а абсолютной – поставщикам сырья и материалов.

Определение и формула в Excel

Абсолютная ликвидность показывает краткосрочную платежеспособность организации: способна ли фирма расплатиться по своим обязательствам (с контрагентами-поставщиками) посредством самых ликвидных активов (денег и их эквивалентов). Коэффициент рассчитывается как отношение финансовых средств к текущим обязательствам.

Стандартная формула расчета выглядит так:

Кабс. = (денежные средства + краткосрочные денежные вложения) / текущие обязательства

Кабс. = высоколиквидные активы / (самые срочные обязательства + среднесрочные обязательства)

Данные для расчета показателя берутся из бухгалтерского баланса. Рассмотрим пример в Excel.

Мы обвели строки, которые нужны для расчета коэффициента абсолютной ликвидности. Формула по балансу:

Кабс. = (стр. 1240 + стр. 1250) / (стр. 1520 + стр. 1510).

Пример расчета в Excel:


Просто подставляем в формулу значения соответствующих ячеек (в виде ссылок).



Коэффициент абсолютной ликвидности и нормативное значение

Принятое в зарубежной практике нормативное значение коэффициента – > 0,2. Суть ограничения: ежедневно предприятие должно погашать не менее 20% текущих пассивов. Практика финансового анализа в российских компаниях придерживается тех же принципов. Правда, обоснования такому подходу нет.

Структура краткосрочной задолженности в российской практике неоднородна. Сроки погашения значительно колеблются. Поэтому цифру 0,2 следует считать недостаточной. Для многих предприятий норма коэффициента находится в диапазоне 0,2-0,5.

Если коэффициент абсолютной ликвидности ниже нормы:

  • предприятие не может немедленно рассчитаться с поставщиками с помощью денежных средств всех видов (в т.ч. вырученных от продажи ценных бумаг);
  • экономистам нужно дополнительно проанализировать платежеспособность.

Большой рост коэффициента абсолютной ликвидности показывает:

  • слишком большая часть неработающих активов в виде денежных средств в кассах и на банковских счетах;
  • нужен дополнительный анализ применения капитала.

Таким образом, чем выше показатель, тем выше ликвидность компании. Но чрезмерно высокие значения указывают на нерациональное использование денежных средств: у предприятия имеется внушительный объем финансов, не «вложенных в дело».

Вернемся к нашему примеру.

Значения абсолютной ликвидности в 2013 и 2015 годах находится в пределах нормы. А в 2014 году предприятие испытывало трудности с погашением краткосрочных обязательств.

Проиллюстрируем динамику показателя и для наглядного примера отобразим на графике:


Чтобы произвести полный анализ платежеспособности предприятия, рассчитывают все показатели ликвидных текущих активов организации. По данному коэффициенту вычисляют долю краткосрочных обязательств, которую реально погасить немедленно. На примере видно, что значение за период 2011-2015 гг. увеличилось на 0,24. В 2011, 2012 и 2014 году компания испытывала трудности с платежеспособностью. Но ситуация нормализовалась – предприятие в состоянии выполнить текущие обязательства на 34%.

Рассмотрим коэффициент абсолютной ликвидности, формулу и пример расчета по отечественной и зарубежной отчетности.

. Экономический смысл

Коэффициент абсолютной ликвидности (англ. Cash ratio ) – показывает способность предприятия расплачиваться по своим обязательствам с помощью наиболее ликвидных активов. Другими словами абсолютная ликвидность характеризует краткосрочную платежеспособность предприятия. Данный коэффициент представляет собой отношение денежных средств (как самых ликвидных активов предприятия) к текущим обязательствам.

Каждый показатель ликвидности имеет различные задачи применения. Так коэффициент текущей ликвидности используется инвесторами, коэффициент быстрой ликвидности кредиторами, коэффициент абсолютной ликвидности поставщиками. То есть он используется для оценки возможности предприятия расплатиться с контрагентами-поставщиками денежными средствами.

Формула расчета коэффициента абсолютной ликвидности по балансу

А1 = Высоколиквидные активы (стр. 1250)
П1 = Самые срочные обязательства (стр.1520)
П2 = Среднесрочные обязательства (стр.1510)

Показатель рассчитывается по бухгалтерскому балансу и формула расчета коэффициента абсолютной ликвидности представляет собой отношение денежных средств и текущих обязательств предприятия:

Видео-урок: «Пример расчета коэффициентов ликвидности»

Коэффициент абсолютной ликвидности . Норматив

Нормативное значение для коэффициента абсолютной ликвидности К абс >0,2. Чем больше значения показателя, тем выше ликвидность предприятия. Тем не менее, при высоких значениях данного показателя можно сделать вывод о нерациональном использовании денежных средств, т.к. у предприятия накопилась большой объем денежных средств не участвующих в производственно-экономическом процессе. Экономисты для выделяют оптимальный диапазон показателя 0,2 – 0,5.

