Социально-экономические процессы функционирования и развития. Социально-экономические процессы в современной россии

  • АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СООРУЖЕНИЯХ ЗАЩИЩЕННОГО ГРУНТА
  • АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ МОЙКИ И ОЧИСТКИ МАШИН, АГРЕГАТОВ
  • Билет 21. Физическая сущность процессов сварки плавлением и сварки давлением
  • С содержательной точки зрения их можно разделить на две большие группы: внутренние и внешние (международные). Внутриполитический процесс протекает в рамках социума (как правило, государства) между субъектами политики данного общества (партиями, общественными организациями, нациями и другими социальными общностями, лидерами и так далее), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внешнеполитический процесс направлен на организацию отношений с другими государствами. Его цели и содержание, формы и методы обусловлены общественным и государственным строем, господствующим экономическим укладом данного общества. Его смысл заключается в достижении и отстаивании стратегических целей государства на мировой арене.

    По критерию значимости для общества их можно разделить на базовые и периферийные. К базовым политическим процессам относятся те, предметом которых является развитие и совершенствование фундаментальных, основополагающих явлений и структур, которые определяют политическую жизнь общества ― формы и уровень участия населения в политической жизни общества, механизмы и формы учёта интересов и требований граждан в решениях органов власти, процессы формирования, механизмы и границы участия «элит» в принятии государственных решений и так далее. Периферийные политические процессы не оказывают заметного влияния на политическую жизнь, и имеют значение в рамках небольших социальных и территориальных страт. Например, формирование местных органов власти, политических и общественных структур и прочее.



    По форме проявления политические процессы можно разделить на явные и скрытные. Явные политические процессы всегда открыты для понимания и контроля всех субъектов политической деятельности, в том числе и общественности и преследуют отчётливо сформулированные и широко декларируемые их инициаторами цели. Скрытые, теневые политические процессы проводятся явно не оформленными субъектами политической власти, их подлинные цели, как правило, скрыты или замаскированы ложными.

    По характеру протекания во времени политические процессы различаются на стабильные и переходные. Стабильные политические процессы устойчивы, слабо меняются в течение длительных периодов времени и воспроизводятся в неизменных формах или с незначительными, непринципиальными изменениями. Характерные признаки стабильности - отсутствие войн, протестных и других конфликтных акций населения, открытых проявлений активности, направленной на насильственное свержение существующего режима. В нестабильных политических процессах нет преимущественно преобладающих форм реализации политической власти, отсутствуют механизмы баланса активности субъектов политической жизни.



    Социально-экономические и политические процессы также классифицируют по следующим признакам.

    Процессы, происходящие в обществе, могут регулироваться в зависимости от потребностей лиц, социальных групп, являющихся активными его участниками. Таким образом, можно выделить контролируемые и неконтролируемые процессы.

    Контролируемость процесса означает глубокое знание лежащих в его основе механизмов, факторов, условий, способствующих либо усилению их проявления в реальности, либо их ослаблению. Контролируемость социальных процессов выступает в таких формах, как влияние, усиление роли отдельных элементов, моделирование ситуаций и прочее. Основными инструментами контроля могут быть создание институтов, структурирующих определенную модель управления обществом, или поддержка ролевых функций, закрепляемых за различными участниками процесса.

    Неконтролируемые процессы разворачиваются стихийно и не предполагают наличия социальных субъектов, групп, способных независимо от других оказывать направленное воздействие на их век тор. Утрата контроля над протекающими в обществе процессами характеризуется неопределенностью в локализации их инициаторов, вызванной взаимодействием большого числа участников.

    С точки зрения восприятия наблюдателя процессы следует подразделять на простые и сложные.

    Простыми процессами следует именовать такие, объяснение которых укладывается в известную наблюдателю и научному сообществу схему, позволяющую дать оценку такому процессу, предсказать его исход.

    Сложными процессами называются такие изменения в обществе, для объяснения и оценки которых недостаточно имеющихся у наблюдателя и научного сообщества методологических средств. Фактически сложными являются такие процессы, которые состоят из совокупности простых, целостное восприятие которых возможно только на основе синтеза различных подходов к анализу и объяснению этих процессов.

    Обратимые и необратимые процессы. Свойство обратимости определяет динамику циклических процессов. Свойство необратимости подчеркивается при объяснении социально-экономических и политических процессов прогрессистскими теориями (Г. Гегель, К. Маркс), проводящими ту точку зрения, что ничего повторяющегося в становлении общества нет; каждый виток его развития уникален сам по себе и не может быть объяснен с помощью универсальных формул. Необратимость процесса задается кумулятивным накоплением его свойств и признаков, определяющих качественную неоднородность процесса во времени.

    Свойство социальных процессов подпадать под воздействие внешних или внутренних факторов обусловливает их деление на инерционные и направленные процессы . Динамика инерционных процессов определяется непосредственно набором определенных свойств, присущих процессу, обусловленным исходными параметрами этого процесса, в то время как направленный процесс вызывается активным вмешательством в его ход одного из участников, заинтересованного в каком-либо из вариантов его функционирования. Инерционность процесса поддерживается пассивным поведением большинства его участников, неспособных изменить его вектор или не заинтересованных в этом.

    Процессы подразделяются в соответствии со своей продолжительностью на кратко-, средне- и долгосрочные.

    Краткосрочный процесс имеет продолжительность, определяемую текущей целью или регламентирующим документом, которые отводят процессу узкие рамки ограниченной временем задачи. Как правило, краткосрочным процессам отводятся сроки до одного года, поскольку значительная часть плановых документов (годовых планов, бюджетов, программ) рассчитана именно на такой период. Среднесрочный процесс охватывает социальные изменения в обозримой перспективе, ограничиваемой достижением ряда промежуточных целей, составляющих условия перехода к качественно новому результату, не определяемому изначально. Продолжительность среднесрочного процесса варьируется от одного года до пяти лет, в зависимости от целей инициаторов процесса и состава его участников. Долгосрочные процессы не предполагают изначально заданного результата и формируются на многосоставной, полифункциональной основе. Долгосрочные процессы, как правило, плохо прогнозируемы и поэтому описываются, главным образом, в форме сценариев.

    События, происходящие в последние 20-25 лет в российском обществе, по мнению одних исследователей, носят революционный характер; другие считают, что происходящие изменения хотя и являются радикальными, но это все же реформы; третьи говорят о попытках модернизировать общество и т. д. Попытаемся и мы рассмотреть эти события с позиции теории социальных изменений.

    За точку отсчета возьмем события, начавшиеся в середине 80-х гг. XX в., когда Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым был провозглашен новый курс развития страны (Советского Союза) под названием «перестройка».

    Перестройка предполагала проведение целого комплекса реформ во всех основных сферах жизнедеятельности советского общества. В экономической сфере внедрялись такие новые формы отношений, как коллективный подряд, аренда, хозрасчет и др.;

    в политической сфере - демократизация и гласность; в социальной сфере ставились задачи достижения более высокого уровня жизни советских людей.

    Проводимые с середины 80-х гг. реформы представляли собой попытку модернизации всего народно-хозяйственного комплекса страны и достижения качественно нового уровня развития общества, соответствующего общемировым стандартам. Но проводились они (реформы) в рамках существующей тогда социалистической (государственно-монополистической) системы, которая без радикального пересмотра отношений собственности, конкуренции, рынка и др. не могла быть реформирована в принципе. Кроме того, серьезное сопротивление проводимым реформам оказывала значительная часть партийно-государственной элиты, что в конечном счете проявилось во время попытки государственного переворота в августе 1991 г.

    Не вполне готовыми работать в новых условиях оказались и трудящиеся страны. Поэтому горбачевская перестройка многими исследователями оценивается как «эпоха псевдореформ». Итогом неудавшихся реформ стал всеобщий кризис социалистической системы и советского общества, который привел к распаду СССР (декабрь 1991 г.) и началу новых радикальных перемен в России.

    Изменения, происходящие в российском обществе с начала 90-х гг. XX в. и по настоящее время, явно «распадаются» на три основных этапа: первый - радикальные реформы 1991 - 1993 гг.; второй - адаптация социальных субъектов к новым социально-политическим и экономическим условиям (середина 90-х гг. - конец 1999 г.); третий - укрепление российской государственности и определенная стабилизация социально-экономических отношений в обществе (конец 1999 г. - 2008 г. и далее). Рассмотрим каждый из названных этапов.

    1. Первый этап. Радикальные реформы и изменения, имевшие место в 1991 - 1993 гг., многие исследователи называют буржуазной либерально-демократической революцией, направленной против авторитарно-бюрократического режима. Однако с точки зрения теории социальных изменений эти события не соответствуют определению «социальная революция» по следующим причинам.

    Во-первых, в результате бурных событий конца 1991 г. (подавление путча, распад СССР и др.) не произошла реальная смена правящей политической элиты. Во власти осталась значительная часть прежней партноменклатуры во главе с Б. Н. Ельциным, привлекшая в свои ряды определенное количество экономи-стов-рыночников.

    Во-вторых, революция - это переворот снизу, когда сами народные массы сметают правящую элиту и участвуют в создании новой политической и социальной структуры. В событиях 1991 - 1993 гг. имели место массовые выступления народа, но они носили локальный и кратковременный характер. Основные политические решения принимались политической элитой самостоятельно.

    В-третьих, революция, особенно на первой фазе своего развития, стремится решить проблемы большинства. Радикальные реформы начала 90-х гг. в этом плане больше походили на закулисный сговор правящей элиты, направленный на ограбление российских граждан и разворовывание государственной собственности.

    2. Второй этап (середина 90-х гг. - конец 1999 г.) можно охарактеризовать как период адаптации социальных субъектов к новым условиям, а можно сказать, что это был период хаотичной кризисной трансформации российского общества с неопределенной перспективой.

    К негативным последствиям этого периода можно отнести следующие:

    • продолжение криминальной приватизации государственной собственности;
    • разворовывание бюджетных средств правящей элитой;
    • рост теневой экономики и доходов от криминальной деятельности (грабежи, поборы, финансовые махинации и проч.);
    • абсолютное и относительное обнищание населения страны. Так, например, по данным Госкомстата РФ, на конец 1999 г. за чертой бедности (ниже прожиточного минимума) в России жило 30 % населения страны. Однако, по существующим оценкам самого населения, выявленным в ходе исследования, доля живущих на уровне прожиточного уровня и ниже составляла 75-80 %*;
    • постоянная угроза безработицы, ликвидация предприятий, невыплата заработной платы;
    • рост преступности и утрата людьми чувства защищенности. По официальным данным, к 2000 г. по сравнению с 1990 г. преступность в стране выросла на 76 %;
    • сращивание правоохранительных организаций с преступными элементами, рост недоверия граждан к милиции. Так, на вопрос: «Доверяете ли Вы милиции?» - в 1999 г. полное доверие высказали не более 10 % населения. Систематические опросы ВЦИОМа показывают, что 3 / 4 населения в случае нападения на них, ограбления или какого-либо другого происшествия опасаются обращаться в милицию;
    • массовое ограбление людей посредством различного рода «финансовых пирамид»;
    • углубление разрыва в доходах между «богатыми» и «бедными». Так, если децильный коэффициент в 1989 г. составил 1: 4,7, то в 1999 г. он достиг уровня 1:16.