Значение «0.2» говорит о том, что для поддержания нормального уровня ликвидности предприятия величина денежных средств должна покрывать 20% от его обязательств. Другими словами минимум 20% от своих долгов предприятие должно покрывать деньгами.


Коэффициент абсолютной ликвидности
. Пример расчета по МСФО

Пример расчета коэффициента текущей ликвидности для ОАО КБ «Внешфинбанк»

Рассмотрим пример расчета коэффициента абсолютной ликвидности для ООО КБ «ВНЕШФИНБАНК». По закону все банки должны предоставлять свою финансовую отчетность по стандартам МСФО, что облегчает расчет показателей для финансовых структур.

На рисунке ниже показан баланс банки и строки необходимые для расчета коэффициента.

В результате показатель на 2010 и 2011 года равнялся:

Cash Ratio 2010 = 38919/113644=0,34

Cash Ratio 2011 = 58125/244240=0,23

Как видно коэффициент абсолютной ликвидности банка снизился с 0,34 до границы нормативного значения и стал равняться в 2011 году – 0,23.

Пример расчета коэффициента абсолютной ликвидности по балансу

Для примера рассмотрим расчет коэффициента для предприятия ОАО «Газпром». Бухгалтерский отчет компании можно получить с официального сайта.

Пример расчета коэффициента текущей ликвидности для ОАО «Газпром»

Расчет коэффициента абсолютной ликвидности для ОАО «Газпром»

Коэффициент абсолютной ликвидности 2011 = 187779183/933228469 = 0,20

Коэффициент абсолютной ликвидности 2012 = 120666566/1039737834 = 0,11

Коэффициент абсолютной ликвидности 2013 = 380231778/1212056210 = 0,31

Абсолютная ликвидность предприятия находится выше нормативного значения, проблемы с краткосрочной платежеспособностью предприятие испытывало в 2012, когда коэффициент был равен 0,11.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую долю текущих обязательств компания способна погасить в краткосрочном периоде. Для расчета нужно использовать сведения бухгалтерского баланса: из активов – суммы денежных средств и краткосрочных инвестиций, из пассивов – текущие обязательства. Нормальное значение показателя для российской практики – от 0,2 до 0,5.

 

Когда поставщики сырья и материалов рассматривают возможность заключения контракта с конкретным производителем, они исследуют динамику его коэффициента быстрой ликвидности. Что дает им такой анализ?

Коэффициент абсолютной ликвидности (Cash ratio - CR) - это финансовый коэффициент, который рассчитывается путем деления суммы денежных средств и краткосрочных финансовых инвестиций на краткосрочные обязательства.

Основанием для определения CR служит бухгалтерский баланс предприятия. Он показывает поставщикам, какую долю своих краткосрочных обязательств производитель сможет покрыть за счет своих абсолютно ликвидных активов.

Справка! К числу абсолютно ликвидных активов относят денежные средства в кассе и на банковском счете, депозиты до востребования, иные краткосрочные финансовые вложения. Главный критерий - возможность быстрого превращения (в течение дня) в наличность.

Cash Ratio показывает, какой процент своих обязательств фирма способна погасить в краткосрочном периоде, то есть демонстрирует ее способность расплатиться за сырье и материалы денежными средствами.

1.2. Основные приоритеты социально-экономического развития

Российской Федерации

К 2019 году необходимо сформировать условия для реализации основных элементов новой модели экономического развития, отечественная экономика должна выйти на стабильный рост, базирующийся на ускоренном росте частных инвестиций с использованием современных технологических решений и механизмов стратегического планирования.

В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" до конца 2018 года будет завершен этап формирования системы документов стратегического планирования в рамках единого цикла стратегического планирования Российской Федерации.

Будет осуществлен комплекс научно-методологических исследований и организационных мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы стратегического планирования, по оптимизации системы отчетности федеральных органов исполнительной власти о ходе реализации документов стратегического планирования и эффективности реализованных мер государственного регулирования в сфере социально-экономического развития.