    К положительным последствиям рассматриваемого этапа можно отнести следующее:

    • разгосударствление экономики и высвобождение частной инициативы, способствовавшие созданию социального слоя собственников-предпринимателей;
    • развитие рыночных отношений и адаптации граждан России к новым экономическим условиям;
    • в условиях реформ, методом проб и ошибок, получили практическую проверку многие экономические формы и инициативы.

    На втором этапе в основном был завершен распад советской институциональной системы. Однако новые социальные институты проявили свою неспособность (или «нежелание») заниматься повышением эффективности российской экономики. Основная часть правящей элиты была «озабочена» личным обогащением. Криминальный передел собственности приобрел государственные масштабы. Убийства банкиров, предпринимателей, высших государственных чиновников и депутатов всех уровней стали обыденным явлением. Реформы сменились спонтанной кризисной трансформацией общества, которая лишь углубляла всеобщий кризис.

    3. Начало третьего этапа социальных изменений связано с приходом во власть нового политического лидера страны В. В. Путина. Инициативность и активность нового президента во внутренней и внешней политике способствовали укреплению российской государственности, определенной экономической стабильности страны и повышению ее авторитета на международной арене.

    В первый срок президентства В. Путина наблюдается определенный экономический рост, примерно на 4-6 % в год; доходы населения увеличились в среднем на одну треть; значительно укрепил свои позиции российский рубль. Однако определенные успехи, по мнению многих политиков и экономистов, были достигнуты не за счет роста промышленного производства и улучшения качества производимой продукции, а за счет увеличения экспорта невоспроизводимого сырья и необычайно высоких цен на нефть. Поэтому этот период (1999-2005 гг.), по сути, является годами утерянных возможностей.

    В этот период фактически не меняется социальная структура общества, лишь увеличивается разрыв между небольшим слоем супербогатых граждан (5-7 % семей) и огромной массой бедных слоев (30-35 %). Доля среднего класса колеблется в пределах 15-20 % от общего числа работающих, и каких-либо заметных тенденций к ее увеличению не наблюдается. Отсутствие промышленной политики государства тормозит развитие мелких и средних предприятий. Продолжает ухудшаться демографическая ситуация. Наряду с низкой рождаемостью растет смертность населения. Так, например, в 2002 г. на 1 тыс. населения приходилось 16,3 умерших. Это самый высокий показатель в Европе. За 2000-2004 гг. смертность выросла на 20 %, при этом почти каждый третий умерший был в трудоспособном возрасте .

    Заметное улучшение экономических и социальных показателей в стране наблюдается в 2004-2008 гг. Это было связано с тем, что значительная часть накапливаемых ранее доходов стала вкладываться в развитие экономики страны и на реализацию социальных проектов. Рост ВВП (внутреннего валового продукта) в эти годы составил в среднем 7 % в год. Улучшилась демографическая ситуация. Президент и Правительство РФ в качестве главного приоритета своей внутренней политики объявили социальную сферу. Однако реальный сектор экономики так и не стал приоритетным. Основным источником доходов продолжает оставаться сырье.

    Нерешенными остаются следующие проблемы: увеличение разрыва между бедными и богатыми слоями населения; коррупция, поразившая всю структуру государственного управления сверху донизу; правовая незащищенность граждан перед произволом чиновников и правоохранительных органов; доля среднего класса в социальной структуре остается крайне низкой - около 20 %; неспособность гражданского общества отстаивать свои интересы и контролировать власть.

    Вопросы для самопроверки

    • 1. Дайте определение понятия «социальные изменения».
    • 2. Что такое социальный процесс?
    • 3. Перечислите основные формы социальных процессов.
    • 4. Назовите основные виды социальных изменений.
    • 5. В чем заключаются различия между реформой и революцией?
    • 6. Что такое модернизация?
    • 7. Каковы основные причины социальных изменений?
    • 8. Какие виды социальных изменений происходили в последние 20-25 лет в советском и российском обществах?
    • См., например: Преемство. Что же будет с Родиной и с нами. М., 2000; Куда пришла Россия?.. Итоги социальной трансформации. М., 2003.
    • См.: Рывкина Р. В. Драма перемен. М., 2001. С. 22.
    • Образцова И. Умирает больше, чем рождается // Аргументы и факты. 2004. № 22. Июнь. С. 10.

    Содержится информация о миграциях населения?

    1)В настоящее время почти каждый восьмой россиянин, т.е. 12,9% жителей страны, находится в возрасте 65 лет и более.

    2)В России наиболее низкая продолжительность жизни и мужчин, и женщин отмечается в Республике Тыва и Чукотском автономном округе.

    3)За 2010 г. отмечено увеличение числа выбывших за пределы России на 1,1 тыс. человек, в том числе в государства – участники СНГ – на 0,9 тыс. человек.

    4)В 2009 г. естественная убыль населения в России составила 249 тыс. человек; это наименьший показатель за последние 16 лет.

    1)По оценке Федеральной службы государственной статистики (Росстата), численность населения в России в начале 2013 г. составляла 143 347,1 тыс. человек.

    2)В 2013 г. правительство РФ установило квоту на работу в РФ для 1,745 млн иностранных граждан.

    3) В начале 2010 г. доля городского населения в общей численности населения России составляла 73%, в начале 2013 г. – 74%.

    4)За период с января по август 2013 г. естественная убыль населения составила около 6,6 тысяч человек.

    3. В каком из высказываний содержится информация о воспроизводстве населения ?

    1)Тайга в Западной Сибири слабо заселена, сёла в ней расположены преимущественно по долинам рек.

    2)Наибольшая доля детей в возрастной структуре населения характерна для населения Дагестана и других республик Северного Кавказа.

    3)В 2008 г. численность женщин в общей численности населения России превышала численность мужчин на 10,6 млн человек, т.е. на 16%.

    4)В 2003 г. в России число умерших превысило число родившихся в 1,6 раза, в 2008 г. - в 1,2 раза.

    4. Как называется социально-экономический процесс, о котором идёт речь в приведённом ниже тексте?

    На протяжении всего ХХ в. наблюдался быстрый рост численности городского населения. По уточненным оценкам экспертов ООН, в 2009 г. впервые численность городского населения мира сравнялась с численностью сельского населения, составив 3,4 миллиарда человек. В 2010 г. в городских поселениях уже проживало 3,5 миллиарда человек, а в сельских – 3,4. В предстоящие годы более быстрый рост городского населения по сравнению с сельским сохранится, и все бóльшая часть мирового населения будет представлена горожанами.

    5. Как называется процесс смены людьми их постоянного места жительства, о котором идет речь в приведённом ниже тексте?

    С начала ХХI века около миллиона семей уехали из России на постоянное место жительства в зарубежные страны. Большинство из них покинули Родину в поисках более высокооплачиваемой работы, но далеко не всем из них удалось найти её.

    6. В каком из перечисленных высказываний содержится информация о воспроизводстве населения?

    1)В настоящее время в России лишь 26% населения страны проживает в сельской местности, а 74% – в городах.

    2)В 2007 г. в России родилось 1610,1 тыс. человек, а умерло 2080,4 тыс. человек.

    3)Средняя плотность сельского населения России составляет примерно 2,2 человека на 1 кв. км.

    4)В природных зонах тундры и тайги сельские населённые пункты располагаются в долинах рек и по берегам озёр.

    7 . Дайте определения:

    1) депопуляция

    2) титульный народ

    3) эмиграция

    4) иммиграция

    5) реэмиграция

    8. В каком из перечисленных высказываний содержится информация об урбанизации?

    1)В настоящее время в общей численности населения России доля людей в возрасте 65 лет и старше составляет 13%.

    2)Среди всех прибывших в Россию на постоянное место жительства, а также среди всех прибывших, получивших вид на жительство в 2009 г., около 93% (261,5 тыс. человек) составляли жители стран ближнего зарубежья.

    3)В первой половине XX века доля городского населения в общей численности населения России неуклонно возрастала.

    4)Более четверти (26%) россиян проживают в Центральном федеральном округе , где средняя плотность населения составляет 57 человек на 1 км 2 .


    2-3
    4-Урбанизация

    5-Эмиграция

    7-Депопуляция – уменьшение численности населения

    Титульный народ – народ в честь которого названа страна

    Эмиграция – выезд из страны

    Иммиграция – прибывает в страну

    Реэмиграция –возращение людей которые эмигрировали на своё место жительство

    В современном обществе постоянно протекают определенные социально-экономические процессы. Что они собой представляют? Какую роль выполняют? Как получают свою идентичность? Все эти вопросы заслуживают внимательного рассмотрения и анализа.

    Вводная информация

    Под социально-экономическими процессами подразумеваются изменения в обществе, которые отображаются на его благосостоянии, стабильности, условиях безопасности и прочих подобных вещах. Они обусловлены характером происходящих изменений. Рассматривая сам процесс, наблюдатель может наделять его особенными и не связанными свойствами. Это несколько усложняет уяснение и прогноз тенденций, которые его провоцируют. Но если углубиться в суть, то можно вспомнить слова Л. Гумпловича, который утверждал, что в основе лежит труд. Он является экономическим средством. Если говорить о социальной составляющей, то, по Гумпловичу, это эксплуатация (грабеж) других. Это весьма привлекательно с научно-методологической точки зрения. Вот, к примеру, если рассматривать суть эксплуатации с ее позиции, то можно подметить, что возникновение социальной структуры не всегда предполагает существование государства (как политического образования). Тогда как наличие связи между различными элементами не вызывает сомнения.

    А чем заключается их особенность?