В основе социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2017 - 2019 годы) лежат приоритеты, сформулированные в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 - 606 и в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года.

Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:

Повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшение делового климата и создание благоприятной деловой среды;

Рост доли производительных расходов в структуре бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Импортозамещение;

Повышение качества жизни и увеличение объема инвестиций в человеческий капитал;

Сбалансированное региональное развитие;

Повышение качества функционирования институтов государственной власти;

Развитие информационных технологий и поддержка высокотехнологичных секторов экономики.

В части повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды в 2017 - 2018 годах основное внимание будет уделено реализации новых инициатив предпринимательского сообщества, практике правоприменения и доведения информации о результатах реализации "дорожных карт" до представителей бизнеса.

В целях сохранения потенциально платежеспособных участников хозяйственного оборота в законодательство о банкротстве будут внесены изменения, направленные на совершенствование механизмов их финансового оздоровления.

Рост доли производительных расходов в структуре бюджетов бюджетной системы Российской Федерации будет обеспечен через использование механизма государственных программ Российской Федерации в бюджетном процессе на фоне проведения бюджетной консолидации, предполагающей, в первую очередь, меры по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов, не обеспечивающих значительные макроэкономические эффекты.

На сохранение стабильности налоговых условий направлена реализация Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым предусматривается установление 3-летних "надзорных каникул" в отношении плановых проверок для предприятий, в течение трех лет не имевших серьезных нарушений установленных требований к ведению предпринимательской деятельности.

В рамках процесса импортозамещения, начиная с 2017 года, будут реализованы мероприятия по созданию механизма льготного кредитования для упрощенного доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным средствам.

В части повышения качества жизни и инвестиций в человеческий капитал запланирован комплекс мероприятий:

Сохранение в 2017 году нулевой ставки НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении;

Строительство в рамках программы "Жилье для российской семьи" объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, включая 92 детских дошкольных учреждения и 44 общеобразовательных школы;

Создание условий для улучшения гражданами Российской Федерации жилищных условий не реже одного раза в 15 лет.

Ожидается, что к 2018 году средняя процентная ставка по ипотечным жилищным кредитам (в рублях) будет превышать индекс потребительских цен не более чем на 2,2 процентного пункта.

В области образования проводятся региональные, национальные и отраслевые чемпионаты профессионального мастерства, всероссийские олимпиады и конкурсы по профессиям и специальностям среднего профессионального образования для повышения общественного престижа рабочих профессий и среднего профессионального образования.

Утверждена программа содействия созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016 - 2025 годы, установлены равные условия доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей. Кроме того, создана сеть ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов на базе образовательных организаций высшего образования.

В сфере здравоохранения ключевыми направлениями государственной политики до 2018 года являются:

Обеспечение принятия дополнительных мер по повышению медико-экономической эффективности системы здравоохранения на основе научно-обоснованного анализа;

Разработка методики учета затрат в медицинских организациях на оказание медицинской помощи и расчета стоимости программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

Принятие "дорожной карты" развития центров ядерной медицины и диагностики.

В области профессионального развития в течение ближайших двух лет в целях развития эффективного и гибкого рынка квалифицированного труда продолжится работа по развитию профессиональных квалификаций, в том числе путем обновления требований к компетенциям и квалификациям работников, а также формирования системы независимой оценки их профессионального уровня. В части развития информационных технологий и поддержки высокотехнологичных секторов экономики продолжается работа по устранению "цифрового неравенства" посредством развития широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", запуска цифрового эфирного вещания на всей территории России, обеспечения широкой доступности телевидения с учетом новых технологических возможностей. В 2017 - 2018 годах продолжится поддержка импортозамещения продукции в сфере информационных технологий и стимулирования экспорта программного обеспечения.

В 2018 году будет разработана Стратегия пространственного развития Российской Федерации, в рамках исполнения которой доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации должна быть снижена с 0,22% в 2015 году до 0,1% в 2020 году.

В части повышения качества функционирования институтов государственной власти важной целью структурных социально-экономических преобразований является повышение качества государственного управления. Для достижения данной цели предусматривается внедрение института оценки фактического воздействия принятых законодательных актов, создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Остаются актуальными задачи повышения эффективности управления федеральным имуществом, приватизация и формирование интегрированных структур, а также совершенствование механизмов управления находящимися в федеральной собственности акциями и объектами недвижимости, в том числе земельными участками. При этом в 2017 - 2018 годах будет продолжен курс на последовательное сокращение государственного сектора экономики.