    Все дело в тесной привязке к деятельности хозяйствующих структур, крупных национально-государственных систем и регионов, от чего зависит масштаб, темпы, цели и уровень изменений. Социально-экономические процессы основываются на цикле «новации - инвестиции». Это предопределяет логику развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из уровней. Можно вспомнить о модели Н. Кондратьева, предусматривающей координацию двух глобальных процессов - роста и упадка. Каковы ее результаты? Когда достигается определенный максимум, то тенденция роста производства начинается сменяться его снижением. Одновременно уменьшается объем инвестиций. Это неизбежно приводит к сдерживанию темпов инновационных процессов. Понижение их активности вызывает сокращение эффективности производства, способствует возникновению войн, преследующих передел ресурсов. Это приводит к повышению цен на продукцию и уменьшению стоимости рабочей силы. Как результат - стагнация и постепенное формирование благоприятных условий для инновационного прорыва. То есть социально-экономические проблемы выступают одновременно и ограничителем роста благосостояния, и основой для него. При этом часто изменяется целеполагающий вектор преобразований. Происходит это из-за того, что в общественную жизнь внедряются мероприятия, являющиеся программной установкой одной из организованных и влиятельных сил общества. Таковой может быть определенное общественное движение. При этом, как правило, осуществляется ориентирование на отдельных лидеров политического влияния, которые определяют и аккумулируют мнение масс, а также его поведенческие и моральные стереотипы. Для описания таких ситуаций используется цикл «вызов-реакция». Чтобы лучше понять это, нам нужна классификация социально-экономических процессов. Благо она не очень велика.

    Не/контролируемые процессы

    Все происходящее в обществе может поддаваться регуляции зависимо от потребностей отдельных лиц или социальных групп, которые являются активными участниками. На основе этого выделяются не/контролируемые процессы. Что это значит? Если говорят о том, что процесс контролируемый, то имеют в виду наличие глубокого знания основ его механизмов, а также факторов и условий, которые способствуют усилению или ослаблению их проявления в реальности. Как это выглядит? Как пример, можно привести управление социально-экономическими процессами, усиление роли отдельных субъектов, моделирование различных ситуаций и тому подобное. Основными инструментами при этом является поддержка ролевых функций, что закреплены за определенными участниками, или создание институтов, позволяющих структурировать организацию работы общества.

    Как пример можно привести экономическую либерализацию после падения Советского Союза. Она усилила роль банковского сектора. Это проявилось в способствовании расширения сферы кредитно-финансовых операций. Это, в свою очередь, потребовало осуществления концентрации контрольных функций в руках Центрального банка. По факту это было реализовано посредством выдачи лицензий коммерческим структурам, а также разработки системы их бухгалтерской и финансовой отчетности. Другой пример - законодательное предписание подавать всем соискателям государственных должностей сведения о составе собственности, а также декларацию о доходах. Это позволяет сохранять прозрачность и публичность политической деятельности лиц и добиваться легитимности в выборе органов власти. С неконтролируемыми процессами легче. К ним относятся те, которые разворачиваются стихийно и не предполагают наличия определенных субъектов или их групп, что могут оказывать направленное воздействие на вектор его развития. Может произойти утрата контроля над процессами в случаях невозможности локализировать инициаторов из-за большого количества участников.

    О сложных и простых процессах

    По мере развития человечества наблюдается постоянное увеличение и проработка структуры взаимоотношений. Не являются исключением и современные социально-экономические процессы. Постоянно наблюдается их усложнение и рост связей (пускай и с различной скоростью). Сейчас, к примеру, имея только доступ в интернет, можно познакомиться с человеком практически из любой точки мира, и это не выходя из комнаты. Но одновременно вместе с этим существуют и простые процессы. Таковыми следует именовать те из них, объяснения которых позволяют укладываться в известную наблюдателям и научному сообществу схему. И как закономерный результат - давать оценку и предсказывать итог. Сложный процесс - это изменение в обществе, для объяснения которого существующих методологических средств недостаточно. Поэтому и оценку дать им, равно как и предсказывать итог, невозможно. По существу, сложные процессы - это совокупность простых. При этом их целостное восприятие возможно только благодаря синтезу новых или различных подходов к анализу и последующему объяснению. Следует отметить, что жестких границ между ними нет. Часто они определяются опытом и квалификацией наблюдателей, целью проводимых исследований, а также масштабом проблем, стоящих перед научным сообществом.

    Не/обратимые процессы

    Существует множество свойств, по которым можно их рассматривать. Но наиболее важная характеристика социально-экономических процессов - это их не/обратимость. В чем их суть? Свойство обратимости используется для определения динамики циклических процессов. Это полезно, например, для подготовки к экономическим кризисам. Свойство необратимости используется для объяснения социально-экономических процессов прогрессистскими теориями. Они разделяют точку зрения о том, что в становлении общества нет ничего повторяющегося. То есть каждый виток развития уникален сам по себе. И пробовать пояснить его с помощью универсальных формул - это неправильный подход. заключается в кумулятивном накоплении свойств и признаков, которые и определяют его качественную неоднородность. Это накладывает свой отпечаток на прогнозирование социально-экономических процессов.

    Деление на кратко-, средне- и долгосрочные

    Не следует забывать и о временном интервале. В этом случае все процессы делят на кратко-, средне- и долгосрочные. Конкретный диапазон значений для них зависит от разновидности и характера, а также - целей наблюдения. При внимательном рассмотрении выделяются такие моменты:

    1. Краткосрочный процесс. Обладает продолжительностью, определяемой текущей целью или регламентируемой документом, который отводит узкие ограниченные временем рамки. Как правило, называют срок до одного года. Ведь большое количество плановых документов (программ, бюджетов, планов) рассчитано именно на этот период.
    2. Среднесрочный процесс. Он охватывает осуществляемые социальные изменения в рамках обозримой перспективы. При этом он ограничивается рядом промежуточных целей. Но тем не менее все вместе они выступают в качестве условия, позволяющего перейти к качественно новому результату, что изначально не определяем. Продолжительность этого процесса составляет до пяти лет. Конкретные сроки зависят от целей инициаторов, а также состава участников.
    3. Долгосрочные процессы. Они не предполагают наличия изначально заданного результата. Формируются они на многосоставной и полифункциональной основе. Как правило, они плохо прогнозируемые. Поэтому описываются в форме сценария. Ведь моделирование социально-экономических процессов такого типа сопровождается большим количеством погрешностей и высокими требованиями.

    О макроэкономике

    Эта наука имеет большое значение. Почему? Когда заходит разговор про социально-экономические процессы развития общества, то она играет особую роль. Взять, к примеру, краткосрочные временные отрезки. Они влияют на положение рынка товаров и услуг, а также на жесткость установленных цен (она высокая). Почему? Все дело в том, что в краткосрочном периоде производители часто пересмотр цен считают нецелесообразным. В долгосрочном для поддержания равновесия между предложением и спросом она должна меняться. То есть эта наука позволяет рассматривать и решать различные социально-экономические проблемы, первоначально в теории, а затем и на практике.

    Решаемые проблемы на примерах

    Допустим, у нас есть государство. Оно берет на себя социальное обеспечение. Это одна из наиболее важных его функций. С тем, чтобы знать, сколько понадобится денежных средств сейчас, проблем не возникает. А вот через год? Ладно, здесь цифры сильно не изменятся. А через десять лет? Тридцать? Пятьдесят? Чтобы дать ответы на эти вопросы, необходимо спрогнозировать то, какая ситуация будет. А более-менее достоверную информацию можно получить, только изучив то, что уже есть. Рассмотрим то же самое социальное обеспечение. Это довольно просто для моделирования и понятно даже для людей, не обладающих широкими познаниями. Горизонт прогнозирования - тридцать лет. Для ровного числа - 2050 год. Сколько пенсий необходимо будет выплачиваться тогда? В каком объеме можно будет это делать? Ведь те, кто сейчас работает (и только начинают) тогда будут выходить на пенсию и получать ее (или быть чрезвычайно близким к этому). При этом их на обеспечение возьмут современные студенты, школьники и детсадовцы, а также дети молодых специалистов. Труд и социальная защита различных слоев граждан тесно связаны с множеством факторов. Так, чтобы обеспечить выплату больших пенсий, необходимо обеспечить высокую рождаемость. Для этого необходимо продвигать соответствующие ценности и создавать необходимые условия.

    Как охарактеризировать любой процесс?

    Вне рамок рассмотренной выше классификации следует упомянуть о:

    1. Масштабности. Используется для измерения степени вовлеченности субъектов в данный процесс. При этом охват отдельных индивидов или социальных групп говорит о том, что исследует микроуровень. Если же изучаются культуры, этносы, народы, то это уже макроуровень. И наблюдателя необходимо переориентировать на принципиально другую систему координат.
    2. Направленности. Характеризируется вектором продвижения, выражает ориентацию на конкретный исход.
    3. Интенсивности. Выражается осознанием значимости результатов для участников, что вовлечены в процесс. Фактически это достигается благодаря общественной огласке, при освещении в СМИ, осознании глобальности последствий.
    4. Составе. Складывается из участников, их места в системе общественного разделения труда и социального расслоения.
    5. Характере. Проявляется в поведении субъектов, контролирующих и направляющих процесс. Он может быть вялым, стремительным, равномерным или формированным.

    О научном подходе

    Как изучаются социально-экономические процессы? Учеными выделяются такие элементы:

    1. Участники.
    2. Инициатор (субъект).
    3. Причины.
    4. Наблюдатель.

    Кто такие участники? Это все активные и пассивные члены общества, интересы которых затрагивают идущие изменения. По их численности и судят о масштабности, характере и уровне охвата. Инициатор - это участник, который располагает значительными ресурсами, которые позволяют поддерживать направленность и динамику социальных изменений. Обычно они могут существенно влиять на ход изменений для воспроизводства благоприятных условий и достижения ожидаемого результата. Следует отметить, что инициатор может выполнять свою роль не осознано. Причины - это то, что позволяет всем участникам процесса объединиться, выступая цементирующим основанием для того, чтобы отбросить все разногласия и начать работать над достижением установленной цели. Для тех, кто не понял, п.4 - это ученый, который непосредственно занят в изучении. По мнению самых наблюдателей, они являются наиболее весомым элементом для восприятия и оценки социально-экономических процессов. Следует отметить, что часто подобная точка зрения не лишена смысла. Ведь наблюдателями выступают (в идеале) ученые, специалисты и практики, которые могут сформулировать ключевые стандарты оценивания, измерения и регулирования. Благодаря им можно контролировать и моделировать ход событий.

    Процессы общественного реформирования в России свидетельствуют об интенсивном росте значимости социальных преобразований. Становится очевидным, что дальнейшее продвижение по пути становления цивилизованного рынка невозможно без решения накопившихся социальных проблем и противоречий, без функционирования отраслей социальной сферы. Большинство населения не готово эффективно действовать по новым правилам, нарастает его пассивность от реформаторских устремлений. Считалось, что вначале должны быть осуществлены экономические преобразования, а затем, когда экономика крепко встанет на ноги, очередь дойдет до человека. Однако вместо мобилизации, социальной энергии народа в огромных масштабах растрачивается его накопленный ранее интеллектуальный, духовный и физический потенциал.
    Невозможно изменить социальную ситуацию, создать прочную базу динамичного социально-политического и экономического развития без глубокого проникновения в существо, в подлинное содержание происходящих социальных процессов. Необходимо отказаться от стереотипов ведомственного «раскраивания» проблем, увидеть объемную картину макросоциального развития и те глубинные течения, которые вызывают к жизни опасные социальные бури.
    Сегодня жизненно необходима социальная доктрина развития и формирования российского общества с достойным образом жизни.
    Под социальной доктриной понимаются наиболее общие теоретик методологические представления об основах социальной политики в переходный период. Исходные положения социальной доктрины носят в значительной мере аксиоматический характер и служат, с одной стороны, созданию внутренне непротиворечивой конструкции, с другой - ее всесторонней органической согласованности с социальной реальностью.
    Оценивая складывающуюся в России ситуацию, следует подчеркнуть, что происходящие трансформации затрагивают самые глубинные основы общества в смысле смены моделей и регуляторов социальной деятельности. Функционирование хозяйственных субъектов переходит на рыночные рельсы, главная черта которых - частное предпринимательство и приватная собственность на средства производства. Разрушаются привычные нормы социальных отношений, происходит смена системы ценностей, отбрасываются прежние стереотипы, а новые еще только формируются. Так, эгалитарный принцип «равенства в нищете» большинство населения уже не принимает, но и складывающаяся поляризация доходов, вызывающая дезинтеграцию общества, в силу своих нерациональных масштабов не может восприниматься как социальная норма. Богатые и очень богатые («новые русские») оцениваются основной частью граждан преимущественно негативным образом.
    Существенные перемены касаются и официальной установки на ценность труда. Если в советском обществе труд рассматривался как первейшая ценность («дело доблести и геройства»), то сегодня позитивные начала труда - качество, квалификация, профессионализм - в значительной мере потеряли общественное признание. Стимулы к труду ослабли, в чем не последнюю роль в этом сыграли падение уровня заработной платы, ее неплатежи и неоправданная дифференциация. Одни группы населения довольно легко восприняли либерально демократическую систему ценностей, другие оказались не способными усвоить новое, утратив, таким образом, целостность ориентации, а третьи - в условиях возникшего идеологического противостояния - закрепили прежние ценности. В результате общество резко разделилось на три социальных слоя: один из них составляют адаптировавшиеся к переменам (примерно 15-20 % населения), другой - не только не адаптировавшиеся, но и не видящие своего места в них (так называемые аутсайдеры - около 25 %), а третий -промежуточный - пребывающие в состоянии неопределенности. Составляющие этот социальный пласт - явное большинство населения - стремятся приспособиться к рыночным условиям, но не могут пока выработать сколько-нибудь устойчивые модели своего социально экономического поведения. Между тем от того, в какой степени этот слой пополнит «адаптированных» либо «аутсайдеров», будет зависеть не только результат экономических преобразований, но и судьба общества в целом. Можно констатировать, что население страны вынужденно, зачастую не вполне осознавая этого (и испытывая острую ностальгию по утраченной стабильности), уже втягивается в процесс социальной трансформации.
    Очевидно, что социальная сфера должна быть адаптирована к рыночным условиям. Пока же она в значительной степени катится по рельсам командно-административной системы, включая все особенности ее распределительных отношений, а нарушения приобретают криминально-карикатурный характер.
    Рыночные отношения и инновационная специфика экономического роста в России требуют качественно новой рабочей силы, имеющей иные параметры физического, психического и социального здоровья, высокий интеллектуальный и образовательно-профессиональный потенциал, характеризующийся особыми нравственными принципами и ориентациями.
    Социальная парадигма исходит из того, что локомотивом экономического развития являются социальные группы, обладающие квалификационными и трудовыми возможностями, социальной активностью и мобильностью, способностью легально адаптироваться к сложившимся условиям и реализовать эффективные модели своей деятельности.
    Необходим крутой социальный маневр - радикальные социальные реформы, в результате которых социальная сфера в целом должна трансформироваться, перейдя последовательно на рыночные основы. Только в этом случае появится возможность разорвать «замкнутый круг», определяющий спираль «понижения» жизненного уровня. Социальное государство предполагает реализацию социальной справедливости и социальной солидарности, предусматривая солидарную ответственность поколений и сословий, когда богатые платят за бедных, здоровые - за больных, трудоспособные - за еще или уже нетрудоспособных.
    Оценивая результаты проведенных преобразований в социальном контексте, следует отметить, что от уже осуществленных реформ «выиграла» примерно лишь пятая часть населения, а остальные находятся по другую сторону «игры».
    Обострились и завязались в тугой узел острые социальные проблемы:
    бедность, нищета, эксклюзив отдельных групп, затронувшие не менее трети населения и получившие самые разные формы, включая «новых бедных», «феминизацию» бедности, «застойную» бедность, целые зоны бедности;
    социальное неравенство и несправедливость не только в части текущих доходов, но и применительно к накоплениям, жилищной обеспеченности, потреблению социально значимых благ и услуг, состоянию здоровья и уровню образования;
    сверхнизкая оплата и неплатежи уже заработанного препятствуют важнейшей экономической категории выполнять свои функции как главного элемента экономического механизма: экономическую, воспроизводственную, социальную и реформаторскую; замораживая минимальную заработную плату, власти не только воспроизводят несправедливость социальных отношений, но всеми возможными способами выражают пренебрежение к труду и его носителю, тормозя развитие физического и социального капитала, одновременно делая невыносимыми условия жизни людей; это постоянный источник стресса и депрессий, в котором находится 70 % населения; сдерживая динамику заработной платы, правительство препятствует развитию потребительского рынка, а следовательно - и экономики в целом;
    безработица дестабилизирует трудовой потенциал, разрушая его качество и возможности развития;
    обездоленность престарелого населения;
    кризис в отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное и социальное обслуживание), которая активно направляется в сторону маргинализации. Указанные проблемы не могли не отразиться на динамике населения: за 15 лет в результате естественной убыли Россия потеряла 11 млн человек, к сожалению, этот процесс продолжается.
    Состояние «износа» и «усталости» народа приводит к деформации генофонда страны, проходя опасные точки «невозврата». Что касается численности (количества) населения, то эту точку Россия уже пересекла в 1992 г., а в отношении качества постепенно приближается к опасной черте. Между тем конкуренция и инновационный характер экономического роста требуют качественно новой рабочей силы, чтобы соответствовать современным особенностям технологического развития.



    Различия процессов

    Положенный в основу классификации функциональный признак позволяет выделить социально-экономические и политические процес­сы. Особенностью этой классификации является то, что выделенные разновидности получают свою идентичность, благодаря сформирован­ному к ним интересу, отношению субъекта - наблюдателя процесса. Рассматривая процесс социальных изменений с различных сторон, наблюдатель наделает его особыми, не связанными друг с другом свой­ствами, признаками, обусловливающими необходимость рассмотре­ния с целью уяснения и прогноза некоторых тенденций, которые про­воцирует этот процесс.

    Социально-экономические и политические процессы - это изме­нения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, полити­ческой и экономической стабильности, условиях безопасности и пр. Функционирование обеих групп процессов исходит из общего корня, обусловленное комплексным характером социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими. Известный западный социолог Л. Гумплович (1838-1909) указывал на наличие двух фундаментальных, противоположных друг другу средств, при помощи которых человек добивается удовлетворения своих потребностей. Первое из них - труд, второе - грабеж или эксплуатация труда других. Первое - эко­номическое средство, второе - политическое. Несмотря на то, что в ис­тории человечества наличие социальной структуры не всегда предпо­лагало существования структуры политической, а именно - государства, внутренняя связь между сопровождающими формирование этих струк­тур процессами не вызывает сомнений.

    Особенностью социально-экономических процессов является их те­сная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъек­тов), крупных национально-государственных систем, регионов, кото­рая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений. В основе социально-экономических процес­сов лежит цикл «инновации-инвестиции», предопределяющий логи­ку развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из рассматриваемых уровней. Лежащая в основе этого цикла модель Н. Кон­дратьева предусматривает координацию двух глобальных экономиче­ских процессов - роста и упадка. Достигая максимума, тенденция ро­ста производства сменяется его снижением. Вместе с тем снижается объем инвестиций, что, в конечном счете, неизбежно приводит к сдер­живанию инновационных процессов. Снижение инновационной ак­тивности, вызывая сокращение эффективности производства, спо­собствует возникновению масштабных войн за передел ресурсов. Войны приводят к резкому повышению цен на продукцию и падению стоимо­сти рабочей силы, что вызывает стагнацию и создает благоприятные условия для инновационного прорыва.

    Непременным атрибутом политических процессов является изме­нение целеполагающего вектора социальных преобразований, заключа­ющееся во внедрении в общественную жизнь мероприятий, составляющих программную установку одной из влиятельных и организованных сил общества, какой является политическая партия или-общественное движение. В ходе своего развития общество ориентируется на от­дельных лидеров политического влияния, определяющих и аккумули­рующих колебания общественного мнения, его моральные и поведен­ческие стереотипы.

    Если основу социально-экономических процессов составляет цикл «инновации-инвестиции», а в политических - оппозиция «вызов-ре­акция».

    Особенностью социально-экономических процессов является их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений. В основе социально-экономических процессов лежит цикл «инновации-инвестиции», предопределяющий логику развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из рассматриваемых уровней. Лежащая в основе этого цикла модель Н. Кондратьева предусматривает координацию двух глобальных экономических процессов - роста и упадка. Достигая максимума, тенденция роста производства сменяется его снижением. Вместе с тем снижается объем инвестиций, что, в конечном счете, неизбежно приводит к сдерживанию инновационных процессов. Снижение инновационной активности, вызывая сокращение эффективности производства, способствует возникновению масштабных войн за передел ресурсов. Войны приводят к резкому повышению цен на продукцию и падению стоимости рабочей силы, что вызывает стагнацию и создает благоприятные условия для инновационного прорыва.

    Оппозиция «вызов-реакция» содержит комплекс непрерывно возникающих в обществе проблем, последовательно разрешающихся посредством проведения разного рода политических акций, реализации долгосрочных социальных проектов и программ, вооруженных конфликтов. Составляющие «вызов» проблемные ситуации имеют широкий общественный характер, будучи спровоцированными различными социальными изменениями. Попадая в орбиту общественного интереса, эти проблемы способствуют формированию в обществе организованных сил, ориентированных на разработку и реализацию мер, ведущих к разрешению этих проблем и созданию условий для нового общественного порядка.